Полярная правда. 1954, октябрь.
Пролетарии всех стран , соединяйтесь! годшинш.з 5 -в поляриая ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ - № 242 (7964) ВТОРНИК, 12 ОКТЯБРЯ 1954 г. Цена 20 коп. С Е Г О Д Н Я ш н о м е р е : 1 СТРАНИЦА КОММЮНИКЕ О СОВЕТСКО-КИ- ТАИСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ. СОВМЕ СТНЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬ СТВА СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВА КИТАИСКОИ НАРОДНОЙ РЕСПУБ ЛИКИ И ДРУГИЕ ДОКУМЕНТЫ О СОбЕТСКО-КИТАИСКИХ ПЕРЕГОВО РАХ. 2 СТРАНИЦА В КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНИЗА ЦИЯХ. Е. Михайловский. — Под зна ком критики и самокритики. В. Богомо лов. — Устранить недостатки. БОЛЬШЕ ЛЕСА СТРАНЕ! Н. Двор ников. — Что мешает коллективу лесопункта выполнять обязательства. М . Павлов. — В борьбе за 45 тысяч кубометров древесины сверх плана. П. Ивин. — Десятый удар. 3 СТРАНИЦА С. Иванов. — Улучшить снабжение кораблей и предприятий рыбного Мур мана. М . Попов. — За крепкое содруже ство семьи и школы. Е. Полоиошнов. — В Шонгуе строят и дорого и медленно. В. Малышев. — Создадим условия для получения высокого урожая в буду щем году. 4 СТРАНИЦА Пребывание Правительственной деле гации Советского Союза в Китайской Народной Республике. К пребыванию Правительственной де легации Советского Союза в Герман ской Демократической Республике. Англо-амернканскне противоречия. В Национальном собрании Франции. КОММЮНИКЕ о советско-китайских переговорах С 29 сентября по 12 октября в Китае находилась Правительственная делегация Советского Союза в составе первого секретаря Центрального Комитета КПСС и члена Президиума Верховного Совета СССР Хрущева П. С., первого заместителя Председа теля Совета Министров ССС-Р Булганина Н. А., заместителя Председателя Совета Министров СССР Микояна А. И., Председателя Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов Шверника Н. М., министра культуры СССР Александрова Г. Ф., главного редактора газеты «Правда» Шепилова Д. Т., секретаря Московского Городского комитета КПСС Фурцевой Е. А., министра промышленности строительных материалов Узбекской ССР Насриддиновой Я. С., заведующего отделом ЦК КПСС Степанова В. П., посла СССР в Китайской Народной Республике Юдина П. Ф., при бывшая по приглашению Китайского правительства в связи с празднованием пяти летия со дня образования Китайской Народной Республики. Во время пребывания советской делегации в КНР между членами делегации, с ‘одной стороны, н премьером Государственного совета и министром иностранных дел КНР Чжоу Энь-лаем, заместителями премьера Чэнь ІОнем, Пын Дэ-хуаем, Дэн Сяо пином, Дэн Цзы-хуэем, Ли Фу-чунем, с другой стороны, велись переговоры ио воп росам советско-китайских отношений и международного положения. Правительство Союза Советских Социалистических Республик и правительство Китайской Народной Республики устанавливают наличие полного единства взглядов как в области развивающегося всестороннего сотрудничества между обоими государ ствами, так и по вопросам международного положения. За истекшие пять лет после исторической победы китайского народа и образова ния Китайской Народной Республики между Советским Союзом и Китайской Народ ной Республикой сложились отношения, основанные на тесном сотрудничестве в пол ном соответствии с Договором о дружбе, союзе и взаимной помошп от 14 февраля 1950 года. В основе этого договора лежит искреннее стремление китайского и совет ского народов оказывать друг другу взаимную помощь, содействовать экономическому н культурному прогрессу обеих стран, дальнейшему укреплению и расширению братской дружбы между ними и тем самым содействовать упрочению мира и безо пасности на Дальнем Востоке и во всем мире в соответствии с целями и принципа ми Объединенных Наций. Опыт показал великую жизненную силу установившегося сотрудничества меж ду Советским Союзом и Китайской Народной Республикой, являющегося надежным оплотом мира и безопасности на Дальнем Востоке и важным фактором в деле под держания всеобщего мира. Правительство Советского Союза и правительство Китайской Народной Рес публики заявляют, что сложившиеся дружественные отношения между СССР и Ки таем являются основой дальнейшего тесного сотрудничества между обоими государ ствами в соответствии с принципами равноправия, взаимной выгоды, взаимного ува жения государственного суверенитета и территориальной целостности. Оба правительства единодушны в своих стремлениях и впредь принимать уча стие во всех международных действиях, направленных на укрепление мпра, и будут консультироваться друг с другом всякий раз, когда будут возникать вопросы, затра гивающие общие интересы Советского Союза и Китайской Народной Республики, с целью согласования своих действий, направленных на обеспечение безопасности обоих государств, поддержание мира на Дальнем Востоке и во всем мире. Женевское совещание, которое привело к прекращению военных действий в Индо-Китае и открыло возможность для урегулирования положения в Ппдо-Кптае в соответствии с законными национальными интересами народов этого района, показа ло важное значение для дела мира участия в рассмотрении назревших международ ных проблем всех великих держав, на которых Устар ООП возлагает главную ответ ственность за поддержание международного мира. Оно показало также полную бес- После окончания второй мировой войны Япония, как это было предусмотрено Потсдамским соглашением, должна была получить полную национальную независи мость, создать свои демократические институты, развивать свою самостоятельную мирную экономику н национальную культуру. Однако Соединенные Штаты Америки, как главная оккупирующая держава в Японии, на котирую была возложена основная ответственность за выполнение Пот сдамских решений, грубо нарушили эти решения и, попирая интересы японского на рода, навязали Японии Сан-Францисский «мирный договор» и другие соглашения, противоречащие указанным соглашениям держав. По истечении 9-ти лет после окончания воины'Япония не получила независимо сти и продолжает оставаться на положении полуоккуппрованной страны. Ее террито рия покрыта многочисленными американскими военными базами, созданными в це лях. не имеющих ничего общего с задачей поддержания мпра и обеспечения мирного и независимого развития Японии Промышленность и финансы Японии поставлены в зависимость от американских военных заказов, Япония связана в области своей внеш ней торговли, что губительно сказывается на ее экономике и главным образом на мирных отраслях промышленности. Все это не может не наносить оскорбления национальным чувствам японского народа, создает атмосферу неуверенности у японцев, сковывает многообразные способ ности японского народа. Нынешнее положение Японии создает у народов стран Азии и Дальнего Востока Порт-Артур и о переходе этой базы в полное Учитывая изменение международной обстановки на Дальнем Востоке в связи с прекращением войны в Корее и восстановлением мвра в Индо-Китае, а также при нимая во впнмание укрепление обороноспособности Китайской Народпой Республики, правительство Советского Союза и правительство Китайской Народной Республики, в соответствии с установившимися и все более укрепляющимися отношениями друж бы и сотрудничества между обоими государствами, юговорилпсь о том. что советские воинские части выводятся из совместно используемой военно-морской базы Порт- Артур и сооружения в этом районе безвозмездно передаются правительству Китайской Народной Республики. В переговорах также приняли участие председатель КНР Мао Цзэ-дун, заме ститель председателя КНР Чжу Дэ, секретарь ЦК КПК и председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Лю Шао-ци. Переговоры проходили в обстановке искренней дружбы и взаимного понимания. Ниже публикуются совместные декларации правительств Советского Союза и Китайской Народной Республики по вопросам советско-китайских отношений и меж дународного положения и по вопросу об отношениях с Японией, совместное коммю нике по вопросу о военно-морской базе Порт-Артур, по вопросу о существующих смешанных советско-китайских акционерных обществах, о соглашении относительно научно-технического сотрудничества, о строительстве железной дороги Ланьчжоу — Урумчи — Алма-Ата. Кроме того, были подписаны Соглашение о предоставлении правительством СССР правительству КНР долгосрочного кредита в сумме 520 миллионов рублей и Протокол об оказании правительством СССР помощи правительству КНР в строи тельстве дополнительно 15 промышленных предприятий и увеличении объема по ставок оборудования для 141 предприятия, предусмотренного в ранее подписанном соглашении, общей стоимостью дополнительных поставок оборудования из СССР свы ше 400 миллионов рублей. почвенность политики руководящих кругов США, препятствующих Китайской Народ ной Республике занять свое законное место в ООН. Такая политика, как и прямые акты агрессии, совершенные Соединенными Шта тами в отношении Китайской Народной Республики, и особенно продолжающаяся оккупация Соединенными Штатами части территории КНР острова Тайвань, а так же военная и финансовая поддержка враждебной китайскому народу клики Чан Кай- шп — несовместимы с задачами поддержания мира на Дальнем Востоке и уменьше ния международной напряженности. Оба правительства считают ненормальным такое положение, когда Корея продол жает оставаться разделенной па две чкети, вопреки естественным стремлениям ко рейского народа к национальному воссоединению в едппое, миролюбивое, демократи ческое корейское государство. Признавая, что одной из важных задач, решение ко торой имело бы большое значение для укрепления мпра на Дальнем Востоке, являет ся объединение Кореи, они считают необходимым созыв в ближайшем будущем кон ференции по корейскому вопросу с широким участием заинтересованных государств. Советский Союз и Китайская Народная Республика решительно осуждают созда ние агрессивного военного блока в Юго-Боеточной Азии, так как в основе этого бло ка лежат империалистические цели его инициаторов, направленные прежде всего против безопасности и национальной независимости стран Азии, равно как и против интересов мира в районе Азии и Тихого океана. Они считают необходимым заявить, что Советский Союз и Китайская Народная Республика своп отношения со страпами Азии и Тихого океана, как и с другими государствами и впредь будут строить на основе строгого соблюдения принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненапа дения, взаимного невмешательства во внутренние дела, равенства и взаимной выго ды, мирного сосуществования, что открывает широкие возможности для развития плодотворного международного сотрудничества. Оба правительства глубоко убеждены в том, что такая политика отвечает ко ренным интересам всех народов, в том числе пародов Азии, безопасность и благопо лучие которых могут быть обеспечены только на основе совместных усилий госу дарств в деле защиты мпра. Советское правительство п правительство Китайской Народной Республики со своей стороны приложат все усилия для того, чтобы содействовать урегулированию неразрешенных международных проблем, в том числе проблем, касающихся Азии. законные опасения, что она может быть использована в агрессивных планах, чуждых как интересам японского народа, так и задаче поддержания мира на Дальнем Востоке. Народы Советского Союза и Китайской Народной Республики выражают глубо кое сочувствие Я понии и японскому народу, оказавшемуся в тяжелом положении в результате указанных «договора» и соглашений, продиктованных иностранными ин тересами. Онп верят, что японский народ найдет в себе достаточно сил, чтобы стать на путь освобождения от иностранной зависимости и возрождения своей родины, на путь установления нормальных отношений широкого экопомпческого сотрудничества и культурных связей с другими государствами, и в первую очередь со своими соседями. Правительства Советского Союза и Китайской Народной Республики в своей по литике в отношении Японии исходят из принципа мирного сосуществования госу дарств независимо от их общественного строя, будучи уверены в том, что это отвеча ет жизненным интересам всех пародов.Онп стоят за развитие широких торговых от ношений с Японией па взаимно выгодных условиях, за установление с ней тесных культурных связей. Они выражают также готовность предпринять шаги с цолью нормализации сво их отношений с Японией и заявляют, что Япония встретит полную поддержку в сво ем стремлении к установлению политических и экономических отношений с СССР и с КНР, равпо как встретят полную поддержку всякие шаги с се стороны, направлен ные на обеспечение условий для ее мирного и независимого развития. распоряжение Китайской Народной Республики Проведение мероприятий, связанных с выводом советских воппских частей и пе редачей сооружений в районе военно-морской базы Порт-Артур правительству Китай ской Народной Республики, обе стороны договорились возложить на Советско-Китай скую объединенную военную комиссию в Порт-Артуре, образованную в соответствии с соглашением от 14 февраля 1950 года. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР в районе во енно-морской базы Порт-Артур будут завершены к 31 мая 1955 года. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ о передаче Китайской Народной Республике советской доли участия в смешанных обществах В 1950 и 1951 гг. по соглашению между Советским правительством и Китай ским правительством были созданы на паритетных началах четыре смешанных совет ско-китайских общества: Общество по добыче цветных и редких металлов в Синьцзянской провинции Китайской Народной Республики, Общество по добыче и переработке нефти в Синьцзянской провинции Китайской Народной Республики, Общество по строительству и ремонту судов в г. Дальнем и Общество для организации п эксплуатации гражданских воздушных линий. Это было время, когда перед молодой Китайской Народной Республикой стояли задачи восстановления народного хозяйства. Образование советско-китайских обществ дало возможность наладить в короткие сроки работу предприятий, вошедших в состав этих ^обществ, существенно расширить их производственную мощность и поднять общий технический уровень, используя передовой советский опыт хозяйственного строительства. Тем самым смешанные общества сыграли свою положительную роль и внесли определенный вклад в дело восстановления и развития китайской экономики. Ныне, когда Китайская Народная Республика, восстановив свое хозяйство, * успешно выполняет первый пятилетний план, китайские хозяйственные организации накопили необходимый опыт и могут сами управлять деятельностью предприятий, входящих в смешанные общества, правительства Советского Союза и Китайской На родной Республики пришли к соглашению о том, что советская доля участия в ' смешанных советско-китайских обществах будет полностью передана Китайской На родной Республике с 1 января 1955 года. Стоимость этой доли будет возмещена в течение ряда лет поставками в Советский Союз товаров, являющихся предметом обычпого экспорта из Китайской Народной Республики. Таким образом предприятия, входящие в настоящее время в смешанные советско- китайские общества, станут полностью государственными предприятиями Китайской Народной Республики. Оба правительства единодушно считают, что это их решение соответствует установившимся между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой отно шениям дружбы и будет способствовать дальнейшему укреплению экономического сотрудничества на основе равенства, взаимной помощи и уважения интересов друг друга. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ о подписании соглашения о научно-техническом сотрудничестве В Москве и в Пекине состоялись переговоры между правительством Союза Совет ских Социалистических Республик и правительством Китайской Народной Республики о советско-китайском научно-техническом сотрудничестве. Переговоры, происходив шие в атмосфере дружбы и сердечности, закончились подписанием 12 октября в Пекине Соглашения о научно-техническом сотрудничестве между Союзом ССР и Ки тайской Народной Республикой. По уполномочию правительства Союза ССР соглаше ние подписано Заместителем Председателя Совета- Министров СССР тов. А. Н. Микояном, по уполномочию правительства Китайской Наводной Республики — Заме стителем Премьера Государственного совета Китайской Народной Республики тов. Ли Фу-чунем. В соответствии с соглашением правительство Союза Советских Социалистических Республик и правительство Китайской Народной Республики договорились об осу ществлении научно-технического сотрудничества между обеими странами путем об мена опытом во всех отраслях народного хозяйства. Обе стороны будут передавать друг другу техническую документацию, обменивать ся соответствующей информацией, а также командировать специалистов для оказания технической помощи и ознакомления с достижениями обеих стран в научно-техни ческой области. Передача технической документации будет производиться сторонами безвозмездно с оплатой лишь фактических расходов, связанных с изготовлением копий документов. Для разработки мероприятий по осуществлению сотрудничества и представления обоим правительствам соответствующих рекомендаций образована Советско-Китайская комиссия, в состав которой назначено по семи членов от СССР и от КНР. Сессии Комиссии будут созываться не менее двух раз в год поочередно в Москве и Пекине. Соглашение подписано сроком на пять лет. Если нн одна пз сторон не заявит за год до истечения указанного срока о своем желании прекратить действие соглашения, то оно останется в силе на последующие пять лет. Заключение советско-китайского соглашения о научно-техническом сотрудни честве является новым важным вкладом в дело дальнейшего укрепления сотрудни чества между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народ ной Республикой в интересах обеих стран, равно как и в интересах укрепления мира. СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЕ КОММЮНИКЕ о строительстве железной дороги Ланчжоу—Урумчи-Алма-Ата и организации прямого сообщения В целях укрепления взаимных экономических и культурных связей правитель ство Союза Советских Социалистических Республик п правительство Китайской На родной Республики согласились о том, что обе Стороны в ближайшее время начнут строительство железной дороги от Ланьчжоу через Урумчи — на кптзйской террито рии до Алма-Ата — на советской территории Строительство этой железной дороги на территории Кптая берет на себя Китайское правительство, строительство на терри тории Советского Союза берет на себя Советское правительство. Прп строительстве указанной железной дороги на территории Китая Советское правительство окажет всестороннюю техническую помещь Китайскому правительству. Строительство участ ка этой железной дороги от Ланьчжоу до Юймыня на территории Кптая уже начато в 1953 году. СОВМЕСТНОЕ КОММЮНИКЕ правительств Союза Советских Социалистических Республик, Китайской Народной Республики *и Монгольской Народной Республики о строительстве железной дороги от Цзинина до Улан-Батора и организации прямого сообщения Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Китайской Народ ней Республики и Монгольской Народной Республики, в целях укрепления экономи ческих и культурных связей между ними, заключили 15 сентября 1952 года Согла шение о строительстве железной дороги -оі Пзпнина — на территории Китайской На родной Республики до Улан-Батора — на территории Монгольской Народной Респуб лики Указанная железная дорога будет соединена с железной дорогой, идущей от Улан-Батора до советской территории. Строительство железной дороги от Цзпнзна че рез Эрлянь до границы Кптая берет на ссбя правительство Китайской Народной Рес публики, строительство железной дороги от Улан-Батора, через Дзамып-Удэ до гра ницы Монгольской Народной Республики берут па себя правительство Союза Совет ских Соцпалпстическпх Республик п правительство Монгольской Народной Респуб лики Три договаривающиеся правительства согласились полностью закончить строи тельство и соединение указанной железной дороги и организовать прямое сообщение в 1955 году. С О В М Е С Т Н А Я Д Е К Л А Р А Ц И Я правительства Союза Советсних Социалистических Республик и правительства Китайской Народной Республики С О В М Е С Т Н А Я Д Е К Л А Р А Ц И Я правительства Союза Советских Социалистических Республик и правительства Китайской Народной Республики об отношениях с Японией С О В Е Т С К О - К И Т А Й С К О Е КОММЮНИКЕ о выводе советских воинских частей из совместно используемой китайской военно-морской базы I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz