Полярная правда. 1954, октябрь.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 244 (7966) 14 октября 1954 г. ПИСЬМО СОВЕТСКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ДЕЛЕГАЦИИ о передаче в дар китайскому народу от советского народа техники и оборудования для организации крупного зернового государственного хозяйства Дорогой товарищ Мао Пзэ-дун! В настоящее время в Советском Союзе осуществляется широкая программа по освоению целинных и залежных земель в целях значительного увеличения производ ства зерна и развития на этой базе всех отраслей сельскохозяйственного производ ства. Как показывает опыт массового освоения целинных земель, наиболее целесооб разной формой проведения этой работы является организация зерновых совхозов. Икея в виду, что в Китайской Народной Республике начинается работа по ос воению целинных и залежных земель и желая передать накопленный Советским Союзом опыт в этом деле, в знак братской дружбы китайского и советского народов и в ознаменование пятнлетней годовщины образования Китайской Народной Респуб лики просим принять в дар китайскому пароду от советского народа оборудование и технику, необходимые для организации зернового совхоза с посевной площадью 20 тысяч .гектаров. Для оснащения зернового совхоза выделяется: гусеничных тракторов «С-80» - - 30 штук, гусеничных тракторов «ДТ-54» — 64, пропашных тракторов «Беларусь»— •4, комбайнов зерновых — 100, автомобилей грузовых — 30, бензовозов — 4, автозаправщиков — 4, автопередвнжных мастерских — 2, автомобилей легко вых — 9, мотоциклов с колясками — 10, автоприцепов одноосных — б, автопри цепов двухосных — 8, плугоЕ тракторных — 128, сеялок тракторных зерновых — 120, культиваторов и лущильников — 100, борон — 1600, зерноочистительных машин — 16, сеноуборочных машин — 16, различных станков для оборудования ремонтной мастерской — 14, электросварочное оборудование — 2 комплекта, обо рудование для электростанции на 220 квт., радиостанции различпых марок — 13, телефонную станцию на сто номеров и передвижную киноустановку. Для оказания организационной и технической помощи в строительстве п освое нии зерносовхоза мы готовы направить в Китайскую Народную Республику на период организации и первого года освоения производства зерносовхоза советских специали стов в качестве советников — директора совхоза, главного агронома, главного ин- женера-ыеханнка, заведующего ремонтной мастерской, агрономов н механиков отде лений и главного бухгалтера зерносовхоза с тем, чтобы китайские работники, по ставленные во главе зерносовхоза совместно с советскими специалистами, в наиболее короткий срок освоили технику и систему управления крупным зерновым хозяй ством. Расходы по содержанию указанных специалистов Советский Союз берет на себя. Выра;каем надежду, что организация такого зерносовхоза поможет сельскому хо зяйству Китая использовать опыт Советского Союза по освоению целинных и залеж ных земель в Китайской Народной Республике и послужит делу дальнейшего укреп ления дружбы между советским и китайским народами. СОВЕТСКАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ. 12 октября 1954 года. ОТВЕТНОЕ ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МАО Ц З Э - ДУНА о передаче в дар китайскому народу от советского народа техники и оборудования для организации крупного зернового государственного хозяйства Дорогой товарищ Хрущев п члены Советской правительственной делегации! В пятую годовщину со дня образования Китайской Народной Республики Пра вительственная делегация Советского Союза от имени советского народа передает в дар китайскому народу оборудование и технику, необходимые для организации зернового госхоза с посевной площадью 20 тысяч гектаров. На период организации и первого года освоения производства зернового госхоза Советское правительство для оказания организационной и технической помощи в строительстве и освоении зерно вого госхоза готово направить в Китайскую Народную Республику специалистов в качестве советпиков с тем, чтобы китайские работники, поставленные во главе зер нового госхоза, совместно с советскими специалистами в наиболее короткий срок освоили технику и систему управления крупным зерновым хозяйством. Я имею честь от имени Китайской Народной Республики и китайского народа горячо приветствовать п сердечно поблагодарить Советское правительство и народ за эту важную, большую, дружественную помощь. Несомненно, что этот зерновой госхоз не только сыграет важную образцовую роль в отношении продвижения вперед социалистического преобразования сельского хо зяйства Китая, но п поможет Китаю подготовить технические кадры для сельского хозяйства и изучить ценный опыт Советского Союза в освоении целинных и залеж ных земель. Китайский народ в этой великодушной помощи советского парода видит еще одно проявление глубокой дружбы советского народа к китайскому народу и его заботы и поддержки дела строительства, которое ведет китайский народ. Да здравствует великая, братская дружба Китая и Советского Союза! МАО ЦЗЭ-ДУН. 12 октября 1954 года. Интересно и увлекательно рассказывает преподаватель географии Хи бинской семнлетней шнолы Нина Леонидовна Ерёмина учащимся о нашей Родине. На снимке: Н. Л. ЕРЁМИНА во время урог'я в 5 «а» классе. Фото Б. Внрнна. За улучшение культурно-бытового обслуживания лесозаготовителей В Кандалакшском районе сотни молодых рабочих трудятся сейчас на заготовке, вы возке и сплаве леса. Они стремятся ус пешно выполнить задачи, стоящие перед лесозаготовителями, дать стране в 1954 году сотни кубометров леса сверх плана. Успех в этом деле зависит от того, как по ставлена политическая и культурно-массо вая рабога. В 1954 году комсомольские организации лесопунктов несколько оживили работу по организации культурною досуг? молодежи. Комсомольские активисты чаще стали вы ступать с докладами в клубах и красных уголках. Так, з і последнее время на лесо пунктах были прочитаны лекции о мораль ном облике молодого советского человека, о друл;бе и товариществе, о преодолении ре лигиозных предрассудков, о революционной бдительности. Большую работу развернули клубы па лесопунктах Кичаны, Лягкомино, где улуч шилась деятельность коллективов художе ственной самодеятельности, чаще стали проводиться интересные мероприятия, на пример, вечера песни и другие. Участники художественной самодеятельности на лесо пункте Нольезеро и лесобазе Княжая больше стали выступать с концертами. Однако культурно-бытовое обслужива ние молодежи на лесопунктах до сих пор оставляет желать мною лучшего. У моло дых лесорубов имеются серьезные претен зии к руководителям Кандалакшского и Нотозерского леспромхозов, к торгующим организациям. Так, близится зима, а мер по ремонту клубов и красных уголков на предприятиях не принимается. Опыг прош лой зимы показал, как трудно было рабо тать в неблагоустроенных культурно-прос ветительных учреждениях. Холодно и не уютно было минувшей зимой в клубах ле сопунктов Иажма н Моша. Но и сейчас, на исходе осени, здесь неблагополучное поло жение: окна разбиты, двери не закрывают ся, крыши протекают. Нужен ремонт по мещения библиотеки в Кнчанах. Руководи тели этих лесопунктов тт. Шарапов, Ива нов, Карасев, тем не менее, относятся к этим недостаткам безразлично. Нет должной заботы со стороны хозяйст венных руководителей о молодежных об щежитиях. Вот один пример равнодушного отношения к быту молодежи. На лесопунк те Кичаны все дома лесозаготовителей электрифицированы. Нет электрического света только в одном здании — в моло дежном общежитии. С наступлением тем ных осенних ночей здесь, как и раньше, пошли в ход керосиновые лампы. Неблаго- устроены молодежные общежития на ле-^ сопупкте Пажма. Не проявляют должной заботы об улуч шении культурно-бытош.іх условий моло дежи, работающей в лесу, профсоюзные организации Кандалакшского и Нотозсрско- го леспромхозов, обком профсоюза (предсе датель тов. Чесноков). Рабочком Нотозер ского леспромхоза имеет значительные средства на приобретение книг и культ- инвентаря. но использует их очень плохо. Нет заботы об удовлетворении растущих запросов молодежи со стороны торгующих организаций. В магазнпах на лесопунктах не бывает спортивного ипвентаря, книг. На лесопункте Кичаны вот уже в тече ние года молодежь лишена возможности слушать радио — нет электропитания для радиоприемников. Лесорубы исписали не мало бумаги па заявления о том, чтобы им обеспечили возможность пользоваться ра диоприемниками, но толку от этого пока нет. Вина за все эти недостатки не снимает ся, конечно, и с райкома ВЛКСМ, с комсо мольских организаций па местах. Мы пе ведем еще должной борьбы с проявлениями иждивенческих настроений у молодежи. Она не привлекается к благоустройству об щежитий своими силами. Отдельные ком сомольцы сами нарушают распорядок в об- щежитиях, не являются примером в борьбе за культуру, чистоту, порядок. А комсо мольские организации не ведут доллшой работы по воспитанию у молодежи береж ного отношения к имуществу общежи тий, красных уголков. Не используют ся такие разнообразные формы культурно- массовой работы среди молодежи, как чи тательские конференции, литературные ве чера, вечера песни, шахматные и шашеч ные турниры. Слишком малочисленны еще коллективы художественной самодеятель ности. Райком ВЛКСМ и первичные комсо мольские организации редко ставят прин ципиальные вопросы, связанные с улучше нием быта молодежи, перед руководителями предприятий. В настоящее время молодые лесозагото вители района соревнуются за достойную встречу 37-й годовщины Великого Октяб ря. Комсомольские организации принимают меры к тому, чтобы решительно улучшить политическую и культурно-массовую ра боту среди молодежи. Вместе с тем, они ждут от руководителей предприятий, проф союзных организаций, от работников тор говли серьезной и действенной помощи в осуществлении этой большой, важной за дачи. В. ГУДЫРЕВ. - Секретарь Кандалакшского рай кома ВЛКСМ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ О переселения лемингов (пеструшек) іе севере Кольского полуострова Читатель «Полярной правды» тов. Павленко (г. Североморск) обратился в редакцию с просьбой разъяснить причину ухода из тундры пеструшек. Публикуемая ниже статья старшего научного сотрудника Кандалакшского государственного заповедника тов. Кошкиной является ответом на этот вопрос. В своем письме тов. Павленко говорит, что некоторые жители нашей об ласти истолковывают это явление неправильно, суеверно. Суеверные истолко вания некоторыми гражданами закономерных научно объясняемых явлений природы свидетельствуют о том, что культурно-просветительные организации Мурманской области еще не наладили широкой пропаганды естественно-науч ных знании среди населения. Очень мало для трудящихся пашей области чи тается лекций, проводится бесед о жизни и природе своего края. На территории Мурманской области работает иемало научных учрежде ний, изучающих растптельпый и животный мир Кольского полуострова, особен ности происходящих здесь явлений природы. Многочисленные научные кадры, работающие в Мурманской биологической станции, ПИНРО, Мурманском краеведческом музее, Кольском филиале Академии наук СССР и других уч реждениях, еще слабо привлекаются к участию в пропаганде естественно-науч ных знаний среди населения. Тундру севера Кольского полуострова населяет маленький интересный зверек — пеструшка или норвежский лемминг, от носящийся к отряду грызунов. Он служит основным кормом для ценных пушных зве рей — песца и лисицы. Шкурка его пест рит черными л яркими рыжими пятнами, поэтому бегущего зверька легко заметить издали. Ирп опасности лемминги громко верещат. Пеструшки живут в норах среди торфяных кочек, корней кустарников, в убежищах под камнями. Питаются они листьями, стеблями, корой тундровых растений. В течение лета при благоприятных ус ловиях лемминги размноя&ются исключи тельно быстро. С мая по август или сен тябрь старые самки успевают принести по 3— 4 выводка, а в каждом выводке по 5—8 детенышей. Молодые зверьки стано вятся половозрелыми уже в месячном воз расте, и самки, родившиеся весной, в пер вое лето своей жизни приносят по 2— 3 выводка. Лемминги живут очень недолго. Зверьков в массе истребляют хищные звери и пти цы. Пеструшки в большом количестве гиб нут от заболеваний и неблагоприятных метеорологических условий. В течение од ного года происходит почти полное обнов ление населения пеструшек. Немногие зверьки доживают и до годовалого возра ста, а большинство их погибает в возрасте всего нескольких месяцев. Быстрое размножение, интенсивная ги бель, подверженность инфекционным забо леваниям обусловливают очень резкие из менения численности леммингов по годам. В годы низкой численности редкие зверьки сохраняются лишь на немногих участках тундры, наиболее богатых убежищами и растительностью. В такие периоды леммин ги, обеспеченные кормом, далеко не убега ют от своих нор и бывают совсем незамет ны для населения. При благоприятных условиях числен ность леммингов быстро растет, зверьки широко расселяются по тундре, занимают все подходящие убежища, выедают расти тельность вблизи своих нор. Молодым под растающим зверькам приходится все даль ше убегать в поисках свободных убежищ и пищи. Между тем численность леммпнгов продолжает нарастать вследствие • благо приятных условий размножения. Испыты вая недостаток в убежищах и кормах, зверьки мигрируют (передвигаются, пере селяются). Они бегут все дальше н даль ше. Большие количества их скапливаются на берегах рек и озер, но и эун препятст вия не останавливают переселенцев, они пускаются вплавь. В такие периоды лем минга появляются также в населенных пунктах. Во время миграций большинство пестру шек гибнет. Они тонут в реках и озерах, в поселках их душат кошки и собаки, зверьки гибнут п от голода. В тупдре п в лесу их истребляют хищные звери (песец, лисица, горностай, куница) и хищные птіщы (канюк-зимняк, совы, сычи). Ослаб ленные недостатком корма, зверьки при от сутствии надежных убежищ сильнее стра дают от неблагоприятных метеорологиче ских условий. Все эти причины вместе взятые обусловливают резкое снижение численности леммингов. После одного— двух лет массовых размнол:ении леммин гов. широкого их расселения и миграций численность зверьков снова становится очень низкой; сохраняются лишь неболь шие оторванные друг от друга поселения леммингов в участках тундры с наиболее благоприятными условиями. Помимо леммингов в тундре живут и другие мышевидные грызуны — серая по левка, красно-серая полевка. В лесной зоне Кольского полуострова преобладают евро пейская рыжая и красно-серая полевки, встречаются также красная полевка и по левка экономка. На островах и побережье Кандалакшского залива живет водяная крыса. Численность этих мелких грызунов так же подвержена резким изменениям по го дам. Как показали осенние учеты лесных полевок в центральной части Кольского полуострова, за последние 18 лет массовые размножения полевок повторялись через 2— 3 года. Однако полевки в периоды вы сокой численности не предпринимают та ких значительных миграций, как леммин ги. Поэтому они бывают менее заметны дгя населения. В настоящем году на Кольском полуост рове наблюдается высокий подъем числен ности полевок и в особенности леммингов. Численность зверьков стала-заметно нара стать еще в предыдущем году, и позднел осенью стали наблюдаться небольшие миг рации леммингов. Зверьки появлялись в становищах по побережью Барепцова моря. В течерие летнего периода настоящего года лемминги сильно размножились и с конца августа начались их миграции. Лемминги ежедневно в значительных количествах за бегали в поселки, а позднее стали появ ляться даже на улицах города Мурманска.. Массовое появление леммпнгов вызывает беспокойство у некоторых суеверных лю дей, незнакомых с причинами этого явле ния. Но ничего загадочного в миграциях пе струшек нет. Это явление связано с осо бенностями биологии зверька и с измене ниями в условиях его жизни. Массовые размножения леммингов с сопровождающи ми их миграциями повторяются регулярно. Миграции хорошо известны и среди дру гих зверей и птиц. Так, папрпмер, белка в периоды неурожая семян хвойных в поис ках пищи переходит расстояния в тысячи километров, переплывает широкие реки и появляется в таких местах, где ее раньше не было. Сибирская птица кедровка при неурожае кедровых орехов появляется в лесах Подмосковья и других местах евро пейской части Союза. Т. КОШ КИНА . Старшин научный сотрудник Кан далакшского государственного за поведника, кандидат биологиче ских наук. О с ущно с т и ислама Пслам, как и другие религии, является антинаучным реакционным мировоззрени ем, чуждым и враждебным научному, марксистско-ленинскому мировоззрению. Пережитки этой религии, распространен ной преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока, в нашей стране суще ствуют среди части населения республик Средпен Азии и Казахской ССР, па Кавка зе, в Татарин, Башкирии. Догмы, обряды п обычаи ислама на правлены к тому, чтобы лишить человека свободы волн, подчиппть мысли и дейст вия люден взглядам, выражающим интере сы эксплуататоров. Пслам противостоит жизнерадостному и жизнеутверждающему материалистическому учению, он несовме стим с коренными интересами советских людей, мешает верующим людям быть ак тивными и сознательными строителями коммунистического общества. Поэтому против ислама, как и всех других вредных пережитков капитализма в сознании лю дей, надо вести систематическую идейную борьбу. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА В вознпкпоБеппг ислама, вопреки рели гиозным сказкам, ничего «чудесного» пе было. Эта ведпгия появилась более 13 ве ков тому назад в Западной Азии, в Аравии, в связи с изменениями, происходившими в жпзнн арабов. К этому времени образова лись крупные объединения арабских пле мен, устанавливались феодальные отноше ния. Перемены в экономической п общест венной жизни отражались и в области иде ологии. Происходил процесс объединения родовых и племенных культов, переход ре лигий арабов от многобожия к единобо жию. Боги и храмы папболее могуществен ных племен заняла господствующее поло жение. В Западной Аравпп, в области Хиджаз, этот процесс завершился выдвижением культа единого бога-аллаха, происхожде ние коего связано с храмом Ка’ба в круп ном торговом городе Мекке. Проповедника ми «истинности» единобожия были люди, стоявшие за политическое объединение арабских племен. С требованием подчине ния этим проповедникам связано и наиме нование новой религии — ислам, что зна чит «покориость». Принявшие эту покор ность стали именоваться «муелнмамн», мусульманами. Как и все другие религии, ислам отра жает социальный гпгт и взгляды эксплу ататоров. Уже древнейший памятник исла ма — Коран, обращаясь к неимущим, тре бует от верующих повиновения пе только богу и «посланнику его», по и гем, «кото рые имеют власть», т. е. Феодалам и куп цам. В образовавшемся обширном государстве арабов с Феодально-теократическим обра зом правления в виде халифата ислам стал господствующей религией. Богословами ис лама было разработано учение, согласно которому истинный глава государства — аллах, а совмещавший светскую и духов ную власть халиф — «заместитель проро ка» или «тень бог* па земле его». В ха лифате в интересах феодалов был развит культ личности, а история возникновения ислама искажена, сведена к «чудесной» деятельности его «основателя» — проро ка Мухаммеда (Магомета). Распространялся ислам более всего на сильственно одновременно с завоеванием и порабощением арабскими феодалами дру гих народов: в другие страны он заносил ся также мусульманскими миссионерами и торговцами. Тяжелым бременем на трудя щиеся массы покоренных народов ложи лись освященные исламом подати, взи мавшиеся арабскими феодалами. Населе ние Кавказа и Средней Азии оказывало арабам-завоевателям упориое, героическое сопротивление. Изображепие завоеваний халифов как какого-ю благодеяния и «просвещения» неверных «светом пелама» исторически неправильно н вредно. Позднее халифы, правившие в то время в Турции, превращаются в марионеток им периалистов Англии. Германии, Франции, США. Султан-халиф Мехмед VI, после по ражения Турции в первой мировой войне, скрепил Севрский мирный договор, ставив ший Турцию в положение колонии импе риалистических хищников. Халифат в Турции был упразднен в 1924 году. Но и после этого нмпериалн: сты широко спекулируют на халифате. Призывы «за халифат» используются ре акционерами. подогреваемыми американ скими империалистами. «УЧЕНИЕ* ИСЛАМА АНТИНАУЧНО И РЕАКЦИОННО Почитаемый в качестве священной кни ги Коран, сборник «святых» преданий (сунна) и мусульманское законодательст во — «шариат» были составлены в уго ду халифам, феодалам и купцам. Руковод ствоваться положениями этих сочинений и сейчас вменяется в обязанность поддан ным государств, где ислам — государст венная религия. В Коране содержатся реакционные уста новления, мифы и легенды, позаимство ванные из верований древних арабов и та ких более древних, чем ислам, религий, как иудаизм христианство, зороастризм.В Коране нет ни смысловой, ни хронологи ческой последовательности, но очень мно го противоречий. 225 противоречивых мест в этой «святой» книге признает даже мусульманское духовенство. «Учение» Корана о происхождении все ленной, земли, человека примитивно н ан тинаучно. Например, по Корану, аллах ска зал «будь» — и «небеса и земля... получи ли бытие». Небо якобы состоит из семи не имеющих шелей «твердых сводов», на ко торых размещены «светила» и «воииства небесные». А земля — плоскость, «разло женная ковром», горы установлены на зем ле для того, чтобы она с людьми «не коле балась». Эти утверждения Корана — плод самых темных представлений древного человека о природе. Ибо все то. из чего состоит мир, не может быть уничтожено, так же как и не могло и не может быть создано «из ни чего». Вселенная непрерывно развивается по своим естественным законам, не нуж дающимся ни в каком единоличном твор це, создателе. О крайне ограниченном кругозоре авто ров Корана говорит и его сказка о том, что «бог сотворил всех животных из воды», а также о том, как аллах собственноручно «создал» Адама. Нелепость таких сказок была ясна пере довым людям еще в средние века, н они искали не расходящегося с наукой и опы том ответа на вопросы о том, откуда воз ник и как устроен мир, в котором жили. Об успехах этих пои^чов научного объяс нения мира говорят, например, сочинения великого среднеазиатского ученого и мыс лителя конца X — начала XI веков Абу- Али Ибн-Сина (Авиценна), не считавше гося с рассказами Корана. Роль, отвезенная в Коране аллаху, под тверждает мысль Ф. Энгельса о том, что «единство бега, контролирующего много численные явления природы, объединяю щего противоположные силы природы, есть только копия единого восточного де спота. который видимо пли действительно объединяет сталкивающихся в своих ин тересах людей» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXI, стр. 45). Глубоко реакционна басня Корана (как и библии) о «золотом веке», существовав шем якобы до «грехопадения» первых лю дей. Эта сказка не только идеализирует жизнь первобытного человека, в действи тельности совершенно подавленного тяже стью борьбы с ііріюодой. по и прививает упадочнические настроения. Принижая че ловека, Коран отрицает значение творче ских усилий народа, изображает жизнь людей как «обман», «обольщение, суету». Согласно Корану, люди должиы безропот но переносить любые невзгоды и мучения, самый ужасающий гнет эксплуататоров, утешая себя надеждой на блаженство в «будущей жизни». Коран развивает в че ловеке глубоко унизительные, эгоистиче ские чувства, призывая его сосредоточить ся па личном «спасении», на обеспечении себе прелестей... несуществующего рая! Как и ьсяксе учение о загробной жизни, сказки Корана о рае и аде всегда являлись классовым орудием эксплуататоров, сред ством превращения трудящихся в безволь ных рабов. Чем тяжелее безысходпее бы ло положение эксплуатируемых, тем более красочно и заманчиво рисовали мракобесы фантастический рай. Сказки о рае и аде ногут посеять в че ловеке неверие р свои снЛы, ослабить его волю, породить чуждые советским людям пессимистические настроения. Идеалы Ко рана противостоят благородным стремле ниям к коллективному и общественно по лезному труду, в них пет ничего общего с подлинной любовью к человеку, с гума низмом. Коран защищает эксплуататорское обще ство. Бедносіь. человеческие страдания, социальную несправедливость, рабство он считает благодеяниями аллаха. «Мы, — говорится от лица бога в Коране, — раз^ даем... жизненные потребности в этой дольней жизни, возвышаем одних над дру гими в степенях, так что одни ...держат других подвластными себе невольниками9. И Коран выступает против тех, кто решит ся изменить это положение, кто попытает ся уничтожить гнет и насилие. Эксплуататорам всегда было невыгодно, если трудящиеся объединяли силы в борьбе за свои жизненные интересы. Враги наро да, чтобы поссорить и тем самым ослабить трудящихся, разжигали религиозный фа натизм, вражду между людьми разной ве ры. В этом смысле всегда широко исполь зовалось «учение» Корана, делящее всех людей на «правоверных» и «неверных» и призывающее в «священной» войне про тив «неверных». Это «учение» не раз да вало возможность грабителям изображать затеяппыр ими захватнические войны как «священные*. С помощью ислама враги рабочих и крестьян всегда пытались обмануть массы, подменить их классовые и национальные интересы враждебными и чуждыми им ре лигиозными взглядами. Коран является орудием угнетения жен щины. Многоженство, продажа невест, умыкание, выдача замуж малолетних — все эти варварские установления освяще ны исламом. Коран и шариат узаконивают затворничество женщины, ношение ею па ранджи и чачвана. чадры, яшмака и дру гих унизительных и вредных для организ ма обрядовых покрывал, призывают к от далению женщины от общественной жизни. На протяжении веков Коран использует ся эксплуататорами с целью усыплять соз нание людей, внушать им, будто человек создан как некая безвольная тварь, жалкий раб природы и общественных отношении. В этом смысл и «учения» Корана о том, что якобы все предопределено богом, что люди «могут хотеть только того, чего хо чет бог», у них «нет свободного выбора», все-де совершается в силу рока, судьбы. Передовые люди в странах Востока еще в средние века выступали как против неравноправного положения женщин, так и против реакционного «учения» о предо пределении, которое унижает человеческую личность, отрицает зпачение народа как подлинного творпа истории, создателя всех материальных и духовных ценностей. Уче ние о зависимости всего от бога не только не логично и антинаучно, но и направле но к тому, чтобы сбить человека с толку, посеять неверие в силы народа. Знаменитый поэт и ученый Омар Хайям более 8 веков назад выступал против это го «учения», не отдавая предпочтения ни одной религии Кумирня и почитаемый мусульманами храм Ка’бз в Мекке, цер ковный алтарь и михраб в мечети, говорил он, те же источники дурмана. Он писал: Дух рабства кроется в кумирне н Ка'бе. Трезвон колоколов — язык смиренья рабий. И рабства низкая печать равно лежит На четках н кресте,-на церкви н михрабе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz