Полярная правда. 1954, октябрь.
№ 25в (7978) 28 октября 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Работники рыбной промышленности! Увеличивайте улов рыбы , развивайте рыбоводство, повышайте качество выпускаемой продукции! Лучше используйте ПРОМЫСЛОВЫМ флот ЫОРУДМЯ Л.ОВСі! (Из призывов ЦККПСС к 37-й годовщине Великой Октябрьскрй социалистической революции). МОРЯКИ ТРАУЛЕРА „РОССИЯ" РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ ТРУДОВЫХ ДОСТИЖЕНИЯХ Как у нао. организована работа вахты У нас на траулере в каждой вахте по 6 матросов Старшина вахты, обыч но назначаемый из матросов первого класса, должен сам показывать пример в труде, контролировать работу своих това рищей, предупреждать брак при разделке рыбы, воспитывать бережное отношение к спецодежде и инструменту. Я, как и другие старшины вахт, принимая рабочее место от предыдущей вахты, требую, чтобы с рыборазделочного стола были убраны рыбьи головы и внутренности. Одновре менно «проверяю, в каком состоянии ин струмент у каждого матроса. Члены вахты выходят на уборку улова с двумя рыборазделочными ножами. Бла годаря атому сокращаются потери времени на точку и правку ножей. За рыборазде лочным столом первым от рубщика рыбь их голов у нас обычно стоит менее опыт ный матрос, потому что на этом месте ча сто приходится отвлекаться — т. е. под талкивать рыбу вдоль стола своим товари щам. Бывалый матрос, мастер своего дела, принесет больше пользы, если будет занят только разделкой рыбы. Рубщик рыбьих голов заранее заготав ливает доску для работы. У него в кар мане спецовки всегда имеются гвозди, что бы в любое время доску можно было за менить. Чтобы быстро разделывать рыбу, нужен хороший инструмент. В этом деле очень необходима помощь машинной команды. У нас на траулере «Россия» механики и мотористы закалигают, оттачивают, на правляют инструмент, а если есть хорошая сталь, то сами делают ножи. Матрос, подающий рыбу из ящика па рыборазделочный стол крупную — подает пикой или руками, а мелкую — специаль ным сачком. Шелезную лопату при этом не применяем, избегая повреждений, ве дущих к снижению сортности продукции. Подвигаем рыбу в ящике деревянным «гребком». Таким же «гребком» поль зуются и засольщики. Прп подъеме и спуске трала матросы занимают определенные места: у кормо вой, у носовой доски, у лебедки. Нового члена экипажа чсре& каждые 10 дней пе реводят с одной операции на другую, по ка он все их не освоит. Таким путем мы добиваемся полной взаимозаменяемости членов палубной команды. К чинке трала у нас привлекаются матросы первого и даже второго класса. Для успешной работы экипажа на про мысле большое значение имеет производ ственная учеба. Мы обычно уходим из пор та с пополнением из только что принятых в траловый флот людей. К новичкам на нашем судне относятся внимательно, ока зывают им помощь. С первых же дней их прикрепляют к старым опытным матросам, которые обучают разделке рыбы и работе с тралом. Вместе с тем проводят занятия штурманы, мастера по добыче, рыбный ма стер. Правильная организация труда на вах тах, систематическая учеба всего коллек тива помогли экипажу нашего* траулера добиться новых успехов в предоктябрьском социалистическом соревновании, выпол нить и перевыполнить план. А. ЧУБАНОВ. Старшина первой вахты трауле ра «Россия». В п е р в ы х р я д а х соревнующихся В отчетном докладе па XIX съезде Ком мунистической партии Советского Союза тов. Г. М. Маленков подчеркнул, что даль нейшее развертывание социалистического соревнования имеет огромное значение для успешного решения задач в области раз вития народного хозяйства. На траулере «Россия», как и на других кораблях флота, существует судовой ко митет профсоюза, в состав которого вхо дят передовые моряки корабля. Он ста рается выполнять это указание партии. В начале 1954 года экипаж траулера «Россия» припял на себя обязательство вы ловить за год GOтысяч центнеров рыбы при плане 45,5 тысячи центнероп, досрочно за вершить годовое задание по выработке кон сервов и рыбьего жира. За счет сверхпла нового вылова рыбы, экономии топлива, соли, льда, повышения сортности рыбной продукции было решено дать стране сотни тысяч рублей сверхплановой прибыли. Началась упорная борьба за претворе ние в жизнь принятых обязательств. Что бы соревнование моряков было действен ным, судовой комитет развернул актив ную работу среди промысловиков. В ко рабельном салоне обычно вывешиваются итоги соревнования по вахтам, в которых указываются производственная норма, обя зательство .и процент его выполнения. Каждый день морякам сообщается об ито гах обработки рыбы, об улове, часах тра ления, о том, сколько вахты затратили времени на спуск и подъем трала, какова ежедневная выработка консервов и рыбь его жира. Через каждые 15 дней проводятся засе дания судового комитета. На них отчиты ваются старшины вахт, рыбный мастер, мастер по до5ыче, консервный мастер, старший механик, штурманский состав. Эти отчеты дают большую пользу. ІІа за седаниях судового комитета отмечаются успехи отдельных моряков и особенно ост ро обсуждаются недостатки в работе, на мечаются пути их устранения. Например, в последнем рейсе вахта вто рого штурмана тов. Великого (старшина вахты матрос тов. Махомета) отставала в уборке рыбы, больше других затрачивала времени на спуск и подъем трала. На за седании судового комитета было выяснено, что на вахте неправильно расставляются люди при уборке рыбы и при работе с ору диями лова, не ведется постоянной техни ческой учебы, не организована передача опыта передовых матросов новичкам. В дальнейшем члены второй вахты учли все эти недостатки и вскоре выправили поло жение. Важное значение для успешной дея тельности экипажа имеет трудовая дисцип лина. С начала года судовой комитет повел решительную борьбу с нарушителями дис циплины, с лентяями и разгильдяями. Для этого используются судовой радиоузел и «Крокодил». Фамилии лучших моряков заносятся на судовую Доску почета. Только в послед нем рейсе на судозую Доску почета были занесены фамилии 58 человек. При этом учитывалась не только их хорошая рабо та, но и дисциплина в порту и в море, их отноніение к государственному имуществу. На Доску почета в последнем рейсе запе- сены фамилии матросов тт. Чубанова, Ды- дыкина, Якушева, засольщиков тт. Суво рова, Карачева, старшего мастера по добыче тов. Полтанена, старшего консервного ма стера тов. Старосивильского, мотористов тт. Худяева, Яремчука. Значительную работу ведет судовой ко митет по организации технической учебы на корабле. В последнем рейсе па 70 про центов команда оказалась новой. Многие впервые вышли в море. Магтер по добыче тов. Полтанен, штурманы тт. Келарез, Кривицкий, матросы первого класса тт. Чубанов, Середа, Кошкин и другие передавали свой опыт новичкам, помога ли им освоить работу с тралом, пра вильно разделывать рыбу. Судовой комитет ведет работу по куль турному обслуживанию членов экипажа. В порту судовой комитет организует культпоходы в кино и театр. Десятки мо ряков «России» ежерейсно отдыхают в однодневном доме отдыха моряков. Лучшим промысловикам по ходатайству судового комитета путевки в дом отдыха выдаются бесплатно. Л. ЗАИКОВ. Председатель судового комитета профсоюза траулера «Россия». Перевыполнили план по выработке консервов I В любых условиях правильная органи зация труда дает возможность перевыпол нять рейсовые задания по выработке кон сервов, доставлять на базу высококачест венную продукцию. В этом году коллектив консервного цеха нашего траулера принял обязательство выработать 300 тысяч банок консервов при плане 247100 банок. Слово свое мы решили сдержать во что бы то ни стало. Перед выходом в рейс я тщательно про веряю все хозяйство: автоклав, закаточный станок, провожу регулировку его. Обя зательно вместе со своими помощниками проверяем качество поступившей на ко рабль жестяной тары, смотрим, чтобы на банках не было наплыва олова, проверяем качество специй — перца, лаврового ли ста, соли. Во время перехода до места про мысла перебираем и просеиваем лавровый лист, сушим соль. Как строили мы свою работу на про мысле в последнем рейсе? Если в. прошлые выходы в море в нашем коллективе насчитывалось пять человек, то в этом плавании нам пришлось почти все время работать втроем — мне, кон сервщику тов. Концибалову и его ученику тов. Мухину, Чтобы не уменьшить выработку ценной продукции, мы иначе организовали труд. Рано утром на палубу для отбора печени выходил консервщик Концибалов. Я и Му хин принимались за чистку печени. В этом рейсе для увеличения выпуска консервов мы впервые призвали на помощь некото рых членов из обслуживаювіего персонала судна на чистку печени. Особенно большую помощь в этом нам оказали буфетчица тов. Иванова и уборщица тов. Козьмнпова. Заготавливали и чистили тресковую пе чень примерно на 800—900 банок. После этого все трое подготавливали консервные банки, доставая их из ящиков и промывая пресной водой, закладывали в каждую банку нужное количество специй: соль, лавровый лист, перец. После этого ученик Мухин начинал расфасовывать печень в банки, консервщик Концибалов становился к контрольным весам для взвешивания го товых банок. Я становился за закаточный станок. Хо рошо отрегулированный, он работал весь рейс без перебоев. Закатка получалась ровной, в соответствии с инструкцией. Экономия времени у нас выходила еще и оттого, что мы заблаговременно, еще на переходе, произвели маркировку крышек. Некоторые консервные-мастера во время стерилизации консервов не отходят от ав токлава. Я же не теряю зря времени. Как только обеспечиваются необходимые давле ние и температура, я, расположившись ря дом с автоклавом, вместе с помощниками расфасовываю печень для Следующей партии консервов, одновременно следя за показа ниями измерительных приборов. Такая организация труда обеспечила нам высокую выработку. Мы ежедневно изго товляли по 1800—2000 банок консервов и намного превысили рейсовое задание по выработке этой ценной продукции. Помимо того наш коллектив выгрел б течение рейса 40 тонн рыбьего жира при задании в 14 тонн. Как и весь экішаж траулера «Россия», коллектив нашего цеха включился в пред октябрьское соревнование и дал слово — к 7 ноября выполнить годовой план по вы пуску консервов нз тресковой печени. Наше слово не расходится с делом. В этом рейсе мы досрочно закончили годовую программу и выработали сверх рейсового задания свыше 25000 банок консервов. Несмотря на некоторые успехи в нашей работе, у цае есть! и существенные недо статки, при устранении которых можно значительно повысить выпуск консервов. Хочется высказать и ряд претензий к от делу снабжения тралового флота. Очень часто мы получаем в рейсе значительное количество недоброкачественных банок из- за того, что они укладываются в реставри рованные ящики с очень тонкими стенка ми. При погрузке и выгрузке стенки банок гнутся и приходят в негодность. Каждый рейс отдел спабжения нам пе отпускает нужное количество бидонов для хранения печени. Вместо вето ши попрежнему нам отпускают мелкие тряпки, которые для работы не годятся. Эти и другие недостатки в спабженни сни жают выпуск Ц“ннпй продукции. Ф. СТАРОСИВИЛЬСКИИ. Старший консервный мастер трау лера «Россия». Экипаою траулера ѵРоссияй в 1054 году по плану долоісен выловить 4 5 5 0 0 х\снтнеров рыбы. Фактически к 15 октября моряки „ Россииа добыли 6 3 5 9 4 : центнера рыбы. Экипаэіс траулера „ Россияа в 1954 году по плану долоісен изготовить 2 4 7 1 0 0 бпнок консервов . Фактически к 15 октября выработано 2 9 5 7 4 0 санок консервов. ........ ..... Слаженность всехзвеньев — главное ірыболовный траулер — это предприя тие, в котором имеется несколько «це хов»: судоводители, палубная, ыашиниая команды, засольщики, группа, изготов ляющая консервы и рыбий жир. Благода ря слаженности и четкости в работо всех этих цехов экипаж траулера «Россия» ус пешно борется за выполнение своего обя зательства — выловить в течение года 70 тысяч центнеров рыбы. С начала года моряки «России» добыли более 63 тысяч центнеров рыбы, изготови ли более 295 тысяч банок консервов. Судоводительский состав траулера «Рос сия» ставит своей задачей в рейсе пра вильно выбрать район промысла и умело держать судно на косяках. Чтобы не поте рять рыбу, мы, штурманы, стараемся воз можно чаще определять местонахождение корабля. Всякий раз, как только представ ляется возможность — когда покажутся солнце нли звезды — производим астроно мическое определение и для большей точ ности сверяем данные штурманов и капи тана тов. Кпсова. Наши мастера по добыче рыбы во главе со старшим мастером тов. Полтаневом правильно вооружали трал, применяясь к грунтам, умело вели траление, не допу ская перекоса трала, быстро чинили ору дия лова с помощью всей команды. .Консервный мастер тов. Старосивиль- ский, несмотря па то, что в его группе бы ло только три человека вместо пяти, из готовил сверх плана свыше 25000 банок консервов. Подвели пас только рыбные мастера тт. Пурменцев и Захаров. Из-sa их халатности часть рыбы, доставленной в порт, оказалась бессортной, а рыбы вторых сортов привезли больше, чем предусмотрено нормами. Та ким образом, недобросовестная работа од ного «цеха» значительно ухудшила ре зультаты труда всего коллектива. Участок рыбного мастера у нас отстающий. В еле дующем рейсе мы должны его подтянуть. Е. КЕЛАРЕВ. Старший штурман траулера «Рос сия». Вкладмашинной команды Совет Министров СССР в постановлений об увеличении добычи рыбы и об улучше нии качества и ассортимента рыбных то варов в Мурманском бассейне поставил перед рысаками Мурмана новые, ответст венные задачи. Соревнуясь за вылов 70 тысяч центнеров рыбы, экипаж траулера «Россия» активно участвует в выполне нии дополнительного правительственного задания, согласно которому^траловыи флот должен дать све})х плана 173 тысячи цент неров рыбы. Усікшная работа экипажа во многом за висит от того, насколько безотказно дей ствуют все механизмы на судне, насколь ко' умело справляется со своими обязан ностями машинная команда. Бесперебойную работу всех механизмов механики и мотористы смогли обеспечить лишь благодаря тщательному уходу за машиной и своевременному ремонту. Как и на других судах, все механизмы у нас закреплены за определенными людь ми. Например, я. второй механик, отвечаю за техническое состояние главного двигателя, рулевой и рефрижераторной установки, а также двигателя Л: 3. Третий механик тов. Балабаев следит за исправностью дви гателей № 1 и У: 2, парового котла и лебедки. В ведении четвертого механика тов. Щипанова находятся паровое отопле ние, гидрофоры пресной и соленой воды-. Такое распределение обязанностей, но допуская обезлички, в то лее время не ме шает нам членам машинной команды приходить на помощь друг другу. Если что-нибудь случится с главным двигате лем, то ремонтом его занимаются все чле ны машинной команды, не отгогарпваясь тем, что главный двигатель — это дело второго мехапика. В минувшем рейсе, напрнмер, в выхлоп ных клапанах главного двигателя образо валась большая накнпь, перестала посту пать вода, прекратилось охлаждение. Пришлось срочно заменить 4 клапана. Вы полнить эту работу мне помогли третий и четвертый механики, мотористы тт. Хѵдяев, Яремчук и практикант тов. Куприянов. В постановлении Совета Министров СССР говорится о необходимости сокра тить междурейсовые стоянки судов в пор ту на полсуток. Наша машинная команда, производя значительную часть ремонта своими силами, способствует сокращению междурейсовых стоянок, одновременно_об- “ легчает положение на заводе междурейсо вого ремонта судов. Мы выполняем не только мелкие ремонтные работы, но п такие, которые обычно производились в заводских условиях. Например, в шоле п августе подошел срок полной чистки дви гателей Х і 1 и Л; 3. Чистку их произвела наша машинная команда. Члены машинной комапды проявили в этом рейсе сметку, находчивость, инициа тиву. 11а промысле тралом двал;ды задели за грунт. При этом сорвало башмак стопора траловой лебедки. Новый башмак изготовить на судне было невозможно. Капитан тов. Ки- сов намеревался идти в порт. Механики и мотористы нашли выход нз положения. Они разрезали втулку башмака, ьросвер- лили отверстие в стопоре, соединили сто пор с основанием башмака. Лебедка снова стала исправной, и судно находилось в рейсе еще двадцать дней. И. КАЧУСОВ. Второй механик траулера «Россия». Передовые люди экипажа траулера «Россия» (слева направо): старший консервный мастер Ф. Е. СТАРОСИВИЛЬСКИИ, матросы: В. Ф. ЯКУШЕВ. В. В. КОШКИН, А. В. ЧУБАНОВ. Фото Б. Внрина. Р Е Ш А ЮЩ А Я С И Л А Когда во флоте развернулось движение за вылов в 1954 году 50—60 тысяч центнеров рыбы на каждый корабль, команда траулера «Россия» пересмотрела свое обязательство и решила довести годо вую добычу рыбы до 65 тысяч центнеров. На корабле началась упорная борьба за претворение в жизнь своих обязательств. В июле, отправляясь в очередной рейс, мо ряки «России» уже были близки к завер шению годовой программы. В этом рейсе появилось особенно много новых ч л р н о в экипажа. Некоторые из них вообще впервые выходили в море. На первом же партийном собрании ком мунисты корабля решили, что с новым по полнением придется много и упорно пора ботать. Тут же договорились о практиче ской помощи новичкам. К каждому нз старых опытных моряков прикрепили мо лодых членов команды, условились об ор ганизации производственной учебы на кот рабле. Коммунисты корабля были тем крепким ядром, вокруг которого предстояло сце ментировать актив экипажа и, опираясь на него, вести большую воспитательную рабо ту, мобилизовать моряков на самоотвер женный труд. / На судне оказались и такие люди, кото рые разлагали трудовую дисциплину, тор мозили работу, подбивали товарищей на пьянство, невыполнение приказаний командного Состава. Правда, их было не много. Одним из таких оказался матрос Шня- ков. Его наказывали за проступки, с ним говорили и по-хорошему. Он несколько раз обещал исправиться, и каждый раз не выполнял своего обещания. Его списали с судна, а затем уволили из тралового флота. Пьяницей и хулигапом показал себя ма стер по добыче Гордеев. Его тоже списали с корабля. После этого многие моряки, находив шиеся под влиянием Шнякова и Гордеева, стали исполнительнее, изменили свое от ношение к труду, начали следовать при меру передовых людей судна. А передовых людей, настоящих патрио тов Родины на траулере «Россия» немало. С любовью отзываются на корабле о старшем штурмане — коммунисте Евгении Ивановиче Келареве. Этот, хорошо знаю щий свое дело, старый, опытный моряк — всегда с людьми, всегда там, где прихо дится тяжело, где он личным примером межет увлечь моряков на преодоление трудностей. Он пе чурается никакой рабо ты. Келарев не только судоводитель. Ев гений Иванович хорошо знает ооудия лова, и иа разделке рыбы— он один из первых. Такой же неутомимый труженик на суд не моторист член партии тов. Худяев. Он отлично справляется со своими обязан ностями в машинном отделении, в исправ ности и чистоте содержит вверенные ему механизмы, добивается экономии топлива. Отстояв вахту, Худяев всегда идет на уборку рыбы,а потом еще является к стар шему механику: не нужно ли что сделать в машинном отделении. Человек он неразговорчивый. Худяев говорит мало, но если уж скаяіет — ска- лсет дельно и продуманно. Его слова и де ла учат моряков честно выполнять свой долг, трудиться не жалея сил. Матрос Сырчин с холодком относился к работе. Во время уборки рыбы он то лиш ний раз нож поточит, то отлучится куда- нибудь. Моторист Худяев, вышедший на подвахту, все приглядывался к работе Сырчина, а потом заявил коротко: — Что ты все бегаешь. Уж, если одно дело делаешь, так нечего другим за ниматься. Так меня еще отец учил. Сырчин смолчал, но после этого разгово ра стал трудиться усерднее. И так всегда и везде в жизни экипажа сказывалось благотворной влияние комму нистов, чувствовалось направляющее влия ние судовой партийной организации. В этом рейсе был особенно дорог каж дый моряк, имевший опыт работы па промысле. Матрос тов. Махомета не хотел итти в рейс и требовал отпуска. Матроса вызвал к себе помполит. Он говорил моло дому моряку, что, конечно, в Винницкой области сейчас в садах наливаются соком яблоки, груши, что там у отца Махомета — председателя колхоза — можно хорошо отдохнуть. Но если все будут так рассуж дать на корабле, то кто же пойдет в мо ре? Кто же будет ловить рыбу для тех же односельчан Махомета? Юноша согласился, что он должен пой ти в рейс, но работал медленно, спустя рукава. А когда ему делали замечания — возражал: — Я бы мог и не ходить с вами, про сто решил помочь. Такие высказывания Махомета встреча ли резкий отпор у моряков. — Постыдись, — убеждал его четвер тый механик тов. Щипанов, стоявший на разделке рыбы. — Почему ты не доро жишь честью своего корабля. Вот смотри Евгений Иванович Келарев — куда, стар ше тебя, а вышел на подвахту и работает — не тебе под стать. Такие беседы непосредственно у рабоче го места давали результат. Молодой моряк стал добросовестно относиться к своим обязанностям. Посоветовавшись с комму нистами, капитан тов. ІСисов назначил тов. Махомета старшиной второй вахты, на деясь, что это заставит его еще больше подтянуться. II действительно, скоро ка питан смог при всех похвалить молодого матроса. Напряженная работа не пропала даром. 1 августа экипаж «России» добился боль шого трудового успеха — выполнил план 1954 года. У моряков еще больше окрепла уверен ность в своих силах. Они единодушно ре шили, что смогут дать стране не 65, а 70 тысяч центнеров рыбы. Сейчас моряки траулера «Россия», воо душевленные Призывами Центрального Ко митета Коммунистической партии Совет ского Союза, стремятся к новым успехам в соревновании за досрочное выполнение пятого пятилетнего плана. В. ГЛАДКОВ. За лучшее использование орудий лова У^моряков нашего корабля стало тради цией дорожить честыо своего коллектива, активно бороться за первенство в социали стическом соревновании. В этом году эки паж взял на себя ответственное обяза тельство — выловить за год 70 тысяч центнеров рыбы. Чтобы сдержать свое сло во, мы должны привести в действие все резервы. Один пз них кроется в наиболее полном и правильном использовании ору дий лова. Только тогда можно максимально уве личить время траления, брать богатые уловы, когда еще на берегу позаботишься о том, чтобы на судне было полностью все необходимое промысловое снаряжение. Пе ред отправкой в рейс я обычно не раз проверю, достаточно ли на борту корабля бобинцев, кухтылей, прядена. Мы стараемся придти на промысел впол не подготовленными к вылову рыбы. Еще на переходе вооружаем трал. Всякая неисправность промыслового сна ряжения, малейшая небрежность нередко приводят к значительному снижению уло вов. Мы с помощниками тщательно следим за тем, чтобы не получилось перекоса трала, так как в этом случае трал будет идти неправильно, станет протираться траловый мешЬк, сократится добыча рыбы. На дизельных судах длина двухрядного мешка трала 20, а не 16 метров, как у обычных траулеров. Учитывая эту особен ность, мы ставим кухтыли с внутренней стороны^тралового мешка. В результате траловый мешок меньше протирается. Центральный Комитет КПСС в Призы вах^к 37-и годовщине Великой Октябрь ской социалистической революции поста вил перед работниками рыбной промыш ленности задачу увеличивать уловы рыбы, лучше использовать промысловую техни ку и орудия лова. Мастера по добыче ры бы, вся команда траулера «Россия» делом ответят на этот призыв. А. ПОЛТАНЕН. Старший мастер по добыче рыбы траулера «Россия».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz