Полярная правда. 1928, июнь
ЛБ 72 26 июня 1928 г ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 Р Н Б О Ч П Я Ж И З Н Ь Предложения железнодорожников правлению дороги Голос рабочих должен быть услышан На последнем открытом собрании коллективов ВКП(б) службы Тяги, Пути и Движения был поставлен доклад т. Разина об экономическом состоянии северного участка Мур манской желдороги и порта. По до кладу т. Разина собрание вынесло следующие предложения: В виду несвоевременной доставки строительных материалов правлением дороги и отпуска кредитов на строи тельство, мы имеем затяжку в ра ботах, непроизводительную затрату средств на содержание технического персонала и другие хозяйственные расходы; в то же время совершенно отсутствуют производители работ. Все вместе взятое может повлечь срыв намеченной строительной про граммы, как по порту, так и по ^железной дороге. Поэтому собрание предлагает правлению дороги при нять экстренные меры к изжитию отмеченных недостатков. Так как опыт прошлого показал, что постройка домов из сырого лесо материала часто бывает недоброка чественна и на много удорожает стоимость построек в свяэи с час тыми их ремонтами, собрание счи тает необходимым предложить прав лению дороги вэять твердую линию на заблаговременную заготовку лесо материалов. Необходимо также обра тить внимание на осушку участков, где предполагается постройка домов, для чего поставить вопрос перед соответствующими организациями о предоставлении дополнительного кре дита на данные работы. В целях пожарной безопасности новые дома должны быть обеспечены водопроводом. В течении текущего лета произ вести ремонт старых жилых домов, бараков и служебных сооружений. Имея в виду частые несчастные случаи из 8а технической неисправ ности пристанских путей и эсто кады, принять срочные меры к их исправлению. Решительно прекратить индиви дуальное распределение квартир со стороны членов жилищной комиссии. Всякое распределение квартир должно производиться на заседаниях послед ней. Собрание считает необходимым создать временную контрольную ко миссию по жилстроительству, с при влечением к данной работе секции итс. Необходимопринятиесоответствую щих мер к охране заготовленных дрзв и лесоматериалов по линии и в городе, как от пожара, так и от хищений. Возложить на администрацию от ветственность эа своевременную по становку дизеля на электростанции, обратив внимание на установку с технической стороны фундамента для последнего. И, наконец, последнее предложе ние: не допускать искажения со стороны администрации достигнутого соглашения с союзом по реформе зарплаты. Лебедка, кочегарка и машина— плохие няньки Не веилечерпательвице сЧерны- шевсквй» вместе с некоторыми м?.т- росами живут и их дети. Дети везде одинаковы, ьевде они любах пововнься, но во8ня на вен ^ лечерпательнице «Чернышевский» сопряжена с тяжелымипоследствиями. Дети бегают по палубе, взбегают в машинное отделение, в кочег»рку, хоронятся ва лебедки—и все это во время работы машин, когда непре рывно движутся цепи, когда от на- ле!шего толчка можно полететь под машину, а последняя моментально изувечит. Нужно беречь детей. Не только ро дители вх, во и командный состав вемлечерпательницы обязан принять предохранительные меры и не допу стить до увечья детей. Еще на днях мы имели случай, когда двое детей в порту полетели в котлован. Один ив них умер. На ша обязанность предупредеть несча стный случай. Люмис. Ученичество, которое ничего не дает На строительных работах Севгос- рыбтреста в группе плотников А. Суднова с февраля м-ца работают двое подростков—учеников. Ребята уже взрослые, работают давно, страстно желают получить квалифи кацию, но работа в артели постав лена так,что ничему не научишься. Ребята заняты исключительно на черной работе—на подноске досок и др. строительных материалов. А когда нет «черной! работы—-слоняются И8 конца в конец. Ученичество преследует подготовку квалифицированных работников.Этого мы в праве требовать и от артели Суднова. Свой. Споткнулись на кир пиче В 1927 году на 1379 километре железнодорожное начальство выст роило казарму. Работа все время шла нормально, а вот на кладке пе чей запнулись: никак не могут вы считать сколько потребуется кир пича. Еирпич валяется повсюду, а в тоже время рядом стоит пустующая кладовая. Кроме того при выгрузке кирпича больше 1000 штук его перекололи и он уже не годится для дела. Так хозяйничают наши бесхозяй ственные хозяйственники. Рабочий. Как весна обманула хозяйственников Хозяйственники торгсорта и Osp- исоолкома, поверив в то, что, если календарь показывает июнь, то зна чит весна, значит яркое горячее солнышко должно заменить все сред ства отопления, отдали приш: — Прекратить паровое отопление в здиниях торгпорта, Совторгфлота ■ Окрисполкома. Но мурманский клвм&т ело под шутил над хозяйственникам*, а боль ше всего над служащими э т и уч реждений. Стоят холода, служащие кутаются в пальто i мех'; вместо работы, приплясывают для того, что бы согреться. С. Уласьев и Е. Лапина. МДЛЕНЬКИИ ФЕЛЬЕТОН Г ений из У м б ы Бытовые рыбацкие артели на Иурмаие I. Артельное начало в рыбац ком промысле Ни в одном ив промыслов и за нятий, так называемого, сельского населения на севере не распростра нены так широко и крепко артель ные об'единения работников-промыш- ленников, как в морском рыболов- еом промысле. Для успешного промысла в море необходимо хорошее и мощное судно, большая I дорогая снасть, вдоровая, крепкая м значительная рабочая си ла. Только не многие семьи обладают большим вапасом рабочей силы и до статочными средствами для обзаведе ния хорошей посудой и снастью. Недостаток в рабочей силе и ору диях промысла с давних пор побу дил отдельные промысловые семьи об'единиться в артели, выделяя в нее членов своей семьи в качестве работников и внося необходимый промыоловый инвентарь. Что было не под силу одной маломощной семье, то становилось посильным для двух, трех, четырех таких же семей. Та ким путем образовались издавна ры бацкие артели мурманских пришлых промышленников Образованию та ких артелей способствовало еще то, что у промышленников было не толь ко одно ванятие рыболовство: на ме стах их жительства в поморье у них были постоянные жилища, скот, рав ные промысле, для чего также не обходимо было иметь в реверве ра ботников; другими словами—семья не могла уходить на промысел в пол ном составе своих работников. Артели зти обычно немногочисле- ны: 2—3—4 человека—редко бы вает больше. Органивующим центром такой артели является судно. В настоящее время стали возни кать уже большие рыбацкие артели. Вокруг моторных ботов группиру ются уже по 6—6—8 (и даже боль ше) хозяйств. Ив бытовых, неиме- ] ющвх писаных договоров и уставов, нкгде не регистрированных, некото рые крупные артели превратились в юридические, имеющие устав, трудо вые об'единения. Насколько внедрилось артель ное начало в мурманский рыболов ный промысел— интересные дан ные дают материалы, полученные пе реписью 1926 года, ныне закончен ные разработкой. II. Артели, семьи и едино личники В 1926 году на Мурмане про мышляло Бсего 723 предарвятия пришлых рыбаков, с 711 своими про мысловыми судами и 2429 человек рыбаков. В этом числе 625 предпрхя- тиВ было арильных и т о л ь е о 97 се мей и единоличников. Другими сло вами, около 87 проц. рыбацких пред приятий было предприятаями артель ными. Артелям принадлежало 87% всего количества судов пришлого ры бачества и 88 проц. снасти (тюков яруса). III. Как распределяются арте ли по отдельным становищам В 1926 году пришлые рыбаки не ходили на Западный Мурман, все они, за ничтожным исключением, про мышляли на востоке. На острове Кильдине их было 38 артелей, в Мвло-Оленье—68, Териберке—102, в Гаврилове—139, в Шельпино, Тря- щине и ЗахребетноВ—84, в Рынде- 79 артелей, в Золотой и Харловке— 63, в Восточной Лице—52. Встанови щах Гаврилово и Рында только 7°/0 рыбацких предприятий не принадле жало арклям. IV. Откуда приходят рыбаки на Мурман Наибольшую массу пришлых ры баков в 1926 году составляли рус ские, ив автономной Карельской рес публик!. Их всего было 1517 чело век, составлявших 435 рыбацки предприятий, при 417 посудинах. Гений и таланты не всегда встре чают немедленное признание совре менников. Знаменитый американский поэт Уот Уитмен до старости ски тался и бродяжничал в поисках куска хлеба и признания; величай ший английский драматург Шек спир, при жизни подвизался на под мостках дешевого театра и был оце нен спустя много лет после его смерти; талантливый русский поэт— волжанин Ширяевец, служил в кон торе и умер в нищете и т. д. После этого совсем неудивительно, что имя Бузьмина, управляющего Умбским лесопильным заводом, еще неизвестно широким кругам совет ской общественности. А между тем сделанный им вклад в дело рацио нализации управленческого аппарата вызывает глубокий и заслуженный интерес. Пытливый ум Кузьмина давно бился над вопросом оживления скуч ной и утомительной процедуры чте ния служебных бумаг и наложения резолюций. И он нашел новые пути. Начканц и прочие чины главной конторы ежедневно обязаны вслух прочитывать подаваемые эаву на подпись служебные бумаги, а раз неженный зав сидя в кресле наслаж дается и налагает резолюции. Надо полагать, что при подборе служащих для Умбского лесопильного завода, отныне решающую роль будет играть хорошо поставленный голос и чет кая дикция. Желателен звучный, но мягкий баритон! Мы внаем случаи, когда наиболее сознательные работники отказыва лись от бессмысленной и унизитель ной процедуры, но нашлись слабые духом и доклады продолжаются. И все это делается торжественно и важно с сознанием чувствасобствен ного достоинства! Изобретатель Кузьмин уверяет, что так «во всех Наркоматах> де лается. Может быть, мы не возра жаем и поверим Кузьмину на слово. Но в скромной Умбе не без основа ния считают это проявлением само дурства и бюрократической благо глупости, свойственной сему талат- ливому администратору. Мы не го ворим уже о том, что этот зав. за ставляет служащих конторы носить в служебное время бумаги для под писи на квартиру. Видите ли, Кузь мин считает, что „проработка от дельных вопросов требует усидчиво сти, чего сидя в конторе не имеешь". Как опыт рекомендуем Кузьмину работать стоя: если нет усидчивости, то может устойчивость явиться. Ах, Кузьмин, Кузьмин, не доведет вас до добра эта рационализация! Вреден для вас умбский воздух и не лучше ли вам заранее переехать в Москву—меньше будет соблазна заводским рабочим и служащим. По садят вас там в Наркомат и рабо тайте на здоровье. Там иные гори зонты, там для чтения служебных бумаг в) время доклада вы могли бы пригласить артистов из академи ческой оперы. Да мало ли что можно из брести талантливому человеку в большом городе. Подумайте над этим! А мы, признаться, таким пере ездам не завидуем. Кто знает, что ждет вас в иных местах и нужны ли там умбские гении и таланты. Вспомеите поэта справедливо заме тившего на сей случай: . . . «Увы. Неприятно с местечек солидных, Из хороших казенных квартир. Вдруг, без всяких причин благо видных, Удаляться в неведомый мир». И. Милов. Итоги работыФильтровочного завода Севзапсоюза Среди предприятий, артелей было 89 проц. Следующую по величине массу составляют поморы Архангель ской губернии: ив них было 751 че ловек при 250 судах. 83 проц. со ставляли артели. Выходцы из Каре лии, таким обравом, составляли 62,5 проц. всего числа пришлых ры баков, из Архангельской губернии было 35 проц, остальные были ив Сеееро-Двинской губернии и других мест. Ив всего числа пришлых артелей 61 проц. приходился на Карелию м 82 проц. на Архангельскую губер нию. Будущее кустарного треско вого промысла Не приведенного видно, что в ос нову организации кустарного треско вого промысла с давних пор зало жено кооперативное (артельное) на чало. Правда, трудовые об'единения рыбаков пока еще представляют со бой очевь малые ячейки, потону что величина этих ячеек определяется величвной того промыслового судна, вокруг которого они объединяются. Еустарный рыбный промысел не смотря на многовековое существова ние еще далеко не достиг своего полного раввЕтия. В будущем добыча его может возрасти рава в 3—4. Но возрасти она может, при условен по степенной и полной вамены совре менного мелкого парусного рыбацкого флота более врупным парусно-мотор ным, а также при условии большего рввделениа труда, лучшей обработки продукта, большем использовании сырца и прочих сопутствующих раз витию обстоятельствах. Переход к более совершенной ор ганизации кустарного промысла не избежно вывовет в жввни и более мощные трудовые рыбацкие об'еди- яення, которые ваменят собой су ществующие в течении веков мел кие артели. В. Алымов. До постройки завода весь жир, до бываемый кооперацией на Мурмане, отправлялся в Архангельск для фильтровки, что вызывало лишние расходы и удорожало стоимость его. В 1926 году кооперацией было при- ступлено к постройке завода в Мур манске, постройка которого закон чена в конце октября месяца и с этого времени началась фильтровка жира на последнем. Результат работы первого года показал, что при наличии пропуск ной способности до 2,000 кгр. в сутки, последнийперерабатывал лишь 550—650 кгр. в сутки, или же ва весь сеэон 50.000 кгр., что является ненормальным, учитывая произве денные затраты на сооружение дан ного вавода. Причина этого заключается в не достаточной энергии городской эле ктростанции, не могущей дать энер гии в достаточном количестве для работы моторов на заводе. Из sa этого завод вынуждев был отказаться от принятия продукцви других ор ганизаций. Результат работы завода ва 1926- 27 год заставил дооборудовать по следний своей силовой установкой, дабы не зависеть от городской эле ктростанции. Дооборудование произ ведено и в настоящее время завод в полной готовности принять продук цию, добываемую на Мурмане, для переработки. В этом году завод переработал 56.000 кгр. продукции, заготовлен ной исключительно низовой сетью кооперации. Пропускная способность завода при 8-часовом рабочем дне 800 кгр,, при двух сменах 1.600 кгр., что составит при зимней 8-месячной ра боте завода 300 тонн. Вся продукция жира кустарного промысла, добываемая на Мурмане, выражается в 619 тонн, что дает право поставить очередную задачу перед заводом полной нагрузки по следнего сырьем. Основная причина в недогрузке завода сырьем заключается в стрем лении заготовительных организаций профильтровать сырье своими сред ствами (например организация филь тровочного завода Желрыбой) — с одной стороны, и недостаточно пра вильное ведение хозяйства Севзап- союзом (например себестоимость филь тровки 35 к. кгр.)—с другой, также повлияли на продуктивность завода. Мы не можем затрачивать значи тельные средства на промысловые предприятия по отдельным органи зациям, в то время, как у нас имеется завод Севзапсоюза, могущий переработать всю продукцию Мур- мана. В то же время Севзапсоюзу сле дует позаботиться о надлежащей по становке дела. А. М. НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ Для ни* закон не писан Существует положение, по кото- | препятствие: билетная касса была рому пассажиры, опоздавшие при отходе поезда взять железнодорожный билет, обращаются к начальнику станции и тот выдает опоздавшим талончики. В этих талончиках ука зывается от какой и до какой стан ции пассажир едет. При поверке билетов пассажиры нред'являют вти талончики и контроль взимает с них плату эа проезд без наложения штрафа. Но это узаконенное положение вы полняется не везде и не всегда. Для примера сообщим такой слу чай: трое мурманских жителей т. т. Даудэ, Абросимов иЕлчанинов ездили в Колу на рыбную ловлю. Когда эти граждане захотели возвратиться об ратно И8 Волы в Мурманск, то на пути своем вотретили неожиданное закрыта. Рыболовы обратились к дежурному по станции—Пахомову. — Я не обязан для вас бегать и выдавать билеты,—ощетинился на просителей Пахомов и, больше не сказавши ни слова, ушел. Поезд тронулся и рыболовы, с разрешения кондуктора, поехали в Мурманск. Через несколько минут явился главный кондуктор и заявил, что с безбилетчиков полагается штраф. Несмотря на протесты, Ел чанинов и Даудэ были арестованы и по прибытию поезда в Мурманск направлены в дежурную ТОГПУ. Чтобы избавить пассажиров от мытарств и неприятностей, надо как следует одернуть администраторов— волокитчиков. } L
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz