Полярная правда. 1954, сентябрь.
№ 232 (7954) 30 сентября 1954 р. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А * 3 7_руд^щиес_я_ рьгбндго^ Мурмана! РЕЗЕРВЫ ☆ ☆ Письма победителей в соревновании по профессиям Главное — правильная организация труда 20 лет тому назад учеником судосбор щика я начал работу па Мурманской судо верфи. Сначала было трудно — п уставал быстро, и работать так хорошо, как опыт ные рабочие, не мог. Но шло время, уве реннее стал держать инструмент, накопил опыт, ко мне уже стали обращаться за по мощью, г.прашивать совета. .С 1941 года работаю бригадиром судосборщиков, сей час пмею производственную квалификацию 7-го разряда. В наши обязанности входит разметка и сверление отверстии в листах корабельной обшивки, приклепывание на корабле этих листов, сборка трубных кожухов, фунда ментов для главных машин, двигателей, водяных помп, электрощитов, лебедок, при ходится гнуть шпангоуты, листы кора бельной обшивки, выполнять целый ряд других работ по судосборке. Нам, судоремонтникам, приходится быть одновременно н сверловщиками, и котель щиками, выступать в роли рубщиков, ша блонщиков, такелажников. Бригада справляется со своими рабо тами на траулерах — пи разу еще не бы ло случая, чтобы ремонт затягивался по пашей вине. Нередко мне задают вопрос: каким обра зом наша бригада добивается высокой про изводительности труда? Успех зависит от правильного использования рабочего дня. Все его 4S0 минут каждым рабочим долж- пы быть употреблены с максимальной пользой. Очень важно уметь правильно ор ганизовать труд коллектива. Расстановка сил у пас, в бригаде, делается таким обра зом, чтобы каждый выполнял ту работу, с которой он быстрее и лучше справится. Я хорошо знаю членов своей бригады, знаю, кто как может работать. Судосборщику чет вертого разряда тов. Пахомову, например, поручаю наиболее ответственные задания; все в бригаде привыкли к тому, что тов. Пахомов, хотя п не спешит, но делает все точно и высококачественно. Когда мы ра ботали на ремонте среднего траулера 223, тов. Пахомов самостоятельно сни мал шаблоны с жесткостей, а затем уста навливал пх на судне; задание он выпол нил" безупречно. Хороіцо работает судо сборщик третьего разряда тов. Иванов — его тоже часто направляю на выполнение ответственных поручений. Сам всегда внимательно слежу за рабо той всех членов бригады, контролирую сро ки, нередко подсказываю правильное ре шение вопроса. Очень тщательно прихо дится следить, особенно па первых порах, за работой повичков: месяц— полтора поч ти не отхожу от них, помогая освоить про фессию. Ну, а по истечении этого времени п от новичков требую хорошего точного вы полнения заданий, продолжая помогать им. Строгая проверка в нашей работе необ ходима, особенно при сборке фундаментов — здес приходится вымерять все размеры, все изгибы деталей с точностью до не скольких миллиметров. Материалы, необходимые для работы, всегда заказываю заранее— очень важно, чтобы они поступали во-время, не за держивали судосборщиков. Многое зависит и от работы приданных нашей бригаде электросварщика и резчика: согласовыва ем их работу с нашей так, чтобы не про пала даром ни одна минута. Немалую роль в скорейшем выполнении работ играет и мастер цеха, в обязанности которого входит своевременная подготовка рабочего места и связь с мастерами других цехов. Часто бывают задания, требую щие совместной работы нескольких цехов, и пх мы всегда стараемся выполнять в первую очередь, чтобы не простаивали дру гие бопгады. Сейчас наша бригада совместно с рабо чими других цехов строит пловучпй подъемный крап. Мы должны изготовить и смонтировать поперечные переборки, попе речный и продольный набор, т. е. выпол нить первоначальные основные работы — сборку фундамента, костяка плавкрана. Выполняя это задание, бригада обязалась сэкономить несколько тонн стального про ката. Решили мы сделать это следующим образом: при вырезке заготовок для бобнн- цев из восьмимиллимстровых листов стали остаются кромки, которые раньше шли в отходы. Теперь мы думаем использовать нх для пзготовленпя книц, необходимых при монтаже плавкрана. Подсчитали, что, де лая кницы пз оставшихся кромок, можно сэкономить 42 квадратных метра листово го проката. Несколько слов хочется сказать п о не достатках, которые метают работать еще лучше. Выше я уже говорил о том, какое значение имеет своевременная доставка ма териалов. К сожалению, у нас еще нередко очень долго оформляется документация на получение со склада материалов, не в срок они и доставляются. Однажды нам понадобилось угловое же лезо размером 65 х 100 миллиметров, как было указано в чертежах. Но чертежи кон структорское бюро составило без согласова ния. На складе такого железа не было, а имелось только угловое железо размером 75x 100 миллиметров. Пришлось вносить изменения в чертежи, снова .заказывать материал, причем конструкторское бюро об этих изменениях пе сообщило заранее бух галтерии, и там отказались подписать тре бование. Получили мы угловое железо только через 5 дней. Около нашего цеха стоит башенный кран, но толку от этого немного. По разра ботанному технологическому процессу по перечные переборки плавкрана ставятся секциями, каждая секция весит не меньше 2 тонн Грузоподъемность же установленно го крана всего только 1,5 тонны. Все эти недостатки тормозят работу, зна чительно усложняя производственный про цесс. Не будь их — многое в нашей рабо те можно было бы улучшить. Приближается 37-я годовщина Велпкйго Октября. Вместе со всем коллективом судо верфи наша брпгада взяла повышенные обязательства по ремонту судов. Мы непло хо поработали в течение этого года, выпол няя нормы в среднем на 190 процентов. Но будем трудиться еще настойчивее, чтобы достойно встретить великий стдолник. П. ЧУЛАНОВ. Бригадир корпусно-котельного цеха Мурманской судоверфи. Свет в тундре* ЛАМПОЧКИ ИЛЬИЧА ЗАЖ ГЛИШ гВ СЕЛЕ ЧУДЗЬЯВР Экипаж передового траулера «Сталинград» выполнил годовой план по вылову рыбы и дал сверх него 6000 центнеров рыбы. Годовые планы по выработке консервов и рыбьего жира также выполнены. На снимке: лучшие люди траулера «Сталинград» (слева направо): матросы тг. Н. Н. ЧУГУНОВ, Н. П. ТИХОНОВ и В. В. ШПИГА. Фото В. Внрнна. Где промысловые корабли теряют время Плап четвертого квартала—к 7 ноября Экипаж малого траулера «Стахановец» (капитан тов. Лопинов) колхоза «Мурма- нец» к 20 сентября годовой план по добы че рыбы выполнил на 118,8 процента, дав дополнительно государству более 500 цент неров рыбы. Команда добивается значительного уп лотнения промыслового режима, увеличи вая число тралений. Так, например, за рейс с 1 по 3 сентября при плане в 27 тра лений рыбаки сделали *10 тралений, подняв на борт 12-1 центнера рыбы. Около 100 центнеров рыбы промысловики доставили на приемный пункт 18 сентября. Готовя достойную встречу 37-й годов щине Великого Октября, экипаж решил к 7 ноября выполнить план четвертого кварта ла по добыче рыбы. Свое обязательство ры баки подкрепляют практическими делами. На 10 дней раньше срока они завершили сентябрьское задание по добыче рыбы. Тернберка. (Наш соб. корр.). Коллектив моряков тралового флота, участвуя в социалистическом соревнова нии за достойную встречу 37-й годовщи ны Великого Октября, стремится досрочно выполнить государственный план но вы лову рыбы, справиться с дополнительным правительственным заданием на второе полугодие. Передовые экипажи флота уве личивают часы траления, быстрее нормы спускают и поднимают тралы, экономят время на переходах нз одного района в другой. Лихтеры, поставленные на по- бережье и снабжающие сейчас промысло вые корабли солыо, водой, углем, позволи ли многим траулерам удлинить сроки пла вания, добыть больше рыбы. Но вместе с тем попрсжнемѵ далеко не используется такой резерв увеличения до бычи рыбы, как сокращение сверхнорма тивных простоев судов в порту. И поныне систематически срываются графики отхода кораблей в морс, хотя скопления судов в порту нет и имеются все возможности своевременно обрабатывать и точно в на меченные сроки отправлять траулеры на промысел. Ежедневно представители тра лового флота, рыбного порта и завода междурейсового ремонта согласуют между собой все подготовительные работы по от правке судов и назначают, исходя из это го, время отхода траулеров, но ежедневно эти планы нарушаются — почти ни один корабль по графику не уходит. 21 и 22 сентября, например, на оперативном со вещании было намечено к отходу 10 ко раблей, а ушло за эти два дня только во семь траулеров, да и те с большими за держками- На сутки—двое по вине завода междурейсового ремонта были перенесены сроки отхода траулеров «Грозный», «Минск», «Анадырь», хотя никаких до полнительных ведомостей на ремонт по этим кораблям заводу предъявлено пе было. Случаи такие не единичны. Сначала руководители судоремонтного завода сами же устанавливают срок окончания ремон та, а на следующий день с необыкновен ной легкостью назначают уже другой. Это оистоятельство расхолаживает команды су дов, они привыкают к тому, что отход по стоянно переносится, и ряд членов команд не является к назначенному сроку на корабль. График отхода кораблей должен наконец, стать законом и для судоремонт ников, и для портовиков, и для экипажей Много еще промыслового времени те ряется в порту из-за разгильдяйства от дельных работников, из-за нарушений трудовой дисциплины как рядовыми чле нами команд, так и лицами командного состава. 15 часов простоял 22 сентября траулер «Аскольд» из-за пьяной выходки второго механика Чебыкина, отказавшего ся идти в море. Сутки потерял траулер «Нева» из-за разгильдяйства третьего штурмана этого корабля Буднна, потеряв шего документы на одного из членов команды. В последний момент, когда ко рабль уже простоял 24 часа, Буднн обна ружил потерю у себя в каюте. 20 дней ремонтировался в порту трау лер «Макрель» — время, вполне доста точное, чтобы старшему механику судна Варакину полностью подготовить машину к плаванию, но в день отхода обнаружи лось, что судно к осмотру регистра не подготовлено. В результате «Макрель» простояла сверх срока 42 часа. В последние дни 18 часов промыслово го времени потерял траулер «Кубань» по вине третьего штурмана Сытова; 15 часов ожидал траулер «Поллукс» членов команды Зенкова, Новикова, Ильчева, Шашлова и Цветкова, опоздавших к отхо ду. На 12 часов задержал отход своего корабля мастер по добыче рыбы траулера «Челябинск» Малышев, столько же вре мени потратил экипаж траулера «Рыбец» па ожидание опоздавших повара Бочарни кова и кочегара Кожина. Сокращение сверхнормативных простоев траулеров в порту попрежнему остается большим неиспользованным резервом уве личения добычи рыбы. А. ХОХЛИН. Диспетчер тралового флота. + Далеко от районного центра, в глубине Ловозерской тундры, находится небольшое саамское село Чудзьявр. Когда-то на этом месте был саамский погост с низенькими, покосившимися домиками и дымными ве жами, куда оленеводы-саами приезжали ненадолго, кочуя по тундре со своими ма ленькими стадами оленей. Благодаря большой заботе о тружениках крайнего Севера со стороны Коммунисти ческой партии и Советского правительства Чудзьявр, как и все населенные пункты Ловозерского района, неузнаваемо преоб разился. Для оленеводов-саами здесь по строены просторные, светлые дона. В Чудзьявре есть начальная школа, меди цинский пункт, зооветеринарный пункт, почтовое агентство, магазин, клуб и хо рошая библиотека. ТелефошПіе провода соединяют это маленькое селл с районным центром. В каждом доме имеется радио. Вместе с ростом всей нашей страны рос н развивался организованный здесь колхоз «Вперед». Здесь наряду с основной от раслью хозяйства — оленеводством ус пешно развиваются полеводство, домаш нее животноводство, готовится открытие- звероводческой фермы. В колхозе «Вперед» применяются пере довые методы агротехники, вводится ме ханизация. Уже сейчас с помощью меха низмов подается на ферму вода, вывозит ся навоз. Это позволяет Животноводам Е. Лукиной и Е. Яковлевой больше уде лять внимания уходу за скотом и доби ваться хороших показателей в выполне нии плана по надою молока. Уже на 1-е августа они перевыполнили годовой план надоя молока, получив от каждой фураж ной коровы по 1825 литров вместо 1800 литров молока. Борясь за выполнение постановления июньского Пленума Центрального Комите та "КПСС, колхозники артели «Вперед» ус пешно провели все летние полевые рабо ты. Урожай карт 9 феля составил 106 цент неров с гектара прн плане 80 центнеров. Капусты запланировано было получить 130 центнеров, а выращено 300 центне ров в пересчете на гектар. Хорошо провели колхозники заготовку грубых и сочных кормов для скота. План по сенокошению выполнен на 112,7 про цента, по заготовке яделя — на 136 про центов, выполнено задание по закладке силоса. Скоту в этом колхозе-подготовили сытную зимовку. День 18 сентября 1954 года был-для колхозников. Чудзьявра днем большого и радостного праздника. В восемь часов ве чера во всех домах колхозников, в школе, в сельском клубе впервые ярко вспыхнули лампочкн Ильича — это дала ток колхоз ная электростанция. ІІуск электростан ции открывает широкие _перспективы для дальнейшего хозяйственного п культур ного подъема Чудзьявра. Радостные и возбужденные пришли* кол хозники на собрание, посвященное такому важному в нх жизни событию. По случаю этого праздника к колхозникам приехали гости — шефы, с чьей помощью была смонтирована и пущена в эксплоатацию электростанция. Много в этот день говорили колхозники о своем прошлом, настоящем и будущем. Оленевод Трифон Дмитриевич Яковлев рас сказал о тяжелой, беспросветной жизни саамского народа до Великой Октябрьской социалистической революции. Обращаясь к колхозникам, он сказал: — Советская власть и Коммунистиче ская партия много сделали и делают для того, чтобы мы жили лучше. Так ответим же на эту заботу хорошей работой в-кол хозе. Говорили колхозники и о том, что в их среде есть еще и такие, которые нерадиво относятся к труду, проявляют недисципли-' пированность, что в колхозе не полностью используются имеющиеся резервы для умножения общественного хозяйства. Ста рый колхозник Антон Парфентьевич Пья- иов отметил, например, что колхоз распо лагает большими водоемами, богатыми рыбой, но плав по этой отрасли хозяйства выполняется плохо. Объясняется это тем, говорит Антон Парфентьевич, что правле ние колхоза и его председатель тов. Алто нов не контролируют рыбаков, не обеспе чивают их орудиями лова. В ответ на заботу партии и правитель ства колхозники артели «Вперед» обяза лись еще выше поднять все участки кол хозного производства и к 1955 году придти с хорошими показателями в вы полнении годового плана. С. СОКОЛОВ, с. Ловозеро. Создать прочную кормовую базу в колхозах Саамского района На п е д е лю р а н ь т е с рока Успехов в труде добились старший мастер по добыче рыбы тов. Елисеев, матросы тт. Телов, Попрѵга, Яковлев, кочегар тов. Митрохин. М. РЫЖКОВ. Поддерживая призыв моряков траулера «Ленин» о развертывании предоктябрьско го соревнования, экипаж траулера «Урал» принял на себя новые обязательства. Мы уже добились первого успеха в осуществ лении их — на семь суток раньше срока экипаж выполнил месячный план по добы че рыбы. Председатель судового комитета траулера «Урал». Что мешает комплексной механизации в рыбной промышленности Развитие рационализации и изобрета тельства является одним из основных ус ловий технического прогресса всякого производства. Особенно важную роль приз вана сыграть новаторская мысль в рыбной промышленности, где до сих пор основные производственные процессы не механизи рованы. Общее увеличение добычи рыбы за последние годы объясняется главным об разом ростом флота, механизация же тру да попрежнему отстает. Устранить ручной труд, внедрить в са мых широких масштабах комплексную ме ханизацию — эта задача стоит перед на ми, работникамі рыбной прсмышленности. В быстрейшем решении ее большую роль могут и должны сыграть предложения ра ционализаторов. Их немало в траловом Флоте. Тт. Глущенко. Росляков, Захарьин, Симановский, Низгигев, Нуржинпшй. Ро- щаников внесли ряд предложений, за счет внедрения которых траловый флот получил не одну сотню тысяч рублей экономии. Так, например предложение тов. Глу щенко «Применение лигнофоля во втулках промыслового оборудования вместо брон зы» далс флоту свыше 500 тысяч рублей экономии. Лигнофолевые втулки применя ются теперь на всех кораблях Старшин механик траулера «Полярный» тов. Нуржинский разработал проект без- матерчатого фильтра для котельной воды Применение этого Фильтра позволит облег чить труд машинных комаьд и улучшить качество яксплоатации паровых котлов. Однако число предложений могло быть значительно больше, если бы в Главмур- манрыбпроме по-настоящему, серьезно и ответственно вели работу с рационализато рами. Здесь это. важное дело остается без внимания. В течение почти года в глав ке пе было постоянного работника по ра ционализации пе выпускался сборник тем для изобретателей. За последние пять лет не было ни одной конференции рационали заторов, а ведь прн хорошей организации это мероприятие могло принести большую пользу, объединить рационализаторские силы, привлечь новые кадры. В 1946 году при управлении тралового флота была организована эксперименталь ная база, задача которой совершенствовать орудия лова и промысловые механизмы. Согласно положению, эта эксперименталь ная база должна была принимать самое активное участие в работе с новаторами производства, решать сложные предложе ния рационализаторов и изобретателей. База имела большой штат работников и проводила ряд интересных для промыш ленности экспериментов, регулярно разра батывала предложения новаторов. Однако в 1952 году штат ее сократился в три раза, а еще два года спустя отобрали и помеще ние, передав его в распоряжение отдела кадров тралового флота. Эксперименталь ная база была переведена в помещение ПИНРО и фактически сейчас отстранена от работы в траловом флоте. На предприятиях Главмурманрыбпрома, в частности у нас, в управлении тралового флота, нередко бывает п так: рационализа тор внес ценное предложение, его обсудили на техническом совете, конструкторы, несмотря на отсутствие специальной до статочно мошной экспериментальной базы, разработали, дополнили проект новатора. Проходит месяц, год, другой, но дело не двигается с мертвой точки. Попрежнему трудоемкий процесс производится вручную, а машина, задуманная рационализатором и способная облегчить человеческий труд, — существует только в чертежах. Происходит это потому, что изготовле ние опытных образцов по предложениям рационализаторов организовано крайне плохо. Например, тт. Слободской и Печаткнн сконструировали специальную лебедку для сматывания старых ваеров. Установка этой лебедки на одном из причалов рыбного порта облегчила бы тяжелый труд моря ков. Предложение было разработано конст рукторским бюро, и заказ на изготовление опытной машины передан заводу между рейсового ремонта траулеров Главмурман рыбпрома еще в 1952 году. Но была закон чена лебедка лишь два года спустя, пос-- ле ряда приказов и распоряжений. Два го да моряки траулеров в ожидании уже смон тированной машины попрежнему сматыва ли старые ваера вручную. Сейчас эта лебедка установлена на при чале, но за два года требования к механиз му изменились, необходима уже передвиж ная лебедка, и устаревшая машина не на ходит применения. Крайне медленно идет также изготовле ние автоматов для включения и выключе ния траловой доски. Проект автомата был разработан еще в 1951 году, и в апреле этого же года заказ на первый опытный образец сдан на Мурманскую судоверфь. Первый автомат закончили лишь через че тыре месяца. Изготовление двух следую щих образцов затянулось до 1954 года. Сейчас по приказу министра рыбной промышленности СССР 16 автоматов для траловой доски заказаны Кандалакшскому механическому заводу и должны были быть изготовлены еще в мае этого года. Однако до сих пор траловый флот автоматов пе по лучил. Давно пора руководству Главмурманрыб прома обратить серьезное внимание па ра боту по рационализации. На наш взгляд, первым и решающим ус ловием правильной организации этого дела явится создание в Мурманске мощной экс- периментальпо-копструкторскон базы, спо собной вплотную заняться комплексной механизацией добычи и обработки рыбы. Экспериментальная база должна иметь спе циальный цех, оснащенный всем необходи мым оборудованием для изготовления опытных образцов машин. Такая организация способна будет нала дить своевременное внедрение ценных предложений. При Главмурманрыбпроме необходимо ор ганизовать также регулярное проведение конференций рационализаторов, наладить издание брошюр по обмену опытом, техни ческих •лекций для новаторов производст ва. Нужно, чтобы в эту работу включились и партийные организации, особенно на ко раблях тралового флота. Создание экспериментально-конструк торской базы и правильно организованная работа с рационализаторами позволят в кратчайший срок комплексно механизиро вать все трудоемкие процессы на судах, в порту и на рыбокомбинате. М МОНАСТЫРСКИЙ. Инженер по рационализации уп равления тралового флота. Многие колхозы и совхозы области ус пешно справляются с выполнением задач, поставленных июньским Пленумом ЦК КПСС, и обеспечивают сытную и теплую зимовку скоту. Но нельзя этого сказать о колхозах Саамского района. Для обеспечения нор-, малыіоп зимовки свыше двухсот голов крупного рогатого скота и более 260 овец сделано очень мало. При плане заготовки с сенокосных угодий района 600 тонн се на заготовлено менее 50 процентов. С гек тара снято по 400—450 килограммов сена. Столь низкий сбор трав руководители района пытаются объяснить плохим траво стоем в нынешнем году и глубоко уверены в том, что якобы при любых условиях кол хозы района не смогут обеспечить сеном имеющееся поголовье скота со своих уго дий, ориентируя тем самым себя и правле ния колхозов на завоз сена пз других обла стей. Однако правильно будет объяснить соз давшееся в районе положение с обеспечен ностью кормовой базой нерадивым отноше нием руководителей района к выполнению решений партии и правительства о подъе ме сельского хозяйства и отсутствием над лежащего контроля за работой правлений колхозов. В районе ограниченное количество па хотных и сенокосных угодий, но и имею щиеся площади используются плохо. Со вершенно не проводятся работы по освое нию новых участков. На 6-й сессии исполкома районного Со вета депутатов трудящихся 30 декабря 1953 года указывалось на то, что естест венные ,сенокосны'е участки в течение ряда лет не расчищаются от кустарника, пе производится подкормка минеральными и органическими удобрениями, не ведутся ме лиоративные работы по осушению болот, пригодных для посева трав. Прошло 9 ме сяцев после решения сессии исполкома, но дело с созданием кормовой базы в районе не продвинулось вперед ни на шаг. Отсутствие должной воспитательной ра боты среди членов сенокосных бригад кол хозов и слабый контроль со стороны прав лений колхозов «Север» и «Большевик» привело к тому, что ряд сенокосных участ ков обкошен был плохо и пришлось ска шивать вторично. В районе выполнили план по закладке силоса, но план не обеспечивает потребно стей скота в сочном корме. Возможности в колхозах района по силосованию были большими. Не все сделано и по заготовке ягеля, слабо используются морские водо росли и крайне мало заготовлено веточного корма. Для того, чтобы не повторять этих оши бок в будущем году, необходимо уже сейчас начинать очистку сенокосных угодий от ку старников и камней. Надо взять на учет в колхозах каждый'участок земли, который прн соответствующей обработке можно ис пользовать для посева трав и других сель скохозяйственных культур. В районе масса болот и заболоченных мест и их осушение даст прекрасные сенокосные угодья. Все это, безусловно, требует много сил' н определенных затрат, но без проведения таких мероприятий нельзя решить вопроса создания прочной кормовой базы в колхо зах района. Многое предстоит сделать в колхозах по утеплению скотных дворов, строительству овчарен и оленеводческих сооружений. Разговоров о борьбе за подъем сельского хозяйства в районе очень много. Говоря? об этом на партийных конференциях, плену мах райкома КПСС, сессиях и заседаниях* исполкома райсовета, на собраниях пер вичных парторганизаций и общих собраниях колхозников, но дальше разговоров дело не идет. В колхозе «Севера, например, два года ведется строительство овчарни, не утепле ны скотные дворы, в других колхозах летом не занимались строительством навесов, из городей. Пора перейти от разговоров и при нятия резолюций к практическим делам. Району требуется серьезная помощь со стороны областного управления сельского хозяйства в изыскании новых участков, приемлемых для освоения под сенокосные угодья, в проведении мелиоративных работ и т. д. Пора и областной базе «Сельхозснаба» (начальник тов. Виленкин) откликнуть ся на запросы колхозов района. Два года идет речь-о приобретении для них одноле мешных конных плугов. Тов.' Виленкин ссылается на то, что такие /плуги промыш ленность не выпускает и приобрести их нельзя. А ведь есть возможность приобре сти их в других областях. ’ В районе начался подъем зяби, но из-за отсутствия плугов план может сорваться, ибо до сих пор пе решен вопрос, какая МТС должна обслуживать колхозы Саамского района. При более серьезном отношении руково дителей районной партийной организации, исполкома райсовета, управления сельского хозяйства к выполнению постановления июньского Пленума ЦК КПСС и соответст вующей помощи со стороны областных ор ганизаций колхозы Саамского района мо гут и будут иметь прочную кормовую базу и обеспечат дальнейший рост' поголовья скота, повышение его продуктивности; Н. СОЛОВЬЕВ. Заместитель заведующего отдела парторганов Мурманского обкома КПСС. Озеленяется пришколЬнЬій у ч а с т о к 15 сентября на общем собрании уча щихся комсомольцы Мончегорской средней школы >5 5 решили озеленить пришколь ный участок. 18 сентября инициаторы за мечательного начинания — комсомольцы 9 и 10 классов вышли в лес. За 2—3 часа работы из леса на территорию около школы было пересажено более 200 елей, рябины, берез и других деревьев. Впервые в этом году учащиеся присту пили к созданию и пришкольного опытно го участка. Сейчас разрабатывается цели на, готовится земля, удобрение. К . АБРАМОЧКИН. Директор школы 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz