Полярная правда. 1954, май.
4 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 105 (7827) 5 мая 1954 г. Женевское совещание министров иностранных дел ЖЕНЕВА, 3 мая. (Спвцкорр. ТАСС). Се годня состоялось очередное заседание Же невского совещания министров иностран ных дел. На заседании председательство вал А.. Иден. Продолжалось обсуждение ко рейского вопроса. В свяли с отъездом Даллеса из Женевы с сегодняшнего дня делегацию США. воз главляет заместитель государственного сек ретаря США У. Беделл Смит Сложившаяся на совещании обстановка вынудила представителя Южной Кореи Бьон Поп Та выступить на сегодняшнем заседании с повым заявлением. Бьон Нон Та получил слово после того, как председательствующий А. Пдеп, от крывая заседание сообщил, что премьер- министр Цейлона, в качестве председате ля состоявшейся на этих днях в Коломбо конференции премьер-министров стран Юго-Восточной Азии, направил участникам совещания выдержки из коммюнике о ре зультатах работы конференции в Коломбо. Южнокорейский представитель явно не мог скрыть своей обеспокоенности тем впе чатлением, которое произвели на участни ков совещания и на общественное мнение всего мира выступления министров иност ранных дел Корейской Народно-Демократи ческой Республики. Китайской Народной Республики и Советского Союза. Он сде лал жалкую попытку ответить на аргумен ты и предложения, содержавшиеся в этих выступлениях. Но и на этот раз речь ли- сынманопского министра свелась к повто рению затасканных тезисов американской антисоветской и антикоммунистической пропаганды. Отсутствие всякого подобия каких-либо аргументов Бьон Пон Тэ пы тался возместить трафаретными выпадами по адресу Советского Союза, 5итайской Народной Республики и Корейской Народ но-Демократической Республики. Касаясь, например, заявления Нам Ира о том, что даже временная комиссия ООН по Корее вынуждена была признать ан тинародный характер так называемых вы боров в Южней Корее, проведенных 10 мая 1948 года, представитель Южной Кореи не нашел ничего лучшего, как объявить пред седателя этой комиссии — представителя Сирии — сзаядлым социалистом После развязного и столь же нудного выступления лпсынмаповского представи теля председательствующий предоставил слово министру иностранных дел Корей ской Народно-Демократической Республи ки Нам Пру. Министр иностранных дел Греции Сте- фаиопулос, выступивший после Нам Пра, голословно заявил, что предложения деле гации Корейской Народно-Демократической Республики «не могут быть серьезно рас смотрены». Столь же бездоказательно он утверждал, что единственным путем к уре гулированию корейской проблемы является выполнение резолюций Организации Объединенных Наций по корейскому воп росу, хотя, как известно, эти резолюции были приняты под давлением Соединен ных Штатов послушным пм большинством в ООН и Организация Объединенных На ций, вследствие этого давления, проявила свою неспособность в решении корейского вопроса. Затем слово получил министр иностран ных дел Китайской Народной Республики Чжоу Эпь-лай. После выступления Чжпу Энь-лая засе дание закрылось. Заявление Нам Ира Господин' председатель! Господа представители! Выслушав сделанные здесь заявления в связи с внесенными нашей делегацией предложениями, мы считаем необходимым ответить на некоторые выступления и поставленные вопросы, а также сделать дополнительные разъяснения по отдель ным пунктам наших предложений, которые имеют важное значепие при подготовке решений по мирному урегулированию ко рейской проблемы. При этом мы считаем необходимым снова ■заявить, что ссылки на те или иные решения ООН по корейскому вопросу, при нятые в паше отсутствие, мы считаем неприемлемыми и совершенно неоснова тельными. 27 апреля наша делегация внесла на рассмотрение настоящего совещания пред- . ложепия о мерах по восстановлению на ционального единства Кореи и проведении в этих целях общекорейекпх выборов. Нанги предложения предусматривают, что урегулирование корейского вопроса мирными средствами должно быті/ предо ставлено самому корейскому народу. При этом имеется в ниду, что проведение об- тцекореиских выборов должно явиться важным этапом в практическом осущест влении единства Кореи. Для проведения свободных общекорей ских выборов мы предложили создать об щекорейскую комиссию из представителей Северной и Южной Корен. Одной из пер воочередных задач общекорейской комис сии явплпсь бы разработка и осуществле ние мероприятий, обеспечивающих прове дение действительно демократических вы боров, в условиях полной свободы, без ка кого-либо иностранного вмешательства. В задачу этой комиссии входило бы также проведение неотложных мер, относящихся к области экономики и культуры, в неза медлительном решении которых заинте ресован весь корейский народ. Считая, что присутствие в Корее ино странных войск неизбежно ведет к ино странному' вмешательству во внутренние дела Кореи, мы в нашем предложении рее, то они должны и, несомненно, смогут договориться между собою о тех мерах, с их стороны, которые обеспечивали бы мирное развитие Кореи и явились бы га рантией против возобновления военных действий. Но мнению нашей делегации, особо важную роль в этом деле смогут сыграть великие державы, которым следовало бы по взаимному согласию взять на себя определенные обязательства, обеспечиваю щие мирное развитие Кореи и невмеша тельство в се внутренние дела. Если Соединенные Штаты ныне дейст вительно не имеют ни политических, ни экономических притязаний в отношении Кореи, как в своем выступлении говорил государственный секретарь США, то нет никаких причин оставлять дальше аме риканские и другие войска на корейской территории и, тем более, уклоняться от принятия на себя обязательств, связанных с обеспечением мирного развития Корен. Корейский народ перенес огромные жертвы и лишения в трехлетней крово пролитной войне, навязанной ему извне. Мы думаем, что не найдется ни одного корейца, который хотел бы возобновления войны, если не считать тех, кто больше заботится об интересах и престиже своих иностранных хозяев, чем об интересах своего парода. В своих предложениях мы исходим нз того, что наряду с задачей объединения страны в единое, независимое демократи ческое государство жизненно важным для корейского парода является устранение возможности возобновления войны в Ко рее. Делегация КНДР убеждена в том, что такой подход к решению корейской про блемы является наиболее правильным, так ка к он отвечает национальным интересам корейского народа и может способствовать укреплению мира на Дальнем Востоке. Сегодня мы можем с удовлетворением отметить, что наши предложения были поддержаны со стороны’ делегаций Китай ской Народной Республики и Советского Союза. Вместе с тем, мы не мол:ем не отме- ітрсдусматриваем вывод из Кореи в тече- тпть, что представитель Соединенных ние 6 месяцев всех иностранных войск. Разумеется, вопрос о сроке может быть уточнен, если будут другие предложения. Представители США н некоторых дру гих стран, принимавших участие в ин тервенции и разорении нашей страны, выступ или против вывода иностранных войск с территории Кореи. Такие намере ния не.могут не препятствовать мирному объединению Кореи и могут свидетельст вовать о наличии планов использовать Корею как плацдарм для империалистиче ской агрессии против Китайской Народной Республики. В связи с этим онн выдви нули здесь фальшивый довод о том. что вывод американских войск якобы может привести к возобновлению войны в Корее. На этой вопросе делегация КНДР счи тает нужный дальше особо остановиться. Другой причиной отказа вывести свои войска из Кореи представитель США выд винул и такой, по меньшей мере, несо стоятельный довод, что американским войскам будет слишком далеко возвра щаться обратно в Корею. На это мы мо жем сказать, что корейский народ ждет скорейшего уходз оккупантов нз своей страны, а не их нового возвращения. В связи с вопросом обеспечения безо пасности Кореи я хотел бы подробнее ос тановиться на пункте 3-м предложения делегации КНДР, который представитель США, видимо, не случайно обошел мол чанием. В пункте 3-м наших предложений пре дусматривается, чтобы • со стороны соот ветствующих государств, наиболее заин тересованных в поддержании мира на Дальнем Востоке, была признана необходи мость обеспечения мирного развития Ко реи и чтобы, тем самым, были созданы условия, способствующие скорейшему ре шению задач мігрного объединения Кореи в единое независимое демократическое го сударство. Наша делегация считает, что если участники настоящего совешаипя дейст вительно хотят помочь корейскому наро ду избежать возобновления войны в Ко- ПІтатов Америки и некоторые другие де легации уже поспешили отклонить наши предложения Представитель США заявил по существу что США пойдут на урегу лирование корейского вопроса только па продиктованных ими условиях. Господин Даллес высказался против предоставления корейскому пароду при надлежащего ему права самому урегулиро вать свои внутренние дела. Делегат США предложил провести выборы только в Се верной Корее, с территории которой долж ны быть выведены части китайских на родных добровольцев, причем эти выборы должны проходить под наблюдением ООН и правительства Южной Кореи. Однако даже представитель Австралии, выступая здесь, должен был признать справедливость нашего предложения о том, чтобы былп проведены выборы в Общеко рейское народное собрание ка к в Север ной, та к и в Южной Корее. НЬ трудно понять, что смысл американ ских предложений в том, чтобы распрост ранить созданный американцами в Южиой Корее угодный им антинародный режим также п на Северную Корею. Какие же доводы приводились здесь про тив нашего предложения о проведении об щекорейских выборов, без надзора и конт роля иностранных комиссий? Американский делегат, южнокорейский представитель и некоторые другие делега ты , ссылаясь на то, что в Южной Корее уже были проведены якобы свободные выборы, выступают против проведения общекоренекпх выборов, заявляя, будто это подорвало бы престиж ООН. а также престиж правительства Южной Кореи. Со вершенно очевидно, что они проявляют беспокойство не об интересах корейского народа, а о том. чтобы не подорвать «пре стиж» интервентов в их ставленников. Ни в какой мере не соответствуют действительности утверждения о том. что народу Ю ж но й Кореи была предоставлена в 1948 году возможность свободного воле изъявления Мы уже цитировали в своем выступлении 27 апреля выдержки из официального доидда >с 59 временной комиссии ООП по Корее, в котором приз навался антидемократический характер сепаратных выборов в Южной Корее, про веденных 10 мая 1948 года. Ікем известно, что эти выборы прохо дили в условиях грубого полицейского произвола, террора л открытого давления на избирателей, чему содействовало на хождение в то время в Южной Корее аме риканских войск. Известно, что незадолго до выборов в порты Южиой Корен прибыли американ ские военно-морские силы. В дни выборов американские оккупационные власти моби лизовали всю полицию численностью свыше 60 тыс. человек^ Они вооружили многочисленные террористические группы, привели в боевую готовность своп войска н авиацию. Накануне выборов, 9 мая в Южной Корее было объявлено военное положение. Во всех населенных пунктах патрулировали американские войска. На перекрестках главных улиц были уста новлены пулеметы. В такой обстановке ироходили сепарат ные выборы в Южной Корее в 1948 году. Антидемократический характер этих вы боров вполне очевиден. Разумеется, зтп выборы не могут быть признаны свобод ным волеизъявлением населения Южной Кореи. Имеется достаточно фактов, подтверж дающих антидемократический характер созданного американцами в результате та ких выборов режима в Южной Корее. Мы мог.ти бы сослаться на многочис ленные сообщения корреспондентов иност ранных газет, которых никак нельзя за подозрить в симпатиях к Корейской На родно-Демократической Республике. Вот, например, что писал о Южной Ко рее пусапский корреспондент газеты «Чи каго сан энд тайме» 30 декабря 1952 го да: «Южная Корея — полицейское госу дарство. «Что страна страха. Народ боится не голода, холода, войны, болезней, а друг друга, полиции и чиновников. G4.000 по лицейских обладают неограниченным пра вом арестовывать, задерживать н пытать; онн используют это право без разбора... Из Тэчжопа и из других мест сообщают о случаях, когда люди, аплодировавшие тем, кто выступал на митингах с критикой Ли Сын Мана, после этого арестовывались». Корреспондент другой американской га зеты «Крисчен Саиенс Монитор» Хейворд в июне 1952 года писал: «Американские и английские дипломатические представи тели, которых пригласили присутствовать на собрании в качестве наблюдателей, бы ли вынуждены поспешно бежать с собра ния через окно.. Насилие плюс нежелание полиции вмешаться ясно показали присут ствовавшим на собрании представителям иностранной печати, ка к далеко отошла Южная Корея от демократии и конститу ции По сообщению корреспондента агентст ва Рейтер из Пусзпа от 30 мая 1952 года, вице-президент Южной Кореи в своем заявлении об отставке указал, что «стыдно видеть свою фамилию в списке бюрократи ческого, диктаторского и продажного пра вительства Л и С ы н Мана». Подобные факты былп настолько много численны и повсеместны, что их не в со стоянии была отрицать даже комиссия ООН по Корее хотя она и занимала явно пристрастную позицию в пользу клики Ли Сын Мана В ее докладе седьмой сессии Генеральной Ассамблеи ООН можно найти подтверждение процитированным мною со общениям иностранных наблюдателей об антидемократическом характере лнсынма- повского режпма. Создатели антинародного режима в Юж ной Корее отлично понимают, что только при помощи иностранных войск может удержаться этот режим. Вот почему юж нокорейские правители та к упорно дер жатся за американские штыки и та к упор но выступают против вывода иностранных войск из Южной Кореи. Здесь были сделаны попытки со сторо ны американской, юяшокорейской и неко торых других делегаций снять с США и южнокорейского режпма ответственность за войпу в Корее и за военную интервен цию, начатую правительством США в июне 1950 года де принятия какого-либо реше ния в ООН. Однако эти попытки не могут найти для себя оправдания. Дискуссия по этому вопросу в ООН п документы архива южнокорейского прави тельства, опубликованные в печати и дптельно показали, что война корейскому народу была навязана извне и что особая ответственность за это лежит на Соеди ненных Штатах Америки. Подготовка к нападению па Северную Корею велась в Южной Корее под покрови тельством США задолго до начала войны. В связи с этим напомню об известном письме Л и Сын Мана от 30 сентября 1949 года своему советнику — американскому профессору Оливеру: «Я уверен в том, — писал Ли Сын Ман, — что именно нынешний момент является в психологическом отношении наиболее удобным для проведения агрессивной по литики... Мы оттесним людей Ким Ир Се на в горы и там заморим их голодом». Известно также, что до пачела войны в Корее южнокорейские поиска неодно кратно совершали вооруженные нападения на паши пограничные части, расположен ные у 3S параллели. Эти нападения при водили к крупны» военным столкнове ниям. Только «а вредя с января 1949 года но сентябрь 1949 года был 431 случай нападения южпокорейцеп на паши части. Хочу обратит namt* внимание еще на один Факт — ка стратегическую карту, которая окальщик в руках нашего прави тельства. будучи язиденпой в секретном архиве правительств» Ли Сын Мапа. Эта карта была » сво* вреая представлена в Организаций Объедппетгаыі Наций. Она дает ясное представление о том, что плап нападения на Северную Корею был раз работан в Южной Корее задолго до начала воины. Таким образом, многочисленные Факты убедительно показывают, что от ветственность _ за развязывание в Корее трехлетней войны лежит на Соединенных Штатах Америки и на южнокорейском лисынмановском режиме. При этом мы считаем необходимым об ратить внимание на тот факт, что война в Корее велась варварскими, бесчеловеч ными методами. II после окончания воен ных действий приведших, как известно, к срыву агрессивных замыслов Ли Сын Мана в отношении севера страны. Ли Сын Ман и его клика изо дня в день призыва ют к новому походу на север, заявляя, что они_ снова попытаются, силой навязать свои режим Северной Корее Однако если лнсынмановская клика осмелится снова начать воину, то можно не сомневаться в том, что корейский народ даст агрессорам еще более сокрушительный отпор. Представитель Южной Кореи сегодня произнес лживую, абсурдную речь, кото рая даже не заслуживает опровержения. Он пытался своей лживой речыо прикрыть произвол и террор, творимые южнокорей скими^ войсками в отношении населения Южной Корен. Своей клеветой и ложью южнокорейский представитель усердно пытался выставить антинародный режим, установленный в Южной Корее, ка к демо кратический Однако я не могу не отме тить, что такая судорожная речь не мо жет способствовать мирному урегулирова нию корейского вопроса. Делегат Австралии в своем выступле нии заявил, что он хотел бы получить разъяснение по некоторым вопросам, свя занным с нашим предложением о созда нии общскорейской смсшапноп комиссии. В частности, он интересовался числом членов этой комиссии, которое будет из брано от Южней и Северной Корен. Мы полагаем что вопрос о количестве членов смешанной комиссии не может представлять сложной проблемы, посколь к у имеется в виду образование двусторон ней комиссии решения которой, само собой разумеется должны приниматься по взаимному согласованию между сторонами. Что касается организационных, про цедурных и других вопросов, относящихся к общскорейской комиссии, то, по нашему мнению, их следует решить путем взаим ной договоренности между сторонами. Де легат Австралии выразил опасение, что эта комиссия встретится с большими трудностями в своей работе. Мы, разумеется, не исключаем того, что, на этом пути встретятся немалые трудности. Однако мы полагаем, что эти трудности вполне преодолимы. Если урегулирование корейского вопроса будет предоставлено самим корейцам и будет устранено ино странное вмешательство в наши внутрен ние дела, то можно не сомневаться, что корейский народ найдет в себе достаточно сил и решимости, чтобы справиться со всеми трудностями и создать единое, неза- представлепные в свое время в ООН, убс-■впеимое, демократическое государство. Заявление Чжоу Энь-лая Господин председатель, господа деле гаты! 27 апреля министр иностранных дел Корейской Народно-Демократической Рес публики Нам Ир выдвинул на настоящем совещании разумные предложения, кото рые получили поддержку со стороны де легаций Китайской Народной Республики и СССР. Однако делегаты США и некото рых других стран, повторяя .тишь своп старые несостоятельные доводы, которые, как уже доказано, не могут способство вать разрешению корейского вопроса, вы ступили против предложений министра иностранных дел КНДР Нам Ира. Они пы таются продолжать использовать неза конные решения ООН и упорно стоят за вмешательство во внутренние дела Кореи, не іавая возможности корейскому народу самому решать свои собственные пробле мы. Нз совещании • еще находятся люди, которые пытаются оправдывать вмеша тельство США во внутренние дела Кореи и других стран Азин ссылками на та к на зываемую политику «открытых дверей н равных возможностей». Однако в действи тельности эта политика давно разоблачена самой историей и в частности историей Китая, как орудие империалистической экспансии. Эта политика давно уже обан кротилась в глазах народов Азии. Всем известно, что еще задолго до на чала войны в Корее США упорно пыта лись вмешиваться во внутренние дела этой страны путем установления контроля ООН над выборами с целыо распростране ния поддерживаемого США лисынманов- ского режима на всю Корею. В июне 1950 года США начали воору женную интервенцию, вылившуюся в войну в Корее. После совершившегося Факта интервенции США, пользуясь от сутствием представителей СССР п тем об стоятельством, что Китайская Народная Республика была лишена права участво вать в ООН, а также монопольно распоря жаясь органами ООН, добились незаконно го санкционирования Организации Объе диненных Наций этих своих агрессивных действий. Вследствие этого ООН оказа лась на положении одной из воюющих сторон в корейской войне и, следователь но. утратила право на справедливое уре гулирование корейского вопроса. Кроме того, послушное США большин ство государств в ООН неоднократно от клоняло предложения СССР, КНР, Индии и других стран о мирном разрешении ко рейского вопроса и, не взирая на преду преждения Китайской Народной Республи ки и беспристрастного мирового общест венного мнения о том, чтобы американ ские войска не переходили 38-ю парал лель, санкционировало планы США. на правленные на расширение агрессивной войны в Корее и установление господства во всей стране. Следующие за США в ООН государства не только оставили без вни мания протест Китайской Народной Рес- ! публики против агрессивных действий США в отношении китайской территории — острова Тайвань, но, наоборот, стре мились дискредитировать справедливые действия китайских народных доброволь цев, оказавших сопротивление агрессия и пришедших на помощь Корее, и клеветни чески объявили Китай агрессором. Вплоть до настоящего времени боль шинство государств в ООН обходит молча нием действия США, выразившиеся в аг рессии в отношении китайской территории — острова Тайвань и в нарушении тер риториального суверенитета Китая. Вместе с тем Китайская Народная Республика все еще отстранена от участия в ООН, а пред ставители остатков гоминдановской клики попрежнему продолжают восседать в ООН и па других международных совещаниях, выдавая себя за представителей китайско го народа. Такое положение серьезно по дорвало престиж ООН и привело к тому, что ООН утратила моральную сплу решать корейский вопрос и азиатские проблемы. Используя имя ООН, США в ходе пере говоров о перемирии в Корее затягивали эти переговоры, а после установления пере мирия препятствовали созыву политической конференции по Корее. Это лишний раз свидетельствует о неспособности ООН раз решить корейский вопрос, именно поэтому мы собрались здесь на совещании в целях мирного разрешения корейского вопроса. Наше совещание не имеет никакого отно шения к ООН. Однако представитель США упорно настаивает на том, чтобы корейский народ выполнял незаконные решения- ООН и согласился на проведение выборов по всей Корее под наблюдением ООН, что, разумеется, лишено всяких ос нований. Как могут США, не сумевшие навязать свою волю корейскому народу путем вой ны, рассчитывать достигнуть за столом совещания того, чего они не смогли до биться на полях сражений? Делегат США должен понять эту. истину. Представитель США говорил, что следует извлечь урок из корейской воины, но факты показы вают, что именно сам амерпканстспй пред ставитель еще не ^ в л е к урока из корей ской войны. Министр иностранных дел КНДР Нам Ир в своем предложении выдвинул требо вание о выводе всех иностранных войск из Кореи. Однако представитель США вы ступает против одновременного вывода всех иностранных войск: из Южной и Се верной Кореи, ссылаясь'па то, что аме риканские войска отличаются по своему характеру от китайских народных добро вольцев. И, действительно, они отличают ся. Разница между ними состоит в том, что американские войска прибыли в Ко рею с целыо агрессии, а китайские на родные добровольцы — для оказания со противления агрессии. Несмотря на это, мы все же настаиваем на одновременном выводе всех иностранных войск из Кореи. Что может быть справедливее этого? Пред ставитель С1ПА заявляет далее, что США не могут согласиться с одновременным выводом всех иностранных войск нз Кореи, потому что США находятся слишком да леко от Кореи, а Китай — очень близко. Невольно возникает вопрос: поскольку США могли послать свои войска в целях агрессии за тысячи миль в Корею, поче му теперь они не могут отвести свои войска обратно на то же расстояние? Представитель США указывает затем, что США извлекли урок из вывода своих войск из Кореи, и заявляет, что не желает повторения истории. В этой связи следует напомнить представителю США, что имен но американские войска, выведенные в свое время из Кореи, вновь вернулись туда, между тем китайские народные доб ровольцы вошли в Корею для оказания отпора агрессии и защиты безопасности своей родины лишь после того, как США начали агрессивные действия в Корее • и стали угрожать безопасности Китая._ Мы считаем, что для того, чтобы дать возможность корейскому народу разрешить свои проблемы мирным путем без вмеша тельства извне, все государства, войска і которых находятся в Корее, должны дого вориться между собой о выводе всех иностранных войск из Кореи в установ ленные сроки. Некоторые из участников совещания заявляют что после вывода всех иностран ных войск мир в Корее не может быть сохранен В действительности же Корея может развиваться по мирному пути при условии, что все заинтересованные госу дарства возьмут на себя обязательства но вмешиваться во внутренние дела Кореи и обеспечить мирное развитие Кореи. Ми нистр иностранных дел КНДР Нам Ир предлагает, чтобы соответствующие, наи более заинтересованные в поддержании мира на Дальнем Востоке государства взяли па себя вышеуказанные обязатель ства в целях устранения возможности возобновления войны в Корее. Китайская Народная Республика полностью одобряет это предложение и выражает желание со вместно с другими заинтересованными странами обеспечить выполнение этих обязательств. Дополнительное разъяснение, сделанное сегодня министром иностранных дел КНДР Нам Иром по выдвинутому им предложе нию относительно восстановления нацио нального единства Кореи и проведения общекорейекпх свободных выборов, цели ком исходит из реальной обстановки и благоприятствует нашей дискуссии. Деле гация Китайской Народной Республики снова высказывается за то. что это пред ложение должно быть принято за основу для достижения соглашения па настоя щем совещании. Сделанное только что г-ном Бьон Пон Тэ выступление полно клеветнических выпадов, направленных против Китайской Народной Республики, Союза Советских Социалистических Республик. Корейской Народно-Демократической Республики н других стран народной іемократнн. Его выпады, как и уже обанкротившиеся *в прошлом выпады, предназначены для его хозяина, по указке которого он и высту пил здесь. Он дошел до такого цинизма, что заявил, что единственное, чем он не доволен, это то, что американская интер венция в Корее еще недостаточна, н по желал большей интервенции со стороны США. Отсюда .видно, какова цена всего его выступления. Господин председатель! На заседании 28 апреля я отмечал, что настоящее. со вещание не может обойти вопрос о военно пленных, который до. сих пор остается нерешенным со времени переговоров о пе ремирии в Корее. Если бы правительство США соблюдало международные конвен ции, в которых участвуют США, то во прос о . военнопленных, собственно, не должен был бы стать проблемой, посколь ку Женевская конвенция ясно предусмат ривает, что после прекращения враждеб ных действий все военнопленные должны быть освобождены и репатриированы без промедления. Однако американские власти применяли в Корее варварские, бесчело вечные методы войны, нарушили поло жения Женевской конвенции, предусмат ривающие гуманное обращение с военно пленными, жестоко обращались с корей скими и китайскими военнопленными и совершали акты насилия над ними, при держиваясь ошибочных взглядов, противо речащих Женевской конвенций, по вопро су об освобождении и репатриации воен нопленных, п тем самым затягивали пе ремирие в Корее. В целях ускорения осу ществления перемирия в Корее корейско- китайская сторона, приложила немало усилий и в конечном счете достигла сог лашения с противной стороной по вопросу о военнопленных. Обе стороны согласились с тем, чтобы обеспечить возможность каждому военнопленному воспользоваться правом на репатриацию. Однако не про шло и 1 0 дней после подписания соглаше ния о военнопленных, ка к власти Корей ской республики при поощрении США в течение нескольких дней, начиная с 18 июня, насильственно задержали более 27 тысяч корейских и китайских военноплен ных, а затем насильственно включили их в армию, полностью лишив их возможно-' сти воспользоваться правом на репатриа цию. Эти действия американских и южно- корейских властей, нарушающие соглаше ние о военнопленных, едва не сорвали перемирие в Корее, что вызвало всеобщее осуждение. Главнокомандующий войсками Объединенных Наций генерал Кларк 29 июня 1953 года заявил, что «командова ние войсками Объединенных Наций про должает прилагать свои усилия к тому, чтобы вернуть бежавших военнопленных». Однако до сего времени ни один человек из числа более 27 тысяч военнопленных, насильственно задержанных и включен ных в армию, не был возвращен. ’ После установления перемирия в Корее власти США и Корейской республики вся чески препятствовали работе комиссий, нейтральных стран по репатриации,' пред седателем которой являлся представитель Индии. В результате этого абсолютное большинство корейских и китайских воен- -нопленных, находившихся под охраной вы шеуказанной комиссии, не получило воз можности воспользоваться правом на ре патриацию. В связи с этим комиссия ней тральных стран по репатриации не выполнила свои функции, возло женные на нее «Положением о компетен ции комиссии нейтральных стран по ре патриации», являющимся частью соглаше ния о перемирии в Корее. 20 и 21 янвзря 1Э54 года комиссия нейтральных стран по репатричцип передала американской сто роне более 2 1 тысячи корейских и китай ских военнопленных, находившихся под охраной указанной комиссии. В заключи тельном докладе комиссии нейтральных стран по репатриации от 18-го февраля то го же года указывается, что «всякое одно стороннее действие любой из заинте ресованных сторон будет противоречить упомянутому соглашению о компетен ции», «если только оба командования не согласятся на изменение процедур или способов действий в отношении статуса и судьбы военнопленных». Американская сторона, однако, прп помощи вооруженных сил и путем угрозы применения воору женной силы передала более 2 1 тыс. корейских и китайских военнопленных правительству Южной Кореи и остаткам .клики Чан Кай-ши для включения в со став их армии. Действия властей США и Южной Корен, выразившиеся в насильственном задержа нии в двух случаях более 48 тыс. корей ских и китайских военнопленных, являют ся грубым нарушением Женевской конвен ции и соглашения о перемирии в Корее. Для тогэ, чтобы найти разумные пути к разрешению этого вопроса, делегация Ки тайской Народной Республики по согласо-. ванню с делегацией КНДР вносит следую щие предложения: 1) Считать необходимым провести меро приятия, обеспечивающие возвращение на родину корейских и китайских военноплен ных, насильственно задержанных командо ванием войск ООН в июне 1953 года и в январе 1954 года и включенных в армии. 2) С целью оказания содействия в про ведении мероприятий, предусмотренных,в вышеуказанном параграфе по репатриации корейских и китайских военнопленных, создать комиссию из представителей Сое диненных Штатов Америки, Соединенного Королевства, Французской Республики, Ки тайской Народной Республики. Союза Со ветских Социалистических Республик, Ко рейской Народно-Демократической Респуб лики и Корейской Республики. 3) До того, ка к вопрос о военнопленных будет разрешен вышеуказанной комиссией, создаются смешанные группы из предста вителей обществ Красного Креста заинте ресованных государств обеих сторон, под писавших соглашение о перемирии в Корее, для отправки в места пребывания в на стоящее время военнопленных в целях ин спектирования. Зам. редактора Н. К. РОМАНОВ. Адрес редакции: г. Мурмансн. пр. Сталина, 45-а. Телефоны редакции: отдел пасем — 28-95, отв. секретарь — 25-22, зам. огв. секретаря — 28-46. отделы: партийной ншзни — 32-63, пропаганды — 27-91, промышленности в транспорта — 24-58, гульгуры и быта — 34-56, информации — 31*22, сельского хозяйства г—30*59^ зам. редактора — 3G-35 и 34-56, редактор — 25*23, бухгалтерия — 30-50, для районов . 45. Типография «Полярная правда*. .Зав.-2257 Тир. 45.000 ПН 03155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz