Полярная правда. 1954, октябрь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 244 (7966) 14 октября 1954 г. ПИСЬМО СОВЕТСКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ДЕЛЕГАЦИИ о передаче в дар китайскому народу от советского народа техники и оборудования для организации крупного зернового государственного хозяйства Дорогой товарищ Мао Пзэ-дун! В настоящее время в Советском Союзе осуществляется широкая программа по освоению целинных и залежных земель в целях значительного увеличения производ­ ства зерна и развития на этой базе всех отраслей сельскохозяйственного производ­ ства. Как показывает опыт массового освоения целинных земель, наиболее целесооб­ разной формой проведения этой работы является организация зерновых совхозов. Икея в виду, что в Китайской Народной Республике начинается работа по ос­ воению целинных и залежных земель и желая передать накопленный Советским Союзом опыт в этом деле, в знак братской дружбы китайского и советского народов и в ознаменование пятнлетней годовщины образования Китайской Народной Респуб­ лики просим принять в дар китайскому пароду от советского народа оборудование и технику, необходимые для организации зернового совхоза с посевной площадью 20 тысяч .гектаров. Для оснащения зернового совхоза выделяется: гусеничных тракторов «С-80» - - 30 штук, гусеничных тракторов «ДТ-54» — 64, пропашных тракторов «Беларусь»— •4, комбайнов зерновых — 100, автомобилей грузовых — 30, бензовозов — 4, автозаправщиков — 4, автопередвнжных мастерских — 2, автомобилей легко­ вых — 9, мотоциклов с колясками — 10, автоприцепов одноосных — б, автопри­ цепов двухосных — 8, плугоЕ тракторных — 128, сеялок тракторных зерновых — 120, культиваторов и лущильников — 100, борон — 1600, зерноочистительных машин — 16, сеноуборочных машин — 16, различных станков для оборудования ремонтной мастерской — 14, электросварочное оборудование — 2 комплекта, обо­ рудование для электростанции на 220 квт., радиостанции различпых марок — 13, телефонную станцию на сто номеров и передвижную киноустановку. Для оказания организационной и технической помощи в строительстве п освое­ нии зерносовхоза мы готовы направить в Китайскую Народную Республику на период организации и первого года освоения производства зерносовхоза советских специали­ стов в качестве советников — директора совхоза, главного агронома, главного ин- женера-ыеханнка, заведующего ремонтной мастерской, агрономов н механиков отде­ лений и главного бухгалтера зерносовхоза с тем, чтобы китайские работники, по­ ставленные во главе зерносовхоза совместно с советскими специалистами, в наиболее короткий срок освоили технику и систему управления крупным зерновым хозяй­ ством. Расходы по содержанию указанных специалистов Советский Союз берет на себя. Выра;каем надежду, что организация такого зерносовхоза поможет сельскому хо­ зяйству Китая использовать опыт Советского Союза по освоению целинных и залеж­ ных земель в Китайской Народной Республике и послужит делу дальнейшего укреп­ ления дружбы между советским и китайским народами. СОВЕТСКАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ. 12 октября 1954 года. ОТВЕТНОЕ ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МАО Ц З Э - ДУНА о передаче в дар китайскому народу от советского народа техники и оборудования для организации крупного зернового государственного хозяйства Дорогой товарищ Хрущев п члены Советской правительственной делегации! В пятую годовщину со дня образования Китайской Народной Республики Пра­ вительственная делегация Советского Союза от имени советского народа передает в дар китайскому народу оборудование и технику, необходимые для организации зернового госхоза с посевной площадью 20 тысяч гектаров. На период организации и первого года освоения производства зернового госхоза Советское правительство для оказания организационной и технической помощи в строительстве и освоении зерно­ вого госхоза готово направить в Китайскую Народную Республику специалистов в качестве советпиков с тем, чтобы китайские работники, поставленные во главе зер­ нового госхоза, совместно с советскими специалистами в наиболее короткий срок освоили технику и систему управления крупным зерновым хозяйством. Я имею честь от имени Китайской Народной Республики и китайского народа горячо приветствовать п сердечно поблагодарить Советское правительство и народ за эту важную, большую, дружественную помощь. Несомненно, что этот зерновой госхоз не только сыграет важную образцовую роль в отношении продвижения вперед социалистического преобразования сельского хо­ зяйства Китая, но п поможет Китаю подготовить технические кадры для сельского хозяйства и изучить ценный опыт Советского Союза в освоении целинных и залеж­ ных земель. Китайский народ в этой великодушной помощи советского парода видит еще одно проявление глубокой дружбы советского народа к китайскому народу и его заботы и поддержки дела строительства, которое ведет китайский народ. Да здравствует великая, братская дружба Китая и Советского Союза! МАО ЦЗЭ-ДУН. 12 октября 1954 года. Интересно и увлекательно рассказывает преподаватель географии Хи­ бинской семнлетней шнолы Нина Леонидовна Ерёмина учащимся о нашей Родине. На снимке: Н. Л. ЕРЁМИНА во время урог'я в 5 «а» классе. Фото Б. Внрнна. За улучшение культурно-бытового обслуживания лесозаготовителей В Кандалакшском районе сотни молодых рабочих трудятся сейчас на заготовке, вы­ возке и сплаве леса. Они стремятся ус­ пешно выполнить задачи, стоящие перед лесозаготовителями, дать стране в 1954 году сотни кубометров леса сверх плана. Успех в этом деле зависит от того, как по­ ставлена политическая и культурно-массо­ вая рабога. В 1954 году комсомольские организации лесопунктов несколько оживили работу по организации культурною досуг? молодежи. Комсомольские активисты чаще стали вы­ ступать с докладами в клубах и красных уголках. Так, з і последнее время на лесо­ пунктах были прочитаны лекции о мораль­ ном облике молодого советского человека, о друл;бе и товариществе, о преодолении ре­ лигиозных предрассудков, о революционной бдительности. Большую работу развернули клубы па лесопунктах Кичаны, Лягкомино, где улуч­ шилась деятельность коллективов художе­ ственной самодеятельности, чаще стали проводиться интересные мероприятия, на­ пример, вечера песни и другие. Участники художественной самодеятельности на лесо­ пункте Нольезеро и лесобазе Княжая больше стали выступать с концертами. Однако культурно-бытовое обслужива­ ние молодежи на лесопунктах до сих пор оставляет желать мною лучшего. У моло­ дых лесорубов имеются серьезные претен­ зии к руководителям Кандалакшского и Нотозерского леспромхозов, к торгующим организациям. Так, близится зима, а мер по ремонту клубов и красных уголков на предприятиях не принимается. Опыг прош­ лой зимы показал, как трудно было рабо­ тать в неблагоустроенных культурно-прос­ ветительных учреждениях. Холодно и не­ уютно было минувшей зимой в клубах ле­ сопунктов Иажма н Моша. Но и сейчас, на исходе осени, здесь неблагополучное поло­ жение: окна разбиты, двери не закрывают­ ся, крыши протекают. Нужен ремонт по­ мещения библиотеки в Кнчанах. Руководи­ тели этих лесопунктов тт. Шарапов, Ива­ нов, Карасев, тем не менее, относятся к этим недостаткам безразлично. Нет должной заботы со стороны хозяйст­ венных руководителей о молодежных об­ щежитиях. Вот один пример равнодушного отношения к быту молодежи. На лесопунк­ те Кичаны все дома лесозаготовителей электрифицированы. Нет электрического света только в одном здании — в моло­ дежном общежитии. С наступлением тем­ ных осенних ночей здесь, как и раньше, пошли в ход керосиновые лампы. Неблаго- устроены молодежные общежития на ле-^ сопупкте Пажма. Не проявляют должной заботы об улуч­ шении культурно-бытош.іх условий моло­ дежи, работающей в лесу, профсоюзные организации Кандалакшского и Нотозсрско- го леспромхозов, обком профсоюза (предсе­ датель тов. Чесноков). Рабочком Нотозер­ ского леспромхоза имеет значительные средства на приобретение книг и культ- инвентаря. но использует их очень плохо. Нет заботы об удовлетворении растущих запросов молодежи со стороны торгующих организаций. В магазнпах на лесопунктах не бывает спортивного ипвентаря, книг. На лесопункте Кичаны вот уже в тече­ ние года молодежь лишена возможности слушать радио — нет электропитания для радиоприемников. Лесорубы исписали не­ мало бумаги па заявления о том, чтобы им обеспечили возможность пользоваться ра­ диоприемниками, но толку от этого пока нет. Вина за все эти недостатки не снимает­ ся, конечно, и с райкома ВЛКСМ, с комсо­ мольских организаций па местах. Мы пе ведем еще должной борьбы с проявлениями иждивенческих настроений у молодежи. Она не привлекается к благоустройству об­ щежитий своими силами. Отдельные ком­ сомольцы сами нарушают распорядок в об- щежитиях, не являются примером в борьбе за культуру, чистоту, порядок. А комсо­ мольские организации не ведут доллшой работы по воспитанию у молодежи береж­ ного отношения к имуществу общежи­ тий, красных уголков. Не используют­ ся такие разнообразные формы культурно- массовой работы среди молодежи, как чи­ тательские конференции, литературные ве­ чера, вечера песни, шахматные и шашеч­ ные турниры. Слишком малочисленны еще коллективы художественной самодеятель­ ности. Райком ВЛКСМ и первичные комсо­ мольские организации редко ставят прин­ ципиальные вопросы, связанные с улучше­ нием быта молодежи, перед руководителями предприятий. В настоящее время молодые лесозагото­ вители района соревнуются за достойную встречу 37-й годовщины Великого Октяб­ ря. Комсомольские организации принимают меры к тому, чтобы решительно улучшить политическую и культурно-массовую ра­ боту среди молодежи. Вместе с тем, они ждут от руководителей предприятий, проф­ союзных организаций, от работников тор­ говли серьезной и действенной помощи в осуществлении этой большой, важной за­ дачи. В. ГУДЫРЕВ. - Секретарь Кандалакшского рай­ кома ВЛКСМ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ О переселения лемингов (пеструшек) іе севере Кольского полуострова Читатель «Полярной правды» тов. Павленко (г. Североморск) обратился в редакцию с просьбой разъяснить причину ухода из тундры пеструшек. Публикуемая ниже статья старшего научного сотрудника Кандалакшского государственного заповедника тов. Кошкиной является ответом на этот вопрос. В своем письме тов. Павленко говорит, что некоторые жители нашей об­ ласти истолковывают это явление неправильно, суеверно. Суеверные истолко­ вания некоторыми гражданами закономерных научно объясняемых явлений природы свидетельствуют о том, что культурно-просветительные организации Мурманской области еще не наладили широкой пропаганды естественно-науч­ ных знании среди населения. Очень мало для трудящихся пашей области чи­ тается лекций, проводится бесед о жизни и природе своего края. На территории Мурманской области работает иемало научных учрежде­ ний, изучающих растптельпый и животный мир Кольского полуострова, особен­ ности происходящих здесь явлений природы. Многочисленные научные кадры, работающие в Мурманской биологической станции, ПИНРО, Мурманском краеведческом музее, Кольском филиале Академии наук СССР и других уч­ реждениях, еще слабо привлекаются к участию в пропаганде естественно-науч­ ных знаний среди населения. Тундру севера Кольского полуострова населяет маленький интересный зверек — пеструшка или норвежский лемминг, от­ носящийся к отряду грызунов. Он служит основным кормом для ценных пушных зве­ рей — песца и лисицы. Шкурка его пест­ рит черными л яркими рыжими пятнами, поэтому бегущего зверька легко заметить издали. Ирп опасности лемминги громко верещат. Пеструшки живут в норах среди торфяных кочек, корней кустарников, в убежищах под камнями. Питаются они листьями, стеблями, корой тундровых растений. В течение лета при благоприятных ус­ ловиях лемминги размноя&ются исключи­ тельно быстро. С мая по август или сен­ тябрь старые самки успевают принести по 3— 4 выводка, а в каждом выводке по 5—8 детенышей. Молодые зверьки стано­ вятся половозрелыми уже в месячном воз­ расте, и самки, родившиеся весной, в пер­ вое лето своей жизни приносят по 2— 3 выводка. Лемминги живут очень недолго. Зверьков в массе истребляют хищные звери и пти­ цы. Пеструшки в большом количестве гиб­ нут от заболеваний и неблагоприятных метеорологических условий. В течение од­ ного года происходит почти полное обнов­ ление населения пеструшек. Немногие зверьки доживают и до годовалого возра­ ста, а большинство их погибает в возрасте всего нескольких месяцев. Быстрое размножение, интенсивная ги­ бель, подверженность инфекционным забо­ леваниям обусловливают очень резкие из­ менения численности леммингов по годам. В годы низкой численности редкие зверьки сохраняются лишь на немногих участках тундры, наиболее богатых убежищами и растительностью. В такие периоды леммин­ ги, обеспеченные кормом, далеко не убега­ ют от своих нор и бывают совсем незамет­ ны для населения. При благоприятных условиях числен­ ность леммингов быстро растет, зверьки широко расселяются по тундре, занимают все подходящие убежища, выедают расти­ тельность вблизи своих нор. Молодым под­ растающим зверькам приходится все даль­ ше убегать в поисках свободных убежищ и пищи. Между тем численность леммпнгов продолжает нарастать вследствие • благо­ приятных условий размножения. Испыты­ вая недостаток в убежищах и кормах, зверьки мигрируют (передвигаются, пере­ селяются). Они бегут все дальше н даль­ ше. Большие количества их скапливаются на берегах рек и озер, но и эун препятст­ вия не останавливают переселенцев, они пускаются вплавь. В такие периоды лем­ минга появляются также в населенных пунктах. Во время миграций большинство пестру­ шек гибнет. Они тонут в реках и озерах, в поселках их душат кошки и собаки, зверьки гибнут п от голода. В тупдре п в лесу их истребляют хищные звери (песец, лисица, горностай, куница) и хищные птіщы (канюк-зимняк, совы, сычи). Ослаб­ ленные недостатком корма, зверьки при от­ сутствии надежных убежищ сильнее стра­ дают от неблагоприятных метеорологиче­ ских условий. Все эти причины вместе взятые обусловливают резкое снижение численности леммингов. После одного— двух лет массовых размнол:ении леммин­ гов. широкого их расселения и миграций численность зверьков снова становится очень низкой; сохраняются лишь неболь­ шие оторванные друг от друга поселения леммингов в участках тундры с наиболее благоприятными условиями. Помимо леммингов в тундре живут и другие мышевидные грызуны — серая по­ левка, красно-серая полевка. В лесной зоне Кольского полуострова преобладают евро­ пейская рыжая и красно-серая полевки, встречаются также красная полевка и по­ левка экономка. На островах и побережье Кандалакшского залива живет водяная крыса. Численность этих мелких грызунов так­ же подвержена резким изменениям по го­ дам. Как показали осенние учеты лесных полевок в центральной части Кольского полуострова, за последние 18 лет массовые размножения полевок повторялись через 2— 3 года. Однако полевки в периоды вы­ сокой численности не предпринимают та­ ких значительных миграций, как леммин­ ги. Поэтому они бывают менее заметны дгя населения. В настоящем году на Кольском полуост­ рове наблюдается высокий подъем числен­ ности полевок и в особенности леммингов. Численность зверьков стала-заметно нара­ стать еще в предыдущем году, и позднел осенью стали наблюдаться небольшие миг­ рации леммингов. Зверьки появлялись в становищах по побережью Барепцова моря. В течерие летнего периода настоящего года лемминги сильно размножились и с конца августа начались их миграции. Лемминги ежедневно в значительных количествах за­ бегали в поселки, а позднее стали появ­ ляться даже на улицах города Мурманска.. Массовое появление леммпнгов вызывает беспокойство у некоторых суеверных лю­ дей, незнакомых с причинами этого явле­ ния. Но ничего загадочного в миграциях пе­ струшек нет. Это явление связано с осо­ бенностями биологии зверька и с измене­ ниями в условиях его жизни. Массовые размножения леммингов с сопровождающи­ ми их миграциями повторяются регулярно. Миграции хорошо известны и среди дру­ гих зверей и птиц. Так, папрпмер, белка в периоды неурожая семян хвойных в поис­ ках пищи переходит расстояния в тысячи километров, переплывает широкие реки и появляется в таких местах, где ее раньше не было. Сибирская птица кедровка при неурожае кедровых орехов появляется в лесах Подмосковья и других местах евро­ пейской части Союза. Т. КОШ КИНА . Старшин научный сотрудник Кан­ далакшского государственного за­ поведника, кандидат биологиче­ ских наук. О с ущно с т и ислама Пслам, как и другие религии, является антинаучным реакционным мировоззрени­ ем, чуждым и враждебным научному, марксистско-ленинскому мировоззрению. Пережитки этой религии, распространен­ ной преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока, в нашей стране суще­ ствуют среди части населения республик Средпен Азии и Казахской ССР, па Кавка­ зе, в Татарин, Башкирии. Догмы, обряды п обычаи ислама на­ правлены к тому, чтобы лишить человека свободы волн, подчиппть мысли и дейст­ вия люден взглядам, выражающим интере­ сы эксплуататоров. Пслам противостоит жизнерадостному и жизнеутверждающему материалистическому учению, он несовме­ стим с коренными интересами советских людей, мешает верующим людям быть ак­ тивными и сознательными строителями коммунистического общества. Поэтому против ислама, как и всех других вредных пережитков капитализма в сознании лю­ дей, надо вести систематическую идейную борьбу. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА В вознпкпоБеппг ислама, вопреки рели­ гиозным сказкам, ничего «чудесного» пе было. Эта ведпгия появилась более 13 ве­ ков тому назад в Западной Азии, в Аравии, в связи с изменениями, происходившими в жпзнн арабов. К этому времени образова­ лись крупные объединения арабских пле­ мен, устанавливались феодальные отноше­ ния. Перемены в экономической п общест­ венной жизни отражались и в области иде­ ологии. Происходил процесс объединения родовых и племенных культов, переход ре­ лигий арабов от многобожия к единобо­ жию. Боги и храмы папболее могуществен­ ных племен заняла господствующее поло­ жение. В Западной Аравпп, в области Хиджаз, этот процесс завершился выдвижением культа единого бога-аллаха, происхожде­ ние коего связано с храмом Ка’ба в круп­ ном торговом городе Мекке. Проповедника­ ми «истинности» единобожия были люди, стоявшие за политическое объединение арабских племен. С требованием подчине­ ния этим проповедникам связано и наиме­ нование новой религии — ислам, что зна­ чит «покориость». Принявшие эту покор­ ность стали именоваться «муелнмамн», мусульманами. Как и все другие религии, ислам отра­ жает социальный гпгт и взгляды эксплу­ ататоров. Уже древнейший памятник исла­ ма — Коран, обращаясь к неимущим, тре­ бует от верующих повиновения пе только богу и «посланнику его», по и гем, «кото­ рые имеют власть», т. е. Феодалам и куп ­ цам. В образовавшемся обширном государстве арабов с Феодально-теократическим обра­ зом правления в виде халифата ислам стал господствующей религией. Богословами ис­ лама было разработано учение, согласно которому истинный глава государства — аллах, а совмещавший светскую и духов­ ную власть халиф — «заместитель проро­ ка» или «тень бог* па земле его». В ха­ лифате в интересах феодалов был развит культ личности, а история возникновения ислама искажена, сведена к «чудесной» деятельности его «основателя» — проро­ ка Мухаммеда (Магомета). Распространялся ислам более всего на­ сильственно одновременно с завоеванием и порабощением арабскими феодалами дру­ гих народов: в другие страны он заносил­ ся также мусульманскими миссионерами и торговцами. Тяжелым бременем на трудя­ щиеся массы покоренных народов ложи­ лись освященные исламом подати, взи­ мавшиеся арабскими феодалами. Населе­ ние Кавказа и Средней Азии оказывало арабам-завоевателям упориое, героическое сопротивление. Изображепие завоеваний халифов как какого-ю благодеяния и «просвещения» неверных «светом пелама» исторически неправильно н вредно. Позднее халифы, правившие в то время в Турции, превращаются в марионеток им­ периалистов Англии. Германии, Франции, США. Султан-халиф Мехмед VI, после по­ ражения Турции в первой мировой войне, скрепил Севрский мирный договор, ставив­ ший Турцию в положение колонии импе­ риалистических хищников. Халифат в Турции был упразднен в 1924 году. Но и после этого нмпериалн: сты широко спекулируют на халифате. Призывы «за халифат» используются ре­ акционерами. подогреваемыми американ­ скими империалистами. «УЧЕНИЕ* ИСЛАМА АНТИНАУЧНО И РЕАКЦИОННО Почитаемый в качестве священной кни­ ги Коран, сборник «святых» преданий (сунна) и мусульманское законодательст­ во — «шариат» были составлены в уго­ ду халифам, феодалам и купцам. Руковод­ ствоваться положениями этих сочинений и сейчас вменяется в обязанность поддан­ ным государств, где ислам — государст­ венная религия. В Коране содержатся реакционные уста­ новления, мифы и легенды, позаимство­ ванные из верований древних арабов и та­ ких более древних, чем ислам, религий, как иудаизм христианство, зороастризм.В Коране нет ни смысловой, ни хронологи­ ческой последовательности, но очень мно­ го противоречий. 225 противоречивых мест в этой «святой» книге признает даже мусульманское духовенство. «Учение» Корана о происхождении все­ ленной, земли, человека примитивно н ан­ тинаучно. Например, по Корану, аллах ска­ зал «будь» — и «небеса и земля... получи­ ли бытие». Небо якобы состоит из семи не имеющих шелей «твердых сводов», на ко­ торых размещены «светила» и «воииства небесные». А земля — плоскость, «разло­ женная ковром», горы установлены на зем­ ле для того, чтобы она с людьми «не коле­ балась». Эти утверждения Корана — плод самых темных представлений древного человека о природе. Ибо все то. из чего состоит мир, не может быть уничтожено, так же как и не могло и не может быть создано «из ни­ чего». Вселенная непрерывно развивается по своим естественным законам, не нуж­ дающимся ни в каком единоличном твор­ це, создателе. О крайне ограниченном кругозоре авто­ ров Корана говорит и его сказка о том, что «бог сотворил всех животных из воды», а также о том, как аллах собственноручно «создал» Адама. Нелепость таких сказок была ясна пере­ довым людям еще в средние века, н они искали не расходящегося с наукой и опы­ том ответа на вопросы о том, откуда воз­ ник и как устроен мир, в котором жили. Об успехах этих пои^чов научного объяс­ нения мира говорят, например, сочинения великого среднеазиатского ученого и мыс­ лителя конца X — начала XI веков Абу- Али Ибн-Сина (Авиценна), не считавше­ гося с рассказами Корана. Роль, отвезенная в Коране аллаху, под­ тверждает мысль Ф. Энгельса о том, что «единство бега, контролирующего много­ численные явления природы, объединяю­ щего противоположные силы природы, есть только копия единого восточного де­ спота. который видимо пли действительно объединяет сталкивающихся в своих ин­ тересах людей» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 45). Глубоко реакционна басня Корана (как и библии) о «золотом веке», существовав­ шем якобы до «грехопадения» первых лю­ дей. Эта сказка не только идеализирует жизнь первобытного человека, в действи­ тельности совершенно подавленного тяже­ стью борьбы с ііріюодой. по и прививает упадочнические настроения. Принижая че­ ловека, Коран отрицает значение творче­ ских усилий народа, изображает жизнь людей как «обман», «обольщение, суету». Согласно Корану, люди должиы безропот­ но переносить любые невзгоды и мучения, самый ужасающий гнет эксплуататоров, утешая себя надеждой на блаженство в «будущей жизни». Коран развивает в че­ ловеке глубоко унизительные, эгоистиче­ ские чувства, призывая его сосредоточить­ ся па личном «спасении», на обеспечении себе прелестей... несуществующего рая! Как и ьсяксе учение о загробной жизни, сказки Корана о рае и аде всегда являлись классовым орудием эксплуататоров, сред­ ством превращения трудящихся в безволь­ ных рабов. Чем тяжелее безысходпее бы­ ло положение эксплуатируемых, тем более красочно и заманчиво рисовали мракобесы фантастический рай. Сказки о рае и аде ногут посеять в че­ ловеке неверие р свои снЛы, ослабить его волю, породить чуждые советским людям пессимистические настроения. Идеалы Ко­ рана противостоят благородным стремле­ ниям к коллективному и общественно по­ лезному труду, в них пет ничего общего с подлинной любовью к человеку, с гума­ низмом. Коран защищает эксплуататорское обще­ ство. Бедносіь. человеческие страдания, социальную несправедливость, рабство он считает благодеяниями аллаха. «Мы, — говорится от лица бога в Коране, — раз^ даем... жизненные потребности в этой дольней жизни, возвышаем одних над дру­ гими в степенях, так что одни ...держат других подвластными себе невольниками9. И Коран выступает против тех, кто решит­ ся изменить это положение, кто попытает­ ся уничтожить гнет и насилие. Эксплуататорам всегда было невыгодно, если трудящиеся объединяли силы в борьбе за свои жизненные интересы. Враги наро­ да, чтобы поссорить и тем самым ослабить трудящихся, разжигали религиозный фа­ натизм, вражду между людьми разной ве­ ры. В этом смысле всегда широко исполь­ зовалось «учение» Корана, делящее всех людей на «правоверных» и «неверных» и призывающее в «священной» войне про­ тив «неверных». Это «учение» не раз да­ вало возможность грабителям изображать затеяппыр ими захватнические войны как «священные*. С помощью ислама враги рабочих и крестьян всегда пытались обмануть массы, подменить их классовые и национальные интересы враждебными и чуждыми им ре­ лигиозными взглядами. Коран является орудием угнетения жен­ щины. Многоженство, продажа невест, умыкание, выдача замуж малолетних — все эти варварские установления освяще­ ны исламом. Коран и шариат узаконивают затворничество женщины, ношение ею па­ ранджи и чачвана. чадры, яшмака и дру­ гих унизительных и вредных для организ­ ма обрядовых покрывал, призывают к от­ далению женщины от общественной жизни. На протяжении веков Коран использует­ ся эксплуататорами с целью усыплять соз­ нание людей, внушать им, будто человек создан как некая безвольная тварь, жалкий раб природы и общественных отношении. В этом смысл и «учения» Корана о том, что якобы все предопределено богом, что люди «могут хотеть только того, чего хо­ чет бог», у них «нет свободного выбора», все-де совершается в силу рока, судьбы. Передовые люди в странах Востока еще в средние века выступали как против неравноправного положения женщин, так и против реакционного «учения» о предо­ пределении, которое унижает человеческую личность, отрицает зпачение народа как подлинного творпа истории, создателя всех материальных и духовных ценностей. Уче­ ние о зависимости всего от бога не только не логично и антинаучно, но и направле­ но к тому, чтобы сбить человека с толку, посеять неверие в силы народа. Знаменитый поэт и ученый Омар Хайям более 8 веков назад выступал против это­ го «учения», не отдавая предпочтения ни одной религии Кумирня и почитаемый мусульманами храм Ка’бз в Мекке, цер­ ковный алтарь и михраб в мечети, говорил он, те же источники дурмана. Он писал: Дух рабства кроется в кумирне н Ка'бе. Трезвон колоколов — язык смиренья рабий. И рабства низкая печать равно лежит На четках н кресте,-на церкви н михрабе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz