Полярная правда. 1954, октябрь.
№ 244 (7966) 14 октября 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 БОЛЬШЕ РЫБЫ С Т Р АНЕ ! К новым трудовым успехам Экипаж нашего траулера находился в двенадцатом рейсе, когда радио принесло весть о патриотическом почине Кандалакш ских машиностроителей и моряков трауле ра «Ленин» На общем собрании коллекти ва мы обсудили обращение инициатороз предоктябрьского социалистического сорев нования, вскрыли еще неиспользованные резервы повышения уловов у пас на трау лере. В своих выступлениях тт. Телов, Ере- щенкі>, Свнльнов, Комягин проанализиро вали работу экипажа з предыдущих рейсах и указали, что у нас есть все возможности завершить годовсй план добычи рыбы в размере 45000 центнеров к 7 ноября идо конца года довести вылов до 50000 цент неров. Наш коллектив принял новые социали стические обязательства в честь 37-й го довщины Великого Октября. Машинист ры бомучной установки тов. Козлов решил дать сверх ранее принятого обязательства 300 центнеров рыбной муки, консервный мастер тов Амахин — изготовить 5000 банок консервов п вытоппть 150 центне ров рыбьего жира. Весь коллектив нашего траулера вклю чился в социалистическое соревнование. Между вахтами развернулась горячая борь ба за сокращение времени на спуск и подъем трала, в результате мы добились значительного снижения затрат промысло вого времени. Вахта второго штурмана тов. Мишуринского в составе тт. Тамашевского, Игнатова, Демина, Ивлева о; лично работа ла в рейсе и вышла победительницей со ревнования Нл спуск и подъем трала здесь расходовали в среднем 31,5 мину ты. Лишь на одну минуту больше занимал подъем и спуск трала у вахты старшего штурмана тов. Т»лова и третьего штурма на тов. Ерещенко. Упорная борьба за улучшение режима траления, развернуршаяся в рейсе, при несла хорошие результаты. Увеличение времени траления — один из важных ре зервов повьппепия уловов В двенадцатом рейсе трал находился в воде каждые сутки не менее 16 часов, а иногда время трале ния доходило и до 19 часов. Немалую роль в организации соревнова ния сыграла наша стенная печать. В рейсе было выпущено 6 бюллетеней, рассказы вающих oh опыте передовиков коллекгива, о ходе борьбы за высокие показатели. Крепко досталось лентяям, нарушителям дисциплины. Перед приходом в порт, по установившемуся у нас на корабле прави лу, была выпущена стенгазета, здесь моря ки нодвели итоги раГюты в течение рейса. Итоги, можно сказать, неплохие. Вы ловлено 3600 центнеров рыбы в сырце, из готовлено 12450 банок консервов, 130 центнеров рыбной муки и 70 центнеров рыбьего жира. Коллектив «Дмдермы» тру дился самоотверженно. На судовую Доску почета занесены имена тт. Л. Смирнова, Ко марова, Игнатова, Н. Смирнова, Детннкина, Телова, Сложеникина. Запалова, Амахина, Селиванова. Но в рейсе были и немалые потери про мыслового времени. Так, попрежнему крайне плохо налажено снабжение про мысловых кораблей с лихтеров водой, уг лем, продовольствием. В работе лихтеров отсутствует четкая организация, графики срываются, и суда теряют сутки промыс лового времени. Так, нам. чтобы пополнить запасы, понадобилось более двух суток. Двое суток мы потратили также на пе реход в указанный нам район возвышенно сти Персея и четверо суток находились там, хотя рыба в атом районе ловилась плохо. Восемь с половиной суток потерян ного нашим траулером промыслового вре мени — это огромный неиспользованный резерв повышения уловов. На счету экипажа нашего траулера сей час около 42000 центнеров рыбы, вылом ленной с начала года В следующем рейсе мы можем и должны выловить недостаю щие до завершения годового плана 3 с лишним тысячи центнеров. Перед нами стоит и другая ответственная задача: вы полнить обязательство и выловить в теку щем году 50 тысяч центнеров рыбы. Экипаж траулера «Амдерма» может ра ботать еще лучше. Необходимо решитель но бороться с существующими у нас зна чительными потерями промыслового вре мени. Один коллектив своими силами не может ликвидировать эти недостатки, мы ждем конкретной помощи со стороны руко водителей тралового флога. С. ПОДЪЯБЛОНСКИИ. Помполнт траулера «Амдерма*. П р и б р е ж н о м у л о в у — е д и н о е и конкретное руководство В прибрежной полосе Баренцова моря ве дут промысел флоты Мурманского п Архан гельского областных управлений МРС, а также флот Карело-Финской ССР. Но дей ствуют они несогласованно, так как до сих пор пе имеют единого руководящего цент ра. Главмурманрыбпром по существу не руководит работой прибрежных предприя тий. Результат отсутствия согласованности действий отдельных флотов — налицо. В порту Териберка базируются флоты Тери- берской МРС и Карело-Финской ССР. В Порт-Владимире имеют базу промысловые корабли Полярной, Терской и Кандалакш ской МРС Мурманской области и весь флот активного лова Архангельской области. Та ким образом, Порт-Владимир стал базой для многих десятков судов, не считая флота Кольского госрыбтреста. Перегруженность портов побережья вы зывает длительные простои судов в ожпда- пии сдачи рыбы и снабжения продовольст вием и горючим, большие потери промыс лового времени. Всего этого можно избежать, если нала дить единое руководство базированием фло тов. Так, судам Архангельского областного управления МРС целесообразно базировать ся в Сайда-губе, недалеко от которой на ходятся принадлежащие Архангельскому управлению МРС Ретинскне судоремонтные мастерские. Базой для флота Карело-Финской ССР могли бы стать Зеленцы или Порчниха. Упорядочение базирования флотов корен ным образом улучшило бы обработку судов в портах, создало бы нормальные условия для работы промысловиков и береговых ры бообрабатывающих предприятий. Упорядочение базирования судов дало бы также возможность наладить диспетчер скую службу в портах, что привело бы к значительному сокращению простоев су дов и помогло организовать ритмичную ра боту береговых предприятий. Руководители Мурманского областного управления МРС уже ставили в Главмур- манрыбпроме вопрос о создании диспетчер ской службы в портах прибрежного лова. В проекте управления МРС предполагалось, что диспетчер дает каждому судну разре шение на вход в порт с учетом возможной загрузки рыбоприемных предприятий. Дав судну «добро» на следование ь порт, дис петчер должен поставить в известность и рыбозавод о времени подхода промыслового корабля, чтобы здесь успели подготовить людей, механизмы и рабочее место. Время стоянки судов в порту должно быть строго регламентировано, и виновники простоев должны подвергаться паказанию. Однако вопрос о создапии диспетчерской службы не нашел положительного решения и поддержки в Главмурманрыбпроме. Отсутствие единого руководства отрица тельно сказывается и на проведении стро ительства производственных и культурно- бытовых объектов. Каждое предприятие на побережье ведет строительство по своему усмотрению, без учета перспективы даль нейшего роста и развития всей прибрежной полосы. Например, Архангельская база активного лова выстроила в Порт-Владимире поме щение для конторы, но уже через несколь ко месяцев это здание оказалось ненуж ным. так как в поселке Ретинская освобо дилось помещение бывшей конторы Поляр ной МРС. Полная анархия в строительстве приво дит к тому, что дальнейшее развитие рыбо завода и Полярной МРС в Порт-Владимире ставится под угрозу срыва. Здесь необходи мо построить для моряков промысловых судов более 1000 квадратных метров жилой площади, прачечнѵю. башо, а также склад вешал, материальный склад, но в настоя щее время в Порт-Владимире нет свободной площади. Отдел капитального строительства Глав- мурманрыбпрома должен наладить строгий контроль за строительством новых зданий, учитывать перспективы развития не только данного предприятия, но и всего побережья. Промысловики прибрежных районов в большом долгу перед государством, во вто ром полугодии они крайне плохо справ ляются с заданием. Четко организованное, централизованное и конкретное руководство прибрежным ловом и работой береговых рыбообрабатывающих предприятий, на наш взгляд, создаст необходимые условия для резкого увеличения уловов в прибрежных районах Баренцова моря. н. СОКОЛОВ. Старший нпженер-экономист Мур манского областного управления МРС. Близится спортивная зима + ОБРАЗЦОВО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗИМНЕМУ СЕЗОНУ В Кандалакше только в спортивных об ществах насчитывается без малого две ты сячи физкультурников. Почти столько же занимаются спортом самостоятельно. Что делается сейчас для того, чтобы зимний спортлвпын сезон начался организованно, не так, как в прошлом году, когда откры тие сезона затянулось? На этот вопрос пе найти ответа в комитете по делам физкуль туры и спорта при Кандалакшском горис полкоме. Председатель комитета тов. Ива нова запланировала по подготовке к спор тивной зиме всего... одно мероприятие — семинар инструкторов-обществеішиков по лыжам. План л:е мероприятий по подго товке к спортивной зиме не разработан в комитете. В Кандалакше не готовятся к спортив ной зиме. Ничего не делается в этом на правлении не только в комитете по делам физкультуры и спорта, но и в спортивных обществах. Так, в спортивном обществе «Пищевик» (Кандалакшский механический завод) все мероприятия по подготовке к зиме сведены к покупке некоторого коли чества инвентаря, а вернее, к разгово рам о том, что нужно приобрести. В спор тивном обществе «Локомотив», объединяю щем работников железнодорожного узла; решили начать подготовку к зиме только после полного завершения всех мероприя тий, запланированных на осенний период. А между тем в этом обществе следует про водить большую работу. В его распоряже нии имеется стадион, на котором вот уже несколько лет подряд пытаются оборудо вать каток. Не готовятся к зиме и в других спортив ных обществах. За последние годы в Кандалакше крайне мало подготовлено молодых спортсменов. В состязаниях, проводимых время от време ни, принимает участие ограниченный крут Физкультурников. А ведь в Кандалакше есть замечательные условия для воспита ния спортивных кадров. В городе имеются спортивная школа, квалифицированные тренеры. Дело в том, что воспитанием новых спортсменов никто по существу пе за нимается. Например, у спортивной школы сейчас нет ни руководителя, ни помеще ния. Много решений выносилось по поводу предоставления помещения для спортив ной школы но помещения пет и по сей день. Наконец, в Кандалакше решили... закпыть школу. Для того, чтобы хорошо начать зимний спортивный сезон, надо многое сделать: подготовить места для занятии спортом, стадион для заливки катка, наметить и разработать календарь спортивных состяза ний, предусмотреть в нем интересные- маршруты туристских походов, оживить работу спортивных секций и т. п. До на чала зимнего спортивного сезона остается мало времени. Долг руководителей комитета по делам Физкультуры и спорта и спортивных об ществ Кандалакши устранить недостатки в подготовке к зиме, наверстать упущенное. В. БОГОМОЛОВ. ------------------ И ІІШ ІІІІШ ------------------- Бюрократические отписки вместо принятия мер В редакцию «По- + зерской и областной лярной правды» не -в ОБЛЗДРАВОТДЕЛЕ ФОРМАЛЬНО больниц не позднее редко поступают ОТНОСЯТСЯ К ПИСЬМАМ 15 сентября принять письма, вскрываю- ТРУДЯЩИХСЯ меры, обеспечиваю- За сутки—45 тысяч банок консервов Огромным производственным подьемом охвачен сейчас коллектив консервного за вода Мурманского рыбокомбината. Рабочие всех цехов, включившись в предоктябрь ское социалистическое соревнование, бо рются за то, чтобы дать стране в четвер том квартале 700 тысяч банок консервов сверх плана, выполнить октябрьское зада ние к 25 числу. В сентябре консервщики изготовили сверх месячного плана 120 тысяч банок консервов. Выдающегося производственного успеха коллектив завода достиг 11 октября. В этот день было выпущено 45 тысяч банок консервов вместо 29 тысяч по плапу. Особенно хорошо работала смена тов. Шу миловой, которая изготовила 25 тысяч Па нок консервов пон задании 15 тысяч. Все рабочие этой смены перевыполнили смен ные задания в полтора — два раза. Световой журнал В Мурманском мореходном училище на чал выходить сатирический световой жур нал «Наш телевизор» Демонстрация жур нала производится следующим образом. Диктор у микрофона читает зарапее подго товленный текст, а в это время на экране эпидиаскопом демонстрируются шаржи, портреты, карикатуры, выполненные на шими художниками. Демонстрация журна ла сопровождается музыкой. Светожурнал высмеивает недостатки, разоблачает разгильдяев и нарушителей дисциплины, курсантов, нерадиво относя щихся к учебе А . ВЛАСЕНКО. Курсант 3-го курса Мурманского мореходного училища. щие недостатки вме- н дицинском обслуживании трудящихся об ласти, в работе ряда лечебио-профилакти- ческих учреждении. Как же реагируют па эти письма в обл- здравотделе? Вот письмо тов. Яненко. В нем говорит ся о том, что в некоторых лечебно-профи- лактических учреждениях области бесхо зяйственно относятся к хранению меди цинского, в частности, дезинфекционного оборудования. Так, например, обстоит дело в Мурманской областной больнице, в Лово- зерской районной больнице и в некоторых лечебно-профилактических учреждениях Мончегорска, Кандалакши, Кировска и Кольского района. Заместитель заведующего облздравотде- лом тов. Богдапец ответила редакции по этому поводу следующее (текст приводит ся полностью с соблюдением авторского стиля): «Мурманский облздравотдел сообщает, что проводимой проверкой подтвердились ф?.кты неудовлетворительного хлапепия дезкамер в больницах — областной и Ло- вс-зерскои. Дано указание под лпчпую от ветственность главврачу областной больни цы, главврачу Ловозерской районной боль ницы, кроме этого всем заведующим город скими и районными отделами здравоохра нения, не позлпее 15 сентября 1954 гопа п р и н я т ь надлежащие меры, обеспечиваю щие- полную сохранность дезкамер. Ппове- сп і полный технический осмотр всех имею щихся дезкамер в сельской и городской местности на предмет их хранения, ис правности и пригодности к работе. При выявлении пепсправных дезкамер, реше нием городских и районных учвеждений, в ведепии которых находятся неисправные дезкамерьт. произвести полный ремонт не позднее 20 октября 1954 года. Проведе ние указанных мерсіприятнй взято под контроль». Заместитель заведующего облздравотделом сделала вид, что она. якобы, на самом де ле озпбочена тем, чтобы улучшить хране ние оборудования. В действительности это не так. Факты, которые были "изложены в письме тов. Яненко, облздгіавотделу и об ластной санэпидстанции, ^авнобыли изве стны. Но тов. Богданец, пе желая «выно сить сор из избы», видимо, в угоду прия тельским отношениям не принимала к ви новникам порчи государственного имуще ства необходимых мер. Судя по ответу^тов. Богданец, не приняты меры и сейчас. Правда, она пишет, что дано указание под щие полную сохран ность дезкамер. Какое действие возыме ло это указание, видно из того, что не только к 15 сентября, но и к 1 октября в областной больнице дезіпіфек- ционное оборудование попрежнему находи лось под открытым небом, подвергалось порче, а ведь это оборудование стоит более 7 тысяч рублей. Не лучше обстоит дело, сообщает в своем письме тов. Яненко, с выполнением указа ния облздравотдела и в других медицин ских учреждениях, тем более, что тов. Бог данец не сочла нужным обмолвиться о том, что же в этом направлении делается в Мончегорске, Кировске и Кандалакше. Это не единичный пример, свидетельст вующий о том, что в облздравотделе вместо принятия мер отписываются на сигналы трудящихся, замазывают недостатки. В своем письме в редакцию тов. Каба- чинская вскрывала серьезные недостатки в работе детского отделения областной боль ницы и говорила о том, что заведующий детским отделением и главный врач боль ницы, несмотря па се неоднократные просьбы и требования, не принимали мер для наведения порядка. Действительно, тов. Кабачинская, рабо тавшая сестрой-хозяйкой в больнице, не сколько раз писала заместителю главного врача тов. Кувалднной о необходимости на вести порядок в детском отделении. Но тов. Кувалдипа оставила без ответа ее письма. Это побудило тов. Кабачпнскую обратиться с письмом в редакцию. На запрос редакции заместитель заве дующего облздравотделом тов. Богдане^ ответіЙіа, что проверкой установлен ряд серьезных недостатков, имевших место в первом детском отделении областной боль ницы, и сообщила «о принятых мерах». Но по существу никакой проверки не было, и, стало бытт, облздравотдел пе мог правильно разобраться в деле. В облздрав отделе поручили заниматься проверкой врачу тов. Ольховой. В областной больнице, тов. Ольховой сказали, что, дескать, не стоит «траіглировать» персонал и что, мол, ошибки осознаны и исправляются, и она со слов заместителя главврача написала докладную На основе этой бумажки и по явилась бюрократическая отписка тов. Богданец. Как показывают факты, в облздравотде ле неправильно относятся к письмам, по сылая их для разбора тем, на кого посту пает жалоба. Вместо того, чтобы принять меры, облздравотдел шлет бюрократиче- личнуго ответственность главврачей Лово-1 екпе отписки. Когда забЬіваюгп чуткости У Г. П. Лазарева, работника строитель- но-монтажного управления треста «Мур- манрыбетрой», заболел зуб. Больной пошел в поликлинику X: 1. Но там его постигла первая неудача: в 8 часов 30 минут за пись к зубному врачу была уже закончена. Однако работница регистратуры обнаде жила: — С острой болыо? Врач немедленно примет без очереди. Прием с 9 часов. В девять часов больной осторожно захо дит в кабинет. В кресле сидит пациент — Надо стучать в дверь, — говорит врач. — Прошу прощения, но у меня невыно симая зубная боль... — Ждите очереди. У нас все с острой болыо. Для того, чтобы попасть на прием, боль ной вынужден был обратиться к главному врачу. — Он будет в 10 часов, — пояснили ему. В 10 часов 20 минут главный врач тов. Пронченко появился в полпклиппке. Он принял Лазарева и распорядился заппсать на прием «с острой болью». При этом до бавил: если врач не успеет принять днем, то примет вечером или... завтра. Больной опешил: опять неудача. Лазарев молча подал в окно регистрату ры записку главного врача и через две ми нуты получил ответ регистраторши, вы шедшей из кабинета зубного врача: — В порядке очереди, если остапется время. Лишь к двум часам дня ему, накопец, удалось ■попасть на прием к врачу тоз. Буслаевой. Зуб был удален в течение двух минут, а через каких-нибудь два часа Ла зарев был совершенно здоров. Вот и вся невеселая история о том, ка кие могут быть неприятности, когда от дельные врачи забывают о чуткости. Ф. СОЛЯНИК. Главный инженер второго строи тельно-монтажного управления треста «Мурмаирыбстрой». Проповедь рабского смиренья всегда бы ла на пользу эксплуататорам. Поэтому они и до настоящего времени заинтересо ваны в поддержке и распространении ан тинаучных и реакционных учений ислама. Недаром в США. как раньше в гитлеров ской Германии, выпускаются «труды», в которых путем крючкотворных «толкова ний^ производится приспособление поло жений Корана к нуждам американских им периалистов и буржуазных националистов, унижающие человека религиозные догмы выдаются за сокровенные мысли народов Востока и т. п В своей агрессивной поли тике американские империалисты высту пают против национально-освободительно го движения народов Востока н в страхе перед все более растущими и крепнущими силами мира и демократии поддерживают все отсталое, средневековое, отжившее пли отживающее свой век, в том числе и ре лигиозные пережитки. ВРЕД ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ ИСЛАМА Обряды и обычаи ислама в большинстве своем заимствованы из старых доислам ских культов. Как и мусульманские «уче ния». они направлены к тому, чтобы обез волить и обезличить человека.' Все мысли и поступки верующих, по утверждению богословор ислама, вообще должны быть подчинены религиозным установлениям. Верующим ставят в пример жизнь таких «столпов» ислама как Ахмед ибн-Ханбаль: тот не ел даже арбуза, будто бы потому, что не нашел в Коране и «святых» преда ниях сведений о том ел ли когда-либо ар буз пророк Мухаммед! Требования соблюдения обрядов и обы чаев ислама связаны с человеконенавист ническим учением, противопоставляющим «правоверных» — «неверным», с сохране нием в исламе характерного для религии древиего Востока «отделения человека от человека» по которому люди разных вер не могли вмесп ни пить ни есть, ни за ниматься совместно тем или другим делом. Э ти установления ислама, стремящиеся за крепить обособленность мусульман от лю дей других вер, облегчили европейским империалистам превращение некоторых стран Востока в свои колонии. Мусульманские праздники курбан-бай рам. мавлид. мирадж, шахсей-вахсей. пост ураза п другие пронизаны вредной мыслью, будто не сам человек, не силы народа, а некая «милость» бога обеспечит человеку мирную и зажиточную жизнь. Такие обы чаи — темный след того далекого време ни, когда человек был беспомощен перед силами природы и завися от них. слепо верил, что колдоі скимн действиями он смо жет задобрить злых духов и богов, обеспе чить приплод своему скоту и урожай зла ков. Все это никогда не имело ничего об щего с народными или национальными обычаями И в наши дни такие установле ния припоедт лишь вред трудящимся на шей страны отрывая пх от работы, под рывая здороьье, нанося ущерб народному хозяйству. . В последние годы ураза приходилась на весну и лето, и те, кто соблюдал пред писания этог? поста. — в течение тридца ти дней не есть и не пить от утренней за ри до захода солнца. — подрывали свое здоровье, производительность их труда рез ко снижалась особенно на полевых рабо тах. Во время курбан-байрама уничто жается ценный скот, верующие отвлекают ся на посещение разных «святых» мест, как это было в августе текущего года, на пример, в Гиссарской долине Таджикиста на и ь Шаббпзском районе Кара-Калпакпи. Тысячи людей не порвавших еще с ис ламом. отвлекаются от работы и подрыва ют трудовую дисциплину, наносят вред се бе и своим товарищам по производству, участвуя в организуемых духовниками па ломничествах для поклонения могилам и гробницам (мазарам, пирам, пироджахам), выдаваемым за чудодейственные. При по сещении этих мест верующие совершают тяжелые для организма обряды, режут скот, становятся жертвами обмана со сто роны разныд знахарей, гадальщиков, «прорицателей» и иных мракобесов. В числе «святых» в исламе почитаются феодалы, ьеліможи и купцы. Культ «свя тых» связаи с поддерживаемыми исламом феодально-байскими пережитками, в част ности. с обычаями, оправдывающими и ос вящающими неравноправие женщины, ее приниженное положение. Культ «святых», праздники, посты п другие установления ислама отравляют сознание трудящихся, мешают их культур ному и идейному росту, активному уча стию в коммунистическом строительстве. В. И. Ленин писал, что «идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чув ства», подменяя живое мертвечиной, буду чи всегда идеей рабства (худшего безысход ного рабства). Никогда идея бога не «свя зывала личность с обществом», а всегда связывала угнетенные классы верой в бо жественность угнетателей» (В. П. Ленин. Соч., т. 35, стр. 93). ИСЛАМ НА СЛУЖБЕ СОВРЕМЕННОГО ИМПЕРИАЛИЗМА В странах капитала корни ислама, как и всякой религии, главным образом, соци альные. Это — постоянный гнет капита лизма, общее состояние неуверенности и страха за завтрашний день, боязнь безра ботицы, разрушительного действия перио дических кризисов перепроизводства, страх перед войной со всеми ее ужасами, темнота и невежество, мешающие правиль ному пониманию явлений природы п обще ственной жизни.. Как реакционная идеология, служащая защите эксплуатации п одурманиванию рабочих и крестьян, ислам поддерживает ся и используется господствующими кру гами буржуазного общества. Так, стремясь, помешать объединению народов в борьбе за свои национальные и социальные права, за мир и демократию, империалисты с помощью реакционного мусульманского духовенства разжигают вражду между мусульманами и людьми других вер. В 1947 году, воспользовав шись «учением» о «священной войне за веру», английское лейбористское прави тельство разделило Индию на Индийский Союз и Пакистан, который в 1953 году назван Исламской республикой Пакистан. При разделе Индии были спровоцированы погромы, кровавые столкновения, во время которых сотпп тысяч человек были убиты и ранены, миллионы изгнаны с родной земли, лишены крова и имущества. Но раз дел не разрешил даже религиозной пробле мы: в Индии осталось более 40 миллионов мусульман, а в Пакистане — более 12 миллионов индусов. Империалисты США и Англии, связав Пакистан кабальными соглашениями, под держивают ложное мнение, будто Ислам ская республика Пакистан это некая «во площенная мечта мусульман», пдеальпая «страна ислама». В действительности же Пакистан является отсталой страной, где миллионы людей живут в ужасающей ни щете. Народные массы не заинтересованы во вражде, которая разжигается империали стами между Индией и Пакистаном. Народ поет песню: «Между нами проложили кро вавый поток. Мы должны перекинуть че рез него мост п соединить паши рукп так, чтобы никто ие мог их разорвать». Чтобы внести раскол в ряды трудящих ся, борющихся против национального и со циального угнетения, империалисты и ре акционное духовенство не раз прибегали к разжиганию вражды и между последовате лями разных направлений и сект ислама, вроде суннитов, шиитов, исмаилитов и др. Особенно же усилилось за последние годы спекулирование империалистов па пани сламизме — религиозно-политическом уче нии, исходящем из родственной космополи тизму идейки объединения всех мусуль ман, созданпя некоего «Исламистана». В годы второй мировой войны панисламизм широко использовался Гитлером и Муссо лини для своих разбойничьих целей. Те перь призывами к осуществлению пани сламистской программы американские им периалисты и их прислужники хотят вос пользоваться как ширмой для сколачива емого США агрессивного блока. Однако время безмятежной эксплуата ции и угнетения народов е о л о н і ш и зави симых стран прошло. Эти народы ведУт упорную апшимперналпстическую борьбу за свою свободу и независимость. Пример народов Советского Востока, поднявшихся за годы советской власти до уровня пере довых и достигших фактического равенст ва со всеми пародами СССР, пример паро дов Китая, Кореи, Вьетнама, всех стран народной демократии, вырвавшихся из ти сков империализма и успешно строящих новую жизнь в своих народных республи ках, — эти великие примеры вдохновляют широчайшие массы колониальных и зави симых стран на борьбу за национальную свободу, мир и демократию, вселяют в них уверенность в победе. Недавно египетская газета «Аль-Гумху- рия» в статье «Империализм использует ислам для достижения своих целей порабо щения арабских государств», имея в виду панпсламистскне призывы, откровенно пи сала, что США и Англия для осуществле ния своих империалистических замыслов беззастенчиво эксплуатируют религиозные чувства арабских народов. Газета разобла чала лживую пропаганду, исходящую от Пакистана.и Турции, «и тех империали стов, которые стоят за их спиной», будто «новая ось Анкара — Карачи основывает ся на религиозном единстве пелама». Эти панпсламистскпе призывы, по словам га зеты, «не что иное, как попытка втянуть мусульманские страны и, в частности, Иран и Ирак, в вышеупомянутый пакт п сделать пх союзниками тех, кто порабоща ет арабские народы». Для реакционной пропаганда последних лет весьма показательны также планы объединения действий ислама и католи цизма, с которыми выступили папа рим ский п шейхи высшей мусульманской школы аль-Азхар в Каире. Эти планы Ва тикана и реакционного духовенства на правлены против защитников прогресса и демократии. Империалистам и «свопм» националь ным эксплуататорским классам ислам ну жен лишь как орудие их господства, как средство, отравляющее сознание масс, по- \ могающее угнетать и эксплуатировать тру дящихся. * * * Как п всякая религия, ислам — явле ние историческое, преходящее. Он имел начало п будет иметь конец. В СССР, где уничтожены социальные корни религии, создались все объективные предпосылки для ..полного п окончательного преодоления пелама, как п всех других религиозных пережитков и суеверий. Отно шения между людьми в советском общест ве, успешно строящем коммунизм, выра жаются в разумных связях между собой и с природой. Огромные достижения в хо зяйственном н культурном строительстве убеждают широчайшие массы в собствен ной силе, в том, что человек сам хозяин своей судьбы, что коллективный труд и дружба пародов, а не вмешательство неве домого божества — залог свободы, счастья и благосостояния каждого советского чело века и всего советского народа в целом. Но религия, ислам, как мы видели, —< пережиток цепкий, он не отмирает сам со бой. без борьбы. Право вести научно-ате-. пстическую, антирелигиозную работу за воевано советским народом и записано в Конституции Союзг^ ССР, обеспечивающей всем гражданам социалистического госу дарства подлинную свободу совести, какой нет и не может быть ни в одном капитали стическом государстве. Советские люди, борющиеся против пе режитков капитализма в сознании людей, в том числе против ислама и других религий, руководствуются высокими общественны ми интересами. «Упразднение религии, как призрачного счастья народа, есть требова ние его действительного счастья» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 1938 г., т. 1, стр. 385). Борьба против пережитков ислама и вся- еой другой религии есть борьба за научное марксистско-ленинское мировоззрение, за высокую культуру советских людей, за коммунизм. Проф. Л . КЛИМОВИЧ, і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz