Полярная правда. 1927, май
6 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 1 мая 1927 г* № 53 Основная наша задача в области п о л и т и еи снижения цен состоит в том, чтобы за штуку товара брать дешевле, производить лучший то вар, увеличивать спрос потребите ля, усиливать товаро-оборот и тем самым — «ускорить темп нашего развития, не наталкиваясь на разо рение крестьянства, не лишая инду стрии аграрного сырья, сохраняя правильную пропорцию между сель скимхозяйством и промышленностью, делая более прочным союз рабочих и крестьян, укрепляя руководящую роль пролетарск1й промышленности и самого пролетариата»— (речь тов. Бухарина на IV Московской парт конференции). Празднуя Первое мая в настоя щем году, мы должны помнить, что одним из главных, боевых лозун гов настоящего праздника является С н и ж е н ы цены: По группе текстильных товаров вере > кожевенно обувных . . . > металлического изд. . . > пищевкусовой............... > хлебопродуктовой . . . *. рыбной ....................... В отношении сельеквх местностей губернии выполнение первого прика за правительства окончено к 1 яв- варя с. г. Что касается второго при каза, то выполнение последнего про ходит очень туго, причины: на личие товаров завезенных до закры тия навигации, покупка по ста рым ценам и слабого охвата'контро- лем за снижением цен. Трудность охвата сельских мест ностей делает кампанию по сниже нию цен боевой, куда должны быть мобилизованы все силы для выпол нения в срок приказа правитель ства. Из приведенных выше цифр мож но сделать вывод о том, что в на стоящий момент кампания за сни жение цен вступает в наиболее серьезную и ответственную стадию. Проведенное снижение оказалось возможным для большинства тор гующих организаций без того, что- Работа и развитие Возникший в период войны 1914 —1917'г. Мурманский торговый порт, имея незамерзающий, обширный естественный рейд, расположенный у входа в открытый океан, из года в год приобретает все большее экономи ческое значение. Служа царскому правительству в первые годы своего возникновения местом ввоза военных грузов для империалистической бойни, Мурман ский порт, после 1917 года ввозит снабжение и с 1923 года перераба тывает экспортно-импортные грузы, грузооборот которых неуклонно воз- ростает: в 1923 г — 65.168 тонн, в 1924 г. — 211.115 тонн, в 1925 г. — 224.116 тонн, в 1926 г .— 261.613 тонн и за первое полугодие 1927 г. до 228.464 тонны, причем за последнее полугодие экспорт пре высил импорт (ввезено —111.312 тн. а вывезено 117.152 тонны). Резкое повышение грузооборота за истекшее полугодие составило^ 88 проц. годового оборота 1926 года, благодаря направлению через Мур манск, начиная с декабря, хлебоэкс- порта ежемесячно до 3,5 миллионов пудов. В ближайшие месяцы грузо оборот порта будет протекать с пол ной нагрузкой, причем ожидается значительное прибытие грузов тек стиль-импорта. Таким образом во втором полугодии количество грузов, возможно, будет не меньше этого жэ полугодия 1927 г. и общий годовой грузооборот текущего года значит«ль- хо превысит прошлогодний. В истекшие годы коммерческой Работы жорт* был* положено маого снижение цен. Под этим лозунгом, наши государственно кооперативные торговые организации должны вы ступить в общем празднике трудя щихся. Год тому назад правительством Республики был дан первый приказ снизить розничные цены на 10 проц. по сравнениюсценами на 1мая прош лого года.|В настоящем году был дан второй приказ снизить цены на 10 проц. к 1 июня по сравнению с ценами на 1 января этого года. Празднуя сегодня праздник тру дящихся, мы должны подвести итоги выполнения этого приказа к сегод няшнему дню у нас в городе и гу бернии. Итоги выполнения второго приказа правительства по городу выражаются в следующем: т.п.о. Кр. Мурм. Желрыба. в проц. в проц. в проц. 8 2 4 5 0 2,5 30 5 14 9 6,8 7,5 10 6,5 3,2 2 2,4 0 детально вникнуть в свои смет* ные калькуляции, пересмотреть структуру расходов и методы веде ния ctoero хозяйства. Дальнейшее снижение возможно лишь при условии тщательного раз бора всей хозяйственной обстановки каждой отдельной торговой организа ции и отыскания источников для сокращения расходов. В настоящее время центр тяже сти работы в проведении кампании переместился от центральных регу лирующих органов к местным, в за дачу коих вошло детальное изуче ние состояния каждой отдельной тор^ говой организации и намечение кон трольных цифр снижения по основ ным товарам. Каждая торговая организация име ет свои особенности, разные торго вые расходы и если торговые орга низации будут ожидать приказания регулирующего органа для механи- торгового усилий со стороны Муркомпорта к привлечению грузов на Мурманск. Мурманский порт выполняет пере работку грузов по планам центра без перебоев. Мероприятия правления дороги по привлечению грузов вы ражаются-, главным образом, в уста новлении пониженных жел. дор. та рифов и снижении пошлин на целый ряд грузов. В результате, таких скидок и понижений импортеры и экспортеры при направлении грузов через Мурманск имеют сбережения против других портов от 7 до 60 руб. на тонне. По мерф. возрастания наших обще хозяйственных возможностей порт оборудован механическими перегру жателями —имеет два портальных, два плавучих и несколько катучих кранов, дековильные пути, транспор теры, особой конструкции железные тележки(буфеты), конвейера и ящики для погрузки зерна, располагает 30.000 квад. метров складочных по мещений и необходимыминвентарем. Порт обеспечен рабочей силой и в последнее время порт, дорога и за интересованные организации всегда проявляли необходимую увязку в выполнении плана работ. Последнее условие—увязка всех организаций заинтересованных в ус пешной работе и развитии Мурман ского порта, крайне необходимо, но еще больше нужна годовая плано вость в направлении груза. Нужно откровенно сказать, что в прожитые годы направление в Мур манск грузов носило случайный и даже неожиданный характер и по ческого выполнения, то могут быть просчеты и промахи приведущие к недостаточному снижению по одним товарам и убыточности по другим. Вторая часть задачи снижений цен сегодняшнего дня— это органи зация достаточного контроля за про ведением в жизнь принятых и f принимаемых решений. Пери-4 ферия мало поддается учету и контролю органов регулирования и ускользая из их поля зрения часто превышает установленные цены и накидки. * Кампавия, привлечения обществен ного контроля на периферии, не мо жет ограничиться докладами на со браниях общественных организаций Центр тяжести должен быть пере несен на привлечение общественного актива к непосредственному ознаком лению с постановкой дела в торгую щих организациях и проверке вы полнения решений о свижении цен. Нужно, чтобы каждый работник едущий на периферию начиная от инструктора кооперации, совета, пар тии и до работника активиста, ста вил перед собою задачу ознакомле ния ва месте хода кампании сни жения цен—путем инструктирования через местные руководящие органы с действительным положением выпол нения директив в торговых органи зациях. * Только общими усилиями обще ственного контроля потребителя, ак тивным участием руководителей тор говых организаций, правильным и своевременным выполнением реше ний регулирующих органов, сможем выполнить приказ правительства о снижении цен. Рабочие, служащие, домашние хо зяйки—рыбачки, рыбаки, оленеводы —проверяйте работу своих коопера тивов. Удешевляйте торговый аппарат, снижайте цены. М. А. тому порту и дороге приходилось в некоторые месяца работать чрезвы чайно напряженно, а в другие не иметь полной нагрузки. Затем во время самой экспортной кампании имели место случаи несвоевременного подходатоннажа, что тяжело отража лось на работе, вызывая излишние расходы по оплате рабсилы и про стоя вагонов, а также необходимости переработки зерна через склады. Это положение естественно было ненор мально, что и признано приезжав шей зимой этого года комиссией под председательством т. Хлоплянкина, который обратил внимание заинте ресованных организаций на необхо димость установления планового, годового направления грузов через Мурманск. С целью снижения накладных рас ходов по переработке экспорта за последний год введен ряд техниче ских улучшений (конвейера,железные ящики), но все-же крайне необходи ма переброска в Мурманск Камы шинского элеватора. Наличие элева тора в Мурманске, кроме ускорения работы и снижения расходов дало бы возможность производить сортировку зерна, шастание его и ослабило бы остроту в дальнейшей постройке складов. Несмотря на наличие полярных прибавок и дополнительных расходов по улучшению крайне тяжелых в Мурманске жилищных условий, а также по перевозке рабсилы, все-же ставки за перевалочные работы и другие услуги, связанные с отправ кой грузов через Мурманский порт не превышают ставок других бо лее старых и благоустроенных пор тов и в среднемсоставляет по импорту 7 коп. с пуда. Приближение ста вок за перевалочные работы в Мур м о т о р и Успехи кустарного рыбного про мысла на Мурмане за последние годы не подлежат сомнению. Увеличивается число промысловых судов, запасы снасти, растет улов и по количеству и по ценности и, что всего более отрадно, усиливается участие мест ного рыбачества, колонистов в про мысле. ч Начавшийся под‘ем промысла дол жен быть закреплен. Здесь на по мощь рыбаку приходит промысловый кредит с его ставкой на мотор и артель Моторизация промыслового флота и об'единение рыбачества в произ водственные артели—вот два якоря, на которых может прочно стать ры бацкое хозяйство Мурмана. Сейчас рыбак ждет рыбы у берега и, в связи с этим, принужден ютиться, как попало, в неустроенных становищах на побережьи. Моторный флот освободит рыбака от этой при нудительной связи с берегом и ста ном, даст возможность итти следом за рыбой, а жить, быть может, в от даленном, по культурном городском центре. Как видим, мотор призван произвести революцию в промысле и в значительной степени разрешить жилищный вопрос для рыбачества. Артельное начало уничтожит ка бальные отношения рыбачества, под нимет рыбацкую бедноту до степени не потребительских только, но то- варо-производящих хозяйств. Что-же сделано по части усиления и моторизации рыбацкого флота? Прежде всего на Мурман напра влены моторы и моторный голод в значительной степени смягчен. Все имевшиеся на Мурмане и в Архан гельске старые моторы починены и пущены в дело. Целиком вся про дукция Онежского завода в Петроза водске, вырабатывающего малосиль ные лодочные моторы, поставлена на рыбацкие елы. Дан заказ в Шве цию на срочный ввоз десяти моторов марки «Болиндер». Эти моторы не медленно по их прибытии будут по ставлены на готовые уже бота мур манской судостроительной верфи. Ве дутся переговоры о переброске мо торов с завода республики Немцев Поволжья, из запаса моторов Гос- манске к другим портам СССР до стигнуто, главным образом, благо даря объединению всех операций с грузами в руках одного аппарата— Муркомага. За переработку экспорт ных хлебов, без различия культур и способов переработки, включая все расходы и бесплатное хранение в течении 40 дней взимается по 5,8 коп. с пуда. Несомненно, что при годовой пдановой работе порта и по полнении достаточным количеством конвейеров и устройстве элеватора расценка по переработке экспорта будет соответственно понижена. Мурманский торговый порт нахо дится в периоде своей постройки и потому покрыть сборами затраты по постройке и развитию портовой тер ритории конечно невозможно. В на стоящее время следует иметь ввиду лишь покрытие доходами только расходов по эксплоатации и теку щему ремонту. За 1923—26 годы сборы покрывали только часть эк- сплоатационных расходов, составляя в 1923 г.—30 проц. и в 1926 г. 70 проц. общих расходов. За нстек- шее же полугодие вследствии увели чения количества экспорта, экспло- атационный расход не превысит 1 рубля на тонну. Все возростающий грузооборот порта вызывает неотложную необхо димость развития хозяйственной базы, складов и увеличения причальных 1линий порта, т. к. 5-ти летний олан развития портов, разработанный Цумором неполучил еще окончатель ного разрешения. Однако из разре шенного уже кредита в сумме около 300.000 рублей в 1927 году будет выполнена достройка оградительной стенки и железобетонный склад, за сыпка грунтом территории на Вар ничном мысу, постройка каменного А Р Т Е Л Ь торга в Ленинграде и Сараторского Сельхозбанка. Второе мероприятие по флоту— основание и поддержка судостроения в форме организации верфей и ры бацкого кустарного судостроения. На Мурмане создано специальное това рищество промыслового судостроения и ремонта, которое подготовило к выпуску десяток моторных единиц, как беспалубных ел, так и палуб ных ботов. Товариществу открыт кредит до 80.000 рублей. Кустарное судостроение получает ссудную по мощь через местные кредитные това рищества: здесь идет постройка де- шевой мелкой рыбацкой посуды си лами самого рыбака без применения наемного труда. Спрос на моторы и на промысло вую посуду превосходит, однако, имеющееся предложение. От *ввоза судов из заграницы решено воздер жаться, поэтому местному судострое нию придется держать серьезный эк замен на зрелость. За последние месяцы поднят во прос и о поддержке новых видов и методов рыбного лова: лов трески ставными сетями, лов с бота малень ким тралом и проч. Использование и переработка от бросов рыбного промысла начата: одаа артель на полученную ссуду успешно ведет посолку и сушку тре сковых голов. Продукция пойдет в Архангельский район, где на тре сковые головы имеется спрос. Кре дитные товарищества, ведущие по среднические операции по треске, нынче впервые будут практиковать голландский способ засола под руко водством Александровской Биологиче ской станции на Мурмане. Имеется некоторый сдвиг и в ча сти об'единения рыбачества в артели. Особо важным представляется об‘е- динение рыбаков Терского берега: две артели терчан уже вышли на ботах на ранний лов трески. Пере дача рыбацких артелей из ВСНХ в Наркомзем несомненно оживит ра боту по организации артелей и уско рит переход бытовых товариществ, к уставной форме организаций. В. О. 1 здания мастерских порта и другие небольшие работы. Кроме того, учи тывая отсутствие достаточной при чальной линии постоянного типа, допускающей постройку механизи рованных складов, недостаточность портовой территории и складов для развивающегося грузооборота, Мур- компортом внесен в НКПС вопрос об ассигновании 1.325.000 руб. на постройку Пирса Л 2 и развития портовой территории. Проэкт этот одобрен комиссией ЦУМОР1а под председательством члена комиссии НКПС тов. Полуяна. Нельзя также обойти молчанием крайне тяжелогоположения с жилища ми. Хотя порт и дорога в 1925— 26 г,г. и выстроили ряд домов и в те кущем году достроена транспортная контора, однако этого все-же недо статочно. Принимаются меры к по лучению от правления дороги 100.000 р. на постройку двух домов и возбу ждается перед центральным банком вопрос оботпуске ещетакой-же суммы для этой же цели. Ввиду тоге что ра ботающие в порту организации (эк спорт-хлеб контрольная, хлебная инспекция и текстиль-импорт и др.) пользуются помещениями порта, ко торых далеко недостаточно, то на их обязанностях казалось бы лежит также придти на помощь постройкою, хотя бы для размещения своих кон тор, неоходимых зданий. Несмотря на все встречающиеся в процессе работ затруднения, все же в работе нашего молодого порта имеются значительные достижения. Изжиты сомнения его клиентов, ко- корые теперь не боятся направлять грузы в Мурманск, зная что они будут переработаны быстро, с полной вни мательностью и не дороже чем в других портах. М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz