Полярная правда. 1954, май.
№ 119 (7Ѳ41) 21 мая 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А С ПРЕЖНИМ ПАРКОМ ЛОКОМОТИВОВ БОЛЬШЕ ПЕРЕВОЗИТЬ ГРУЗОВ! ☆ Замечательное достижение машиниста-новатора тов. Хохлова Средний вес тяжеловесных поездов в Мурманском электровозном депо непрерыв но растет. В 1952 году он на 20 процен тов превышал норму, в первых трех квар талах 1953 года — на 30, а в последнем квартале 1953 и первом 1954 года*— на 47 процентов. Растет не только средний вес тяжеловесных поездов, но и число их. Лишь за три месяца этого года-в тяжело весных поездах перевезено сверх нормы свыше 160 тысяч тонн груза. 4 Особенно больших успехов добились электровозникп в предмайском социалисти ческом соревновании. Они доставили много составов двойного веса. В апреле по Мур манскому депо почТн каждый третий рейс был тяжеловесным. Средний вес тяжело весных поездов составил 160 процентов нормы. В этих.поездах доставлено допол нительно свыше ста тысяч тонн грузов. Достигнутое не является пределом. Это на практике доказали передовые машини сты депо. Казалось, что поезд двойного ве са — верх возможного для нашего участка дороги. Иначе думал машинист комму нист тов. Хохлов. Он искал новых путей увеличения веса поезда. Опыт показал, что неудачи преследуют машиннстов-тяжеловеснпков чаще всего' в двух случаях. Во-первых, когда недоста точна сцепная сила колес с рельсами, что Приводит к буксованию. Во-вторых, когда защитная аппаратура ввиду ненормаль ной работы тяговых двигателей в услови ях большой нагрузка выключает их из це пи. Успех обеспечивается сочетанием вы соких тяговых качеств электровоза с ма стерством машиниста. В условиях пути с большим количест вом перевалов п резких поворотов самое главное — обеспечить надежное сцепле ние. С этой целью машинист Хохлов про-, веряет давление каждого колеса на рельс, стараясь, чтобы колесо с относительно слабой силой сцепления получило боль шую нагрузку. Обычно в нагрузке нуж даются два передних колеса. Если двига тель имеет более высокую скоростную ха рактеристику, по сравнению с другими, го Хохлов старается, подобрать для пего ко лесную пару с несколько меньшим диа метром. Путем подбора вкладышей в буксовые направляющие и буксовые челюсти тов. Хохлов добился более плавного движения на кривых, чем улучшил коэфпциент сцепления и замедлил износ колесных пар. Подача мелкого сухого песка в . неболь шом количестве способствует, особенно ~лри наличии влаги на рельсах, повыше нию коэфпцнента сцепления, чем широко пользуются машинисты для предотвраще ния буксования. Электровозникп, любите ли лыжного спорта говорят: на лыжах мазь — дополнительная скорость, а песок •под колеса локомотива — вторая сила. Песочному хозяйству на своем электрово зе ВЛ 19-123 машинист тов. Хохлов уде ляет особое внимание. Перед выездом к тяжеловесному поезду помощник машиниста тов. Смирнов забо тится о том, чтобы не допустить попада ния смазки на обод колеса, так как это понижает коэфпциент трения. Тяговые двигатели содержатся всегда в образцовом порядке: электрические щетки притерты, контакты зачищены. Систематический и тщательный контроль за работой всех уз лов электровоза, своевременное предупреж дение неисправностей позволяет тов. Хох лову увереннее водить тяжеловесные со ставы. • Совершая рейсы с поездами двойного веса, машинист Хохлов проверіц работу машины, заметил наиболее трудные места на участке ^Мурманск — Имандра и раз работал свой метод их преодоления. Сущ ность этого метода проста. Перед крутым подъемом машинист развивает наибольшую допускаемую скорость для преодо ления подъема за счет инерцип поезда. Он старается избегать рез кого изменения режима работы тяговых двигателей. Если встречается предупреж дение об уменьшении скорости на подъе- Впереди — крутой продолжительный подъем. При заторможенных вагонах с поездом большого веса его не преодолеть. Хохлов принимает решение остановить со став на станции с благоприятным профи лем пути. Выключив неисправные тормоза у трех вагонов и тщательно проверив остальные, поездная бригада продолжает рейс. - Двигатели электровоза работают на пол ную мощность. Нужно поднять громадный состав на большую высоту. Положение усложняется наличием резких поворо’тов пути и слабой для такого веса мощностью энергоснабжающих устройств. Пошел снег. Электровоз потребляет максимально допу скаемый ток. Малейшая неточность дви жений машиниста — и тяговые двигатели не выдержат нагрузки, защитная аппара тура автоматически выключит их из элек трической цепи. Стрелка амперметра все ближе подхо дит к черте 400. Это высшая допускаемая нагрузка.на двигатель. Максимально ис пользовав мощность локомотива, маши нист снижает силу тока. До вершины Соревнование за вождение тяжеловесных поездов ме, тов. Хохлов заранее сбавляет ее, так і осталось несколько метров. Дежурный тя- что на подъеме состав уже растянут и на ходится на установившемся режиме. Для предупреждения буксования колес машинист заранее наметил места, где не обходимо подать песок под колеса, причем производит подачу малымп дозами и по чаще. ‘ Случай, проверить свое мастерство 1и мощность локомотива представился 29 ап реля. В это раннее утро, когда электровоз ВЛ 19-123 подъезжал к составу с углем, на станцию Имандра прибыл товарный поезд с апатитовым концентратом. Узнав, что свободных электровозов на станции нет и вагоны с апатитом будут долго простаивать в ожидании локомотива, машинисту Хохлову предложили соединить оба состава. Каждый из них превышал нормальный вес поезда на 20 процентов. И вот осмотрщик вагонов приносит ма шинисту небывалый в истории Кировской дороги документ о формировании на уча стке Имандра — Мурманск поезда, вес которого на 140 процентов превышает нор му. Машинист осматривает состав пз до верху нагруженных больших вагонов, протянувшихся из конца в конец станции почти на километр. Помощниц машиниста тов. Смирнов за ливает масло в подшипники двигателей и проверяет подачу песка. Выяснив через поездного диспетчера состояние движения по участку и характер следования своего поезда, машинист Хохлов уверенно дает оповестительный сигнал отправления поезда на перегон. Погода была благоприятная, но обнару жилась досадная небрежность осмотрщика- автоматчика тов. ’Куревлева. отправившего поезд из Имандры с заторможенными тре мя вагонами. Машинист Хохлов это обна- ружил по тяжелому ходу состава и по ды му, выделяемому с нагревшихся колодок. говои подстанции с волнением наолюдает за приборами. Выдержит ли оборудование такую нагрузку? Обеспечит ли контакт ный провод необходимый съем тока? Этот поезд — строгая проверка состояния всех энергоснабжающих устройств. Над графи ком склонились командиры отделения и де по, ожидая вестей о преодолении пере вала. Стрелки приборов изменили направле ние движения, показывая уменьшение сп лы тока. Поезд взял подъем. Это сообще ние сразу облетелЬ работников отделения. На всем протяжении пути тов. Хохлов чувствовал, с каким вниманием относятся сотрудники всех служб к продвижению небывалого на отделении поезда, с каким уважением машинисты встречных локомо тивов дают приветственные гудки, думая о том, что скоро и они поведут такие гро мадные поезда. Это внимание и забота на лагали на машиниста-новатора большую ответственность. Всю свою волю и энер гию он направил на успешное завершение рейса. Очень гибко и оперативно действовал поездной диспетчер тов. Уланеиков. Он су мел избежать остановки поезда на стан циях с неблагоприятным профилем пути. Последний крутой подъем преодолен, и в предпраздничный город благополучно при бывает поезд рекордного веса. В депо Хох лова все поздравляли с большой победой. Уже вывешена «молния», повествующая о новых перспективах, которые открываются перед людьми,овладевшими техникой. По лучена по телеграфу благодарность на чальника дороги и сообщение о премирова нии машиниста тов. Хохлова и его помощ ника тов. Смирнова. Я. САГАЛИН. Машинист Мурманского электро возного депо. 626 тьісяч тонн грузов перевезено сверх плана го электродепо тов. Поляков с 23-минут- 34 минуты, сумел по графику доставить ным опозданием принял в Кандалакше его в Мурманск, хотя в составе этого поез- поезд, >вес которого превышал заданную да имелось 1030 тонн дополнительного Проходийпее недавно в Москве Всесоюз ное совещание актива работников желез нодорожного транспорта поставило боль шие и ответственные задачи перед совет скими транспортниками. Их долг— прак тическими делами ответить на призыв участников совещания, шире развернуть соревнование за выполнение и перевыпол нение плана перевозок в 1954 году. В осуществлении этой задачи большую роль призвано сыграть развернувшееся в на шей стране движение машинистой-тяже- ловесников. В Кандалакшском паровозном депо со ревнование за проведение тяжеловесных поездов в этом году получило особенно широкий размах. Благодаря этому прп том же самом парке локомотивов, что и в прошлом году, перевезено значительно больше народнохозяйственных грузов. 'Движение' за проведение тяжеловесных поездов возглавила партийная организа ция депо. Коммунисты машинисты тт. Власов, Белов, Бинсцкин, Тчанников ' и другие первыми стали использовать этот передовой метод. Их отличная работа по казала, что и в условиях нашего чрезвы чайно сложного профиля пути можно до биться хороших результатов в этом важ ном деле. Член КПСС тов. Власов за первые четы ре с половиной месяца текущего года пе ревез тіісячи тонн грузов сверх плана. Таких успехов он добился потому, что ма стерски овладел профессией машиниста, всегда в исправном состоянии содержал свою машину. На паровозе установлен правильный режим отопления. Тов. Вла сов хорошо изучил профиль пути, умело использует силу веса поезда при взятии частых подъемов на пути. А это очень важное условие для успеха в проведении тяжеловесных .поездов. Своим личным примером коммунисты воодушевили всех паровозников и вовлек ли их в соревнование. Сейчас у нас не найдется ни. одного коммуниста, у которо го не было бы на счету проведенных тя желовесных поездов. По инициативе партийной организации среди паровозников была проведена боль шая массово-политическая работа. Агита торы рассказали нм о важности вожде ния тяжеловесных составов. На эту тему был прочитан цикл лекций. Партийная организация всегда поддер живает все новое, положительное в работе коллектива депо. Когда выявилось, что ремонтники тормозят соревнование маши нистов, работают неудовлетворительно, то незамедлительно были приняты меры. Вопрос о работе ремонтных цехов был по ставлен на повестку дня партбюро и пар тийных собраний. Здесь коммунисты выя вили'серьезные недостатки, мешавшие ре монтникам. В цехах слабо использовалась Малая механизация, не было слаженности между ремонтниками и паровозниками. Некоторые машинисты не проявляли тре бовательности к ремонтным бригадам, рав нодушно смотрели на то, как проходит ре монт пх локомотивов. при- уст- ор- ком- После резкой критики было нято решение, намечены пути ранения недостатков. Партийная ганизация мобилизовала всех мунпстов, а через коммунистов беспар тийный актив на выполнение этого решения. И результаты сказались быстро. В депо лучше стала организация труда и дисциплина, использование малой механи зации. * Больше стало слаженности в работе между машинистами и ремонтниками. Так, машинист тов. Чистиков принял уча стие в ремонте своего* паровоза. Паровоз был отремонтирован высококачественно и вот уже длительное время работает без за хода в депо для межпоездного ремонта. Результаты повседневной заботы пар тийной организации о развитии движения машинпстов-тяжеловесников не замедлили сказаться на производственной деятельно сти коллектива паровозников. Так, в апре ле этого года количество проведенных за месяц тяжеловесных поездов возросло по сравнению с январем 1954 года почти в 20 раз. За счет этого паровозники Канда лакши перевезли за первые 4 месяца де сятки тысяч тони грузов сверх плана. Более 50 процентов тяжеловесных поездов проведено коммунистами. Рады машпнистов-тяжеловесннков с каждым днем пополняются. Первые результаты, достигнутые в этом направлении, никак но могут удовлетво рить нас, тем более, что в этом деле имеются существенные недостатки. ' Пар тийная организация депо еще не все сде лала, чтобы придать движению машини- стов-тлжеловеснпков широкий размах. Поднимая вопрос об этом движении почти на всех собраниях, у нас в Парторганиза ции ни разу не обсудили этот вопрос спе циально на одном из открытых партий ных собраний. НеудовлетворительноL обстоит дело с пропагандой опыта передовиков, мастеров вождения большегрузных поездов. Нет нужной слаженности в работе с другими службами. Между тем, дальнейший подъ ем движения тяжеловесников зависит в очень большой степени от согласованности в действиях с вагонниками,і| путейцами, движенцами. Они должны Продумывать и строить свою работу так, чтобы обеспе чить паровозникам все условия для прове дения поездов весом выше установленной нормы. Вагонники должны покончить с наличием растяжек в поездах, которые в" связи с увеличением весовых норм поез дов угрожают безопасности движения. Пу тейцы обязаны ликвидировать задержки поездов по предупреждениям. Если партийная организация устранят отмеченные выше недостатки, добьется тесной связи между работниками всех служб и наладит согласованность между ними, то наши успехи будут еще' боль шими. А . КУХАРСКИИ . Машинист паровозного депо Кан далакши, член КПСС. ПИСЬМА • ' В РЕДАКЦИЮ Помощь моряков В совхозе «Полярная звезда» вышел из строя генератор, и всю зиму не было элек трического света. Отремонінровать генера тор никто не брался. Тогда на помощь пришел лпчнын состав одного корабля. Корабельные специалисты -г-коммунист тов.-Гусев, комсомольцы тт. ІІпсьменский, Суханов, Трынкин п Ермо- хин установили, что пробит, коллектор пу- неііатора. Предстояла серьезная, кропотли вая работа по ремонту. Но моряков не испугали трудности. В те чение недели, в свободное от корабельных работ и занятий время, комсомольская бригада настойчиво трудилась, чтобы вве сти генератор в строй. И отремонтированный генератор дал ток иа фермы/ в жилые помещения совхоза «Полярная звезда». Произведенные ис пытания генератора показали хорошее ка чество ремонта. колотилин. Секретарь парторганизации »ко рабля. Самоотверженность комсомольцев В минувшее воскресенье потребовалось особенно большое количество консервных банок для снабжения траулеров *>32>й 12 и 39. Был выходной день, и своевременное снабжение промысловых судов банками оказалось под угрозой срыва. Но на помощь пришли комсомольцы жестяно-баночйой фабрики.* Пожертвовав отдыхом, они напряженно трудились весь день, лишь бы не сорвать отход траулеров в море. Без устали работали в этот день комсо молки Раиса Евстафьева,'Анна Круглико ва, Лидия Смолина, Валентина Коптева и многие Другие. * Траулеры были своевременно Снабжены банками и своевременно ушли в море. В. ЗАВОДЧИКОВА. Секретарь комсомольской органи зации жестяно-баночной фаб рики. За четыре прошедших месяца на Мур манском отделении железной дороги в тя желовесных поездах дополнительно к пла ну перевезено 626 тысяч тонн народнохо зяйственных грузов. Обращение, принятое на Всесоюзном со вещании актива железнодорожников в Кремле, вызвало новый, .еще более мощный подъем в борьбе за вождение тяжеловесных поездов. 17 мая машинист Кандалакшско- норму на 915 тонн, и привел его в Имандру точно в назначенный срок. На следующий день ряд замечательных рейсов с тяжеловесными поездами совер шили машинисты Мурманского электроде по. Так, машинист тов. Пронченко, при нявший в Имандре поезд, опоздавший на груза. По этому же участку успешно про вел поезд, почти вдвое превышающий нормальный вес, машинист тов. Виноку ров. Перевыполнив иорму технической скорости, он привел поезд в Мурманск на 23 минуты раньше срока, предусмотрен ного графиком. Й. САфРОНОВ. Э к о н о м я т т о п л и в о Машинисты Кандалакшского паровозно го депо ведут неустанную борьбу за эко номное расходование топлива на отопле ние локомотивов. В. апреле онп . сберегли 300 тонн угля. Это дало возможность про вести в мае на сэкономленном топливе от Кандалакша до Доух 60 полновесных поез дов. Наибольшей экономии добились брпгады комсомольско-молодежного паровоза, руко водимые старшим машинистом М. Чисти ковым. В мае борьба за экономию топлива при няла еще больший размах. Только за 10 дней машинисты сэкономили 208 тонн топлива. • Чего не хватает поселке в новом Растет новый поселок в Ленинском рай -' оне. Трудящиеся так и называют его Но вым. Здесь.открыты здравпункт, магазин . и другие бытовые учреждения.* Но, вместе сѵтем, в Новом поселке до спх пор не проведено радио. Жители по имеют возможности слушать местные радиопере дачи и передачи из других городов страны.' В поселке был проведен водопровод, устроены колонки. Но пользоваться водой из этих колонок жителям домов 10,11 и 12 по Североморской улице нельзя: вода в колонках недоброкачественная. Райис полкому нужно позаботиться о-том, чтобы . наладить снабжение жителей поселка доб рокачественной водой.’ ч. ' /ВАЛЯВ КИН А , ФАНЗОВА и дру гие. Когда же. будет открыт магазин? В Заполярье наступает лето. В конце учебного" года дети будут разъезжаться по пионерским лагерям. Для них нужно приобрести летнюю одежду и обувь. Но у пас в Тюва-губе уже больше полмесяца закрыт магазин. Жители поселка за необг ходпмымн им товарами должны выезжать в г. Полярный пли Мурманск, терять ра бочие дни. * Рабочие не раз обращались к председа тель Тюва-губского рыбкоопа тов. Мала хову с просьбой открыть магазпн, но тот до сих пор мер никаких не принял. Г. ЮРЬЕВ. на более высоком уровне капиталистиче ского развития, чем Бельгия, а от Совет ского Союза и Бельгия, и США отстали на целую историческую эпоху. Советский Со юз давно уже ликвидировал капитализм и построил социалистическое общество, тог да как Бельгия и США еще живут в ус ловиях капитализма. Таким образом, рост народонаселения не может рассматриваться как главная сила, определяющая характер общественно го- строя, переход от одного обществен ного строя к другому. Способ производства материальных благ Главной силой в системе условий мате риальной жизни общества, определяющей характер общественного строя, развитие общества от одного строя к другому, яв ляется способ добывания средств к жизни, способ производства материальных- благ, необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться. Прежде чем за ниматься ' политикой, наукой, искусством, философией, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, топливо и т. д. *Но чтобы иметь эти жизненные блага, их надо производить. Природа не дает их че ловеку в готовом виде. Производство, труд, указывал- Маркс,— это решающее условие существования людей, вечная, естествен ная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между челове ком и природой, т. е. не была бы возмож на сама человеческая жизнь. Чтобы производить необходимые, для жизни общества материальные біага, нужно иметь орудия производства, уметь . изготовлять эти орудия и пользоваться ими. Человек выделился из мира живот ных прежде, всего тем, что стал произво дить орудия производства и пользоваться ^мя для добывания средств существова ння. Производство материальных благ, труд человека представляют собой ту непре рывную естественную основу, без которой общество не может жить и развиваться. Марксизм-ленинизм учит, что способ производства материальных благ имеет две органически связанные между собой стороны — производительные сплы и про изводственные отношения. Производительными силами общества являются орудия производства, прн помо-| щи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду! Марксизм решительно отвергает точку зрения вульгарных материалистов, сво дивших производительные силы только к технике, к орудиям производства и отри цавших рать важнейшей производитель ной сплы общества—: людей. Машина, не применяемая в процессе производства, бес полезна. Она ржавеет и портится. Только живой человеческий труд, соединенный с маіпиной, заставляет ее работать на чело века, дает возможность осуществлять про цесс производства. Поэтому люди, приво дящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материаль ных благ, являются важнейшим элемен том производительных сил. Производительные силы выражают от ношение людей к предметам и силам при роды, используемым для производства ма териальных благ. Состояние производи тельных сил общества отвечает на вопрос о том, какими орудиями люди производят необходимые для их жизни Материальные блага. Оно свидетельствует о степени вла сти человека над природой. История чело вечества ярко показывает, как в процес се борьбы с природой люди Улучшают ору дия производства, совершенствуют произ водственный опыт и навыки к труду, пе реходят от примитивных орудий произ водства к все более и более сложным. В процессе развития и усовершенствования орудий производства изменяются и сами люди как важнейший элемент производи тельных сил. Однако в условиях эксплуататорского строя, особенно в эпоху капитализма, тех ника используется для эксплуатации тру дящихся. Применяя те пли иные техни ческие усовершенствования, капиталист заботится не об облегчений труда рабочего, а о получении максимальной прибыли. Поэтому капиталист лишь тогда применя ет новые, усовершенствованные машины, когда это обеспечивает ему необходимую прибыль. Известно, что в целях борьбы со своими конкурентами и сохранения вы соких монопольных пен на товары капи талистические монополии скупают 'п кла дут под сукно ценнейшие изобреггенпя и патенты, применение которых они счита ют невыгодным. В погоне за максимальной прибылью империалистическая буржуазия усиливает эксплуатации^ рабочего класса п всех трудящихся^, обрекая на голод, нуж ду и безработицу миллионные массы. Об этом ярко свидетельствует положение тру дящихся в США и других странах капи тала. Принципиально иное положение в-Со ветском Союзе. Советское государство в соответствии .с основным экономическим законом социализма организует мощное развитие новой, высшей техники, на бззе которой осуществляется рост и совершен ствование ' 'социалистического произ водства и всемерно облегчается труд рабочих и крестьяп. Осуществляя политику технического прогресса. Со ветское государство определяет, в каком направлении необходимо проводить улуч шение и изменение орудий производства. Оно вкладывает огромные средства -в на учно-исследовательскую работу, *проводит систему материального стимулирования научной п изобретательской деятельности. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную забо ту о повышении .культурно-технического уровня, поліггической сознательности и материальной обеспеченности трудящихся масс. Производительные сплы составляют од ну сторону общественного производства. Другую сторону способа производства со ставляют отношения людей в процессе производства материальных благ — произ водственные отношения людей. Марксизм-ленинизм учит, что произ водство всегда и при всех 'условиях носит общественный характер. Люди ведут борь бу с природой, используют .природу для производства материальных благ не изо лированно друг от друга, не в одиночку, а сообща. При этом в процессе производст ва люди становятся, в определенные,- не зависящие от их воли производственные отношения. В своей работе «Экономические пробле мы социализма в СССР» И. В. Сталин показал, что к производственным отноше ниям людей относятся: а) формы собст венности на средства производства: б) вы текающие из этого положение различных социальных групп в производстве и пх взаимоотношение, или, как говорил Маркс:! «взаимный обмен своей деятель- | ностью»; в) всецело зависимые от них формы распределения продуктов. Основой производственных отношений каждой общественной формации является господствующая в обществе форма собст венности на средства производства. П. В. Сталин указывал, что состояние произ водственных отношений отвечает •на воп рос о том, в' чьем владении находятся средства производства: в собственности всего общества или отдельных лиц, групп, классов, использующих их для эксплуа тации других лиц, групп п классов. Отсю да следует, что в классовом обществе производственные отношения носят клас совый характер. Отношения людей в процессе производ ства могут быть отношениями сотрудни чества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей или отношениями господства и подчинения; могут быть также переходные отношения от одной формы -производственных отношений к другой. Производственные отношения при рабовладельческом, феодальном и капита листическом строе являются 'отношениями господства и подчинения. Поэтому оже сточенная классовая борьба между эксплу ататорами и -эксплуатируемыми составляет характерную черту каждой из этих об- щественно-экономпчоских формаций. Основой социалистических производст венных отношений является общественная социалистическая собственность на сред ства производства. Всоциалистическом об ществе нет эксплуатации человека чело веком. Отношения людей в процесс^ про изводства являются здесь отношениями товарищеского сотрудничества и социали стической взаимопомощи. Зіесь нет антаго нистических - классов и классовых столк новений Рабочие, крестьяне и интеллиген ция, составляющие советское социалисти ческое общество дружно работают для достижения великой цели— построения коммунизма. . Как уже отмечалось, производительные силы и произвоаственные отношения представляют собой две стороны способа производства, органически и неразрывно связанные между собой. Только ’наличие обеих этих сторон производства іаот" нам общественное производство. Общественное производство всегда суще ствует как единое целое, состоящее из двух сторон, неразрывно связанных друг с другом, но отражающих два ряда различ ных отношении: отношение.людей к при роде (производительные силы) и отноше ние людей друг к другу (производственные отношения). Именно потому, что это две различные стороны общественного произ водства,- онп могут воздействовать друг на друга. И это их взаимодействие является главным источником развития обществен ного производства и общества в целом. ' Марксизм-ленинизм раскрыл диалекти ку развития производительных сил и про изводственных отношений. Старые произ водственные отношения тормозят развитие производительных сил. Ярким примером этому являются современные капитали стические производственные отношения. Несоответствие, конфликт между произво дительными силами и устаревшими произ водственными отношениями представляют экономическую основу социальной револю ции, которая призвана заменить старые производственные отношения новыми, со ответствующими характеру производитель ных сил. Новые производственные отноше ния являются Главным двигателем, произ водительных сил Ооциалистпческие про изводственные отношения являются могу чей силой, обеспечивающей мощное разви тие производительных сил СССР. Поэто му, ^организуя мощный подъем'производи тельных сил советского общества. Комму нистическая партия и Советское прави тельство уделяют огромное внимание раз витию и укреплению социалистических производственных отношений. Укрепление и развитие социалистиче ских производственных отношений нахо дит свое выражение в укреплении и раз витии социалистической собственности, со циалистической организации труда, со знательной дисциплины труда,, в развитии социалистического соревнования, в орга низационно-хозяйственном ' укреплении колхозов, в твердом в неуклонном прове дении социалистического принципа рас пределения. Большое значение-для укреп ления социалистических производственных отношений имеет проведение режима эко номии и хозрасчета. ' Социализм устанавливает полное соот- .. ветствпе производительных сил и произ водственных отношений Но это не значит, что при социализме не возникают проти воречия между ними. Однако в условиях социализма эти противоречия обычно эе доходят до ^шфликта. Партия и Советское правительство своевременно организуют преодоление этих противоречий путем приспособления производственных отноше ний к росту производительных сил. Марксизм-ленинизм показал,-что изме нения в способе производства неизбежно вызывают изменение всего общественного строя, общественных идей, политических взглядов и учреждений, перестройку все го общественного, и политического уклада, Каковы условия материальной жизни об щества, таково в основном и само общест во. таковы его идеи и теории, политиче ские взгляды и политические учрежде ния. ~ Вместе с тем марксизм-ленинизм под черкивает огромную роль передовых идей, теорий^в развитии общества. Возникнув на базе назревших потребностей развития ма териальной жизни общества, новые, пе- • редовые идеи и теории' выступают как мощная организующая, мобилизующая и преобразующая сила, без которой невоз- • можно разрешение назревших задач разви тия материальной жизни'общества. Положение .марксизма-ленинизма о ре шающей роли способа производства в си стеме условий материальной жизни обще ства имеет огромное значение для истори ческой науки, для практической деятель ности Коммунистической партии. Для того, чтобы иметь возможность воз действовать на-* условия материальной жизни общества, ускорить их развитие и улучшение, Коммунистическая партия должна опираться на знание объективных экономических законов, на такую теорию, которая правильно отражает потребности развития материальной жизни общества и способна ввиду этого мобилизовать и орга низовать народные массы на борьбу про тив реакционных сил и проложить дорогу новым, передовым силам общества* Такой теорией является марксизм-ленинизм. ■Вооруженная марксистско-ленинской теорией, глубоким знанием объективных законов общественного развития. Комму нистическая партия Советского Союза до билась победы социализма в нашей стра не и ныне уверенно ведет советский народ к коммунизму. В. НИКОЛАЕВ. Профессор, доктор философских наук. %•
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz