Полярная правда. 1928, апрель
ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 14 апреля 1928 г, JSS 44 П Е Р Е Д Н П С Т У П ПЮС Ц ИМ С Т Р О И Т Е Л Ь НЫ М Удешевить стоимость строительства и улучшить его качество— боевая задача дня.— Что наши хозяйственные организации?-—Халатности и преступной бесхозяйственности, имевших сезоне, надо положить предел. Директивы правительство безоговорочно провести в жизнь Пути и методы удешевления строи тельства, ставшие в настоящее время самыми животрепещущимивопросами, могут быть разбиты на 2 группы. Снижение закупочных цен г;*ав нейшах стройматериалов, уменьшение процентных отчислений на стоимость работы в различные фонды, макси мальное понижение процентов по ссудам, выдаваемых банками на строительство— эти меры, не зави сящие непосредственно от строитель ных организаций—составляют пер вую группу. Наконец удешевление строитель ства во многом зависит от самих строительных организаций, от их умения, от налаженности тех»вче ского и хозяйственного аппарата. В наших мурманских условиях осуществление мер, зависящих не посредственно от строительных орга низаций затрудняется двумя основ ными причинами: оторванностью от центров, а отсюда сложность хозяй ственно-закупочного аипарата и бед ностью Мурманска техническими си лами. Во эти две причины в значи тельной степени могут быть ослаб лены, если оперируя находящимися у нас в наличии средствами, мы будем добиваться удешевления н улучшения строительства. Б сожа лению еще не все строители проник лись сознанием той ответственности, которую накладывает на них насту пающий строительный cesoH. Если в отношении своевремен ности получения заданий, разработки строительных программ мы имеем кой какие достижения, то в отно шении разработки проектов, деталь ных чертежей и смет, в вопросе с снабжением материалами и рабсилой мы все еще не сдвинулись с места. Наконец, пора начать проводить в жизнь рациональный, технически и экономически обоснованный подбор типа конструкций и метериалов со оружений, с учетом срока их службы, местных условий и использования их прочности до максимальных пре делов, всемерно ограничивая неис пользуемый (бесподе8ный)запаспроч ности. Вот средства, имеющиеся в распо ряжении самих строителей. Но су ществуют причины, устранение ко торых зависит не только от техни ков, но и от всего административно технического аппарата строительных организаций. Такими причинами являются: нездоровая конкуренция стройорганиэаций в найме рабсилы; отсутствие склада строительных ма териалов; неподготовленность строй- организаций к началу работ в связи с поздним открытием кредитов ва строительство; плохие качество строй материалов и т. д. Директивы правительства о сни жении стоимости строительства ва 15 проц. в текущем строительном сезоне предъявляют определенные требования к нашим хозяйствен ным организациям. Эти требования, направленные на изыскание рацио нальных путей снижения расходов по строительству, должны быть бв зоговорочно претворены в жизнь. Каждый строитель каждый административно-технический работ ник должен отдать все свои силы на 9Т> дело. Мы должвы доказать, и докажем, 4Tj мы в состоянии это выполнить. Ф. М. Плоды одного грандиозного проекта Строительны* материалов }соть отбавляй". Что будет строить Севгосрыбтрест Расширение тралловой базы Сев- госрыбтреста, постройка которой на чалась еще два года тому назад, будет продолжаться в течении ны нешнего строительного сезона. В первую очередь будет произве дено дооб »рудование жилых домов, построенных в прошлом году; рас ширение и дооборудование механи ческих мастерских; дооборудование электроустановок с постоянного на трехфаэный ток и пр. Предполагаются еще и другие ра боты. Будут заново построены два жилых дома для рабэчих и служа щих Севгосрыбтреста и фильтровоч ный завод. Оборудование утилиза ционного завода будет установлено ва плавучую баржу. В этом сезоне начнутся работы по постройке бон дарного завода, по устройству во допровода для прамывки складов морской водой при помощи электро помпы и для противопожарных на добностей, а также предполагается окончание проводки водопровода, проведенного в прошлом году для снабжения пресной водой траулеров и жилых домов. Помимо этого пред полагается установка пяти электри ческих лебедок для механической выгрузки рыбы из траулеров. На все эти работы правлением Севгосрыбтреста ассигновано 464.000 рублей. Правление Севгосрыбтреста воз будило ходатайство перед ВСНХ об увеличении лимитов на 150.000 р. для постройки дома-столовой, для работ по планировке территории базы и землечерпательных, на по стройку технического склада для механических мастерских и на под готовку материалов для бондарного завода. В настоящее время мурманская контора Севгосрыбтреста, в интересах упорядочения строительных работ и в целях снижения их себестоимости, производит энергичную заготовку строительных материалов по ориенти ровочной смете. К настоящему мо менту строительной частью конторы уже заготовлено до 60 проц. общей потребности строительныхматериалов, что является вполае достаточным для своевременного начала работ. Получено также заграничное обору дование для бондарного, фильтро вочного и утилизационного заводов. Севгосрыбтрестом разработана спе циальная инструкция по рациональ ному использованию строительных материалов. Севгосрыбтрест имеет все основа ния предполагать, что директивы партии и правительства о выполне нии плава строительства и сб уде шевлении строительных работ, — Севгосрыбтрестом будут выполнены со всей тщательностью и полнотой. Г . Проект постройки лесопильного завода был предметом долгого и все стороннего обсуждения. Были при няты во внимание и общая ситуа ция рынка и отдельные кон‘юктур- ные показания: все сулило большие выгоды. Широкие перспективы ра боты на заграничный рынок тума нили взоры хозяйственников и в воздухе казалось реял первый прон зительный гудок будущего завода.. Проект завода был принят еди ногласно. И началась лихорадочная стройка. Угрюмый д селе Халлеев мыс ожи вился веселым говором сезонников; застучали топоры; заговорили аилы и глухо ворча взрывалась эемля, уступая в неравной борьбе динамиту. Десять месяцев продолжалась работа и подходила уже к желанному концу. Кое кто уже намечал план торжест венного открытия завода. Но... ва сцену выплыл ряд по вых, совершенно „непредвиденных обстоятельств": оказалось, что выст роенный завод может быть исполь зован в качестве чего угодно, кроме.-, лесопильного завода. Отсутствие пресной воды для пи тания цилиндра двигателя; отсут ствие бассейна, где можно было бы держать подлежащий разделке лес; отсутствие свободной площади для хранения разделанного леса; отсут ствие под‘ездного пути; отсутствие достаточной площади для разворота бревен при подале их к крану и, наконец, видимое отсутствие всякого присутствия у главного инженера Севенард — автора столь удачного проекта—все вместе взятсе дало са рай вместо лесопильного завода. 20.000 рублей, с таким тру дом урезанные из скромного местного бюджета, в значитель ной мере пошли прахом. Незамечен ные во время «мелочи» лишили Мурманск долгожданного лесопиль ного завода, а рыбака—возможнссти дешевого, до зарезу нужного, ремонта промысловой посуды. Внимательное знакомство с исто рией постройки завода, вскрывает ряд вопиющих фактов бесхозяйст венности и безответственности. Оказалось, что постройкой руководил рядовой десятник, а автор проекта,— инженер Севе нард совершенно не посещал места работы. Материал, пред назначенный на постройку завода, стоил всего— 10.000 рублей, а пе ревозка его водой—доХалдеева мыса обошлась в 1.700 рублей. За про стой рабочих платились сотни руб. Иеаолнительная смета, составленная тем-же десятником, с данными Ком- хоза не сходится: по смете израс ходовано 15.600 рублей, а поданным - (далеко не полным) Отместхоза постройка стоила дороже на несколько тысяч. Инженер, составляющий явно безграмотный проектинаплевательски оставляющий без технического при смотра строющийся завид; Комхоз, поручающий рядовому десятнику лесопильного эавода и составление исполнительных смет со сложными и ответственными расчетами и, наконец, Комхоз не могущий дать сведений о стоимости материала и рабсилы— какой пышный букет халатности, бесхозяйственности и головотяпства, нашел себе приют в наших строи тельных организациях. Мы ждем расследования всех об стоятельств этой бесхозяйственной операции. Партия, пролетариат бо- рятся, стиснув зубы, эа каждую ко пейку, а рядом головотяпы и вре дители фейрверком сжигают десятки тысяч, с таким напряжением по* лучаемых, средств. Мы об‘явили беспощадную борьбу вредителям нашего хо зяйства. К ответу головотяпов, каким-бы защитным цветом они не перекрашивались. К новому . строительному сезону мы должны подготовить кадры опыт ных строителей, мы *должны на учиться строить заводы вместо са раев. Н аб лю дат е ль . Какие иногда бывают планы у строителей От великой китайской стены 4 - л- * до повозерской дороги I — Товарищи, — начал доклад чик.— Наука и техника движется вперед. Я не буду останавливать ваше внимание на такой частности, как ловозерская дорога. Я хочу сказать вообще о росте цивилизаций в мировом масштабе. — Как вы думаете граждане,— огорошил присутствующих доклад чик,— сколько человек приходится в Америке на один автомобиль? Не внаете?—И не дождавшись ответа он продолжал:—но что означает рост автомобильной техники по сравнению с бетонными трактами в Норвегии. Вот представьте этакий бетонный тракт возле рыбацкой хижины^ по которому едет автомо биль или велосипед. Конечно, тех ника выросла только эа последнее время А раньше что было?—во просил докладчик. Рассказав ватем о трудностях сооружения великой китайской стены, докладчик предложил присутствую щем фотографические снимки л во зерской дороги и, глотнув воды, произнес: — Я кончил. Есть-ли вопросы? С задней скамейки послышался чей-то голос; — к скажите, том. докладчик, сколько. деязг затратны ва довозер- скую дорогу? — Точно я не помню. Да по суще ству это вовсе не касается собра ния,— с достоинством ответил до кладчик. Но, несмотря на такой ответ, присутствующие оказались далеко нескромными и в последующих во просах: — Вообще, если вас интересуют различные детали — справьтесь в комхозе,—явно обиделся докладчик. Прежде всего заверяем читателей, что это отнюдь не перепечатка иэ юмористического журнала, а подлин ное собрание в Пулозеро. Столь любознательные граждане—не кто Ш е, как члены Иулозерского сель- та, а блестящий докладчик— сам инженер Ханин, производитель работ ловозерской дороги. Мы возьмем на себя труд не сколько пополнить доклад Ханина и тем самым удовлетворить вполне законную любознательность пулозер- цев. Но заглянем вглубь истории,— как говорят некоторые патентован ные докладчики. Правда, историче ское происхождение ловозерской до роги не столь древнее, как великой китайской стены, но тек не менее оно вееьма поучительно. В 24—21 году было призтуидзно к прокладке пешеходной дороги Пулозеро — Ловозеро, а в 25— 26 году были начаты работы по переделке пешеходного пути в грунтовую дорогу, годную для гуже вой езды. Из исторических справок ограничимся еще одной—последней: на указанные работы по производ ственному плану т р е б о в а л о с ь 112 000 рублей. А теперь из глубины истории вернемся к настоящему. Мы не будем касаться вопроса о целесообразности этого строитель ства, а поэтому не будем говорить ни о количестве, ни о годности километров дороги. Этим мы займемся в другой раз Речь идет о преступ ной бесхозяйственности, творимой на дороге и о безответственности некоторых ответственных лиц. Инженер Ханин— человек большо го масштаба, недавно появился на нашем горизонте. Предприимчивый ум многоопытного ивженера внушил доверие выш естоящему начальству. И с тех пор Ханин был обличен полной и безконтрольной властью. Он подучает десятки тысяч в виде под отчетных сумм, он вершит судьбы ловозерской дороги, он со ставляет сложнейшие комбинации из авансовых отчетов, наконец, он беспрерывно курсирует на протяже ний Лововеро—Мурманск. У Ханина — уйма дел. П дорогу строят технически «•подготовленные десятники. Вме сте с грунтом и хворостом плот но утрамбовываются в километры дороги—тысячи, отпускаемые из центра Что же делает Комхоз? Эта орга низация, которая должна осущест влять контроль над Хаеиным, оста ется в счастливом неведении отно сительно всего происходящего Воз- можно, что хозяйственники из Ком* хоза будут возражать. Но факты— упрямая вещь. Доста точно следующих, чтобы убедиться в правоте этих выводов. Комхоз не зыал и не знает такое имущество приобретено для работ на ловозерской дороге, несмотря на то, что общая стоимость примерно со ставляет около 30.000 рублей. Отчеты по постройке дороги никогда не проверялись и не утверждались и естественно, что Комхоз не знает рационально-ли рас ходовались отпускаемые суммы. Об этом не знали и другие организа ции, заинтересованные в постройке дороги, так как общие доклады о дороге на заседании Окрплана и су ществовавшего ранее ГИК‘а ни в коем случае не рисовали истинного положения вещей. Мы не будем уж касаться такого важного вопроса, как контроль над технической сто роной постройки, хотя под‘отдед бдагоустройств Комхоза обязан был эа этим следить. А что может возразить Комхоз против того, что продовольственный i отчет был составлен инженеру Мо- реншильду за известную плату бух галтером Комхоза, а через некото рое время представлен, так сказать в оффициальном порядке этому-ж самому бухгалтеру? Комхоз ограни чивался лишь регистрацией выда ваемых сумм и представленных от четов, да и то с небольшим опозда нием, этак с полгода. Например последние отчеты на 44 ООО р еще не проведены по книгам. Возможно, что комхозовские хо зяйственники будут оправдываться тем, что деньги расходовались по прямому назначению, что у нас мол, есть планы расчета. К сожалению, факты — упрямая вещь. Планы расчета никогда не со поставлялись фактическим расходам, далеко не всегда целесообразным. Чем об'яснят комхововские хо зяйственники то, что инженер Ха нин обошелся дороге за И месяцев в 5 650 рублей? Сюда входит 250 рублевый месячный оклад, 1 500 рублей суточных, 1.400 руб лей под енных и прочих. Не слиш- ком-ли дорогое удовольствие для до- возерского масштаба? Увы, хозяй ственники нам не скажут ничего, потому что }(анин самолично вы писывал себе все суммы, ни пе ред кем не отчитываясь. Но оказывается, что это еще де шева. Любой комхозовский техник обиделся-бы, будь он на месте Ха нина. В самом деле, инженеру пла тят 250 рублей, а конюх, которого додержит та же лововереваа дорога,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz