Полярная правда. 1954, сентябрь.
о м ч э а т е л ь н ^ з к з ^ А ( )} 'л \ V- 1 і Ч I ~ч г -УО y \ Ѵ / :. ЛЕНИНА Пролетарии всех стран , спедйШйтесъІ I !\ \ } AiVWlG/riUVUU' CSbtfA' bUlfJUtli biJKUUnMUIitWU: п о л я р ы а я Год издание 35-й С Е Г О Д Н Я '..в Н О М Е Р Е ! № 207 (7929) СРЕДА, 1 СЕНТЯБРЯ 1954 г. ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И Г0Р0ДСН0Г0 КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСН0Г0 ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Цена 20 коп. 1 СТРАНИЦА Концерт мастеров искусства респуб лики Индии в Большом театре Союза ССР. СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ УЧЕБ НЫЙ ГОД В Ш КОЛАХ . П. Рябченко.— Большой праздник. А . Мохова. — Соз навая свой долг. В. Швецов. — Содру жество коллективов предприятия и школы. , 3?: дальнейшее повышение учебно- ’ воспитательной работы в советской школе. 2 СТРАНИЦА ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ. Н. Шутов. — За высокие уловы рыбы! А . Краси кова. — Политическая работа помогает повышать производительность труда. М . Силков. — За снижение себестои мости обработки грузов. В. Прохоров, В. Сидорова и др. — На проверке — общежития молодых ра бочих. 3 СТРАНИЦА СМЕЛЕЕ ВНЕДРЯТЬ ПЕРЕДОВЫЕ МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА! А . Про хоров. — Новые строительные материа лы. К . Селезнев. — Применяем крупные блоки. А . Щиголев. — в срок сдать завод. Л. Петруігачева. — В коллективе Ло- возерской больницы. П. Пюннёнен. — Колхозники вскры вают недостатки в работе правления ар тели. 4 СТРАНИЦА Национальное собрание Франции от вергло договор о «европейском оборо нительном сообществе». Спортивная хроника. К НОВЫМ УСПЕХАМ В РАБОТЕ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ! Сегодня в школах нашей страны на чинается новый учебный год. Миллионы советских детей сели сегодня за школь ные парты. Учителя и учащиеся Мурманской обла сти приступили к занятиям в хорошо под готовленных, чистых и светлых школьных зданиях, любовно украшенных приветст венными лозунгами и цветами. Прекрасные новые школы получили де та Саамского, Терского, Полярного, Кан далакшского районов, города Мурманска. Открыты новые школьные интернаты в Кольском и других районах. Молодежь, работающая в рыбной и апа титовой промышленности, получила в этом году замечательные подарки — спе циальные здания для школ рабочей моло дежи в городах Кировске и Мурманске. Значительно увеличилось в этом году количество школьников. Нынче в школы области пришло почти на 5 тысяч детей больше, чем 1-го сентября прошлого года. На 1900 человек возросло количество учащихся 8—10-х классов. Многие семилетие школы области ре организованы в этом году в средние. Сре ди них — школа Х і 2 гор. Кандалакши, школа Л; 1 гор. Мончегорска, железнодо рожная школа на 'станции Кола. Советские дети и педагоги- приступили к занятиям в . благоприятных условиях: утвержден новый учебный план школы; проведена значительная переработка школьных программ, предусматривающая дальнейшее сокращение учебного мате риала; своевременно выпущецы новые учебники, школы пополнены учебно-на- глядньш ' оборудованием. Наступивший учебный год должен стать годом нового серьезного подъема нашей школы. Воспитывая молодое поколение, школа обязана дать учащимся глубокие и все сторонние знания, привить им практиче ские навыки, которые особенно понадобят ся учащимся тогда, когда они окончат школу и встанут на самостоятельный тру довой путь. Успешно решить почетную и ответст венную задачу коренного улучшения обу чения и воспитания учащейся молодежи может только тот учитель, который рабо тает творчески н постоянно совершенст вуется. Повседневная, настойчивая работа каждого учителя над собой является его профессиональной обязанностью. Не толь ко специальное образование, но и общая культура учителя, его духовные интересы и устремления, его политическая зрелость обеспечивают высокий идейно-научный уровень учебно-воспитательной работы в ШКОЛР. „ В нашей области более половины учи телей — молодежь, не имеющая еще до статочного опыта и навыков работы в школе. В связи с этим особое значение приобретает организация методической по мощи учителю и систематический конт роль за его работой. Руководители школ и органов народного образования должны решительно улуч шить свою деятельность, внимательно про верять п анализировать работу каждого учителя, систематизировать и широко пропагандировать лучший педагогический опыт, смело критиковать ошибки и недо статки в работе школ и отдельных учи телей, добиваясь преодоления и устране ния этих недостатков. Областной институт усовершенствования учителей, районные и городские педаго гические кабинеты должны перестроить свою работу, сосредоточив все внимание па разрешении практических задач, стоя щих перед школой и учителем. Партия учит развивать критику и само критику снизу, бороться против парад ного благополучия и упоения успехами в работе. У рядового учителя могут многому научиться руководители школ и отделов народного образования. Вот почему сле дует постоянно прислушиваться к голосу учителя, к его критическим замечаниям, I коллективно обсуждать и разрешать новые задачи, встающие перед школой. В этом году необходимо добиться ожив ления работы профсоюзных организаций учителей, сделать их настоящим организа тором педагогических коллективов, ини циатором и проводником нового, передо вого педагогического опыта, вниматель ным н заботливым воспитателем •молодых учителей. Факты показывают, что во многих шко лах области не принято должных мер для улучшения физического воспитания детей, которое является одним из важнейших условий успеха всей работы школы. Мно гие школы начали учебный год, не имея спортивных площадок для занятий уча щихся. В первые же дни сентября силами школьников, с помощью родительского актива и шефствующих над школами предприятий- необходимо создать и обору довать такие площадки при каждой школе. Задача коренного улучшения работы школ, н особенно введение совместного обучения мальчиков и девочек в школах, требует от учителей . и руководителей школ большой и настойчивой работы но созданию и укреплению дружного, здоро вого ученического коллектива. Основой ученического коллектива являются пио нерские и комсомольские организации. Их работе надо уделять большое внимание. Учитель должен быть в центре коллек тива школьников, всегда направлять и организовывать интересную творческую деятельность своих питомцев в духе то варищества, взаимопомощи, дисциплини рованности и чувства долга. Повышение авторитета и воспитательного влияния пионерских и комсомольских организаций является одной нз важнейших забот каждого учителя. Райкомы и горкомы ВЛКСМ должны установить тесную связь со школами и в первую очередь с классными руководите лями, которые непосредственно направ ляют работу пионеров и комсомольцев в школе. Коммунистическое воспитание нашей молодежи — кровное дело партийных ор ганизаций. Новые важные задачи, встав шие перед школой в начавшемся сегодня новом учебном году, требуют усиления партийного руководства школой. • Необходимо принять все меры к полно му охвату обучением всех детей школь ного возраста, с первого дня обеспечить индивидуальный подход к каждому школь нику и организацию педагогической помо щи всем тем, кто в ней нуждается. Районные и городские комитеты партии должны' улучшить руководство делом на родного образования, глубоко вникать в содержание работы школ, повседневно на правлять деятельность педагогических коллективов, привлекая в помощь школе силы широкой общественности. Школы Мурманской области имеют все условия для того, чтобы сделать новый учебный год годом дальнейшего совершен ствования обучения п воспитания наших детей. СЕГОДНЯ НАЧИНАЕТСЯ УЧЕБНЫЙ ГОД В ШКОЛАХ I ☆ ☆ Большой праздник Старшая моя дочь Зина, окончившая в этом году среднюю школу, сегодня впер вые в -жизни, уже как студентка, прослу шает лекцию в Петрозаводском универси тете. Сын Володя и дочь Вера идут в шко лу. С огромным нетерпением ждали дети этого дня. Да и мы — я и жена, Любовь Константиновна, — готовились к нему. На днях я побывал в школе, где будут учить ся дети, поговорил с учителями. Нет ни чего радостнее знать, что твои дети на ходятся на верном пути, что перед ними открыта широкая дорога в жизнь. В этом году в школах вводится совмест ное обучение. Начиная с первого же класса, школьникам будут прививаться трудовые навыки, новые учебные программы дадут нм возможность лучше усваивать учебный материал, отдыхать. Большие задачи стоят перед школой, не меньшие и перед роди телями. Я и жена всегда считали, что правильное воспитание ребенок может по лучить только в том случае, если и в шко ле и дома ему будут прививаться любовь к труду, уважение к старшим, ответствен ность за порученное дело. В одной нз книг писателя и педагога Макаренко я прочел о том, как из хорошего ребенка при плохом воспитании может вырасти белоручка. Что бы этого не случилось с нашими детьми, я и жена стараемся правильно их вос питывать: следим за их учебой, поведе нием в школе, на улице и дома, часто бы ваем в школе, советуемся с учителями. Некоторые считают, что для того, чтобы ребенок хорошо учился, его следует освобо дить от домашних дел и забот. Это неверно. Моя старшая дочь Зина помогала матери .вести домашнее хозяйство, присматривала за младшими братьями и сестрами. Но бла годаря тому, что режим ее дня был пра вильно установлен, у девочки хватало времени и на отдых и на приготовление уроков. И она не только сдала экзамены на аттестат зрелости, но и заслужила при мерной учебой и поведением серебряную медаль. Помогают матери и младшие дети, у каждого пз них имеются свои обязанно сти. Большую часть своего времени ребенок проводит в семье, которая оказывает вли яние на формирование характера. Я счи таю недопустимым быть грубым с детьми. Убеждение, личный пример — вот лучшие методы воспитания. Нельзя, чтобы родите ли ссорились при детях, проявляли друг к другу неуважение. Ребята всё видят, изо всего делают для себя выводы. Плох тот отец, который пьянствует, ведет себя недостойно на производстве и в быту. Обо всем этом я пишу потому, что се годня в торжественный не только для школьников, но и для взрослых день мне радостно сознавать, что теперь школа и семья будут связаны еще теснее. Хорошо жить и работать, когда знаешь, что о твоих детях проявляется неустанная забота Родиной, Коммунистической парти ей, Советским правительством. П. РЯЕЧЕНКО, Старшин крановщик Мурманско го торгового порта. * . Сознавая свой долг Сегодня— большой и радостный празд ник для всех советских людей. Начинается новый учебный год, миллионы детей на шей страны садятся за парты. С большим волнением начішают уче.'ный год и учителя. Этот год особенный в жиз ни нашей школы. Решением Советского правительства в школах введено совмест ное обучение мальчиков j i дезичи;. Почта в каждой школе обновился состав уча щихся. II вот перед нами, учителями, стоит большая задача: создать в каждой школе дружный, работоспособный коллектив де тей. Учителя нашей школы приложат для этого все усилия. Главное— единство трс- боваіпш. Быть чутким и внимательным к каждому ребенку и в то же время предъ являть требовательность. Серьезные изменения произойдут в со ветской школе в связи с осуществлением политехнического обучения. Задача школы — активнее_ приоищать детей к труду, к практической деятельности. Воспитывать в труде — основа, на которой учителя, ро дители, комсомольские и пионерские орга низации будут строить свою работу. В но вом учетном году для учеников нашей школы будет устраиваться больше экскур сии, практических и лабораторных за- ия г создадутся нс-вые крусски. Мы должны воспитывать уважение к людям труда, к наппш передовым совет ским труженикам. Для этого мы органи зуем встречи учеников ‘ с передовиками производства, с лучшими рыбаками на шего заполярного города. Совместными усилиями учителей, роди телей, партийной и профсоюзной организа циями. всей общественности мы выполним большие задачи, стоящие перед школой в нынешнем учебном году. А. МОХОВА. Учительница 10-й школы г. Мур манска. Как и все школьники Советского Союза, с большой радостью начинают сегодня учебный год дети рабочих, колхозников и интеллигенции Поляр ного района. Большая, хорошо оборудованная школа в городе Полярном — районном центре. Около 2 тысяч мальчиков и девочек будет учиться в этой школе. На снимке: отличники 9 — 10 классов Полярной средней школы (сле ва направо): Л. ПЕТРОВА, Я. КОВАЛЬ. С. АНУЧИНА и Г. САВИЦКИЙ с преподавателем 9 — 10 классов В. РЕГИНОИ. Фото Б. Вирина. Содружество коллективов предприятия и школы С новыми силами за учебу Концерт мастеров искусства республики Индии в Большом театре Союза ССР 30 августа в Большом театре СССР состоялся первый концерт индийских масте ров искусства — посланцев дружественного народа Индии, чья древняя, самобытная н глубоко национальная культура высоко ценится советскими людьми. Зал театра переполнен. Сцена украшена государственными флагами Советского Союза и республики Индии. Перед началом концерта были исполнены государствен ные гимны Индии и СССР. Индийские артисты показали многообразную программу, включающую классиче ские и народные образцы индийского танца, музыки, вокального искусства. Концерт открылся поэмой национального поэта Икбала «Наша Индия лучше всех». Ее исполнили певцы и музыканты Мнра Четтерджн, Суриндер Каур, Сурья- кукхи, Томбино Деви, Сурьенарайн, Гнаи Гхош, Рави Шанкар, Аса Сингх Мастана, Дорайсвами, Кришна Пиллаи, Наранянасвамн. Выступление индийс ких артистов закончилось исполнением всеми участниками концерта Национального Гимна Республики Индии — Джана Гайа Мана. Концерт прошел с огромным успехом, продемонстрировав талантливость и высо кое исполнительское мастерство индийских артистов. Горячие аплодисменты, много раз возникавшие в зале, явились выражением дружеских чувств и огромного инте реса советских людей к культуре великого индийского народа. После концерта дорогих гостей, а в их ліще и весь миролюбивый индийский на род, горячо приветствовала от имени советской общественности большая группа дея телей искусства. Народный артист СССР И. А. Моисеев, обращаясь к гостям, пожелал индийскому народу дальнейшего процветания. — Наши двери так же, как и наши сердца, — сказал он, — широко открыты для индийских друзей. И. А. Моисеев провозгласил здравицу в честь советско-индийской дружбы. Всем участникам концерта были преподнесены цветы. С ответным словом выступила глава делегации деятелей культуры н искусства Индии — заместитель министра здравоохранения Индии М. Чандрасекхар. Она пере дала горячий привет от индийского народа, поблагодарила за радушный прием и ска зала, что приезд индийских артистов послужит дальнейшему культурному сближению народов Индии и СССР, делу мира, делу дружбы между двумя великими народами. 1 На концерте присутствовали Н. А. Булганин, Л. М. Каганович, М. Г. Первухнп, М. 3. Сабуров. Н. М Шверник, II. Н. Поспелов, М. А. Суслов, Н. Н. Шаталин, А. А. Громыко, С. В Кафтанов, министры СССР, депутаты Верховного Совета СССР, представители общественных организаций, деятели советской науки и культуры, рэ* бочие промышленных предприятий и строек Москвы. На концерте присутствовали также чрезвычайный и полномочный посол респуб лики Индии в СССР К. П. Ш. Менон с супругой, главы и члены посольств и миссий, аккредитованные в Москве. ‘ (ТАСС). * Прошли шкальные каникулы. Они на долго останутся в памяти у нас. Вместе с другими школьниками Мурманска мы от дыхали в поселке Мурманрыиа, располо женном в 25 километрах от Сочи.-ІІо пути в Сочи мы пять дней провели в Ленингра де, побывали в Эрмитаже, на Кировских островах, в ІІетродворце, посетили Китай ский дворец в Ломоносове. Много интересного мы видели всюду. Мы побывали на горе Ахун. высота кото рой 490 метров нал уровнем моря. С игш- іпі, высотой в 33 метра, мы видели прек расные пейзажи Кавказа. Побывали мы н в других местах. В столице нашей Родины — Москве мы посетили Всесоюзную сельскохозяйствен ную выставку. В нашей стране все делается для того, чтобы воспитывать будущих строителен коммунизма — всесторонне образованных, здоровых людей, способных преодолевать любые препятствия. У нас, школыпіков. лишь одна заиота— прилежно учиться. И вот. хорошо отдохнув, мы с новыми си лами принимаемся за учебу. В этом году к нам будут предъявлены новые требования, мы будем учиться но новым программам, особое внимание будет обращено на приви тие практических навыков. В связи с введением совместного обуче ния в этом году у нас появятся новые то варищи. Помогая учителям, мы с первых лее дней занятий будем бороться за то, ч т о ’)Ы быстрее создать сплоченный школь ный коллектив, чтобы каждый школьник сознательно усваивал знания, строго соб людал правила для учащихся. На заооту партші п правительства со ветские школьники ответят хорошей и от личной учебой. Н. СИДОРОВА — ученица 9-го клас са школы J6 1, Т. ПОНОМАРЕВА — ученица 9-го класса школы № 2 г. Мурманска. Столяр ремонтно-строительной группы рыбного порта тов. Иванов частый гость в школе Л: 5. Он пе только регулярно по сещает родительские собрания. Запросто заходя в школу, столяр интересуется все ми ее нуждами, а так как у этого чело века золотые руки, он всегда находит здесь для себя дело. Нужно изготовить стеллажи для книг, наглядные пособия — тов. Иванов в свое свободное от работы время берется за это. — Наш шеф, — говорят о нем и учи теля и ученики. Но не только один столяр тов. Иванов так заботится о школе. Ее шефом являет ся весь коллектив Мурманского рыбного порта. Еще в 1945 году портовики всту пили в тесное содружество со школьным коллективом. И хотя у очень немногих работников рыбного порта дети учатся именно в этой школе, все они проявляют о ней повседневную заботу. Табельщица ремонтно-строительной группы тов. Поля кова частый гость не только в школе, но и на квартирах учеников. Она вниматель но следит за тем, как дети учатся, в ка ких условиях они живут. Так же поступа ют и многие другие работники порта. Дружба между преподавателями, учащи мися и портовиками крепнет с каждым го дом. Коллектив Порта проявляет большую заботу о школе. Из года в год мы стараем ся подготовить все необходимое для успеш ного начала учебного года. Вот и теперь шефы позаботились о том, чтобы ученики с первых же дней могли успешно овладевать знаниями. Усилиями рабочих ремонтно-строительной группы здание школы полностью отремонтировано, на это администрация порта затратила де сять с половиной тысяч рублей. Коллектив мастерской точной механики порта пода рил школьникам барометр и компас, а также другие наглядные пособия. Много хороших пособий, с помощью которых де ти смогут успешно изучать физику, изгото вили своими силами работники нашей электростанции. Партия и Советское правительство уде ляют огромное внимание делу народного образования. В школах на основе решений XIX' съезда партии широко вводится поли техническое обучение. Детям будут приви ваться трудовые навыки. - Наша задача, как шефов, всемерно помогать школе в этом важном деле. Уже сейчас коллектив ремонтно-строительной группы заложил и огородил пришкольный участок.- Сегодня во всех школах нашей страны начинаются занятия. Приятно сознавать, что затраченные нами усилия помогут кол лективу подшефной школы в работе. ^Пор товики и дальше будут как можно лучйіе выполнять свои шефские обязанности. 1 в. ш ведов .; Инженер ремонтно-строительной группы рыбного порта. > За дальнейшее повышение учебно-воспитательной работы в советской школе Первого сентября миллионы детей тру дящихся нашей страны сядут за парты. В нынешнем году перед педагогически ми коллективами стоят ответственные за дачи по улучшению постановки учебной и воспитательной работы в школе. Предстоит дальнейшая работа, связанная с осуществ лением всеобщего среднего образования п политехнического обучения детей. Особое значение приобретает начинаю щийся в 1954—55 учебном году переход па новый учебный план и новые програм мы. С начала нового учебного года для учащихся 1—4 классов вводятся уроки ручного труда, а школьники 5 классов бу дут работать в учебных мастерских и на учебно-опытных участках. Для учащихся старших классов увеличивается число за нятий в лабораториях и производствен ных мастерских. Предусматривается также организация экскурсий на предприятия, в колхозы, сов хозы и машинно-тракторные станции. Это поможет учащимся лучше ознакомиться с процессами промышленного и сельскохо зяйственного производства, подготовиться к будущей трудовой деятельности. До последнего времени окончившие сред нюю общеобразовательную школу поступа- Беседа с министром просвещения РСФСР И. А. КАИРОВЫМ ли главным образом в вузы. Теперь в свя зи с переходом на всеобщее среднее деся тилетнее образование представляется воз можность в течение ближайших лет осу ществить постепенный переход профессио нальных школ на прием учащихся с де сятилетним образованием Уже в этом году в техникумы и педагогические училища принято более 160 тысяч юношей и де вушек, окончивших среднюю школу. Кроме того, во многих городах в системе трудо вых резервов и промышленных ми нистерств организуется производственно техническая подготовка молодежи, окон чившей среднюю школу. Наряду с вопросами обучения перед со ветским учительством стоят серьезные за дачи воспитательного характера. В школах Москвы, Ленинграда и других крупных городов с 1954—55 учебного го да вводится совместное обучение мальчи ков и девочек. С первых дней нового учеб ного года в каждой школе следует создать сплоченный ученический коллектив, нала дить работу пионерской и комсомольской организаций, последовательно добиваться отличной дисциплины учащихся. В предстоящем учебном году в городах, селах и рабочих поселках Российской Фе дерации открываются вновь 1570 сред них школ. В 8—10 классах будут обу чаться 2.852 тысячи юношей и девушек. Это на 536 тысяч человек больше, чем в минувшем году. По сравнению с прошлым годом на 500 тысяч увеличивается число учащихся в 1—4 классах. Расширение сети школ потребовало уве личения числа учителей* а новые, все воз растающие требования к качеству обуче ния и воспитания учащихся вызвали необ ходимость более тщательной подготовки преподавателей к новому учебному году. . і В школы Российской Федерации в этом году было паправлено более 60 тысяч мо лодых учителей, окончивших педагогиче ские училища, педагогические институты. В настоящее время в областях, краях н ав тономных республиках РСФСР работает свыше 800 тысяч учителей. Из них — 2484 заслуженных учителей школы РСФСР. Около 19500 педагогам вручены значки «Отличник народного просвеще ния», более ста учителей награждены ме далью К. Д. ^ шинсеого . За выслугу лет и безупречную работу' 160 тысяч работников просвещения получили медали и ордена Советского Союза. В период летних каникул при институ тах усовершенствования учителей и в районах были курсы для учителей. Па них занимались десятки тысяч учителей на чальных классов — преподавателей физи ки. биологии, химии, истории, русского языка и литературы, математики. Они пе только прослушали определенный цикл лекций, но и работали в лабораториях и мастерских, совершали экскурсии на фаб рики, заводы, в МТС, колхозы и совхозы.. К началу занятий учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР выпустило 150 миллионов учеб ников. В школы города и села направле ны сотни миллионов ученических тетра дей, географических карт, глобусоз и дру гих учебно-наглядных пособий. Нет сомнения, что работники просвеще ния отдадут все свои силы п знания на выполнение ответственных и почетных за дач по воспитанию и обучению подрастаю щего поколения.' (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz