Полярная правда. 1954, ноябрь.

№ 275 (7997) 20 ноября 1954 г. ВСЕ БИЛЫ— НА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Не с ни з им темпов Наш траулер «Латвия» — судно во флоте новое. Нет еще у нашего экипажа того богатого опыта за плечами, какой есть у команд «Кирова». «Еревана» и других кораблей, не освоилц мы как следует тех­ нику, оборудование судна. Однако итоги четырех сделанных нами в этом году рей­ сов Свидетельствуют, что и наш молодой коллектиь не отстает в работе. В четвер­ том, закончившемся недавно, рейсе эки­ паж с честью выполнил предоктябрьские обязательства — мы завершили не только установленный план по вылову рыбы, но и справились с дополнительным заданием. На счету экипажа сейчас 13.500 центне­ ров рыбы, выловленной за 4 рейса. Укрепился состав команды. В прошлую междурейсовую стоянку на судно пришло шесть новых матросов из числа демобили­ зованных воинов Советской Армии — на­ род подтянутый, дисциплинированный. II хотя все онн впервые попали на рыболов­ ное судно, впервые столкнулись с промыс­ ловым делом, комсомольцы тт. Исхаков, Париделаев, Казак быстро освоились и па один рейс научились обрабатывать рыбу. Конечно, тут не обошлось без помощи опытных наших моряков. Передовиками производства, ядром на­ шего коллектива являются матрос комсо­ молец тов. Оников, второй штурман ком­ сомолец тов. Ковылнн, консервный мастер тов. Замятин, засольщик тов. Садырин, ко­ чегар тов. Чернов и другие. Четвертый рейс проведен экипажем ус­ пешно. За 26 суток плавания, при рейсо­ вом задании 80 тонн, мы доставили в порт 230 тонн рыбы в полуфабрикате. При за­ дании на рейс 8000 банок наш консерв­ ный мастер изготовил и сдал в порту 17.000 банок консервов. Значительно пе­ рекрыто задание по выработке рыбьего жира и рыбноГі муки. В октябре экипаж выловил 4.600 центнеров рыбы, на 209 процентов выполнив месячное задание. На корабле постепенно налаживается политико-массовая работа. В минувшем рейсе было прочитано два доклада для мо­ ряков, выпущены номер стенгазеты и два «боевых листка». Были проведены заня­ тия кружка по изучению истории КПСС и политшколы, в которых повышают свой идейно-теоретический уровень 18 членов нашего экипажа. Отправляясь в очередной промысловый рейс, наш экипаж принял решение не сни­ жать темпов в работе и в дальнейшем, вместе со всеми промысловиками Мурма- на добиваться досрочного выполнения пя­ того пятилетнего плана. Н. М АТВЕЕВ . Поашолпт траулера «Латвия». Годовой план выполнен У с п е х и поисковиков Коллектив поискового траулера «Крон­ штадт» вместе со всеми моряками тралового флота достойно отметил 37-ю годовщину Октября. Предпраздничные обязательства были значительно перевыполнены. За 10 месяцев этого года нами сделано 13 рейсоз, из них два рейса мы ходили как промысловое судно, два — как исследова­ тельское и 9 раз — как поисковое. За это время команда нашего корабля обнаружила 12^ концентраций рыбы. За последний, ок­ тябрьский рейс мы обнаружили две кон­ центрации рыбы, на которых и работала основная групла траулеров флота. В процессе поисков нами была добыта 21 тысяча центнеров рыбы. Консервный мастер тов. Никитин, дав слово к концу года изготовить 40 тысяч банок консервов, уже сейчас изготовил их 43 тысячи. Ма­ шинист рыпомучной установки тов. 'Нена- хов выработал 80 тонн рыбной муки лрч обязательстве в 50 тояч. Большую работу вели судоводители ко­ рабля во главе с опытным капитаном тов. Карпенко. Во время рейсов было дано 160 обсервованиых, мест с указанием глубин и измерено более 100 донных температур. Слаженно трудилась машинная команда корабля во главе со старшим механиком тсв. К опытобым . Она сделала 5 безремонт­ ных стоянок в порту и пр:>зела своими си­ лами ремонтные работы объемом в 1200 нормо-часс<в. Активное участие в ремонт­ ных работах прптгмалп 2 механик тов. Рунцевич и машинист рыбомучной уста­ новки тов. Ненахов. Особое внимание на корабле уделяется повышению квалификации членсз команды, подготовке новых специалистов. В этом го­ ду у нас подготовлено 1 старший мастер по добыче рыбы, 4 мастера по добыче, 7 засольщиков, 6 матросов 1 класса, 5 ко­ чегаров, старший машинист, боцман, маши­ нист рыоомучнои установки и др. Первое место в соревновании по вахтам заняла первая комсомольско-оголодежная вахта во главе с третьим штурманом секре­ тарем комсомольской организации корабля тов. Завьяловым и старшим мастером по до­ быче тов. Дорониным. Спуск и подъем тра­ ла в этой вахте производится за 34 мину­ ты вместо 45 минут по норне. В ходе социалистического соревнования на корабле выросли прекрасные специали­ сты. Так, старший кочегар тов. Кубов наг­ ражден значком «Отличник социалистиче­ ского соревнования». Весь флот знает вто­ рого механика тов. Рунцевича. Его имя за­ несено па флотскую Доску почета. Мы знаем, что сейчас вместе со ©сей страной моряки тралового флота борются за досрочное выполнение плана пятой пяти­ летки. Хорошо понимая, что от . работы поисковиков Iзависит успех всего флота, наш экипаж, от капитана до гонги, стре­ мится к тому, чтобы сделать «Кронштадт» образцовым кораблем в деле выполнения государственного плана добычи рыбы. М . БРЕНЕИЗЕН . Помполнт траулера «Крон­ штадт*. Весть о почине передовых предприятий Москвы, положивших начало соревнова­ нию в стране за досрочное выполнение пятой пятилетки, вызвала новый трудо­ вой подъем и у рабочих леспромхозов. Наращивая темпы в труде, 13 ноября коллектив передового в области Нотозер- ского леспромхоза досрочно выполнил го­ довой план вывозки древесины. Этот успех достигнут благодаря самоот­ верженному труду передовых тружеников леса, примеру которых следовали все дру­ гие рабочие. Досрочное выполнение плана, — это, прежде всего, заслуга таких знатных людей предприятия, как электропплыцикп тт. Г. Чаплин и М. Барцевпч, тракторист тов. Г. Помельяиков, чокеровщик тов. В. Астюкевпч, обрубщпда сучьев тов. Е. Зайкова и многих других передовиков производства, которые систематически полтора— два нормы. Коллектив участвуя во в раза перекрывают своп Нотозерского леспромхоза, всенародном движении за досрочное выполнение заданий пятого пя­ тилетнего плана, решил дать стране в этом году сверх плана еще 56 тысяч ку ­ бометров высококачественной древесины. Н . ПЛ УЖ Н И К . Инженер треста «ІѴІурманлес*. Колхозники борются за высокие уловы рыбы Патриотический почин коллективов пере­ довых московски предприятий, развернув­ ших социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятого пятилетнего плана, нашел горячий отклик и у рыбаков нашего отдаленного колхоза «Моряк». Рыбаки-колхозники нашей артели в эти дни усиленно ведут борьбу за максималь­ ное использование благоприятной промыс­ ловой обстановки, за увеличение вылова семги. Годовой план по добыче рыбы кол­ хозом выполнен досрочно Сейчас мы сда- гм рыбу в счет 1955 года. 10 ноября рыбаки берегового промысла одержали новую производственную побе­ ду — завершен квартальный план по вы­ лову семги. На Кузоменекий рыбоприем­ ный пункт сданл свыше 300 центнеров семги. С 10 по 15 ноября рыбаки вылови­ ли еще 9 тонн этой ценной рыбы. Из 12 рыболовецких бригад девять досрочно спра­ вились с выполнением своих квартальных заданий. Лучших результатов на промысле сгмгп добились бригады под руководством опытных рыбако* тт. М. С. Счборщикова, П. Е. Заборщикова и Ф. П. Двинина, вы­ полнившие по полтора — два квартальных плана. П. КОНОПЛЕВ. Председатель колхоза -«Моряк*. Без перемен... 16 сентября в «Полярной правде» была опубликована заметка, в которой рассказы­ валось о плохой организации труда на за­ воде строительных деталей комбината под­ собных предприятий треста «Апатитстрой». Рабочие нашего железобетонною цеха внимательно изучили постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей. Каждый из нас хорошо понимает, какие ответственные за­ дачи стоят перед нашим заводом в свете этого постановления. Однако руководители предприятия, как видно, не поняли важности постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Онн не организовали четкой работы всех цехов завода и даже после заметки в газете не устранили тех недостатков, на которые в 'ней указывалось. Критические замечания руководители завода пропустили мимо іушей. Все осталось без перемен: попрежнему рабочие нашего цеха простаивают. Так, па- пример, с 1 по 6 ноября мы не работали. Причины все те же: попрежнему нерегу­ лярно, с перебоями подается в цех цемент, щебень, песок, попрежнему из арматурного и столярного цехов мы получаем арматуру и опалубку низкого качества, брак. 6 ноября, например, мы получили 48 форм опалубки, которые при проверке ока­ зались негодными. Эти детали мы не мог­ ли использовать. В результате рабочие железобетонного цеха вынуждены были потерять еще день. В настоящее время к этим причинам про­ стоев прибавились новые. Так, из-за неис­ правности парового отопления вышел из строя тельфер. Руководители завода не позаботились своевременно подготовить предприятие к зиме. Бетономешалка не обеспечивает необ­ ходимым количеством бетона, так как пе­ сок и гравий замерзают, а необходимая при изготовлении бетона горячая вода не по­ дается. Бетон у нас имеет температуру ни­ же 0 градусов, а в конструкции и детали полагается закладывать бетон, имеющий температуру 9 - 1 0 градусов. Из-за бесхозяйственности руководителей завода мы теряем часы и дни ценного ра­ бочего времени, в то время как строители ждут от нас все новых и новых, крайне необходимых в их деле железобетонных конструкций и деталей Надо положить ко­ нец безобразному положению, создавшему­ ся у нас на заводе, навести строгий поря­ док в оргааизацин работы цехов. Н . ФРОЛОВ. Рабочий железобетонного цеха за­ вода стройдеіалей комбината под­ собных предприятий треста «Апа- тнтстроЙ». Друг против друга за письменным столом' сидели средних лет мужчина, в морском ки­ теле, с широкими нашивками на рукавах и молодой человек в форме матроса рыбной промышленности. И хотя один из них кандидат техниче­ ских наук, доцент, исполняющий обязан­ ности директора Высшего мореходного учи­ лища Николай Михайлович Сабуренков, другой — курсант-выпускник Марат Щербино, разговор между ними происхо­ дил в такой форме, что ранги и звания словно исчезли и шла деловая беседа, в ходе которой нетрудно было уловить вза­ имное большое уважение. После ряда советов Николай Михайлович спросил ІЦербнно — как ему представляет­ ся решение научной работы, о которой шла речь, внимательно выслушал его и в за­ ключение сказал: — Давайте условимся пе реже раза в неделю встречаться и обмениваться мыс­ лями. Это будет полезно и для вас, и для меня, а главное — для задуманного науч­ ного труда. Этот разговор, свидетелями которого мы случайно оказались, живо воскресил в па­ мяти ту пору, когда впервые в стране от­ крылись двери нового высшего учебного заведения — Мурманского высшего море­ ходного училища, и нам довелось тогда по­ бывать здесь, рассказав затем читателям «Полярной правды» об этом немаловажном событии в жизни заполярной области. С тех нор прошло почти пять лет. Для училища наступил знаменательный этап — те самые юноши, которые тогда впервые переступили порог избранного ими учебно­ го заведения, собираются покидать его, по­ лучив диплом, эту дорогую «книжицу» с золотым тиснением, эту большую путевку Родины в жизнь. Так вот каким стал Марат Щербино, от­ личник учебы, берущийся сейчас за на­ учное обобщение передового опыта кораб­ лей сельдяного флота! Может быть, у некоторых промысловиков и вызовет недоверие эта смелая попытка молодого человека, члена научного обще­ ства курсантов Высшего мореходного учи­ лища. Но тогда напомним: такими же как Щербино, его сверстниками, была разрабо­ тана под руководством доцента Ольховско­ го, заведующего кафедрой судовождения, тема — определение места кораблей в Се­ верной Атлантике с помощью радиомаяков дальнего действия. И не только разработа­ на, но и внедрена во флоте «Мурман­ сельди». Курсант — отличник Кузьмин работает над модернизацией утилизационного котла па больших кораблях с целью применения здесь рыбомучной установки. Этим заинте­ ресовалось министерство рыбной промыш­ ленности, ибо решение такой проблемы су­ лит значительное повышение выпуска про­ дукции на больших дизельных траулерах. ■ Рассказ о Высшем мореходном училище мы начали с деятельности научно-техниче­ ского общества н некоторых практических работ курсантов неспроста. Высшее море­ ходное училище прочно становится на но­ ги и начинает приобретать, развивать свои традиции, которые есть у каждого вуза страны. Так вот, тесная связь с жизныо, с рыб­ ной промышленностью, для которой и гото­ вятся здесь кадры, — одна из самых дра­ гоценных традиций, прочно входящей в жизнь этого учебного заведения. Взгляните- на верхний снимок. На фоне здания училища, к слову сказать распо- лояіенного «лицом» к рыбному порту, к Кольскому заливу, к промысловым кораб­ лям, выстроились и приняли команду «рав- няйсь» — курсанты в форменных шине­ лях н шапках-ушанках с эмблемами моря­ ков промыслового флота. Это — будущие судоводители и судоме­ ханики рыбной промышленности, которых воспитывают в духе высокого патриотизма, дисциплинированными, культурными, от­ личными специалистами. И там, у причалов порта, бок о бок с промысловыми кораблями находится се­ верный отряд учебных, парусных, паровых и дизельных кораблей; на которых курсан­ ты обоих мурманских мореходных училищ проходят практику, отправляются в даль­ ние плавания, испытывают различные, в том числе и самые новейшие, механизмы. О курсантах-старшекурсниках можно без преувеличения сказать, что это уже по-настоящему «оморячепные» люди. Они побывали и плавали по много месяцев не только в Баренцевом море на промысле донных рыб и в Северной Атлантике на до­ быче сельди. Они обогнули европейскую и азиатскую части материка Старого света, побывали в десятках иностранных портов... Обратите внимание па снимок у поли­ тической карты мира (Xs 1). Курсант- выиускник, отличник учебы 23-лет­ ний Борис Латыпов рассказывает мо­ лодому . пополнению училища — перво­ курсникам о своем большом морском переходе, совершенном прошлым ле­ том. Левая рука Латыпова у обозначенного па карте портя — Мурманск, правая — у Владивостока. На карте такого масштаба вроде и расстояние-то небольшое. А ведь по этому, открытому русскими мореходами Северному морскому пути, и посчастливи­ лось в качестве кочегара на корабле пройти Борису Латыпову. Это было его первое, правда, не последнее, морское кре­ щение. Около двух месяцев, с учетом стоя­ нок в различных портах, продолжалось оно. Немало трудностей приппось преодо­ леть морякам, а особенно самому молодому из них, но сколько воспоминаний оставило оно, сколько интересного, нового повидал Борис Латыпов, насколько богаче стал его кругозор. — Не жалел, а после этого перехода тем более не жалею, что избрал профессию мо­ ряка, — говорит Латыпов первокурсникам Федору Криводубскому, Ивану Хасапову, Виталию Харішу, — трудная, по мужест­ венная эта профессия. А для того, чтобы стать судоводителем или ипженером-меха- ником, я убедился, надо много, очень мно­ го знать. Борне Латыпов имеет право на такое об­ общение. Когда он закончил семилетку, пытался поступить в Батумское мореходное училище. Из-за недостатка мест его не приняли. Но Борис мечты своей не оста­ вил. Судьба забрасывает его в Магадан. Здесь он, работая чертелшнком, учился в вечерней школе и Закончил ее с серебряной медалью. И тогда-то открылось Мурманское высшее мореходное училище, куда посту­ пил комсомолец Латыпов. Все время он является отличником учебы, активным об­ щественником. Его пристрастие — судовые механизмы, особенно двигатели внутренне­ го сгорания. і| На фотографии рядом1с Латыповым (пер­ вый слева от пего) Ким ІІапольский, тоя:е отличник-выпускник. Он избрал своей специальностью судовождение. Сосредото­ ченно глядя на маршрут перехода своего то­ варища, Ким ІІапольский пе может не вспомнить о своих морских переходах в Баренцовом, Белом, Северном морях, за ру­ бежи любимой Отчизны. Высшее мореходное училище пе только привило вкус к судовождению у Кима На- польского, но, что очень важно, привило любовь к рыболовству. Его доклад в науч­ ном обществе — применение секторных радиомаяков в районах сельдяного промыс­ ла Северной Атлантики вызвал большой интерес у слушателей. — Меня увлекает, — рассказывает он, — промышленное рыболовство: как трало­ вый, так и дрифтерный лов рыбы. Огромное будущее у этой отрасли промышленности... А отсюда, из Мурманска, во все коіщы мира идут морские пути — к Шпицберге­ ну, Ныофаунленду и другим дальним и ближним районам рыболовства. — Мы, пионеры Высшего мореходного училища, перенесли трудности его созда­ ния, а вам, — говорят первокурсникам Борис и Ким, — продолжать традиции старших товарищей. Большие, заметные изменения произошли в Высшем мореходном училище за корот­ кое, очень короткое для существования высшего учебного заведения, время. Благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства Выс­ шее мореходное училище все время попол­ няется замечательной материальной базой, квалифицированными преподавателями, книжным фондом. Среди десятков лабораторий, которые появились в училище, не могут не при­ влечь внимание лаборатории — электрона- вигационных приборов, оснащенная новей­ шей и совершенной аппаратурой, электро­ техники и электрооборудования судов, мор­ ского дела и промышленного рыболовства (см. фотографию X: 2), теплотехническая, физики, сопротивления материалов и мно­ гие другие. В училище с гордостью подчеркивают, что по судовьш двигателям внутреннего сгорания оно даже 'не беднее чем старей­ шее в стране учебное заведение — Ленин­ градский кораблестроительный институт, а лаборатория электротехники и электрообо­ рудования судов богаче, чем в Московском техническом институте рыбной промыш­ ленности и хозяйства. Когда создавалось Высшее мореходное училище, оно ощущало острую нехватку квалифицированных педагогов. Сейчас в нем уже 17 кандидатов наук, причем пре­ подаватели Возницкий, Логинов, Зайден- берг, Дмитриев подготовили диссертации, работая в училище, и защитили их, доцен­ ты Ольховский и Карасев работают над докторскими диссертациями. Дружный, растущий коллектив препода­ вателей отдает немало сил и энергии вос­ питанию молодых командных кадров рыб­ ной промышленности, уча их и учась сам. На творческую деятельность преподава­ телей хорошее влияние оказывает их связь с промысловыми флотами, их инте­ рес к тому, как трудятся моряки, какие перспективные вопросы они решают. Ве­ дущие преподаватели нередко выступают с докладами в траловом флоте н «Мур­ мансельди» по вопросам современной тех­ ники, развития рыболовства и т. д. Будущие судоводители и судомеханики растут не узкими специалистами, а людьми с широким кругозором. Онн частые гости библиотеки (снимок Л! 3), с большим ин­ тересом читают художественную литерату­ ру, занимаются спортом, участвуют в ху­ дожественной самодеятельности, культур­ но отдыхают в общежитии (снимок 36 4), настойчиво овладевают марксистско-ле­ нинской теорией. Все условия созданы им для того, чтобы стать по-настоящему образованными, все­ сторонне развитыми людьми. Советское государство ежегодно затрачи­ вает 18—20 тысяч рублей на каждого курсанта. Ни в чем они не нуждаются. Их ежедневно четыре раза в день отлично кормят (1-й и 2-й завтраки, обед, ужин); с ног до головы одевают (обмундирование: рабочее, парадное, белое — майское, бо­ тинки: рабочие и парадные; бушлаты, шинели, белье и т. д.); выдают учебники, тетради, даже карандаши и перья, и к то­ му же платят стипендию. Пять лет тому назад, в первый год соз­ дания училища, ‘ было принято всего лишь 85 курсантов — почти все подавшие заявления. А последний, в нынешнем году, прием отличался огромным наплывом и большим конкурсом, в результате которого 85 человек не могли быть приняты. Преподаватели и курсанты с нетерпе­ нием ждут, когда строители треста «Мур­ манрыбстрой ;> возведут для училища че- тырехэтажпый красивый дом, в котором разместятся общежитие, актовый: п чи­ тальный залы, столовая, токарно-механи­ ческие мастерские. Миллионные средства, отпущенные государством на это строи­ тельство, свидетельство того, что Комму­ нистическая партия и Советское прави­ тельство создают отличные условия для подготовки высококвалифицированных кадров рыбной промышленности. Но строп-' тели, к сожалению, .затягивают ввод в строй этого здания, которое позволило бы коллективу мореходного училища улучшить учебный процесс и резко изменить быто­ вые условия. Это здание с колоннами явится и хоро- * шим подарком мурманчанам, ибо оно укра­ сит быстро растущий областной центр. Долг строителей — усилить темпы, быстрее справиться с порученным им де­ лом. Конечно, есть еще недостатки в дея­ тельности училища, случаи нарушения дисциплины, ощущаются пока трудности быта. Но каждому ясно — это трудности ро­ ста, с недостаткамп надо бороться настой­ чивее, напористее, воспитывать курсантов лучше. ...В вышедшей недавно стенной газете училища работник кафедры морского дела и промышленного рыболовства первый рус­ ский мастер добычи рыбы Федор Егорович Шамалуев поделился воспоминаниями своей жизни, условиями, в которых находились рыбаки Мурмана в далекое прошлое время. Читая его строки, сравнивая его жизнь с жизнью курсантов Высшего мореходного училища, напрпмер, Федора Крпводубского, сына грузчика, Ивана Хасапова, сына воз­ чика, н других, нельзя еще и еще раз не почувствовать той отеческой заботы, какой окружает Коммунистическая партия моло­ дежь. Гр. сожин. Фото Б. Внрнна.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz