Полярная правда. 1954, ноябрь.
ч П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' № 2 7 7 (7999) 23 ноября 1934 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИ ЗМ -ЛЕНИНИ ЗМ Борьба двухлагерей вфилософии—материализма иидеализма’ Коммунистическая партия представляет собой добровольный боевой союз едино- мышленников-коммунистов, сплоченных единством взглядов, единством воли, дей ствий и дисциплины. Мировоззрением Ком мунистической партии является диалекти ческий материализм — наука о наиболее общих законах развития природы, обще ства и мышления. Это мировоззрение и служит теоретической основой единомыс лия коммунистов по всем другим — поли тическим, стратегическим, тактическим и организационным вопросам. Диалектический материализм — это высшая ступень в развитии человеческих знаний, итог многовекового развития науч ного, материалистического мировоззрения в борьбе с идеализмом и религией. В об ществе, разделенном на враждебные клас сы, нет и не может быть единого мировоз зрения. Каждый класс, в зависимости от его общественного положения, вырабаты вает свой взгляд па действительность, вы ражая в нем своп классовые интересы, за дачи и идеалы. В классовом обществе вся кая философия имеет партийный, классо вый характер. В знаменитой книге «Материа лизм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин указывал, что вся история философии яв ляется ареной борьбы между двумя пар тиями, двумя основными направлениями в философии. «Новейшая философия, — пи сал Ленин, — так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися пар тиями по сути дела, прикрываемой гелер- терски-шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью, являют ся материализм и идеализм» (Соч., т. 14, стр. 343). Пока, существуют противоположные классы, борьба двух лагерей — материа лизма и идеализма — остается закономер ностью развития философии. В наше время эта борьба выражает коренную противо положность научного, материалистического пролетарского мировоззрения и антинауч ного, пдеалистически-религиозного миро воззрения империалистической буржуазии. Боевой союз коммунистов нетерпим ко вся кой проповеди идеалистического и рели гиозного мракобесия, он ведет борьбу за коммунистическое воспитание масс в духе научного, материалистического миропони мания. Коренная противоположность материалистических и идеалистических взглядов на мир В многовековой истории философия из вестно много различных школ и течений. Создавая различные теории объяснения мира, все они неизбежно сталкивались с вопросом об отношении мышления к бы тию, который Ф. Энгельсом в работе «Люд виг Фейербах и конец классической не мецкой философии» назван главным, ос новным вопросом философии. Вопрос об отношении мышления к бы тию имеет две стороны. Это, во-первых; вопрос о то,ч, что изначально, первично: природа, материальный мир или сознание, ^ух; существует ли окружающий мир веч но пли же он сотворен духом, богом? С другой стороны, это — вопрос о том, спо собен ли человек познавать мир или же окружающая, действительность непозна ваема? Обе стороны основного вопроса фи лософии неразрывно связаны друг с другом и служат исходным пунктом для решения всех других философских вопросов. Все философы делятся на два больших лагеря сообразно тому, как они решают основной вопрос философии. Материалисты доказывают первичное существование ма териальною мира — несотворимой и неу ничтожимой, вечно развивающейся и ме няющей формы своего существования ма терин. Они рассматривают сознание как продукт развития материи и отстаивают безусловную познаваемость мира. Идеали сты, наоборот, объявляют первичным со знание, дух и видят в материальном мире результат творческой активности сознания, продукт божественного творения. В связи с этим идеалисты прямо или косвенно пропагандируют идею непознаваемости мира. Противоположное решение основного во проса философии материализмом и идеа лизмом вытекает из их различных гносео логических (теоретико-познавательных) и классовых корней Гносеологические кор ни той или иной философской теории по казывают, из каких потребностей, свойств и особенностей человеческого познания ро дилась эта теория; классовые корни вы ражают ее служебную роль как идейного оружия определенного общественного класса. Гносеологические корни материализма лежат в активной деятельности людей по овладению силами природы и преобразова нию общественной жизни. В практике че ловек воспринимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавле ний. Накапливая в труде знания о ми ре и опираясь на них, люди постепенно дают стихийно-материалистическому взгля ду на мир научное обоснование. , Являясь обобщением научных знаний о мире, материализм всегда неразрывно свя зан с наукой и обеспечивает ее дальней шее развитие. Он ставит перед наукой во просы, требующие решения, указывает пу ти и методы научного исследования. Не случайно все крупнейшие естествоиспыта тели в своей творческой деятельности опирались на идеи материализма. «Есте ствознание, — говорил П. В. Мичурин, — по своему существу материалистично. Ма териализм и его корни лежат в природе». Из материалистического решения основ ного вопроса философии непосредственно вытекает атеизм, решительное отрицание бога. Религия, прославляющая невежество как «блаженное» состояние, имеет в ма- * ) Сокращенный текст лекции, прочи танной для пропагандистов н лекторов с . Североморска. , терналистической философии непримири мого противника. Разоблачая религиозные суеверия и обеспечивая научное познание мира, материализм учит людей добиваться свободы и счастья здесь, на земле, а не в выдуманном религией «загробном» мире. Благодаря тесной связи с наукой и не примиримости к религии материализм яв ляется ногучиы оружием борьбы за овла дение силами природы, за развитие произ водительных сил общества, за прогрессив ное развитие человечества. Это и опреде ляет классовые корни материализма. Ма териалистическая философия, как прави ло, является мировоззрением передовых, прогрессивных классов и социальных групп, стремящихся к углубленному познанию и революционному преобразованию мира. Ма териализм в его высшей форме — диа лектический материализм — служит идей ным знаменем рабочего класса и всех тру дящихся в их борьбе против капитализма, за коммунизм. Совершенно иными являются гносеоло гические и классовые корни идеализма. Гносеологически идеализм рождается из извращенного, антинаучного истолкования процесса п успехов человеческого позна ния. Это, по словам В. И. Ленина, такая ложь, которая лепится к истине, такой пустоцвет, который растет на живом де реве человеческого познания. Дело в том, что познание — это не единичный акт мертвого отражения дейст вительности, а сложный процесс развития и углубления наших знаний о мире. По знание идет от живого созерцания к абст рактному мышлению и от него — к прак тике, являющейся основой познания и кри терием-истины. На этом пути всегда имеет ся опасность переоценки, абсолютизации одного нз моментов, этапов процесса позна ния; в этой опасности и заложена возмож- ность возникновения идеализма. Философский идеализм,—писал Ленин,— есть одностороннее, преувеличенное разви тие (раздувание, разбухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсо лют, оторванный от материи, о> природы, обожествленный. Существуют две разновидности идеали стической философии: субъективный и объективный идеализм. Субъективный идеа лизм абсолютизирует ощущения и объяв ляет материальный мир независимо от сознания человека несуществующим, пони мает вещи как «комплексы» ощущений., Объективный идеализм превращает в аб солют абстрактные, общие понятия и при знает их первичными, существующими прежде материального мира и рождающи ми этот мир. И в том, и в другом случае действительность извращается, продукты человеческого мозга — ощущения, поня тия, идеи — отрываются от материи, обо жествляются и объявляются творцами ма териального мира. Однако ' гносеологическая возможность идеализма превращается в действитель ность только в определенных социальных условиях. Идеализм существует не вечно, он рожден развитием классового общества. С установлением производственных отно шений господства и подчинения эксплуа таторские классы перестают непосредст венно участвовать в материальном произ водстве, занимаются только умственным трудом, оставляя труд физический в удел угнетенным классам. Для оправдания по рядков эксплуатации и присвоенного ис ключительного права на умственный труд господствующие классы н используют идеалистический взгляд на мир, по кото рому сознание якобы господствует над ми ром. В. И. Ленин назвал идеализм «негодным продуктом негодного общественного строя». Идеализм представляет собой утонченную, наукообразную поповщину; оц всегда за щищает и поддерживает религию. Идеализм глубоко враждебен науке и тормозит ее развитие. Ради защиты рели гии идеализм извращает открытия науки, отрицает объективные законы природы и общества и возможность их использования в интересах прогрессивного развития че ловечества. Он всячески стремится подчи нить науку корыстным интересам эксплуа таторов, превратить ее в орудие наживы и войны. Идеализм, как и религия, всегда служил и служит интересам реакционных,- отжи вающих общественных классов и социаль ных групп, пытающихся оправдать и со хранить в неизменном виде удобные и вы годные им порядки эксплуатации и угне тения. Таковы классовые корни всех школ и разновидностей идеализма. Современная идеалистическая философия является вер ной служанкой буржуазии — врага мира, демократии и прогресса. Материализм и идеализм называются мо нистической философией, так как они ис ходят нз признания только одной субстан ции (первоосновы) мира. Но монизм ма териалистической теории, признающей та кой субстанцией материю, прямо противо положен монизму идеалистической филосо фии, объявляющей единственной субстан цией мира сознание, дух, бога. Таким об разом, ‘материализм и идеализм — это про тивоположные философские теории, не имеющие общих точек соприкосновения. В истории философии известны и дуалистические философские систе мы, пытавшиеся исходить из признания двух равноправных, независимых друг от друга и борющихся между собой субстан ций: идеи н материи. Эти системы имели примиренческий характер, они стремились занять промежуточное положение между материализмом и идеализмом. Такую же цель преследуют в наше время разглаголь ствования многих буржуазных философов о «третьей линии» в философии, якобы преодолевающей «односторонность» мате риализма и идеализма. Но как в политике не может быть ней тральности в борьбе между враждебными классами, так и в философии нельзя обой ти коренную противоположность материа лизма и идеализма. Под флагом дуализма, беспартийности, «третьей линии» в фило софии скрывается либо уступка идеализ му, либо замаскированная проповедь идеа лизма и поповщины. Материалистическая философия реши тельно отвергает и ндеализн, и дуализм. Материализм вырос и окреп в непримири мой борьбе против идеализма и дуализма. Борьба материализма против идеализма в истории домарксовской философии философия, как форма общественного сознания, имеет свою многовековую исто рию. Это — история возникновения, раз вития и совершенствования материализма в его борьбе с религиозно-идеалистическим мировоззрением. Материализм необходимо меняет свою форму в связи с развитием материально го производства, накоплением научных знаний и новыми задачами, выдвигаемыми классовой борьбой. На появление новых форм материализма, выражающих интере сы передовых общественных классов, ста рые, отживающие классы всегда отвечают идеологической реакцией, развивая и рас пространяя ту или иную форму идеализма. Материализм древности, материализм пе редовых буржуазных мыслителей XVII— XIX веков, материалистическая философия русских революционных демократов XIX века — вот три основных формы домарк- совского материализма и, соответственно, три главных этапа борьбы материализма с идеализмом в истории домарксовской философии. Исторически первая форма материализ ма — материализм древности/— начал складываться примерно 3— 4 тысячи лет тому назад, в странах со значительно разви той рабовладельческой культурой — в Ки тае, Индии, Вавилоне. Этот материализм был мировоззрением передовых социальных групп господствовавшего класса рабовла дельцев — рабовладельческой демократии, стремившейся к развитию производства, торговли, науки. Родовая и рабовладельче ская аристократия, связанная с крупным землевладением, отвечала на развитие ма териалистических идей усиленным насаж дением религии и созданием первых систем защищающего религию идеализма. Так, в Китае древние материалисты — Лао Цзы, Мо Ди, Ван Чун и другие — развивали свои наивно-материалистиче ские взгляды о едином материальном пер воначале многообразного мира в борьбе с реакционной идеологией конфуцианства, заимствовавшей из религии понятие о небе как верховном божестве, диктующем свою волю человеку. Наибольшего развития материализм древности достиг в Греции, где, как отме чал В. И. Ленин, боролись «линия Демо крита» и «линия Платона». Линия Демо крита — это линия древнегреческого мате риализма, наиболее полно выраженного во взглядах Гераклита и Демокрита. Гераклит высказал стихийно-диалектический взгляд на мир, утверждая, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно жи вым огнем, закономерно воспламеняющим ся и закономерно угасающим». Демокрит развил гениальную атомистическую гипо тезу строения материи, по которой все в мире состоит из атомов и пустоты. Эта ги потеза была выдающимся научным завое ванием материализма древности. Линия Платона — это линия идеалисти ческой реакции на древнегреческий мате риализм. Против этого материализма вы ступала основанная Пифагором религиозно философская секта, учившая о сотворении мира богом и о существовании бессмерт ной души, переселяющейся из одного тела в другое. Ярым противником материализ ма был Платон, создавший философию объективного идеализма. Вымышленный мир идей, предшествующих вещам и явля ющихся их образующими силами, Платон противопоставил действительному миру, в котором живет человек. Идеалистическое учение Платона впоследствии стало одним из истоков христианской религии. Разоблачая идеалистическую «линию Платона», древнегреческие материалисты отстаивали положения о первичности ма терин и вторичности сознания, о позна ваемости мира. Но в борьбе с религиозно- идеалистическими представлениями мате риализм древности не смог добиться побе ды. Он был ограничен уровнем развития производительных сил и науки и потому развивал наивные взгляды на строение I материального мира, не давал стихийно- диалектическим идеям о всеобщем разви тии долясного Фактического обоснования. При феодальном строе повсеместно гос подствующей идеологией становится рели гия, а философия оказывается принижен ной до роли, как писал Энгельс, смирен ной служанки богословия. Но и в эти тем ные времена ростки материализма нет-нет да и пробиваются сквозь мертвящую тол щу церковной идеологии. Об этом свидетельствуют, например, взгляды китайского философа Фань Чженя (V— VI вв.), решительно выступавшего против буддийского учения о переселении душ, материалистические тенденции в ми ровоззрении Ибн-СиньГ (Авиценны) — знаменитого таджикского философа и уче ного X века и т. д. Ни долголетняя попов ская клевета на материализм, ни костры инквизиции не могли убить научного, ма териалистического мировоззрения. В период ломки феодализма и развития капитализма в Западной Европе буржуазия возродила материализм как идейное знамя антифеодальной борьбы. Революционизи руя общественное производство, молодая, еще прогрессивная буржуазия вела борьбу за освобождение науки от пут идеализма, сковывавших ее развитие. Так сложилась вторая форма домарксовского материализ ма — материализм передовых буржуазных мыслителей XVII—XIX вв. От великих деятелей науки «эпохи воз рождения» — Коперника и Бруно, от ро доначальника английского материализма Фр. Бэкоаа линия развития материали стических взглядов антифеодальной бур жуазии идет к материализму Французских философов XVIII века — Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. и к материализ му Фейербаха. Борьба за материалистическое решение основного вопроса философии, отрицание в связи с этим каких бы то ни было сверх- природных сил и явлений приводили буржуазных мыслителей-матерналистов XVII— XIX вв. к атеизму, к решительной критике религии и церкви. Эта критика выралсала антифеодальную < направлен ность буржуазного материализма, посколь ку религия была главной идеологической опорой феодализма, а церковь — круп нейшим феодальным земельным собствен ником. Вместе с тем эта критика имела ограниченный буржуазный характер, так как не вскрывала и не разоблачала социальных корней религии. Однако материализм не долго был идей ным знанием буржуазии. Как только бур жуазия либо побеждала в борьбе с феода лизмом, либо добивалась сделки с феодаль ной аристократией, она теряла свою прог рессивность, отказывалась от материализ ма, развивала идеалистические взгляды на мир ради идейного оправдания своего гос подства. Со второй половины XIX века буржуа зия окончательно порвала с материализ мом и идеалистическая философия стала в буржусаом обществе безраздельно гос подствующей. Материализм буржуазных философов XVII—XIX вв. не мог успешно противо стоять идеалистической реакции потому, что он обладал рядом существенных недо статков. Во-первых, он был материализмом .механистическим, стремился свести все законы материального мира к законам ме ханики — науки, в то время наиболее развитой. Во-вторых, этот материализм оставался метафизическим, не проводил последовательно и всесторонне точки зре ния развития материального мира. Наобо рот, неизменяемость природы он считал важнейшим доказательством ее вечности и несотворимости. В-третьих, буржуазный материализм не распространял своих поло жений на область общественной жизни. Здесь царило идеалистическое понимание истории либо как результата деятельности отдельных «великих» личностей, либо как проявления «божественной воли». Эти недостатки обуславливали пассив ный, созерцательный характер материа лизма XVII— XIX веков. По словам А. А. Жданова, этот материализм может быть и годился для объяснения мира, но был вов се непригоден для революционного преоб разования природы и общественной жизни. Третьей и высшей формой домарксов ского материализма была материалистиче ская философия русских революционных демократов XIX века — Герцена, Белин ского, Чернышевского, Добролюбова. В их взглядах материализм впервые за всю свою историю стал идейным знаменем ос вободительной борьбы народных масс, борьбы крепостного крестьянства против самодержавия и помещиков. Исходя из материалистических идей Ло моносова и Радищева, как непосредствен ного источника, критически используя пе редовые стороны философии других стран и опираясь на достижения, естественных наук своего времени, русские революцион ные демократы шли по пути преодоления основных недостатков западноевропейско го буржуазного материализма. В решитель ной борьбе с ненецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, в борьбе с реак ционной жандармской идеологией «трех охранительных начал — самодержавия, православия и народности», с ндеалисти- ческн-религнозными идеями славянофи лов, Каткова, Юркевнча и других русских реакционеров революционные демократы успешно развили и укрепили материализм в философии, естествознании и эстетике. Герцен, Белипший, Чернышевский и Добролюбов отстаивали и обосновывали принцип материального единства мира с диалектических позиций, отбрасывая ме ханизм и метафизику французских мате риалистов XVIII века и Фейербаха. В диа лектике они видели «алгебру револю ции» (Герцен) и стремились освободить ее от гегельянских идеалистических извра щений, применить ее к пониманию разви тия природы, общества и мышления. Отвергая идеалистическое учение о не познаваемости мира, революционные демо краты доказывали всесилие человеческо го разума, познающего мир. Они глубже других понимали вопрос о происхождении сознания, указывали на роль труда и язы ка в развитии человеческого мышления, пытались в практике увидеть критерий истинности и чувств, и мыслей человече ских. Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов были воинствующими атеиста ми и систематически доказывали, что вся кая религия, поддерживая суеверия, яв ляется тормозом умственного и обществен ного развития народов, обслуживает инте ресы господствующих классов. По словам В. И. Ленина, русские мате риалисты XIX века вплотную подошли к диалектическому материализму и остано вились перед историческим материализ мом. Они высказывали ряд глубоких мате риалистических идей о явлениях общест венной жизни, но в целом оставались идеалистами и утопическими социалиста ми в понимании развития общества. Приз навая необходимость уничтожения экс- тлуатацин, они ожидали революционной инициативы только от крестьянства. В ус- иовиях отсталой, крепостнической России ени не видели (и ре могли увидеть) все мирно исторической роли пролетариата как могильщика капитализма и творца нового, коммунистического строя. Революционные демократы XIX века бы ли предшественниками российской социал- демократии. Всей своей философской и общественно-политической деятельностью они подготовили благодатную почву для распространения идей материалистической философии Маркса в России. Борьба диалектического материализма против идеалистической философии современной буржуазии Многовековая Зорьба материализма с идеализмом в истории домарксовской фи лософии и постепенное совершенствование материализма в этой борьбе подготовили коренной переворот, настоящую револю цию в философия — возникновение диа лектического и исторического материа лизма. Эта революция была подготовлена всем ходом общественного развития.' Она яви лась выражением новых потребностей раз вития материальной жизни общества, вы текавших нз роста • капиталистического способа производства, обострения его про тиворечий и развертывания классовой борьбы пролетариата. Идеи марксизма бы ли призваны способствовать дальнейшему развитию общественного производства и обеспечить свержение старых, отживаю щих сил, тормозящих это развитие. Создавая диалектический материализм, Маркс и Энгельс обобщили и творчески переработали всю историю развития че ловеческих знаний, все достижения есте ственных и общественных наук своего вре мени, огромный опыт борьбы народных масс против эксплуатации. Это позволило им преодолеть все недостатки предшест вующего материализма, соединить мате риализм с диалектикой, распространить материализм нг познание общества, прев ратить философию в научное выражение коренных интересов рабочего класса и всех трудящихся масс. , Возникновение диалектического и исто рического материализма означало конец старой, буржуазной философии. С первых же дней своего возникновения марксизм выступил как грозьая низвергающая сила не только в смысле разрушения общест венно-политических и экономических устоев капитализма, но и в смысле разоб лачения и сокрушения идеалистической философии буржуазии. Марксистский Философский материа лизм является воинствующим материализ мом, всегда и везде разоблачающим явных и тайных защитников буржуазной идеоло гии, лакеев поповщины и мракобесов всех мастей. Великим примером последователь ной и непримиримой борьбы против идеа лизма, образцом последовательного прове дения материализма служат труды осново положников марксизма. «Маркс и Эн гельс, — писал Ленин, — .от начала идо конца были партийными в философии, уме ли открывать отступления от материализ ма и поблажки идеализму и фидеизму во всех и всяческих «новейших» направле ниях» (Соч., т. 14, стр. 324). После смерти Маркса и Энгельса ни в од ной стране ни одна партия в мире.не под вергала идеалистическую буржуазную фи лософию такой глубокой, всесторонней и уничтожающей критике, как это сделала в России Коммунистическая партия. В. И. Ленин и его соратники вели наступа тельную борьбу против буржуазной идео логии во все? ее проявлениях, против ре лигиозно-идеалистического мировоззрения буржуазии и развивали в этой борьбе диа лектический и исторический материализм Маркса и Энгельса. Эта теоретическая ра бота явилась важнейшим условием вели кой победы, одержанной рабочим классом и революционным крестьянством России в октябре 1917 г. і Великая Октябрьская социалистическая революция была зе только глубочайшим социально-политическим переворотом, нон величайшей революцией в области созна ния, в умах рабочею класса и всех трудя щихся. Она ознечала практический раз рыв миллионных масс с буржуазными идеями, отход масс от религиозно-идеали стического мировоззрения, крах буржуаз ной философии, пытавшейся обосновать вечность и незыблемость капитализма. Этот крах находит свое выражение в полном разрыве современной буржуазной философии с наукой. Философствующие оруженосцы капитализма ныне отстаива ют самый реакционный, субъективный идеализм, возрождают средневековую схо ластику, откровенно и цинично опираются на религию и церковь. Они извращают ус пехи естественных наук, утверждая, что открытые ими заковы природы не имеют объективного значерия. В страхе перед закономерностями общественной жизни, обуславливающими неизбежную гибель ка питализма, они проповедуют отказ от на учного познания мира, пытаются опоро чить человеческий разум и доказать его бессилие. Как всякий клагс, переживающий пе риод заката и идущий к гибели, современ ная буржуазия и ее философы ищут спа сения в идейном и моральном разложении народа. Этой цели и служит многообразная ложь всевозможных «новых» и «новей ших» течений в буржуазной * философии, выступающих под разнообразными вы чурными наименованиями (прагматизм, инструментализм, персонализм, эксистен- циализм, семантическая философия и т. д. и т. п.) и шумно полемизирующих друг с другом. За всеми этими новыми тер минами в философии скрывается религия и идеализм, все они представляют собой «такую же лживую вывеску для прикры тия гнилья, как лживы вывески европей ских буржуазных партий» (Ленин, Соч., т. 14, стр. 201). Наиболее оголтелый реакционный харак тер имеет современная американская фи лософия, в борьбе против освободительного движения народов не брезгующая ничем, вплоть до использования гангстеров, шпио нов и уголовных преступников в качестве философствующих апологетов империализ ма. Никогда еще за всю историю бур жуазного общества не наблюдалось такого (разгула Идеализма и мракобесия, как ны не в США и европейских капиталистиче ских странах. На Востоке реакционнейшую роль игра ют религиозно-идеалистические учения конфуцианства, гандизма и пр. Конфу цианство внушает вассал пассивное ош ь4 шенпе к мнрк такой же проповедью яв ляется и гандизм.ч Враги коммунизма, верные лакеи импе риализма — современные правые «социа листы» так^е опираются на идеализм в своей борьбе с марксизмом, с революцион ным движением масс. В самых разнооб разных Формах они пытаются внушить массам мысль о том. что к социализму следует итти не путем пролетарской рево люции, а путем морального перевоспита ния людей, путем установления «классо вого мира» между рабочими и капитали стами. Всем этим разновидностям современной идеалистической философии, многообразию ее лжи противостоит ясная, как солнце, истина диалектического и исторического материализма. Положения диалектического материализ ма о материальном единстве мира, о пер вичности материи и вторичности сознания, о диалектическом развитии природы, об щества и мышления, о познаваемости мира являются надежной теоретической основой современного естествознания. Об этом сви детельствует блестящий расцвет советской науки, открытия которой' служат велико- му делу построения коммунизма. Об этом говорят успехи наиболее смелых естество испытателей в буржуазном обществе, под давлением неумолимых фактов, порвавших с метафизическими и идеалистическими воззрениями и перешедших на позиции диалектического материализма (Ланже- вен, Жолио-Кюри, Блэкетт, Бернал и др.). В учении исторического материализма о поступательном развитии общества, о борьбе классов как движущей силе разви тия антагонистических обществ, о решаю щей роли народных масс в истории отра жены объективные закономерности обще- ственно-исторического процесса, неизбеж но ведущие к торжеству коммунизма. Исто рический материализм дает научное обос нование сознательной революционной дея тельности рабочего класса — самого пос ледовательного борца за общественный прогресс. Диалектический и исторический • мате риализм служит боевым идейным оружием для коммунистов всех' стран мира. Вели кая победа советского народа над фашиз мом, блестящие успехи лагеря демократии н социализма’ в борьбе за мир и прогрес сивное развитие народов в послевоенные годы являются вместе с тем и новыми победами марксистского материалистиче ского мировоззрения над реакционной идеологией буржуазии. Марксистский философский материализм имеет огромное значение и для борьбы с пережитками капитализма в сознании со ветских людей. В СССР, где ликвидирова ны эксплуататорские' классы и построен социализм, нет и не может быть классовой базы для буржуазной идеологии. Маркси стско-ленинская философия является в на шей стране безраздельно господствующим мировоззрением. Идеи материализма и ком мунизма прочно вошли в сознание подав ляющего большинства наших людей, стали руководящими в их. деятельности, во всей их общественной и личной жизни. Однако в нашем социалистическом об ществе есть еще и люди, сознание кото рых в той или иной мере находится в пле ну пережитков буржуазной идеологии, в плену частнособственнической психологии и морали, под влиянием разного рода ре лигиозных верований. Эти пережитки пы таются поддерживать и использовать имеющиеся еще в нашей стране остатки разбитых классов, охвостья разгромлен ных политических групп, враждебных Со ветской власти. Нельзя забывать и о'капиталистическом окружении, откуда буржуазная идеология стремится проникнуть к нам, часто под ' прикрытием «последнего слова науки». Об этом говорят факты идеалистических шатаний отдельных советских ученых, вскрытые в послевоенные годы в дискус сиях по вопросам философии, биологии, Физиологии, языкознания, химии, полити ческой экономии. Капиталистическое окружение стремится поддерживать все и всякие пережитки ка питализма в сознании людей, распростра нять и развивать нездоровые настроения, идеологически разлагать неустойчивые элементы нашего общества. В этих усло виях остатки религиозно-идеалистического мировоззрения не отомрут сами собой. Они - должны быть ликвидированы в упорной борьбе против взглядов и традиций старо го, капиталистического строя. Великий Ленин учил, что всякое ослаб ление влияния социалистической идеоло гии означает усиление влияния идеологии буржуазной. Поэтому Коммунистическая партия вела и ведет повседневную, огром ную идеологическую работу, вела и ведет наступательную борьбу против идеалисти ческого буржуазного мировоззрения — ос новы буржуазной идеологии. Важное место в этой борьбе принадлежит антирелигиоз ной пропаганде, имеющей своей целью распространение в массах научных, мате- • рналистическнх знаний и освобождение верующих людей из-под власти религиоз ных предрассудков. ч Марксистско-ленинская материалистиче ская философия ярким светом научного знания озаряет человечеству путь в ком мунистическое будущее. Реакционная фи лософия идеализма стремится повергнуть человечество в бездумный сон, ослепить его, отвратить от путей общественного прогресса. В этом — коренная ^противоположность марксизма-ленинизма и буржуазной идеа листической философии, источник непри миримой борьбы между ними. Исход этой борьбы очевиден: истина всегда побеждает ложь, наука побеждает религию. Диалектический материализм за воевывает себе все новых н новых сторон ников, вселяя в умы трудящихся масс и всего прогрессивного человечества непоко лебимую уверенность в окоетательной победе коммунизма. Б, КАРАСЕВ. Кандидат фндософсшг пэутг. •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz