Полярная правда. 1954, май.
i № 112 (7834) 13 мая 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А З а я в л е н и е В. М. М О Л О Т О В А на Женевском совещании министров иностранных дел 11 мая 1954 года Госпоінн председатель, господа деле гаты! Обсуждение корейского вопроса на настоящем совещании свидетельствует о том, что существуют значительные рас хождения во взглядах на решение втого вопроса. Здесь были изложены предложения Ко рейской Народно-Демократической Респуб лики по вопросу о восстановлении един ства Кореи ка к независимого и демократи ческого государства. Эти предложения бы ли поддержаны Китайской Народной Рес публикой и Советским Союзом. Основой этих предложений является тот взгляд, что восстановление единства Кореи есть, преж де всего, дело самих корейцев, дело корей ского народа. В соответствии с этим от вергаются всякие попытки навязать ко рейскому народу неприемлемые для него решения о политическом и общественном устройстве корейского государства. Что бы п н говорили по этому поводу, но Советское правительство с полным основанием может заявить, что эта. позиция Корейской Народ- .по-Демократпческой Республики соответст вует принципам демократизма п. вместе с тем, соответствует коренным интересам и .национальным правам корейского народа. • На этом совещании была изложена и :ругая позиция по корейскому вопросу, 'па сводится к тому, чтобы навязать ко нскому^ народу незаконное решение Ге- ральной Ассамблеи ООН, принятое в разгар корейской войны 7 октября 1950 года. В этом решении Генеральной Ассамб леи, принятом вопреки протестам Совет ского Союза и ряда других государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, была сделана попытка поддержать агрессивные планы, направленные на то, чтобы не только Южную Корею, но и Се верную Корею поставить под Фактический контроль вооруженных сил США. По этому решению Генеральной Ассамблеи была соз дана «Комиссия ООН по объединению и восстановлению Корен». При этом была поставлена задача обеспечения так назы ваемого «устойчивого положения» не толь ко в Южной Корее, но «во всей Кореец, то есть была сделана попытка осуществить военную оккупацию всей Кореи и оправ дать расширение американской агрессии на Дальнем Востоке. Против этого незакон ного решения, преследовавшего захватни ческие цели в отношении Северной Кореи, решительно протестовало правительство Корейской Народно-Демократической Рес публики. Когда в настоящее время здесь снова выступают, настаивая на проведе нии этого незаконного решения, то этим самым лишь делаются попытки прикрыть флагом ООН захватнические планы агрес сивных держав в отношении Корен. На стаивая на проведении этого незаконного решения Генеральной Ассамблеи, хотят в нынешних переговорах добиться того, чего не удалось добиться силой во время трех- летней войны в Корее. I. Корейский вопрос и Организация Объединенных Наций Все это заставляет особо остановиться на роли Организации Объединенных Наций в корейских событиях. Это тем более не обходимо. что и на этом совещании нередко дают,ложное освещение всем известным фактам, относящимся к событиям в Корее. В действительности же Организация Объединенных Наций, пожалуй, никогда не была поставлена в гакое унизительное положение, ка к во время корейских собы тий. Фзкты говорят о том, что в данном случае Соединенные Штаты Америки, пре следуя своп целп в Корее, использовали флаг Организации Объединенных Наций в целях, которые ничего не имеют общего с интересами, правами и целями этой между народной организации. Обсуждая корей ский вопрос на Женевском совещании, мы должны помнить о тон, ка к развивались события в Корее после окончания второй мировой воины. Летом 1945 года, в соответствии с со глашением между союзниками в войне про тив милитаристской Японии, советские войска вступили на территорию Кореи, расположенную севернее 38-й параллели, а войска США — па территорию южнее 38-й параллели. В их задачу входило при нять капитуляцию японских войск, раз громленных перед этим Советской Арми ей па территории Манчжурии, и помочь, таким обрззом, корейскому народу изба виться от японской оккупации, продолжав шейся перед этим почти в течение 40 лет. Естественно, что в результате такого по ложения в о п ро с об ѵсловиях объединения Северной и Южной Корен в единое демо кратическое государство приобрел особое значение. Вопрос об объединении Кореи возник еще на Московском совещании министров иностранных дел США, Англии и СССР в декабре 1945 года. Представленный тогда правительством США план в отношении Кореи сразу же показал, что тогда для правительства США не стоял вопрос о вос становлении независимого корейского го сударства. Со стороны США было предло жено учредить над Кореей на 5 — 10 лет опеку четыоех государств (США. Англия. Китай .и СССР), которым и предлагалось создать свой особый орган для управления всей Кореей. Этот план был отвергнут Со ветским Союзом. По настоянию СССР на Московском со вещании 27 декабря 1945 года было при нято следующее основное решение: «В целях восстановления Кореи как независимого государства, создания условий для развития страны^ на демократических началах н скорейшей ликвидации пагуб ных последствий длительного японского господства в Корее создается Временное Корейское Демократическое Правительство, которое будет принимать все необходимые меры для развития промышленности, транспорта п сельского хозяйства Кореи и национальной культуры корейского на рода». Для практического осуществления реше ния Московского совещания, к которому присоединилось и правительство Китая, была создана совместная советско-амери канская комиссия, в которую вошли пред ставители командования советских и аме риканских войск в Корее. Дав подпись под соглашением о созда нии Временного Корейского Демократиче ского Правительства, правительство США, однако, не пошло по тому пути, который обеспечил бы осуществление этого реше ния. Совместная советско-американская комиссия в течение І9 4 6 и 1947 годов не сколько раз собиралась в Сеуле для рас смотрения этого вопроса. Однако соглаше ния не было достигнуто. Фактически аме риканские представители пытались свести на нет роль демократических организаций Северной и Южной Корен в консультации с совместной комиссией. На территории Южной Кореп они опирались на узкие ре акционные группы, оторванные от народа и заинтересованные в подавлении его де мократических устремлений. Эти группы были использованы для того, чтобы поме шать принятию какого-либо решения о создании Временного Корейского Демокра тического Правительства. В результате за нятой американскими представителями по зи ц и и совместная советско-американская комиссия не смогла принять никаких ре шений по вопросу об образовании Времен ного Корейского Демократического Прави тельства. С этого времени начинаются попытки правительства США использовать флаг ООН для того, чтобы положение дела в Корее пошло по желательному для него на правлению. При этом США перестали счи таться с решением Московского совещания, под которым стояла подпись министра иностранных дел США. Перестали счи таться и с тем, что корейский вопрос, ка к вопрос, непосредственно связанный с по следствиями войны, но входит в компетен цию Организации Объединенных Наций, что прямо вытекает пз 107 статьи Устава ООН. На протяжении 1947 — 1949 гг. аме риканские делегаты в ООН всячески стре мились использовать эту международную организацию в своих целях. Несмотря на протесты Советского Союза и ряда других государств, указывавших на незаконность обсуждения корейского вопроса в Органи зации Объединенных Нации, они навязали Генеральной Ассамблее рассмотрение вопро са о Корее. Так начался первый этап использования ‘ флага ООН для незаконного вмешательства ‘ США в корейские дела. При этом дело све лось к двоякого рода мероприятиям, недо пустимость которых очевидна. Созданная по решению Генеральной Ас самблеи комиссия по Корее по существу вынуждена была констатировать, что в Ю ж н о й Корее существует антидемократи ческий, продажный, террористический ре жим к л и к и Л и С ы н Мана. Но эта комис сия, вместе с тем, выступила в роли по кровителя этого антинародного режима. Дело дошло до того, что корейская комис сия ООП выполняла даже голь наблюдате ля в инсценированных в Южной Ковее спарламентских выборах», хотя атп выбо ры были сплошным полицейским издевательством над корейским на родом, над его правами и над элементарными нормами демократиз ма. С другой стороны, эта комиссия сде лала попытки распространить свою дея тельность п на Северную Корею. Это были попытки распространить ант"чароднми. южнокорейский режим на всю Корею. Од нако все такого рода поползновения встре чали решительный отпор со стороны на селения Северной Кореи и со стороны пра вительства Корейской Народно-Демократи ческой Республики. Одновременно с этими попытками вме шательства во внутренние дела Северной Кореи, предпринятыми со стороны ООН, Ли Сын Ман перешел к открытым угро зам начать войну против Северной Корен. Так, в сентябре 1949 года Ли Сын Ман в письме на имя американского профессора Оливера утверждал, что «сейчас психоло гически паиболее подходящий момент для того, чтобы предпринять агрессивные ме ры и соединиться с лойяльной в ^отноше нии пас частью коммунистической авмни ло приказано «предотвратить нападение на Формозу (Тайвань)», что означало фак тическую оккупацию китайского острова Тайвань. Эго означало, что правительство США перешло от политики подготовки аг рессии к прямым актам агрессин и стало на путь неприкрытого вмешательства в дела Кореи и Китая. Только после этого приказа президента Трумэна, развязавшего американскую аг рессию в Корее, 27 июня собрался Совет Безопасности и вынес своп рекомендации об участии государств — членов Органи зации Объединенных Наций в этой войне, что было изображено ка к помощь южно- корейскому режиму. Как решение Совета Безопасности от 27 июня и предшество вавшее ему решение от 25 июня, та к и ре шения Совета Безопасности в течение ию ля месяца 1950 года были грубым нару шением Устава Организации Объединен ных Нации и поэтому были незаконными. Они не могли иметь законную силу, та к ка к при принятии этих решений отсут ствовали представители двух постоянных членов Совета Безопасности: Советского Союза п Китайской Народной Республики. Между тем, согласно Уставу ООН, реше ния Совета Безопасности могут иметь за конную силу в вопросах войны и мира только в том случае, если за них выска зывается большинство членов Совета Безо пасности и если в это большинство вхо дят все пять постоянных членов Совета Безопасности. В данном случае особое зна чение имеет факт отсутствия в Совете Безопасности представителя Китая, инте ресы которого воина в Корее та к непосред- 1 ственно затрагивает. Участие в указан- I ных решениях гоминдановского предста- і вителя лишь подчеркивает пх незакон ность. На эти решения Совета Безопасности здесь ссылались, оправдывая участие ря да государств в корейской войне. Но эти незаконные решения Совета Безопасности нельзя считать решениями Организации Объединенных Наций. Поэтому участие ряда государств в корейской войне лишь прикрывается флагом Организации Объеди ненных Наций. Это было сделано Советом Безопасности в нарушение устава ООН, та к ка к агрессивные американские круги нуждались в таком прикрытии. Впоследствии было сделано немало за явлений со стороны официальных лиц США, в которых вскрывались действительные причины участия США в корейской войне. Так, известный американский генерал Ван Флит в_ январе 1952 года откровенно заявил: «Какая-то Корея должна была иметь место либо здесь, Народно-Демократической Республики ни разу не былп выслушаны в ООН при рас смотрении корейской проблемы. В числе участников войны против Се верной Кореи числятся, кроме Южной Ко рец, 16 государств, в том числе: Соеди ненные Штаты Америки, Англия, Фран- торые относятся уже к периоду после за ключения перемирия в Корее. Как извест ил,. сразу же после заключения переми рия начались переговоры между США н Южной Кореей о заключения военного до говора. Этот договор был подписан 1 ок тября 1953 года под названием «договор цня, Бельгия, Голландия, Канада, Австра - . 0 взаимной обороне ме^ду США и Корей- тт . п л ._ тл\_____ I л . ____ _____r_ п л л т г Г \ п п Р л і і > \ И л п д и п т п л лия. Новая ЗелЛндия, Южно-Африканский Союз, Турция, Колумбия, Греция, Люк сембург, Таиланд, Филиппины, Эфиопия. Перечисление стран показывает, что боль шинство указанных участников войны относится к числу государств, -которые имеют колонии пли заинтересованы в под держании колониального режпма. Не слу чайно, что в этой войне почти не приня ли участия страны Азии ' Не захотело, например, участвовать нп одно из азиат ских государств, входящих в Британское Содружество. Что же касается отдельных стран Азии, которые все же приняли уча стие в этой войне, то не трудно видеть, что это относится к тем пз них, которые на деле еще не пользуются • минимумом независимости и самостоятельности в сво их действиях и ли находятся в кабальной зависимости от главных агрессивных го сударств. Факты показывают, что войска, вторг шиеся на территорию Северной Кореи, только имели вывеску Организации Объединенных Наций. На деле же иност ранные войска, участвовавшие в войне против Северной Корен, по крайней ме ре, на 9 /10 состояли из войск США. Все остальные 15 государств предоставили ее более 1 / 1 0 иностранных вооруженных сил, участвовавших в корейской войне. Их участие служило лишь прикрытием аме риканской агрессии в Корее. Пз этого вид но также, на ком лежит главная ответст венность за тот исключительно жестокий, варварский и бесчеловечный характер ве дения войны, относительно чего приводи лись в свое время столь многочисленные факты. Это однако, не умаляет ответст венности других государств, участвовав ших в корейской авантюре. Нельзя пройти хгпмо и тех фактов, ко- ской‘ республикой». Но каждому понятно, что смысл этого военного соглашения не в обеспечении «взаимной обороны» Южной Кореп и Соединенных Штатов Америки, а совсем в другом. Этим соглашением амери канские агрессивные круги хотят обеспе чить за собой еще один военный плац дарм, чтобы угрожать и дальше как Се верной Корее, та к и Китайской Народной Республике Этот договор является теперь одним из главных препятствий на путл объединения Южной н Северной Кореп. Заключая с Южной Кореей договор «о взаимной обороне», США не пытались уже прикрыться флагом Организации Объеди ненных Наций. Они действовали на этот раз таким образом, чтобы иметь ка к мож но более свободные руки на случай, если будет сочтено целесообразным начать но вую агрессию на Корейском полуострове. Какие выводы в отношении Организа ции Объединенных Наций можно сделать из фактов, относящихся к войне в Корее? Эти вы в о ды ясны. В результате ряда незаконных действий со стороны Совета Безопасности и Гене ральной Ассамблеи Организация Объеди ненных Наций скатилась на положение воюющей стороны в Корее. Фактически флаг ООН здесь был использован лишь для прикрытия американской агрессии. В глазах народов всего мира превращение Организации Объединенных Наций в воюю щую сторону во многом принизило автори тет этой международной организации. При создавшемся положенно Организация Объединенных Наций лишила себя возмож ности выступать в качестве беспристраст ного международного органа и уже не мо жет выполнять объективных функций в решении корейского вопроса. I L Задачи Женевского совещания на севере, чтобы ликвидировать остальную >та^0 в какой-либо другой части мира». Он ее часть». 30 декабря 1949 года Ли Сын ------ Ман открыто заявлял, что в новом году (то есть в 1950) он-ставит своей целью захват Северной Кореп. Он заявил тогда, что «в но вом году в связи с изменением междуна родного положения мы должны объединить своими силами Южную и Северную Ко рею». Так лисынмановны подготовляли войну в Корее, действуя под покрови тельством Соединенных ІИтато»’ 4 Навязанная извне война в Корее раз разилась в июне 1950 года. Эта воина превратилась в трехлетнюю военную ин тервенцию со стороны Соединенных Шта тов Америки. При этом все было сделано для того, чтобы прикрыть эту войну Фла гом Организации Объединенных Нации. С этого времени начался второй этап ис пользования флага ООН для незаконного и притом открыто агрессивного вмешатель ства США в корейские дела пли, точнее говоря, в корейскую войну. Действительнее же положение дел видно из следующих фактов. 27 июня 1950 года президент Трумэн объявил о том, что нм отдан приказ аме риканским вооруженным силам вступить в войну протпв Северной Кореп. Кроме того, американскому военно-морскому фло ту . находящемуся на Дальнем Востоке, бы- оправдывал участие США в этой войне тем, что война в Корее создала положение, при котором «наши заводы в настоящее время вновь производят вооружение во все воз растающем количестве». Совершенно оче видно, что война в Корее помогла проведе нию политики гонки вооружений, а это весьма устраивало агрессивные круги США. На протяжении 1950— 1953 гг., вплоть до подписания перемирия в Корее, Органи зация Объединенных Наций принимала целый ряд решений по корейскому воп росу. С тех пор, как, начиная с августа 1950 года, Советский Союз снова начал участвовать в заседаниях Совета Безопас ности, стало невозможным прикрывать американскую агрессию в Корее флагом Совета Безопасности. С этого времени в качестве прикрытия стала выступать Ге неральная Ассамблея ООН, что в немалой мере подорвало ее международный автори тет. Здесь следует напомнить и о том, что все эти решения Совета Безопасности Ге неральной Ассамблеи принимались без уче та интересов корейского народа п без участия в обсуждении этпх решений пред ставителей корейского народа. Достаточ но сказать, что представители Корейской Как известно, перемирие в Корее было достигнуто по инициативе правительств Корейской Народно-Демократической Рес публики и Китайской Народной Республи ки . Эта инициатива была активно поддер жана Советским Союзом. Но даже после заключения перемирия Организация Объединенных Наций, ввиду давления на нее со стороны США п неко торых других государств, оказалась бес сильной, когда дело дошло до выполнения условий перемирия. Несмотря на достигну тое в условиях перемирия соглашение о со зыве политической конференции для уре гулирования корейского вопроса, Гене ральная Ассамблея ООН пе смогла обеспе чить созыв этой коиференцпп, так ка к ее решения по этому вопросу не соответство вали содержанию соглашения о перемирии. Известно также, что и вопрос о свободном возвращении на родину корейских и ки тайских военнопленных не решен до сих пор так, ка к этого требует соглашение о перемирии. Принятие внесенных по этому вопросу предложений Китайской Народной Республики отвечало бы требованиям со ответствующих международных соглаше ний. Только совещание министров иностран ных дел Франции, Англии. США и СССР, опубликовавшее свое берлинское коммюни ке 18 февраля, сделало возможным созыв настоящего Женевского совещания по уре гулированию корейского вопроса. Совет ская делегация полностью разделяет заяв ление премьер-министра КНР Чжоу Энь- лая о том, что Женевское совещание по ко рейскому и пндо-кптайскому вопросам не имеет отношения к Организации Объеди ненных Наций. Это совещание происходит вне рамок Организации Объединенных На ций и не связано с каким-либо решением Генеральной Ассамблеи. Женевское совещание созвано по двум вопросам: о мирном урегулировании ко рейского вопроса и о восстановлении мира в Пндо-Китае. Особенностью Женевского совещания является тот бесспорный факт, что только пять государств — Франция, Англия, США, КНР и СССР участвуют в обсуждении обоих вопросов. Это подчерки вает особую ответственность этпх госу дарств за решение указанных важных воп росов. Другие государства, присутствую щие на Женевском совещании, участвуют в обсуждении только одного из этпх вопро сов — либо корейского, либо индо-китай ского, что не умаляет значения пх участия в обсуждении соответствующего вопроса. Поэтому попытки делегации США не счи таться с создавшимся положением, при ко тором делегации Францпи, Англии, США, КНР и СССР несут особую ответственность зз Женевское совещание, не могут быть оправданы. Такие попытки тем более неос новательны, что именно Устав Организа ции Объединенных Нации предусматривает особую ответственность пяти великих дер жав, ка к постоянных членов Совета Безо пасности, за решение международных воп росов, имеющих важное значение для у к репления мира и безопасности народов. (Окончание см. на 4-й стр.). КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ С Т И Х И О Н А Ш Е М К Р А Е И Е Г О Л Ю Д Я Х Недавно в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» вышла новая книга стихов поэта Александра Прокофьева «В пути». С остоит , она пз шести циклов, и один из них — «У ворот океана» — по священ нашему краю, его природе, его людям. Большинство стихов этого цикла впервые было опубликовано на страницах «Полярной правды». А, Прокофьев не раз бывал на Кольском полуострове, как всякий художник, пыт ливо всматривался во все, что видел, п обогащал себя новыми впечатлениями, почерпнутыми из тех изменений, которые происходили и происходят в Мурманске, на просторах Ловозерской тундры, ы доли не Хибинских гор, на берегах Баренцева и Белого морей, у древней Колы, на Пе- ченгской земле,,. Но этого было бы недостаточно, чтобы создать яркие поэтические образы. Нуж но еще проникнуться глубоким чувством любви к тому, о чем, пишешь. В своих стихотворениях из цикла «У ворот океана» А. Прокофьев выразил мысли и переживания, возникавшие в процессе непосредственного соприкоснове ния поэта с жизнью, прироюб крзя, с людьми, в радостном ощущении величия п красоты Севера. «Не вчера ведь тебя я узнал, — говорит он, — не сегодня влю бился». Цикл открывается стихотворением «Се веру (письмо первое)». В нем, удачно вспользуя излюбленный в народном поэ тическом творчестве прием олицетворения, А. Прокофьев обращается к Северу со сло вами, исполненными чувства восхище ния и гордости: Нет предела морям, океану не видно предела! А молва о народе твоем дальше их полетела: О твоих партизанах, громивших заморскую свору, О твоих, победивших моря, храбрых сердцем поморах; О твоих покорителях недр, что проходят преграды сметая... В славу их пусть поднимется песея ' орлиная стаяі В стихотворении воспета великая пре образующая сила творчества советских людей, возвративших к ллізпп когда-то мертвый край и сделавших его одним из культурных районов страны социализма, форпостом на Крайнем Севере. «Я не знаю, когда это будет, но будет, — гово рит поэт, обращаясь к Северу, — поспо ришь ты с Югом, опояшешь садами се бя»... И эти слова звучат символически. В них не только заключена мысль о том, что Советское Заполярье с каждым годом меняет свой облик, делается богаче п кра ше, но и выражена та непоколебимая уверенность с которой скромные труже ники «у ворот океана» претворяют в жизнь идеп Коммунистической партии. Местами стихи А. Прокофьева о Севере публицистичны, в них много лирических пейзажей с теми характерными поэтиче скими деталями, которые придают образу колорит, своеобразие и много задушевной теплоты. Вот два стихотворения — «Город Полярный» и «Рождение города». Их автор мысленным взором обращается в недалекое прошлое нашего края, когда здесь только начиналась громадная сози дательная работа, и выражает ликование, рожденное из ощущения того, что совет ские люди способны на любые подвиги и во имя Родины могут преодолеть какпе угОдно препятствия и преграды. Это они, простые труженики, ка к ни было им тя жело, на седых скалах, за которые цеп ляются тучи, построили город, «чтоб океан у ног его гремел». Пафос, которым были охвачены строители, их стремитель ность в достижении цели выражены в следующих строках: Что слышали? Лишь голос бури трубный. Что видели? Один сплошной утес. Но город нетал в седые скалы врублен И словно дальше годы перенес. М. Горький говорил, что нет в мире героики более величественной, чем герои- кз труда, творчествз. И именно эта герои ка является темой многих северных сти хов А. Прокофьева. Круг больших жиз ненных явлений, связанных с трудовым героизмом с преобразованием Севера, на шел яркое отражение в стихах «1 января 1930 года», «Умптек», «У Вудьявра», «В Хибинах» и других. С радостным волне нием говорит поэт о тех днях, когда на Кольском полуострове появились первые герои, чтобы (разомкнуть Умптек (что зна чит «трижды замкнутый») и дать социа листическим полям камень плодородия — апатпт, о том, как вооруженные мичурин ской биологической наукой, советские лю ди покоряют суровую природу и заставля ют землю служить людям. А вот яркая лирическая картина Мур манска. когда, оставив позади Колу, подъезжаешь к нему на электричке и л и скором поезде: Ты не шел, а вылетел навстречу, Ты рванулся из-за облаков. Вот какой ты стал широкоплечий Мужественный город рыбакові И в этом стихотворении, откуда взята строфа, также отмечается, как вырос, возмужал и встал в ряд с другими горо дами страны наш Мурманск. Обращзясь к нему, поэт говорит, что славный город приветливо встречает рыбаков и послед ние не остаются в долгу. Одним из лучших произведений не только цикла, а и всей книги является стихотворение «Анатолию Бредову», трау леру, герою». По теме, идее оно перекли кается с известными стихами В. Маяков ского «Товарищу Нетте — пароходу и че ловеку». Все стихотворение А. Прокофьева проникнуто теплотой, сердечностью, глубо ким лиризмом. Поэт вспоминает боевые подвпгн Анатолия Бредова, славного героя, погибшего в боях за Родину, за Советское Заполярье. Заканчивается оно так: Слава о тебе прошла, ликуя, И вблизи, и в далях боевых. О тебе молва прошла, тоскуя, Прогремев, что нет тебя в живых. Нет, живой! И мимо скал отвесных Ты идешь, задорен и упрям. Нет, живой тыі Ибо всем известно — Мертвые не ходят по морям! В стихотворении «Анатолию Бредову», траулеру, герою» создан образ нового че ловека — советского патрпотз, который от дает свою жизпь во пмя счастья Родины и получает бессмертпе в* делах народа. Глубокой человечностью и целомудрен ностью веет и от произведений А. Про кофьева, посвященных скромным труже никам моря, тундры. В стихотворении «Помор» поэт задушевно рассказал о тов. А. Я. Маклакове. опытном капитане, де путате Верховного Совета СССР. Автор по казывает истоки мужества этого человека, который с детства сроднился с морем, по- знзл его суровую стнхшо, а позже, воз мужав, прославился на Мурмане ка к один из самых отважных судоводителей. С та кой же теплотой говорит А. Прокофьев в стихотворении «Чайкз» и об Ульяне, проз ванной поморами за ее смелость и любовь к морю Чайкой. О жпзнп саами в прошлом в цикле сти хов А. Прокофьева сказано мало, но сказа но сильно. В стихотворении «Старик» дается портрет человека преклонных лет и в психологическом плане рисуется его прошлое: ...Куда б ни шли стада оленей, Туда и он. Шел сорок лет. Вились, вились оленьи тропы; И всю-то жизнь над головой Лишь только чума дым и копоть • Да ночь над тундрою лихой. Только Советская власть могла принести в тундру счастье и радость. И вот яркая картина: старик сидит не в дымном чуме, а в светлом пятпокоином доме и, включив радио, слушает столицу нашей Родины — Москву. Большие руки на коленях Лежат, изрытые трудом. И знает он: великий Ленин Ему построил этот дом. А. Прокофьев многое екзззл о Севере п его людях, екзззл просто, искренне и по чти во всех стихах — правдиво и ярко. Н тем более досадны срывы и промахи в ряде произведений цикла «У ворот океана». На некоторых из них лежит печать спешки, торопливости, равнодушия к поискам наи более емкой, выразительной фразы, такого слова, которое в данном контексте нельзя было бы заменить другим. Ничего не выражзет, нзпрпмер, тзкос бледное, лишенное конкретности предложе ние: «И кудз нп взгляни — всюду подвиг п труд беспримерный». А что знзчпт: «Ры- бзки моря глубоко пзщут, год в году(?) кзчзет пх водз»? Не потрудился поэт над тем, чтобы, если не создать образ мчаще гося сильного ветра, то хотя бы ясно ска- зать об этой силе стпхпи. Вот и получи лась фраза: «Тридцать метров в секунду летит, будто он из форсункпШ, а пшеппца лишь клонится, как на обычных рисун- ках»(?). Ослабляют силу звучания некоторых стихотворений отвлеченная рпторикаѴ Ас- кларзтивпость. неточности. Рядом с соч ными обрзззмп и звучными строфами встречаются скоропись, лишенная поэти ческих красок трзфзрет. Порою поэт на рушает грамматический строй народного языка. И все это в какой-то мере снижает идейно-художественный уровень произве дений, наппезнных нз темы большого об щественного знзченпя. Но, несмотря нз эти недостзтки, цикл стихов А. Прокофьевз дошел до сердцз чи тателя — в их образах воссоздан наш за полярный край, суровый Север, где, ни на минуту не ослабевая, бьется могучий пульс жпзнп, преисполненный творчества, дерза ния, стремления двигаться вперед н впе ред. ------- ----------- ' Д. мошкин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz