Полярная правда. 1954, июнь.
П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А г а 149 (7871) 25 нюня 1954 г. П А Р Т И Й Н А Я ЖИ З Н Ь Политическая уче ба судоремонтников В Терпберскпх судоремонтных мастер ских нз года в год все коммунисты изу чают основы марксистско-ленинской тео рии. Повышая свой пдейно-полптпчсский уровень, коллектив судоремонтных мастер ских борется за претворение в жизнь исторических решении XIX съезда пар тии, сентябрьского и февральско-мартов- ского Пленумов ЦК КПСС. Па основе широко развернутого социа листического соревнования коллектив вы полнил задание 4-х месяцев' 1054 гола на 106,3 процента. Значительных успехов в выполнении государственного плана до бились коллективы: электрорадпоцеха (на чальник тов. Камышанскпй), завоевавше го в первом квартале переходящее Крзснос знамя, корпусного цеха (начальник тов. Лаптев В. С.). горячего цеха (начальник тов. Ситников П. Я.). В достижении этих успехов нашему кол лективу во многом способствовала как агитационно-массовая, так и пропаганди стская работа, проводимая партийной ор ганизацией судоремонтных мастерских. В сети партийного просвещения в истек шем учебном году занималось 36 комму нистов и 5 комсомольцев. Прп парторга низации были организованы два кружка: один основного типа второго года обуче ния^ по изучению истории Коммунистиче ской партпп, другой по изучению эконо мики социалистических промышленных предприятий. Кружком по изучению исто рии КПСС в течение трех лет руководила пропагандист тов Тюшева, заслуженно пользующаяся авторитетом у слушателей. Весь учебный год в этом кружке была хо рошая посещаемость п успеваемость. Хо рошо проходила учеба п в кружке по изу чению якономпкп промышленных пред приятий, где руководителем был комму нист тов. Виленский. Борясь за повышение идейно-политиче ского уровня партийной пропаганды, ин дивидуальным подход к изучающим основы маркспзма-іенинизма, партийная органи зация судоремонтных мастерских доби лась неплохих результатов в прошедшем учебном году На итоговые занятия в кружке по изучеиию истории КПСС яви лись все, как один, слушатели этого кружка. Коммунисты Беликов. Харитонов, Кыт- манов ярко п убедительно в своих ответах рассказали о работе XVIII съезда партии, о задачах, поставленных съездом перед со ветским народом. К тому же всс они уме ло увязывали матешіал с успехами по дальнейшему развитию народного хозяйст ва нашей Родины в послевоенное время. Слушатели Карпунпчев. Скрябин, Ко жанов и другие рассказали о Великой Оте чественной войне советского народа про тив фашистской Германии и империали стической Японии. Кружковцы пз итоговых занятиях ука зали п на ряд недостатков в деятельности сети партийного просвещения. Мало прак тической помощи оказывал Териберскпй райком КПСС, недостаточно осуществлял ся контроль за идейным содержанием за нятий со стороны партийного бюро. Не читалось лекций в помощь изучающим марксистско-ленинскую теорию работни ками аппарата райкома КПСС, даже круж ки не были обеспечены литературой по последним темам учебной программы. Коммунисты пашей партийной органи зации изъявили желание продолжать уче бу в лектории С этой целыо партбюро ор ганизует два лектория: по изучению ос новных произведений марксистско-ленин ской теории и по текущей политике. М . ЖАРАВИН . Секретарь парторгапизаціт Терн- берских судоремонтных мастер ских. ; •. • ■ у*'*’* . ' • .V- "ѵ. ■ * і. ••• я --1 - - . - j ■ Г: : ‘ : Л- ... я ш т Ш Ш § ^ ПО КАНДАЛАКШЕ- И РАЙОНУ- Семинар помполитов, секретарей судовых парторганизаций и агитаторов Политядел Мурманского морского арк тического пароходства провел десятиднев ный семинар помполитов и'секретарей су довых партийных организаций.- В работе семинара приняли участие 18 человек. К чтению лекций и докладов были при влечены квалифицированные лекторы и руководящие работники областного коми тета КПСС, работники политотдела паро ходства и специалисты морского дела. Опытом работы по постановке полити ческой агитации на судах поделились пом- полпты тт. Комаров (ледорез «Литке») и Сопелктш (ледолол «Седов»). Помполит парохода «Кама» тов. Царев рассказал об опыте организации социалистического со ревнования на корабле. * * * Политотдел Мурманского морского арк тического пароходства провел трехднев ный семинар агитаторов кораблей. Агитаторы прослушали ряд лекций о международном и внутреннем положении Советского Союза. Большой интерес вызва ли у агитаторов лекции на тему «Марк сизм-ленинизм о религии» и «Организа ция хозрасчета и пути борьбы за повы шение рентабельности работы флэта». О Формах и методах работы агитатора рассказала консультант Мурманского гор кома КПСС тов. Выдрякова. Для слушателей семинара были орга низованы культпоходы в кино и театр. Самоотверженно трудится над вы- !ращнванием урожая картофеля, овощей н кормовых культур г.олеводче- ■ская бригада подсобного хозяйства судоверфи, возглавляемая опытным !бригадиром тов. Л. Баскаковым. I Выполняя постановление сентябрь- .ского Пленума ЦК КПСС о поднятии 'урожайности сельскохозяйственных |ікультур, коллектив бригады досроч- Iно. при высоком качестве полевых работ, завершил весенний сев. Сей- ]час успешно проводятся работы по 1уходу за посевами. Уже дважды на !площади 34 гектара минеральными удобрениями подкормлены многолет- 1ние травы. Подкормлены также и по- Iсевы овса. Работники закрытого !грунта успешно трудится над выращиванием огурцов. Ими уже собрано и передано для продажи значительное количество первых урожаев огурцов. На снимке: бригадир-полевод подсобного хозяйства судоверфи тоз. Л. БАСКАКОВ. Фото Б. Внрина. Будем учиться на опыте передовых На днях коммунисты села Порья губа обсудили статью «Пз опыта работы пер вичной партийной организации колхоза «Всходы коммуцпзма», помещенную в «Полярной правде» 12 мая. Прп обсуждении статьи коммунисты вскрыли недостатки в работе колхоза «Красный Октябрь». Выступившие в пре ниях инструктор райкома партпп тов. Ссгохпи и председатель колхоза тов. Чу- рилов рассказали о работе колхоза «Всхо ды коммунизма», о том, как этот колхоз с помощью партийной организации стал миллионером, передовым в районе. Коммунисты приняли решение — при менить в своей работо положительный опыт работы партийной организации кол хоза «Всходы коммунизма» и провести в бригадах своего колхоза беседы об эконо мическом положении и работе варзугского колхоза. К . ПОПОВ. Вырастим высокий у р о ж а й Дружно и организованно провела ве сеннюю посевную кампанию полеводческая бригада колхоза «Волна» Терского района. Органических удобрений и золы было за готовлено и вывезено на поля больше, чем намечалось по плану. Парниковое хозяйство артели увеличилось в нынеш нем году па 10 рам. В этом году наша бригада впервые применила выращивание капустной рас сады в торфо-перегнойных горшочках. Рассада выросла хорошей. Также впервые выращиваем огурцы в парниках. Все полевые работы, сев однолетних трав, посадка корнеплодов и картофеля были проведены в короткие сроки, на вы соком агротехническом уровне. Колхозницы тт. Окунева, Чеченпна, Устинова. Котлова, колхозник Тебеньков, 13-летний подросток Елисеев работали быстро и хорошо. Плохо помогла нам Умбская МТС. Трак тор, посланный в наш колхоз, застрял на ремонте в селе Тетрнно, в 30 километрах от нас. Пять лет нам обещают завезти мине ральные удобрения, но дальше разговоров дело не идет. Слабо помогает полеводческой бригаде председатель колхоза тов. Стрелков. Только лишь благодаря помощи инструк тора райкома партии тов. Забелила наша бригада своевременно выполігпла все по левые работы. Сейчас мы стараемся провести уход за посевами так, чтобы вырастить высокий урожай и убрать его без потерь. Л. ВЕРЕТЕННИКОВА. Бригадир полеводческой бригады. Успехи машиностроителей На Кандалакшском механическом заводе впереди соревнующихся идут коллективы второго, третьего, четвертого и седьмого, цехов. В цехе Л1 2 застрельщиками социали стического соревнования являются комму нисты. Бригада члена КПСС тов. Суворова занимается изготовлением деталей для го- ловоотсекающих машин рыборазделочного агрегата. Ежедневно она значительно пе ревыполняет нормы, выпускает продук цию хорошего качества и при этом эконо мит материал. Бригада коммуниста тов. Кокарева ус пешно освоила выпуск новых сложных механизмов — кран-балок. Передовик производства коммунист тов. Шестепероз довел выполнение сменных ноерм выработ ки до 300 процентов. У работников лесхоза Работники лесного хозяйства одновре менно с охраной ведут восстановление лесных богатств района. Нынешней вес ной онп посеяли 28,5 гектара семян сос цы. Кроме того, произведен посев лесо культур к посевам предыдущих лет. В недалеком будущем здесь зазеленеют моло дые сосенки. * За пять лет Кандалакшский лесхоз по сеял много различных лесокультур на площади в 100,5 гектара. С наступлением жарких дней над ле сами будет патрулировать самолет. Цель его полетов — обнаружение и предотвра щение лесных пожаров. Строительство в лесу Меняется облик лесных поселков За полярья. С каждым годом улучшается быт лесозаготовителей. Труженики леса справ ляют новоселье в. новых домах; в посел ках появляются новые культурно-бытовые учреждения. В этом году в Кандалакшском леспром хозе на жилищное строительство ассиг нуется около двух миллионов рублей. Большие средства отпускаются и в ІІот- озерском леспромхозе. Сейчас ведется строительство новых поселков в Медвежьей и Лисьей губах. В Лисьей губе будут построены шко ла, клуб, радиостанция, в жилые дома запланировано провести водопровод и ка нализацию. Большое строительство развертывается на лесопункте Копец-Ковдозеро. Здесь на мечено установить 10 щитовых чіяътрех- квартпрпых и несколько восьмпквартир- ных домов. Для успешного проведения ра бот на лесопункт доставлены передвиж ная электростанция, пилорама, бульдозер, станок для изготовления кирпича. Па лесопункте Кнчаны заканчивается сооружение детского сада. Намечается здесь строительство и детских яслей. Суда обрабатываются досрочно К открытию навигации кандалакшекпе портовики прнш.тп хорошо подготовленны ми. В порту были отремонтированы при чалы п погрузо-разгрузочные механизмы, приведены в порядок складские помеще ния. Когда пришел первый лихтер «Ко лежма». портовики дружно взялись за дело. В результате самоотверженного и слаженного труда судно было разгружено досрочно на 16 часов. Особенно хорошо работали бригады грузчиков тт. Стеблева, Чурина и Моро зова. Средняя выработка у них составила 250— 300 процентов нормы. На днях в порт пришел еще один лих тер. Он также был обработан скоростными методами. В здравницах страны Многие рабочие, служащие, инженеры и техники механического завода хорошо провели отпуск, многие собираются по ехать отдохнуть на юг. Недавно мастер отдела технического контроля цеха *чг 1 механического завода Н. Блескпн вместе с супругой — токарем этого цеха вернулся пз Ялтц. Они прове ли там свой очередной отпуск. Муж и жена фрезеровщики Струнины отдыхают сейчас в Сестрорецке. Токарь Момонт по правляет свое здоровье в Мурмашах. Окрепшими, хорошо отдохнувшими воз вратились из здравниц страны многие другие рабочие завода. Инициатива жителей дома У дома М 41, что на Советской улице в Кандалакше, распустили листья березы, зеленеют кусты смородины, зацвела си рень. Эти деревья и кустарники посаже ны нынешней весной руками гштелей дома. Инициаторами озеленения двора яви лись тт. Тюрпков, Губарев, Малинин и Ко лосов. Весной они привезли из леса двадцать саженцев. Пх почин подхва тили все жители дома. Вечерами мож но было видеть как одни вели плани ровку двора, другие рыли лунки, третьи бережно сажали в них деревья. Было по сажено 33 рябины, березыJ черемухи, 30 кустов смородины. Скоро на клумбах двора появятся цветы. Любительница цветов тов. А. Гу барева сейчас выращивает цветочную рассаду. Оберегать и ухаживать за насаждения ми помогают взрослым ребята: Нина Ко лосова, Пра Малинина, Слава и Володя Губаревы, Леля и Валя Тюрпковы. -О- Вручение аттестатов зрелости На днях в г. Еировске в помещении городского Дома культуры состоялся вы пускной вечер учащихся 10-х классов первой средней школы. О т л и ч н и к и школы Тамара Говардов- ская, Анатолии Ободовскпй, Владимир Пе регуд награждены золотыми медалями. Евгения Барсукова, Борис Мингалев и Александр Юрьев отмечены серебряными медалями. После доклада директора школы были вручены выпускникам золотые, серебря ные медали и аттестаты зрелости. По окончании торжественной части состоял ся прощальный вечер, на котором присут ствовали преподаватели и родители уча щихся. Восьмилетняя волокита Начало этой возмутительной'" истории уходит своими корнями еще во времена, когда Главмурманрыбпром назывался объе динением «Мурманрыба», дом Хг 46 на ходился в ведении жилпщно-коммуналь ного хозяйства рыбокомбината и когда, собственно, вопрос не стоял так остро... В начале войны* тринадцать лет назад, попаданием авиационной бомбы был час тично разрушен первый подъезд дома X* 46 по проспекту имени Сталина. Много воды утекло с той поры, в Мур манске были восстановлены и вновь по строены десятки новых многоэтажных зданий, появились новые улицы и новые поселки, но до подъезда дома Л** 46 руки строителей как-то не доходили. Тогда свой голос подняли жильцы до ма. Они обращались к руководителям домоуправления, жилищно-коммунального управления главка, в Главмурманрыбпром: «Долгое время мы терпим неудобства. Негде вскипятить воду для стирки, негде испечь пирог, ибо не пропускают дыма разрушенные дымоходы. Окна лестничных клеток наглухо забиты досками, освеще ния нет, того и гляди, поломаешь ноги в подъезде. Трубы в санузлах неисправ ны, в комнаты проникает вода, портит стены и потолки. Помогите, отремонти руйте!» Но, как от каменной стены, безрезуль татно отскакивали жалобы людей. Жильцы начали писать в исполком горсовета. Дважды исполком принимал решешія, устанавливал сроки ремонта, «обращая внимание» начальника главка на задержку работ. 18 июля прошлого года председатель исполкома горсовета тов. Мякпшев писал начальнику главка тов. Сапанадзе: «Ис полком городского Совета настаивает в течение июля и до 15 августа провести ремонтные работы по указанному выше подъезду, приступив к их осуществлению но позднее 21 июля 1953 года». Прошел июль л почти весь август, но в главке и пальцем не пошевельнули, что бы начать ремонт. Жильцы продолжали сигнализировать, и заместитель начальника главка тов. Кнсляк 29 августа, наконец, сообщил, что «ремонт указанного подъезда будет произ веден в 1953 году строительным управ лением Главмурманрыбпрома». Прошел 1953 год. Встречая Новый год, жильцы первого подъезда дома IN* 46 с грустью отметили восьмую годовщину волокиты с ремонтом, недобрым словом помянув бюро кратов. Н только в начале июня 1954 года управдом тов. Карпунькпн обошел квар тиры первого подъезда, сообщив, что с 11 июня, наконец-то, начинается долго жданный ремонт дома, и что жильцам цадо подыскать себе пристанища на пе риод ремонта. Прошло две неделп, а пока что во двор дома только подвезли кирпич и части' подъемного механизма. Управдом тов. Карпунькнн считает сейчас, что коль привезли кирпич, то ремонт будет сделан, что теперь все в порядке, волокита, кончилась. Это хорошо, что ремонт, наконец, будет произведен. А виновники волокиты — начальник главка, тов. Сапанадзе, его заместитель тов. Кнсляк, начальники жилищно-ком мунального и строительного управлений главка тт. Смирнов н Санков — так и остаются безнаказанными? і Нельзя остав лять этот вопрос без ответа. А . КРАЕВ . НА БЕРЕГУ ОЗЕРА ИМАНДРА На живописном берегу озера Имандра раскинулись лотнпе дачи пионерского ла геря. Каждое лето сюда приезжают сотни детей трудящихся Мончегорска. Много ин тересного ждет пионеров в этом пионер ском лагере. Вместе с вожатыми от дыхающие школьники совершат тури стские походы иок горам, лесам и озерам родного края, побывают в гостях у горняков Кировска, ученых ПОВНР’а. На днях в пионерский лагерь приехала первая группа отдыхающих. В этом году, как и в прошлые годы, сотни пионеров и школьннкоз Мончегор ска проведут лешие каникулы на Риж ском взморье. На днях пз Мончегорска выехала первая партия пионеров и школьников. Новый вид продукции В нынешнем году Кандалакшский гор- промкомбпнат выпустит на 640 тысяч рублей продукции больше, чем в прошлом. Недавно здесь освоен выпуск нового вида изделий — комбинированной тумбоч ки с этажеркой. В магазинах уже появи лась эта продукция. БЕСЕДЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕМЫ РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Заканчивая среднюю школу, юноши и девушки часто затрудняются в выборе профессии, так как но пмеют достаточно го представления нп об одной производст венной сп(зциалыіости, не владеют прак тическими умениями и навыками. Между тем, в ближайшее время, в связи с пере ходом па^ всеобщее среднее образование, многие из оканчивающих среднюю школу пойдут работать на производство. Эго обязывает общеобразовательную школу уделить особое внимание подготовке уча щихся к практической деятельности. Политехническое обучение и имеет своей целыо дать молодежи знания о научных принципах производства, при вить школьникам практические иавыкп н облегчить им тем самым выбор профессии. Политехническое образование не озна чает ознакомления со многими отраслями промышленности, со всеми применяемыми на производстве машинами и технологи ческими процессами. Его задача состоит в том, чтобы на немногих, тщательно ото бранных и доступных школьникам объек тах показать общие принципы современ ной техники и ‘гехнологин. Основная роль в осуществлении боль шой н серьезной задачи политехнического обучения принадлежит учителям физики, хпміги, биологии, математики, географии, черчения. Однако они не могут решить такой задачи без правильного воспитания учащихся в начальной школе, без необ ходимого контакта в работе с другими учителями, без содружества школы с семьей и советской общественностью. Основы политехнического обучения за глядываются на тех уроках физики, хи мии, биологии, где учителя, излагая но вый учебный материал, рассказывают учащимся о применении законов природы в технике и технологии, рассматривают с ними научные принципы производства. известно, что многие дети ужо в до школьном возрасте проявляют большой интерес к технике: они могут подолгу наблюдать на улицах городов за работой различных машин, настойчиво расспра шивать шофера или тракториста об уст ройстве его машины. Однако такой инте рес к технике не возникает у детей сам собой, а появляется в результате воздей ствия- родителей, старших братьев пли сестер, товарищей и других. Для развития интереса и любви к со временной технике большое значение мо гут иметь прежде всего рассказы родите лей о тех машинах, с которыми нм при ходится иметь дело на производстве. Та кие рассказы должны касаться, конечно, не только самой техники, но н труда ра ботников производства, давать в доступ ной детям Форме характеристику произ водственных профессий, Некоторые родители,' а также взрослые братья и сестры очень удачно знакомят детей с заводом, колхозом, совхозом, где они работают, часто рассказывая в семье о своих успехах п затруднениях в рабо те, о борьбе коллектива за выполнение и перевыполнение производственного плана илн за вы со кий урожай. Тогда вся семья, а в том числе п дети, начинают жить ин тересами того производства, на котором работают члены этой сомьи. Если у родителей имеется возможность повести детей, учащихся 5— 10 классоз, на свое производство, то ее следует обя зательно использовать Ведь в этом слу чае дети ещо лучше, чем только со слов родителей, будут представлять себе ту технику, которая применяется на произ водстве. Они познакомятся с тем, как работают передовики производства, как они используют технику. В ряде школ такая работа уже прово дится. Например, пз 400 учащихся 5— 10 классов 1-й Загорской школы уже 340 учащихся посетили с родителями места нх работы — МТС, МТМ, типогра фию, токарный, медницкий, котельный, сборочный и другие цехи завода, желез нодорожное депо, телефонную станцию, электростанцию, трикотажную фабрику. С особым успехом как отмечает класс ный руководитель 1-й Загорской школы Г. М. Иванов, прошла экскурсия на мест ный завод сельскохозяйственного машино строения. В штамповальнопрессовом цехе один нз родителей, мастер этого цеха, охотно объяснил учащимся устройство и принцип действия станков. Но рабочим чертежам он указал особенности выпол няемого задания, а затем продемонстриро вал на станке ряд производственных опе раций. Школьники посетили также меха нический, литейный, формозочный п мо дельный цехи, а также цех электро сварки и монтажа. Учащиеся получили огромное удовле творение Они убедились в том, как необ ходимо рабочим знать основы физики, механики, химии, черчонпя, как умело они используют своп знания для улучше ния дела. Это заставило некоторых школь ников пересмотреть свое отношение к учебным занятиям, к работе в кружках. Гуляя с маленькими детьми, нужно обращать пх внимание на работу различ ных машин. Например, в городе можно показать детям, как работают машины, асфальтирующие улицы, как действует подъемный кран на стройке, а в деревне следует познакомить детей с сельскохо- зяиствениыми машииами С детьми младшего и среднего школь ного возраста можно организовать, учи тывая местные условия, специальные экскурсии для ознакомления с техникон, | фабриками, заводами и профессиями. По бывать, например, с ними на площадке строящегося дома, на колхозных полях, на животноводческой ферме, в мастерской. В одной из школ родители провели экскурсию на строительство жилого дома. В разных местах площадки дети длитель ное время наблюдали кладку фундамента, изготовление строительного раствора, воз ведение стропил, установку междуэтаж ных балок и т. п. Один и? родителей, подводя и то ги экскурсии, в беседе с уча щимися подчеркнул значение в строитель ном деле практических навыкоз в чтении чертежей, владения разнообразными ин струментами и знакомства со строитель ными механизмами: экскаваторами, ле бедками, подъемными кранами и т. п Он указал, что строительные работы опи раются на данные таких наук, как хи мия, физика, математика. Для расширения политехнического круго зора детей полезно посещать с ними раз личные промышленные и сельскохозяйст венные выставки, использовать для чте ния в семье научно-популярные книги по вопросам техники, промышленного и сель скохозяйственного производства. Для этой же цели очень полезно иметь дома не большую библиотеку из таких книг, ор ганизовывать совместное чтение вслух наиболее интересной книги и обсуждать с детьми вопросы, затронутые в ней. Для развития интереса детей к техни ке в семье могут быть* также использо ваны игры и разнообразные игрушка. Большую роль в приобретении поли технических’ знаний, умений и навыков имеет учебный труд детей в семье. Ведь без регулярной самостоятельной работы над выполнением домашних заданий уча щиеся не смогут усвоить знания основ наук, приобрести умение применять науку на практике, развить в достаточной сте пени необходимые практические навыки. Своим личным примером и указаниями родители могут способствовать развитию у детей важнейших навыков общетрудовои культуры: правильно‘ организовать свое рабочее место, содержать в порядке ору дия труда, экономно расходовать мате-' риал, беречь время, планировать п учи тывать работу. В связп с задачами политехнического обучения большое значение в настоящее время приобретает выполнение учащимися домашних практических заданий по изу чению машин и приборов, применяемых в быту, изготовлению ряда самодельных приборов, проведению разнообразных на блюдений и опытов над комнатаыми, са довыми, огородными растениями и зомаш- инми животными, выполнение практиче ских работ в домашней обстановке, в сагу илн на огороде прп доме. Очень важно приучать детей приме нять свои знапия на практике, научить пх задумываться над тем, какими свой ствами обладает данный материал, поче му при его обработке применяется именно этот инструмент, а не другой, как можно было бы усовершенствовать обработку ма териала. Следует также показывать детям, как можно находить ответы на своп во просы в книгах, справочниках, энцикло педиях. В. II. Ленин говорил, что молодое по коление «должно все задачи своего уче ния ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту и л и иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» (Соч., т. 31, стр. 274). В настоящее время общоственно-полез- ный труд учащихся находит все более широкое распространение. Организуя этот труд, школа стремится закрепить в нем знания н практические навыкп, получен ные учащимися на уроках, воспитать у них такие моральные качества, как лю бовь к труду, товаришоскую взаимопо мощь, коммунистическое отношение к труду и общественной собственности, преданность своей социалистической Редине. Семья может способствовать развитию общественно-полезного труда школьников, если родители будут проявлять к нему достаточное внимание, давать детям сове ты при выборе и выполнении заданий, содействовать в приобретении инвентаря н литературы, необходимых для общест венно-полезного труда. Для того, чтобы дети могли дома за ниматься изготовлением приборов, маке тов, моделей, полезно создавать в семье трудовой уголок школьника, учитывая, конечно, условия ж и з н и семьи. Постоян ный уголок для работы детей с деревом и металлом можно организовать в чулане, сарае, где ставится стол, необходимый для укрепления верстачной доски п тисков, ,а также для хранения материалов н инст рументов. Если создать такой 'уголок нельзя, то детям указывается в комнате пли коридоре то место, где можно распо ложиться с материалами и инструмента ми лишь на время выполнения практиче ского задания, с тем, чтобы затем уби рать нх снова туда, где они обычно хранятся. Для проведения опытов с растениями и животными детям полезно иметь домаш ний уголок живой природы. Нужно при учать детей наблюдать за комнатными растениями и заботиться о них. Кроме' этих растений, в домашнем уголке лживой природы могут находиться аквариум, террариум, клетки с птицами п мелкими зверьками. Детей нужно систематически приучать к хозяйственно-бытовому труду в семье, организуя его по возмолсностп так, чтобы школьники закрепляли п развивали в нем своп знания и практические уменья, по лученные на уроках физики, химии, ма тематики, биологии, знакомились с уст ройством и использованием домашней тех ники, могли провести ее несложный ре монт, например, починить электроплитку, электроутюг п т. д. Всю эту работу,' направленную к рас- шігренпю политехнического кругозора де тей, с усвоению ими практических на выкоз, родители должны проводить в тесном контакте с учителями Тогда по мощь школе в осуществлении задач поли технического обучения будет особенно ценной. Т. САВИЧ. Кандидат педагогических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz