Полярная правда. 1928, апрель

N 42 10 апреля 1928 г. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 В П О Х О Д 3 Н К У Л Ь Т У Р О Й •В 1 борьбе за культуру — нужна здоровая смена. — Больше внимания воспитанию шнольнинов. — Деревня тянется к учебе. — Женщины работницы повышают свои знания— Надо оздоровить атмосферу наших клубов.—Мы боремся за культурный отдых. Паршивая овца все стадо портит (Дровяное) ПИОНЕРЫ—В ШКОЛЕ Веемый шум детских голосов. Один п многичисленных классов школы. В одной углу идет игра в шашки, шахматы, в другой ребята группами читают газеты, готовят уроки—эта комната для Вольских ребят, чтобы не бродили она по всему городу в ожидании поезда. По ходатайству форпоста школа завела им комнату, где есть и игры, и газеты, а где они могут приготовить уроки. Неиало сделал форпост в этом отношении. V Вомната для кольских ребят не единственное достижение. Часто со­ бираются пионеры почитать газеты. Q в шуме свежих юных голосов слышатся не только голоса пионе­ ров, но и неорганизованных, кото­ рые также вовлекаются в работу. Заметно стала увеличиваться пио­ нерская организация за счет школь- ников, один га другим вступают туда неорганизованные. Активно уча­ ствуют пионеры и в школьно! стен­ газете. * Строго следят они и га учением. За месяц до конца занятий выяс­ нили неуспевающих и причины их неуспеваемости. Есть разные при­ чины, ееть просто лень, но есть и уважительные причины. 'Пионеры организованно помогают друг другу в школьно! работе, потому чти ло­ зунг, выброшенный фирпостом, <пио­ нер— лучший учевик школы», дол­ жен быть оправдан. Была проведена лекция <о при­ чине неуспеваемости и как ее из- 1 ть». Очевидно лекция м ассистент ство порядочно повлияли на школь­ ников, потому что во втором три- местре успеваемость поднялась на 50 проц. Деятельно отозвались ребята на призыв ко всем школьникам СССР о постройке самолета «Школьник». Сбор, проведенный школьниками, дал приличные результаты. Усиленно ведется и воспитатель­ ная работа не только среди пионе­ ров, но и среди неорганизованных. Вообще форпост уделяет неорганизо­ ванным много внимания. Часто устраивались лекции, ведется борьба с курением. Санпросвет не спит— не только устраивает лекции в определенные дни, но и усиленно ведет свою работу каждый день. По есть н недостатки. Конечно, в будущем они будут изжиты, но пока что-ж скрывать. На недостатках мы учимся, I они у нас имеются. Вот какие недостатки; целых 45 минут тянется большая перемена, но кроме нее есть м маленькие перемены. Этот свободный досуг ребятами не использовывается как следует, кроме того с ребятами не ведется работа вне школы н отряда. А что касается связи форпоста с пионерской орга­ низацией, то эдесь совсем плохо дело обстоит. Пионервожатые отря­ дов не интересуются тем, как про­ водят ребята время в школе м что они там делают. Иного еделано, но много :еще предстоит еделать м форпост прило­ жит все усилия, чтобы наладить по хорошему свою работу. М. Достаточно было появиться в ме­ стной школе одному негодному уче­ нику, кяв уже сбился нормальный хо 1 эавятий. Этот ученик— Голышев. Мы далеки от мысли, что во всем виноват он, мальчик Голышев, что он настолько испорчен, что развра­ щает всю шкоду. Главная вина зд(сь ложится на его родителей. Еогда учительница, выведевная из терпения выходками Голышева, до­ вела об ею поведен(и до сведения родителей, то последние с кулаками набросились на школьную сторожиху, принесшую записку учгтельнвцы. Вызывали мать Голышева и на родительское собрание, но она не ■вводила явиться. Причины? Мать Голышева считает, что ее сын вос­ питывается в самых нормальных условиях. И накснец, „почему же не дать возможности порезвиться своему ребенку". Родительское собрание постано­ вило дать неделю для исправления Голышева. Но рааве возможно исправление в такой семье, как Го- лышевьх! Ученик Голышев попрежнему про­ должает хулиганить i ториозить школьную работу. В данном случае нужпо воздейст вне, м серьезное воздействие на ро­ дителе! Голышева. Н . Вчера и сегодня На берегу Туломы прилепилась крошечная часовенка. Лики святых, вделанные в дверь часовенки глядят в реку, которая по весеннему блестит от солнца. И сама часовенка и древ­ ний крест, хранящийся в ней, как- то не вяжутся с весенним днем и ярким солнечным светом. Десятку играющих на берегу ребятишек столько-же лег, сколько и этому старинному кресту. Саму часовенку же десяток лет назад выстроил собственными руками слепой старик, желая уберечь эту память о старине от непогоды и порчи. Тут же рас­ положился домишко, седойот старости, как и его обитатель Философ Суслов. Низенькая дверь у входа вынуждает согнуться дугой, а поднявшись по скрипучим ступенькам — согнуться вторично—при входе в горницу. У стола сидит старик с желтым как воск лицом и с длинными седыми волосами. Угнав о желании познако­ миться с ним и кое что услышать о происхождении креста, старик застенчиво, как-то по детски, улы­ бается и начинает рассказывав, устремив невидящие глаза далеко мимо нае, в старину. — Я-то сам не помню, а отцы наши рассказывали, что на той стороне Туломы было Соловецкое подворье. Лет сто тому, жили там — Неужели, дедушка, самм, собственными руками, все выстроили? — Вы может быть не верите мне,— улыбается слепой,—так вы спросите у всех, вам скажут. Собирал гвоздик, каждую дощечку — пока выстроил. Вот ежели не помру, то еще покрашу часовенку. Несмотря на годы, старик бодр. Ослепнув от оспы еще трехлетним ребенком, он не жалуется на это. — Как-же вы кормитесь, деду­ шка?—возникает такой естественный вопрос. — А вот работаю,— опять улы­ бается старик.—Нечки лажу, посуду чиню хозяйкам, валенки обшиваю. Денег я не беру. Покормит кто—и ладно. В подтверждение этих слов, хо­ зяйка домика, у которой старик кормится, показывает на русскую печь:— «Вот вы не поверите, может быть, говорит она,— а ведь печку-то сам старик ставил. — Мне пенсию давали, паек, значит, который старикам дают,— прерывает старик.— Я не взял. Пусть другому дадут. Я еще могу работать. Внизу, в маленькой комнатушке живет он сам. В углу из трех досок — ложе, непокрытое ничем, перед старинными иконами лампада, монахи, они крест поставили. По- I а на стене развешаны инструменты. жалел я старинный крест и вы­ строил часовню. Это для бога. Я в него верую и он мне помогает. Школы—на средства населения S n i t J i становищ Западвая Лица ■ Галицино возбудилх перед Окроно хохата1ство об открытим в этих станов*щах школ в будущем 28-29 учебвои году. Одновременно с направлением этого ходатайства, жители становища За­ падная 1*ца вынесли постановление: в порядке самообложения произвести предварительны! ремонт имеющегося для школы помещ ния, а в будущем производить уплату аренды за это помещение ■ бесплатно снабжать школу топливом. Жители станови­ ща Голицино обязуются своими си­ лами м бесплатно перевести имеющий ся в становище Гаврилово дом, кото­ рый и предположено оборудовать под школу в Галипано. Окрно дал разъяснение Алевсанд ровекому и Тервберкскому РИК'ам о том, что открытие шкод в Западной Лице и Голицино будет возможно дашь только в том случае, если PaSисполкомы включат содержание этих шкод в районный бюджет на 1928/29 год. Пожелания иинициитива западно- лицких и годицинских рыбаков должны быть веемерао поддержаны. Маленькое торжество лопарей погоста Каменка 1 апреля в лопарском погосте Каменка, Ловозерского района, со­ стоялось маленькое, на первый взгляд незаметное, торжество: местный ликпункт произвел первый выпуск лопарей, ликвидировавших свою не грамотность, получивших возмож­ ность читать книгу м газету. Если принять во внимание, что грамотность среди лопарского на­ селения очень низка, что работу по ликвидации неграмотности в тундре вести чрезвычайно трудно, станет ясным, что выпуск десятка новых Авансе, пара за парой! Танцы. Танцы. Ярко размалеван­ ные афиши на перебой зазывают в клубы любителей потанцевать. Влуб Местран, клуб Совторгслужащих, (и чего не сделают в погоне эа лишним рублем!) даже клуб ОГПУ, заманчиво вещают о духовом оркестре и пиве, имеющим быть поданными на усладу пляшущих. Мы вместе с т. Семашко привет­ ствуем вдоровый, бодрый танец. По вееиу есть мера. Вчера танцы, сегодня танцы и завтра танцы— нельзя-же до беечуствия. Атмосфера •тих танцевальных вечеров застав­ ляет бить тревогу эа наши клубы I 8а нашу молодежь. Вот несколько картинок, наглядно рисующих обста­ новку втих вечеров. * . # Клуб ОГПУ. Тесно. Душно. Волны хабачного дыма окутывают публику плотно! вавесой. Залихватски гремит духовой оркестр, исполняя вечные польки и вальсы. Упоенно кружится молодежь. Многие представители муж­ ского пола в явном подпитии. Томно млеют девицы в смелых, но прият­ ных об‘ятиях... # Вот два комсомольца, иврядно хвативших усладительной горькой: Проводят внакомых и незнакомых по контромарке... фальшивой. Свое­ временно замеченные зорким оком билетера, изобличаются в обмане и вадерживаются. Ерики, буэа. — Я, знаешь кто такой i т. д. I т. п. Бравы! милиционер, не считаясь • общественными ж политическим! заслугам! виновных, воломт нх и холодную ярж мылцжж. Вдребезги пьяный комсомолец. Пришел в клуб с девицей— потанце- вать.>Но ова, неблагодарная—танцует с другим и это разрывает его еердце. Прыжок—и наш комсомолец на сцене. Шумно требует револь­ вер: — Она мне изменила, я хочу застрелиться. Мать, мать, перемать... ...А оркестр кроет дальше и пара ва парой вздымая тучи пыли, продолжает кружиться. Буфет. Пивное разливанное море. Хлопают пробки. Батареи пивных бутылок украшают столы. Пьют до отказу, шумно требуют пополнения и со смаком обсуждают прелести дам. Потная и разгоряченная сиена жаждущих и алчущих напирает из корридора. Хватит пива иди не хватит? Бессмысленные, тупые, бычьи взгляды стеклянных глав. Крепкая забористая ругань: — Пива, пива!.. С, * а * Один молодо! паренек, утратив­ ший душевное равновесие, взбирается на сцену и шатаясь дирижирует танцами: — Пара за парой, дамы вы­ бирают кавалеров. Авансе-з-е-е! До чего-же весело! * * Влуб совторгслужащих. Сначала концерт струнногоанеамбля и жидкие хлопки. Не до музыки. В 10 часов— танцы. Здесь публика чище. Сов- чины, совбарышни и просто люди обоего пола i разного возраста. Не­ мало ! партийцев. Вружатся под довольно фальшивые звук! баяна. Но нет пива, а значит и оживления, хотя устраители стараются во всю. Вот молодец, с довольно загадоч­ ной физиономией, громогласно пред­ лагает: — Открытки, кому открытки, по две копейки за штуку. Это—почтальон, так еказать, бес­ крылый амур сегодняшнего вечера, сводящий и разводящий взаимно тяготеющие сердца. Флиртуют, вна комятся. Танцы... танцы... i только! * ** Довольно этого. Вы удовлетворены, читатель? И это происходит в клубах, куда мы вовем «емьи рабочих я нашу молодежь, где мы хотим дать здо­ ровый отдых н разумное развлече­ ние. Так было, так есть н так не должно быть. Надо «гнать ив наших клубов позорящие их танцевальные вечера, расчитанные ва мещанско- обывательские круги. Надо разрядить нездоровую атмосферу, заграждаю­ щую доступ в наши клубы тем, лля кого мы их строим и кем дорожим— для рабочих и мх семей, для нашей молодежи. Мы не предлагаем готовых ре­ цептов—как это сделать: есть опре­ деленные, испытанные пути выяв­ ления общественной инициативы. Задача партийных и профессиональ­ ных организаций—оздоровить наши клубы, бросить в них лучшие силы нашего актива. Ибо мы в эпоху культурной ре­ волюции не можем терпеть мещан- окой атмосферы в рабочих клубах. Наблюдатель. В углу втом, так темно, что у одного из спутников невольно сры­ вается фраэа: — Как-же он в темноте работает? * ** Мы бродим по кладбищу н читаем надписи на могильных плитах. С кладбища видны старушки-часовни грамотных лопарей является боль- и ^ вь, разбросанные по разным шим достижением. I Углам Колы‘ Невольно ™ мысль [ возвращается к старику Философу. старые часовни— это вчера Болы, это память о прошлом, И сами лопари это великолепно * тг I И он и эти учитывают. Вот письмо окончивших 1 ’ ликпункт, присланное на имя ре­ дакции. Под письмом подписи А. Матрегина, Е. Матрехина, А. Кой* вина, М. Бойвина, Я. Бойвина и Л. Матрехина. „9 декабря 1927 года приехала к нам учительница А. Н. Возлова и стала с нами заниматься,—пишут окончившие ликпункт товарищи.— Мы с большой охотой ходили в свою школу. А теперь мы можем сами читать и писать. От себя и от имени наших родителей приносим благодарность эа устройство лик- пункта, благодарим нашу учитель­ ницу и надеемся, что в будущем учебном году мы снова будем за­ ниматься м закончим начатое обу­ чение". „Мы, лопари, — заканчивается письмо,— с особенным желанием вы­ полняем заветы нашего дорогого учителя Владимира Ильича Ленина". В этом письме важно отметить две стороны: во первых—письмо написано очень грамотно Видно, что ликпункт действительно дал крепкие энания лопарям, что учебный год не пропал даром. А во вторых—что особенно важно отметить,— лопари желают и дальше учиться, хотят полностью выполнить эаветы Владимира Ильича. Свой . За учебой Прм коллективе грузчиков орга­ низовалась женская группа мало­ грамотных. Записалось пока 8 чел. Женщины,в большинстве пожилые, склонившись над тетрадями стара­ тельно выводят букву за буквой. Одна из домохозяек обратилась к женорганизатору с таким заявлением: — Товарищу очень хочу учиться, но муж говорит что уже поздно,-года ушли. Правда ли это? Женорганизатор, конечно успо­ каивает, что учиться- никогда не поздно и домохозяйка садится за букварь. — А мне очень тяжело учиться е остальными, я совсем неграмотная. Но я все таки догоню их,—заявляет другая. Это заявление служит лучшим 8алогом того, что женщины преодо леют все трудности на пути к г нанию Ф . В . как и полуистертые надписи на могилах. «На сем месте погребено тело кольского венского исправника, майора и кавалера святые Анны Ш-й степени, Тимофея Васильева— сына Назарова, скончавшегося в 1838 году>. «Скончалась мещанская жена Хипагина в 1833 году. Мир праху твоему любезная супруга»— так гласят стертые надписи на серых плитах. Есть и более древние надписи—1821 года. * «* Недалеко от церкви стоит старый, престарый домик. Передняя часть домика сильно накренилась, как бы желая ринуться вперед—к избе- читальне, а задняя часть домишка накренилась и осела назад, как-бы не отпуская непокорную часть. л * На крылечке избы-читальни ры­ баки калякают о разных делах, покуривая трубки. Изба-читальня— это центр всей культурной жизни Болы. Здесь играют в шашки, сюда приходят читать газеты и взять из библиотеки книжку. Два раза в неделю кольские девушки обучаются кройке и шитью. Баждую неделю парни Болы стреляют из винтовок, обучаясь военному делу. Сюда— в избу-читальню стремится передняя часть домика, так сильно накренившаяся овнами вперед. Больское сегодня— эго воскресник молодежи. С ломами и лопатами молодняк высыпал на улицу на воскресник. В ямах горят дрова, ребята бьют ломами затверделую непокорвую землю. По адресу со­ бирающегося воскреснуть Христа летят самые веселые шуточки, со­ провождаемые смехом. Это к пасхе готовится площадка с качелями и гигантскими шагами. Целый день, пока не спрячется солнышко, ребята будут трудиться над площадкой. А вечером в коль- ском театре будет кино и туда хлынет молодежь после воскресных трудов. У избы-читальни висит многообещающая афиша о том, что будет демонстрироваться «Гамбург». Это с утренним поездом прибыл железный ящик с таинственной кино-лентой. М. U .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz