Полярная правда. 1927, июнь

2 ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА 21 июня 1927 г. № 73» Нашипредложения порационализации Почему строительная верфь нужна в Мурманске Крайне недостаточный по количе­ ству, обветшалый по качеству аа 96 проц, парусный кустарно-промы­ словый флот Мурмана, еще в 1924 г. по данный регистра имел 40 проц. годности. Естественно, что рост рыбачества Мурманского берега, на­ стоятельно толкает местные органи­ зации на обновление рыбацкой про­ мысловой посуды. Тресковый промысел на Мурман­ ском берегу является основным ис­ точником существования, как мест­ ных так и пришлых рыбаков. Неза­ мерзающие круглый год становища привлекают рыбаков даже незави­ симо от сезонности трескового лова и побочных заработков рыбака в домашнем и сельском хозяйстве. Пе­ регоняя свой флот из Белого моря рыбак, или опаздывает к началу промысла ы а перевозя более легкую посуду (елы) по линии железной до­ роги несет чрезмерные накладные расходы, не говоря о необходимости повышенных расходов на ремонт при такой доставке флота. Указанные естественные преиму­ щества Мурмана и дали ему право от AECCF на перенос проэктируе- мой верфи из Сороки в Мурманск. Бак бы не была соблазнительна, и „ дешевизна “ рабочих рук в Архангельске и АКССР и удобство и дешевизна заготов­ ки лесоматериалов и такела- . жа, структура кустарного производстварыбацкой посуды через артели „оседлых “ помо­ ров, испокон веков занимаю щихся постройкой весельных карбасов и парусных ел по берегу Белого моря ,— использо­ вание их продукции на Мурманском берегу в действительности обходится ничуть не дешевле Мурманского про­ изводства, так 32 футовые моторо­ парусные елы, при указанных усло­ виях построенные Севкорыбой в Ар­ хангельске, обошлись с доставкой в Мурманск по 1850 рублей за единицу, тогда как местное молодое производство, при всех своих недо­ статках с накладными проц по ап парату (страховка рабочих, отчис­ ления и пр ), сдаются рыбаку за 2000 рублей при чем размер елы (а следовательно и тоннаж ее) уве­ личен до 36 фут. Доставка же заго­ товленных Севкорыбой ел морем вынудит ее к годичному затовари­ ванию. Самостоятельно сделать переход из Архангельска в Мурманск ела не сможет, а буксирование на специ­ альной барже, если и обойдется де­ шевле доставки железной дороги, то все же не даст возможности поспеть к началу промысла. Следовательно и Севкорыба, а также и другие Ар­ хангельские и АКССР организации занимающиеся судостроением— выну­ ждены иметь базу для рыбацкого флота на Мурнане и безусловно с мастерскими по капитальному ре­ монту. Принимая во внимание, что ела не является устойчивым типом про­ мысловой посуды и заставляет ожи­ дать много лучшего, так как не принимается на Госстрах, не обеспе­ чивает рыбака от аварий и не дает возможности рыбаку на больший ра­ диус промысла, вопрос с постройкой моторо парусных ботов грузопод'емом 300— 600— 1000 и более пудов, разрешается также в пользу Мур­ манска с большей ясностью. Даже используя артели кустарей поморов Архангельска и АКССР для заготовки лесоматериалов, предметов такелажа и оборудования, — целесообразнее производить сборку посуды в Мур­ манской верфи, чем гнать ее готовой из Белого моря. Л . Суходольский. А эскаваторы и ныне там ПЧ-9 сдал в депо Мурманск двум сезонным работникам работу по ремонту вскаватора. Дело было в половине марта. Но хотя с тех пор прошло не мало времени, до сих пор работа не закончена. На ремонт было отпущено 4,973 рубля, а истрачено за это время 2,500 рубля. Предполагали выпустить эскаваторы из ремонта 14 го июня. Но этот срок тоже прошел, а конца работе не видно. Необходимо, что нибудь предпри­ нять для того, чтобы деньги зря не тратились. Рабкор. Доэкономили Раньше трудовой поезд, курсирую­ щий между Мурманском и Колой вб- служавался смазчиком. Теперь, неиз­ вестно почему смавчика сняли. Надо полагать, что администрация хотела сэкономить. Но вышло наоборот, так как вта вконокля обошлась го- раздо дороже. Однажды, уже во время отсуствия смавчика в одном ив вагонов нагре­ лась букса и от этого получился за­ дир шейки. Теперь этот вагон стоит в ремонте. Нельзя гарантировать от подобных случаев и впредь. Но есла вагоны будут ставится в ремонт, то вряд- ли экономия на сокращении смав­ чика оправдается.^’ Член союва. 100 проц. халатности На стандЕИ Охто-Канда стрелоч­ ные фонарй, а также указатели к ним сняты еще в марте и до сих пор не поставлены. Фонари в ремонте, а указатели— неизвестно где. Этим, конечно нарушается пра­ вило ТЭ. Дежурный по станции и стрелоч­ ник работают втемную. Интересно знать, что если сва­ лится поезд на стрелках из-за такого хаоса, с кого будут спрашивать? Очевидно, с дежурного по станции и со стрелочника, а ДС будет в стороне. Он-же. Нужнн-лн трехмильная зона Зона нужна. Вопрос, тронутый тов. Пановым в статье „О трехмильнов воне* или вернее об ущербе, принесенном траулером рыбакам, старый и набо­ левший вопрос, наболевши! потому, что рыбаки горьким опытом убеди­ лись во вреде рыбьих банок или как они называют ,полезнек“ . Там, где прошел трал и тем более неодно­ кратно, рыба не держится и прохо­ дит дальше в поисках корма. Недаром наши соседи норвежцы отказались от тралового лова у своих берегов, считая втот способ хищни- ческвм и запретив его специальным законои, подобно тому,, как они в свое вреия запретили бой китов. У нас, конечно, вопрос втот не осу­ ществимый, но все таки не мешадо- бы считаться и с интересами рыба­ ка— промышленника, который не мо­ жет на своей беспалубной еле уйти далеко и океан в гпоисках новых мест, как вта делает траулер. Чтобы ни сказали научные работ­ ники |по затронутому вопросу, но факт тот, что рыбака только безвы­ ходность положения заставляет бро­ сать ярус там, где прошел трал. Можно привести много примеров, наглядно покавывающих уменьшение рыбы на местах постоянной работы траулеров. Одним ив наиболее ярких приме­ ров является Допер-банка в Немец­ ком море, славившаяся в свое время громадными уловами, которые теперь ушли в область преданий благодаря усердной работе английских и не­ мецких траулеров, перебросившихся теперь частью в наши воды. Трехиильная вона при аккурат­ ном ее соблюдении дала-бы рыбаку кой-какие возможности, но если тра­ улеры тогда работают не в трехмиль­ ной воне, а в расстоянии трех кабельтовое,гто рыбаку остается толь­ ко в затылке чесать. А. Р. Бережем инструмент На производственной комиссии де­ по Мурманск несколько раз обсуж­ дался вопрос о том, чтобы снять лен­ точную пилу, которая стоит в то­ карном цеху и не приносит ника­ кой пользы. Наконец, на прошлом заседании производственной комгссии был сно­ ва поднят вопрос о вамене ленточ­ ной пилы дюковой. ТД дал свое со­ гласие. Теперь начали строить около то­ карного цеха пристройку, в которой будет установлена дисковая круглая пила, что несомненно даст большую пользу. Деповский . Простои из-за... про­ пусков В Мурманске, в особенности на желевной дороге и в порту инеется приказ о тон, что на, территорию порта и на пути железной дороги никто не внеет права ходить без пропуска. Нпкто-бы, конечно, -не стал воз­ ражать против этого приказа, если- бы он не создавал простоев, какие сейчас наблюдаются. Получается так: приказ вышел, а пропуска для рабочих не готовы. Только входит рабочий в !порт или на железку навстречу милиционер: — Ваш пропуск? Рабочие глава выпучит и стоит, так как пропуска не имеет. Прихо­ дится итти обратно и доставать про­ пуск. Пока достал, глядишь час вре­ мени прошло, а то и больше. Необходимо позаботиться своевре­ менно об обеспечении рабочих про- пускани. Рабкор. Во что обходится та­ кая погрузка Когда в порту производится по­ грузка в вагоны или на платформы, грузят, как вздумается, потому что некому смотреть за правильностью погрузки^ Две платформы 191665 и 352125 были погружены железой. В первых числах июня, эти плат­ формы были забракованы осмотр­ щиком и отправлены на перегрузку. Платформы где-то постояли, но с ними ничего не сделали. 14 июня составитель поездов поставил эти платформы в поезд 105, но ос­ мотрщик узнал эти платформы и забраковал. На одну платформу кла­ ли длиное железо, которое надо было грузить на две платформы и по­ этому платформы нельзя соединить, так и оставили между тарелками такое расстояние, что нельзя наки­ нуть стяжки. Теперь эти платформы должны снова перегружаться, а это снова лишний расход. Рабкор Первый советский санитарный аэроплан В Харькове недавно построен первый советский санитарный аэроплан по плану конструктора^ тов. Калинина. На снимке — самолет после выпуска. ДЕВЯТАЯ ГОДОВЩИНА СМЕРТИ тов. В. ВОЛОДАРСКОГО 20 июня 1918 г.— 20 июня 1927 г. Прошло девять лет, как убийца из-за угла предательски сразил од­ ного из вождей пролетариата, вождя Октябрьской революции тов. В. Во­ лодарского. Девять лет трудящиеся СССР продолжают начатое дело про­ летарской революцией без любимого и преданного вождя, каким являлся В. Володарский. М. М. Гольдштейн (В. Володарский), сын портного и сам портной, родился в 1891 году, в местечке Острополе, Волынской губ. Революция 1905 г., производит на т. Володарского силь­ ное впечатление и 14 лет от роду, он с этого времени отдает себя пол­ ностью революционной работе, высоко поднимая знамя борьбы с капиталом. В 1908 г., он уже заброшен в тюрьму, но за неимением улик скоро освобо­ ждается. В 1908— 1911 г.г., он ра­ ботает в партии и как лучший аги­ татор каждым своим выступлением у рабочих и крестьян, ускоряет ги­ бель русского самодержавия. В 1911 г., его высылают в Архангельскую губ., откуда он возвращается в 1915 году, в связи с амнистией. До 1917 года, преследуемый р у с с к о й полицией, тов. Володарский был принужден эмигрировать заграницу (в Америку), где вместе с т.т. Троцким, Бухариным; Чудновским и другими издает газету „Новый Мир" и ведет революцион­ ную пропаганду среди русских, ев­ рейских и английских пролетариев. В мае, 1917 года тов. Володарский возвращается в Россию и становится в передовых рядах бойщов за Советы. Партия и все трудящиеся СССР никогда не забудут заслуг т. Воло­ дарского по разоблачению вождей (яс-дек‘ов, эс-эр‘ов, кадетов и др.). Тов. Володарский своими высту­ плениями во всей ясности рисовал перед пролетариатом Питера всю по­ литику «этих борцов за отечество> и сумел доказать, что истинные борцы за дело рабочего класса— ком­ мунисты. При организации ленин-* градской трудовой коммуны т. Воло­ дарский избирается камиссаром по делам печати, пропаганды и агита­ ции. С этого времени он особенно ненавистен становится врагам совет­ ской страны. Припертые к стене эс-эры не нашли иного выхода борьбы с т. Володарским и решили убрать, сразив пулей из-за угла. Свой замысел они привели в ис­ полнение, подкараулив т. Володар­ ского, возвращающегося с рабочего митинга за Невской заставой. До по­ следнего времени тов. Володарский отдавал себя только делу революции. В последний день своей жизни, вы­ ступая на предвыборном митинге, на товарной станции Октябрьской железной дороги, он говорил: — Только власть самих крестьян и рабочих, только власть всех тру­ дящихся и угнетенных, может спарти от гнета и кабалы и вывести на широкую дорогу свободного твор­ чества. Этот последний завет должен быть воспринят каждым трудящимся СССР. А. Мпосаилов . ПО ВЫСОКИМ ЦЕНАМ—ОГОНЬ Горсовет о проверке снижения цен I *17 июня, состоялось совместное заседание двух секций: кооперативно торговой и РКП. На заседании об­ суждался один вопрос— о проверке снижения цен по городу. На заседании были избраны три обследовательских комиссии, которые тут же были прикреплены к каждой отдельной торговой единице. В со­ став каждой комиссии вошли три человека: от кооперативно-торговой секции, от РКИ и специальных то* варищей по бухгалтерской части. Как нельзя Некоторые торговые организации в частности Желтыба совершенно искренно считают, что торговля в праздничные дни крайне нецелесо­ образна, так как не приносит дохода. У Желрыбы имеется даже такое мнение: что лавку Желрыбы на рынке надо, вообще закрыть, так как она не приносит дохода. Желрыба приводит следующие доводы: в будничный день доход лавки на рынке составляет 100 руб., а в праздаичные дни— 5 рублей. Еэди не свабдить эти цифры соответствующими комментариями одной авторитетной организации, то невольно напрашивается вопрос: за­ чем такую давку держать? Но прежде всего следует спросить: Помимо выделенных товарищей в проверке снижения цен должны принять участие не только члены этих секций, но и другие обществен• ные организации. Далее на заседании рассматривался вопрос о временном закрытии сто­ ловой Желрыба для ремонта. Столовая будет закрыта с 20 йюня по 20 июля, причем во время ее ремонта столовая ТПО и „Красный Мурманец" увеличат пропускную способность. торговать чем об'ясняется такая плохая тор­ говля на рынке в праздники? Прежде всего полным отсутствием ассортимента товаров, если не счи­ тать пряников, орехов и конфект, и двух— трех банок желрыбовских кон­ сервов. Ясно, что при таком ассор­ тименте товаров, доходов больших ждать не приходится. Это, очевидно, хорошо понимает и Желрыба. Если- бы в лавке были необходимые про­ дукты питания, хотя-бы рыба, днев­ ная выручка не исчислялась бы 5 рублями, да и соседний частник не наживался бы. Кстати, не лишне отметить, что сосед-частник значительно увеличил свой оборот 8а это время. Губторг, конечно, указал своевре­ менно Желрыбе на это явление и предложил увеличить ассортимент товаров в этой лавке. Но и после соответствующего внушения Желрыба вместо того, чтобы ввезти в лавку 70 различных предметов, завезла только 10. • Вот эти небольшие комментарии к цыфрам Желрыбы совершенно из­ меняют выводы, которые можно было бы сделать вначале. Именно тот вывод, что без това­ ров, оборота не жди, должна прак­ тически сделать Желрыба. М. М. Негоден— зато свой На ст. Кола в лавку ТПО потре­ бовался продавец. Посредбюро, союз и местком направляли нескольких квалифицированных продавцов, но зав лавки отсылал их обратно с моти­ вировкой: — Нет у меня вакансии, не надо. . 16 июня он принял к себе в лавку родственника, понимающего так в торговле, как в китайской грамоте. Такой продавец не принесет в лавке никакой пользы. А зав лав­ кой следует запомнить, что за ку­ мовство по головке не гладят. Член ою а а ж К У •О

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz