Полярная правда. 1928, июнь

ЛБ 72 26 июня 1928 г ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 Р Н Б О Ч П Я Ж И З Н Ь Предложения железнодорожников правлению дороги Голос рабочих должен быть услышан На последнем открытом собрании коллективов ВКП(б) службы Тяги, Пути и Движения был поставлен доклад т. Разина об экономическом состоянии северного участка Мур­ манской желдороги и порта. По до­ кладу т. Разина собрание вынесло следующие предложения: В виду несвоевременной доставки строительных материалов правлением дороги и отпуска кредитов на строи­ тельство, мы имеем затяжку в ра­ ботах, непроизводительную затрату средств на содержание технического персонала и другие хозяйственные расходы; в то же время совершенно отсутствуют производители работ. Все вместе взятое может повлечь срыв намеченной строительной про­ граммы, как по порту, так и по ^железной дороге. Поэтому собрание предлагает правлению дороги при­ нять экстренные меры к изжитию отмеченных недостатков. Так как опыт прошлого показал, что постройка домов из сырого лесо­ материала часто бывает недоброка­ чественна и на много удорожает стоимость построек в свяэи с час­ тыми их ремонтами, собрание счи­ тает необходимым предложить прав­ лению дороги вэять твердую линию на заблаговременную заготовку лесо материалов. Необходимо также обра тить внимание на осушку участков, где предполагается постройка домов, для чего поставить вопрос перед соответствующими организациями о предоставлении дополнительного кре­ дита на данные работы. В целях пожарной безопасности новые дома должны быть обеспечены водопроводом. В течении текущего лета произ­ вести ремонт старых жилых домов, бараков и служебных сооружений. Имея в виду частые несчастные случаи из 8а технической неисправ­ ности пристанских путей и эсто­ кады, принять срочные меры к их исправлению. Решительно прекратить индиви­ дуальное распределение квартир со стороны членов жилищной комиссии. Всякое распределение квартир должно производиться на заседаниях послед­ ней. Собрание считает необходимым создать временную контрольную ко­ миссию по жилстроительству, с при­ влечением к данной работе секции итс. Необходимопринятиесоответствую­ щих мер к охране заготовленных дрзв и лесоматериалов по линии и в городе, как от пожара, так и от хищений. Возложить на администрацию от­ ветственность эа своевременную по­ становку дизеля на электростанции, обратив внимание на установку с технической стороны фундамента для последнего. И, наконец, последнее предложе­ ние: не допускать искажения со стороны администрации достигнутого соглашения с союзом по реформе зарплаты. Лебедка, кочегарка и машина— плохие няньки Не веилечерпательвице сЧерны- шевсквй» вместе с некоторыми м?.т- росами живут и их дети. Дети везде одинаковы, ьевде они любах пововнься, но во8ня на вен ^ лечерпательнице «Чернышевский» сопряжена с тяжелымипоследствиями. Дети бегают по палубе, взбегают в машинное отделение, в кочег»рку, хоронятся ва лебедки—и все это во время работы машин, когда непре­ рывно движутся цепи, когда от на- ле!шего толчка можно полететь под машину, а последняя моментально изувечит. Нужно беречь детей. Не только ро­ дители вх, во и командный состав вемлечерпательницы обязан принять предохранительные меры и не допу­ стить до увечья детей. Еще на днях мы имели случай, когда двое детей в порту полетели в котлован. Один ив них умер. На­ ша обязанность предупредеть несча­ стный случай. Люмис. Ученичество, которое ничего не дает На строительных работах Севгос- рыбтреста в группе плотников А. Суднова с февраля м-ца работают двое подростков—учеников. Ребята уже взрослые, работают давно, страстно желают получить квалифи­ кацию, но работа в артели постав­ лена так,что ничему не научишься. Ребята заняты исключительно на черной работе—на подноске досок и др. строительных материалов. А когда нет «черной! работы—-слоняются И8 конца в конец. Ученичество преследует подготовку квалифицированных работников.Этого мы в праве требовать и от артели Суднова. Свой. Споткнулись на кир­ пиче В 1927 году на 1379 километре железнодорожное начальство выст­ роило казарму. Работа все время шла нормально, а вот на кладке пе­ чей запнулись: никак не могут вы­ считать сколько потребуется кир­ пича. Еирпич валяется повсюду, а в тоже время рядом стоит пустующая кладовая. Кроме того при выгрузке кирпича больше 1000 штук его перекололи и он уже не годится для дела. Так хозяйничают наши бесхозяй­ ственные хозяйственники. Рабочий. Как весна обманула хозяйственников Хозяйственники торгсорта и Osp- исоолкома, поверив в то, что, если календарь показывает июнь, то зна­ чит весна, значит яркое горячее солнышко должно заменить все сред­ ства отопления, отдали приш: — Прекратить паровое отопление в здиниях торгпорта, Совторгфлота ■ Окрисполкома. Но мурманский клвм&т ело под­ шутил над хозяйственникам*, а боль­ ше всего над служащими э т и уч­ реждений. Стоят холода, служащие кутаются в пальто i мех'; вместо работы, приплясывают для того, что­ бы согреться. С. Уласьев и Е. Лапина. МДЛЕНЬКИИ ФЕЛЬЕТОН Г ений из У м б ы Бытовые рыбацкие артели на Иурмаие I. Артельное начало в рыбац­ ком промысле Ни в одном ив промыслов и за­ нятий, так называемого, сельского населения на севере не распростра­ нены так широко и крепко артель­ ные об'единения работников-промыш- ленников, как в морском рыболов- еом промысле. Для успешного промысла в море необходимо хорошее и мощное судно, большая I дорогая снасть, вдоровая, крепкая м значительная рабочая си­ ла. Только не многие семьи обладают большим вапасом рабочей силы и до­ статочными средствами для обзаведе­ ния хорошей посудой и снастью. Недостаток в рабочей силе и ору­ диях промысла с давних пор побу­ дил отдельные промысловые семьи об'единиться в артели, выделяя в нее членов своей семьи в качестве работников и внося необходимый промыоловый инвентарь. Что было не под силу одной маломощной семье, то становилось посильным для двух, трех, четырех таких же семей. Та­ ким путем образовались издавна ры­ бацкие артели мурманских пришлых промышленников Образованию та­ ких артелей способствовало еще то, что у промышленников было не толь­ ко одно ванятие рыболовство: на ме­ стах их жительства в поморье у них были постоянные жилища, скот, рав­ ные промысле, для чего также не­ обходимо было иметь в реверве ра ботников; другими словами—семья не могла уходить на промысел в пол­ ном составе своих работников. Артели зти обычно немногочисле- ны: 2—3—4 человека—редко бы­ вает больше. Органивующим центром такой артели является судно. В настоящее время стали возни­ кать уже большие рыбацкие артели. Вокруг моторных ботов группиру­ ются уже по 6—6—8 (и даже боль­ ше) хозяйств. Ив бытовых, неиме- ] ющвх писаных договоров и уставов, нкгде не регистрированных, некото­ рые крупные артели превратились в юридические, имеющие устав, трудо­ вые об'единения. Насколько внедрилось артель­ ное начало в мурманский рыболов­ ный промысел— интересные дан ные дают материалы, полученные пе­ реписью 1926 года, ныне закончен­ ные разработкой. II. Артели, семьи и едино­ личники В 1926 году на Мурмане про­ мышляло Бсего 723 предарвятия пришлых рыбаков, с 711 своими про­ мысловыми судами и 2429 человек рыбаков. В этом числе 625 предпрхя- тиВ было арильных и т о л ь е о 97 се­ мей и единоличников. Другими сло­ вами, около 87 проц. рыбацких пред­ приятий было предприятаями артель­ ными. Артелям принадлежало 87% всего количества судов пришлого ры­ бачества и 88 проц. снасти (тюков яруса). III. Как распределяются арте­ ли по отдельным становищам В 1926 году пришлые рыбаки не ходили на Западный Мурман, все они, за ничтожным исключением, про­ мышляли на востоке. На острове Кильдине их было 38 артелей, в Мвло-Оленье—68, Териберке—102, в Гаврилове—139, в Шельпино, Тря- щине и ЗахребетноВ—84, в Рынде- 79 артелей, в Золотой и Харловке— 63, в Восточной Лице—52. Встанови­ щах Гаврилово и Рында только 7°/0 рыбацких предприятий не принадле­ жало арклям. IV. Откуда приходят рыбаки на Мурман Наибольшую массу пришлых ры­ баков в 1926 году составляли рус­ ские, ив автономной Карельской рес­ публик!. Их всего было 1517 чело­ век, составлявших 435 рыбацки предприятий, при 417 посудинах. Гений и таланты не всегда встре­ чают немедленное признание совре­ менников. Знаменитый американский поэт Уот Уитмен до старости ски­ тался и бродяжничал в поисках куска хлеба и признания; величай­ ший английский драматург Шек­ спир, при жизни подвизался на под­ мостках дешевого театра и был оце­ нен спустя много лет после его смерти; талантливый русский поэт— волжанин Ширяевец, служил в кон­ торе и умер в нищете и т. д. После этого совсем неудивительно, что имя Бузьмина, управляющего Умбским лесопильным заводом, еще неизвестно широким кругам совет­ ской общественности. А между тем сделанный им вклад в дело рацио­ нализации управленческого аппарата вызывает глубокий и заслуженный интерес. Пытливый ум Кузьмина давно бился над вопросом оживления скуч­ ной и утомительной процедуры чте­ ния служебных бумаг и наложения резолюций. И он нашел новые пути. Начканц и прочие чины главной конторы ежедневно обязаны вслух прочитывать подаваемые эаву на подпись служебные бумаги, а раз­ неженный зав сидя в кресле наслаж­ дается и налагает резолюции. Надо полагать, что при подборе служащих для Умбского лесопильного завода, отныне решающую роль будет играть хорошо поставленный голос и чет­ кая дикция. Желателен звучный, но мягкий баритон! Мы внаем случаи, когда наиболее сознательные работники отказыва­ лись от бессмысленной и унизитель­ ной процедуры, но нашлись слабые духом и доклады продолжаются. И все это делается торжественно и важно с сознанием чувствасобствен­ ного достоинства! Изобретатель Кузьмин уверяет, что так «во всех Наркоматах> де­ лается. Может быть, мы не возра­ жаем и поверим Кузьмину на слово. Но в скромной Умбе не без основа­ ния считают это проявлением само­ дурства и бюрократической благо глупости, свойственной сему талат- ливому администратору. Мы не го­ ворим уже о том, что этот зав. за­ ставляет служащих конторы носить в служебное время бумаги для под­ писи на квартиру. Видите ли, Кузь­ мин считает, что „проработка от­ дельных вопросов требует усидчиво­ сти, чего сидя в конторе не имеешь". Как опыт рекомендуем Кузьмину работать стоя: если нет усидчивости, то может устойчивость явиться. Ах, Кузьмин, Кузьмин, не доведет вас до добра эта рационализация! Вреден для вас умбский воздух и не лучше ли вам заранее переехать в Москву—меньше будет соблазна заводским рабочим и служащим. По­ садят вас там в Наркомат и рабо­ тайте на здоровье. Там иные гори­ зонты, там для чтения служебных бумаг в) время доклада вы могли бы пригласить артистов из академи­ ческой оперы. Да мало ли что можно из брести талантливому человеку в большом городе. Подумайте над этим! А мы, признаться, таким пере­ ездам не завидуем. Кто знает, что ждет вас в иных местах и нужны ли там умбские гении и таланты. Вспомеите поэта справедливо заме­ тившего на сей случай: . . . «Увы. Неприятно с местечек солидных, Из хороших казенных квартир. Вдруг, без всяких причин благо­ видных, Удаляться в неведомый мир». И. Милов. Итоги работыФильтровочного завода Севзапсоюза Среди предприятий, артелей было 89 проц. Следующую по величине массу составляют поморы Архангель­ ской губернии: ив них было 751 че­ ловек при 250 судах. 83 проц. со­ ставляли артели. Выходцы из Каре­ лии, таким обравом, составляли 62,5 проц. всего числа пришлых ры­ баков, из Архангельской губернии было 35 проц, остальные были ив Сеееро-Двинской губернии и других мест. Ив всего числа пришлых артелей 61 проц. приходился на Карелию м 82 проц. на Архангельскую губер­ нию. Будущее кустарного треско­ вого промысла Не приведенного видно, что в ос­ нову организации кустарного треско­ вого промысла с давних пор зало­ жено кооперативное (артельное) на­ чало. Правда, трудовые об'единения рыбаков пока еще представляют со­ бой очевь малые ячейки, потону что величина этих ячеек определяется величвной того промыслового судна, вокруг которого они объединяются. Еустарный рыбный промысел не­ смотря на многовековое существова­ ние еще далеко не достиг своего полного раввЕтия. В будущем добыча его может возрасти рава в 3—4. Но возрасти она может, при условен по­ степенной и полной вамены совре­ менного мелкого парусного рыбацкого флота более врупным парусно-мотор­ ным, а также при условии большего рввделениа труда, лучшей обработки продукта, большем использовании сырца и прочих сопутствующих раз­ витию обстоятельствах. Переход к более совершенной ор­ ганизации кустарного промысла не­ избежно вывовет в жввни и более мощные трудовые рыбацкие об'еди- яення, которые ваменят собой су­ ществующие в течении веков мел­ кие артели. В. Алымов. До постройки завода весь жир, до­ бываемый кооперацией на Мурмане, отправлялся в Архангельск для фильтровки, что вызывало лишние расходы и удорожало стоимость его. В 1926 году кооперацией было при- ступлено к постройке завода в Мур манске, постройка которого закон­ чена в конце октября месяца и с этого времени началась фильтровка жира на последнем. Результат работы первого года показал, что при наличии пропуск­ ной способности до 2,000 кгр. в сутки, последнийперерабатывал лишь 550—650 кгр. в сутки, или же ва весь сеэон 50.000 кгр., что является ненормальным, учитывая произве­ денные затраты на сооружение дан­ ного вавода. Причина этого заключается в не­ достаточной энергии городской эле­ ктростанции, не могущей дать энер­ гии в достаточном количестве для работы моторов на заводе. Из sa этого завод вынуждев был отказаться от принятия продукцви других ор­ ганизаций. Результат работы завода ва 1926- 27 год заставил дооборудовать по­ следний своей силовой установкой, дабы не зависеть от городской эле­ ктростанции. Дооборудование произ­ ведено и в настоящее время завод в полной готовности принять продук­ цию, добываемую на Мурмане, для переработки. В этом году завод переработал 56.000 кгр. продукции, заготовлен­ ной исключительно низовой сетью кооперации. Пропускная способность завода при 8-часовом рабочем дне 800 кгр,, при двух сменах 1.600 кгр., что составит при зимней 8-месячной ра­ боте завода 300 тонн. Вся продукция жира кустарного промысла, добываемая на Мурмане, выражается в 619 тонн, что дает право поставить очередную задачу перед заводом полной нагрузки по­ следнего сырьем. Основная причина в недогрузке завода сырьем заключается в стрем­ лении заготовительных организаций профильтровать сырье своими сред­ ствами (например организация филь­ тровочного завода Желрыбой) — с одной стороны, и недостаточно пра­ вильное ведение хозяйства Севзап- союзом (например себестоимость филь­ тровки 35 к. кгр.)—с другой, также повлияли на продуктивность завода. Мы не можем затрачивать значи­ тельные средства на промысловые предприятия по отдельным органи­ зациям, в то время, как у нас имеется завод Севзапсоюза, могущий переработать всю продукцию Мур- мана. В то же время Севзапсоюзу сле­ дует позаботиться о надлежащей по­ становке дела. А. М. НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ Для ни* закон не писан Существует положение, по кото- | препятствие: билетная касса была рому пассажиры, опоздавшие при отходе поезда взять железнодорожный билет, обращаются к начальнику станции и тот выдает опоздавшим талончики. В этих талончиках ука­ зывается от какой и до какой стан­ ции пассажир едет. При поверке билетов пассажиры нред'являют вти талончики и контроль взимает с них плату эа проезд без наложения штрафа. Но это узаконенное положение вы­ полняется не везде и не всегда. Для примера сообщим такой слу­ чай: трое мурманских жителей т. т. Даудэ, Абросимов иЕлчанинов ездили в Колу на рыбную ловлю. Когда эти граждане захотели возвратиться об­ ратно И8 Волы в Мурманск, то на пути своем вотретили неожиданное закрыта. Рыболовы обратились к дежурному по станции—Пахомову. — Я не обязан для вас бегать и выдавать билеты,—ощетинился на просителей Пахомов и, больше не сказавши ни слова, ушел. Поезд тронулся и рыболовы, с разрешения кондуктора, поехали в Мурманск. Через несколько минут явился главный кондуктор и заявил, что с безбилетчиков полагается штраф. Несмотря на протесты, Ел­ чанинов и Даудэ были арестованы и по прибытию поезда в Мурманск направлены в дежурную ТОГПУ. Чтобы избавить пассажиров от мытарств и неприятностей, надо как следует одернуть администраторов— волокитчиков. } L

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz