Полярная правда. 1954, сентябрь.

№ 232 (7954) 30 сентября 1954 р. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А * 3 7_руд^щиес_я_ рьгбндго^ Мурмана! РЕЗЕРВЫ ☆ ☆ Письма победителей в соревновании по профессиям Главное — правильная организация труда 20 лет тому назад учеником судосбор­ щика я начал работу па Мурманской судо­ верфи. Сначала было трудно — п уставал быстро, и работать так хорошо, как опыт­ ные рабочие, не мог. Но шло время, уве­ реннее стал держать инструмент, накопил опыт, ко мне уже стали обращаться за по­ мощью, г.прашивать совета. .С 1941 года работаю бригадиром судосборщиков, сей­ час пмею производственную квалификацию 7-го разряда. В наши обязанности входит разметка и сверление отверстии в листах корабельной обшивки, приклепывание на корабле этих листов, сборка трубных кожухов, фунда­ ментов для главных машин, двигателей, водяных помп, электрощитов, лебедок, при­ ходится гнуть шпангоуты, листы кора­ бельной обшивки, выполнять целый ряд других работ по судосборке. Нам, судоремонтникам, приходится быть одновременно н сверловщиками, и котель­ щиками, выступать в роли рубщиков, ша­ блонщиков, такелажников. Бригада справляется со своими рабо­ тами на траулерах — пи разу еще не бы­ ло случая, чтобы ремонт затягивался по пашей вине. Нередко мне задают вопрос: каким обра­ зом наша бригада добивается высокой про­ изводительности труда? Успех зависит от правильного использования рабочего дня. Все его 4S0 минут каждым рабочим долж- пы быть употреблены с максимальной пользой. Очень важно уметь правильно ор­ ганизовать труд коллектива. Расстановка сил у пас, в бригаде, делается таким обра­ зом, чтобы каждый выполнял ту работу, с которой он быстрее и лучше справится. Я хорошо знаю членов своей бригады, знаю, кто как может работать. Судосборщику чет­ вертого разряда тов. Пахомову, например, поручаю наиболее ответственные задания; все в бригаде привыкли к тому, что тов. Пахомов, хотя п не спешит, но делает все точно и высококачественно. Когда мы ра­ ботали на ремонте среднего траулера 223, тов. Пахомов самостоятельно сни­ мал шаблоны с жесткостей, а затем уста­ навливал пх на судне; задание он выпол­ нил" безупречно. Хороіцо работает судо­ сборщик третьего разряда тов. Иванов — его тоже часто направляю на выполнение ответственных поручений. Сам всегда внимательно слежу за рабо­ той всех членов бригады, контролирую сро­ ки, нередко подсказываю правильное ре­ шение вопроса. Очень тщательно прихо­ дится следить, особенно па первых порах, за работой повичков: месяц— полтора поч­ ти не отхожу от них, помогая освоить про­ фессию. Ну, а по истечении этого времени п от новичков требую хорошего точного вы­ полнения заданий, продолжая помогать им. Строгая проверка в нашей работе необ­ ходима, особенно при сборке фундаментов — здес приходится вымерять все размеры, все изгибы деталей с точностью до не­ скольких миллиметров. Материалы, необходимые для работы, всегда заказываю заранее— очень важно, чтобы они поступали во-время, не за­ держивали судосборщиков. Многое зависит и от работы приданных нашей бригаде электросварщика и резчика: согласовыва­ ем их работу с нашей так, чтобы не про­ пала даром ни одна минута. Немалую роль в скорейшем выполнении работ играет и мастер цеха, в обязанности которого входит своевременная подготовка рабочего места и связь с мастерами других цехов. Часто бывают задания, требую­ щие совместной работы нескольких цехов, и пх мы всегда стараемся выполнять в первую очередь, чтобы не простаивали дру­ гие бопгады. Сейчас наша бригада совместно с рабо­ чими других цехов строит пловучпй подъемный крап. Мы должны изготовить и смонтировать поперечные переборки, попе­ речный и продольный набор, т. е. выпол­ нить первоначальные основные работы — сборку фундамента, костяка плавкрана. Выполняя это задание, бригада обязалась сэкономить несколько тонн стального про­ ката. Решили мы сделать это следующим образом: при вырезке заготовок для бобнн- цев из восьмимиллимстровых листов стали остаются кромки, которые раньше шли в отходы. Теперь мы думаем использовать нх для пзготовленпя книц, необходимых при монтаже плавкрана. Подсчитали, что, де­ лая кницы пз оставшихся кромок, можно сэкономить 42 квадратных метра листово­ го проката. Несколько слов хочется сказать п о не­ достатках, которые метают работать еще лучше. Выше я уже говорил о том, какое значение имеет своевременная доставка ма­ териалов. К сожалению, у нас еще нередко очень долго оформляется документация на получение со склада материалов, не в срок они и доставляются. Однажды нам понадобилось угловое же­ лезо размером 65 х 100 миллиметров, как было указано в чертежах. Но чертежи кон­ структорское бюро составило без согласова­ ния. На складе такого железа не было, а имелось только угловое железо размером 75x 100 миллиметров. Пришлось вносить изменения в чертежи, снова .заказывать материал, причем конструкторское бюро об этих изменениях пе сообщило заранее бух­ галтерии, и там отказались подписать тре­ бование. Получили мы угловое железо только через 5 дней. Около нашего цеха стоит башенный кран, но толку от этого немного. По разра­ ботанному технологическому процессу по­ перечные переборки плавкрана ставятся секциями, каждая секция весит не меньше 2 тонн Грузоподъемность же установленно­ го крана всего только 1,5 тонны. Все эти недостатки тормозят работу, зна­ чительно усложняя производственный про­ цесс. Не будь их — многое в нашей рабо­ те можно было бы улучшить. Приближается 37-я годовщина Велпкйго Октября. Вместе со всем коллективом судо­ верфи наша брпгада взяла повышенные обязательства по ремонту судов. Мы непло­ хо поработали в течение этого года, выпол­ няя нормы в среднем на 190 процентов. Но будем трудиться еще настойчивее, чтобы достойно встретить великий стдолник. П. ЧУЛАНОВ. Бригадир корпусно-котельного цеха Мурманской судоверфи. Свет в тундре* ЛАМПОЧКИ ИЛЬИЧА ЗАЖ ГЛИШ гВ СЕЛЕ ЧУДЗЬЯВР Экипаж передового траулера «Сталинград» выполнил годовой план по вылову рыбы и дал сверх него 6000 центнеров рыбы. Годовые планы по выработке консервов и рыбьего жира также выполнены. На снимке: лучшие люди траулера «Сталинград» (слева направо): матросы тг. Н. Н. ЧУГУНОВ, Н. П. ТИХОНОВ и В. В. ШПИГА. Фото В. Внрнна. Где промысловые корабли теряют время Плап четвертого квартала—к 7 ноября Экипаж малого траулера «Стахановец» (капитан тов. Лопинов) колхоза «Мурма- нец» к 20 сентября годовой план по добы­ че рыбы выполнил на 118,8 процента, дав дополнительно государству более 500 цент­ неров рыбы. Команда добивается значительного уп­ лотнения промыслового режима, увеличи­ вая число тралений. Так, например, за рейс с 1 по 3 сентября при плане в 27 тра­ лений рыбаки сделали *10 тралений, подняв на борт 12-1 центнера рыбы. Около 100 центнеров рыбы промысловики доставили на приемный пункт 18 сентября. Готовя достойную встречу 37-й годов­ щине Великого Октября, экипаж решил к 7 ноября выполнить план четвертого кварта­ ла по добыче рыбы. Свое обязательство ры­ баки подкрепляют практическими делами. На 10 дней раньше срока они завершили сентябрьское задание по добыче рыбы. Тернберка. (Наш соб. корр.). Коллектив моряков тралового флота, участвуя в социалистическом соревнова­ нии за достойную встречу 37-й годовщи­ ны Великого Октября, стремится досрочно выполнить государственный план но вы­ лову рыбы, справиться с дополнительным правительственным заданием на второе полугодие. Передовые экипажи флота уве­ личивают часы траления, быстрее нормы спускают и поднимают тралы, экономят время на переходах нз одного района в другой. Лихтеры, поставленные на по- бережье и снабжающие сейчас промысло­ вые корабли солыо, водой, углем, позволи­ ли многим траулерам удлинить сроки пла­ вания, добыть больше рыбы. Но вместе с тем попрсжнемѵ далеко не используется такой резерв увеличения до­ бычи рыбы, как сокращение сверхнорма­ тивных простоев судов в порту. И поныне систематически срываются графики отхода кораблей в морс, хотя скопления судов в порту нет и имеются все возможности своевременно обрабатывать и точно в на­ меченные сроки отправлять траулеры на промысел. Ежедневно представители тра­ лового флота, рыбного порта и завода междурейсового ремонта согласуют между собой все подготовительные работы по от­ правке судов и назначают, исходя из это­ го, время отхода траулеров, но ежедневно эти планы нарушаются — почти ни один корабль по графику не уходит. 21 и 22 сентября, например, на оперативном со­ вещании было намечено к отходу 10 ко­ раблей, а ушло за эти два дня только во­ семь траулеров, да и те с большими за­ держками- На сутки—двое по вине завода междурейсового ремонта были перенесены сроки отхода траулеров «Грозный», «Минск», «Анадырь», хотя никаких до­ полнительных ведомостей на ремонт по этим кораблям заводу предъявлено пе было. Случаи такие не единичны. Сначала руководители судоремонтного завода сами же устанавливают срок окончания ремон­ та, а на следующий день с необыкновен­ ной легкостью назначают уже другой. Это оистоятельство расхолаживает команды су­ дов, они привыкают к тому, что отход по­ стоянно переносится, и ряд членов команд не является к назначенному сроку на корабль. График отхода кораблей должен наконец, стать законом и для судоремонт­ ников, и для портовиков, и для экипажей Много еще промыслового времени те­ ряется в порту из-за разгильдяйства от­ дельных работников, из-за нарушений трудовой дисциплины как рядовыми чле­ нами команд, так и лицами командного состава. 15 часов простоял 22 сентября траулер «Аскольд» из-за пьяной выходки второго механика Чебыкина, отказавшего­ ся идти в море. Сутки потерял траулер «Нева» из-за разгильдяйства третьего штурмана этого корабля Буднна, потеряв­ шего документы на одного из членов команды. В последний момент, когда ко­ рабль уже простоял 24 часа, Буднн обна­ ружил потерю у себя в каюте. 20 дней ремонтировался в порту трау­ лер «Макрель» — время, вполне доста­ точное, чтобы старшему механику судна Варакину полностью подготовить машину к плаванию, но в день отхода обнаружи­ лось, что судно к осмотру регистра не подготовлено. В результате «Макрель» простояла сверх срока 42 часа. В последние дни 18 часов промыслово­ го времени потерял траулер «Кубань» по вине третьего штурмана Сытова; 15 часов ожидал траулер «Поллукс» членов команды Зенкова, Новикова, Ильчева, Шашлова и Цветкова, опоздавших к отхо­ ду. На 12 часов задержал отход своего корабля мастер по добыче рыбы траулера «Челябинск» Малышев, столько же вре­ мени потратил экипаж траулера «Рыбец» па ожидание опоздавших повара Бочарни­ кова и кочегара Кожина. Сокращение сверхнормативных простоев траулеров в порту попрежнему остается большим неиспользованным резервом уве­ личения добычи рыбы. А. ХОХЛИН. Диспетчер тралового флота. + Далеко от районного центра, в глубине Ловозерской тундры, находится небольшое саамское село Чудзьявр. Когда-то на этом месте был саамский погост с низенькими, покосившимися домиками и дымными ве­ жами, куда оленеводы-саами приезжали ненадолго, кочуя по тундре со своими ма­ ленькими стадами оленей. Благодаря большой заботе о тружениках крайнего Севера со стороны Коммунисти­ ческой партии и Советского правительства Чудзьявр, как и все населенные пункты Ловозерского района, неузнаваемо преоб­ разился. Для оленеводов-саами здесь по­ строены просторные, светлые дона. В Чудзьявре есть начальная школа, меди­ цинский пункт, зооветеринарный пункт, почтовое агентство, магазин, клуб и хо­ рошая библиотека. ТелефошПіе провода соединяют это маленькое селл с районным центром. В каждом доме имеется радио. Вместе с ростом всей нашей страны рос н развивался организованный здесь колхоз «Вперед». Здесь наряду с основной от­ раслью хозяйства — оленеводством ус­ пешно развиваются полеводство, домаш­ нее животноводство, готовится открытие- звероводческой фермы. В колхозе «Вперед» применяются пере­ довые методы агротехники, вводится ме­ ханизация. Уже сейчас с помощью меха­ низмов подается на ферму вода, вывозит­ ся навоз. Это позволяет Животноводам Е. Лукиной и Е. Яковлевой больше уде­ лять внимания уходу за скотом и доби­ ваться хороших показателей в выполне­ нии плана по надою молока. Уже на 1-е августа они перевыполнили годовой план надоя молока, получив от каждой фураж­ ной коровы по 1825 литров вместо 1800 литров молока. Борясь за выполнение постановления июньского Пленума Центрального Комите­ та "КПСС, колхозники артели «Вперед» ус­ пешно провели все летние полевые рабо­ ты. Урожай карт 9 феля составил 106 цент­ неров с гектара прн плане 80 центнеров. Капусты запланировано было получить 130 центнеров, а выращено 300 центне­ ров в пересчете на гектар. Хорошо провели колхозники заготовку грубых и сочных кормов для скота. План по сенокошению выполнен на 112,7 про­ цента, по заготовке яделя — на 136 про­ центов, выполнено задание по закладке силоса. Скоту в этом колхозе-подготовили сытную зимовку. День 18 сентября 1954 года был-для колхозников. Чудзьявра днем большого и радостного праздника. В восемь часов ве­ чера во всех домах колхозников, в школе, в сельском клубе впервые ярко вспыхнули лампочкн Ильича — это дала ток колхоз­ ная электростанция. ІІуск электростан­ ции открывает широкие _перспективы для дальнейшего хозяйственного п культур­ ного подъема Чудзьявра. Радостные и возбужденные пришли* кол­ хозники на собрание, посвященное такому важному в нх жизни событию. По случаю этого праздника к колхозникам приехали гости — шефы, с чьей помощью была смонтирована и пущена в эксплоатацию электростанция. Много в этот день говорили колхозники о своем прошлом, настоящем и будущем. Оленевод Трифон Дмитриевич Яковлев рас­ сказал о тяжелой, беспросветной жизни саамского народа до Великой Октябрьской социалистической революции. Обращаясь к колхозникам, он сказал: — Советская власть и Коммунистиче­ ская партия много сделали и делают для того, чтобы мы жили лучше. Так ответим же на эту заботу хорошей работой в-кол­ хозе. Говорили колхозники и о том, что в их среде есть еще и такие, которые нерадиво относятся к труду, проявляют недисципли-' пированность, что в колхозе не полностью используются имеющиеся резервы для умножения общественного хозяйства. Ста­ рый колхозник Антон Парфентьевич Пья- иов отметил, например, что колхоз распо­ лагает большими водоемами, богатыми рыбой, но плав по этой отрасли хозяйства выполняется плохо. Объясняется это тем, говорит Антон Парфентьевич, что правле­ ние колхоза и его председатель тов. Алто­ нов не контролируют рыбаков, не обеспе­ чивают их орудиями лова. В ответ на заботу партии и правитель­ ства колхозники артели «Вперед» обяза­ лись еще выше поднять все участки кол­ хозного производства и к 1955 году придти с хорошими показателями в вы­ полнении годового плана. С. СОКОЛОВ, с. Ловозеро. Создать прочную кормовую базу в колхозах Саамского района На п е д е лю р а н ь т е с рока Успехов в труде добились старший мастер по добыче рыбы тов. Елисеев, матросы тт. Телов, Попрѵга, Яковлев, кочегар тов. Митрохин. М. РЫЖКОВ. Поддерживая призыв моряков траулера «Ленин» о развертывании предоктябрьско­ го соревнования, экипаж траулера «Урал» принял на себя новые обязательства. Мы уже добились первого успеха в осуществ­ лении их — на семь суток раньше срока экипаж выполнил месячный план по добы­ че рыбы. Председатель судового комитета траулера «Урал». Что мешает комплексной механизации в рыбной промышленности Развитие рационализации и изобрета­ тельства является одним из основных ус­ ловий технического прогресса всякого производства. Особенно важную роль приз­ вана сыграть новаторская мысль в рыбной промышленности, где до сих пор основные производственные процессы не механизи­ рованы. Общее увеличение добычи рыбы за последние годы объясняется главным об­ разом ростом флота, механизация же тру­ да попрежнему отстает. Устранить ручной труд, внедрить в са­ мых широких масштабах комплексную ме­ ханизацию — эта задача стоит перед на­ ми, работникамі рыбной прсмышленности. В быстрейшем решении ее большую роль могут и должны сыграть предложения ра­ ционализаторов. Их немало в траловом Флоте. Тт. Глущенко. Росляков, Захарьин, Симановский, Низгигев, Нуржинпшй. Ро- щаников внесли ряд предложений, за счет внедрения которых траловый флот получил не одну сотню тысяч рублей экономии. Так, например предложение тов. Глу­ щенко «Применение лигнофоля во втулках промыслового оборудования вместо брон­ зы» далс флоту свыше 500 тысяч рублей экономии. Лигнофолевые втулки применя­ ются теперь на всех кораблях Старшин механик траулера «Полярный» тов. Нуржинский разработал проект без- матерчатого фильтра для котельной воды Применение этого Фильтра позволит облег­ чить труд машинных комаьд и улучшить качество яксплоатации паровых котлов. Однако число предложений могло быть значительно больше, если бы в Главмур- манрыбпроме по-настоящему, серьезно и ответственно вели работу с рационализато­ рами. Здесь это. важное дело остается без внимания. В течение почти года в глав­ ке пе было постоянного работника по ра­ ционализации пе выпускался сборник тем для изобретателей. За последние пять лет не было ни одной конференции рационали­ заторов, а ведь прн хорошей организации это мероприятие могло принести большую пользу, объединить рационализаторские силы, привлечь новые кадры. В 1946 году при управлении тралового флота была организована эксперименталь­ ная база, задача которой совершенствовать орудия лова и промысловые механизмы. Согласно положению, эта эксперименталь­ ная база должна была принимать самое активное участие в работе с новаторами производства, решать сложные предложе­ ния рационализаторов и изобретателей. База имела большой штат работников и проводила ряд интересных для промыш­ ленности экспериментов, регулярно разра­ батывала предложения новаторов. Однако в 1952 году штат ее сократился в три раза, а еще два года спустя отобрали и помеще­ ние, передав его в распоряжение отдела кадров тралового флота. Эксперименталь­ ная база была переведена в помещение ПИНРО и фактически сейчас отстранена от работы в траловом флоте. На предприятиях Главмурманрыбпрома, в частности у нас, в управлении тралового флота, нередко бывает п так: рационализа­ тор внес ценное предложение, его обсудили на техническом совете, конструкторы, несмотря на отсутствие специальной до­ статочно мошной экспериментальной базы, разработали, дополнили проект новатора. Проходит месяц, год, другой, но дело не двигается с мертвой точки. Попрежнему трудоемкий процесс производится вручную, а машина, задуманная рационализатором и способная облегчить человеческий труд, — существует только в чертежах. Происходит это потому, что изготовле­ ние опытных образцов по предложениям рационализаторов организовано крайне плохо. Например, тт. Слободской и Печаткнн сконструировали специальную лебедку для сматывания старых ваеров. Установка этой лебедки на одном из причалов рыбного порта облегчила бы тяжелый труд моря­ ков. Предложение было разработано конст­ рукторским бюро, и заказ на изготовление опытной машины передан заводу между­ рейсового ремонта траулеров Главмурман­ рыбпрома еще в 1952 году. Но была закон­ чена лебедка лишь два года спустя, пос-- ле ряда приказов и распоряжений. Два го­ да моряки траулеров в ожидании уже смон­ тированной машины попрежнему сматыва­ ли старые ваера вручную. Сейчас эта лебедка установлена на при­ чале, но за два года требования к механиз­ му изменились, необходима уже передвиж­ ная лебедка, и устаревшая машина не на­ ходит применения. Крайне медленно идет также изготовле­ ние автоматов для включения и выключе­ ния траловой доски. Проект автомата был разработан еще в 1951 году, и в апреле этого же года заказ на первый опытный образец сдан на Мурманскую судоверфь. Первый автомат закончили лишь через че­ тыре месяца. Изготовление двух следую­ щих образцов затянулось до 1954 года. Сейчас по приказу министра рыбной промышленности СССР 16 автоматов для траловой доски заказаны Кандалакшскому механическому заводу и должны были быть изготовлены еще в мае этого года. Однако до сих пор траловый флот автоматов пе по­ лучил. Давно пора руководству Главмурманрыб­ прома обратить серьезное внимание па ра­ боту по рационализации. На наш взгляд, первым и решающим ус­ ловием правильной организации этого дела явится создание в Мурманске мощной экс- периментальпо-копструкторскон базы, спо­ собной вплотную заняться комплексной механизацией добычи и обработки рыбы. Экспериментальная база должна иметь спе­ циальный цех, оснащенный всем необходи­ мым оборудованием для изготовления опытных образцов машин. Такая организация способна будет нала­ дить своевременное внедрение ценных предложений. При Главмурманрыбпроме необходимо ор­ ганизовать также регулярное проведение конференций рационализаторов, наладить издание брошюр по обмену опытом, техни­ ческих •лекций для новаторов производст­ ва. Нужно, чтобы в эту работу включились и партийные организации, особенно на ко­ раблях тралового флота. Создание экспериментально-конструк­ торской базы и правильно организованная работа с рационализаторами позволят в кратчайший срок комплексно механизиро­ вать все трудоемкие процессы на судах, в порту и на рыбокомбинате. М МОНАСТЫРСКИЙ. Инженер по рационализации уп­ равления тралового флота. Многие колхозы и совхозы области ус­ пешно справляются с выполнением задач, поставленных июньским Пленумом ЦК КПСС, и обеспечивают сытную и теплую зимовку скоту. Но нельзя этого сказать о колхозах Саамского района. Для обеспечения нор-, малыіоп зимовки свыше двухсот голов крупного рогатого скота и более 260 овец сделано очень мало. При плане заготовки с сенокосных угодий района 600 тонн се­ на заготовлено менее 50 процентов. С гек­ тара снято по 400—450 килограммов сена. Столь низкий сбор трав руководители района пытаются объяснить плохим траво­ стоем в нынешнем году и глубоко уверены в том, что якобы при любых условиях кол­ хозы района не смогут обеспечить сеном имеющееся поголовье скота со своих уго­ дий, ориентируя тем самым себя и правле­ ния колхозов на завоз сена пз других обла­ стей. Однако правильно будет объяснить соз­ давшееся в районе положение с обеспечен­ ностью кормовой базой нерадивым отноше­ нием руководителей района к выполнению решений партии и правительства о подъе­ ме сельского хозяйства и отсутствием над­ лежащего контроля за работой правлений колхозов. В районе ограниченное количество па­ хотных и сенокосных угодий, но и имею­ щиеся площади используются плохо. Со­ вершенно не проводятся работы по освое­ нию новых участков. На 6-й сессии исполкома районного Со­ вета депутатов трудящихся 30 декабря 1953 года указывалось на то, что естест­ венные ,сенокосны'е участки в течение ряда лет не расчищаются от кустарника, пе производится подкормка минеральными и органическими удобрениями, не ведутся ме­ лиоративные работы по осушению болот, пригодных для посева трав. Прошло 9 ме­ сяцев после решения сессии исполкома, но дело с созданием кормовой базы в районе не продвинулось вперед ни на шаг. Отсутствие должной воспитательной ра­ боты среди членов сенокосных бригад кол­ хозов и слабый контроль со стороны прав­ лений колхозов «Север» и «Большевик» привело к тому, что ряд сенокосных участ­ ков обкошен был плохо и пришлось ска­ шивать вторично. В районе выполнили план по закладке силоса, но план не обеспечивает потребно­ стей скота в сочном корме. Возможности в колхозах района по силосованию были большими. Не все сделано и по заготовке ягеля, слабо используются морские водо­ росли и крайне мало заготовлено веточного корма. Для того, чтобы не повторять этих оши­ бок в будущем году, необходимо уже сейчас начинать очистку сенокосных угодий от ку­ старников и камней. Надо взять на учет в колхозах каждый'участок земли, который прн соответствующей обработке можно ис­ пользовать для посева трав и других сель­ скохозяйственных культур. В районе масса болот и заболоченных мест и их осушение даст прекрасные сенокосные угодья. Все это, безусловно, требует много сил' н определенных затрат, но без проведения таких мероприятий нельзя решить вопроса создания прочной кормовой базы в колхо­ зах района. Многое предстоит сделать в колхозах по утеплению скотных дворов, строительству овчарен и оленеводческих сооружений. Разговоров о борьбе за подъем сельского хозяйства в районе очень много. Говоря? об этом на партийных конференциях, плену­ мах райкома КПСС, сессиях и заседаниях* исполкома райсовета, на собраниях пер­ вичных парторганизаций и общих собраниях колхозников, но дальше разговоров дело не идет. В колхозе «Севера, например, два года ведется строительство овчарни, не утепле­ ны скотные дворы, в других колхозах летом не занимались строительством навесов, из­ городей. Пора перейти от разговоров и при­ нятия резолюций к практическим делам. Району требуется серьезная помощь со стороны областного управления сельского хозяйства в изыскании новых участков, приемлемых для освоения под сенокосные угодья, в проведении мелиоративных работ и т. д. Пора и областной базе «Сельхозснаба» (начальник тов. Виленкин) откликнуть­ ся на запросы колхозов района. Два года идет речь-о приобретении для них одноле­ мешных конных плугов. Тов.' Виленкин ссылается на то, что такие /плуги промыш­ ленность не выпускает и приобрести их нельзя. А ведь есть возможность приобре­ сти их в других областях. ’ В районе начался подъем зяби, но из-за отсутствия плугов план может сорваться, ибо до сих пор пе решен вопрос, какая МТС должна обслуживать колхозы Саамского района. При более серьезном отношении руково­ дителей районной партийной организации, исполкома райсовета, управления сельского хозяйства к выполнению постановления июньского Пленума ЦК КПСС и соответст­ вующей помощи со стороны областных ор­ ганизаций колхозы Саамского района мо­ гут и будут иметь прочную кормовую базу и обеспечат дальнейший рост' поголовья скота, повышение его продуктивности; Н. СОЛОВЬЕВ. Заместитель заведующего отдела парторганов Мурманского обкома КПСС. Озеленяется пришколЬнЬій у ч а с т о к 15 сентября на общем собрании уча­ щихся комсомольцы Мончегорской средней школы >5 5 решили озеленить пришколь­ ный участок. 18 сентября инициаторы за­ мечательного начинания — комсомольцы 9 и 10 классов вышли в лес. За 2—3 часа работы из леса на территорию около школы было пересажено более 200 елей, рябины, берез и других деревьев. Впервые в этом году учащиеся присту­ пили к созданию и пришкольного опытно­ го участка. Сейчас разрабатывается цели­ на, готовится земля, удобрение. К . АБРАМОЧКИН. Директор школы 5.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz