Полярная правда. 1954, июнь.
№ 136 (7858) 10 тоня 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А съезд На вечернем заседания 8 пюня продол жалось обсуждение отчетных докладов ВЦСПС и Ревизионной Комиссии. Первым выступил председатель завкома Горьковского автозавода М. В. Максимов. На примере коллектива своего предприя тия он показывает большие изменения в культурном уровне советских людей. Сей час 60 процентов рабочих завода имеют образование от семи до десяти классов. В различных учебных заведениях занимает ся более 3 600 человек. Многпе рабочие по уровню знаний приблизились к инжене рам и техникам. На трибуне председатель Азербайджан ского республиканского совета профсоюзов Т. А. Таирова. Серьезным недостатком в работе профсоюзов, говорит она, является то, что они мало занимаются изучением п распространением передового опыта. Имеют место такие факты, когда, предприятие длительное время работает над освоением какого-либо изделия, которое в других го родах уже освоено. Оратор предлагает ор ганизовать широкий обмен опытом между родственными отраслями промышленности п предприятиями во всесоюзном масштабе. Председательствующий сообщает, что съезд пришла приветствовать делегация московских пионеров и школьников. Бур ными, продолжительными аплодисментами встречают присутствующие юных граждан столицы. Под сводами огромного зала звучат фан фары, раздаются звонкие детские голоса. Советские дети, самые счастливые в мире, горячо благодарят советский народ, Комму нистическую партию п Советское прави тельство за щедрую заботу о подрастаю щем поколении: Спасибо за наши просторные школыі За лагерный отдых веселый! За елку в Московском Кремле! За счастье на пашей земле! В руках у аетей — букеты живых цве тов, разнообразные модели, выполненные в технических кружках. Школьники пре подносят делегатам съезда своп подарки. Дети долго не покпдают Большой Крем левский дворец. Пх можно увидеть и в Георгиевском зале и в Грановитой палате, около Царь-пушки и Царь-колокола Со ветские ребята встретились с ичостран ными гостями. Дети дарят зарубежным друзьям пионерские галстуки С большим интересом выслушали делега ты речь ткачихи Большой Ивановской мануфактуры профгруппорга М. П. Ната новой, рассказавшей об опыте своей ра боты. В профгруппе большое внимание уделяется организации социалистического соревнования, изучению и применению пе редовых методов труда. — Я моп' рапортовать съезду, — заявила под аплодисменты присутствующих тов. Каталова,— что наша профсоюзная груп па выполнила социалистическое обязатель ство раньше установленного срока. Теперь уже 02 процента станков работают на проектной мощности. Мы дали стране сверх плана 17.S61 метра ткапей. Слово предоставляется председателю Всекитайской Федерации профсоюзов тов. Лай Жо-юй. Появление на трибуне представителя великого китайского народа делегаты и го сти встречают бурными аплодисментами. По поручению китайских профсоюзов Лай Жо-юй передает делегатам съезда и в их лице всему советскому народу сердечный братский привет. — Китайские рабочие и весь китай ский народ, — говорит Лан Жо-юй, — хо рошо знают, что могущество Советского Союза — это могущество лагеря мира, де мократии и социализма, что оно служит интересам рабочего класса всего мира, ин тересам всего человечества. Китайский ра бочий класс, ставший руководящим клас сом страны, полностью осознает, что он трудится на себя, для своей счастливой жизнп. За последние годы китайские профсоюзы успешно организуют трудовое соревнование, в котором участвует свыше 80 процентов рабочих и служащих. Появи лись тысячи отличников труда. Китайский народ считает для себя ве личайшей честыо. что у пего есть такой искренний друг, как Советский Союз. Ве ликая дружба между советским и китай ским народам^ является надежной гаран тией против новой агрессии, мощным оплотом мира на Дальнем Востоке и во всем мире. Китайские профсоюзы считают одной нз своих важнейших задач развитие и укрепление дружбы и тесного сотрудниче ства между советским и китайским паро дами. Лай Жо-юй в знак нерушимой дружбы между китайским и советским пародами преподносит съезду профсоюзов СССР боль шое алое знамя. Председательствующий — секретарь ВПСПС И. В. Горошкин от имени съезда горячо благодарит делегацию Всекитайской федерации профсоюзов за теплое привет ствие. На вечернем заседании 8 пюня высту пили также оператор треста «Саратовгаз» Е. Г. Голишникова. начальник отряда Вла димировекой МТС Кустананокой области. Казахской ССР Д. В. Васюточнин. гласный врач медсанчасти рыбных заводов Волго- Каспийского бассейна П Н. Боровков, пред седатель Латвийского республиканского со вета профсоюзов К. Я. Вольтман. (ТАСС). Заявление Министра иностранных дел СССР В. М: МОЛОТОВА на Женевском совещании 8 июня 1954 года Господин председатель, господа де легаты! Восстановление мира в Пндо-Китае яв ляется важной задачей Женевского сове щания. Народы Индо-Китая связывают свои надежды с Женевским совещанием, рассчитывая, что оно внесет свой вклад в дело обеспечения мира, независимости, свободы и единства народов Вьетнама, Лаоса н Камбоджи. На стороне националь но-освободительного движения народов Пн- до-Китая симпатии народов во всем мире. Их борьба за национальную независимость и свободу должна получить признание со стороны настоящего совещания. Иа уча стниках Женевского совещания лежит от ветственная задача содействовать скорей шему прекращению военных действий и установлению устойчивого, надежного ми ра в Индо-Китае. Нельзя, однако, не считаться и с тем, что. как видно, не все участники настоя щего совещания одинаково понимают своп задачи. Это видно из того, что происхо дит на настоящем совещании, а также во круг Женевского совещания и одновремен но с ним. Создается впечатление, что не все участники совещания заинтересованы в скорейшем восстановлении мира в Индо- Китае. В самом деле можно участвовать в Женевском совещании, но видеть свою за дачу не в восстановлении мира в Индо- Китае, а в том, чтобы доказать невозмож ность договориться по вопросу о прекра щении войны в Индо-Китае. Но те, кто стремятся доказать невозможность согла шения, те идут не просто по пути затяги вания войны в Индо-Ііитае, но на деле го товят дальнейшее расширение войны, со всеми ее опасными последствиями. Имеются факты, свидетельствующие о намерениях некоторых правительств вме сто восстановления мира подготовить дальнейшее расширение войны в Индо- Китае и увеличение числа участников этой войны. Мы не можем не считаться с такого рода планами, к которым самое близкое отношение имеет государственный департамент США. День в Мурманском аэроповту Об этом говорят такие факты, как про должающаяся возня вокруг создания воен ного блока так называемой «Юго-Восточ ной Азии» во главе с Соединенными Шта тами Америки, с участием в этом блоке некоторых колониальных держав и их на иболее услужливых сателлитов. Об этом же говорит факт военного совещания в Ва шингтоне с участием США, Англии, (Фрап- ции, Австралии и Новой Зеландии, і К та кого же рода фактам следует отпестп по пытку правительства Таиланда помешать урегулированию пндо-кп гайского вопроса на Женевском совещании, что сделано яв но по указке иностранных агрессивных кругов. Предложение Таиланда создать при Совете Безопасности ко м иссию по наблюде нию за положением на границе Ипдо-Кп- тая является попыткой заранее подгото вить какой-нибудь повод для вмешатель ства формально Организации Объединен ных Наций, а фактически Соединенных Штатов Америки, во внутренние дела Пн- до-Кптая, и направлено на то, чтобы по дорвать доверие к Женевскому совещанию, занимающемуся конкретными вопросами восстановления мира в Индо-Китае. Мы не можем не считаться с тем, что в агрессивных кругах отдельных стран су ществуют опасения насчет возможности достижения на Жеиевском совещании не которых положительных результатов по мирному урегулированию индо-китайского вопроса. В этих условиях советская деле гация считает необходимым подчеркнуть всю ответственность, лежащую на настоя щем совещании в отношении прекращения военных действий п восстановлеипя мира в Пндо-Китае. Что касается Советского Союза, то он рассматривает вопрос о прекращении военных действий в Индо-Китае не как короткую передышку для дальнейшего продолжения, а, быть может, и расшире ния войны, а как установление устойчиво го мира. Именно поэтому мы считаем не обходимым рассмотрение на Женевском со вещании кзк военных, так н политиче ских вопросов. / 1. К вопросу о прекращении военных действий Еще ночыо задул сильный ветер и ут ром казалось, что сегодня погода не будет лётной. Но самолеты ушли точно по рас писанию. Один самолет взял курс на Мо скву. другой — на Архангельск и уже приземлился в пункте назначения. Рейс длился мене»* *вух часов. Пилот умело ис пользовал силу ветра и сократил время пребывания в воздухе. Об этом в'порт со общили по радио. На аэродроме стояла третья машина. Около самолета хлопотали механики Они прогревали моторы самолета, готовя его в рейс до Ленинграда. А в это время в доме Мурманского аэро порта собралась новая группа пассажи ров и провожающих Офицер Северного Флота Ивановский провожает в Апапу сы на п тещу. Молодой матрос сельдяного Фло та Василий Буряк взял билет до Киева. Еще совсем недавно моряк находился в Северной Атлантике, сегодня он в Мур манске. завтра — в Киеве. Средп остальных пассажиров — рабо чие. служащие, учителя, медицинские ра ботники Многие едут на курорты, некото рые — в командировки. Воздушные линии связали Мурманск с различными городами страны. В сопрово дите ьных ведомостях часто упоминают ся Москва. Ленинград, .Адлер. Симферо поль. Краснодар. Киев. Свердловск. Ир кутск. Уфа. Магадан — те многочислен ные пункты,- в которые направляются пас сажиры. О том что воздушным транспортом в нашей советской стране сейчас пользуют ся-самые широкие слои населения и агот вид транспорта стал общедоступным, сви детельствует и такой факт в мае коллек тив Мурманского аэропорта выполнил план пассажирских и грузовых перевозок па 500 процентов. В агентство «Аэрофлота» приходят телеграммы из Кпровска. Терп- берки. Никеля. Лпвозеро с просьбами забро нировать билеты на самолеты. Назрел вопрос об увеличении чпгла самолетов, об служивающих воздушные липни: Мур манск •— Москва и Мурманск — Ленин град. ч Растут перевозки срочных грузов, от правляемых самолетами. Однажды в аэро порт поступила заявка на перевозку дета лей машин для китобойной флотилии «Слава» Груз приняли и уже на другой день самолет доставил его в Одессу, где находится база Флотилии, нужные кито боям детали, которые изготовлялись на Мурманской судоверфи. Другой раз по воз духу были переброшены в Калининград за пасные частп для рыболовных судов... Не долго ждали пассажиры и провожаю щие отправки самолета. Время, проведенное в помещении аэропорта, ушло на оформле ние билетов, взвешивание багажа и т. д. Многие зашлп в буфет перекусить. Помимо буфета в доме аэропорта, который выст роен в этпм году, имеется зал ожидания, комната матери п репенка. Начальник аэропорта Василий Иванович Грачев смотрит на часы. До взлета оста лось 15 минут Пассажиры садятся в авто бус. которіЛ» доставляет нх на аэродром. Па взлетной площадке стоит серебри стый самолет. На улице холодно, ветер, а в самолете тепло, удобные кресла. Вот заработали моторы. Все пасса жиры на своих местах Пробелов по аэрод рому несколько сотен метров, самолет под нимается в воздух и вскоре скрывается в облаках. Аэродром пустеет, но ненадолго Через несколько часов из Ленинграда прпбудет самолет с авиапочтой. Будут доставлены газеты, которые вышли сегодня в Москве. — Беда только в том. что наши мурман ские читатели.— говорит тов. Грачев,— получат этп газеты лишь па другой день. В этом виноваты связисты. Обычно само лет привозит авиапочту в 17 часов 50 ми нут. Вместо того, чтобы забрать газеты сразу, связисты присылают за ними транс порт лишь в 21 — 22 часа. А ведь сейчас во время полярного дня, можно вполне организовать вечернюю раз носку центральных газет, их продажу на улицах _города.. Наконец прибыл последний самолет. За кончился рабочий день для кассира тов. Смирновой, грузчика тов Попова, шофера тов Комышенко и для іпугпх скромных тружеников аэропорта. Только авиамеха ники продолжают работу, осматривают прибывший самолет, готовя его в очеред- 1 пой рейс. К . ПОЛТЕВ. Цеховой вечер отдыха Недавно в клубе судоверфи состоялся врчер отдыха, организованный партийной и профсоюзной организациями завода для коллектива передового корпусно-котельно го цеха. Рабочие, служащие, инженеры п тех ники пришли на вечер с семьями. В фойе клуба можно было почитать свежие газе ты и журналы, познакомиться с Фото витринами. С докладом о работе цеха и задачах, стоящих перед коллективом, выступил начальник корпусно-котельного цеха тов. Елкин. Затем парторг цеха тов. Кузнецов зачитал приказ о вынесении благодарно стей за самоотверженный труд ряду ра- ботігнков корпусно-котельного цеха. От имени профсоюзной организации за вода выступил председатель заводского комитета тов. Штанов. Он объявил, что по решению заводского комитета бригадир судосборщиков тов. Андреев премируется за добросовестную работу и. высокую про изводительность труда путевкой в один пз санаторий Сочи. Силами художественной самодеятельно сти клуба судоверфи для собравшихся был дан концерт. После концерта в зрительном зале іемонстрпрсвался кинофильм, а в Фойе проводились танцы. С. КОЖЕВНИКОВ. Профорг корпусно-когельпого цеха. Врачебно-физкультурный кабинет в Кировске В Кирорске организован врачебно-фпз- культурный кабинет. Задача нового учреж дения состоит в том, чтобы установить регулярный медицинекпи контроль за спортсменами и на его основе обеспечить рост спортивного мастерства. Когда приступили к обсуждению индо китайского вопроса, была достигнута дого воренность начать с военных вопросов, чтобы затем перейти к рассмотреіппо воп росов политического урегулирования в Индо-Китае. Теперь уже пора подвести некоторые итоги рассмотрения военных вопросов на протяжении последних четы рех недель и не откладывать больше рас смотрение вопросов политического урегу лирования, тем более, что обсуждение под твердило, что обе этп категории вопросов тесно связаны между собой. Предложения, относящиеся к прекраще нию военных действий в Индо-Китае, бы ли внесены как делегацией Демократиче ской Республики Вьетнам, так и делега цией Франции. В ходе обсуждения делега ция Китайской Народной Республики внес ла своп предложения об основных принци пах соглашения о прекращении военных действий. Обсуждение этих предложений показало, что по ряду вопросов наметилось сближение точек зрения участников сове щания. К таким вопросам относится, прежде всего, вопрос о необходимости одновремен ного прекращения военных действий на всей территории Индо-Кнтая всеми воору женными силами воюющих сторон. Хотя в связи с этим на совещании и делались не которые оговорки, одна:*), как ' известно, мы достигли соглашения по этому вопросу. Ввиду сложной военной обстановки в Индо-Китае прекращение военных дейст вий требует урегулирования вопроса о зо нах расположения войск той и другой сто роны. Этот вопрос нельзя разрешить ина че, как путем непосредственных перегово ров между сторонами. В соответствии с ре шением совещания, принятым 29 мая, установлен контакт между военными пред ставителями обеих сторон. Это уже сделано в Женеве. Признано также необходимым, чтобы был установлен соответствующий контакт па месте в Индо-Китае. Началось рассмотрение вопроса о зонах и соответст вующей дислокации войск обеих сторон, что является важным шагом в деле урегу лирования индо-китайского вопроса. В ходе дискуссии было также установ лено, что все участники Женевского сове щания в принципе согласны с предложе нием Демократической Республики Вьет нам относительно того, чтобы прекращение военных действий в Пндо-Кптае сопровож далось недопущением перебросок в Ііндо- Китай извне новых войск и военного пер сонала всех видов, а также всякого рода вооружения и боеприпасов. Это и понятно, так как любое соглашение о прекращении военных действий можно превратить в кло чок бумаги, еслп не позаботиться о том, чтобы не допустить поступления в Пндо- Китай извне войск, вооружения и боепри пасов. В противном случае прекращение военных действий могло бы быть использо вано в качестве кратковременной передыш ки для накопления сил и возобновления войны, быть может, в' еще большем мас штабе. • Пе вызвало также сомнений у участни ков совещания предложение относительно создания смешанных комиссий пз предста вителей обеих сторон по контролю за вы полнением условий соглашения о прекра щении военных действий Важное значе ние таких комиссий вытекает уже хотя бы из того, что именно па непосредственно заинтересованных сторонах должна лежать главная ответственность за выполнение указанного соглашения и что еслп стороны не будут стремиться к соблюдению достиг нутой договоренности, то никто другой не сможет обеспечить должных результатов от подписанного соглашения. Особо детальному обсуждению был под вергнут вопрос о необходимости установле ния международного наблюдения за выпол нением условий соглашения о прекраще нии военных действий в Индо-Китае. Все делегации согласились с тем, что для осу ществления такого международного наолю- дения необходимо создание соответствую щего авторитетного международного орга на. На этом вопросе мне еще придется остановиться, поскольку здесь имеются серьезные расхождения в позициях делега ций. Советская делегация, как известно, по ложительно отнеслась и к предложению Франции относительно того, чтобы участ ники Женевского совещания прпняли на себя обязательства о гарантиях выполне ния соглашения о прекращении военных действии в Индо-Китае. Другие делегации также высказались за необходимость га рантий, хотя не все стороны этого вопгиса были подвергнуты достаточному рассмотре нию. Имеются, однако, вопросы, по которым существуют расхождения между делега циями. Что это за вопросы? Прежде всего, необходимо остановиться па вопросе о международном наблюдении за выполнением соглашения. Как известно. Советский Союз предло жил образовать комиссию нейтральных стран по наблюдению в составе Индии, Польши. Чехословакии и Пакистана. Две пз этих стран — Индия и Пакистан — имеют дипломатические отношения с одной стороной, а именно — с Францией, а две других — Польша п Чехословакия — имеют дипломатические отношения с ’дру гой стороной — с Демократической Рес публикой Вьетнам. Советская деле гация полагает, что указанный со став международной ком и сси и имел бы необходимый авторитет и мог бы обес печить, чтобы в работе этого международ ного органа пе было однобокости и прист растного отношения к той пли другой сто роне. Возражения протпв участия в этой комиссии таких стран, как Польша и Че хословакия, якобы не могущих в данном случае стоять на нейтральных позициях по идеологическим соображениям, ни па чем не основаны. В пеменьшей мере такие возражения могут быть предъявлены к ка питалистическим странам. Здесь явно за бывают о том. что указанный довод — палка о двух концах, о ч р ц едва лп сле дует распространяться. Нельзя забывать п о том. что по соглашению о перемирии в Корее также создана комиссия нейтраль ных стран с участием представителей Польши п Чехословакии. Теперешние по пытки дискредитировать указанную комис сию по Коррр я вро несостоятельны и не могут рассматриваться иначе, как стремлен нпе помешать достижению договоренности по важному вопросу. Нет еще должной договоренности также относительно задач и функций как между народной комиссии по наблюдению, так и смешанных комиссий пз представителей обеих сторон. Взаимоотношения между этими комиссиями должны определяться различием в пх функциях. Главной задачей комиссии нейтральных государств является: обеспечить недопущение переброекп в Пндо-Китай войск и персонала всех видов, а также всякого рода вооружений и боепри пасов: наблюдение за осуществлением обеими сторонами постановлений об определении военных демаркационных линий и об уста новлении демилитаризованных зон: наблюдение за перемещением воинских частей, проводимым для урегулирования зон: наблюдение зз работой по репатриации обеими сторонами военнопленных п интер нированных граждан: расследование по просьбе смешанной комиссии или одной нз сторон этой комис сии фактов нарушения соглашения о прекращении военных действий в демплп- таризовапныл зонах и представление обе им сторонам предложений об их устране нии. Задачей смешанных комиссий является — обеспечить осуществление конкрет ных мероприятий на местах по выполне нию условий соглашения о прекращении военных действий. Эти мероприятия будут относиться: к контролю за обеспечением одновре менного и повсеместного прекращения огня; к выполнению плана урегулирования зон и к перегруппировке вооруженных сил обеих сторон; - , к разрешению путем переговоров меж ду военными представителями сторон дру гих вопросов, связанных с нарушением условий соглашения. Возникает вопрос, как быть в том слу чае, если внутри этих комиссий пли меж ду ними не будет достигнуто соглашения по тому пли иному вопросу. Иначе говоря, где тот орган, к которому следует апелли ровать в случае наличия в комиссиях раз ногласий. Ответить на этот вопрос нетруд но, ес.тп исходить іи упомянутого ранее предложения, что определенные государст ва должны стать гарантами выполнения соглашения о прекращении военных дей ствий в Индо-Китае. Это значит, что в необходимых случаях инстанцией, к кото рой следует апеллировать, являются госу- дарства-гарзнты. На них будет чежать обязанность принять надлежащие согла сованные моры, направленные на устра нение нарушения соответствующего согла шения или угрозы такого нарушения. Нельзя не признать, что вопрос о ха рактере и функциях наблюдения за вы полнением условий соглашения о прекра щении военных действий в Индо-Китае требует дальнейшего рассмотрения. Одна ко, в случае, еслп все мы согласимся с определенными исходными положениями, не будет особенно серьезных затруднении к достижению договоренности по этому важному вопросу. В ходе обсуждения проблемы восста новления мира в Пндо-Китае возник воп рос, должно лп решение о прекращении военных действий и установлении соот ветствующих условий для пеі)рмирия отно ситься ко всем трем государствам Индо- Китая. При этом обнаружились расхожде ния между участниками совещания. Со ветская делегация исходит пз того положе ния, что перед нами стоит задача восста новления мира в Пндо-Китае в целом, как это и предусмотрено берлинским коммю нике. Прп этом нельзя упускать из гиду того, что во всех трех пндо-китайских госу дарствах — Вьетнаме, Камбодже и Лаосе — события, имеют одни п те же основные прпчпны. Развернувшиеся в Пндо-Китае события показывают, что во Вьетнаме, а также в Лаосе п Камбодже имеет место национально-освободительная борьба про тпв иностранного колониального господст ва. В этой борьбе участвуют не только те или пные вооруженные силы, но также и сами народы. Только этпм можно объяс нить размах п силу народно-освободитель ного движения в Индо-Китае Разумеется, нельзя не видеть и разли чий в национально-освободительном дви жении отдельных государств Индо-Китая. Так, во Вьетнаме трп четверти террито рии страны не находится под контролем официальных властей правительства Бао Дая. Известно, что огромные территории Вьетнама на севере, а также в центре и на юге страны управляются органами правительства Демократической Республи ки Вьетнам. Что касается Лаоса, то п здесь іжоло половины территории страны нѳ на ходится под контролем официальных орга нов правительства. В Камбодже размер территории, не находящейся под контро лем официальных властей, меньше, чем в других районах Индо-Китая, но и здесь развертывается национально-освободитель ная борьба. Поэтому было бы неправильно отрицать наличие как в Лаосе, так и в Камбодже национально-освободительной борьбы и объяснять происходящие здесь события влиянием какнх-лнбо внешних факторов, например, вмешательством воо руженных сил Вьетнама. Глава делегация Демократической Республики Вьетнам убе дительным образом опроверг такого родп утверждения. Присутствующие здесь представителя Лаоса, а также Камбоджи придержнваго-іѵя другого мнения по этому ‘ вопросу. Но ведь и присутствующий среди нас пред ставитель правительства Бао Дая готов от рицать наличие народно-освободительного движения во Вьетнаме, хотя неоснователь ность этих утверждений очевидна. Можно с полным основанием сказать, что такого рода заявления свидетельствуют о том, что в них не отражаются ни действительное положение, ни действительная связь со своим народом, что в этих заявлениях го лословно отрицаются широко известные факты. Некоторые участники совещания пыта лись убедить нас в том, что задача уста новления независимости индо-китайских государств — Вьетнама, Лаоса н Камбод жи будто бы уже полностью решена, что национальные требования этих стран ужо удовлетворены. Представитель Камбоджи ссылался при этом на соглашения с Францией от 1949 года и 1953 года. Пред ставитель Лаоса ссылался здесь на согла шение с Францией от 1949 года. Наконец, представитель правительства Бао Дая ссылался на недавнее соглашение с Фран цией, которое, однако, так и остается еще , не подписанным, а поэтому и не опубли кованным. Все этп заявления не могут внушить доверия, поскольку онп не обес печивали и не обеспечивают действитель ной независимости индо-кптаиских госу дарств. При таком пололашіга становится понятным, почему почти ни одно госу дарство Азии — и в том числе Индия, Па кистан, Индонезия, Бирма — не придают серьезного значения таким заявлениям. Только этпм мо;кно объяснить, что страны Азин не хотят иметь дипломатических от ношений ни с Вьетнамом, ни с Лаосом, ни с Камбоджей. Можно было бы, кроме того, сослаться, например, на заявления видных государственных и общественных Aenfe.Teu Франции и США, уделяющих значительное внимание Индо-Кцтаю. в которых содер жатся определенные признания наличия национально-освободительного движения во всех трех странах Индо-Китая и в ко торых, вместе с тем. указывается на не обходимость, чтобы со стороны Франции была обеспечена, наконец, независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. Война в Пндо-Кптае ведется уже восемь лет. Со стороны правительства Франции делалось немало попыток добиться своих целей военными мерами. Это не дало ре зультатов. С начала образования Демократической Республики Вьетнам существовало немало планов, направленных на военный разгром ее армии и на удушение Демократической Республики Вьетнам с целью восстановле ния колониальных порядков. Это стоило многих жертв народам Индо-Китая. Вместе с тем, война в Пндо-Китае принесла п французскому народу тяжелые жертвы — людские и материальные. После первых успехов, одержанных в результате внезапного нападения на Демо кратическую Республику Вьетнам, фран цузский' экспедиционный корпус начал из года в год' терпеть поражения, п это, не смотря на все поставки американского воо ружения: танков, самолетов, боеприпасов, а также другого военного снаряжения п материалов, количество которых все возра стало за последние годы. Здесь уместно при вести некоторые данные о потерях фран цузского экспедиционного корпуса в Пндо- Кптае. о которых широко известно пз вы ступлений в национальном собрании Фран ции. Эти потерн составляют значительно больше 100 тыс. человек убитыми и ране ными, причем этп потери все возрастают. Индо-китайская война стоила Францпп свыше 2.000 миллиардов франков. По дан ным. опубликованным в американском журнале «Ридерс дайджегот» за май 1954 г., «восьмилетняя война обошлась Францнп почти в такую же сумму, какую она получила от Соединенных Штатов хѴме- рнкп в качестве экономической п военной ПОМОЩИ» Еще недавно прославлялся план генера ла Наварра, относительно которого государ ственный секретарь США в прошлом году говорил, что «война в Пндо-Кптае будет успешно закончена в течение будущего года», т. е. в течение 1954 года. В другом заявлении представителя госдепартамента, относящемся к февралю текущего года, бы ло сказано; «Мы подписались под планом генерала Наварра и верим, что он принесет успех». Потребовалось немного времени, чтобы расстаться с расчетами на успех Та кого рода планов. Этот Факт нельзя не признать поучительным. 2. О политических проблемах Индо-Китая Мне пришлось коснуться военных собы тий в Пндо-Китае, а также последствий этих событий Однако следует признать, что восстановление мира в Индо-Китае не сводится только к военным вопросам. ческой Республики Вьетнам, в соответст вии с принципом добровольности, во Фран цузский союз Поскольку обе стороны за являют о возможности урегулировать во- Совершепно очевидно, что задача уста новления прочного мира в Индо-Китае требует урегулирования политических во просов. На это советская делегация неодно кратно указывала, выступая в поддержку предложений, внесенных Демократической Республикой Вьетнам па рассмотрение со вещания. Прп этом особенно важное значение име ют две огновных проблемы. Первая про блема относится к взаимоотношениям меж ду Францией и государствами Индо-Китая. Вторая — к внутриполитическому поло жению в пндо-кптайских гопударствах. Советская делегация считает, что изло женная здесь позиция Демократической Республики Вьетнам по вопросу о взаимо отношениях с Францией создарт необходи мые предпосылки для дружественного уре гулирования этой проблемы между заин тересованными сторонами в том случае, если и Франция стремится к такому уре гулированию. Мы слышали здесь заявления о том, что Франция выражает готовность признать независимость Вьетпама п других индо китайских государств с должным обеспе чением их суверенитета и национальных' интересов. С другой стороны, мы знаем, что правительстве Демократической Рес публики Вьетнам выразили готовность рас смотреть вопрос о вхождения Демокрагя- прос о взаимоотношениях на основе при знания принципов национальной свободы и независимости, казалось бы. что решение этого вопроса пе должно было бы натол кнуться на непреодолимые препятствия. Здесь былп сделаны заявлеппя . офи циальных представителей короля Камбод жи и короля Лаоса, что вопрос о незави симости этих государств будто бы полно стью уже урегулирован чуть лп еще не в 1949 году. Представитель правительства Бао Дая, в свою очередь, ссылался и ци тировал текст, который никем не подписан и, видимо, остается у него в кармане. О неубедительности этих заявлений уже го ворилось. Можно сказать, что этп заявле ния повсюду пе встречают доверия. Вот что. например, сказапо в докладе от 12 мая 1953 г специальной миссии палаты представителей США о поездке в Пакистан. Индию. Таиланд и Ивдо-Кптай по вопросу о положении в Пндо-Китае: «Несмотря на заявления Франции о том. что опа намерена предоставить независи мость. многие ипдокптайцы говорят, что волнения и неспособность оказывать более сильную поддержку своему поавптель- ству объясняются тем. что парод■прп су ществующих обстоятельствах че имеет до статочной веры ни в своих руководителей, ни в готовность Франции предоставить подлинную независимость...». (Окончание см. на 4 <ггр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz