Полярная правда. 1928, апрель

ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 14 апреля 1928 г, JSS 44 П Е Р Е Д Н П С Т У П ПЮС Ц ИМ С Т Р О И Т Е Л Ь НЫ М Удешевить стоимость строительства и улучшить его качество— боевая задача дня.— Что наши хозяйственные организации?-—Халатности и преступной бесхозяйственности, имевших сезоне, надо положить предел. Директивы правительство безоговорочно провести в жизнь Пути и методы удешевления строи­ тельства, ставшие в настоящее время самыми животрепещущимивопросами, могут быть разбиты на 2 группы. Снижение закупочных цен г;*ав нейшах стройматериалов, уменьшение процентных отчислений на стоимость работы в различные фонды, макси­ мальное понижение процентов по ссудам, выдаваемых банками на строительство— эти меры, не зави­ сящие непосредственно от строитель­ ных организаций—составляют пер­ вую группу. Наконец удешевление строитель­ ства во многом зависит от самих строительных организаций, от их умения, от налаженности тех»вче ского и хозяйственного аппарата. В наших мурманских условиях осуществление мер, зависящих не­ посредственно от строительных орга­ низаций затрудняется двумя основ­ ными причинами: оторванностью от центров, а отсюда сложность хозяй­ ственно-закупочного аипарата и бед­ ностью Мурманска техническими си­ лами. Во эти две причины в значи­ тельной степени могут быть ослаб­ лены, если оперируя находящимися у нас в наличии средствами, мы будем добиваться удешевления н улучшения строительства. Б сожа­ лению еще не все строители проник­ лись сознанием той ответственности, которую накладывает на них насту­ пающий строительный cesoH. Если в отношении своевремен­ ности получения заданий, разработки строительных программ мы имеем кой какие достижения, то в отно­ шении разработки проектов, деталь­ ных чертежей и смет, в вопросе с снабжением материалами и рабсилой мы все еще не сдвинулись с места. Наконец, пора начать проводить в жизнь рациональный, технически и экономически обоснованный подбор типа конструкций и метериалов со­ оружений, с учетом срока их службы, местных условий и использования их прочности до максимальных пре­ делов, всемерно ограничивая неис­ пользуемый (бесподе8ный)запаспроч­ ности. Вот средства, имеющиеся в распо­ ряжении самих строителей. Но су­ ществуют причины, устранение ко­ торых зависит не только от техни­ ков, но и от всего административно­ технического аппарата строительных организаций. Такими причинами являются: нездоровая конкуренция стройорганиэаций в найме рабсилы; отсутствие склада строительных ма­ териалов; неподготовленность строй- организаций к началу работ в связи с поздним открытием кредитов ва строительство; плохие качество строй­ материалов и т. д. Директивы правительства о сни­ жении стоимости строительства ва 15 проц. в текущем строительном сезоне предъявляют определенные требования к нашим хозяйствен­ ным организациям. Эти требования, направленные на изыскание рацио нальных путей снижения расходов по строительству, должны быть бв зоговорочно претворены в жизнь. Каждый строитель каждый административно-технический работ­ ник должен отдать все свои силы на 9Т> дело. Мы должвы доказать, и докажем, 4Tj мы в состоянии это выполнить. Ф. М. Плоды одного грандиозного проекта Строительны* материалов }соть отбавляй". Что будет строить Севгосрыбтрест Расширение тралловой базы Сев- госрыбтреста, постройка которой на­ чалась еще два года тому назад, будет продолжаться в течении ны­ нешнего строительного сезона. В первую очередь будет произве­ дено дооб »рудование жилых домов, построенных в прошлом году; рас­ ширение и дооборудование механи­ ческих мастерских; дооборудование электроустановок с постоянного на трехфаэный ток и пр. Предполагаются еще и другие ра боты. Будут заново построены два жилых дома для рабэчих и служа­ щих Севгосрыбтреста и фильтровоч­ ный завод. Оборудование утилиза­ ционного завода будет установлено ва плавучую баржу. В этом сезоне начнутся работы по постройке бон­ дарного завода, по устройству во­ допровода для прамывки складов морской водой при помощи электро­ помпы и для противопожарных на­ добностей, а также предполагается окончание проводки водопровода, проведенного в прошлом году для снабжения пресной водой траулеров и жилых домов. Помимо этого пред­ полагается установка пяти электри­ ческих лебедок для механической выгрузки рыбы из траулеров. На все эти работы правлением Севгосрыбтреста ассигновано 464.000 рублей. Правление Севгосрыбтреста воз­ будило ходатайство перед ВСНХ об увеличении лимитов на 150.000 р. для постройки дома-столовой, для работ по планировке территории базы и землечерпательных, на по­ стройку технического склада для механических мастерских и на под­ готовку материалов для бондарного завода. В настоящее время мурманская контора Севгосрыбтреста, в интересах упорядочения строительных работ и в целях снижения их себестоимости, производит энергичную заготовку строительных материалов по ориенти­ ровочной смете. К настоящему мо­ менту строительной частью конторы уже заготовлено до 60 проц. общей потребности строительныхматериалов, что является вполае достаточным для своевременного начала работ. Получено также заграничное обору­ дование для бондарного, фильтро­ вочного и утилизационного заводов. Севгосрыбтрестом разработана спе­ циальная инструкция по рациональ­ ному использованию строительных материалов. Севгосрыбтрест имеет все основа­ ния предполагать, что директивы партии и правительства о выполне­ нии плава строительства и сб уде­ шевлении строительных работ, — Севгосрыбтрестом будут выполнены со всей тщательностью и полнотой. Г . Проект постройки лесопильного завода был предметом долгого и все­ стороннего обсуждения. Были при­ няты во внимание и общая ситуа­ ция рынка и отдельные кон‘юктур- ные показания: все сулило большие выгоды. Широкие перспективы ра­ боты на заграничный рынок тума­ нили взоры хозяйственников и в воздухе казалось реял первый прон­ зительный гудок будущего завода.. Проект завода был принят еди­ ногласно. И началась лихорадочная стройка. Угрюмый д селе Халлеев мыс ожи­ вился веселым говором сезонников; застучали топоры; заговорили аилы и глухо ворча взрывалась эемля, уступая в неравной борьбе динамиту. Десять месяцев продолжалась работа и подходила уже к желанному концу. Кое кто уже намечал план торжест­ венного открытия завода. Но... ва сцену выплыл ряд по вых, совершенно „непредвиденных обстоятельств": оказалось, что выст­ роенный завод может быть исполь­ зован в качестве чего угодно, кроме.-, лесопильного завода. Отсутствие пресной воды для пи­ тания цилиндра двигателя; отсут­ ствие бассейна, где можно было бы держать подлежащий разделке лес; отсутствие свободной площади для хранения разделанного леса; отсут­ ствие под‘ездного пути; отсутствие достаточной площади для разворота бревен при подале их к крану и, наконец, видимое отсутствие всякого присутствия у главного инженера Севенард — автора столь удачного проекта—все вместе взятсе дало са­ рай вместо лесопильного завода. 20.000 рублей, с таким тру дом урезанные из скромного местного бюджета, в значитель­ ной мере пошли прахом. Незамечен­ ные во время «мелочи» лишили Мурманск долгожданного лесопиль­ ного завода, а рыбака—возможнссти дешевого, до зарезу нужного, ремонта промысловой посуды. Внимательное знакомство с исто­ рией постройки завода, вскрывает ряд вопиющих фактов бесхозяйст­ венности и безответственности. Оказалось, что постройкой руководил рядовой десятник, а автор проекта,— инженер Севе­ нард совершенно не посещал места работы. Материал, пред назначенный на постройку завода, стоил всего— 10.000 рублей, а пе­ ревозка его водой—доХалдеева мыса обошлась в 1.700 рублей. За про­ стой рабочих платились сотни руб. Иеаолнительная смета, составленная тем-же десятником, с данными Ком- хоза не сходится: по смете израс­ ходовано 15.600 рублей, а поданным - (далеко не полным) Отместхоза постройка стоила дороже на несколько тысяч. Инженер, составляющий явно безграмотный проектинаплевательски оставляющий без технического при­ смотра строющийся завид; Комхоз, поручающий рядовому десятнику лесопильного эавода и составление исполнительных смет со сложными и ответственными расчетами и, наконец, Комхоз не могущий дать сведений о стоимости материала и рабсилы— какой пышный букет халатности, бесхозяйственности и головотяпства, нашел себе приют в наших строи­ тельных организациях. Мы ждем расследования всех об­ стоятельств этой бесхозяйственной операции. Партия, пролетариат бо- рятся, стиснув зубы, эа каждую ко­ пейку, а рядом головотяпы и вре­ дители фейрверком сжигают десятки тысяч, с таким напряжением по* лучаемых, средств. Мы об‘явили беспощадную борьбу вредителям нашего хо­ зяйства. К ответу головотяпов, каким-бы защитным цветом они не перекрашивались. К новому . строительному сезону мы должны подготовить кадры опыт­ ных строителей, мы *должны на­ учиться строить заводы вместо са­ раев. Н аб лю дат е ль . Какие иногда бывают планы у строителей От великой китайской стены 4 - л- * до повозерской дороги I — Товарищи, — начал доклад­ чик.— Наука и техника движется вперед. Я не буду останавливать ваше внимание на такой частности, как ловозерская дорога. Я хочу сказать вообще о росте цивилизаций в мировом масштабе. — Как вы думаете граждане,— огорошил присутствующих доклад­ чик,— сколько человек приходится в Америке на один автомобиль? Не внаете?—И не дождавшись ответа он продолжал:—но что означает рост автомобильной техники по сравнению с бетонными трактами в Норвегии. Вот представьте этакий бетонный тракт возле рыбацкой хижины^ по которому едет автомо­ биль или велосипед. Конечно, тех­ ника выросла только эа последнее время А раньше что было?—во­ просил докладчик. Рассказав ватем о трудностях сооружения великой китайской стены, докладчик предложил присутствую­ щем фотографические снимки л во зерской дороги и, глотнув воды, произнес: — Я кончил. Есть-ли вопросы? С задней скамейки послышался чей-то голос; — к скажите, том. докладчик, сколько. деязг затратны ва довозер- скую дорогу? — Точно я не помню. Да по суще­ ству это вовсе не касается собра­ ния,— с достоинством ответил до­ кладчик. Но, несмотря на такой ответ, присутствующие оказались далеко нескромными и в последующих во просах: — Вообще, если вас интересуют различные детали — справьтесь в комхозе,—явно обиделся докладчик. Прежде всего заверяем читателей, что это отнюдь не перепечатка иэ юмористического журнала, а подлин ное собрание в Пулозеро. Столь любознательные граждане—не кто Ш е, как члены Иулозерского сель- та, а блестящий докладчик— сам инженер Ханин, производитель работ ловозерской дороги. Мы возьмем на себя труд не сколько пополнить доклад Ханина и тем самым удовлетворить вполне законную любознательность пулозер- цев. Но заглянем вглубь истории,— как говорят некоторые патентован ные докладчики. Правда, историче­ ское происхождение ловозерской до­ роги не столь древнее, как великой китайской стены, но тек не менее оно вееьма поучительно. В 24—21 году было призтуидзно к прокладке пешеходной дороги Пулозеро — Ловозеро, а в 25— 26 году были начаты работы по переделке пешеходного пути в грунтовую дорогу, годную для гуже вой езды. Из исторических справок ограничимся еще одной—последней: на указанные работы по производ­ ственному плану т р е б о в а л о с ь 112 000 рублей. А теперь из глубины истории вернемся к настоящему. Мы не будем касаться вопроса о целесообразности этого строитель­ ства, а поэтому не будем говорить ни о количестве, ни о годности километров дороги. Этим мы займемся в другой раз Речь идет о преступ­ ной бесхозяйственности, творимой на дороге и о безответственности некоторых ответственных лиц. Инженер Ханин— человек большо го масштаба, недавно появился на нашем горизонте. Предприимчивый ум многоопытного ивженера внушил доверие выш естоящему начальству. И с тех пор Ханин был обличен полной и безконтрольной властью. Он подучает десятки тысяч в виде под отчетных сумм, он вершит судьбы ловозерской дороги, он со­ ставляет сложнейшие комбинации из авансовых отчетов, наконец, он беспрерывно курсирует на протяже­ ний Лововеро—Мурманск. У Ханина — уйма дел. П дорогу строят технически «•подготовленные десятники. Вме сте с грунтом и хворостом плот­ но утрамбовываются в километры дороги—тысячи, отпускаемые из центра Что же делает Комхоз? Эта орга­ низация, которая должна осущест­ влять контроль над Хаеиным, оста­ ется в счастливом неведении отно­ сительно всего происходящего Воз- можно, что хозяйственники из Ком* хоза будут возражать. Но факты— упрямая вещь. Доста­ точно следующих, чтобы убедиться в правоте этих выводов. Комхоз не зыал и не знает такое имущество приобретено для работ на ловозерской дороге, несмотря на то, что общая стоимость примерно со­ ставляет около 30.000 рублей. Отчеты по постройке дороги никогда не проверялись и не утверждались и естественно, что Комхоз не знает рационально-ли рас ходовались отпускаемые суммы. Об этом не знали и другие организа­ ции, заинтересованные в постройке дороги, так как общие доклады о дороге на заседании Окрплана и су­ ществовавшего ранее ГИК‘а ни в коем случае не рисовали истинного положения вещей. Мы не будем уж касаться такого важного вопроса, как контроль над технической сто­ роной постройки, хотя под‘отдед бдагоустройств Комхоза обязан был эа этим следить. А что может возразить Комхоз против того, что продовольственный i отчет был составлен инженеру Мо- реншильду за известную плату бух галтером Комхоза, а через некото рое время представлен, так сказать в оффициальном порядке этому-ж самому бухгалтеру? Комхоз ограни чивался лишь регистрацией выда ваемых сумм и представленных от четов, да и то с небольшим опозда нием, этак с полгода. Например последние отчеты на 44 ООО р еще не проведены по книгам. Возможно, что комхозовские хо зяйственники будут оправдываться тем, что деньги расходовались по прямому назначению, что у нас мол, есть планы расчета. К сожалению, факты — упрямая вещь. Планы расчета никогда не со­ поставлялись фактическим расходам, далеко не всегда целесообразным. Чем об'яснят комхововские хо­ зяйственники то, что инженер Ха­ нин обошелся дороге за И месяцев в 5 650 рублей? Сюда входит 250 рублевый месячный оклад, 1 500 рублей суточных, 1.400 руб­ лей под енных и прочих. Не слиш- ком-ли дорогое удовольствие для до- возерского масштаба? Увы, хозяй­ ственники нам не скажут ничего, потому что }(анин самолично вы­ писывал себе все суммы, ни пе­ ред кем не отчитываясь. Но оказывается, что это еще де­ шева. Любой комхозовский техник обиделся-бы, будь он на месте Ха­ нина. В самом деле, инженеру пла­ тят 250 рублей, а конюх, которого додержит та же лововереваа дорога,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz