Полярная правда. 1954, ноябрь.
4 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ль 283 (8005) 30 ноября 1954 г. еівротеіиі! 29 поября в М оскве открылось Совеща ние европейских стран по обеспечению ми ра и безопасности в Европе. В Совещании принимают участие деле гации Союза Советских Социалистических Республик, Польской Народной Республи ки, Чехословацкой Республики, Герман ской Демократической Республики, Венгер ской Народной Республики, Румынской Народной Республики, Народной Респуб лики Болгарии и Народной Республики Ал бании. В Совещании принимает участие также в качестве наблюдателя представи тель Китайской Народной Республики. Делегацию Союза Советских Социали стических Республик возглавляет Первый Заместитель Председателя Совета Минист ров Союза ССР и Министр Иностранных Дел^ СССР В. М. Молотов. В состав Совет ской делегации входят также: Первый За меститель Министра Иностранных Дел СССР А. А. Громыко Председатель Совета Министров РСФСР А. М. Пузанов, Предсе датель Совета Министров Украинской ССР Н. Т. Кальченко, Председатель Совета Ми нистров Белорусской ССР К. Т. Мазуров, Председатель Совета Министров Латвий ской ССР В. Т. Лацис, Председатель Сове та Министров Эстонской ССР А. А. Мюри- сеп, Председатель Совета Министров Ли товской СОР М. А. Гедвнлас, Заместитель Министра Иностранных Дел СССР В. А. Зорин. Делегацию Польской Народной Респуб лики возглавляет Председатель Совета Ми нистров Польской Народной Республики Юзеф Цнранкевнч. В состав делегации входят — заместитель министра иностран ных дел Мариан Нашковскнй и Чрезвычай ный и Полномочный Посол Польской На родной Республики в СССР Вацлав Левн- ковскпй. Чехословацкая Республика представлена делегацией, которую возглавляет Премьер- Министр Чехословацкой Республики Вильям Широкий. В составе делегации: министр иностранных дел Вацлав Давид, министр строительства Эманунл Шлехта, министр здравоохранения Иозеф Плойгар, Чрезвычайный и Полномочный Посол Че хословакии в СССР Яромир Вошаглпк. Делегацию Германской Демократической Республики возглавляет Премьер-Министр ГДР Отто Гротеволь. В состав делегации входят: заместитель Премьер-Министра Вальтер Ульбрихт, заместитель Премьер- Министра и министр иностранных дел д-р Лотар Больц, заместители Премьер-Мини стра Отто Пушке и д-р Ганс Лох, генераль ный секретарь Демократической крестьян ской партии Германии Бертольд Розе, а также Чрезвычайный и Полномочный Посол Германской Демократической Рес публики в СССР Рудольф Аппельт. Делегацию Венгерской Народной Респуб лики возглавляет Первый Заместитель Председателя Совета Министров Венгер ской Народной Республики Андраш Хеге- дюш. Члены делегации: министр иностран ных дел Венгрии Янош Болдоцки и заме ститель министра иностранных дел Эндре Шнк. В состав делегации входит также Чрезвычайный и Полномочный Посол ВНР в Советском Союзе Ференц Мюнних. В состав делегации Румынской Народ ной Республики входят: Первый Замести тель Председателя Совета Министров Ру мынской Народной Республики Кігау Стойка (глава делегации), министр иностранных дел Румынии Спмион Бугич, первый заме ститель министра иностранных дел Грнгоре Преотяса, а также Чрезвычайный и Пол номочный Посол Румынской Народной Республики в СССР Ион Раб. В состав делегации Народной Респуб лики Болгарии входят: Заместитель Пред седателя Совета Министров Народной Рес публики Болгарии Антон Югов (глава де легации), Заместитель Председателя Совета Министров Болгарии Георгин Трайков, ми нистр иностранных дел Минчо Нейчев, а также Чрезвычайный н Полномочный Посол Народной Республики Болгарии в СССР Карло Луканов. Народная Республика Албании представ лена Заместителем Председателя Совета Мнпнстров Народной Республики Албании Манушем Муфтиу (глава делегации), ми нистром иностранных дел Бехаром Штюлла и Чрезвычайным и Полномочным Послом Народной Республики Албании в СССР Ми- халем Прнфти. Представителем Китайской Народной Республики на Совещании является заме ститель министра иностранных дел КНР и Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в СССР Чжан Вэнь-тянь. Первое заседание открыл глава делега ции СССР В. М. Молотов. От имени Прави тельства Советского Союза он приветство вал делегации тех стран, которые приняли предложение Советского правительства, согласованное с правительствами Поль ской Народной Республики и Чехословац кой Республики, о созыве в Москве или Париже 29 ноября Общеевропейского Со вещания для рассмотоения вопроса о соз дании системы коллективной безопасности в Европе. Выразив сожален^ по поводу того, что не все государства, которым были направ лены приглашения, сочли возможным при нять участие в рассмотрении этого важно го вопроса, волнующего народы Европы, В. М. Молотов заявил, что при нынешнем положении миролюбивые страны не могут ограничиться теми мерами, которые они принимали до сих noD для обеспечения ми ра и своей безопасности, и что в связи с этим, по мнению Советской делегации. Со вещание европейских государств по обе спечению мира и безопасности в Европе должно состояться в составе тех госу дарств, которые приняли указанное при глашение. В. М. Молотов просил участников Сове щания высказать об этом ^вое мнение. Глава делегации Польской Народной Рес публики 10. Циранкевич поддержал пред ложение о проведении Совещания в соста ве прибывших на него государств. Он вы разил надежду, что Совещание разрешит стоящие перед ним задачи. От имени Чехословацкой делегации В. Широкий заявил что созыв Совещания безопасности европейских стран по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Ев ропе является в высшей степени необхо димым ввиду оказываемого западными державами давления с целью ускорить ра тификацию парижских соглашений. Поэто му Чехословацкая делегация считает совер шенно обоснованным предложение Совет ской делегации о необходимости проведе ния настоящего Совещания с участием присутствующих делегаций. Представители делегаций Германской Демократической Республики, Венгерской Народной Республики, Народной Республи ки Болгарии, Народной Республики Алба нии, Румынской Народной Республики и Китайской Народной «Республики также поддержали предложение Советской деле гации. Затем с заявлением, выслушанным участниками Совещания с большим вни манием, выступил глава делегации Совет ского Союза В. М. Молотов. Оп указал, что предложение принять участие в Общеевропейском Совещании по вопросу о создании системы коллективной безопасности в Европе, направленное пра вительством Советского Союза, по согласо ванию с правительствами Польской Народ ной Республики и Чехословацкой Респуб лики, европейским государствам, а также правительству США, продиктовано сло жившейся в настоящее время обстановкой в Европе, вызывающей законную тревогу у всех миролюбивых народов. — Развитие событий в Европе, — ска зал В. М. Молотов, — идет по опасному для дела мира пути, так как некоторые за падные государства и, прежде всего, Сое диненные Штаты Америки, а также Анг лия и Франция, взяли определенный курс — на ремилитаризацию Западной Германии и на вовлечение ее в свои военные группи ровки, противопоставленные другим евро пейским государствам. Таков основной смысл подготовленных в Лондоне и подпи санных 23 октября в Париже соглашений. Теперь эти соглашения представлены на ратификацию, чтобы затем перейти к их осуществлению. Отметив, что опасность этнх планов для дела мира в Европе совершенно очевидна, Молотов сказал, что для того, чтобы избе жать этой опасности и действительно со действовать решению германского вопроса и обеспечению мира и безопасности в Ев ропе, Советский Союз предлагает отка заться от этих планов и придти к согла шению на основе следующих основных положений: Во-первых. Ни в каком случае не допу скать возрождения германского милитариз ма, развязавшего первую и вторую миро вые войны, и взяться, наконец, за настой чивое и терпеливое разрешение герман ского вопроса на основе достижения дого воренности, прежде всего, между четырьмя державами, несущими особую ответствен ность за это дело, а тем самым и за обес печение мира и безопасности в Европе... Во-вторых. Создать систему коллектив ной безопасности в Европе с участием всех заинтересованных в сохранении и укреплении мира европейских государств, независимо от их государственного и обще ственного устройства, для чего со всем вниманием рассмотреть как имеющийся со ветский проект «Общеевропейского догово ра о коллективной безопасности в Европе», так и* предложения других стран, которые поступят по этому вопросу. • Как отметил далее В. М. Молотов эти предложения Советского Союза имеют одну общую цель — обеспечить поддержание и укрепление мира в Европе. В основе же парижских соглашений заложены другие цели. Парижские соглашения исходят из противопоставления одних европейских го сударств другим европейским государствам, нз разжигания противоречий между ними и дальнейшей гонки вооружений, что мо жет диктоваться только планами подготов ки новой агрессии, новой войны. В. М. Молотов указал, что Советский Союз стремится к соглашению с Францией, Англией и США по вопросу о Германии и, в первую голову, по вопросу о восстанов лении единства.германского государства. И такое соглашение может быть достигнуто, если все четыре державы будут действо вать в направлении сближения Восточной и Западной Германии и будут стремиться, чтобы объединенная Германия была дей ствительно. миролюбивым' демократическим государством. Указав, что ныне идет усиленная подго товка к ратификации парижских соглаше ний, Молотов заявил, что ратификация и осуществление парижских соглашений внесут серьезные осложнения во всю меж дународную обстановку. На протяжении этого года Советское Правительство трижды предлагало правительствам США, Англии и Франции обсудить совместно злободневный и весьма назревший вопрос о коллектив ной безопасности в Европе, но ни разу эти предложения не получили поддержки со стороны указанных правительств. Эти правительства не только уклоняются от рассмотрения представленного Советским Союзом проекта Общеевропейского догово ра о коллективной безопасности в Европе, но и не вносят никаких своих предложе ний по этому вопросу. В. М. Молотов отметил, что это не слу чайно. Как известно, нынешние планы правительств США, Англин и Франціпі выражены в парижских соглашениях, ко торые имеют целью не обеспечение кол лективной безопасности и мира в Европе, а создание таких военных группировок, с включением в них ремилнтарнзо:;аі аой Западной Германии, которые ведут к уси лению опасности войны в Европе и к но вому усилению напряженности е между народных отношениях. Парижские соглашения,— сказал В. М. Молотов, — является дальнейшим и особо опасным этапом в подготовке новой вой ны в Европе. Он заявил, что мпролюби вые государства Европы должны, чтобы прочно обеспечить свою безопасность сплотить свои силы и значительно их уК' репнть на случай ратификации и осущест вления парижских соглашении. Для этого необходимо должным образом подготовить проведение таких мероприятий по усиле нию обороноспособности, которые соответ ствовали бы нынешнему положению. Это требует со стороны государств—участников настоящего Совещания проведение сов местных мероприятий в области организа ции вооруженных сил и их командования, а также других мероприятий, чтобы на дежно оградить мирный труд наших наро дов, гарантировать неприкосновенность их границ и обеспечить защиту от возможной агрессин. В. М. Молотов выразил также убежде ние, что настоящее Совещание европей ских стран несомненно явится важным этапом на пути создания системы коллек тивной европейской безопасности,— си стемы. которая, будучи поддержана наро дами Европы н всего мира, имеет пер востепенное значение для предотвращения новой мировой войны. В заключение В. М. Молотов высказал уверенность _ в том, что ‘ Совеща ние европейских стран по обеспечению мира и безопасности в Европе с честью справится с поставленными перед ним за дачами. Затем выступил с заявлением глава де легации Польской Народной Республики Ю. Цнранкевнч. Он заявил, что делегация Польской Народной Республики прибыла на совещание европейских стран, чтобы обсудить меры по обеспечению мира и бе зопасности в Европе вместе с другими странами, также кровно заинтересованны ми в этом, в связи с новой обстановкой, сложившейся в результате сговора прави тельств западных держав, стремящихся всеми средствами к восстановлению агрес сивного неогитлеровского вермахта. Польское правительство,— сказал Ци- ранкевич,— придает большое значение совещанию европейских государств и го тово внести свой вклад в принятие таких согласованных положений, направленных ііа координацию наших усилий, которые являются необходимыми, чтобы в новой обстановке обеспечить общую безопасность миролюбивых государств, а тем самым бе зопасность Польши и ее границ, безопас ность польского народа. Ю. Циранкевич показал, что германский милитаризм не впервые угрожает неисчис лимыми бедствиями народам Европы. Он заявил, что путь к миру и дружбе с ми ролюбивой, свободной от милитаризма Гер манией указал Советский Союз во время Берлинского совещания и в ряде ди пломатических нот, направленных в тече ние последних месяцев западным держа вам. Существует, продолжал К). Циранкевич, ясно начертанный путь к объединению Германии. Но есть также путь, ведущий в обратном направлении: через ратифика цию парижских соглашений. Этот путь ве дет к неслыханно опасным последствиям. Во-первых, он означает сохранение раздела Германии. Сохранение же раскола Герма нии приведет к обострению международ ного положения в Европе, а следователь но, к увеличению опасности войны. Во- вторых, ратификация парижских соглаше ний означает создание новой военной группировки одних стран, направленной против других европейских стран, в том числе против Польши. Циранкевич под черкнул, что, пока не проведена ратифи кация^ соглашений о ремилитаризации За падной Германии, все пути для мирного урегулирования германской проблемы пу тем договоренности между державами с уча стием Германии открыты и могут приве сти к объединению Германии на демокра тической мирной основе. С момента рати фикации соглашений о ремилитаризации Западной Германии эти пути будут блоки рованы. Ю. Циранкевич отметил, что теория о неизбежности вооружения Германии яв ляется фальшивой, ибо после второй ми ровой войны возникли условия, делающие возможным искоренение германского мили таризма и обезвреживание его. раз и на всегда. Он указал, что против' политики войны, военных прибылей и гонки, воору жений выступает лагерь мира, главной .си лой которого является Советский Союз. Народы Европы, продолжал глава деле гации Польши, .горячо желают обеспечения прочного мира и безопасности на нашем континенте. Единственным правильным- путем для достижения этой цели является всеобщая система коллективной безопас ности, которая сближает народы, устраняем напряженность в международных отноше ниях, ведет к разоружению. Вот платфор ма, выдвигаемая Советским Союзом н дру гими странами лагеря мира. Ошибаются однако те, сказал он, кто готов рассматри вать протянутую нашими странами руку как проявление слабости или склонность к отказу от наших суверенных прав. Ю. Циранкевич заявил, что если, не смотря на весь исторический опыт народов и вопреки общественному мнению евро пейских стран, западные политики все же проведут ратификацию парижских согла шений, то возникнет новая обстановка, требующая новых способов и средств для обеспечения безопасности миролюбивых стран. Он указал, что новая обстановка не сомненно потребует увеличения оборонных сил миролюбивых стран. Эффективность принятых нами мер, зая вил Цнранкевнч, будет тем большей, когда государства, проводящие политику мира и международной безопасности, объединят свои усилия, чтобы предотвратить новую опасность, когда будет обеспечена коорди нация этих усилий, когда определятся организационные формы объединения на ших оборонных мероприятий. В заключение Ю. Циранкевич от имени делегации Польши выразил уверенность в том, что настоящее совещание определит согласованное направление совместных усилий участвующих в нем государств для защиты народов этих государств от агрес сии. После заявления 10. Цнранкевпча засе дание закрылось. (ТАСС). ПРОИСКИ ПРОТИВНИКОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЕВРОПЕ Ряд событий истекшей недели со всей очевидностью показал, что правящие кру ги Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции осуществляют меры, направ ленные, с одной стороны, на ускорение ратификации лондонских и парижских со глашений о вооружении Западной Герма нии, а с другой — на усиление военных прпготовлеппй и, следовательно, на обост рение напряженности в международных отношениях. Недавние выступления президента Эй зенхауэра и премьера Черчилля подтвер дили, что правящие Fpyni США и Англии продолжают придерживаться политики <:с позиции силы» и считают необходимым ускорение возрождения германского мили таризма на основе лондонских и париж ских соглашений. Что же касается пере говоров о создании системы коллективной безопасности, то Эйзенхауэр и Черчилль высказали свое отрицательное отношение к ним, заявив, что подобные переговоры -могли бы состояться лишь после ратифи кации лондонских и парижских соглаше ний. Такую же позицию, судя по коммюнике о переговорах между Эйзенхауэром и фран цузским премьером Мендес-Франсом, занял п глава правительства Франции. В ком мюнике выражается надежда на «скорую патификацпю парижских соглашений». Вопреки интересам Франции Мендес- Франс, по выражению газеты «Либерась- он», фактически капитулировал перед американскими требованиями вооружения Западной Германии. Стремления правящих кругов США, Англии и Франции как можно быстрее за кончить с Формальными предпосылками возрождения в Западной Германии военной машины гитлеровского типа сопроволідают- ся практическими мероприятиями по усиле нию военных приготовлений в Западной Европе. Этой задаче посвящено было, в ча стности, состоявшееся в Вашингтоне сове щание военных руководителей Северо-ат лантического блока. Сессия продолжалась лишь один день, и участники ее решили вновь собраться через месяц в Париже. В результате сессии было опубликовано со общение, свидетельствующее о том, что командование вооруженных сил Северо атлантического блока основной своей за дачей в настоящее время считает воору жение Западной Германии па основе «но вейших достижении в области техники и вооружения» Такую направленность дея тельности заправил западной военной группировки подтвердил главнокомандую щий ее вооруженными силами американ ский генерал Грюнтер. Выступая на со вещании с участием английских высоко поставленных военных. Грюнтер подчерк нул «необходимость» создания западногер манских вооруженных сил, оснащенных современным оружием. Уместно в связи с этим напомнить, что, хотя лондонские и парижские соглашения еще не ратифици рованы, западная военщина и боннские ре ваншисты уже подготовляют оснащение Западной Германии новейшими видами оружия. По сообщению газеты «Зюддейче цеитунг», бывшие гитлеровские авиакон структоры^ фон Зборовский, Гертель н Фокке работают над созданием специаль ных военных самолетов для возрождаемо го вермахта. Стало также известно, что в Западной Германии начаты работы по подготовке к строительству первого атом ного котла, на; что. как писала западно- германская «Вестдейче .зльгемейне цей- тунг», запланированы расходы в 20 мил лионов марок. Осуществляемые на Западе планы воз рождения германского милитаризма и то ропливость ряда представителей правящих кругов. США, Англии и Франции в навязы вании западным странам лондонских и па рижских соглашений подчеркивают свое временность н актуальность советских предложений о создании системы обще европейской коллективной безопасности и созыве совещания для обсуждения это го вопроса. Эти предложения одобряют все миролюбивые народы, ибо факты современ ности и уроки истории еще и еще раз пре дупреждают, что возрождение германско го милитаризма угоожает новой войной. Чтобы предотвратить эту опасность, нуж но прежде всего не допустить осуществле ния лондонских и парижских соглашений. Правящие круги на Западе игнорируют это насущное требование. Чтобы оправдать свою позицию, они вновь повторяют, что переговоры по германскому вопросу якобы можно вести после ратификации лондон ских и парижских решений. Между тем со вершенно очевидно, что переговоры об объединении Германии после ратификации лондонских и парижских решений не име ли бы смысла, поскольку вооружение За падной Германии и вовлечение ее в за падные военные группировки преградит путь к объединению Германии. В этих условиях задачи создания си стемы коллективной безопасности в Евро пе приобретают особую остроту. Органи зация такой системы — единственный путь, отвечающий жизненным требовани ям народов, желающих мира. НАРОДЫ ТРЕБУЮ Т УПРОЧЕНИЯ М ИРА Закончившаяся в Стокгольме сессия Все мирного Совета Мира проходила в обста новке, свидетельствующей о росте влия ния всемирного движения сторонников ми ра. Благодаря пх деятельности человече ству удалось предотвратить применение атомного оружия в войне в Корее, добить ся прекращения в ней военных действий и восстановления мира в Индо-Китае, не допустить создания пресловутого «евро пейского оборонительного сообщества». Вместе с тем Стокгольмская сесспя проис ходила в условиях, характеризующихся усилением деятельности тех реакционных сил, которые стремятся вновь обострить напряженность в международных отноше ниях и создать положение, чреватое опас ностью новых войн. Особенности современной международ ной обстановки наложили, естественно, свой отпечаток на работу сессии. В цент ре ее внимания были вопросы,, связанные с изысканием мер, которые способствова ли бы дальнейшему усилению движения сторонников мира и предотвращению опас ности новых военных конфликтов. Обсудив положение в Европе после под писания западными державами лондонских и парияѵскнх соглашений, участники Сток гольмской сессии пришли к выводу, что задача миролюбивых народов состоит в том, чтобы не допустить перевооружения Германии и своими совместными действия ми открыть путь к безопасности в Европе и к миру во всем мире. Обращение к на родам мира, принятое сессией, призывает народы оказать сопротивление ратифика ции лондонских и парижских соглашений, потребовать немедленных международных переговоров европейских стран, независи мо от их строя, для обеспечения их безо пасности и общего процветания. Сессия разобрала положение в Азии и осудила американскую политику разделе ния континента на враждебные военные группировки. Всемирный Совет Мира при звал народы упрочить мир в Азии, устано вить в ней коллективную безопасность и осуществить принципы мирного сосущест вования государств различных социаль ных систем. На Стокгольмской сессии бы ла осуждена также политика американ ских монополий в отношении стран Латин ской Америки. Сессия указала на необхо димость совместных действий латиноаме риканских народов в защиту мира и своих жизненных интересов. Стокгольмская сес сия потребовала, чтобы правительства всех стран мира приняли обязательство никог да н ни под какіш предлогом не приме нять оружие массового уничтожения. Все эти, а также ряд других решений Всемирного Совета Мира, принятых на сессии в Стокгольме, проникнуты заботой о создании вс всех уголках земли обста новки мирных отношений и сотрудничест ва между странами Силами, необходимы ми для решения этой задачи, как подчерк нула сессия, народы располагают, доказа тельством чего могут служить успехи, уже достигнутые всемирным движением сто ронников мира. Решения Стокгольмской сессии Всемир ного Совета Мира выражают кровные ин тересы народов и, несомненно, будут спо собствовать новым достижениям в борьбе за мирную жизнь, против происков врагов безопасности народов. КОНФЕРЕНЦИЯ В РИО -ДЕ-ЖАНЕЙРО В столице Бразилии Рио-де-Жаненро происходит* межамериканская экономиче ская конференция, на которую съехались министры экономики и финансов стран Латинской Америки и США. Созванная по настоянию латиноамериканских госу дарств конференция, по мысли ее инициа торов, призвана разрешить проблемы, свя занные с крайне тяжелым экономическим положением стран- этого района земного шара. Многолетнее хозяйничанье монополий США в странах Латинской Америки при вело их к прогрессирующему экономиче скому разорению. Бразильская газета «Воз операрна», на основе данных амери канского журнала «Латин Америка тудей», подсчитала, что монополии США за 8,5 послевоенных лет (по январь 1954 г.) вы качали из латиноамериканских стран прибылей на сумму почти в 6 миллиардов (5,8 млрд.) долларов. Примечательно, что американские капиталовложения в страны Латинской Америки, по официальным дан ным, составляли в конце 1953 года гоже 6 миллиардов долларов! Американский капитал эксплуатирует основные природные богатства этих стран и подчинил своему контролю их внешнюю торговлю. По данным официальной стати стики, в Мексике, Кубе, Колумбии, Эк вадоре, Гватемале и Панаме монополии США контролируют от 70 до 80 процентов всей внешней торговли этих государств. Превратив их в поставщиков дешевого сырья и в рынки сбыта американских промышленных изделий, монополии США всячески тормозят развитие промышленно сти в латиноамериканских странах. Они, как правило, до сих пор не имеют собст венной индустрии и целиком зависят от американских поставок. Такая, например, страна, как Чили, ввозит из США 75 про центов всего необходимого ей промышлен ного оборудования и материалов, ежегод но переплачивая на этом в среднем до 200 миллионов долларов. В то же время она, по данным чилийского экономиста Мнлас Коррео, недополучает за свои товары (прежде всего медь), закупаемые амери канскими монополиями, не менее 120 мил лионов долларов в год. Грабя страны Латинской Америки, США решительно пресекают малейшие проявле ния стремлений их к самостоятельности. У кого не свежа в памяти, например, недав няя расправа американский монополий с маленькой Гватемалой, пытавшейся прово дить независимую политику! II не случай но государственный секретарь Даллес не давно заявил, чтг если где-нибудь в Ла тинской Америке повторится «такая же ситуация, какая была в Гватемале», то США будут действовать «столь же реши тельно». Распоряжаясь в латиноамериканских го сударствах, как в своих колониях, и бес церемонно вмешиваясь в их внутренние дела, США пытаются оправдать все это" декларациями об охране западного полу шария от «коммунистической угрозы». Этим сказкам, однако, в Латинской Амери ке перестают верить. Как указывалось на Стокгольмской сессии Всемирного Совета Мира, тяжелое экономическое положение латиноамериканских стран подсказывает их народам необходимость освободиться от американского закабаления. Судя по сооб щениям иностранной печати, многие деле гаты конференции в Рко-де-Жанейро пол ны решимости требовать разрешения ко ренных проблем подъема экономики своих стран. В то же время, однако, газеты под черкивают, что США приняли все меры, чтобы использовать конференцию в Рио- де-Жанейрс для еще большего закабаления стран Южной Америки. В Рио-де-Жанейро, пишет бразильская газета «Хустнсспа», Соединенные Штаты хотят добиться «пол ной колонизации наших ' стран, полной экономическо? и политической пх зависи мости от империализма» для того, чтобы получить сырье, пушечное мясо и базы для агрессивной войны. П. ГРИНИН . Прибытие в Тирану Советской правительственной делегации ТИРАНА, 28 ноября. (ТАСС). Сегодня в Тирану для участия в праздновании 10-лс- тня освобождения Албании прибыла прави тельственная делегация Советского Союза в составе Министра государственного кон троля С-ССР В. Г. Жаворонкова (глава деле гации), председателя Президиума Вер ховного Совета Азербайджанской ССР и заместителя председателя Прези диума Верховного Совета СССР М. Ибрагимова, секретаря ВЦСПС П. Н. Коро бовой и заместителя заведующего отделом ЦК КПСС В. П. Тищенко. В норту Дуррес, украшенном государст венными флагами Народной Республики Албании и СССР, правительственную де легацию СССР встречали: первый секретарь Албанской партии труда Энвер Ходжз, председатель Президиума Народного собра ния Албании Хаджи Леши, члены Политбю ро ЦК Албанской партии труда и члены ■правительства, а также посол СССР в Ал бании К. Д. Левычкин, главы дипломати ческих представительств стран народной демократии и другие. Прп встрече был выстроен почетный ка раул и были исполнены государственные гимны Албании и СССР. Возмущение общественного мнения в Англии и Франции выступлением Черчилля в Вудфорде ЛОНДОН, 27 ноября. (ТАСС). Широкие Союзом, в то время как ны, жители Ко- слои английского народа возмущены вы- вентрн, стараемся установить добрые от ступлением Черчилля в Вудфорде. Проф- ношения между нашіши двумя странами союзные, политические и оощественные деятели в своих речах на митингах и соб раниях осуждают политику Черчилля по отношению к Советскому Союзу, проводив шуюся в то время, когда советские войска освобождали Европу от гитлеровской ок купации. «Дейли уоркер» сообщает, что секретарь совета профсоюзов Ливерпуля Саймон Фрэзер, являющийся также секретарем местной организации лейбористской пар тии, осудил политику Черчилля, нашед шую выражение в его речи в Вудфорде. Председатель организации лейбористской партии в Бпрмингаме и член муниципаль ного совета этого города г-жа Хаммонд осудила вероломство Черчилля в отноше нии военных союзников, ибо, подчеркнула она, «если бы не русские, нас бы к тому времени стерли с лица земли». Член муниципального совета города Ко вентри Э. Робертс заявил, что выступле ние Черчилля «вьзовет недоброжелатель ство в отношениях между нами и нашим союзником военного времени — Советским. путем обмена делегациями». Председатель окружного комитета кон федерации профсоюзов рабочих машино строительной и судостроительной промыш ленности города Ковентри Фрэнк Лейн зая вил: «Это заявление, так же как и фултон- ская речь Черчилля, показывает, как на чалась холодная война». Местные организации лейбористской партии и профсоюзы требуют созвать чрезвычайную конференцию лейборист ской партии для пересмотра политики пар тии по германскому вопросу в свете при знаний. сделанных Черчиллем в его вуд- фордской речи. ПАРИЖ. 29 ноября. (ТАСС). Заявление Черчилля о том, что еще в ходе войны про тив гитлеровской Германии он отдал при каз Монтгомери о создании складов немец кого оружия для борьбы против Советско го Союза, вызвало немногочисленные ком ментарии парижской печати, которые, тем не менее, позволяют судить о глубоком беспокойстве французского общественного мнения. Особую растерянность и недоумение признания Черчилля вызвали у тех поли тических обозревателей, которые высту- шают в поддержку вооружения Западной ’Германии. Газету «Фигаро», выступаю щую за создание западногерманских воо руженных сил. особенно беспокоит вопрос о том, «в какой степени заявление Чер чилля затруднит ратификацию парижских соглашений». Газета признает далее, что заявление английского премьера вызвало бурю него дования в Англии. Газета «Комбз» ппшет, что «намеренная откровенность Черчилля вредна для отно шений между Западом и Востоком». Газета «Фванс-суар» указывает, что заявление Черчилля вызвало такие серьез ные наладки на него со стороны всей анг лийской печати, каким он не подвергался на протяжении всей своей карьеры. Газета считает, что признания Черчилля произ вели на английское общественное мнение «действие, подобное электрическому шоку». Редактор А. Т. ВОРОБЬЕВ. Адрес редакции: г. Мурманск, пр Сталина. 45-а. Телефоны редакции: отдел писем — 28-95. отв. секретарь — 25-22, зам. отв секретаря — 28-46. отделы партийной жизип — 32-63. пропаганды — 27-91. промышленности и транспорта — 24-58, культуры и быта — 34-56, информации — 31-22, сельского хозяйства — 30-59, зам. редактора — 36-35 и 34-56, редактор — 25-23, бухгалтерия — 30-59, для районов —■8. .Типография «Полярная правда». Зак. 5800. Тир. 45.000 ПН 05192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz