Полярная правда. 1954, ноябрь.
№ 275 (7997) 20 ноября 1954 г. ВСЕ БИЛЫ— НА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Не с ни з им темпов Наш траулер «Латвия» — судно во флоте новое. Нет еще у нашего экипажа того богатого опыта за плечами, какой есть у команд «Кирова». «Еревана» и других кораблей, не освоилц мы как следует тех нику, оборудование судна. Однако итоги четырех сделанных нами в этом году рей сов Свидетельствуют, что и наш молодой коллектиь не отстает в работе. В четвер том, закончившемся недавно, рейсе эки паж с честью выполнил предоктябрьские обязательства — мы завершили не только установленный план по вылову рыбы, но и справились с дополнительным заданием. На счету экипажа сейчас 13.500 центне ров рыбы, выловленной за 4 рейса. Укрепился состав команды. В прошлую междурейсовую стоянку на судно пришло шесть новых матросов из числа демобили зованных воинов Советской Армии — на род подтянутый, дисциплинированный. II хотя все онн впервые попали на рыболов ное судно, впервые столкнулись с промыс ловым делом, комсомольцы тт. Исхаков, Париделаев, Казак быстро освоились и па один рейс научились обрабатывать рыбу. Конечно, тут не обошлось без помощи опытных наших моряков. Передовиками производства, ядром на шего коллектива являются матрос комсо молец тов. Оников, второй штурман ком сомолец тов. Ковылнн, консервный мастер тов. Замятин, засольщик тов. Садырин, ко чегар тов. Чернов и другие. Четвертый рейс проведен экипажем ус пешно. За 26 суток плавания, при рейсо вом задании 80 тонн, мы доставили в порт 230 тонн рыбы в полуфабрикате. При за дании на рейс 8000 банок наш консерв ный мастер изготовил и сдал в порту 17.000 банок консервов. Значительно пе рекрыто задание по выработке рыбьего жира и рыбноГі муки. В октябре экипаж выловил 4.600 центнеров рыбы, на 209 процентов выполнив месячное задание. На корабле постепенно налаживается политико-массовая работа. В минувшем рейсе было прочитано два доклада для мо ряков, выпущены номер стенгазеты и два «боевых листка». Были проведены заня тия кружка по изучению истории КПСС и политшколы, в которых повышают свой идейно-теоретический уровень 18 членов нашего экипажа. Отправляясь в очередной промысловый рейс, наш экипаж принял решение не сни жать темпов в работе и в дальнейшем, вместе со всеми промысловиками Мурма- на добиваться досрочного выполнения пя того пятилетнего плана. Н. М АТВЕЕВ . Поашолпт траулера «Латвия». Годовой план выполнен У с п е х и поисковиков Коллектив поискового траулера «Крон штадт» вместе со всеми моряками тралового флота достойно отметил 37-ю годовщину Октября. Предпраздничные обязательства были значительно перевыполнены. За 10 месяцев этого года нами сделано 13 рейсоз, из них два рейса мы ходили как промысловое судно, два — как исследова тельское и 9 раз — как поисковое. За это время команда нашего корабля обнаружила 12^ концентраций рыбы. За последний, ок тябрьский рейс мы обнаружили две кон центрации рыбы, на которых и работала основная групла траулеров флота. В процессе поисков нами была добыта 21 тысяча центнеров рыбы. Консервный мастер тов. Никитин, дав слово к концу года изготовить 40 тысяч банок консервов, уже сейчас изготовил их 43 тысячи. Ма шинист рыпомучной установки тов. 'Нена- хов выработал 80 тонн рыбной муки лрч обязательстве в 50 тояч. Большую работу вели судоводители ко рабля во главе с опытным капитаном тов. Карпенко. Во время рейсов было дано 160 обсервованиых, мест с указанием глубин и измерено более 100 донных температур. Слаженно трудилась машинная команда корабля во главе со старшим механиком тсв. К опытобым . Она сделала 5 безремонт ных стоянок в порту и пр:>зела своими си лами ремонтные работы объемом в 1200 нормо-часс<в. Активное участие в ремонт ных работах прптгмалп 2 механик тов. Рунцевич и машинист рыбомучной уста новки тов. Ненахов. Особое внимание на корабле уделяется повышению квалификации членсз команды, подготовке новых специалистов. В этом го ду у нас подготовлено 1 старший мастер по добыче рыбы, 4 мастера по добыче, 7 засольщиков, 6 матросов 1 класса, 5 ко чегаров, старший машинист, боцман, маши нист рыоомучнои установки и др. Первое место в соревновании по вахтам заняла первая комсомольско-оголодежная вахта во главе с третьим штурманом секре тарем комсомольской организации корабля тов. Завьяловым и старшим мастером по до быче тов. Дорониным. Спуск и подъем тра ла в этой вахте производится за 34 мину ты вместо 45 минут по норне. В ходе социалистического соревнования на корабле выросли прекрасные специали сты. Так, старший кочегар тов. Кубов наг ражден значком «Отличник социалистиче ского соревнования». Весь флот знает вто рого механика тов. Рунцевича. Его имя за несено па флотскую Доску почета. Мы знаем, что сейчас вместе со ©сей страной моряки тралового флота борются за досрочное выполнение плана пятой пяти летки. Хорошо понимая, что от . работы поисковиков Iзависит успех всего флота, наш экипаж, от капитана до гонги, стре мится к тому, чтобы сделать «Кронштадт» образцовым кораблем в деле выполнения государственного плана добычи рыбы. М . БРЕНЕИЗЕН . Помполнт траулера «Крон штадт*. Весть о почине передовых предприятий Москвы, положивших начало соревнова нию в стране за досрочное выполнение пятой пятилетки, вызвала новый трудо вой подъем и у рабочих леспромхозов. Наращивая темпы в труде, 13 ноября коллектив передового в области Нотозер- ского леспромхоза досрочно выполнил го довой план вывозки древесины. Этот успех достигнут благодаря самоот верженному труду передовых тружеников леса, примеру которых следовали все дру гие рабочие. Досрочное выполнение плана, — это, прежде всего, заслуга таких знатных людей предприятия, как электропплыцикп тт. Г. Чаплин и М. Барцевпч, тракторист тов. Г. Помельяиков, чокеровщик тов. В. Астюкевпч, обрубщпда сучьев тов. Е. Зайкова и многих других передовиков производства, которые систематически полтора— два нормы. Коллектив участвуя во в раза перекрывают своп Нотозерского леспромхоза, всенародном движении за досрочное выполнение заданий пятого пя тилетнего плана, решил дать стране в этом году сверх плана еще 56 тысяч ку бометров высококачественной древесины. Н . ПЛ УЖ Н И К . Инженер треста «ІѴІурманлес*. Колхозники борются за высокие уловы рыбы Патриотический почин коллективов пере довых московски предприятий, развернув ших социалистическое соревнование за досрочное выполнение пятого пятилетнего плана, нашел горячий отклик и у рыбаков нашего отдаленного колхоза «Моряк». Рыбаки-колхозники нашей артели в эти дни усиленно ведут борьбу за максималь ное использование благоприятной промыс ловой обстановки, за увеличение вылова семги. Годовой план по добыче рыбы кол хозом выполнен досрочно Сейчас мы сда- гм рыбу в счет 1955 года. 10 ноября рыбаки берегового промысла одержали новую производственную побе ду — завершен квартальный план по вы лову семги. На Кузоменекий рыбоприем ный пункт сданл свыше 300 центнеров семги. С 10 по 15 ноября рыбаки вылови ли еще 9 тонн этой ценной рыбы. Из 12 рыболовецких бригад девять досрочно спра вились с выполнением своих квартальных заданий. Лучших результатов на промысле сгмгп добились бригады под руководством опытных рыбако* тт. М. С. Счборщикова, П. Е. Заборщикова и Ф. П. Двинина, вы полнившие по полтора — два квартальных плана. П. КОНОПЛЕВ. Председатель колхоза -«Моряк*. Без перемен... 16 сентября в «Полярной правде» была опубликована заметка, в которой рассказы валось о плохой организации труда на за воде строительных деталей комбината под собных предприятий треста «Апатитстрой». Рабочие нашего железобетонною цеха внимательно изучили постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей. Каждый из нас хорошо понимает, какие ответственные за дачи стоят перед нашим заводом в свете этого постановления. Однако руководители предприятия, как видно, не поняли важности постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Онн не организовали четкой работы всех цехов завода и даже после заметки в газете не устранили тех недостатков, на которые в 'ней указывалось. Критические замечания руководители завода пропустили мимо іушей. Все осталось без перемен: попрежнему рабочие нашего цеха простаивают. Так, па- пример, с 1 по 6 ноября мы не работали. Причины все те же: попрежнему нерегу лярно, с перебоями подается в цех цемент, щебень, песок, попрежнему из арматурного и столярного цехов мы получаем арматуру и опалубку низкого качества, брак. 6 ноября, например, мы получили 48 форм опалубки, которые при проверке ока зались негодными. Эти детали мы не мог ли использовать. В результате рабочие железобетонного цеха вынуждены были потерять еще день. В настоящее время к этим причинам про стоев прибавились новые. Так, из-за неис правности парового отопления вышел из строя тельфер. Руководители завода не позаботились своевременно подготовить предприятие к зиме. Бетономешалка не обеспечивает необ ходимым количеством бетона, так как пе сок и гравий замерзают, а необходимая при изготовлении бетона горячая вода не по дается. Бетон у нас имеет температуру ни же 0 градусов, а в конструкции и детали полагается закладывать бетон, имеющий температуру 9 - 1 0 градусов. Из-за бесхозяйственности руководителей завода мы теряем часы и дни ценного ра бочего времени, в то время как строители ждут от нас все новых и новых, крайне необходимых в их деле железобетонных конструкций и деталей Надо положить ко нец безобразному положению, создавшему ся у нас на заводе, навести строгий поря док в оргааизацин работы цехов. Н . ФРОЛОВ. Рабочий железобетонного цеха за вода стройдеіалей комбината под собных предприятий треста «Апа- тнтстроЙ». Друг против друга за письменным столом' сидели средних лет мужчина, в морском ки теле, с широкими нашивками на рукавах и молодой человек в форме матроса рыбной промышленности. И хотя один из них кандидат техниче ских наук, доцент, исполняющий обязан ности директора Высшего мореходного учи лища Николай Михайлович Сабуренков, другой — курсант-выпускник Марат Щербино, разговор между ними происхо дил в такой форме, что ранги и звания словно исчезли и шла деловая беседа, в ходе которой нетрудно было уловить вза имное большое уважение. После ряда советов Николай Михайлович спросил ІЦербнно — как ему представляет ся решение научной работы, о которой шла речь, внимательно выслушал его и в за ключение сказал: — Давайте условимся пе реже раза в неделю встречаться и обмениваться мыс лями. Это будет полезно и для вас, и для меня, а главное — для задуманного науч ного труда. Этот разговор, свидетелями которого мы случайно оказались, живо воскресил в па мяти ту пору, когда впервые в стране от крылись двери нового высшего учебного заведения — Мурманского высшего море ходного училища, и нам довелось тогда по бывать здесь, рассказав затем читателям «Полярной правды» об этом немаловажном событии в жизни заполярной области. С тех нор прошло почти пять лет. Для училища наступил знаменательный этап — те самые юноши, которые тогда впервые переступили порог избранного ими учебно го заведения, собираются покидать его, по лучив диплом, эту дорогую «книжицу» с золотым тиснением, эту большую путевку Родины в жизнь. Так вот каким стал Марат Щербино, от личник учебы, берущийся сейчас за на учное обобщение передового опыта кораб лей сельдяного флота! Может быть, у некоторых промысловиков и вызовет недоверие эта смелая попытка молодого человека, члена научного обще ства курсантов Высшего мореходного учи лища. Но тогда напомним: такими же как Щербино, его сверстниками, была разрабо тана под руководством доцента Ольховско го, заведующего кафедрой судовождения, тема — определение места кораблей в Се верной Атлантике с помощью радиомаяков дальнего действия. И не только разработа на, но и внедрена во флоте «Мурман сельди». Курсант — отличник Кузьмин работает над модернизацией утилизационного котла па больших кораблях с целью применения здесь рыбомучной установки. Этим заинте ресовалось министерство рыбной промыш ленности, ибо решение такой проблемы су лит значительное повышение выпуска про дукции на больших дизельных траулерах. ■ Рассказ о Высшем мореходном училище мы начали с деятельности научно-техниче ского общества н некоторых практических работ курсантов неспроста. Высшее море ходное училище прочно становится на но ги и начинает приобретать, развивать свои традиции, которые есть у каждого вуза страны. Так вот, тесная связь с жизныо, с рыб ной промышленностью, для которой и гото вятся здесь кадры, — одна из самых дра гоценных традиций, прочно входящей в жизнь этого учебного заведения. Взгляните- на верхний снимок. На фоне здания училища, к слову сказать распо- лояіенного «лицом» к рыбному порту, к Кольскому заливу, к промысловым кораб лям, выстроились и приняли команду «рав- няйсь» — курсанты в форменных шине лях н шапках-ушанках с эмблемами моря ков промыслового флота. Это — будущие судоводители и судоме ханики рыбной промышленности, которых воспитывают в духе высокого патриотизма, дисциплинированными, культурными, от личными специалистами. И там, у причалов порта, бок о бок с промысловыми кораблями находится се верный отряд учебных, парусных, паровых и дизельных кораблей; на которых курсан ты обоих мурманских мореходных училищ проходят практику, отправляются в даль ние плавания, испытывают различные, в том числе и самые новейшие, механизмы. О курсантах-старшекурсниках можно без преувеличения сказать, что это уже по-настоящему «оморячепные» люди. Они побывали и плавали по много месяцев не только в Баренцевом море на промысле донных рыб и в Северной Атлантике на до быче сельди. Они обогнули европейскую и азиатскую части материка Старого света, побывали в десятках иностранных портов... Обратите внимание па снимок у поли тической карты мира (Xs 1). Курсант- выиускник, отличник учебы 23-лет ний Борис Латыпов рассказывает мо лодому . пополнению училища — перво курсникам о своем большом морском переходе, совершенном прошлым ле том. Левая рука Латыпова у обозначенного па карте портя — Мурманск, правая — у Владивостока. На карте такого масштаба вроде и расстояние-то небольшое. А ведь по этому, открытому русскими мореходами Северному морскому пути, и посчастливи лось в качестве кочегара на корабле пройти Борису Латыпову. Это было его первое, правда, не последнее, морское кре щение. Около двух месяцев, с учетом стоя нок в различных портах, продолжалось оно. Немало трудностей приппось преодо леть морякам, а особенно самому молодому из них, но сколько воспоминаний оставило оно, сколько интересного, нового повидал Борис Латыпов, насколько богаче стал его кругозор. — Не жалел, а после этого перехода тем более не жалею, что избрал профессию мо ряка, — говорит Латыпов первокурсникам Федору Криводубскому, Ивану Хасапову, Виталию Харішу, — трудная, по мужест венная эта профессия. А для того, чтобы стать судоводителем или ипженером-меха- ником, я убедился, надо много, очень мно го знать. Борне Латыпов имеет право на такое об общение. Когда он закончил семилетку, пытался поступить в Батумское мореходное училище. Из-за недостатка мест его не приняли. Но Борис мечты своей не оста вил. Судьба забрасывает его в Магадан. Здесь он, работая чертелшнком, учился в вечерней школе и Закончил ее с серебряной медалью. И тогда-то открылось Мурманское высшее мореходное училище, куда посту пил комсомолец Латыпов. Все время он является отличником учебы, активным об щественником. Его пристрастие — судовые механизмы, особенно двигатели внутренне го сгорания. і| На фотографии рядом1с Латыповым (пер вый слева от пего) Ким ІІапольский, тоя:е отличник-выпускник. Он избрал своей специальностью судовождение. Сосредото ченно глядя на маршрут перехода своего то варища, Ким ІІапольский пе может не вспомнить о своих морских переходах в Баренцовом, Белом, Северном морях, за ру бежи любимой Отчизны. Высшее мореходное училище пе только привило вкус к судовождению у Кима На- польского, но, что очень важно, привило любовь к рыболовству. Его доклад в науч ном обществе — применение секторных радиомаяков в районах сельдяного промыс ла Северной Атлантики вызвал большой интерес у слушателей. — Меня увлекает, — рассказывает он, — промышленное рыболовство: как трало вый, так и дрифтерный лов рыбы. Огромное будущее у этой отрасли промышленности... А отсюда, из Мурманска, во все коіщы мира идут морские пути — к Шпицберге ну, Ныофаунленду и другим дальним и ближним районам рыболовства. — Мы, пионеры Высшего мореходного училища, перенесли трудности его созда ния, а вам, — говорят первокурсникам Борис и Ким, — продолжать традиции старших товарищей. Большие, заметные изменения произошли в Высшем мореходном училище за корот кое, очень короткое для существования высшего учебного заведения, время. Благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства Выс шее мореходное училище все время попол няется замечательной материальной базой, квалифицированными преподавателями, книжным фондом. Среди десятков лабораторий, которые появились в училище, не могут не при влечь внимание лаборатории — электрона- вигационных приборов, оснащенная новей шей и совершенной аппаратурой, электро техники и электрооборудования судов, мор ского дела и промышленного рыболовства (см. фотографию X: 2), теплотехническая, физики, сопротивления материалов и мно гие другие. В училище с гордостью подчеркивают, что по судовьш двигателям внутреннего сгорания оно даже 'не беднее чем старей шее в стране учебное заведение — Ленин градский кораблестроительный институт, а лаборатория электротехники и электрообо рудования судов богаче, чем в Московском техническом институте рыбной промыш ленности и хозяйства. Когда создавалось Высшее мореходное училище, оно ощущало острую нехватку квалифицированных педагогов. Сейчас в нем уже 17 кандидатов наук, причем пре подаватели Возницкий, Логинов, Зайден- берг, Дмитриев подготовили диссертации, работая в училище, и защитили их, доцен ты Ольховский и Карасев работают над докторскими диссертациями. Дружный, растущий коллектив препода вателей отдает немало сил и энергии вос питанию молодых командных кадров рыб ной промышленности, уча их и учась сам. На творческую деятельность преподава телей хорошее влияние оказывает их связь с промысловыми флотами, их инте рес к тому, как трудятся моряки, какие перспективные вопросы они решают. Ве дущие преподаватели нередко выступают с докладами в траловом флоте н «Мур мансельди» по вопросам современной тех ники, развития рыболовства и т. д. Будущие судоводители и судомеханики растут не узкими специалистами, а людьми с широким кругозором. Онн частые гости библиотеки (снимок Л! 3), с большим ин тересом читают художественную литерату ру, занимаются спортом, участвуют в ху дожественной самодеятельности, культур но отдыхают в общежитии (снимок 36 4), настойчиво овладевают марксистско-ле нинской теорией. Все условия созданы им для того, чтобы стать по-настоящему образованными, все сторонне развитыми людьми. Советское государство ежегодно затрачи вает 18—20 тысяч рублей на каждого курсанта. Ни в чем они не нуждаются. Их ежедневно четыре раза в день отлично кормят (1-й и 2-й завтраки, обед, ужин); с ног до головы одевают (обмундирование: рабочее, парадное, белое — майское, бо тинки: рабочие и парадные; бушлаты, шинели, белье и т. д.); выдают учебники, тетради, даже карандаши и перья, и к то му же платят стипендию. Пять лет тому назад, в первый год соз дания училища, ‘ было принято всего лишь 85 курсантов — почти все подавшие заявления. А последний, в нынешнем году, прием отличался огромным наплывом и большим конкурсом, в результате которого 85 человек не могли быть приняты. Преподаватели и курсанты с нетерпе нием ждут, когда строители треста «Мур манрыбстрой ;> возведут для училища че- тырехэтажпый красивый дом, в котором разместятся общежитие, актовый: п чи тальный залы, столовая, токарно-механи ческие мастерские. Миллионные средства, отпущенные государством на это строи тельство, свидетельство того, что Комму нистическая партия и Советское прави тельство создают отличные условия для подготовки высококвалифицированных кадров рыбной промышленности. Но строп-' тели, к сожалению, .затягивают ввод в строй этого здания, которое позволило бы коллективу мореходного училища улучшить учебный процесс и резко изменить быто вые условия. Это здание с колоннами явится и хоро- * шим подарком мурманчанам, ибо оно укра сит быстро растущий областной центр. Долг строителей — усилить темпы, быстрее справиться с порученным им де лом. Конечно, есть еще недостатки в дея тельности училища, случаи нарушения дисциплины, ощущаются пока трудности быта. Но каждому ясно — это трудности ро ста, с недостаткамп надо бороться настой чивее, напористее, воспитывать курсантов лучше. ...В вышедшей недавно стенной газете училища работник кафедры морского дела и промышленного рыболовства первый рус ский мастер добычи рыбы Федор Егорович Шамалуев поделился воспоминаниями своей жизни, условиями, в которых находились рыбаки Мурмана в далекое прошлое время. Читая его строки, сравнивая его жизнь с жизнью курсантов Высшего мореходного училища, напрпмер, Федора Крпводубского, сына грузчика, Ивана Хасапова, сына воз чика, н других, нельзя еще и еще раз не почувствовать той отеческой заботы, какой окружает Коммунистическая партия моло дежь. Гр. сожин. Фото Б. Внрнна.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz