Полярная правда. 1954, сентябрь.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Кз 220 (7942) 16 сентября 1954 г. ПА Р ТИЙНАЯ ЖИ З Н Ь П е р е д н а ч а л о м учебного года Подготовка к началу занятий в системе партийного просвещения в Териберской районной партийной организации в ны нешнем году проходит более организован но, чем в прошлом году. В настоящее вре мя политсеть в основном скомплектована: создано 8 кружі&в по изучению истории Коммунистической партии Советского Сою за, кружок по изучению философии при Териберской средней школе, три семина ра, два лектория, две политшколы. В основном подобраны и утверждены на партийных собраниях пропагандисты. К пропагандистской работе привлечены учи теля тт. Шульгина, Бобров, Пнрожникова, врач тов. Былинкнпа, ннженерно-техниче- скне, партийные и советские работники. При комплектовании кружков и полит школ райком партии и парторганизации старались избежать шаблонного подхода, который имел место раньше. При опреде лении формы политической учебы учиты вались политическая, общеобразовательная подготовка коммунистов, их желание учиться в том или ином кружке, семинаре или самостоятельно изучать марксизм- ленинизм. Так, например, 'слушатели районной партийной школы, которая работала в прошлом году, пе могли посещать занятия из-за того, что значительную часть вре мени они находились в служебных коман дировках. Посещаемость в этой школе в течение всего учебного года не превышала 50 процентов. В текущем году районная партийная школа работать пе будет. В районном центре создан лектории. Партий ным, советским и хозяйственным работни кам предоставлена возможность с помощью лектория повышать свой идеино-полптиче- ский уровень самостоятельно. Лекторий создан также приТернберских судоремонтных мастерских. Рыбаки колхо зов имени Ворошилова, «Северное сияние», «Свободный Мурман» и других, которые большую часть времени заняты на про мысле, будут изучать текущую политику самостоятельно. Райком партии наметил мероприятия, направленные на повышение идейного уров ня занятий. Для руководителей кружков и политшкол до начала занятий будет прове ден трехдневнын семинар. Пропагандисты прослушают ряд теоретических лекции, получат методические указания по орга низации учебы. Для слушателей кружков, политшкол, семинаров, для самостоятель но изучающих марксистско-ленинскую теорию в район завезено значительное ко личество политической литературы. По, к сожалению, в подготовке к началу учебного года в Териберском районе имеют ся^существенные недостатки. Не все пар тийные организации этой работой зани маются по-серьезному, а некоторые нз них допускают прошлогодние ошибки. Так, в партийной организации Териберской мотор- но-рыболовной станции политическая уче ба в прошлом году проходила пе па долж ном уровне. Некоторые слушатели, напри мер, с первых же дней учебы плохо посе щали занятия кружка по изучению ис тории партии, так как были записаны в него без их согласия. Партийная организа ция не учла этого серьезного недостатка. Несмотря на то, что до начала учебнрго года осталось мало времени, секретарь партийной организации тов. Кнркин побе седовал не со всеми коммунистами о форме политической учебы, которую они хотят избрать. До сего времени, например, не избрали форму политической учебы ру ководящие работники МРС: главный ка питан флота коммунист тов. Лысинскпй, главный инженер комсомолец тов. Мнхин, радист комсомолец тов. Петрухин и др. Вопрос организации политической учебы не обсуждался на партийном собрании. До настоящего времени не избрана фор ма политической учебы многими коммуни стами и комсомольцами Беломорской мо торно-рыболовной станции (секретарь парторганизации тов. Егоров). Здесь не беседовали с 30 комсомольцами и не знают, где они будут учиться. Неизвестно в круж ках *плн самостоятельно будут учиться коммунисты партийной организации рай- рыбкоопа (заместитель секретаря тов. Пятышева). Недостаточно готовится к предстоящему учебному году библиотека райкома КПСС (заведующая тов. ІІанчина). В прошлом учебном году многие лекции, которые читались и библиотеке райкома, страдали серьезными недостатками: в ряде из них пе приводились факты из местной жизни, деятельности колхозов, предприя тий района. Материал преподносился слу шателям в отрыве от действительности,-от конкретных задач, стоящих перед районом. Казалось бы, работники отдела пропаганды и агитации райкома КПСС, партийной биб лиотеки учтут недостатки, примут необхо димые меры для улучшения идейного со держания и качества лекций. Однако от делом пропаганды и агитации райкома КПСС это не сделано. В библиотеке пока нет материалов для подкрепления лекций фактами из местной жизни, нет также на глядных пособий — диаграмм, справок, рассказывающих о производственной дея тельности колхозов и предприятий района, области, о культурной жизни трудящихся. Недостатки в подготовке к началу учеб ного года в системе партийного просвеще ния в Териберском районе надо быстрее устранить. В. МЕРКУРЬЕВ. Териберка. (Наш соб. корр.). ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР Утверждена с е тЬ партийного просвещения Бюро Микояновского райкома КПСС г. Мурманска обсудило вопрос о го то в н о с ти сети партийного просвещения районной партийной организации к новому учебному году. Отмечено, что, несмотря на некоторую работу, проведенную первичными партий ными организациями по подготовке к но вому учебному году, в комплектовании се ти партийного просвещения имеется ряд существенных недостатков. Не все еще коммунисты определили для себя Форму политической учебы в парторганизациях «Мурмансельди», рыбокомбината, тралово го Флота, рыбного порта, Фалеевского кир пичного завода, еще не подобраны п не ут верждены 7 руководителей Еружков н циклов лекций. Не ведется должная подготовка к ново му учебному году в партийных библиоте ках райкома КПСС. Слабо ведется подготовка к учебе в сети комсомольского политпросвещения. Из 8 тысяч комсомольцев только 1080 избра ли форму учебы. Это явилось результа том того, что партийные организации тра лового флота, «Мурмансельди», рыбоком бината. рыбного порта, завода междурейсо вого ремонта траулеров и ряда других са моустранились от руководства комплекто ванием сети комсомольского политпросве щения. Бюро райкома КПСС утвердило сеть пар тийного просвещения на 1954—55 учеб ный год. Бюро обязало отдел пропаганды и агитации райкома партии и секретарей первичных партийных организаций устра нить имеющиеся недостатки в подготовке к новому учебному году, начать учебу ор ганизованно. За последнее время, особенно в резуль тате Женевского совещания, приведшего к прекращению военных действий в Индо китае, а также в результате провала пла нов создания так называемого «европей ского оборонительного сообщества» созда лись условия, благоприятствующие разре шению неурегулированных международных проблем, в том числе относящихся к Азии. Возникает законный вопрос, насколько соз давшаяся обстановка используется для дальнейшей разрядки международной на пряженности и для урегулирования нераз решенных проблем Азии в интересах наро дов азиатских стран и в интересах укреп ления мира на Востоке. Факты показывают, что не только в от ношении Европы, но и в отношении Азии предпринимаются шаги, не имеющие ниче го общего ни с интересами народов, ни с интересами укрепления мира, а напротив способствующие обострению международной обстановки и создающие помехи урегулиро ванию неразрешенных проблем. Как известно, уже на протяжении не скольких месяцев по инициативе и под на жимом Соединенных Штатов Америки про водится под предлогом «защиты» стран Юго-Восточной Азии от коммунизма усилен ная подготовка к сколачиванию нового агрессивного военного блока в данном районе. Эта подготовка была начата еще до Женевского совещания, причем инициато ры нового блока собственно и не скрывали того, что они хотели поставить Женевское совещание перед совершившимся фактом и тем самым предопределить его провал. Именно в связи с этим был предпринят на жим со стороны Соединенных Штатов на Англию, Францию как и на ряд других го сударств с целыо ускорить создание ука занной новой военной группировки. Столь я:е известно, что, несмотря на по пытки обречь на провал Женевское сове щание или взорвать это совещание во вре мя его работы, подавляющее большинство участников совещания, считаясь со все растущими требованиями народов положить конец войне в Индо-Кнтас, пришли к сог лашению, следствием которого явилось прекращение кровопролития в Индо-Китае и обеспечение условий для окончательного урегулирования положения в этом районе с учетом законных устремлений народов Индо-Китая к национальной независи мости. В настоящее время Соединенные Штаты в надеяеде, повидимому, «поправить» по ложение, в котором очутились сторонники политики «с позиции силы» в связи с про валом договора о «европейском оборони тельном сообществе», предприняли при поддержке Англии и Франции новые шаги к сколачиванию военной группировки на этот раз в районе Азии и Тихого океана. Это нашло свое выражение в созыве конфе ренции в Маниле, состоявшейся в период q 6 по 8 сентября, где был подписан так называемый «Договор об обороне Юго-Во сточной Азии», о котором его инициаторы не перестают трезвонить, изображая его как успех указанной политики «с позиции силы». О том, что собой представляет этот до говор и каковы цели, которые с ннм свя зываются, говорит тот факт, что эта кон ференция была подготовлена не странами Юго-Восточной Азии, она была, как из вестно, подготовлена и проведена западны ми державами, за спиной стран Азии, при чем главную роль в этом деле сыграли Сое диненные Штаты, хотя границы США на ходятся за несколько тысяч километров от Юго-Восточной Азии. Уже этот факт до статочно красноречиво говорит о том, в чьих интересах создается новая группиров ка и какова цепа е с я к и м утверждениям насчет того, будто она отвечает интересам стран Юго-Восточной Азии. Что касается состава участников кон ференции, то, как известно, помимо США в ней приняли участие Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Фи липпины и Пакнстаи. Таким образом ини циаторы созыва конференции, утверждаю щие, будто задачей новой группировки является «коллективная оборона» стран Юго-Восточной Азин, смогли привлечь к участию в конференции лишь три страны этого района — Таиланд, Филиппины и Пакистан, которые связаны по рукам и но гам кабальными соглашениями с США о военной и экономической «помощи». Остальными участниками, кроме США, Англии и Франции, являются . британские доминионы: Австралия и Новая Зеландия, т. е. государства, политическая и экономи ческая зависимость которых от колониаль ных дер;кав хорошо известна. Для подавляющего большинства стран Юго-Восточной Азин не составило большо го труда разгадать подлинные цели органи заторов конференции в Маниле. В результа те, от участия в ней отказались такие стра ны, как Индия, Индонезия, Бирма, Цейлон. Тем самым от участия в указанном блоке из числа тех стран, которых пытались в него втянуть, отказалось большинство стран Юго-Восточной Азин, в. том числе такие страны, как Индия и Индонезия, с населе нием в общей сложности около 440 млн. человек. Население же стран Юго-Восточ ной Азии, которые под давлением коло ниальных держав подписали договор в Маниле, составляет менее Vs населения всей Юго-Восточной Азии н только около 7 ю населения всех азиатских стран вместе взятых. Эти данные достаточно ясно пока зывают, каково отношение народов Юго- Восточной Азии к навязываемым нм извне планам создания военной группировки в этом районе и насколько чужды их инте ресам эти планы. I Кроме того, против этих агрессивных планов выступает такое крупнейшее го сударство Азии, как Китайская Народная Республика, с ее 600-мнллнонным населе нием, справедливо усматривая в создании указанной военной группировки угрозу своей безопасности. Уже эти факты вскрывают, Насколько фальшивыми являются утверждения, будто бы конференция в Маниле и подписанный ее участниками договор имеет своей целью «оборону» стран Юго-Восточной Азин и отвечает интересам ее народов. Об этом же говорит и содержание под писанного в Маниле договора. Оно свиде тельствует о том, что этот договор в дей ствительности преследует агрессивные це ли и направлен в первую очередь против азиатских государств. В статье 4 договора предусматривается, что его участники будут консультироваться между собой в случае возникновения опре деленной «ситуации», под которой, как они недвусмысленно и неоднократно заявляли, подразумеваются любые события в этих странах, которые не отвечают интересам крупных колониальных держав и их воен но-стратегическим расчетам. Такую пози цию занимало и продолжает заиимать пра вительство Соединенных Штатов в отноше нии Индо-Кнтая и национально-освободи тельной борьбы его народов. Это же было продемонстрировано правительством Соеди ненных Штатов и в его оговорке, сделан ной при подписании договора, в которой оно пытается пустить ііы л ь в глаза, заяв ляя, будто предусматриваемые договором мероприятия направлены против какой-то «коммунистической агрессин». Об агрессивном характере этой военной группировки говорит и тот факт, что уча ствовать в ней, по условиям договора, могут только государства, которые «в состоянии способствовать целям данного договора». Иначе говоря, решение вопроса о том, под ходит ли то или иное государство под такое определение, остается полностью за его инициаторами. На деле это означает, что состав этой группировки, как и ее харак тер, целиком будет диктоваться Соединен ными Штатами. Нетрудно видеть, что все это прямо перекликается с политикой за падных держав, направленной па создание агрессивных военных группировок в Евро пе с участием ремилитаризованной За падной Германии. Официальные круги Соединенных Шта тов и других участников конференции в Маниле заявляют, чтэ они намерены объе динить свои усилия для того, чтобы пре пятствовать «подрывной деятельности» против стран Юго-Восточной Азии. Об этом же говорится и в подписанном ими до говоре. Однако абсурдность подобных заяв лений нетрудно заметить всякому знакомо му с фактами и с действительным положе нием в этом районе. «Подрывной деятель ностью» онн называют национально-осво бодительное движение народов этого райо на, их борьбу за национальную независи мость, за освобождение от векового коло ниального гнета. Именно этим объясняют ся настойчивые попытки западных держав, особенно США, сколотить в районе Азии и Тихого океана военную организацию, ко торую можно было бы использовать преж де всего для расправы с национально-осво бодительным движением в странах Юго- Восточной Азии. Дело не меняется от того, что эти по пытки неизменно сопровождаются выдум ками по адресу коммунизма и ^выпадами против Советского Союза и Китайской На родной Республики. Этот прием не нов. К нему прибегали в свое время организато ры так называемого «антикоминтерновско- го пакта». К нему прибегают-н «теперь, осо бенно в США, сторонники политики «с позиции силы» всякий раз, когда эта по литика терпит неудачу. К нему обычно прибегают тогда, когда нужно обмануть об щественное мнение и когда хотят прикрыть подлинные цели, связываемые со сколачи ванием той или иной агрессивной группи ровки. Инициаторы «Договора об обороне Юго- Восточной Азии» утверждают, что его за дачей является также содействовать «эко номическому прогрессу» странЮго-Восточ- ной Азии. Однако это утверждение не име ет ничего общего с действительностью. В нем столько же правды, сколько в заявле ниях о том, будто создание нового военно го блока продиктовано заботами об обороне стран Юго-Восточной Азии. На самом же деле его организаторы уделяют большое внимание экономическим целям этого бло ка не потому, что проявляют какую-то за боту ой>экономических нуждах народов это го района, а руководствуясь своими собст венными узкими интересами, преимущест венно военно-стратегического характера. Не случайно, государственный секретарь США Даллес, говоря о военно-стратегиче- ском значении района Юго-Восточной Азии, еще в марте сего года подчеркивал, что «этот район богат многими видами сырья, как, например, оловом, нефтью, каучуком и железной рудой...» Страны Юго-Восточной Азии должны, таким образом, быть постав щиками стратегического сырья для военной промышленности США и их партнеров по атлантическому блоку. Им . уготовано и впредь место сырьевых придатков к эконо мике крупных колониальных держав. Имен но в этом состоит смысл «экономических мероприятии», которые ставятся в качест ве одной нз задач перед участниками до говора. Новая военная группировка по сути де ла представляет собой блок колониальных деря;ав, в основе которого лежат империа листические цели сохранения их экономи ческих и политических позиций в Азии, положение в которой коренным образом из менилось, особенно в связи с исторической победой великого китайского народа, покон чившего с иностранным гнетом, установив шего народную власть в стране и твердо ставшего на путь экономического и куль турного прогресса. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на попытки сковать неустанно развертывающееся национально- освободительное движение в Азии, народы азиатских стран пойдут по пути независи мого национального развития. Как и безопасность Европы, подлинная безопасность народов Юго-Восточной Азии может быть обеспечена лишь на основе совместных усилий всех государств этого района независимо от их общественного строя, без диктата и вмешательства извне. Именно этот принцип, отвечающий инте ресам не только народов Азин, но и инте ресам всеобщего мира, был положен в ос нову совместных деклараций Китайской Народной Республики и Индии от 28 июня, и Китайской Народной Республики и Бир мы от 30 июня с. г. Не может быть сомнения в том, что толь ко мирные условия развития народов Азин на основе признания их независимости и суверенитета могут открыть возможно сти для их экономического и культурного подъема. Нельзя в этой связи не согла ситься с премьер-министром Индпп Неру, который в своем недавнем выступлении в Народной палате, говоря о значении прек ращения военных действий в Индо-Китае, заявил: «Азия в результате урегулирова ния в Индо-Кнтае имеет большие надежды на мир и стабильность». Организаторы новой агрессивной груп пировки пытаются втянуть в нее в той или иной форме Лаос, Камбоджу и Южный Вьетнам. В приложенном к договору прото коле прямо говорится, что статьи договорз, предусматривающие военные и экономиче ские мероприятия, могут применяться также к Камбодже, Лаосу п Южному Вьет наму. Кроме того, в статье 4 договора, ко торая касается военных обязательств, а также в статье 8, указывается, что его участники могут по своему усмотрению расширять район действия договора на лю бую территорию. Включение в договор этпх положений недвусмысленно говорит о явном стремлении помешать выполнению Женевского соглашения в отношения Лао са, Камбоджи и Вьетнама. Однако авторам «Договора об обороне Юго-Восточной Азии» не лишне напом нить о том, что указанные попытки несо вместимы с темп обязательствами, которые были взяты участниками Женевского со вещания в отношении Вьетнама, Лаоса и- Камбоджи.. Этн обязательства и тс заявле ния, которые были сделаны в Женеве представителями Лаоса, Камбоджи и Юж ного Вьетнама, исключают возможность их вовлечения в какие бы то ни было воен ные группировки. Сторонники политики «с позиции си лы» заявляют в преамбуле договора, будто этот договор соответствует целям н прин ципам Устава Организации Объединенных Наций. Однако нетрудно видеть, что тако го рода заявления не имеют под собой ни какой почвы. В самом же деле договор, под писанный в Маниле, как и соглашения о создании других замкнутых агрессивных военных группировок, вроде Северо-Атлан тического Пакта, находится в вопиющем противоречии с целями и принципами Ор ганизации Объединенных Наций. П в дап- ном случае имя ООН и флаг этой органи зации используются для того, чтобы при крыть пмн действия, не имеющие ничего общего с миролюбивыми принципами Объе диненных Наций п с интересами поддер жания- мира, действия, направленные на подготовку новой войны. Уже не первый раз создание военных группировок государств пытаются оправ дать ссылками на интересы «обороны» п содействие «экономическому прогрессу» пародов стран, вовлекаемых в такие груп пировки. Так было, когда создавался ат лантический блок, так было, когда разра батывались планы создания ныне прова лившегося «европейского оборонительного сообщества». Это же повторяемся д ь Дан" ном случае. Обращает на себя внимание то, что не которые из участников конференции в Да ниле еще недавно заявляли о своем пони мании национальных нужд народов Азии и подчеркивали., свое желанна нормалнзо.-і вать своп отношения с Народным Китаем. В этой связи не лишне напомнить о соот ветствующих ’ заявлениях официальных представителей Англии, а также Франции,, в частности во время Женевского совеща ния. Но позволительно спросить, как сов местить такие заявления с участием Анг лии и Франции в агрессивном военном блоке, направленном против стран Азии вообще и против Китая в особенности. Советское правительство не может рас сматривать конференцию в Маниле и под писание «Договора об обороне Юго-Восточ- ной Азии» иначе, как действия, направ ленные против интересов безопасности в Азии и на Дальнем Востоке н, вместе с тем, против интересов свободы н нацио нальной независимости народов Азии. Го сударства — инициаторы создания ука занного нового военного блока в районе Юго-Восточной Азии и Тихого океана бе рут на себя всю ответственность за свои действия, находящиеся в грубом противо речии с задачами укрепления мира. НАУКА И РЕЛИГИЯ П наука п религия являются формами общественного сознания, но в то же время нет более несовместимых понятий, чем нау ка п религия. Научные и религиозные взгляды принципиально противоположны и непримиримо враждебны друг другу. К объяснению явлений природы и обществен ной жпзнп наука н религия подходят с со вершенно противоположных сторон. Наука — особая форма общественного сознания. Она изучает объективный ыпр и его законы, объясняет причины тех илп пных явлений Наука раскрывает действие основных законов прпроды п общества. За коны науки отражают объективные про цессы в природе пли обществе, происходя щие независимо от воли людей. Каждая отрасль науки в пределах достигнутого ею уровня дает достоверные знания о той об ласти природы пли общества, которую она изучает. Философия, обобщая выводы всех наук, дает картину мира в целом. Маркси стско-ленинская философия — это наука о всеобщих законах существования и разви тия природы п общества. Она дает людям правильный метод познания и надежное руководство для практического действия. Наука берет свое начало с древних вре мен. Она возникла в борьбе человека с при родой, из практических потребностей чело веческого общества, в процессе трудовой деятельности людей. Человек прежде всего стал наблюдать п обобщать те явления природы, которые связаны с добыванием средств к жизни. Величайшее значение пііело открытие способов добывания огня. Открытие огня и приручение ^животных произвели переворот в общественной жиз ни человека. Постепенно развивая произво дительные силы, изобретая и совершенст вуя орудия производства, приобретая про изводственный опыт н навыки к труду, люди усиливали свою влаегь над природой. Онп научились плавить металл, изготов лять из него различные предметы и орудия. В непрестанной борьбе человека за сущест вование возникли астрономия, геометрия, механика, инженерная техника п многие другпе пауки. Таким образом, все науки возникли из потребностей практики, в борьбе с природой, в процессе производства жизненных благ. Смело вторгаясь в тайны прпроды, проникая в сущность сложней ших явлений, подлинная наука помогает людям овладеть природой, вооружает их знаниями для трудовой деятельности. В отличие от пауки, религия основана на слепой вере, она отрицает опыт п на блюдения. Согласно учениям всех и всяких религий вера предпочтительнее знания; она, якобы, превосходит знание. Одним из наиболее распространенных богословских утверждений является утверждение о веч ности религиозных представлений у людей, существовании у человека некоего особого врожденного религиозного чувства, которое будто появилось па свет вместе с челове ком. н что вера в единого н всемогущего бога извечно присуща людям. Эти утверждения неверны. Религия не извечна. На ранних этапах развития чело веческого общества был долгий безрелигп- озный период. Можно считать, что религи озные верования в о з н и к л и около 100 ты сяч лет назад, тогда как период в 800— 900 тысяч лет из миллиона лет, которые насчитывает история человечества, был безрелпгпозным. Религия возникла в древ нейшие времена, еще при первобытно-об- щинном родовом строе, в доклассовом обще стве. Она родилась из бессилия первобыт ного человека в борьбе с природой. Перво бытный человек не умел подчинить себе стихийные и грозные силы природы; они были ему непонятны, поражали его вообра жение. Природа, полная тайн, внушала страх беспомощному перед ней первобытно му человеку. Не умея осмыслить, понять происходящее в окружающем мире, он на делял стихийные силы природы, господст вовавшие над ним, необыкновенными свойствами, обожествлял их. С возникновением классового общества религия стала опорой господствующих классов. Религия является опиумом для на рода, духовной с и в у х о й именно потому, что она отравляет сознание людей, одурмани вает их, отвлекая от борьбы за насущные жизненные интересы против угнетателей и эксплуататоров, за уничтожение того ада на земле, который онн установили для тру дящихся. В этом — реакционная сущность религии. Согласно религиозным вымыслам мате риальный мир создан по велению бога из ничего. Утверждение о сотворении мира бо гом — основной догмат всякой религии. Религия призывает верить в несуществую щего «бога-творца», прививая верующим представление о вечности божественных установлений. Наука отрицает эти религиозные басни. Вселенная нпкем не создана, она вечна; она всегда существовала и всегда будет су ществовать. Всякая религия признает чудеса. Она учит человека слепо верить, а не изучать, пе исследовать. Религия всегда, во все вре мена использовала для своих целей слож ные явления прпроды, побуждая верующих обращаться к богу с мольбой остановить и л и изменить действие законов природы, совершить чудо. Религия не только учит верить в чудеса, но и внушает верующим, что их можно вызвать молитвами, молебна ми, различными таинствами. Вера в чудеса пе только бессмысленна, но и вредна, так как заставляет верующего человека надеяться на помощь бога, а не на свои собственные силы. Материалисти ческая наука не признает существования сверхъестественного мира и отрицает вся кие чудеса. Наука отвергает религиозные представления о сотворении мира несуще ствующим богом. Она рассматривает явле ния прпроды и общества как закономерные явления, как цепь причин п следствий. Только изучив закономерности природы, люди могут покорять ее и заставлять слу жить своим целям. Человек, вооруженный научнымп знаниями, не вымаливает мило стей у бога, а сам становится повелитеіем природы. Познаиие связей и закономерностей в природе п обществе позволяег науке пред видеть будущее. Предвидение с целью воз действия на природу и общественные явле ния для • блага человечества — одна из главных задач передовой науки. Научное предвидение прямо противоположно рели гиозным пророчествам и предсказаниям, основанным на фантастических догмах н представлениях. «Чудесное пророчество есть сказка, — учит В. И. Ленин. — Но научное пророчество есть факт» (Соч., т. 27, стр. 455). Яркий пример предвидения, основанного на строго научных вычислениях, дает аст рономия. Так, например, астрономы пора зительно точно предвидят солнечные и лун ные затмения. Примером познания наукой законов развития прпроды явилось точное указание астрономии о дне и часе солнеч ного затмения, которое произошло 30 июня 1954 года. Великий русский химик Д. П. Менделеев, создавший периодическую си стему химических элементов, гениально оппсал свойства еще не открытых элемен тов, установил их атомный вес. Научное предвидение Менделеева блестяще оправда лось. Некоторые предсказанные им элемен ты были открыты еще при его жпзнп. Маркспстско-ленппская наука, на основе познания законов развития человеческого общества предвидит ход общественного раз вития. Марксизм-ленинизм вооружает чело вечество диалектическим методом, который учит понимать в н у т р е н н ю ю связь событий, их закономерность. Религия утверждает, что в мире сущест вуют силы, которые не могут быть позна ны человеческим разумом, но которые неви димо управляют природой, обществом и че ловеческими поступками. Тем самым рели гия разоружает человека, подрывает осно вы науки, ибо без признания объективно сти раскрытых наукой законов природы п человеческого общества пе может существо вать сама наука. Церковники оспаривают возможность познания кир«, не верят в до стоверность наших знаний, так как с точ ки зрения религиозного мировоззрения при рода и человек всецело подчинены воле бо га, а «пути господа неисповедимы», т. е. о них ничего знать нельзя. Человек бесси лен против «божьей вили», и поэтому ре лигия проповедует отказ от борьбы за пе реустройство мира, уверяя, будто эта борь ба совершенно безнадежна. Наука же всей своей деятельностью обосновывает положение о том, что мир и его закономерности познаваемы. Весь исто рический опыт человечества говорит о возможности познания мира. Создание фабрик п заводов, железных дорог, авто мобилей, пароходов, самолетов, телефона, телеграфа, изобретение электричества, ра дио— все это стало возможным лишь в результате познанпя законов природы и общества. История пауки показывает, что могу щество человеческого разума безгранично. Если бы мир был непознаваем, а люди не моглп познавать его закономерности и па ши знания пе отражали бы сущности ве щей, то человек оставался бы вечным ра бом стихий. В действительности же чело век все больше овладевает природой, все глубже изучает и познает ее, и нет гра ниц этому познанию. Нет в мире непозна ваемых вещей, а есть только вещи, еще не познанные, которые в дальнейшем бу дут раскрыты и познаны силами науки и практики. Одним из самых существенных элемен тов всякой религии является утверждение о том, что человек состоит якобы из двух начал: материального и духовного — из тела и души. Тело и душа человека, по утверждению религии, находятся во враж дебных отношениях. Тело, якобы, стре мится к удовлетворению своих потребно стей в земной жпзнп, полной греха и суе ты, а душа заинтересована лишь в жизни небесной, где она пребывает в с о с т о я н и и вечного благоденствия. Чем лучше челове ку при жизни, тем хуже его душе; чтобы спасти душу, надо изнурять тело. Рели гия утверждает, что чем безропотнее стра дания челорека на земле, тем быстрее за служив» награду на небесах. Осуществле ние мечты народа о счастье религия пере носит в загробный мир, направляя ' по ложному пути стремления людей к луч шей ж и з н и . Тем самым она отвлекает веру ющих от активного^ и сознательного уча стия в общественной и производственной деятельности. Современная наука доказала, что ника кой души не существует. То, что мы назы ваем душевной (психической) жизныо — наши мысли, чувства, желания, — есть не что иное, как продукт деятельности чело веческого мозга, т. е. особой высокоорга низованной материи. Со смертью человека исчезают и его мысли и чувства, материя мозга переходит в другие виды материи. Никакой жизни, кроме земной, нет, говорит нам наука; надо бороться за лучшую жизнь на земле, а не дожидаться выдуманного ре лигией загробного блаженства. Психическое есть лишь свойство высоко организованной материи — мозга, учил ве ликий русский ученый П. М. Сеченов. Это Пение подрывало основы релпгиозно-ндеа- листических представлений о первичности психики, о ее независимости от материи, о ее божественном характере. Идеи Сеченова развил дальше и углубил И. П. Павлов, от крывший новую эпоху в науке о высшей нервной деятельности. Павлов доказал, что психика человека, будучи функцией нор мального работающего мозга, не нуждается в существовании души. Мозг — это самый важный орган человека и животных. Без помощи мозга мы не можем ни двигаться, ни видеть, ни слышать, нн думать. На протяжении всей истории человече ского общества шла н идет острая п не примиримая борьба между наукой н рели гией. Вся история религии полна фактов жесточайшего, кровавого преследования науки. Немало ученых, желающих вырвать у природы ее тайны, пали жертвами рели гиозного мракобесия. Великие научные от крытия, без которых были бы невозмож ны успехи промышленности, земледелия и культуры, утверждались в непримиримой борьбе с религией. Особенно яростным нападкам церкви подвергались те ученые, которые своими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz