Полярная правда. 1954, май.

№ 119 (7Ѳ41) 21 мая 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А С ПРЕЖНИМ ПАРКОМ ЛОКОМОТИВОВ БОЛЬШЕ ПЕРЕВОЗИТЬ ГРУЗОВ! ☆ Замечательное достижение машиниста-новатора тов. Хохлова Средний вес тяжеловесных поездов в Мурманском электровозном депо непрерыв­ но растет. В 1952 году он на 20 процен­ тов превышал норму, в первых трех квар­ талах 1953 года — на 30, а в последнем квартале 1953 и первом 1954 года*— на 47 процентов. Растет не только средний вес тяжеловесных поездов, но и число их. Лишь за три месяца этого года-в тяжело­ весных поездах перевезено сверх нормы свыше 160 тысяч тонн груза. 4 Особенно больших успехов добились электровозникп в предмайском социалисти­ ческом соревновании. Они доставили много составов двойного веса. В апреле по Мур­ манскому депо почТн каждый третий рейс был тяжеловесным. Средний вес тяжело­ весных поездов составил 160 процентов нормы. В этих.поездах доставлено допол­ нительно свыше ста тысяч тонн грузов. Достигнутое не является пределом. Это на практике доказали передовые машини­ сты депо. Казалось, что поезд двойного ве­ са — верх возможного для нашего участка дороги. Иначе думал машинист комму­ нист тов. Хохлов. Он искал новых путей увеличения веса поезда. Опыт показал, что неудачи преследуют машиннстов-тяжеловеснпков чаще всего' в двух случаях. Во-первых, когда недоста­ точна сцепная сила колес с рельсами, что Приводит к буксованию. Во-вторых, когда защитная аппаратура ввиду ненормаль­ ной работы тяговых двигателей в услови­ ях большой нагрузка выключает их из це­ пи. Успех обеспечивается сочетанием вы­ соких тяговых качеств электровоза с ма­ стерством машиниста. В условиях пути с большим количест­ вом перевалов п резких поворотов самое главное — обеспечить надежное сцепле­ ние. С этой целью машинист Хохлов про-, веряет давление каждого колеса на рельс, стараясь, чтобы колесо с относительно слабой силой сцепления получило боль­ шую нагрузку. Обычно в нагрузке нуж­ даются два передних колеса. Если двига­ тель имеет более высокую скоростную ха­ рактеристику, по сравнению с другими, го Хохлов старается, подобрать для пего ко­ лесную пару с несколько меньшим диа­ метром. Путем подбора вкладышей в буксовые направляющие и буксовые челюсти тов. Хохлов добился более плавного движения на кривых, чем улучшил коэфпциент сцепления и замедлил износ колесных пар. Подача мелкого сухого песка в . неболь­ шом количестве способствует, особенно ~лри наличии влаги на рельсах, повыше­ нию коэфпцнента сцепления, чем широко пользуются машинисты для предотвраще­ ния буксования. Электровозникп, любите­ ли лыжного спорта говорят: на лыжах мазь — дополнительная скорость, а песок •под колеса локомотива — вторая сила. Песочному хозяйству на своем электрово­ зе ВЛ 19-123 машинист тов. Хохлов уде­ ляет особое внимание. Перед выездом к тяжеловесному поезду помощник машиниста тов. Смирнов забо­ тится о том, чтобы не допустить попада­ ния смазки на обод колеса, так как это понижает коэфпциент трения. Тяговые двигатели содержатся всегда в образцовом порядке: электрические щетки притерты, контакты зачищены. Систематический и тщательный контроль за работой всех уз­ лов электровоза, своевременное предупреж­ дение неисправностей позволяет тов. Хох­ лову увереннее водить тяжеловесные со­ ставы. • Совершая рейсы с поездами двойного веса, машинист Хохлов проверіц работу машины, заметил наиболее трудные места на участке ^Мурманск — Имандра и раз­ работал свой метод их преодоления. Сущ­ ность этого метода проста. Перед крутым подъемом машинист развивает наибольшую допускаемую скорость для преодо­ ления подъема за счет инерцип поезда. Он старается избегать рез­ кого изменения режима работы тяговых двигателей. Если встречается предупреж­ дение об уменьшении скорости на подъе- Впереди — крутой продолжительный подъем. При заторможенных вагонах с поездом большого веса его не преодолеть. Хохлов принимает решение остановить со­ став на станции с благоприятным профи­ лем пути. Выключив неисправные тормоза у трех вагонов и тщательно проверив остальные, поездная бригада продолжает рейс. - Двигатели электровоза работают на пол­ ную мощность. Нужно поднять громадный состав на большую высоту. Положение усложняется наличием резких поворо’тов пути и слабой для такого веса мощностью энергоснабжающих устройств. Пошел снег. Электровоз потребляет максимально допу­ скаемый ток. Малейшая неточность дви­ жений машиниста — и тяговые двигатели не выдержат нагрузки, защитная аппара­ тура автоматически выключит их из элек­ трической цепи. Стрелка амперметра все ближе подхо­ дит к черте 400. Это высшая допускаемая нагрузка.на двигатель. Максимально ис­ пользовав мощность локомотива, маши­ нист снижает силу тока. До вершины Соревнование за вождение тяжеловесных поездов ме, тов. Хохлов заранее сбавляет ее, так і осталось несколько метров. Дежурный тя- что на подъеме состав уже растянут и на­ ходится на установившемся режиме. Для предупреждения буксования колес машинист заранее наметил места, где не­ обходимо подать песок под колеса, причем производит подачу малымп дозами и по­ чаще. ‘ Случай, проверить свое мастерство 1и мощность локомотива представился 29 ап­ реля. В это раннее утро, когда электровоз ВЛ 19-123 подъезжал к составу с углем, на станцию Имандра прибыл товарный поезд с апатитовым концентратом. Узнав, что свободных электровозов на станции нет и вагоны с апатитом будут долго простаивать в ожидании локомотива, машинисту Хохлову предложили соединить оба состава. Каждый из них превышал нормальный вес поезда на 20 процентов. И вот осмотрщик вагонов приносит ма­ шинисту небывалый в истории Кировской дороги документ о формировании на уча­ стке Имандра — Мурманск поезда, вес которого на 140 процентов превышает нор­ му. Машинист осматривает состав пз до­ верху нагруженных больших вагонов, протянувшихся из конца в конец станции почти на километр. Помощниц машиниста тов. Смирнов за­ ливает масло в подшипники двигателей и проверяет подачу песка. Выяснив через поездного диспетчера состояние движения по участку и характер следования своего поезда, машинист Хохлов уверенно дает оповестительный сигнал отправления поезда на перегон. Погода была благоприятная, но обнару­ жилась досадная небрежность осмотрщика- автоматчика тов. ’Куревлева. отправившего поезд из Имандры с заторможенными тре­ мя вагонами. Машинист Хохлов это обна- ружил по тяжелому ходу состава и по ды­ му, выделяемому с нагревшихся колодок. говои подстанции с волнением наолюдает за приборами. Выдержит ли оборудование такую нагрузку? Обеспечит ли контакт­ ный провод необходимый съем тока? Этот поезд — строгая проверка состояния всех энергоснабжающих устройств. Над графи­ ком склонились командиры отделения и де­ по, ожидая вестей о преодолении пере­ вала. Стрелки приборов изменили направле­ ние движения, показывая уменьшение сп­ лы тока. Поезд взял подъем. Это сообще­ ние сразу облетелЬ работников отделения. На всем протяжении пути тов. Хохлов чувствовал, с каким вниманием относятся сотрудники всех служб к продвижению небывалого на отделении поезда, с каким уважением машинисты встречных локомо­ тивов дают приветственные гудки, думая о том, что скоро и они поведут такие гро­ мадные поезда. Это внимание и забота на­ лагали на машиниста-новатора большую ответственность. Всю свою волю и энер­ гию он направил на успешное завершение рейса. Очень гибко и оперативно действовал поездной диспетчер тов. Уланеиков. Он су­ мел избежать остановки поезда на стан­ циях с неблагоприятным профилем пути. Последний крутой подъем преодолен, и в предпраздничный город благополучно при­ бывает поезд рекордного веса. В депо Хох­ лова все поздравляли с большой победой. Уже вывешена «молния», повествующая о новых перспективах, которые открываются перед людьми,овладевшими техникой. По­ лучена по телеграфу благодарность на­ чальника дороги и сообщение о премирова­ нии машиниста тов. Хохлова и его помощ­ ника тов. Смирнова. Я. САГАЛИН. Машинист Мурманского электро­ возного депо. 626 тьісяч тонн грузов перевезено сверх плана го электродепо тов. Поляков с 23-минут- 34 минуты, сумел по графику доставить ным опозданием принял в Кандалакше его в Мурманск, хотя в составе этого поез- поезд, >вес которого превышал заданную да имелось 1030 тонн дополнительного Проходийпее недавно в Москве Всесоюз­ ное совещание актива работников желез­ нодорожного транспорта поставило боль­ шие и ответственные задачи перед совет­ скими транспортниками. Их долг— прак­ тическими делами ответить на призыв участников совещания, шире развернуть соревнование за выполнение и перевыпол­ нение плана перевозок в 1954 году. В осуществлении этой задачи большую роль призвано сыграть развернувшееся в на­ шей стране движение машинистой-тяже- ловесников. В Кандалакшском паровозном депо со­ ревнование за проведение тяжеловесных поездов в этом году получило особенно широкий размах. Благодаря этому прп том же самом парке локомотивов, что и в прошлом году, перевезено значительно больше народнохозяйственных грузов. 'Движение' за проведение тяжеловесных поездов возглавила партийная организа­ ция депо. Коммунисты машинисты тт. Власов, Белов, Бинсцкин, Тчанников ' и другие первыми стали использовать этот передовой метод. Их отличная работа по­ казала, что и в условиях нашего чрезвы­ чайно сложного профиля пути можно до­ биться хороших результатов в этом важ­ ном деле. Член КПСС тов. Власов за первые четы­ ре с половиной месяца текущего года пе­ ревез тіісячи тонн грузов сверх плана. Таких успехов он добился потому, что ма­ стерски овладел профессией машиниста, всегда в исправном состоянии содержал свою машину. На паровозе установлен правильный режим отопления. Тов. Вла­ сов хорошо изучил профиль пути, умело использует силу веса поезда при взятии частых подъемов на пути. А это очень важное условие для успеха в проведении тяжеловесных .поездов. Своим личным примером коммунисты воодушевили всех паровозников и вовлек­ ли их в соревнование. Сейчас у нас не найдется ни. одного коммуниста, у которо­ го не было бы на счету проведенных тя­ желовесных поездов. По инициативе партийной организации среди паровозников была проведена боль­ шая массово-политическая работа. Агита­ торы рассказали нм о важности вожде­ ния тяжеловесных составов. На эту тему был прочитан цикл лекций. Партийная организация всегда поддер­ живает все новое, положительное в работе коллектива депо. Когда выявилось, что ремонтники тормозят соревнование маши­ нистов, работают неудовлетворительно, то незамедлительно были приняты меры. Вопрос о работе ремонтных цехов был по­ ставлен на повестку дня партбюро и пар­ тийных собраний. Здесь коммунисты выя­ вили'серьезные недостатки, мешавшие ре­ монтникам. В цехах слабо использовалась Малая механизация, не было слаженности между ремонтниками и паровозниками. Некоторые машинисты не проявляли тре­ бовательности к ремонтным бригадам, рав­ нодушно смотрели на то, как проходит ре­ монт пх локомотивов. при- уст- ор- ком- После резкой критики было нято решение, намечены пути ранения недостатков. Партийная ганизация мобилизовала всех мунпстов, а через коммунистов беспар­ тийный актив на выполнение этого решения. И результаты сказались быстро. В депо лучше стала организация труда и дисциплина, использование малой механи­ зации. * Больше стало слаженности в работе между машинистами и ремонтниками. Так, машинист тов. Чистиков принял уча­ стие в ремонте своего* паровоза. Паровоз был отремонтирован высококачественно и вот уже длительное время работает без за­ хода в депо для межпоездного ремонта. Результаты повседневной заботы пар­ тийной организации о развитии движения машинпстов-тяжеловесников не замедлили сказаться на производственной деятельно­ сти коллектива паровозников. Так, в апре­ ле этого года количество проведенных за месяц тяжеловесных поездов возросло по сравнению с январем 1954 года почти в 20 раз. За счет этого паровозники Канда­ лакши перевезли за первые 4 месяца де­ сятки тысяч тони грузов сверх плана. Более 50 процентов тяжеловесных поездов проведено коммунистами. Рады машпнистов-тяжеловесннков с каждым днем пополняются. Первые результаты, достигнутые в этом направлении, никак но могут удовлетво­ рить нас, тем более, что в этом деле имеются существенные недостатки. ' Пар­ тийная организация депо еще не все сде­ лала, чтобы придать движению машини- стов-тлжеловеснпков широкий размах. Поднимая вопрос об этом движении почти на всех собраниях, у нас в Парторганиза­ ции ни разу не обсудили этот вопрос спе­ циально на одном из открытых партий­ ных собраний. НеудовлетворительноL обстоит дело с пропагандой опыта передовиков, мастеров вождения большегрузных поездов. Нет нужной слаженности в работе с другими службами. Между тем, дальнейший подъ­ ем движения тяжеловесников зависит в очень большой степени от согласованности в действиях с вагонниками,і| путейцами, движенцами. Они должны Продумывать и строить свою работу так, чтобы обеспе­ чить паровозникам все условия для прове­ дения поездов весом выше установленной нормы. Вагонники должны покончить с наличием растяжек в поездах, которые в" связи с увеличением весовых норм поез­ дов угрожают безопасности движения. Пу­ тейцы обязаны ликвидировать задержки поездов по предупреждениям. Если партийная организация устранят отмеченные выше недостатки, добьется тесной связи между работниками всех служб и наладит согласованность между ними, то наши успехи будут еще' боль­ шими. А . КУХАРСКИИ . Машинист паровозного депо Кан­ далакши, член КПСС. ПИСЬМА • ' В РЕДАКЦИЮ Помощь моряков В совхозе «Полярная звезда» вышел из строя генератор, и всю зиму не было элек­ трического света. Отремонінровать генера­ тор никто не брался. Тогда на помощь пришел лпчнын состав одного корабля. Корабельные специалисты -г-коммунист тов.-Гусев, комсомольцы тт. ІІпсьменский, Суханов, Трынкин п Ермо- хин установили, что пробит, коллектор пу- неііатора. Предстояла серьезная, кропотли­ вая работа по ремонту. Но моряков не испугали трудности. В те­ чение недели, в свободное от корабельных работ и занятий время, комсомольская бригада настойчиво трудилась, чтобы вве­ сти генератор в строй. И отремонтированный генератор дал ток иа фермы/ в жилые помещения совхоза «Полярная звезда». Произведенные ис­ пытания генератора показали хорошее ка­ чество ремонта. колотилин. Секретарь парторганизации »ко­ рабля. Самоотверженность комсомольцев В минувшее воскресенье потребовалось особенно большое количество консервных банок для снабжения траулеров *>32>й 12 и 39. Был выходной день, и своевременное снабжение промысловых судов банками оказалось под угрозой срыва. Но на помощь пришли комсомольцы жестяно-баночйой фабрики.* Пожертвовав отдыхом, они напряженно трудились весь день, лишь бы не сорвать отход траулеров в море. Без устали работали в этот день комсо­ молки Раиса Евстафьева,'Анна Круглико­ ва, Лидия Смолина, Валентина Коптева и многие Другие. * Траулеры были своевременно Снабжены банками и своевременно ушли в море. В. ЗАВОДЧИКОВА. Секретарь комсомольской органи­ зации жестяно-баночной фаб­ рики. За четыре прошедших месяца на Мур­ манском отделении железной дороги в тя­ желовесных поездах дополнительно к пла­ ну перевезено 626 тысяч тонн народнохо­ зяйственных грузов. Обращение, принятое на Всесоюзном со­ вещании актива железнодорожников в Кремле, вызвало новый, .еще более мощный подъем в борьбе за вождение тяжеловесных поездов. 17 мая машинист Кандалакшско- норму на 915 тонн, и привел его в Имандру точно в назначенный срок. На следующий день ряд замечательных рейсов с тяжеловесными поездами совер­ шили машинисты Мурманского электроде­ по. Так, машинист тов. Пронченко, при­ нявший в Имандре поезд, опоздавший на груза. По этому же участку успешно про­ вел поезд, почти вдвое превышающий нормальный вес, машинист тов. Виноку­ ров. Перевыполнив иорму технической скорости, он привел поезд в Мурманск на 23 минуты раньше срока, предусмотрен­ ного графиком. Й. САфРОНОВ. Э к о н о м я т т о п л и в о Машинисты Кандалакшского паровозно­ го депо ведут неустанную борьбу за эко­ номное расходование топлива на отопле­ ние локомотивов. В. апреле онп . сберегли 300 тонн угля. Это дало возможность про­ вести в мае на сэкономленном топливе от Кандалакша до Доух 60 полновесных поез­ дов. Наибольшей экономии добились брпгады комсомольско-молодежного паровоза, руко­ водимые старшим машинистом М. Чисти­ ковым. В мае борьба за экономию топлива при­ няла еще больший размах. Только за 10 дней машинисты сэкономили 208 тонн топлива. • Чего не хватает поселке в новом Растет новый поселок в Ленинском рай -' оне. Трудящиеся так и называют его Но­ вым. Здесь.открыты здравпункт, магазин . и другие бытовые учреждения.* Но, вместе сѵтем, в Новом поселке до спх пор не проведено радио. Жители по имеют возможности слушать местные радиопере­ дачи и передачи из других городов страны.' В поселке был проведен водопровод, устроены колонки. Но пользоваться водой из этих колонок жителям домов 10,11 и 12 по Североморской улице нельзя: вода в колонках недоброкачественная. Райис­ полкому нужно позаботиться о-том, чтобы . наладить снабжение жителей поселка доб­ рокачественной водой.’ ч. ' /ВАЛЯВ КИН А , ФАНЗОВА и дру­ гие. Когда же. будет открыт магазин? В Заполярье наступает лето. В конце учебного" года дети будут разъезжаться по пионерским лагерям. Для них нужно приобрести летнюю одежду и обувь. Но у пас в Тюва-губе уже больше полмесяца закрыт магазин. Жители поселка за необг ходпмымн им товарами должны выезжать в г. Полярный пли Мурманск, терять ра­ бочие дни. * Рабочие не раз обращались к председа­ тель Тюва-губского рыбкоопа тов. Мала­ хову с просьбой открыть магазпн, но тот до сих пор мер никаких не принял. Г. ЮРЬЕВ. на более высоком уровне капиталистиче­ ского развития, чем Бельгия, а от Совет­ ского Союза и Бельгия, и США отстали на целую историческую эпоху. Советский Со­ юз давно уже ликвидировал капитализм и построил социалистическое общество, тог­ да как Бельгия и США еще живут в ус­ ловиях капитализма. Таким образом, рост народонаселения не может рассматриваться как главная сила, определяющая характер общественно­ го- строя, переход от одного обществен­ ного строя к другому. Способ производства материальных благ Главной силой в системе условий мате­ риальной жизни общества, определяющей характер общественного строя, развитие общества от одного строя к другому, яв­ ляется способ добывания средств к жизни, способ производства материальных- благ, необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться. Прежде чем за­ ниматься ' политикой, наукой, искусством, философией, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, топливо и т. д. *Но чтобы иметь эти жизненные блага, их надо производить. Природа не дает их че­ ловеку в готовом виде. Производство, труд, указывал- Маркс,— это решающее условие существования людей, вечная, естествен­ ная необходимость: без него не был бы возможен обмен веществ между челове­ ком и природой, т. е. не была бы возмож­ на сама человеческая жизнь. Чтобы производить необходимые, для жизни общества материальные біага, нужно иметь орудия производства, уметь . изготовлять эти орудия и пользоваться ими. Человек выделился из мира живот ных прежде, всего тем, что стал произво­ дить орудия производства и пользоваться ^мя для добывания средств существова ння. Производство материальных благ, труд человека представляют собой ту непре­ рывную естественную основу, без которой общество не может жить и развиваться. Марксизм-ленинизм учит, что способ производства материальных благ имеет две органически связанные между собой стороны — производительные сплы и про­ изводственные отношения. Производительными силами общества являются орудия производства, прн помо-| щи которых производятся материальные блага, и люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду! Марксизм решительно отвергает точку зрения вульгарных материалистов, сво­ дивших производительные силы только к технике, к орудиям производства и отри­ цавших рать важнейшей производитель­ ной сплы общества—: людей. Машина, не применяемая в процессе производства, бес­ полезна. Она ржавеет и портится. Только живой человеческий труд, соединенный с маіпиной, заставляет ее работать на чело­ века, дает возможность осуществлять про­ цесс производства. Поэтому люди, приво­ дящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материаль­ ных благ, являются важнейшим элемен­ том производительных сил. Производительные силы выражают от­ ношение людей к предметам и силам при­ роды, используемым для производства ма­ териальных благ. Состояние производи­ тельных сил общества отвечает на вопрос о том, какими орудиями люди производят необходимые для их жизни Материальные блага. Оно свидетельствует о степени вла­ сти человека над природой. История чело­ вечества ярко показывает, как в процес­ се борьбы с природой люди Улучшают ору­ дия производства, совершенствуют произ водственный опыт и навыки к труду, пе­ реходят от примитивных орудий произ­ водства к все более и более сложным. В процессе развития и усовершенствования орудий производства изменяются и сами люди как важнейший элемент производи­ тельных сил. Однако в условиях эксплуататорского строя, особенно в эпоху капитализма, тех­ ника используется для эксплуатации тру­ дящихся. Применяя те пли иные техни­ ческие усовершенствования, капиталист заботится не об облегчений труда рабочего, а о получении максимальной прибыли. Поэтому капиталист лишь тогда применя­ ет новые, усовершенствованные машины, когда это обеспечивает ему необходимую прибыль. Известно, что в целях борьбы со своими конкурентами и сохранения вы­ соких монопольных пен на товары капи­ талистические монополии скупают 'п кла­ дут под сукно ценнейшие изобреггенпя и патенты, применение которых они счита­ ют невыгодным. В погоне за максимальной прибылью империалистическая буржуазия усиливает эксплуатации^ рабочего класса п всех трудящихся^, обрекая на голод, нуж­ ду и безработицу миллионные массы. Об этом ярко свидетельствует положение тру­ дящихся в США и других странах капи­ тала. Принципиально иное положение в-Со­ ветском Союзе. Советское государство в соответствии .с основным экономическим законом социализма организует мощное развитие новой, высшей техники, на бззе которой осуществляется рост и совершен­ ствование ' 'социалистического произ­ водства и всемерно облегчается труд рабочих и крестьяп. Осуществляя политику технического прогресса. Со­ ветское государство определяет, в каком направлении необходимо проводить улуч­ шение и изменение орудий производства. Оно вкладывает огромные средства -в на­ учно-исследовательскую работу, *проводит систему материального стимулирования научной п изобретательской деятельности. Коммунистическая партия и Советское правительство проявляют огромную забо­ ту о повышении .культурно-технического уровня, поліггической сознательности и материальной обеспеченности трудящихся масс. Производительные сплы составляют од­ ну сторону общественного производства. Другую сторону способа производства со­ ставляют отношения людей в процессе производства материальных благ — произ­ водственные отношения людей. Марксизм-ленинизм учит, что произ­ водство всегда и при всех 'условиях носит общественный характер. Люди ведут борь­ бу с природой, используют .природу для производства материальных благ не изо­ лированно друг от друга, не в одиночку, а сообща. При этом в процессе производст­ ва люди становятся, в определенные,- не зависящие от их воли производственные отношения. В своей работе «Экономические пробле­ мы социализма в СССР» И. В. Сталин показал, что к производственным отноше­ ниям людей относятся: а) формы собст­ венности на средства производства: б) вы­ текающие из этого положение различных социальных групп в производстве и пх взаимоотношение, или, как говорил Маркс:! «взаимный обмен своей деятель- | ностью»; в) всецело зависимые от них формы распределения продуктов. Основой производственных отношений каждой общественной формации является господствующая в обществе форма собст­ венности на средства производства. П. В. Сталин указывал, что состояние произ­ водственных отношений отвечает •на воп­ рос о том, в' чьем владении находятся средства производства: в собственности всего общества или отдельных лиц, групп, классов, использующих их для эксплуа­ тации других лиц, групп п классов. Отсю­ да следует, что в классовом обществе производственные отношения носят клас­ совый характер. Отношения людей в процессе производ­ ства могут быть отношениями сотрудни­ чества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей или отношениями господства и подчинения; могут быть также переходные отношения от одной формы -производственных отношений к другой. Производственные отношения при рабовладельческом, феодальном и капита­ листическом строе являются 'отношениями господства и подчинения. Поэтому оже­ сточенная классовая борьба между эксплу­ ататорами и -эксплуатируемыми составляет характерную черту каждой из этих об- щественно-экономпчоских формаций. Основой социалистических производст­ венных отношений является общественная социалистическая собственность на сред­ ства производства. Всоциалистическом об­ ществе нет эксплуатации человека чело­ веком. Отношения людей в процесс^ про­ изводства являются здесь отношениями товарищеского сотрудничества и социали­ стической взаимопомощи. Зіесь нет антаго­ нистических - классов и классовых столк­ новений Рабочие, крестьяне и интеллиген­ ция, составляющие советское социалисти­ ческое общество дружно работают для достижения великой цели— построения коммунизма. . Как уже отмечалось, производительные силы и произвоаственные отношения представляют собой две стороны способа производства, органически и неразрывно связанные между собой. Только ’наличие обеих этих сторон производства іаот" нам общественное производство. Общественное производство всегда суще­ ствует как единое целое, состоящее из двух сторон, неразрывно связанных друг с другом, но отражающих два ряда различ­ ных отношении: отношение.людей к при­ роде (производительные силы) и отноше­ ние людей друг к другу (производственные отношения). Именно потому, что это две различные стороны общественного произ­ водства,- онп могут воздействовать друг на друга. И это их взаимодействие является главным источником развития обществен­ ного производства и общества в целом. ' Марксизм-ленинизм раскрыл диалекти­ ку развития производительных сил и про­ изводственных отношений. Старые произ­ водственные отношения тормозят развитие производительных сил. Ярким примером этому являются современные капитали­ стические производственные отношения. Несоответствие, конфликт между произво­ дительными силами и устаревшими произ­ водственными отношениями представляют экономическую основу социальной револю­ ции, которая призвана заменить старые производственные отношения новыми, со­ ответствующими характеру производитель­ ных сил. Новые производственные отноше­ ния являются Главным двигателем, произ­ водительных сил Ооциалистпческие про­ изводственные отношения являются могу­ чей силой, обеспечивающей мощное разви­ тие производительных сил СССР. Поэто­ му, ^организуя мощный подъем'производи­ тельных сил советского общества. Комму­ нистическая партия и Советское прави­ тельство уделяют огромное внимание раз­ витию и укреплению социалистических производственных отношений. Укрепление и развитие социалистиче­ ских производственных отношений нахо­ дит свое выражение в укреплении и раз­ витии социалистической собственности, со­ циалистической организации труда, со­ знательной дисциплины труда,, в развитии социалистического соревнования, в орга­ низационно-хозяйственном ' укреплении колхозов, в твердом в неуклонном прове­ дении социалистического принципа рас­ пределения. Большое значение-для укреп­ ления социалистических производственных отношений имеет проведение режима эко­ номии и хозрасчета. ' Социализм устанавливает полное соот- .. ветствпе производительных сил и произ­ водственных отношений Но это не значит, что при социализме не возникают проти­ воречия между ними. Однако в условиях социализма эти противоречия обычно эе доходят до ^шфликта. Партия и Советское правительство своевременно организуют преодоление этих противоречий путем приспособления производственных отноше­ ний к росту производительных сил. Марксизм-ленинизм показал,-что изме­ нения в способе производства неизбежно вызывают изменение всего общественного строя, общественных идей, политических взглядов и учреждений, перестройку все­ го общественного, и политического уклада, Каковы условия материальной жизни об­ щества, таково в основном и само общест­ во. таковы его идеи и теории, политиче­ ские взгляды и политические учрежде­ ния. ~ Вместе с тем марксизм-ленинизм под­ черкивает огромную роль передовых идей, теорий^в развитии общества. Возникнув на базе назревших потребностей развития ма­ териальной жизни общества, новые, пе- • редовые идеи и теории' выступают как мощная организующая, мобилизующая и преобразующая сила, без которой невоз- • можно разрешение назревших задач разви­ тия материальной жизни'общества. Положение .марксизма-ленинизма о ре­ шающей роли способа производства в си­ стеме условий материальной жизни обще­ ства имеет огромное значение для истори­ ческой науки, для практической деятель­ ности Коммунистической партии. Для того, чтобы иметь возможность воз­ действовать на-* условия материальной жизни общества, ускорить их развитие и улучшение, Коммунистическая партия должна опираться на знание объективных экономических законов, на такую теорию, которая правильно отражает потребности развития материальной жизни общества и способна ввиду этого мобилизовать и орга­ низовать народные массы на борьбу про­ тив реакционных сил и проложить дорогу новым, передовым силам общества* Такой теорией является марксизм-ленинизм. ■Вооруженная марксистско-ленинской теорией, глубоким знанием объективных законов общественного развития. Комму­ нистическая партия Советского Союза до­ билась победы социализма в нашей стра­ не и ныне уверенно ведет советский народ к коммунизму. В. НИКОЛАЕВ. Профессор, доктор философских наук. %•

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz