Полярная правда. 1954, ноябрь.

ч П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' № 2 7 7 (7999) 23 ноября 1934 г. В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИ ЗМ -ЛЕНИНИ ЗМ Борьба двухлагерей вфилософии—материализма иидеализма’ Коммунистическая партия представляет собой добровольный боевой союз едино- мышленников-коммунистов, сплоченных единством взглядов, единством воли, дей­ ствий и дисциплины. Мировоззрением Ком­ мунистической партии является диалекти­ ческий материализм — наука о наиболее общих законах развития природы, обще­ ства и мышления. Это мировоззрение и служит теоретической основой единомыс­ лия коммунистов по всем другим — поли­ тическим, стратегическим, тактическим и организационным вопросам. Диалектический материализм — это высшая ступень в развитии человеческих знаний, итог многовекового развития науч­ ного, материалистического мировоззрения в борьбе с идеализмом и религией. В об­ ществе, разделенном на враждебные клас­ сы, нет и не может быть единого мировоз­ зрения. Каждый класс, в зависимости от его общественного положения, вырабаты­ вает свой взгляд па действительность, вы­ ражая в нем своп классовые интересы, за­ дачи и идеалы. В классовом обществе вся­ кая философия имеет партийный, классо­ вый характер. В знаменитой книге «Материа­ лизм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин указывал, что вся история философии яв­ ляется ареной борьбы между двумя пар­ тиями, двумя основными направлениями в философии. «Новейшая философия, — пи­ сал Ленин, — так же партийна, как и две тысячи лет тому назад. Борющимися пар­ тиями по сути дела, прикрываемой гелер- терски-шарлатанскими новыми кличками или скудоумной беспартийностью, являют­ ся материализм и идеализм» (Соч., т. 14, стр. 343). Пока, существуют противоположные классы, борьба двух лагерей — материа­ лизма и идеализма — остается закономер­ ностью развития философии. В наше время эта борьба выражает коренную противо­ положность научного, материалистического пролетарского мировоззрения и антинауч­ ного, пдеалистически-религиозного миро­ воззрения империалистической буржуазии. Боевой союз коммунистов нетерпим ко вся­ кой проповеди идеалистического и рели­ гиозного мракобесия, он ведет борьбу за коммунистическое воспитание масс в духе научного, материалистического миропони­ мания. Коренная противоположность материалистических и идеалистических взглядов на мир В многовековой истории философия из­ вестно много различных школ и течений. Создавая различные теории объяснения мира, все они неизбежно сталкивались с вопросом об отношении мышления к бы­ тию, который Ф. Энгельсом в работе «Люд­ виг Фейербах и конец классической не­ мецкой философии» назван главным, ос­ новным вопросом философии. Вопрос об отношении мышления к бы­ тию имеет две стороны. Это, во-первых; вопрос о то,ч, что изначально, первично: природа, материальный мир или сознание, ^ух; существует ли окружающий мир веч­ но пли же он сотворен духом, богом? С другой стороны, это — вопрос о том, спо­ собен ли человек познавать мир или же окружающая, действительность непозна­ ваема? Обе стороны основного вопроса фи­ лософии неразрывно связаны друг с другом и служат исходным пунктом для решения всех других философских вопросов. Все философы делятся на два больших лагеря сообразно тому, как они решают основной вопрос философии. Материалисты доказывают первичное существование ма­ териальною мира — несотворимой и неу­ ничтожимой, вечно развивающейся и ме­ няющей формы своего существования ма­ терин. Они рассматривают сознание как продукт развития материи и отстаивают безусловную познаваемость мира. Идеали­ сты, наоборот, объявляют первичным со­ знание, дух и видят в материальном мире результат творческой активности сознания, продукт божественного творения. В связи с этим идеалисты прямо или косвенно пропагандируют идею непознаваемости мира. Противоположное решение основного во­ проса философии материализмом и идеа­ лизмом вытекает из их различных гносео­ логических (теоретико-познавательных) и классовых корней Гносеологические кор­ ни той или иной философской теории по­ казывают, из каких потребностей, свойств и особенностей человеческого познания ро­ дилась эта теория; классовые корни вы­ ражают ее служебную роль как идейного оружия определенного общественного класса. Гносеологические корни материализма лежат в активной деятельности людей по овладению силами природы и преобразова­ нию общественной жизни. В практике че­ ловек воспринимает мир таким, каков он есть, без всяких посторонних прибавле­ ний. Накапливая в труде знания о ми­ ре и опираясь на них, люди постепенно дают стихийно-материалистическому взгля­ ду на мир научное обоснование. , Являясь обобщением научных знаний о мире, материализм всегда неразрывно свя­ зан с наукой и обеспечивает ее дальней­ шее развитие. Он ставит перед наукой во­ просы, требующие решения, указывает пу­ ти и методы научного исследования. Не случайно все крупнейшие естествоиспыта­ тели в своей творческой деятельности опирались на идеи материализма. «Есте­ ствознание, — говорил П. В. Мичурин, — по своему существу материалистично. Ма­ териализм и его корни лежат в природе». Из материалистического решения основ­ ного вопроса философии непосредственно вытекает атеизм, решительное отрицание бога. Религия, прославляющая невежество как «блаженное» состояние, имеет в ма- * ) Сокращенный текст лекции, прочи­ танной для пропагандистов н лекторов с . Североморска. , терналистической философии непримири­ мого противника. Разоблачая религиозные суеверия и обеспечивая научное познание мира, материализм учит людей добиваться свободы и счастья здесь, на земле, а не в выдуманном религией «загробном» мире. Благодаря тесной связи с наукой и не­ примиримости к религии материализм яв­ ляется ногучиы оружием борьбы за овла­ дение силами природы, за развитие произ­ водительных сил общества, за прогрессив­ ное развитие человечества. Это и опреде­ ляет классовые корни материализма. Ма­ териалистическая философия, как прави­ ло, является мировоззрением передовых, прогрессивных классов и социальных групп, стремящихся к углубленному познанию и революционному преобразованию мира. Ма­ териализм в его высшей форме — диа­ лектический материализм — служит идей­ ным знаменем рабочего класса и всех тру­ дящихся в их борьбе против капитализма, за коммунизм. Совершенно иными являются гносеоло­ гические и классовые корни идеализма. Гносеологически идеализм рождается из извращенного, антинаучного истолкования процесса п успехов человеческого позна­ ния. Это, по словам В. И. Ленина, такая ложь, которая лепится к истине, такой пустоцвет, который растет на живом де­ реве человеческого познания. Дело в том, что познание — это не единичный акт мертвого отражения дейст­ вительности, а сложный процесс развития и углубления наших знаний о мире. По­ знание идет от живого созерцания к абст­ рактному мышлению и от него — к прак­ тике, являющейся основой познания и кри­ терием-истины. На этом пути всегда имеет­ ся опасность переоценки, абсолютизации одного нз моментов, этапов процесса позна­ ния; в этой опасности и заложена возмож- ность возникновения идеализма. Философский идеализм,—писал Ленин,— есть одностороннее, преувеличенное разви­ тие (раздувание, разбухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсо­ лют, оторванный от материи, о> природы, обожествленный. Существуют две разновидности идеали­ стической философии: субъективный и объективный идеализм. Субъективный идеа­ лизм абсолютизирует ощущения и объяв­ ляет материальный мир независимо от сознания человека несуществующим, пони­ мает вещи как «комплексы» ощущений., Объективный идеализм превращает в аб­ солют абстрактные, общие понятия и при­ знает их первичными, существующими прежде материального мира и рождающи­ ми этот мир. И в том, и в другом случае действительность извращается, продукты человеческого мозга — ощущения, поня­ тия, идеи — отрываются от материи, обо­ жествляются и объявляются творцами ма­ териального мира. Однако ' гносеологическая возможность идеализма превращается в действитель­ ность только в определенных социальных условиях. Идеализм существует не вечно, он рожден развитием классового общества. С установлением производственных отно­ шений господства и подчинения эксплуа­ таторские классы перестают непосредст­ венно участвовать в материальном произ­ водстве, занимаются только умственным трудом, оставляя труд физический в удел угнетенным классам. Для оправдания по­ рядков эксплуатации и присвоенного ис­ ключительного права на умственный труд господствующие классы н используют идеалистический взгляд на мир, по кото­ рому сознание якобы господствует над ми­ ром. В. И. Ленин назвал идеализм «негодным продуктом негодного общественного строя». Идеализм представляет собой утонченную, наукообразную поповщину; оц всегда за­ щищает и поддерживает религию. Идеализм глубоко враждебен науке и тормозит ее развитие. Ради защиты рели­ гии идеализм извращает открытия науки, отрицает объективные законы природы и общества и возможность их использования в интересах прогрессивного развития че­ ловечества. Он всячески стремится подчи­ нить науку корыстным интересам эксплуа­ таторов, превратить ее в орудие наживы и войны. Идеализм, как и религия, всегда служил и служит интересам реакционных,- отжи­ вающих общественных классов и социаль­ ных групп, пытающихся оправдать и со­ хранить в неизменном виде удобные и вы­ годные им порядки эксплуатации и угне­ тения. Таковы классовые корни всех школ и разновидностей идеализма. Современная идеалистическая философия является вер­ ной служанкой буржуазии — врага мира, демократии и прогресса. Материализм и идеализм называются мо­ нистической философией, так как они ис­ ходят нз признания только одной субстан­ ции (первоосновы) мира. Но монизм ма­ териалистической теории, признающей та­ кой субстанцией материю, прямо противо­ положен монизму идеалистической филосо­ фии, объявляющей единственной субстан­ цией мира сознание, дух, бога. Таким об­ разом, ‘материализм и идеализм — это про­ тивоположные философские теории, не имеющие общих точек соприкосновения. В истории философии известны и дуалистические философские систе­ мы, пытавшиеся исходить из признания двух равноправных, независимых друг от друга и борющихся между собой субстан­ ций: идеи н материи. Эти системы имели примиренческий характер, они стремились занять промежуточное положение между материализмом и идеализмом. Такую же цель преследуют в наше время разглаголь­ ствования многих буржуазных философов о «третьей линии» в философии, якобы преодолевающей «односторонность» мате­ риализма и идеализма. Но как в политике не может быть ней­ тральности в борьбе между враждебными классами, так и в философии нельзя обой­ ти коренную противоположность материа­ лизма и идеализма. Под флагом дуализма, беспартийности, «третьей линии» в фило­ софии скрывается либо уступка идеализ­ му, либо замаскированная проповедь идеа­ лизма и поповщины. Материалистическая философия реши­ тельно отвергает и ндеализн, и дуализм. Материализм вырос и окреп в непримири­ мой борьбе против идеализма и дуализма. Борьба материализма против идеализма в истории домарксовской философии философия, как форма общественного сознания, имеет свою многовековую исто­ рию. Это — история возникновения, раз­ вития и совершенствования материализма в его борьбе с религиозно-идеалистическим мировоззрением. Материализм необходимо меняет свою форму в связи с развитием материально­ го производства, накоплением научных знаний и новыми задачами, выдвигаемыми классовой борьбой. На появление новых форм материализма, выражающих интере­ сы передовых общественных классов, ста­ рые, отживающие классы всегда отвечают идеологической реакцией, развивая и рас­ пространяя ту или иную форму идеализма. Материализм древности, материализм пе­ редовых буржуазных мыслителей XVII— XIX веков, материалистическая философия русских революционных демократов XIX века — вот три основных формы домарк- совского материализма и, соответственно, три главных этапа борьбы материализма с идеализмом в истории домарксовской философии. Исторически первая форма материализ­ ма — материализм древности/— начал складываться примерно 3— 4 тысячи лет тому назад, в странах со значительно разви­ той рабовладельческой культурой — в Ки­ тае, Индии, Вавилоне. Этот материализм был мировоззрением передовых социальных групп господствовавшего класса рабовла­ дельцев — рабовладельческой демократии, стремившейся к развитию производства, торговли, науки. Родовая и рабовладельче­ ская аристократия, связанная с крупным землевладением, отвечала на развитие ма­ териалистических идей усиленным насаж­ дением религии и созданием первых систем защищающего религию идеализма. Так, в Китае древние материалисты — Лао Цзы, Мо Ди, Ван Чун и другие — развивали свои наивно-материалистиче­ ские взгляды о едином материальном пер­ воначале многообразного мира в борьбе с реакционной идеологией конфуцианства, заимствовавшей из религии понятие о небе как верховном божестве, диктующем свою волю человеку. Наибольшего развития материализм древности достиг в Греции, где, как отме­ чал В. И. Ленин, боролись «линия Демо­ крита» и «линия Платона». Линия Демо­ крита — это линия древнегреческого мате­ риализма, наиболее полно выраженного во взглядах Гераклита и Демокрита. Гераклит высказал стихийно-диалектический взгляд на мир, утверждая, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно жи­ вым огнем, закономерно воспламеняющим­ ся и закономерно угасающим». Демокрит развил гениальную атомистическую гипо­ тезу строения материи, по которой все в мире состоит из атомов и пустоты. Эта ги­ потеза была выдающимся научным завое­ ванием материализма древности. Линия Платона — это линия идеалисти­ ческой реакции на древнегреческий мате­ риализм. Против этого материализма вы­ ступала основанная Пифагором религиозно­ философская секта, учившая о сотворении мира богом и о существовании бессмерт­ ной души, переселяющейся из одного тела в другое. Ярым противником материализ­ ма был Платон, создавший философию объективного идеализма. Вымышленный мир идей, предшествующих вещам и явля­ ющихся их образующими силами, Платон противопоставил действительному миру, в котором живет человек. Идеалистическое учение Платона впоследствии стало одним из истоков христианской религии. Разоблачая идеалистическую «линию Платона», древнегреческие материалисты отстаивали положения о первичности ма­ терин и вторичности сознания, о позна­ ваемости мира. Но в борьбе с религиозно- идеалистическими представлениями мате­ риализм древности не смог добиться побе­ ды. Он был ограничен уровнем развития производительных сил и науки и потому развивал наивные взгляды на строение I материального мира, не давал стихийно- диалектическим идеям о всеобщем разви­ тии долясного Фактического обоснования. При феодальном строе повсеместно гос­ подствующей идеологией становится рели­ гия, а философия оказывается принижен­ ной до роли, как писал Энгельс, смирен­ ной служанки богословия. Но и в эти тем­ ные времена ростки материализма нет-нет да и пробиваются сквозь мертвящую тол­ щу церковной идеологии. Об этом свидетельствуют, например, взгляды китайского философа Фань Чженя (V— VI вв.), решительно выступавшего против буддийского учения о переселении душ, материалистические тенденции в ми­ ровоззрении Ибн-СиньГ (Авиценны) — знаменитого таджикского философа и уче­ ного X века и т. д. Ни долголетняя попов­ ская клевета на материализм, ни костры инквизиции не могли убить научного, ма­ териалистического мировоззрения. В период ломки феодализма и развития капитализма в Западной Европе буржуазия возродила материализм как идейное знамя антифеодальной борьбы. Революционизи­ руя общественное производство, молодая, еще прогрессивная буржуазия вела борьбу за освобождение науки от пут идеализма, сковывавших ее развитие. Так сложилась вторая форма домарксовского материализ­ ма — материализм передовых буржуазных мыслителей XVII—XIX вв. От великих деятелей науки «эпохи воз­ рождения» — Коперника и Бруно, от ро­ доначальника английского материализма Фр. Бэкоаа линия развития материали­ стических взглядов антифеодальной бур­ жуазии идет к материализму Французских философов XVIII века — Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри и др. и к материализ­ му Фейербаха. Борьба за материалистическое решение основного вопроса философии, отрицание в связи с этим каких бы то ни было сверх- природных сил и явлений приводили буржуазных мыслителей-матерналистов XVII— XIX вв. к атеизму, к решительной критике религии и церкви. Эта критика выралсала антифеодальную < направлен­ ность буржуазного материализма, посколь­ ку религия была главной идеологической опорой феодализма, а церковь — круп­ нейшим феодальным земельным собствен­ ником. Вместе с тем эта критика имела ограниченный буржуазный характер, так как не вскрывала и не разоблачала социальных корней религии. Однако материализм не долго был идей­ ным знанием буржуазии. Как только бур­ жуазия либо побеждала в борьбе с феода­ лизмом, либо добивалась сделки с феодаль­ ной аристократией, она теряла свою прог­ рессивность, отказывалась от материализ­ ма, развивала идеалистические взгляды на мир ради идейного оправдания своего гос­ подства. Со второй половины XIX века буржуа­ зия окончательно порвала с материализ­ мом и идеалистическая философия стала в буржусаом обществе безраздельно гос­ подствующей. Материализм буржуазных философов XVII—XIX вв. не мог успешно противо­ стоять идеалистической реакции потому, что он обладал рядом существенных недо­ статков. Во-первых, он был материализмом .механистическим, стремился свести все законы материального мира к законам ме­ ханики — науки, в то время наиболее развитой. Во-вторых, этот материализм оставался метафизическим, не проводил последовательно и всесторонне точки зре­ ния развития материального мира. Наобо­ рот, неизменяемость природы он считал важнейшим доказательством ее вечности и несотворимости. В-третьих, буржуазный материализм не распространял своих поло­ жений на область общественной жизни. Здесь царило идеалистическое понимание истории либо как результата деятельности отдельных «великих» личностей, либо как проявления «божественной воли». Эти недостатки обуславливали пассив­ ный, созерцательный характер материа­ лизма XVII— XIX веков. По словам А. А. Жданова, этот материализм может быть и годился для объяснения мира, но был вов­ се непригоден для революционного преоб­ разования природы и общественной жизни. Третьей и высшей формой домарксов­ ского материализма была материалистиче­ ская философия русских революционных демократов XIX века — Герцена, Белин­ ского, Чернышевского, Добролюбова. В их взглядах материализм впервые за всю свою историю стал идейным знаменем ос­ вободительной борьбы народных масс, борьбы крепостного крестьянства против самодержавия и помещиков. Исходя из материалистических идей Ло­ моносова и Радищева, как непосредствен­ ного источника, критически используя пе­ редовые стороны философии других стран и опираясь на достижения, естественных наук своего времени, русские революцион­ ные демократы шли по пути преодоления основных недостатков западноевропейско­ го буржуазного материализма. В решитель­ ной борьбе с ненецким идеализмом Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, в борьбе с реак­ ционной жандармской идеологией «трех охранительных начал — самодержавия, православия и народности», с ндеалисти- ческн-религнозными идеями славянофи­ лов, Каткова, Юркевнча и других русских реакционеров революционные демократы успешно развили и укрепили материализм в философии, естествознании и эстетике. Герцен, Белипший, Чернышевский и Добролюбов отстаивали и обосновывали принцип материального единства мира с диалектических позиций, отбрасывая ме­ ханизм и метафизику французских мате­ риалистов XVIII века и Фейербаха. В диа­ лектике они видели «алгебру револю­ ции» (Герцен) и стремились освободить ее от гегельянских идеалистических извра­ щений, применить ее к пониманию разви­ тия природы, общества и мышления. Отвергая идеалистическое учение о не­ познаваемости мира, революционные демо­ краты доказывали всесилие человеческо­ го разума, познающего мир. Они глубже других понимали вопрос о происхождении сознания, указывали на роль труда и язы­ ка в развитии человеческого мышления, пытались в практике увидеть критерий истинности и чувств, и мыслей человече­ ских. Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов были воинствующими атеиста­ ми и систематически доказывали, что вся­ кая религия, поддерживая суеверия, яв­ ляется тормозом умственного и обществен­ ного развития народов, обслуживает инте­ ресы господствующих классов. По словам В. И. Ленина, русские мате­ риалисты XIX века вплотную подошли к диалектическому материализму и остано­ вились перед историческим материализ­ мом. Они высказывали ряд глубоких мате­ риалистических идей о явлениях общест­ венной жизни, но в целом оставались идеалистами и утопическими социалиста­ ми в понимании развития общества. Приз­ навая необходимость уничтожения экс- тлуатацин, они ожидали революционной инициативы только от крестьянства. В ус- иовиях отсталой, крепостнической России ени не видели (и ре могли увидеть) все­ мирно исторической роли пролетариата как могильщика капитализма и творца нового, коммунистического строя. Революционные демократы XIX века бы­ ли предшественниками российской социал- демократии. Всей своей философской и общественно-политической деятельностью они подготовили благодатную почву для распространения идей материалистической философии Маркса в России. Борьба диалектического материализма против идеалистической философии современной буржуазии Многовековая Зорьба материализма с идеализмом в истории домарксовской фи­ лософии и постепенное совершенствование материализма в этой борьбе подготовили коренной переворот, настоящую револю­ цию в философия — возникновение диа­ лектического и исторического материа­ лизма. Эта революция была подготовлена всем ходом общественного развития.' Она яви­ лась выражением новых потребностей раз­ вития материальной жизни общества, вы­ текавших нз роста • капиталистического способа производства, обострения его про­ тиворечий и развертывания классовой борьбы пролетариата. Идеи марксизма бы­ ли призваны способствовать дальнейшему развитию общественного производства и обеспечить свержение старых, отживаю­ щих сил, тормозящих это развитие. Создавая диалектический материализм, Маркс и Энгельс обобщили и творчески переработали всю историю развития че­ ловеческих знаний, все достижения есте­ ственных и общественных наук своего вре­ мени, огромный опыт борьбы народных масс против эксплуатации. Это позволило им преодолеть все недостатки предшест­ вующего материализма, соединить мате­ риализм с диалектикой, распространить материализм нг познание общества, прев­ ратить философию в научное выражение коренных интересов рабочего класса и всех трудящихся масс. , Возникновение диалектического и исто­ рического материализма означало конец старой, буржуазной философии. С первых же дней своего возникновения марксизм выступил как грозьая низвергающая сила не только в смысле разрушения общест­ венно-политических и экономических устоев капитализма, но и в смысле разоб­ лачения и сокрушения идеалистической философии буржуазии. Марксистский Философский материа­ лизм является воинствующим материализ­ мом, всегда и везде разоблачающим явных и тайных защитников буржуазной идеоло­ гии, лакеев поповщины и мракобесов всех мастей. Великим примером последователь­ ной и непримиримой борьбы против идеа­ лизма, образцом последовательного прове­ дения материализма служат труды осново­ положников марксизма. «Маркс и Эн­ гельс, — писал Ленин, — .от начала идо конца были партийными в философии, уме­ ли открывать отступления от материализ­ ма и поблажки идеализму и фидеизму во всех и всяческих «новейших» направле­ ниях» (Соч., т. 14, стр. 324). После смерти Маркса и Энгельса ни в од­ ной стране ни одна партия в мире.не под­ вергала идеалистическую буржуазную фи­ лософию такой глубокой, всесторонней и уничтожающей критике, как это сделала в России Коммунистическая партия. В. И. Ленин и его соратники вели наступа­ тельную борьбу против буржуазной идео­ логии во все? ее проявлениях, против ре­ лигиозно-идеалистического мировоззрения буржуазии и развивали в этой борьбе диа­ лектический и исторический материализм Маркса и Энгельса. Эта теоретическая ра­ бота явилась важнейшим условием вели­ кой победы, одержанной рабочим классом и революционным крестьянством России в октябре 1917 г. і Великая Октябрьская социалистическая революция была зе только глубочайшим социально-политическим переворотом, нон величайшей революцией в области созна­ ния, в умах рабочею класса и всех трудя­ щихся. Она ознечала практический раз­ рыв миллионных масс с буржуазными идеями, отход масс от религиозно-идеали­ стического мировоззрения, крах буржуаз­ ной философии, пытавшейся обосновать вечность и незыблемость капитализма. Этот крах находит свое выражение в полном разрыве современной буржуазной философии с наукой. Философствующие оруженосцы капитализма ныне отстаива­ ют самый реакционный, субъективный идеализм, возрождают средневековую схо­ ластику, откровенно и цинично опираются на религию и церковь. Они извращают ус­ пехи естественных наук, утверждая, что открытые ими заковы природы не имеют объективного значерия. В страхе перед закономерностями общественной жизни, обуславливающими неизбежную гибель ка­ питализма, они проповедуют отказ от на­ учного познания мира, пытаются опоро­ чить человеческий разум и доказать его бессилие. Как всякий клагс, переживающий пе­ риод заката и идущий к гибели, современ­ ная буржуазия и ее философы ищут спа­ сения в идейном и моральном разложении народа. Этой цели и служит многообразная ложь всевозможных «новых» и «новей­ ших» течений в буржуазной * философии, выступающих под разнообразными вы­ чурными наименованиями (прагматизм, инструментализм, персонализм, эксистен- циализм, семантическая философия и т. д. и т. п.) и шумно полемизирующих друг с другом. За всеми этими новыми тер­ минами в философии скрывается религия и идеализм, все они представляют собой «такую же лживую вывеску для прикры­ тия гнилья, как лживы вывески европей­ ских буржуазных партий» (Ленин, Соч., т. 14, стр. 201). Наиболее оголтелый реакционный харак­ тер имеет современная американская фи­ лософия, в борьбе против освободительного движения народов не брезгующая ничем, вплоть до использования гангстеров, шпио­ нов и уголовных преступников в качестве философствующих апологетов империализ­ ма. Никогда еще за всю историю бур­ жуазного общества не наблюдалось такого (разгула Идеализма и мракобесия, как ны­ не в США и европейских капиталистиче­ ских странах. На Востоке реакционнейшую роль игра­ ют религиозно-идеалистические учения конфуцианства, гандизма и пр. Конфу­ цианство внушает вассал пассивное ош ь4 шенпе к мнрк такой же проповедью яв­ ляется и гандизм.ч Враги коммунизма, верные лакеи импе­ риализма — современные правые «социа­ листы» так^е опираются на идеализм в своей борьбе с марксизмом, с революцион­ ным движением масс. В самых разнооб­ разных Формах они пытаются внушить массам мысль о том. что к социализму следует итти не путем пролетарской рево­ люции, а путем морального перевоспита­ ния людей, путем установления «классо­ вого мира» между рабочими и капитали­ стами. Всем этим разновидностям современной идеалистической философии, многообразию ее лжи противостоит ясная, как солнце, истина диалектического и исторического материализма. Положения диалектического материализ­ ма о материальном единстве мира, о пер­ вичности материи и вторичности сознания, о диалектическом развитии природы, об­ щества и мышления, о познаваемости мира являются надежной теоретической основой современного естествознания. Об этом сви­ детельствует блестящий расцвет советской науки, открытия которой' служат велико- му делу построения коммунизма. Об этом говорят успехи наиболее смелых естество­ испытателей в буржуазном обществе, под давлением неумолимых фактов, порвавших с метафизическими и идеалистическими воззрениями и перешедших на позиции диалектического материализма (Ланже- вен, Жолио-Кюри, Блэкетт, Бернал и др.). В учении исторического материализма о поступательном развитии общества, о борьбе классов как движущей силе разви­ тия антагонистических обществ, о решаю­ щей роли народных масс в истории отра­ жены объективные закономерности обще- ственно-исторического процесса, неизбеж­ но ведущие к торжеству коммунизма. Исто­ рический материализм дает научное обос­ нование сознательной революционной дея­ тельности рабочего класса — самого пос­ ледовательного борца за общественный прогресс. Диалектический и исторический • мате­ риализм служит боевым идейным оружием для коммунистов всех' стран мира. Вели­ кая победа советского народа над фашиз­ мом, блестящие успехи лагеря демократии н социализма’ в борьбе за мир и прогрес­ сивное развитие народов в послевоенные годы являются вместе с тем и новыми победами марксистского материалистиче­ ского мировоззрения над реакционной идеологией буржуазии. Марксистский философский материализм имеет огромное значение и для борьбы с пережитками капитализма в сознании со­ ветских людей. В СССР, где ликвидирова­ ны эксплуататорские' классы и построен социализм, нет и не может быть классовой базы для буржуазной идеологии. Маркси­ стско-ленинская философия является в на­ шей стране безраздельно господствующим мировоззрением. Идеи материализма и ком­ мунизма прочно вошли в сознание подав­ ляющего большинства наших людей, стали руководящими в их. деятельности, во всей их общественной и личной жизни. Однако в нашем социалистическом об­ ществе есть еще и люди, сознание кото­ рых в той или иной мере находится в пле­ ну пережитков буржуазной идеологии, в плену частнособственнической психологии и морали, под влиянием разного рода ре­ лигиозных верований. Эти пережитки пы­ таются поддерживать и использовать имеющиеся еще в нашей стране остатки разбитых классов, охвостья разгромлен­ ных политических групп, враждебных Со­ ветской власти. Нельзя забывать и о'капиталистическом окружении, откуда буржуазная идеология стремится проникнуть к нам, часто под ' прикрытием «последнего слова науки». Об этом говорят факты идеалистических шатаний отдельных советских ученых, вскрытые в послевоенные годы в дискус­ сиях по вопросам философии, биологии, Физиологии, языкознания, химии, полити­ ческой экономии. Капиталистическое окружение стремится поддерживать все и всякие пережитки ка­ питализма в сознании людей, распростра­ нять и развивать нездоровые настроения, идеологически разлагать неустойчивые элементы нашего общества. В этих усло­ виях остатки религиозно-идеалистического мировоззрения не отомрут сами собой. Они - должны быть ликвидированы в упорной борьбе против взглядов и традиций старо­ го, капиталистического строя. Великий Ленин учил, что всякое ослаб­ ление влияния социалистической идеоло­ гии означает усиление влияния идеологии буржуазной. Поэтому Коммунистическая партия вела и ведет повседневную, огром­ ную идеологическую работу, вела и ведет наступательную борьбу против идеалисти­ ческого буржуазного мировоззрения — ос­ новы буржуазной идеологии. Важное место в этой борьбе принадлежит антирелигиоз­ ной пропаганде, имеющей своей целью распространение в массах научных, мате- • рналистическнх знаний и освобождение верующих людей из-под власти религиоз­ ных предрассудков. ч Марксистско-ленинская материалистиче­ ская философия ярким светом научного знания озаряет человечеству путь в ком­ мунистическое будущее. Реакционная фи­ лософия идеализма стремится повергнуть человечество в бездумный сон, ослепить его, отвратить от путей общественного прогресса. В этом — коренная ^противоположность марксизма-ленинизма и буржуазной идеа­ листической философии, источник непри­ миримой борьбы между ними. Исход этой борьбы очевиден: истина всегда побеждает ложь, наука побеждает религию. Диалектический материализм за­ воевывает себе все новых н новых сторон­ ников, вселяя в умы трудящихся масс и всего прогрессивного человечества непоко­ лебимую уверенность в окоетательной победе коммунизма. Б, КАРАСЕВ. Кандидат фндософсшг пэутг. •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz