Полярная правда. 1927, май

6 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 1 мая 1927 г* № 53 Основная наша задача в области п о л и т и еи снижения цен состоит в том, чтобы за штуку товара брать дешевле, производить лучший то­ вар, увеличивать спрос потребите­ ля, усиливать товаро-оборот и тем самым — «ускорить темп нашего развития, не наталкиваясь на разо­ рение крестьянства, не лишая инду­ стрии аграрного сырья, сохраняя правильную пропорцию между сель­ скимхозяйством и промышленностью, делая более прочным союз рабочих и крестьян, укрепляя руководящую роль пролетарск1й промышленности и самого пролетариата»— (речь тов. Бухарина на IV Московской парт­ конференции). Празднуя Первое мая в настоя­ щем году, мы должны помнить, что одним из главных, боевых лозун­ гов настоящего праздника является С н и ж е н ы цены: По группе текстильных товаров вере > кожевенно обувных . . . > металлического изд. . . > пищевкусовой............... > хлебопродуктовой . . . *. рыбной ....................... В отношении сельеквх местностей губернии выполнение первого прика­ за правительства окончено к 1 яв- варя с. г. Что касается второго при­ каза, то выполнение последнего про­ ходит очень туго, причины: на­ личие товаров завезенных до закры­ тия навигации, покупка по ста­ рым ценам и слабого охвата'контро- лем за снижением цен. Трудность охвата сельских мест­ ностей делает кампанию по сниже­ нию цен боевой, куда должны быть мобилизованы все силы для выпол­ нения в срок приказа правитель­ ства. Из приведенных выше цифр мож­ но сделать вывод о том, что в на­ стоящий момент кампания за сни­ жение цен вступает в наиболее серьезную и ответственную стадию. Проведенное снижение оказалось возможным для большинства тор­ гующих организаций без того, что- Работа и развитие Возникший в период войны 1914 —1917'г. Мурманский торговый порт, имея незамерзающий, обширный естественный рейд, расположенный у входа в открытый океан, из года в год приобретает все большее экономи­ ческое значение. Служа царскому правительству в первые годы своего возникновения местом ввоза военных грузов для империалистической бойни, Мурман­ ский порт, после 1917 года ввозит снабжение и с 1923 года перераба тывает экспортно-импортные грузы, грузооборот которых неуклонно воз- ростает: в 1923 г — 65.168 тонн, в 1924 г. — 211.115 тонн, в 1925 г. — 224.116 тонн, в 1926 г .— 261.613 тонн и за первое полугодие 1927 г. до 228.464 тонны, причем за последнее полугодие экспорт пре­ высил импорт (ввезено —111.312 тн. а вывезено 117.152 тонны). Резкое повышение грузооборота за истекшее полугодие составило^ 88 проц. годового оборота 1926 года, благодаря направлению через Мур­ манск, начиная с декабря, хлебоэкс- порта ежемесячно до 3,5 миллионов пудов. В ближайшие месяцы грузо­ оборот порта будет протекать с пол­ ной нагрузкой, причем ожидается значительное прибытие грузов тек­ стиль-импорта. Таким образом во втором полугодии количество грузов, возможно, будет не меньше этого жэ полугодия 1927 г. и общий годовой грузооборот текущего года значит«ль- хо превысит прошлогодний. В истекшие годы коммерческой Работы жорт* был* положено маого снижение цен. Под этим лозунгом, наши государственно кооперативные торговые организации должны вы­ ступить в общем празднике трудя­ щихся. Год тому назад правительством Республики был дан первый приказ снизить розничные цены на 10 проц. по сравнениюсценами на 1мая прош­ лого года.|В настоящем году был дан второй приказ снизить цены на 10 проц. к 1 июня по сравнению с ценами на 1 января этого года. Празднуя сегодня праздник тру­ дящихся, мы должны подвести итоги выполнения этого приказа к сегод­ няшнему дню у нас в городе и гу­ бернии. Итоги выполнения второго приказа правительства по городу выражаются в следующем: т.п.о. Кр. Мурм. Желрыба. в проц. в проц. в проц. 8 2 4 5 0 2,5 30 5 14 9 6,8 7,5 10 6,5 3,2 2 2,4 0 детально вникнуть в свои смет* ные калькуляции, пересмотреть структуру расходов и методы веде­ ния ctoero хозяйства. Дальнейшее снижение возможно лишь при условии тщательного раз­ бора всей хозяйственной обстановки каждой отдельной торговой организа­ ции и отыскания источников для сокращения расходов. В настоящее время центр тяже­ сти работы в проведении кампании переместился от центральных регу­ лирующих органов к местным, в за­ дачу коих вошло детальное изуче­ ние состояния каждой отдельной тор^ говой организации и намечение кон­ трольных цифр снижения по основ­ ным товарам. Каждая торговая организация име­ ет свои особенности, разные торго­ вые расходы и если торговые орга­ низации будут ожидать приказания регулирующего органа для механи- торгового усилий со стороны Муркомпорта к привлечению грузов на Мурманск. Мурманский порт выполняет пере­ работку грузов по планам центра без перебоев. Мероприятия правления дороги по привлечению грузов вы­ ражаются-, главным образом, в уста­ новлении пониженных жел. дор. та­ рифов и снижении пошлин на целый ряд грузов. В результате, таких скидок и понижений импортеры и экспортеры при направлении грузов через Мурманск имеют сбережения против других портов от 7 до 60 руб. на тонне. По мерф. возрастания наших обще­ хозяйственных возможностей порт оборудован механическими перегру­ жателями —имеет два портальных, два плавучих и несколько катучих кранов, дековильные пути, транспор­ теры, особой конструкции железные тележки(буфеты), конвейера и ящики для погрузки зерна, располагает 30.000 квад. метров складочных по­ мещений и необходимыминвентарем. Порт обеспечен рабочей силой и в последнее время порт, дорога и за­ интересованные организации всегда проявляли необходимую увязку в выполнении плана работ. Последнее условие—увязка всех организаций заинтересованных в ус­ пешной работе и развитии Мурман­ ского порта, крайне необходимо, но еще больше нужна годовая плано­ вость в направлении груза. Нужно откровенно сказать, что в прожитые годы направление в Мур­ манск грузов носило случайный и даже неожиданный характер и по­ ческого выполнения, то могут быть просчеты и промахи приведущие к недостаточному снижению по одним товарам и убыточности по другим. Вторая часть задачи снижений цен сегодняшнего дня— это органи­ зация достаточного контроля за про­ ведением в жизнь принятых и f принимаемых решений. Пери-4 ферия мало поддается учету и контролю органов регулирования и ускользая из их поля зрения часто превышает установленные цены и накидки. * Кампавия, привлечения обществен­ ного контроля на периферии, не мо­ жет ограничиться докладами на со­ браниях общественных организаций Центр тяжести должен быть пере­ несен на привлечение общественного актива к непосредственному ознаком­ лению с постановкой дела в торгую­ щих организациях и проверке вы­ полнения решений о свижении цен. Нужно, чтобы каждый работник едущий на периферию начиная от инструктора кооперации, совета, пар­ тии и до работника активиста, ста­ вил перед собою задачу ознакомле­ ния ва месте хода кампании сни­ жения цен—путем инструктирования через местные руководящие органы с действительным положением выпол­ нения директив в торговых органи­ зациях. * Только общими усилиями обще­ ственного контроля потребителя, ак­ тивным участием руководителей тор­ говых организаций, правильным и своевременным выполнением реше­ ний регулирующих органов, сможем выполнить приказ правительства о снижении цен. Рабочие, служащие, домашние хо­ зяйки—рыбачки, рыбаки, оленеводы —проверяйте работу своих коопера­ тивов. Удешевляйте торговый аппарат, снижайте цены. М. А. тому порту и дороге приходилось в некоторые месяца работать чрезвы­ чайно напряженно, а в другие не иметь полной нагрузки. Затем во время самой экспортной кампании имели место случаи несвоевременного подходатоннажа, что тяжело отража­ лось на работе, вызывая излишние расходы по оплате рабсилы и про­ стоя вагонов, а также необходимости переработки зерна через склады. Это положение естественно было ненор­ мально, что и признано приезжав­ шей зимой этого года комиссией под председательством т. Хлоплянкина, который обратил внимание заинте ресованных организаций на необхо­ димость установления планового, годового направления грузов через Мурманск. С целью снижения накладных рас­ ходов по переработке экспорта за последний год введен ряд техниче­ ских улучшений (конвейера,железные ящики), но все-же крайне необходи­ ма переброска в Мурманск Камы­ шинского элеватора. Наличие элева­ тора в Мурманске, кроме ускорения работы и снижения расходов дало бы возможность производить сортировку зерна, шастание его и ослабило бы остроту в дальнейшей постройке складов. Несмотря на наличие полярных прибавок и дополнительных расходов по улучшению крайне тяжелых в Мурманске жилищных условий, а также по перевозке рабсилы, все-же ставки за перевалочные работы и другие услуги, связанные с отправ­ кой грузов через Мурманский порт не превышают ставок других бо­ лее старых и благоустроенных пор­ тов и в среднемсоставляет по импорту 7 коп. с пуда. Приближение ста­ вок за перевалочные работы в Мур­ м о т о р и Успехи кустарного рыбного про­ мысла на Мурмане за последние годы не подлежат сомнению. Увеличивается число промысловых судов, запасы снасти, растет улов и по количеству и по ценности и, что всего более отрадно, усиливается участие мест­ ного рыбачества, колонистов в про­ мысле. ч Начавшийся под‘ем промысла дол­ жен быть закреплен. Здесь на по­ мощь рыбаку приходит промысловый кредит с его ставкой на мотор и артель Моторизация промыслового флота и об'единение рыбачества в произ­ водственные артели—вот два якоря, на которых может прочно стать ры­ бацкое хозяйство Мурмана. Сейчас рыбак ждет рыбы у берега и, в связи с этим, принужден ютиться, как попало, в неустроенных становищах на побережьи. Моторный флот освободит рыбака от этой при­ нудительной связи с берегом и ста­ ном, даст возможность итти следом за рыбой, а жить, быть может, в от­ даленном, по культурном городском центре. Как видим, мотор призван произвести революцию в промысле и в значительной степени разрешить жилищный вопрос для рыбачества. Артельное начало уничтожит ка­ бальные отношения рыбачества, под­ нимет рыбацкую бедноту до степени не потребительских только, но то- варо-производящих хозяйств. Что-же сделано по части усиления и моторизации рыбацкого флота? Прежде всего на Мурман напра­ влены моторы и моторный голод в значительной степени смягчен. Все имевшиеся на Мурмане и в Архан­ гельске старые моторы починены и пущены в дело. Целиком вся про­ дукция Онежского завода в Петроза­ водске, вырабатывающего малосиль ные лодочные моторы, поставлена на рыбацкие елы. Дан заказ в Шве­ цию на срочный ввоз десяти моторов марки «Болиндер». Эти моторы не­ медленно по их прибытии будут по­ ставлены на готовые уже бота мур­ манской судостроительной верфи. Ве­ дутся переговоры о переброске мо­ торов с завода республики Немцев Поволжья, из запаса моторов Гос- манске к другим портам СССР до­ стигнуто, главным образом, благо­ даря объединению всех операций с грузами в руках одного аппарата— Муркомага. За переработку экспорт­ ных хлебов, без различия культур и способов переработки, включая все расходы и бесплатное хранение в течении 40 дней взимается по 5,8 коп. с пуда. Несомненно, что при годовой пдановой работе порта и по­ полнении достаточным количеством конвейеров и устройстве элеватора расценка по переработке экспорта будет соответственно понижена. Мурманский торговый порт нахо­ дится в периоде своей постройки и потому покрыть сборами затраты по постройке и развитию портовой тер­ ритории конечно невозможно. В на­ стоящее время следует иметь ввиду лишь покрытие доходами только расходов по эксплоатации и теку­ щему ремонту. За 1923—26 годы сборы покрывали только часть эк- сплоатационных расходов, составляя в 1923 г.—30 проц. и в 1926 г. 70 проц. общих расходов. За нстек- шее же полугодие вследствии увели­ чения количества экспорта, экспло- атационный расход не превысит 1 рубля на тонну. Все возростающий грузооборот порта вызывает неотложную необхо­ димость развития хозяйственной базы, складов и увеличения причальных 1линий порта, т. к. 5-ти летний олан развития портов, разработанный Цумором неполучил еще окончатель­ ного разрешения. Однако из разре­ шенного уже кредита в сумме около 300.000 рублей в 1927 году будет выполнена достройка оградительной стенки и железобетонный склад, за­ сыпка грунтом территории на Вар­ ничном мысу, постройка каменного А Р Т Е Л Ь торга в Ленинграде и Сараторского Сельхозбанка. Второе мероприятие по флоту— основание и поддержка судостроения в форме организации верфей и ры­ бацкого кустарного судостроения. На Мурмане создано специальное това­ рищество промыслового судостроения и ремонта, которое подготовило к выпуску десяток моторных единиц, как беспалубных ел, так и палуб­ ных ботов. Товариществу открыт кредит до 80.000 рублей. Кустарное судостроение получает ссудную по­ мощь через местные кредитные това­ рищества: здесь идет постройка де- шевой мелкой рыбацкой посуды си­ лами самого рыбака без применения наемного труда. Спрос на моторы и на промысло­ вую посуду превосходит, однако, имеющееся предложение. От *ввоза судов из заграницы решено воздер­ жаться, поэтому местному судострое­ нию придется держать серьезный эк­ замен на зрелость. За последние месяцы поднят во­ прос и о поддержке новых видов и методов рыбного лова: лов трески ставными сетями, лов с бота малень­ ким тралом и проч. Использование и переработка от­ бросов рыбного промысла начата: одаа артель на полученную ссуду успешно ведет посолку и сушку тре­ сковых голов. Продукция пойдет в Архангельский район, где на тре­ сковые головы имеется спрос. Кре­ дитные товарищества, ведущие по­ среднические операции по треске, нынче впервые будут практиковать голландский способ засола под руко­ водством Александровской Биологиче­ ской станции на Мурмане. Имеется некоторый сдвиг и в ча­ сти об'единения рыбачества в артели. Особо важным представляется об‘е- динение рыбаков Терского берега: две артели терчан уже вышли на ботах на ранний лов трески. Пере­ дача рыбацких артелей из ВСНХ в Наркомзем несомненно оживит ра­ боту по организации артелей и уско­ рит переход бытовых товариществ, к уставной форме организаций. В. О. 1 здания мастерских порта и другие небольшие работы. Кроме того, учи­ тывая отсутствие достаточной при­ чальной линии постоянного типа, допускающей постройку механизи­ рованных складов, недостаточность портовой территории и складов для развивающегося грузооборота, Мур- компортом внесен в НКПС вопрос об ассигновании 1.325.000 руб. на постройку Пирса Л 2 и развития портовой территории. Проэкт этот одобрен комиссией ЦУМОР1а под председательством члена комиссии НКПС тов. Полуяна. Нельзя также обойти молчанием крайне тяжелогоположения с жилища­ ми. Хотя порт и дорога в 1925— 26 г,г. и выстроили ряд домов и в те­ кущем году достроена транспортная контора, однако этого все-же недо­ статочно. Принимаются меры к по­ лучению от правления дороги 100.000 р. на постройку двух домов и возбу­ ждается перед центральным банком вопрос оботпуске ещетакой-же суммы для этой же цели. Ввиду тоге что ра­ ботающие в порту организации (эк­ спорт-хлеб контрольная, хлебная инспекция и текстиль-импорт и др.) пользуются помещениями порта, ко­ торых далеко недостаточно, то на их обязанностях казалось бы лежит также придти на помощь постройкою, хотя бы для размещения своих кон­ тор, неоходимых зданий. Несмотря на все встречающиеся в процессе работ затруднения, все же в работе нашего молодого порта имеются значительные достижения. Изжиты сомнения его клиентов, ко- корые теперь не боятся направлять грузы в Мурманск, зная что они будут переработаны быстро, с полной вни­ мательностью и не дороже чем в других портах. М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz