Полярная правда. 1954, сентябрь.

о м ч э а т е л ь н ^ з к з ^ А ( )} 'л \ V- 1 і Ч I ~ч г -УО y \ Ѵ / :. ЛЕНИНА Пролетарии всех стран , спедйШйтесъІ I !\ \ } AiVWlG/riUVUU' CSbtfA' bUlfJUtli biJKUUnMUIitWU: п о л я р ы а я Год издание 35-й С Е Г О Д Н Я '..в Н О М Е Р Е ! № 207 (7929) СРЕДА, 1 СЕНТЯБРЯ 1954 г. ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И Г0Р0ДСН0Г0 КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСН0Г0 ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Цена 20 коп. 1 СТРАНИЦА Концерт мастеров искусства респуб­ лики Индии в Большом театре Союза ССР. СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ УЧЕБ­ НЫЙ ГОД В Ш КОЛАХ . П. Рябченко.— Большой праздник. А . Мохова. — Соз­ навая свой долг. В. Швецов. — Содру­ жество коллективов предприятия и школы. , 3?: дальнейшее повышение учебно- ’ воспитательной работы в советской школе. 2 СТРАНИЦА ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ. Н. Шутов. — За высокие уловы рыбы! А . Краси­ кова. — Политическая работа помогает повышать производительность труда. М . Силков. — За снижение себестои­ мости обработки грузов. В. Прохоров, В. Сидорова и др. — На проверке — общежития молодых ра­ бочих. 3 СТРАНИЦА СМЕЛЕЕ ВНЕДРЯТЬ ПЕРЕДОВЫЕ МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА! А . Про­ хоров. — Новые строительные материа­ лы. К . Селезнев. — Применяем крупные блоки. А . Щиголев. — в срок сдать завод. Л. Петруігачева. — В коллективе Ло- возерской больницы. П. Пюннёнен. — Колхозники вскры­ вают недостатки в работе правления ар­ тели. 4 СТРАНИЦА Национальное собрание Франции от­ вергло договор о «европейском оборо­ нительном сообществе». Спортивная хроника. К НОВЫМ УСПЕХАМ В РАБОТЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ! Сегодня в школах нашей страны на­ чинается новый учебный год. Миллионы советских детей сели сегодня за школь­ ные парты. Учителя и учащиеся Мурманской обла­ сти приступили к занятиям в хорошо под­ готовленных, чистых и светлых школьных зданиях, любовно украшенных приветст­ венными лозунгами и цветами. Прекрасные новые школы получили де­ та Саамского, Терского, Полярного, Кан­ далакшского районов, города Мурманска. Открыты новые школьные интернаты в Кольском и других районах. Молодежь, работающая в рыбной и апа­ титовой промышленности, получила в этом году замечательные подарки — спе­ циальные здания для школ рабочей моло­ дежи в городах Кировске и Мурманске. Значительно увеличилось в этом году количество школьников. Нынче в школы области пришло почти на 5 тысяч детей больше, чем 1-го сентября прошлого года. На 1900 человек возросло количество учащихся 8—10-х классов. Многие семилетие школы области ре­ организованы в этом году в средние. Сре­ ди них — школа Х і 2 гор. Кандалакши, школа Л; 1 гор. Мончегорска, железнодо­ рожная школа на 'станции Кола. Советские дети и педагоги- приступили к занятиям в . благоприятных условиях: утвержден новый учебный план школы; проведена значительная переработка школьных программ, предусматривающая дальнейшее сокращение учебного мате­ риала; своевременно выпущецы новые учебники, школы пополнены учебно-на- глядньш ' оборудованием. Наступивший учебный год должен стать годом нового серьезного подъема нашей школы. Воспитывая молодое поколение, школа обязана дать учащимся глубокие и все­ сторонние знания, привить им практиче­ ские навыки, которые особенно понадобят­ ся учащимся тогда, когда они окончат школу и встанут на самостоятельный тру­ довой путь. Успешно решить почетную и ответст­ венную задачу коренного улучшения обу­ чения и воспитания учащейся молодежи может только тот учитель, который рабо­ тает творчески н постоянно совершенст­ вуется. Повседневная, настойчивая работа каждого учителя над собой является его профессиональной обязанностью. Не толь­ ко специальное образование, но и общая культура учителя, его духовные интересы и устремления, его политическая зрелость обеспечивают высокий идейно-научный уровень учебно-воспитательной работы в ШКОЛР. „ В нашей области более половины учи­ телей — молодежь, не имеющая еще до­ статочного опыта и навыков работы в школе. В связи с этим особое значение приобретает организация методической по­ мощи учителю и систематический конт­ роль за его работой. Руководители школ и органов народного образования должны решительно улуч­ шить свою деятельность, внимательно про­ верять п анализировать работу каждого учителя, систематизировать и широко пропагандировать лучший педагогический опыт, смело критиковать ошибки и недо­ статки в работе школ и отдельных учи­ телей, добиваясь преодоления и устране­ ния этих недостатков. Областной институт усовершенствования учителей, районные и городские педаго­ гические кабинеты должны перестроить свою работу, сосредоточив все внимание па разрешении практических задач, стоя­ щих перед школой и учителем. Партия учит развивать критику и само­ критику снизу, бороться против парад­ ного благополучия и упоения успехами в работе. У рядового учителя могут многому научиться руководители школ и отделов народного образования. Вот почему сле­ дует постоянно прислушиваться к голосу учителя, к его критическим замечаниям, I коллективно обсуждать и разрешать новые задачи, встающие перед школой. В этом году необходимо добиться ожив­ ления работы профсоюзных организаций учителей, сделать их настоящим организа­ тором педагогических коллективов, ини­ циатором и проводником нового, передо­ вого педагогического опыта, вниматель­ ным н заботливым воспитателем •молодых учителей. Факты показывают, что во многих шко­ лах области не принято должных мер для улучшения физического воспитания детей, которое является одним из важнейших условий успеха всей работы школы. Мно­ гие школы начали учебный год, не имея спортивных площадок для занятий уча­ щихся. В первые же дни сентября силами школьников, с помощью родительского актива и шефствующих над школами предприятий- необходимо создать и обору­ довать такие площадки при каждой школе. Задача коренного улучшения работы школ, н особенно введение совместного обучения мальчиков и девочек в школах, требует от учителей . и руководителей школ большой и настойчивой работы но созданию и укреплению дружного, здоро­ вого ученического коллектива. Основой ученического коллектива являются пио­ нерские и комсомольские организации. Их работе надо уделять большое внимание. Учитель должен быть в центре коллек­ тива школьников, всегда направлять и организовывать интересную творческую деятельность своих питомцев в духе то­ варищества, взаимопомощи, дисциплини­ рованности и чувства долга. Повышение авторитета и воспитательного влияния пионерских и комсомольских организаций является одной нз важнейших забот каждого учителя. Райкомы и горкомы ВЛКСМ должны установить тесную связь со школами и в первую очередь с классными руководите­ лями, которые непосредственно направ­ ляют работу пионеров и комсомольцев в школе. Коммунистическое воспитание нашей молодежи — кровное дело партийных ор­ ганизаций. Новые важные задачи, встав­ шие перед школой в начавшемся сегодня новом учебном году, требуют усиления партийного руководства школой. • Необходимо принять все меры к полно­ му охвату обучением всех детей школь­ ного возраста, с первого дня обеспечить индивидуальный подход к каждому школь­ нику и организацию педагогической помо­ щи всем тем, кто в ней нуждается. Районные и городские комитеты партии должны' улучшить руководство делом на­ родного образования, глубоко вникать в содержание работы школ, повседневно на­ правлять деятельность педагогических коллективов, привлекая в помощь школе силы широкой общественности. Школы Мурманской области имеют все условия для того, чтобы сделать новый учебный год годом дальнейшего совершен­ ствования обучения п воспитания наших детей. СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ УЧЕБНЫЙ ГОД В ШКОЛАХ I ☆ ☆ Большой праздник Старшая моя дочь Зина, окончившая в этом году среднюю школу, сегодня впер­ вые в -жизни, уже как студентка, прослу­ шает лекцию в Петрозаводском универси­ тете. Сын Володя и дочь Вера идут в шко­ лу. С огромным нетерпением ждали дети этого дня. Да и мы — я и жена, Любовь Константиновна, — готовились к нему. На днях я побывал в школе, где будут учить­ ся дети, поговорил с учителями. Нет ни­ чего радостнее знать, что твои дети на­ ходятся на верном пути, что перед ними открыта широкая дорога в жизнь. В этом году в школах вводится совмест­ ное обучение. Начиная с первого же класса, школьникам будут прививаться трудовые навыки, новые учебные программы дадут нм возможность лучше усваивать учебный материал, отдыхать. Большие задачи стоят перед школой, не меньшие и перед роди­ телями. Я и жена всегда считали, что правильное воспитание ребенок может по­ лучить только в том случае, если и в шко­ ле и дома ему будут прививаться любовь к труду, уважение к старшим, ответствен­ ность за порученное дело. В одной нз книг писателя и педагога Макаренко я прочел о том, как из хорошего ребенка при плохом воспитании может вырасти белоручка. Что­ бы этого не случилось с нашими детьми, я и жена стараемся правильно их вос­ питывать: следим за их учебой, поведе­ нием в школе, на улице и дома, часто бы­ ваем в школе, советуемся с учителями. Некоторые считают, что для того, чтобы ребенок хорошо учился, его следует освобо­ дить от домашних дел и забот. Это неверно. Моя старшая дочь Зина помогала матери .вести домашнее хозяйство, присматривала за младшими братьями и сестрами. Но бла­ годаря тому, что режим ее дня был пра­ вильно установлен, у девочки хватало времени и на отдых и на приготовление уроков. И она не только сдала экзамены на аттестат зрелости, но и заслужила при­ мерной учебой и поведением серебряную медаль. Помогают матери и младшие дети, у каждого пз них имеются свои обязанно­ сти. Большую часть своего времени ребенок проводит в семье, которая оказывает вли­ яние на формирование характера. Я счи­ таю недопустимым быть грубым с детьми. Убеждение, личный пример — вот лучшие методы воспитания. Нельзя, чтобы родите­ ли ссорились при детях, проявляли друг к другу неуважение. Ребята всё видят, изо всего делают для себя выводы. Плох тот отец, который пьянствует, ведет себя недостойно на производстве и в быту. Обо всем этом я пишу потому, что се­ годня в торжественный не только для школьников, но и для взрослых день мне радостно сознавать, что теперь школа и семья будут связаны еще теснее. Хорошо жить и работать, когда знаешь, что о твоих детях проявляется неустанная забота Родиной, Коммунистической парти­ ей, Советским правительством. П. РЯЕЧЕНКО, Старшин крановщик Мурманско­ го торгового порта. * . Сознавая свой долг Сегодня— большой и радостный празд­ ник для всех советских людей. Начинается новый учебный год, миллионы детей на­ шей страны садятся за парты. С большим волнением начішают уче.'ный год и учителя. Этот год особенный в жиз­ ни нашей школы. Решением Советского правительства в школах введено совмест­ ное обучение мальчиков j i дезичи;. Почта в каждой школе обновился состав уча­ щихся. II вот перед нами, учителями, стоит большая задача: создать в каждой школе дружный, работоспособный коллектив де­ тей. Учителя нашей школы приложат для этого все усилия. Главное— единство трс- боваіпш. Быть чутким и внимательным к каждому ребенку и в то же время предъ­ являть требовательность. Серьезные изменения произойдут в со­ ветской школе в связи с осуществлением политехнического обучения. Задача школы — активнее_ приоищать детей к труду, к практической деятельности. Воспитывать в труде — основа, на которой учителя, ро­ дители, комсомольские и пионерские орга­ низации будут строить свою работу. В но­ вом учетном году для учеников нашей школы будет устраиваться больше экскур­ сии, практических и лабораторных за- ия г создадутся нс-вые крусски. Мы должны воспитывать уважение к людям труда, к наппш передовым совет­ ским труженикам. Для этого мы органи­ зуем встречи учеников ‘ с передовиками производства, с лучшими рыбаками на­ шего заполярного города. Совместными усилиями учителей, роди­ телей, партийной и профсоюзной организа­ циями. всей общественности мы выполним большие задачи, стоящие перед школой в нынешнем учебном году. А. МОХОВА. Учительница 10-й школы г. Мур­ манска. Как и все школьники Советского Союза, с большой радостью начинают сегодня учебный год дети рабочих, колхозников и интеллигенции Поляр­ ного района. Большая, хорошо оборудованная школа в городе Полярном — районном центре. Около 2 тысяч мальчиков и девочек будет учиться в этой школе. На снимке: отличники 9 — 10 классов Полярной средней школы (сле­ ва направо): Л. ПЕТРОВА, Я. КОВАЛЬ. С. АНУЧИНА и Г. САВИЦКИЙ с преподавателем 9 — 10 классов В. РЕГИНОИ. Фото Б. Вирина. Содружество коллективов предприятия и школы С новыми силами за учебу Концерт мастеров искусства республики Индии в Большом театре Союза ССР 30 августа в Большом театре СССР состоялся первый концерт индийских масте­ ров искусства — посланцев дружественного народа Индии, чья древняя, самобытная н глубоко национальная культура высоко ценится советскими людьми. Зал театра переполнен. Сцена украшена государственными флагами Советского Союза и республики Индии. Перед началом концерта были исполнены государствен­ ные гимны Индии и СССР. Индийские артисты показали многообразную программу, включающую классиче­ ские и народные образцы индийского танца, музыки, вокального искусства. Концерт открылся поэмой национального поэта Икбала «Наша Индия лучше всех». Ее исполнили певцы и музыканты Мнра Четтерджн, Суриндер Каур, Сурья- кукхи, Томбино Деви, Сурьенарайн, Гнаи Гхош, Рави Шанкар, Аса Сингх Мастана, Дорайсвами, Кришна Пиллаи, Наранянасвамн. Выступление индийс ких артистов закончилось исполнением всеми участниками концерта Национального Гимна Республики Индии — Джана Гайа Мана. Концерт прошел с огромным успехом, продемонстрировав талантливость и высо­ кое исполнительское мастерство индийских артистов. Горячие аплодисменты, много раз возникавшие в зале, явились выражением дружеских чувств и огромного инте­ реса советских людей к культуре великого индийского народа. После концерта дорогих гостей, а в их ліще и весь миролюбивый индийский на­ род, горячо приветствовала от имени советской общественности большая группа дея­ телей искусства. Народный артист СССР И. А. Моисеев, обращаясь к гостям, пожелал индийскому народу дальнейшего процветания. — Наши двери так же, как и наши сердца, — сказал он, — широко открыты для индийских друзей. И. А. Моисеев провозгласил здравицу в честь советско-индийской дружбы. Всем участникам концерта были преподнесены цветы. С ответным словом выступила глава делегации деятелей культуры н искусства Индии — заместитель министра здравоохранения Индии М. Чандрасекхар. Она пере­ дала горячий привет от индийского народа, поблагодарила за радушный прием и ска­ зала, что приезд индийских артистов послужит дальнейшему культурному сближению народов Индии и СССР, делу мира, делу дружбы между двумя великими народами. 1 На концерте присутствовали Н. А. Булганин, Л. М. Каганович, М. Г. Первухнп, М. 3. Сабуров. Н. М Шверник, II. Н. Поспелов, М. А. Суслов, Н. Н. Шаталин, А. А. Громыко, С. В Кафтанов, министры СССР, депутаты Верховного Совета СССР, представители общественных организаций, деятели советской науки и культуры, рэ* бочие промышленных предприятий и строек Москвы. На концерте присутствовали также чрезвычайный и полномочный посол респуб­ лики Индии в СССР К. П. Ш. Менон с супругой, главы и члены посольств и миссий, аккредитованные в Москве. ‘ (ТАСС). * Прошли шкальные каникулы. Они на­ долго останутся в памяти у нас. Вместе с другими школьниками Мурманска мы от­ дыхали в поселке Мурманрыиа, располо­ женном в 25 километрах от Сочи.-ІІо пути в Сочи мы пять дней провели в Ленингра­ де, побывали в Эрмитаже, на Кировских островах, в ІІетродворце, посетили Китай­ ский дворец в Ломоносове. Много интересного мы видели всюду. Мы побывали на горе Ахун. высота кото­ рой 490 метров нал уровнем моря. С игш- іпі, высотой в 33 метра, мы видели прек­ расные пейзажи Кавказа. Побывали мы н в других местах. В столице нашей Родины — Москве мы посетили Всесоюзную сельскохозяйствен­ ную выставку. В нашей стране все делается для того, чтобы воспитывать будущих строителен коммунизма — всесторонне образованных, здоровых людей, способных преодолевать любые препятствия. У нас, школыпіков. лишь одна заиота— прилежно учиться. И вот. хорошо отдохнув, мы с новыми си­ лами принимаемся за учебу. В этом году к нам будут предъявлены новые требования, мы будем учиться но новым программам, особое внимание будет обращено на приви­ тие практических навыков. В связи с введением совместного обуче­ ния в этом году у нас появятся новые то­ варищи. Помогая учителям, мы с первых лее дней занятий будем бороться за то, ч т о ’)Ы быстрее создать сплоченный школь­ ный коллектив, чтобы каждый школьник сознательно усваивал знания, строго соб­ людал правила для учащихся. На заооту партші п правительства со­ ветские школьники ответят хорошей и от­ личной учебой. Н. СИДОРОВА — ученица 9-го клас­ са школы J6 1, Т. ПОНОМАРЕВА — ученица 9-го класса школы № 2 г. Мурманска. Столяр ремонтно-строительной группы рыбного порта тов. Иванов частый гость в школе Л: 5. Он пе только регулярно по­ сещает родительские собрания. Запросто заходя в школу, столяр интересуется все­ ми ее нуждами, а так как у этого чело­ века золотые руки, он всегда находит здесь для себя дело. Нужно изготовить стеллажи для книг, наглядные пособия — тов. Иванов в свое свободное от работы время берется за это. — Наш шеф, — говорят о нем и учи­ теля и ученики. Но не только один столяр тов. Иванов так заботится о школе. Ее шефом являет­ ся весь коллектив Мурманского рыбного порта. Еще в 1945 году портовики всту­ пили в тесное содружество со школьным коллективом. И хотя у очень немногих работников рыбного порта дети учатся именно в этой школе, все они проявляют о ней повседневную заботу. Табельщица ремонтно-строительной группы тов. Поля­ кова частый гость не только в школе, но и на квартирах учеников. Она вниматель­ но следит за тем, как дети учатся, в ка­ ких условиях они живут. Так же поступа­ ют и многие другие работники порта. Дружба между преподавателями, учащи­ мися и портовиками крепнет с каждым го­ дом. Коллектив Порта проявляет большую заботу о школе. Из года в год мы стараем­ ся подготовить все необходимое для успеш­ ного начала учебного года. Вот и теперь шефы позаботились о том, чтобы ученики с первых же дней могли успешно овладевать знаниями. Усилиями рабочих ремонтно-строительной группы здание школы полностью отремонтировано, на это администрация порта затратила де­ сять с половиной тысяч рублей. Коллектив мастерской точной механики порта пода­ рил школьникам барометр и компас, а также другие наглядные пособия. Много хороших пособий, с помощью которых де­ ти смогут успешно изучать физику, изгото­ вили своими силами работники нашей электростанции. Партия и Советское правительство уде­ ляют огромное внимание делу народного образования. В школах на основе решений XIX' съезда партии широко вводится поли­ техническое обучение. Детям будут приви­ ваться трудовые навыки. - Наша задача, как шефов, всемерно помогать школе в этом важном деле. Уже сейчас коллектив ремонтно-строительной группы заложил и огородил пришкольный участок.- Сегодня во всех школах нашей страны начинаются занятия. Приятно сознавать, что затраченные нами усилия помогут кол­ лективу подшефной школы в работе. ^Пор­ товики и дальше будут как можно лучйіе выполнять свои шефские обязанности. 1 в. ш ведов .; Инженер ремонтно-строительной группы рыбного порта. > За дальнейшее повышение учебно-воспитательной работы в советской школе Первого сентября миллионы детей тру­ дящихся нашей страны сядут за парты. В нынешнем году перед педагогически­ ми коллективами стоят ответственные за­ дачи по улучшению постановки учебной и воспитательной работы в школе. Предстоит дальнейшая работа, связанная с осуществ­ лением всеобщего среднего образования п политехнического обучения детей. Особое значение приобретает начинаю­ щийся в 1954—55 учебном году переход па новый учебный план и новые програм­ мы. С начала нового учебного года для учащихся 1—4 классов вводятся уроки ручного труда, а школьники 5 классов бу­ дут работать в учебных мастерских и на учебно-опытных участках. Для учащихся старших классов увеличивается число за­ нятий в лабораториях и производствен­ ных мастерских. Предусматривается также организация экскурсий на предприятия, в колхозы, сов­ хозы и машинно-тракторные станции. Это поможет учащимся лучше ознакомиться с процессами промышленного и сельскохо­ зяйственного производства, подготовиться к будущей трудовой деятельности. До последнего времени окончившие сред­ нюю общеобразовательную школу поступа- Беседа с министром просвещения РСФСР И. А. КАИРОВЫМ ли главным образом в вузы. Теперь в свя­ зи с переходом на всеобщее среднее деся­ тилетнее образование представляется воз­ можность в течение ближайших лет осу­ ществить постепенный переход профессио­ нальных школ на прием учащихся с де­ сятилетним образованием Уже в этом году в техникумы и педагогические училища принято более 160 тысяч юношей и де­ вушек, окончивших среднюю школу. Кроме того, во многих городах в системе трудо­ вых резервов и промышленных ми­ нистерств организуется производственно­ техническая подготовка молодежи, окон­ чившей среднюю школу. Наряду с вопросами обучения перед со­ ветским учительством стоят серьезные за­ дачи воспитательного характера. В школах Москвы, Ленинграда и других крупных городов с 1954—55 учебного го­ да вводится совместное обучение мальчи­ ков и девочек. С первых дней нового учеб­ ного года в каждой школе следует создать сплоченный ученический коллектив, нала­ дить работу пионерской и комсомольской организаций, последовательно добиваться отличной дисциплины учащихся. В предстоящем учебном году в городах, селах и рабочих поселках Российской Фе­ дерации открываются вновь 1570 сред­ них школ. В 8—10 классах будут обу­ чаться 2.852 тысячи юношей и девушек. Это на 536 тысяч человек больше, чем в минувшем году. По сравнению с прошлым годом на 500 тысяч увеличивается число учащихся в 1—4 классах. Расширение сети школ потребовало уве­ личения числа учителей* а новые, все воз­ растающие требования к качеству обуче­ ния и воспитания учащихся вызвали необ­ ходимость более тщательной подготовки преподавателей к новому учебному году. . і В школы Российской Федерации в этом году было паправлено более 60 тысяч мо­ лодых учителей, окончивших педагогиче­ ские училища, педагогические институты. В настоящее время в областях, краях н ав­ тономных республиках РСФСР работает свыше 800 тысяч учителей. Из них — 2484 заслуженных учителей школы РСФСР. Около 19500 педагогам вручены значки «Отличник народного просвеще­ ния», более ста учителей награждены ме­ далью К. Д. ^ шинсеого . За выслугу лет и безупречную работу' 160 тысяч работников просвещения получили медали и ордена Советского Союза. В период летних каникул при институ­ тах усовершенствования учителей и в районах были курсы для учителей. Па них занимались десятки тысяч учителей на­ чальных классов — преподавателей физи­ ки. биологии, химии, истории, русского языка и литературы, математики. Они пе только прослушали определенный цикл лекций, но и работали в лабораториях и мастерских, совершали экскурсии на фаб­ рики, заводы, в МТС, колхозы и совхозы.. К началу занятий учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР выпустило 150 миллионов учеб­ ников. В школы города и села направле­ ны сотни миллионов ученических тетра­ дей, географических карт, глобусоз и дру­ гих учебно-наглядных пособий. Нет сомнения, что работники просвеще­ ния отдадут все свои силы п знания на выполнение ответственных и почетных за­ дач по воспитанию и обучению подрастаю­ щего поколения.' (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz