Полярная правда. 1954, июнь.

Обязательный экз. пролетарии всех стран,t во&иняйтесь! р и й я Год издания 35 -й С Е Г О Д Н Я о м е р е : 1 № 147 (78В9) СРЕДА, 23 ИЮНЯ 1954 г. 1 СТРАНИЦА Досрочно выполнили план. ПО РОДНОИ СТРАНЕ. Прием в высшие учебные заведения. Сегодня на крымских курортах. Там, где будет Иркутское море. В. Грачев. — Самолет идет из Мурманска. 2 СТРАНИЦА ОРГАН МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Цена 20 коп. ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ. Н. Казанцев. — Партийная группа добивается повышения производительности труда. ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ. Ф. Тульженкова. — Шире внедрять передовые методы выращивания овощей в закрытом грунте. СОВЕТСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. К. Попов. — Избиратели ждут встречи с депутатом. Л. Шевннн. — Забывают о важном деле. 3 СТРАНИЦА БОЛЬШЕ Р Ы Б Ы СТРАНЕ"! А. Мокрецов. — Трудовая победа экипажа траулера «Стрелок:». В. Гладков. — В вечерней смене. Л. Куприянов. — Почему корабли задерживаются прн погрузке льда. НА СТРОЙКАХ ОБЛАСТИ. В Кандалакше медленно ведется строительство жилых домов. (Рейд бригады «Полярной правды»). 4 СТРАНИЦА В защиту национальной независимо­ сти Гватемалы. Заявление бывшего президента Гва­ темалы Хуана Хосе Аревало. К событиям; в Гватемале. Военные действия против интервен­ тов в Гватемале. Партийная организация корабля в борьбе за перевыполнение плана рыбодобычи Коммунистическая партия всегда вос­ питывала и воспитывает наши кадры в духе нетерпимости к самоуспокоенности п зазнайству. Некоторая часть работников тралового н сельдяного флотов рыбного Мурмана забыла об этом и поддалась само­ успокоенности, а партийные организации управлений флотов и некоторых промыс­ ловых кораблей пе пресекают в должной ыере такого вредного настроения. Задача по максимальному вылову рыбы, поставленная перед работниками рыбиой промышленности Мурмана, выполняется пока явно неудовлетворительно. Майский план добычи рыбы траловым флотом не выполнен. Плохо промышляли в первой декаде июня рыбаки тралового п сельдя­ ного Флотов, рыбаки-колхозники. Далеко не выполняется оперативное задание пра­ вительства по максимальному вылову рыбы. Неритмичность в работе кораблей, спа­ ды уловов прн малейшем изменении про­ мысловой обстановки и метеорологиче­ ских условий, невыполнение режима тра­ ления на тресковом промысле и нормати­ вов постановки сетей на лове сельди, не­ умелая организация труда промысловиков при разделке выловленной рыбы — вот причины невыполнения государственного плана довольно значительной группой промысловых кораблей. На эти недостатки в организации про­ мысла партийные организации отстающих кораблей должны были обратить особое внимание, взяться за ликвидацию их. Но не все парторганизации кораблей сделали это. Так, партийная организация траулера «Белуга» долгое время мирилась с на­ строениями «шапБозакпдательствз» со стороны капитана тов. Базанова, ослабила контроль за его деятельностью, в то же время слабо вела массово-политическую работу, решительную борьбу с нарушите­ лями трудовой дисциплины среди экипажа. В результате на корабле снижалась произ­ водительность труда, социалистическое обязательство оказалось под угрозой срыва. Слабо мобилизуют моряков на самоот­ верженный труд, на борьбу с нарушителя­ ми дисциплины партийные организации кораблей тралового флота «Анадырь», «Скумбрия», «Трал», «Сельдь», среднего траулера 132 «Мурмансельдн» и неко­ торые другие. Пз поля зрения этпх парт­ организации упускается главное — моби­ лизация^ коллектива корабля на максп- k налъный вылов рыбы, на безусловное вы­ полнение государственного плана. В коллективе среднего траулера Jv* 132 есть элементы растерянности, кое-кто со­ мневается в возможности выполнения экипажем государственного плана. Парт­ организация не борется с этими вредными настроениями. Секретарь парторганизации тов. Звягин сам не показывает примера дисциплинированности. Развернувшееся среди промысловиков социалистическое соревнование за годовой вылов 50— 60 тысяч центнеров рыбы па траулер и 10 тысяч центнеров сельди на средний траулер не получило еще всеоб­ щего распространения и живой поддержки организаторской работой со стороны пар­ тийных организаций. Первичные партийные организации — основа нашей партпп. От их самодеятель­ ности в борьбе за безусловное выполнение решений п директив^ партип п правитель­ ства зависит успох нашего поступатель­ ного движения по пути строительства коммунизма Парторганизации промысло­ вых кораблей должны организовать свою деятельность так, чтобы экипажи дали максимальное количество рыбной продук­ ции. Это понимают в парторганизациях пе­ редовых промысловых кораблей, таких, как «Киров», «Аскольд*, «Меркурий», «Волхов», «Капитан Демидов», «Тбили­ си», «Новороссийск», средних траулеров JčJč 682, 157, «Орочей» и многих дру­ гих. Успех экипажей этих кораблей объяс­ няется тем, что тут ведется повсе- По дневная борьба за осуществление социа­ листических обязательств, проводится большая организаторская и воспитатель­ ная работа среди моряков партийными ор­ ганизациями. В партийной организации траулера «Киров» (секретарь парторганизации тов. Трапезников) борьба за выполнение пла­ на добычи рыбы и социалистических обя­ зательств, за повышение производитель­ ности труда моряков, использование ре­ зервов корабля и промысловой обстановки, экономию промыслового снаряжения, уг­ ля, соли и других материалов, а тем са­ мым за достижение наиболее высоких эко­ номических показателей — стала предме­ том особой заботы всех коммунистов ко­ рабля, всего экипажа. Корабль пз месяца в месяц работает ритмично, перевыпол­ няет государственный план и социали­ стические обязательства, экипаж дер­ жит слово инициатора социалистического соревнования за досрочное выполнение го­ сударственного плана 195-1 года, на его счету уже 30200 центнеров выловленной рыбы. Па среднем траулере 2ч* 815 небольшая парторганизация Но она выступает под­ линным организатором борьбы за вылов в этом году 10 тысяч центнеров сельди, кропотливо и настойчиво занимается вос­ питанием у каждого члена экипажа высо­ кого чувства долга п ответственности за порученное дело, за осуществление социа­ листических обязательств. Каждый ком­ мунист здесь выступает активным бойцом за выполнение директив партии, решений парторганизации, имеет партийное пору­ чение. Парторганизация заботится о ра­ боте судовой библиотеки, особое внимание уделяется воспитанию молодежи. Ничто па корабле пе уходит из поля зрения партор­ ганизации и ее секретаря — мастера по рыбообработке тов. Кочетова. Агитколлек­ тив се ведет повседневную работу по вос­ питанию экипажа. Партийная организация корабля — ре­ шающая сила в борьбе за выполнение го­ сударственного плана добычи рыбы и со­ циалистических обязательств. Умелое со­ четание партийно-политической работы с контролем деятельности администрации корабля, проявление каждым коммунистом авангардной роли в коллективе, поддерж­ ка и распространение всего нового, пере­ дового в организации труда и производ­ ства, вскрытие и использование на основе критики и самокритики своих резервов — вот в чем залог успехов парторганиза­ ции, гарантия тому, что экипаж корабля будет всегда в рядах передовиков в борь­ бе за претворение в жизнь величествен­ ной программы коммунистического строи­ тельства. Следует отметить, что парткомы трало­ вого и сельдяного Флотов, а также М и ко я ­ но вс кий райком КПСС явно недостаточно уделяют внимания и оказывают помощи в работе судовым партийным организациям. Онп допускают частое передвижение ком­ мунистов с корабля па корабль, а иногда даже распад парторганизаций на некото­ рых судах. Не созданы парторганизации на 8 кораблях тралового Флота и на значи­ тельной части судов сельдяного Флота. Явно недостаточно ведется работа с секре­ тарями парторганизаций. Инструкторский аппарат парткомов редко бывает на про­ мысле па отстающих кораблях, а, следова- тельйо, плохо помогает парторганизациям правильно организовать их работу. Не на­ целен на это н аппарат политотделов тра­ лового флота п управления «Мурмап- сельдь». Задача состоит в том, чтобы поднять работу каждой судовой партийной орга­ низации на уровень требований сегодняш­ него дня. безусловного выполнения дирек­ тив Коммунистической партии и Совет­ ского правительства. Мобилизовать кол­ лектив каждого промыслового корабля па безусловное выполнение социалистиче­ ских обязательств — в атом первоочеред­ ная задача партийных организаций. Ей должна быть подчинена организаторская работа,' устная и наглядная агитация, ра­ бота профсоюзных и комсомольских орга­ низаций. г - ' \ : т с ... 1-Ѵ Прием в вЬісшие учебнЬіе з а ведения На строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции в котлоЕане вступила в строй бетоновозная эстакада. На металлический мост длиною в 700 метров калідые пять минут мотовозы доставляют бетон. На снимке: мотовозы с бетоном идут по бетоновознон эстакаде. \ Фото Н. Фшшкова. (Фотохроника ТАСС). 21 ,шоня начался прпем заявлений в высшие учебные заведения страны. Мо­ сковские вузы зачислят в предстоящем учебном году 87,5 тысячи студентов. Крупное пополнение примет старейший вуз — Московский государственный уни­ верситет имени М. В. Ломоносова, отмеча­ ющий в будущем году двухсотлетие со дня основания. На двенадцать факультетов МГУ намечено зачислить около трех ты­ сяч юношей и аевушек, а вместе с заоч­ никами — более четырех тысяч челозек. Особенно много желающих поступить на физический, биолого-почвенный, механи­ ко-математический и филологический фа­ культеты. Около двух тысяч студентов примет московское высшее техническое училище имени II. Э. Баумана. МВТУ поддержи­ вает тесную . связь с десятиклассниками средних школ. Тысячи учащихся побыва­ ли в аудиториях и лабораториях вуза в «дни открытых «дверей». Много юных мо­ сквичей участвовало в технической олим­ пиаде, организованной в МВТУ для школь­ ников старших классов. П Поступили первые десятки заявлений от учащихся молодежи Москвы и столич­ ной области в институт механизации и электрификации сельского хозяйства име­ ни В. М. Молотова. Сюда стремится моло­ дежь, желающая овладеть специальностя­ ми инженеров-механпков по ремонту трак­ торов, автомобилей, комбайнов н других сельскохозяйственных машин, а также по проектированию ремонтных предприятий и МТС. Начали прием и другие вузы — энер­ гетический институт имени В. М. Молото­ ва, станкопнструментальный институт имени П. В. Сталина, педагогические п медицинские институты. Всего высшие учебные заведения стра­ ны зачислят на первые курсы 4*10 тысяч студентов — на 25 тысяч больше, чем в прошлом году. Прпем заявлений продолжится до 31 июля. 1 августа начнутся вступитель­ ные экзамены. I (ТАСС). □ Сегодня на крымских курортах Первый вал турбины для Калекой ГЭС КРАМАТОРСК, 21 июня. (ТАСС). Трудя­ щиеся пятого цеха Ново-Краматорскоі за­ вода имени Сталина закончили изготовле­ ние первого вала турбины для Камской гидроэлектростанции. Длина вала достига­ ет 8,5 метра, вес — 30 тони. Всего коллектив завода изготовит для Камской ГЭС четыре вала. □ И ск усст венные косы п а сп ла вны х рекаж ПЕТРОЗАВОДСК. 22 июня. (ТАСС). В Карело-Фипской республике ул;е пущено в сплав более четырех миллионов кубо­ метров древесины. Однако молевой * лав проходит нынче прн низком горизонте во­ ды. что значительно затрудняет работу. Ценная инициатива проявлена на ІІа- данском^ участке Беломорско-Сегозерской сплавной конторы. На пижиий лесной склад Иийго зимой было вывезено -10 ты­ сяч кубометров леса. Обычно этот склад затапливается водой, но этой весной уро­ вень паводка был очень низким и древе­ сина оказалась в 250 метрах от воды. Подсчитано, что для перекатки ее в во­ доем потребовалось бы около полутора ме- сяцез. Сплавщики за четыре дня построи­ ли в устье реки временную накатную плотину, подняли воду и затопили склад. Древесина пошла в сплав и сейчас успеш­ но продвигается к потребителям. Широкое распространение в нынешнем году получили также искусственные ко­ сы. Вдоль берега реки укладываются брев­ на в два — четыре ряда. Промежутки между ними закладываются хвоей илп мхом. Русло реки сужается и вода под­ нимается. Это облегчает пропуск тревеси- ны. Когда сплав на реке заканчивается, коса быстро разбирается и идет с хвостом сплава, как обычная древесина. Искусст­ венные косы применяются нынче в Шуй­ ской, Пудожской, Олонецкой и других сплавных конторах республики. ЯЛТА, 22 июня. (ТАСС). Летний ку ­ рортный сезон в разгаре. Ежедневно поез­ дами, самолетами, теплоходами, автома­ шинами в санатории и дома отдыха при­ езжают сотни трудящихся со всех концов страцы. Только в здравницах южного бе­ рега Крыма сейчас отлыхает и лечится свыше 15 тысяч курортников. В этом году значительно расширились лечебные пляжи. Открыт новый пляж крупнейшей здравницы «Ливадия». Почти во всех санаториях п домах отдыха имеются климатические павильоны, аэра­ рии, открытые веранды. Ялтинская поликлиника обслуживает в день до трех тысяч человек. К услугам лечащихся родоновые, углекислые, мор­ ские ванны, физиотерапевтические каби­ неты. Больных здесь консультируют круп­ нейшие специалисты. Курортная поликлп- пика обслуживает и приет,кающих птіы- хать на южный берег по курсовкам. Коли­ чество курсовочнпков сейчас в два раза больше, чем было в шопе прошлого года. Более тысячи трудяпшхея отдыхают сейчас в Ялте без путевок и курсовок. Для их обслулпівания создано городское квартирное бюро. Значительно расшире­ ны рестораны «Южный», «Летний» и другие. Людно на туристско-экскурсионных ба­ зах. Молодежь совершает увлекательные горные походы, знакомится с достопри­ мечательностями Крыма. В Ялте открыты экскурсионные базы для учителей, куда уже приехали преподаватели из Горького, Макеевки, Подольска п многих других го­ родов страны. Свыше тысячи детей отдохнут в чудес­ ной детской здравнице «Артек». У моря открыто большое количество летних пио­ нерских лагерей., К летнему сезону преобразилась, помо­ лодела Ялта. В парках, на бульварах и улицах высалгено 10 тысяч кустов роз, сотни тысяч разных цветов. В сплошную аллею превращена одна пз центральных улиц города, носящая имя А. П. Чехова. т ( троительство в новом приморском городе НАХОДКА. (Приморский край), 22 ию­ ня. (ТАСС). Приморский город Находка, строящийся на берегу Тихого океана, обо­ гатился рядом новых жилых и общест­ венных зданий. В пади 0 бод ной закончено строитель­ ство средней школы и большого -жилого здания, в нижнем этаже которого ооот>у- дуется магазин. Ведется отделка здании ро­ дильного дома, детского сада и детских яс­ лей. В поселке рыбаков приняти от строителей самое красивое по архитектур­ ному оформлению здание города — Дом культуры. Освободилось от лесов много новых зда­ ний в районах, где проживают портовики, строители, с начала года в новые кварти­ ры здесь переселилось около 800 семей. На взморье, вдоль залива широко раз­ вернулось строительство спортивных го­ родков, водных станций, пляжей и ста­ диона. □ □ С т р о и т е л ь с т в о з а в о д а г ал ьв ани ч ески х б а т а р е й ИВАНОВО, 22 июня. (ТАСС). Здесь нача­ лось'строительство завода гальванических батарей. Предприятие, оснащенное новей­ шей техникой, будет выпускать ежегодно 200 тысяч батарей для питания радио­ приемников в неэлектрпфццпрованных ме­ стностях, 400 тысяч запасных элементов к ним, а также 7,5 миллиона батареек для карманных фонарей. Молотов. Началась промышленная эксплуатациясудоходного шлюза Камского гидроузла. На снимке: шлюзуются буксирный пароход «Буран» (на переднем плане) и пассажирский пароход «Иван Папа- ннн». Фото Б. Внзуля. (Фотохроника ТАСС). Там,, где будет Иркутское море ИРКУТСК, 21 нюня. (ТАСС). Верховья реки Ангары меняют свой привычный пейзаж. По берегам и на многочислен­ ных островах производится планомерная вырубка леса. Начисто выжигаются гу­ стые заросли кустарников. Переносятся на новые места жилые дома, хозяйствен­ ные постройки, пристани, целые де­ ревни и поселки. Идет деятельная ис*дго- товка к созданию водохранилища соору­ жаемой пыпе. Ангарской гидроэлектростан­ ции. Плотина будущей ГЭС поднимает уро­ вень реки па десятки метров. Образуется гигантский залив, губа длиною около 70 километров. Это водохранилище будет представлять естественное продолжение Байкала, из которого, как известно, вы­ текает Ангара Новое, «Иркутское море», так же как Байкал, явится удобным транспортным путем, позволит значитель­ но шире, чем теперь, развернуть (рыбо­ ловство. Уже точно определены трассы для прохода судов, места расположения при­ станей, тоневые участки. Все онп пе только освобождаются от леса и кустар­ ника, но и будут в ближайшее время раскорчеваны В районе Иркутска намече­ но строительство крупного речного порта для перевалки грузов • с железной дороги па воду п обратно. Создание иркутского водохранилища вызовет подъем уровня воды и в самом Байкале. Площадь озера очень велика —- 31 тысяча квадратных километров — и •поэтому уровень Байкала поднимется всего лишь на 1— 1,5 метра. «Иркутское море» синеет пока толт-ко на картах проектировщиков и строн-4 телей. Но не за горами то зрумя, когда оно широко и свободно разольется по всей ангарской долине от Иркутска.я до Байкала. С А М О Л Е Т И Д Е Т И З М У Р М А Н С К А 13 нюня прогіьісловнкн колхоза имени Ворошилова завершили выполнение годового плана добычи рыбы. Они выловили 17.760 центнеров рыбы (председатель волхоза тов. Иванов). В этом колхозе экипажи таких судов, как «Зюйд», «Норд-Ост», выполнили годовой план более чем на 150 процентов. 17 нюня годовой план выполнил колхоз «Свободный Мурман» (председатель колхоза тов. Чунин Д. И.) Тернберка. (По телефону). * * * Коллектив моряков траулера «Двина» 19 июня досрочно выполнил план вто­ рого квартала по добыче рыбы. Подсчитав свои резервы, экипаж при­ нял повышенное обязательство — до­ быть до конца второго квартала еще 2800 центнеров рыбы. НИЗГИРЕВ — капитан траулера «Двина», ВОЛЬСКИЙ — пом- полит. Баренцово море. (По радио). • * * Команда траулера «Петрозаводск» на 10 суток раньше срока выполнила план второго квартала по добыче рыбы. Экипаж траулера борется за выполнение пршіятого на себя повышенногообязательства — выловить в 1954 году 50 *ысяч центнеров рыбы. 4 Лучшие люди экипажа — матросы тг. Утсмов, Чистов, Лопицкнй, Мнчин, Хмельннченко, Данилов, Лаидырев, ма­ стер по добыче тов. Зотов, рыбный мастер тов..Рябков, засольщик тов. Ряио- шапка, третий штурман тов. Маслов, консервщик тов. Фролов, кочегары тт. Сынков, Майборода. ВАИГИН — капитан, РЫКОВА- НОВ — помполит траулера ;Пет- розаводск». Баренцово море. (По радио). XIX съезд КПСС поставил задачу рез­ ко увеличить пассажирские н грузовые перевозки самолетами Гражданского Воз­ душного Флотз. Выполняя эти задачи, гражданские авиаторы освоили новые лет­ ные трассы, установили регулярное сооб­ щение между многими городами страны. До 1952 года полеты из Москвы в Мур­ манск проводились ' только эпизодически. Считалось, что на этой трассе сложнзя метеорологическая обстановка. Теперь же эта трасса вполне освоена. На ней открыто регулярное движение пас­ сажирских самолетов. Здесь есть все необ­ ходимое для полной безопасности полетов с пассажирами, почтой, периодической печатью и другими грузами. В районе Мурманска создан аэропорт. Движение па этой воздушной линии с каждым годом растет По сравнению с 1952 годом план перевозок увеличен в 10 раз. Учитывая большой наплыв пассажиров, стремясь лучше обслужить пх, командо­ вание Северного территориального управ­ ления Гражданского Воздушного Флота от­ крыло в этом году движение на трассе Москва — Мурманск с 27 февраля, тогда как па других трассах союзного значения навигация была открыта только 15 мая. В мае Мурманский аэропорт в пять раз перевыполнил месячный план. Мы уже завершили июньский план, соблюдая прп этом расписание вылета всех машин. Успешно выполняются п санитарные задания. Так. 23 мая г* Мурманский аэро­ порт поступило задание самого неотлож­ ного характера. Необходимо было спасти жизнь 9-летнего ребенка, вывезти его с побережья Паренцова моря в Ленинград. Коллектив аэропорта п летный состав от­ несся к выполнению этого задания с осо­ бенной серьезностью. Перевозка больного производилась ночью. Ребенок быстро был доставлен в Ленинград. На снимке: Командир корабля п и л о т И. А. Трофимов (второй слева), налетавший уже более двух миллионов километров, знакомит экипаж самолета с метеорологической обстановкой на трассе. Фото Б. Вирнна. За энергичные действия коллектива аэропорта и летного состава •родители, больного ребенка принесли благодарность нашим авиаторам. Это пе единичный случай, когда авиа­ торы прпходплп на помощь больным. На Кольском полуострове онп спасли сотни, жизнен, вылетая за больными в глубину тундры н на побережье в самых сложных метеорологических условиях. Технический состав аэропорта ‘ стремит­ ся как можно лучше обсспечпть каждый полет. Особенно тщательно относятся к порученному делу техник-лейтенант граж­ данской авпацпи П. П. Алексеев п мото­ рист В. И. Лазарев. Хорошо обслуживают пассажиров на­ чальник Мурманского агентства «Аэро­ флота» тов. Храмов, кассир тов. Смирно­ ва, шофер автобуса тов. Кошошенко. При­ мерное отношение к труду проявляет и радиооператор тов. Коржавина. На трассе Москва — Мурманск — Мо­ сква работают опытные пилоты. Команди­ ром одного пз кораблей является Иван Алексеевич Трофимов, который налетал уже более двух миллионов километров. К числу лучших водителей воздушных ко­ раблей следует отнести тов. Мпнкппа, инструктора-пилота тов. Калашнпк и других. За свою самоотверженную работу онп получают заслуженную благодарность пассажиров. В. ГРАЧЕВ. Начальник Мурманского аэропорта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz