Полярная правда. 1954, май.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лг 122 (7844) 25 мая 1954 г. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Коммунисты —организаторы социалистического соревнования В начале мая рыболовный траулер '«Сталина вышел в свои первый репс ва промысел. До этого судно более года нахо­ дилось в ремонте. На траулере была соз­ дана первичная партийная организация, которая возглавила социалистическое со­ ревнование экипажа. Как только траулер вышел в Баренцово коре, капитан коммунист тов. Бронзов соб­ рал моряков, свободных от вахты. Он и помполит тов. Соболев рассказали матро­ сам о задачах, стоящих перед экипажем в борьбе за выполнение государственного плаца, высокое качество рыбной продук­ ции. Онп указали, что моряки большинст­ ва промысловых судов тралового флота и «Мурмансельди» успешно вели борьбу за выполнение обязательств, взятых в пред­ майском соревновании, и добились успеха, рассказали о работе экипажей передовых кораблей «Киров», «Слава», «Касатка» и ДРУГИХ. Моряки единодушно откликнулись н а : призыв включиться в социалистическое! соревнование за досрочное выполнение го- j сударствепного плана и высокое качество, рыбной продукции. Коллектив взял обяза­ тельство вернуться в родной порт из пер­ вого рейса с полным грузом. Партийная организация и коммунисты керабля делают все, чтобы это обязатель­ ство было претворено в жизнь. Па корабле агитколлектив проводит большую массово-политическую работу, мобилизуя моряков на самоотверженный труд. Агитаторы коммунисты тт. Брон­ зов, Соболев, Фомин, Шелудько п Дру­ гие, проводя беседы с промысловиками, рассказывают пм как повысить производи­ тельность труда, подсказывают путл уве­ личения добычи рыбы. Агитаторы подробно разъяснили мате­ риалы первой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва. Проводя беседы, агитаторы указывают па существенные недостатки в работе экипажа, подсказывают пути устранения этих недостатков. Коммуцветы с первых же дней рейса занимают авангардную роль, являются ор­ ганизаторами социалистического соревно­ вания в борьбе за высокие уловы. Самоот­ верженно трудятся коммунисты тт. Фомин, Шелудько, Замарнн п другие. Их высоко­ производительный труд является примером для всего коллектива корабля. Хороших показателей на промысле добились матро­ сы тт. Манаков, Воронов. Михеев, Аблоев, Прохоров. Кочегары тт. Задорожный и Попов всегда держат пар «на марке» и в свободное от вахты время помогают уби­ рать обильные уловы рыбы. Когда на корабле бывают богатые уло­ вы, то все люди, свободные от вахты, при­ нимают участие в обработке рыбы. Здесь можно увидеть штурманов коммунистов тт. Фомина, Шелудько, боцмана тов. Зама- рнна и других членов экипажа. Это дает возможность своевременно производить об­ работку рыбы, увеличивать улов. Хорошо работает комсомолка юнга тон. Пушкина. Она изъявила желание порабо­ тать в траловом флоте, чтобы оказать по­ мощь рыбакам в выполнении государствен­ ного плана. Ее направили на корабль пз Мончегорской комсомольской организации. Тов. Пушкина не только добросовестно вы­ полняет своп обязанности, но и в свобод­ ное время самоотверженно работает па уборке рыбы. Мастер по выгреву рыбьего жира тов. Рак, засольщик тов. Тотчиев перевыпол­ няют нормы выработки. Партийная организация и судовой ко­ митет уделяют большое внимание дейст­ венности социалистического соревнования. Ежедневно подводятся итоги труда вахт, обобщается опыт работы передовиков ко­ рабля. Итоги соревнования доводятся до сведения коллектива через агитаторов, а также через стенную печать. Агитаторы не только рассказывают о положительном опыте, о передовиках, добившихся лучших результатов в соревновании, но и указы­ вают на недостатки в работе вахт, отдель­ ных матросов. Как только закончится плавание, будут подведены итоги за весь рейс. Экипаж траулера за 12 нромыеловых суток добыл и обработал 200 тонн рыбы, вытопил 11 тонн рыбьего жира. Вместе с тем следует указать на серь­ езные недостатки, которые мешают кол­ лективу промыслового судна работать еще лучше. Траулер «Сталин» и после 16-ме­ сячного ремонта имеет серьезные дефекты, за которые обязаны нести ответственность руководители Мурманской судоверфи. Так, например, палуба корабля протекает над мучными ямами. Это сорвало выработ­ ку рыбной муки, которая так нужна для сельского хозяйства. Рыбомучная установ­ ка отремонтирована плохо. Жиропровод­ ная система к эксплоатации не пригодна. Моряки предъявляют серьезные претензии к руководителям судоверфи и требуют, чтобы промысловые суда выпускались без дефектов. Это даст возможность лучше ра­ ботать на промысле, больше добывать ры­ бы стране. А . МОКРЕЦОВ. Баренцово море. (По радно). С е м и н а р з а верш ил р а б о т у В пашем семинаре актива по изу­ чению истории КПСС и произведений В. И. Денипа и П. В. Сталина занимались 14 учителей школы М 1S г. Мурманска. Семинар был укомплектован с учетом же­ лания учителей изучать историю партии. В начале учебного года некоторые слу­ шатели, например, тт. Маловатская, Кот- лячкова слабо готовились к занятиям, ма­ ло участвовали в обсуждении вопросов на семинарских занятиях. Сами занятия про­ ходили скучно. Конечпо, в этом была и моя вина. Руководить семинаром мне при­ шлось впервые, п я встретилась с больши­ ми трудностями. Недостатками в руководстве семинаром заинтересовался Ленинский райком пар­ тии. Па заседании бюро райкома КПСС в декабре был обсужден отчет секретаря первичной партийной организации топ. Смирновой. Парторганизации было указа­ но па необходимость постоянного оказания помощи в работе семинара, ставилась за­ дача обеспечить высокий идейный уро­ вень занятий. Нам рекомендовалось ис­ пользовать оправдавший себя метод об­ суждения докладов и рефератов слушате­ лей. Я, как руководитель семинара, прило­ жила немало усилий, чтобы оправдать до­ верие, повысить качество занятий, чаще стала консультироваться ио подготовке к занятиям в библиотеке райкома партии, тщательнее готовиться к лекциям и се­ минарским ззнятням. используя рекомен­ дованную литературу. В результате нам удалось повысить іідсйно-теоретнчсский уровень работы семинара и активность слушателей. Особенно активность слушателей воз­ росла при изучении диалектического н исторического материализма. На этих за­ нятиях был обсужден ряд рефератов и до­ кладов слушателей. Интересный доклад подготовила тов. Старовойтова по первой черте диалектиче­ ского метода. Она привела интересные примеры развития мичуринской науки, примеры взаимосвязи явлении органиче­ ского мира, влияния внешней среды на организмы. Тов. Курочкина в своем выступлении сказала, что Коммунистическая партия в своей политике всегда, учитывает конкрет­ ную историческую обстановку. Тов. Попова в докладе «Познаваемость мира и его закономерностей;'' показала пу­ ти познания, обоснованные Лениным. При обсуждении изучаемого материала слуша­ тели семинара приводили примеры из педагогической практики школы. Итоговое занятие в семинаре прошло активно, в непринужденной товарищеской живой беседе. Все 14 слушателей приня­ ли участие в обсуждении материала по очередной теме: «Теория и программа Ком­ мунистической партии по национальному вопросу». Они единодушно решили продол­ жать учебу в семинаре и в новом учеб­ ном году. И. СЕМЕНОВА. Руководитель сезпшара. Почему задерживается сплав леса Славно потрудились в нынешнем году механизаторы н возчики Кузрекского лесо­ пункта. Полугодовой план по вывозке дре­ весины ими был выполнен еще 19 апреля и сейчас уже сверх шестимесячного зада­ ния подвезено к сплавным путям около 3,5 тысячи кубометров. В этом году объем ра­ бот здесь увеличился в два с лишним раза по сравнению с прошлым годом. В этп дни у лесозаготовителей наступа­ ла горячая пора. Нм предстоит большая и ответственная задача — быстро и без по­ терь провести молевой и морской сплав древесины, полностью доставить ее в цент­ ральную запань. Все это требовало от руководителей ле­ сопункта и леспромхоза всесторонне и своевременно провести все подготовитель­ ные работы, чтобы обрззцово провести сплав. Необходимо было учесть и то об­ стоятельство. что в нынешнем году сплав будет проходить в более сложных условиях, ввиду отсутствия достаточного уровня воды. 8 мая коллектив Кузрекского лесопѵнкга приступил к молевому сплаву на Талом ручье и 10 мая — по реке Адам, где пред­ стоит приплавить спыше 11 тысяч кубо­ метров древесины Только по реке Адам нужно приплавить 8 тысяч кубометров. По с первых же. дней здесь создалось напря­ женное положение, особенно по реке Адам, где в воду было сбпошено 4 тысячи кубо­ метров древесины. Почти одна четверть ее из-за отсутствия достаточного уровня воды осталась на обс.ушгп и 4 тысячи кубомет­ ров еще лежат па берегу. Создается серьезное опасение, что дре­ весина может оказаться не пущенной в сплав. Такое положение должно было выз­ вать тревогу ѵ руководителей Умбского леспромхоза и Кузрекского лесопункта, ко­ торым хорошо было известно, что по реке Адам сплав леса может сорваться, так как там отсутствует достаточный уровень во­ ды. Однако онп. вероятно, рассчитывали «на авось». Здпсь необхоіимо было построить пло­ тину. Вопвос об. э т о м в леспромхозе ре­ шается уже несколько лет. И он частично был решен: плотину п о с т р о и л и , по ѵста- повпли ее на., берегу реки Адам. И вот ѵтке более года, как плотина бездействует. Лишь только сейчас, когда создалось ис­ ключительно напряженное положение, ру­ ководители леспромхоза пачали пвпнпмать меры к установке воіпого сооружения. Н. ДВОРНИКОВ. (Наш соб. корр.). Лесной. В ШКОЛАХ Торжественный день Бюро райкома КПСС о работе районного отделения Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний Недавно бюро Печенгского райкома КПСС заслушало вопрос о работе районного отде­ ления Всесоюзного общества по распростра­ нению политических и научных знаний. Бюро отметило, что районное отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знании (предсе­ датель тов. Брысин) работает неудовлетво­ рительно. Правление общества не организовало ра­ боту отдельных секций. Общественно-по­ литическая секция в течение восьми меся­ цев не имела руководителя, работа ее не контролировалась, заседания не проводи­ лись. Руководитель научно-естественной секции тов. Ковалев к своим обязанностям относится халатно. Было указано также, что правление об­ щества не сумело вовлечь всех его членов в активную работу. Члены общества тг. Корнилов, Заборскпй, Кучыіпа, Еремина, Токарев, Турба и другпе не разработали пи одной лекции и ни разу не выступили с ними. В районном отделении общества не орга­ низован контроль за идейным содержанием читаемых лекций. Бюро отметило, что правление Мурман­ ского областного отделения Всесоюзного об­ щества по распространению политических и научпыхІ знаний не оказывало помощи районному отделению в налаживании мето­ дической работы и в обеспечении нагляд­ ными пособиями. Отсутствовал постоянный контроль и со стороны Печенгского райкома партии. Бюро райкома КПСС приняло решение, направленное на улучшение работы рай­ онного отделения Всесоюзного общества, обязало наладить работу всех секций. Ширится размах работ по благоустройству В этом году все больший размах приоб­ ретают работы по благоустройству Канда­ лакши С помощью общественности заго­ товлено уже около 2 тысяч кубометров камня для мощения улиц. В воскресниках по сбору камня активное участие приняли трудящиеся механического завода, паро­ возного депо, участка энергоснабжения и других предприятий и организаций. На улице Чкалова в прошлом году была заасфальтирована проезжая часть и тро­ туары. Сейчас здесь производится разбив­ ка газонов. Кандалакша. (Наш соб. корр.). Кончается учебный год. ^чащпеся младших классов уже отдыхают,* а у стар­ шеклассников наступила ответственная пора — онн отчитываются перед страной. Четвертые классы впервые держат экза­ мены. Многие семиклассники поступят в техникумы, на курсы. Интересная работа, выбранная по душе, нлн высшее учебное заведение ждут оканчивающих среднюю школу. ’ • ■ За два дня до начала экзаменов в Мур­ манской средней школе Х і S были пол­ ностью приведены в порядок все классы, расставлены парты, постелены дорожки. Многое было сделано руками самих уча­ щихся, родителями. На подоконниках, по­ лочках появилось еще больше цветов. Их заранее принесли из дому ученицы, чтобы украсить классы, коридоры, зал.- II вот наступил первый день экзаменов. Ровно в 9 часов в школе установилась полная тишина. 80 учеников четвертых классов начали писать диктант «Рыбная ловля». Двадцатый год работает учитель­ ницей начальных классов Анастасия Ми­ хайловна Томилина, но как и в первые годы работы, так и сейчас она волнуется. Снова и снова проверяется ее умение ра­ ботать с детьми, учить их. Несмотря up то, что диктант был на­ сыщен трудными словами на различные правила, хорошо справились с ними уче­ ницы четвертого класса «А», где препо­ давателем рзботает Нина Андреевна Ива­ нова — диктант был написан без двоек. Много было поставлено хороших и отлич­ ных отметок. В трех классных комнатах за отдельные столы сели в этот день 55 выпускниц. Это был .их первый экзамен на аттестат зрелости. Директор школы Наталья Емельяновна Коробова поздравила учениц с началом экзаменов, вскрыла пакет и на­ звала темы сочинений. Онн оказались проще, чем предполагали девушки, и каж­ дая из них, немною подумав, выбрала се­ бе тему. II вот уже темповолосые, кашта­ новые, русые 1головы склонились над со­ чинениями. — Как-то они напишут,— беспокоится преподавательница литературы 3. Петро­ ва. Первый экзамен в школе для нее то­ же большое событие. Всего год проработа­ ла она после окончания Ленинградского государственного педагогического инсти­ тута. В распоряжении учениц — 6. часов. Школа, родительский комитет позаботи­ лись о том, чтобы девочки смогли поку­ шать, не отрываясь от работы. Тихо про­ шли между столами дежурные. Перед каж­ дой ученицей был поставлен стакан какао, бутерброд. С увлечением работала над сочинением «Чем нам дорог и близок В. В. Маякоз- скийі» Раиса Черемнхнна. Экзаменацион­ ной комиссии она сдает политически за­ остренное, хорошо связанное с современ­ ной действительностью сочинение о заме- Передовые судоремонтники Успешно трудятся передовые судосбор­ щики котельно-корпусного цеха Мурман­ ской судоверфи. Более чем в два раза пе­ ревыполняют нормы тт. Аксенов, Андреев, коммунисты тт. Тюкавпп, Полянский и другие. Работая на пловучей базе «Атлантика», бригада тов. Сорокина втрое перекрыла задание. С. КОЖЕВНИКОВ. Председатель цехового комитета корпусно-котельного цеха Мур­ манской судоверфи. чательпом советском поэте-борце В. В. Маяковском. На эту же тему писали ра­ боты Валерия Ершова, Зинаида Рябченко и другие. Валентину Петрову привлекла тема «Образы коммунистов в романе А. А. Фа­ деева «Молодая гвардия». И привлекла потому, что здесь можпо было высказать свои мысли о героизме, мужестве, стойко­ сти, любви к Родине. В пятых, классах в это время шел эк­ замен по арифметике. Весь год Серафима Алексеевна Городова стремилась к тому, чтобы ее ученицы любили математику, понимали ее, а не просто ззучивали, уме­ ли применить па практике. Когда прохо­ дили вычисления поверхности парзллелет пппеда, школьницы все вместе измеряли классное помещение, комнаты дома, ре­ шали, сколько обоев потребовалось бы, чтобы оклеить ту пли иную комнату. На школьном дворе девочки вычисляли- ар и т. д. Год упорной работы не прошел даром п ответы многих учениц превзошли ожида­ ния Серафимы Алексеевны. Вот к доске вышла-Люда Блохина. Ее ответ с удовольст­ вием слушали все члены комиссии. Люда отвечала бойко, четко, просто, а ведь ей достался 'гглн. трудный вопрос. Едино­ гласным решением комиссии Люде Блохи­ ной была поставлена отличная оценка. Также хорошо отвечала Нина Андронова и другие. Онп порадовали свою учительни­ цу глубокими знаниями. Большинство пз них получпли хорошие и отличные оценки. В шестых классах в этот день девочки сдавали письменный экзамен по арифме­ тике, а девятиклассницы — немецкий язык. Экзамены еще шли, во всех коридорах огромной школы стояла тишина, а стайка счастливых пятиклассниц, ответив на билеты, уже занималась в кабинете био­ логии пикировкой цветочноц рассады. Под руководством преподавательницы биологии тов. Бояринцевой Люда Блохина, Нина Баніыа, Валерия Кудрявцева и дру­ гпе девочки осторожно . рассаживали в большие ящики хрупкие, нежные ростки петунии, которая вскоре яркими цветами украсит клумбы нз школьном дворе. Работали в это время сдавшие экзамен по арифметике и шестиклассницы — на большие, широкие грядки, впервые сде­ ланные в этом году, онп высевали пше­ ницу, овес и семена других растепий.-^а- ростом которых юные натуралисты'будут наблюдать летом. В последующие дни экзамены успешно сдавали: семиклассницы — по русскому языку, а шестиклассницы — по бпологни. Вчера экзамены закончены в четвертых и пятых классах. Экзамены показывают, насколько повы­ сились, углубились знания учениц и как трудолюбиво они могут работать. Г СУПЬЕВА .' . В средней школе № 1 ФОРМАЛИЗМ В ВАЖНОМ ДЕЛЕ Довольно часто в промысловом отделе тралового флота прочодятся аиализы рабо­ ты отдельных траулеров за рейс. Цель их — разобрать особенности деятельности эки­ пажа'судна на промысле, выявить причи­ ны. мешающие лучшей работе коллектива с тем. чтобы быстро устранить их. по­ мочь команде выправить положение в сле­ дующем же рейсе. Само по себе такое опера­ тивное вмешательство руководителей уп­ равления флота в работу туго или иного ко­ рабля, направленное на быстрое выявле­ ние и ликвидацию недостатков, имеет важ­ ное значение для налаживания четкой п эффективной деятельности экипажа на промысл^, для подтягивания отстающих коллективов траулеров до уровня передо­ виков. Естественно, что анализы рейсов принесут настоящую пользу только в том случае, когда они хорошо подготовлены, когда действительно полно, со всей глуби­ ной анализируется работа экипажа, вскрываются действительные причины не­ достатков, намечаются правильные, дей­ ственные меры по исправлению этих пе- •достатков. К сожалению, в траловом флоте произ­ водственные совещания — анализы рейсов траулеров — превратились сейчас в .пу­ стую формальность. 1S мая в промысловом отделе под руко­ водством начальника атого отдела тов. Па- дорина был сделан разбор прошедшего рейса траулера «Сатурн», пз которого ко­ рабль вернулся в порт, не выполнив свое­ го задания. Анализ рейса «Сатурна» и еще двух судов проводился по указанию начальника флотз тов. Киреева, хотя про­ мысловому отделу следовало бы обратить самое серьезное внимание на работу это­ го судна и без напоминания начальника флота. Экипаж «Сатурна» в первом квартале промышлял успешно, значительно пере­ выполнил задание по вылову рыбы и по изготовлению субпродуктов, дал несколько тысяч рублей сверхплановой прибыли. Но во втором квартале, несмотря на благо­ приятную сырьевую базу, команда «Са­ турна» стала меньше доставлять в порт рыбы. Первый рейс во втором квартале ока­ зался неудачным: задание было не вы­ полнено, на 17 процентов повысилась се­ бестоимость продукции, допущен значи­ тельный перерасход соли, сетей, спец­ одежды. Только за этот рейс экипаж трау­ лера недодал государству свыше 27 ты­ сяч рублей плановой прибыли. Во втором рейсе, продолжавшемся с 26 апреля по 16 мая, положение усугубилось. Задание но вылову рыбы экипаж выпол­ нил только па 82,7 процента, не справил­ ся с планом по выработке консервов, вме­ сто 1150 центнеров но заданию доставил в порт немногим более 600 центнеров све­ жей рыбы. Кроме того, резко снизилось ка­ чество продукции. «Сатурн» не сдал ни одного килограмма рыбы высшего сорта, одиннадцать с лишним процентов от все­ го количества груза трески было отнесе­ но ко второму сорту. Перерасход соли за рейс в то же время составил 13 тонн. Такио итоги дзадцатпдпевпой деятель­ ности экипажа при исключительно благо­ приятной промысловой обстановке должиы былп вызвать серьезную тревогу у руко­ водителей отделов, присутствовавших на совещании, побудить пх досконально ра­ зобраться в причлнах ухудшения работы экипажа траулера п принять все необхо­ димые меры для того, чтобы поправить положение. Однако этого не случилось. Все шло по установившемуся формально- бюрократическому обычаю. Доклад капитана траулера тов. Окунева был кратким и довольно странным. По словам капитана выходило, что организа­ ция труда на корабле прекрасная, сорев­ нование шло нормально, рыбу команда ло­ вила хорошо, а что касается срыва зада­ ния, то в этом виноват... отдел кадров, ко­ торый ие направил в рейс двух новых за­ сольщиков и мастера по добыче взамен от­ ставших по уважительной причине. Для работы в трюм пришлось посылать матро­ сов палубной команды и это, мол, отрази­ лось на темпах обработки рыбы. Срыв плана по выработке консервов тов. Окунев объяснил тем, что отдел кад­ ров направил на судно молодого специали­ ста, который не управился со своим де­ лом. Но в дальнейшем выяснилось, что на «Сатурне» не занимались как следует технической учебой моряков: за первый квартал здесь не подготовили ни новых засольщиков, ни мастера по добыче. Не помогли в работе и новому консервщику. Нетрудно было заметить противоречи­ вость в выступлениях капитана, .старшего мастера по добыче рыбы, рыбного мастера пренебрежительное отношение к молодым специалистам. Капитан заявил, что на итоги рейса повлияло отсутствие мастера по добыче, нежелание матросов работать в качестве засольщиков, в то же время ка­ питан признал, что не было завалов рыбы в трюмах (зпачит люди справлялись с де­ лом) и что мастера по добыче хорошо ло­ вили рыбу, задержек в подъемах трала в рейсе не было. Рыбный мастер Скоков, кстати, явив­ шийся на совещание под хмельком, вину за плохую сортность рыбы пытался сва­ лить также на засольщиков, но выясни­ лось, что он сам плохо учил новичков, что снижение качества произошло не из- за неправильной засолки, а из-за непра­ вильной разделки рыбы на палубе. Оказа­ лось, что на судне в рейсе было заготов­ лено 2,5 тонны трески высшего сорта, но рыбный мастер Скоков смешал эту рыбу с другой и в порту уже невозможно было найти и сдать ее. Сортность рыбной муки снизилась потому, что на судне перемалы­ вали вместе с рыбьими-головами и непро- ыысловую мелочь. Не внесло ясности и выступление ном- полита тов. Андреева. Оно свелось бук­ вально к следующему: «Капитан сказал все. Обязательство у нас большое — 50 тысяч центнеров. Прошу помощи. Если будут устранены недостатки, положе­ ние выправим». Но рассказам получалось, что хорошо работали в рейсе только несколько чело­ век: всегда выходил на помощь матросам помполит, сутками не уходил с мостика капитан, без сучка ц задоринки трудился старший мастер по добыче. А в невыпол­ нении задания повинны... двое матросов, не захотевших работать засольщиками. Этим по сути дела п закончился анализ работы экипажа «Сатурн» в очередном рейсе. Заключительное слово начальника про­ мыслового отдела тов. Падорина, подводив­ шего итогп совещания, носило спокойный характер. Тов. Падорпн заявил, что тов. Окунев считается сильным капитаном и сумеет поправить дело. Затем тов. Падорнн сказал о необходимости готовить кадры на судне, о необходимости шире развернуть соревнование, бороться за повышение ка­ чества продукции... Итогом совещания по разбору рейса траулера «Сатурн» было решение напра­ вить на судно одного засольщика и по возможности помочь в отношении мастера по добыче рыбы. Истинной же причины ухудшения ра­ боты корабля так и не было выяснено. За­ то в промысловом отделе получили возмож­ ность поставить «галочку» — проведен еще один анализ работы судна, оказана помощь морякам, стало быть, отдел не прекращает борьбу за то, чтобы в трало­ вом флоте не было отстающих кораблей. Понятно, что действительной пользы такой разбор не принес делу. II примерно в атом духе проходит большинство ана­ лизов. К . АЛЕКСАНДРОВ. Без четверти девять учащиеся 4-х клас­ сов мужской средней школы Ms 1 г. Мур­ манска построились у своих классов. Спо­ койно, без суеты входят они в классы и садятся за парты. Учитель поздравляет с началом экзаменов, Все приготовлено. Учащиеся слушают чтение текста диктанта. Текст не из лег­ ких: что слово, то орфограмма, над которой придется сегодня подумать. Но ни на одном лице пе видно замешательства, смятения. Все спокойны. За первой партой сидит скромный маль­ чик. Он не спешит, обдумывает каждое слово. Это Витя Пономарев. Вот Толя Жак проверил текст, положил на край парты работу. Он не допустил пн одной ошибки. Написал работу, не допустив ни одной ошибки, и Вптя. В 4 «б» классе 11 работ отличных, 13 хороших. Это говорит о том, что учитель­ ница Галина Ивановна Полякова немало потрудилась, добиваясь от ребят хорошей грамотности. В 4 «а» классе нет ни одной отрица­ тельной оценки. Успешно справились с работой по ариф­ метике ученики 6 «а» и 6 «б» классов: только на «4» и «5» выполнили они экза­ менационные задания. Учительница Гали­ на Александровна Двпнина, депутат Ки­ ровского районного Совета, пожинает пло­ ды настойчивого творческого труда. В 9 «г» классе был экзамен по геомет­ рии. Николай Осипович Юхтер должен быть доволен девятиклассниками: пи одной тройки пет в классе. Ответы учеников об­ стоятельные, уверенные; чувствуется, что геометрия хорошо усвоена. Тихо на 3 этаже. Здесь в торжественной обстановке сдают первый экзамен на аттестат зрелости ученики 10-х классов. Большинство из них для сочинения взяло тему: «Образы коммунистов в романе A. Фадеева «Молодая гвзрдия». Эту же тему выбрал и Геннадии Жабко. Эпиграфом к сочинению он взял слова Маяковского о том, что Коммунистическая партия — «мозг класса, дело класса, сила класса, слава класса». В сочинении он рассказывает о руководящей роли в под­ польной борьбе коммунистов Лютикова, Проценко, Валько и других. В заключение Жабко говорит, что «роман «Молодая гвар­ дия» вдохновляет нашу молодежь на безза­ ветное служение Родине». И в сочинении Жабко, и в сочинениях других учеников на эту тему чувствуется искреннее восхищение мужеством и бес­ предельной преданностью коммунистов и комсомольцев Краснодона своей Родине, чувствуется желание быть похожими па нпх. Тема сочинения «Чем нам близок и дорог B. В. Маяковский» тоже не забыта. Сергей Николаев и Василий Шилов любят от всей души талантливейшего поэта нашей со­ ветской эпохи. Онп знают, немало его сти­ хов наизусть. Об этом говорят многочис­ ленные цитаты из чеканных стихов поэта. «Маяковский помогает строить комму­ низм, бороться с оставшейся дряныо, учат быть бдительными, беспощадными к вра­ гам», — пишет Николаев. Р. БОРОВИК. П е р в Ь і е и т о г и С особым волнением ждали экзаменов учащиеся Кировской средней школы Ms 1. Учащимся четвертых классов в -первый день было предложено написать диктант по русскому языку. Для нпх это было большое событие. Каждый стремился вы­ полнить первую экзаменационную работу так. чтобы не было ни одной ошибки. С особым старанием выполняли задание экзаменационной комиссии выпускники. Им было предложено написать сочиненно по литературе на любую из трех тем: «Чем нам близок и дорог В. В. Маяковский», «Отец п сын Болконские в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Обрззы комму­ нистов в роману А. Фадеева . «Молодая гвардпя». Большинство учащихся выбра­ ли первую и третью темы. Идут экзамены и в Кировской средней школе рабочей молодежи. Здесь первые эк­ замены держали 198 человек, в том чис­ ле 25 человек сдали пх па аттестат зре­ лости. Среди успешно окончивших десятый класс вечерней средней школы — фпльт- ровщнца апатитовой фабрики, депутат районного Совета, делегат XII съезда ВЛКСМ Вера Трегубова, работиш; пожар­ ной охраны тов, Артамонов, вагранщик ремонтно-механического завода комбината «Апатит» Иван Варлаков, экспедитор ком­ бината «Апатит» тов. Годунов, мастер апатитовой фабрики тов. Кансарпн и дру­ гие, которые учебу в школе рабочей мо­ лодежи умело сочетали с высокопроизво­ дительным трудом на производстве. Первые дни экзаменов показывают хо­ рошую организованность и прочные зна­ ния учащихся". Это — результат добросо­ вестной п плодотворной работы педагоги­ ческих коллективов школ. В Апатитской средней школе вс^ вы- пускшікп-десятпклассннкн успешно вы­ полнили письменные работы на аттестат зрелости по литературе и русскому языку. Две трети пз них получили оценку «4» и «5». Особо отмечены контрольные рзбеіы Маргариты Белковой, Тамары Максимовой чі Симаковой. Хорошо выполнили экзаме­ национные работы учащиеся четвертых и шестых классов. Онп также показали вы­ сокую успеваемость. Без единой неудовлетворительной оцен­ ки выполнили письменные работы по ли­ тературе выпускники десятых «классов Кукнсвумчоррской средней школы. г. Кировск. (Наш соб, корр.). 1*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz