Полярная правда. 1954, ноябрь.
Jv 2 271 (7993) 1в ноября 1934 й П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Новая ЖизнЬ поморов Восточная часть Кольского полуострова пзрезана ыаогочнсленнынн реками и ва- ливамн. В устьях рек, по берегам заливов расположены рыбацкие становища. Так они называются потому, что в прошлом являлись местами временных стоянок ры баков. В то время человеку было трудно бороться с суровой северной природой. Его пугали и длинные полярные ночи, и жгучие, холодные ветры, дующие с Ле довитого океана, и гранитные скалы, ли шенные растительности, отвесно спускаю щиеся к морю Поморы Беломорского побережья еще в древние времена приходили сюда на рыб ный промысел, ибо здесь в море в боль шом количестве водится треска, пикша, камбала, зубатка, палтус. Одно из старых стэновищ — Тернбер- ка. Из архивных данных можно узнать, что в 1880 году в Териберке было девять хижин рыбаков, пять нежилых строений, «черная» баня, парусная ела, семь шняк, двенадцать оленей и две коровы. Царское правительство не стремилось развивать хозяйство Севера, пе заботилось о жизни первых поселенцев. К концу 1900 года, т. е. за двадцать лет, в посел ке Териберка было построено только де сять донов и... две церкви. ' Поморы жили в темноте и невежестве. Первая школа в Териберке открылась только в 1915 году, в которой в основном обучались дети купцов. Население было лишено медицинской помощи. Инфекцион ные болезни ежегодно уносили много че ловеческих жизней. На промысел поморы выходили на ут лых шняках и часто во время штормов гибли в морской пучине. Большую часть улпва рыбаки Терибер- кн, Захребетного Рынды, Харловки вы нуждены были отдавать купцам-рыбопро- мышлешшкам Клементьеву, Могучему, Улла Висту за аренду орудий лова. Здесь существовала система найма ры бака, называвшаяся «покрутом». Влади мир Ильич Ленин в своей работе «Разви тие капитализма в Рогсии» указывал, что эта система гтаьила рыбаков в положение людей бесправных, находящихся в полной экономической зависимости от своих хо- гяев всю жизнь. Ярмо «покрута» рыбаки сбросили толь ко в результат? установления советской власти. Поморы объединились в колхозы. Советское государство снабдило их про мысловой техники!. За двадцать один год своего существо вания терпберский колхоз имени Вороши лова вырос, окррп экономически. Сейчас артель обслуживз^тся четырьмя малыми траулерами и двумя моторными ботами. В втом году промысловики получат рыбо ловный сейнер, оснащенный новейшими на вигационными приборами и совершенными орудиями лова Колхозники стремятся как можно луч ше использовать промысловую технику, увеличить вылов рыоы. За высокие пока затели в труде в 1953 году колхоз имени Ворошилова удостоен чести участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной вы ставке. За десять месяцев нынешнего года промысловики добыли 133 тыс. пудов ры бы- А 40 лет тому назад столько рыбы до бывалось sa год па всем побережье Мур мана. План 1954 года по вылову рыбы кол хоз имени Ворошилова выполнил на 135 процентов, улов на каждого промыслови ка составил 450 центнеров. Замечательных успехов на промысле до бились команды малых траулеров: «Сар динка», «Передовой», «Мир», моторных ботов «Зюйд», «Норд-Ост». Экипаж «Сар динки», возглавляемый коммунистом Се линым, настойчиво совершенствует мето ды добычи рыбы, осваивает новые райо ны промысла. Команда этого судна первой среди рыбаков прибрежного лова в ок тябре начала добывать сельдь в открытом море. Промышляя в 150 милях от берега, отважный экипаж, самоотверженно бо рясь со стихией, достигает высоких уло вов. Успешно ведет лов сельди в откры том море и экипаж малого траулера «Пе редовой». Высоки заработки рыбаков. По сравне нию с 1952 годом в прошлом году их до ходы возросли почти в два раза. Передо вые^рыбаки тт Селин. Евтюков, Малинов ский заработали по 30— 40 тыс. рублей. За годы советской власти совершенно неузнаваемой стала Териберка. На месте, старых жалких лачуг на песчаном берегу выросли новые двухэтажные дома. Толь ко в текущем году будет введено в строй и заселено до конца года 1047 квадрат ных метров жилой площади. В поселке имеется средняя школа, больница, Дом культуры, почта, телеграф, радиоузел, рыбокомбинат и другие промышленные предприятия и культурно-бытовые учреж дения. Рядом с колхозом имени Ворошилова на левом берегу реки Териберки расположе на рыболовецкая артель «Мурманец», ор ганизованная в 1944 году. Промысловики колхоза досрочно завершили годовой план по добыче рыбы, животноводы доби лись высоких удоев молока. В 1952 году здесь создана звероферма, которая дает немалый доход. Советское государство отпускает боль шие средства на подготовку кадров кол хозных рыбаков. Только за 1953 год и десять месяцев 1954 года подготовлено на курсах 32 судоводителя, механика, ма стера по добыче рыбы. Кроме этого за пос ледние два года на работу в Териберскую МРС прибыло семь инженерно-техниче ских работников с высшим и средним об разованием. Замечательны перспективы дальнейшего развития колхозов района. В связи с ро стом рыбного промысла в артели имени Ворошилова будет строиться сорок домов. Десять домср намечено построить в колхо зе «Мурманец». В старовпще Дальние Зе ленцы вырастет новый поселок. Для улуч шения медицинского обслуживания трудя щихся в районном центре будет сооруже на новая больница. Болынор строительст во намечается в пос. Лодейное, станови ще Кильдин и других населенных пунк тах района. 37-ю годовщину Великого Октября жи тели побережья встретили с гордостью за свою могучую Родину, с горячим стремле нием идти вперед и вперед, к коммунизму. В . М ЕР КУРЬЕВ . Е. БОЛТУНОВА . пос. Териберка. За новЫе успехи в тр ѵд е Хорошим трудовым подарком, встретил коллектив телеграфно-телефонной станции 37-ю годовщину Великого Октября. 21 -го октября коллектив телеграфно телефонной станции Мурманского отделения дороги стал на предпраздничную трудовую вахту. В эта дни были приняты и переданы тысячи телеграмм. Каждая из них обраба тывалась на 5 минут быстрее, чем это установлено по норме. Особенно хорошо трудились в предпраздничные дни телефо нистки тт. Попова, Мякина. Пряхина, Ко лесникова, телеграфистки тт. Грачева, Воробьева. В . РЫЖ КО В . Более того, они могут расти и развивать ся, если против них не вести решительной борьбы. Кроме того, нельзя забывать о капита листическом окружении, которое стремит ся распространять среди советских людей чуждые нам настроения, взгляды, идеи, идеологически разлагать неустойчивые элементы нашего общества, протащить в нашу среду буржуазную идеологию. Имен но поэтому марксистско-ленинская закал ка наших кадров, коммунистическое воспи тание советских людей проходит не сти хийно, не самотеком, а целеустремленно, в борьбе с буржуазной идеологией, с пере житками капитализма в созпании людей. Особентмшра^тает роль и значение иде ологической работы в период посгзп.-нно- го перехода от социализма к коммунизму, когда коммунистическое воспитание тру дящихся, борьба против враждебной бур жуазной идеологии, против проявления чуждых взглядов, настроений, теорий при обретают решающее значение. Огромную роль в повышении уровня идеологической работы сыгралп историче ские постановления ЦК ВКП(б) по вопро сам литературы и искусства, а также творческие дискуссии по вопросам филосо фии, языкознания, биологии, физиологии, политэкономии, проведенные по инициати ве ЦК партии. Разгром чуждых марксиз му-ленинизму теорий и взглядов в науке, искусству и литературе значительно повы сил идейный уровень идеологической ра боты. На основе исторических решений ЦК партии партийные организации добились новых успехов в развитии социа листической культуры, в постановке ком мунистического воспитания трудящихся. Усиление идеологической работы способст вовало также успешному решению хозяй ственно-политических задач, стоящих пе ред страной. Однако некоторые партийные организа ции, чрезмерно увлекаясь хозяйством, ухо дят с головой в текущую практическую работу и забывают о значении идеологи ческой работы. Эта недооценка идеологиче ской работы снижает уровень руководства хозяйством, порождает серьезные ошибки и недочеты в работе партийных организа ций и создает благоприятную почву для оживления враждебных партии взглядов. XIX съезд Коммунистической партии потребовал от всех партийных организа ций решительно покончить с вредной не дооценкой идеологической работы, усилить эту работу во всех звеньях партии п го сударства, неустанно разоблачать всяче ские проявления буржуазной идеологии, улучшить дело коммунистического воспи тания советских людей. Важнейшая задача Коммунистической партии в области идеологической раОо^ы заключается в том. чтобы двигать вперед марксистско-ленинскую теорию с тем, чтобы она освещала путь коммунистиче скому строительству, оберегать марксизм- ленинизм от всяких попыток его из вращения, неустанно вооружать марк систско-ленинской наукой наши кад ры, обеспечивать правильную идейную на правленность советской науки, литерату ры, искусства, неустанно улучшать дело коммунистического воспитания трудя щихся. Острие идеологической работы нашей партии направлено на ограждение совзт- ских люден от влияния буржуазной идео логии. на решительную борьбу с предрас судками и традициями старого общества, на воспитание советских людеД в духе со ветского патриотизма, дружбы пародов, в духе заботы об интересах Советского госу дарства, в духе уверенности в победе на шего дела. Огромное значение в идеологической ра боте партии имеет пропаганда марксистско- ленинской теории. Она помогает вооружать наши кадры знанием законов общественно го развития, умением руководствоваться ими в практической работе по коммунисти ческому строительству, творчески подхо дить к решению вопросов, правильно по нимать политику нашей партии, активно бороться за ес осуществление. Центральный Комитет КПСС поставил перед всеми партийными организациями важнейшую задачу — повысить качество марксистско-ленинской учебы наших кад ров, изжить начетничество, догматизм и буквоедство, имеющие еще место в от дельных звеньях партийной пропаганды, обеспечить глубокое изучение марксизма, усвоение его революционного духа, учить наши кадры уменью правильно применять положения марксистско-ленинской науки в решении^ стоящих перед страной пар тийно-хозяйственных задач. Долг партийных организаций заключает ся в том, чтобы вопросы идеологической работы держать всегда в центре внимания, неустанно заботиться о повышении идей ного уровня партийной пропаганды, агита ции, печати, учреждений культуры, на правляя воспитательную, идеологическую работу на успешное решение задач ком мунистического строительства, на усиле ние коммунистического воспитания трудя щихся. С. СМИРНОВ . Зав. кафедрой марксизма- ленинизма Мурманского госу дарственного учительского ин ститута. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Лучше организовать снабжение траулеров на побережье Одним из важных резервов увеличения добычи рыбы в траловом флоте является удлинение рейсов судов за счет пополне ния запасов угля, воды с лихтеров, стоя щих в губах побережья. При правильной организации дела это мероприятие позво лило бы морякам доставлять в порт гораз до больше продукции, особенно сейчас, когда на промысле богатая сырьевая база. Но погрузка угля, воды, соли с лихте ров до сего времени организована плохо. Суда теряют очень иного ценного промыс лового времени на переходы, на ожидание швартовки к лихтеру, на погрузку. Неред ко, таким образом, вместо экономии полу чается потеря времени. Только за послед ние дни октября промысловые суда «Мак рель», «Трал» п другие потеряли по этой причине по 2 — 3 суток. Или взять пример со снабжением углем нашего траулера «Кнровск». В последнем рейсе «Кировск» обнаружил крупную кон центрацию окуня и трески па Демидов ской банке. За одно траление подъемы бы ли от 1,5 до 5 тонн. За 4 суток моряки корабля взяли около 50 тонн трески и оку ня. Но вскоре «Кировск» вынужден был оставить район и следовать для пополне ния запасов топлива. Сделав 30-часовон переход, мы пришвартовались к борту лих тера «Луда», чтобы начать погрузку уг ля. Но выяснилось, что на лихтере нет лопат, что ковш для погрузки находится в другом конце лихтера. Пока сделали ло паты, перетащили ковш, прошло около 2 часов. К тому же оказалось, что уголь нужно собирать со всего трюма. У ковша были не в порядке стопоры опрокидывате ля и он часто открывался, не дойдя до бор та траулера. Много угля высыпалось в море. Кроме всего этого ковшом были на несены серьезные повреждения палубной надстройке траулера. В результате за 12 часов было погружено 70 лько около 35 тонн угля, а нам требовалось 130 тонн. Нужно учесть, что погрузка производи лась при тихой погоде. В случае ветра ве сти ее при таких условиях было бы вооб ще невозможно. У моряков возникают вопросы: какой же смысл при таких потерях времени по полнять запасы на побережье, не лучше ли идти в порт? Почему руководители тралового флота не могут организовать по грузку угля специальными бригадами, дать оборудование — хотя бы лотки и т. д? А если уж команды судов вынуж дены грузить уголь, то необходимо решить вопрос с оплатой погрузки. Затем непонятно, какой смысл попол нять запасы в море поисковым судам? По исковые суда после пополнения запасов работают поблизости у берегов, так как в дальние районы пх послать нельзя. Мы обращались с этим вопросом в политотдел тралфлота, в промысловую разведку, но от вета не получили. Организацию снабжения траулеров с лихтеров необходимо тщательно продумать. В частности, необходимо механизировать процессы погрузки, иметь на лихтерах все необходимое для судов — уголь, соль, во ду, лед, консервную тару, тралы и т. д. Это позволит действительно добиться эко номии промыслового времени кораблями н увеличения добычи рыбы. С. ЧЕРЕПАНОВ . Помполнт траулера «Кнровск». Почему перестал работать автокружок Много молодых рабочих стронтельно-моп- тажного управления «Жилгражданстрой» треста «Апатитстрой» в г. Кировске желают освоить передовую технику, приобрести вторые специальности. Но это желание трудно выполнимо. За примерами далеко ходить пе надо. В нашем управлении был создан кружок об щества ДОСААФ по изучению автомобиль ного дела. В него записалось 25 человек. Состоялось четыре занятия и потом они прекратились. Дело в том, что руководитель занятиями инструктор автогаража треста «Апатитстрой» тов. Ильин нерадиво отно сится к своим обязанностям. Пользуясь бесконтрольностью в своей работе со стороны городского комитета ДОСААФ (председатель тов. Согрин) и пер вичной организации ДОСААФ треста «Апатитстрой» (председатель тов. Мельни ков), он работу в кружке прекратил. Мы неоднократно обращались к руководителям предприятия, но помощи никакой не по лучаем. Рабочие ВОИНОВ, АНИСКОВ , ИСАКО В , ЦЫ ГАН КО В , ВЕРХОВ . „ЕГОР БУАЫЧОВ И ДРУГИЕ* НА СЦЕНЕ ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА Моя работа над ролью Егора Булычова В пьесе «Егор Булычов и другие» мне приходится выступать не в первый раз. Раньше я исполнял роли Павлина, Пропо тел, Башкина. Но когда мне поручили иг рать Егора Булычова, то я невольно усом нился, справлюсь лп с такой большой и ответственной ролью. Хорошо сыграть на сцене Булычова — значит понять замысел А. М. Горького* что он хотел сказать этим образом' в пьесе. Характер Булычова сложен п многогранен. Он — бунтарь против своего эксплуата торского класса, считает, что попал сюда случайно н с чужими людьми прожил «не на той улице» больше 30 лет. Он — разо блачитель церковного и монастырского ханжества. Булычов срывает маску лице мерия с попа Павлина, игумепьп Меланьи, жулНка Достигаева н своего управляющего Башкина. Ему нравится простодушный трубач п ненавистны супруги Звонцовы, которых он называет «чертями домаш ними». Единственные и бтизкче люди, с кото рыми Булычову не приходится лукавить, — это младшая дочь Шура и горничная Глафира. В общении с ними он отдыхает, свободно говорит и шутит, считает их сво ими единомышленниками. Э т и сложные и противоречивые чувства в Булычове создают большие затруднения в истолковании этого образа. Нужно было добиться предельной ясности его отноше ний ко всем, с кем ему приходится стал киваться. Чтобы создать глубокий н правдивый образ Егора Булычова, мне пришлось мно го поработать над материалами нз опыта постановки зтого спектакля па сценах лучших театров нашей страны. В частно сти, большую помощь мне оказало зна комство с беседами одного из лучших акте ров нашей Родины Щукина, в свое время создавшего незабываемый и яркий образ Булычова, а также беседами А. М. Горь кого с коллективом театра им. Евг. Вахтангова, первым осуществившим при личном активном участии писателя поста новку пьесы па сцене. С. СИДОРОВ. Артист Мурманского областного драматического театра. ѵ*'* » 1 і'« til • На снимке: сцена из спектакля-(1-й акт) «Егор Булычов и другие». Булы чов — артист С. Т . Сидоров, Ш ура — артистка Е. Нюхтина. Фото К . Ульянова. Творческая удача театра Помощь рыбаков строителям Недавно был организован воскресник работников предприятий Главмурманрыб- прона в помощь строительно-монтажному управлению >5 3 и конторе отделочных работ треста «Мурманрыбстрой». На вос кресник вышло свыше 200 человек. Они, помогая строителям ускорить ввод в эк- сплоатацию пусковых объектов 51 кварта ла по проспекту имени Ленина — домов >£ 6 и Л! 7, убирали мусор, очищали стекла, трубы, двери, сортировали и ук ладывали доски, занимались погрузкой и разгрузкой металлических лесов. Воскресник был организован хорошо. Участники его работали с большим подъе мом и сделали многое Особенно отличи лись коллективы рабочих рыбокомбината, рыбного порта и завода междурейсового ремонта траулеров. В . ДЕНИСОВ. Главный инженер конторы отде лочных работ. Замечательный спектакль Вместе с_ подругами я часто посещаю Мурманский областной драматический театр. Успешная постановка пьесы М. Горь кого «Егор Булычов и другие» свидетель ствует о том, что театральный коллектив справился с поставленной задачей, с каж дым новым спектаклем стремится все пол нее удовлетворить культурные запросы зрителей. Пьеса «Егор Булычов п другие», несом ненно, сложная и требует большой работы над ней. В оСразе Егора Булычова (артист С. Сидоров) правдиво и ярко отображены черты буржуазного хищника, который по нял, что всю жизнь шел по неправильному пути, т. е. с эксплуататорами. Он высту пает против представителей этого класса и срывает с них маски. Большое впечатление производит .образ Меланьи в исполнении артистки М. Усовой. Разоблачается ханжа, скрывающая под ма ской религиозности свои корыстные цели. Удачна сцена встречи Булычова с Меланьей во втором акте, где раскрывается истинное лицо этой «святой» женщины. Нравятся мне в спектакле артистка А. Смаженсвич в роли Антонины Достнгае- вой н артист Г. Ложкин в роли Алексея. Спектакль захватывает внимание зрителя правильным истолкованием образов не только людей старого мира. Хорошо испол няет роль революционера Якова Лаптева артист В. Петров. В. Б А Р АШ КО В А . Студентка первого курса физико- математического факультета М ур манского учительского института. Хороший подарок зрителю Мы очень любим, читаем и перечиты ваем книги основоположника советской литературы А. М. Горького и, в частности, его пьесу «Егор Булычов и другие». Мурманский областной драматический театр сделал хорошее дело, поставив на сцене эту пьесу. Недавно я смотрел кино фильм, на днях, во время короткой стоян ки в порту, перед выходом на сельдяной промысел, мне удалось вместе с товари щами посмотреть этот спектакль. Игра многих артистов оставила хорошее впечат ление. Особенно запоминается артист С. Сидоров, исполняющий роль Егора Бу лычова. Удачно в спектакле проведена главная мысль А. М. Горького о том, что старый мир должен рухнуть и победит револю ция, народ. Эту идею несут в себе револю ционер Яков Лаптев, дочь Егора Александ ра, лесник Донат. Очень выразительны многие сцены, в которых обличается все старое, отжившее. Так, запоминаются эпи зоды встречи Булычова с Меланьей, тру бачом, знахаркой. Здесь хорошо прозвуча ла антирелигиозная тема, критика А. М. Горьким невежества, предрассудков. Длительное время наши моряки нахо дятся на промысле. И очень приятно, воз вратившись в порт, посмотреть новый ки нофильм или пьесу в театре. Мне кажет ся, что спектакль «Егор Булычов и дру гие» — хороший подарок театрального коллектива Мурманского областного дра матического театра зрители. Мой совет морякам, возвращающимся с промысла, обязательно посмотреть этот интересный спектакль. В . ГРИШ И Н . Моторист среднего № 4236. траулера Пьеса А. М Горького «Егор Булычов и другие» принадлежит к числу лучших произведении советской драматургии. Она задумана писателем как начало большого драматургического цикла о событиях все мирно исторического значения. Автор пока зывает в ней неизбежность и закономер ность гибели капиталистического строя и победы социалистической революции. Как и во многих других произведениях класси ка советской литературы, здесь прозвучало горьковское обличение старого, мерзкого и отвратительного капиталистического мира, торжество новых социальных сил. Высокую оценку художественным осо бенностям этого произведения дал выдаю щийся мастер советского театрального ис кусства В. И. Немировича-Данченко: «...дав но не читал пьесы такой пленительной... Молодо, яркоі сочно, жизненно, просто, — фигуры как из бронзы...» Заслуживает глубокого внимания выбор этой пьесы, удачно поставленной коллек тивом Мурманского драматического театра. Это свидетельствует о большом творческом росте театрального коллектива, которому оказалась под силу такая глубокая и слож ная пьеса, как «Егор Булычов и другие». Фигура Егора Булычова является цент ральной, во многом решающей успех всего спектакля. Творческий коллектив Мурман ского театра, исполнитель доли Булычова артист С. Сидоров под руководством ре жиссера С. Ящиковского сумели создать спектакль, в котором умело раскрыта глав ная авторская мысль, идея произведения. Артисту С. Сидорову удалось передать сложность, противоречивость характера своего героя. Эта слгжность образа заклю чается в следующем. Булычов является представителем эксплуататорского класса, но под влиянием исторических событий, тяжело больной, чувствующий свою смерть, он начинает сознавать, что всю свою жизнь прожил «не на той улице», т. е .’на купе ческой улице. II только на пороге смерти он понял свою ошибку, что шел не по тому жизненному пути. Во многом этот характер раскрывается в метких словах самого Булычова, весь смысл жизни которого заключался в сле дующем: «Мое дело — деньги наживать, а мужиково — хлеб работать, товары поку пать», «Все друг друга обижают, иначе нельзя, такая жизнь», «Каждый сам собой держится.... своей силой...» Слабый всегда подчиняется сильному, либо ты грабишь, либо тебя грабят — этот волчий закон ка питалистического строя уяснил себе моло дой. Булычов. Артист верно подчеркивает ненависть прозревшего Булычова.к тем, которые, по добно ему самому в прошлом, продолжают обманывать и обкрадывать народ. Вместе с тем, он показывает Булычова не только как хищника, но и как своеобразную жертву этого проклятого мира. Булычов женился на нелюбимой, глупой, но богатой женщине, чтобы самому быть богатым, а следова тельно, и сильным. И вот, когда прожита вся жизнь, он начинает понимать, что все 30 лет он шел с чуленми людьми, вся жиз ненная энеріия потрачена впустую. В соб ственном доме он оказывается окруженным своими домочадцами, как врагами. «Похо же, что я заключенный. Арестант... вроде», — говорит он.— Все настроены против не го, ждут его смерти, чтобы захватить бо гатство. Отрицая этот мир тупых и пошлых лю дей, выступая против них, он в то же вре мя сознает безвыходность своего положе ния, приходит к выводу, что изменить на стоящее для него уже поздно. Он осознает не только свою близкую смерть, но не раз говорит и о «большой смерти», т. е. гибели всего эксплуататорского класса. В то же время в спектакле верно под черкивается, что Булычов способен лишь осудить старый мир. Он тянется к ыолоде- жи, людям из народа — прислушивается к голосу революционера Лаптева, к дочери Шуре. Булычов в исполнении С. Сидорова — это бунтарь, сильный и неукротимый, вплоть до озорства в своем выражении зло бы и гнева по адресу тех, кого он возне навидел, Он знает, против кого воюет, кто его противник. Он бросает попу Павлину, своему управляющему Башкину, жене Ксе нии, дочери Варваре резкие слова осужде ния. Его протест против несправедливости всего существующего строя звучит особен но сильно в последней сцене второго акта, когда по его требованию трубач Гаврило «конец миру трубит». «Глуши их, Таври ло!»,— кричит Булычов под оглушитель ные звуки трубача. Артист С. Сидоров хо рошо исполняет роль. Только в самом па- чале пьесы он играет несколько вяло, не полностью использует своп силы и те возможности, которые дает роль. Широко представлен в пьесе А. М. Горь кого старый мир. Алчность представителей буржуазии, их жажда поживиться за чу жой счет особенно хорошо видны в спек такле на показе борьбы за наследство уми рающего Булычова. Одну группу составля ют: жена Ксения (артистка Е. Шаповало ва), пгуменья Меланья (артистка М. Усо ва), управляющий Мокей Башкин (артист В. Минин). Другие претенденты — это суп руги Звонцовы (артисты А. Рогачевский и Е. Мухина), Достнгаев (артист М. Шевёл- кш і), готовый примкнуть к той группе, где будет выгоднее. Принципиальной разницы между ними нет: все они живут одними мыслями, чтобы после смерти Булычова урвать из добычи кусок побольше. Арти сты Е. Шаповалова, М. Усова, В. Минин от четливо и глубоко воссоздают на сцене характеры этих мелких и подлых людей прошлого, в которых не осталось ничего человеческого, обнажают их темные ныелп, дела. Достнгаев в исполнении Шевёлкпна — это прожженный делец, промышленник, играющий в либерализм. Он разбогател на военных заказах, мечтает об Америке, где «у власти сами хозяева», т. е. такие же жули ки, как он сам. Он нажился на крови наро дов. Вся его жизненная философия проста: что революция будет — это все знают, «де монстрация идет... Надобно примкнуть». Так решает он поступить, считаясь с фактом не избежности революции. М. Шевёлкин пра вильно понял роль, но не всегда ровно н выразительно подчеркивает хитрость этого замаскировавшегося, наиболее хищного со временного капиталиста. Выразительно играют роли «никчемных детей» Достигаева.— Антонипу и Алексея — артисты А. Смаженевнч и Г. Ложкин. Правильно решена в спектакле антире лигиозная тема. Артисты М. Усова (игу менья Меланья) и Г. Богатов (поп Павлин) хорошо раскрыли алчность, ханжество служителей церкви. Артисты доносят до зрителя острое слово горьков ской сатиры. К сожалению, артист Богатов еще не в полной мере овладел глу боко индивидуализированным языком сво его^ персонажа. А в слащавой, высокопар ной речи попа Павлнна ярко выражен горь ковский юмор, разоблачение обманщиков народа. Зрители живо реагируют на сцены, в ко торых разоблачается знахарство, невеже ство. Запоминаются короткие, но убеди тельные выступления артистов Е. Федоро вой (знахарка Зобунова), 10. Пчелова (тру бач) и В. Макарова (блаженный). Дом Булычовых живет в напряженном ожидании больших изменений в жнзнн, не избежности грядущей революции. Это на строение усиливается с каждым новым эпизодом. В обстановке общей растерянно сти тверд и решителен революционер Яков Лаптев (артист В. Петров). Собственно, он является хозяином положения. Недаром Булычов говорит после того, как услыхал от Павлина о начале волнений в столице: «Якову Лаптеву свобода, а царя под арест». В этих словах выражена велпкая историческая перемена в жизни России, когда труженик занимает свое законное ме сто. Этой роли в спектакле отведено лишь несколько эпизодов. По смелый борец Лаптев выражает силу новых социальных сил, которым принадлежит будущее. Роль Шуры исполняет артистка Е. Нюх- тина. К сожалению, артистке не удалось глубоко раскрыть роль Шуры. Повидимому, ей, артистке преимущественно лирического жанра, эта роль не совсем подходит. От сюда невыразительность отдельных сцен и в общем не совсем удовлетворительное впечатление от ее игры. Кроме того, театр не прислушался к замечанию М. Горького о языке артистов. «Некоторые, например, Шура,— говорил А. М. Горький прн встре че с театральным коллективом имени Евг. Вахтангова, — излишне «окают». Ведь Шуру от этого избавила гимназия». Этот упрек писателя относится и к Нюхти- ной, злоупотребляющей ненужным приемом индивидуализации речи. Не нашла себя по-настоящему в трудной роли Глафиры артистка Л. Комарова. Порой она скована в движениях, не знает, что делать на. сцене. Не найдено достаточно убедительного толкования ее взаимоотно шений с Булычовым, оттого исполнение расплывчатое и неопределенное. Следует отметить также не совсем удач ный конец спектакля. Не все благополучно и с оформлением его. Эти недостат ки несколько снижают уровень в целом удачного спектакля. А , Ш УВАЛО В .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz