Полярная правда. 1954, октябрь.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А и■ ■ — i t Л г2 253 (7975) 24 октября 1954 г. Верховному Совету Тадминсной ССР Совету Министров Тадминсной ССР Центральному Номитету Номмунистичесной партии Тадтинистана Президиум Верховного Совета Союза Со ветских Социалистических Республик, Со вет Министров Союза ССР и Центральный Комитет Коммунистической партии Совет ского Союза горячо приветствуют и позд равляют рабочих, колхозников, интелли генцию, всех трудящихся Советского Тад жикистана со славным юбилеем — двад цатипятилетием образования Таджикской Советской Социалистической Республики. Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда освободила таджик ский народ от феодально-байской и капи талистической эксплуатации и от нацио нально-колониального гнета царского самодержавия, открыла трудящимся Тад жикистана широкие просторы для строи тельства свободной, радостной жпзші. В результате осуществления мудрой ле нинско-сталинской национальной полити ки Коммунистической партии трудящиеся таджики с помощью всех братских наро дов СССР обрели свою государственность, превратили в прошлом отсталую в хозяй ственном и культурном отношении окраи ну бывшей царской империи в свободную и цветущую, тщ-стриально-кшхозную со- щіалистическую республику. За годы советской власти вырос и воз- му:кал рабочий класс Таджикистана, до бившийся в союзе с трудящимся крестьян ством крупных успехов в социалистиче ском строительстве. Трудящиеся Советского Таджикистана создали многоотраслевую промышленность. Вместо мелких кустарно-ремесленных ма стерских в республике построены крупные предприятия горнорудной, каменноуголь ной, металлообрабатывающей, хлопкоочи стительной, текстильной, пищевой про мышленности,. создана энергетическая база. Победа колхозного строя ооеспечнла бы стрые темпы развития сельского хозяйства республики, оснащенного новейшей сель скохозяйственной техникой и располагаю щего широкой сетью современных иррига ционных сооружений. Труженики сельско го хозяйства активно борются за новый крутой подъем всех отраслей колхозного н совхозного производства и прежде всего ве дущей отрасли экономики Таджикистана — хлопководства. За последнее пятилетие в республике намного выросли посевные площади хлопчатника, а валовой обор хлопка-сырца увеличился почти в два ра за. На всю страну прославились своим за мечательным мастерством таджикские хлопкоробы. Неуклонно растет и процветает нацио нальная по форме, социалистическая по со держанию культура таджикского народа. Бывший темный и отсталый край — Тад жикистан ныне является республикой пе редовой советской культуры. В Таджик ской ССР создана широкая сеть школ средних специальных и высших учебных заведений, работают Государственный уип верситет, Академия наук, театры, сотни клубов, библиотек, изб-читален и домов культуры. В республике вырос многоты сячный отряд советской таджикской ип теллпгенціш — инженеров, техников, аг рономов, учителей, врачей, деятелей нау ки и культуры. Советская власть полностью раскрепо стила ранее угнетенных и бесправных женпрш-таджнчек, которые ныне наравне с мужчішааги активно участвуют во всех областях коммунистического строитель ства. Президиум Верховного Совета СССР, Со вет Министров Союза ССР и Центральны! Комитет Коммунистической партии Совет ского Союза желают трудящимся Совет ского Таджикистана успехов в борьбе за дальнейшее процветание хозяйства и куль туры республики и выражают твердую уверенность в том, что они в дружной семье всех народов СССР внесут новый вклад великое дело борьбы за торжество ком мунизма в пашей стране. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР СОВЕТ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ п а р т и и СОВЕТСКОГО СОЮЗА НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА правительствам Франции, Великобритании и США 23 октября Министр Иностранных Делінии г-на У. Хэйтера и Посла США г -п а |поты правительств Франции, Великобри-І СССР В. М. Молотов принял Посла Фран- Ч. Болена и вручил нм ноту Советского цни г-па Л. Жокса, Посла Великобрпта- ' Правительства, являющуюся ответом на Ниже публикуется текст ноты Прави-Ігода и текст ноты Советского Правнтель- тании и США от 10 сентября 1954 года. Ітельства Франции от 10 сентября 1954} ства от 23 октября 1954 года. Но т а Пр а в и т е л ь с т в а Франции от 10 с е н т я б ря 1954 года Посольство Франции свидетельствует свое уважение Министерству Иностранных Дел Союза Советских Социалистических Республик и имеет честь сообщить ему следующее. 1 — При консультации с Американским и Британским Правительствами, с другими Правительствами — членами Организа ции Северо-Атлантического Договора, с Австрийским Правительством и с Прави тельством Германской Федеральной Рес публики Французское Правительство вни мательно изучило ноту Советского Прави тельства от 24 июля, а также устное со общение, сделанное от имени этого Пра вительства 4 августа. 2 — Согласно этим сообщениям, Совет ское Правительство возобновляет свои предложения, которые уже были предме том глубокого обсуждения на Берлинском совещании. Французское Правительство признает исключительный характер про- ілемы безопасности в Европе, но эта про блема может быть рассмотрена с пользой только при уважении основных интересов всех заинтересованных сторон. Безопас ность не могла бы быть достигнута в Ев ропе путем подписания общего соглаше ния, подобному тому, какое предлагает Советское Правительство. Она может быть достигнута только в результате ре шения конкретных проблем, наиболее не отложными из которых являются герман ская и австрийская проблемы. 3 — Французское Правительство отме чает, что Советское Правительство вновь утверждает, что Атлантическая Организа ция является «агрессивной военной груп пировкой». Организация Северо-Атланти ческого Догоиора, чисто оборонительные цели которой полностью ^соответствуют Уставу Объединенных Наций, была созда на, чтобы сделать возможной оборону за падных демократий против угрозы, воз никшей в 1945 году в связи с созданием в Восточной. Европе сильно вооруженной советской группировки. Организация Севе ро-Атлантического Договора является сей час свободной ассоциацией государств, имеющих общие стремлепия и объе диненных узами, которые являются не только военными. Речь ие могла бы ид ти ни об изменении этой концепции, ни об отказе от нее. 4 — Присоединение Германской Феде ральной Республики к оборонитель ной системе, объединяющей другие мирные государства Западной Европы — происходящее много времени спустя пос ле перевооружения Восточной Германии • далекое от того, чтобы представлять угрозу европейской безопасности, имеет своей целью предупредить всякое само стоятельное обращение к угрозе или к применению силы. Это присоединение яв ляется лучшей гарантией безопасности для всех соседей Германии, для самой Герма нии и для Европы в целом. 5 — Ни в своей ноте от 24 июля, ни в устном сообщении от 4 августа Советское Правительство не внесло новых предложе ний для решения германской проблемы. (Согласно советскому проекту договора с 'безопасности существующий раздел Гер мании был бы сохранен вопреки чаяниям германского народа. Французское Прави тельство, со своей стороны, считает, что Германия должна быть вновь объединена возможно скорее в условиях свобо ды. Это объединение может быть осуществлено только путем свобод ных выборов но всей Германии под международным контролем. Французское Правительство попрежнему готово вести переговоры на основе конкретного плана быстрой организации этих выборов, кото рый три западные державы представили Берлинскому совещанию. 6 — Наиболее простым шагом для про движения на пути к европейской безопас ности остается быстрое урегулирование австрийского вопроса. В этой связи Фран цузское Правительство вновь выражает мнение, что заключение австрийского госу дарственного договора не должно зависеть, как это предлагает Советское Правительст во, от общего европейского урегулирования, от заключения мирного договора с Германи ей или от любого другого вопроса, не имею щего отношения к австрийскому договору. В Берлине Французское Правительство пред ложило, при условии незамедлительного со гласия Советского Правительства, принять советский текст всех статей австрийского государственного договора, бывших ранее спорными. Оно готово возобновить это предложение. Если Советское Правительст во согласится подписать договор в такой редакции, то сразу же было бы заключено соглашение с тем, чтобы'вернуть Австрии независимость и свободу, которые были ей Iлись в ходе углубленпого обсуждения в ООСЩаПЫ с 1943 года Катппв т н и ппічоінііѵ гппппіРННат Р.п- 7 — Соглашение по вопросу о разору жении, несомненно, способствовало бы соз данию атмосферы, необходимой для полез ного обсуждения проблемы безопасности в Европе. Французское Правительство желает добиться запрещения использования и про изводства всех видов атомного и водородно го оружия и всех других видов оружия массового уничтожения, а также владения им в рамках системы, предусматривающей одновременное значительное сокращение обычного вооружения и вооруженных сил до уровня, установленного по общему сог лашению. Вся эта программа осуществля лась бы под международным контролем и по этапам, установленным по соглашению. Во время недавних дискуссий в соответст вующем подкомитете Объединенных Наций Французское Правительство выдвинуло предложения, которые могли бы дать воз можность добиться прогресса. Хотя Совет ское Правительство не сочло тогда* нуж ным принять во вниманий эти предложе ния, Французское Правительство будет ста раться изыскивать приемлемое и эффектив ное соглашение. Оно надеется, что Совет ское Правительство пожелает оказать это му свое содействие. 8 — Таковы проблемы, практическое разрешение которых необходимо для того, чтобы сделать возможным установление в Европе подлинной безопасности. Новые пе реговоры были бы полезными лишь в том случае, если бы имелись лучшие перспек тивы соглашения, чем те, которые выяви- Берлине или в ослед их сообщениях Со ветского Правительства. Французское Пра вительство попрежнему полно решимости сделать все, что в его силах, чтобы до стигнуть прогресса по этим различным вопросам. Оно надеется, что_Советское Пра вительство пожелает содействовать этому прогрессу: a) путем -подписания австрийского госу дарственного договора в советской редакции- статей, являвшихся ранее спорными, о чем было сделано предложение на Берлинском совещании французским, английским, аме риканским и австрийским правительствами, которое Французское Правительство сейчас возобновляет; b ) согласившись, в качестве первого важного этапа на пути к воссоединению Германии в условиях свободы, на свобод ные выборы на базе, предложенной Фран цузским Правительством в Берлине. Если в этом направлении может быть до стигнут прогресс, то Французское Прави тельство было бы готово согласиться с со зывом совещания министров иностранных дел Франции, Великобритании, Соединен ных Штатов н Союза Советских Социали стических Республик для завершения уре гулирования этих проблем и изучения после этого всех других аспектов безопасности в Европе. В то же время Французское Правитель ство горячо желает, чтобы переговоры о разоружении, предпринятые . в рамках Объединенных Наций, могли привести б соглашению. Нота Советского Правительства от 23 октября 1954 года В Президиуме Верховного Совета СССР Вчера, 23 октября, в Кремле Председа тель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. Е. Ворошилов вручил ордена СССР группе генералов и адмиралов Со ветской Армии и Военно-Морского Флота. В связи с пятидесятилетием со дня рож дения и за заслуги перед Советской Арми ей высшие правительственные награды - ордена Ленина вручены Маршалу войск связи И. Т. Пересыпкпну, генералу армии С. С. Бирюзову, генерал-полковнику А. С. Желтову. Орден Ленина вручен адмиралу флота И. С. Исакову, награжденному в связи шестидесятилетием со дня рождения и за заслуги перед Советским государством и Военно-Морскими Силами. • За выслугу лет в Советской Армии орден Ленина вручен генерал-майору авиации И. А. Пархоменко и ордена Красного Зна мени — инженер-адмиралу Н. В. Исачен- кову, генерал-полковнику инженерных войск А. Д. Цпрлпну. Получая ордена, награжденные выразили благодарность Коммунистической партии и Правительству за высокую оценку их за слуг перед Советскими Вооруженными Си лами и заверили, что в ответ на высокие награды в своей дальнейшей работе они приложат все силы, опыт и знакчя на бла го. Родины. Товарищ К. Е. Ворошилов тепло поздра вил награжденных н пожелал ны здоровья и дальнейших успехов в работе. В связи с нотой Правительства Франции от 10 сентября с. г. Советское Правитель ство считает необходимым заявить следую щее. Правительство СССР в ноте от 24 июля предложило Правительству Франции, а так же Правительствам Англин и США, созвать общеевропейское совещание для рассмотре ния вопроса о создании системы коллектив ной безопасности в Европе. 4 августа Пра вительство СССР предложило Правительст вам Франции, Англии и США обсудить этот вопрос в предварительном порядке на со вещании министров иностранных дел четы рех держав, а также продолжить на этом совещании рассмотрение германского воп роса. В целях содействия разрешению пробле мы безопасности в Европе Советское Пра вительство внесло свой проект «Общеевро пейского Договора о коллективной безопас ности в Европе», выразив одновременно го товность рассмотреть и другие предложения по этому вопросу. В проекте предлагается создать в Европе такую систему коллективной безопасности, которая обеспечивала бы сохранение мира путем объединения усилий всех заинте ресованных европейских государств, незави симо от их общественного и государственно го строя. JZ основу советского проекта Об щеевропейского Договора положен принцип коллективных действий его участников против угрозы и вооруженного нападения на любое государство, участвующее в До говоре, а также принцип сотрудничества в экономической области. Это значит, что всякая попытка агрессии со стороны любого государства немедленно повлекла бы за собой применение коллективных санкций против агрессора. Тен самым советский проект Общеевро пейского Договора содержит в себе реаль ные гарантии безопасности Франции и Польши, Англии н Советского Союза, всех больших и малых государств Европы. В то же время он создает наиболее благоприят ные условия для восстановления нацио нального единства Германии, для свободно го, мирного развития германского государ ства. Ни одно государство, действительно стре мящееся к укреплению мира в Европе, не может относиться отрицательно к сотруд ничеству с другими европейскими государ ствами в создании эффективной системы общеевропейской безопасности. Что ка сается Советского Правительства, то оно по- прежнему исходит из того, что только сов местные усилия европейских государств способны обеспечить безопасность в Ев ропе. Высказывая свои возражения против этого советского проекта, Французское Правительство не внесло, однако, какого- либо своего предложения по обеспечению коллективной безопасности в Европе, Фран цузское Правительство не только не внес ло своего вклада в дело обеспечения кол лективной безопасности в Европе, но, на против, как свидетельствуют факты послед него времени, продолжает идти по пути сколачивания военных группировок в Ев ропе. Прп этом Французское Правительство вновь выступило в защиту Северо-атланти- ческого военного блока, будто бы пресле дующего оборонительные цели, хотя об агрессивном характере этой группировки в ее теперешнем виде свидетельствуют многочисленные факты. Что эта военная группировка направлена, прежде всего, против Советского Союза и стран народной демократии — этого не скрывают зоенные руководители Северо-атлантического блока. Имеющиеся в ноте от 10 сентября попытки оправдать создание этого блока ссылками на наличие в Восточной Европе «сильно вооруженной советской группировки» со вершенно несостоятельны, поскольку такой группировки в действительности не суще ствует. Тот факт, что в настоящее время подготовляется осуществление планов ре милитаризации Западной Германии и во влечение ее в Северо-атлантическую груп пировку, лишь подтверждает, что дело идет о дальнейшем усилении агрессивности этой группировки. В этих условиях Советское Правительст во считает необходимым снова обратить внимание Правительства Франции на то, что создание военных группировок не мо жет содействовать укреплению мира и безо пасности в Европе. Создание таких группи ровок европейских государств, направлен ных против других европейских государств, ведет к дальнейшему усилению междуна родной напряженности и находится в пря мом противоречии с интересами укрепле ния мира в Европе. Идя по этому пути и отказываясь от участия в организации си стемы коллективной безопасности в Евро пе, Правительство Франции берет на себя ответственность за последствия такой по литики, несовместимой с интересами безо пасности в Европе. Для обеспечения безопасности в Европе решающее значение имеет урегулирование германской проблемы. Это значит, что са мой важной и неотложной задачей являет ся восстановление единства Германии, как миролюбивого и демократического государ ства, и заключение с ней мирного договора. Нельзя откладывать решение задачи объединения Германии, все еще остающей ся разорванной на две противопоставлен ные друг другу части. Интересы националь ной безопасности европейских государств, как и интересы самого германского народа, требуют решения вопроса о воссоединении Германии с тем; чтобы народы Европы бы ли уверены, что объединенная Германия не попадет в руки заклятых врагов мира — германских милитаристов и реванши стов, а прочно станет на путь мирного развития и установления добрососедских отношений с другими странами. Как и раньше, Советское Правительство считает, что для восстановления единства Германии необходимо проведение общегер- манскнх свободных выборов. ІІа этих выбо рах германский парод должен иметь воз можность выразить свою свободную волю чтобы единая Германия возродилась как миролюбивое и демократическое государ ство. На Берлинском совещании четырех дер жав не было достигнуто соглашения о про ведении общегерманских выборов для вое становления единства Германии. Этому по мешали, прежде всего, планы создания «европейского оборонительного сообщест ва», предусматривавшие ремилитаризацию Западной Германии и вовлечение ее в эту военную группировку. Отклонение Нацио нальным Собранием Фрапцин договора о создании «европейского оборонительного сообщества» открыло возможности для сближения позиций четырех держав по вопросу о воссоединении Германии и про ведении в этих целях общегерманекпх выборов. восстановления германского милитаризма, согласно сепаратному сговору в Лондоне и Іариже, должна быть создана уже в бли жайшее время западногерманская армия в 500 тысяч человек со своей многочислен ной авиацией, танковыми соединениями и своими военными штабами. Тяжелая про мышленность Западной Германии — и прежде всего Рура — снова перестраивает ся на массовое производство вооружения. руководить вооруженными силами Западной ермании будут те же генералы, которые создавали гитлеровскую армию и вместе с итлером осуществляли агрессию против Чехословакии, Польши, Франции, Советско го Союіа, Англии и многих других евро пейских государств. При таких условиях сегодняшние формальные обязательства боннского правительства относительно огра ничения численности западногерманской армии и ее вооружения не могут быть при няты всерьез Как свидетельствует недав ний опыт, приступив к созданию своих кор пусов и дивизий, германские милитаристы и реваншисты- не остановятся ни перед чем, чтобы добиться увеличения численно сти и вооружения своей армии. Лондонские решения открывают путь для восстановления германского милитаризма. После этого у западногерманских милитари стов и реваншистов будут развязаны руки для проведения их агрессивной политики в Европе. Западиая Германия преврапіается, таким образом, в опасный очаг новой вой ны в Европе. Лондонские решения предусматривают включение ремилитаризованной Западной Германии в военную группировку западно европейских государств, противопоставлен ную другим европейским государствам. На этот раз вместо ранее намечавшейся воен ной группировки шести западноевропейских государств — Франции, Западной Герма нии, Италии, Бельгии, Голландии и Люк сембурга, предусматривается образование военной группировки тех же государств участием Англии. Было бы обманом общест венного мнения утверждать, будто бы лон донский план создания новой военной груп пировки больше соответствует интересам безопасности народов Европы, нежели про валившийся план создания «европейского оборонительного сообщества». Лондонский план предусматривает также вовлечение Западной Германии в Северо атлантический блок, что дает возможность германским милитаристам оказывать пря мое влияние в сторону дальнейшего усиле ния агрессивности северо-атлантической группировки. Совсем недавно Национальное Собрание Франции признавало недопусти мым участие Западной Германии в Северо атлантическом блоке, считая это несовме стимым с интересами безопасности Фран ции. Тем более несовместимым с интереса ми безопасности в Европе является вовле- Советское Правительство выражает го-|чение в северо-атлантическую группнров- товность вновь рассмотреть, с учетом ука занных выше новых обстоятельств, предло жения о проведении общегерманских вы боров, внесеиаые на Берлинском совеща нии Англией и поддержанные Францией и США. При этом Советское Правительство исходит из того, что будут рассмотрены также соответствующие предложения Со ветского Союза. Советское Правительство считает, что возможности достижения договоренности между державами по этому вопросу имеют ся, если исходить из признания того бес спорного положения, что главной задачей является объединение Германии па миролю бивых и демократических основах. В связи с этим Советское Правитель ство считает необходимым особо обратить внимание на те новые планы ремилитари зации Западной Германии и вовлечения ее в военную группировку некоторых запад ных государств, о которых стало известно после закончившегося 3 октября с. г. со вещания девяти стран в Лондоне, а также в связи с происходящими в настоящее вре мя сепаратными совещаниями в Париже. Вопреки обязательствам, принятым на себя Францией, Англией и США, совме стно с Советским Союзом, о недопущении ку ремилитаризованной Западной Германии, как это предусматривается лондонским сог лашением. Эти решения, развязывающие руки гер манским милитаристам, продиктованы агрессивными кругами держав, стремящих ся к мировому господству на основе про ведения пресловутой «политики силы». Лондонские соглашения несовместимы и с восстановлением суверенных прав гер манского народа. На деле эти соглашения ведут не к прекращению режима оккупа ции, как хотят это представить, а к остав лению оккупационных войск в Западной Германии до 1998 года, то есть до конца нынешнего столетия. Западная Германия остается связанной условиями кабального «боннского договора». Все это говорит о том, что лондонские решения, ведущие к восстановлению гер манского милитаризма и вовлечению За падной Германии в агрессивные военные группировки, в корне противоречат интере сам поддержания мира и усиливают угрозу новой войны в Европе. В случае осуществления этих решении Западная Германия уже не может рассмат риваться как миролюбивее государство, что сделает невозможным на долгий срок вос становление единства Германии. Советское Правительство считает необ ходимым заявить, что согласие Французско го Правительства на принятие и осуществ ление лондонских решений, находится в яв ном противоречии с франко-советским до говором о союзе и взаимной помощи 1944 го да. В то время как договор обязывает обе стороны «совместно предпринимать все не обходимые меры для устранения любой но вой угрозы, исходящей от Германии, и препятствовать таким действиям, которые делали бы возможной любую новую попыт ку агрессии с ее сторопы», — лондонские решения прямо направлены на восстанов ление германского милитаризма и таким образом создают угрозу безопасности наро дов Европы. В то время как франко-совет ский Договор обязывает оба государства «не заключать какого-либо союза и не принимать участия в какой-либо коалиции, направленной против одной из Высоких До говаривающихся Сторон», осуществление лондонских решений означало бы, что Франция вступает с возрождаемым герман ским милитаризмом в военный 'блок, на правленный против Советского Союза. Предпринимая такие действия, противо речащие основам франко-советского догово ра, Французское Правительство берет на себя ответственность как за то, что в ре зультате такой политики Франция окажет ся лицом к лицу с ее извечным врагом — германским милитаризмом, так и за то, что она противопоставляет себя Советско му Союзу, хотя безопасность обоих госу дарств требует совместных усилий для не допущения возрождения германского мили таризма. Намеченные в Лондоне и Париже меро приятия в отношении Западной Германии находятся в прямом противоречии и с пред ложениями Правительств Франции и Анг лин, внесенными в ООН в июне этого года и поддержанными Правительством США, по вопросу о всеобщем сокращении воору жений и запрещении атомного оружия. В настоящее время в Организации Объе диненных Наций рассматриваются как Франко-английские предложения, так и предложения Советского Союза по вопросу 0 сокращении вооружений и запрещении атомного оружия, причем Советское Пра вительство предложило принять в основу соответствующей международной конвен ции указанные предложения Франции и Англии. Таким образом, наметилось сбли жение позиций сторон по этому важному вопросу. Правительство Франции заявляет в своей ноте от 10 сентября о стремлении содействовать решению вопроса о разору жении. Нельзя, однако, в одно и то же время предлагать всеобщее сокращение во оружений и проводить ремилитаризацию За падной Германии. Такие действия несовме стимы. В последнее время, как известно, удалось достигнуть определенного ослабления на пряженности в международных отноше-. ниях. Советское Правительство исходит из того, что все миролюбивые народы заинте ресованы в дальнейшем ослаблении между народной напряженности. Между тем, лон донские решения не только не содейству ют этому, но, наоборот, ведут к обострению международной обстановки. В настоящее время сложилось такое по ложение: либо четыре державы, несущие особую ответственность за решение германской проблемы, сделают все, чтобы приступить к рассмотрению и решить самый неотлож ный вопрос — вопрос о восстановлении единства Германии, в чем так заинтересо ван германский народ, и, вместе с тем, все миролюбивые народы Европы; либо, если дело дойдет до восстановле ния германского милитаризма и вовлече ния Западной Германии в агрессивные во енные группировки, то германская нация надолго останется разорванной на части, а со стороны ремилитаризованной Западной 1Германии будет создана прямая угроза ын- Iру в Европе. В целях содействия урегулированию гер манского вопроса Советское Правительство внесло на Берлинском совещании предло жение о выводе оккупационных войск, кроме некоторых строго ограниченных кон тингентов, с территории Восточной и За падной Германии. Это предложение связы валось с заключением мирного договора и предложением об общегерманекпх выбо рах. Тогда не было достигнуто договорен ности по этому вопросу. Руководствуясь стремлением облегчить условия сближения обеих частей Германии и решение задачи ее национального воссое динения, Советское Правительство предла гает Правительствам Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки рассмотреть вопрос о выводе оккупационных войск &тт территории Восточной и Западной Германии - и осуществить вывод оккупационных войск теперь же, без каких-либо отлагательств. Такое решение содействовало бы дальней шей разрядке международной напряжен ности и укреплению мира в Европе. Вместе с решением этого вопроса возни кает необходимость, чтобы между СССР, Францией, Англией и США, при участии Германской Демократической Республики и Германской Федеральной Республики было достигнуто соглашение относительно чис ленности, дислокации и вооружения всех видов немецкой полиции в Восточной и За падной Германии. Это положило бы конец всяким опасениям в отношении перевоору жения как Восточной, так и Западной Гер мании. Известно, что со стороны Восточной Германии нет возражений против этого ч предложения и нет возражений против про верки на месте действительного положения в настоящее время. Уклонение от принятия этого предложения со стороны Западной Германии не означало бы ничего другого, кроме стремления ускорить проведение планов перевооружения. Исходя из изложенного, Советское Пра вительство вносит на рассмотрение Прави тельства Франции, равно . как и Прави тельств Англии и США, предложение о со зыве в ноябре с. г. совещания Министров иностранных дел Франции, Англии, США и Советского Союза для рассмотрения следу ющих вопросов: 1) о восстановлении единства Германии на миролюбивых и демократических осно вах и проведении общегерманских свобод ных выборов; 2) о выводе оккупационных войск четы рех держав с территории Восточной и За падной Германии; 3) о созыве общеевропейского совещания для рассмотрения вопроса о создании си стемы коллективной безопасности в Европе. Что касается вопроса о заключении Го сударственного договора с Австрией, то, как известно, Советское Правительство еще 12 августа с. г. в своей ноте Австрий скому правительству предложило, чтобы совещание послов Франции, Англии, США и Советского Союза в Вене совместно с представителями Австрийского правитель ства занялось рассмотрением оставшихся неурегулированными вопросов, относящих ся к проекту Государственного договора, н других вопросов, связанных с заключением этого договора с Австрией. В ответной ноте Австрийского прави тельства от 12' октября сообщается о его готовности принять участие в указанном совещании. Однако, Советскому Правитель ству неизвестна точка зрения Правитель ства Франции, равно как и Правительств Англии и США, по этому вопросу. Совет ское Правительство хотело бы знать, со гласны ли правительства трех держав с тем, чтобы их послы приняли участие в совещании в Вёне для рассмотрения вопро сов. относящихся к заключению Государст венного договора с Австрией. Соответствующие ответные ноты Совет ского Правительства направляются также Правительству Англии и Правительству СШД. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz