Полярная правда. 1954, июнь.

П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А г а 149 (7871) 25 нюня 1954 г. П А Р Т И Й Н А Я ЖИ З Н Ь Политическая уче ба судоремонтников В Терпберскпх судоремонтных мастер­ ских нз года в год все коммунисты изу­ чают основы марксистско-ленинской тео­ рии. Повышая свой пдейно-полптпчсский уровень, коллектив судоремонтных мастер­ ских борется за претворение в жизнь исторических решении XIX съезда пар­ тии, сентябрьского и февральско-мартов- ского Пленумов ЦК КПСС. Па основе широко развернутого социа­ листического соревнования коллектив вы­ полнил задание 4-х месяцев' 1054 гола на 106,3 процента. Значительных успехов в выполнении государственного плана до­ бились коллективы: электрорадпоцеха (на­ чальник тов. Камышанскпй), завоевавше­ го в первом квартале переходящее Крзснос знамя, корпусного цеха (начальник тов. Лаптев В. С.). горячего цеха (начальник тов. Ситников П. Я.). В достижении этих успехов нашему кол­ лективу во многом способствовала как агитационно-массовая, так и пропаганди­ стская работа, проводимая партийной ор­ ганизацией судоремонтных мастерских. В сети партийного просвещения в истек­ шем учебном году занималось 36 комму­ нистов и 5 комсомольцев. Прп парторга­ низации были организованы два кружка: один основного типа второго года обуче­ ния^ по изучению истории Коммунистиче­ ской партпп, другой по изучению эконо­ мики социалистических промышленных предприятий. Кружком по изучению исто­ рии КПСС в течение трех лет руководила пропагандист тов Тюшева, заслуженно пользующаяся авторитетом у слушателей. Весь учебный год в этом кружке была хо­ рошая посещаемость п успеваемость. Хо­ рошо проходила учеба п в кружке по изу­ чению якономпкп промышленных пред­ приятий, где руководителем был комму­ нист тов. Виленский. Борясь за повышение идейно-политиче­ ского уровня партийной пропаганды, ин­ дивидуальным подход к изучающим основы маркспзма-іенинизма, партийная органи­ зация судоремонтных мастерских доби­ лась неплохих результатов в прошедшем учебном году На итоговые занятия в кружке по изучеиию истории КПСС яви­ лись все, как один, слушатели этого кружка. Коммунисты Беликов. Харитонов, Кыт- манов ярко п убедительно в своих ответах рассказали о работе XVIII съезда партии, о задачах, поставленных съездом перед со­ ветским народом. К тому же всс они уме­ ло увязывали матешіал с успехами по дальнейшему развитию народного хозяйст­ ва нашей Родины в послевоенное время. Слушатели Карпунпчев. Скрябин, Ко­ жанов и другие рассказали о Великой Оте­ чественной войне советского народа про­ тив фашистской Германии и империали­ стической Японии. Кружковцы пз итоговых занятиях ука­ зали п на ряд недостатков в деятельности сети партийного просвещения. Мало прак­ тической помощи оказывал Териберскпй райком КПСС, недостаточно осуществлял­ ся контроль за идейным содержанием за­ нятий со стороны партийного бюро. Не читалось лекций в помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию работни­ ками аппарата райкома КПСС, даже круж­ ки не были обеспечены литературой по последним темам учебной программы. Коммунисты пашей партийной органи­ зации изъявили желание продолжать уче­ бу в лектории С этой целыо партбюро ор­ ганизует два лектория: по изучению ос­ новных произведений марксистско-ленин­ ской теории и по текущей политике. М . ЖАРАВИН . Секретарь парторгапизаціт Терн- берских судоремонтных мастер­ ских. ; •. • ■ у*'*’* . ' • .V- "ѵ. ■ * і. ••• я --1 - - . - j ■ Г: : ‘ : Л- ... я ш т Ш Ш § ^ ПО КАНДАЛАКШЕ- И РАЙОНУ- Семинар помполитов, секретарей судовых парторганизаций и агитаторов Политядел Мурманского морского арк­ тического пароходства провел десятиднев­ ный семинар помполитов и'секретарей су­ довых партийных организаций.- В работе семинара приняли участие 18 человек. К чтению лекций и докладов были при­ влечены квалифицированные лекторы и руководящие работники областного коми­ тета КПСС, работники политотдела паро­ ходства и специалисты морского дела. Опытом работы по постановке полити­ ческой агитации на судах поделились пом- полпты тт. Комаров (ледорез «Литке») и Сопелктш (ледолол «Седов»). Помполит парохода «Кама» тов. Царев рассказал об опыте организации социалистического со­ ревнования на корабле. * * * Политотдел Мурманского морского арк­ тического пароходства провел трехднев­ ный семинар агитаторов кораблей. Агитаторы прослушали ряд лекций о международном и внутреннем положении Советского Союза. Большой интерес вызва­ ли у агитаторов лекции на тему «Марк­ сизм-ленинизм о религии» и «Организа­ ция хозрасчета и пути борьбы за повы­ шение рентабельности работы флэта». О Формах и методах работы агитатора рассказала консультант Мурманского гор­ кома КПСС тов. Выдрякова. Для слушателей семинара были орга­ низованы культпоходы в кино и театр. Самоотверженно трудится над вы- !ращнванием урожая картофеля, овощей н кормовых культур г.олеводче- ■ская бригада подсобного хозяйства судоверфи, возглавляемая опытным !бригадиром тов. Л. Баскаковым. I Выполняя постановление сентябрь- .ского Пленума ЦК КПСС о поднятии 'урожайности сельскохозяйственных |ікультур, коллектив бригады досроч- Iно. при высоком качестве полевых работ, завершил весенний сев. Сей- ]час успешно проводятся работы по 1уходу за посевами. Уже дважды на !площади 34 гектара минеральными удобрениями подкормлены многолет- 1ние травы. Подкормлены также и по- Iсевы овса. Работники закрытого !грунта успешно трудится над выращиванием огурцов. Ими уже собрано и передано для продажи значительное количество первых урожаев огурцов. На снимке: бригадир-полевод подсобного хозяйства судоверфи тоз. Л. БАСКАКОВ. Фото Б. Внрина. Будем учиться на опыте передовых На днях коммунисты села Порья губа обсудили статью «Пз опыта работы пер­ вичной партийной организации колхоза «Всходы коммуцпзма», помещенную в «Полярной правде» 12 мая. Прп обсуждении статьи коммунисты вскрыли недостатки в работе колхоза «Красный Октябрь». Выступившие в пре­ ниях инструктор райкома партпп тов. Ссгохпи и председатель колхоза тов. Чу- рилов рассказали о работе колхоза «Всхо­ ды коммунизма», о том, как этот колхоз с помощью партийной организации стал миллионером, передовым в районе. Коммунисты приняли решение — при­ менить в своей работо положительный опыт работы партийной организации кол­ хоза «Всходы коммунизма» и провести в бригадах своего колхоза беседы об эконо­ мическом положении и работе варзугского колхоза. К . ПОПОВ. Вырастим высокий у р о ж а й Дружно и организованно провела ве­ сеннюю посевную кампанию полеводческая бригада колхоза «Волна» Терского района. Органических удобрений и золы было за­ готовлено и вывезено на поля больше, чем намечалось по плану. Парниковое хозяйство артели увеличилось в нынеш­ нем году па 10 рам. В этом году наша бригада впервые применила выращивание капустной рас­ сады в торфо-перегнойных горшочках. Рассада выросла хорошей. Также впервые выращиваем огурцы в парниках. Все полевые работы, сев однолетних трав, посадка корнеплодов и картофеля были проведены в короткие сроки, на вы­ соком агротехническом уровне. Колхозницы тт. Окунева, Чеченпна, Устинова. Котлова, колхозник Тебеньков, 13-летний подросток Елисеев работали быстро и хорошо. Плохо помогла нам Умбская МТС. Трак­ тор, посланный в наш колхоз, застрял на ремонте в селе Тетрнно, в 30 километрах от нас. Пять лет нам обещают завезти мине­ ральные удобрения, но дальше разговоров дело не идет. Слабо помогает полеводческой бригаде председатель колхоза тов. Стрелков. Только лишь благодаря помощи инструк­ тора райкома партии тов. Забелила наша бригада своевременно выполігпла все по­ левые работы. Сейчас мы стараемся провести уход за посевами так, чтобы вырастить высокий урожай и убрать его без потерь. Л. ВЕРЕТЕННИКОВА. Бригадир полеводческой бригады. Успехи машиностроителей На Кандалакшском механическом заводе впереди соревнующихся идут коллективы второго, третьего, четвертого и седьмого, цехов. В цехе Л1 2 застрельщиками социали­ стического соревнования являются комму­ нисты. Бригада члена КПСС тов. Суворова занимается изготовлением деталей для го- ловоотсекающих машин рыборазделочного агрегата. Ежедневно она значительно пе­ ревыполняет нормы, выпускает продук­ цию хорошего качества и при этом эконо­ мит материал. Бригада коммуниста тов. Кокарева ус­ пешно освоила выпуск новых сложных механизмов — кран-балок. Передовик производства коммунист тов. Шестепероз довел выполнение сменных ноерм выработ­ ки до 300 процентов. У работников лесхоза Работники лесного хозяйства одновре­ менно с охраной ведут восстановление лесных богатств района. Нынешней вес­ ной онп посеяли 28,5 гектара семян сос­ цы. Кроме того, произведен посев лесо­ культур к посевам предыдущих лет. В недалеком будущем здесь зазеленеют моло­ дые сосенки. * За пять лет Кандалакшский лесхоз по­ сеял много различных лесокультур на площади в 100,5 гектара. С наступлением жарких дней над ле­ сами будет патрулировать самолет. Цель его полетов — обнаружение и предотвра­ щение лесных пожаров. Строительство в лесу Меняется облик лесных поселков За­ полярья. С каждым годом улучшается быт лесозаготовителей. Труженики леса справ­ ляют новоселье в. новых домах; в посел­ ках появляются новые культурно-бытовые учреждения. В этом году в Кандалакшском леспром­ хозе на жилищное строительство ассиг­ нуется около двух миллионов рублей. Большие средства отпускаются и в ІІот- озерском леспромхозе. Сейчас ведется строительство новых поселков в Медвежьей и Лисьей губах. В Лисьей губе будут построены шко­ ла, клуб, радиостанция, в жилые дома запланировано провести водопровод и ка­ нализацию. Большое строительство развертывается на лесопункте Копец-Ковдозеро. Здесь на­ мечено установить 10 щитовых чіяътрех- квартпрпых и несколько восьмпквартир- ных домов. Для успешного проведения ра­ бот на лесопункт доставлены передвиж­ ная электростанция, пилорама, бульдозер, станок для изготовления кирпича. Па лесопункте Кнчаны заканчивается сооружение детского сада. Намечается здесь строительство и детских яслей. Суда обрабатываются досрочно К открытию навигации кандалакшекпе портовики прнш.тп хорошо подготовленны­ ми. В порту были отремонтированы при­ чалы п погрузо-разгрузочные механизмы, приведены в порядок складские помеще­ ния. Когда пришел первый лихтер «Ко­ лежма». портовики дружно взялись за дело. В результате самоотверженного и слаженного труда судно было разгружено досрочно на 16 часов. Особенно хорошо работали бригады грузчиков тт. Стеблева, Чурина и Моро­ зова. Средняя выработка у них составила 250— 300 процентов нормы. На днях в порт пришел еще один лих­ тер. Он также был обработан скоростными методами. В здравницах страны Многие рабочие, служащие, инженеры и техники механического завода хорошо провели отпуск, многие собираются по­ ехать отдохнуть на юг. Недавно мастер отдела технического контроля цеха *чг 1 механического завода Н. Блескпн вместе с супругой — токарем этого цеха вернулся пз Ялтц. Они прове­ ли там свой очередной отпуск. Муж и жена фрезеровщики Струнины отдыхают сейчас в Сестрорецке. Токарь Момонт по­ правляет свое здоровье в Мурмашах. Окрепшими, хорошо отдохнувшими воз­ вратились из здравниц страны многие другие рабочие завода. Инициатива жителей дома У дома М 41, что на Советской улице в Кандалакше, распустили листья березы, зеленеют кусты смородины, зацвела си­ рень. Эти деревья и кустарники посаже­ ны нынешней весной руками гштелей дома. Инициаторами озеленения двора яви­ лись тт. Тюрпков, Губарев, Малинин и Ко­ лосов. Весной они привезли из леса двадцать саженцев. Пх почин подхва­ тили все жители дома. Вечерами мож­ но было видеть как одни вели плани­ ровку двора, другие рыли лунки, третьи бережно сажали в них деревья. Было по­ сажено 33 рябины, березыJ черемухи, 30 кустов смородины. Скоро на клумбах двора появятся цветы. Любительница цветов тов. А. Гу­ барева сейчас выращивает цветочную рассаду. Оберегать и ухаживать за насаждения­ ми помогают взрослым ребята: Нина Ко­ лосова, Пра Малинина, Слава и Володя Губаревы, Леля и Валя Тюрпковы. -О- Вручение аттестатов зрелости На днях в г. Еировске в помещении городского Дома культуры состоялся вы­ пускной вечер учащихся 10-х классов первой средней школы. О т л и ч н и к и школы Тамара Говардов- ская, Анатолии Ободовскпй, Владимир Пе­ регуд награждены золотыми медалями. Евгения Барсукова, Борис Мингалев и Александр Юрьев отмечены серебряными медалями. После доклада директора школы были вручены выпускникам золотые, серебря­ ные медали и аттестаты зрелости. По окончании торжественной части состоял­ ся прощальный вечер, на котором присут­ ствовали преподаватели и родители уча­ щихся. Восьмилетняя волокита Начало этой возмутительной'" истории уходит своими корнями еще во времена, когда Главмурманрыбпром назывался объе­ динением «Мурманрыба», дом Хг 46 на­ ходился в ведении жилпщно-коммуналь­ ного хозяйства рыбокомбината и когда, собственно, вопрос не стоял так остро... В начале войны* тринадцать лет назад, попаданием авиационной бомбы был час­ тично разрушен первый подъезд дома X* 46 по проспекту имени Сталина. Много воды утекло с той поры, в Мур­ манске были восстановлены и вновь по­ строены десятки новых многоэтажных зданий, появились новые улицы и новые поселки, но до подъезда дома Л** 46 руки строителей как-то не доходили. Тогда свой голос подняли жильцы до­ ма. Они обращались к руководителям домоуправления, жилищно-коммунального управления главка, в Главмурманрыбпром: «Долгое время мы терпим неудобства. Негде вскипятить воду для стирки, негде испечь пирог, ибо не пропускают дыма разрушенные дымоходы. Окна лестничных клеток наглухо забиты досками, освеще­ ния нет, того и гляди, поломаешь ноги в подъезде. Трубы в санузлах неисправ­ ны, в комнаты проникает вода, портит стены и потолки. Помогите, отремонти­ руйте!» Но, как от каменной стены, безрезуль­ татно отскакивали жалобы людей. Жильцы начали писать в исполком горсовета. Дважды исполком принимал решешія, устанавливал сроки ремонта, «обращая внимание» начальника главка на задержку работ. 18 июля прошлого года председатель исполкома горсовета тов. Мякпшев писал начальнику главка тов. Сапанадзе: «Ис­ полком городского Совета настаивает в течение июля и до 15 августа провести ремонтные работы по указанному выше подъезду, приступив к их осуществлению но позднее 21 июля 1953 года». Прошел июль л почти весь август, но в главке и пальцем не пошевельнули, что­ бы начать ремонт. Жильцы продолжали сигнализировать, и заместитель начальника главка тов. Кнсляк 29 августа, наконец, сообщил, что «ремонт указанного подъезда будет произ­ веден в 1953 году строительным управ­ лением Главмурманрыбпрома». Прошел 1953 год. Встречая Новый год, жильцы первого подъезда дома IN* 46 с грустью отметили восьмую годовщину волокиты с ремонтом, недобрым словом помянув бюро­ кратов. Н только в начале июня 1954 года управдом тов. Карпунькпн обошел квар­ тиры первого подъезда, сообщив, что с 11 июня, наконец-то, начинается долго­ жданный ремонт дома, и что жильцам цадо подыскать себе пристанища на пе­ риод ремонта. Прошло две неделп, а пока что во двор дома только подвезли кирпич и части' подъемного механизма. Управдом тов. Карпунькнн считает сейчас, что коль привезли кирпич, то ремонт будет сделан, что теперь все в порядке, волокита, кончилась. Это хорошо, что ремонт, наконец, будет произведен. А виновники волокиты — начальник главка, тов. Сапанадзе, его заместитель тов. Кнсляк, начальники жилищно-ком­ мунального и строительного управлений главка тт. Смирнов н Санков — так и остаются безнаказанными? і Нельзя остав­ лять этот вопрос без ответа. А . КРАЕВ . НА БЕРЕГУ ОЗЕРА ИМАНДРА На живописном берегу озера Имандра раскинулись лотнпе дачи пионерского ла­ геря. Каждое лето сюда приезжают сотни детей трудящихся Мончегорска. Много ин­ тересного ждет пионеров в этом пионер­ ском лагере. Вместе с вожатыми от­ дыхающие школьники совершат тури­ стские походы иок горам, лесам и озерам родного края, побывают в гостях у горняков Кировска, ученых ПОВНР’а. На днях в пионерский лагерь приехала первая группа отдыхающих. В этом году, как и в прошлые годы, сотни пионеров и школьннкоз Мончегор­ ска проведут лешие каникулы на Риж­ ском взморье. На днях пз Мончегорска выехала первая партия пионеров и школьников. Новый вид продукции В нынешнем году Кандалакшский гор- промкомбпнат выпустит на 640 тысяч рублей продукции больше, чем в прошлом. Недавно здесь освоен выпуск нового вида изделий — комбинированной тумбоч­ ки с этажеркой. В магазинах уже появи­ лась эта продукция. БЕСЕДЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Заканчивая среднюю школу, юноши и девушки часто затрудняются в выборе профессии, так как но пмеют достаточно­ го представления нп об одной производст­ венной сп(зциалыіости, не владеют прак­ тическими умениями и навыками. Между тем, в ближайшее время, в связи с пере­ ходом па^ всеобщее среднее образование, многие из оканчивающих среднюю школу пойдут работать на производство. Эго обязывает общеобразовательную школу уделить особое внимание подготовке уча­ щихся к практической деятельности. Политехническое обучение и имеет своей целыо дать молодежи знания о научных принципах производства, при­ вить школьникам практические иавыкп н облегчить им тем самым выбор профессии. Политехническое образование не озна­ чает ознакомления со многими отраслями промышленности, со всеми применяемыми на производстве машинами и технологи­ ческими процессами. Его задача состоит в том, чтобы на немногих, тщательно ото­ бранных и доступных школьникам объек­ тах показать общие принципы современ­ ной техники и ‘гехнологин. Основная роль в осуществлении боль­ шой н серьезной задачи политехнического обучения принадлежит учителям физики, хпміги, биологии, математики, географии, черчения. Однако они не могут решить такой задачи без правильного воспитания учащихся в начальной школе, без необ­ ходимого контакта в работе с другими учителями, без содружества школы с семьей и советской общественностью. Основы политехнического обучения за­ глядываются на тех уроках физики, хи­ мии, биологии, где учителя, излагая но­ вый учебный материал, рассказывают учащимся о применении законов природы в технике и технологии, рассматривают с ними научные принципы производства. известно, что многие дети ужо в до­ школьном возрасте проявляют большой интерес к технике: они могут подолгу наблюдать на улицах городов за работой различных машин, настойчиво расспра­ шивать шофера или тракториста об уст­ ройстве его машины. Однако такой инте­ рес к технике не возникает у детей сам собой, а появляется в результате воздей­ ствия- родителей, старших братьев пли сестер, товарищей и других. Для развития интереса и любви к со­ временной технике большое значение мо­ гут иметь прежде всего рассказы родите­ лей о тех машинах, с которыми нм при­ ходится иметь дело на производстве. Та­ кие рассказы должны касаться, конечно, не только самой техники, но н труда ра­ ботников производства, давать в доступ­ ной детям Форме характеристику произ­ водственных профессий, Некоторые родители,' а также взрослые братья и сестры очень удачно знакомят детей с заводом, колхозом, совхозом, где они работают, часто рассказывая в семье о своих успехах п затруднениях в рабо­ те, о борьбе коллектива за выполнение и перевыполнение производственного плана илн за вы со кий урожай. Тогда вся семья, а в том числе п дети, начинают жить ин­ тересами того производства, на котором работают члены этой сомьи. Если у родителей имеется возможность повести детей, учащихся 5— 10 классоз, на свое производство, то ее следует обя­ зательно использовать Ведь в этом слу­ чае дети ещо лучше, чем только со слов родителей, будут представлять себе ту технику, которая применяется на произ­ водстве. Они познакомятся с тем, как работают передовики производства, как они используют технику. В ряде школ такая работа уже прово­ дится. Например, пз 400 учащихся 5— 10 классов 1-й Загорской школы уже 340 учащихся посетили с родителями места нх работы — МТС, МТМ, типогра­ фию, токарный, медницкий, котельный, сборочный и другие цехи завода, желез­ нодорожное депо, телефонную станцию, электростанцию, трикотажную фабрику. С особым успехом как отмечает класс­ ный руководитель 1-й Загорской школы Г. М. Иванов, прошла экскурсия на мест­ ный завод сельскохозяйственного машино­ строения. В штамповальнопрессовом цехе один нз родителей, мастер этого цеха, охотно объяснил учащимся устройство и принцип действия станков. Но рабочим чертежам он указал особенности выпол­ няемого задания, а затем продемонстриро­ вал на станке ряд производственных опе­ раций. Школьники посетили также меха­ нический, литейный, формозочный п мо­ дельный цехи, а также цех электро­ сварки и монтажа. Учащиеся получили огромное удовле­ творение Они убедились в том, как необ­ ходимо рабочим знать основы физики, механики, химии, черчонпя, как умело они используют своп знания для улучше­ ния дела. Это заставило некоторых школь­ ников пересмотреть свое отношение к учебным занятиям, к работе в кружках. Гуляя с маленькими детьми, нужно обращать пх внимание на работу различ­ ных машин. Например, в городе можно показать детям, как работают машины, асфальтирующие улицы, как действует подъемный кран на стройке, а в деревне следует познакомить детей с сельскохо- зяиствениыми машииами С детьми младшего и среднего школь­ ного возраста можно организовать, учи­ тывая местные условия, специальные экскурсии для ознакомления с техникон, | фабриками, заводами и профессиями. По­ бывать, например, с ними на площадке строящегося дома, на колхозных полях, на животноводческой ферме, в мастерской. В одной из школ родители провели экскурсию на строительство жилого дома. В разных местах площадки дети длитель­ ное время наблюдали кладку фундамента, изготовление строительного раствора, воз­ ведение стропил, установку междуэтаж­ ных балок и т. п. Один и? родителей, подводя и то ги экскурсии, в беседе с уча­ щимися подчеркнул значение в строитель­ ном деле практических навыкоз в чтении чертежей, владения разнообразными ин­ струментами и знакомства со строитель­ ными механизмами: экскаваторами, ле­ бедками, подъемными кранами и т. п Он указал, что строительные работы опи­ раются на данные таких наук, как хи­ мия, физика, математика. Для расширения политехнического круго­ зора детей полезно посещать с ними раз­ личные промышленные и сельскохозяйст­ венные выставки, использовать для чте­ ния в семье научно-популярные книги по вопросам техники, промышленного и сель­ скохозяйственного производства. Для этой же цели очень полезно иметь дома не­ большую библиотеку из таких книг, ор­ ганизовывать совместное чтение вслух наиболее интересной книги и обсуждать с детьми вопросы, затронутые в ней. Для развития интереса детей к техни­ ке в семье могут быть* также использо­ ваны игры и разнообразные игрушка. Большую роль в приобретении поли­ технических’ знаний, умений и навыков имеет учебный труд детей в семье. Ведь без регулярной самостоятельной работы над выполнением домашних заданий уча­ щиеся не смогут усвоить знания основ наук, приобрести умение применять науку на практике, развить в достаточной сте­ пени необходимые практические навыки. Своим личным примером и указаниями родители могут способствовать развитию у детей важнейших навыков общетрудовои культуры: правильно‘ организовать свое рабочее место, содержать в порядке ору­ дия труда, экономно расходовать мате-' риал, беречь время, планировать п учи­ тывать работу. В связп с задачами политехнического обучения большое значение в настоящее время приобретает выполнение учащимися домашних практических заданий по изу­ чению машин и приборов, применяемых в быту, изготовлению ряда самодельных приборов, проведению разнообразных на­ блюдений и опытов над комнатаыми, са­ довыми, огородными растениями и зомаш- инми животными, выполнение практиче­ ских работ в домашней обстановке, в сагу илн на огороде прп доме. Очень важно приучать детей приме­ нять свои знапия на практике, научить пх задумываться над тем, какими свой­ ствами обладает данный материал, поче­ му при его обработке применяется именно этот инструмент, а не другой, как можно было бы усовершенствовать обработку ма­ териала. Следует также показывать детям, как можно находить ответы на своп во­ просы в книгах, справочниках, энцикло­ педиях. В. II. Ленин говорил, что молодое по­ коление «должно все задачи своего уче­ ния ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту и л и иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (Соч., т. 31, стр. 274). В настоящее время общоственно-полез- ный труд учащихся находит все более широкое распространение. Организуя этот труд, школа стремится закрепить в нем знания н практические навыкп, получен­ ные учащимися на уроках, воспитать у них такие моральные качества, как лю­ бовь к труду, товаришоскую взаимопо­ мощь, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, преданность своей социалистической Редине. Семья может способствовать развитию общественно-полезного труда школьников, если родители будут проявлять к нему достаточное внимание, давать детям сове­ ты при выборе и выполнении заданий, содействовать в приобретении инвентаря н литературы, необходимых для общест­ венно-полезного труда. Для того, чтобы дети могли дома за­ ниматься изготовлением приборов, маке­ тов, моделей, полезно создавать в семье трудовой уголок школьника, учитывая, конечно, условия ж и з н и семьи. Постоян­ ный уголок для работы детей с деревом и металлом можно организовать в чулане, сарае, где ставится стол, необходимый для укрепления верстачной доски п тисков, ,а также для хранения материалов н инст­ рументов. Если создать такой 'уголок нельзя, то детям указывается в комнате пли коридоре то место, где можно распо­ ложиться с материалами и инструмента­ ми лишь на время выполнения практиче­ ского задания, с тем, чтобы затем уби­ рать нх снова туда, где они обычно хранятся. Для проведения опытов с растениями и животными детям полезно иметь домаш­ ний уголок живой природы. Нужно при­ учать детей наблюдать за комнатными растениями и заботиться о них. Кроме' этих растений, в домашнем уголке лживой природы могут находиться аквариум, террариум, клетки с птицами п мелкими зверьками. Детей нужно систематически приучать к хозяйственно-бытовому труду в семье, организуя его по возмолсностп так, чтобы школьники закрепляли п развивали в нем своп знания и практические уменья, по­ лученные на уроках физики, химии, ма­ тематики, биологии, знакомились с уст­ ройством и использованием домашней тех­ ники, могли провести ее несложный ре­ монт, например, починить электроплитку, электроутюг п т. д. Всю эту работу,' направленную к рас- шігренпю политехнического кругозора де­ тей, с усвоению ими практических на­ выкоз, родители должны проводить в тесном контакте с учителями Тогда по­ мощь школе в осуществлении задач поли­ технического обучения будет особенно ценной. Т. САВИЧ. Кандидат педагогических наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz