Полярная правда. 1954, январь.

* № 3 (7725) 5 января 1954 г. П О Л Я P H А Я П Р А В Д А ЗА ОБРАЗЦОВУЮ РАБОТУ БИБЛИОТЕК НАШЕЙ ОБЛАСТИ! Для коллектива подсобного хозяйства Раньше на Мурманской судоверфи надо интересовались состоянием культурно-мас­ совой работы в подсобном хозяйстве. Рас­ положено оно недалеко, в районе Коль­ ского зверосовхоза, но заглядывали туда очень редко, на работу библиотеки не обращали внимания. В 1951 году там была закрыта библиотека-передвижка только потону, что тов. Самойлову, ве­ давшему выдачей книг, не помогали. В постановлении сентябрьского Пленума ЦК КПСС о мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР указывается на необходимость улучшить культурно-мас-. совую работу на селе. Это заставило кол­ лектив судоверфи использовать свои возможности в улучшении культурно- массовой работы в подсобном хозяйстве. Многое тут было упущено, многое можно и нужно было сделать. Недавно по решению партийного бюро на судоверфи начался сбор книг для биб­ лиотека подсобного хозяйства, Слесари, У плотники, токари, инженеры и техники, служащие стали приносить в подарок под­ собному хозяйству политическую, художе­ ственную п научно-популярную литера­ туру. Одновременно профсоюзная библиотека судоверфи начала комплектовать для под­ собного хозяйства библиотечку-передвиж­ ку. Среди семидесяти книг, отобранных для передвижки, есть и произведения классиков маркспзма-леппннзма. Вся литература, вошедшая в передвиж­ ку, была подготовлена для выдачи чита­ телям; составлена картотека, книги 'за­ писаны в журнал передвижной библиоте­ ки. Выделено 100 читательских форму­ ляров. Недавно заместитель секретаря партий­ ной организации судоверфи тов. Штанов, секретарь комсомольской организации тов. Даемов вместе с участниками художест­ венной самодеятельности выезжали в подсобное хозяйство. Встретили их там тепло. На собрании обсуждены вопросы о том, какую помощь могут оказать работники судоверфи в ремонте сельскохозяйствен­ ного инвентаря и помещений. Здесь же, на собрвнии, книги были переданы тов. Самойлову После втого е небольшим кон­ цертом выступили участники художествен­ ной самодеятельности. На следующий же день тов. Самойлов сообщил на судоверфь, что почти всо ИВРГВ розданы питателям. Сейчас библиотека судоверфи готовит для подсобного хозяйства монтаж, посвя­ щенный постановлению сентябрьского Пленума ЦК КПСС. Для оформления стен­ да подобраны иллюстрации из журналов «Советский Союз» и «Огонек». Иллюст­ рации рассказывают о новых сельскохо­ зяйственных машинах, работающих па полях пашей страны. Для монтажа по­ добраны также материалы о развитии сельского хозяйства Мурманской области. Скоро работники судоверфи вновь поедут в подсобное хозяйство, отвезут туда монтаж, участники художественной самодеятельности дадут второй концерт. Дружба, какой не было раньше, тесно за­ вязывается теперь на основе товарищеской взаимопомощи между работниками судо­ верфи и подсобного хозяйства. Крепнет эта дружба с каждым днем и она прине­ сет хорошие плоды. В . КОПТЕНКОВА. Заведующая библиотекой судо­ верфи. Библиотекари обмениваются о п ы т о м Важную роль в коммунистическом вос­ питании трудящихся выполняют массо­ вые профсоюзные библиотеки. Продвигая в массы общественно-политическую, есте­ ственно-научную, техническую и худо­ жественную литературу, библиотеки по­ могают трудящимся повышать свой идей­ но-политический и культурный уровень, овладевать учением марксизма-ленинизма, способствуют росту политической актив­ ности. В целях распространения и обобщения опыта библиотечной работы по решению президиума облсовпрофа недавно проведено областное совещание библиотечных работ­ ников профсоюзных библиотек области. С докладом «Наш опыт библиотечной работы» выступила заведующая библио­ текой базового комитета тралового флота 0. Ф. Рыжкова. Библиотека тралового флота широко пропагандирует общественно-политиче­ скую, техническую, научно-естественную и художественную литературу. Для втого она пспользуот разнообразные формы и методы работы: ппформирует читателей о всех книжных новинках, составляет ре­ комендательные списки литературы для матросов, кочегаров, мотористов, маши­ нистов, механиков, судоводителей, оформ­ ляет библиотечные плакаты и выставки В библиотеке имеются папки с материа­ лами из газет, показывающими, как пре­ творяются в жизнь решения XIX съезда партии. Составлена специальная карто­ тека на тему: «Изучайте решения XIX съезда партии», проводятся читательские конференции, библиографические обзоры, громкие читки литературы. Для того, чтобы полнее удовлетворить запросы моряков, приблизить книгу к читателю, привлечь новых читателей, библиотека создала на рыболовных трау­ лерах много библиотек-передвижек. Каждая библиотека-передвижка комплектуется пз 40— 50 книг, а на большегрузных трау­ лерах, которые бывают в море jo трех месяцев, передвижка насчитывает не­ сколько сот книг. Передвижкой заведует судовой библиотекарь-общественник. Раз­ вивая массовую работу на кораблях, ис­ пользуя ее разнообразные формы— гром­ кие читки, обсуждение книг, читатель­ ские конференции, обзоры литературы,— библиотека направляет чтенпо моряков, прививает им хороший литературный вкус. Всю эту работу библиотека ведет через своих активистов — судовых биб­ лиотекарей. Для того, чтобы библиотекарь успешно выцолнял своп задачи, базовая библиоте­ ка проводит семинары, а также индиви­ дуальные беседы. Например, судовой биб­ лиотекарь собирается провести читатель­ скую конференцию- В базовой библиотеке беседуют с ним, подсказывают ему, как следует организовать то пли иное меро­ приятие. Это даст хорошие результаты. Библиотекарь рыболовного траулера «Ле­ бедка», второй механик тов. Долгобородов, организовал читательскую конференцию по книге В. Лациса «К новому берегу» п выступил на ней с докладом. На другой читательской конференции по книге П. Журба «Александр Матросов» он уже привлек в качестве докладчиков несколь­ ко читателей. Судовые библиотекари организуют на ко­ раблях библиографические обзоры книг П И С Ь М А В Р Е Д А К Ц И Ю передовиков рыбного промысла. Проводи­ лись обзоры брошюр мастера по добыче рыбы траулера «Пикша» М. Лебедева «Работа с тралом», мастера по обработке рыбы траулера «Челюскинец 1 Павлов» Н. Синева «За высокое качество рыбной продукции» и других. В своем докладе тов. Рыжкова привела пример того, как библиотека помогает своим читателям повышать знания. На совещании поделились опытом и другпе библиотечные работники. Заведую­ щая библиотекой Дома культуры имени С. М. Кирова Б. С. Никольская рассказа­ ла о пропаганде общественно-политиче­ ской литературы. Для пропаганды общественно-политиче­ ской литературы тут проводятся чита­ тельские конференции, лекции, устраи­ ваются книжные и иллюстрированные вы­ ставки, составляются рекомендательные списки, картотеки, альбомы и т. п. Интересно прошла читательская кон­ ференция на тему: «Книги о комсомоле двух поколений», на которой обращено внимание молодых читателей на необхо­ димость быть такими, какими былп Кор­ чагин п молодогвардейцы. Для пропаганды материалов сентябрь­ ского Пленума ЦК КПСС сделана иллюст­ рированная книжная выставка «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйст­ ва СССР», книжная выставка «Романы о колхозной деревне». О пропаганде технической литературы рассказала заведующая библиотекой зав­ кома судоверфи тов. Коптепкова. Основ­ ное место в пропаганде технической лите­ ратуры на верфи занимает распростране­ ние книг о передовом опыте новаторов производства. В библиотеке проводятся беседы, которые способствуют тому, что у читателей проявляется жпвой интерес к технической литературе. Вот пример. То­ карь тов. Пгольнпцын много читает о новаторах производства. В его формуляре записаны новинки технической литерату­ ры по токарному делу: «Путь к счастью» П. Быкова, «Новые путп» В. Колесова, «Повесть о сталинском лауреате» и дру­ гие. Все это помогло токарю тов. Пголь- ницыну внести ряд пенных рационали­ заторских предложений. Для ознакомления читателей с техни­ ческой литературой в библиотеке оформ­ лены выставки и плакаты на темы; «Пзучайте опыт новаторов производства», «Литература по токарному делу и слесар­ ному делу», «Литература по автоделу». Привлекает внимание книжная выставка «Изучайте опыт новаторов производства», на которой большое место занимает лите­ ратура о скоростной обработке металлов. Особый интерес вызывает папка газет­ ных вырезок «Наши новаторы о сроей работе». Здесь собраны статьи лучших людей завода, помещенные в газетах. На меуоднческом трехдневном семинаре библиотечные работники прослушали лек­ ции на темы: «Советская художественная литература в борьбо за мир», «Массовая работа библиотеки»,. «Наглядная про­ паганда в библиотеке», «Работа пере­ движных библиотек» и другие. Н. ДУБАКОВА . Зав. библиотекой кабинета облсов­ профа. Заботливые шефы Над детским садом 16 станции Мур­ манск уже пятый год шефствует 2 -й строительный участок Мурманского отде­ ления Кировской железной дороги (на­ чальник тов. Шавыкин). Большую помощь оказали шефы детскому саду в благоуст­ ройстве и озеленении территории и в про­ ведении ремонтных работ. В первые годы у нас это шефство было формальным. Шефы принимали наши за­ казы и в качестве подрядчиков выполня­ ли их, причем иногда с большим опозда­ нием, неохотно. Когда же среди строите­ лей было проведено несколько собраний, совещаний, были разъяснены обязанности шефов, задачи, стоящие поред цнмп, когда ответственность за организацию шефской помощи стал нести по только начальник второго строительного участка, но ц вось коллектив, шефство стало проводиться не как кампания по ремонту или озелене­ нию, а повседневно. Часто секретарь парт­ организации тов. Кулешов приходил в дет­ сад, был на родительских собраниях. Здесь вместе с родительским активом и коллективом работников детского сада об­ суждались планы шефской помощи. С помощью шефов была озоленепа тер­ ритория вокруг іетского сада, отремонти­ ровала полуразрушенная штакотпая изго­ родь, изготовлено и установлено иа уча­ стке свыше 500 погонных метров газон­ ной изгороди для защиты цветов, кустар­ ников. В здании были отремонтированы все дворп. Систематически теперь приво­ дится в порядок детская мебель: стулья, столы, отремонтировано большое количест­ во детских игрушек — вагопов, ларово- .зов, тележек, грузовиков и т. д. Систе­ матически оказывается помощь в ремонте электросети. Шефы привезли нам дрова па весь отопительный сезон, застеклили ок­ на, промазали зимние рамы, сложили печь, часть печей отремонтировали, произ­ вели побелку всего здания. Комсомольская организация при дет­ ском саде оказывает большую помощь комсомольско-молодежному общежитию 2 -го строительного участка. К новому году наши заботливые шефы помогли пам красиво убрать ёлку, осве­ тить ес. О. ШЕСТАКОВА. Заведующая детским садом. Нас согревает великая забота Мне уже много лет, но. несмотря на преклонпый возраст,, я продолжаю рабо­ тать. стараюсь как можно больше пользы принести пашей Родине. В прошлом году я серьезно заболела. Если бы это случилось в капиталистиче­ ской страпе, то, конечно, судьба моя бы­ ла бы продрешена. Но в нашей стране — стране социализма -— забота о человеке проявляется .повседневно.• Я сразу жо получила материальную по­ мощь от местного комитета профсоюза. Мне была выдана бесплатная путевка в сана­ торий Мурмаиш. Недавно я вернулась из санатория, чувствую себя значительно лучше. Сейчас уже снова работаю. Как радостно сознавать великую заботу и внимание, которыми окружен простои труженик в пашей чудесной страно. U это все благодаря м у дро й политике нашей родной Коммунистической _ партпи п Со вотского правительства. Хочется в ответ на эту заботу работать еще лучше.- И . МИХАЙЛОВА. Щстер-портцой Ш разряда артели «Полярный труд». Навести порядок в школе ФЗО Большие и ответственные задачи стоят перед школой фабрично-заводского обуче­ ния 3, созданной в г. Кировске. Она призвана готовить высококвалифицирован­ ные кадры горняков и строителей для предприятий комбината «Апатит». Од­ нако для успешного выполнения этой за­ дачи коллективу школы не создано нор­ мальных условий. При организации школы она была раз­ мещена временно на 1—2 месяца в со­ вершенно неприспособленном помещении в поселке Юкспоріюк, в пяти километрах от производства. Руководители комбината «Апатит» обещали тогда в ближайшие 20— 30 дней завершить строительство специального здания для школы на* рудни­ ке имени С. М. Кирова рядом с производ­ ством. С тех пор прошло около шести ме­ сяцев, но нового здания школа не получи­ ла. Общежития школы попрежнему нахо­ дятся в полуразвалпвшпхея бараках в по­ селке Юкспориок. Помощенио столовой со­ вершенно непригодно для пользования, но отапливается, с потолков течет вода, пол проваливается. Мало проявляет заботы об учащихся п дирекция школы (директор тов. Сабуров, вамполит тов. Соколов). В общежитиях хо­ лодно, истопников нет, учащиеся топят печи сами. Инструмента для разделки дров нет, на всю школу только одна пила и един топор. Кипяченой воды, как правило, не бы­ вает, часты перебои с доставкой воды вообще. Умываться учащимся приходится ходить на речку. Помощник -директора школы по хозяйственной части тов. Лапин к учащимся относится бездушно. Педобросовестно выполняют свои обяза­ тельства по отношению к школе и руко­ водители комбината «Апатит». Автомаши­ ны для перевозки учащихся к месту ра­ боты подаются с большими перебоями, шоферы тт. Веселов и Новиков приезжают в пьяном виде. Чагіто приходится пдтп с работы пешком. Плохо организована производственная практика учащихся. Группа слесарой дол­ гое время практикой пе занималась, так как дирекция комбината не могла обеспе­ чить учащихся работой и инструментом. Мастера производственного обучения тт. Бакулин. Виноградов! и Зацепин часто бывают на работе в нетрезвом виде. На них глядя парущают трудовую д и с ц и п л и ­ н у и некоторые учащиеся, как, например, Пехтерев, секретарь комсомольской орга­ низации Соловьев и ряд других. Очень слабо поставлена в нашей школе воспитательная работа. В красном уголке имеется только по одному комплекту ша­ шек п шахмат, музыкальных инструмен­ тов ист, круз;кп не созданы. Физкультур­ ная работа находится в оапущенном со­ стоянии, хотя в школе п имеется спе­ циальный руководитель физкультуры. В общежитиях нет даже радио. Не проводят­ ся политзанятия, лекций и бесед на поли­ тические темы не читается. О всех этих недостатках известно руко­ водителям школы тт. Сабурову и Соколо­ ву, о них пеоднократно говорили комсо­ мольцы на своих собраниях, а также на общих собраппях коллектива учащихся, но мер к устранению недостатков никто не принимает. Кировский райком КПСС должен вме­ шаться в дела школы ФЗО ЭД 3 и заста­ вить руководителей школы и комбината «Апатит» устранить недостатки в се ра­ боте. А . КОВАЛЕВ, Н . ПЕТРАШЕНКО . Учащиеся школы ФЗО № 3 г. Кировска. Читатели предлагают Тов. Комшилова. ка г. Мурманска пи­ шет: ' В завернутом виде всегда продают в магазинах сахар, масло, рыбу. А вот хлеб, булочки никогда не завертывают в бумагу и даже тогда,* если попросишь завернуть. Считаю это явление противоречащим правилам санитарпп и гигиены и вношу предложение — завертывать хлеб или д а -: вать бумагу по ппосьбѳ покупателей. □ Тов. Бурнов из поселка Малое Кумужье предлагает расширить и улучшить торгов­ лю на рынке в г, Мончегорске. «Нет хо­ зяйского ухода за территорией рынка, — пишет тов. Бурков. — Снежные сугробы, • мусор не убираются. Торговля в основном • ведется частниками, а общественных ларьков нет. . ' Тов. Бурков также предлагает оргапи-’ зовать продажу керосина п в Мончегорске, и в поселках, расширить ассортимент по­ суды в магазинах города. □ Руководителям Мурманторга нужно за­ няться магазином 13, расположенным по ул. Малая Ручьевая, пишет тов. Лихов- цов. Время работы этого магазина — с семи часов утра до четырех часов дня — не удовлетворяет покупателей. Во второй половине дня рабочие, служащие, домохо­ зяйки вынуждены ходить за продуктами очень далеко. Узок ассортимент товаров в магазине. Надо улучшить работу магазина. □ Над входом многих магазинов. Канда- лакшторга висят маленькие грязные вы­ вески, пишет тов. Кудрявцев из г. Канда­ лакши. Трудно например, по запыленной, непривлекательной вывеске отыскать по- судо-хозяііственный магазин Л1* 2. А ап­ тека вообще не пмеет настоящей вывески. Нужно обратить внимание на все вы* воски магазинов г. Кандалакши. Улучшить работу приходных касс В приходных кассах г. Мурманска бы­ вает много народа. Для того, чтобы запла- тить деньги за коммунальные услуги, приходится терять время. Моя жена три дня ходила в приходную кассу комму­ нального банка (пр. пм. Сталина, 48), чтобы впести квартплату, но безрезуль­ татно. Решил идти сам. Убедившись, что здось большая очередь, пошел в другую приходную кассу (ул. пм. Шмидта, 17), ио и в этой кассе положение таков же. Необходимо уиорядочить работу приход­ ных касс в г, Мурманске. А . ГЙРЕНКОВ, * * * ОТ РЕДАНЦИИі Факты, указанные в письме тов. Гпронкова, редакция провери­ ла. В дневные часы очередей в кассах нет, так как большинство трудящихся на­ ходится на.работе. В то время, когда тру» дяіцпеся воавращагатся с работы, прихода ныо кассы закрываются, и открыта толь-, ко одна из них — в доме У} 48 но пр. им. Сталина. Поэтому вечерами здесь людно. Управляющий областным коммуналь* ным банком тов. Галкин подтвердил это. Особенно большие очереди в период ВЫ* платы трудящимся заработной платы, Ад­ министрация коммунального банка неодно­ кратно обращалась в Мурманский горис­ полком с просьбой расширить помещение приходной кассы, расположенной в доме • Х і 48 по пр. им. Сталина, что дало бы возможность реорганизовать работу по приему платы за коммунальные услути. Однако этот вопрос горисполкомом до- сих пор не разрешен. дество будет представлять собой картину ожесточенных столкновений прогрессив­ ных сил, стремящихся уничтожить капи­ талистические производственные отноше­ ния а проложить дорогу новым, социали­ стическим производственным отношениям, с одной хтороны, в сил реакции, стремя­ щихся сохранить незыблемость капитали­ стического строя, — с другой. Как показывает опыт всемирной исто­ рии, реакционные классы, какими бы сильными они ни казались, не в состоянии предотвратить назревшую социальную ре­ волюцию.' Если конфликт между новыми производительными силами и отживающи­ ми, устаревшими производственными от­ ношениями наступил, а он наступил,— об втон свидетельствуют разрушительные вкономические кризисы, а также импе­ риалистические войны, — то социальная рвдвдрция становится неотвратимой, Б у р я т и я на в состоянии спасти капи­ тализм. В та же время рабочий класс всех ка- *пнталвстнчеекнх стран не в состоянии уетранвтьс* от решения революционных мдач» которые ходом исторического разви­ тие вошгаютея на пролетариат, являю­ щийся шменоецеы общественного прог­ ресса. Историческая миссия рабочего іздасса во всех странах состоит именно в WH. чтобы уничтожить капиталистиче­ ский строй и соадать высший, самый пе­ редовой, социалистический. строй. Буржуазия ищет выхода пз противоре­ чий, раздирающих современную капитали­ стическую систему, на путп войн, па пути вооружений. Идеологи буржуазии оправдывают псе ее преступления: грабеж колониальных народов, жесточайшую, зверскую эксплуатацию внутри капитали­ стических стран, новые и новые разбой­ ничьи войны. Буржуазия готова залить аемлю потоками кр$зн, лишь бы спасти устоп капитализма, обеспечить себе по­ лучение максимальных прибылей. Но времена ныне изменились. На борь­ бу против буржуазии и капитализма, на борьбу аа мир, демократию, и социализм поднялись гигантские массы людей в Ев­ ропе и Азии, в Африке п Америге. Эти силы сплачиваются, организуются под ру­ ководством коммунистических партий, под знаменем великих идей марксизма- ленинизма. Буржуазия в ее идеологи неистовству ют, злобствуют по поводу того, что во всех странах всо шире получают распро­ странение новые, передовые обществен­ ные пдеп современности, пдеи социализ­ ма, народной демократии, идеп нацио­ нального освобождения, непримиримой борьбы против империализма, протпв ко­ лониального гнета, против расизма и че­ ловеконенавистничества. Буржуазия пшет виновников этих идей, сажает в тюрьмы коммунистов н просто честных демократов, борцов за мир, учиняет над ними расправы, суды Линча. В Америке создали целую систему средне­ вековых, инквизиторских приемов борьбы с коммунизмом, с «красными». Преслову­ тые комиссии конгресса по расследованию так называемой «антиамериканской дея­ тельности» представляют собой своеобраз­ ные учреждения средневековой инквизи­ ции. Они преследуют цель задушить ком­ мунизм, пресечь растущее влияние идей мира, демократии и социализма, создать обстановку страха, военной истерии. Исторический материализм учит, что новые, передовые идеи, возникающие в об­ ществе, не есть результат злонамеренных действий тех или иных лиц,— это явле­ ния не случайные, а закономерные. История учит, что новые, передовые пдеи всегда являются выражением назрев­ ших исторических задач, которые возни­ кают перед обществом в результате раз­ вития материальных производительных сил, в результате изменения в условиях материальной жизни общества. Широкое распространение новых, передовых идей есть результат углубляющихся п обост­ ряющихся противоречий в экономическом строе отживающего общества, результат растущего антагонизма между классами, угнетателями и угнетенными, эксплуата­ торами п эксплуатируемыми. И, как сви­ детельствует • история, еще нн одному реакционному классу, нн рабовладельцам в древности, ни феодальной аристократии на рубеже XVIII и XIX веков, не удавалось остановить поступательное развитие че­ ловечества, рост влияния н победу пере­ довых идей над отжпвающпмп реакцион­ ными идеями. Так было с передовыми идеями фран­ цузских просветителей - маіерпалнстов Вольтера, Руссо, Монтескье. Дидро, Голь­ баха, Гельвеция, идеями Робеспьера, Ма­ рата во Франции. Так было столетием раньше в Англии с идеями Бэкона, Джона Толанда, Кромвеля. Так было с идеями Джефферсона и Линкольна в Америко. И в нашу эпоху, в XX столетии, когда идет борьба против устоев капитализма, растущее влияние идей марксизма-ло- нипизма есть явление не случайное, а за­ кономерное. Этп великие идеи, явившие­ ся результатом возникновения н разви­ тия противоречий в самом основании ка­ питалистического общества, организуют, мобилизуют вдохновляют десятки и сотни миллионов пролетариев п угнетенных на- рпдов мира, овладевая умами,' чувствами всех эксплуатируемых и угнетенных. Особенности новых, передовых пдей со­ стоят в том, что их нельзя. искоренить. Можно ложью, обманом, дезинформацией на время затормозить широкое распростра­ нение пдей, скажем, в США, А нглии и не­ которых других странах, но это не спа­ сет господствующие классы капиталисти­ ческих стран. Об этом свидетельствуют примеры Рос­ сии, Китая и европейских стран народной демократии. Царское правительство было очень свирепым, беспощадным. Оно от­ правляло революционеров, последователей марксизма в Сибнрь, на каторгу, в ссылку, вешало, расстреливало революционеров. Но царизм и русский капитализм не спасли себя от гнбели. Под знаменем идей марк­ сизма-ленинизма русский рабочий класс и трудящееся крестьянство, опираясь на экономический закон обязательного соот­ ветствия производственных отношений ха­ рактеру производительных сил, уничтожи­ ли отжившие капиталистические произ­ водственные отношения и утвердили со­ циалистические производственные отноше­ ния. расчистили дорогу для бурного, про­ грессивного развития общества на базе со­ циализма. История 36-летнего развития Советского государства, победа социализма в СССР свидетельствуют о торжестве историческо­ го материализма, марксистской науки о законах развития общества, ленинской тео­ рии социалистической революции. Пароды всего мира, и прежде всего ра­ бочий класс капиталистических стран, ви­ дят на примере СССР и стран народной де­ мократии. где, на каких путях нужно ис­ кать выход пз противоречий капитализма, как проложить дорогу нз мира капитализ­ ма к социализму, как иокончнть с войпа- мп, с эксплуатацией, с нищетой, как обес г печпть прогресс и счастливую жизнь всем трудящимся. НАРОД — ТВОРЕЦ ИСТОРИИ Реакционная буржуазная социология и историография утверждают, что история человечества представляет собой в сущ­ ности биографии великих людей, биогра­ фии исторических деятелей, что история общества — это история царей, полковод­ цев, правителей, история «героев». Буржуазные историки в своих книгах охотно пишут о трагедиях царей, королей, л и ш и в ш и х с я тронов, по онп обходят вели­ кие муки и страдания народов, угнетен­ ных трудящихся масс. Реакционная бур­ жуазная субъективистская социология с ненавистью и презрением относится к на­ родам, к простым людям, к трудящимся. Буржуазная идеалистическая историо­ графия тщится доказать, что народ есть сила пассивная, сила разрушения, а но созидания, что цивилизация, культура, прогресс будто бы обеспечиваются только выдающимися историческими деятелями, выдающимися историческими личностями, героями, идеологами, правителями госу­ дарств. Эти воззрения реакционной буржуазной идеалистической социологии п историогра­ фии в корне ложны. В действительности, как учит исторический материализм, ре­ шающей силой исторического процесса яв­ ляется народ. Трудящиеся, сотни миллио­ нов простых людей —• вот подлинные творцы истории. Это они своим трудом соз­ дают все великие сокровища земли, мате­ риальные и культурные блага — то, чем живет общество. Пстория общества * есть прежде всего пстория развития материального производ­ ства, история развития производительных сил п производственных отношений Но главной енлой производства являются тру­ дящиеся. производители материальных благ. А это означает, что история челове­ ческого общества есть прежде всего исто­ рия трудящихся, история народных масс. Но не только в области производства на­ род представляет собой главную силу, со­ здающую материальные блага для обще­ ства. В области политической народ тоже выступает па важнейших этапах всемир­ ной истории в роли главного двигателя общественного прогресса. Когда старое общество беременно новым, когда в лоно, старого общества созревают материальные предпосылки для пободы но­ вого общественного строя, словом, когда наступает эпоха социальных н политиче­ ских революций, призванных устранить старый, отживающий строй н создать но­ вые социальные и политические формы жизни общества, на историческую арену всегда выступали угнетенные, эксплуати­ руемые массы: рабы против рабовладель­ цев, крепостные крестьяне против помещи- ков-крепоетшгков. рабочие в союзе с кре­ стьянством протпв буржуазии и капита­ лизма, Во всех значительных революциях прошлого главной ударной сплой былп трудящиеся, угнетенные массы. Роль народа как главного творца исто­ рии особенно ярко подтвердилась на опы­ те СССР п стран на^юдной демократии. Советский народ, создавший новый, выс­ ший общественный строй, строй социализ­ ма, выступил как ведпкая творческая си­ ла псторип. Победа социализма в СССР по­ казывает, что народ не только может соз­ давать материальные блага но п может управлять своим производством, может быть творцом высшей политической фор* мы, нового государства, управлять этпм государством, управлять судьбами страны. Опыт СССР свидетельствует и о том, что народ выступает и как творец высшей Формы культуры, социалистической куль­ туры, Советский народ совершил величай­ шую культурную революцию, добился все­ общей грамотности населения, обеспечил невиданный расцвет науки, искусства, ли­ тературы, создал новую, подлинно народ­ ную интеллигенцию. Все это подтверждает истину историче­ ского материализма, что народ является глазным творцом истории. Это не значит, что исторический материализм отрицает роль личности в истории. Нет, передовые прогрессивные деятели, связанныо с пере­ довыми классами, с народными массами и борющиеся за передовые прогрессивные целп. пграют огромную роль в истории. Примером втого служит деятельность Маркса и Энгельса. Ленина п Сталина. * * * В противовес догматическим реакцион­ ным учениям буржуазных социологов ис­ торический материализм представляет со­ бой творческую науку. Исторический ма­ териализм чужд догматизму, начетничест­ ву, талмудизму. Он представляет собой на­ уку, тррбугощую изучать действительность в ее поступательном развитии, в ее проти­ воречиях, рассматривать ямендя в ах конкретно-исторической связи, а не абст- рактно. Произведения Маркса, Энгельса, Ленина п Сталина дают нам образец конкретного исторического подхода к изучаемым обще­ ственным, политическим событиям и идео­ логическим явлениям. Блестящим образном такого подхода к изучению жизни обще­ ства является ленинская теория социа­ листической революции, ленинская тео* рия социалистического государства, ленин­ ско-сталинская теория национально-коло­ ниального вопроса. Исторический материализм — партий­ ная наука. В руках марксистской партан эта наука представляет собой несравненное оружие, дающее возможность раскрывать противоречия капитализма, разоблачать лживую буржуазную идеологию,- воору* жать массы передовыми идеями,- верными* истинными лозунгами борьбы. Опираясь на исторический материа­ лизм, на открытые нм законы, Коммуни­ стическая партия Советского Союза пове* ла массы в бой в дни Великой Октябрь­ ской социалистической революции. Опи­ раясь на исторический материализм, на его законы, Коммунистическая партия мо­ билизовала народные массы на создание нового, социалистического общественного строя н обеспечила своим мудрым руковод­ ством великие победы. Ныне советское об- щество под руководством Коммунистиче­ ской партпи осуществляет постепенный переход от социализма к коммунизму. Коммунистическая партия, опираясь на исторический материализм, на всю марк­ систскую наѵкѵ о законах развития об­ щества, руководит строительством комму­ нистического общества, обеспечивает реше­ ние насущных задач создания обилия ма­ териальных н культурных благ. Опираясь на исторический материализм, ЦК КПСС и Советское правительство разоблачают авантюристические махинации империа­ листов, врагов мира, социализма и демо­ кратии. Исторический материализм — это вели­ кая наука, дающая возможность рабочему классу и его марксистским партиям про­ кладывать новые пути в псторип. Вот по­ чему ЦК КПСС учит партийные и совет­ ские кадры творческому овладению этой наукой, дающей нам возможность предви­ деть и распознавать смысл происходящих событий, постигнуть законы развития об­ щества и использовать их в строительстве «иаданзна. с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz