Полярная правда. 1954, май.

I П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А K q 125 (7847) 28 тая 1954 г. ЛЛРГЙЙДЛЛ ж и _ з н _ ь Учебный год законшм организованно Вступая в нынешний учебный^ год, я вопросов методика при изучении материа- ужо имела опыт пропагандистской рабо­ ты. В течыше двух-лет мне довелось ру­ ководить пружком основного типа по изу­ чению истории партии в железнодорожной поликлинике г. Мурманска, а это вырабо­ тало навык работы над книгой и подго­ товки к занятиям, дало известные методи­ ческие знания. . Тем пе менее, занятия в кружке первое время не удовлетворяли слушателей и ме­ ня: они проходили скучно. Ряд товарищей приходил на занятия неподготовленным, а такие, как тт. Игнатьев, Рузанова, Его­ ров, Бойцов, всю подготовку сводили к дословному переписыванию соответствую­ щих ые?т пз учебника. Опыт пропаганди­ стской работы, дававшей неплохие резуль­ таты в кружке, которым я руководила раньше, не приносил желаемых результа­ тов теперь. Это обстоятельство побудило меня при­ задуматься и заняться изучением причин подобного положения. Ответ пришел после более близкого изучения состава слушате­ лей и сопоставления его сі составом преж­ него кружпа. Там были медицинские ра­ ботники со средним образованием. Многие пз них регулярно работали над собой ю занятий в кружке. А здесь в кружке со­ стояли производственники пз четвертой дистанции зданий и сооружений и второго строительного участка, в основном с обра­ зованием 5 — 7 классов Многпе пз них не имеюг навыка работы с книгой, но за­ то у большинства был немалый жизнен­ ный опыт. Сразу стало ясно, что вссти занятия в кружке надо было, исходя из особенностей нового состава слушателей. В пропаганди­ стской работе пе может быть штампа, ка­ ких-то рецептов, застывших и раз навсег­ да данных приемов и методов. Если бы партийная организация еще до начала за­ нятий предоставила мне возможность по­ знакомиться со слушателями, то эта исти­ на открылась бы для меня значительно раньше. N По-ошибку надо было исправлять на ходу, а ее последствия устранять. Задача заключалась в том, чтобы сделать занятия интересными и увлекательными для каж- ла в кружке. Значительно больше внимания стала уделять подготовке к занятиям. Привле­ кала много дополнительной литературы. Например, при подготовке к занятиям по теме: «Меньшевики и большевики в пе­ риод русско-японской войны и первой русской революции (190*1— 1907 гг.)’», кроме материала Краткого курса истории партии, изучала произведения В. Н. Ленина «Две тактик»! социал-демократии в демократической революции», «Уроки московского восстания» и «Доклад о рево­ люции 1905 года», произведение П, В. Сталина «Вооруженное восстание п наша тактика», тезисы «50 лет КПСС (1903 — 1953 гг)» и соответствующие разделы сборника «КПСС в резолюциях и решени­ ях съездов, конференций и Пленумов НК». Кроме того, прочитала ряд художест­ венных произведений. Подбирала в ' различных источниках примеры и факты, иллюстрирующие тс пли нпып положения изучаемого материа­ ла. Это дало возможность показать слуша­ телям на ряде примерив, что борьба за по­ вышение производительности труда, ук­ репление трудовой дисциплины и подъем культурного уровня населения имеют большое значение и в настоящее время, когда советский народ осуществляет программу крутого подъема производ­ ства предметов народного потребле­ ния при одновременном дальнейшем уве­ личении производства средств производст­ ва. Здесь же были рассмотрены вопросы борьбы за повышение производительно­ сти труда на предприятиях нашего города, железнодорожном транспорте. В беседе по пройденному материалу я ставила вопросы перед всеми слушателя­ ми, по когда кто-пибудь из них изъявлял желание отвечать, то в зависимости от уровня подготовки каждого ставила наво> дяшие вопросы, чтобы помочь правильно построить выступление. Постепенно работа кружка стала вы­ правляться, повышаться активность слу­ шателей. а вместе с этим заметно попол­ няться и их знанпя Глубиной, евлзыо современностью отличаются всегда зы- дого, научить слушателей осознанно раз-, ступленпя слушателей тт. Ганжи, Арефье- бпратыя в теоретических положениях, из­ ложенных в Кратком курсе истории пар­ тии, и уметь применять их па практике, правильно разбираться в политике Ком­ мунистической партии 'и Советского пра­ вительства,. поправленной на построение коммунизма в пашей стране, на укрепле­ ние мира во всем мире. Улучшать работ7 кружка надо было с совершенствования и обогащения методов и приемов пропагандистской работы, кото­ рыми я пользовалась, с дальнейшего уг­ лубления своих знаний. Большую помощь в этом оказал семинар пропагандистов прп Кировском райкоме партии. За период за­ нятий в семинаре мною глубоко изучены такие вопросы Марксистско-Ленинской теории, как: «Зашита В, II. Лениным теоретических основ марксистской партии в книге «Материализм и эмпириокрити­ цизм», «Борьба большевиков за сохране­ ние п укрепление партии в годы столы­ пинской реакции», «февральская револю­ ция, се характер и движущие силы», «Ле­ нинский план приступа к социалистиче­ скому строительству». Работа Ленина «Очередные задачп советской власти», С двумя последними темами выступала па семинарских занятиях. Критическое, живое обсуждение моих докладов пропа­ гандистами принесло большую пользу как в деле более глубокого осмысливания тео- ‘ ротичеекпх положений, так з в уяснении вой, Викторова. Гнатенко п ' других. Серьезно работают тт. Егоров, Игнатьев, Уксусов, Бойцов. Но нх выступлениям чувствуется, что онп систематически чи­ тают газеты, политическую и худо­ жественную литературу, посещают кино. Расширение политического кругозо­ ра благотворно влияет на производствен­ ную работу слушателей. Мпогие из них являются нрнмером для других в труде Так, занятия в кружЬе стали насущной потребностью для его членов. И когда про­ исходила перестройка политсети с целыо устранения извращений в партийной про­ паганде, гее слушателя в индивидуальных беседах заявили о своем желании закон­ чить учебный год в кружке. К началу мая мы полностью изучили программу и два занятия 4 и 11 мая по святили повторению пройденного. На нер­ вом из ннх вместе со слушателями рошили провести два итоговых занятия и обсудить па пнх две темы: «Образование Российской социал-демократической рабо­ чей партлп. Появление внутри партии фракций большевиков и меньшевиков» и сМеньшевпкн и большевики в период рус­ ско-японской войны и первой русской ре­ волюции». 18 и 25 мая проведены итого­ вые занятия. Онн показали, что год учебы прошел недаром. О. ШЕСТАКОВА. Чего ждут горняки от своего Дворца культуры Претензии молодых рабочих Коммунистическая партия и Советское' правительство проявляют неустанную за­ боту об удовлетворении культурных за­ просов трудящихся. С каждым годом в пашей стране расширяется сеть культур­ но-просветительных учреждений. Строятся новые клубы, кинотеатры, дворцы куль­ туры. В них создаются необходимые усло­ вия для того чтобы рабочие, служащие, интеллигенция могли интересно провести досуг после трудового дня, повысить свой нденно-полптнческин и культурный уро­ вень, -о{югатить знаниями в области своей профессии. Проявлением огромной заботы о благе народа является создание клубов, дворцов культуры для строителей, шахтеров, ры­ баков, нефтяников, горняков. В работе та­ ких культурно-просветительных учрежде­ ний обязательно предусматриваются осо­ бенности профессий. Клубы, дворцы куль­ туры тогда становятся не только местом отдыха, но п учебы. Однако не везде у нас в области используются богатейшие воз­ можности. предоставленные государством для удовлетворения культурных запросов трудящихся. Хороший Дворец культуры построен для горняков в поселке Кукисвумчорр. Он рас­ полагает всеми удобствами, всеми усло­ виями для содержательною отдыха горня­ ков. Здесь есть библиотека с большим выбором художественной, политической и технической литераторы, организованы кружки художественной самодеятельно­ сти, демонстрируются кинофильмы, открыт кинолекторий. Казалось бы, что работа здесь должна быть поставлена хорошо. Однако это да­ леко не так. Большие претензии имеют молодые горняки к Дворцу культуры. В точение двух лет библиотека имени Горького, расположенная в г. Кировске, ведет большую работу в общежитиях мо­ лодежи. Там проводятся громкие читки художественной литературы, обсуждения книг, коллективные собеседования. Это должно было бы стать примером для рабо­ ты библиотеки Дворца культуры горняков (заведующий тов. Шаврин). Среди молодых горняков много окончив­ ших школы фабрично-заводского обучения. Плоило для них нужно было бы организо­ вывать различные мероприятия по пропа­ ганде художественной, политической и технической литературы, проводить раз­ бор, обсуждения книг на читательских кон­ ференциях п посредством этого руководить чтением молодежи, помогать ей овладеть знаниями Однако библиотека Дворца культуры горняков стоит в стороне от важнейшего дела — дела воспитания молодежи. Неод­ нократно обращались молодые горняки с просьбой проводить в общежитиях громкие читки литературы, читательские конфе­ ренции и другие массовые мероприятия. Председатель правления Дворца культуры тов. Тарасов обещал помочь библиотеке, но это обещание так й осталось невыполнен­ ным. Важнейшим средством повышения культурного уровня трудящихся является художественная самодеятельность. Но Дво­ рец культуры не проводит должной рабо­ ты по привлечению молодежи в крулікіі художественной самодеятельности. Очзяь мало в них молодых рабочих рудника нмепп С. М. Кирова. Руководители кружков предпочитают заниматься с узким кругом людей П о з і\ѵ му во время самодеятельных концертов на сцене всегда выступают одни и те же исполнители. Нарушение главного прин­ ципа художественной самодеятельности — ее массовости — отразилось и на результа­ тах работы: репертуар выступающих одно­ образен, в последнее время он совсем не пополняется. Живую, свежую струю'в работу' круж­ ков художественной самодеятельности Дворца культуры могло бы внести по­ стоянное пополнение пх новыми участни­ ками, особенно молодежью. А одного жела­ ния молодежи заниматься в кружках бы­ вает не всегда достаточно. Подчас рабочие встречают в клубе холодное, равнодушное отношение к своим запросам. Среди молодых рабочих много желаю­ щих заниматься музыкой. Однако работ­ ники Дворца культуры не прислушивают­ ся к запросам '■ молодежи. Музыкальный кружок в Дворце культуры есть, но в нем занимаются только дети. Попытки моло­ дого бурильщика тов. Бобакова п. других рабочих записаться в кружок потерпели неудачу. С них потребовали плату за обу­ чение по сто рублей в месяц. Бесплатные занятия в музыкальном кружке так до сих пор и пе организованы. Недостаточно привлекается сейчас мо­ лодежь к подготовке и участию в Празд­ нике песни. Организаторская работа фак­ тически пушена па самотек. Этим за­ нимается сейчас один лишь художествен­ ный руководитель тов. Нестеренко. А ведь немалую помощь в привлечении молодых рабочих к участию в Празднике песни могла бы оказать разъяснительная, орга­ низаторская работа в общежитиях. Массовая работа плохо ведется не только в общежитиях, но и в самом Двор­ це культуры. Большой популярностью здесь, например, пользуется кинолекторий. На каждой кпнолекцпи бывает обычно не менее 200 человек. Это обязывает работ­ ников Дворца культуры шире пропаганди­ ровать мероприятия, проводимые в кино­ лектории, предупреждать срывы их, но бывают случаи, когда лекции, сопровож­ даемые демонстрацией кинофильмов, сры­ ваются. Так была сорвана Ы мая лекция о решениях февральско-мартовского Пле­ нума ЦК КПСС. Давно уже перестали проводить во Дворце культуры горняков интересные ве­ чера отдыха, которыо охотно посещали молодые рабочие. Собравшиеся обычно всо вместе разучивали песни, танцы, прини­ мали участие в конкурсах на лучшего чтеца, танцора, шахматиста. Сейчас такие вечера не проводятся.- Не проводит Дворец культуры и экскурсий, которые когда-то устраивались и проходили успешно. Комсомольская я профсоюзная органи­ зации не заботятся о том, чтобы молодые горняки интересно и культурно проводили свой отдых, не помогают правлению Двор­ ца культуры так наладить работу, чтобы она соответствовала культурным запросам горняков. ) Н. БЕЛЬЧИКОВ. Воспитатель общежитий рудника имени С. М . Кирова. Технические знания— горнякам Горняки хотят, чтобы их Дворец куль­ туры стал подлинным очагом культуры, где рабочие могли бы хорошо отдохнуть, почитать свежие газеты и журналы, за­ няться изучением технической литерату­ ры так, чтобы здесь же, на месте, полу­ чить квалифицированную помощь специа­ листа. Однако правление Дворца культуры давно уже не прислушивается к запросам горняков В комнате отдыха редко бывают свежие газеты п -журналы Их всегда уно­ сят к себе в кабинеты работники Дворца Правление стоит в стороне и от нужд производства, не направляет работу Двор­ ца культуры по пути всесторонней помощи горнякам в нх сложном труде. До сих пор не работает здесь технический кабинет, пе проводятся вечера, на которых лучшие рабочие, инженеры, техники могли бы об­ меняться опытом борьбы за повышение производительности труда, за развертыва­ ние социалистического соревнования. В проведении таких мероприятии уже давно назрела необходимость. Но работники правления и его председатель тов. Тарасов мало этим интересуются. А ведь именно Дворец культуры может и должен стать пропагандистом технических знаний, пе­ редовых методов труда, опыта лучших рабочих. ■* Во Дворце культуры нет порядка ні только в массовой работе. Здесь пс^ при­ вивают культуру поведения, никто не следит за тем, чтобы в зрительном зале во время демонстрации кинофильмов была тишина. Порой сюда пропускают ,и люден в нетрезвом виде. Во время концерта иди киносеанса онн шумят, курят, громко раз­ говаривают и хулиганят. Правление пе имеет никакой связи с профсоюзными организациями рудника. А они могли бы оказать существенную по­ мощь в паведеинн порядка. С нарушите­ лями дисциплины могла бы вести борьбу и стенная газета. Она оказала бы серьез­ ное воздействие на хулиганов, помещая острые заметки, карикатуры, но она во Дворце культуры перестала выходить. Трудно попасть горнякам в биллиард­ ную. Желающих поиграть в биллиард много, но дождаться очереди бывает труд­ но. Играют все время одни и те же липа. Во Дворце культуры есть буфет. В нем нарушаются правила торговли: продаются спиртные напиткп. Но на это не обращает, внимания тов. Тарасов, Не следят здесь и за чистотой в помеще­ ниях, не призывают к порядку нарушите­ лей. Нет специальной курительной комна­ ты, и все курят в залах. Многие недостатки в работе Дворца культуры можно было бы исправить, если бы к этому делу привлекался широкий актив. Председатель правления превра­ тился фактически в перздивого админист­ ратора. М . КУРОЧКИН . Партгруппорг, механик пятого уча­ стка рудника имени С. М . Кирова. Активизировать работу детского сектора XIX съезд Коммунистической партии поставил перед школой задачу готовить учащихся к практической деятельности, чтобы еще будучи в школе юноши и де­ вушка проверили свои способности, суме­ ли или определить свою будущую профес­ сию, илп приобрести себе какую-нибудь специальность Многие из ребят, окончив школу, пойдут работать на производство, ибо там все больше и больше требуется высококвалифицированных рабочих, имею­ щих среднее образование, способных уп­ равлять сложнейшими машинами. Педаго­ гические коллективы школ сейчас доби­ ваются того, чтобы учащиеся не растеря­ лись в любой обстановке — всюду нашли применение своим силам и знаниям. Большую помощь в этом могут окззать культурно-просветительные учреждения, но онн часто этого не учитывают. При Дворце культуры им. С. М. Кирова создан детский сектор, а работа его и по сен день не удовлетворяет возросших требований в воспитательной работе с детьми. Влияния его не чувствуют нп педагоги, ни роди­ тели. В детском секторе организованы такие кружки, как столярный, авиамодельный, драматический, танцевальный, музыкаль­ ный (класс баяна, ірояля), хоровой Девять кружков работают в трех комнатах, хотя для детского сектора при строительства Дворца культуры было предусмотрено от-‘ дельное помещение, совершенно изолиро­ ванное от других залов. В помещении, предназначенном для дет­ ского сектора, долгое время размещалась курсовая сеть. Сейчас там детский сад. Для детского сада есть новое помещение, но вот уже год, как оно но эксплоатнруст- ся, так как там нет воды и пара. Скорей­ шее решение вопроса о введении в экс- нлоатацню здания детского сада даст воз­ можность освободить помещение, предназ­ наченное для детского сектора, развернуть там работу кружков. Плохо налажена связь работников Дворца культуры со школами, поэтому не было организовано нп одного интересного мероприятия нп для учащихся, нп для родителей. Правда, 1 мая этого года по инициативе Дворца культуры был устроен утренник для учащихся первых — седь­ мых классов двух ыкол, по он прошел очень неорганизованно, скучно, неинте­ ресно. За. весь период 'учебного года было ор­ ганизовано только две лекции для роди­ телей. Работники Дворца культуры ссы­ лаются па то, что плохо посещают лекции сами родители. Но для того, чтобы эти лекции посещались, необходимо проводить нх на высоком уровне, организовывать вы* ставки детских работ, давать концорты силами учащихся. А этого не делается. Бывают случаи, когда дети до 16 лет допускаются на поздпие сеансы,нередко фильмы для взрослых демонстрируются во время детских сеансов. Для улучшения работы детского секто­ ра Дворца культуры в свете решений XIX съезда партии и XII съезда ВЛКСМ необ­ ходимо обязательно освободить помещение, занятое под детский сад, и организовать там работу кружков: столярного, слесар­ ного, фотокружка, авиаконструкторского, электротехнического н других. А . БОНДАРЕВА. Директор средней школы № 2, В ПОМОЩЬ ИЗУЧАЮЩИМ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКУЮ ТЕОРИЮ Пражская партийная конференция Пражская (VI общепартийная) конфе­ ренция. состоявшаяся в январе 1912 года, является знаменательным событием в исто­ рии нашей партии, в истории всего между­ народного коммунистического движения. Изгнав из рядов РСДРП мепыиевнков-лик- впдаторов. Пражская конференция завер­ шила оформление большевиков в самостоя­ тельную партию, партию нового типа, партию ленинизма. Очищение партии от оппортунистов, от мсньшевиков-лнквпда- торов имело решающее значение для даль­ нейшего развития партии, для укрепления единства ее рядов и завоевания диктатуры пролетариата. Коммунистическая партия успешно вы­ полняет роль вождя п организатора наше­ го парода потому прежде всого, что она представляет собой боевой союз единомыш­ ленников коммунистов, сплоченных един­ ством взглядов, единством действий и дис­ циплины. Создание революционной марксистской партии в России неразрывно связано с деятельностью великого вождя рабочего класса и трудящихся всего мира В. II. Ленина. На протяжении многих лет, начиная с девяностых годов XIX века, В. II. Ленин, верный последователь п про* должатель учения Маркса — Энгельса, вел борьбу за организацию и сплочение сил пролетариата под знаменем революционно­ го марксизма,' В 1895 г. Лениным был со­ здан петербургский «Союз борьбы за осво­ бождение рабочего класса», явившийся за­ чатком революционной пролетарской пар­ тии в России и положивший начало соеіи- ненпя-марксизма с рабочим движением. Выдающееся значение в борьбе за создание марксистской партии в России имел лдей- пый разгром Лениным либеральных народ­ ников и «легальных марксистов», а также «экономистов»—-ярых противников строи­ тельства единой централизованной мар* кспстской партии российского пролета­ риата. Решающую роль в разгроме «экономи­ стов», в борьбе за создание подлинно про­ летарской партии с ясной марксистской программой, революционной тактикой, единой волей и железной дисциплиной сыграла организованная Лениным обще­ русская политическая газета «Пскра». Второй съезд РСДРП, состоявшийся в 1903 году, увенчал успехом титаническую борьбу Ленина за создание революционной пролетарской партии. Съезд создал дей­ ствительную марксистскую партию в Рос­ сии иа тех идейных и организационных началах, которые были выдвинуты и раз­ работаны сііскрой» иод руководством В. II. Ленина. В программо партии, принятой съездом, впервые в истории международного рабо­ чего движения после смерти Маркса и Энгельса выдвигалась как основная зада­ ча партии борьба за диктатуру пролета­ риата. В ней была закреплена ленинская идея о революционном colons рабочего класса н крестьянства, как главном сред­ стве свержения царизма, помещиков и ка­ питалистов В программу был включен пункт о праве наций на самоопределение, закреплявший принцип пролетарского ин­ тернационализма. Принятие программы партии означало победу марксизма над оппортунизмом, торжество ленинских про­ граммных принципов. Второй съезд РСДРП явился поворотным пунктом в мировом рабочем движении. 0п положил начало существованию больше­ визма пак течения политической мысли и как политической партии, пролетарской партии нового типа. Непримиримая борьба Ленина с оппор­ тунистическими элементами на II съезде по программным и организационным во­ просам положила водораздел между рево­ люционной частью РСДРП— большевика­ ми и оппортунистической частью — мень­ шевиками. Меньшевики заняли в партии место разгромленных оппортунистов — «экономистов». До Пражской конференции 1912 года большевики находились формально вместе с меньшевиками в составе РСДРП. Так­ тика Формального объединения с меньше­ виками являлась в тех исторических условиях борьбой за подлинно революцион­ ное марксистское единство рабочего клас­ са н ого партии, борьбой за привлечение на сторону большевиков тех рабочих, ко­ торые еще шли за мепыпевпкамн. Последовательно отстаивая и сохраняя свою Фактическую самостоятельность, большевики использовали общепартийную арену для разоблачения-и разгрома-мень­ шевиков. сС меньшовикамп ыы в 1903 — 1912 годах,— писал В. И. Ленин,— быва­ ли по нескольку лет формально в единой с.-д. партии, никогда не прекращая идей­ ной и политической борьбы с ними, как с проводниками буржуазного влияния на пролетариат и оппортунистами» (Соч., т. 31, стр. 53). Борьба двух линий в РСДРП *— револю­ ционной, большевистской .и оппортунисти­ ческой. меньшевистской.— развернувшая­ ся в период создания партии по идеологи­ ческим и организационным вопросам, при­ обрела особую остроту в годы первой рус­ ской революции, когда на первый план выдвинулись вопросы тактики. Будучи агентами буржуазии п рабочем классе, меньшевики в период революции держали курс пе на развертывание, а на сверты­ вание первой русской революции. После поражения революции, в годы столыпинской реакции меньшевики нача­ ли еще более открыто отказываться от программы РСДРП, от ее революционных задач и боевых лозунгов. Меньшевики ста­ ли открытыми ликвидаторами, они требо­ вали ликвидировать, уничтожить создан­ ную с таким трудом нелегальную, револю­ ционную партию российского пролетариа­ та п создать свою легальную, реформист­ скую партию, метко названную рабочими «столыпинской рабочей партией». В таких условиях большевики уже не могли больше находиться в одной пар­ тии с моньшевикамп —■ с этими ренегата­ ми, предателями. Дальше находиться с ними в одной партии — означало измену рабочему классу и его партии. Необходимость очищения партии от оппортунистов, раскалывавших рабочий класс, диктовалась также приближающим­ ся новым революционным подъемом. Чтобы возглавить новый революционный подъем п повести пролетариат на борьбу за свер­ жение царизма я затем капитализма, не­ обходимо было окончательно очистить пар­ тию от всех неустойчивых, предательских, оппортунистических элементов, изгнать исныпевпков-диквндаторов нз партийных рядов. Большевики былп основательно подго­ товлены к тому, чтобы оформиться в са­ мостоятельную политическую партию. Огромную роль в строительстве цновнои марксистской сыграли гениальные труды В. И. Ленина «Что делать?» (1902 г.), «Шаг вперед, два шага назад» (190-1 г.). «Две тактики социал-демократии в демократической ре­ волюции» (1905 г.), ‘«Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). в которых были разработаны пдеологпчеекпе, органи­ зационные, тактические и теоретические основы пашей партии. При таких условиях оформление боль­ шевиков в самостоятельную партию было совершенно готовым и назревшим делом. II с этим жизненно важным^ делом успеш­ но справилась VI Всероссийская партий­ ная конференция, состоявшаяся в январе 1912 года в Праге. - Вся огромная работа по подготовке к Пражской конференции направлялась не­ посредственно В П. Лениным. По его ини­ циативе была создана Российская органи­ зационная комиссия по созыву конферен­ ции. Эта комиссия во-главе с Серго Орджо­ никидзе развернула огромную подготови­ тельную работу по созыву общепартийной конференции. На VI Всероссийской конференции РСДРП было представлено свыше 20 пар­ тийных организаций — почтп все дей­ ствующие организации в России. Поэтому она формально имела значение съезда партии. Работой конференции непосредственно руководил Ленин. Он выступал па конфе­ ренции с докладом о современном моменте и задачах партии, о копститупрованпп конференции, о Международном социали­ стическом бюро и по другим вопросам. Проекты резолюций, принятых конферен­ цией, были составлены и отредактирова­ ны Лениным. Обсудив доклады с мест, конференция отметила, что всюду в Рос.*пи идет- энер­ гичная работз по укреплению нелегальных соцпал-демократпческпх организаций и групп и что вся пх работа ведется в духо защиты партийности л борьбы против ликвидаторства. «Уцелело не только знамя российской с.-д., ее программа, се революционные за­ веты, уцелела ее организация, которую могли подрывать и ослаблять, но не могли снести дотла никакие преследования»,— говорилось в «Пзвещенпп о Всероссийской конференции РСДРП» (КПСС в резолюциях и решениях, т. 1, 1953 г.. стр. 267). В резолюции «О современном моменте и задачах партии», принятой по докладу Ленина, конференция отметпла первые признаки нового подъема рабочего двизке- тического переворота в России выдвига­ лось завоевание власти пролетариатом и крестьянством. * 1 Очередными задачами партии конферен­ ция выдвинула длительную работу социа­ листического воспитания, организации и сплочения передовых масс пролетариата; усиление работы по восстановлению неле­ гальной организации РСДРП и более ши­ рокое использовании всех н всяческих ле­ гальных возможностей; повышение руко­ водящей роли партийных организаций в экономической борьбе пролетариата п в его все учащающихся политических выступ­ лениях; усиление систематической полити­ ческой агитации, всесторонней поддержки начинающегося движения масс и расшире­ ния его под знаменем революционных ло­ зунгов партии. Такими лозунгами были революционные лозунги программы-мпннмум РСДРП; демо­ кратическая республика, 8-часовой рабо­ чий день, конфискация всей помещичьей земли. Эти лозунги должны были явиться п явились главными' избирательными ло­ зунгами большевиков на выборах в IV Го­ сударственную думу, тактика партии на которых была всесторонне определена Пражской конференцией. Пражская конференция вынеелз реше­ ние об пзданпп ежедневной легальной ра­ бочей газеты сПравда». Конференция избрала большевистский Центральный Комитет в составе: В. II. Ленина, И. В. Сталина. Г. К, Орд­ жоникидзе, Я М. Свердлова, С. С. Спан- даряна и др. И. В. Сталин и Л. М. Сверд­ лов былп избраны в ПК заочно, так как онп находились в ссылке. В числе кандидатов в члены ПК были избраны М. П. Калпппн и С. Г. Шаумяп. Конференция избрала также Русское бюро ЦК во главе е П В. Сталиным. Предста­ вителем РСДРП в Международное социа­ листическое бюро был избран В. П. Ленин. Важнейшим делом Пражской конферен­ ции было подведеппе ею итога всей пред­ шествующей борьбы большевиков с мень­ шевизмом. Пражская конференция изгнала из РСДРП меньшевиков-ликвидаторов. по­ ложив тем самым начало окончательному оформлению большевиков в самостоятель­ ную партию. Очищение пролетарской партии от оппортунистов, от неныпевпков-лнквнда- торов, сплочение воедино всех большеви­ ков. окончательное оформление пх пз по­ литической группы в самостоятельную партпіо, воссоздание революционной пар­ тии пролетариата с единой программой, с единой тактикой, с единой классовой орга­ низацией, установление действительного, а не только формального единства партии, осуществленное Пражской конференцией, имело решающее значение для дальнейше­ го развития партии, упрочения единства ее рядов и успешного завоевания дикта­ туры пролетариата. Пражская конференция явилась важ­ нейшей вехой в победе политики и идео­ логии ленинизма над политикой и идеоло­ гией оппортунизма и ревизионизма в рос­ сийском п международном рабочем движе­ нии. Она показала, что из всех группиро­ вок международного социал-демократиче­ ского движения большевики были един­ ственной силой, способной по своему орга­ низационному опыту п идеологической подготовке осуществить прямой разрыв, раскол со всемп оппортунистами, что боль­ шевики явились единственной ь мире ре­ волюционной организацией, которая раз­ громила до конца оппортунистов и цент­ ристов п пзгналз пх вон пз партии. «В России особым счастьем большеви­ ков было то,— отмечал В. П. Ленин,— что они имели. 15 лет для систематической и до конца доведенной, борьбы как против меныпевпков (т. е. оппортунистов и «центровпков») так и протпв «левых» еще задолго до непосредственной массовой борь­ бы за диктатуру пролетариата» (Соч., т. 31, стр. 88). Своей непринпрпмой борьбой протпв оппортунизма всех мастей паша партия оказала пеоценпмую услугу международ­ ному революционному движению. Ее исто­ рический опыт создания и укрепления мо­ нолитной партии, базирующейся на вели­ ких принципах марксизма-ленинизма, слу­ жит образцом для всех братских коммуни­ стических и рабочих рартий. На основе решений Пражской копфе- ренппп Коммунистическая партия под ру­ ководством Лепппа в последующие годы сплотила вокруг своих революционных ло­ зунгов большинство рабочего класса и тру­ дящихся и привела наш парод к победе Великой Октябрьской ' социалистической революции. Под се руководством наш на­ род первым в мире построил социалисти­ ческое общество. Закаленная в боях под руководством генпального Ленина, верно­ го ученика и продолжателя его дела вели­ кого Сталина и пх соратников. Коммуни­ стическая партпя, сильная единством сво­ их рядов, твердо и уверенно ведет наш на­ род по пути новых всемирно-исторических побед, по путп к коммунизму И . ПЕТРОВ. Кандидат исторических наук. револю- партин в России нпя, В качестве основной задачи демокра­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz