Полярная правда. 1927, март

ЯОЛЯРНАЯ ПРАВДА. 24 марта 1927 г. М&87 ПоСоюзуСР Н овый полпред СССР ш Фонляндии Президиум ЦИК Союза постано­ вил назначить полномочным пред­ ставителем Союва в Финляндии то­ варища Логановского. Н ово е достиж ение и по ­ жарном деле Состоявшееся в Нариомвнуделе со- вешачве признало, что дело постройка поамрзых автомобилей на советски ваводах настолько окрепло, что вы­ писка из гагранвцы необходима тол) ко сложных чаете! пожарного оборудования. Состоявшееся во время совещания испытание советских по­ жарных машин показало их прекрас­ ное действие. С оветские генераторы хороши Первое испытание русского гене­ ратора Волховской ставцам покавало, что генератор работает удовлетвори­ тельно. Окончательно он будет готов к пуску в ковце марта. П рои зводство тр ак тор ов увеличивается Красный Путидовец выпустил в феврале 21 трактор системы Форд- 8он протич 17 в январе. П ервый пленум нового Л енинградского Совета Состоялся первый пленум Ле­ нинграде,кого совета одиннадцатого созыва. Председателем Ленинградского совета единогласно избран т., Кома­ ров, заместителем т. Кондратьев, се­ кретарем т. Леороч. П очетное звание проф. Баху Совнарком РСФСР постановил при­ своить профессору Блху 8а выдаю­ щуюся научную м продолжятелъную революционную деятельность ввание заслуженного деятеля науки. Н о вы е кадры гидротех ­ ников Бурсы усовершенствования гидро- техвиБов в Москве окончило 61 че­ ловек, которые посылаются в сель­ ские местности для опытно-мелмора- тивных работ. Сортовы е семена для кре ­ стьянства Наркомвем отпускает весной 5 мил­ лионов Ь5 тыс. пудов сортовых се­ мян Посевщвки получат их не позже недели до начала посева. Сор­ товое аерао будет выдаваться совхо- 8ам, семеноводческим 0 $‘ед«вен 1 ям, селениям, переходящим на сплошные сортовые посевы, а также реоргани­ зуемым хозяйствам засушливых рай • онов. Сортовое семверво будет вы­ даваться с обязательством воэврата о пепвого урожая. Передача страхования Викам Наркомвем пр дпилагает передать сельское окпадное страхование Ви­ кам и Рикям под контролем агентов Госстраха. Пгредача даст вначатель- ную акономмю. В атом году такой порядок в виде опыта будет прове­ ден я некоторых уездах м округах. Письмо т . т. Т ом ск о го и Орджоникидзе о борьбе с бюрократизмом Председатель ЦКК тов. Орджони­ кидзе и председатель ВЦСПС тов. Томский обратились к профорганиза­ циям, членам профсоюзов и органам КК РВИ с письмом, в котором они приаывают совместно бороться с бюрократизмом. Работннлиы~в партию В Тюмени в связи с международ­ ным женским днем принято в пар­ тию 23 работницы, 10 крестьянок и 7 женщин служащих. На Север­ ном Кавказе ко дню 8 марта от­ пущены средства на развертывание сорока яслей, 30 уголков „мать— дитя“ в избах читальнях. С*езд сове тов самоедов Состоялся районный сезд советов Печерских самоедов, на котором присутствовало 59 самоедов в том числе 13 женщин. С‘езд одобрил организацию тундровых советов и высказал пожелание устройству самоедских судов. С'езд послал при­ ветствие тов. Калинину. С ‘езд со ве то в Кир ги зской республик и В г. Фрунзе (бывший Пишпек) открылся учредительный с,езд со­ ветов Киргизской АССР. На с'езде присутствуют председатель Малого Совнаркома тов. Богуславский и секретарь ВЦИБ‘а т. Киселев. Фабрикант ангелов Московский Губсуд равбарал дело врача общественника Готлиба, обви­ нявшегося в подпольных абортах. Суд приговорил Готлиба к пяти го­ дам заключения с запрещением за­ ниматься врачебной деятельностью в течение пяти лет после отбытия на­ казания. Летние ясли в деревлях Совнарком РСФСР огиустмл Нар- комвдраву 60 тысяч рублей на ор- гаяизацвю в деревнях летнах яслей. Металлоизделия для де­ ревни В текущем г *ду сельскохозяйствен­ ной потребительской кооперацией-гое сельскладом заговлено металлов, ме­ таллоизделий для снабжения деревни на V8 миллионов рублей, 10— 15 процентов больше прошлого года, чем будет почти полностью покрыт спрос деревни. Продажные цены в атом го­ ду снижены против прошлогодних на 10 процентов. Начались работы на Дне- прострое На Днепростое начались работы В ближайшее время начнется по­ стройка на правом берегу Днепра временной электростанции. Противбюрократизма, против волокиты Годовщина одной волониты Пришел день, когда исполнился год стоянки на доке Мурторгпорта бук­ сирного парохода с Коммунист». Уж больно долго он застоялся и не елышно, когда и п-йдет плавать. Всем промозолило глаза, что он стоит неподвижно, как будто-бы ему так и надо стоять. Уже ракушки обросли вокруг этой секции дока, котлы давно потушены как будто им и не предстоит больше работать по под* ему и спуску судов. Понемногу за­ страивают стены около этого буксира, пожалуй вскоре выстроят и крышу и совсем застроят его досками. Для чего это делается? Наверное для того, чтобы не видно было, что он там стоит. Но посмотреть нужно, тем более, что буксир вполне может быть при желании пущен в работу, а необхо­ димость в нем есть большая. Да и плавдок мог бы быть эксплоатирован за год целесообразнее: поднять мно­ гие суда и заработать приличную сумму денег. Вся загвозика, конечно, во всем из­ вестной волоките. Вот болезнь, от- которой никак не может избавиться, технический персонал порта. Когда поставили буксир в док, подобрали рабочих и приступили к ремонту, опустили самое главное: материалов каких надо нет.Стали рыться в хламе, часть нашли, часть закупили. Только вот заклепок никак не могли по раз­ меру подобрать: то длиннее, то ко­ роче, то толще, то тоньше. То везут их в мастерскую обрезать, то обру­ бают, одним словом никак не угадают. В результате не работа, а одно му­ ченье получается. Листы стоят все врозь, никак не склеиваются, хоть бери да конопать пазы пенькой да заливай варом. Но все же работа идет. Котель­ щики мучаются, работая на ветре и холоде, ездят с Дровяного на док и обратно. На работу иногда попадают, иногда нет, так как рейсы нерегу­ лярные. Но вот работа приходит к концу, срок спуска обеспечен. Но тут явилась комиссия и опять начинают новую работу, листы заканчивает. Оаять комиссия и опять продолжают смену листов. Одним словом много наблюдающих, но толку нет, каждый является отдельно и указывает все новые и новые дефекты, а собраться все вместе и обсудить как лучше никак не могут. Да много натворили из за чехарды мнений всех этий комиссий. Наконец на последнем производственном сове­ щании нач. тех. части порта об'явил последний срок спуска буксира «Коммуниста»— 15 марта. Вдруг тут опять комиссия. Работали все, но своими производсовещаниями до сего времени почти не могут удов­ летвориться, все еще ничего не сде­ лано, чтобы можно было опустить буксир на воду, и придется еще наверно долго ждать, когда будет конец этому горе— ремонту. — «Гиблое дело», — говорит ра­ бочий, навервое «Коммунисту» не суждено плавать еще долгое время. Такая его судьба, но мы думаем что если бы хорошо потянуть кого следует, то наверное этой судьбы не было бы. Водник. Эпштейн из Ленинграда Много говорится и пишется о ре­ жиме экономия и о жестком про­ ведении деректив Советской власти в этой области. Но несмотря на вто, находятся все така еще такве гос­ учреждения, которы», как вядно, не в достаточно серьевной степени за­ думываются над этим вопросом. К этям последнем можно отнести Сев. Зш . (>бл. Управление Центро- спирта в Ленинграде. Упомян\тое выше предприятие бее всякой для этого надобновти назна­ чало ваветующего складом в Мур­ манске гр*жд*явнч Эпштейна, кото­ рого и командировало >вЛ нингряда. 9га комавдироька обошлась Цснт- роспирту около 2.000 рублей. Конечно, винить гр-на Эпштейна 8а его нрвезд в Мурманск не сле­ дует. Ведь на50 же куда-нибудь де- вы ь Д(ныж Ц» нзрссБ! jiy > давать возможность своему вавбаяскадом от­ ложить из своих командировочных нг черчый день капиталец. Кому какое дело, что заведующего евла- дом можно было бы найгм и в Мур­ манске, если бы Сев. Зап. 0$л. Уп­ равление Ц-втроспирта обратилось в соответствующие организации, тем более, что для вав*дывания бавскла- дом м обслуживания в Мурманске всего навсего трех покупателей не требуется особых специалистов и вы­ дающихся коммерсантов Это сэко­ номило бы Ценгроспирту дэшние расходы. Командировка гр-на Эпштейна в Мурманск ж непроизводительные рас ходы Центр* спирта, связанные с этой командвровкой, должны ваанте- ре очать всю общественность. Здесь наар’ шявается воор^е, не связана ли комавдировка гражданина ЭаштеДна о протекционизмом ста­ рых, давно минувших времен. Затронутым здесь фактом должны заинтересоваться соответствующие органивацми. Любопытные . Забытые нагрузки У нас на желдороге водится та­ кой порядок: переводят человека с одной работы на другую, а ставку забывают сменить. И по прежнему получает он и нагрузку и зарплату по прежней должности. Недавно такой случай был с де­ сятником склада топлива ст. Мур­ манск переведенным в контору. Много и других таких случаев. Надо это изжить. Разбрасываться нагрузками мы не можем. А винов­ ные в халатности должны получить по заслугам. Рабкор . Заставь Сельхозбанк сено закупать Есть такая пословиц*: „заставь дурака богу молиться, так он и лоб разобьет". Так п наш Сельхозбанк. Двор банка огорожен небольшая вабором, таи вы увидите горы сена, покры­ тые снегом. Это сено, сложенное в сзапас». Еак создался этот «запас»? Некоторые учреждения и кредит­ ные товарищества делили заявки, конечно, Сельхозбанк выполнил их и даже превысил план. Если спрос был на 20 вагонов, то он выписал 40. Поэтому во дворе Сельхозбанка созд лея склад сена, под покровительством неба и снега. Даже сторожей, которые бы ох­ раняли в ночное время сено и тех нет. Снег покрыл все сено, начи­ нает таять Скоро из сена полу­ чится какое-то недоразумение, а там наверно два десятка вагонов найдется. Проезжий Журавль в небе На складе топлива ст. Мурманск начали строить журавель для снаб­ жения паровозов водой. 1’аботу начали, но почему то не кончили. В течении двух месяцев весь материал валяется под откры­ тым небом. Снабжение паровозов во­ дой проходит ненормально. А за это время ве только жура­ вель, а дом построить можно. Зх, волокита-матушка. И. Д. В ОЛЕНЬИ* КР|ЧЯ}( (Беглые «метки) Пляска св. Витта Оленьи края,— это далекие, покры­ тые кустарником и снегом тундры Лапландии. Добраться до них, а тем более до Ловозера—лапландской сто­ лицы, как его не то с гордостью, не то с иронией называют местные аборигены,— трудновато. Наши первые злоключения на этом пути начались в служебном вагоне товарного поезда. Человеку, спири­ тизмом не интересующемуся, не осо­ бенное удовольствие смотреть как по вагону отплясывают табуретки, че­ моданы, стаканы на убогом столике и даже не особенно солидная «бур­ жуйка», отопляющая этот дом на колесах. Но смотреть это полгоря. Хуже когда дело доходит и до пассажиров. Кишки, мезги, кости— все в вашем теле начинает отплясывать какой-то чудовищный фокс-трот. Невольно вспоминается — Душа ухедит в пятки. По счастливой случайности, у большевиков души (по справкам, ко­ торые охотно даст любий дьячек и присвирница) уже давно гапроданы дьяволу. Только этим и спасаешься и спасаешь воспоминания о душе. В голове грустные мысли: — Неужели придется пополнить инвалидные дома. В окае яркий, н« «ноп, а цезий потов искр. Красота. Но тут неволь­ но вспоминается: — А не лучше-ль было-б ваменить сетки на трубах новыми. И опять вспоминается — Режим экономии,— любая от­ говорка хозяйственников. Раз'езд в лесу Пляска св. Витта оказывается во­ все не такая страшная вещь Жи­ выми остались все. Если пара ре­ бер погнулась— пустяки. Тем более по сравневию с вечностью. В Пулозеро, — маленький раз'езд приехали ночью. Огней не ви­ дать— все спят. По путям бродит невысокая, ши­ рокоплечая, приземистая фигура. За­ порошенная снегом она напоминает какого то сказочного гнома. Это на­ чальник станции—Наум Матвеевич Степанчиков. У него странное воору­ жение: железный лом, метла, фо­ нарь, два бревна. Нелегка работа начальника на маленьком раз'езде. Весь «аппарат» — два человека: он сам и стрелоч­ ник. Поздно ночью, рано утром — всегда на посту. Пулозеро —раз'езд небольшой для движения почти закрытый. Проходят исключительно товарные поезда Но работа ответственная—экспорт должен во вракя попасть в порт, вттуда(*а- границу. Всякая проволочка Неиз­ бежно отразится на нашем хозяйстве. ДС у (нач. станции) надо глядеть в оба. Он действительно маленький винтик большого механизма. Пулозеро— снешанный поселок: се­ мейств 30 рабочих— железнодорож­ ников и 15 — оленеводов — лопарей. Идет хотя и небольшая культурная работа. Есть клуб, ставится спек­ такли, организована школа. Сильно пьянство. — Поневоле пьем—делать нечего, объясняют пулозерцы. Больной вопрос нет лавки. ТПО отказалось открывать, Желрыба то­ же. Пулозерцы стали просить, при­ слать ии хоть ваюн лавку ТПО. Долго их просьба ходила по разным инстанциям: не решались как сде­ лать— ведь раз'езд закрытый. Нако­ нец решили (иосле двухлетнего раз­ мышления)— опыт удался на славу. Сейчас в Пулозере открывается отделение Ловозерского кооператива. В поселке организуется смолоку­ ренное товарищество. Начинание дель- вое, но подготовка не важная идет. — Даже пней не приготовили не под что ссуду брать. Приходим к председателю сельсо­ вета. Маленькая развалившаяся из­ бушка. Для того, что-б пролезть в двери, нужво даже карлику, евг- нуться в три погибели. В избе на полу кучей ягнята, де­ ти, козлята, собаки, женщины. Пе­ страя куча. На стенах венигрет не лучше: Михаил Иванович Калинин, подаржмяа*, ко m i - x i беспороч­ ная богородица, Карл Либкнехт, Се­ рафим Саровский, Я . М. Свердлов, Варвара-великомученица и т. д. в том-же духе. Сам председатель в соседней из­ бе. Он собирается на работу в Губ- исполком (избран на последнем с‘ез- де); с помощью голубоглазой девицы подготовляет в сдаче дела. В избе—эапах махорки. Подводят оленей. „Дорога идет“ От Пулозера до Ловозера путь на оленях. Сколько тут верст— ведомо лишь оленям. По синжинерской» до­ роге (как ее зовут лопари)— тракту Пулозеро-Ловозеро, который прово­ дится сейчас— 92 версты, по зимней дороге— 110— 125 верст. — Черт мерил— поясняют люди, предки которых повидимому были очевидцами этого любопытного зре­ лища. Дорога однообразная—лес, тундра, болота, озера, кустарники. Кругом ни человека, ни зверя. Зверей в прочем много: медведи, волки, лиса, песец, куница выдра, горностай, белка, лось, дикий олень, но встречаются они редко. Человека боятся как огня. Людей тоже мудрено встретить. Случайно попадутся сани туземцев или ночью мелькнет огонек костра. Подойдя к костру— можешь чув­ ствовать себя гостем, даже хозяи­ ном. Таковы ваконы тундры. Гостеприимство — прежде всею. Зайди в любую жабу— пей, ешь, бери на дорогу вещи—-ты, недаром гость. Если встретишь хозяина—окажи ему помощь. Кидается в глаза нелюдимость. Встретишь в тундре путников-лоиа- рей или ижимцев— вместе спишь у потухшего костра— не услышишь нм одного вопроса: — Ето? Куда? Зачем? Бели хочешь скажи сам, а рас- просы принесут несчастье, так гла­ сит закон тундры, так делают ее обитатели. Суровый народ угрюмый, неразговорчивый. Но иногда нелюдимая пуетыня оживает. — Дорога идет, — объявил нам однажды наш возница Данил Леонть­ евич, пулозерский допарь— славный малый лет *^5-ти. На встречу двигалась бесконечная вереница саней— штук 70. Обслу­ живающий персонал— 4-5 человек 5— 6 собак. Это везут продовольствие в ловозерский кооператив. После такого каравана ( „ райды“ — по -лопарски) ехать действительно легче, „дорога прошла4. В 6 верстах от Пулозера озеро. — Как называется. — Татарское. Странная история итого назва­ ния. . . . «Это было давно, когда еще не строили железной дороги По озеру ехали ижимцы. Был сильный мороз. На дороге нашли трех замерз­ ших людей. Это были татары. Их привезли,— насилу отогрели, накор­ мили Утром они ушли далеко— в тундру. Куда они пошли, откуда пришли— х« аяаит июто>...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz