Полярная правда. 1954, май.

4 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 105 (7827) 5 мая 1954 г. Женевское совещание министров иностранных дел ЖЕНЕВА, 3 мая. (Спвцкорр. ТАСС). Се­ годня состоялось очередное заседание Же­ невского совещания министров иностран­ ных дел. На заседании председательство­ вал А.. Иден. Продолжалось обсуждение ко­ рейского вопроса. В свяли с отъездом Даллеса из Женевы с сегодняшнего дня делегацию США. воз­ главляет заместитель государственного сек­ ретаря США У. Беделл Смит Сложившаяся на совещании обстановка вынудила представителя Южной Кореи Бьон Поп Та выступить на сегодняшнем заседании с повым заявлением. Бьон Нон Та получил слово после того, как председательствующий А. Пдеп, от­ крывая заседание сообщил, что премьер- министр Цейлона, в качестве председате­ ля состоявшейся на этих днях в Коломбо конференции премьер-министров стран Юго-Восточной Азии, направил участникам совещания выдержки из коммюнике о ре­ зультатах работы конференции в Коломбо. Южнокорейский представитель явно не мог скрыть своей обеспокоенности тем впе­ чатлением, которое произвели на участни­ ков совещания и на общественное мнение всего мира выступления министров иност­ ранных дел Корейской Народно-Демократи­ ческой Республики. Китайской Народной Республики и Советского Союза. Он сде­ лал жалкую попытку ответить на аргумен­ ты и предложения, содержавшиеся в этих выступлениях. Но и на этот раз речь ли- сынманопского министра свелась к повто­ рению затасканных тезисов американской антисоветской и антикоммунистической пропаганды. Отсутствие всякого подобия каких-либо аргументов Бьон Пон Тэ пы­ тался возместить трафаретными выпадами по адресу Советского Союза, 5итайской Народной Республики и Корейской Народ­ но-Демократической Республики. Касаясь, например, заявления Нам Ира о том, что даже временная комиссия ООН по Корее вынуждена была признать ан­ тинародный характер так называемых вы­ боров в Южней Корее, проведенных 10 мая 1948 года, представитель Южной Кореи не нашел ничего лучшего, как объявить пред­ седателя этой комиссии — представителя Сирии — сзаядлым социалистом После развязного и столь же нудного выступления лпсынмаповского представи­ теля председательствующий предоставил слово министру иностранных дел Корей­ ской Народно-Демократической Республи­ ки Нам Пру. Министр иностранных дел Греции Сте- фаиопулос, выступивший после Нам Пра, голословно заявил, что предложения деле­ гации Корейской Народно-Демократической Республики «не могут быть серьезно рас­ смотрены». Столь же бездоказательно он утверждал, что единственным путем к уре­ гулированию корейской проблемы является выполнение резолюций Организации Объединенных Наций по корейскому воп­ росу, хотя, как известно, эти резолюции были приняты под давлением Соединен­ ных Штатов послушным пм большинством в ООН и Организация Объединенных На­ ций, вследствие этого давления, проявила свою неспособность в решении корейского вопроса. Затем слово получил министр иностран­ ных дел Китайской Народной Республики Чжоу Эпь-лай. После выступления Чжпу Энь-лая засе­ дание закрылось. Заявление Нам Ира Господин' председатель! Господа представители! Выслушав сделанные здесь заявления в связи с внесенными нашей делегацией предложениями, мы считаем необходимым ответить на некоторые выступления и поставленные вопросы, а также сделать дополнительные разъяснения по отдель­ ным пунктам наших предложений, которые имеют важное значепие при подготовке решений по мирному урегулированию ко­ рейской проблемы. При этом мы считаем необходимым снова ■заявить, что ссылки на те или иные решения ООН по корейскому вопросу, при­ нятые в паше отсутствие, мы считаем неприемлемыми и совершенно неоснова­ тельными. 27 апреля наша делегация внесла на рассмотрение настоящего совещания пред- . ложепия о мерах по восстановлению на­ ционального единства Кореи и проведении в этих целях общекорейекпх выборов. Нанги предложения предусматривают, что урегулирование корейского вопроса мирными средствами должно быті/ предо­ ставлено самому корейскому народу. При этом имеется в ниду, что проведение об- тцекореиских выборов должно явиться важным этапом в практическом осущест­ влении единства Кореи. Для проведения свободных общекорей­ ских выборов мы предложили создать об­ щекорейскую комиссию из представителей Северной и Южной Корен. Одной из пер­ воочередных задач общекорейской комис­ сии явплпсь бы разработка и осуществле­ ние мероприятий, обеспечивающих прове­ дение действительно демократических вы­ боров, в условиях полной свободы, без ка­ кого-либо иностранного вмешательства. В задачу этой комиссии входило бы также проведение неотложных мер, относящихся к области экономики и культуры, в неза­ медлительном решении которых заинте­ ресован весь корейский народ. Считая, что присутствие в Корее ино­ странных войск неизбежно ведет к ино­ странному' вмешательству во внутренние дела Кореи, мы в нашем предложении рее, то они должны и, несомненно, смогут договориться между собою о тех мерах, с их стороны, которые обеспечивали бы мирное развитие Кореи и явились бы га­ рантией против возобновления военных действий. Но мнению нашей делегации, особо важную роль в этом деле смогут сыграть великие державы, которым следовало бы по взаимному согласию взять на себя определенные обязательства, обеспечиваю­ щие мирное развитие Кореи и невмеша­ тельство в се внутренние дела. Если Соединенные Штаты ныне дейст­ вительно не имеют ни политических, ни экономических притязаний в отношении Кореи, как в своем выступлении говорил государственный секретарь США, то нет никаких причин оставлять дальше аме­ риканские и другие войска на корейской территории и, тем более, уклоняться от принятия на себя обязательств, связанных с обеспечением мирного развития Корен. Корейский народ перенес огромные жертвы и лишения в трехлетней крово­ пролитной войне, навязанной ему извне. Мы думаем, что не найдется ни одного корейца, который хотел бы возобновления войны, если не считать тех, кто больше заботится об интересах и престиже своих иностранных хозяев, чем об интересах своего парода. В своих предложениях мы исходим нз того, что наряду с задачей объединения страны в единое, независимое демократи­ ческое государство жизненно важным для корейского парода является устранение возможности возобновления войны в Ко­ рее. Делегация КНДР убеждена в том, что такой подход к решению корейской про­ блемы является наиболее правильным, так ка к он отвечает национальным интересам корейского народа и может способствовать укреплению мира на Дальнем Востоке. Сегодня мы можем с удовлетворением отметить, что наши предложения были поддержаны со стороны’ делегаций Китай­ ской Народной Республики и Советского Союза. Вместе с тем, мы не мол:ем не отме- ітрсдусматриваем вывод из Кореи в тече- тпть, что представитель Соединенных ние 6 месяцев всех иностранных войск. Разумеется, вопрос о сроке может быть уточнен, если будут другие предложения. Представители США н некоторых дру­ гих стран, принимавших участие в ин­ тервенции и разорении нашей страны, выступ или против вывода иностранных войск с территории Кореи. Такие намере­ ния не.могут не препятствовать мирному объединению Кореи и могут свидетельст­ вовать о наличии планов использовать Корею как плацдарм для империалистиче­ ской агрессии против Китайской Народной Республики. В связи с этим онн выдви­ нули здесь фальшивый довод о том. что вывод американских войск якобы может привести к возобновлению войны в Корее. На этой вопросе делегация КНДР счи­ тает нужный дальше особо остановиться. Другой причиной отказа вывести свои войска из Кореи представитель США выд­ винул и такой, по меньшей мере, несо­ стоятельный довод, что американским войскам будет слишком далеко возвра­ щаться обратно в Корею. На это мы мо­ жем сказать, что корейский народ ждет скорейшего уходз оккупантов нз своей страны, а не их нового возвращения. В связи с вопросом обеспечения безо­ пасности Кореи я хотел бы подробнее ос­ тановиться на пункте 3-м предложения делегации КНДР, который представитель США, видимо, не случайно обошел мол­ чанием. В пункте 3-м наших предложений пре­ дусматривается, чтобы • со стороны соот­ ветствующих государств, наиболее заин­ тересованных в поддержании мира на Дальнем Востоке, была признана необходи­ мость обеспечения мирного развития Ко­ реи и чтобы, тем самым, были созданы условия, способствующие скорейшему ре­ шению задач мігрного объединения Кореи в единое независимое демократическое го­ сударство. Наша делегация считает, что если участники настоящего совешаипя дейст­ вительно хотят помочь корейскому наро­ ду избежать возобновления войны в Ко- ПІтатов Америки и некоторые другие де­ легации уже поспешили отклонить наши предложения Представитель США заявил по существу что США пойдут на урегу­ лирование корейского вопроса только па продиктованных ими условиях. Господин Даллес высказался против предоставления корейскому пароду при­ надлежащего ему права самому урегулиро­ вать свои внутренние дела. Делегат США предложил провести выборы только в Се­ верной Корее, с территории которой долж­ ны быть выведены части китайских на­ родных добровольцев, причем эти выборы должны проходить под наблюдением ООН и правительства Южной Кореи. Однако даже представитель Австралии, выступая здесь, должен был признать справедливость нашего предложения о том, чтобы былп проведены выборы в Общеко­ рейское народное собрание ка к в Север­ ной, та к и в Южной Корее. НЬ трудно понять, что смысл американ­ ских предложений в том, чтобы распрост­ ранить созданный американцами в Южиой Корее угодный им антинародный режим также п на Северную Корею. Какие же доводы приводились здесь про­ тив нашего предложения о проведении об­ щекорейских выборов, без надзора и конт­ роля иностранных комиссий? Американский делегат, южнокорейский представитель и некоторые другие делега­ ты , ссылаясь на то, что в Южной Корее уже были проведены якобы свободные выборы, выступают против проведения общекоренекпх выборов, заявляя, будто это подорвало бы престиж ООН. а также престиж правительства Южной Кореи. Со­ вершенно очевидно, что они проявляют беспокойство не об интересах корейского народа, а о том. чтобы не подорвать «пре­ стиж» интервентов в их ставленников. Ни в какой мере не соответствуют действительности утверждения о том. что народу Ю ж но й Кореи была предоставлена в 1948 году возможность свободного воле­ изъявления Мы уже цитировали в своем выступлении 27 апреля выдержки из официального доидда >с 59 временной комиссии ООП по Корее, в котором приз­ навался антидемократический характер сепаратных выборов в Южной Корее, про­ веденных 10 мая 1948 года. Ікем известно, что эти выборы прохо­ дили в условиях грубого полицейского произвола, террора л открытого давления на избирателей, чему содействовало на­ хождение в то время в Южной Корее аме­ риканских войск. Известно, что незадолго до выборов в порты Южиой Корен прибыли американ­ ские военно-морские силы. В дни выборов американские оккупационные власти моби­ лизовали всю полицию численностью свыше 60 тыс. человек^ Они вооружили многочисленные террористические группы, привели в боевую готовность своп войска н авиацию. Накануне выборов, 9 мая в Южной Корее было объявлено военное положение. Во всех населенных пунктах патрулировали американские войска. На перекрестках главных улиц были уста­ новлены пулеметы. В такой обстановке ироходили сепарат­ ные выборы в Южной Корее в 1948 году. Антидемократический характер этих вы­ боров вполне очевиден. Разумеется, зтп выборы не могут быть признаны свобод­ ным волеизъявлением населения Южной Кореи. Имеется достаточно фактов, подтверж­ дающих антидемократический характер созданного американцами в результате та­ ких выборов режима в Южной Корее. Мы мог.ти бы сослаться на многочис­ ленные сообщения корреспондентов иност­ ранных газет, которых никак нельзя за­ подозрить в симпатиях к Корейской На­ родно-Демократической Республике. Вот, например, что писал о Южной Ко­ рее пусапский корреспондент газеты «Чи­ каго сан энд тайме» 30 декабря 1952 го­ да: «Южная Корея — полицейское госу­ дарство. «Что страна страха. Народ боится не голода, холода, войны, болезней, а друг друга, полиции и чиновников. G4.000 по­ лицейских обладают неограниченным пра­ вом арестовывать, задерживать н пытать; онн используют это право без разбора... Из Тэчжопа и из других мест сообщают о случаях, когда люди, аплодировавшие тем, кто выступал на митингах с критикой Ли Сын Мана, после этого арестовывались». Корреспондент другой американской га­ зеты «Крисчен Саиенс Монитор» Хейворд в июне 1952 года писал: «Американские и английские дипломатические представи­ тели, которых пригласили присутствовать на собрании в качестве наблюдателей, бы­ ли вынуждены поспешно бежать с собра­ ния через окно.. Насилие плюс нежелание полиции вмешаться ясно показали присут­ ствовавшим на собрании представителям иностранной печати, ка к далеко отошла Южная Корея от демократии и конститу­ ции По сообщению корреспондента агентст­ ва Рейтер из Пусзпа от 30 мая 1952 года, вице-президент Южной Кореи в своем заявлении об отставке указал, что «стыдно видеть свою фамилию в списке бюрократи­ ческого, диктаторского и продажного пра­ вительства Л и С ы н Мана». Подобные факты былп настолько много­ численны и повсеместны, что их не в со­ стоянии была отрицать даже комиссия ООН по Корее хотя она и занимала явно пристрастную позицию в пользу клики Ли Сын Мана В ее докладе седьмой сессии Генеральной Ассамблеи ООН можно найти подтверждение процитированным мною со­ общениям иностранных наблюдателей об антидемократическом характере лнсынма- повского режпма. Создатели антинародного режима в Юж­ ной Корее отлично понимают, что только при помощи иностранных войск может удержаться этот режим. Вот почему юж­ нокорейские правители та к упорно дер­ жатся за американские штыки и та к упор­ но выступают против вывода иностранных войск из Южной Кореи. Здесь были сделаны попытки со сторо­ ны американской, юяшокорейской и неко­ торых других делегаций снять с США и южнокорейского режпма ответственность за войпу в Корее и за военную интервен­ цию, начатую правительством США в июне 1950 года де принятия какого-либо реше­ ния в ООН. Однако эти попытки не могут найти для себя оправдания. Дискуссия по этому вопросу в ООН п документы архива южнокорейского прави­ тельства, опубликованные в печати и дптельно показали, что война корейскому народу была навязана извне и что особая ответственность за это лежит на Соеди­ ненных Штатах Америки. Подготовка к нападению па Северную Корею велась в Южной Корее под покрови­ тельством США задолго до начала войны. В связи с этим напомню об известном письме Л и Сын Мана от 30 сентября 1949 года своему советнику — американскому профессору Оливеру: «Я уверен в том, — писал Ли Сын Ман, — что именно нынешний момент является в психологическом отношении наиболее удобным для проведения агрессивной по­ литики... Мы оттесним людей Ким Ир Се­ на в горы и там заморим их голодом». Известно также, что до пачела войны в Корее южнокорейские поиска неодно­ кратно совершали вооруженные нападения на паши пограничные части, расположен­ ные у 3S параллели. Эти нападения при­ водили к крупны» военным столкнове­ ниям. Только «а вредя с января 1949 года но сентябрь 1949 года был 431 случай нападения южпокорейцеп на паши части. Хочу обратит namt* внимание еще на один Факт — ка стратегическую карту, которая окальщик в руках нашего прави­ тельства. будучи язиденпой в секретном архиве правительств» Ли Сын Мапа. Эта карта была » сво* вреая представлена в Организаций Объедппетгаыі Наций. Она дает ясное представление о том, что плап нападения на Северную Корею был раз­ работан в Южной Корее задолго до начала воины. Таким образом, многочисленные Факты убедительно показывают, что от­ ветственность _ за развязывание в Корее трехлетней войны лежит на Соединенных Штатах Америки и на южнокорейском лисынмановском режиме. При этом мы считаем необходимым об­ ратить внимание на тот факт, что война в Корее велась варварскими, бесчеловеч­ ными методами. II после окончания воен­ ных действий приведших, как известно, к срыву агрессивных замыслов Ли Сын Мана в отношении севера страны. Ли Сын Ман и его клика изо дня в день призыва­ ют к новому походу на север, заявляя, что они_ снова попытаются, силой навязать свои режим Северной Корее Однако если лнсынмановская клика осмелится снова начать воину, то можно не сомневаться в том, что корейский народ даст агрессорам еще более сокрушительный отпор. Представитель Южной Кореи сегодня произнес лживую, абсурдную речь, кото­ рая даже не заслуживает опровержения. Он пытался своей лживой речыо прикрыть произвол и террор, творимые южнокорей­ скими^ войсками в отношении населения Южной Корен. Своей клеветой и ложью южнокорейский представитель усердно пытался выставить антинародный режим, установленный в Южной Корее, ка к демо­ кратический Однако я не могу не отме­ тить, что такая судорожная речь не мо­ жет способствовать мирному урегулирова­ нию корейского вопроса. Делегат Австралии в своем выступле­ нии заявил, что он хотел бы получить разъяснение по некоторым вопросам, свя­ занным с нашим предложением о созда­ нии общскорейской смсшапноп комиссии. В частности, он интересовался числом членов этой комиссии, которое будет из­ брано от Южней и Северной Корен. Мы полагаем что вопрос о количестве членов смешанной комиссии не может представлять сложной проблемы, посколь­ к у имеется в виду образование двусторон­ ней комиссии решения которой, само собой разумеется должны приниматься по взаимному согласованию между сторонами. Что касается организационных, про­ цедурных и других вопросов, относящихся к общскорейской комиссии, то, по нашему мнению, их следует решить путем взаим­ ной договоренности между сторонами. Де­ легат Австралии выразил опасение, что эта комиссия встретится с большими трудностями в своей работе. Мы, разумеется, не исключаем того, что, на этом пути встретятся немалые трудности. Однако мы полагаем, что эти трудности вполне преодолимы. Если урегулирование корейского вопроса будет предоставлено самим корейцам и будет устранено ино­ странное вмешательство в наши внутрен­ ние дела, то можно не сомневаться, что корейский народ найдет в себе достаточно сил и решимости, чтобы справиться со всеми трудностями и создать единое, неза- представлепные в свое время в ООН, убс-■впеимое, демократическое государство. Заявление Чжоу Энь-лая Господин председатель, господа деле­ гаты! 27 апреля министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Рес­ публики Нам Ир выдвинул на настоящем совещании разумные предложения, кото­ рые получили поддержку со стороны де­ легаций Китайской Народной Республики и СССР. Однако делегаты США и некото­ рых других стран, повторяя .тишь своп старые несостоятельные доводы, которые, как уже доказано, не могут способство­ вать разрешению корейского вопроса, вы­ ступили против предложений министра иностранных дел КНДР Нам Ира. Они пы­ таются продолжать использовать неза­ конные решения ООН и упорно стоят за вмешательство во внутренние дела Кореи, не іавая возможности корейскому народу самому решать свои собственные пробле­ мы. Нз совещании • еще находятся люди, которые пытаются оправдывать вмеша­ тельство США во внутренние дела Кореи и других стран Азин ссылками на та к на­ зываемую политику «открытых дверей н равных возможностей». Однако в действи­ тельности эта политика давно разоблачена самой историей и в частности историей Китая, как орудие империалистической экспансии. Эта политика давно уже обан­ кротилась в глазах народов Азии. Всем известно, что еще задолго до на­ чала войны в Корее США упорно пыта­ лись вмешиваться во внутренние дела этой страны путем установления контроля ООН над выборами с целыо распростране­ ния поддерживаемого США лисынманов- ского режима на всю Корею. В июне 1950 года США начали воору­ женную интервенцию, вылившуюся в войну в Корее. После совершившегося Факта интервенции США, пользуясь от­ сутствием представителей СССР п тем об­ стоятельством, что Китайская Народная Республика была лишена права участво­ вать в ООН, а также монопольно распоря­ жаясь органами ООН, добились незаконно­ го санкционирования Организации Объе­ диненных Наций этих своих агрессивных действий. Вследствие этого ООН оказа­ лась на положении одной из воюющих сторон в корейской войне и, следователь­ но. утратила право на справедливое уре­ гулирование корейского вопроса. Кроме того, послушное США большин­ ство государств в ООН неоднократно от­ клоняло предложения СССР, КНР, Индии и других стран о мирном разрешении ко­ рейского вопроса и, не взирая на преду­ преждения Китайской Народной Республи­ ки и беспристрастного мирового общест­ венного мнения о том, чтобы американ­ ские войска не переходили 38-ю парал­ лель, санкционировало планы США. на­ правленные на расширение агрессивной войны в Корее и установление господства во всей стране. Следующие за США в ООН государства не только оставили без вни­ мания протест Китайской Народной Рес- ! публики против агрессивных действий США в отношении китайской территории — острова Тайвань, но, наоборот, стре­ мились дискредитировать справедливые действия китайских народных доброволь­ цев, оказавших сопротивление агрессия и пришедших на помощь Корее, и клеветни­ чески объявили Китай агрессором. Вплоть до настоящего времени боль­ шинство государств в ООН обходит молча­ нием действия США, выразившиеся в аг­ рессии в отношении китайской территории — острова Тайвань и в нарушении тер­ риториального суверенитета Китая. Вместе с тем Китайская Народная Республика все еще отстранена от участия в ООН, а пред­ ставители остатков гоминдановской клики попрежнему продолжают восседать в ООН и па других международных совещаниях, выдавая себя за представителей китайско­ го народа. Такое положение серьезно по­ дорвало престиж ООН и привело к тому, что ООН утратила моральную сплу решать корейский вопрос и азиатские проблемы. Используя имя ООН, США в ходе пере­ говоров о перемирии в Корее затягивали эти переговоры, а после установления пере­ мирия препятствовали созыву политической конференции по Корее. Это лишний раз свидетельствует о неспособности ООН раз­ решить корейский вопрос, именно поэтому мы собрались здесь на совещании в целях мирного разрешения корейского вопроса. Наше совещание не имеет никакого отно­ шения к ООН. Однако представитель США упорно настаивает на том, чтобы корейский народ выполнял незаконные решения- ООН и согласился на проведение выборов по всей Корее под наблюдением ООН, что, разумеется, лишено всяких ос­ нований. Как могут США, не сумевшие навязать свою волю корейскому народу путем вой­ ны, рассчитывать достигнуть за столом совещания того, чего они не смогли до­ биться на полях сражений? Делегат США должен понять эту. истину. Представитель США говорил, что следует извлечь урок из корейской воины, но факты показы­ вают, что именно сам амерпканстспй пред­ ставитель еще не ^ в л е к урока из корей­ ской войны. Министр иностранных дел КНДР Нам Ир в своем предложении выдвинул требо­ вание о выводе всех иностранных войск из Кореи. Однако представитель США вы­ ступает против одновременного вывода всех иностранных войск: из Южной и Се­ верной Кореи, ссылаясь'па то, что аме­ риканские войска отличаются по своему характеру от китайских народных добро­ вольцев. И, действительно, они отличают­ ся. Разница между ними состоит в том, что американские войска прибыли в Ко­ рею с целыо агрессии, а китайские на­ родные добровольцы — для оказания со­ противления агрессии. Несмотря на это, мы все же настаиваем на одновременном выводе всех иностранных войск из Кореи. Что может быть справедливее этого? Пред­ ставитель С1ПА заявляет далее, что США не могут согласиться с одновременным выводом всех иностранных войск нз Кореи, потому что США находятся слишком да­ леко от Кореи, а Китай — очень близко. Невольно возникает вопрос: поскольку США могли послать свои войска в целях агрессии за тысячи миль в Корею, поче­ му теперь они не могут отвести свои войска обратно на то же расстояние? Представитель США указывает затем, что США извлекли урок из вывода своих войск из Кореи, и заявляет, что не желает повторения истории. В этой связи следует напомнить представителю США, что имен­ но американские войска, выведенные в свое время из Кореи, вновь вернулись туда, между тем китайские народные доб­ ровольцы вошли в Корею для оказания отпора агрессии и защиты безопасности своей родины лишь после того, как США начали агрессивные действия в Корее • и стали угрожать безопасности Китая._ Мы считаем, что для того, чтобы дать возможность корейскому народу разрешить свои проблемы мирным путем без вмеша­ тельства извне, все государства, войска і которых находятся в Корее, должны дого­ вориться между собой о выводе всех иностранных войск из Кореи в установ­ ленные сроки. Некоторые из участников совещания заявляют что после вывода всех иностран­ ных войск мир в Корее не может быть сохранен В действительности же Корея может развиваться по мирному пути при условии, что все заинтересованные госу­ дарства возьмут на себя обязательства но вмешиваться во внутренние дела Кореи и обеспечить мирное развитие Кореи. Ми­ нистр иностранных дел КНДР Нам Ир предлагает, чтобы соответствующие, наи­ более заинтересованные в поддержании мира на Дальнем Востоке государства взяли па себя вышеуказанные обязатель­ ства в целях устранения возможности возобновления войны в Корее. Китайская Народная Республика полностью одобряет это предложение и выражает желание со­ вместно с другими заинтересованными странами обеспечить выполнение этих обязательств. Дополнительное разъяснение, сделанное сегодня министром иностранных дел КНДР Нам Иром по выдвинутому им предложе­ нию относительно восстановления нацио­ нального единства Кореи и проведения общекорейекпх свободных выборов, цели­ ком исходит из реальной обстановки и благоприятствует нашей дискуссии. Деле­ гация Китайской Народной Республики снова высказывается за то. что это пред­ ложение должно быть принято за основу для достижения соглашения па настоя­ щем совещании. Сделанное только что г-ном Бьон Пон Тэ выступление полно клеветнических выпадов, направленных против Китайской Народной Республики, Союза Советских Социалистических Республик. Корейской Народно-Демократической Республики н других стран народной іемократнн. Его выпады, как и уже обанкротившиеся *в прошлом выпады, предназначены для его хозяина, по указке которого он и высту­ пил здесь. Он дошел до такого цинизма, что заявил, что единственное, чем он не доволен, это то, что американская интер­ венция в Корее еще недостаточна, н по­ желал большей интервенции со стороны США. Отсюда .видно, какова цена всего его выступления. Господин председатель! На заседании 28 апреля я отмечал, что настоящее. со­ вещание не может обойти вопрос о военно­ пленных, который до. сих пор остается нерешенным со времени переговоров о пе­ ремирии в Корее. Если бы правительство США соблюдало международные конвен­ ции, в которых участвуют США, то во­ прос о . военнопленных, собственно, не должен был бы стать проблемой, посколь­ ку Женевская конвенция ясно предусмат­ ривает, что после прекращения враждеб­ ных действий все военнопленные должны быть освобождены и репатриированы без промедления. Однако американские власти применяли в Корее варварские, бесчело­ вечные методы войны, нарушили поло­ жения Женевской конвенции, предусмат­ ривающие гуманное обращение с военно­ пленными, жестоко обращались с корей­ скими и китайскими военнопленными и совершали акты насилия над ними, при­ держиваясь ошибочных взглядов, противо­ речащих Женевской конвенций, по вопро­ су об освобождении и репатриации воен­ нопленных, п тем самым затягивали пе­ ремирие в Корее. В целях ускорения осу­ ществления перемирия в Корее корейско- китайская сторона, приложила немало усилий и в конечном счете достигла сог­ лашения с противной стороной по вопросу о военнопленных. Обе стороны согласились с тем, чтобы обеспечить возможность каждому военнопленному воспользоваться правом на репатриацию. Однако не про­ шло и 1 0 дней после подписания соглаше­ ния о военнопленных, ка к власти Корей­ ской республики при поощрении США в течение нескольких дней, начиная с 18 июня, насильственно задержали более 27 тысяч корейских и китайских военноплен­ ных, а затем насильственно включили их в армию, полностью лишив их возможно-' сти воспользоваться правом на репатриа­ цию. Эти действия американских и южно- корейских властей, нарушающие соглаше­ ние о военнопленных, едва не сорвали перемирие в Корее, что вызвало всеобщее осуждение. Главнокомандующий войсками Объединенных Наций генерал Кларк 29 июня 1953 года заявил, что «командова­ ние войсками Объединенных Наций про­ должает прилагать свои усилия к тому, чтобы вернуть бежавших военнопленных». Однако до сего времени ни один человек из числа более 27 тысяч военнопленных, насильственно задержанных и включен­ ных в армию, не был возвращен. ’ После установления перемирия в Корее власти США и Корейской республики вся­ чески препятствовали работе комиссий, нейтральных стран по репатриации,' пред­ седателем которой являлся представитель Индии. В результате этого абсолютное большинство корейских и китайских воен- -нопленных, находившихся под охраной вы­ шеуказанной комиссии, не получило воз­ можности воспользоваться правом на ре­ патриацию. В связи с этим комиссия ней­ тральных стран по репатриации не выполнила свои функции, возло­ женные на нее «Положением о компетен­ ции комиссии нейтральных стран по ре­ патриации», являющимся частью соглаше­ ния о перемирии в Корее. 20 и 21 янвзря 1Э54 года комиссия нейтральных стран по репатричцип передала американской сто­ роне более 2 1 тысячи корейских и китай­ ских военнопленных, находившихся под охраной указанной комиссии. В заключи­ тельном докладе комиссии нейтральных стран по репатриации от 18-го февраля то­ го же года указывается, что «всякое одно­ стороннее действие любой из заинте­ ресованных сторон будет противоречить упомянутому соглашению о компетен­ ции», «если только оба командования не согласятся на изменение процедур или способов действий в отношении статуса и судьбы военнопленных». Американская сторона, однако, прп помощи вооруженных сил и путем угрозы применения воору­ женной силы передала более 2 1 тыс. корейских и китайских военнопленных правительству Южной Кореи и остаткам .клики Чан Кай-ши для включения в со­ став их армии. Действия властей США и Южной Корен, выразившиеся в насильственном задержа­ нии в двух случаях более 48 тыс. корей­ ских и китайских военнопленных, являют­ ся грубым нарушением Женевской конвен­ ции и соглашения о перемирии в Корее. Для тогэ, чтобы найти разумные пути к разрешению этого вопроса, делегация Ки­ тайской Народной Республики по согласо-. ванню с делегацией КНДР вносит следую­ щие предложения: 1) Считать необходимым провести меро­ приятия, обеспечивающие возвращение на родину корейских и китайских военноплен­ ных, насильственно задержанных командо­ ванием войск ООН в июне 1953 года и в январе 1954 года и включенных в армии. 2) С целью оказания содействия в про­ ведении мероприятий, предусмотренных,в вышеуказанном параграфе по репатриации корейских и китайских военнопленных, создать комиссию из представителей Сое­ диненных Штатов Америки, Соединенного Королевства, Французской Республики, Ки­ тайской Народной Республики. Союза Со­ ветских Социалистических Республик, Ко­ рейской Народно-Демократической Респуб­ лики и Корейской Республики. 3) До того, ка к вопрос о военнопленных будет разрешен вышеуказанной комиссией, создаются смешанные группы из предста­ вителей обществ Красного Креста заинте­ ресованных государств обеих сторон, под­ писавших соглашение о перемирии в Корее, для отправки в места пребывания в на­ стоящее время военнопленных в целях ин­ спектирования. Зам. редактора Н. К. РОМАНОВ. Адрес редакции: г. Мурмансн. пр. Сталина, 45-а. Телефоны редакции: отдел пасем — 28-95, отв. секретарь — 25-22, зам. огв. секретаря — 28-46. отделы: партийной ншзни — 32-63, пропаганды — 27-91, промышленности в транспорта — 24-58, гульгуры и быта — 34-56, информации — 31*22, сельского хозяйства г—30*59^ зам. редактора — 3G-35 и 34-56, редактор — 25*23, бухгалтерия — 30-50, для районов . 45. Типография «Полярная правда*. .Зав.-2257 Тир. 45.000 ПН 03155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz