Полярная правда. 1928, апрель
N 42 10 апреля 1928 г. ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 3 В П О Х О Д 3 Н К У Л Ь Т У Р О Й •В 1 борьбе за культуру — нужна здоровая смена. — Больше внимания воспитанию шнольнинов. — Деревня тянется к учебе. — Женщины работницы повышают свои знания— Надо оздоровить атмосферу наших клубов.—Мы боремся за культурный отдых. Паршивая овца все стадо портит (Дровяное) ПИОНЕРЫ—В ШКОЛЕ Веемый шум детских голосов. Один п многичисленных классов школы. В одной углу идет игра в шашки, шахматы, в другой ребята группами читают газеты, готовят уроки—эта комната для Вольских ребят, чтобы не бродили она по всему городу в ожидании поезда. По ходатайству форпоста школа завела им комнату, где есть и игры, и газеты, а где они могут приготовить уроки. Неиало сделал форпост в этом отношении. V Вомната для кольских ребят не единственное достижение. Часто со бираются пионеры почитать газеты. Q в шуме свежих юных голосов слышатся не только голоса пионе ров, но и неорганизованных, кото рые также вовлекаются в работу. Заметно стала увеличиваться пио нерская организация за счет школь- ников, один га другим вступают туда неорганизованные. Активно уча ствуют пионеры и в школьно! стен газете. * Строго следят они и га учением. За месяц до конца занятий выяс нили неуспевающих и причины их неуспеваемости. Есть разные при чины, ееть просто лень, но есть и уважительные причины. 'Пионеры организованно помогают друг другу в школьно! работе, потому чти ло зунг, выброшенный фирпостом, <пио нер— лучший учевик школы», дол жен быть оправдан. Была проведена лекция <о при чине неуспеваемости и как ее из- 1 ть». Очевидно лекция м ассистент ство порядочно повлияли на школь ников, потому что во втором три- местре успеваемость поднялась на 50 проц. Деятельно отозвались ребята на призыв ко всем школьникам СССР о постройке самолета «Школьник». Сбор, проведенный школьниками, дал приличные результаты. Усиленно ведется и воспитатель ная работа не только среди пионе ров, но и среди неорганизованных. Вообще форпост уделяет неорганизо ванным много внимания. Часто устраивались лекции, ведется борьба с курением. Санпросвет не спит— не только устраивает лекции в определенные дни, но и усиленно ведет свою работу каждый день. По есть н недостатки. Конечно, в будущем они будут изжиты, но пока что-ж скрывать. На недостатках мы учимся, I они у нас имеются. Вот какие недостатки; целых 45 минут тянется большая перемена, но кроме нее есть м маленькие перемены. Этот свободный досуг ребятами не использовывается как следует, кроме того с ребятами не ведется работа вне школы н отряда. А что касается связи форпоста с пионерской орга низацией, то эдесь совсем плохо дело обстоит. Пионервожатые отря дов не интересуются тем, как про водят ребята время в школе м что они там делают. Иного еделано, но много :еще предстоит еделать м форпост прило жит все усилия, чтобы наладить по хорошему свою работу. М. Достаточно было появиться в ме стной школе одному негодному уче нику, кяв уже сбился нормальный хо 1 эавятий. Этот ученик— Голышев. Мы далеки от мысли, что во всем виноват он, мальчик Голышев, что он настолько испорчен, что развра щает всю шкоду. Главная вина зд(сь ложится на его родителей. Еогда учительница, выведевная из терпения выходками Голышева, до вела об ею поведен(и до сведения родителей, то последние с кулаками набросились на школьную сторожиху, принесшую записку учгтельнвцы. Вызывали мать Голышева и на родительское собрание, но она не ■вводила явиться. Причины? Мать Голышева считает, что ее сын вос питывается в самых нормальных условиях. И накснец, „почему же не дать возможности порезвиться своему ребенку". Родительское собрание постано вило дать неделю для исправления Голышева. Но рааве возможно исправление в такой семье, как Го- лышевьх! Ученик Голышев попрежнему про должает хулиганить i ториозить школьную работу. В данном случае нужпо воздейст вне, м серьезное воздействие на ро дителе! Голышева. Н . Вчера и сегодня На берегу Туломы прилепилась крошечная часовенка. Лики святых, вделанные в дверь часовенки глядят в реку, которая по весеннему блестит от солнца. И сама часовенка и древ ний крест, хранящийся в ней, как- то не вяжутся с весенним днем и ярким солнечным светом. Десятку играющих на берегу ребятишек столько-же лег, сколько и этому старинному кресту. Саму часовенку же десяток лет назад выстроил собственными руками слепой старик, желая уберечь эту память о старине от непогоды и порчи. Тут же рас положился домишко, седойот старости, как и его обитатель Философ Суслов. Низенькая дверь у входа вынуждает согнуться дугой, а поднявшись по скрипучим ступенькам — согнуться вторично—при входе в горницу. У стола сидит старик с желтым как воск лицом и с длинными седыми волосами. Угнав о желании познако миться с ним и кое что услышать о происхождении креста, старик застенчиво, как-то по детски, улы бается и начинает рассказывав, устремив невидящие глаза далеко мимо нае, в старину. — Я-то сам не помню, а отцы наши рассказывали, что на той стороне Туломы было Соловецкое подворье. Лет сто тому, жили там — Неужели, дедушка, самм, собственными руками, все выстроили? — Вы может быть не верите мне,— улыбается слепой,—так вы спросите у всех, вам скажут. Собирал гвоздик, каждую дощечку — пока выстроил. Вот ежели не помру, то еще покрашу часовенку. Несмотря на годы, старик бодр. Ослепнув от оспы еще трехлетним ребенком, он не жалуется на это. — Как-же вы кормитесь, деду шка?—возникает такой естественный вопрос. — А вот работаю,— опять улы бается старик.—Нечки лажу, посуду чиню хозяйкам, валенки обшиваю. Денег я не беру. Покормит кто—и ладно. В подтверждение этих слов, хо зяйка домика, у которой старик кормится, показывает на русскую печь:— «Вот вы не поверите, может быть, говорит она,— а ведь печку-то сам старик ставил. — Мне пенсию давали, паек, значит, который старикам дают,— прерывает старик.— Я не взял. Пусть другому дадут. Я еще могу работать. Внизу, в маленькой комнатушке живет он сам. В углу из трех досок — ложе, непокрытое ничем, перед старинными иконами лампада, монахи, они крест поставили. По- I а на стене развешаны инструменты. жалел я старинный крест и вы строил часовню. Это для бога. Я в него верую и он мне помогает. Школы—на средства населения S n i t J i становищ Западвая Лица ■ Галицино возбудилх перед Окроно хохата1ство об открытим в этих станов*щах школ в будущем 28-29 учебвои году. Одновременно с направлением этого ходатайства, жители становища За падная 1*ца вынесли постановление: в порядке самообложения произвести предварительны! ремонт имеющегося для школы помещ ния, а в будущем производить уплату аренды за это помещение ■ бесплатно снабжать школу топливом. Жители станови ща Голицино обязуются своими си лами м бесплатно перевести имеющий ся в становище Гаврилово дом, кото рый и предположено оборудовать под школу в Галипано. Окрно дал разъяснение Алевсанд ровекому и Тервберкскому РИК'ам о том, что открытие шкод в Западной Лице и Голицино будет возможно дашь только в том случае, если PaSисполкомы включат содержание этих шкод в районный бюджет на 1928/29 год. Пожелания иинициитива западно- лицких и годицинских рыбаков должны быть веемерао поддержаны. Маленькое торжество лопарей погоста Каменка 1 апреля в лопарском погосте Каменка, Ловозерского района, со стоялось маленькое, на первый взгляд незаметное, торжество: местный ликпункт произвел первый выпуск лопарей, ликвидировавших свою не грамотность, получивших возмож ность читать книгу м газету. Если принять во внимание, что грамотность среди лопарского на селения очень низка, что работу по ликвидации неграмотности в тундре вести чрезвычайно трудно, станет ясным, что выпуск десятка новых Авансе, пара за парой! Танцы. Танцы. Ярко размалеван ные афиши на перебой зазывают в клубы любителей потанцевать. Влуб Местран, клуб Совторгслужащих, (и чего не сделают в погоне эа лишним рублем!) даже клуб ОГПУ, заманчиво вещают о духовом оркестре и пиве, имеющим быть поданными на усладу пляшущих. Мы вместе с т. Семашко привет ствуем вдоровый, бодрый танец. По вееиу есть мера. Вчера танцы, сегодня танцы и завтра танцы— нельзя-же до беечуствия. Атмосфера •тих танцевальных вечеров застав ляет бить тревогу эа наши клубы I 8а нашу молодежь. Вот несколько картинок, наглядно рисующих обста новку втих вечеров. * . # Клуб ОГПУ. Тесно. Душно. Волны хабачного дыма окутывают публику плотно! вавесой. Залихватски гремит духовой оркестр, исполняя вечные польки и вальсы. Упоенно кружится молодежь. Многие представители муж ского пола в явном подпитии. Томно млеют девицы в смелых, но прият ных об‘ятиях... # Вот два комсомольца, иврядно хвативших усладительной горькой: Проводят внакомых и незнакомых по контромарке... фальшивой. Свое временно замеченные зорким оком билетера, изобличаются в обмане и вадерживаются. Ерики, буэа. — Я, знаешь кто такой i т. д. I т. п. Бравы! милиционер, не считаясь • общественными ж политическим! заслугам! виновных, воломт нх и холодную ярж мылцжж. Вдребезги пьяный комсомолец. Пришел в клуб с девицей— потанце- вать.>Но ова, неблагодарная—танцует с другим и это разрывает его еердце. Прыжок—и наш комсомолец на сцене. Шумно требует револь вер: — Она мне изменила, я хочу застрелиться. Мать, мать, перемать... ...А оркестр кроет дальше и пара ва парой вздымая тучи пыли, продолжает кружиться. Буфет. Пивное разливанное море. Хлопают пробки. Батареи пивных бутылок украшают столы. Пьют до отказу, шумно требуют пополнения и со смаком обсуждают прелести дам. Потная и разгоряченная сиена жаждущих и алчущих напирает из корридора. Хватит пива иди не хватит? Бессмысленные, тупые, бычьи взгляды стеклянных глав. Крепкая забористая ругань: — Пива, пива!.. С, * а * Один молодо! паренек, утратив ший душевное равновесие, взбирается на сцену и шатаясь дирижирует танцами: — Пара за парой, дамы вы бирают кавалеров. Авансе-з-е-е! До чего-же весело! * * Влуб совторгслужащих. Сначала концерт струнногоанеамбля и жидкие хлопки. Не до музыки. В 10 часов— танцы. Здесь публика чище. Сов- чины, совбарышни и просто люди обоего пола i разного возраста. Не мало ! партийцев. Вружатся под довольно фальшивые звук! баяна. Но нет пива, а значит и оживления, хотя устраители стараются во всю. Вот молодец, с довольно загадоч ной физиономией, громогласно пред лагает: — Открытки, кому открытки, по две копейки за штуку. Это—почтальон, так еказать, бес крылый амур сегодняшнего вечера, сводящий и разводящий взаимно тяготеющие сердца. Флиртуют, вна комятся. Танцы... танцы... i только! * ** Довольно этого. Вы удовлетворены, читатель? И это происходит в клубах, куда мы вовем «емьи рабочих я нашу молодежь, где мы хотим дать здо ровый отдых н разумное развлече ние. Так было, так есть н так не должно быть. Надо «гнать ив наших клубов позорящие их танцевальные вечера, расчитанные ва мещанско- обывательские круги. Надо разрядить нездоровую атмосферу, заграждаю щую доступ в наши клубы тем, лля кого мы их строим и кем дорожим— для рабочих и мх семей, для нашей молодежи. Мы не предлагаем готовых ре цептов—как это сделать: есть опре деленные, испытанные пути выяв ления общественной инициативы. Задача партийных и профессиональ ных организаций—оздоровить наши клубы, бросить в них лучшие силы нашего актива. Ибо мы в эпоху культурной ре волюции не можем терпеть мещан- окой атмосферы в рабочих клубах. Наблюдатель. В углу втом, так темно, что у одного из спутников невольно сры вается фраэа: — Как-же он в темноте работает? * ** Мы бродим по кладбищу н читаем надписи на могильных плитах. С кладбища видны старушки-часовни грамотных лопарей является боль- и ^ вь, разбросанные по разным шим достижением. I Углам Колы‘ Невольно ™ мысль [ возвращается к старику Философу. старые часовни— это вчера Болы, это память о прошлом, И сами лопари это великолепно * тг I И он и эти учитывают. Вот письмо окончивших 1 ’ ликпункт, присланное на имя ре дакции. Под письмом подписи А. Матрегина, Е. Матрехина, А. Кой* вина, М. Бойвина, Я. Бойвина и Л. Матрехина. „9 декабря 1927 года приехала к нам учительница А. Н. Возлова и стала с нами заниматься,—пишут окончившие ликпункт товарищи.— Мы с большой охотой ходили в свою школу. А теперь мы можем сами читать и писать. От себя и от имени наших родителей приносим благодарность эа устройство лик- пункта, благодарим нашу учитель ницу и надеемся, что в будущем учебном году мы снова будем за ниматься м закончим начатое обу чение". „Мы, лопари, — заканчивается письмо,— с особенным желанием вы полняем заветы нашего дорогого учителя Владимира Ильича Ленина". В этом письме важно отметить две стороны: во первых—письмо написано очень грамотно Видно, что ликпункт действительно дал крепкие энания лопарям, что учебный год не пропал даром. А во вторых—что особенно важно отметить,— лопари желают и дальше учиться, хотят полностью выполнить эаветы Владимира Ильича. Свой . За учебой Прм коллективе грузчиков орга низовалась женская группа мало грамотных. Записалось пока 8 чел. Женщины,в большинстве пожилые, склонившись над тетрадями стара тельно выводят букву за буквой. Одна из домохозяек обратилась к женорганизатору с таким заявлением: — Товарищу очень хочу учиться, но муж говорит что уже поздно,-года ушли. Правда ли это? Женорганизатор, конечно успо каивает, что учиться- никогда не поздно и домохозяйка садится за букварь. — А мне очень тяжело учиться е остальными, я совсем неграмотная. Но я все таки догоню их,—заявляет другая. Это заявление служит лучшим 8алогом того, что женщины преодо леют все трудности на пути к г нанию Ф . В . как и полуистертые надписи на могилах. «На сем месте погребено тело кольского венского исправника, майора и кавалера святые Анны Ш-й степени, Тимофея Васильева— сына Назарова, скончавшегося в 1838 году>. «Скончалась мещанская жена Хипагина в 1833 году. Мир праху твоему любезная супруга»— так гласят стертые надписи на серых плитах. Есть и более древние надписи—1821 года. * «* Недалеко от церкви стоит старый, престарый домик. Передняя часть домика сильно накренилась, как бы желая ринуться вперед—к избе- читальне, а задняя часть домишка накренилась и осела назад, как-бы не отпуская непокорную часть. л * На крылечке избы-читальни ры баки калякают о разных делах, покуривая трубки. Изба-читальня— это центр всей культурной жизни Болы. Здесь играют в шашки, сюда приходят читать газеты и взять из библиотеки книжку. Два раза в неделю кольские девушки обучаются кройке и шитью. Баждую неделю парни Болы стреляют из винтовок, обучаясь военному делу. Сюда— в избу-читальню стремится передняя часть домика, так сильно накренившаяся овнами вперед. Больское сегодня— эго воскресник молодежи. С ломами и лопатами молодняк высыпал на улицу на воскресник. В ямах горят дрова, ребята бьют ломами затверделую непокорвую землю. По адресу со бирающегося воскреснуть Христа летят самые веселые шуточки, со провождаемые смехом. Это к пасхе готовится площадка с качелями и гигантскими шагами. Целый день, пока не спрячется солнышко, ребята будут трудиться над площадкой. А вечером в коль- ском театре будет кино и туда хлынет молодежь после воскресных трудов. У избы-читальни висит многообещающая афиша о том, что будет демонстрироваться «Гамбург». Это с утренним поездом прибыл железный ящик с таинственной кино-лентой. М. U .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz