Полярная правда. 1928, март
г ДБ 31 15 марта 1928 г. ШОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 РАБОЧАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ Почему из ремонта выходят плохие вагоны Производственное совещание у тяговиков На производственном совещании вагонного цеха при Депо стоял очень важный вопрос—об улучше нии качества вагонов, выпускаемых из ремонта. Этот вопрос оказался настолько больным, что на совеща нии вокруг него разгорелись боль шие споры. Кто же виноват в небрежном вы- пуске вагонов? Первыми % заговорили смазчики. Они винили слесарей. Слесаря ви нили медника. Медник в свою оче редь слесарей. Как известно, смазчик отправ ляется с поездом со станции Мур манск и, конечно все могущие про изойти в пути задержкиложатся виной на смазчика.Если же поинтересоваться по какой причине происходит задерж ка, то выяснится, что в большинстве случаев отцепливают вагоны из-за горения буксы. За это смазчикам дают выговора, снимают премии и т. д. Как будто бы совсем ясно, что всему виной смазчики. Но смазчики заявляют, что в этом виноваты слесаря. Слесаря не правильно ставят подшипники по осям, плохо делают подбивку буксам и не ставят жгутов, от чего полу чается угечка мазута. После такого обвинения высту пили слесаря и стали обвинять мед ника. Дескать, медник плохо зали вает подшипники, а от этого они недоброкачественные. А что касается подбивки букс— слесаря заверили, что делают они это хорошо, а что смазчики врут. Получил слово и медник. Он прямо заявил, что качество подшипников не улучшится до тех пор, пока не будет доставляться необходимый ма териал для них. Из за отсутствия олова медник вынужден делать по- лудку подшипников тем же бабитом, которым он заливает эти подшипники* Может ли после этого быть добро качественным подшипник? Конечно нет. К тому же бабит скверного качества и как тесто лезет из под груженного вагона. Выходит, что прав медник. — Вы, мол, спрашиваете у меня ВО подшипников—получайте 30. Спросите 50—получите 50. Но ка чества не сарашивайте. У слесарей обстоит дело точно также Подают в ремонт 100 ваго нов. Мастер говорит:—ребятки нужно к 4 часам обязательно Ребятки и торопятся. Подбивку кое как запра вили, о жгутах и думать забыли, а подшипники тоже; отодрали раш пилем и кое-как смазали. А что ка сается ударных приборов-то прошли, постучали и ладно. Вагончики го товы, получай мастер. А мастер, разметив мелком вагоны, благословит словом—и в путь—дороженьку го лубчики, до следующего свидания. Все это было вскрыто на произ водственном совещании. Выступала администрация. ТД, присутствовав ший на этом совещании, заявил по чему ему об этом до сих пор не сказали, что он, мол, до сих пор не был уведомлен о такой постановке дела. Выстуаал и УДР. После всего этого, что выясни лось, можно делать самые решитель ные выводы, и в первую очередь это должна сделать администрация. Если выяснилось, что небрежный ремонт вагонов происходит те только из-за небрежности работников, но и из-за отсутствия доброкачественного ма териала, то не следует экономить на олове и других материалах. Ибо эта экономия не оправдает тех про стоев, которые происходят из за небрежного выпуска вагонов. Тяговик. На рожек надейся, а сам не плошай — Эй, пускай. — Готово, черт... мать... мать... Такие окрики всегда можно услы шать на 7 и 8 околодке 9 участка Пути. А если полюбопытствовать— в чем же дело, то окажется, что происходит отправка поезда, но при очень печальных обстоятельствах. Ни у кого из сигнальщиков нет сигнальных рожков. Цоэтому при ходится надеяться на свою глотку, или же отчаянно размахивать руками. Бывает и так. Когда в пути про исходит задержка поезда, ПР никак не может уведомить сигнальщика; приходится посылать рабочего к нему с извещением. А поезд стоит 10—15 минут. Один ПР с горя додумался до того, что цриспособил порожнюю бутылку под сигнальный рожок Конечно, может быть это для 114-9 экономно, но отражается это на отправке поездов безусловно. Кто пригреет... На 1413 километре 7 околодка лежат забытые дековильныс вагон чики для земляных работ. Плохо что никто их %е подбирает. А летом они бы очень пригодились. Советуем ПЧ-9 приютить бес призорных. Ведь дешевле подобрать старые, чем сделать новые. Ш. Из предложений делегатов 5 окружного с'ездв проиыслово-потребкооперации Промысловое снаряжение, хлеб, тара и соль - прежде всего. — Пусть Севзапсоюз помнит, что «рыбаки не так богаты, чтобы покупать дешевые товары". — А снижение цен все-ж таки необходимо!— Надо положить нонец собезовщине и безконечному кредитованию. Делегаты предлагали конторе Сев* { Многие делегаты жаловались на запсоюза проводить более частое и невыполнение Мурманской конторой регулярное инструктирование коопе ративов, так как очень многие ко оперативы из за недостатка квали фицированных работников затягивали присылку отчетов и сильно запуты вали дела. Предлагали Севзапсоюзу позабо титься своевременным снабжением рыбацкого населения солью и тарой. В некоторых местах, по словам делегатов, Севзапсоюзом неполностью выполнен план завоза, отчего в не которых кооперативах был недоста ток белой муки, пшена, обуви и т. д. Некоторые из делегатов призы вали об'единенными силами бороться против конкуренции госорганизаций, сильно вздувающих цены на рыбо- заготовках. Делегаты настаивали на более жестких мерах при собирании с чле нов кооперативов задолженности и настаивали на отмене постановления, по которому суда кооперативов имеют право собирать от рыбаков-пайщиков рыбу только в своих районах. Делегаты предлагали также урав нять заготовительные цены, как на местах заготовок, так и в Мурманске. Севзапсоюза заявок на товары, а также на часто наблюдающуюся по сылку не вполне доброкачественных товаров. Не мало было разговоров о пони жении стоимости на целый ряд пред метов промыслового снаряжения, так как ныне существующие цены вы соки. Некоторые из делегатов приводили анекдотические факты о снабжении кооперативов валенками летом, а сапогами эимою и т. п. и настаи вали на том, чтобы контора Севзап союза при посылке товаров учиты вала сезон. Некоторые делегаты задавали с‘езду вопрос: — Как можно успешно проводить заготовку рыбы и одновременно взы скивать задолженность с рыбака? При этом добавляли, что как то, так и другое делать очень трудно: рыбаки несут продукты промысла нев кооператив, которому они должны, & в ту организацию, которая платит за товар наличными. Чего только у нас нет Чего только нет у рабочих в обще житии Жедлеса в Коле. Коек... нет. Воды... нет. Посуды для воды... нет. Когда усталые рабочие приезжают с лесозаготовок, им приходится со бирать на улице снег и растапли вать его на плите, или бежать по воду к речке. А много ли ее на* пасешь, если держать не в чей? Неужели администрация не по может рабочим? На завхоза Ганина надеяться нечего; обратились к нему рабочие насчет воды, а он дал со вет: можете ходить к речке. Лесоруб. Проспали... поезд Не подвернись ДС-у Тайболы со Разве виноват ДС, что этот снего- стрелочником Сусловым с вечера выпивка, возможно и не проспал бы ДС снегоочистителя, шедшего сюда на правах вспомогательного поезда. чиститель простоял 10 минут у се мафора. Надеемся, что выговора за такую халатность ДС не проспит. GeoiX . Врыбацкой Почему велика негра мотность среди лопарей " Одним В8 болышх вопросов школь ной работы в Ловозерском районе является малый охват школами де тей лоиарского населения. Большинство лопарского населевия —бедняцкое. П{>* от‘езде на зара ботки им праходится увоэнть с собой и детей. Так тянется ив года в год, так растет и неграмотность сред! лопарей. Другое больное место—это про пуски дней учащимися. Частые ре лигиозные праздники тормозят ра боту шаол. Третий серьезный недостаток не одновременная явка учащахся в ш?олу и короткое пребывание в школе детей. Все это возможно устранять через постробку интернатов в Ивановке и Лововеро для лопарских детей, помочь бедняцким семьям в снебжен?и ре бят одежной и обувью. , Уч. Л Я. иоленеводческойдеревне „Так в старину солили деды“ ... Еще о рационализации засолки трески Тысячи промышленников-рыбаков заняты на Мурмане ловлей трески. Половина РСФСР питается этой дешевой и питательной рыбой. Плохо только то, что треска заса ливается старыми дедовскими спо собами, которые сильно влияют на качество и ценность рыбы. Рыбаки долго задерживают засолку рыбы, небрежно разделывают ее, при перевозке складывают в грязные трюмы и не заботятся о санитарных условиях при погрузке и выгрузке. В результате всех этих недостат ков, треска приобретает острый, не приятный запах и, конечно, каче ство рыбы значительно понижается. Рыбопромышленные организации сильно озабочены улучшением каче ства соленой рыбы; изыскиваются и частично применяются новые способы засолки и обработки, вводится меха- цизированная погрузка и разгрузка, приспособляются специальные здания для хранения и разделки рыбы. Но всего этого будет недостаточно, если сами рыбаки-промышленники не осо знают необходимости более береж ного и разумного отношения к вы ловленной продукции. Только при помощи рыбаков можно повысить качество трески, можно добиться того, что соленая треска утратит свой противный запах и, после этого, сильно повысится в цене. Перед переселение в тундру (Беседа с председателем Ловозерского кооператива т. Терентьевым) Большинство населения Ловозер ского района в настоящее время ЗАМЕТКИ КАРАНДАШЕЙ и о к я н ь г я 1. Наследие временны* вла стителей... Там, где Восточный берег воору жен туханой сиреной и огнями Святоновского маяка, на берегу иоканьгокой бухты расположена бывшая баэа временных властителей —англичан. Покрытые снегом коричневые камни, серые барак?, раврушенные ■ покоробившееся от времени и штормов, пристань, срывающаяся к берегу аккуратно проложенными мостками и две гордо вздымающкеся над скалистыми утесами мачты радио станции— это в есть Иоканьга... Памятная в годы гражданской войны английскими деревянными тюрьмами, впитавшими страдания, оборвавшими жизнь не одного десят ка рыбаков—жителей угрюмых бе регов Мурмана,— Иоканьга известна теперь радиостанцией. Серые тюремные бараки, с окнам* ванавешенными колючей проволокой, уныло съезжались от холода и бурь. Шагаю по этим комнатам, фанерные стены которых впитали былую боль трудящихся и издевательства времен ных властителей угрюмаго севера советской страны. Горы снега, гладко отшлифованные ветром, заполнил! теперь комнаты. Рыбак из Харловки, шагающий рядом сомкой, угрюмо бросает: — Да-а-а... Много тут нашего брата загублено... Об этом жз расказывают ряды братских могил, увенчанных грудой скалистых камней... Тут, на берегу Ледовитого океана, в каменистой вемле покоятся трупы растрелянных, замученных интервентами жителей рыбацких становищ я коммунистов. А над угрюмым влвдбищем, над досчатыми казематамг, черев ска листые утесы, смотрит в беспредель ную ширь океана памятник жертвам интервенции. Сложенный ив корич невых камней, увитый железными цепями с просвечивающей сквовь решетки красной материей, стоит он над бухтой, охраняя вечный покой бойцов революции. „Жертвам интервенции веч ная память" Так неписано на черной плитке, венчающей памятник. Моряки загра ничных судов, останавливающихся иногда и иоканьгской бухте, могут прочесть эти краткие слове, трепе щущие памятью о прошлом: они вырезаны также французскими, не мецкими и английскими буквами... А когда наступили сумерки, с утеса, отделяющего бухту от бе рега, вамигал маячный огонек, не решительно поглядывая на суровый гранитный памятник, впитавший в себя вечную память о погибши от руки временных властителей—интер вентов... 2. О те*, кто стережет опасность Теперь в Иоканьге имеется только два жилых дома. В одном живет смотритель створчатых огней, в другом— сотрудники радиостанции. Отдаленная от мира океаном, тундрой, скалистыми утесами, эта веболыная группка людей делает боль шое дело: охраняет кораблевождение на северных морях. На суровой обрывистой скале, за- сыианной снегом, вздымаются ввысь две тридцатипятеметровые радио мачты, соединяющие симметрично тянущиеся в воздухе провода. По отлогой горе взбираюсь к зданию станцаи. В хмурой комнате—машинное от деление. Тут расположено два керо синовых двигателя, которые обслу живают все аппараты радиостанции, находящиеся в рубке. Моторист раскачал руками махо вое колесо: из рубки сообщали, что надо отправить телеграмму.^ Моторист, улыбаясь говорит: — Вот так и ваводим двигатель рукеми, по кустарному... В равгар навигацаи, детом, дви гатель преходится эаводвть в день раз 25-30. А в рубке - комнате, напоминаю щей врачебный кабинет—находятся приемники, усилители и остальные радио-приборы, устанавливающие связь между плавающими судами к промысловыми пароходами и сушей.,. Начальник станци 1 , сидя 8а приемником, рассказывает: — Работаю тут год. Много труд ностей, не хватает работников, а многое надо еще привести в по рядок. Правда, Убекосевер, в чьем веде нии находится радиостанция, обеща ло с будущего года прибавить еще одного моторист», но пока... — Вот надо привести в порядок Аккумулятурную комнату,— говорит начрадистанции— а времени нет... Поканьгская станция снабжает— по телофону— концертами становища Восточного берега, вплоть до Рынды. — Скоро поставим в красном уголке усилитель— совсем будет хо рошо. А пока вдесь в рубке, слушаем ковцерты... При прощании начальник рации сообщает: — Видите на рейде стоит судно. Это норвежское судно. У них испортился мотор, мы им исправили его. Были они у нас в красном уголке. Завели потмфон—угостили моряков речью Ленине... Норвежцы остались очень довольны. ** * ...Шумят рвдиопровода, ветер играет на них, словно на струнах. Весть об опасности, пребывшая с промыслового судна или парохода, что плавают в океане, пробежит по этим проводам, дежурный радист в наушн&ках, вооруженный каранда шей запишет короткие слова. Чело век, всегда отбывающий вахту в радиорубке, стережет опасность... G. Фридман. находится на отхожих заработках по вывозке леса для Мурманской жел. дороги. В конце марта все работающие на лесозаготовках лопари, ижемцы и самоеды постепенно начнут воз вращаться в свои погосты и гото вится к от'езду в тундру для лет ней пастьбы оленей. Сейчас многие оленеводы имеют возможность посе щать находящиеся в тундре стада довольно часто, нокак только растает снег и тундра сделается трудно про ходимой, оленеводы принуждены бу дут на 8 месяцев, со всем своим се мейством, поселиться в тундре и проживать во временных жилищах— чумах. В конце мая оленеводы начнут собирать приплод и тогда за стада ми, в особенности за ; беременными самками, нужен будет особенно бди тельный надзор. г Понемногу йеневодческое насе ление Ловозерского района начинает готовиться к переселению в тундру. Чтобы существовать в течение 8 месяцев в тундре, надо запастись не только необходимым продоволь ствием, но также и инвентарем: па русиной и тюленьими шкурами для чумов, материейдля одежды, упряжью для олений и т. п. Всего этого в местном кооперативе нет. Купить негде. Мурманская контора Севзап союза должна снабдить оленевод- ческое население нужными предме тами, чтобы дать возможность ло парям и ижемцам заняться своим промыслом. Кроме того оленеводов сильно вол нует вопрос о предоставлении им 8-ми месячного кредита для закупки всего необходимого при столь дли тельном пребывании в тундре. I____
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz