Полярная правда. 1954, сентябрь.
П О Л Я Р Н А Я ПРАВДА Кя 217 (7939). 12 сентября 1954 г. ГС 1 С ID ИНОГО Величайшей источник с и лы п непобедп- ностн Коммунистической партии заклю чается в том, что выработанная ею поли тика строго научна. Все мероприятия, ко торые осуществляет партия, каждое ее ре шение имеют глубокое теоретическое обос нование. Творчески руководствуясь марк сизмом-ленинизмом, партия познает объек тивные законы общественного развития, правильно отражает потребности мате риальной жизни общества. Но политика партии осуществляется не сама собой, а претворяется в жизнь ак тивной деятельностью масс, поэтому пар тия кровно заинтересована в тон, чтобы все советские люди, н прежде всего ком мунисты, ясно понимали глубокие основы политики партии, были убеждены в ее пра вильности и сознательно боролись за ее осуществление. На протяжении всей своей истории пар тия неустанно ведет в своих рядах и сре ди широких народных масс пропаганду марксистско-ленинской теории, рассматри вая эту работу как необходимое условие успешного решения задач, встающих перед партией и народом. Отличительной чертой партийной пропа ганды является ее боевой характер, тес- Еая связь с жизныо, с реальными потреб ностями той борьбы, которую ведет пар тия. Это вытекает из самого существа марксизма-ленинизма — глубоко жизнен ной революционной науки, не только объ ясняющей мир, но и служащей руководст вом к действию, воорулгающей партию си лой предвидения, методом правильного ре шения самых сложных практических воп росов. Поэтому партия всегда добивалась того, чтобы пропагандистская работа, при званная вооружать коммунистов знанием марксистско-ленинской теории, была не абстрактной, не просветительской, а ак туальной. строилась в неразрывной связи с практической деятельностью. Великий Ленин, подчеркивая значение революционной теории, предупреждал: «Не принижайте только нашей революционной науки до одной книжной догмы...» (Соч., т. 8, стр. 192). В своей знаменитой речи па III съезде комсомола о задачах союзов молодежи он говорил, что если бы только изучение теории заключалось в ус воении того, что изложено в коммунисти ческих трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы полу чить коммунистических начетчиков или хвастунов, людей книжных знаний, но не умеющих действовать так, как того дейст вительно коммунизм требует. Подлинное овладение революционной теорией опреде ляется пе умением ссылаться па цитаты, а высоким сознанием долга коммуниста и советского патриота, глубоким понимани ем смысла политики партии, убежденностью в правоте и непобедимости ее дела, спо собностью выполнять ее директивы не ме ханически, а творчески. Огромное значение приобретает пропа ганда великого учения Маркса — Энгельса —Ленина — Сталина на современном эта пе, когда партия организует борьбу за бы строе решение поистпне исторических за дач коммунистического строительства. Во всех уголках нашей необъятной Родины кипит созидательная работа советских лю дей. Широко развернулось в стране строи тельство заводов, шахт, электростанций, предприятий, выпускающих предметы на родного потребления, жилищ; всенародный характер приняла борьба за досрочное вы полнение пятилетки, народнохозяйствен ного плана нынешнего года. Осуществляет ся величайшая программа крутого подъе ма всех отраслей сельского хозяйства, ус пешно осваиваются целинные и залежные земли, с которых уже в этом году снима ются высокие урожаи. Значительных успехов добилось Совет ское государство во внешней политике,* в результате чего за последнее время прои зошло некоторое ослабление напряженно сти международной обстановки. Все это — наглядное свидетельство пра вильности политики Коммунистической . партии, умения партии во всей своей дея тельности творчески руководствоваться марксистско-ленинским учением, разви вать его и обогащать в связи с новыми историческими задачами. Реакционные им периалистические круги п в первую оче редь американские империалисты безна дежно запутались в своей внутренней и внешней политике. Они живут без перс пектив и не видят выхода из затягиваю щей их трясины на путях мирного разви тия. Поэтому в своем политическом безу мии они с упорством маньяков толкают человечество к новой войне за монополию грабежа своих и чужих пародов, за мак симальные прибыли для кучки миллиарде ров и миллионеров. Они пе могут и пе хо тят видеть, что весь ход истории против ннх. С каждым днем простые люди во всем мире все больше сознают, что именно аме риканские империалисты в своих корыст ных интересах готовы ввергнуть человече ство в пучину кровавой бойни. Опыт исто рии говорит, что каждая попытка империа листов найти выход из трудностей в раз вязывании войны все больше приближает империализм к его окончательной гибели. Паша партия зпает, куда вести дело, и ведет его вперед с успехом, потому что она верна марксистско-ленинскому учению. Весь ход истории вновь и вновь подтверж дает великую силу и правоту ленинизма. Пропагандистская работа и должна рас крывать научные осповы проводимой пар тией и правительством внутренней и внеш ней политики, вселять чувство уверенно сти в правильности этой политики партии, веру в ее дело, раскрывать связь повсе дневных будничпых дел советских людей с величественными перспективами нашего развития, с победой коммунизма. Этим за дачам должно быть подчинено все содер жание политического просвещения масс. 1 октября начинается новый учебный год в системе партийного просвещения. Он должен стать годом дальнейшего подъема всей пропагандистской работы,.повышения качества политической учебы коммуни стов, усиления ее связи с жизнью. Цент ральный Комитет партии в решении от 13 сентября 1953 года «О задачах партийно го просвещения в новом небном году» подчеркнул, что в пропагандистской рабо те необходимо решительно устранить на четнический, догматический подход к изу чению марксистско-ленинской теории, ис коренить из практики пропаганды отступ ления от марксизма-ленинизма в вопросе о роли народных масс и личности в истории, вести непримиримую борьбу со всякого ро* да извращениями и вульгаризацией от дельных положений марксизма-ленинизма. Центральный Комитет партии потребовал от всех партийных организаций ликвиди ровать грубые нарушения принципа доб ровольности политической учебы коммуни стов, строить всю пропагандистскую рабо ту таким образом, чтобы она шзывала живой интерес коммунистов к марксист ско-ленинской теории. ' о Выполняя указания ЦК КПСС, партий ные организации усилили внимание к по литическому просвещению, стали глубже вникать *в его содержание, добизаться, чтобы пропаганда становилась более дей ственной, близкой к жизни. Широкий раз мах приняло изучение постановлений Пле нумов ЦК КПСС и других решений партии и правительства. Однако все ото — толь ко начало дела и не дает никаких основа ний для самоуспокоения. Партийным орга низациям еще предстоит провести боль шую работу, чтобы обеспечить серьезное улучшение качества партийной пропаган ды и прежде всего чтобы до конца ликви дировать недостатки в ее идейном содер жании. Задача состоит в том, чтобы сде лать нашу пропаганду jtccho связанной с жизнью, наступательной, непримиримой ко всякого рода отступлениям от марксизма- ленинизма, повысить ее роль в мобилиза ции масс на борьбу за осуществление по литики Коммунистической партии. Необходимость значительного повыше ния идейно-теоретического уровня пропа ганды требует от партийных организаций устранить серьезные недостатки в изуче нии некоторых важнейших вопросов марк сизма-ленинизма. Нельзя считать нормаль ным такое положение, когда в системе пар тийного просвещения при изучении исто рии КПСС поверхностно излагаются, а не редко и вовсе опускаются марксистско- ленинское учение о диктатуре пролетариа та, крестьянский вопрос, национальный вопрос, стратегия и тактика ленинизма. Эти крупные упущения наносят серьез ный ущерб делу правильного воспитания коммунистов. В печатных и устных вы ступлениях пропагандистов надо полно и ярко освещать выдающуюся роль В. П. Ленина в творческом развитии марксизма, ленинские положения о строительстве со циализма и -коммунизма, о необходимости борьбы за неуклонный рост производи тельности труда как главное условие пере хода от социализма к коммунизму. Надо показывать, как, опираясь на труды -Маркса — Энгельса — Ленина, обобщая богатейший опыт социалистического строи тельства в СССР и опыт современного международного освободительного движе ния, И. В. Сталин творчески развил марк систско-ленинское учение применительно к новым историческим условиям и в ряде вопросов обогатил революционную теорию новыми положениями. Особое значение для овладения теорией имеет изучение решений съездов партии, конференций и пленумов ЦК и других пар тийных документов. На этих важнейших исторических документах можно наиболее ярко и полно раскрыть руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, ее творческую деятельность по претворению в жизнь идей маркспзма-ле- ннннзма. Все лучшее, передовое, что рож дается в процессе творческого труда масс, получает в партийных документах обобще ние и теоретическое осветите. Полнее следует освещать международ ное значение ленинизма и опыта Коммуни стической партии Советского Союза, рас крывать, как братские коммунистические и рабочие ^партии творчески руководст вуются великими идеями ленинского уче ния, используют опыт КПСС. Один из коренных вопросов политики Комм} мистической партии — вопрос о сою зе рабочего класса и крестьянства и ре шающей роли этого союза в строительст ве коммунизма. Освещение этого вопроса должно занимать в партийной пропаганде важное место, причем его пало излагать не только в историческом плане, как это нередко делается, а раскрывать значение союза рабочего класса и крестьянства для строительства коммунизма, показывать практически задачи дальнейшего укрепле ния союза двух дружественных классов социалистического общества. Необходимо также преодолеть отвлечен ный характер, который приобретает иног да разъяснение решающей роли народных масс в общественном развитии. При осве щении этого вопроса некоторые пропаган дисты ограничиваются использованием примеров главным образом далекого прош лого — эпохи рабовладельческого общества и феодализма, а современную преобразую щую созидательную деятельность трудя щихся масс и их боевого авангарда — Коммунистической партии — показывают слабо. Правильное понимание роли народа в коммунистическом строительстве самым непосредственным образом связано с та кими вопросами, как развитие активности н инициативы трудящихся в борьбе за вы полнение государственных планов, после довательное осуществление широкой де мократии, борьба с бюрократизмом, с за жимом критики снизу н т. д., и эту связь надо раскрывать в пропагандистской ра боте. Следует ярче показывать могучую со зидательную роль труда простых советских людей, значение для строительства комму низма дальнейшего увеличения доли обще ственного труда, занятого в сфере мате риального производства, всемерного упро щения управленческого аппарата. Надо повседневно разъяснять, что коммунизм, как указывал Ленин, начинается там, где появляется самоотверженная, преодоле вающая тяжелый труд забота рядовых ра бочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся обществу в целом, сотням миллионов лю дей, объединенных в Союз Советских Рес публик. Серьезное место в партийном просвеще нии следует отвести пропаганде экономи ческих знаний. Чтобы быть на уровне сов ременных требований руководства социали стическим хозяйством и успешно претво рять в жизнь экономическую политику партии и государства, наши кадры обя заны хорошо знать экономическую теорию, глубоко разбираться в вопросах конкрет ной экономики. Партийные организации имеют необходимые условия для того, что бы широко н на высоком ндейно-теоретн- ческом уровне развернуть пропаганду эко номической теории и вопросов практики руководства социалистическим хозяйством. В их распоряжении имеются изданные большими тиражами произведения класси ков марксизма-ленинизма. В текущем году дополнительно выпускаются произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, в том числе и по вопросам экономической тео рии. В ближайшее время выходит в свет учебник политической экономии. Партий ные комитеты уже сейчас должны при нять необходимые меры к тому, чтобы быть готовыми к удовлетворению возросших запросов коммунистов в области экономи ческого образования. Необходимо подобрать квалифицированных пропагандистов, имею щих высшее образование, знающих поли тическую экономию, для использования их в системе партийного просвещения. Важным участком пропагандистской ра боты является атеистическая пропаганда, борьба за материалистическое мировоззре ние. Партийные организации обязаны си стематической и терпеливой пропагандой естественно-научных знаний воспитывать трудящихся в духе материалистического мировоззрения, добиваться преодоления суеверий и религиозных предрассудков. Главное внимание в этой работе должно быть сосредоточено па разъяснении объек тивных законов развития природы и об щества, популяризации достижений астро номии, биологии, физиологии, физики и других наук. Партийная пропаганда призвана форми ровать марксистско-ленинское мировоззре ние коммунистов, воспитывать в них идей ную стойкость и принципиальность, непри миримость к буржуазной идеологии, к пе- режиткам капитализма в созпанни людей. Наши пропагандистские кадры должны проникнуться пониманием того, что они являются активными бойцами партии, по литическими деятелями, а не людьми, за нимающимися отвлеченным просветитель ством. Однако еще далеко не всем пропа гандистам удается преодолеть схоластиче ский подход к вопросам марксистско- ленинской теории, тесно связывать теоре тические положения с практическими воп росами, с насущными задачами коммуни стического строительства. Вместе с тем многие пропагандисты допускают упрощен чество. Они считают, что надо во что бы то ни стало связать любой изучаемый воп рос из теории и истории КПСС с современ ностью, и во имя этого становятся па путь механического сопоставления исторических фактов, взятых из различных эпох, допу скают сомнительные аналогии, зачастую отвлекают слушателей от изучаемого ма териала. Задача творческого изучения ре волюционной теории состоит в том, чтобы, овладевая существом марксистско-ленин ских идей, проникнуться пониманием того, как партия претворяла в жизнь эти идеи, исходя из конкретно-исторической обста новки, вооружиться методом творческого применения марксизма-ленинизма в своей практической деятельности. В пропагандистской работе надо показы вать великие преимущества советского об щественного и государственного строя, раскрывать политические и теоретические основы мероприятий партии и правитель ства по развитию промышленности, сель ского хозяйства, по крутому подъему ма териального благосостояния и культурного уровня трудящихся. Эта работа должна ве стись изо дня в день, причем следует по править тех' пропагандистов, которые, ос вещая вопросы коммунистического строи тельства и современные задачи партии, впадают в парадный топ, не показывают все еще имеющиеся трудности и недостат ки и то, как партия борется за их преодо ление. В то же время нельзя мириться с тем, когда под видом критики недостатков дается искаженная картина' советской действительности. Так, некоторые литера торы, обходя новое, передовое, рождаю щееся в жизни, перестают видеть перспек тивы нашего развития. Они, например, пе понимают, что суровая, беспощадная кри тика недостатков в развитии сельского хо зяйства, которая дана в решениях партии, исходит из признания огромных преиму ществ колхозного строя и его способности обеспечить быстрый подъем.сельского хо зяйства. Прямая обязанность пропаганди стов — раскрывать величественные перс пективы нашего развития, показывать, что открывает для страны в целом, для всех трудящихся всенародное движение за по вышение производительности труда, за осуществление мероприятий партии и пра вительства по подъему сельского хозяйст ва, по вовлечению в обработку ранее не используемых многих миллионов гектаров целинных и залежных земель, по расши рению жилищного строительства и т. д. Необходимо больше уделять внимания ознакомлению коммунистов с вопросами внешней политики партии и Советского правительства, политики мира и дружбы между народами. Отражая историческую закономерность нашей эпохи, эта полити ка исходит нз возможности мирного сосу ществования государств с различный об щественным устройством. В пропагандист ской работе необходимо широко показывать могущество и несокрушимое едппство ла геря социализма, мира и демократии, да вать глубокий марксистский анализ меж дународных событий. Надо систематиче ски разоблачать идеологию и политику правых социалистов, прикрывающих со циалистической фразеологией свое при служничество империализму, на жизнен ных фактах повышать революционную бди тельность масс к проискам врагов, к про вокаторам и поджигателям войны. t Для того, чтобы повысить качество про пагандистской работы, обеспечить тесную связь ее с жизныо, необходимо решитель но улучшить руководство пропагандой. Партийные комитеты должны руководить этой работой по существу, направлять ее идейное содержание, строить пропаганду так, чтобы она удовлетворяла запросы ком мунистов, постоянно развивала бы их ин терес к политическим знаниям. Одно из проявлений неправильных ме тодов руководства пропагандистской рабо той, непонимания ее живого духа заклю чается в нарушениях принципа доброволь ности в партийном просвещении, вскры тых и осужденных Центральным Комите том партии. Став на путь произвольного зачисления коммунистов в кружки, школы и семинары, многие партийные комитеты, по существу, освободили себя от забот о качестве занятий. В результате посещение кружков для многих коммунистов превра щалось в скучную повинность, а пропа гандистская работа поручалась нередко людям, не способным удовлетворять за просы коммунистов. Следует отметить, что еще не у всех партийных руководителей есть необходи мый вкус к идеологическим вопросам, го товность к повседневной кропотливой идей ной работе с коммунистами. Именно поэто му еще не преодолены до конца ошибочная тенденция к огульному, формальному охва ту всех коммунистов кружками и недооцен ка метода самостоятельного изучения воп росов теории и истории КПСС как основно го метода политического просвещения ком мунистов. Именно поэтому некоторые пар тийные руководители избегают разговари вать с коммунистами по вопросам маркси стско-ленинской науки, . не участвуют в теоретических собеседованиях, не прояв ляют интереса к тому, каковз идейная жизнь в первичных партийных организа циях, п никак не могут отказаться от фор мально-бюрократической регламентации в партийном просвещении. Попытки устраи вать экзамены и «самоотчеты», требовать от каждого коммуниста, изъявившего же лание учиться самостоятельно, представле ния календарных планов изучения произве дений и глав, обязательное прикрепление к каждому занимающемуся самообразованием консультанта все еще имеют место. Наряду с этим некоторые партийные ру ководители думают, будто бы доброволь ность учебы коммунистов в системе пар тийного просвещения освобождает их от обязанности организовывать дело пропаган- ды; Отказавшись от старых, осужденных ЦК КПСС методов бюрократического конт роля, они пустили партийное просвещение на самотек. Такие руководители забывают, что Устав КПСС обязывает каждого комму ниста сработать над повышением своей сознательности, над усвоением основ марк- ензма-ленинизма». Добровольность в пар тийном просвещении вовсе не означает, что коммунист может работать над повы шением своей сознательности, а может и не работать, если не захочет. Речь идет о том, что коммунист сам решает, каким пу тем он будет выполнять эту свою уставную обязанность. Принцип добровольности пре доставляет членам партии широкий простор для проявления инициативы в учебе и все возможности для наиболее полного удов летворения их интересов. Последовательное проведение в жизнь принципа добровольности партийного про свещения пе только не спнжает, по, наобо рот, значительно усиливает ответствен ность партийных организаций за идеологи ческое воспитание членов и кандидатов партии. Чтобы партийное просвещение по стоянно развивало живой интерес коммуни стов, нужно глубоко вникать в содержание пропагандистской работы, знать запросы участников кружков, слушателей лекций, самостоятельно изучающих марксистско- ленинскую теорию, и удовлетворять их. В новом учебном году партийные органи зации должны значительно усилить помощь коммунистам, самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм, сделать ее возможно более гибкой и действенной. Известно, что лекции — одна из важнейших форм помощи в овладении марксистско-ленин ской теорией. Между тем увлечение школьно-кружковыми формами учебы ослабило интерес партийных комитетов к лекционной пропаганде. Этот недоста ток следует исправить. Более широкое распространение должна получить оправ давшая себя форма чтения в лекториях при горкомах и райкомах партии циклов лек ций по истории КПСС, политической эко номии, философии, экономике промышлен ности п сельского хозяйства; международ ному положению. Наряду с этим необходи мо ввести в практику чтение популярных лекций по вопросам марксизма-ленинизма и текущей политики для коммунистов, при ступающих к самостоятельному изучению политической литературы, а также чтение лекций для слушателей кружков по наи более сложным и важным теоретическим проблемам. Особое снимание долл:но быть обращено на то, чтобы улучшить обслужи вание лекциями партийных организаций колхозов, совхозов и МТС. Основная задача руководства лекционной пропагандой — обеспечить неуклонное по вышение ее качества. Высокий теоретиче ский уровень лекций, их богатое идейное содержание должны сочетаться с полити ческой остротой, целеустремленностью н действенностью. Вместе с теп нельзя забы вать н о форме изложения. Хорошая по со держанию лекция не достигает цели, если не поработать над ее формой, если читает ся она вяло, без вдохновения. Скучная лек ция снижает интерес к учебе и наносит тем самым ущерб делу партийного просве щения. Важная роль в организации политиче ского самообразования коммунистов при надлежит партийным библиотекам. Они должны установить постоянные дежурства консультантов; проводить теоретические со беседования, лекции; пропагандировать но винки политической и художественной ли тературы; вести справочно-библиографиче скую и выставочную работу; организовы вать читательские конференции и обмен опытом самостоятельной работы над кни гой. Постоянная обязанность библиотек — помощь пропагандистам b подборе учебных и наглядных пособии, особенно местных иллюстративных материалов1. На развертывание консультационной ра боты надо обратить особое вниманнр. Су щественный недостаток ее в настоящее время — отвлеченность, абстрактность. Консультации проводятся главным образом только по темам историческом характера. Многие коммунисты не 'имеют возможности получить разъяснение по вопросам теку щей политики, экономики народного хозяй ства, международного положения и т. п. Очень важно, чтобы библиотеки укрепили связь с первичными партийными организа циями, систематически направляли квали фицированных консультантов на места, особенно в сельские организации, располо женные далеко от районных центров. Строгое проведение принципа доброволь ности, отказ от линии па стопроцентный охват коммунистов школами и кружками во все не освобождают партийные комитеты от заботы и об этих формах учебы. Конечно, неправильно представление, будто каждый коммунист обязан пройти все существую щие формы партийного просвещения, от на чальных ступеней до районных партийных школ и университетов марксизма-лениниз ма. Поэтому не нужно искусственно, без учета условий', наличия достаточно подго товленных слушателей и пропагандистов создавать кружки повышенного типа пли при всех райкомах паргин нз года в год создавать вечерний партийные школы. Отказавшись от чрезмерного увлечения повышенными формами партийного просве щения, партийные комитеты должныѵсозда- вать вечерние партийные школы, кружки повышенного типа по изучению истории КПСС, а также вечерние университеты марксизма-ленинизма только там, где имеется соответствующий состав слушате лей и достаточно подготовленные пропаган дисты. Главное же внимание должно быть сосредоточено на качестве занятии в дей ствующих кружках и особенно в полит школе, где коммунисты приобретают на чальные политические знания. Между тем многие партийные организации, несмотря на большое желание многих коммунистов глубоко изучить учебное пособие «В по мощь слушателям политшкол», дающее основы политических знаний, не оказыва ют им должной помощи в этом деле. * Нельзя мириться с тем, что в школах и кружках до сих пор не устранены школяр ские методы работы, недопустимые в систе ме партийного просвещения. Некоторые пропагандисты видят свою основную зада чу в том, чтобы по всякому поводу экзаме новать слушателей, и мало помогают им хорошо разобраться в изучаемых вопросах, глубже понять их. Вместо обстоятельного разъяснения вопроса пропагандисты зача стую ограничиваются кратким вступитель ным словом, считая главным для себя опрос слушателей. Вопросно-ответный метод еще преобладает в значительной части круж ков. Одним нз проявлений шаблонного, по верхностного подхода к пропагандистской работе, школярства в партийном просвеще нии является ненужная торопливость при прохождении материалов в политшколах и кружках. На изучение той или иной темы и всего курса должно отводиться такое коли чество времени, какое необходимо для глу бокого усвоения слушателями изучаемых вопросов. Часы, отводимые учебными пла нами кружков, надо рассматривать как примерные. Опыт показывает, в частности, что для успешного изучения истории КПСС в кружках повышенного тіша целесообраз но продлить срок их работы до трех лет. Некоторые пропагандисты неохотно идут па то, чтобы разъяснять текущие события, хотя интерес к этим вопросаму коммунистов очень высок. Обычно в таких случаях ссы лаются на то, что это не предусмотрено учебным планом. Но если рассматривать учебные планы как нечто застывшее, лег ко впасть в бюрократическое игнорирова ние запросов коммунистов. Пропагандисты обязаны разъяснять своим слушателям все новые решения партии и правительства, объяснять смысл происходящих событий. Очень важно, чтобы руководителями круж ков подбирались люди пе только знающие и подготовленные, но умеющие просто, за душевно разговаривать со своими слушате лями, заинтересовать их, владеющие ис кусством живой беседы. А опыт показы вает, что такая беседа возникает только тогда, когда пропагандист побуждает слу шателей к самостоятельному мышлению, сопоставлению фактов, развивает в них потребность следить за газетами, журнала ми, слушать радио. Успех политической учебы коммунистов во всех звеньях системы партийного про свещения зависит главным образом от про пагандистских кадров, от их теоретической подготовленности и мастерства. Повышать качество партийного просвещения — это значит неустанно улучшать работу с про пагандистскими кадрами. Между тем до сих пор эта работа — наиболее слабое звено в руководстве партийным просвещением. Еще далеко не изжит? Формально-бюрократиче ская практика подбора пропагандистов. Особенно/неудовлетворительно подбирают ся руководители для политшкол п круж ков, создаваемых в партийных органпза-. цпях колхозов, совхозов н МТС. Известно, что в прошлом учебном году кружкп, созданные искусственно, были рас пущены. Сокращение количества кружков, особенно повышенного типа, создало воз можность улучшить состав пропагандист ских кадров. Однако эта возможность пе везде использована. Более того, в ряде пар тийных организаций состав пропагандист ских кадров даже ухудшился. Уменьшилось число пропагандистов, имеющих высшее образование, обладающих долголетним опы том. Задача заключается не только в том, что бы более требовательно и всесторонне под ходить к подбору пропагандистов: надо больше уделять внимания повышению их идейного уровня и мастерства. Нельзя ми риться с тем, что занятия пропагандистских семинаров часто строятся по шаблону, без учета конкретных запросов их участников. Многие семинары не оказывают достаточ ной помощи в изучении актуальных вопро сов экономики народного хозяйства, внут ренней и внешней политики партии, меж дународного положения, не способствуют повышению методического мастерства про пагандистов. Преобладающая форма работы семинаров — лекции, причем читаются они нз года в год на одіш и те же темы. Почти не практикуются собеседования по важнейшим теоретическим проблемам, а также по вопросам методики и практики пропагандистской работы. Серьезный недо статок состоит и в том, что работа семина ров не дифференцируется в зависимости от степени подготовленности пропагандистов и их опытности. Пропагандисты, обладающие хорошей теоретической подготовкой г опытом, нуж даются в лекциях по наиболее сложным теоретическим вопросам, которые они раньше, глубоко не изучали. Наряду с этим для многих пропагандистов нужны лекцтіп по темам учебного плапа, а также по методическим вопросам. В семппзрах должны развертываться дискуссии, твор ческий обмеп мнениями по наиболее важ ным теоретическим и методическим вопро сам, обобщаться лучший пропагандист ский опыт. Большую пользу приносят за нятия, на которых- идет речь о том, как использовать в практике пропагандист ской работы художественную литературу, наглядные пособия, местные материалы; заслушиваются сообщения опытных про пагандистов о том, как они намерены про вести предстоящее занятие в своей полит школе пли же кружке. Необходимо, чтобы • секретари горкомов и райкомов партии си стематически информировали пропаганди стов о политических и хозяйственных за дачах, учили пропагандистов связывать вопросы теории с задачами повседневной работы партийной организации. Пропагандистская работа — почетное и важное партийное поручение. Оно тре бует много сил, времени, и никак нельзя считать нормальным такое положение, когда . нередко лекторы, руководители кружков и семинаров загружаются многи ми дополнительными заданиями, отвлека ющими их от пропагандистской работы. Беречь пропагандистские кадры, заботить ся об их теоретическом росте, относиться к ним с уважением — важнейшая обязан ность партийных комитетов. В борьбе за повышение качества поли тической учебы видное место принадле жит партийной печати. Между тем цен тральная и местная печать в последнее время ослабила пропаганду марксистско- ленинской теории. Вместо того, чтобы пе рестроить свою работу, научиться творче ски подходить к освещению теоретических вопросов, устранить в статьях догматизм и цитатничество, редакции многих газет и журналов, по существу, прекратили публиковать пропагандистские статьп. В газетах почти совсем не появляются мате риалы в помощь пропагандистам, лекторам и докладчикам по вопросам хозяйственного и культурного строительства. Слабо осве щает печать и практику пропагандистской работы. Коммунисты проявляют большой интерес к популярным брошюрам и статьям, в ко торых бы просто, доходчиво и на высоком идейно-теоретическом уровне излагались актуальные вопросы маркспстско-леннн- скои теории. Наши издательства, журналы и газеты не должны проходить мнно этих запросов. Марксистско-ленинское воспитание ком мунистов является предметом постоянной заботы пашей партии. Неуклонный рост идейного уровня членов п кандидатов в члены партии — решающее условие повы шения их авангардноц роли во всех обла стях жизни, развития активности партий ных масс. Поэтому партия обязывает своп организации постоянно интересоваться тем, как растут коммунисты, улучшать дело партийной пропаганды. Пзжнвая из лишнюю регламентацию, в политическом просвещении, бюрокоатпческую опеку ком мунистов, надо создавать общественное мнение против тех, кто не работает над со бой, не изучает систематически марксист ско-ленинскую теорию. Под руководством Коммунистической партии советский народ уверенно идет впе ред. Мероприятия партии и Советского пра вительства в области дальнейшего разви тия народного хозяйства, крутого подъема сельского хозяйства, легкой промышленно сти п всемерного повышения материально- культурпого уровня советских людей зна менуют собой новый этап борьбы за комму низм. Претворение в жнзнь больших и сложных задач этого этапа требует от пар тийных организаций дальнейшего повыше ния пдеГшо-политпческого воспитания ком-. муппстов, неустанной заботы об их идеоло гической закалке. (Журнал «Партийная 2 шзнь», J£. 10).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz