Полярная правда. 1928, июнь
££ 69 19 июня 1928 г П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 2 _____________ Протестрабочихпротивпостройкицеркви К борьбе против религии призываем всех трудящихся Общее собрание членов союзавод ников заявляет категорический про тест против затеи мизерной кучки торговцев и их приспешников, во главе с бездельниками и агитато рами по антисоветской линии —по пами, которые пытаются навязать трудящимся постройку церкви—этот очаг массового угнетения трудовых масс. На одиннадцатом году революции незначительная часть лиц, при по мощи антисоветского элемента извне, находит смелость на изыскание но вых методов одурачивания трудя щихся. Мурманск— исключитель ный город в СССР, в которомнет убежища для открытой атаки про тив трудящихся, а поэтому, дабы стоять на высоте, мы все, как один, должны подать свой голоспротеста против отвода участка под церковь. Водники на опыте знают, что их жизнь не зависит от бога, а исклю чительно от своей ловкости, смело сти, энергии и современной техники. Среди нас нет никого, кто бы верил в бога. Поэтому призываем всех бо роться против религии и ее при спешников. Наряду с этим, общее собрание членов союза водников предлагает месткому развернуть широкую ра боту по сбору средств на самолет „Безбожник", который должен пойти в атаку против поповских сказок и религиозного дурмана. (Резолюция принята единогласно на общем собрании членов союза водников 15 июня с/г.). Постройка церкви не может бытЁГ проведена против воли трудящихся Общее собрание служащих прези диума ОКРИК'а, Статотдела, Окр- торга и Госбанка, в количестве 30 человек, заслушав сообщение о том, что кучка церковников, ведет в го роде агитацию и сборы средств на постройку в Мурманске церкви, еди ногласно постановило: Решительно протестовать против разрешения в городе Мурманске по стройки церкви, являющейся симво лом вековечного невежества и затем нения трудового народа, оснорбля ющего гражданские чувства трудящихся. Постройка церкви, организуемая ничтожной кучкой верующих, не встретит никакого сочуствия со сто роны широчайших масс рабочих и служащих г. Мурманска и не мо жет быть проведена против их воли. В виду того, что, как выяснилось, постройка церкви организуется не только верующими г. Мурманска, но встречает материальную и организа ционную поддержку верующих дру гих городов, собрание выражает по желание: чтобы соответствующие органы исследовали это явление, выяснив, в какие формы выливается организация верующих и какими методами ведется пропаганда эа по стройку церкви. Оживление рели гиозных течений, таящих в себе безусловный вред для революции, не может быть оставлено без вни мания. Наш призыв Общее собрание рабочих и служа щих Откомхоза постановляет, в про тивовес поповскому наступлению, отчислить 1 / 2 % месячной зар платы на постройку самолета „Безбожник". Технический персонал Отком хоза приглашает инженеров и техников города присоединиться к общему протесту и не прини мать нинаких работ по проекти рованию и постройке церкви. Трудящиеся Мурмана должны дать отпор враждебной агитации темных еил, играющих на суеверии и от сталости несознательной части город ского населения. Долой дурман Мы рабочие и служащие судоре монтных мастерских Ыурторгпорта граждане и домохозяйки поселка Дро вяное выркжаен свой протест про тив кучки верующих во главе сно пами, пытающихся построить в го роде Мурманске церковь. Мы категорически протестуем про тив отведения участка под церковь и требуем от Окрисполкома недопу щения постройки таковой в моло дом Мурманске. Долой религиозный дурман, ме шающий культурно-просветительно му строительству нашего молодого города—Красного Мурманска. (Революция принята собранием единогласно). Мощный голос проте ста рабочихтяговиков Рабочие и служащие железнодо рожники в числе 350 человек на митинге, посвященном обсуждению попытки попов и спекулянтов по строить церковь в Мурманске, еди ногласно приняли решение о про тесте против постройки церкви, под держивая целиком резолюцию пар- бригад. В противовес церковникам, рабо чие постановили отчислить !/4 проц. месячного заработка на постройку самолета «Безбожник». Гутник. В стране, строющей социализм, нет места богам Групповое собрание рабочих и служащих ПЗ-9, водопроводного от дела и материальной службы кате горически протестуют против пост ройки в Мурманске дома лжи и обмана. Было бывеличайшей оплошностью допустить постройку церкви в Мур манске. Будет величайшим позором, если мизерная кучка темных дельцов сумеет одурачить тысячные массы трудящихся и построит церковь. Мы требуем от Окрисполкома не допущения отвода земельного участка под церковь. Эта земля нам потре буется для постройки дома культуры. Мы твердо заверяем Ленинскую партию, что рабочие все свои уси лия положат для скорейшего пост роения социализма. В социалисти ческом же обществе нет места богам. Нашответцерковникам—кампания по сбору средств на самолет „Без божник". (На собрании присутствовало 60 человек; резолюция принята 59 голосами, при одном воздержав шемся). Голос pat)04H* должен быть услышан Общее собрание служащих и ра бочих Сель. хоз. Банка и Кредит ного т-ва категорически протестует против новой попытки темных сил построить церковь в городе Мур манске. Голос рабочих и служащих должен быть услышан и поддержан всеми сознательными гражданами города, ибо все мы за постройку новых домов культуры, но не очагов за темнения. В КОМСОМОЛЕ Горе— самообразователи Самообразование вещь серьезная, но не все серьезно к ней относятся. Есть ребята, которые к учебе от носятся просто так спустя рукава. Но есть и спецы в этой области. Они кричат: «я тоже самообразуюсь» и верно—к ним не подкопаться. Они записались в кружок по той или иной теме, но неходят: энаете— некогда. Заседания, комиссии, репе тиция, наконец, домашние дела. Но все это простаки. Используйте с поль зой отдых Комсомольская экскурсия по р. Туломе В воскресенье, 24 июня, состоится комсомольская экскурсия на лодках по реке Туломе для осмотра расту щих кедров. Экскурсия носит на учно-самообразовательный характер, связанный с кампанией дня леса. Экскурсия осмотрит кедры и мест ную растительность. Руковод из общества краеведения расскажет о происхождении кедров и о значении лесов. После лекции и практической работы будет прогулка, игры и, возможно, художественная часть. Запись ребят происходит по юн- секция. Экскурсия расчитана на 80 человек. Б. Ф. Не думают зани маться В ячейке с. Кола до сих пор ни чего не думают о самообразовании. Между тем самообразование необхо димо, в особенности для сельских комсомольцев, как малограмотныхне только политически, но и по обще образовательным вопросам. Об этом говорят провалившиеся занятия по политучебе. Л. В. Красноармейский протест Мы, красноармейцы, заявляем свой протест против постройки в новом городе, Мурманске, церков ного здания. Мы военно-служащие, стоящие на страже завоеваний Октября, категорически возражаем против этого, столь антисоветского поступка кучки отщепенцев-спеку- лянтов. Обращаем внимание местной власти на недопустимость постройки церкви в городе, который рожден в огне революции. Спецы те иначе—они записались, выписывают даже Комуниверситет, но, получая, аккуратно складывают на полку или под стол. А встречая «спец» говорит: — Чорт возьми, вот два вечера пыхчу по эконом-географии, трудно, спрашивать посторонних не ючу— совестно, сам добьюсь. И иногда вы ему вполне поверите. На таком самообразовании далеко не уедешь. В. ФаворовЛ Комсомолец, будь готов к призыву! До призыва очередного 1906 года осталось неполных 3 месяца, но военсекция ОК ВЛКСМ повидимому над этим вопросом еще не задумыва лась и не имеет определенных реше ний как проводить эту кампанию среди допризывников. Между тем ОК ВЛКСМнеобходимо серьезно заняться этим вопросом, нужно возможно полнее обслужить комсомольскую молодежь, которая должна влиться в ряды Красной армии. Эту работу нужно было бы также проделать и с беспартийной молодежью, но эта работа пожалуй не подсилу одной комсомольской организации, здесь требуется помощь профсоюзов. В данном случае я хочу коснуть ся только комсомольцев—допризыв ников, которые призываются в этом году. Им нужно широко разъяснить значение призыва, цели и задачи членов ВЛКСМ в армии и в дни призыва, а также в первое время пребывания в казарме, ибо без этих вопросов многие комсомольцы не учтут момента и стоящих перед ними задач, не сумеют близко по дойти к товарищам, которые при званы из деревни и нуждаются в раз'яснении многих вопросов. Необходимо поставить хотя бы 2 общегородских доклада с широким раз€ясневием комсомольцам постав ленных выше вопросов. Крометого, шире поставить военные вопросы на местных ячейках ВЛКСМ, гдетакже подробно разобрать эти вопросы. ___________ Р-о За винтовкой С 7 мая при коллективе ВКП(б) службы движения ст. Мурманск развернул работу военный кружок. Занятия проводятся раз в неделю. Ребята охотно слушают руковода, обгоняющего устройство винтовки. Строевые занятия проходят живо. Валентин. Он был в Просвещенная Европа, с легкой руки иностранных гостей, посетив ших до и после-петровскую Россию, и поныне находится в приятном убеждении, что отличительным при знаком снежного российского пейзажа является развесистая клюква, а на иболее распространенным предметом домашней обстановкислужиттульский самовар. Этии другие равноценные этнографические сведения успешно преподаются в западно-европейской школе. Не даром солидный берлин ский театр, ставя в этом году пьесу из русской жизни, счел необходимым, в целях сохранения истинно-русского стиля, украсить комнату на сцене доброй полдюжиной настоящих само варов. Но не только заграницей культи вируется «развесистая клюква>. Сотрудник журнала «Прожектор» Вивиан Итин, осчастлививший да лекий Мурманск своим посещением, поделился в апрельском номережур нала вынесенными впечатлениями с широкочитающей публикой. Впе чатления эти содержат ряд инте ресных этнографических и экономи ческих данных, по достоверности не уступающих пресловутой „развеси стой клюкве*. Изумленная мурман ская общественность узнает от раз вязного Итина много ошеломляющих новостей. Раньше всего наблюдательный автор сообщает, что: «В Мурманске—белое платье , шелковые чулки женщин,—-больше шелковых чулок, чем н а Н е в с ком потому что Мурманск—город с а мых ф ан т а с ти ч е с к и х з ар або тков , в СССР» . Мурманске Какова наблюдательность, какова глубина охвата! Ведь именно белые платья и шелковые чулка сразу-же ударили по глазам автора, а ничто нибудь другое. Очень жаль, что автор не привел подробных статисти ческих данных о белых платьях и шелковых чулках, несомненно имею щих большой общественный интерес. И, кстати, указал-бы примерный размер фантастических заработков. Далее необычайно красочно жи вописуется мурманская природа: «Земля ц в е т е т в Мурманском лесу . Фиолетово ро зо зый вереск п окры в а е т поля . Я годы—красные , оранж евы е , голубоваты е , р а с т у т по мшистым кочкам. В иных ме с т а х можно лечь н а э т о т мягкий цв етущий ковер и д о сы т а н а е с т ь с я морошки , ч ерники и голубицы . Б е р е г а ближайшего о з ер а , голу бого и совершенно к в адр а тно го —Мурманский пляж. Зд е с ь в этом полярном озере можно к у п а т ь с я в се лето» . Признаться, прочитав эти строки мы испытали сильное сердечное вол нение и невольно выглянули в окно, ища подтверждения прочувствован ным строкам. Но нет, также увылы плешивые мурманские горы и зябко кутается случайный прохожий, об дуваемый мурманским зефиром. Не видать и счастливцев с простынями и полотенцами, отправляющихся ва мурманский пляж. Оставим на со вести восторженного автора досто верность сообщаемых сведений. Бегло остановившись на мурман ской экономике и строющихсяжелезо бетонных зданиях, автор заключает: «П е сок . Ж а р а . Китайцы . Н е ужели э т о п ол ярн ая с т р ан а и рядом (?) у лопарей п а с у т с я с е верные олени! В о т лопарь рядом, он наверно (?) прод а е т оленьи шкуры. Он д о с т а е т из карман а коробочку из под грамофонных и голок . Ж е с т я н к а полна бледных волнующих зерен . Это жемчуг1 З а жемчужины , величиною с с крупную горошину , он р о б к о з ап р аш и в а е т червонец» . Повидимому жара сильно размяг чила мозги впечатлительного автора. Спешим уверить его, что олени, и притом настоящие северные, а ни какие нибудь южные «пасутся рядом» и лопари живут все лето в домах мурманского комхоза, занимаясь исключительно продажей оленьих шкур и лишь изредка зимой отправ- ляются в тундру за голубицей и цветами. А что касается жемчуга, то автор переплатил—за два—три червонца можно купить полную жестянку „волнующих зерен“, по падаются часто экземпляры с голу биноеяйцо. Чего—чего, а жемчуга в Мурманске некуда девать. Расправившись с природой и наив ными лопарями, автор вновь отме чает фантастические заработки в Мурманске. «Народы» п р и х о д я т в Мур манск з а большими рублями . Это население Клондайка , золо тых россыпей , новых жирных стран , Б е з р а б о т ны е немцы из Гамбурга , норвежцы , финны, т а т а ры , ки т айцы , в трюмах , т еп луш к ах пробира с т с я в свое новое Эль дорадо , где н е т безрабо тицы , где грузчик «вы гон я е т 500 монет» . Мы совершенно обескуражены. Жи вем в «Эльдорадо» столько лет и ничего не замечаем. А вот приехал человек из центра и сразу все узрел. И не просто немцев, а из Гамбурга, и в трюмах! Вот что значит талант в счастливом сочетании с развяз ностью. И, главное, «нет безработ ных> и „грузчик выгоняет 500 мо нет“. Не может быть! Это для нас новость! Мы были твердо убеждены, что в Мурманске до 2.000 хрони чески безработных, что тяжелый каторжный труд грузчика дает в среднем 100—120 рублей, что семьи j рабочих железнодорожников и других живут на 70—80 рублей в месяц, что у нас отчаянный жилищный кризис и т. д. и т. п. Интересно знать, где почерпнул талантливый автор такие головокружительные све дения? И не родился ли он в Одессе? Не желая затруднять внимание читателей историческими справками, даваемыми автором злополучной статьи в явном расчете на построч ный гонорар, остановим внимание на художественных картинах, рисующих победноешествие „зеленого змия» в Мурманске. О Желрыбе автор сооб щает: „Дней э то с толовая , ночью — к а б а к . Эпопея поножовщины г о дами ( ? ) р а зы ; ры в а е т с я у входа... Специалгный швейцар п о т ея (как все подробно!) спокойно выносит живые тр^пы и с помощью мили ционера в з в алив а е т их в ров (?), Т ам бесчувс твенные , они л еж а т в н еч ел о веч е с ки х погах , иногда вниз головой, м а я ч а в полярных сум ер к а х " , Мы не знаем в какой позе писал автор этот интересный очерк, но есть опасения, что написан он в го ризонтальном положении, „вниз го ловой А в общем крепко напи сано, аж жуть берет. Немного на счет рва приврано, но это не беда, читатель поверит. Правда, следом же автор утешает: «Хо тя вме с т е с Мурманским Губисполкомом я убежден , что болезнь постепенно проходит . Р у с с к о е беспризорное , б е сш а башное население т я г о т е е т к к оседлой жизнп». Как вам нравится: «я вместе с Исполкомом> звучит солидно. Спа сибо за «русское беспризорное, бес шабашное население», тяготеющее к оседлойжизни. II добавляет: «Р аб очи е по ст епенно с т ан о в я т с я н а стоящими мурманскими гр аж д ан ами (?). К о г д а пройдет время п р о т и в о е с т е с т в ен ны х з а р а бо тков и еще худших т р а т , Мур- манск п е р е с т а н е т притя гива ть пропойц» . На этом мы заканчиваем. На деемся, что читатель уяснил себе неприглядную физиономию этого ли тературного Хлестакова. О нем не стоило быи говорить. Но, к сожале нию, сногсшибательные сведения о чудовищных заработках, с легкой руки вдумчивого Итина, распростра нились по всему Союзу и мы на блюдаем сейчас громадный наплыв безработных Люди тратят последние | гроши и приезжают из далекой Си- I бири и других, не менее отдаленных, мест в Мурманск, где их ждет же стокая безработица и голод. И все благодаря безответственной погоне за красным словцом! Нас удивляет, что такой солидный журнал, как „Про жектор", дал место на своих стра ницах вздорным «впечатлениям». Пользуясь случаем, спешим пере дать автору, что узнав истинное по ложение дел, безработные в весьма нелитературных выражениях отзы вались о Вивиане Итине и его спо- " собностях к здравомышлению. Мы передадим ему эти отклики по на значению. И. Милов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz