Полярная правда. 1954, октябрь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 245 (7967) 15 октября 1954 г. н П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь е д о с т а т к и о д н о г о з а ня т ия Па первое занятие кружка основного ти­ па второго года обучения по изучению истории КПСС в парторганизации Мурман­ ского рыбокомбината пришли только 6 че­ ловек из 12, которые должны были при­ сутствовать. — Ничего, на первый раз достаточно,— говорили секретари цеховых партийных организаций. — Нормальное явление, не лучше было п в прошлом году, — соглашались с ни­ ми в партбюро рыбокомбината, но мало что предпринимали для выполнения реше­ ния партийного собрания, рассматривав­ шего вопрос о подготовке к новому учеб­ ному году. ІІа второе занятие кружка пришли все­ го о человек. Не явились даже те това­ рищи, которые были специально предуп­ реждены, и среди них тов. Дудин, секре­ тарь парторганизации жестяно-баночной фабрики тов. Чекалова. — Что же будем делать, заниматься пли по домам? — переговаривались между собой слушатели. — Будем заниматься при любом коли­ честве, может остальные вообще не желают учиться. — заняла решительную позицию староста крул:ка тов. Алексеева. При таких обстоятельствах и началось за­ нятие 8 октября Молодой пропагандист тов. Докучаев об­ стоятельно готовился к занятию п старал­ ся провести его содержательно, на высо­ ком идейном уровне. Им была умело ис­ пользована карта, что, безусловно, помог­ ло слушателям лучше понять тяжелое по­ ложение молодой Советской республики, оказавшейся в огненном кольце, отрезан­ ной от основных продовольственных, сырьевых и топливных районов. Были приведены интересные факты и примеры об англо-американской интервен­ ции на Севере, в частности, на Мурмапе. Убедительно была показана гнусная роль американски* империалистов, как органи­ заторов и вдохновителей нападения на Со­ ветскую Россию. Дана характеристика раз­ бойничьему характеру политики амери­ канских захватчиков, которые в совре­ менных условиях, как и тогда, в период гражданской войны п интервенции, скола­ чивают агрессивные военные блоки и го­ товят новую войну против Советского Союза и стран народной демократии. По Мурманску и области К со;калению, руководитель кружка тов. Докучаев не полностью справился со своей ролыо, он не сумел вызвать активности участников кружка, приковать их внима­ ние к своему рассказу. Мояіет быть, в этом сказался недостаточный опыт пропаган­ дистской работы тов. Докучаева. Ведь ему только впервые поручено руководить кружком. Руководитель круяжа должен знать, что рассказ пропагандиста — это не лекция, а беседа. Рассказ и отличает :я от лек­ ции тем, что пропагандист время от вре­ мени может обращаться с вопросами к слушателям с тем, чтобы возбудить актив­ ность у них, а также проверить, насколько понятен изучаемый материал. Тов. Доку­ чаев должен был бы раскрыть перед слу­ шателями основную идею темы, помочь нм разобраться в существе вопроса и понять основные положения теории и истории Коммунистической партии. Л этой-то целе­ устремленности как раз и не было. Не было обращено внимание участников кружка на главные, узловые вопросы. Пропагандист старался дать как можно больше материала, фактов и примеров, в том числе и второстепенных. Например, подробно останавливаясь на мельчайших деталях, он рассказал об интервенции на Севере, но зато опустил многие важные вопросы, в том числе и такие, как значе­ ние союза рабочих и крестьян для победы в период гражданской войны и последую­ щие годы строительства социализма и по­ степенного перехода от социализма к ком­ мунизму. Был и еще один серьезный недостаток, повлиявший на характер занятия. Речь пропагандиста была монотонной и спокой­ ной. Это утомляло слушателей. К тому же рассказ продолжался не 30— 40 минут, как рекомендуется, а около полутора часов. Занятия в кружке должны быть не только содержательными, ной проводить­ ся живо, интересно, чтобы слушатели ак­ тивно, творчески обсуждали вопросы теории марксизма-ленинизма. У пропагандиста тов. Докучаева есть все данные правильно организовать заня­ тия кружка, только ему нужно помочь в этом. П. ДАНИЛОВ. L J П (К 140-летию со дня рождения великого русского поэта) Мощными кранами идет разгрузка кораблей Е Мурманском рыбном порту. Фото Б. Внрнна. Хор ошее начало После работы в просторной комнате од­ ного из служебных помещений Мур­ манской судоверфи собрались на первое занятие восемь слушателей кружка повы­ шенного типа по изучению истории пар­ тии, всего же в кружке пожелало зани­ маться пятнадцать человек. Пропагандист тов. Лузгнна волновалась — скоро надо начинать занятие, а несколько человек отсутствует. Она поинтересовалась у соб­ равшихся, почему не явились остальные, тут же позвонила по телефону и выясни­ ла, что причины у них уважительные. Розданные собравшимся тетради, забот­ ливо приготовленные наглядные пособия и подготовленный конспект шестой главы Краткого курса истории партии свидетель­ ствуют о тщательной подготовке к пер­ вому занятию. Пропагандист правильно и доходчиво излагает узловые вопросы темы занятия. Рассказ тов. Лузгиной носил живой харак­ тер, привлекал внимание слушателей. Время от времени пропагандист обра­ щалась к аудитории с просьбой вспомнить, когда происходило то или иное событие, либо просила привести пример из жизни н т. д. Слушатели тт. Сиротчепков, Золотарев и другие в ходе рассказа высказывали свои суждения по тем или иным вопросам про­ граммного материала. Дело не ограничивалось простыми отве­ тами отдельных слушателей, а доходило подчас до товарищеской дискуссии. Пропагандист, переходя к изложению марксистско-ленинского учения о войнах справедливых и несправедливых, попро­ сила привести примеры таких войн. Слу­ шатели в большинстве правильно приво­ дили примеры. Но не всегда мнение было единодушным. Продолжая рассказ, пропа­ гандист изложила существо марксистско- ленинского учения по этому вопросу и те слушатели, которые были не правы в споре, поняли свои ошибки. Живая, доходчивая форма рассказа по­ могла пропагандисту овладеть аудиторией и возбудить у нее интерес, тягу к зна­ ниям. Потому-то так оживленно и припод­ нято беседовали участники занятия после того, как пропагандист закончила свой рассказ. Их интересовали многие вопросы и международной жизни, и внутренней жизни нашей страны Тов. Руссов, напри­ мер, интересуется новой агротехникой, применяемой колхозным полеводом — уче­ ным тов. Мальцевым. И когда тов. Лузги- на предложила перед каждым занятием проводить политинформацию, ее все под­ держали. Хорошее начало занятий в кружке яв­ ляется залогом успешной его работы в те­ чение учебного года. Надо только, чтобы пропагандист тов. Лузгнна не успокаива­ лась на достигнутом и продолжала совер­ шенствовать свое пропагандистское ма­ стерство. Так, ей надо освобождаться ст чрезмерной скованности записями конспек­ та и вырабатывать свободную манеру ве­ дения рассказа. Необходимо также учить­ ся более умелому использованию нагляд­ ных пособий, привлекать худол:ественнуіо литературу. Немало еще предстоит поработать про­ пагандисту и над достижением одного из важных качеств в пропагандистской рабо­ те — тесной связи теории с жизнью, с на­ сущными задачами коммунистического строительства. П. ШАМИН . Выставка детского технического творчества На днях в Кировском городском Доме пионеров открылась организованная горко­ мом ВЛКСМ выставка детского техническо­ го творчества. Воспитанники детского до­ ма «\з 4, учащиеся школ демонстри­ руют на выставке изготовленные ими под руководством^ инструктора по тру­ ду Анатолия Георгиевича Бурунова оригинальные действующие модели: ги­ гантской землеройной машины, четыр- надцатнкубового шагающего экскава­ тора, двухцилиндрового парового двигате­ ля, водяной турбины, ветродвигателя, эпи­ диаскопов и фильмоскопов различных кон­ струкций. Члены слесарно-токарного кружка Апа- титской вспомогательной школы представи­ ли на выставку щит с набором своих изде­ лий: молоточков, угольников, дверных и оконных ручек и крючков, кронциркулей, коньков, разводок для пил и т. п. Большое место на выставке отведено из­ делиям юных столяров и резчиков по де­ реву, работающих в кружках при Доме пионеров. С интересом посетители выстав­ ки осматривают настольные школьные гар­ нитуры, красивые по оформлению черниль­ ные приборы, различные деревянные шка­ тулки и шкафчики, барельефы и горелье­ фы, отражающие тему мирного созидатель­ ного труда советских людей. Плохо то, что на выставке участвует ограниченное количество коллективов школ, детских домов. Совершенно не пред­ ставлены на выставке школы поселков Ку- кневумчорр, Зашеек, Афрпканды, Восточ­ ной губы, Хибин, ёны . Не участвуют на выставке детский дом Лг 3 и школа Л: 11. Не нашел отражения на выставке труд юннатов на пришкольных участках. Прои­ зошло это в первую очередь потому, что городской отдел народного образования оказался в стороне от этого важного дела. Его работники не поддержали ценный по­ чин горкома ВЛКСМ, не оказали должной помощп комсомольским организациям. (Наш соб. корр.). г. Кнровск. (По телефону). В 1942 году далеко за линией фронта, в оккупированном гитлеровцами шахтер­ ском городке Краснодоне, Ульяна Громова записала в свой дневник полные глубокого смысла лермонтовские слова: «Что может противѵстоять твердой воле человека? — воля заключает в себе всю душу, хотеть — значит ненавидеть, лю­ бить, сожалеть, радоваться, — жить, од­ ним словом; воля есть нравственная сила каждого существа... творческая власть, которая из ничего созидает чудеса». В этих словах восемнадцатилетіито Лер­ монтова отважная комсомолка нашла под­ тверждение тому, что пет на свете сил, которые могут сломить волю советского человека. Когда они были уже приговорз- ны к казни, Уля читала наизусть подру­ гам — членам «Молодой гвардии» — сво­ его любимого «Демона»... Что же делает поэзию Лермонтова такой важной, такой насущно необходимой лю­ дям, если даже в неволе, далее в смертный час они помнили о Лермонтове и, читая его, обретали новые силы? Героический дух. Неукротимое дерзание. Гимн свободе. Прославление подвига. Вы­ сокое и простое выражение любви к ро­ дине. Бот, что находят они, на чем оста­ навливаются прежде всего, перелистывая томики Лермонтова. В «Двух великанах», г. «Бородине» Лер­ монтов воспел подвиг народа. В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого оп­ ричника и удалого купца Калашникова» • подвиг простого русского человека, который выходит на поединок, чтобы за­ щитить свою честь, убивает царского лю­ бимца и не хочет повиниться перед царем. II «Мцыри» — поэма о подвиге. Отрока заточили в монастырскую келью, отняли него свободу и родину Но три дня, прове­ денные на свободе, битва с барсом родият его с легендарными героями, со сказочны­ ми богатырями. И в «Беглеце» воспет подвиг: Лермонтов ставит отважных, по­ гибших за честь и вольность отчизны, и клеймит презрением труса. А какой герои­ ческий пафос заключен в монологах Де­ мона!.. Вот почему поэзия Лермонтова является не только великим Фактом нашей истории но продолжает жить в сердцах советских людей. Судьба героя лирики Лермонтова, во­ площенная в его стихах, предстает перед нами как великий нравственный подвиг. Шестнадцати лет оч писал: Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. оно открызало новые возможности изобра­ жения объективной действительности:. Великое событие отечественной истории, время богатырских подвигов Лермонтов противопоставил в этом стихотворении царствованию Николая I — разгулу сви­ репой реакции ц полному общественному застою. Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! начинает свой рассказ бородинский герой лермонтовском стихотворении. «Эта мысль, — писал Белинский, — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошед­ шему, столь полному славы и великих дел». Обращение к героической эпохе русской истории было выражением того недоволь­ ства Лермонтова современной ему дейст­ вительностью, которое нашло еще более яркое выражение в «Думе», названной Белинским сатирой на общество 1S30— 40-х годов. Быть поэтом значило для Лермонтова прежде всего — свершать высокий граж­ данский подвиг. Недаром он сравнивал го­ лос поэта с оружием, как впоследствии любил сравнивать Маяковский. Он боролся за то, чтобы голос поэта до­ ходил до народа, чтобы он звучал подоб­ но колоколу в древней новгородской рес­ публике. Он боролся за «простой и гор­ дый» язык поэзии, за ее высокое идейное содержание. Как и в представлении декаб­ ристов, в представлении Лермонтова на­ стоящим поэт был вождем, народным три­ буном, пророком. Размышлял ли Лермонтов о собственной судьбе, глядя на тучи, мчавшиеся «с ми­ лого севера в сторону южную», олицетво­ рял ли судьбу политического изгнанника в образе дубового листка, обращался ли к умершему декабристу Одоевскому, с кото­ рым подружился во время своих скитаний по Кавказу, — он каждый раз насыщал лирическое стихотворение острым полити­ ческим смыслом. Создавая балладу «Воз­ душный корабль» пли стихотворение «Последнее новоселье» — о переносе пра­ ха Наполеона с острова св. Елены в Па­ риж, Лермонтов смело откликался на со­ бытия современной ему международной по­ литики. А когда в аллегорической форме говорил о судьбах кавказских народов в стихотворении «Спор», то тем самым ка­ сался животрепещущих тем политической жизни России. Со строгостью судьи и гражданина гово­ рил Лермонтов беспощадную правду сво­ ему поколению. Смело обличая пороки, определяя болезнь современного ему обще- енн- ства — смирившегося, отказавшегося от п ' ‘ ' выражения протеста, от действия, от ре- Он мечтал о подвиге во имя отчизны, о С0ЛЮцП0НН01", борьбы, Лермонтов прншел к созданию обличительного романа. Читая «Героя нашего времени», в котором в ли- Успехи паровозников Больших успехов в дни предпразднич­ ной трудовой вахты в Мурманском депо достигли бригады вывозного паровоза старшего машиниста тов. Абрамова. Они выполнили сентябрьское задание на 176 процентов И сэкономили 3213 килограм­ мов угля. В числе победителей соревнования идут и бригады маневрового паровоза старшего машинист:, тор Волкова. Усилить пропаганду за здоровый быт На днях бюро Терского райкома партии обсудило вопрос об усилении пропаганды за здоровый быт іі о мерах по улучшению научпо-атенстнческой пропаганды среди трудящихся района. Бюро отметило, что редко па эту тему проводятся доклады, лекции и беседы. В сельских клубах, пзбах-читальпях и крас­ ных уголках не организованы фотовыстав­ ки, книжные витрпны, посвященные ан­ тирелигиозной пропаганде, распростране­ нию научно-естественных знаний. Секретари партийных организаций неу­ довлетворительно руководят агитколлекти­ вами, не учат апітаторов, как проводить беседы на антирелигиозные темы. Все это привело к тому, что в районе наблюдаются отдельные случаи соблюдения религиозных праздников и обрядов. Бюро райкома КПСС отметило также, что ряд партийных организаций не ведет должной борьбы за здоровый, культурный быт советских людей. Партийные, проф­ союзные п комсомольские организации сла­ бо ведут борьбу с теми, кто нарушает тру­ довую дисциплину, наносит вред производ­ ству. Бюро райкома КПСС приняло решение, направленное на усиление пропаганды за здоровый быт, а также научно-атеистиче­ ской пропаганды среди трудящихся. Бюро райкома КПСС—«о р а б о т е отдела кулЬтурЫ Бюро Кандалакшского райкома КПСС об­ судило вопрос•о работе отдела культуры исполкома районного Совета депутатов трудящихся. Бюро отметило, что отдел плохо выполняет свои обязанности по про­ паганде здорового быта, по проведению антирелигиозной пропаганды. Руководители отдела культуры тт. Пан­ кратьева н Зубенко редко бывают на ме­ стах п мало оказывают практической по­ мощи культурно-просветительным учреж­ дениям района, слабо осуществляют конт­ роль за пх работой. Лекторская группа при отделе культуры бездействует. Сельская интеллигенция к Семинар профсоюзных работников Ловозерский райком КПСС провел двух­ дневный семинар председателей местных и районных комитетов профсоюзов. Проф­ союзные работники заслушали доклады об организационно-массовой, производствен­ ной и культурно-массовой работе среди членов профсоюзов, о роли профсоюзных организаций в оказании помощи родите­ лям в воспитании детей и по другим воп­ росам. Каждый доклад сопровождался обменом мнений участников семинара. Ловозеро. (По телефону). героической биографии. Слова «дело», «действовать» означали на языке той эпохи революционное действие, борьбу за свободу. Мечты его исполнились. Он свершил свой подвиг с поэзии. В эпоху, наступив­ шую после разгрома декабристского дви- жения, когда борьба была невозможной, самыіі призыв к борьбе, к действию ста­ новится средством борьбы. Призывом к нис- ироверлсению царизма прозвучали в фев­ рале 1837 года лермонтовские стихи на смерть Пушкина, в которых молодой поэт обличал тех. кто травил и преследовал Пушкина при жизни, кто направлял руку Дантеса — аристократов, окр; жавших трон императора Николая Как призыв к | венного явления. це Печорина представлен «портрет, со­ ставленный из пороков всего ...поколения» 1830-х годов в их развитии, мы посте­ пенно начинаем понимать, что талантли­ вый, умный и образованный человек по­ гибает в империи Николая I от отсутствия свободы и общественной жизни, от невоз­ можности найти для себя настоящее дело. Судьбу Печорина, «историю его души» Лермонтов раскрыл как типичное явление эпохи. Прогрессивная часть русского об­ щества восприняла этот роман, как вели­ кое проявление свободной мысли, как объективное изображение важного общест- революции поозвучали в оезропотнои ти­ шине строки: Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Слагы палачи! II вы не смоете всей вашей черной кровыо Поэта праві*?ііую кроьь! Эти строки напомнили Николаю I и ше­ фу жандармов аіиташюнные стихи декаб­ ристов. Возникло дело о «непозволитель­ ных стихах». Выяснилось, что автором их был 22-летний корнет императорской гвар­ дии Лермонтов. Лермонтова сослали. Выразив чувства всенародного протеста и гнева по адресу знаіи, тгубившей вели­ кого Пушкина, он заслужил признание Борьба за идейное содержание литерату­ ры привела Лермонтова к сближению с Белинским и кругом его единомышленни­ ков. Это было в ту пору, когда только еще начиналось сплочение сил русской рево­ люционной демократии. «Лермонтов... при­ надлежал новому направлению», — писал Чернышевский Выход в свет лермонтовского романа совпал с арестом и новой ссылкой поэта. Все возраставшее общественное значение Лермонтова раздражало аристократию. «Ге­ рой нашего времени» вызвал новое недо­ вольство царя. В своих скитаниях но Кавказу в годы ссылки, в частых поездках через бесконеч­ ные просторы России Лермонтов вслуши- демократической России и беспощадную 1вался в живую народную речь, в старии- ществу и о своих демократических патиях. В одном из своих писем, незадолго до гибели Лермонтова, Белинский сообщал: «Если будет напечатана его «Родина», — то аллах керпм, что за вещь — пушкин­ ская, то есть одна из лучших пушкин­ ских». Белинский не был уверен в том, про­ пустит ли николаевская цензура патрио­ тическое стихотворение Лермонтова, на­ столько лермонтовский патриотизм отли­ чался от того, что понималось под этим словом в официальных кругах российской империи. Лермонтов ощущал свою кровную связь с родной страной, с народом, с его горестями и радостями. И Белинский срав­ нил это стихотворение с пушкинскими по­ тому, что почувствовал, что для Лермонто­ ва, так же, как и для Пушкина, понятие родины неразрывно связано с понятием народа. Правительство Николая I не желало ми­ риться с направлением поэзии Лермонтова. Враги Пушкина во главе с ближайшими сотрудниками царя — графом Бенкендор­ фом и графом Нессельроде перенесли свою ненависть на преемника Пушкина. Лер­ монтова ожидала та же судьба. В 1841 го­ ду он погиб па дуэли, инспирированной из Петербурга, не дожив до 27 лет. Только четыре года определял Лермон­ тов направление русской поэзии: в эти годы оп являлся, если применить крылатое выражение Белинского, вождем п защит­ ником публики — прогрессивной части русского общества В эти годы созданы его лучшие стихотворения и поэмы и за­ мечательный роман. Даты 1837— 1841 — короткий период между гибелью Пушкина и гибелью Лермонтова — обозначают це­ лый этап в развитии русской поэзии. Этот этап знаменуется новой победой реализма и демократизма в литературе. Именно эти элементы лермонтовской по­ эзии развил потом поэт революционной демократии Некрасов. Величайший реалист Лев Толстой считал лермонтовское «Боро­ дино» — «зерном» своей эпопеи «Вои­ на и мир». Учиться у Лермонтова реали­ стическому письму призывал Чехов. Лер­ монтову, как и Гоголю, были обязаны в своем развитии Тургенев п Гончаров, Чер­ нышевский и Салтыков-Щедрин, Горький и Маяковский. Советские писатели, утвер­ ждающие метод социалистического реа­ лизма, чтут в Лермонтове одного из своих духовных предшественников и великих учителей. Лермонтов — родоначальник русского психологического романа. А, как известно, русской литературе, и прежде всего рус­ ской психологической прозе, принадлежит виднейшее место в ряду литератур мира и огромная роль в развитии советской и ми­ ровой прозы. И уже этим одним опреде­ ляется важная роль, которую сыграл Лер­ монтов в развитии русской и мировой культуры. Перечитывая Лермонтова, каждый раз поражаешься необычайной широте охвата явлений действительности, глубине фило­ софской мысли. Не только в целой поэме — даже в строке из «Демона» — «Иль с небом гордая вражда» — Белинский видел отрицание духа и миросозерцания, на ко­ тором покоилось современное ему «обще­ ственное устройство», другими словами, усматривал в этой строке отрицание рели­ гиозной морали и вероучения, узаконив­ ших рабовладельческий строй. В своих произведениях Лермонтов ставпл те же вопросы, над которыми мучительно раз­ мышляли люди 1840-х годов. Вот почему, погружаясь в «бездонный океан» поэзии Лермонтова, Белинский был убежден, что если бы Лермонтов остался жить, то «по содержанию» шагнул бы дальше Пушкіша. Какой же надо было пметь ему — младшему современнику Пушкина — дух силу таланта, чтобы не подражать Отважный поступок Находясь в далекой Ловозерскон тунд­ ре, пастух пятого оленьего стада колхоза «Тундра» Василий Алексеевич СЬрвапов выследил в лесу четырех медведей, кото­ рые преследовали оленей. Встретившись с группой хищников, Ва­ силий Алексеевич не оастерялся. Метким выстрелом он убил крупную медведицу, а остальные хищники разбежались. За проявленную отвігу Василий Алек­ сеевич Сорванов премирован. А . БРЫЗГАЛОВ. проведению лекционной пропаганды при­ влекается слабо. Исполком районного Совета депутатов трудящихся (председатель тов. Чеченнн) слабо руководит отделом культуры. Отдел пропаганды и агитации райкома КПСС, секретари первичных парторганиза- ций недостаточно оказывают практической помощи культурно-просветительным уч­ реждениям в их деятельности. Бюро райкома КПСС потребовало улуч­ шить работу отдела культуры исполкома Кандалакшского районного Совета депуга-ІТого действия пьесы Арбузова «Годы тов трудящихся. I странствий». Встреча с артистами Состоялась встреча группы артистов Мурманского областного драматического те­ атра с рабочими и служащими судоверфи. Около трехсот человек собралось в обеден­ ный перерыв в красном уголке предприя­ тия. После короткого вступительного сло­ ва заслуженного артиста РСФСР тов. Фи­ липпова гости, тепло встреченные при­ сутствующими показали отрывок из ля- ненависть царг. л великосветского ооіцс- ства. Подхватив знамя русской поэзии, выпавшее и? пук убитого Пушкина, он становился его преемником, но был уже обречен. С того дня ему оставалось жить только четыре года. Его ожидали ссылки, тюрьма, тяжелые походы, сражения... Лермонтов и его сверстники были еще детьми, когда раздался гром пушек на Се­ натской площади в Петербурге. Восстание 14 декабря 1825 года было подавлено, замыслы дворянских революционеров по­ терпели крушение. Вступая в сознатель­ ную жизнь, он слышал рассказы о казни Пестеля и его товарищей, о судьбе осталь­ ных, сосланных в глубь Сибири. Он верил в правоту их идей. Он знал, что их друзь­ ями были Пушкин и Грибоедов. Тайком, по заветным тетрадкам, читал он монологи Чацкого, запрещенные стихи Пушкина и Рылеева. И уже в первых стихах пятнад­ цатилетнего мальчика зазвучали мотивы гражданской поэзии декабристов. Вдохно­ венно люб^ родину. Лермонтов писал сти­ хи о подвигах, совершенных во имя ее свободы. И события, взятые из были для него только поводом выразить свою любовь к родине и откликнуться на животрепещущие темы современной ему общественной и политической жизни. Прошло несколько лет — и в стихотво­ рении «Бородино» уже не от. своего «я», а от лица старого солдата, ветерана Отечест­ венной войны. л:нвым народным языком, исполненным строгой простоты, Лермонтов рассказал о том дне, когда решалась судь­ ба России. Ему удалось показать истори­ ческое сражение с точки зрения его ря­ дового участника, передать беззаветную любовь русских солдат к своей родине, показать огромную духовную силу рус­ ских людей, их стойкость, смелость, пре­ зрение к смерти, готовность биться до пос­ леднего и победить. &Бородино» — важ­ ные народные песни. Среди солдат, среди скромных армейских офицеров, в казачьих станицах, в захолустных городках тог­ дашней царской России наблюдал он на­ родную жизнь и находил источники вдох­ новения. В станице Червленой сохранилось пре­ дание, что раз во время своих скитании по Кавказу Лермонтов заехал ь станицу и, войдя в хату, где ему отвели квартиру, застал там молодую красавицу-казачку, напевавшую песню над детской колы­ белью И будто тогда же, пока переносили в хату веши, набросал на клочки бумаги свою «Казачью колыбельную песню». Вдохновленные народными песнями, мно­ гие стихотворения Лермонтова вернулись в народ и сами стали народными песнями. Недаром Белинский писал, что Лермонтов «вошел в царство народности» и показал «кровное родство своего духа с духом на­ родности своего отечества». Глубокое постижение красоты русской народной поэзии помогло Лермонтову по­ стигнуть красоту поэзии и других народов, истории, I населявших окраииы тогдашней российской империи. Он первый перевел на русский язык • замечательную азербайджанскую сказку о странствующем певце Ашнк- Кернбе. В работе над «Мцыри», «Демоном», «Беглецом» сказалось его знакомство грузинским, хевсурским, осетинским и черкесским фольклором, с историей и обы­ чаями кавказских народов. Это благородное внимание русского поэта к угнетенным в ту пору народам, к их языкам и культу­ рам вызывает чувство нашей законной гордости: вслед за П ушкиным и Грибоедо­ вым Лермонтов закладывал основу прочной дружбы пх с русским народом. Всем своим творчеством, в прямой или косвенной форме, Лермонтов противопос­ тавлял себя самодержавно-крепостнической Р оссии , в прямой или косвенной форме за- ный этап в истории русского реализма: I являл о своем презрении к светскому об- и Пушкину, не пройти путем, уже проторен­ ным, а продоляшть его и прочертить в рус­ ской поэзии свой немеркнущий след! Это ощущение Пушкина, как учителя и родо­ начальника. и понимание той миссии, ко­ торая выпадала на долю ему самому, опре­ делила то строгое отношение к себе, кото­ рое^ так характерно для Лермонтова. Во всей русской литературе нет, кажется, другого писателя, который относился к себе с такой беспощадной требовательно­ стью. Девять лет напряженной работы минуло, прежде чем он решил, что создал, наконец, стихотворение, достойное внима­ ния читателей. Девять лет работал он - вдохновенно, упорно, писал стихи, поэмы, драмы, прозу — и среди написанного бы­ ли вещи замечательные, такпе, как «Парус», «Русалка», «Два великана», «Измапл Бей»... По это читали только друзья и потихоньку давали списывать знакомым. Долгие годы у Лермонтова была «рукописная» слава. Большая, внезапная слава, которая пришла в дни гибели Пушкина, не умалила этих высоких требо­ ваний. Когда через три года вышла в свет- первая книжка Лермонтовл. читатели на­ шли в ней всего 26 стихотворений и две поэмы — «Песню про царя Ивана Василь­ евича...» и «Мцыри». Все остальное, — а ^написано было к этому времени больше 350 стихотворений и 30 поэм — Лермон­ тов оставил в своих бумагах и выбрал только то, что казалось ему наиболее зна­ чительным по содержанию и совершенным по форме. Кроме этого, он нашел достой­ ным печати «Героя нашего времени». Хо­ тел напечатать «Демона» — запретила цензура. Еще, конечно, отдал бы в пе­ чать стихотворения последнего года — «Валерика»', «Сон», «Тамару», «Выхожу один я на дорогу», «Пророка»... Вот и все, что казалось ему достойным занять место в русской литературе. Зато произ­ ведения эти достойны стоять рядом с пуш­ кинскими. Все, что написал Лермонтов, выношено, выстрадано им, обеспечено всем его ду­ ховным и жизненным опытом. Вот почему через десятилетня — и вот уже пошло второе столетие — лермонтовское «из пламя и света рожденное слово» доходит до сердца и вызывает бесконечное восхи­ щение. Иракдпй АНДРОНИКОВ. »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz