Полярная правда. 1928, февраль
rm> П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 2 ф евраля 1 9 2 8 г . «Ns 14 Пленум ОБИТОГАХ ТРАЛЛ0В0Г0 ПРОМЫСЛА Докладчик тов. Г АШЕ В Потребность в тресковых товарах растет Потребность в тресковых товарах вых товаров на потребительских определяется для 1932 года в рынках с одной стороны, и значи- 3.200.000 пудов или 52.000 тонн. Крэме того, вадо иметь ввиду вывоз тресковых пород в свежен виде, как на внутренний рынок, так и за границу. Таки* образом, недостаток треско* П л а н тельность рыбных запасов Северного Ледовитого океана—с другой, властно требуют п позволяют вести развитие рыбопромышленности на Севере воз можно быстрым темпом. В Ы П О Л Н ИМ Пятилетним планом темп развития рыбопромышленности Севера преду смотрен для траллового промысла в 34.000 тонн и берегового кустарного трескового промысла в 20.000 тонн. В общем в 54.000 тонн. Этот план при ватрате средств, а также и ра ционализации траллового и кустар ногопромысла, безусловно, может быть выполнен. Порукой выполнения пя тилетнего плана является быстрое развитие и успехи траллового про мысла, достигнутые за последние шесть лет. Вот цифры. Тралловый лов в тысячах тонн: 1922 г. 1923 г. 1924 г. 1925 г. 1926 г. 3,6 4,6 6,8 Приобретение новых траулеров и создание в 1926/27 г. г. Мурманской Тралловой Базы дают полную уве ренаость в возможности быстрого развития промыслов и в особой не обходимости—именно развития трал лового промысла. Сдвиг в рыбацком хозяйстве •После революции, в особенности с момента перехода в новой эконо мической политике береговой кустар ный тресковый промысел стад вос станавливаться сравнительнобыстрым темпом. Ив года в год возрастало число рыбопромышленников. За это se время восстанавливалось, разру шенное войной н интервенцией, ры бацкое ховяйство (промысловая по суда и снасти). Соответственно с этим увеличивалась добыча рыбы, достигая в 1926 году 12.500 тонн, в 1927 году— 10.000 тонн, что значительно превышает довоенный 1927 г. 17,6 добывалось 12,7 13,7 уровень. (До войны 8 ООО—9 ООО тонн). За Еоследние годы, в особенности в 1926 и 1927 г., среди рыбацкого населения замечается значительный сдвиг к перестройке рыбацкого хо зяйства, в частности к обзаведению моторными судами и хорошей снастью. Все это говорит за быстрое развитие и интенсификациювустарвогопромысла. Увеличение спроса F oct рыбопромышленности Севера значительно обогвал довоенный уро вень. Однако, несмотря на этот рост, который значительно превысил до военный уровень, все же на потре бительских рынках ощущается не достаток в тресковых товарах, в раз мере 10.000— 15.000 тонн. Отсюда вытекает необходимость развития, как траллового, так и кустарного промысла. Разрыв себестоимости между Между тем развитие кустарного берегового промысла может задер жаться вследствие разрыва себестои мости цен между продукцией трал лового и кустарного промысла. В предыдущие годы вопросы раз рыва цен между тралловым и ку старным промыслом не стояли так остро, как они стоят в давнып мо мент. В 20—21 годах тралловый Себестоимость траллевой рыбы тонны (франко-Мурманск) . . . . Себестоимость кустарной рыбы тонны (франко-Мурманск) . . . . кустарным и тралловым ловом лов занимал всего 22—37 проц. всей добычи. В дальнейшем тралловый лов по вышается и в 1927 году занимает уже 70 проц., а кустарный лов за нимает всего 30 проц. Вместе с этим меняется и соотно шение себестоимости цен. Вот дан ные о себестоимости (в рублях): 1926 г. 1927 г. 1928 г. 186—55 256—90 174— 64 280 — / вполне удовлетворительно. Особенно отмечен клуб Местран. Блубы же Совторгслужащих и Водников отне слись к кампании слишком равно душно. Фракции клубов и ячейки должны на это обратить внимание и принять все меры к закреплению антирелигиозной работы и выделить часть товарищей в окружной семи нарий безбожников. И. Ликин . На агитпропноллегии Больше внимания вопросам образования.— Итоги про ведения кампании десятилетия Октябрьской револю ции.— Итоги антирождественской кампании На заседании агитпропколлегии 26 января особенное внимание было уделено вопросу ликвидации негра мотности. Агитколлегия отметила, что Окрполитпроевет и особенно культотдел Окрпрофбюро и окружные отделы союзов этому делу уделяли слишком малое внимание. В резуль тате по городу работа по ликвида ции неграмотности проходит из рук вон плохо Этому, безусловно, должен быть положен конец. Профсоюзы еще до сего времени не уяенили, что организационная и материальная сторона ложится на них и только методическое руковод ство, только подбор ликвидаторов— должен оставаться за Окрполитпро* светом. Учитывая эти ненормально сти, профсоюз должны теперь же заняться изучением этого вопроса, особенно строители и пищевики, они должны позаботиться о сезонниках. Подготовительную работу надо на чать теперь же. Отмечено на коллегии также со вершенно недопустимое отношение профсоюзов к общеобразовательным курсам, которые организованы при школе П ст. Иэ 50 записавшихся посещают б— 8 человек, а иногда 2 чел., тогда как заинтересованность молодежи и взрослых в получении образования, безусловно, есть, а ор ганизационная сторона профсоюзов, информация о курсах и помощь профсоюзов—совершенно отсутствуют. В то время, когда мы ставим во прос о кульурной революции, такое отношение к единственным рабочим общеобразовательным курсам со сто роны профсоюзов совершенно недо пустимо (железнодорожников это не касается, т. к. у них курсы рабо тают хорошо). По докладу об итогах проведения кампании 10 ти летия Октябрьской революции отмечено, что кампания проведена вполне удовлетворительно. По докладу об итогах антирож- дествеиекой кампании проведма Разрыв цен на тонну . . Отсюда следует, что для приведе ния^ в соответствие себестоимости цен и в целях изжития этого раз рыва, необходимо найти нужные мероприятия. Эти мероприятия могут быть раз ного порядка, а именно: а) повышение отпускных цен на продукцию тралдовою промысла (сверх прибыли); б) цонижение заготовительных цен на продукцию рыбопромышленника; в) перестройка всего берегового кустарного промысла на более совер шенной технической основе. Однако, надо заметить, что при социалистическом строительстве не могут быть признаны правильными первые два мероприятия по следую щим соображениям: если стать на первый путь—это означало бы суэить потребность тре сковых товаров на потребительских рынках и этим самым, возможно, затормозить дальнейшее развитие рыбных промыслов; если стать ка второй путь—зна чит идти на резкое снижение зара ботка кустаря-рыбопромышленника. Единственно приемлемый путь это путь перестройки всего берего вого промысла на более совершенной технической основе, т. е. оборудова ния гаваней, моторного флота, усо вершенствования методов кустарного промысла, приема и обработки рыбы и повышения культурного уровня рыбопромышленников. При этом условии, нет сомнения, что рента- 167— 27 279—90 70—36 105— 36 112— 63 бельность кустарного промысла повьг f сится. Вот какова в основных чертах установка. Что нужно сделать . Исходя из этого необходимо осу ществить следующие мероприятия: Для оборудования, моторного фло та, гаваней, утилизационных заво дов, на жилстроительство для рыба ков, на организацию наживочного дела, на достройку верфи, па куль турные нужды рыбачества, в част ности на курсы мотористов и на выдачу ссуд колонистам, добиться отпуска средств, предусмотренных пятилетним планом, без каких-либо урезок и задержек. Добиться, чтобы отпускаемые сред ства на восстановление кустарных промыслов, шли не по распыленным каналам, как это имеет место досих пор, но по известным каналам, с большим применением в целях про изводственных возможностей, предо стерегая при этом, чтобы средства не вкладывались в капитальное строи тельство, где производственные воз можности не могут оказаться в бли жайшие годы. Районы рыбозаготовок нужно строго распределить. Севгосрыбтресту и кооперации стать на путь заключения контракт ных договоров. В целях использования отбросов считать необходимым ускорить по стройку утилизационного завода. Добиться снижения цен на пред меты снаряжения, материального и продовольственного снабжения. Признать необходимым удешевле ние рыбацкого судостроения. Ускорить опыты по применению судов с малым траллом. Для применения новых орудий лова и методов обработки рыбы, признать необходимым учредить при ОКРЗУ инструкторскую должность для этой цели. Раз на всегда положить конец с кредитованием рыбопромышленника. Весь кредит, в целях оздоровления кредитной кооперации, должны быть сосредоточены в сети кредитной ко операции. Принимая во внимание дальней шее развитие траллового промысла, считать очередной задачей увеличе ние и обновление траллового флота, в размерах, предусмотренных пяти летним планом строительства пол ностью и в намеченные сроки. Рационализация промыслов Рационализаторская работа должна вестись в следующем направлении: Полностью использовать осенний м весенний промысловые периоды, осо бенно удлинить зимний период. Уменьшить простои в порту. Установить на всех траллерах ра диостанции. Уменьшить междурейсовые ре монты. Механизировать разгрузочпо -по- грузные работы. Уменьшить проц утечки при хра нении рыбтоваров. Использовать рыбные отбросы на утилизационном заводе. Уменьшить стоимость электро энергии и воды. В виду весьма высокой и все по вышающейся цены на тару, а также ввиду низкого ее качества, признать необходимым постройку бондарного завода в г. Мурманске. В следующем номере будут даны доклады тов. Келарева — О ро сте партии и тов. Рогожни* нова—О культурной работе по округу и решения пленума Окружкома ВКП(б). ИНТЕРВЕНЦИЯ НА МУРМАНЕ Мурманск в период империалистиче ской войны Партучеба в Таможне При Таможне, совместно с водни кам! существует марксисткоденин- с&ая шко$а. Деятельность школы стоит на должной высоте. Слушате ли принимают активное участие в проработке тем по Ленинизму и Марксизму. В школе 8анимаются 8 человек. К недочетам шковд можно отнести недостаточнее количество попитучебнмков, вследствии чего слушатели иногда слабо подготов ляются, но при коллективном обсуж дении темы этот недостаток сглажи вается. Со стороны руковода уделяется достаточное внимание и чуткость к слушателям школы, толковое и де тальное об'ясненме и по окончании той или иной темы, у слушателя остается четкое представление провденной теме. Не хватает учебника Сталина «Вопросы Ленинизма». Нет его и в мурманском киоске. Агитпропкаби- нету не мешало бы приобрести пот ребное количество указанного учеб ника, ибо Агиткабинет с двумя экземплярами, которые у него есть, не может удовлетворить потребность слушателей Марксистско-Ленинской школы. Можно полагать, что марксистко ленинская школа при Таможне в те кущем году оправдает себя как и нормальная партшкола П-В ступени в прошлом году. P Q . В империалистической войне ка питалистических держав 1914 года царская Россия, как известно, иы- ступала на стороне Англии, Франции, Америки, Италии и др. государств. Отдаленность царской России от союзных держав вносила громадней шее затруднение в область развития военных операций, единства опера тивных действий держав согласия и переброски войск с одного союзного фронта на другой. Вопросы путей сообщения и связей союзных держав между собою прио бретали решающее значение. Острота этого вопроса особенно ощущалась по отношению к России. Черное и Балтийское моря были блокированы войсками Германской коалиции Единственно свободный путь, связы вающий Россию с союзными держа вами—-был Мурманский путь, состоя щий из морской части (от Норвеж ских нейтральных вод доМурманска) и желевной дороги, от Мурманска до узловой станции Званки. Другие пути, как Владивостокский и Архан гельский представляли меньшее удобство и, прежде всего потому, 1 что первый чрезвычайно отдален, а второй при замерзании горла Белого 1 моря становится недоступным на продолжительное время. Мурманский путь в обстановке военных действий приобрел неожи данно исключительной важности значение, долженствующий связать царскую армию, этот неисчерпаемый резервуар живой силы с армиями союзнцх держав и их выеокой воен- 1 ной техникой и тем самый пред ставить залог победы над войсками Германской коалиции. Таким образом, обстановка войны вопрос о Мурманском пути поставила ребром. Постройка Мурманского порта и линии железной дороги Петрозаводск—Мурманск стали во- просами неотложными и привлекли к себе внимание не только царского правительства, но и союзных держав. Не раз до этого тщетно поднимав шийся вопрос о постройке Мурман ской жел дар. линии с началом войны получает неожиданное раз решение и с 15 марта 1915 года постройка дороги начала ^реально осуществляться, а спустя 20 меся цев линия дороги наспех уже была закончена (ноябрь 1916 года). С самого начала об'явления войны естественно и вопрос военной охраны всего Мурманского побережья и в частностиМурманского залива прио брел большую важность и сложность Первое время в Мурманских водах русская военная флотилия отсутство вала совершенно и задача охраны побережья выпала на долю союз ников. С начала войны в Мурман ских водах появилась военная фло тилия союзников. Здесь в частности постоянно стоял английский броне носец «Глория*, французский крей сер, несколько военных тральщиков и подводных лодок. При чем в эту постоянную группу Мурманского за лива не входили военные суда кур сирующие в океане, охраняющие военные транспорты союзников, на правляющиеся в Россию с военным оружием и снаряжением через Архангельский порт. Мурманское побережье хотя ж было выделено русскими властями в отдельный военный район началь никами которого явились различные русские морские офицеры (Косча- ковский; Бестужев-Рюмин, Коротков), но числились они просто номиналь но (генералы без армии). Факти ческими хозяевами всего райо на являлись союзные державы, имеющие здесь свой военный штаб и достаточно сильную боевую фло тилию. Таким образом, в силу сло жившейся обстановки— отсутствия организованных русских морских частей, с самого начала об'явления войны союзники в Мурманскомрайоне заняли господствующее положение м в отношении охраны края, являлись его полными хозяевами, а незначи тельные русские части с их военным начальством являлись по сути дела подсобными частями союзного воен ного командования в Мурманске. Сироткин. В воскресенье в 2 часа в агитпропкабинете состоится до клад на тему „Культурная ре волюция*1. Приглашаются: партийный и профессиональный актив, учи теля, а также руководы и слу шатели партшкол и кружков. ЛПО О К ВКП (б ) L _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz