Polyarnaya-pravda_1927_yanvarj
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 5 января 182:7 г. .N? 2 Советскую копейку на учет Кок работают производственыесовещания Бесхозяйственность на мушку Нан режут экономиюв Зашеине Производственные совещания при Муркомаге и Севгосрыбтресте дают интересный материал в области изу* чения и внимательного отношения к производству и затрагивают ряд новых моментов. Рабочие принимают довольно ак тивное участие в работе совещаний. В производственном совещании при Муркомаге участвует в среднем от 20 до 30 человек. При Севгосрыб тресте производственные совещания устраиваются по цехам, так что в обсуждении каких либо недочетов в механической мастерской или на пристани принимают участие 80— 85 проц. рабочих. ' Административно-технический пер сонал присутствует на каждом сове щании. Вопросы в повестке дня совеща ний самые различные; начиная от инвентаризации порта и кончая воп- просЬм о сапогах. Здесь надо отметить, что произ водственное совещание при Севгос рыбтресте взяло вначале непра вильную линию. Некоторые прото колы совещания походили скорее на протоколы охраны труда. Вместо предложений по рационализации про изводства, ставились вопросы о спец одежде. Это было своевременно отмечено Губотделом союза. Хороший образец работы произ водственных совещаний дают прото колы совещания при Муркомаге, где наряду с вопросами о рационализа ции производства ставятся вопросы повышения производительности труда. На одном из заседаний производ ственного совещания была выделена комиссия из 6 человек, совместно с представителями хозорганов, которая произвела детальное обследование порта й грузового района, с целью выяснения причин простоя. Простои наблюдались при погрузочных и раз грузочных работах. Комиссии было поручено выработать ряд конкрет- ных предложений для изживания простоев. Из доклада комиссии на производ ственном совещании, выяснилось, что простои зависели от несвоевре менной подачи вагонов. Подготови тельные работы велись халатно. На переноску деревянных буферов тра тилось много времени и физической силы. Особенно много внимания совеща ние уделяло вопросу инвентариза ции порта. Был выявлен целый ряд недочетов, как отсутствие деревян ных роликов, ручных лопат, недо статочное количество трапов и т. д. Все эти „мелочи", конечно тор мозили работу и вызывали перебой. Администрация очень внимательно относится к предложениям производ ственного совещания. Предложения принимаю!ся на 75 проц. На всех причалах установлены дековильные пути для облегчения труда грузчиков. Вместо деревянных буферов для переборки хлопка уста новлены железные буфера, отличаю щиеся. прочностью. На каждом паро ходе при разгрузке ломалось около 400 корзин; теперь их оттопили. На производсовещании Севгосрыб- треста разбирались вопросы самые разнохарактерные: о работе в дни отдыха по разгрузке тральщиков, об учете этой работы, плохой сорти ровке рыбы, о хранении и ответ ственности за инвентарь и прочее. Надо сказать, что администрация выполнила эти предложения на 80 проц. В повестке совещания стоит такой вопрос: ответы админи страции по предложениям: «по ох ране пристани днем — выполнено, карбас у пристани установлен, уве личен штат на одного агента на промыслахэ. Если в начале администрация от носилась внимательно к предложе ниям совещания, то теперь взаимо отношения с администрацией не• сколько осложнились. Предложения, в большинстве случаев, не выпол няются. Губотдел союза предполагает обратиться в правление треста для выяснения и урегулирования этого вопроса Интересный вопрос выдвинут про изводственным совещанием в Мур комаге. Выяснилось, что по причине слабой производственной грамотности весовщиков и экспедиторов происхо дят перебои в работе. Для повышения этой грамотности при Муркомаге, благодаря содействию совещания, создаются профтехниче- ские курсы для экспедиторов, ве совщиков, котелажников и счетово дов. Вопросы трудовой дисциплины должны занимать определенное место в практике работы всех производ ственных совещаний. Несмотря на целый ред дельных предложений, вынесенных на обоих совещаниях, ни администрация, ни совещания не ставили вопроса о пре мировании внесших эти предложения. Опыт других совещаний показал, что премирование предложений дает положительные результаты. Администрации Муркомага и Сев- госрыбтреста следует ввести пре мирование предложений. Не знаю, кто здесь виноват, ТЧ-4 или ПЧ-8, но вещь дрянная. В половине ноября ПЧ-8 присы лает новый деревянный бак для за мены старого в водоемном эдании станции Зашеек. Через несколько дней ПЧ командирует 2-х плотников для разборки старого и сборки ново- го бака, тогда как старый лучше нового. Приказ был строгий и к работе преступили. Рабочие уже почти что весь бак разобрали, как вдруг приходит дру гой прикаэ: составить старый бак». Началась опять сборка бака. И вот на эту бесполезную работу ушло 40 рабочих часов, на 83 окол. и командировка 2-х плотников (4-х суток), теперь погрузка, вы грузка, — словом волынка с нозым баком и порча старого. Эти же две службы Тяга и Путь Сэкономили еще по смене водопро- водаых труб между колодцем и ма шинным отделением, где обхват ра боты не более 50 метров. Работу производят в настоящее время, в самые большие морозы при всех не удобствах. За 11 /2 месяца работа по двинулась только на половину. За трачено 322 раб. часов и суток 15 командировки водопроводчика. Есть и еще ляпсусы. Водокачка закрыта, паровозу раб. поезда при ходится в частых случаях специаль но ради набора воды производить маршруты Зашеек — Кандалакша и обратно. II это происходит несмотря на то, что ТЧ-4 и ПЧ 8 энали о неисправности водокачки с прошлого года и не позаботились исправить летом, когда водокачка закрывается. Тогда-б потратили на всю работу не более четверти потраченного в на стоящее время ва половину работы в паровозы бы не сжигали напрасно топливо и поверстныенеплатились бы. Кому следует пусть подсчитают сколько наши администраторы С эко номили» на этом. Б ы с тр ы й . Дайте плотников на пристани На погрузочных причалах нет плотников, из за этого часто бывают простои грузчиков. При работе груз чикам приходится бегать по всему порту искать плотников. Найдут плотника, а у него топо ра нет. Надо устранить этот недочет, тогда сократятся простои. Гр узчи к . 2.000 подписчиков Полярной Правде 44 V Газета—могущественное орудие в руках рабочего класса. Вскрывая успехи и отдельные недочеты борь бы и строительства рабочего класса, газета, на повседневном, конкретном материале, учит трудящихся, как надо бороться за свое освобождение, намечает пути дальнейшей борьбы, коммунистически организует мысли и действия рабочего класса и рыба чества. Газета является так же организа тором одного из видов новой, совет ской общественности— рабкоровства. Вот почему газета может и должна быть лучшим другом и товарищем каждого рабочего и рыбака. Изо дня в день раскаэывая ему, что происходит во всем мире и в данном районе, она учит его как, вместе со всей рабочей семьей, надо бороться эа лучшее будущее. Поэтому, каждый сознательный труженник должен быть подписчиком и читателем газеты. ф Только человек, печувствующий себя сочленом семьи трудящихся, не живущий с этой семьей одними ивтересами, не болеющий вместе со всеми пролетариями га недочеты ра боты и не желающий их исправить— может быть безучастным к газете. Конечно, не всегда и не всякая газета может привлечь к себе чи тателя. Для эюго газета должна живо откликаться на все события, насыщать свои страницы наиболее интересным в данное время мате риалом. Она должна быть жива и увлекательна по форме и внешности. Наша газета— „Полярная Правда* в этом отношении имеет крупные достижения. Она живо откликается на все важнейшие вопросы внешнего и вну треннего положения СССР, она живо откликается на в^е важнейшее фак ты в жизни мурманской 4организа ции. Она свстематически вскрывает наши достижения и особенно недо четы. В той Горьбе, которую партия ведет с расхлябанностью и расточи тельностью — «Полярная Правда» стоит на передовых позициях. Значительно улучшилась ее внеш ность. Улучшилась доставка. Она соз дала сеть рабкоров. Но она имеет i ряд недочетов. Мало освещение живни рыбаков ж партийной жизни. Крупнейшим ев недостатком является недостаточное проникновение в широкие трудящие ся слои. Газету недостаточно выпи сывают. Правда, гаэета и в атом достигла успехов— с 800 экземпля ров в прошлом году число подпис чиков поднялось в этом году до 1380, но это еще недостаточно. На 200 ч. грузчиков мы имеем всего 2 десятка подписчиков, мала подписка деревни, комсомола и т. д. Вне всякого сомнения, подписка | на газету может и должна быть уво- ! личена. V II Губпартконференция ска- I зала — с доведем подписку Ой ■ 2-х ты сяч экземпляров », для чего необходимо принять решитель ные меры. Эта воля высшего пар тийного органа нашей губернии — должна быть претварена в жи*нь. Необходимо развить широкую рав(- яснительную кампанию— за подписку на „Полярную Правду", привлечь к кампании передовые слои рабочих ж рыбаков, рабкоров, клубы, ивбн-чи- тальни и красные уголки. Систематически проводя »ту рабо ту изо дня в день, охватывая все более и более широкие слои рабочих и рыбаков — мы можем и должны дать 2.000 подписчиков „Поляр ной Правде". Вступая в новый год, мы должны сказать— 2 ты сячи поОписч(шо$ и претворить в наикратчайший срок эту задачу в реальную действигель- ность. М . Рогожников. Улучшить отопление клубов Кто бы ни задад вопрос, „для чего нам нужны клубы и чего мы в нах ходими — получите прямой я точный ответ, что в них мы можем зайти от повседневной работы от дохнуть, послушать доклад, увидеть какую-либо фильму на экране, по читать газету или журнал и т. п. Но мурманским клубам далеко еще до этого. Рабочий и служащий ваЗдя в клуб, чувствует себя форменным образом, что называется связанным. Не будем j говорить о такой роскоши, как сни- ! мать в общественном месте верхнее платье. Взять мурманские клубы: в клубе, что в сарае, холодно ж тем пература иногда достигает ниже ну дя до 10. Зайдя в такой клуб от падает всякое настроение в нем оставаться и идти в будущем. Не плохо было бы правлениям клуссв увеличить ассигновании иа отопление. Необходимо было бы дать вовмож- ность рабочим и служащим на ммом деле чувствовать в своем клубе, как в общественном месте— отдыха. Р —0. Перспективы промыслового судостроения Рыбо-вверияые промысла Мурмана •оотавляют 61,2°[о обще-губернской доходности, занимая в отдельных волостях явно ; главенствующее по ложение. Основной капитал промыслов, ваключающийся в судах и рыболов ной снасти/ по сравнению с довоен ным состоянием, значительно сокра тился. Средняя снабженность судна ярусной снастью, по обследованию Статбюро в 1925 г., выражалось в 17,4 тюка, тогда как в 1902 году она. равнялась— 24,7 — 25 тюкам Следовательно, эта часть капитала уменьшилась на 30 проц. Количество судов, занимающихся ярусным ловом, по данным Статбюро в 1925 году было 900, общее же количество равнялось 1056. По об следованию российского регистра в 1924 г., пригодность рыбацкого •флота к плаванию была определена в 40 проц. Ставя вопрос о восстановлении капитала кустарного рыбацкого про- лысла, необходимо выяснить— целе- •едобразно-ли подобное «распыление» средств в связи с ростом более усовершенствованного, траллового ло ва. Статистика кустарного лова подтверждает его возрастающую жиз ненность, несмотря на укрепление траллового. В 1924 г. ярусами до быто пгкеренной рыбы 525.000 пуд., в 1925 г.— 616.000 пуд., а в 1927 г. предполагается— 700.000 пудов. Требование рыбаков на суда более усовершенствованного типа (меха низированной тяги), естественно, возрастает с каждым годом. . Если же принять во внимание, что на ряду с развитием промыслов (кустар ного и траллового) ежегодно встает вопрос о ввозе рыбы из Норвегии, так как рынок далеко не насыщен,— необходимые затраты, не только на восстановление основного капитала кустарного промысла, но и на дальнейшее развитие его, явятся затратами вполне окупающимися и целесообразными по возрождению Края. В данное время будет правильнее говорить не о восстановлении рыбац кого флота, а о его коренной замене, так как пришедшие в негодность суда необходимо заменить судами более усовершенствованного типа с с механическими двигателями. Если поставить себе задачу— моторизировать рыбацкий флот в настоящем, примерно, его количестве в ближайшее десятилетие, то на это потребуется 2.300000 рублей при средней цепе моторной елы грузо- под‘емом 250— 300 пудов— в 2000 р. и моторного бота грузопод1емом 500— 600 пудов—в 3500 рублей, при постройке 800 ел и 200 ботов. Улучшение типа судов и повы шение обеспеченности снастью, не сомненно, увеличит улов По данным Губстатбюро в 1925 г., средняя добыча на одно моторное судно за один выезд выражалась: у мотобота в 86 пудов, у моторной елы в 60 пудов, тогда как у парусных ел она была в 30,9 пуда. Исходя из этого, общий улов в 1925 году мог опре делиться в 1.200.000 пудов, то- есть ценность улова могла повысить ся на 1.000.000 руб. За десяти- летие-же, при прогрессивном увели- \ чении моторных судов, ценность добычи по сравнению с 1925 г. повысится до 5.000.000 руб., а, следовательно, с избытком окупит затраты на моторизацию рыбацкого флота и соответствующее снабжение его снастями. Начало этому большому и особо важному для Мурмана делу, правда, очень скромное, положено организо ванным в гор. Мурманске «Товари ществом Промыслового Судостроения и Ремонта». Товарищество организо вано в июне 1У26 г. инициаторами с капиталом: Губисполком в 9000 р., колонизационный отдел Мурманской железной дороги, совместно с Жел- рыбой в 9000 р. и Мариановское переселенческое сельско-хозяйствен- ное кооперативное т-во в 3000 руб. Они же внесли вступительных-орга- низационных— 2100 руб , что, при пятикратной уставной ответствен ности, на 1-е января 1927 г. даст 105000 руб. Паи организаторов со ставлены из материалов и техниче ских оборудований мастерской, по этому оборотными средствами това рищество кредитовалось в Сельхоз банке, получив за указанный пе риод 17000 руб. В настоящее время, на своем рейде, если можно так сказать, то варищество имеет: шесть моторно парусных ел, один мотобот, (прнго товлепный к оснастке) и четыре па русных карбаса. Т во имеет матери алов на тридцать пять ел, три бота, и на постройку здании мастерской и гаража. С запасом такелажа дело обстоит хуже, так как для этого требуется единовременная затрата значитель ных средств, что до сего времени т-ву было- не подсилу. С организа цией базисного склада при Сельхоз банке снабжение оснасткой пойдет нормальнее. На первоначальное раз вертывание деятельности т-ва значи тельно повлияло отсутствие помеще ния под мастерскую и гараж Длин ные полярные ночи и мороз, есте ственно, затрудняли постройку ры бацкой посуды «под открытым не бом», а потому с наступлением их работа почти приостановилась. Северо-Западным Областным Отде лением Сельхозбанка, в план креди тования на текущий год включена сумма в 220000 руб. на промысло вое судостроение и снабжение ору диями лова промышленников Мур мана. Использовать рационально эту I сумму можно будет только строго 1 организованно—на кооперативных на чалах. Банк дает в кредит преимущест венно под обеспечение, но бедняки- рыбаки в одиночку существенного обеспечения, естественно, пред‘явжть не могут. Необходимо об4единеимс нескольких рыбаков, хотя бы по числу команды на еле (3 человека) или боте (5— 6 чел.) и коллектив ное вступление их в Товарищество Промыслового Судостроения, гдо, взяв даже одну треть пая в тысячу рублей и получив рассрочку пла тежа его через кредитное товарище ство, они примут активное участие в обновлении своего флота, путем проработки проектов построек типо вой рыбацкой посуды и, составив объединенное паевое обеспечение, да дут возможность т-ву вложить в дело судостроения, важнейшее дело Мур мана, предназначенные на 1927 г. суммы сельхозкредита. В настоящее время товарищества должно, во что бы то ни стало, по строить мастерскую и гараж, где можно было бы, независимо от кли матических условий, вести работу ж выпускать в месяц не менее 8— 10 ел и 1— 2 ботов, так как иначе и в десятилетие не разрешить неот ложной задачи— восстановления ос новного капитала кустарного рыбац кого промысла. Не менее важна задача и по рас* ширению состава товарищества, по увеличению его членства. Нора ор ганизации уже прошла, наступило время производства. Если в данное время товарищество не будет под держано рыбацкой общественностью, то даже выделенные государством средства останутся неиспользован ными. Д . Суходольский . 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz