Полярная правда. 1954, январь.

2 (7724) 3 января 1054 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Ра сцв етают наро д Их выступлениязаслуживают высокой оценки В последние дни декабря минувшего года в Мурманске проходил смотр художествен­ ной самодеятельности. Отрад­ но то, что, можно сказать, во всех крупнейших клубах го­ рода ц на предприятиях были даны концерты, на которых побывалп многпе тысячи ра­ бочих и служащих. Оип уви­ дели достижения самодеятель­ ных коллективов и отдельных исполнителей. Областной смотр художест­ венной самодеятельности яв­ ляется большим событием в культурной жизни Кольского полуострова. Концерты и спек­ такли участников художест­ венной самодеятельности по­ калывают духовный и куль­ турный рост трудящихся па­ шен области. Смотр носил массовый ха­ рактер. В нем участвовали широкие слои трудящихся. На сценах клубов успешно выступали представители мно­ гих профессий рабочего клас­ са, колхозного крестьянства п интеллигенции — рыбаки, рыбообработчики, горняки, ле­ созаготовители, колхозники, учителя, служащие. Это— от­ радное явление. Оно свиде­ тельствует о большой заботе, которую проявляют о духов­ ном и культурном росте всех советских людей Коммунисти­ ческая партия и Советское правительство. Нп в одной ка­ питалистической стране мы не увидим того, чтобы госу­ дарство расходовало громад­ ные средства на развитие и совершенствование народных талантов. Только у нас, в со­ ветской стране, где, как ука­ зывал В. И. Ленин, искусство должно принадлежать и при­ надлежит народу, широкн-л массы трудящихся являются творцами искусства и двига­ ют его развитие вперед. Вот почему нет ничего удиви­ тельного в том, что у нас простой горняк или лесозаго­ товитель участвует в концер­ те и исполняет произведения классической музыки или со­ временных советских компо­ зиторов. Чувствуется, что большая работа по подготовке к обла­ стному смотру художествен­ ной самодеятельности была проведена на местах — в го­ родах и районах Кольского полуострова. Особенно много даровитых' людей прибыло в Мурманск для участия в смотре из Мончегорска, Кпров- ска и Кандалакши. ' Мне, как и всем мурманча­ нам, очень понравилось вы­ ступление поморского хора. Этот самобытный хор и с ­ п о л н и л одну нз народных йесен, которая имела широкое распространение средп поморов в дореволюционное время. Кандалакшскому районному отделу культуры давно надо было бы побеспокоиться о рас­ ширении этого хора. Надо бе­ режно собрать и записать ста- . ринные поморские песни, в которых ярко рисуется тяже­ лая жизнь обитателей Коль­ ского полуострова в прошлом, их чаяния и надежды. По этим песням можно изучать жизнь и быт поморов во время цариз­ ма, когда поморов, закабален­ ных купцами, терзала нужда. Хороши были и выступления саами, коми, ненцев. Слушал я пх пение и испытывал чувство глубокого уважения к Коммунистической партии и Советскому правительству за ту заботу, которую они прояв­ ляют о кажцом советском че­ ловеке, к какой бы нацио­ нальности или народности он ни принадлежал. Успешно выступали на об­ ластном смотре многие певцы, танцевальные коллективы, исполнители иа музыкальных инструментах, акробаты. 27 декабря состоялся за­ ключительный концерт обла­ стного смотра художественной самодеятельности. Прошел он хорошо и заслужил высокую оценку зрителей. Программа его была многообразна и со­ стояла пз лучших номеров, отобранных в процессе смот­ ра. Особенно мне запомнилась ария Игоря пз оперы Бороди­ на «Князь Игорь». Эту арию отлично исполнил кассир ар­ телп «Мончегорский артель­ щик» тов. Лисин. Не менее удачно было выступление и другого певца — грузчика комбината «Апатит» тов. Александрова, исполнившего «Арию певца за сценой». Большое впечатление на меня произвело выступление хора клуба имени 10-летия Октяб­ ря (г. Кандалакша). Хороши были выступления духового оркестра, балалаечника тов. Тарасова и акробатические этюды. Пз спектаклей следует от­ метить «Вей, ветерок!» дра­ матического коллектива Мур­ манского Дома культуры име­ ни С. М. Кирова. Невозможно. перечислить всех номеров заключительного концерта, которые заслужи­ вают высокой оценки, — их так много. Смотр показал, что там, где профсоюзные организации руководят развитием художе­ ственной самодеятельности трудящихся, можно віпеть хорошие результаты’ работы кружков, мастерство отдель­ ных исполнителей. Там же, где на это не обращают долж­ ного внимания, художествен­ ная самодеятельность или со­ всем отсутствует пли нахо­ дится р зачаточном состоя­ нии. Было время, когда хоро­ шие коллективы художествен­ ной самодеятельности имели учителя нашей области. Вы­ ступления этих коллективов среди трудящихся пользова­ лись большим успехом. Но, не получая поддержки со сторо­ ны профсоюзных организаций, они прекратили свое суще­ ствование. Не мешало бы обкому профсоюза работников на­ чальных и средних школ и его председателю тов. Со­ ловьеву подумать об организа­ ции коллективов художествен­ ной самодеятельности среди учителей области. А . ЦЕЛОБЕНОК. Преподаватель школы № 10 г. Мурманска. таланты Благодаря заботе партии и правительства Заключительный концерт областного смотра художественной самодеятельности в Мурманском Доые культуры имени С. М. Кирова. • ____ На снимке: выступает коллектив художественной самодеятельности ^Мурманского клуба «Строитель». На первом плане — Нина АЛЕКСЕЕВА. Фото Б. Вирина. Большой творческий рост Праздник культуры D D] V На протяжении недели — с 22 по 27 декабря 1953 го­ да — в Мурманске проходил областной смотр народных та­ лантов. Вечером 27 декабря состоялся ваключительный концерт, которого с нетерпе­ нием ожидали мурманчане. Партер, амфитеатр, ложи п балкон Большого зала Дома культуры имени С. М. Кирова заполнили зрители. Раздви­ нулся бархатный занавес, и полились любимые песни на­ рода. Их вдохновенно исполня­ ли и хоровые коллективы, и отдельные певцы. Мы слуша­ ли песни о Коммунистической партии, о любимой Родине, лирические песни. Много бы­ ло песен народных. Немало было ярких плясок — русские народные пляски «Весело», «Метелица», бело­ русский народный танец* «Ля­ вониха» и другие. Участники художественной самодеятельности исполняли и музыкальные произведения композиторов-классиков, і произведения советских ком­ позиторов. В программе кон­ церта былп представлены пес­ ни стран народной демокра­ тии. Характерно то, что на смот­ ре художественной самодея­ тельности показали своп твор­ ческие достижения люди раз­ ных возрастов, профессий и национальностей. В этом как бы олицетворяется то, что советский народ — это еди­ ная, дружная семья строите­ лей коммунизма. От всей души зрители на­ граждают исполнителей друж­ ными аплодисментами. Они радуются тому, что в быт советских людей все глубже и глубже проникает искус­ ство. Рабочие, колхозники, интеллигенция стараются про­ явить своп способности не только в пении, танце или в исполнении того пли иного музыкального произведения на каком-либо инструменте, но н в драматическом искусстве. Так, некоторые участники ху­ дожественной самодеятельно­ сти являются создателями спектаклей «Власть тьмы», «Вей, ветерок!» н других. Сильное впечатление произво­ дит на зрителей спектакль «Вей, ветерок!», поставлен­ ный драматическим коллекти­ вом Дома культуры пменп а М. Кирова по пьесе латыш­ ского писателя Яна Райниса. Больших успехов добились мо­ лодые артисты — учитель Шихов, играющий роль Улды- са, сотрудник областного ар­ хива Заяоха, исполняющая роль Заны, и другие. Желательно, чтобы такие смотры проводились ежегодно. А . КОРЯКОВА. Научный сотрудник об­ ластного краеведческого музея. Закончился областной смотр художест­ венной самодеятельности. В нем приняли участие лучшие коллективы и отдельные представители художественной самодея­ тельности Мурманской области. Смотр показал, что самодеятельное народное ис­ кусство советского Мурмана быстро растет, является подлинно массовым. Свыше четы­ рех тысяч человек приняло предшествовавших областному районных смотрах художественной само­ деятельности. Свыше 1G00 человек высту­ пило на областном смотре за все его дни. Значительно вырос идейно-художествен­ ный уровень самодеятельности. Участники выступали с лучшими произведениями со­ ветских писателен н композиторов, рус­ ского классического искусства, народного творчества. Борьба за мир, за коммунизм, творческий труд советских люден, любовь и нредаішость Коммунистической партии и Советскому правительству, братский союз п дружба народов СССР, разоблачение аг­ рессивного империалистического лагеря, готовящего новую войну, — вот главные темы репертуара художественной самодея­ тельности на областном смотре. Смотр явился настоящим праздником народного самодеятельного искусства Мур­ манской области, большим культурным со­ бытием. Выступления участников проде­ монстрировали возросшее мастерство, твор­ ческую зрелость большого количества на­ родных талантов Кольского полуострова, невиданный и невозможный в условиях капиталистического общества рост куль­ туры широких народных масс. Простые советские люди — рыбаки, оленеводы, грузчики, электромонтеры, слесари, матросы, домохозяйки — высту­ пали с труднейшими ариями из опер. На сцене звучала музыка Глинки, Чайков­ ского. Бородина, Даргомыжского, Шонена, Россини, Шуберта, советских композито­ ров. В постановке клубных драматических коллективов прошли, наряду с современ­ ными, пьесы нз классического наследия русской драматургии и драматургии брат­ ских союзных республик. Смотр показал, что за последнее время в районах и городах особенно быстро росла песенная культура. На высоком уровне прошли выступления хора Мурманского рыбокомбината, Мончегорского, Кандалакш­ ского. печеіггского рабочих хоровых кол­ лективов. Незаурядными исполнителями ироявплп себя солисты: электромонтер Домарсв, моторист Мазаев, грузчик Алек­ сандров (Кнровск), Фельдшерица Михайло­ ва, студент Музыков (Мончегорск), работ­ ница рыбокомбината Калдеева, архитектор Расторгуева, механик «Мурмансельдп» Охремчук, воспитательница детсада Мура­ това, учетчица Иванова (Мурманск), кол­ хозница Хатанзей (Ловозерскнй район). Среди драматических коллективов осо­ бенно выделились коллективы Дома куль­ туры имени С. М. Кирова в г. Мурманске и Мончегорского городского клуба. Показан- можностях дальнейшего качественного ро­ ста драматического самодеятельного искус­ ства нашей области. Успешно выступили на смотре сельские коллективы. Областная комиссия утверди­ ла хоровой и танцевальный коллективы Териберского Дома культуры, хоровой кол­ лектив Ловозерского Дома культуры и кан- участис в|далакшский поморский хор, а также кол- городских и хозниц Хатанзей н Данилову кандидатами на Всероссийский смотр художественной самодеятельности. Крупным недостатком является то, что сельская самодеятельность была представ­ лена, главным образом, коллективами рай­ онных центров. і)то свидетельствует о сла­ бом развитии самодеятельного искусства непосредственно в рыбацких и оленевод­ ческих колхозах, в совхозах и подсобных хозяйствах предприятии. Областному Дому народного творчества, районным и городским отделам культуры необходимо в дальнейшем особое внимание обратить на развитие художественной са­ модеятельности при сельских клубах и из- бах-чптальнях. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС обязывают всемерно улучшить работу культпросветучрежденин на селе. Поэтому забота о росте самодея­ тельного искусства на селе, о повышении идейно-художественного уровин самодея­ тельных кружков при сельских клубах и избах-читальнях должна проявляться по­ вседневно. Итоги смотра показывают, что все еще недостаточное внпі.аннс уделяется нз ме­ стах развитию танцевального искусства. Немногие коллективы порадовали зрителя выступлений с местной жизнью, с другой стороны. Советское Заполярье имеет своп спе­ цифические особенности, которые должныі найти отражение в репертуаре художест­ венной самодеятельности. Его суровая, своеобразная природа, пафос творческого труда простых советских людей, осваиваю­ щих по воле Коммунистической партпп и Советского правительства богатства Край­ него Севера, жизнь и быт тружеников За­ полярья — все это не может находиться вис поля зрения наших самодеятельных коллективов. На побережье и в тундре, в городах и рабочих поселках народные таланты соз­ дают свои произведения, посвященные родному краю. У нас есть в рыбацких и оленеводческих селах богатое наследие устного народного творчества — старин­ ные поморские песни, героические преда­ ния, былины, сказкн, фольклор северных народностей. Е(;ть старинные и современ­ ные местные массовые и индивидуальные танцы. Но пока художественная самодеятель­ ность области еще мало черпает пз этого драгоценного источника народного твор­ чества. Местная мурманская тема чрезвы­ чайно слабо прозвучала со сцены област­ ного, районных и городских смотров. Не­ обходимо в дальнейшем устранить этот важный недостаток. Областному Домѵ народпого творчества и самодеятельным коллективам на местах предстоит проделать в этом направлении большую творческую работу. Следует по­ желать. чтобы опыт Териберского район­ ного Дома культуры, выступившего на по-настоящему хорошим исполнением т а н -|ГМ 0 ТрС с рыбацкими частушками, с пес­ ней, сложенной местным автором п поло­ вые и м и спектакли «Вей, ветерок!» Я. Райннса (постановка художественного руководителя Н. Яковлевой) н «Иван да Марья» В. Гольдфельда (постановка худо­ жественного руководителя Г. Шаповала) свидетельствуют о больших творческих успехах этих коллективов и больших воз- цевальимх номеров. Сюда относятся прежде всего коллективы Дома культуры поселка Никель, Ленинского района г. Мурманска, Кандалакшского клуба «XX лет Октября». Особо выделился коллектив клуба «Строи­ тель» г. Мурманска, с большим успехом исполнивший в сопровождении хора и оркестра народных инструментов этого лее клуба русскую народную пляску «Весело». Совсем недостаточно развиты жанры инструментальной и духовой музыки и ху­ дожественного чтения. На областном, рай­ онных и городских смотрах выступило весьма ограниченное количество оркестров, музыкантов, чтецов. Среди них заслужива­ ют быть отмеченными оркестр народных инструментов Мурманского педагогического училища, духовой оркестр Кандалакшского клуба имени С. М. Кирова, квартет Дома культуры поселка Никель и трио нз г. Мончегорска. Из чтецов выделились талантливые исполнители тов. Басов — монтер Кандалакшского горкомхоза, мед­ сестра тов. Гуденкова, научный работник тов. Ипатова. Нужно шире развернуть работу с музы­ кантами. Организация новых музыкальных кружков п оркестров там где их нет, улуч­ шение работы существующих духовых ор­ кестров н оркестров народных инструмен­ тов, повседневная работа по выявлению п обучению талантливых чтецов — кровное дело домов культуры, клубов, изб-читален. Еще один важный недостаток, выявлен­ ный на областном смотре. — недостаточ­ ная шпрота репертуара, с одной стороны, слабая связь содержания самодеятельных женпои на музыку местным хоровым кол­ лективом, нашел поддержку и широкое распространение. Успехи, с которыми пришли самодея­ тельные коллективы Заполярья к своему областному смотру,— только еще начало того, что предстопт сделать для дальней* шего развития заполярного самодеятель­ ного искусства. Теперь главная задача — закрепить до­ стигнутые успехи н, не останавливаясь на достигнутом, добиваться нового мощно­ го подъема художественной самодеятель­ ности области. Решить эту задачу можно только упорной повседневной работой, на­ стойчивой учебой. Необходимо, чтобы об­ ластной Дом иародного творчества, город­ ские и районные отделы культуры обра­ тили самое серьезное внимание на повы­ шение культуры художественной самодея­ тельности и прежде всего на подготовку и ш-ронодготовку, на подбор, учебу и вос­ питание кадров руководителей самодея­ тельных коллективов. • Большая задача стоит и перед област­ ным управлением культуры, которое еще недостаточно руководит развитием художе­ ственной самодеятельности в области. На­ ша обязанность — оказывать повседнев­ ную помощь в этом деле всем городским п районным отделам культуры. Е. ДВИНИН. Заместитель начальника Мурман­ ского областного управления культуры. Родилась я в семье пасту- ха-оленевода колхоза «Тунд­ ра». Ненка по национально­ сти, детство и юность прове­ ла среди русских и коми, училась в русской школе. Русский язык, литература были для меня самыми люби­ мыми предметами. Любила я и уроки пения. Окончив семилетку, стала работать в колхозе. В 1952 году записалась в хоровой кружок при Ловозерском Доме культуры. В этом же году художественным руководите­ лем в Доме культуры стала Капитолина Григорьевна Ка- нева. Ей я обязана тем, что стала самостоятельно высту­ пать на сцене, готовить соль­ ные номера. Капитолина Григорьевна посоветовала мне выступать с сольными номерами, но я решилась на это не сразу, сомневаясь, смогу ли я вооб­ ще выступать самостоятель­ но. Капитолина Грпгорьевна ободрила меня, помогла вы­ брать песни для исполнения. Песни Мокроусова «Вечер­ ком на реке» и «Ясной ноч­ кой» были первые две песни, которые я разучила. Вместе с агитбригадой стала . высту­ пать в ближайших' колхозах нашего района. Принимали нас очень тепло н комп, н сааип, н русские. Для участия в областном смотре художественной само­ деятельности я подготовила песню Муратова. «Хорошо весной на Волге». У комп есть своп песнп, но комп знают п поют песнп и других народов нашей многонацио­ нальной Родины. Капитолина Гцрорьевна перевела песню на язык комп. Очень волно­ валась я, исполняя ее пер­ вый раз. Но песню всегда слушали внимательно. В пес­ не мне хотелось передать нс только ее содержание, но и то чувство радости, которое появляется при мысли о бес­ крайних просторах моей страны, об огромной дружбе народов самых различных национальностей. Наша страна сильна тем, что в ней все трудящиеся, не­ зависимо от того, к какой на­ циональности или народности они принадлежат, составляют дружную семью. Все нацио­ нальности у нас спаяны креп­ кой дружбой и любовью. Эти черты дружбы ярко прояви­ лись и на смотре худоліествен- ной самодеятельности. Всюду, где бы я пи выступала, меня зрители встречали привет­ ливо. Только в советской стране возможно то, что дочь пасту- ха-оленевода выступает перед сотнями зрителей на большой сцене Дома культуры. На областном смотре худо­ жественной самодеятельности коллектив Ловозерского Дома культуры показал ряд номе­ ров— хоровод «Посею лебеду на берегу», белорусский та­ нец «Бульба» и другие. Паш коллектив выступал в клубе моряков, в Доме между­ рейсового отдыха моряков тралового Флота. Вместе с тем, мы познакомились и с луч­ шими исполнителями песен, танцев многих районов обла­ сти. Большинство участников об­ ластного смотра художествен­ ной самодеятельности хорошо подготовилось, чтобы трудя­ щимся Мурманска показать свое искусство. Все концер­ ты, на которых я присутство­ вала, понравились мне. На этнх концертах было представ­ лено много очень интересных номеров. Особенно мне и моим товарищам понравилось испол­ нение песни Князева «Греми. Байкал», арии Дубровского из оперы Направника «Дуб­ ровский» и постановка спек­ такля «Вей, ветерок!» Рай­ ниса. Когда мы уезжали в Мур­ манск, родные, знакомые— в-’.е желали нам успеха. На этом смотре я поняла, каким Боль­ шим успехом пользуются кружкп художественной са­ модеятельности. Я думаю, что смотр сделал еще более попу­ лярным п асе виды самодея­ тельного искусства, широкое развитие которого стало воз­ можно в нашей стране благо­ даря заботе Коммунистиче­ ской партпп и ' Советского правительства. Нужно сказать, что былп и недостатки в организации об­ ластного смотра. Программы концертов были зачастую пе­ регружены, поэтому многие исполнители уставали ждать выхода на сцену со своігіі но­ мером. Концерты участников художественной самодеятель­ ности только в редких случа­ ях начинались в установлен­ ное время. Так, одно пз на­ ших выступлений началось о получасовым запоздайнем. Плохо была продумана орга­ низация заключительного кон­ церта областного смотра. Ор­ ганизаторы его допустили большую оплошность, в ре­ зультате чего он начался поч­ ти с двухчасовым запозда­ нием. Сотни зрителей ждали его начала в фоне Мурманско­ го Дома культуры имени С. М. Кирова. Впредь, прп • организации • смотров художественной само-., деятельности, надо обращать серьезное внимание не только на репертуар, на подбор луч­ ших номеров, но и на хоро­ шую организацию концертов. Областной смотр художест­ венной самодеятельности —- в моей жизни большое событие. Да и не только я так думаю. И другие участники самодея­ тельности скажут то же са­ мое. „Смотр помог мне позна­ комиться с творческими до­ стижениями самодеятельных коллективов и отдельных исполнителей другпх городов, районов нашей области. Хотелось бы, чтобы такие смотры устраивались ежегодно и в районах, и в областном центре. 3 . ХАТАНЗЕЙ . Колхозница артели «Тундра», участница областного смотра худо­ жественной самодея­ тельности. Пе с н и т у н д р ы Больших успехов вам, друзья! 27 декабря в Доме культуры имени С. М. Кирова мы слушали заключитель­ ный концерт участников областного смот­ ра художественной самодеятельности. Хо­ рошее впечатление оставил концерт. В выступлениях хоровых и танцевальных коллективов, певцов, рассказчиков, музы­ кантов чувствуется высокое художествен­ ное мастерство, возросшая исполнитель­ ская культура. Участники кружков художественной самодеятельности — рабочие, служащие, колхозники, врачи, инженеры в большин­ стве выступлений показали себя глубо­ кими ценителями русской классической музыки, народпого танца, песен. С волне­ нием слушали мы выступления многих исполнителей. Чувством гордости за совет­ скую страну проникнута и песня о Родине в исполнении студента г. ■Монче­ горска тов. Музыкова. Кажется, нс было нн одного зрителя на концерте, который бы равнодушно прослушал Зою Хатанзей. С легким лиризмом, просто выступила она с песней Макарова «Хорошо весной на Волге», переведенной на язык комп. Понравилось нам и выступление груз­ чика комбината «Апатит» Александрова, исполнившего «Арпто певца за сценой» пз оперы Аренского «Рафаэль». От души все посмеялись, слушая инсценированный рас­ сказ А. П. Чехова «Разговор человека с собакой» Искренним весельем веет от русской народной пляски «Весело», с ко­ торой выступил танцевальный коллектив клуба «Строитель» (г. Мурманск) в со­ провождении хора и оркестра народных инструментов. На заключительном концерте областно­ го смотра художественной самодеятельно­ сти выступили самые лучшие исполни­ тели. А их было мнэго. Это говорит о том, что искусство самодеятельности у нас становится массовым. Все больше и боль­ ше талантливых исполнителей выходит из народных глубин. От всей души мы желаем участникам художественной само­ деятельности дальнейших творческих успехов. JI. БОГДАНЕЦ — заместитель заведующего облздравотделом, А. СЕДОВА — главный врач областной санитарно-эпидемиоло­ гической станции. (РАССКАЗ СААМИ Песня всегда была вместе с саами. Едет раньше, быва^ ло, саами по тундре и поет. В своей песне он рассказывал о тяжкой доле, о беспросвет­ ной нужде, что гнала его от одного погоста в другому. Ча­ сто песнп были без слов, о чем поет человек, можно было узнать лишь по мелодии, на­ водящей тоску. Пные песнп поют наши люди сейчас. Это песни о счастливой колхозной жпзнп, о свободном труде саами в равноправной семье народов советской страны. Вместе с прекрасным^ русскими песня­ ми саами поют песни на своем родном языке. Я также пою песни, хотя мне уже пошел восьмой десяток. Песнп я люблю п поэтому охотно вы­ ступала на смотре художест­ венной самодеятельности в своем Саамском районе и на областном смотре в г. Мур­ манске. Я исполнила песню «Через тундру едем». В этой саам­ ской песне на простых при­ мерах, взятых из жизни саами, рассказывается- о том, что саами едет по тундре, видит много оленей, принадлежащих колхозу, что эти олени сыты и быстры, а душа того, кто едет, поет, так же радостно, как звенит колокольчик оленьей упряжкп. Я пою эту песню н словно пою о своей радости, о себе. А . М. ДАНИЛОВОЙ) Живу я одна, пз родных у меня никого нет. Но я не одинока. Обо мне заботятся односельчане, меня обеспечи­ вает государство и помогает мне колхоз. П в песнях я рассказываю о своих чувст­ вах, о трудовых делах олене­ водов, о хорошей жпзнп моей народности, которая обрела счастье лишь прп советской власти. Когда я бываю дома, то я часто пою песнп% Песни, в которых рассказывается о счастливой, зажиточной кол­ хозной жизни, о радости свог боднзго труда, мною испол­ няются всегда с большой охо­ той. Но иной раз, вспоминая прожитое, годы, когда мне вместе с моей народностью приходилось жить в нужде, терпеть притеснения от жад­ ных купцов и чиновников, я пою старые песнп. Областной смотр художест­ венной самодеятельности, в котором я участвую в первый раз, является большим собы­ тием в моей жизни. Участие в смотре помогло мне понять, как в нашей стране высоко ценится народное искусство и, в частности, .искусство моей народности. (Записано со слов 72-летней участницы об­ ластного смотра худо­ жественной самодея­ тельности А . М. ДА ­ НИЛОВОЙ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz