Полярная правда. 1954, март.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' ЛЪ 54 (7776) 5 марта 1954 г. Окончание заявления Министра Иностранных Дел СССР В. М. МОЛОТОВА : По парижскому договору создается сро­ ком на 50 лет т а к называемое «европей­ ское оборонительное сообщество», под фла­ гом которого организуется «европейская армия», состоящая пз вооруженных спл Франции; Италии, • Бельгии, Голландии, Люксембурга, а также Западной Германии. Из этого видно, что пз общего количества, примерно 30 европейских государств шесть европейских государств, включая Западную Германию, поставили своей щанпн не интересовало действительное ре­ шение германской проблемы, пли хотя бы решение какого-то практического вопроса, имеющего важное значение для герман­ ского народа. Их внимание было поглоще­ но одним стремлением — расчистить путь для создания «европейской армии» соглас­ но парижскому договору, раскрывающему ворота для возрождения милитаризма в За­ падной Германии. На Берлинском совещании не было даже і целью создать узкую и замкнутую воен- принято предложение Советского Правп- ную группировку, которой незаконно при­ своили «европейскую» вывеску, хотя че­ тыре пятых европейских государств в нее не входят. Этим договором легализуется восстановление западногерманской армии (вермахта) и се включение в указанную военную группировку. Для начала предпо­ лагается сформировать 12 западногерман­ ских дивизий, но уже теперь имеются планы дальнейшего увеличения этих войск. Не случайно, что уже говорят о соз­ дании 25 и даже G0 западногермзчскпх дивизий. В этой связи нельзя пройти ми­ мо того факта, что на дпях западногер­ манский парламент (бундестаг) вопреки действующей конституции принял такие решения, которые позволяют ввести в За­ падной Германпп воинскую повинность для мужчин, достигших 18-летнего возраста. Нтпм стремятся развязать р у ки правитель­ ству Аденауэра в деле создания армии. Кроме парижского договора, подписан­ ного-шестью государствами, тогда же был заключен боннский договор, который под­ писан Соединенными Штатами Америки, Англией, Францией, а также Западной Германией. Боннский и парпжскпй догово­ ры дополняют друг друга. Согласно боннскому договору, па терри­ тории Западной Германпп в течение десят­ ков лет будут находиться войска США, А нглии и Франции, что превращает Запад­ ную Германию в полуоккуппровашіое го­ сударство. Под этим договором стоит и подпись правительства Аденауэра, являю­ щегося сейчас главной, опорой западногер­ манских реваншистов, которые хотят рас­ чистить путь к восстановлению герман­ ского милитаризма. Западногерманские ре­ ваншисты сягодня пошли на подписание боннского договора, — унизительного для германского парода. Однако пе может быть сомнения в том, что. когда, согласно па­ рижскому договору, будет создана в Запад­ ной Германии армия во главе с гитлеров­ скими генералами, — тогда онп переста­ н у т считаться с этой подписью. Топа раскроются пх действительные цели, рас­ кроются пх агрессивные реваншистские расчеты, — и первыми это почувствуют соседние страны. Одновременно с парпжекпм и боннским договорами былз опубликована трехсторон­ няя декларация США, Англии и Фрапціш, имеющая целью всячески ^поддержать и ускорить создание «европейского оборони­ тельного сообщества», а следовательно и «европейской армии». Все это раскрывает далеко идущие пла­ ны правящих кругов США, Англии п Франции, ради чего и подписаны парпж: ский и боннский договоры. Хотя США и Англия пе включают своп войска в со­ став «европейской армпп», тем не менее они хотят быть фактическими хозяевами в этом деле. Расчеты на создание «европей­ ской армии», .с включением в нее армнп западногерманских милитаристов, можно объяснить только планами подготовки новой войны в Европе. При этом становит­ ся очевидным, что правящие кр у ги США хотят, чтобы этз новая война велась р у­ ками «европейцев». После создания «европейской армии» пз всех пяти великих держав только Фран­ ция лишится возможности иметь свою на­ циональную армпю поскольку _ее воору­ женные силы войдут в «европейскую ар­ мпю». Не может быть сомнсппй п в том, что в этой «европейской армпп» господ­ ствующее положение займут вооруженные силы Западной Германпп. Одновременно с этпм со стороны Франции грубо иопи- раются самые основы франко-советского договора 1944 года имеющего целью недо­ пущение новой агрессии со стороны гер­ манского милитаризма. Имеются француз­ ские министры, которые идут па все это, хотя непонятно, к а к такую позицию мож­ но примирить с национальным достоинст­ вом и интересами Франции. Парижский договор, к а к известно, еще не принят парламентами Франции, Бель­ гии и Италии и потому еще не вступил в силу. Но в последнее время производится все более сильный нажим со стороны США и Англпп — особенно на Францию — чтобы этот договор был ратифицирован и начал осуществляться. На Берлинском совещании пе только со стороны Даллеса п Идена, но и со стороны министра иностранных дел Франции Бидо приводились всякие доводы в защиту па­ рижского договора и создания «европей­ ского оборонительного сообщества». Дого­ ворились и до того, что договоры, за­ ключенные с Западной Германией, фор­ мально не будут обязательными для буду­ щей объединенной Германап. Об этих за­ явлениях Французского, английского и американского министров в свое время еще напомнят германские милитаристы и ре­ ваншисты, если им удастся практически использовать предоставляемую парижским договором возможность восстановления ми­ литаризма в Западной Германии. Однако, уже сегодня ясно, что на деле правительства США, Англии и Франции, а также правительство Аденауэра исключают саму возможность объединения Западной п Восточной Германпп в единое германское государство. В соответствии с парпжекпм договором онп прямо заявляют, что без рас­ пространения этого договора на всю объе­ диненную Германию они не допустят само- • го объединения обеих частей Германии п, значит, не допустят создания единого п независимого германского государства. Все это бросает яркий свет на то. ка к мало значения онп придают всем 'чггальным их ігрсдложенпям по германскому вопросу. Можно понять так, что министров США, Англии и Франции на Берлинском сове- да за еппной Гитлера и его подручных | вроде фон Папена, стояли германские маг- наты-монополпсты, которые особенно на­ живали свои капиталы на раздувании военной промышленности. И теперь* за спиной клн кп Аденауэра, мечтающей об ускорении ремилитаризации Западной Гер­ манпп, стоят такие же германские магна- ты-монополпсты, которые строят свои расчеты в отношении новых раздутых прибылей и сверхприбылей на проведении новой гонки вооружений и которые связы­ вают своп интересы, прежде всего, с пла­ нами возрождения германского милита­ ризма. Правительства США, Англпп и Фран­ ции на словах стоят за свободные выборы, а на деле отказываются иметь дело с де­ мократическими и миролюбивыми спламн германского народа. Они рассчитывают, что т у «свободу», которую они хотели бы предоставить в Германии, пм лучше всего удастся обеспечить руками оккуиацнон- нам восстановления германского мнлита- і ных властей, опираясь на оккупационные тельства выслушать немцев и узнать, что думает сам германский народ о неотлож­ ных задачах объединения Германии и от­ носительно участия германского народа в обеспечении мпра и безопасности в Евро­ пе. Этого не захотело п правительство За­ падной Германпп, которое, впдпте ли, пе намерено встречаться за одним столом с правительством Восточной Германпп — с правительством Германской Демократиче­ ской Республики, сопротивляющимся пла- рпзма. Между тем, в пынешннх условиях пмепно Германская Демократическая Рес­ публика выражает подлинную волю всех миролюбивых немцев, действительное стремление германского народа к мнру п дружественным отношениям с другими па­ родами. Отказ выслушать немецкпх пред­ ставителей свидетельствует о том, на­ сколько представители США, Англпп п Франции были далеки от того, чтобы серьезно заниматься германским вопросом. Министры США, Англпп и Франции не захотели обсуждать советский проект мир­ ного договора с Германией. Онп не пред­ ставили и своего проекта мирного догово­ ра. Они отказались даже рассмотреть воп­ рос о том, к а к ускорить подготовку мирно­ го договора с Германией, хотя несколько лет тому назад совещаппе министров че­ тырех держав уже приступило к подроб­ ному рассмотрению этого вопроса, Мпнпстры трех западных держав отка­ зались рассматривать вопрос об образова­ нии Временного общегермапского прави­ тельства пз представителей парламентов Восточной II Западной Германии, хотя это было бы реальным шагом к восстановле­ нию единства Германии на демократиче­ ских и миролюбивых началах. Онп отказа­ лись принять и предложение советской стороны о созданпн двух общегерманекпх комитетов: одного — по улучшению эко­ номических и административных связей между Восточной п Западной Германией,и другого — по вопросам облег ченпя усло­ вий для развития германской националь­ ной культуры . Онп уклонились от ка ки х - лпбо практических шагов по сближению Восточной и Западпой Германии, хотя это «Общеевропейский договор» предусмат­ ривает соответствующие гарантии против агрессии и нарушения мира в Евроис. Участниками этого договора могут быть все европейские государства, независимо от пх общественного устройства. Впредь до восстановления единства Гермашш уча­ стниками этого договора могли бы быть к а к Германская Демократическая Респуб­ лика, т а к и Германская Федеральная Рес­ публика, а после восстановления единства германского государства — объединенная Германия. В случае вооруженного нападе­ ния на кого-либо из участников, договором предусматривается оказапис помощи со стороны других участников договора все­ ми доступными средствами, включая при­ менение вооруженных сил.в целях восста­ новления и поддержапня международного мнра и безопасности в Европе. Вместе с тем, советские предложения предусматривают уже теперь значительное облегчение положения Германии, включая вывод с территории всей Германии о к к у ­ пационных войск четырех держав, кроме строго ограниченных контингентов. Советские предложения направлены на то. чтобы, вместо противопоставленных друг друту военных группировок европей­ с ки х государств создать эффективную си­ стему коллективной безопасности в Европе. С 1947 г. существует региональный межамериканский договор о взаимной помо­ щи. участниками которого являются Сое­ диненные Штаты Америки и все Латпно- Амерпканскпе республики. Такого рода ре­ гиональные соглашения, при обеспечении их строго оборонительного характера, мо­ гу т иметь свое положительное значение, хотя, конечно, нельзя признать законность попыток правящих кругов США использо­ вать указанный договор в своих узких ин­ тересах под предлогом борьбы с комму­ низмом. Давая отпор возражениям протпв «Общеевропейского договора о коллектив- г пг,,ПІ. „ „ I ной безопасности в Европе», Советская дс- Ісрмаііип па демократических и мпро-; 1 1 легация указывала, насколько несостоя- войска. Такое недоверие к демократиче­ ским и миролюбивым силам Германии не только не может облегчить дальнейшего развития Германпп на демократических и миролюбивых началах, а является прямой поддержкой германским милитаристам и реваншистам, которые уже пользуются этой поддержкой в Западной Германии для достижения своих целей. В нынешней политике правительств США, Англии и Франции в отношении Германпп все подчинено планам создапня «европейского оборонительного сообщест­ ва», то есть «европейской армнп», что ве­ дет к восстановлению милитаризма в За­ падпой Гермашш. Этот курс не может слу­ ж ить делу укрепления мира в Европе. При таком курсе, вместе с тем, отрезается путь к восстаповлениіо единства Герма­ нии, поскольку Западная Германия пере­ стает быть миролюбивым государством, и становится невозможным восстановление росов в интересах укрепления мпра. В данном случае становится особенно ясным, что Советский Союз выражает чувства п мысли всех миролюбивых народов Европы, да н не только Европы. Обсуждение германского вопроса на Бер­ линском совещании показало, что здесь расхождение между Советским Союзом и тремя западными государствами сводится, прежде всего, к вопросу о германском ми­ литаризме, поскольку существуют планы его восстановления. Советский Союз, вы ­ несший главную тяжесть борьбы с гитле­ ровской агрессией, не может недооцени­ вать опасности новой агрессии, если будет допуіцепо возрождение германского мили­ таризма. Возрастающая угроза ремилитаризации Западной Германпп не могла не сказаться п на австрийском вопросе. На Берлинском совещании выяснилась готовность США, Англин п Франции снять свои возражепия по тем статьям проекта договора с Австрией, по которым они возра­ жали в течение предыдущих пяти лет. Это в достаточной мере подчеркнуло то г Еопроса, безусловно, имело свое значеннэ. Всего на Берлинском совещании было 27 заседаний. В это число входит о засе­ даний закрытого характера, с узкгм со­ ставом участников, где главным образом рассматривались вопросы, относящиеся к 1 -му п ун кту повестки дня. В результате этих обсуждений между министрами былп согласованы два реше­ ния. К а к известно, было достигнуто соглаше­ ние, что правительства СССР, США, Фран­ ции п Англпп будут содействовать успеш­ ному разрешению проблемы разоружения илп, по крайней мере, значительному с о к­ ращению вооружений. Это соглашепиз пе вполне удовлетворяло Советскую делега­ цию. В нем пе нашло своего отражения паше предложение о созыве в этом году Всемирной копференцпп по всеобщему сок­ ращению вооружений. Тем пе менее, это соглашение накладывает известные обяза­ тельства па правительства четырзх госу­ дарств. Оно направлено против гонки воо­ ружений. Оно обязывает содействовать, по крайней мере, значительному сокращению Факт, насколько неосновательными были I вооружений, на чем неизменно настаивал нх прелине возражения. ■ Советский Союз. С советской стороны на Берлинском с о -! Было также достигнуто соглашение о вещании было заявлено о готовности немед- созыве совещания в Женеве 26 апреля * Т О Ш І А П А Т Т Т П Л О Т Ь О О Р Т П Т Т Н Л Г Т і Г г 1 Л Г А П Л Т* 1 П * I г\ ___________________ _______________________________________ люішвых началах. Советский Союз стоит за другую поли­ т и к у , за другой курс ио вопросу о Герма­ нии. Это нашло свое выражение в его пред­ ложениях относительно ускорения заклю­ чения мирного договора, а также относи­ тельно объединения Германии, сіш ания времеппого общегерманского правительства н проведения свободных общегерманских выборов. Эти иредлояіения имеют целыо всемерно ускорить национальное объеди­ нение Германии и, вместе с тем. обеспе­ чить дальнейшее развитие Германии на демократических и миролюбивых началах. Совершенно очевидно, что предложения наиболее верный путь к восстановлению і СССР исключают возможность положения, единства Германии. Министры США, Англпп п Фрапцип не стали рассматривать предложения Совет­ ского Союза об облегчении финансово-эко­ номических обязательств Восточной и За­ падпой Германии, связанных с последст­ виями войны. Онп, конечно, знают, что в Восточной Германпп этп мероприятия уже проведены п что здесь, например, о ккупа ­ ционные расходы уже снижены до 4,5 процента от доходов государственного бюджета Восточной Германии. В то я;е время в Западпой Германии растут нало­ ги и все больше увеличиваются о ккупа ­ ционные расходы. В этом году о ккупа ­ ционные расходы составляют почти 35 процентов от всех доходов государствен­ ного бюджета Западной Германии. Предложение министров США, Англип и Франции по германскому вопросу свелось только к одному — к проведению так на­ зываемых «свободных выборов» в Восточ­ ной и Западной Германпп. Но п это пред­ ложение пе имело иичего общего с реше­ нием германской проблемы в соответствии с интересами обеспечения мира и безопас­ ности в Европе и с проведением действп- при котором Германия могла бы вновь превратиться в опасный очаг агрессии в Европе. Эти предложения исходят пз недо­ пустимости восстановления германского милитаризма. Таким образом, решение гермаиского вопроса упирается теперь в одпу основную проблему: восстанавливать или не восста­ навливать германский милитаризм. Надо сказать, что курс на создание «ев­ ропейской армии», вместе с восстановле­ нием милитаризма в Западной Германии, встречает активное сопротивление за пре­ делами правительственных кругов в та кпх странах, ка к Франция, Апглпя, и даже в Западной Германпп. Так, во Франции растет сопротпвлеппе этому курсу не только среди рабочих п других слоев трудящихся, но и в буржуаз­ ных кругах. Во французском парламенте это сопротивление все усиливается. В анг­ лийском народе широко распространено недовольство этим курсом. Не случайно, что почти половина лейбористов в парла­ менте выступили протпв этого курса, про­ тельпы эти возражения, когда они направ­ ляются протпв регионального договора для Европы. Такой договор, имеющий действи­ тельно оборонительный характер, вполне совместим п с принципами Устава Органи­ зации Объединенных Нации. ІГа Берлинском совещании не раз гово­ рилось о том, что ныііспгнпй мир расколот, что теперь существуют страны с различ­ ным общественным устройством. Само собой разумеется, что нельзя не считаться с этим Фактом. Нельзя не считаться с тем, что не только Советский Союз, но и целый ряд других государств встали на путь со­ циализма и народной демократии и успеш­ но двигаются вперед ио этому пути. В этом мы видим величайшее достиже­ ние XX столетия. Мы не собираемся отри­ цать того факта, что лагерь мпра, демо­ кратии и социализма теперь объединяет государства, имеющие население 800 млн. ленно подписать австрийский договор, ес­ ли будут приняты два предложения, необ­ ходимость которых вызывается фактом подписания паппжского соглашения о соз­ дании «европейского оборонительного сооб­ щества» Вот этп два предложения. Во-первых, мы предложили, чтобы Авст­ рия взяла на себя обязательство не участ­ вовать в каких-либо военных группиров­ ках, направленных против других госу­ дарств, участвовавших в войне протпв гитлеризма и в освобождении Австрии, и чтобы территория Австрии не предостав­ лялась для создания иностранных военных баз. Во-вторых, мы пастапвалп на том, чтобы в австрийском договоре была сделана ого­ ворка, что, в связи с задержкой заключе­ ния мирного договора с Германией предо­ ставляется возможность оставления нахо- 1954 года. Это будет совещаппе предста­ вителей СССР, США, Франции, Англии и Китайской Народной Республики по мир­ ному урегулированию корейского вопро­ са,— при участии Корейской Республики, Корейской Народно-Демократической Рес­ публики и тех других страп, вооруженные силы которых принимали участие в воен­ ных действиях в Корее, и которые по­ желают присутствовать, и по вопросу о восстановлении мпра в Индо-Кптае — т а к ­ же с участием заинтересованных в этом государств. Таким образом, 2G апреля в Женеве со­ стоится совещание, в котором прпмут уча­ стие пять велпкпх держав, по двум наи­ более острым вопросам положения в Азии: по корейскому вопросу и по вопро­ су о положении в Индо-Кптае. Тем самым Китайская Народная Республика займет свое законное место на совещании с дру- дящихся сейчас на территории Австрии | гпмп великпмп державами. иностранных военных частеп четырех го­ сударств н что вопрос о сроке вывода вопнекнх частей четырех держав с терри­ тории Австрип будет вновь рассмотрен не позінее чем в 1955 году. Если бы не бы­ ло планов создания, ;«европейской армнп», в этой последней *' оговорке не было бы необходимости. Эта оговорка стала необхо­ димой. поскольку со стороны США п Анг­ лии сейчас проводятся всякие меры нажи­ ма, чтобы Франция и другие страны согла­ сились на восстановление милитаризма в Западной Германии, что, разумеется, уси­ ливает опасность нового аншлюсса (при­ соединения) Австрии. Правительства США, Англии и Франции пе согласились с предложенпем Советско- человек. Рост сил этого демократического; Р __ _____ „ лагеря очевиден и , действительно, во мпо- І п П ^ пггтппПррпГ^тптипп TW г я ѵ т і нпи в австрийский договор., Іем самым они помешали и правительству Австрия отнестись к этпм предложениям с долж­ ным пониманием. В результате этого ав­ стрийский договор пе был подписан. Приведенные факты показывают, что ответственность за срыв подписания авст­ рийского договора лежит на правптельгг- вах США, Англин и Франции, не желаю- гом поучителен. Однако мы последовательно стоим за ленинский поппцип сосуществования госу­ дарств с различным общественным устрой­ ством. Мы считаем, что, песмотря па различия общественного устройства, например, в странах Европы, все европейские народы заинтересованы в сохранении п укрспле- отназаться от создания военных группиро­ вок, направленных друг против друга, та к ка к создание та кпх группировок не может пе привести к войне. Вместо этого мы предлагаем образовать единый лагерь тельпо свободных выборов. К тому же это предложение было насквозь проникнуто) с настроениями масс, продолліают высту- веденпе которого отстаивают правые лиде- DCB5 евРЗПЕИСКИХ государств стремящихся ры лейбористской партии. Да и в Запад-; к еоеспеченпю своей оезопаспости и укреп м р ^лтттл ігтгт*n п нпплттл к п*гліг /* тгл / рл « гл лТ) нои Германии социал-демократы, считаясь недоверием к германскому народу и его де­ мократическим силам. Даже это, чисто внутреннее дело Герма­ нпп, предлагалось изъять нз р у к немцев п передать оккупационным властям. Предло­ жение Советского Союза о том, чтобы че­ тыре державы оказали немцам содействие в создании из представителей парламен­ тов п демократических организаций Во­ сточной и Западной Германии временного общегерманского правительства и чтобы это правительство само провело общегер- манекпе свободные выборы, пе было при­ нято. Не было принято и другое наше пред­ ложение о том, чтобы до общегерманекпх выборов с территории к а к Восточной, та к и Западной Германпп был произведен вы ­ вод всех оккупационных войск, за исклю­ чением лишь строго ограниченных контин­ гентов. Это советское предложение было направлено па то, чтобы исключить дав­ ление па выборы со стороны оккупацион­ ных властей. Однако, сторонники та к на­ зываемых «свободных выборов» отказа­ лись принять и это предложение, которое в наибольшей мерс соответствует инте­ ресам действительной свободы выборов. Даллес и сейчас пропзпоепт речи о Бер­ линском совещании, в которых выдает се­ бя за ярого сторонника «свободы» пародов, за сторонника «свободных выборов». Но мы знаем, что не всякие словз о «свободе» являются защитой действительной свобо­ ды для народа, для трудящихся. Некото­ рым «защитникам» свободы правится т а ­ кая «свобода», прп которой у эксплуата­ торов п милитаристов развязаны руки и онп ж и в у т прппеваючн, а трудовой парод остается под постоянной угрозой войны п нового истребления. Мы, разумеется, пеза та кую «свободу». Мы за та кую свободу, подлинную свободу, когда милитаристы лишены возможности вовлекать пароды в новые кровавые войны. Известно, что в свое время в период 1932 — 1933 годов Гитлер и его клпка пришли к власти также на основе т а к на­ зываемых «свободных выборов». Гнтлср не сразу стал рейхсканцлером Германпп. Сна­ чала ему расчистили путь тогдашние аденауэры, вроде известного фон Папена, принадлежавшего к той же самой партии, что и теперешний боннский премьер-ми­ нистр Аденауэр. Хорошо известно, что тог- пать против политики Аденауэра, на­ правленной на то, чтобы даже ценой от­ каза от объединения Германпп Форсиро­ вать возрождение германского милита­ ризма. Это и понятно. Политика, ведущая к возрождению германского милитаризма, вызывает законную тревогу во всех стра­ нах Европы. В связп с этпм курсом во весь рост встает вопрос: куда идет дело — к упро- чеппю мира пли к повой войне? Куда ведет тсперешпнй курс США, Анг­ лпп п Франппп по германскому вопросу? Этот курс ведет к созданию военной группировки одних европейских государств поотігв другпх европейских государств. Иттп по этому пути ,— значит отказаться от задач укрепления мира п безопасности в Европе. Иттп по этому пути, — значит встать на путь подготовки новой войны в Европе, что ведет к третьей мировой войне. Правда ли, что Фрапцпя, Италия, Бель­ гия и связанные с ними европейские стра­ ны в интересах безопасности вынуждены птти по этому пути? Действительно ли не­ обходимо создание «европейского оборони­ тельного сообщества», а вместе с нпм п ремплптарпзащія Западной Германпп, что­ бы обеспечить пх безопасность н мир в Европе? В последнее время, особенно во Францпп, не раз спрашивали о том, имеется ли аль­ тернатива «европейскому оборонительному сообществу», то есть, чем можно заменять это пресловутое «сообщество» п можно лп обеспечить мир и безопасность в Европе, не прибегая к созданию «европейской ар­ мии», опирающейся на возрождение мили­ таризма в Западной Германии. Хотя пе раз ставились эти вопросы, но это делалось обыкновенно для того, чтобы косвенным образом оправдать планы, предусмотрен-j ные парижским и боннским договорами. ленпю мпра в Европе. В этой системе ев­ ропейской безопасности никакое, хотя бы и сильное, государство по должно иметь господствующего положения. Суверенитет всех и каждого и? участников этой систе­ мы коллективной безопасности должен быть обеспечен п огражден от покушенпй извне. На этих основах построен проект «Общеевропейского договора о коллектив­ ной безопасности в Европе». Этот проект не встретил поддержки со стороны міпшстров иностранных дел Фран­ ции, Англии и США. Но никакие минист­ ры не могут отвергнуть пдею коллектив­ ной безопасности народов Европы. Эта пдея понятна народам. Она вызывает со­ чувствие у всех миролюбивых людей. Идея общеевропейского договора о кол­ лективной безопасности в Европе будет прокладывать себе все новые пути к серд­ цам м и л л и о н о в людей, л это будет верней­ шим образом служить делу мігра и безопас­ ности в Европе, а, вместе с тем, и во всем мире. При этом Советский Союз высказы­ вается за то. чтобы до заключения мирно­ го договора не было допущено создание германских вооруженных спл, что означало бы осуществление на этот период нейтра­ лизации Германии. Те или иные министры могут, конечно, сгропть п дальше всякие планы насчет соз­ дания «европейского оборонительного сооб­ щества» и насчет ремилитаризации Запад­ ной Германии. Но из ’этого ничего не по­ лучится кроме еще одной ненадежной воен­ ной группировки, лишенной поддержки народов. Другое дело — пдея коллективной безопасности народов Европы, которая выражена в общеевропейском договоре или может получить какую-либо другую форму. Эта идея находит все больше со­ чувствия у народов Европы, потому что в пей выраікены глубочайшие стремления к укреплению мира, к установлению всеоб­ щей безопасности. Ссретскос правительство никогда не скрывало своего отрицательного отноше­ нии мира. Мы стремимся к тому, чтобы в ! 1*11* отказаться от планов возрождения вопросе о защите мпра не было двух лаге -1 германского милитаризма, что усиливает рей ка к в Европе, т а к и во всем миро. Мы I опасность нового аншлюсса Австрип. призываем все европейские государства I Попытки, которые делаются сейчас офи­ циальными лицами в США, Англии и Франции, а также в Австрии, свалить ьп- ну за неподпнеание австрийского договора на Советский Союз, лишены всякого осно­ вания. В настоящих условиях Советское Правительство не может не считаться с опасностью возрождения германского м.і- На Берлинском совещании Советский j нпя к Северо-атлантическому пакту, выра- Союз противопоставил планам создания і жающему стремления англо-американского военных группировок европейских госу- блока к мировому господству. Попытки дарств конпретиый план согласно которо-Jсоздания «европейского оборонительного му обеспечение мпра н безопасности для сообщества», включающие прямое пособ- всех стран Европы было бы поставлено па твердую почву. Этот план нашел свое вы ­ ражение в советском проекте «Общеевро­ пейского договора о коллективной безопас- j против умножения этих расхождений. Мы ности в Европе». [стремимся к урегулированию спорных г.оп - ничество возрождению германского мили тарнзма, во многом умножают имеющиеся колониального расхождения. Советское правительство лптарнзма п новои угрозой аншлюсса Ав­ стрии, недопущение чего специально пре­ дусматривается в австрийском договоре. Советский Союз выражает свою готовность подписать договор с Австрией к а к только будет получено согласие на указанные выше предложения, соответствующие пн- тг-pecaw самого австрийского народа, рав­ но ка к и интересам мира и безопасности зеех пародов Европы. III. Кроме германского и австрийского воп­ росов, па Берлинском совещании обсуж­ дался вопрос о мероприятиях по уменьше­ нию напряженности в международных от­ ношениях, что было предусмотрено первым пунктом повестки дня. Обсуждение этого ☆ ☆ Сейчас широко обсуждаются пто гп Бер­ линского совещания. Во многих странах по этому вопросу выступают официальные представители п печать различных направ­ лений. Министр иностранных дел Францпп го­ ворил на днях о значении Берлинского со­ вещания и, особепно. о важности соглаше­ ния относительно созыва нового совещания в Женеве, где будет обсуждаться вопрос о восстановлении мнра в Пндо-Кптае. Ход событий показывает, насколько стало а к­ туальным решение этой проблемы. Министр иностранных дел Англпп в своем выступлении в палате общин па прошлой педеле высказал ряд критических замечаний о Берлинском совещанпп, по, вместе с тем. прпзпал это совещание «вполне целесообразным». Он добавил, что «совещаппе, безусловно, не усилило меж­ дународного напряжения». В его заявле­ ниях сказывается неудовлетворенность тем. что некоторые расчеты, связываемые с попытками пажпма на СССР, не оправ­ дались. Известно также, что в Соединенных Штатах былп пападкп на Даллеса со сто­ роны отдельных сенаторов, особепно за проявленную им будто бы излишнюю уступчивость в отношении Китая. Этих сенаторов неудержимо тянет назад, и они хотели бы. чтобы велпкпй китайский на­ род оставался па старом положении полу- государства, бессовестно Значение этого соглашения, достигну­ того на Берлинском совещании, сейчас еще нельзя полностью оценпть. Но это согла­ шение может послужить разрешению двух ьажных проблем в Азии, что будет содей­ ствовать дальнейшему уменьшению меж­ дународной напряженности. В разрешении вопроса о Корее оказа­ лась бессильной Генеральная Ассамблея ООН, которая и т у т действовала под на­ жимом со стороны Соединенных Штатов Америки. Этот пажпм со стороны США привел Генеральную Ассамблею к непра­ вильным решениям, сорвавшим созыв По­ литической конференции по корейскому вопросу. В этом же направлении дейст­ вовали представптелп США и па перегово­ рах в Паньмыньчжопе. Берлинское совещание помогло развя­ зать этот узел. Теперь представптелп Со­ ветского Союза, Китайской Народной Рес­ публики, Соединенных Штатов Америки, Англпп и Францпп, вместе с представите­ лями обеих частей Кореи, смогут рассмот­ реть вопрос об окончательном урегулиро­ вании корейского вопроса. Задача заклю­ чается в том, чтобы оказать содействие национальному объединению Кореи па де­ мократических началах и переходу Кореп от перемирия к прочному миру. Особую заинтересованность представи­ тель Франции на Берлинском совещанпп проявил в отношении вопроса об Пндо- Кнтае. Здесь колониальная политика Фран­ ции зашла в т уп п к, натолкнувшись на героическую борьбу вьетнамского народа, отстаивающего своп права на мир п на­ циональную свободу. Она, вместе с тем, наложила непосильное бремя на француз­ ский народ, требуя от него все новых, п прп том бесцельных, жертв. Перед совещанием в Женеве будет стоять сложная задача — обеспечить вос­ становление мпра п нацпональные права народов Пндо-Клтая. Здесь многое зависит от п о з и ц и и правительства Францпп, но также от позиции Соединенных Штатов Америки, со стороны которых все больше усиливается вмешательство в дела Индо- Кптая. Главное же будет зависеть от приз­ нания всеми участниками совещания необ­ ходимости решить вопрос о восстановле­ нии мпра в Индо-Кптае не путем продол­ жения безнадежной войны, а путем согла­ шения, отвечающего принципам свободы п национальной независимости народов. эксплуатируемого иностранным капиталом. Но этп времена навсегда прошли. Будем надеяться что это дойдет п до сознания упомянутых сенаторов. На основапин всего сказанного можно приттп к определенным выводам. Не следует, конечно, переоценивать ре^ зультатов Берлинского совещания. Тем- бо­ лее, что по-настоящемѵ об этом можно бу­ дет судить только по результатам Же­ невского совещания, с котором состоялось соглашение в Берлине. Нельзя, однако, не считаться с тем фак­ том, что окончился тот длительный пере­ рыв в совещаниях великих держав, кото­ рый затянулся на пятилетие. Состоялось Берлинское совещание, способствовавшее выяснению ряда международных вопросов и проложившее путь к совещанию пред­ ставителей США. Англпп, Франции, Со­ ветского Союза п Китайской Народной Рес­ публики, вместе с представителями дру­ гп х государств. Принимаемые Советским Союзом меры направлены на уменьшение напряженно­ сти в международных отношениях и, сле­ довательно. на упрочение мира. Факты свидетельствуют о том, что эти меры не остаются безрезультатными. Все говорит о том, что проводимая Со­ ветским Правительством политика содей­ ствует укреплению международных пози­ ций Советского Союза п всего демократи­ ческого лагеря. Редактор А. Т. ВОРОБЬЕВ. Адрес редакции: г. Мурманск. •пр. Сталина. 45-а. Телефоны редакция* огдел писем— 28-95. отв секретарь — 25-22. зам. отв секретаря — 28-4G. оіделы: партийной жизни — 32-63. пропаганды— 27-91, промышленности и транспорта — 24-58, культуры н быта— 34-56, информации — 31-22, сельского хозяйства — 30-59, зам.редактора — 36-35 и 34-56, редактор — 25-23, бухгалтерия — 30-59, для районов — 45. Типография «Полярная правда». Зак. 1161 Тир. 45.000 ПН 03622

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz