Полярная правда. 1954, июнь.
/ П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 144 (7866) 19 нюня 1954 г. п _ а _ р х л _ й Л А Л К Л А Л А О чем говорят итоги учебного года Забота об идейном росте коммунистов является важнейшей задачей всех пар тийных организаций. Уровень партийной пропаганды завысит прежде всего от ка чественного состава пропагандистов, от их шейного уровня н опыта 'пропагандист ской работы. Поэтому, комплектуя сеть на новый учебный год, мы особое внимание обращали па то, кому поручить руковод ство кружками и семинарами. 70 процен тов пропагандистоз были подобраны из числа коммунистов, имеющих высшее и незаконченное высшее образование, боль шинство из них имели опыт руководства кружками и семинарами. Лучше в этом году работали и постоян но действующие семинары пропагандистов. Бели в прошлые годы занятия в этих се- кпнарах зачастую сводились только' к ме тодическим указаниям, то в этом году ос новное внимание мы обращали на шей ный рост пропагандистов, на обмен опы том между ними. Оправдал себя метл написания и обсуждения рефератов на се минарах. В четыре,* семинарах было об суждено девятнадцать рефератов ио наи более трудным вопросам программного ма териала. 67 пропагандистов, глаяным ^образом из отдаленных пунктов района, занимались на семинарах с отрывом от , производства при обкоме и райкоме пар тии. Руководители семинаров пропаганди стов и работники райкома партии посети ли более двухсот занятий п на месте ока зывали помощь пропагандистам в улучше нии работы кружков и семинаров. Все это дало возможность повысить идейный уро вень занятий. Пропагандисты тт. Чернов, Тнмохин, Новикова, Ландау, Федорова (комбинат «Апатит»), Макарскпй, Масе- вич. Пашук (Пннозеро), Васькин, Евсеев шателп, но и сам пропагандист тов. Счет чиков не читал этой работы. Такие за нятия, конечно, никакой помощи комму нистам не дают. Чрезмерное увлечение кружковой Фор мой политической учебы отрицательно сказалось и в том отношении, что в ряде кружков пропагандистами были постав лены мало подготовленные товарищи, например, тт. Пономарев (ст. Апатиты), Евдокимов (Пннозеро), Гаврнленко (сов хоз «индустрия»). Осуществляя указание ЦК КПСС об устранении бюрократических извращений в партийной пропаганде, мы провели ра боту по перестройке системы партийного просвещения. В январе — феврале этѵзго года в партийных организациях снова побеседовали со всеми коммунистами о Форме пх учебы, и выяснилось, что многие коммунисты желают и имеют полную возможность заниматься самостоятельно. Были распущены 33 кружка и семинара, число самостоятельно занимающихся уве личилось в три раза. Сокращение числа кружков и семина ров дало возможность заменить их руково дителей более квалифицированными кад рами. Отсюда повысился идейный уро вень занятий, повышение интереса у слушателей к изучению марксистско-ле нинской теории. Это наглядно показали итоговые занятия, которые в большинстве кружков прошли организованно при ак тивном участии слушателей. В семинаре актива по изучению рабо ты II. В. Сталина «Экономические проб лемы социализма в СССР», в управлении комбината «Апатит» ((руководитель тов. Чернов), последнее собеседование прохо дило по теме «Закон планомерного (про- но перестали беседовать с коммунистами по существу изучаемого материала. О слабом контроле партийных органи заций за политической учебой коммуни стов можно судить, например, по такому факту. В партийной организации рудника имени С. М. Кирова коммунист тов. Гло ба когда-то считался передовиком произ водства, активистом. Но он перестал ра ботать над собой, стал заниматься пьян кой, плохо выполнял свои обязанности. За это его сняли с работы горного мастера, а партийная организация рудника (секре тарь тов. Владимиров) просмотрела, что тов. Глоба отстает от жизни, не повыша ет свой шейно-политический уровень. Отдел пропаганды и агитации райкома партии и библиотеки партийных комите тов мало оказывали помощи в учебе ком мунистов. На проводившиеся в библиотеке райкома КПСС лекции зачастую являлось 15— 20 слушателей, а на групповые кон сультации — и того меньше, очень ред ко мы направляли лекторов райкома на предприятия с лекциями на теоретические темы. Сейчас партийные организации гото вятся к новому учебному году. Ike недо статки прошедшего года учитываются с тем, чтобы не допустить их повторения. ІІо предварительным данным, в новом учебном году в нашем районе будет рабо тать 47 кружков и семинаров, а комму нистов, которые изъявили желание само стоятельно читать политическую литера туру, будет примерно в 10 раз больше, чем было в начале прошлого учебного го да. Это обязывает горком партии и пер вичные партийные организации значи- (ЗашейковсБпй лесокомбинат) и многие п°РЦ^ояального) развития народного хо- другие занятия проводили на высоком зяйствь** Коммунисты творчески разобра- идейном уровне, умело использовали мест ный материал и факты пз внутренней и международной жизни нашей страны при изучении истории и тоорпИ нашей пар тии. Однако ірайком партии и ряд первич ных партийных организаций еще в на чале учебного года допустили серьезные извращения в постановке партийной про паганды. Например, на комбинате «Апа тит» только три процента от общего чис ла коммунистов занимались самостоятель но, а всех остальных, не считаясь с пх уровнем подготовки и желанием, зачисли ли в кружки п семинары. В ряде организаций неправильно по дошли к созданию кружков повышенного типа: всех коммунистов, окончивших кружки основного типа, механически пе реводили в кружки повышенного типа. Так, в парторганизации транспортно сбытового управления комбината «Апа тит» создали кружок повышенного типа из чис±і коммунистов, имеющих началь ное образование, н прн проверке занятия, проводившегося по работе В. II. Ленина «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905— 1907 годов», выяснилось, что не только слу- ли все положения этого закона, показали преимущества социалистической системы хозяйства, приводили примеры пз деятель ности предприятий комбината «Апа тит» я т. д. Но не все успешно закончили учебный год. В кружке основного типа по изуче нию истории партии в парторганизации транспортно-сбытового управления комби ната «Апатит» (пропагандист тов. Вла сов) три раза собирали слушателей на итоговое занятие, но так и не сумели собрать. Объясняется это . тем, что пар тийная организация (секретарь тов. Че- челев) пустила на самотек учебу комму нистов, да и сам пропагандист тѵв. Вла сов мало проявлял инициативы в улучше нии работы кружка. В ряде пзргпйных организаций района — комбината «Апатит», «Апатитстроял, Зашейковского лесокомбината, станции Апатиты — очень мало оказывалось помо щи коммунистам, индивидуально читаю щим политическую литературу, не орга низовано для них чтенпе лекций, про ведение консультаций и собеседований. Секретари этих партийных организаций, боясь, чтобы их не обвинили в наруше нии принципа добровольности, совершен- ------------------- ШШШШ ІШШШ ------------------ — колхоз— НА ПОДЪЕМЕJ Колхоз «Безбожник» расположен на ж и вописном берегу Канда-губы. Сосновые ле са, песок, красивые берега небольших за ливов, спокойная гладь воды в тихое сол нечное утро радуют глаз. В прошлом году в колхозе приходилось видеть бесхозяйственность, скудные посе вы однолетних трав, на которых нередко паслись коровы, лошади. Колхозники жа ловались на плохое руководство со сторо ны бывшего председателя артели, Пановой. Полеводство тут было запущено, мало да вало дохода животноводство, молочные продукты портились. Посевные площади в колхозе былп незначительные — всего полтора гектара картофеля и около пяти гектаров однолетних трав. Исключительно низка была урожайность этих культур. Плохо помогала в механизированной обра ботке почвы Кандалакшская МТС. Колхозники артели «Безбожник» тща тельно изучили постановления сентябрь ского и февральско-мартовского Пленумов ЦК КПСС и глубоко поняли задачи, по ставленные партией и правительством. В этом году члены колхоза избрали председателем артели старательного, знаю щего хозяйство тов. Кнливаева. Нужно сказать, что положение дел здесь во мно гом изменилось в лучшую сторону по сравнению с прошлым годом. Претворяя в жизнь решения партии и правительства но дальнейшему развитию сельского хозяйства, члены артели успеш но подготовились к весенним полевым ра ботам н провели их в сжатые сроки и на высоком агротехническом уровне. Характерно для колхоза в этом году то, Н А В С Т Р Е Ч У Н О В О М У . У Ч Е Б Н О М У Г О Д У Своевременно начать ремонтные работы В летний период прошлого года в Кан- j* — ІІ ничего не знаю. Никаких указаг далакше затянулся ремонт школ. В боль-1 нпй по поводу ремонта школ тов. Ощен- шинстве нз них ремонтные раооты наспех заканчивались почти накануне начала занятий. Произошло это потому, что под готовка школьных зданий к учебному го ду здесь тогда развернулась с большим запозданием. В самом ходе ремонта были перебои из-за недостатка нужных мате риалов, из-за того, что организации; про водившие ремонт, не выделяли своевре менно рабочих. Сейчас, когда снова настал период ре монта школ, необходимо учесть ошибки прошлого года, позаботиться о том, чтобы в срок и высококачественно подготовить школьные здания к новому учебному tго ду. Однако положение, складывающееся в городе, внушает серьезные опасения за возможность повторения недостатков прош лого года. Городской отдел народного образования заблаговременно позаботился о заключении договоров с шефствующими предприятиями и организациями на проведение ремонта, заранее былп составлены необходимые сметы. В исполкоме городского Совета де путатов трудящихся состоялось совещание руководителей предприятий совместно с дщюкторами школ, посвященное обсужде нию вопросов; связанных с проведением ремонтных работ по школам. Был установ лен срок начала ремонта— 10 июня. Но этот день прошел, а работы были начаты только по'одной школе Л* 3. В других школах ремонт пока не начинался. Руко водители шефЬтвующих организаций, вп- тсльно усилить работу по оказанию помо - 1 что 3дССЬ по-настоящему борются за полу-1 Днмо, не спешат с этим делом щи коммунистам в учебе. В связи с этим ' * т* ....... “ мы планируем организовать лектории, в которых будут читаться циклы лекций: по истории партии (дооктябрьский и пос леоктябрьский периоды), по отдельным произведениям классиков марксизма-леии» низма, по основам советской экономики, по философии и по вопросам внутренней и внешней политики СССР. Члены лектор ской группы райкома уже получили зада ние на разработку лекций по этим цик лам. Проводится работа по подбору консуль тантов для проведения групповых и ин дивидуальных консультаций при библио теках партийных комитетов и в крупных партийных .организациях. Но этого далеко недостаточно. Нужно, чтобы партийные организации хорошо изучили, какая потребуется помощь в уче бе каждому коммунисту, чем они больше интересуются, и добиваться, чтобы каж дый коммунист плодотворно работал над собой. Задача партийных организаций----- повседневно разъяснять коммунистам, что активная борьба за претворение в жизнь политики партии требует от каждого ком муниста овладения основами марксизма- ленинизма. А. АБРАМОВ. Заведующий отделом пропаганды п агитации Кировского райкома КПСС. ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЫ» „ Ч т о м е ш а е т т е р и б е р с к и м р ы б о о б р а б о т ч и к а м " Под таким заголовком в «Полярной правде» 13 мая была опубликована замет ка, в которой говорилось о плохой органи зации труда и слабой трудовой дисципли не на Териберской фактории. Директор Терпберского рыбокомбината тов. Дресвянкнн сообщил редакции, что факты, изложенные в заметке, подтверди лись. Заметка обсуждалась на производст венном совещании коллектива Ф а ктори и . За нарушение технологии обработки ры бы тресковых пород и непринятие долж ных мер к повышению качества выпу скаемой продукции на начальника Тери- берского рыбообрабатывающего пункта тов. Городкова наложено административное взыскание. Устранена запущенность в о<Іюрмленин рабочих нарядов. К о л х о з у н у ж..н а п о м о щ ь Так называлась заметка, опубликовао- ная в «Полярной правде»- 14 мая, в ко торой говорилось о неблагополучном поло жении в колхозе имени Клары Цеткин. Как сообщил редакции заместитель председателя правления рыбакколхоэсоюза тов. Плотников, колхозу в пополнение оборотных средств выдана ссуда в 15 ты сяч рублей и выделено 5 тонн сена для корма скота. Во втором полугодии будет произведена замена малого траулера «Варзуга». чение высокого урожая картофеля, корне плодов и однолетних трав. В почву вне сено только органических удобрений из расчета 115 тонн на гектар. Колхозники обязались перевыполнить план выращи вания картофеля На 50 центнеров с гек тара, корнеплодов на 10 и однолетних трав на 2 центнера с гектара. Работы, проведенные в период весенней посевной кампании, говорят том, что взятые обя зательства будут выполнены. Об этом же говорят и старания таких колхозников, как тт. Горбачева, Тимофеева, Петровой, Рнщеева и других, о которых с уваже нием отзываются в артели. В течение 195*1 года здесь будут произ ведены большие работы по освоению но вых земель. Кандалакшская машинно- тракторная станция теперь обеспечивает артель прекрасной сельскохозяйственной техникой. Тракторист МТС тов. Сизов на мощном тракторе производит освоение двух гектаров целины: корчует пни, уби рает камень. Особое внимание в артели уделяется лпівотноводству. Если в прошлом году много продукции портилось из-за неради вого отношения к делу бывшего предсе дателя Пановой и недобросовестных лю дей, занятых в животноводстве, то этого нынче нет. На ферму пришли люди, заин тересованные в развитии артельного хо зяйства, любящие свое дело. II не случай но, надой молока за первые четыре меся ца этого года составил на 5222 литра больше, чем за этот же период прошлого года. Большая заслуга в этом старатель ных доярок тт. Лиикииой, Павловой и зоо техника тов. Котовой. Сочные корма в рационе корон повы шают удои. В этом году колхоз посеял 0,5 гектара корнеплодов, будет заложено око ло 50 тонн силоса. Подготовительные ра боты к этому уже начались. П ПЮННЕНЕН. Кандалакшский район. «Кандалакшстрою» в этом году пред стоит отремонтировать две школы — чет вертую и шестую. На проведение необхо димых работ по школе Мг 6 ассигнуется G2 тысячи рублей. Однако проектировщи ки «Кандалакшстроя» смету по этой шко ле составили на сумму в 250 тысяч рублей. Руководствовались, видимо, они при этом не действительными интересами дела, а желанием побольше урвать денег за составление сметы, так как чем выше сумма сметы, тем дороже оплачивается труд проектировщиков. Смету, состав ленную предприимчивыми дельцами, пришлось переделывать заново. Началь ник стройуправления тов. Ощенко уехал в отпуск, и работники гогрно обратились к главному инженеру «Кандалакшстроя» тов. Гудкову, заменившему начальника строительства, чтобы тот разобрался во всем. Но тов. Гудков лишь развел руками: ко мне не оставил. В результате халатного отношения в важному делу, на стройке ничего не де лается по подготовке к ремонту подоб ных школ. До сих пор неизвестно, когда будут начаты работы. Не начат ремонт средней школы Ms 5. Между тем, там предстоит выполнить большой' объем работ. Сооружавший ее «Кандалакшстрой» оставил здесь зна чительное количество недоделок, часть которых не устранена до сих пор. Так, не благоустроена территория вокруг школы. Плохо обстоит дело с вентиляцн- • ей классов. Форточки строители постави ли такие, что открываются и закрывают ся они с большим трудом. Необходимо за менить их фрамугами, как это и было пре дусмотрено проектом здания, но вопрос об этом никак не могут решить вот уже не сколько лет. Полы в этой школе пришли в полную негодность в первые лее годы ее работы. 0 г строителей требовали заменить их, но онп, сославшись на то, что школа уже давно эксплоатируется, отказались от это го. В этом году на ремонт полов отпустил средства гороно, но будут они освоены или нет, сказать тудно, так как ремонт- ные работы затягиваются. Чтобы в срок и хорошо выполнить все необходимые ремонтные работы по шко лам, исполкому Кандалакшского городского Совета ‘необходимо взять .это дело под неослабный контроль и потребовать от руководителей всех шефствующих органи заций точного соблюдения договорных обязательств. Больше поворотливости в этом деле обязан проявлять и областной отдел на родного образования. Еще в январе туда Кандалакшским гороно была направлена заявка на материалы, необходимые для ремонта. Но на эту заявку не поступило еще даже письменного ответа. Лишь на днях в гороно сообщили, что для школ Кандалакши выделяется полтонны олифы. • Будут ли выделены другие материалы, пока неизвестно. Подготовка школ к новому учебному году — важная государственная задача. Ее нп на один день нельзя упускать из поля зрения. А. ТЮПИН. г. Кандалакша. (Наш соб. корр.). Образцово организовать летний отдых детей Много поработали учащиеся, чтобы ов ладеть знаниями в объеме государствен ной программы. Школьники ' заслужили хороший, культурный отдых. Районная оздоровительная -комиссия и Кировский горком ВЛКСМ позаботятся о том, чтобы дети**во время летних каникул восстановили силы, закалили организм, приобрели практические навыки, расши рили свой кругозор. В летние каникулы для детей Кировско го района открываются два пионерских лагеря’ — в городе и на реке Умбе, две детские площадки в поселках Кукисвум- чорр и Апатитах, сводные туристические дружины в городе и в поселке Зашеек и сводные пионерские отряды в поселках Хибины, Ёна, Слюда. Горком ВЛКСМ и от дел народного образования 1подобрали пионерских вожатых и воспитателей в лагери и сводные дружины, провели сни ми 10-дневный семинар. Заканчиваются ремонтные работы в пионерском лагере на реке Умбе. На днях двери лагеря гостеприимно откроются для приема первой смепы детей. За две смены в этом пионерском лагере отдохнут 500 детей. Интересно, проведут каникулы пионеры сводных отрядов поселков Хибины и За шеек. Хибинские пионеры совершат по-' ход в. Лапландский заповедник, экскурсии в Дом техники в музей имени С. М. Ки рова, в Ботанический сад г. Кировска. Пионеры Зашейка организуют поход' в г. Кандалакшу, в совхоз, проведут вело гонки, соревнования по боксу, волейболу, футболу'. Однако подготовка к летней оздорови-> тельной кампании в Кировском районе затянулась. Отдел народного образования медленно принимает меры к подбору вос питателей для оздоровительных площа- док. В организации летнего 'отдыха детей слабо участвуют профсоюзные организа ции. Пх руководители до сих пор . еще не знают, сколько нужно путевок в город ской лагерь, на детские площадки. ' Л. КИЗЯКОВА. Секретарь Кировского горкома ВЛКСМ. Происхождение и классовая сущность христианства*) Марксизм-ленинизм с предельной науч-| пой объективностью и глубиной вскрыл] классовые корни происхождения всякой иі в том числе христианской религии и мо рали. Вместе с тем он разоблачает хри стианское мировоззрение и рабскую мо раль христианства, которые империализм широко использует как средство духовно го порабощения трудящихся, ослаблеіпія их классовой бдительности. Каждая религия, в том числе и хри стианская, является фантастическим, ан тинаучным отражение^ в сознании рели гиозных людей непонятных для них явле ний природы и общества, которые им представляются как сверхестествоішое проявление каких-то неземных сил, дей ствующих по «всемогущей воле божией». Известно, что в противоположность науке всякая религия объявляет бога источни ком развития природы и общества и вну шает верующим вредную, антинаучную мысль, что бог творит историю, посылает войны, разорение, болезни, что без власти б-хжпей даже волос но падаете головы че ловека и т. д. Эксплуататорские классы широко используют это антинаучное и аттгреволюцпонное, рабское религиозное мировоззрение в своих целях: ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Чтобы научно понять происхождение хри стианства, необходимо проанализировать экономическую, политическую и идеологи ческую борьбу классов в период появле ния и дальнейшего развития христиан ства. Коренной социальной причиной, выз вавшей появление более девятнадцати веков тому’ назад христианства, было по- *) Краткое содержание публичной лекции, прочитанной автором в Москве в центральном лектории «Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний», і ^ логическое бесправие рабов и многих на родов, потерпевших поражение в борьбе против рабовладельческой Римской импе рии. Рабы разных племен, народов, рас. в основной массе своей захваченные рим скими завоевателями в результате много численных войн, составляли в Италии и Греции главную рабочую силу.. Были го рода, где на одного свободного человека приходилось в среднем 18 рабов. Рабы, составлявшие большинство населения крупных городов и рабовладельческих имений, лишенные своего отечества, род ной культуры, языка и даже религии, вместе с разоренными и порабощенными Римом народами искали выхода из бес правного положения. На этой основе до появления христианства возникало массо вое недовольство и стихийные восстания рабов, обездоленных и порабощенных па родов, потрясшие до основания Римскую рабовладельческую империю. Происходили крупные восстания рабов в Сицилии* в Малой Азии. Они были подавлены. Некото рые народы, например, евреи, были лише ны Римом государственной самостоятельно сти и рассеяны по всей империи. Столи ца Иудейского государства — Иерусалим была разрушена. Все это явилось источником упадниче ского мировоззрения и апореволюцион ной морали. После неоднократных пораже ний восстаний рабов и порабощенных Ри мом народов у них оставалась надежда только на сверхестественную помощь бога или сына божня (Мессию или Христа — «помазанника и сына божия»), который якобы осуществит мечту порабощенных людей и народов о «золотом веке», «цар стве Сатурна», «царстве божием" на зем ле», тысячелетнем веке свободы, равен стве и братства всех людей, раІ>ов и сво бодных, иудеев и римлян, варваров и греков. В ■[такой обстановке и зародилось первоначальное христианское движение в Римской империи. Оно возникло как сти хийное движение «рабов и вольноотпу щенных бедняков и бесправных, покорен ных или рассеянных Римом парадов» (К. Маркс и Ф. Энгели*. Соч, том XVI, ч. II. стр. 409). Поражение революционных вождей на родов и рабов (Спартака и других) при-; водило их к неверию в свои силы, к* надежде только на сверхестественную по мощь бога н к отказу от революционной борьбы. Наибольшее влияние на мировоззрение и мораль евангельского христианства оказали философские и религиозные взгля ды древнегреческого реакционного фило софа Платона и 'его последователя — ев рейского мыслителя Филона Александрий ского. В области морали и веры в бессмер тие души огромно*: влияние оказали уче ние римских стоиков и ос-обенно сенато ра Сенеки и бывшего раба Эпиктета, а также верования многочисленных религий римской империи, заимствованные еван гелистами и приписанные несушествовав шему Иисусу Христу. БЫЛ ЛИ ХРИСТОС? Христианство создано массами вместе с легеидой о Христе. 0 том, что Христа, как исторической личнос ти , не было, по казывает молчание о Христе многочислен ных современников ранного христианства, в том числе греческого историка Плутар ха, историка Тацита, Иосифа Флавия и многих других. В дальнейшем христианские переписчи ки этих произведений пытались вносить в них добавления о Христе, но современная наука разоблачила эти позднейшие встав ки в подлинниках римских, греческих и еврейских историков. Для укрепления веры в историческое существование Христа римский монах Дионисий только в 532 году нашей эры предложил условно считать, что Христос родился в 753 году от основания Рима. Таким образом, только в VI веке нашей | эры началось летоисчисление сот рожде ства Христова», которое было принято в Германии и Франции лишь с XVII века, а в России — с 1700 года. До этих пор христиане вели летоисчисление от сотво рения мира (кстати сказать, ннкем и ни когда не сотворенного, а вечно существо вавшего). Мифическому Христу7 евангелисты при писывают самые противоречивые сужде ния. так как люди, создавшие в разное время евангельские легенды, держались различных взглядов на мир и войну, иа общность нмуществ и собственность. По этому их Христос то выступает за мир (Евангелие Матфея, гл. 27), то говорит, что он принес на землю не мир. но меч (там же). То Христос прославляет в еван гелии нищих и громит богатых, а то вдруг учит, что надо считать нормальным яв ление, когда всякому имущему дается еще и'приумножается, а у неимущего отни мается то, что он имеет (там же, гл. 25, стих 29). То проповедуется, что невоз можно богатому войти в «царство небес ное», если он не раздаст свое имущество нищим, то восхваляется частная собствен ность, накопление богатств. Все это — от ражение различных противоположных классовых взглядов разного времени, пере шедших в евангелие. Там и нищий, и богач найдут немало приемлемых для себя изречении. В раннем христианстве (в «Апокалип сисе» Иоанна, в «Деяниях апостолов») еще сохранились остатки прогрессивно-демо кратических взглядов рабов и порабощен ных народов. Но довольно скоро христианские общи ны рабов стали переполняться людьми, обладавшими собственностью на имущест во и на ірабов. Кроме того, появились представители зарождавшегося класса мелких собственников и арендаторов в сельском хозяйстве (колоны и др.), кото рые были против антисобственннческих и уравнительных стремлений первых хри стиан — рабов, против потребительского «коммунизма» и против отвращения к труду, которое испытывали рабы, люм- иенпролетарии. Развал рабовладельческого хозяйства, крах утопических надежд первых христи ан на осуществление богом на земле брат ства, равенства и свободы рабов и порабо щенных народов и появление в соответ ствии с объективными законами развития общества на исторической арене предста вителей новых классов будущего фео дального общества порождали новые на строения, новую идеологию церковного христианства. Она заключалась в том, что осуществление всех прогрессивно-демокра- тических земных надежд рабов переноси лось в загробную жизнь, на несуществую щее небо. Тем самым христианское прог рессивно-демократическое движение рабэв было взорвано изнутри, превратилось в религию и мораль рабов. Основную роль в этом сыграло духовенство. Оно было экономически, политически и идеологи чески тесно связано с эксплуататорскими классами и занимало в христианском дви жении руководящие посты. Христианская церковь во г.Таве с епи скопами, опираясь на своих многочислен ных последователей среди солдат и граж данского населения, с конца II и начала III века нашей эры стала принимать ак тивное участие в политической борьбе, но не на стороне рабов п порабощенных на родов, а на стороне римских императоров. Римские императоры, ранее устраивавшие гонения на первых- христиан, собирав шихся в подземельях («катакомбах») Ри ма, убедились, что теперь нет необходимо сти в репрессиях, так как люди повери ли, что осуществление идеалов свободы, равенства и братства возможно лишь в загробном мире, на небе, і В начале IV века христианство стано вится официальной религией Римской им перии. По инициативе императора Константи на и христианских епнскоііив в 325 году был созван первый христианский Никей- скнй собор, который окончательно утвер дил основные догматы церковного хри стианства и закрепил союз церкви с им ператорской властью и эксплуататорски ми классами. С этого времени начался вовый этап в истории христианской церк ви, характеризующийся тем, что она от крыто стала на защиту эксплуататорских классов и осудила всякие мечты о борьбе за свободу, равенство п братство на земле. ХРИСТИАНСТВО В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА И КАПИТАЛИЗМА В эпоху Феодализма церковь продолжа ла ревностно защищать интересы Феода- лов-помещиков, а крестьян воспитывать в духе рабской’ морали беспрекословного подчинения своим господам на земле. Когда же Римская империя распалась на две/ части: западную — Римскую и во сточную — Византийскую (со столицей Константинополем), то вскоре (в XI веке) и «вселенская» церковь тоже раскололась Па две больших организации: римско-ка толическую во главе с римским патриар хом — Римским папой п греко-православ- ную во главе с целым рядом своих пат риархов (Константинопольским, Антиох ским и др., а позднее — Московским и всея Руси). Каждая из этих церквей, в том числе и православная церковь, явля лась оплотом ФеоДалов-помеіцнкЬв, защит ницей крепостного права. Как известно,. под влиянием дальней шего развития производительных сил на смену феодальному строю, после ряда крестьянских войн и городских восста ний, к власти стала приходить буржуа зия. Она использовала недовольство крестьянских масс и населения городов крепостным правом помещиков, церкви, Феодальной раздробленностью, экономиче ской кабалой и политическим бесправием для утверждения своей власти. - С распадом Феодального строя появляет ся ряд буржуазных христианских церк вей (протестантских): лютеранская, каль винистская, англиканская и многочислен ные христианские антифеодальные орга низации. (баптистов,*евангелистов, адвен тистов и т. п.). Однако для всех христианских органи заций характерно рабско-евангельское ми ровоззрение и рабская мораль, враждебные единственно научному марксистско-ленин скому мировоззрению и основанной на нем коммунистической нравственности. Непротивление злу. которое пропаганди руется христианством, вполне соответст вует классовым интересам рабовладель цев. Феодалов, капиталистов и укрепляет их господство над верующими массами. Реакционная роль религиозных органп-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz