Полярная правда. 1954, октябрь.

я П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 241 (7963) 10 октября 1954 г. ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ Уроки первых занятий Начало учебы в системе партийного про­ свещения — большое событие в жизни партийных организации. Вот почему к за­ нятиям в политшколах, кружках, семина­ рах, лекториях и других формах учебы всегда ведется большая подготовка. Дол­ жен был об этом заранее побеспокоиться и партийный комитет Мурманского торгового порта. Но, как показали первые занятия, подготовка эта тут велась неудовлетвори­ тельно. 5 октября в торговом порту должны бы­ ли проходить занятия кружка по изуче­ нию политэкономии, должен был начать работу лекторий по истории СССР, а часть коммунистов — приступить к повышению своего обпіеобразовательного уровня. Но только лишь кружок по изучению полит­ экономии, руководимый пропагандистом тов. Лихачевым, организованно начал свою работу. Занятие здесь началось с политической информации. Предупрежденная зараиее пропагандистом, диспетчер по оперативно­ му планированию первого участка порта тов. Широпина тщательно подготовилась к этой информации. Она рассказала слуша­ телям об успехах китайского народа, до­ стигнутых за пять лет существования Ки­ тайской Народной Республики, о большом событии в его жизни — принятии Консти­ туции, в которой записаны эти успехи, а также четко изложены цели и конкретные мероприятия по построению социалистиче­ ского общества. Вторая часть занятия кружка была пос­ вящена рассказу пропагандиста о нацио­ нальном доходе н его распределении. Занятие, конечно, могло пройти значи­ тельно лучше, если бы все слушатели кружка были обеспечены учебниками по политэкономии. Лекторий по истории СССР должен был начать работу в клубе моряков. К назна­ ченному времени сюда пришел преподава­ тель восьмой средней школы тов. Шкря- бин, чтобы прочесть лекцию о Киевской Руси. Принес он с собою и паглядные по­ собия. Но лекцию не удалось прочитать, ибо слушателей оказалось всего лишь 5 человек. А часть коммунистов нз партийной ор­ ганизации первого участка порта в это вре­ мя была занята поисками места занятия лектория, так как секретарь партбюро тов. Мосунов не сообщил им, где должна была читаться лекция. Не было должной организованности нна первом занятии тех коммунистов, которые решили в этом году повышать свой обще­ образовательный уровень. В третьей семн- летней школе, куда часть из них пришла вечером, произошел такой разговор: — Ну, что же, товарищи, пора начи­ нать, — преподаватель общеобразователь­ ной школы учительница начальных клас­ сов Тамара Николаевна Салмина посмотре­ ла на часы и окинула взглядом собрав­ шихся. В просторном классе школы сидели в разных углах за партами 8 человек. — Где же остальные? — Не знаем, — ответили присутствую­ щие, — у нас и раньше больше этого не собиралось. Сколько коммунистов должно занимать- . ся в группах — об этом не знал и при­ сутствовавший здесь член парткома тов. Багров. — Делать нечего, — решила тов. Сал­ мина, — начнем занятия с теми, кто явил­ ся. Сегодня проведем контрольные работы по русскому языку и арифметике. | | = Н О В Ы Е = | | *—книги—J Учебник политической экономии Так началось первое запятие. Но препо­ давательницы школы тт. Салмина и Щети­ нина еще не знают, по какой программе онп должны проводить занятия, сколько часов отведено на изучение программного материала в объеме начальной школы. Тре­ вожатся они и о том, что в парткоме ие побеспокоились, чтобы слушатели были обеспечены учебниками. Общеобразовательная школа в торговом порту работает уже второй год. Однако партийный комитет не сумел наладить чет­ кую работу ее. В прошлом учебном году из 32 слушателей занятия посещало меньше половины этого состава. Причиной низкой посещаемости было то, что большинство слушателей — механиза­ торы, работающие в разные смены. — В прошлом учебном году, — говорит крановщик второго участка тов. Перов,— я посетил всего 4 занятия. Остальное вре­ мя находился на работе. А с марта школа прекратила свое существование. Прн комплектовании сети партийного просвещения на новый небный год парт­ ком торгового порта (секретарь тов. Коб- ляков) должен был при зачислении слуша­ телей в школу соблюдать принцип добро­ вольности в выборе Формы учебы, пе до­ пустить прошлогодних ошибок. Между тем секретарь парткома тов. Кобляков возло­ жил эту большую и ответственную работу полностью на заведующую библиотекой парткома порта тов. Фокину. Многие слу­ шатели были лишь по спискам зачислены в тот или иной кружок без предваритель­ ной беседы с ними. Грузчик первого участка член КПСС тов. ГаЙсен в прошлом году был зачислен в об­ щеобразовательную школу. — Нынче, — говорит он, — мне сказа­ ли, что я должен учиться опять здесь же. Заниматься же вечерами у меня не будет возможности и в этом году. Эта форма учебы мне не подходит. О том, что многое не продумано при комплектовании общеобразовательной шко­ лы, было обнаружено еще на организа­ ционном запятии 1 октября. Пришло тогда всего лишь 7 человек. О плохой посещае­ мости школы было известно и секретарю парткома тов. Коблякову. Но мер за эти дни он никаких не принял. Из-за неявки большинства слушателей произошел в порту срыв первого занятия п в комсомольском кружке по изучению истории партии. Почему первые дни учебы в торговом порту прошли не везде организованно? Объяснить это можно лишь безответствен­ ным отношением парткома, его секретаря тов. Коблякова к этому очень важному уча­ стку партийной работы. Тов. Кобляков в этот день не посетил занятия ни кружка, ни лектория, предварительно не побеседо­ вал с секретарями партийных организаций участков. — Некогда этим заниматься, — объяс­ няет он. — У меня большое хозяйство. Странную позицию невмешательства за­ нял секретарь парткома. Забыв о функ­ циях библиотеки партийного комитета, он возложил на нее почти всю работу по ор­ ганизации политической учебы коммуни­ стов. Крупные недостатки выявились в первые дни учебы в системе партийного и комсо­ мольского просвещения в торговом порту. Партийному комитету следует принять ре­ шительные меры по нх устранению. 3 . КОТОВА. А . НИЖНИК. Вышел в свет учебник политической экономии*). В нем дается популярное из­ ложение основных проблем составной ча­ сти марксистско-ленинской теории — пролетарской политической экономии, по­ казывается ее огромное значение для рево­ люционной деятельности рабочего класса. Учебник политической экономии содер­ жит: Введение, разделы — «Докапитали­ стические способы производства», «Капи­ талистический способ производства» (до­ монополистический и монополистический капитализм — империализм), «Социали­ стический способ производства», Заклю­ чение. Каждая глава учебника завершает­ ся краткими выводами. Введение посвящено выяснению предме­ та и метода политической экономии, рас­ крытию коренного отличия пролетарской политической экономии, как подлинно научной, от буржуазной и мелкобуржуаз­ ной. Во Введении характеризуется роль ве­ ликих вождей и теоретиков рабочего клас­ са К. Маркса и Ф. Энгельса как создателей пролетарской политической экономии. В классическом труде «Капитал» К. Маркс вскрыл законы возникновения, развития и гибели капитализма, дал обоснование неизбежности Учитывая пожелания читателей, помещаем статью, в которой кратко рассказывается о содержании учебника политической экономии, подготов­ ленного Институтом экономики Академии Наук СССР. Доклад о работе редакции на Нагорновском б о н д а р н о м з а в о д е На Нагорновском бондарном заводе про­ ведено собрание, на котором заслушан до­ клад о работе редакции газеты «Полярная правда». На собрании присутствовало 90 человек. После доклада участники собрания вы­ сказали критические замечания в адрес газеты «Полярная правда» и внесли пред­ ложения. направленные на улучшение ее деятельности. Обращая внимание на то, что газета «Полярная правда» должна чаще поме­ щать статьи по вопросам культуры и бы­ та, указывать конкретных виновников, которые не проявляют должной заботы о советском человеке, на собрании говори­ лось. что. в поселке Нагорный плохо забо­ тятся о бытовых нуждах трудящихся. В магазинах часто не бывает нужных продо­ вольственных и промышленных товаров, в то время как эти товары лежат па базе торгующих организаций. Газета «Полярная правда» мало помеща­ ла статей о работе бондарного завода, а не­ достатков здесь очень много. Так, из-за отсутствия сырья бывают большие простои бригад, смен, снижается выработка. Участники собрания просили, чтобы «Полярная правда» больше печатала ста­ тей и корреспонденций о передовом опы­ те и новаторах производства, о повой тех­ нике, научных достижениях. Высказаны были также предложения, чтобы па стра­ ницах газеты чаще печатались очерки, рассказы, фельетоны. После собрания демонстрировался доку­ ментальный кинофильм «Народные та­ ланты». ской революции и установления диктату­ ры пролетариата. Маркс и Энгельс в об­ щих чертах разработали учение о переход­ ном периоде от капитализма к социализму и о двух фазах коммунистического об­ щества. В учебнике подчеркивается, что ге­ ниальный продолжатель дела Маркса — Энгельса В. И. Ленин творчески развил и обогатил экономическое учение марксизма: Он обобщил новый опыт исгорического развития и создал марксистское учение об империализме, дал исходные положения основного экономического закона совре­ менного капитализма, разработал основы учения об общем кризисе капитализма. Создал новую теорию социалистической революции, научно разработал основные проблемы строительства социализма и коммунизма. Опираясь на труды Маркса, Энгельса и Ленина, создавших подлинную научную по­ литическую экономию, ‘великий соратник и ученик Ленина — И. В. Сталии выдви­ нул и развил ряд новых положений поли­ тической экономии. Марксистско-ленинская экономическая теория получает свое дальнейшее развитие в решениях Коммунистической партии Со­ ветского Союза и братских коммунисти­ ческих партий, в работах руководителей этих партий. / . В первом разделе учебника освещаются экономические отношения докапиталисти­ ческих способов производства: первобыт­ но-общинного, рабовладельческого, фео­ дального. Одновременно излагаются обще­ ственные представления первобытной эпо­ хи, экономические воззрения периода ра- бовладельчества и феодализма. Учебник дает представление о состоя­ нии производительных сил и характере производственных отношений в каждую нз этих экономических эпох. В нем прослежи­ ваются действия закона обязательного со­ ответствия производственных отношений характеру производительных сил на раз­ личных этапах развития докапиталистиче­ ских формаций. ' Характеристику социально-экономиче­ ских формаций авторы учебника начинают с первобытно-общинного строя, которым открывается история человеческого обще­ ства. В этот период орудия производства были примитивными, люди могли добывать средства к жизни только группами, соб­ ственность на средства производства но­ сила коллективный характер, а продукты распределялись по принципу уравнитель­ ности в рамках небольших общин. Учебник подводит читателя к пониманию закономерностей смены общественно-эко­ номических формаций. По мере своего раз­ вития производительные силы вступили в противоречие с существовавшими в усло­ виях первобытно-общинного строя произ­ водственными отношениями. Стала неиз­ бежной смена первобытно-общинного строя другой, более высокой формацией. Законо­ мерным шагом вперед в развитии челове­ ческого общества явился рабовладельче­ ский строй, который вызвал дальнейший рост производительных сил. Основой про­ изводственных отношений рабовладельче­ ского строя была полная собственность ра­ бовладельцев на средства производства и рабов. Начиная с рабовладельческого способа шениями феодального общества явился эко­ номической основой буржуазных револю­ ций, которые покончили с феодализмом, ут­ вердили господство капиталистических производственных отношений, открывших на известное время простор для развития производительных сил. Данный в учебнике анализ экономиче­ ских отношений докапиталистических фор­ маций освещает объективные .причины ги­ бели одних способов производства, исчер­ павших себя, неизбежность победы других, более прогрессивных. Изучение закономерностей развития до­ капиталистических формаций имеет не только познавательное, но и практическое значение. В экономике многих народов, по­ рабощенных империалистами, еще до сих пор в значительных размерах сохранились феодальные, а кое-где и первобытно-общин­ ные отношения. Знание и учет объектив­ ных экономических законов докаиитали- экономическоё I стичсских Ф°Рмашій позволяют более пра- соцпалистиче- вильно понимать особенности освободи­ тельного движения в этих странах. 2. Второй раздел учебника политической экономии посвящен рассмотрению экономи­ ческих отношений капиталистического спо­ соба производства. В разделе дается крат­ кий обзор экономических учений эпохи ка­ питализма. Авторы излагают марксистское учение об экономическом строе капитализма, по­ казывают, что основу его производствен­ ных отношений составляет частнокапита­ листическая собственность на средства производства. Капитализму присуще нали­ чие класса наемных рабочих, лишенных средств производства. В этом разделе рассказывается, что К. Маркс создал теорию прибавочной стои­ мости и тем самым открыл основной эконо­ мический закон капитализма, разоблачил тайну капиталистической эксплуатации. Глава «Накопление капитала и обнища­ ние пролетариата» раскрывает противоре­ чия капиталистического накопления. Здесь приводятся фактические материалы, харак­ теризующие безудерлшый рост богатства в руках буржуазии и непрерывный процесс относительного и абсолютного обнищания рабочего класса. Читатель найдет в книге характеристи­ ку того, как в ходе капиталистического воспроизводства обостряется основное противоречие капитализма — противоре­ чие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Это наиболее ярко про­ является в периодических экономических кризисах, в усилении классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Большое внимание уделяется в этом раз­ деле изложению открытой К. Марксом исто­ рической тенденции развития капиталисти­ ческою способа производства. Развивая производительные силы и обобществляя производство, капитализм тем самым, с од­ ной стороны, создает материальные пред­ посылки социализма, а с другой — порож­ дает своего могильщика в лице пролета­ риата, который организует и возглавляет революционную борьбу всех трудящихся за освобождение от ига капитала. На конкретном материале в учебнике прослеживается процесс перерастания до­ монополистического капитализма в импе­ риализм. Авторы раскрывают роль Ленина в теоретическом обобщении экономических процессов эпохи империализма. В главах, посвященных империализму, показано, как в результате действия ос­ новного экономического закона современ­ ного капитализма резко обостряются все главные противоречия империализма: про­ тиворечие между трудом и капиталом; про­ ного капитализма, указывает порабощен­ ным пародам пути освобождения от импе­ риалистического ига. 3 . В третьем разделе учебника рассматри­ ваются экономические отношения социа­ листического способа производства. Несколько глав учебника посвящено пе­ реходному периоду от капитализма к со­ циализму. В них излагаются основные пу­ ти преобразования экономики па социали­ стических началах. - • Опираясь па положения Маркса и Эн­ гельса, Ленин создал целостное учение о переходном периоде от капитализма к со­ циализму, о диктатуре пролетариата, во­ оружив рабочий класс, всех трудящихся научным знанием путей построения социа­ лизма. Читатель книги знакомится с тем, как Коммунистическая партия, опираясь на объективные экономические законы, ук­ репляла союз рабочего класса и крестьян­ ства, организовала строительство социализ­ ма Выполняя ленинские предначертания, Коммунистическая партия Советского Союза успешно осуществила индустриали­ зацию-страны и коллективизацию сельско­ го хозяйства, добилась ликвидаций капи­ талистических элементов Наша страна превратилась в мощпую социалистическую державу с высокоразвитой промышленно­ стью и коллективным сельским хозяйст­ вом. В учебнике дается характеристика со­ циалистической системы народного хозяй­ ства и ее экономических законов, социали­ стической собственности на средства про­ изводства в двух се формах (государствен­ ной, общенародной и кооперативно-кол­ хозной) как основы производственных от­ ношений социализма. Экономические за­ коны социализма, возникшие с появлени­ ем социалистического уклада, по мере его развития получали все больший простор для своего действия и с победой социализ­ ма стали безраздельно господствующими. Глава «Основной экономический закон социализма» раскрывает сущность этого закона, сформулнровангіго П. В. Сталиным на основе исходных положений, данных в трудах Маркса, Энгельса, Ленина. Учиты­ вая требования основного экономического закопа социализма, партия и правительст­ во проводят политику неуклонного повы­ шения блаюсостоянпя советского парода, ускоренного развития всех отраслей обще­ ственного производства с преимуществен­ ным ростом производства средств произ­ водства. В специальной главе читатель найдет ответ на вопрос о сущности закона плано­ мерного (пропорционального) развития на- родпого хозяйства, о его регулирующей ро­ ли в развитии социалистической экономи­ ки, познакомится с тем, как этот закон используется государственными органами прн плаповом руководстве народным хозяй­ ством. Партия и правительство в соответствии с требованиями закона планомерного разви­ тия народного хозяйства постоянно совер­ шенствуют методы социалистического пла­ нирования Вместе с последовательным про­ ведением централизации планирования по основным и решающим показателям одно­ временно развивается инициатива местных органов, промышленных предприятий и колхозов в плановом руководстве производ­ ством, обеспечивается дифференцированный подход в планировании применительно к каждому экономическому району, сельско­ хозяйственной зоне, к каждому предприя­ тию, колхозу. Руководствуясь основным экономиче­ ским законом социализма и законом плано­ мерного развития народного хозяйства, тнворечие между империалистическими і Коммунистическая партия и Советское пра- •ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ» «ШЕФЫ , ЗАБЫ ВШ ИЕ О СВОЕМ ДОЛГЕ» Так называлась заметка, помещенная в «Полярной правде» 21 сентября. В ней говорилось о том, что шефы Мурманской МТС — коллектив строительного управле­ ния Мурманского морского бассейна (на­ чальник тов. Каплиев) — ослабили свою помощь МТС. Секретарь партбюро строительного уп­ равления тов. Гришаев сообщил редакции, что заметка обсуждена на заседании парт­ бюро, на котором присутствовали предста­ вители МТС. Партийное бюро вместе с ру­ ководителями МТС разработало план прак­ тических мероприятий на 4-Й квартал, на­ правленных на улучшение шефской ра­ боты. «О ТОРГОВЛЕ КНИГАМИ» Под таким заголовком была опубликова­ на корреспонденция в «Полярной правде» 17 сентября. В ней говорилось о беспоряд­ ках в книжных магазинах города Мурман­ ска. Директор Мурманского облкпиготорга тов. Лукашин сообщил редакции, что за­ метка обсуждалась на совещании заведую­ щих книжными магазинами. Им предложе­ но немедленно навести порядок в помеще­ ниях магазинов, привести в порядок карто­ теки наличия литературы, попысить культуру обслуживания покупателей. Для укрепления руководства Мурманским магазином Л: 3 по улице имени Максима Горького заведующей туда направлена тов. Алюкина, имеющая специальное обра­ зование. «С ЭТИМ МИРИТЬСЯ НЕЛЬЗЯ» Так называлась корреспонденция, опуб­ ликованная в «Полярной правде» 1S сен­ тября* В ней говорилось о нарушениях трудовой дисциплины по причине пьянок, устраиваемых работниками строительства Шонгуйского кирпичного завода. Секретарь Кольского райкома КПСС тов. Глазачев сообщил редакции, что факты пьянства и нарушения трудовой дисципли­ ны имели место на стройке завода, за что инженер Гулин и прораб Яковлев уволены с работы, а старшему прорабу Пикусу объявлен выговор с предупреждением. Партийная организация принимает меры для укрепления трудовой дисциплины. В сентябре уже не было ни одного наруше­ ния дисциплины. На строительстве проведены партийное и производственные собрания с повесткой дня «О здоровом быте». державами, борющимися за мировое гос­ подство; противоречие между метрополия­ ми и колониями. Здесь авторы дают изложение открытого Лепипым закона неравномерности экономи­ ческого и политического развития капита­ листических стран в эпоху империализма, ленинской теории о возможности победы социализма в одной стране. По мере развития империализма накап­ ливались предпосылки общего кризиса ка­ питализма. Этот кризис занимает целый исторический период, содержанием которо­ го является крушение капитализма и побе­ да социализма во всемирном масшта- производства история человечества всту- бе. Общий кризис капитализма начал- вительство в настоящее время на базо дальнейшего роста тяжелой промышленно­ сти осуществляют программу крутого подъема сельскохозяйственного производ­ ства и выпуска предметов народного по­ требления. Принимаются меры по ликвида­ ции отставания отдельных отраслей, уст- структуры управленческого аппарата, со­ кращение раздутых штатов, снижение из­ держек обращения и т. д. В книге рассматриваются такие эконо­ мические категории, как торговля, являю­ щаяся основной формой распределения продуктов при социализме, деньги, финан­ сы и кредит, хозрасчет, рентабельность, себестоимость и цены, связанные с дейст­ вием закона стоимости в социалистической экономике Коммунистическая партия и Советское правительство в соответствии с положе­ ниями политической экономии о роли то­ варного производства, закона стоимости, денег, хозрасчета в социалистической эко­ номике всемерно укрепляют эти экономи­ ческие формы в интересах 6 неуклонного подъема благосостояния трудящихся, наи­ более бережливого ведения хозяйства, ус­ корения роста производства. Партия н правительство придают большое значение овладению хозяйственниками механизмом действия закона стоимости. Отдельная глава учебника посвящена характеристике социалистической системы сельского хозяйства. В ней дается анализ общественного хозяйства колхозов, тру­ додня, излагаются сущность и формы диф­ ференциальной ренты в колхозах. Комму­ нистическая партия и Советское прави­ тельство в настоящее время форсируют развитие всех отраслей сельскохозяйст­ венного производства с тем, чтобы резко поднять обеспеченность населения нашей страны продовольствием и вместе с тем повысить уровень благосостояния колхоз­ ного крестьянства. Важнейшими задачами являются более полное и рациональное ис­ пользование земли, освоение больших мас­ сивов плодородных целинных и залежных земель, повышение урожайности сельско­ хозяйственных культур и продуктивности животноводства, усиление роли МТС в подъеме колхозного производства и веет мерное развитие совхозного производства, дальнейшее организационно-хозяйствен- пое укрепление колхозов. Учебник знакомит читателя с основными проблемами теории социалистического вос­ производства и национального дохода, по­ казывает значение накопления и его пра­ вильного распределения для роста эконо­ мического могущества страны и повышения благосостояния народа. Изложение экономических проблем со­ циализма завершается главой «Постепен­ ный переход от социализма к -коммунизму», в которой освещается марксистско-ленин­ ское учение о двух фазах коммунистиче­ ского общества, рассматриваются законо­ мерности перехода от социализма к комму­ низму, важнейшие вопросы коммунистиче­ ского строительства в СССР. В учебнике показано, что великий Ленип, развивая и обогащая марксистское учение о коммуниз­ м е , разработал основные положения о пу­ тях построения коммунистического обще­ ства. В заключительных главах учебника из­ лагаются основные проблемы строительства социализма в страрах народной демокра­ тии, закономерности и особенности их раз­ вития. В одиой из глав характеризуется экономический строй европейских страна народной демократии, освещаются пути со­ циалистического развития этих стран. Спе­ циальная глава посвящена анализу эконо­ мического строя Китайской Народной Рес­ публики, особенностей социалистического строительства в Китае. ' Страны, отпавшие от мировой системы капитализма и образовавшие вместе с Со­ ветским Союзом социалистический ла­ герь, экономически сомкнулись и наладили тесное сотрудничество между собой. Создан совершенно новый, социалистический тип международных отношений, основанный на началах полного равенства и взаимной вы­ годы, уважения государственного сувере­ нитета больших и малых народов, братской взаимопомощи, планомерности и организо­ ванности всех экономических связей. Отношения между странами социалисти­ ческого лагеря базируются па экономиче­ ских законах социализма, являются вопло­ щением принципов пролетарского интерна­ ционализма. Выход в свет учебника политической экономии будет содействовать более актив­ ному и творческому обсуждению важных экономических проблем. В предисловии ав- раняются ошибки и недостатки в планп- Т°РЫ тт™ 470 намерены продолжить ‘ , ШІІІ -работу по дальнейшему улучшению тек- пила в период борьбы классов — эксплуа­ таторов и эксплуатируемых. Вследствие раскола общества на классы возникло го­ сударство как аппарат подавления эксплуатируемого болышшетв?; общества эксплуатирующим меньшинством. В дальнейшем производственные отно­ шения рабовладельческого строя перестали соответствовать растущим производитель­ ным силам, что предопределило неизбеж­ ность гибели этого строя. Авторы учебника рассказываюу, как на смену рабовладельческому способу произ­ водства пришел и утвердился феодальный строй, который открывал новый простор для развития производительных сил обще­ ства. Основой производственных отноше­ ний феодального общества являлась собст­ венность феодала на землю и неполная соб­ ственность на работника производства — крепогтпого крестьянина. С течением вре­ мени производственные отношения фео­ дального общества постепенно превраги- лись в тормоз развития производительных сил. Этот конфликт между производитель­ ными силами и производственными отно- *) Политическая экономия. Учебник, стр. 640, Госполитиздат, 1954. Учебник написан коллективом экономистов в со­ ставе Островитянова К. В., Шепилова Д. Т., Леонтьева Л. А., Лаптева И. Д.. Курьмннова И. И., Гатовского Л. М., Юдина П. Ф., Пашкова А. И., Пе^есле- гнна В. И. В подборе и обработке стати­ стических материалов принял участие Старовскнй В. Н. ся в период первой мировой войны и осо­ бенно усилился в результате отпадения Со­ ветского Союза от капиталистической си­ стемы. В результате второй мировой войны и от­ падения от системы капитализма народно- демократических стран в Европе и Азии начался второй этап общего кризиса. На этом этапе единый мировой всеохватываю­ щий капиталистический рынок раскололся, образовались два параллельных рынка, ввиду чего сфера приложения сил глав­ ных капиталистических стран к мировым ресурсам сузилась; начался распад коло­ ниальной системы империализма. Крайне усилилась неравномерность развития капи­ талистических стран, все большую роль в хозяйственной жизни стала приобретать милитаризация экономики. В политическом отношении загнивание капитализма нахо­ дит свое выражение в усилении реакции, в фашизации государственного строя. Укрепление лагеря мира, демократии и социализма, ослабление империалистиче­ ского лагеря, росг освободительной борьбы трудящихся во главе с пролетариатом в метрополиях и колониях — все это пока­ зывает. что современная эпоха является эпохой крушения капитализма, эпохой победы коммунизма. Изучение экономических законов капи ­ тализма, и особенно его последней стадии — империалистической позволяет пра­ вильно понимать тенденции историческо­ го развития, расстановку классовых сил и борьбу ме&ду ними на современном этапе, помогает разоблачать буржуазных аполо­ гетов, иытаішцихся скрыть яззы совремеи- рованіш. Ознакомившись с главой «Общественный труд при социализме», читатель получает представление об особенностях труда при социализме. Как известно, социалистиче­ ский строй в корне изменяет характер тру­ да. Дисциплина труда становится созна­ тельной. Однако при социализме труд еще не стал первой жизненной потребностью че­ ловека. Это будет достигнуто ліппь на выс­ шей стадии коммунизма. Перед социали­ стическим обществом стоит задача стро­ жайшего контроля над мерой труда и ме­ рой потребления, решительного преодоле­ ния всяких проявлений мелкобуржуазной уравниловки Эта задача осуществляется с помощью использования экономического закона распределения по труду, усиления личной материальной заинтересованности работников в повышении производительно­ сти труда и росте общественного производ­ ства. В настоящее время партия и прави­ тельство последовательно используют прин­ цип материальной заинтересованности в целях иодъема^сельского хозяйства. Авторы учебника уделяют большое вни­ мание вопросам производительности труда, как решающему условию победы комму­ низма, показывают, что неуклонный рост производительности труда является объек­ тивным экономическим законом социали­ стического общества. В учебнике говорится о различии между трудом работников, занятых в материаль­ ном производстве, и трудом работников, занятых в непроизводственной сфере, рас­ крывается важность для социалистическо­ го общества правильного распределения трудовых ресурсов между материальным производством, где создаются все мате­ риальные блага, и непроизводственной сфе­ рой. В настоящее время, когда решаются задачи крутого подъема уровня народного потребления, особенно важно повышение доли труда, занятого в сфере материально­ го производства, всемерное упрощение ста учебника. Несомпенно, что пожелания и предложения читателей, опыт изучения политической экономии по учебнику в ву­ зах, материалы, накоплеппые па экономи­ ческих и других кафедрах, помогут авто­ рам книги в этой их работе. ♦ * * Иден марксистской политической эконо­ мии имеют первостепенное значение для рабочего класса и его авангарда — комму­ нистических партий в их борьбе против капитализма, за торжество коммунизма. Знание экономических законов позволяет правильно понимать общественные процес­ сы, научно предвидеть ход экономического развития и использовать экономические за­ коны в интересах борьбы за коммунизм. Политическая экономия показывает ра­ бочему классу капиталистических стран неизбежность гибели капитализма, пути завоевания свободы. Она учит компартии, трудящихся стран народной демократии то­ му, как полностью ликвидировать эксплуа­ тацию человека человеком и построить со­ циалистическое общество. Коммунистиче­ ская партия Советского Союза, руководст­ вуясь марксистско-ленинской теорией, зна­ нием объективных экономических законов, вырабатывает п проводит в жизнь научно обоснованную и практически проверенную политику, организует трудящихся на стро­ ительство коммунизма. Учебник политической экономии повысит интерес у коммунистов и беспартийных к овладению экопомичеікнми знаниями, бу­ дет способствовать повышению уровня эко­ номического образования кадров. Партийные, советские, хозяйственные кадры, работники промышленности и сель­ ского хозяйства наша народная интелли­ генция настойчиво овладевают экономиче­ ской наукой для успешного решения задач коммунистического строительства. («Правда» 8 октября 1954 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz