Полярная правда. 1954, октябрь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А и■ ■ — i t Л г2 253 (7975) 24 октября 1954 г. Верховному Совету Тадминсной ССР Совету Министров Тадминсной ССР Центральному Номитету Номмунистичесной партии Тадтинистана Президиум Верховного Совета Союза Со­ ветских Социалистических Республик, Со­ вет Министров Союза ССР и Центральный Комитет Коммунистической партии Совет­ ского Союза горячо приветствуют и позд­ равляют рабочих, колхозников, интелли­ генцию, всех трудящихся Советского Тад­ жикистана со славным юбилеем — двад­ цатипятилетием образования Таджикской Советской Социалистической Республики. Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда освободила таджик­ ский народ от феодально-байской и капи­ талистической эксплуатации и от нацио­ нально-колониального гнета царского самодержавия, открыла трудящимся Тад­ жикистана широкие просторы для строи­ тельства свободной, радостной жпзші. В результате осуществления мудрой ле­ нинско-сталинской национальной полити­ ки Коммунистической партии трудящиеся таджики с помощью всех братских наро­ дов СССР обрели свою государственность, превратили в прошлом отсталую в хозяй­ ственном и культурном отношении окраи­ ну бывшей царской империи в свободную и цветущую, тщ-стриально-кшхозную со- щіалистическую республику. За годы советской власти вырос и воз- му:кал рабочий класс Таджикистана, до­ бившийся в союзе с трудящимся крестьян­ ством крупных успехов в социалистиче­ ском строительстве. Трудящиеся Советского Таджикистана создали многоотраслевую промышленность. Вместо мелких кустарно-ремесленных ма­ стерских в республике построены крупные предприятия горнорудной, каменноуголь­ ной, металлообрабатывающей, хлопкоочи­ стительной, текстильной, пищевой про­ мышленности,. создана энергетическая база. Победа колхозного строя ооеспечнла бы­ стрые темпы развития сельского хозяйства республики, оснащенного новейшей сель­ скохозяйственной техникой и располагаю­ щего широкой сетью современных иррига­ ционных сооружений. Труженики сельско­ го хозяйства активно борются за новый крутой подъем всех отраслей колхозного н совхозного производства и прежде всего ве­ дущей отрасли экономики Таджикистана — хлопководства. За последнее пятилетие в республике намного выросли посевные площади хлопчатника, а валовой обор хлопка-сырца увеличился почти в два ра­ за. На всю страну прославились своим за­ мечательным мастерством таджикские хлопкоробы. Неуклонно растет и процветает нацио­ нальная по форме, социалистическая по со­ держанию культура таджикского народа. Бывший темный и отсталый край — Тад­ жикистан ныне является республикой пе редовой советской культуры. В Таджик ской ССР создана широкая сеть школ средних специальных и высших учебных заведений, работают Государственный уип верситет, Академия наук, театры, сотни клубов, библиотек, изб-читален и домов культуры. В республике вырос многоты сячный отряд советской таджикской ип теллпгенціш — инженеров, техников, аг рономов, учителей, врачей, деятелей нау­ ки и культуры. Советская власть полностью раскрепо­ стила ранее угнетенных и бесправных женпрш-таджнчек, которые ныне наравне с мужчішааги активно участвуют во всех областях коммунистического строитель ства. Президиум Верховного Совета СССР, Со­ вет Министров Союза ССР и Центральны! Комитет Коммунистической партии Совет ского Союза желают трудящимся Совет ского Таджикистана успехов в борьбе за дальнейшее процветание хозяйства и куль туры республики и выражают твердую уверенность в том, что они в дружной семье всех народов СССР внесут новый вклад великое дело борьбы за торжество ком­ мунизма в пашей стране. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ п а р т и и СОВЕТСКОГО СОЮЗА НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА правительствам Франции, Великобритании и США 23 октября Министр Иностранных Делінии г-на У. Хэйтера и Посла США г -п а |поты правительств Франции, Великобри-І СССР В. М. Молотов принял Посла Фран- Ч. Болена и вручил нм ноту Советского цни г-па Л. Жокса, Посла Великобрпта- ' Правительства, являющуюся ответом на Ниже публикуется текст ноты Прави-Ігода и текст ноты Советского Правнтель- тании и США от 10 сентября 1954 года. Ітельства Франции от 10 сентября 1954} ства от 23 октября 1954 года. Но т а Пр а в и т е л ь с т в а Франции от 10 с е н т я б ря 1954 года Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и имеет честь сообщить ему следующее. 1 — При консультации с Американским и Британским Правительствами, с другими Правительствами — членами Организа­ ции Северо-Атлантического Договора, с Австрийским Правительством и с Прави­ тельством Германской Федеральной Рес­ публики Французское Правительство вни­ мательно изучило ноту Советского Прави­ тельства от 24 июля, а также устное со­ общение, сделанное от имени этого Пра­ вительства 4 августа. 2 — Согласно этим сообщениям, Совет­ ское Правительство возобновляет свои предложения, которые уже были предме­ том глубокого обсуждения на Берлинском совещании. Французское Правительство признает исключительный характер про- ілемы безопасности в Европе, но эта про­ блема может быть рассмотрена с пользой только при уважении основных интересов всех заинтересованных сторон. Безопас­ ность не могла бы быть достигнута в Ев­ ропе путем подписания общего соглаше­ ния, подобному тому, какое предлагает Советское Правительство. Она может быть достигнута только в результате ре­ шения конкретных проблем, наиболее не­ отложными из которых являются герман­ ская и австрийская проблемы. 3 — Французское Правительство отме­ чает, что Советское Правительство вновь утверждает, что Атлантическая Организа­ ция является «агрессивной военной груп­ пировкой». Организация Северо-Атланти­ ческого Догоиора, чисто оборонительные цели которой полностью ^соответствуют Уставу Объединенных Наций, была созда­ на, чтобы сделать возможной оборону за­ падных демократий против угрозы, воз­ никшей в 1945 году в связи с созданием в Восточной. Европе сильно вооруженной советской группировки. Организация Севе­ ро-Атлантического Договора является сей­ час свободной ассоциацией государств, имеющих общие стремлепия и объе­ диненных узами, которые являются не только военными. Речь ие могла бы ид­ ти ни об изменении этой концепции, ни об отказе от нее. 4 — Присоединение Германской Феде­ ральной Республики к оборонитель­ ной системе, объединяющей другие мирные государства Западной Европы — происходящее много времени спустя пос­ ле перевооружения Восточной Германии • далекое от того, чтобы представлять угрозу европейской безопасности, имеет своей целью предупредить всякое само­ стоятельное обращение к угрозе или к применению силы. Это присоединение яв­ ляется лучшей гарантией безопасности для всех соседей Германии, для самой Герма­ нии и для Европы в целом. 5 — Ни в своей ноте от 24 июля, ни в устном сообщении от 4 августа Советское Правительство не внесло новых предложе­ ний для решения германской проблемы. (Согласно советскому проекту договора с 'безопасности существующий раздел Гер­ мании был бы сохранен вопреки чаяниям германского народа. Французское Прави­ тельство, со своей стороны, считает, что Германия должна быть вновь объединена возможно скорее в условиях свобо­ ды. Это объединение может быть осуществлено только путем свобод­ ных выборов но всей Германии под международным контролем. Французское Правительство попрежнему готово вести переговоры на основе конкретного плана быстрой организации этих выборов, кото­ рый три западные державы представили Берлинскому совещанию. 6 — Наиболее простым шагом для про­ движения на пути к европейской безопас­ ности остается быстрое урегулирование австрийского вопроса. В этой связи Фран­ цузское Правительство вновь выражает мнение, что заключение австрийского госу­ дарственного договора не должно зависеть, как это предлагает Советское Правительст­ во, от общего европейского урегулирования, от заключения мирного договора с Германи­ ей или от любого другого вопроса, не имею­ щего отношения к австрийскому договору. В Берлине Французское Правительство пред­ ложило, при условии незамедлительного со­ гласия Советского Правительства, принять советский текст всех статей австрийского государственного договора, бывших ранее спорными. Оно готово возобновить это предложение. Если Советское Правительст­ во согласится подписать договор в такой редакции, то сразу же было бы заключено соглашение с тем, чтобы'вернуть Австрии независимость и свободу, которые были ей Iлись в ходе углубленпого обсуждения в ООСЩаПЫ с 1943 года Катппв т н и ппічоінііѵ гппппіРННат Р.п- 7 — Соглашение по вопросу о разору­ жении, несомненно, способствовало бы соз­ данию атмосферы, необходимой для полез­ ного обсуждения проблемы безопасности в Европе. Французское Правительство желает добиться запрещения использования и про­ изводства всех видов атомного и водородно­ го оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, а также владения им в рамках системы, предусматривающей одновременное значительное сокращение обычного вооружения и вооруженных сил до уровня, установленного по общему сог­ лашению. Вся эта программа осуществля­ лась бы под международным контролем и по этапам, установленным по соглашению. Во время недавних дискуссий в соответст­ вующем подкомитете Объединенных Наций Французское Правительство выдвинуло предложения, которые могли бы дать воз­ можность добиться прогресса. Хотя Совет­ ское Правительство не сочло тогда* нуж­ ным принять во вниманий эти предложе­ ния, Французское Правительство будет ста­ раться изыскивать приемлемое и эффектив­ ное соглашение. Оно надеется, что Совет­ ское Правительство пожелает оказать это­ му свое содействие. 8 — Таковы проблемы, практическое разрешение которых необходимо для того, чтобы сделать возможным установление в Европе подлинной безопасности. Новые пе­ реговоры были бы полезными лишь в том случае, если бы имелись лучшие перспек­ тивы соглашения, чем те, которые выяви- Берлине или в ослед их сообщениях Со­ ветского Правительства. Французское Пра­ вительство попрежнему полно решимости сделать все, что в его силах, чтобы до­ стигнуть прогресса по этим различным вопросам. Оно надеется, что_Советское Пра­ вительство пожелает содействовать этому прогрессу: a) путем -подписания австрийского госу­ дарственного договора в советской редакции- статей, являвшихся ранее спорными, о чем было сделано предложение на Берлинском совещании французским, английским, аме­ риканским и австрийским правительствами, которое Французское Правительство сейчас возобновляет; b ) согласившись, в качестве первого важного этапа на пути к воссоединению Германии в условиях свободы, на свобод­ ные выборы на базе, предложенной Фран­ цузским Правительством в Берлине. Если в этом направлении может быть до­ стигнут прогресс, то Французское Прави­ тельство было бы готово согласиться с со­ зывом совещания министров иностранных дел Франции, Великобритании, Соединен­ ных Штатов н Союза Советских Социали­ стических Республик для завершения уре­ гулирования этих проблем и изучения после этого всех других аспектов безопасности в Европе. В то же время Французское Правитель­ ство горячо желает, чтобы переговоры о разоружении, предпринятые . в рамках Объединенных Наций, могли привести б соглашению. Нота Советского Правительства от 23 октября 1954 года В Президиуме Верховного Совета СССР Вчера, 23 октября, в Кремле Председа­ тель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. Е. Ворошилов вручил ордена СССР группе генералов и адмиралов Со­ ветской Армии и Военно-Морского Флота. В связи с пятидесятилетием со дня рож­ дения и за заслуги перед Советской Арми­ ей высшие правительственные награды - ордена Ленина вручены Маршалу войск связи И. Т. Пересыпкпну, генералу армии С. С. Бирюзову, генерал-полковнику А. С. Желтову. Орден Ленина вручен адмиралу флота И. С. Исакову, награжденному в связи шестидесятилетием со дня рождения и за заслуги перед Советским государством и Военно-Морскими Силами. • За выслугу лет в Советской Армии орден Ленина вручен генерал-майору авиации И. А. Пархоменко и ордена Красного Зна­ мени — инженер-адмиралу Н. В. Исачен- кову, генерал-полковнику инженерных войск А. Д. Цпрлпну. Получая ордена, награжденные выразили благодарность Коммунистической партии и Правительству за высокую оценку их за­ слуг перед Советскими Вооруженными Си­ лами и заверили, что в ответ на высокие награды в своей дальнейшей работе они приложат все силы, опыт и знакчя на бла­ го. Родины. Товарищ К. Е. Ворошилов тепло поздра­ вил награжденных н пожелал ны здоровья и дальнейших успехов в работе. В связи с нотой Правительства Франции от 10 сентября с. г. Советское Правитель­ ство считает необходимым заявить следую­ щее. Правительство СССР в ноте от 24 июля предложило Правительству Франции, а так­ же Правительствам Англин и США, созвать общеевропейское совещание для рассмотре­ ния вопроса о создании системы коллектив­ ной безопасности в Европе. 4 августа Пра­ вительство СССР предложило Правительст­ вам Франции, Англии и США обсудить этот вопрос в предварительном порядке на со­ вещании министров иностранных дел четы­ рех держав, а также продолжить на этом совещании рассмотрение германского воп­ роса. В целях содействия разрешению пробле­ мы безопасности в Европе Советское Пра­ вительство внесло свой проект «Общеевро­ пейского Договора о коллективной безопас­ ности в Европе», выразив одновременно го­ товность рассмотреть и другие предложения по этому вопросу. В проекте предлагается создать в Европе такую систему коллективной безопасности, которая обеспечивала бы сохранение мира путем объединения усилий всех заинте­ ресованных европейских государств, незави­ симо от их общественного и государственно­ го строя. JZ основу советского проекта Об­ щеевропейского Договора положен принцип коллективных действий его участников против угрозы и вооруженного нападения на любое государство, участвующее в До­ говоре, а также принцип сотрудничества в экономической области. Это значит, что всякая попытка агрессии со стороны любого государства немедленно повлекла бы за собой применение коллективных санкций против агрессора. Тен самым советский проект Общеевро­ пейского Договора содержит в себе реаль­ ные гарантии безопасности Франции и Польши, Англии н Советского Союза, всех больших и малых государств Европы. В то же время он создает наиболее благоприят­ ные условия для восстановления нацио­ нального единства Германии, для свободно­ го, мирного развития германского государ­ ства. Ни одно государство, действительно стре­ мящееся к укреплению мира в Европе, не может относиться отрицательно к сотруд­ ничеству с другими европейскими государ­ ствами в создании эффективной системы общеевропейской безопасности. Что ка­ сается Советского Правительства, то оно по- прежнему исходит из того, что только сов­ местные усилия европейских государств способны обеспечить безопасность в Ев­ ропе. Высказывая свои возражения против этого советского проекта, Французское Правительство не внесло, однако, какого- либо своего предложения по обеспечению коллективной безопасности в Европе, Фран­ цузское Правительство не только не внес­ ло своего вклада в дело обеспечения кол­ лективной безопасности в Европе, но, на­ против, как свидетельствуют факты послед­ него времени, продолжает идти по пути сколачивания военных группировок в Ев­ ропе. Прп этом Французское Правительство вновь выступило в защиту Северо-атланти- ческого военного блока, будто бы пресле­ дующего оборонительные цели, хотя об агрессивном характере этой группировки в ее теперешнем виде свидетельствуют многочисленные факты. Что эта военная группировка направлена, прежде всего, против Советского Союза и стран народной демократии — этого не скрывают зоенные руководители Северо-атлантического блока. Имеющиеся в ноте от 10 сентября попытки оправдать создание этого блока ссылками на наличие в Восточной Европе «сильно вооруженной советской группировки» со­ вершенно несостоятельны, поскольку такой группировки в действительности не суще­ ствует. Тот факт, что в настоящее время подготовляется осуществление планов ре­ милитаризации Западной Германии и во­ влечение ее в Северо-атлантическую груп­ пировку, лишь подтверждает, что дело идет о дальнейшем усилении агрессивности этой группировки. В этих условиях Советское Правительст­ во считает необходимым снова обратить внимание Правительства Франции на то, что создание военных группировок не мо­ жет содействовать укреплению мира и безо­ пасности в Европе. Создание таких группи­ ровок европейских государств, направлен­ ных против других европейских государств, ведет к дальнейшему усилению междуна­ родной напряженности и находится в пря­ мом противоречии с интересами укрепле­ ния мира в Европе. Идя по этому пути и отказываясь от участия в организации си­ стемы коллективной безопасности в Евро­ пе, Правительство Франции берет на себя ответственность за последствия такой по­ литики, несовместимой с интересами безо­ пасности в Европе. Для обеспечения безопасности в Европе решающее значение имеет урегулирование германской проблемы. Это значит, что са­ мой важной и неотложной задачей являет­ ся восстановление единства Германии, как миролюбивого и демократического государ­ ства, и заключение с ней мирного договора. Нельзя откладывать решение задачи объединения Германии, все еще остающей­ ся разорванной на две противопоставлен­ ные друг другу части. Интересы националь­ ной безопасности европейских государств, как и интересы самого германского народа, требуют решения вопроса о воссоединении Германии с тем; чтобы народы Европы бы­ ли уверены, что объединенная Германия не попадет в руки заклятых врагов мира — германских милитаристов и реванши­ стов, а прочно станет на путь мирного развития и установления добрососедских отношений с другими странами. Как и раньше, Советское Правительство считает, что для восстановления единства Германии необходимо проведение общегер- манскнх свободных выборов. ІІа этих выбо­ рах германский парод должен иметь воз­ можность выразить свою свободную волю чтобы единая Германия возродилась как миролюбивое и демократическое государ­ ство. На Берлинском совещании четырех дер жав не было достигнуто соглашения о про­ ведении общегерманских выборов для вое становления единства Германии. Этому по­ мешали, прежде всего, планы создания «европейского оборонительного сообщест­ ва», предусматривавшие ремилитаризацию Западной Германии и вовлечение ее в эту военную группировку. Отклонение Нацио­ нальным Собранием Фрапцин договора о создании «европейского оборонительного сообщества» открыло возможности для сближения позиций четырех держав по вопросу о воссоединении Германии и про­ ведении в этих целях общегерманекпх выборов. восстановления германского милитаризма, согласно сепаратному сговору в Лондоне и Іариже, должна быть создана уже в бли­ жайшее время западногерманская армия в 500 тысяч человек со своей многочислен­ ной авиацией, танковыми соединениями и своими военными штабами. Тяжелая про­ мышленность Западной Германии — и прежде всего Рура — снова перестраивает­ ся на массовое производство вооружения. руководить вооруженными силами Западной ермании будут те же генералы, которые создавали гитлеровскую армию и вместе с итлером осуществляли агрессию против Чехословакии, Польши, Франции, Советско­ го Союіа, Англии и многих других евро­ пейских государств. При таких условиях сегодняшние формальные обязательства боннского правительства относительно огра­ ничения численности западногерманской армии и ее вооружения не могут быть при­ няты всерьез Как свидетельствует недав­ ний опыт, приступив к созданию своих кор­ пусов и дивизий, германские милитаристы и реваншисты- не остановятся ни перед чем, чтобы добиться увеличения численно­ сти и вооружения своей армии. Лондонские решения открывают путь для восстановления германского милитаризма. После этого у западногерманских милитари­ стов и реваншистов будут развязаны руки для проведения их агрессивной политики в Европе. Западиая Германия преврапіается, таким образом, в опасный очаг новой вой­ ны в Европе. Лондонские решения предусматривают включение ремилитаризованной Западной Германии в военную группировку западно­ европейских государств, противопоставлен­ ную другим европейским государствам. На этот раз вместо ранее намечавшейся воен­ ной группировки шести западноевропейских государств — Франции, Западной Герма­ нии, Италии, Бельгии, Голландии и Люк­ сембурга, предусматривается образование военной группировки тех же государств участием Англии. Было бы обманом общест­ венного мнения утверждать, будто бы лон­ донский план создания новой военной груп пировки больше соответствует интересам безопасности народов Европы, нежели про валившийся план создания «европейского оборонительного сообщества». Лондонский план предусматривает также вовлечение Западной Германии в Северо­ атлантический блок, что дает возможность германским милитаристам оказывать пря­ мое влияние в сторону дальнейшего усиле­ ния агрессивности северо-атлантической группировки. Совсем недавно Национальное Собрание Франции признавало недопусти­ мым участие Западной Германии в Северо­ атлантическом блоке, считая это несовме­ стимым с интересами безопасности Фран­ ции. Тем более несовместимым с интереса­ ми безопасности в Европе является вовле- Советское Правительство выражает го-|чение в северо-атлантическую группнров- товность вновь рассмотреть, с учетом ука­ занных выше новых обстоятельств, предло­ жения о проведении общегерманских вы­ боров, внесеиаые на Берлинском совеща­ нии Англией и поддержанные Францией и США. При этом Советское Правительство исходит из того, что будут рассмотрены также соответствующие предложения Со­ ветского Союза. Советское Правительство считает, что возможности достижения договоренности между державами по этому вопросу имеют­ ся, если исходить из признания того бес­ спорного положения, что главной задачей является объединение Германии па миролю­ бивых и демократических основах. В связи с этим Советское Правитель­ ство считает необходимым особо обратить внимание на те новые планы ремилитари­ зации Западной Германии и вовлечения ее в военную группировку некоторых запад­ ных государств, о которых стало известно после закончившегося 3 октября с. г. со­ вещания девяти стран в Лондоне, а также в связи с происходящими в настоящее вре­ мя сепаратными совещаниями в Париже. Вопреки обязательствам, принятым на себя Францией, Англией и США, совме­ стно с Советским Союзом, о недопущении ку ремилитаризованной Западной Германии, как это предусматривается лондонским сог­ лашением. Эти решения, развязывающие руки гер­ манским милитаристам, продиктованы агрессивными кругами держав, стремящих­ ся к мировому господству на основе про­ ведения пресловутой «политики силы». Лондонские соглашения несовместимы и с восстановлением суверенных прав гер­ манского народа. На деле эти соглашения ведут не к прекращению режима оккупа­ ции, как хотят это представить, а к остав­ лению оккупационных войск в Западной Германии до 1998 года, то есть до конца нынешнего столетия. Западная Германия остается связанной условиями кабального «боннского договора». Все это говорит о том, что лондонские решения, ведущие к восстановлению гер­ манского милитаризма и вовлечению За­ падной Германии в агрессивные военные группировки, в корне противоречат интере­ сам поддержания мира и усиливают угрозу новой войны в Европе. В случае осуществления этих решении Западная Германия уже не может рассмат­ риваться как миролюбивее государство, что сделает невозможным на долгий срок вос­ становление единства Германии. Советское Правительство считает необ­ ходимым заявить, что согласие Французско­ го Правительства на принятие и осуществ­ ление лондонских решений, находится в яв­ ном противоречии с франко-советским до­ говором о союзе и взаимной помощи 1944 го­ да. В то время как договор обязывает обе стороны «совместно предпринимать все не­ обходимые меры для устранения любой но­ вой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попыт­ ку агрессии с ее сторопы», — лондонские решения прямо направлены на восстанов­ ление германского милитаризма и таким образом создают угрозу безопасности наро­ дов Европы. В то время как франко-совет­ ский Договор обязывает оба государства «не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из Высоких До­ говаривающихся Сторон», осуществление лондонских решений означало бы, что Франция вступает с возрождаемым герман­ ским милитаризмом в военный 'блок, на­ правленный против Советского Союза. Предпринимая такие действия, противо­ речащие основам франко-советского догово­ ра, Французское Правительство берет на себя ответственность как за то, что в ре­ зультате такой политики Франция окажет­ ся лицом к лицу с ее извечным врагом — германским милитаризмом, так и за то, что она противопоставляет себя Советско­ му Союзу, хотя безопасность обоих госу­ дарств требует совместных усилий для не­ допущения возрождения германского мили­ таризма. Намеченные в Лондоне и Париже меро­ приятия в отношении Западной Германии находятся в прямом противоречии и с пред­ ложениями Правительств Франции и Анг­ лин, внесенными в ООН в июне этого года и поддержанными Правительством США, по вопросу о всеобщем сокращении воору­ жений и запрещении атомного оружия. В настоящее время в Организации Объе­ диненных Наций рассматриваются как Франко-английские предложения, так и предложения Советского Союза по вопросу 0 сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, причем Советское Пра­ вительство предложило принять в основу соответствующей международной конвен­ ции указанные предложения Франции и Англии. Таким образом, наметилось сбли­ жение позиций сторон по этому важному вопросу. Правительство Франции заявляет в своей ноте от 10 сентября о стремлении содействовать решению вопроса о разору­ жении. Нельзя, однако, в одно и то же время предлагать всеобщее сокращение во­ оружений и проводить ремилитаризацию За­ падной Германии. Такие действия несовме­ стимы. В последнее время, как известно, удалось достигнуть определенного ослабления на­ пряженности в международных отноше-. ниях. Советское Правительство исходит из того, что все миролюбивые народы заинте­ ресованы в дальнейшем ослаблении между­ народной напряженности. Между тем, лон­ донские решения не только не содейству­ ют этому, но, наоборот, ведут к обострению международной обстановки. В настоящее время сложилось такое по­ ложение: либо четыре державы, несущие особую ответственность за решение германской проблемы, сделают все, чтобы приступить к рассмотрению и решить самый неотлож­ ный вопрос — вопрос о восстановлении единства Германии, в чем так заинтересо­ ван германский народ, и, вместе с тем, все миролюбивые народы Европы; либо, если дело дойдет до восстановле­ ния германского милитаризма и вовлече­ ния Западной Германии в агрессивные во­ енные группировки, то германская нация надолго останется разорванной на части, а со стороны ремилитаризованной Западной 1Германии будет создана прямая угроза ын- Iру в Европе. В целях содействия урегулированию гер­ манского вопроса Советское Правительство внесло на Берлинском совещании предло­ жение о выводе оккупационных войск, кроме некоторых строго ограниченных кон­ тингентов, с территории Восточной и За­ падной Германии. Это предложение связы­ валось с заключением мирного договора и предложением об общегерманекпх выбо­ рах. Тогда не было достигнуто договорен­ ности по этому вопросу. Руководствуясь стремлением облегчить условия сближения обеих частей Германии и решение задачи ее национального воссое­ динения, Советское Правительство предла­ гает Правительствам Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки рассмотреть вопрос о выводе оккупационных войск &тт территории Восточной и Западной Германии - и осуществить вывод оккупационных войск теперь же, без каких-либо отлагательств. Такое решение содействовало бы дальней­ шей разрядке международной напряжен­ ности и укреплению мира в Европе. Вместе с решением этого вопроса возни­ кает необходимость, чтобы между СССР, Францией, Англией и США, при участии Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики было достигнуто соглашение относительно чис­ ленности, дислокации и вооружения всех видов немецкой полиции в Восточной и За­ падной Германии. Это положило бы конец всяким опасениям в отношении перевоору­ жения как Восточной, так и Западной Гер­ мании. Известно, что со стороны Восточной Германии нет возражений против этого ч предложения и нет возражений против про­ верки на месте действительного положения в настоящее время. Уклонение от принятия этого предложения со стороны Западной Германии не означало бы ничего другого, кроме стремления ускорить проведение планов перевооружения. Исходя из изложенного, Советское Пра­ вительство вносит на рассмотрение Прави­ тельства Франции, равно . как и Прави­ тельств Англии и США, предложение о со­ зыве в ноябре с. г. совещания Министров иностранных дел Франции, Англии, США и Советского Союза для рассмотрения следу­ ющих вопросов: 1) о восстановлении единства Германии на миролюбивых и демократических осно­ вах и проведении общегерманских свобод­ ных выборов; 2) о выводе оккупационных войск четы­ рех держав с территории Восточной и За­ падной Германии; 3) о созыве общеевропейского совещания для рассмотрения вопроса о создании си­ стемы коллективной безопасности в Европе. Что касается вопроса о заключении Го­ сударственного договора с Австрией, то, как известно, Советское Правительство еще 12 августа с. г. в своей ноте Австрий­ скому правительству предложило, чтобы совещание послов Франции, Англии, США и Советского Союза в Вене совместно с представителями Австрийского правитель­ ства занялось рассмотрением оставшихся неурегулированными вопросов, относящих­ ся к проекту Государственного договора, н других вопросов, связанных с заключением этого договора с Австрией. В ответной ноте Австрийского прави­ тельства от 12' октября сообщается о его готовности принять участие в указанном совещании. Однако, Советскому Правитель­ ству неизвестна точка зрения Правитель­ ства Франции, равно как и Правительств Англии и США, по этому вопросу. Совет­ ское Правительство хотело бы знать, со­ гласны ли правительства трех держав с тем, чтобы их послы приняли участие в совещании в Вёне для рассмотрения вопро­ сов. относящихся к заключению Государст­ венного договора с Австрией. Соответствующие ответные ноты Совет­ ского Правительства направляются также Правительству Англии и Правительству СШД. .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz