Полярная правда. 1954, март.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А ' ЛЪ 54 (7776) 5 марта 1954 г. Окончание заявления Министра Иностранных Дел СССР В. М. МОЛОТОВА : По парижскому договору создается сро ком на 50 лет т а к называемое «европей ское оборонительное сообщество», под фла гом которого организуется «европейская армия», состоящая пз вооруженных спл Франции; Италии, • Бельгии, Голландии, Люксембурга, а также Западной Германии. Из этого видно, что пз общего количества, примерно 30 европейских государств шесть европейских государств, включая Западную Германию, поставили своей щанпн не интересовало действительное ре шение германской проблемы, пли хотя бы решение какого-то практического вопроса, имеющего важное значение для герман ского народа. Их внимание было поглоще но одним стремлением — расчистить путь для создания «европейской армии» соглас но парижскому договору, раскрывающему ворота для возрождения милитаризма в За падной Германии. На Берлинском совещании не было даже і целью создать узкую и замкнутую воен- принято предложение Советского Правп- ную группировку, которой незаконно при своили «европейскую» вывеску, хотя че тыре пятых европейских государств в нее не входят. Этим договором легализуется восстановление западногерманской армии (вермахта) и се включение в указанную военную группировку. Для начала предпо лагается сформировать 12 западногерман ских дивизий, но уже теперь имеются планы дальнейшего увеличения этих войск. Не случайно, что уже говорят о соз дании 25 и даже G0 западногермзчскпх дивизий. В этой связи нельзя пройти ми мо того факта, что на дпях западногер манский парламент (бундестаг) вопреки действующей конституции принял такие решения, которые позволяют ввести в За падной Германпп воинскую повинность для мужчин, достигших 18-летнего возраста. Нтпм стремятся развязать р у ки правитель ству Аденауэра в деле создания армии. Кроме парижского договора, подписан ного-шестью государствами, тогда же был заключен боннский договор, который под писан Соединенными Штатами Америки, Англией, Францией, а также Западной Германией. Боннский и парпжскпй догово ры дополняют друг друга. Согласно боннскому договору, па терри тории Западной Германпп в течение десят ков лет будут находиться войска США, А нглии и Франции, что превращает Запад ную Германию в полуоккуппровашіое го сударство. Под этим договором стоит и подпись правительства Аденауэра, являю щегося сейчас главной, опорой западногер манских реваншистов, которые хотят рас чистить путь к восстановлению герман ского милитаризма. Западногерманские ре ваншисты сягодня пошли на подписание боннского договора, — унизительного для германского парода. Однако пе может быть сомнения в том, что. когда, согласно па рижскому договору, будет создана в Запад ной Германии армия во главе с гитлеров скими генералами, — тогда онп переста н у т считаться с этой подписью. Топа раскроются пх действительные цели, рас кроются пх агрессивные реваншистские расчеты, — и первыми это почувствуют соседние страны. Одновременно с парпжекпм и боннским договорами былз опубликована трехсторон няя декларация США, Англии и Фрапціш, имеющая целью всячески ^поддержать и ускорить создание «европейского оборони тельного сообщества», а следовательно и «европейской армии». Все это раскрывает далеко идущие пла ны правящих кругов США, Англии п Франции, ради чего и подписаны парпж: ский и боннский договоры. Хотя США и Англия пе включают своп войска в со став «европейской армпп», тем не менее они хотят быть фактическими хозяевами в этом деле. Расчеты на создание «европей ской армии», .с включением в нее армнп западногерманских милитаристов, можно объяснить только планами подготовки новой войны в Европе. При этом становит ся очевидным, что правящие кр у ги США хотят, чтобы этз новая война велась р у ками «европейцев». После создания «европейской армии» пз всех пяти великих держав только Фран ция лишится возможности иметь свою на циональную армпю поскольку _ее воору женные силы войдут в «европейскую ар мпю». Не может быть сомнсппй п в том, что в этой «европейской армпп» господ ствующее положение займут вооруженные силы Западной Германпп. Одновременно с этпм со стороны Франции грубо иопи- раются самые основы франко-советского договора 1944 года имеющего целью недо пущение новой агрессии со стороны гер манского милитаризма. Имеются француз ские министры, которые идут па все это, хотя непонятно, к а к такую позицию мож но примирить с национальным достоинст вом и интересами Франции. Парижский договор, к а к известно, еще не принят парламентами Франции, Бель гии и Италии и потому еще не вступил в силу. Но в последнее время производится все более сильный нажим со стороны США и Англпп — особенно на Францию — чтобы этот договор был ратифицирован и начал осуществляться. На Берлинском совещании пе только со стороны Даллеса п Идена, но и со стороны министра иностранных дел Франции Бидо приводились всякие доводы в защиту па рижского договора и создания «европей ского оборонительного сообщества». Дого ворились и до того, что договоры, за ключенные с Западной Германией, фор мально не будут обязательными для буду щей объединенной Германап. Об этих за явлениях Французского, английского и американского министров в свое время еще напомнят германские милитаристы и ре ваншисты, если им удастся практически использовать предоставляемую парижским договором возможность восстановления ми литаризма в Западной Германии. Однако, уже сегодня ясно, что на деле правительства США, Англии и Франции, а также правительство Аденауэра исключают саму возможность объединения Западной п Восточной Германпп в единое германское государство. В соответствии с парпжекпм договором онп прямо заявляют, что без рас пространения этого договора на всю объе диненную Германию они не допустят само- • го объединения обеих частей Германии п, значит, не допустят создания единого п независимого германского государства. Все это бросает яркий свет на то. ка к мало значения онп придают всем 'чггальным их ігрсдложенпям по германскому вопросу. Можно понять так, что министров США, Англии и Франции на Берлинском сове- да за еппной Гитлера и его подручных | вроде фон Папена, стояли германские маг- наты-монополпсты, которые особенно на живали свои капиталы на раздувании военной промышленности. И теперь* за спиной клн кп Аденауэра, мечтающей об ускорении ремилитаризации Западной Гер манпп, стоят такие же германские магна- ты-монополпсты, которые строят свои расчеты в отношении новых раздутых прибылей и сверхприбылей на проведении новой гонки вооружений и которые связы вают своп интересы, прежде всего, с пла нами возрождения германского милита ризма. Правительства США, Англпп и Фран ции на словах стоят за свободные выборы, а на деле отказываются иметь дело с де мократическими и миролюбивыми спламн германского народа. Они рассчитывают, что т у «свободу», которую они хотели бы предоставить в Германии, пм лучше всего удастся обеспечить руками оккуиацнон- нам восстановления германского мнлита- і ных властей, опираясь на оккупационные тельства выслушать немцев и узнать, что думает сам германский народ о неотлож ных задачах объединения Германии и от носительно участия германского народа в обеспечении мпра и безопасности в Евро пе. Этого не захотело п правительство За падной Германпп, которое, впдпте ли, пе намерено встречаться за одним столом с правительством Восточной Германпп — с правительством Германской Демократиче ской Республики, сопротивляющимся пла- рпзма. Между тем, в пынешннх условиях пмепно Германская Демократическая Рес публика выражает подлинную волю всех миролюбивых немцев, действительное стремление германского народа к мнру п дружественным отношениям с другими па родами. Отказ выслушать немецкпх пред ставителей свидетельствует о том, на сколько представители США, Англпп п Франции были далеки от того, чтобы серьезно заниматься германским вопросом. Министры США, Англпп и Франции не захотели обсуждать советский проект мир ного договора с Германией. Онп не пред ставили и своего проекта мирного догово ра. Они отказались даже рассмотреть воп рос о том, к а к ускорить подготовку мирно го договора с Германией, хотя несколько лет тому назад совещаппе министров че тырех держав уже приступило к подроб ному рассмотрению этого вопроса, Мпнпстры трех западных держав отка зались рассматривать вопрос об образова нии Временного общегермапского прави тельства пз представителей парламентов Восточной II Западной Германии, хотя это было бы реальным шагом к восстановле нию единства Германии на демократиче ских и миролюбивых началах. Онп отказа лись принять и предложение советской стороны о созданпн двух общегерманекпх комитетов: одного — по улучшению эко номических и административных связей между Восточной п Западной Германией,и другого — по вопросам облег ченпя усло вий для развития германской националь ной культуры . Онп уклонились от ка ки х - лпбо практических шагов по сближению Восточной и Западпой Германии, хотя это «Общеевропейский договор» предусмат ривает соответствующие гарантии против агрессии и нарушения мира в Евроис. Участниками этого договора могут быть все европейские государства, независимо от пх общественного устройства. Впредь до восстановления единства Гермашш уча стниками этого договора могли бы быть к а к Германская Демократическая Респуб лика, т а к и Германская Федеральная Рес публика, а после восстановления единства германского государства — объединенная Германия. В случае вооруженного нападе ния на кого-либо из участников, договором предусматривается оказапис помощи со стороны других участников договора все ми доступными средствами, включая при менение вооруженных сил.в целях восста новления и поддержапня международного мнра и безопасности в Европе. Вместе с тем, советские предложения предусматривают уже теперь значительное облегчение положения Германии, включая вывод с территории всей Германии о к к у пационных войск четырех держав, кроме строго ограниченных контингентов. Советские предложения направлены на то. чтобы, вместо противопоставленных друг друту военных группировок европей с ки х государств создать эффективную си стему коллективной безопасности в Европе. С 1947 г. существует региональный межамериканский договор о взаимной помо щи. участниками которого являются Сое диненные Штаты Америки и все Латпно- Амерпканскпе республики. Такого рода ре гиональные соглашения, при обеспечении их строго оборонительного характера, мо гу т иметь свое положительное значение, хотя, конечно, нельзя признать законность попыток правящих кругов США использо вать указанный договор в своих узких ин тересах под предлогом борьбы с комму низмом. Давая отпор возражениям протпв «Общеевропейского договора о коллектив- г пг,,ПІ. „ „ I ной безопасности в Европе», Советская дс- Ісрмаііип па демократических и мпро-; 1 1 легация указывала, насколько несостоя- войска. Такое недоверие к демократиче ским и миролюбивым силам Германии не только не может облегчить дальнейшего развития Германпп на демократических и миролюбивых началах, а является прямой поддержкой германским милитаристам и реваншистам, которые уже пользуются этой поддержкой в Западной Германии для достижения своих целей. В нынешней политике правительств США, Англии и Франции в отношении Германпп все подчинено планам создапня «европейского оборонительного сообщест ва», то есть «европейской армнп», что ве дет к восстановлению милитаризма в За падпой Гермашш. Этот курс не может слу ж ить делу укрепления мира в Европе. При таком курсе, вместе с тем, отрезается путь к восстаповлениіо единства Герма нии, поскольку Западная Германия пере стает быть миролюбивым государством, и становится невозможным восстановление росов в интересах укрепления мпра. В данном случае становится особенно ясным, что Советский Союз выражает чувства п мысли всех миролюбивых народов Европы, да н не только Европы. Обсуждение германского вопроса на Бер линском совещании показало, что здесь расхождение между Советским Союзом и тремя западными государствами сводится, прежде всего, к вопросу о германском ми литаризме, поскольку существуют планы его восстановления. Советский Союз, вы несший главную тяжесть борьбы с гитле ровской агрессией, не может недооцени вать опасности новой агрессии, если будет допуіцепо возрождение германского мили таризма. Возрастающая угроза ремилитаризации Западной Германпп не могла не сказаться п на австрийском вопросе. На Берлинском совещании выяснилась готовность США, Англин п Франции снять свои возражепия по тем статьям проекта договора с Австрией, по которым они возра жали в течение предыдущих пяти лет. Это в достаточной мере подчеркнуло то г Еопроса, безусловно, имело свое значеннэ. Всего на Берлинском совещании было 27 заседаний. В это число входит о засе даний закрытого характера, с узкгм со ставом участников, где главным образом рассматривались вопросы, относящиеся к 1 -му п ун кту повестки дня. В результате этих обсуждений между министрами былп согласованы два реше ния. К а к известно, было достигнуто соглаше ние, что правительства СССР, США, Фран ции п Англпп будут содействовать успеш ному разрешению проблемы разоружения илп, по крайней мере, значительному с о к ращению вооружений. Это соглашепиз пе вполне удовлетворяло Советскую делега цию. В нем пе нашло своего отражения паше предложение о созыве в этом году Всемирной копференцпп по всеобщему сок ращению вооружений. Тем пе менее, это соглашение накладывает известные обяза тельства па правительства четырзх госу дарств. Оно направлено против гонки воо ружений. Оно обязывает содействовать, по крайней мере, значительному сокращению Факт, насколько неосновательными были I вооружений, на чем неизменно настаивал нх прелине возражения. ■ Советский Союз. С советской стороны на Берлинском с о -! Было также достигнуто соглашение о вещании было заявлено о готовности немед- созыве совещания в Женеве 26 апреля * Т О Ш І А П А Т Т Т П Л О Т Ь О О Р Т П Т Т Н Л Г Т і Г г 1 Л Г А П Л Т* 1 П * I г\ ___________________ _______________________________________ люішвых началах. Советский Союз стоит за другую поли т и к у , за другой курс ио вопросу о Герма нии. Это нашло свое выражение в его пред ложениях относительно ускорения заклю чения мирного договора, а также относи тельно объединения Германии, сіш ания времеппого общегерманского правительства н проведения свободных общегерманских выборов. Эти иредлояіения имеют целыо всемерно ускорить национальное объеди нение Германии и, вместе с тем. обеспе чить дальнейшее развитие Германии на демократических и миролюбивых началах. Совершенно очевидно, что предложения наиболее верный путь к восстановлению і СССР исключают возможность положения, единства Германии. Министры США, Англпп п Фрапцип не стали рассматривать предложения Совет ского Союза об облегчении финансово-эко номических обязательств Восточной и За падпой Германии, связанных с последст виями войны. Онп, конечно, знают, что в Восточной Германпп этп мероприятия уже проведены п что здесь, например, о ккупа ционные расходы уже снижены до 4,5 процента от доходов государственного бюджета Восточной Германии. В то я;е время в Западпой Германии растут нало ги и все больше увеличиваются о ккупа ционные расходы. В этом году о ккупа ционные расходы составляют почти 35 процентов от всех доходов государствен ного бюджета Западной Германии. Предложение министров США, Англип и Франции по германскому вопросу свелось только к одному — к проведению так на зываемых «свободных выборов» в Восточ ной и Западной Германпп. Но п это пред ложение пе имело иичего общего с реше нием германской проблемы в соответствии с интересами обеспечения мира и безопас ности в Европе и с проведением действп- при котором Германия могла бы вновь превратиться в опасный очаг агрессии в Европе. Эти предложения исходят пз недо пустимости восстановления германского милитаризма. Таким образом, решение гермаиского вопроса упирается теперь в одпу основную проблему: восстанавливать или не восста навливать германский милитаризм. Надо сказать, что курс на создание «ев ропейской армии», вместе с восстановле нием милитаризма в Западной Германии, встречает активное сопротивление за пре делами правительственных кругов в та кпх странах, ка к Франция, Апглпя, и даже в Западной Германпп. Так, во Франции растет сопротпвлеппе этому курсу не только среди рабочих п других слоев трудящихся, но и в буржуаз ных кругах. Во французском парламенте это сопротивление все усиливается. В анг лийском народе широко распространено недовольство этим курсом. Не случайно, что почти половина лейбористов в парла менте выступили протпв этого курса, про тельпы эти возражения, когда они направ ляются протпв регионального договора для Европы. Такой договор, имеющий действи тельно оборонительный характер, вполне совместим п с принципами Устава Органи зации Объединенных Нации. ІГа Берлинском совещании не раз гово рилось о том, что ныііспгнпй мир расколот, что теперь существуют страны с различ ным общественным устройством. Само собой разумеется, что нельзя не считаться с этим Фактом. Нельзя не считаться с тем, что не только Советский Союз, но и целый ряд других государств встали на путь со циализма и народной демократии и успеш но двигаются вперед ио этому пути. В этом мы видим величайшее достиже ние XX столетия. Мы не собираемся отри цать того факта, что лагерь мпра, демо кратии и социализма теперь объединяет государства, имеющие население 800 млн. ленно подписать австрийский договор, ес ли будут приняты два предложения, необ ходимость которых вызывается фактом подписания паппжского соглашения о соз дании «европейского оборонительного сооб щества» Вот этп два предложения. Во-первых, мы предложили, чтобы Авст рия взяла на себя обязательство не участ вовать в каких-либо военных группиров ках, направленных против других госу дарств, участвовавших в войне протпв гитлеризма и в освобождении Австрии, и чтобы территория Австрии не предостав лялась для создания иностранных военных баз. Во-вторых, мы пастапвалп на том, чтобы в австрийском договоре была сделана ого ворка, что, в связи с задержкой заключе ния мирного договора с Германией предо ставляется возможность оставления нахо- 1954 года. Это будет совещаппе предста вителей СССР, США, Франции, Англии и Китайской Народной Республики по мир ному урегулированию корейского вопро са,— при участии Корейской Республики, Корейской Народно-Демократической Рес публики и тех других страп, вооруженные силы которых принимали участие в воен ных действиях в Корее, и которые по желают присутствовать, и по вопросу о восстановлении мпра в Индо-Кптае — т а к же с участием заинтересованных в этом государств. Таким образом, 2G апреля в Женеве со стоится совещание, в котором прпмут уча стие пять велпкпх держав, по двум наи более острым вопросам положения в Азии: по корейскому вопросу и по вопро су о положении в Индо-Кптае. Тем самым Китайская Народная Республика займет свое законное место на совещании с дру- дящихся сейчас на территории Австрии | гпмп великпмп державами. иностранных военных частеп четырех го сударств н что вопрос о сроке вывода вопнекнх частей четырех держав с терри тории Австрип будет вновь рассмотрен не позінее чем в 1955 году. Если бы не бы ло планов создания, ;«европейской армнп», в этой последней *' оговорке не было бы необходимости. Эта оговорка стала необхо димой. поскольку со стороны США п Анг лии сейчас проводятся всякие меры нажи ма, чтобы Франция и другие страны согла сились на восстановление милитаризма в Западной Германии, что, разумеется, уси ливает опасность нового аншлюсса (при соединения) Австрии. Правительства США, Англии и Франции пе согласились с предложенпем Советско- человек. Рост сил этого демократического; Р __ _____ „ лагеря очевиден и , действительно, во мпо- І п П ^ пггтппПррпГ^тптипп TW г я ѵ т і нпи в австрийский договор., Іем самым они помешали и правительству Австрия отнестись к этпм предложениям с долж ным пониманием. В результате этого ав стрийский договор пе был подписан. Приведенные факты показывают, что ответственность за срыв подписания авст рийского договора лежит на правптельгг- вах США, Англин и Франции, не желаю- гом поучителен. Однако мы последовательно стоим за ленинский поппцип сосуществования госу дарств с различным общественным устрой ством. Мы считаем, что, песмотря па различия общественного устройства, например, в странах Европы, все европейские народы заинтересованы в сохранении п укрспле- отназаться от создания военных группиро вок, направленных друг против друга, та к ка к создание та кпх группировок не может пе привести к войне. Вместо этого мы предлагаем образовать единый лагерь тельпо свободных выборов. К тому же это предложение было насквозь проникнуто) с настроениями масс, продолліают высту- веденпе которого отстаивают правые лиде- DCB5 евРЗПЕИСКИХ государств стремящихся ры лейбористской партии. Да и в Запад-; к еоеспеченпю своей оезопаспости и укреп м р ^лтттл ігтгт*n п нпплттл к п*гліг /* тгл / рл « гл лТ) нои Германии социал-демократы, считаясь недоверием к германскому народу и его де мократическим силам. Даже это, чисто внутреннее дело Герма нпп, предлагалось изъять нз р у к немцев п передать оккупационным властям. Предло жение Советского Союза о том, чтобы че тыре державы оказали немцам содействие в создании из представителей парламен тов п демократических организаций Во сточной и Западной Германии временного общегерманского правительства и чтобы это правительство само провело общегер- манекпе свободные выборы, пе было при нято. Не было принято и другое наше пред ложение о том, чтобы до общегерманекпх выборов с территории к а к Восточной, та к и Западной Германпп был произведен вы вод всех оккупационных войск, за исклю чением лишь строго ограниченных контин гентов. Это советское предложение было направлено па то, чтобы исключить дав ление па выборы со стороны оккупацион ных властей. Однако, сторонники та к на зываемых «свободных выборов» отказа лись принять и это предложение, которое в наибольшей мерс соответствует инте ресам действительной свободы выборов. Даллес и сейчас пропзпоепт речи о Бер линском совещании, в которых выдает се бя за ярого сторонника «свободы» пародов, за сторонника «свободных выборов». Но мы знаем, что не всякие словз о «свободе» являются защитой действительной свобо ды для народа, для трудящихся. Некото рым «защитникам» свободы правится т а кая «свобода», прп которой у эксплуата торов п милитаристов развязаны руки и онп ж и в у т прппеваючн, а трудовой парод остается под постоянной угрозой войны п нового истребления. Мы, разумеется, пеза та кую «свободу». Мы за та кую свободу, подлинную свободу, когда милитаристы лишены возможности вовлекать пароды в новые кровавые войны. Известно, что в свое время в период 1932 — 1933 годов Гитлер и его клпка пришли к власти также на основе т а к на зываемых «свободных выборов». Гнтлср не сразу стал рейхсканцлером Германпп. Сна чала ему расчистили путь тогдашние аденауэры, вроде известного фон Папена, принадлежавшего к той же самой партии, что и теперешний боннский премьер-ми нистр Аденауэр. Хорошо известно, что тог- пать против политики Аденауэра, на правленной на то, чтобы даже ценой от каза от объединения Германпп Форсиро вать возрождение германского милита ризма. Это и понятно. Политика, ведущая к возрождению германского милитаризма, вызывает законную тревогу во всех стра нах Европы. В связп с этпм курсом во весь рост встает вопрос: куда идет дело — к упро- чеппю мира пли к повой войне? Куда ведет тсперешпнй курс США, Анг лпп п Франппп по германскому вопросу? Этот курс ведет к созданию военной группировки одних европейских государств поотігв другпх европейских государств. Иттп по этому пути ,— значит отказаться от задач укрепления мира п безопасности в Европе. Иттп по этому пути, — значит встать на путь подготовки новой войны в Европе, что ведет к третьей мировой войне. Правда ли, что Фрапцпя, Италия, Бель гия и связанные с ними европейские стра ны в интересах безопасности вынуждены птти по этому пути? Действительно ли не обходимо создание «европейского оборони тельного сообщества», а вместе с нпм п ремплптарпзащія Западной Германпп, что бы обеспечить пх безопасность н мир в Европе? В последнее время, особенно во Францпп, не раз спрашивали о том, имеется ли аль тернатива «европейскому оборонительному сообществу», то есть, чем можно заменять это пресловутое «сообщество» п можно лп обеспечить мир и безопасность в Европе, не прибегая к созданию «европейской ар мии», опирающейся на возрождение мили таризма в Западной Германии. Хотя пе раз ставились эти вопросы, но это делалось обыкновенно для того, чтобы косвенным образом оправдать планы, предусмотрен-j ные парижским и боннским договорами. ленпю мпра в Европе. В этой системе ев ропейской безопасности никакое, хотя бы и сильное, государство по должно иметь господствующего положения. Суверенитет всех и каждого и? участников этой систе мы коллективной безопасности должен быть обеспечен п огражден от покушенпй извне. На этих основах построен проект «Общеевропейского договора о коллектив ной безопасности в Европе». Этот проект не встретил поддержки со стороны міпшстров иностранных дел Фран ции, Англии и США. Но никакие минист ры не могут отвергнуть пдею коллектив ной безопасности народов Европы. Эта пдея понятна народам. Она вызывает со чувствие у всех миролюбивых людей. Идея общеевропейского договора о кол лективной безопасности в Европе будет прокладывать себе все новые пути к серд цам м и л л и о н о в людей, л это будет верней шим образом служить делу мігра и безопас ности в Европе, а, вместе с тем, и во всем мире. При этом Советский Союз высказы вается за то. чтобы до заключения мирно го договора не было допущено создание германских вооруженных спл, что означало бы осуществление на этот период нейтра лизации Германии. Те или иные министры могут, конечно, сгропть п дальше всякие планы насчет соз дания «европейского оборонительного сооб щества» и насчет ремилитаризации Запад ной Германии. Но из ’этого ничего не по лучится кроме еще одной ненадежной воен ной группировки, лишенной поддержки народов. Другое дело — пдея коллективной безопасности народов Европы, которая выражена в общеевропейском договоре или может получить какую-либо другую форму. Эта идея находит все больше со чувствия у народов Европы, потому что в пей выраікены глубочайшие стремления к укреплению мира, к установлению всеоб щей безопасности. Ссретскос правительство никогда не скрывало своего отрицательного отноше нии мира. Мы стремимся к тому, чтобы в ! 1*11* отказаться от планов возрождения вопросе о защите мпра не было двух лаге -1 германского милитаризма, что усиливает рей ка к в Европе, т а к и во всем миро. Мы I опасность нового аншлюсса Австрип. призываем все европейские государства I Попытки, которые делаются сейчас офи циальными лицами в США, Англии и Франции, а также в Австрии, свалить ьп- ну за неподпнеание австрийского договора на Советский Союз, лишены всякого осно вания. В настоящих условиях Советское Правительство не может не считаться с опасностью возрождения германского м.і- На Берлинском совещании Советский j нпя к Северо-атлантическому пакту, выра- Союз противопоставил планам создания і жающему стремления англо-американского военных группировок европейских госу- блока к мировому господству. Попытки дарств конпретиый план согласно которо-Jсоздания «европейского оборонительного му обеспечение мпра н безопасности для сообщества», включающие прямое пособ- всех стран Европы было бы поставлено па твердую почву. Этот план нашел свое вы ражение в советском проекте «Общеевро пейского договора о коллективной безопас- j против умножения этих расхождений. Мы ности в Европе». [стремимся к урегулированию спорных г.оп - ничество возрождению германского мили тарнзма, во многом умножают имеющиеся колониального расхождения. Советское правительство лптарнзма п новои угрозой аншлюсса Ав стрии, недопущение чего специально пре дусматривается в австрийском договоре. Советский Союз выражает свою готовность подписать договор с Австрией к а к только будет получено согласие на указанные выше предложения, соответствующие пн- тг-pecaw самого австрийского народа, рав но ка к и интересам мира и безопасности зеех пародов Европы. III. Кроме германского и австрийского воп росов, па Берлинском совещании обсуж дался вопрос о мероприятиях по уменьше нию напряженности в международных от ношениях, что было предусмотрено первым пунктом повестки дня. Обсуждение этого ☆ ☆ Сейчас широко обсуждаются пто гп Бер линского совещания. Во многих странах по этому вопросу выступают официальные представители п печать различных направ лений. Министр иностранных дел Францпп го ворил на днях о значении Берлинского со вещания и, особепно. о важности соглаше ния относительно созыва нового совещания в Женеве, где будет обсуждаться вопрос о восстановлении мнра в Пндо-Кптае. Ход событий показывает, насколько стало а к туальным решение этой проблемы. Министр иностранных дел Англпп в своем выступлении в палате общин па прошлой педеле высказал ряд критических замечаний о Берлинском совещанпп, по, вместе с тем. прпзпал это совещание «вполне целесообразным». Он добавил, что «совещаппе, безусловно, не усилило меж дународного напряжения». В его заявле ниях сказывается неудовлетворенность тем. что некоторые расчеты, связываемые с попытками пажпма на СССР, не оправ дались. Известно также, что в Соединенных Штатах былп пападкп на Даллеса со сто роны отдельных сенаторов, особепно за проявленную им будто бы излишнюю уступчивость в отношении Китая. Этих сенаторов неудержимо тянет назад, и они хотели бы. чтобы велпкпй китайский на род оставался па старом положении полу- государства, бессовестно Значение этого соглашения, достигну того на Берлинском совещании, сейчас еще нельзя полностью оценпть. Но это согла шение может послужить разрешению двух ьажных проблем в Азии, что будет содей ствовать дальнейшему уменьшению меж дународной напряженности. В разрешении вопроса о Корее оказа лась бессильной Генеральная Ассамблея ООН, которая и т у т действовала под на жимом со стороны Соединенных Штатов Америки. Этот пажпм со стороны США привел Генеральную Ассамблею к непра вильным решениям, сорвавшим созыв По литической конференции по корейскому вопросу. В этом же направлении дейст вовали представптелп США и па перегово рах в Паньмыньчжопе. Берлинское совещание помогло развя зать этот узел. Теперь представптелп Со ветского Союза, Китайской Народной Рес публики, Соединенных Штатов Америки, Англпп и Францпп, вместе с представите лями обеих частей Кореи, смогут рассмот реть вопрос об окончательном урегулиро вании корейского вопроса. Задача заклю чается в том, чтобы оказать содействие национальному объединению Кореи па де мократических началах и переходу Кореп от перемирия к прочному миру. Особую заинтересованность представи тель Франции на Берлинском совещанпп проявил в отношении вопроса об Пндо- Кнтае. Здесь колониальная политика Фран ции зашла в т уп п к, натолкнувшись на героическую борьбу вьетнамского народа, отстаивающего своп права на мир п на циональную свободу. Она, вместе с тем, наложила непосильное бремя на француз ский народ, требуя от него все новых, п прп том бесцельных, жертв. Перед совещанием в Женеве будет стоять сложная задача — обеспечить вос становление мпра п нацпональные права народов Пндо-Клтая. Здесь многое зависит от п о з и ц и и правительства Францпп, но также от позиции Соединенных Штатов Америки, со стороны которых все больше усиливается вмешательство в дела Индо- Кптая. Главное же будет зависеть от приз нания всеми участниками совещания необ ходимости решить вопрос о восстановле нии мпра в Индо-Кптае не путем продол жения безнадежной войны, а путем согла шения, отвечающего принципам свободы п национальной независимости народов. эксплуатируемого иностранным капиталом. Но этп времена навсегда прошли. Будем надеяться что это дойдет п до сознания упомянутых сенаторов. На основапин всего сказанного можно приттп к определенным выводам. Не следует, конечно, переоценивать ре^ зультатов Берлинского совещания. Тем- бо лее, что по-настоящемѵ об этом можно бу дет судить только по результатам Же невского совещания, с котором состоялось соглашение в Берлине. Нельзя, однако, не считаться с тем фак том, что окончился тот длительный пере рыв в совещаниях великих держав, кото рый затянулся на пятилетие. Состоялось Берлинское совещание, способствовавшее выяснению ряда международных вопросов и проложившее путь к совещанию пред ставителей США. Англпп, Франции, Со ветского Союза п Китайской Народной Рес публики, вместе с представителями дру гп х государств. Принимаемые Советским Союзом меры направлены на уменьшение напряженно сти в международных отношениях и, сле довательно. на упрочение мира. Факты свидетельствуют о том, что эти меры не остаются безрезультатными. Все говорит о том, что проводимая Со ветским Правительством политика содей ствует укреплению международных пози ций Советского Союза п всего демократи ческого лагеря. Редактор А. Т. ВОРОБЬЕВ. Адрес редакции: г. Мурманск. •пр. Сталина. 45-а. Телефоны редакция* огдел писем— 28-95. отв секретарь — 25-22. зам. отв секретаря — 28-4G. оіделы: партийной жизни — 32-63. пропаганды— 27-91, промышленности и транспорта — 24-58, культуры н быта— 34-56, информации — 31-22, сельского хозяйства — 30-59, зам.редактора — 36-35 и 34-56, редактор — 25-23, бухгалтерия — 30-59, для районов — 45. Типография «Полярная правда». Зак. 1161 Тир. 45.000 ПН 03622
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz