Полярная правда. 1954, ноябрь.

Jv 2 271 (7993) 1в ноября 1934 й П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Новая ЖизнЬ поморов Восточная часть Кольского полуострова пзрезана ыаогочнсленнынн реками и ва- ливамн. В устьях рек, по берегам заливов расположены рыбацкие становища. Так они называются потому, что в прошлом являлись местами временных стоянок ры­ баков. В то время человеку было трудно бороться с суровой северной природой. Его пугали и длинные полярные ночи, и жгучие, холодные ветры, дующие с Ле­ довитого океана, и гранитные скалы, ли­ шенные растительности, отвесно спускаю­ щиеся к морю Поморы Беломорского побережья еще в древние времена приходили сюда на рыб­ ный промысел, ибо здесь в море в боль­ шом количестве водится треска, пикша, камбала, зубатка, палтус. Одно из старых стэновищ — Тернбер- ка. Из архивных данных можно узнать, что в 1880 году в Териберке было девять хижин рыбаков, пять нежилых строений, «черная» баня, парусная ела, семь шняк, двенадцать оленей и две коровы. Царское правительство не стремилось развивать хозяйство Севера, пе заботилось о жизни первых поселенцев. К концу 1900 года, т. е. за двадцать лет, в посел­ ке Териберка было построено только де­ сять донов и... две церкви. ' Поморы жили в темноте и невежестве. Первая школа в Териберке открылась только в 1915 году, в которой в основном обучались дети купцов. Население было лишено медицинской помощи. Инфекцион­ ные болезни ежегодно уносили много че­ ловеческих жизней. На промысел поморы выходили на ут­ лых шняках и часто во время штормов гибли в морской пучине. Большую часть улпва рыбаки Терибер- кн, Захребетного Рынды, Харловки вы­ нуждены были отдавать купцам-рыбопро- мышлешшкам Клементьеву, Могучему, Улла Висту за аренду орудий лова. Здесь существовала система найма ры­ бака, называвшаяся «покрутом». Влади­ мир Ильич Ленин в своей работе «Разви­ тие капитализма в Рогсии» указывал, что эта система гтаьила рыбаков в положение людей бесправных, находящихся в полной экономической зависимости от своих хо- гяев всю жизнь. Ярмо «покрута» рыбаки сбросили толь­ ко в результат? установления советской власти. Поморы объединились в колхозы. Советское государство снабдило их про­ мысловой техники!. За двадцать один год своего существо­ вания терпберский колхоз имени Вороши­ лова вырос, окррп экономически. Сейчас артель обслуживз^тся четырьмя малыми траулерами и двумя моторными ботами. В втом году промысловики получат рыбо­ ловный сейнер, оснащенный новейшими на­ вигационными приборами и совершенными орудиями лова Колхозники стремятся как можно луч­ ше использовать промысловую технику, увеличить вылов рыоы. За высокие пока­ затели в труде в 1953 году колхоз имени Ворошилова удостоен чести участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной вы­ ставке. За десять месяцев нынешнего года промысловики добыли 133 тыс. пудов ры­ бы- А 40 лет тому назад столько рыбы до­ бывалось sa год па всем побережье Мур­ мана. План 1954 года по вылову рыбы кол­ хоз имени Ворошилова выполнил на 135 процентов, улов на каждого промыслови­ ка составил 450 центнеров. Замечательных успехов на промысле до­ бились команды малых траулеров: «Сар­ динка», «Передовой», «Мир», моторных ботов «Зюйд», «Норд-Ост». Экипаж «Сар­ динки», возглавляемый коммунистом Се­ линым, настойчиво совершенствует мето­ ды добычи рыбы, осваивает новые райо­ ны промысла. Команда этого судна первой среди рыбаков прибрежного лова в ок­ тябре начала добывать сельдь в открытом море. Промышляя в 150 милях от берега, отважный экипаж, самоотверженно бо­ рясь со стихией, достигает высоких уло­ вов. Успешно ведет лов сельди в откры­ том море и экипаж малого траулера «Пе­ редовой». Высоки заработки рыбаков. По сравне­ нию с 1952 годом в прошлом году их до­ ходы возросли почти в два раза. Передо­ вые^рыбаки тт Селин. Евтюков, Малинов­ ский заработали по 30— 40 тыс. рублей. За годы советской власти совершенно неузнаваемой стала Териберка. На месте, старых жалких лачуг на песчаном берегу выросли новые двухэтажные дома. Толь­ ко в текущем году будет введено в строй и заселено до конца года 1047 квадрат­ ных метров жилой площади. В поселке имеется средняя школа, больница, Дом культуры, почта, телеграф, радиоузел, рыбокомбинат и другие промышленные предприятия и культурно-бытовые учреж­ дения. Рядом с колхозом имени Ворошилова на левом берегу реки Териберки расположе­ на рыболовецкая артель «Мурманец», ор­ ганизованная в 1944 году. Промысловики колхоза досрочно завершили годовой план по добыче рыбы, животноводы доби­ лись высоких удоев молока. В 1952 году здесь создана звероферма, которая дает немалый доход. Советское государство отпускает боль­ шие средства на подготовку кадров кол­ хозных рыбаков. Только за 1953 год и десять месяцев 1954 года подготовлено на курсах 32 судоводителя, механика, ма­ стера по добыче рыбы. Кроме этого за пос­ ледние два года на работу в Териберскую МРС прибыло семь инженерно-техниче­ ских работников с высшим и средним об­ разованием. Замечательны перспективы дальнейшего развития колхозов района. В связи с ро­ стом рыбного промысла в артели имени Ворошилова будет строиться сорок домов. Десять домср намечено построить в колхо­ зе «Мурманец». В старовпще Дальние Зе­ ленцы вырастет новый поселок. Для улуч­ шения медицинского обслуживания трудя­ щихся в районном центре будет сооруже­ на новая больница. Болынор строительст­ во намечается в пос. Лодейное, станови­ ще Кильдин и других населенных пунк­ тах района. 37-ю годовщину Великого Октября жи­ тели побережья встретили с гордостью за свою могучую Родину, с горячим стремле­ нием идти вперед и вперед, к коммунизму. В . М ЕР КУРЬЕВ . Е. БОЛТУНОВА . пос. Териберка. За новЫе успехи в тр ѵд е Хорошим трудовым подарком, встретил коллектив телеграфно-телефонной станции 37-ю годовщину Великого Октября. 21 -го октября коллектив телеграфно­ телефонной станции Мурманского отделения дороги стал на предпраздничную трудовую вахту. В эта дни были приняты и переданы тысячи телеграмм. Каждая из них обраба­ тывалась на 5 минут быстрее, чем это установлено по норме. Особенно хорошо трудились в предпраздничные дни телефо­ нистки тт. Попова, Мякина. Пряхина, Ко­ лесникова, телеграфистки тт. Грачева, Воробьева. В . РЫЖ КО В . Более того, они могут расти и развивать­ ся, если против них не вести решительной борьбы. Кроме того, нельзя забывать о капита­ листическом окружении, которое стремит­ ся распространять среди советских людей чуждые нам настроения, взгляды, идеи, идеологически разлагать неустойчивые элементы нашего общества, протащить в нашу среду буржуазную идеологию. Имен­ но поэтому марксистско-ленинская закал­ ка наших кадров, коммунистическое воспи­ тание советских людей проходит не сти­ хийно, не самотеком, а целеустремленно, в борьбе с буржуазной идеологией, с пере­ житками капитализма в созпании людей. Особентмшра^тает роль и значение иде­ ологической работы в период посгзп.-нно- го перехода от социализма к коммунизму, когда коммунистическое воспитание тру­ дящихся, борьба против враждебной бур­ жуазной идеологии, против проявления чуждых взглядов, настроений, теорий при­ обретают решающее значение. Огромную роль в повышении уровня идеологической работы сыгралп историче­ ские постановления ЦК ВКП(б) по вопро­ сам литературы и искусства, а также творческие дискуссии по вопросам филосо­ фии, языкознания, биологии, физиологии, политэкономии, проведенные по инициати­ ве ЦК партии. Разгром чуждых марксиз­ му-ленинизму теорий и взглядов в науке, искусству и литературе значительно повы­ сил идейный уровень идеологической ра­ боты. На основе исторических решений ЦК партии партийные организации добились новых успехов в развитии социа­ листической культуры, в постановке ком­ мунистического воспитания трудящихся. Усиление идеологической работы способст­ вовало также успешному решению хозяй­ ственно-политических задач, стоящих пе­ ред страной. Однако некоторые партийные организа­ ции, чрезмерно увлекаясь хозяйством, ухо­ дят с головой в текущую практическую работу и забывают о значении идеологи­ ческой работы. Эта недооценка идеологиче­ ской работы снижает уровень руководства хозяйством, порождает серьезные ошибки и недочеты в работе партийных организа­ ций и создает благоприятную почву для оживления враждебных партии взглядов. XIX съезд Коммунистической партии потребовал от всех партийных организа­ ций решительно покончить с вредной не­ дооценкой идеологической работы, усилить эту работу во всех звеньях партии п го­ сударства, неустанно разоблачать всяче­ ские проявления буржуазной идеологии, улучшить дело коммунистического воспи­ тания советских людей. Важнейшая задача Коммунистической партии в области идеологической раОо^ы заключается в том. чтобы двигать вперед марксистско-ленинскую теорию с тем, чтобы она освещала путь коммунистиче­ скому строительству, оберегать марксизм- ленинизм от всяких попыток его из­ вращения, неустанно вооружать марк­ систско-ленинской наукой наши кад­ ры, обеспечивать правильную идейную на­ правленность советской науки, литерату­ ры, искусства, неустанно улучшать дело коммунистического воспитания трудя­ щихся. Острие идеологической работы нашей партии направлено на ограждение совзт- ских люден от влияния буржуазной идео­ логии. на решительную борьбу с предрас­ судками и традициями старого общества, на воспитание советских людеД в духе со­ ветского патриотизма, дружбы пародов, в духе заботы об интересах Советского госу­ дарства, в духе уверенности в победе на­ шего дела. Огромное значение в идеологической ра­ боте партии имеет пропаганда марксистско- ленинской теории. Она помогает вооружать наши кадры знанием законов общественно­ го развития, умением руководствоваться ими в практической работе по коммунисти­ ческому строительству, творчески подхо­ дить к решению вопросов, правильно по­ нимать политику нашей партии, активно бороться за ес осуществление. Центральный Комитет КПСС поставил перед всеми партийными организациями важнейшую задачу — повысить качество марксистско-ленинской учебы наших кад­ ров, изжить начетничество, догматизм и буквоедство, имеющие еще место в от­ дельных звеньях партийной пропаганды, обеспечить глубокое изучение марксизма, усвоение его революционного духа, учить наши кадры уменью правильно применять положения марксистско-ленинской науки в решении^ стоящих перед страной пар­ тийно-хозяйственных задач. Долг партийных организаций заключает­ ся в том, чтобы вопросы идеологической работы держать всегда в центре внимания, неустанно заботиться о повышении идей­ ного уровня партийной пропаганды, агита­ ции, печати, учреждений культуры, на­ правляя воспитательную, идеологическую работу на успешное решение задач ком­ мунистического строительства, на усиле­ ние коммунистического воспитания трудя­ щихся. С. СМИРНОВ . Зав. кафедрой марксизма- ленинизма Мурманского госу­ дарственного учительского ин­ ститута. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Лучше организовать снабжение траулеров на побережье Одним из важных резервов увеличения добычи рыбы в траловом флоте является удлинение рейсов судов за счет пополне­ ния запасов угля, воды с лихтеров, стоя­ щих в губах побережья. При правильной организации дела это мероприятие позво­ лило бы морякам доставлять в порт гораз­ до больше продукции, особенно сейчас, когда на промысле богатая сырьевая база. Но погрузка угля, воды, соли с лихте­ ров до сего времени организована плохо. Суда теряют очень иного ценного промыс­ лового времени на переходы, на ожидание швартовки к лихтеру, на погрузку. Неред­ ко, таким образом, вместо экономии полу­ чается потеря времени. Только за послед­ ние дни октября промысловые суда «Мак­ рель», «Трал» п другие потеряли по этой причине по 2 — 3 суток. Или взять пример со снабжением углем нашего траулера «Кнровск». В последнем рейсе «Кировск» обнаружил крупную кон­ центрацию окуня и трески па Демидов­ ской банке. За одно траление подъемы бы­ ли от 1,5 до 5 тонн. За 4 суток моряки корабля взяли около 50 тонн трески и оку­ ня. Но вскоре «Кировск» вынужден был оставить район и следовать для пополне­ ния запасов топлива. Сделав 30-часовон переход, мы пришвартовались к борту лих­ тера «Луда», чтобы начать погрузку уг­ ля. Но выяснилось, что на лихтере нет лопат, что ковш для погрузки находится в другом конце лихтера. Пока сделали ло­ паты, перетащили ковш, прошло около 2 часов. К тому же оказалось, что уголь нужно собирать со всего трюма. У ковша были не в порядке стопоры опрокидывате­ ля и он часто открывался, не дойдя до бор­ та траулера. Много угля высыпалось в море. Кроме всего этого ковшом были на­ несены серьезные повреждения палубной надстройке траулера. В результате за 12 часов было погружено 70 лько около 35 тонн угля, а нам требовалось 130 тонн. Нужно учесть, что погрузка производи­ лась при тихой погоде. В случае ветра ве­ сти ее при таких условиях было бы вооб­ ще невозможно. У моряков возникают вопросы: какой же смысл при таких потерях времени по­ полнять запасы на побережье, не лучше ли идти в порт? Почему руководители тралового флота не могут организовать по­ грузку угля специальными бригадами, дать оборудование — хотя бы лотки и т. д? А если уж команды судов вынуж­ дены грузить уголь, то необходимо решить вопрос с оплатой погрузки. Затем непонятно, какой смысл попол­ нять запасы в море поисковым судам? По­ исковые суда после пополнения запасов работают поблизости у берегов, так как в дальние районы пх послать нельзя. Мы обращались с этим вопросом в политотдел тралфлота, в промысловую разведку, но от­ вета не получили. Организацию снабжения траулеров с лихтеров необходимо тщательно продумать. В частности, необходимо механизировать процессы погрузки, иметь на лихтерах все необходимое для судов — уголь, соль, во­ ду, лед, консервную тару, тралы и т. д. Это позволит действительно добиться эко­ номии промыслового времени кораблями н увеличения добычи рыбы. С. ЧЕРЕПАНОВ . Помполнт траулера «Кнровск». Почему перестал работать автокружок Много молодых рабочих стронтельно-моп- тажного управления «Жилгражданстрой» треста «Апатитстрой» в г. Кировске желают освоить передовую технику, приобрести вторые специальности. Но это желание трудно выполнимо. За примерами далеко ходить пе надо. В нашем управлении был создан кружок об­ щества ДОСААФ по изучению автомобиль­ ного дела. В него записалось 25 человек. Состоялось четыре занятия и потом они прекратились. Дело в том, что руководитель занятиями инструктор автогаража треста «Апатитстрой» тов. Ильин нерадиво отно­ сится к своим обязанностям. Пользуясь бесконтрольностью в своей работе со стороны городского комитета ДОСААФ (председатель тов. Согрин) и пер­ вичной организации ДОСААФ треста «Апатитстрой» (председатель тов. Мельни­ ков), он работу в кружке прекратил. Мы неоднократно обращались к руководителям предприятия, но помощи никакой не по­ лучаем. Рабочие ВОИНОВ, АНИСКОВ , ИСАКО В , ЦЫ ГАН КО В , ВЕРХОВ . „ЕГОР БУАЫЧОВ И ДРУГИЕ* НА СЦЕНЕ ОБЛАСТНОГО ТЕАТРА Моя работа над ролью Егора Булычова В пьесе «Егор Булычов и другие» мне приходится выступать не в первый раз. Раньше я исполнял роли Павлина, Пропо­ тел, Башкина. Но когда мне поручили иг­ рать Егора Булычова, то я невольно усом­ нился, справлюсь лп с такой большой и ответственной ролью. Хорошо сыграть на сцене Булычова — значит понять замысел А. М. Горького* что он хотел сказать этим образом' в пьесе. Характер Булычова сложен п многогранен. Он — бунтарь против своего эксплуата­ торского класса, считает, что попал сюда случайно н с чужими людьми прожил «не на той улице» больше 30 лет. Он — разо­ блачитель церковного и монастырского ханжества. Булычов срывает маску лице­ мерия с попа Павлина, игумепьп Меланьи, жулНка Достигаева н своего управляющего Башкина. Ему нравится простодушный трубач п ненавистны супруги Звонцовы, которых он называет «чертями домаш­ ними». Единственные и бтизкче люди, с кото­ рыми Булычову не приходится лукавить, — это младшая дочь Шура и горничная Глафира. В общении с ними он отдыхает, свободно говорит и шутит, считает их сво­ ими единомышленниками. Э т и сложные и противоречивые чувства в Булычове создают большие затруднения в истолковании этого образа. Нужно было добиться предельной ясности его отноше­ ний ко всем, с кем ему приходится стал­ киваться. Чтобы создать глубокий н правдивый образ Егора Булычова, мне пришлось мно­ го поработать над материалами нз опыта постановки зтого спектакля па сценах лучших театров нашей страны. В частно­ сти, большую помощь мне оказало зна­ комство с беседами одного из лучших акте­ ров нашей Родины Щукина, в свое время создавшего незабываемый и яркий образ Булычова, а также беседами А. М. Горь­ кого с коллективом театра им. Евг. Вахтангова, первым осуществившим при личном активном участии писателя поста­ новку пьесы па сцене. С. СИДОРОВ. Артист Мурманского областного драматического театра. ѵ*'* » 1 і'« til • На снимке: сцена из спектакля-(1-й акт) «Егор Булычов и другие». Булы­ чов — артист С. Т . Сидоров, Ш ура — артистка Е. Нюхтина. Фото К . Ульянова. Творческая удача театра Помощь рыбаков строителям Недавно был организован воскресник работников предприятий Главмурманрыб- прона в помощь строительно-монтажному управлению >5 3 и конторе отделочных работ треста «Мурманрыбстрой». На вос­ кресник вышло свыше 200 человек. Они, помогая строителям ускорить ввод в эк- сплоатацию пусковых объектов 51 кварта­ ла по проспекту имени Ленина — домов >£ 6 и Л! 7, убирали мусор, очищали стекла, трубы, двери, сортировали и ук­ ладывали доски, занимались погрузкой и разгрузкой металлических лесов. Воскресник был организован хорошо. Участники его работали с большим подъе­ мом и сделали многое Особенно отличи­ лись коллективы рабочих рыбокомбината, рыбного порта и завода междурейсового ремонта траулеров. В . ДЕНИСОВ. Главный инженер конторы отде­ лочных работ. Замечательный спектакль Вместе с_ подругами я часто посещаю Мурманский областной драматический театр. Успешная постановка пьесы М. Горь­ кого «Егор Булычов и другие» свидетель­ ствует о том, что театральный коллектив справился с поставленной задачей, с каж­ дым новым спектаклем стремится все пол­ нее удовлетворить культурные запросы зрителей. Пьеса «Егор Булычов п другие», несом­ ненно, сложная и требует большой работы над ней. В оСразе Егора Булычова (артист С. Сидоров) правдиво и ярко отображены черты буржуазного хищника, который по­ нял, что всю жизнь шел по неправильному пути, т. е. с эксплуататорами. Он высту­ пает против представителей этого класса и срывает с них маски. Большое впечатление производит .образ Меланьи в исполнении артистки М. Усовой. Разоблачается ханжа, скрывающая под ма­ ской религиозности свои корыстные цели. Удачна сцена встречи Булычова с Меланьей во втором акте, где раскрывается истинное лицо этой «святой» женщины. Нравятся мне в спектакле артистка А. Смаженсвич в роли Антонины Достнгае- вой н артист Г. Ложкин в роли Алексея. Спектакль захватывает внимание зрителя правильным истолкованием образов не только людей старого мира. Хорошо испол­ няет роль революционера Якова Лаптева артист В. Петров. В. Б А Р АШ КО В А . Студентка первого курса физико- математического факультета М ур­ манского учительского института. Хороший подарок зрителю Мы очень любим, читаем и перечиты­ ваем книги основоположника советской литературы А. М. Горького и, в частности, его пьесу «Егор Булычов и другие». Мурманский областной драматический театр сделал хорошее дело, поставив на сцене эту пьесу. Недавно я смотрел кино­ фильм, на днях, во время короткой стоян­ ки в порту, перед выходом на сельдяной промысел, мне удалось вместе с товари­ щами посмотреть этот спектакль. Игра многих артистов оставила хорошее впечат­ ление. Особенно запоминается артист С. Сидоров, исполняющий роль Егора Бу­ лычова. Удачно в спектакле проведена главная мысль А. М. Горького о том, что старый мир должен рухнуть и победит револю­ ция, народ. Эту идею несут в себе револю­ ционер Яков Лаптев, дочь Егора Александ­ ра, лесник Донат. Очень выразительны многие сцены, в которых обличается все старое, отжившее. Так, запоминаются эпи­ зоды встречи Булычова с Меланьей, тру­ бачом, знахаркой. Здесь хорошо прозвуча­ ла антирелигиозная тема, критика А. М. Горьким невежества, предрассудков. Длительное время наши моряки нахо­ дятся на промысле. И очень приятно, воз­ вратившись в порт, посмотреть новый ки­ нофильм или пьесу в театре. Мне кажет­ ся, что спектакль «Егор Булычов и дру­ гие» — хороший подарок театрального коллектива Мурманского областного дра­ матического театра зрители. Мой совет морякам, возвращающимся с промысла, обязательно посмотреть этот интересный спектакль. В . ГРИШ И Н . Моторист среднего № 4236. траулера Пьеса А. М Горького «Егор Булычов и другие» принадлежит к числу лучших произведении советской драматургии. Она задумана писателем как начало большого драматургического цикла о событиях все­ мирно исторического значения. Автор пока­ зывает в ней неизбежность и закономер­ ность гибели капиталистического строя и победы социалистической революции. Как и во многих других произведениях класси­ ка советской литературы, здесь прозвучало горьковское обличение старого, мерзкого и отвратительного капиталистического мира, торжество новых социальных сил. Высокую оценку художественным осо­ бенностям этого произведения дал выдаю­ щийся мастер советского театрального ис­ кусства В. И. Немировича-Данченко: «...дав­ но не читал пьесы такой пленительной... Молодо, яркоі сочно, жизненно, просто, — фигуры как из бронзы...» Заслуживает глубокого внимания выбор этой пьесы, удачно поставленной коллек­ тивом Мурманского драматического театра. Это свидетельствует о большом творческом росте театрального коллектива, которому оказалась под силу такая глубокая и слож­ ная пьеса, как «Егор Булычов и другие». Фигура Егора Булычова является цент­ ральной, во многом решающей успех всего спектакля. Творческий коллектив Мурман­ ского театра, исполнитель доли Булычова артист С. Сидоров под руководством ре­ жиссера С. Ящиковского сумели создать спектакль, в котором умело раскрыта глав­ ная авторская мысль, идея произведения. Артисту С. Сидорову удалось передать сложность, противоречивость характера своего героя. Эта слгжность образа заклю­ чается в следующем. Булычов является представителем эксплуататорского класса, но под влиянием исторических событий, тяжело больной, чувствующий свою смерть, он начинает сознавать, что всю свою жизнь прожил «не на той улице», т. е .’на купе­ ческой улице. II только на пороге смерти он понял свою ошибку, что шел не по тому жизненному пути. Во многом этот характер раскрывается в метких словах самого Булычова, весь смысл жизни которого заключался в сле­ дующем: «Мое дело — деньги наживать, а мужиково — хлеб работать, товары поку­ пать», «Все друг друга обижают, иначе нельзя, такая жизнь», «Каждый сам собой держится.... своей силой...» Слабый всегда подчиняется сильному, либо ты грабишь, либо тебя грабят — этот волчий закон ка­ питалистического строя уяснил себе моло­ дой. Булычов. Артист верно подчеркивает ненависть прозревшего Булычова.к тем, которые, по­ добно ему самому в прошлом, продолжают обманывать и обкрадывать народ. Вместе с тем, он показывает Булычова не только как хищника, но и как своеобразную жертву этого проклятого мира. Булычов женился на нелюбимой, глупой, но богатой женщине, чтобы самому быть богатым, а следова­ тельно, и сильным. И вот, когда прожита вся жизнь, он начинает понимать, что все 30 лет он шел с чуленми людьми, вся жиз­ ненная энеріия потрачена впустую. В соб­ ственном доме он оказывается окруженным своими домочадцами, как врагами. «Похо­ же, что я заключенный. Арестант... вроде», — говорит он.— Все настроены против не­ го, ждут его смерти, чтобы захватить бо­ гатство. Отрицая этот мир тупых и пошлых лю­ дей, выступая против них, он в то же вре­ мя сознает безвыходность своего положе­ ния, приходит к выводу, что изменить на­ стоящее для него уже поздно. Он осознает не только свою близкую смерть, но не раз говорит и о «большой смерти», т. е. гибели всего эксплуататорского класса. В то же время в спектакле верно под­ черкивается, что Булычов способен лишь осудить старый мир. Он тянется к ыолоде- жи, людям из народа — прислушивается к голосу революционера Лаптева, к дочери Шуре. Булычов в исполнении С. Сидорова — это бунтарь, сильный и неукротимый, вплоть до озорства в своем выражении зло­ бы и гнева по адресу тех, кого он возне­ навидел, Он знает, против кого воюет, кто его противник. Он бросает попу Павлину, своему управляющему Башкину, жене Ксе­ нии, дочери Варваре резкие слова осужде­ ния. Его протест против несправедливости всего существующего строя звучит особен­ но сильно в последней сцене второго акта, когда по его требованию трубач Гаврило «конец миру трубит». «Глуши их, Таври­ ло!»,— кричит Булычов под оглушитель­ ные звуки трубача. Артист С. Сидоров хо­ рошо исполняет роль. Только в самом па- чале пьесы он играет несколько вяло, не полностью использует своп силы и те возможности, которые дает роль. Широко представлен в пьесе А. М. Горь­ кого старый мир. Алчность представителей буржуазии, их жажда поживиться за чу­ жой счет особенно хорошо видны в спек­ такле на показе борьбы за наследство уми­ рающего Булычова. Одну группу составля­ ют: жена Ксения (артистка Е. Шаповало­ ва), пгуменья Меланья (артистка М. Усо­ ва), управляющий Мокей Башкин (артист В. Минин). Другие претенденты — это суп­ руги Звонцовы (артисты А. Рогачевский и Е. Мухина), Достнгаев (артист М. Шевёл- кш і), готовый примкнуть к той группе, где будет выгоднее. Принципиальной разницы между ними нет: все они живут одними мыслями, чтобы после смерти Булычова урвать из добычи кусок побольше. Арти­ сты Е. Шаповалова, М. Усова, В. Минин от­ четливо и глубоко воссоздают на сцене характеры этих мелких и подлых людей прошлого, в которых не осталось ничего человеческого, обнажают их темные ныелп, дела. Достнгаев в исполнении Шевёлкпна — это прожженный делец, промышленник, играющий в либерализм. Он разбогател на военных заказах, мечтает об Америке, где «у власти сами хозяева», т. е. такие же жули­ ки, как он сам. Он нажился на крови наро­ дов. Вся его жизненная философия проста: что революция будет — это все знают, «де­ монстрация идет... Надобно примкнуть». Так решает он поступить, считаясь с фактом не­ избежности революции. М. Шевёлкин пра­ вильно понял роль, но не всегда ровно н выразительно подчеркивает хитрость этого замаскировавшегося, наиболее хищного со­ временного капиталиста. Выразительно играют роли «никчемных детей» Достигаева.— Антонипу и Алексея — артисты А. Смаженевнч и Г. Ложкин. Правильно решена в спектакле антире­ лигиозная тема. Артисты М. Усова (игу­ менья Меланья) и Г. Богатов (поп Павлин) хорошо раскрыли алчность, ханжество служителей церкви. Артисты доносят до зрителя острое слово горьков­ ской сатиры. К сожалению, артист Богатов еще не в полной мере овладел глу­ боко индивидуализированным языком сво­ его^ персонажа. А в слащавой, высокопар­ ной речи попа Павлнна ярко выражен горь­ ковский юмор, разоблачение обманщиков народа. Зрители живо реагируют на сцены, в ко­ торых разоблачается знахарство, невеже­ ство. Запоминаются короткие, но убеди­ тельные выступления артистов Е. Федоро­ вой (знахарка Зобунова), 10. Пчелова (тру­ бач) и В. Макарова (блаженный). Дом Булычовых живет в напряженном ожидании больших изменений в жнзнн, не­ избежности грядущей революции. Это на­ строение усиливается с каждым новым эпизодом. В обстановке общей растерянно­ сти тверд и решителен революционер Яков Лаптев (артист В. Петров). Собственно, он является хозяином положения. Недаром Булычов говорит после того, как услыхал от Павлина о начале волнений в столице: «Якову Лаптеву свобода, а царя под арест». В этих словах выражена велпкая историческая перемена в жизни России, когда труженик занимает свое законное ме­ сто. Этой роли в спектакле отведено лишь несколько эпизодов. По смелый борец Лаптев выражает силу новых социальных сил, которым принадлежит будущее. Роль Шуры исполняет артистка Е. Нюх- тина. К сожалению, артистке не удалось глубоко раскрыть роль Шуры. Повидимому, ей, артистке преимущественно лирического жанра, эта роль не совсем подходит. От­ сюда невыразительность отдельных сцен и в общем не совсем удовлетворительное впечатление от ее игры. Кроме того, театр не прислушался к замечанию М. Горького о языке артистов. «Некоторые, например, Шура,— говорил А. М. Горький прн встре­ че с театральным коллективом имени Евг. Вахтангова, — излишне «окают». Ведь Шуру от этого избавила гимназия». Этот упрек писателя относится и к Нюхти- ной, злоупотребляющей ненужным приемом индивидуализации речи. Не нашла себя по-настоящему в трудной роли Глафиры артистка Л. Комарова. Порой она скована в движениях, не знает, что делать на. сцене. Не найдено достаточно убедительного толкования ее взаимоотно­ шений с Булычовым, оттого исполнение расплывчатое и неопределенное. Следует отметить также не совсем удач­ ный конец спектакля. Не все благополучно и с оформлением его. Эти недостат­ ки несколько снижают уровень в целом удачного спектакля. А , Ш УВАЛО В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz