Полярная правда. 1954, сентябрь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Кз 220 (7942) 16 сентября 1954 г. ПА Р ТИЙНАЯ ЖИ З Н Ь П е р е д н а ч а л о м учебного года Подготовка к началу занятий в системе партийного просвещения в Териберской районной партийной организации в ны­ нешнем году проходит более организован­ но, чем в прошлом году. В настоящее вре­ мя политсеть в основном скомплектована: создано 8 кружі&в по изучению истории Коммунистической партии Советского Сою­ за, кружок по изучению философии при Териберской средней школе, три семина­ ра, два лектория, две политшколы. В основном подобраны и утверждены на партийных собраниях пропагандисты. К пропагандистской работе привлечены учи­ теля тт. Шульгина, Бобров, Пнрожникова, врач тов. Былинкнпа, ннженерно-техниче- скне, партийные и советские работники. При комплектовании кружков и полит­ школ райком партии и парторганизации старались избежать шаблонного подхода, который имел место раньше. При опреде­ лении формы политической учебы учиты­ вались политическая, общеобразовательная подготовка коммунистов, их желание учиться в том или ином кружке, семинаре или самостоятельно изучать марксизм- ленинизм. Так, например, 'слушатели районной партийной школы, которая работала в прошлом году, пе могли посещать занятия из-за того, что значительную часть вре­ мени они находились в служебных коман­ дировках. Посещаемость в этой школе в течение всего учебного года не превышала 50 процентов. В текущем году районная партийная школа работать пе будет. В районном центре создан лектории. Партий­ ным, советским и хозяйственным работни­ кам предоставлена возможность с помощью лектория повышать свой идеино-полптиче- ский уровень самостоятельно. Лекторий создан также приТернберских судоремонтных мастерских. Рыбаки колхо­ зов имени Ворошилова, «Северное сияние», «Свободный Мурман» и других, которые большую часть времени заняты на про­ мысле, будут изучать текущую политику самостоятельно. Райком партии наметил мероприятия, направленные на повышение идейного уров­ ня занятий. Для руководителей кружков и политшкол до начала занятий будет прове­ ден трехдневнын семинар. Пропагандисты прослушают ряд теоретических лекции, получат методические указания по орга­ низации учебы. Для слушателей кружков, политшкол, семинаров, для самостоятель­ но изучающих марксистско-ленинскую теорию в район завезено значительное ко­ личество политической литературы. По, к сожалению, в подготовке к началу учебного года в Териберском районе имеют­ ся^существенные недостатки. Не все пар­ тийные организации этой работой зани­ маются по-серьезному, а некоторые нз них допускают прошлогодние ошибки. Так, в партийной организации Териберской мотор- но-рыболовной станции политическая уче­ ба в прошлом году проходила пе па долж­ ном уровне. Некоторые слушатели, напри­ мер, с первых же дней учебы плохо посе­ щали занятия кружка по изучению ис­ тории партии, так как были записаны в него без их согласия. Партийная организа­ ция не учла этого серьезного недостатка. Несмотря на то, что до начала учебнрго года осталось мало времени, секретарь партийной организации тов. Кнркин побе­ седовал не со всеми коммунистами о форме политической учебы, которую они хотят избрать. До сего времени, например, не избрали форму политической учебы ру­ ководящие работники МРС: главный ка­ питан флота коммунист тов. Лысинскпй, главный инженер комсомолец тов. Мнхин, радист комсомолец тов. Петрухин и др. Вопрос организации политической учебы не обсуждался на партийном собрании. До настоящего времени не избрана фор­ ма политической учебы многими коммуни­ стами и комсомольцами Беломорской мо­ торно-рыболовной станции (секретарь парторганизации тов. Егоров). Здесь не беседовали с 30 комсомольцами и не знают, где они будут учиться. Неизвестно в круж­ ках *плн самостоятельно будут учиться коммунисты партийной организации рай- рыбкоопа (заместитель секретаря тов. Пятышева). Недостаточно готовится к предстоящему учебному году библиотека райкома КПСС (заведующая тов. ІІанчина). В прошлом учебном году многие лекции, которые читались и библиотеке райкома, страдали серьезными недостатками: в ряде из них пе приводились факты из местной жизни, деятельности колхозов, предприя­ тий района. Материал преподносился слу­ шателям в отрыве от действительности,-от конкретных задач, стоящих перед районом. Казалось бы, работники отдела пропаганды и агитации райкома КПСС, партийной биб­ лиотеки учтут недостатки, примут необхо­ димые меры для улучшения идейного со­ держания и качества лекций. Однако от­ делом пропаганды и агитации райкома КПСС это не сделано. В библиотеке пока нет материалов для подкрепления лекций фактами из местной жизни, нет также на­ глядных пособий — диаграмм, справок, рассказывающих о производственной дея­ тельности колхозов и предприятий района, области, о культурной жизни трудящихся. Недостатки в подготовке к началу учеб­ ного года в системе партийного просвеще­ ния в Териберском районе надо быстрее устранить. В. МЕРКУРЬЕВ. Териберка. (Наш соб. корр.). ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР Утверждена с е тЬ партийного просвещения Бюро Микояновского райкома КПСС г. Мурманска обсудило вопрос о го то в н о с ти сети партийного просвещения районной партийной организации к новому учебному году. Отмечено, что, несмотря на некоторую работу, проведенную первичными партий­ ными организациями по подготовке к но­ вому учебному году, в комплектовании се­ ти партийного просвещения имеется ряд существенных недостатков. Не все еще коммунисты определили для себя Форму политической учебы в парторганизациях «Мурмансельди», рыбокомбината, тралово­ го Флота, рыбного порта, Фалеевского кир­ пичного завода, еще не подобраны п не ут­ верждены 7 руководителей Еружков н циклов лекций. Не ведется должная подготовка к ново­ му учебному году в партийных библиоте­ ках райкома КПСС. Слабо ведется подготовка к учебе в сети комсомольского политпросвещения. Из 8 тысяч комсомольцев только 1080 избра­ ли форму учебы. Это явилось результа­ том того, что партийные организации тра­ лового флота, «Мурмансельди», рыбоком­ бината. рыбного порта, завода междурейсо­ вого ремонта траулеров и ряда других са­ моустранились от руководства комплекто­ ванием сети комсомольского политпросве­ щения. Бюро райкома КПСС утвердило сеть пар­ тийного просвещения на 1954—55 учеб­ ный год. Бюро обязало отдел пропаганды и агитации райкома партии и секретарей первичных партийных организаций устра­ нить имеющиеся недостатки в подготовке к новому учебному году, начать учебу ор­ ганизованно. За последнее время, особенно в резуль­ тате Женевского совещания, приведшего к прекращению военных действий в Индо­ китае, а также в результате провала пла­ нов создания так называемого «европей­ ского оборонительного сообщества» созда­ лись условия, благоприятствующие разре­ шению неурегулированных международных проблем, в том числе относящихся к Азии. Возникает законный вопрос, насколько соз­ давшаяся обстановка используется для дальнейшей разрядки международной на­ пряженности и для урегулирования нераз­ решенных проблем Азии в интересах наро­ дов азиатских стран и в интересах укреп­ ления мира на Востоке. Факты показывают, что не только в от­ ношении Европы, но и в отношении Азии предпринимаются шаги, не имеющие ниче­ го общего ни с интересами народов, ни с интересами укрепления мира, а напротив способствующие обострению международной обстановки и создающие помехи урегулиро­ ванию неразрешенных проблем. Как известно, уже на протяжении не­ скольких месяцев по инициативе и под на­ жимом Соединенных Штатов Америки про­ водится под предлогом «защиты» стран Юго-Восточной Азии от коммунизма усилен­ ная подготовка к сколачиванию нового агрессивного военного блока в данном районе. Эта подготовка была начата еще до Женевского совещания, причем инициато­ ры нового блока собственно и не скрывали того, что они хотели поставить Женевское совещание перед совершившимся фактом и тем самым предопределить его провал. Именно в связи с этим был предпринят на­ жим со стороны Соединенных Штатов на Англию, Францию как и на ряд других го­ сударств с целыо ускорить создание ука­ занной новой военной группировки. Столь я:е известно, что, несмотря на по­ пытки обречь на провал Женевское сове­ щание или взорвать это совещание во вре­ мя его работы, подавляющее большинство участников совещания, считаясь со все растущими требованиями народов положить конец войне в Индо-Кнтас, пришли к сог­ лашению, следствием которого явилось прекращение кровопролития в Индо-Китае и обеспечение условий для окончательного урегулирования положения в этом районе с учетом законных устремлений народов Индо-Китая к национальной независи­ мости. В настоящее время Соединенные Штаты в надеяеде, повидимому, «поправить» по­ ложение, в котором очутились сторонники политики «с позиции силы» в связи с про­ валом договора о «европейском оборони­ тельном сообществе», предприняли при поддержке Англии и Франции новые шаги к сколачиванию военной группировки на этот раз в районе Азии и Тихого океана. Это нашло свое выражение в созыве конфе­ ренции в Маниле, состоявшейся в период q 6 по 8 сентября, где был подписан так называемый «Договор об обороне Юго-Во­ сточной Азии», о котором его инициаторы не перестают трезвонить, изображая его как успех указанной политики «с позиции силы». О том, что собой представляет этот до­ говор и каковы цели, которые с ннм свя­ зываются, говорит тот факт, что эта кон­ ференция была подготовлена не странами Юго-Восточной Азии, она была, как из­ вестно, подготовлена и проведена западны­ ми державами, за спиной стран Азии, при­ чем главную роль в этом деле сыграли Сое­ диненные Штаты, хотя границы США на­ ходятся за несколько тысяч километров от Юго-Восточной Азии. Уже этот факт до­ статочно красноречиво говорит о том, в чьих интересах создается новая группиров­ ка и какова цепа е с я к и м утверждениям насчет того, будто она отвечает интересам стран Юго-Восточной Азии. Что касается состава участников кон­ ференции, то, как известно, помимо США в ней приняли участие Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Фи­ липпины и Пакнстаи. Таким образом ини­ циаторы созыва конференции, утверждаю­ щие, будто задачей новой группировки является «коллективная оборона» стран Юго-Восточной Азин, смогли привлечь к участию в конференции лишь три страны этого района — Таиланд, Филиппины и Пакистан, которые связаны по рукам и но­ гам кабальными соглашениями с США о военной и экономической «помощи». Остальными участниками, кроме США, Англии и Франции, являются . британские доминионы: Австралия и Новая Зеландия, т. е. государства, политическая и экономи­ ческая зависимость которых от колониаль­ ных дер;кав хорошо известна. Для подавляющего большинства стран Юго-Восточной Азин не составило большо­ го труда разгадать подлинные цели органи­ заторов конференции в Маниле. В результа­ те, от участия в ней отказались такие стра­ ны, как Индия, Индонезия, Бирма, Цейлон. Тем самым от участия в указанном блоке из числа тех стран, которых пытались в него втянуть, отказалось большинство стран Юго-Восточной Азин, в. том числе такие страны, как Индия и Индонезия, с населе­ нием в общей сложности около 440 млн. человек. Население же стран Юго-Восточ­ ной Азии, которые под давлением коло­ ниальных держав подписали договор в Маниле, составляет менее Vs населения всей Юго-Восточной Азии н только около 7 ю населения всех азиатских стран вместе взятых. Эти данные достаточно ясно пока­ зывают, каково отношение народов Юго- Восточной Азии к навязываемым нм извне планам создания военной группировки в этом районе и насколько чужды их инте­ ресам эти планы. I Кроме того, против этих агрессивных планов выступает такое крупнейшее го­ сударство Азии, как Китайская Народная Республика, с ее 600-мнллнонным населе­ нием, справедливо усматривая в создании указанной военной группировки угрозу своей безопасности. Уже эти факты вскрывают, Насколько фальшивыми являются утверждения, будто бы конференция в Маниле и подписанный ее участниками договор имеет своей целью «оборону» стран Юго-Восточной Азин и отвечает интересам ее народов. Об этом же говорит и содержание под­ писанного в Маниле договора. Оно свиде­ тельствует о том, что этот договор в дей­ ствительности преследует агрессивные це­ ли и направлен в первую очередь против азиатских государств. В статье 4 договора предусматривается, что его участники будут консультироваться между собой в случае возникновения опре­ деленной «ситуации», под которой, как они недвусмысленно и неоднократно заявляли, подразумеваются любые события в этих странах, которые не отвечают интересам крупных колониальных держав и их воен­ но-стратегическим расчетам. Такую пози­ цию занимало и продолжает заиимать пра­ вительство Соединенных Штатов в отноше­ нии Индо-Кнтая и национально-освободи­ тельной борьбы его народов. Это же было продемонстрировано правительством Соеди­ ненных Штатов и в его оговорке, сделан­ ной при подписании договора, в которой оно пытается пустить ііы л ь в глаза, заяв­ ляя, будто предусматриваемые договором мероприятия направлены против какой-то «коммунистической агрессин». Об агрессивном характере этой военной группировки говорит и тот факт, что уча­ ствовать в ней, по условиям договора, могут только государства, которые «в состоянии способствовать целям данного договора». Иначе говоря, решение вопроса о том, под­ ходит ли то или иное государство под такое определение, остается полностью за его инициаторами. На деле это означает, что состав этой группировки, как и ее харак­ тер, целиком будет диктоваться Соединен­ ными Штатами. Нетрудно видеть, что все это прямо перекликается с политикой за­ падных держав, направленной па создание агрессивных военных группировок в Евро­ пе с участием ремилитаризованной За­ падной Германии. Официальные круги Соединенных Шта­ тов и других участников конференции в Маниле заявляют, чтэ они намерены объе­ динить свои усилия для того, чтобы пре­ пятствовать «подрывной деятельности» против стран Юго-Восточной Азии. Об этом же говорится и в подписанном ими до­ говоре. Однако абсурдность подобных заяв­ лений нетрудно заметить всякому знакомо­ му с фактами и с действительным положе­ нием в этом районе. «Подрывной деятель­ ностью» онн называют национально-осво­ бодительное движение народов этого райо­ на, их борьбу за национальную независи­ мость, за освобождение от векового коло­ ниального гнета. Именно этим объясняют­ ся настойчивые попытки западных держав, особенно США, сколотить в районе Азии и Тихого океана военную организацию, ко­ торую можно было бы использовать преж­ де всего для расправы с национально-осво­ бодительным движением в странах Юго- Восточной Азии. Дело не меняется от того, что эти по­ пытки неизменно сопровождаются выдум­ ками по адресу коммунизма и ^выпадами против Советского Союза и Китайской На­ родной Республики. Этот прием не нов. К нему прибегали в свое время организато­ ры так называемого «антикоминтерновско- го пакта». К нему прибегают-н «теперь, осо­ бенно в США, сторонники политики «с позиции силы» всякий раз, когда эта по­ литика терпит неудачу. К нему обычно прибегают тогда, когда нужно обмануть об­ щественное мнение и когда хотят прикрыть подлинные цели, связываемые со сколачи­ ванием той или иной агрессивной группи­ ровки. Инициаторы «Договора об обороне Юго- Восточной Азии» утверждают, что его за­ дачей является также содействовать «эко­ номическому прогрессу» странЮго-Восточ- ной Азии. Однако это утверждение не име­ ет ничего общего с действительностью. В нем столько же правды, сколько в заявле­ ниях о том, будто создание нового военно­ го блока продиктовано заботами об обороне стран Юго-Восточной Азии. На самом же деле его организаторы уделяют большое внимание экономическим целям этого бло­ ка не потому, что проявляют какую-то за­ боту ой>экономических нуждах народов это­ го района, а руководствуясь своими собст­ венными узкими интересами, преимущест­ венно военно-стратегического характера. Не случайно, государственный секретарь США Даллес, говоря о военно-стратегиче- ском значении района Юго-Восточной Азии, еще в марте сего года подчеркивал, что «этот район богат многими видами сырья, как, например, оловом, нефтью, каучуком и железной рудой...» Страны Юго-Восточной Азии должны, таким образом, быть постав­ щиками стратегического сырья для военной промышленности США и их партнеров по атлантическому блоку. Им . уготовано и впредь место сырьевых придатков к эконо­ мике крупных колониальных держав. Имен­ но в этом состоит смысл «экономических мероприятии», которые ставятся в качест­ ве одной нз задач перед участниками до­ говора. Новая военная группировка по сути де­ ла представляет собой блок колониальных деря;ав, в основе которого лежат империа­ листические цели сохранения их экономи­ ческих и политических позиций в Азии, положение в которой коренным образом из­ менилось, особенно в связи с исторической победой великого китайского народа, покон­ чившего с иностранным гнетом, установив­ шего народную власть в стране и твердо ставшего на путь экономического и куль­ турного прогресса. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на попытки сковать неустанно развертывающееся национально- освободительное движение в Азии, народы азиатских стран пойдут по пути независи­ мого национального развития. Как и безопасность Европы, подлинная безопасность народов Юго-Восточной Азии может быть обеспечена лишь на основе совместных усилий всех государств этого района независимо от их общественного строя, без диктата и вмешательства извне. Именно этот принцип, отвечающий инте­ ресам не только народов Азин, но и инте­ ресам всеобщего мира, был положен в ос­ нову совместных деклараций Китайской Народной Республики и Индии от 28 июня, и Китайской Народной Республики и Бир­ мы от 30 июня с. г. Не может быть сомнения в том, что толь­ ко мирные условия развития народов Азин на основе признания их независимости и суверенитета могут открыть возможно­ сти для их экономического и культурного подъема. Нельзя в этой связи не согла­ ситься с премьер-министром Индпп Неру, который в своем недавнем выступлении в Народной палате, говоря о значении прек­ ращения военных действий в Индо-Китае, заявил: «Азия в результате урегулирова­ ния в Индо-Кнтае имеет большие надежды на мир и стабильность». Организаторы новой агрессивной груп­ пировки пытаются втянуть в нее в той или иной форме Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам. В приложенном к договору прото­ коле прямо говорится, что статьи договорз, предусматривающие военные и экономиче­ ские мероприятия, могут применяться также к Камбодже, Лаосу п Южному Вьет­ наму. Кроме того, в статье 4 договора, ко­ торая касается военных обязательств, а также в статье 8, указывается, что его участники могут по своему усмотрению расширять район действия договора на лю­ бую территорию. Включение в договор этпх положений недвусмысленно говорит о явном стремлении помешать выполнению Женевского соглашения в отношения Лао­ са, Камбоджи и Вьетнама. Однако авторам «Договора об обороне Юго-Восточной Азии» не лишне напом­ нить о том, что указанные попытки несо­ вместимы с темп обязательствами, которые были взяты участниками Женевского со­ вещания в отношении Вьетнама, Лаоса и- Камбоджи.. Этн обязательства и тс заявле­ ния, которые были сделаны в Женеве представителями Лаоса, Камбоджи и Юж­ ного Вьетнама, исключают возможность их вовлечения в какие бы то ни было воен­ ные группировки. Сторонники политики «с позиции си­ лы» заявляют в преамбуле договора, будто этот договор соответствует целям н прин­ ципам Устава Организации Объединенных Наций. Однако нетрудно видеть, что тако­ го рода заявления не имеют под собой ни­ какой почвы. В самом же деле договор, под­ писанный в Маниле, как и соглашения о создании других замкнутых агрессивных военных группировок, вроде Северо-Атлан­ тического Пакта, находится в вопиющем противоречии с целями и принципами Ор­ ганизации Объединенных Наций. П в дап- ном случае имя ООН и флаг этой органи­ зации используются для того, чтобы при­ крыть пмн действия, не имеющие ничего общего с миролюбивыми принципами Объе­ диненных Наций п с интересами поддер­ жания- мира, действия, направленные на подготовку новой войны. Уже не первый раз создание военных группировок государств пытаются оправ­ дать ссылками на интересы «обороны» п содействие «экономическому прогрессу» пародов стран, вовлекаемых в такие груп­ пировки. Так было, когда создавался ат­ лантический блок, так было, когда разра­ батывались планы создания ныне прова­ лившегося «европейского оборонительного сообщества». Это же повторяемся д ь Дан" ном случае. Обращает на себя внимание то, что не­ которые из участников конференции в Да­ ниле еще недавно заявляли о своем пони­ мании национальных нужд народов Азии и подчеркивали., свое желанна нормалнзо.-і вать своп отношения с Народным Китаем. В этой связи не лишне напомнить о соот­ ветствующих ’ заявлениях официальных представителей Англии, а также Франции,, в частности во время Женевского совеща­ ния. Но позволительно спросить, как сов­ местить такие заявления с участием Анг­ лии и Франции в агрессивном военном блоке, направленном против стран Азии вообще и против Китая в особенности. Советское правительство не может рас­ сматривать конференцию в Маниле и под­ писание «Договора об обороне Юго-Восточ- ной Азии» иначе, как действия, направ­ ленные против интересов безопасности в Азии и на Дальнем Востоке н, вместе с тем, против интересов свободы н нацио­ нальной независимости народов Азии. Го­ сударства — инициаторы создания ука­ занного нового военного блока в районе Юго-Восточной Азии и Тихого океана бе­ рут на себя всю ответственность за свои действия, находящиеся в грубом противо­ речии с задачами укрепления мира. НАУКА И РЕЛИГИЯ П наука п религия являются формами общественного сознания, но в то же время нет более несовместимых понятий, чем нау­ ка п религия. Научные и религиозные взгляды принципиально противоположны и непримиримо враждебны друг другу. К объяснению явлений природы и обществен­ ной жпзнп наука н религия подходят с со­ вершенно противоположных сторон. Наука — особая форма общественного сознания. Она изучает объективный ыпр и его законы, объясняет причины тех илп пных явлений Наука раскрывает действие основных законов прпроды п общества. За­ коны науки отражают объективные про­ цессы в природе пли обществе, происходя­ щие независимо от воли людей. Каждая отрасль науки в пределах достигнутого ею уровня дает достоверные знания о той об­ ласти природы пли общества, которую она изучает. Философия, обобщая выводы всех наук, дает картину мира в целом. Маркси­ стско-ленинская философия — это наука о всеобщих законах существования и разви­ тия природы п общества. Она дает людям правильный метод познания и надежное руководство для практического действия. Наука берет свое начало с древних вре­ мен. Она возникла в борьбе человека с при­ родой, из практических потребностей чело­ веческого общества, в процессе трудовой деятельности людей. Человек прежде всего стал наблюдать п обобщать те явления природы, которые связаны с добыванием средств к жизни. Величайшее значение пііело открытие способов добывания огня. Открытие огня и приручение ^животных произвели переворот в общественной жиз­ ни человека. Постепенно развивая произво­ дительные силы, изобретая и совершенст­ вуя орудия производства, приобретая про­ изводственный опыт н навыки к труду, люди усиливали свою влаегь над природой. Онп научились плавить металл, изготов­ лять из него различные предметы и орудия. В непрестанной борьбе человека за сущест­ вование возникли астрономия, геометрия, механика, инженерная техника п многие другпе пауки. Таким образом, все науки возникли из потребностей практики, в борьбе с природой, в процессе производства жизненных благ. Смело вторгаясь в тайны прпроды, проникая в сущность сложней­ ших явлений, подлинная наука помогает людям овладеть природой, вооружает их знаниями для трудовой деятельности. В отличие от пауки, религия основана на слепой вере, она отрицает опыт п на­ блюдения. Согласно учениям всех и всяких религий вера предпочтительнее знания; она, якобы, превосходит знание. Одним из наиболее распространенных богословских утверждений является утверждение о веч­ ности религиозных представлений у людей, существовании у человека некоего особого врожденного религиозного чувства, которое будто появилось па свет вместе с челове­ ком. н что вера в единого н всемогущего бога извечно присуща людям. Эти утверждения неверны. Религия не извечна. На ранних этапах развития чело­ веческого общества был долгий безрелигп- озный период. Можно считать, что религи­ озные верования в о з н и к л и около 100 ты­ сяч лет назад, тогда как период в 800— 900 тысяч лет из миллиона лет, которые насчитывает история человечества, был безрелпгпозным. Религия возникла в древ­ нейшие времена, еще при первобытно-об- щинном родовом строе, в доклассовом обще­ стве. Она родилась из бессилия первобыт­ ного человека в борьбе с природой. Перво­ бытный человек не умел подчинить себе стихийные и грозные силы природы; они были ему непонятны, поражали его вообра­ жение. Природа, полная тайн, внушала страх беспомощному перед ней первобытно­ му человеку. Не умея осмыслить, понять происходящее в окружающем мире, он на­ делял стихийные силы природы, господст­ вовавшие над ним, необыкновенными свойствами, обожествлял их. С возникновением классового общества религия стала опорой господствующих классов. Религия является опиумом для на­ рода, духовной с и в у х о й именно потому, что она отравляет сознание людей, одурмани­ вает их, отвлекая от борьбы за насущные жизненные интересы против угнетателей и эксплуататоров, за уничтожение того ада на земле, который онн установили для тру­ дящихся. В этом — реакционная сущность религии. Согласно религиозным вымыслам мате­ риальный мир создан по велению бога из ничего. Утверждение о сотворении мира бо­ гом — основной догмат всякой религии. Религия призывает верить в несуществую­ щего «бога-творца», прививая верующим представление о вечности божественных установлений. Наука отрицает эти религиозные басни. Вселенная нпкем не создана, она вечна; она всегда существовала и всегда будет су­ ществовать. Всякая религия признает чудеса. Она учит человека слепо верить, а не изучать, пе исследовать. Религия всегда, во все вре­ мена использовала для своих целей слож­ ные явления прпроды, побуждая верующих обращаться к богу с мольбой остановить и л и изменить действие законов природы, совершить чудо. Религия не только учит верить в чудеса, но и внушает верующим, что их можно вызвать молитвами, молебна­ ми, различными таинствами. Вера в чудеса пе только бессмысленна, но и вредна, так как заставляет верующего человека надеяться на помощь бога, а не на свои собственные силы. Материалисти­ ческая наука не признает существования сверхъестественного мира и отрицает вся­ кие чудеса. Наука отвергает религиозные представления о сотворении мира несуще­ ствующим богом. Она рассматривает явле­ ния прпроды и общества как закономерные явления, как цепь причин п следствий. Только изучив закономерности природы, люди могут покорять ее и заставлять слу­ жить своим целям. Человек, вооруженный научнымп знаниями, не вымаливает мило­ стей у бога, а сам становится повелитеіем природы. Познаиие связей и закономерностей в природе п обществе позволяег науке пред­ видеть будущее. Предвидение с целью воз­ действия на природу и общественные явле­ ния для • блага человечества — одна из главных задач передовой науки. Научное предвидение прямо противоположно рели­ гиозным пророчествам и предсказаниям, основанным на фантастических догмах н представлениях. «Чудесное пророчество есть сказка, — учит В. И. Ленин. — Но научное пророчество есть факт» (Соч., т. 27, стр. 455). Яркий пример предвидения, основанного на строго научных вычислениях, дает аст­ рономия. Так, например, астрономы пора­ зительно точно предвидят солнечные и лун­ ные затмения. Примером познания наукой законов развития прпроды явилось точное указание астрономии о дне и часе солнеч­ ного затмения, которое произошло 30 июня 1954 года. Великий русский химик Д. П. Менделеев, создавший периодическую си­ стему химических элементов, гениально оппсал свойства еще не открытых элемен­ тов, установил их атомный вес. Научное предвидение Менделеева блестяще оправда­ лось. Некоторые предсказанные им элемен­ ты были открыты еще при его жпзнп. Маркспстско-ленппская наука, на основе познания законов развития человеческого общества предвидит ход общественного раз­ вития. Марксизм-ленинизм вооружает чело­ вечество диалектическим методом, который учит понимать в н у т р е н н ю ю связь событий, их закономерность. Религия утверждает, что в мире сущест­ вуют силы, которые не могут быть позна­ ны человеческим разумом, но которые неви­ димо управляют природой, обществом и че­ ловеческими поступками. Тем самым рели­ гия разоружает человека, подрывает осно­ вы науки, ибо без признания объективно­ сти раскрытых наукой законов природы п человеческого общества пе может существо­ вать сама наука. Церковники оспаривают возможность познания кир«, не верят в до­ стоверность наших знаний, так как с точ­ ки зрения религиозного мировоззрения при­ рода и человек всецело подчинены воле бо­ га, а «пути господа неисповедимы», т. е. о них ничего знать нельзя. Человек бесси­ лен против «божьей вили», и поэтому ре­ лигия проповедует отказ от борьбы за пе­ реустройство мира, уверяя, будто эта борь­ ба совершенно безнадежна. Наука же всей своей деятельностью обосновывает положение о том, что мир и его закономерности познаваемы. Весь исто­ рический опыт человечества говорит о возможности познания мира. Создание фабрик п заводов, железных дорог, авто­ мобилей, пароходов, самолетов, телефона, телеграфа, изобретение электричества, ра­ дио— все это стало возможным лишь в результате познанпя законов природы и общества. История пауки показывает, что могу­ щество человеческого разума безгранично. Если бы мир был непознаваем, а люди не моглп познавать его закономерности и па­ ши знания пе отражали бы сущности ве­ щей, то человек оставался бы вечным ра­ бом стихий. В действительности же чело­ век все больше овладевает природой, все глубже изучает и познает ее, и нет гра­ ниц этому познанию. Нет в мире непозна­ ваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые в дальнейшем бу­ дут раскрыты и познаны силами науки и практики. Одним из самых существенных элемен­ тов всякой религии является утверждение о том, что человек состоит якобы из двух начал: материального и духовного — из тела и души. Тело и душа человека, по утверждению религии, находятся во враж­ дебных отношениях. Тело, якобы, стре­ мится к удовлетворению своих потребно­ стей в земной жпзнп, полной греха и суе­ ты, а душа заинтересована лишь в жизни небесной, где она пребывает в с о с т о я н и и вечного благоденствия. Чем лучше челове­ ку при жизни, тем хуже его душе; чтобы спасти душу, надо изнурять тело. Рели­ гия утверждает, что чем безропотнее стра­ дания челорека на земле, тем быстрее за­ служив» награду на небесах. Осуществле­ ние мечты народа о счастье религия пере­ носит в загробный мир, направляя ' по ложному пути стремления людей к луч­ шей ж и з н и . Тем самым она отвлекает веру­ ющих от активного^ и сознательного уча­ стия в общественной и производственной деятельности. Современная наука доказала, что ника­ кой души не существует. То, что мы назы­ ваем душевной (психической) жизныо — наши мысли, чувства, желания, — есть не что иное, как продукт деятельности чело­ веческого мозга, т. е. особой высокоорга­ низованной материи. Со смертью человека исчезают и его мысли и чувства, материя мозга переходит в другие виды материи. Никакой жизни, кроме земной, нет, говорит нам наука; надо бороться за лучшую жизнь на земле, а не дожидаться выдуманного ре­ лигией загробного блаженства. Психическое есть лишь свойство высоко­ организованной материи — мозга, учил ве­ ликий русский ученый П. М. Сеченов. Это Пение подрывало основы релпгиозно-ндеа- листических представлений о первичности психики, о ее независимости от материи, о ее божественном характере. Идеи Сеченова развил дальше и углубил И. П. Павлов, от­ крывший новую эпоху в науке о высшей нервной деятельности. Павлов доказал, что психика человека, будучи функцией нор­ мального работающего мозга, не нуждается в существовании души. Мозг — это самый важный орган человека и животных. Без помощи мозга мы не можем ни двигаться, ни видеть, ни слышать, нн думать. На протяжении всей истории человече­ ского общества шла н идет острая п не­ примиримая борьба между наукой н рели­ гией. Вся история религии полна фактов жесточайшего, кровавого преследования науки. Немало ученых, желающих вырвать у природы ее тайны, пали жертвами рели­ гиозного мракобесия. Великие научные от­ крытия, без которых были бы невозмож­ ны успехи промышленности, земледелия и культуры, утверждались в непримиримой борьбе с религией. Особенно яростным нападкам церкви подвергались те ученые, которые своими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz