Полярная правда. 1954, сентябрь.

П О Л Я Р Н А Я ПРАВДА Кя 217 (7939). 12 сентября 1954 г. ГС 1 С ID ИНОГО Величайшей источник с и лы п непобедп- ностн Коммунистической партии заклю­ чается в том, что выработанная ею поли­ тика строго научна. Все мероприятия, ко­ торые осуществляет партия, каждое ее ре­ шение имеют глубокое теоретическое обос­ нование. Творчески руководствуясь марк­ сизмом-ленинизмом, партия познает объек­ тивные законы общественного развития, правильно отражает потребности мате­ риальной жизни общества. Но политика партии осуществляется не сама собой, а претворяется в жизнь ак­ тивной деятельностью масс, поэтому пар­ тия кровно заинтересована в тон, чтобы все советские люди, н прежде всего ком­ мунисты, ясно понимали глубокие основы политики партии, были убеждены в ее пра­ вильности и сознательно боролись за ее осуществление. На протяжении всей своей истории пар­ тия неустанно ведет в своих рядах и сре­ ди широких народных масс пропаганду марксистско-ленинской теории, рассматри­ вая эту работу как необходимое условие успешного решения задач, встающих перед партией и народом. Отличительной чертой партийной пропа­ ганды является ее боевой характер, тес- Еая связь с жизныо, с реальными потреб­ ностями той борьбы, которую ведет пар­ тия. Это вытекает из самого существа марксизма-ленинизма — глубоко жизнен­ ной революционной науки, не только объ­ ясняющей мир, но и служащей руководст­ вом к действию, воорулгающей партию си­ лой предвидения, методом правильного ре­ шения самых сложных практических воп­ росов. Поэтому партия всегда добивалась того, чтобы пропагандистская работа, при­ званная вооружать коммунистов знанием марксистско-ленинской теории, была не абстрактной, не просветительской, а ак­ туальной. строилась в неразрывной связи с практической деятельностью. Великий Ленин, подчеркивая значение революционной теории, предупреждал: «Не принижайте только нашей революционной науки до одной книжной догмы...» (Соч., т. 8, стр. 192). В своей знаменитой речи па III съезде комсомола о задачах союзов молодежи он говорил, что если бы только изучение теории заключалось в ус­ воении того, что изложено в коммунисти­ ческих трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы полу­ чить коммунистических начетчиков или хвастунов, людей книжных знаний, но не умеющих действовать так, как того дейст­ вительно коммунизм требует. Подлинное овладение революционной теорией опреде­ ляется пе умением ссылаться па цитаты, а высоким сознанием долга коммуниста и советского патриота, глубоким понимани­ ем смысла политики партии, убежденностью в правоте и непобедимости ее дела, спо­ собностью выполнять ее директивы не ме­ ханически, а творчески. Огромное значение приобретает пропа­ ганда великого учения Маркса — Энгельса —Ленина — Сталина на современном эта­ пе, когда партия организует борьбу за бы­ строе решение поистпне исторических за­ дач коммунистического строительства. Во всех уголках нашей необъятной Родины кипит созидательная работа советских лю­ дей. Широко развернулось в стране строи­ тельство заводов, шахт, электростанций, предприятий, выпускающих предметы на­ родного потребления, жилищ; всенародный характер приняла борьба за досрочное вы­ полнение пятилетки, народнохозяйствен­ ного плана нынешнего года. Осуществляет­ ся величайшая программа крутого подъе­ ма всех отраслей сельского хозяйства, ус­ пешно осваиваются целинные и залежные земли, с которых уже в этом году снима­ ются высокие урожаи. Значительных успехов добилось Совет­ ское государство во внешней политике,* в результате чего за последнее время прои­ зошло некоторое ослабление напряженно­ сти международной обстановки. Все это — наглядное свидетельство пра­ вильности политики Коммунистической . партии, умения партии во всей своей дея­ тельности творчески руководствоваться марксистско-ленинским учением, разви­ вать его и обогащать в связи с новыми историческими задачами. Реакционные им­ периалистические круги п в первую оче­ редь американские империалисты безна­ дежно запутались в своей внутренней и внешней политике. Они живут без перс­ пектив и не видят выхода из затягиваю­ щей их трясины на путях мирного разви­ тия. Поэтому в своем политическом безу­ мии они с упорством маньяков толкают человечество к новой войне за монополию грабежа своих и чужих пародов, за мак­ симальные прибыли для кучки миллиарде­ ров и миллионеров. Они пе могут и пе хо­ тят видеть, что весь ход истории против ннх. С каждым днем простые люди во всем мире все больше сознают, что именно аме­ риканские империалисты в своих корыст­ ных интересах готовы ввергнуть человече­ ство в пучину кровавой бойни. Опыт исто­ рии говорит, что каждая попытка империа­ листов найти выход из трудностей в раз­ вязывании войны все больше приближает империализм к его окончательной гибели. Паша партия зпает, куда вести дело, и ведет его вперед с успехом, потому что она верна марксистско-ленинскому учению. Весь ход истории вновь и вновь подтверж­ дает великую силу и правоту ленинизма. Пропагандистская работа и должна рас­ крывать научные осповы проводимой пар­ тией и правительством внутренней и внеш­ ней политики, вселять чувство уверенно­ сти в правильности этой политики партии, веру в ее дело, раскрывать связь повсе­ дневных будничпых дел советских людей с величественными перспективами нашего развития, с победой коммунизма. Этим за­ дачам должно быть подчинено все содер­ жание политического просвещения масс. 1 октября начинается новый учебный год в системе партийного просвещения. Он должен стать годом дальнейшего подъема всей пропагандистской работы,.повышения качества политической учебы коммуни­ стов, усиления ее связи с жизнью. Цент­ ральный Комитет партии в решении от 13 сентября 1953 года «О задачах партийно­ го просвещения в новом небном году» подчеркнул, что в пропагандистской рабо­ те необходимо решительно устранить на­ четнический, догматический подход к изу­ чению марксистско-ленинской теории, ис­ коренить из практики пропаганды отступ­ ления от марксизма-ленинизма в вопросе о роли народных масс и личности в истории, вести непримиримую борьбу со всякого ро* да извращениями и вульгаризацией от­ дельных положений марксизма-ленинизма. Центральный Комитет партии потребовал от всех партийных организаций ликвиди­ ровать грубые нарушения принципа доб­ ровольности политической учебы коммуни­ стов, строить всю пропагандистскую рабо­ ту таким образом, чтобы она шзывала живой интерес коммунистов к марксист­ ско-ленинской теории. ' о Выполняя указания ЦК КПСС, партий­ ные организации усилили внимание к по­ литическому просвещению, стали глубже вникать *в его содержание, добизаться, чтобы пропаганда становилась более дей­ ственной, близкой к жизни. Широкий раз­ мах приняло изучение постановлений Пле­ нумов ЦК КПСС и других решений партии и правительства. Однако все ото — толь­ ко начало дела и не дает никаких основа­ ний для самоуспокоения. Партийным орга­ низациям еще предстоит провести боль­ шую работу, чтобы обеспечить серьезное улучшение качества партийной пропаган­ ды и прежде всего чтобы до конца ликви­ дировать недостатки в ее идейном содер­ жании. Задача состоит в том, чтобы сде­ лать нашу пропаганду jtccho связанной с жизнью, наступательной, непримиримой ко всякого рода отступлениям от марксизма- ленинизма, повысить ее роль в мобилиза­ ции масс на борьбу за осуществление по­ литики Коммунистической партии. Необходимость значительного повыше­ ния идейно-теоретического уровня пропа­ ганды требует от партийных организаций устранить серьезные недостатки в изуче­ нии некоторых важнейших вопросов марк­ сизма-ленинизма. Нельзя считать нормаль­ ным такое положение, когда в системе пар­ тийного просвещения при изучении исто­ рии КПСС поверхностно излагаются, а не­ редко и вовсе опускаются марксистско- ленинское учение о диктатуре пролетариа­ та, крестьянский вопрос, национальный вопрос, стратегия и тактика ленинизма. Эти крупные упущения наносят серьез­ ный ущерб делу правильного воспитания коммунистов. В печатных и устных вы­ ступлениях пропагандистов надо полно и ярко освещать выдающуюся роль В. П. Ленина в творческом развитии марксизма, ленинские положения о строительстве со­ циализма и -коммунизма, о необходимости борьбы за неуклонный рост производи­ тельности труда как главное условие пере­ хода от социализма к коммунизму. Надо показывать, как, опираясь на труды -Маркса — Энгельса — Ленина, обобщая богатейший опыт социалистического строи­ тельства в СССР и опыт современного международного освободительного движе­ ния, И. В. Сталин творчески развил марк­ систско-ленинское учение применительно к новым историческим условиям и в ряде вопросов обогатил революционную теорию новыми положениями. Особое значение для овладения теорией имеет изучение решений съездов партии, конференций и пленумов ЦК и других пар­ тийных документов. На этих важнейших исторических документах можно наиболее ярко и полно раскрыть руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, ее творческую деятельность по претворению в жизнь идей маркспзма-ле- ннннзма. Все лучшее, передовое, что рож­ дается в процессе творческого труда масс, получает в партийных документах обобще­ ние и теоретическое осветите. Полнее следует освещать международ­ ное значение ленинизма и опыта Коммуни­ стической партии Советского Союза, рас­ крывать, как братские коммунистические и рабочие ^партии творчески руководст­ вуются великими идеями ленинского уче­ ния, используют опыт КПСС. Один из коренных вопросов политики Комм} мистической партии — вопрос о сою­ зе рабочего класса и крестьянства и ре­ шающей роли этого союза в строительст­ ве коммунизма. Освещение этого вопроса должно занимать в партийной пропаганде важное место, причем его пало излагать не только в историческом плане, как это нередко делается, а раскрывать значение союза рабочего класса и крестьянства для строительства коммунизма, показывать практически задачи дальнейшего укрепле­ ния союза двух дружественных классов социалистического общества. Необходимо также преодолеть отвлечен­ ный характер, который приобретает иног­ да разъяснение решающей роли народных масс в общественном развитии. При осве­ щении этого вопроса некоторые пропаган­ дисты ограничиваются использованием примеров главным образом далекого прош­ лого — эпохи рабовладельческого общества и феодализма, а современную преобразую­ щую созидательную деятельность трудя­ щихся масс и их боевого авангарда — Коммунистической партии — показывают слабо. Правильное понимание роли народа в коммунистическом строительстве самым непосредственным образом связано с та­ кими вопросами, как развитие активности н инициативы трудящихся в борьбе за вы­ полнение государственных планов, после­ довательное осуществление широкой де­ мократии, борьба с бюрократизмом, с за­ жимом критики снизу н т. д., и эту связь надо раскрывать в пропагандистской ра­ боте. Следует ярче показывать могучую со­ зидательную роль труда простых советских людей, значение для строительства комму­ низма дальнейшего увеличения доли обще­ ственного труда, занятого в сфере мате­ риального производства, всемерного упро­ щения управленческого аппарата. Надо повседневно разъяснять, что коммунизм, как указывал Ленин, начинается там, где появляется самоотверженная, преодоле­ вающая тяжелый труд забота рядовых ра­ бочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся обществу в целом, сотням миллионов лю­ дей, объединенных в Союз Советских Рес­ публик. Серьезное место в партийном просвеще­ нии следует отвести пропаганде экономи­ ческих знаний. Чтобы быть на уровне сов­ ременных требований руководства социали­ стическим хозяйством и успешно претво­ рять в жизнь экономическую политику партии и государства, наши кадры обя­ заны хорошо знать экономическую теорию, глубоко разбираться в вопросах конкрет­ ной экономики. Партийные организации имеют необходимые условия для того, что­ бы широко н на высоком ндейно-теоретн- ческом уровне развернуть пропаганду эко­ номической теории и вопросов практики руководства социалистическим хозяйством. В их распоряжении имеются изданные большими тиражами произведения класси­ ков марксизма-ленинизма. В текущем году дополнительно выпускаются произведения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, в том числе и по вопросам экономической тео­ рии. В ближайшее время выходит в свет учебник политической экономии. Партий­ ные комитеты уже сейчас должны при­ нять необходимые меры к тому, чтобы быть готовыми к удовлетворению возросших запросов коммунистов в области экономи­ ческого образования. Необходимо подобрать квалифицированных пропагандистов, имею­ щих высшее образование, знающих поли­ тическую экономию, для использования их в системе партийного просвещения. Важным участком пропагандистской ра­ боты является атеистическая пропаганда, борьба за материалистическое мировоззре­ ние. Партийные организации обязаны си­ стематической и терпеливой пропагандой естественно-научных знаний воспитывать трудящихся в духе материалистического мировоззрения, добиваться преодоления суеверий и религиозных предрассудков. Главное внимание в этой работе должно быть сосредоточено па разъяснении объек­ тивных законов развития природы и об­ щества, популяризации достижений астро­ номии, биологии, физиологии, физики и других наук. Партийная пропаганда призвана форми­ ровать марксистско-ленинское мировоззре­ ние коммунистов, воспитывать в них идей­ ную стойкость и принципиальность, непри­ миримость к буржуазной идеологии, к пе- режиткам капитализма в созпанни людей. Наши пропагандистские кадры должны проникнуться пониманием того, что они являются активными бойцами партии, по­ литическими деятелями, а не людьми, за­ нимающимися отвлеченным просветитель­ ством. Однако еще далеко не всем пропа­ гандистам удается преодолеть схоластиче­ ский подход к вопросам марксистско- ленинской теории, тесно связывать теоре­ тические положения с практическими воп­ росами, с насущными задачами коммуни­ стического строительства. Вместе с тем многие пропагандисты допускают упрощен­ чество. Они считают, что надо во что бы то ни стало связать любой изучаемый воп­ рос из теории и истории КПСС с современ­ ностью, и во имя этого становятся па путь механического сопоставления исторических фактов, взятых из различных эпох, допу­ скают сомнительные аналогии, зачастую отвлекают слушателей от изучаемого ма­ териала. Задача творческого изучения ре­ волюционной теории состоит в том, чтобы, овладевая существом марксистско-ленин­ ских идей, проникнуться пониманием того, как партия претворяла в жизнь эти идеи, исходя из конкретно-исторической обста­ новки, вооружиться методом творческого применения марксизма-ленинизма в своей практической деятельности. В пропагандистской работе надо показы­ вать великие преимущества советского об­ щественного и государственного строя, раскрывать политические и теоретические основы мероприятий партии и правитель­ ства по развитию промышленности, сель­ ского хозяйства, по крутому подъему ма­ териального благосостояния и культурного уровня трудящихся. Эта работа должна ве­ стись изо дня в день, причем следует по­ править тех' пропагандистов, которые, ос­ вещая вопросы коммунистического строи­ тельства и современные задачи партии, впадают в парадный топ, не показывают все еще имеющиеся трудности и недостат­ ки и то, как партия борется за их преодо­ ление. В то же время нельзя мириться с тем, когда под видом критики недостатков дается искаженная картина' советской действительности. Так, некоторые литера­ торы, обходя новое, передовое, рождаю­ щееся в жизни, перестают видеть перспек­ тивы нашего развития. Они, например, пе понимают, что суровая, беспощадная кри­ тика недостатков в развитии сельского хо­ зяйства, которая дана в решениях партии, исходит из признания огромных преиму­ ществ колхозного строя и его способности обеспечить быстрый подъем.сельского хо­ зяйства. Прямая обязанность пропаганди­ стов — раскрывать величественные перс­ пективы нашего развития, показывать, что открывает для страны в целом, для всех трудящихся всенародное движение за по­ вышение производительности труда, за осуществление мероприятий партии и пра­ вительства по подъему сельского хозяйст­ ва, по вовлечению в обработку ранее не используемых многих миллионов гектаров целинных и залежных земель, по расши­ рению жилищного строительства и т. д. Необходимо больше уделять внимания ознакомлению коммунистов с вопросами внешней политики партии и Советского правительства, политики мира и дружбы между народами. Отражая историческую закономерность нашей эпохи, эта полити­ ка исходит нз возможности мирного сосу­ ществования государств с различный об­ щественным устройством. В пропагандист­ ской работе необходимо широко показывать могущество и несокрушимое едппство ла­ геря социализма, мира и демократии, да­ вать глубокий марксистский анализ меж­ дународных событий. Надо систематиче­ ски разоблачать идеологию и политику правых социалистов, прикрывающих со­ циалистической фразеологией свое при­ служничество империализму, на жизнен­ ных фактах повышать революционную бди­ тельность масс к проискам врагов, к про­ вокаторам и поджигателям войны. t Для того, чтобы повысить качество про­ пагандистской работы, обеспечить тесную связь ее с жизныо, необходимо решитель­ но улучшить руководство пропагандой. Партийные комитеты должны руководить этой работой по существу, направлять ее идейное содержание, строить пропаганду так, чтобы она удовлетворяла запросы ком­ мунистов, постоянно развивала бы их ин­ терес к политическим знаниям. Одно из проявлений неправильных ме­ тодов руководства пропагандистской рабо­ той, непонимания ее живого духа заклю­ чается в нарушениях принципа доброволь­ ности в партийном просвещении, вскры­ тых и осужденных Центральным Комите­ том партии. Став на путь произвольного зачисления коммунистов в кружки, школы и семинары, многие партийные комитеты, по существу, освободили себя от забот о качестве занятий. В результате посещение кружков для многих коммунистов превра­ щалось в скучную повинность, а пропа­ гандистская работа поручалась нередко людям, не способным удовлетворять за­ просы коммунистов. Следует отметить, что еще не у всех партийных руководителей есть необходи­ мый вкус к идеологическим вопросам, го­ товность к повседневной кропотливой идей­ ной работе с коммунистами. Именно поэто­ му еще не преодолены до конца ошибочная тенденция к огульному, формальному охва­ ту всех коммунистов кружками и недооцен­ ка метода самостоятельного изучения воп­ росов теории и истории КПСС как основно­ го метода политического просвещения ком­ мунистов. Именно поэтому некоторые пар­ тийные руководители избегают разговари­ вать с коммунистами по вопросам маркси­ стско-ленинской науки, . не участвуют в теоретических собеседованиях, не прояв­ ляют интереса к тому, каковз идейная жизнь в первичных партийных организа­ циях, п никак не могут отказаться от фор­ мально-бюрократической регламентации в партийном просвещении. Попытки устраи­ вать экзамены и «самоотчеты», требовать от каждого коммуниста, изъявившего же­ лание учиться самостоятельно, представле­ ния календарных планов изучения произве­ дений и глав, обязательное прикрепление к каждому занимающемуся самообразованием консультанта все еще имеют место. Наряду с этим некоторые партийные ру­ ководители думают, будто бы доброволь­ ность учебы коммунистов в системе пар­ тийного просвещения освобождает их от обязанности организовывать дело пропаган- ды; Отказавшись от старых, осужденных ЦК КПСС методов бюрократического конт­ роля, они пустили партийное просвещение на самотек. Такие руководители забывают, что Устав КПСС обязывает каждого комму­ ниста сработать над повышением своей сознательности, над усвоением основ марк- ензма-ленинизма». Добровольность в пар­ тийном просвещении вовсе не означает, что коммунист может работать над повы­ шением своей сознательности, а может и не работать, если не захочет. Речь идет о том, что коммунист сам решает, каким пу­ тем он будет выполнять эту свою уставную обязанность. Принцип добровольности пре­ доставляет членам партии широкий простор для проявления инициативы в учебе и все возможности для наиболее полного удов­ летворения их интересов. Последовательное проведение в жизнь принципа добровольности партийного про­ свещения пе только не спнжает, по, наобо­ рот, значительно усиливает ответствен­ ность партийных организаций за идеологи­ ческое воспитание членов и кандидатов партии. Чтобы партийное просвещение по­ стоянно развивало живой интерес коммуни­ стов, нужно глубоко вникать в содержание пропагандистской работы, знать запросы участников кружков, слушателей лекций, самостоятельно изучающих марксистско- ленинскую теорию, и удовлетворять их. В новом учебном году партийные органи­ зации должны значительно усилить помощь коммунистам, самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм, сделать ее возможно более гибкой и действенной. Известно, что лекции — одна из важнейших форм помощи в овладении марксистско-ленин­ ской теорией. Между тем увлечение школьно-кружковыми формами учебы ослабило интерес партийных комитетов к лекционной пропаганде. Этот недоста­ ток следует исправить. Более широкое распространение должна получить оправ­ давшая себя форма чтения в лекториях при горкомах и райкомах партии циклов лек­ ций по истории КПСС, политической эко­ номии, философии, экономике промышлен­ ности п сельского хозяйства; международ­ ному положению. Наряду с этим необходи­ мо ввести в практику чтение популярных лекций по вопросам марксизма-ленинизма и текущей политики для коммунистов, при­ ступающих к самостоятельному изучению политической литературы, а также чтение лекций для слушателей кружков по наи­ более сложным и важным теоретическим проблемам. Особое снимание долл:но быть обращено на то, чтобы улучшить обслужи­ вание лекциями партийных организаций колхозов, совхозов и МТС. Основная задача руководства лекционной пропагандой — обеспечить неуклонное по­ вышение ее качества. Высокий теоретиче­ ский уровень лекций, их богатое идейное содержание должны сочетаться с полити­ ческой остротой, целеустремленностью н действенностью. Вместе с теп нельзя забы­ вать н о форме изложения. Хорошая по со­ держанию лекция не достигает цели, если не поработать над ее формой, если читает­ ся она вяло, без вдохновения. Скучная лек­ ция снижает интерес к учебе и наносит тем самым ущерб делу партийного просве­ щения. Важная роль в организации политиче­ ского самообразования коммунистов при­ надлежит партийным библиотекам. Они должны установить постоянные дежурства консультантов; проводить теоретические со­ беседования, лекции; пропагандировать но­ винки политической и художественной ли­ тературы; вести справочно-библиографиче­ скую и выставочную работу; организовы­ вать читательские конференции и обмен опытом самостоятельной работы над кни­ гой. Постоянная обязанность библиотек — помощь пропагандистам b подборе учебных и наглядных пособии, особенно местных иллюстративных материалов1. На развертывание консультационной ра­ боты надо обратить особое вниманнр. Су­ щественный недостаток ее в настоящее время — отвлеченность, абстрактность. Консультации проводятся главным образом только по темам историческом характера. Многие коммунисты не 'имеют возможности получить разъяснение по вопросам теку­ щей политики, экономики народного хозяй­ ства, международного положения и т. п. Очень важно, чтобы библиотеки укрепили связь с первичными партийными организа­ циями, систематически направляли квали­ фицированных консультантов на места, особенно в сельские организации, располо­ женные далеко от районных центров. Строгое проведение принципа доброволь­ ности, отказ от линии па стопроцентный охват коммунистов школами и кружками во­ все не освобождают партийные комитеты от заботы и об этих формах учебы. Конечно, неправильно представление, будто каждый коммунист обязан пройти все существую­ щие формы партийного просвещения, от на­ чальных ступеней до районных партийных школ и университетов марксизма-лениниз­ ма. Поэтому не нужно искусственно, без учета условий', наличия достаточно подго­ товленных слушателей и пропагандистов создавать кружки повышенного типа пли при всех райкомах паргин нз года в год создавать вечерний партийные школы. Отказавшись от чрезмерного увлечения повышенными формами партийного просве­ щения, партийные комитеты должныѵсозда- вать вечерние партийные школы, кружки повышенного типа по изучению истории КПСС, а также вечерние университеты марксизма-ленинизма только там, где имеется соответствующий состав слушате­ лей и достаточно подготовленные пропаган­ дисты. Главное же внимание должно быть сосредоточено на качестве занятии в дей­ ствующих кружках и особенно в полит­ школе, где коммунисты приобретают на­ чальные политические знания. Между тем многие партийные организации, несмотря на большое желание многих коммунистов глубоко изучить учебное пособие «В по­ мощь слушателям политшкол», дающее основы политических знаний, не оказыва­ ют им должной помощи в этом деле. * Нельзя мириться с тем, что в школах и кружках до сих пор не устранены школяр­ ские методы работы, недопустимые в систе­ ме партийного просвещения. Некоторые пропагандисты видят свою основную зада­ чу в том, чтобы по всякому поводу экзаме­ новать слушателей, и мало помогают им хорошо разобраться в изучаемых вопросах, глубже понять их. Вместо обстоятельного разъяснения вопроса пропагандисты зача­ стую ограничиваются кратким вступитель­ ным словом, считая главным для себя опрос слушателей. Вопросно-ответный метод еще преобладает в значительной части круж­ ков. Одним нз проявлений шаблонного, по­ верхностного подхода к пропагандистской работе, школярства в партийном просвеще­ нии является ненужная торопливость при прохождении материалов в политшколах и кружках. На изучение той или иной темы и всего курса должно отводиться такое коли­ чество времени, какое необходимо для глу­ бокого усвоения слушателями изучаемых вопросов. Часы, отводимые учебными пла­ нами кружков, надо рассматривать как примерные. Опыт показывает, в частности, что для успешного изучения истории КПСС в кружках повышенного тіша целесообраз­ но продлить срок их работы до трех лет. Некоторые пропагандисты неохотно идут па то, чтобы разъяснять текущие события, хотя интерес к этим вопросаму коммунистов очень высок. Обычно в таких случаях ссы­ лаются на то, что это не предусмотрено учебным планом. Но если рассматривать учебные планы как нечто застывшее, лег­ ко впасть в бюрократическое игнорирова­ ние запросов коммунистов. Пропагандисты обязаны разъяснять своим слушателям все новые решения партии и правительства, объяснять смысл происходящих событий. Очень важно, чтобы руководителями круж­ ков подбирались люди пе только знающие и подготовленные, но умеющие просто, за­ душевно разговаривать со своими слушате­ лями, заинтересовать их, владеющие ис­ кусством живой беседы. А опыт показы­ вает, что такая беседа возникает только тогда, когда пропагандист побуждает слу­ шателей к самостоятельному мышлению, сопоставлению фактов, развивает в них потребность следить за газетами, журнала­ ми, слушать радио. Успех политической учебы коммунистов во всех звеньях системы партийного про­ свещения зависит главным образом от про­ пагандистских кадров, от их теоретической подготовленности и мастерства. Повышать качество партийного просвещения — это значит неустанно улучшать работу с про­ пагандистскими кадрами. Между тем до сих пор эта работа — наиболее слабое звено в руководстве партийным просвещением. Еще далеко не изжит? Формально-бюрократиче­ ская практика подбора пропагандистов. Особенно/неудовлетворительно подбирают­ ся руководители для политшкол п круж­ ков, создаваемых в партийных органпза-. цпях колхозов, совхозов н МТС. Известно, что в прошлом учебном году кружкп, созданные искусственно, были рас­ пущены. Сокращение количества кружков, особенно повышенного типа, создало воз­ можность улучшить состав пропагандист­ ских кадров. Однако эта возможность пе везде использована. Более того, в ряде пар­ тийных организаций состав пропагандист­ ских кадров даже ухудшился. Уменьшилось число пропагандистов, имеющих высшее образование, обладающих долголетним опы­ том. Задача заключается не только в том, что­ бы более требовательно и всесторонне под­ ходить к подбору пропагандистов: надо больше уделять внимания повышению их идейного уровня и мастерства. Нельзя ми­ риться с тем, что занятия пропагандистских семинаров часто строятся по шаблону, без учета конкретных запросов их участников. Многие семинары не оказывают достаточ­ ной помощи в изучении актуальных вопро­ сов экономики народного хозяйства, внут­ ренней и внешней политики партии, меж­ дународного положения, не способствуют повышению методического мастерства про­ пагандистов. Преобладающая форма работы семинаров — лекции, причем читаются они нз года в год на одіш и те же темы. Почти не практикуются собеседования по важнейшим теоретическим проблемам, а также по вопросам методики и практики пропагандистской работы. Серьезный недо­ статок состоит и в том, что работа семина­ ров не дифференцируется в зависимости от степени подготовленности пропагандистов и их опытности. Пропагандисты, обладающие хорошей теоретической подготовкой г опытом, нуж­ даются в лекциях по наиболее сложным теоретическим вопросам, которые они раньше, глубоко не изучали. Наряду с этим для многих пропагандистов нужны лекцтіп по темам учебного плапа, а также по методическим вопросам. В семппзрах должны развертываться дискуссии, твор­ ческий обмеп мнениями по наиболее важ­ ным теоретическим и методическим вопро­ сам, обобщаться лучший пропагандист­ ский опыт. Большую пользу приносят за­ нятия, на которых- идет речь о том, как использовать в практике пропагандист­ ской работы художественную литературу, наглядные пособия, местные материалы; заслушиваются сообщения опытных про­ пагандистов о том, как они намерены про­ вести предстоящее занятие в своей полит­ школе пли же кружке. Необходимо, чтобы • секретари горкомов и райкомов партии си­ стематически информировали пропаганди­ стов о политических и хозяйственных за­ дачах, учили пропагандистов связывать вопросы теории с задачами повседневной работы партийной организации. Пропагандистская работа — почетное и важное партийное поручение. Оно тре­ бует много сил, времени, и никак нельзя считать нормальным такое положение, когда . нередко лекторы, руководители кружков и семинаров загружаются многи­ ми дополнительными заданиями, отвлека­ ющими их от пропагандистской работы. Беречь пропагандистские кадры, заботить­ ся об их теоретическом росте, относиться к ним с уважением — важнейшая обязан­ ность партийных комитетов. В борьбе за повышение качества поли­ тической учебы видное место принадле­ жит партийной печати. Между тем цен­ тральная и местная печать в последнее время ослабила пропаганду марксистско- ленинской теории. Вместо того, чтобы пе­ рестроить свою работу, научиться творче­ ски подходить к освещению теоретических вопросов, устранить в статьях догматизм и цитатничество, редакции многих газет и журналов, по существу, прекратили публиковать пропагандистские статьп. В газетах почти совсем не появляются мате­ риалы в помощь пропагандистам, лекторам и докладчикам по вопросам хозяйственного и культурного строительства. Слабо осве­ щает печать и практику пропагандистской работы. Коммунисты проявляют большой интерес к популярным брошюрам и статьям, в ко­ торых бы просто, доходчиво и на высоком идейно-теоретическом уровне излагались актуальные вопросы маркспстско-леннн- скои теории. Наши издательства, журналы и газеты не должны проходить мнно этих запросов. Марксистско-ленинское воспитание ком­ мунистов является предметом постоянной заботы пашей партии. Неуклонный рост идейного уровня членов п кандидатов в члены партии — решающее условие повы­ шения их авангардноц роли во всех обла­ стях жизни, развития активности партий­ ных масс. Поэтому партия обязывает своп организации постоянно интересоваться тем, как растут коммунисты, улучшать дело партийной пропаганды. Пзжнвая из­ лишнюю регламентацию, в политическом просвещении, бюрокоатпческую опеку ком­ мунистов, надо создавать общественное мнение против тех, кто не работает над со­ бой, не изучает систематически марксист­ ско-ленинскую теорию. Под руководством Коммунистической партии советский народ уверенно идет впе­ ред. Мероприятия партии и Советского пра­ вительства в области дальнейшего разви­ тия народного хозяйства, крутого подъема сельского хозяйства, легкой промышленно­ сти п всемерного повышения материально- культурпого уровня советских людей зна­ менуют собой новый этап борьбы за комму­ низм. Претворение в жнзнь больших и сложных задач этого этапа требует от пар­ тийных организаций дальнейшего повыше­ ния пдеГшо-политпческого воспитания ком-. муппстов, неустанной заботы об их идеоло­ гической закалке. (Журнал «Партийная 2 шзнь», J£. 10).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz