Полярная правда. 1928, июнь

/ Н 68 16 июня 1928 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Протестрабочихпротивпостройкицеркви Безбожники, будьте на строже! Контр-революция, не имея легаль­ ных путей для своей работы, прово­ дит свою враждебную для.пролета­ риата политику через единственно легальные рычаги контр-революции— церковь. Она, под видом смирения, любви к ближнему, непротивления 8лу и спасения души — не только затемняет головы несознательных ве­ рующих, но и через них же прово­ дит свои враждебные контр-револю- ционные идеи, направленные против рабочего класса, против социалисти­ ческого строительства. На Кольском полуострове, где в свое время господствовал произвол царизма, где крепостники Печерского и Соловецкого монастырей, чтобы держать рыбаков и оленеводов в раб­ стве и невежестве—понастроили не­ малое число церквей (в одном только Терском районе в районе Соловец­ кого монастыря было построено до 17 церквей и несколько часовен с 7 попами). Сейчас население этого района становится более С;знатель- ным, но гнездо поповщины еще жи­ вет, религиозные обычаи среди ры­ бачества еще не изжиты. Поэтому перед терчанами, их активом —не­ малая задача: вытравить дурман по­ повщины. Для этого надо не на сло­ вах, а на деле оживить работу изб- читален, работу по самообразованию, по ликвидации неграмотности и т. д. Без поднятия культурного уровня населения, без усиления политпро- светработы говорить о ликвидации невежества и поповского обмана трудао. Надо темным силам контр-револю­ ции противопоставить нашу органи­ зованность и нашу грамотность. Поповщина есть и в других райо­ нах, она жива и в самом Мурманске. При постройке Мурманска царизм о хомуте для верующих—позаботился. Церковь была воздвигнута. Но при­ шел Октябрь и орудие дурмана, ору­ дие духовного угнетения—было вы­ брошено. Но поповщина не ушла, спа лишь забилась в угол и стала вить гнездо в доме попа. Мало этого, она задумала строить настоящую церковь* Что мы на это ответим? На это ответ один: все сознатель­ ные граждане должны поднять свой голос протеста. Надо противопо­ ставить сбору на церковь—сбор на самолет „Безбожник*'. Церковь порабощает, она орудие наших клас­ совых врагов, а самолет послужит орудием охраны труда, укрепит наши границы. Долой -фурман! Долой невежество! Все голоса против постройки церкви! Все—на постройку самолета <Безбожник>! И. Пикин. Протестуем против постройки очага рели­ гиозного дурмана — Протестуем. На собраниях, на митингах, в раз Бак только рабочие Мурманска узнали о том, что кучка мелких торговцев, возглавляемая местным священником, хочет построить в го­ роде церковь, сразу же целым фейер­ верком резолюций протеста обруши­ лись против этой поповской затеи. — Не допустим того,—говорится в одной из резолюций, — чтобы в красном Мурманске была выстроена церковь. — Нельзя допускать организацию очага религиозной а контр-револю- ционной пропаганды. Вопрос о постройке церкви ста­ вится на всех партийных, профес­ сиональных собраниях рабочих и служащих. Организуются специаль­ ные летучие митинги. Мурманский пролетарский отряд тысячью голосов кричит: ПО КЛУБАМ Гастроли „Красного театра* 28 июня в клубе Володарского начинаются гастроли прибывающего из Ленинграда „Красного театра". В репертуаре €Красного театра» имеется пять современных пьес: „Волчья тропа" — Афиногенова, «Холщевые штаны» - Лебедева, «Лю­ бовь под вязами»—0‘Нейля, „Рель­ сы" — Папаригопуло и «Шторм»— Билль-Белоцерковского. Велик и обилен, а по­ рядка в нем нет Трудно пронять клуб Володарского. О непорядках в клубе много писа­ лось, на недопустимо грявное содер­ жание помещения не раз указыва­ лось, а толку ни на грош. Лущение семячек, пыль столбом, густой мат, шум, крик—неот'емле- мая принадлежность клуба. Напрасно вы попробуете заняться в читальне— через несколько минут вы пуститесь в бегство. Мы надеемся, что это послужит последним напоминанием правлению клуба. Обманувшийся. Помощь безработным студентам В Мурманок с целью приискания работы на лето приехал целый ряд студентов из различныхгородов СССР. Многие 18 пребывших студентов еще не могут найти работу и материаль­ ное положение и чрезвычайно тя­ желое. Группа студентов Вологодского техникума подала заявление в Окр- прсфбюро с просьбой оказать нм ма­ териальную помощь. Окрпрофбюро предложило окротделаи соответству­ ющих союзов оказать материальную помощь безработным студентам, при­ ехавшим на сезонные рзботы. говорах между собою, рабочие инте­ ресуются: — Откуда церковники собрали деньги? Нам отлично известно, что верующих людей в Мурманске еди­ ницы. — Уж не пришла ли помощь из заграницы? Наверно какое нибудь религиозное общество прислало цер­ ковникам деньги. Рабочие во всю кроют ячейки безбожников за то, что они промор­ гали подготовку церковников. Аргус. Наш наказ делегатам Горсовета 15 -го июня, на общем собранви командыпаровой шаланды сЦааовка> после обсуждения вопроса о постройке церкви в Мурманске, единогласно вынесена следующая революция. 05судив вопрос о новой попытке черных сил устроить в Мурманске церковь, командашаланды <Чяжовка> полностью присоединяется к резолю­ циям, вынесенным на рабочих соб­ раниях и помещеноых в «Полярной Правде> от 14 июня. Мы категорически протестуем про­ тив постройки церкви в Мурманске и даем наказ нашим делегатам в Горсовете голосовать против отвода участка под церковь. Судовой комитет. Кондуктор Заяц— при­ спешник попов Верующие с особенной энергией стараются проникнуть в среду рабо­ чих а актировать среди них га постройку церквн в Мурнанске. При месткоме движения станции Мур­ манск член союза железнодорожнгксв, кондуктор Заяц, собирает на по­ строение божьего храма. Его канди­ датуру верующие выдвигали даже на пост священника и только приезд нового попа-акадеивка лишвл Заяц рясы попа. Но главный кондуктор Заяц все же не бросает своей аги­ тации и сборов, надеясь на то, что верующие когда нибудь оценят его рвение и наградят камилавкой. С этими поползновениями рели­ гиозников, желающих пробраться в гущу рабочего класса, нужно рае на всегда покончить. Рабочий класс против религии, он не хочет иметь никаких церквей. Ячейки безбожников, наши клубы, профессиональные и комсомольские органввацив, все сознательные граж­ дане—должны напрячь все свои уси­ лия, чтобы не дать осуществиться поповеной затее. Особенное внимание нужно обра­ тить на таких членов профсоюзе, как Заяц, которые своим поведением пачкают эвание члена профсоюзе. Безбожник. МЯЛЕНЬКИИ ФЕЛЬЕТОН ■к ФИЗКУЛЬТУРА К открытию летнего сезона физкультуры Завтра открывается летний сезон физкультуры. Открытие будет про исходить на спортполе Володарского. Центральным моментом дня будет де­ монстрирование наших достижений в области физкультурной работы. Основные недостатки, выявив­ шиеся во время весеннего розы­ грыша, это недостаточная инициа­ тива со стороны ряда руководящих физкультурных работников. Не мало недостатков показала работа судей­ ской комиссии. Судейский состав не­ достаточен для полного обслужива­ ния судьями всех игр по календа­ рям. Нужно взять линию на широ­ кое вовлечение в состав судей рабо­ чих^физкультурников. Судейской комиссии необходимо усилить борьбу с грубостью и не­ дисциплинированностью игроков пер­ вых команд. Последние должны слу­ жить примером для младших команд. Рабкор. Люди без головы Люди имеют голову на плечах для того, чтобы здраво рассуждать, а не для тоготолько, чтобы шапку носить. Между тем зав. клубом совторг- служащих, т. Василюк, и председа­ тель союза совторгслужащих, тов. Чоботов, либо вовсе не имеют головы, либо имеют ее как придаток для ношения головного убора. Судите сами. Для членов союза совторгслужа­ щих было куплено несколько лодок для экскурсий. За каждую лодку заплатили по 120 рублей. Лодки прибыли из Ленинграда и сразу-же были сложены на берегу, около об­ щежития тралловой базы Севгосрыб- треста, вместо того, чтобы исполь­ зовать их для катания. Председатель союза Чоботов заявил: — На лодках можно будет ка­ таться только тогда, когда будет найден специальный инструктор вод­ ного спорта. До тех пор ни-ни. Лодки лежат вверх дном исохнут на солнышке. Наконец, под напором членов союза совторгслужащих Чо­ ботов дал согласие на спуск лодок на воду, но кататься на них опять таки ни Чоботов, ни Василюк не разрешают. — Лодки для спорта, а не для развлечения. Баста! Г. С. ПО ДЕТЯОЛЯМ Надеемся на помощь хозяйственника 1 июня при Умбском лесопильном заводе открылись детские ясли. При открытии яслей пришлось столкнуться с массой трудностей. Надеялись на реальную помощь со стороны заводо­ управления, думали, что хозяйствен­ ник без лишних разговоров выделит нужные средства на содержание яслей. Расчет не оправдался. Хозяйствен­ ник оказал слишком незначительную помощь и только благодаря РИК'у и вавкому удалось открыть ясли. Всего в яслях находится 15 че­ ловек детей. Весь обслуживающий персонал выделен работницами. 0т“ ношение к яслям хорошее. Об этом можно судить хотя бы потому, что в ясли записалось свыше 40 чело­ век, по, при всем желании, ясли не могут обслужить всех желающих. Недостаток белья, перебои с про­ дуктами, грязное и тесное помеще­ ние затрудняют работу. Но эти не­ достатки легко устранить, если Окрздрав и заводоуправление пойдут на помощь. Работницы не теряют надежды на эту помощь. В. Кудрева. Ничего страшного не было" Есть только одна категория людей, для которых июнь месяц, так мало заметный для других—месяц вы­ сочайшего напряжения и одновремен­ но месяц, ознаменованный событием огромной важности. Это—учащиеся выпускных клас­ сов. Как раз именно в июне, сеть разбросанных по всем уголкам мира средних и высших школ выпускает в жизнь своих питомцев. Событие это празднуется по раз­ ному. Воспитанники английских и американских колледжейпреимущест­ венно отмечают свой выпуск скуло­ дробительными матчами бокса или футбола, с обязательными увечьями. Немецкие студенты дерутся долго и ожесточенно, на товарищеских дуэлях, покрывая свои лица шрама­ ми. Да, мало-ли что делается в раз­ ных странах.. Характерно лишь одно. На всех выпусках заграницей, особенно в „аристократических" школах выпу­ скники в трогательном единении с учащими и наставниками напивают­ ся, „как верблюды после перехода Аравийской пустыни", бьют посуду, стекла и дерутся. СССР не Англия, Мурманск—не Лондон, железнодорожная школа 2 й ступени—не Оксфордский универ­ ситет и „домашняя выпивка"—не пьяный дебош. Но все таки выпуск Мурманской школы второй ступени в этом году с честью поддержал традицию „лучших" буржуазных школ.. Конечно,... „Ничего страшного не было"... Можно сказать даже, что выпуск прошел под лозунгами культурной революции. Этоспрягалось и склоня­ лось в приветственных речах в начале. Но из всех лозунгов культурной революции под конец празднества наперли почему-то только па один —на борьбу с алкоголем. Боролись радикально, испытан­ ными приемами, уничтожая алкоголь без остатка. Бэролись единым фронтом учащие и учащиеся—старые бойцы культур­ ного фронта и только что выпущен­ ные со школьной скамьи. Боролась во главе с партийными товарищами и при поддержке профес­ сиональных работников. Выпили, т. е. извиняюсь,—уничтожили все закуп­ ленное. Бак прошла эта борьба на алко­ гольном фронте, чего и сколько было выпито нас интересует меньше всего. Нас занимают главным образом вот какие вопросы. Как могло случиться, что отврати- тельЕейший пережиток старойшколы, старого быта, школьный выпуск с об'единенной выпивкой учащих и учащихся нашел себе место в Мур­ манской школе, в школе созданной после революции и нашел себе место в 1928 году. Каким образом в „руководящем ядре" этой выпивки оказались шесть ответственных партийцев и одна комсомолка—вожатый пионер фор­ поста? Почему тов. Никин, выступавший с приветствием от имени. Окруж- кома ВКП(б) на выпускном заседа­ нии не отказался от участия в этой выпивке? Почему тов. Федоров и Агламазова члены правления Окротдела союза Рабпрос допустили в стенах школы „боевое крещение" окончивших? Или это считается ими частью культурно- воспитательной работы союза? Может выпивка учащих с уча­ щимися при поддержке общественных организаций это последний этап при­ вивки культурных навыков? Позорно, товарищи. II если для вас „ . . ничего страш­ ного в этом не было..."—то поз­ вольте с вами не согласиться. Думаем, что с такими методами воспитания учащихся хотя-бы даже окончивших не согласится и ОКК—РБИ. В. Захаров. Под лозунгом культурной революции В 1923 году, когда мы вплотную подошли к восстановительному пе­ риоду в области нашего хозяйства в твердо наметили пути социалвстиче- ского строительства, т. Ленин в своей статье о кооперации сказал: «для нас достаточно теперь этой культур­ ной революции, для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной. Но для нас эта культурная революция представляет невмоверные трудности и чисто культурного свой­ ства и свойства материального». Прошло 5 лет, но это положение, выдвинутое Левиным, живо и злобо­ дневно. Недаром 15 с‘езд партии вопросу культурной революции уде­ лил особенное внимание. В деле построения социализма перед нами стоят чрезвычайные труд­ ности и главная ив нвх это наша культурная отсталость. 15 с‘езд партам постановил привлечь к делу ликвидации неграмотности все куль­ турные ослы страны и общими усилхями лвквидировать неграмот­ ность всех видов (азбучную, техни­ ческую, производственную, политиче­ скую и т. д ). Этот лозунг расшевелил трудовые массы. На нашем Мурмвне, рыбаки Терского берега на свои средства устанавливают 4 радиоприемника и во всех крупных пунктах открывают детяслм и площадки; понойцы от­ крывают детясли; Аиександровск устанавливает кино; Кола и Лов- озеро строят школы—интернаты; даже далекий Ивановский погост собрал деньги на радио. Трудящиеся живо откликнулись на призыв партии и правительства и вносят свою лепту в дело куль­ турной революции. Но главная наша 1 беда это недостаток культурных сил. Вот почему каждый выпуск школы, дающей для страны новых учите­ лей, техников, врачей, докторов и т. д. для нас настоящее торжество. Торжеством для Мурманска и был выпуск школы II ступени, давшей 11 новых культурных работников. Но это торжество сильно омрачилось. После торжественного заседания и концерта выпускники, вместе со своими преподавателями, перепились. Вступать в живнь, первый свой шаг к культурной работе начинать с пьянки—никуда не годится. Hs этого шага мы вправе сделать не­ лестные выводы для нашей трудо­ вой школы и об окончивших ее. Особенно скверно то, что устрои­ телями этого вечера с выпивкой была комсомольская часть школы, и что в вей приняли участие партий­ ные и профессиональные работники. Откуда ввялн средства на вы­ пивку? От самообложения. В то время, когда рыбаки Мурмана сред­ ства от самообложения употребляют на культурные цели, культурные работники „самооблагаются" для пьянства. Какая равительная разница! На­ сколько малограмотные рыбаки в дан­ ном случае оказались выше <носи­ телей культуры>. Какве же выводы можно сделать из этой встории? Что касается школьных, профес­ сиональных работников и партвйцев принвмавших участие в этой вы­ пивке, то о выводах постараются ОкрОно, РВИ и КК. Мы уверены, что выводы будут жесткие. Со своей стороны скажем не­ сколько слов об окончивших школу. Проводить культурную революцию пьяными методами нельзя. Чтобы высоко держать 'знамя культурной революцив, нужно быть безупречно выдержанным, глубоко осознающим трудности работы на культурном фронте, на эту работу нужно поло­ жить все свои силы. Товарищи, окончившие школу, оквзалвсь невыдержанными, свовн первым самостоятельным шагом они не оправдали доверия партии и со­ ветской власти, готовивших их в ответственной работе. Все вто за­ ставляет нас чрезвычайно осторожно подойти к вопросу о выделенви их на культурную работу. Мы не мо­ жем допустить прорывов на куль­ турном фронте, мы не можем посы­ лать на чрезвычайно ответственную работу товарищей, не оправдавших возлагавшихся на вих надежд. Т. Иванова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz