Полярная правда. 1954, май.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 115 (7837) 16 мая 1954 г. оестановлении мира в пндо- і \итае Заявление В. М. Молотова на Женевском совещании министров дел 14 мая 1954 года иностранных (Окончание. Нач. см. на 3 стр.). и государственный секретарь США про зрачно намекает на нереальность нынеш ней независимости стран Индо-Кнтая, то нам нетрудно понять истинную цепу тем заявлениям, которые здесь сделаны, будто вопрос о независимости н демократических правах народов Вьетнама, Ехмера п Па- тет-Лао нашел или уже находит свое удов летворительное разрешение со стороны Франция. Ыы слышали здесь также заявления о том, что вьетнамское правительство Бао Дая п правительства присутствующих здесь представителей Камбоджи и Лаоса признаны, кроме Франции, 34 государст вами. В некоторых выступлениях на нашем совещании всячески подчеркивают значение этих признании со стороны иностранных государств, кстати сказать, в большинстве своем принадлежащих к чи слу американских государств. Однако надо приглядеться к тому, ка ково в действительности положение с эти ми дипломатическими признаниями тепе решних властей трех указанпых нндо-ки- тайских государств. Почему-то при этом умалчивается об одном существенном фак те. Оказывается,-страны Азии, можно ска зать, отсутствуют в числе государств, признавших эти правительства. Нп Индия, ни Пакистан, ни Индонезия, ни Бирма, нп даже Филиппины не захотели признать этих правительств. Что же касается Китайской Народной Республики, то она. как и Советский Союз и ряд других демократических государств, имеет дипломатические отношения не с этими правительствами, а с Демократиче ской Республикой Вьетнам. Конечно, не является случайным тот Факт, что страны Азии, лучше многих других зная положе ние в Индо-Китае. отказываются иметь де ло с поддерживаемыми Францией прави тельствами трех . индо-китайских госу дарств' В связи с этим обращает на себя вни мание заявление премьер-министра Фран ции г-на Ланьеля и его выступлении 27 октября 1953 года в Национальном соб рании Франции. Касаясь политического по ложения во Вьетнаме, он заявил, что «во внутреннем вьетнамском плане еще не су ществует политически ничего, что могло бы уравновесить политический вес Хо ІПи Мина». П.і этих слов видно, как невысоко само французское правительство оценивает те поддерживаемые им индо-китайские власти, которые были и остаются чужды ми народам Пндо-Ентая. После всего этого становится ясным, на сколько нелепы попытки изобразить дело так, будто успехи национально-освободи тельного движения в Индо-Китае объясня ются «влиянием извне», например, со сто роны Китайской Народной Республики. Та кие "абсурдные утверждения могут исхо дить только от тех, кто ищет оправдания для явно обнаружившегося провала коло ниальной политики, не считающейся с воз росшей национальной сознательностью на родов Пндо-Кптая. Тем пе менее и теперь имеются сторон ники дальнейшего продолжения колопиаль- нойчзойны в Индо-Китае. Однако, считаясь с создавшимся положением, и они видят, что простое продолжение ведущейся там иойны не может ничем помочь решению индо-китайского вопроса. В результате это го онп становятся на опасный путь, строя планы расширения войны в Пндо-Китае. Эти планы являются угрозой для народов Юго-Восточной Азии. • В этой связи нельзя обойти молчанием наличие нарастающей опасности расшире ния войны в ІІндо-Кптае. Чем настоятельнее выдвигаются требо вания народов положить конец войпе в Нндо-Китае, тем все чаще со стороны влиятельных кругов Соединенных Штатов Амерпкн раздаются голоса о необходимости открытого вооруженного вмешательства США в войну в Индо-Китае. Для такого вмешательства теперь усиленно подыски вают хоть видимость каких-либо поводов. Особенно заботятся'о том, чтобы США пе оказались совершенно изолированными при осуществлении соответствующих новых планов агрессии в Азии. В последнее время мы являемся свиде телями .упорных попыток сколотить в этих целях некий блок с участием США, Фран ции, Англии и некоторых других госу дарств. По мере приближения Женевского совещания такие попытки становились все более настойчивыми. Не кто иной, как государственный секретзрь США накану не Жепевского совещания стал усиленно ратовать за расширение вмешательства США в войну в Пндо-Китае. На этот раз заговорили о создании еще одного соборо- нительного сообщества», хотя и в данном ~ случае дело пдет. конечно, совсем не об оборопе США, Франции, Англии и л и како го-то еще другого государства, а о том, чтобы сколотить новый военный блок для борьбы с национально-освободительным движением народов Пндо-Кптая и Юго-Во сточной Азии. Кзк это нетрудно заметить, создание нового агрессивного блока преследует и определенные военно-стратегические цели. Оно означает создание новых американ ских военных баз в этом районе, к чему не могут относиться безразлично те го сударства, безопасность которых затраги вается в связп с планами создания указан ного блока и расширения американского вмешательства в Индо-Китае. Говорят, что планпруемый новый блок, как и американское вмешательство в Пн до-Китае, потребовался для того, чтобы защитить пароды Юго-Восточной Азин от какой-то опасности пзвне. Оставляя в стороне вопрос о тон, откуда исходит дей ствительная угроза для народов этих стран и пх национальной независимости, законно спросить — уместно ли объявлять себя защитником народов этпх стран, ко торые, кзк известно, об этом не просят Соединенные Штаты, не является ли ио меньшей мере нескромным брать па себя роль самозванных защитников пародов Юго-Восточной Азии, когда эти пароды хотят одного — мира, национальной независимости и свободы. Сейчас, как вы знаете, идет закулисная работа по сколачиванию этого нового аг рессивного блокз. Зтот блок имеет целыо объединить государства, заинтересован ные в сохранении колониальных режимов и готовые ради этого пойти па расти рр- ппе войны в Азии. Женевское совещание происходит как раз в такой момент, когда задачу восста новления мирз в Пндо-Китае хотят подме нить расширением войны в Юго-Восточ ной Азии. К этому ведут новые агрес сивные планы, разрабатываемые теперь влиятельными кругами Соединенных Шта тов Америки, о которых так много говорят и пишут в последнее время. В последние годы Соединенные Штаты Америки все больше втягиваются в индо китайские события, занимая и здесь по зицию поддержки колониального режима. Достаточно привести данные о той Финан совой помощи, которая со стороны Соеди ненных Штатов оказывалась Франции и связанным с Францией индо-китайским правительствам за последние несколько лет. Вот соответствующие данные по этому вопросу, относящиеся к последним годам: в 1952— 1953 году — 314 млп. долла ров, в ' 1953 — 1954 году— свыше одно го миллиарда^ долларов, что составляет, примерно, 4/5 всьх расходов на войну в ІІндо-Кнтае. На 1954 — 1955 финансо вый год эти ассигнования запланированы в сумме 1.133 млн. долларов. А ведь из вестно: кто платпт, тот и заказывает му зыку. Эти растущие ассигнования со стороны США шли главным образом нз то, чтобы Финансировать ведущуюся в Нндо-Кнтас колониальную войну. В настоящее время дело пдет уже о прямом вмешательстве США в пндо-кіпайскую колониальную войну. Теперь все увеличивается американское вмешательство в Ппдо-Кптае в форме по ставок вооружения, военных материалов, отправки военных советников, инструкто ров, специалистов и др., и это является главным препятствием на пути восстанов ления мпра в Пндо-Кптас. Более того, это вмешагельство ведет к расширению мас штабов военных действий в Пндо-Китае со всеми вытекающими из этого последст виями. Указанное вмешательство свидетельст вует также о стремлении США установить фактически свое господство в Пндо-Китае. Здесь уже немало сделано для того, чтобы колониальное господство одной страны было заменено колониальным господством другой страны. Вмешательство США в индо-китайские дела, кроме того, свидетельствует о стремлении столкнуть народы Пндо-Китая, борющиеся за свою свободу и независи мость, с другими народами Азии и исполь зовать в своих целях столкновение наро дов А зии между собой. Все это свидетельствует о том, что и на Востоке ведется усиленная подготовка к новой мировой войне. Разъясняя значение этпх американских планов на Дальнем Востоке, государствен ный секретарь США 13 января сего года заявил: «Интересы Соединенных Штатов в этом районе, с точки зрения стратегии, весьма тесно связаны с так называемой прибрежной цепью островов. Эта прибреж ная цепь островов в сущности имеет две материковые базы. На севере — конти нентальная Корея, на юге, как мы надеем ся, — в Пндо-Кнтае. Между ними располо жены сами острова — Япония, Рюкю, включая Окинаву, Формоза, Филиппины, Австралия и Новая Зеландия. Соединен ные Штаты имеют, в той или иной форме, договоренность об обеспечении безопасно сти с каждым пз этих районов, в некото рых случаях не оформленную в виде дого вора, но тем не менее весьма реальную п весьма действительную». Из этого заявления государственного секретаря США видно, что права п судьбы народов Пндо-Китая или других народов этого района ни в какой мере не интере суют теі, кто занят стратегическими пла нами США. С другой стороны, видно, что эти американские стратегические планы, подготовляющие здесь расширение войны, представляют собою серьезную угрозу для мирного развития народов всего этого об ширного района. Еще не ясно, удастся ли Соединенным Штатам сколотить в инте ресах осуществления своих планов воен ный блок с участием тех или иных госу дарств, по этп планы явно включают в себя стремление любыми средствами под держивать колониальные режимы в Азии. На Женевском совещании лежит боль шая ответственность за то, выполнит ли этим агрессивным планам расширения | отвечает задачам Женевского совещания, войны в Юго-Восточной Азии. Только ре- целью которого было и остается восстанов- шптельное противодействие этим планам ' леппе мпра в Пндо-Китае. IIL Путь к восстановлению мира в Индо-Китае Что значит содействовать восстановле нию мира в Пндо-Китае? Эту задачу Женевское совещание не может понимать в том смысле, чтобы пре кращение военных действий в Пндо-Кнтае превратилось в какую-то ловко устроен ную передышку для одной стороны, кото рая хотела бы использовать эту передыш ку для подготовки к расширению войны в Пндо-Китае. Задачу совещания следует понимать в том смысле, что Женевское со вещание должно добиться скорейшего пре кращения военных действий в Индо-Китае до-китайскому вопросу, онн будут служить не национальным интересам, а интересам тех иностранных агрессивных кругов, ко торые стремятся к расширению войны, а не к восстановлению мпра в Нндо-Китае. На нашем -первом заседании француз ская делегация внесла свои предложения по урегулированию индо-кптайского воп роса. За это время мы имели возможность внимательно ознакомиться с французским проектом, как и с предложениями других делегации. Недостатком Французских предложений Женевское совещание министров иностранных дел и, вместе с тем, такого соглашения, кото - 1 является то, что онн совершенно не зат- рое дало бы возможность удовлетворения рагнвают политических проблем. Между законных требований народов Пндо-Кптая Iтем, каждому попятно, что прекращение г, отношении ооеспечения их националь ной независимости и демократических прав. Глава делегации Демократической Рес публики Вьетнам и з л о ж и л здесь те пред ложения, которые дают основу для урегу лирования индо-китайского вопроса и мо гут обеспечить восстановление мира в Нн до-Китае. До сих пор мы не слышали здесь ни обоснованной критики этпх предложе нии, нп о согласии на принятие тех или иных пунктов этих предложений. По мнению советской делегации, сущест во этих предложении, если выделить наи более важные их пункты, заключается в следующем: 1. Франция должна обеспечить призна ние суверенитета и независимости Вьет нама, а также Кхмера и Патет-Лао. Вместе с тем, должно быть достигнуто соглашение о выводе всех иностранных войск с территории Вьетнама, Кхмера п Патет-Лао в сроки, которые будут согла сованы между сторонами. 2. Во Вьетнаме, Кхмере н Иатст-Лао должны быть проведены всеобщие свобод ные выборы, в результате которых будут образованы единые демократические пра вительства в каждом пз этих государств. Проведению этих выборов должен пред шествовать созыв консультативных конфе ренций представителей двух сторон во Вьетнаме, Кхмере н Патет-Лао и обеспече ние свободы деятельности патриотических партий, групп п общественных организа ций. 3. Правительство Демократической Рес публики Вьетнам, а также правительства Кхмера и Патет-Лао должны выразить го товность рассмотреть вопрос о вхождении этих государств во Французский Союз в соответствии с принципами добровольно сти. Кроме того, правительства Вьетнама, Кхмера и Патет-Лао должны признать на личие экономических и культурных инте ресов Франции в этих государствах л уре гулировать соответствующие вопросы в соответствии с принципами равноправия и взаимных интересов 4. Осуществлению указанных выше ме роприятий. а также проведению других шагов, упомянутых в проекте Демократи ческой Республики Вьетнам, должно предшествовать прекращение военных дей ствий в Пндо-Китае и заключение соот ветствующих соглашений, в силу которых должно быть обеспечено полное прекраще ние переброски в Пндо-Кптай пзвне новых воинских частей, всякого оружия и бое припасов. Кроме перечисленных мною пунктов, необходимо будет договориться по некото рым другим вопросам: о взаимном обмене военнопленными; о непреследовзнни лиц, сотрудничавших с противоположной сторо ной во время войны, и т. п. Необходимо также, чтобы указанные выше четыре ос новных пункта в должной мере учитывали законные пожелания обеих сторон в до стижении соглашения' как по политиче ским. так и по военным вопросам. Эти цели вполне достижимы, если обе стороны проявят должное стремление к установлению действительно устойчивого, надежного мира в Пндо-Китае. Предложения Демократической Респуб лики Вьетнам направлены на то, чтобы достичь соглашения с Францией. Этп предложения исходят из целесообразности взаимного признания принципов справед ливости и чести, па основе которых вполне достижимо установление новых, дру жественных отношений между народами Пндо-Китая и Франции. Этп предложения могут не удовлетворить сторонников коло низаторской политики, поскольку онп цепляются за старое, за отжившее. Откло няя саму возможность договориться по пн- затянувшейея войны в Пндо-Кптае нельзя оторвать от решения хотя бы некоторых такого рода проблем. Во французском проекте сказывается недооценка развернувшейся национально- освободительной борьбы в Лаосе п Кам бодже. Между тем, нельзя свести вопрос о положении в Пндо-Китае только к собы тиям во Вьетнаме. Кроме того, во французском проекте го ворится о гарантии соглашений, которые будут достигнуты на этом совещании. Со ответственно во французском проекте ска зано: «Гарантия этих соглашений обеспечи вается государствами — участниками Же невского совещания. Всякое нарушение повлечет за собой немедленную консуль тацию между этими государствами с целыо принятия соответствующих мер в индивидуальном пли коллективном по рядке». Советская делегация не может пол ностью согласиться с этим предложением. Однако советская делегация признает в принципе приемлемым французское пред ложение о том, чтобы соглашения, которые- будут достигнуты па этом совещании, име ли гарантию со стороны государств — уча стников Женевского совещания, а также, чтобы при всяком нарушении этих согла шений имели место консультации между участниками гарантий. Задачей этпх кон сультаций должно быть принятие коллек тивных мер по обеспечению выполнения соглашений. Было бы желательно, чтобы и другие участники настоящего совещания высказали свое отношение к этому важно му предложению французской делегации. Указывают также на то, что проект Демократической Республики Вьетнзм пре дусматривает установление контроля за осуществлением. условий соглашения о прекращении военных действий только смешанными комиссиями из представите лей воюющих сторон в каждом из трех государств. При этом подчеркивают, что проектом не предусматривается соответст вующего наблюдения со стороны каких- либо международных органов. Поскольку достижение соглашения по этому вопросу имеет важное значение, со ветская делегация предлагает внести до полнение к этим предложениям. Можно бы ло бы договориться о том. чтобы наблюде ние зз выполнением соглашений о прекра щении военных действий было возложено па комиссии пз представителей нейтраль ных стран. В определении состава таких комиссий не должно встретиться непреодо лимых затруднений. В соответствии с этим советская деле гация вносит следующее дополнение к упо мянутому тексту предложений: «С целью оказания содействия сторо нам в выполнении условий соглашения о прекращенпп военных действий в соглаше нии должно быть предусмотрено создание комиссии нейтральных стран по наблюде нию». В связи с Женевским совещанием перед Францией стоит важный вопрос о выборе пути в Пндо-Кптае. Один путь — продол жать войну в Пндо-Кптае, что 'ведет к расширению войны во имя чуждых агрес сивных планов, не обещая ничего хорошего в отношении удовлетворения французских национальных интересов. Другой путь — переговоры, прежде всего, с вьетнамским народом и дальнейшие шаги в этом направ лении, чтобы обеспечить скорейшее пре кращение войны и установление мира в Пндо-Кптае. На этом пути возможно уста новление взаимопонимания и дружествен ных отношений между Францией и наро дами Пндо-Кптая. Женевское совещание должно приложить все возможные усилия, содействуя такому мирному урегулированию индо-китайского вопроса. ЖЕНЕВА, 1,4 мая. (Спец. норр. ТАСС). Сегодня под председательством В. М. Моло това состоялось очередное заседание Же невского совещания министров иностран ных дел, посвященное обсуждению вопроса о восстановлении мира в Пндо-Китае. С заявлением по вопросу о восстанов лении мира в Пндо-Китае выступил глава делегации СССР В. М. Молотов. (Заявление В. М. Молотова публикуется в этом номере газеты). Затем выступил Бидо. Он начал с того, что подтвердил свое нежелание касаться политической стороны проблемы восста новления мира в Индо-Китае и историче ских фактов, относящихся к развитию со бытий в этом районе мира. Тем самым Бидо еще раз показал, что всякий объек тивный анализ существа индо-китайского вопроса пе по душе делегации Франции н что она уклоняется поэтому от такого анализа. Тем не менее, Бидо заявил, что фран цузская делегация измерена изучить за явление В. М. Молотова и что она с боль шим вниманием изучила выступление пред ставителя Демократической Республики Вьетнам Фам Ван Донга на заседании 10 мая. Министр иностранных дел Франции заверял, что он согласен с изложенной Фам Ван Донгом основной позицией — мир, независимость, единство и демокра тия. Однако то, что он сказал дальше, об наружило чисто декларативный характер его заверений. Бидо вновь настаивал на своей противо речащей действительным фактам версии о том, что народно-освободительное движе ние в Кхмере и Патет-Лао является якобы «иностранным вторжением». Такая проти воречащая фактам версия, как это вновь показало выступление Бидо, понадобилась французской делегации для того, чтобы уклониться от обсуждения и решения воп роса о восстановлении мпра во всех трех государствах Пндо-Кптая на основе при знания национальных прав пх народов. Камбоджийская проблема и проблема Лао са, сказал Бидо, состоят' просто в выводе сил «Вьетмппа» (так делегации западных стран именуют Демократическую Республи ку Вьетнам). Тем самым Бидо вновь под твердил, что его делегация хочет добиться разоружения народно-освободительных войск Кхмера и Патет-Лао и распростра нить па оба эти государства антинародные режимы, созданные и поддерживаемые Францией. Бндо сказал, что после этого Франция будет готова вывести своп войска из этих государств, если этого попросят их правительства (Бидо подразумевал под этим марионеточные правительства Лаоса н Камбоджи). Перейдя к •предложениям Фам Ван Дон га, он заявил, что от имени Вьетнама вправе якобы говорить только представи тели баодаевского государства, «суверени тет и независимость» которого Франция признала на всей территории Вьетнама. В этом заявлении Бпдо сказалось упорное нежелание считаться с тем непреложным фактом, что под руководством демократи ческого правительства Вьетнама находится более трех четвертей территории страны н что это правительство является вырази телем воли всего вьетнамского народа. Касаясь второго пункта предложений Демократической Республики Вьетнам, предусматривающего вывод всех иностран ных войск с территории Вьетнама, Бидо заявил, что «французское правительство пе намерено ставить восстановление мпра в Нндо-Китае в зависимость от каких-либо своих обязательств» в вопросе о выводе Французских войск из Вьетнама. Бпдо отклонил такл;е предложение о проведении во Вьетнаме всеобщих свобод ных выборов под наблюдением местных ко миссий. Он показал, что влиятельные Французские круги боятся свободного во леизъявления вьетнамского народа, за явив, что французская делегация согласна на проведение выборов только под между народным контролем. Бпдо высказался за то, чтобы в настоя щее время были разрешены только воен ные вопросы, по пе политические. Бидо выскззался против одновременного прекращения военных действий нз всей территории Пндо-Китая п памекпул на предпочтительность, с его точки зрения, метода постепенного прекращения огня. Что касается вопроса о гарантиях за соблюдением выполнения соглашений о прекращении военных действий, то Бпдо подтвердил свое предложение о том, что бы гарантии этих соглашений обеспечива лись государствами — участниками Же невского совещания. Последним на заседании выступил представитель Кзмбоджп, который повто рил нелепые притязания марионеточного камбоджийского режпма на право высту пать от имени парода Кхмера. Закрывзя ззссданпе, председательствую щий В. М. Молотов сообщил, что в соот ветствии с договоренностью между участ никами совещания в понедельник, 17 мая, состоится заседание в узком составе. Делегации французских трудящихся, прибывшие вЖеневу, требуют установления мирав Индо-Китае ЖЕНЕВА, 15 мая. (ТАСС). Вчера совет скую делегацию на Женевском совещании посетил ряд делегаций, прибывших из Франции, в том числе делегация семей Французских военнопленных и пропавших вез вести в Пндо-Китае, рабочих и служа щих города Витрп, жителей города Пври на Сене, железнодорожников городоз Ла- Фолп и Ла-Гаренн. Делегации прибыли в Женеву, чтобы выразить волю французского народа к восстановлению мира в Пндо-Кнтае. Делегация рабочих и служащих города Витрп прибыла в составе 15 человек. Чле ны делегации — люди различного положе ния и политических убеждений: рабочие и инженеры, соцпалпсты, коммунисты и чле ны партии МРП. Как ззявил один пз чле нов этой делегации Рпонде, «фрзнцузы весьма обеспокоены политикой затяжки пе реговоров, которую проводит в данное вре мя Бпдо». В таком же духе высказались представительница Союза Французских женщин Ппшерп и другие члены делега ции. Делегация города Витри от пмени по славших ее французов пыталась сделать заявление членам французской делегации на совещании. Однако она не была приня та под предлогом отсутствия членов деле гации. Делегация передала копии заявлеипй п обращений Совета мпра города Витрп, Ко митета мпра железнодорожных мастерских этого города, рабочих предприятия «Деше- рон». Союза женщин города Витрп, копию резолюции профсоюза рабочих коммуналь ного хозяйства города. Во всех этих заявлениях и резолюциях, обращенных к делегациям на Женевском совещании и, в частности, к французской делегации, трудящиеся требуют немедлен ного прекращения войны в Пндо-Китае и призывают к установлению дружественных отношений между СССР и Францией. Делегация железнодорожников вручила петицию, подписанную от имени 1.300 че ловек. Петиция требует от французского правительства «воспользоваться случаем, который предоставляется ему <вЖеневе для немедленного прекращения огня в Пндо- Кптае. Вместе со всем народом Франции,— говорится в петиции, — железнодорожни ки требуют прекращения этой войны, ко торая разоряет нашу страну ради защиты чуждых ей интересов». Упомянутые делегации былп приняты рядом делегаций стран —- участников со вещания, в том числе делегациями Китай ской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики к Демократической Республики Вьетнам. Торжественное закрытие матча на первенство мира по ш а х м а т а м Советская делегация, разумеется, выска жет свое отношение ко всем вопросам, по ставленным британским представителем на предыдущем заседании. Но уже сейчас следует сказать, что было бы нецелесооб- рззно сводить дело к этим вопросам п прой ти мимо тех проблем военного п полити ческого характера, которые уже выдвину ты событиями в Пндо-Китае. Советская делегация так же. как и де легация Китайской Народной Республи ки, придаст большое значение тем предло жениям, которые внесены представителем Демократической Республики Вьетнам. Она ложеішями и надеется, что этим предло жениям будет оказано все необходимое внимание. Вместе с тем советская делега ция вырзжзет;уверенность, что Женевское ссвещзние рассмотрит и все другие пред ложения. которые действительно содейст вуют восстановлению мпрз в Пндо-Кптзе. Советское правительство исходит из то го, что урегулирование пндо-кнтзйского вопроса, с должным учетом нацпонзльных интересов народов Пндо-Кптая. представля ло бы собой важный шаг не только в деле упрочения мира в Азии, но и в деле ук- оно свою обязанность противодействовать | выражает свою солидарность с этими пред- репленпя всеобщего мира. Агентство Шнантед Пресс об. отназе Индии, Индонезии и Бирмы присоединиться к агрессивному блоку, создаваемому США ВАШИНГТОН. 14 мая. (ТАСС). По со- общению агентства Юнайтед Пресс, амери канским попыткам создать агрессивную группировку в Юго-Восточной Азии был нанесен сегодня серьезный удар, когда стало известно, что Индия, Индонезия в Бирна не присоединятся ■к этому союзу. Послы этих трех стран на совещании в государственном департаменте США зая вили, что их страны не хотят принимать участия в блоке, который Соединенные Штаты пытаются создать «для борьбы с коммунизмом». Военные действия в районе Ханоя ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Как явствует из сообщения парижского корреспондента агентства Рейтер, в настоящее время ча сти вьетнамской Народной армии ведут активные боевые действия в районе круп ного города в северной чзетп Вьетнама — Ханоя. Вьетнамские патриоты атакуют гарнизоны французских укрепленных по стов и городов н совершают налеты на железнодорожную линию, соединяющую Ханой с крупным портом Хайфон. Коррес пондент указывает, что вьетнамские части продвигаются все ближе и ближе к Ха ною. По имеющимся данным, говорится да лее в сообщении, началась неофициаль ная эвакуация населения города Хзной. 14 мая в Москве в Концертном зале имени П. П. Чайковского состоялось тор жественное закрытие шахматного матча па первенство мира между советскими гроссмейстерами М. Ботвинником и В. Смысловым. Вечер открыл председатель Организа ционного комитета по проведению матча Д. Постников. Он предоставил слово глав ному арбитру матча международному ма стеру К. Опоченскому (Чехословакия). Е. Опоченскпй сообщил, что в соответ ствии с условиями Международной шах матной федерации гроссмейстер М. Ботвин ник сохранил за собой звание чемпиона по шахматам. •От имени Международной шахматной федерации участников закончившегося соревнования М. Ботвинника и В. Смысло ва приветствовал вице-президент федера ции А. Пльмакунас (Финляндия). Оп по здравил М. Ботвинника с сохранением зва ния чемпиона мира и под звуки Государ ственного гимна СССР увенчал его лавро вым венком и вручил золотую медаль чемпиона мпра по шахматам. Затем с приветствиями участникам мат ча обратились председатель шахматной секции Советского Союза В. Виноградов, международный мастер' Г. Голомбек (Анг лия), международный гроссмейстер Л. Сз- бо (Венгрия), индийский шахматист Р. Сапре, з также Б. Ходжа (Албания), Г. Клаус (Германская Демократическая Рес публика), дочь экс-чемпиона мпра Ка ролина Эйве (Голландия). Встреченный бурными, аплодисментами выступил чемппон мира М. Ботвинник. Оп поблагодарил оргзпиззторов мзтча и многочисленных любителей шзхмзт за вннмзние, проявленное к соревнованию. (ТАСС). ИЗВЕЩЕНИЕ 17 мая в 19 час. в помещении биб лиотеки Мурманского горкома КПСС (Дом культуры имени С. М. Кирова, 2-й этаж) для докладчиков н агитаторов проводится инструктивный доклад: «Ито ги первой сессии Верховного Совета СССР (четвертого созыва»). Зам. редактора Н. К. РОМАНОВ. С Е Г О Д Н Я И З А В Т Р А В КИНО . «РОДИНА:*. 18 мая. Го лубой зал — «Непобедимые». Розо вый зал — «Под кардинальской ман тией». 17 мая. «Случай в тайге». Мурманской ТЭЦ нг постоянную работу ТРЕБУЮТСЯ слесари 5—6 разрядов, гокарн и же стянщики 6 разряда, фрезеровщи ки, штукатуры и чернорабочие. Мурманская областная контора кинопроката выпускает на экраны кинотеатров новый художественный фильм „СЛУЧАЙ В ТАЙГЕа Производство киностудии имени М. Горького, 1953 года.! Адрес редакции: г. Мурманск, пр. Сталина, 45-а. Телефоны редакции: отдел писем — 28-95, отв. секретарь — 25-22, зам. отв. секретаря — 28-46, отделы партийной жизни — 32-63, пропаганды — 27-91,. промышленности н транспорта — 24-58, культуры и быта — 34-56, информации - .3 1 -2 2 , сельского хозяйства — 30-59, зам. редактора — 36-35 и 34-56, редактор — 25-23, бухгалтерия — 30-59, для районов .— 45. Типография «Полярная правда». Зак. 2502. Тир. 45.000 .ПН 04562 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz