Полярная правда. 1954, июнь.

2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лга 128 (7850) 1 шоня 1954 г. Парад и демонстрация на Красной площади в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией (Окончание). Хмельницкого, Александра Невского, други­ ми боевыми наградами отмечены подвиги сынов нашего социалистического Отече­ ства. Восхищенным взглядом провожают зри­ тели славных героев Великоіі Отечествен­ ной войны. Многие пз нпх служили в Киевских, Днепровских, Житомирских, Полтавских, Львовских полках и диви­ зиях, других частях, боевая история кото­ рых связана с освобождением Украины. Это лм салютовала столица нашей Роди­ ны, в их честь взлетали разноцветные ракеты, рассыпаясь чудесным фейервер­ ком. Идут бывшие партизаны Украины — соратники Ковпака, Федорова, Руднева, •Сабурова, Бегмы. В украинских партизан­ ских соединениях были представлены 62 национальности, почти половина партизан — русские. С трибун тепло приветствуют пехотнн- цез, моряков, десантников, артиллеристов. Законную гордость вызывают погранич­ ники. -Нх знамя несет Герой Советского Союза Хомрач. Мощная техника прошла по Красной площади. Несколько минут рокотали мото­ ры автомобилей, тянувших орудия. Ма­ шины двигались по четыре в ряд.-Сначала пушки пехоты, затем длннностволые зе­ нитки, короткие гаубицы. Слегка пока­ чиваясь на толстых шинах, катились ору­ дия крупного калибра — дальнобойные. Всеобщий восторг вызвали гвардейские минометы «Катюши» п. их - совсем еще молодые боевые лодругиі Величественным был парад крылатой техники. На борту флагмана — мастера пилотажа Герой Советского Союза Хвосту- ноа и Рощіш. Мгновения - н е неба по­ слышался свистящий гул. Появились реактпвныо бомбардировщики. Группы этпх самолетов вели Герой Советского Союза. Кибалко, Лукин и Агафонов. С три­ бун горячо приветствовали наших летчи­ ков, конструкторов, самолетостроителей. Мелькнули реактивные истребители. Летчики Микоян, Бабаев, Келейников, пх товарищи показали высокое мастерство. Серебристые машины со сказочной ско­ ростьюпоявлялись и исчезали в голубых просторах. Парад на Красной площади еще раз по­ казал, что пашп Вооруженные Силы — надежный оплот мирного 'Груда советских людей, идущих к победе коммунизма. * * * s На мгновение затихла площадь. Но Вот уже громче радостный гул тысяч голосов. Начинается демонстрация трудящихся Москвы, посвященная всенародному вели­ чественному празднику — 300-летпю воссоединения Украины с Россией. К .денхру Красной площади прибли­ жается группа знаменосцев. Впереди’ 'гордо реет знамя Москвы, овеянное многовековой славой великого города — основы п ннп- цнатора образования Русского госухарст- ва. В Москве., в стенах древнего Кремля, Земский собор вынес историческое реше­ ние о ирппятнп Украины в состав Рос­ сийского государства. Буря восторга поднимается навстречу вступающим на площадь колоннам юных ленинцев. Радостно бьются пх сердЦа. Де­ та приветственно поднимают букеты цве­ тов, принесенных на Красную'площадь в честь праздника дружбы народов. Они с восхищением глядят на озаренные солнцем трибуны, на яркий национальный орна­ мент, на стяги, посвященные дружбе рус­ ского и украинского" народов. Несколько пионеров поднимаются на трибуну Мавзо­ лея и преподносят цветьі руководителям партии -и правительства. Море знамен алым шелком заливает площадь. Вокруг Государственного флага СССР флаги шестнадцати братских рес­ публик. От края п до края Красной пло­ щади протянулись стяги со словами при­ вета и дружбы, обращенными от лица всех народов Российской Федерации, от лица трудящихся Москвы к цветущей Украине, свершившей 300 лет назад исторический и животворный акт воссоединения с Рос­ сией. Арка из красных, сітапх, белых, сире­ невых цветов соединяет Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с гербом Украинской ССР. Эту красочную эмблему несут близ трибун Мавзолея трудящиеся Кировского района столицы. Пх шествие встречают приветственными возгласами нз многих языках народов СССР. ‘ Взоры привлекают возникающие на площади огромные буквы из цветов. Ряд за рядом онп образуют слова, близкие сердцу каждого советского человека: Славься, Отечество наше свободное, ' Дружбы народов надежный оплот! По залитым солнцем ликующим рядам демонстрантов прокатывается священная клятва: — На веки вместе! На віки разом! Да я;пвет и крепнет нерушимая вечная друж­ ба русского и украинского народов, всех народов Советского Союза! Участники триумфального шествия вы­ соко поднимают рортреты гениального ос­ нователя Коммунистической партии и Со­ ветского государства — Ленина, его со­ ратника великого Сталина. На стяге ле­ нинские строки: при едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи. Далеко вокруг разносятся, повторяемые сотнями радиорупоров возгласы: «Ура!», «Да здравствует великий Советский Союз!» Идущие по площади москвичи и гости столицы славят родную Коммунисти­ ческую партию, вдохновляющую и руково­ дящую силу советского народа в борьбе за построение коммунизма. Трудящпося несут портреты руководи­ телей Коммунистической партпп и Совет­ ского правительства Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, Н. С. Хрущева, К. Е. Ворошилова, Н. А. Булганина, Л. М. Кага­ новича, А. П. Микояна, М. 3. Сабурова, М. Г. Первухина. Перед трибунами проходят представите­ ли крупнейших заводов и Фабрик Фрун­ зенского, Пролетарского, Краснопреснен­ ского и других районов столицы. Над рядами рабочих* колонн, шагающих по площади, подняты алые с яркосиней полосой у древка знамена Российской Фе­ дерации, награжденной в эти дни орденом Ленина. Идет русский рабочий класс, идут сыны тех, кто вел на борьбу .за победу социалистической революции пролетариат Украины, всех трудящихся п эксплуати­ руемых. Российская Федерация явилась ядром, вокруг которого создавалось п крепло ве­ ликое многонациональное государство — Союз Советских Социалистических Респуб­ лик. Трудящиеся- Киевского,района Моск­ вы несут сотканную из зелени и цветов арку. ІІветЫ образуют Ерылатыс слова: сСоюз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь!». Как зе- ннЦу ока берегут советскпе люди испы­ танную в труде и боях нерасторжимую дружбу народов нашей страны. Празднова­ ние славного 300-летпя воссоединения Ук­ раины с Росспей вылилось в яркую де­ монстрацию братского единения всех паро­ дов пашей великой Родины. Могуче зву- Концерт для участников НМилеВяой сш н Верховного Совета РСФСР, в Большой театре Союза СР чпт над Красной площадью, пад осенепны- ин пышной зелепыо седымп стенами Кремля: — Да здравствует братская дружба меж­ ду народами нашей страны — источник силы и могущества многонационального социалистического государства! В оформлении праздничных колонн нашла яркое выражение решимость совет­ ских людей еще выше поднять могуще­ ство Отчизны, сделать жизнь народа еще более обеспеченной и прекрасной. В реиіе'- нпн этих задач велика роль трудящихся Российской Федерации, достигшей за пос­ левоенные годы выдающихся успехов в развитии промышленности, сельского хо­ зяйства, культуры. Об этом говорят яркие цифры и призывы на зпамснах и транспа­ рантах: — Выпуск промышленной продукции в РСФСР увеличился в 2,5 раза. *— В 1953 году в колхозах РСФСР ме­ ханизировано более 80 процентов всех но­ левых работ. — Российской Федерации выделено для МТС и совхозов в районах освоения це­ линных п залежных земель 60 тысяч тракторов. Москва, Ленинград, Урал, крупнейшие промышленные центры Российской Феде­ рации играют ведущую роль в развитии отечественного машиностроения. Рабочие московских станкостроительных заводоз «Красный пролетарий» и имени Серго Орджоникидзе вышли на праздничную демонстрацию с рапортами новых трудо­ вых побед, достигнутых в предпразднич­ ном соревновании. На одиом из транспа­ рантов написано: — Краснопролетарцы дали 160 станков сверх плана пяти ме­ сяцев! Заводское знамя несут новаторы производства лауреаты Сталинской пре­ мии токари Кузьмин и Шумилин. По Красной площади проходят ученые, архитекторы, художники, отдавшие много творческой энергии. чтобы сделать еще краше Украину, еще выше поднять ее производительные силы и умножить богат­ ство парода. Русский академик Никитин вместе с украинскими новаторами техни­ ки создал теорию сварочного оборудования. Велика заслуга русских ученых Терпн- горева и ПІевякова в механизации добычи угля на шахтах Донбасса. Тесная творче­ ская дружба связывает артистов и лите­ раторов Москвы с работниками искусств Киева. Всо новые и новые колонны вливаются на площадь и каждая из них вносит спою прекрасную деталь в общую картину вол­ нующего шествия. Вот группа девушек в национальных костюмах — русских и у к ­ раинских — приветственно взмахивает пестрыми букетами полевых цветов. Им горячо аплодируют с трибун посланцы всех союзных республик, прибывшие на празднование славного юбилея. Участники демонстрации в день всена­ родного праздника обратились с Сердеч­ ным приветом к трудящимся великого Ки­ тая, стран народной демократии, ко всем народам, ведущим борьбу за мир, за демо­ кратию, за социализм. Ликующее шествие по традиции завер­ шают Физкультурники, славная советская молодежь. В ее рядах — студенты Москов­ ского университета, в котором обучается около 1S тысяч юношей и девушек 59 на­ циональностей Советского Союза. Демонстрация трудящихся на Красной плошадп прошла под знаком тесного спло­ чения всех народов советской страны во­ круг Коммунистической, партии и Совет­ ского правительства. Демонстранты горячо выразили свое непоколебимое стремление отдать все силы великому делу строитель­ ства коммунизма. (ТАСС). Вчеоа в Еодыпом театре Союза ССР со­ стоялся концерт дліі участников Юбилей­ ной сессии Верховного Совета РСФСР, по­ священной 300-летпю воссоединения У к­ раины с Росспей. Разнообразная, яркая программа состояла пз народных русских, украинских, белорусских песен и танцев, произведений музыкальной классики и со­ временных композиторов. Па празднично украшенной сцепе — объединенный хор в составе: хора Большо­ го театра Союза ССР, хора русской песни. Большого хора Всесоюзного радио и хора мальчиков Московского хорового училища, а также оркестр Большого театра Союза ССР. Иод сводами зала торл:ествеппо и ве­ личаво прозвучала кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» Д. Шостакбвнча. Тепло встретили собравшиеся новую песшо «Украина и Россия» В. Мураделп, исполненную солистами Большого театра народной'артисткой РСФСР Н. Шппллер, В. Гагарипой. Е. Беловым, А. Григорьевым в сопровождении объединенного хора и ор­ кестра.* Со вппмацнем прослушали зрители от­ рывок пз поэмы «Владимир Ильич Ленин» В. Маяковского, прочитанный заслужен­ ным артистом РСФСР В. Аксеновым. Народный артист СССР Э. Гплельс ма­ стерски исполнил финал Первого концерта для фортеппано с оркестром Чайковского. Аплодисментами наградили зрители заслу­ женную артистку РСФСР Л. Масленнико­ ву, исполнившую в сопроволлеппп оркест­ ра Большого театра •«Вечернюю песню» Стеценко. • Выразительно п с подъемом исполнил заслуженный артист РСФСР П. Петров арпозо Димитрия Донского из симфонии- кантаты «На поле Куликовом» Шапорина н песню Еремки пз’ оперы «Вражья сила» Серова, сопровождавшуюся мужским хором Большого театра. Высокое и?полнптельское мастерство по­ казал ансамбль скрипачей — лауреатов всесоюзных и международных конкурсов, профессоров п учащихся Московской кон­ серваторш! имени П. П. Чайковского, сыг­ равший в сопровождении оркестра Большо­ го театра Прелюдию Баха. Под бурные аплодисменты прошло вы­ ступление известного украинского * певца народного артиста СССР М. Грпшко. Оп исполнил арніо Богдана пз оперы «Богдан Хмельницкий» Дапькевича. Заіушевностыо отличалось выступление заслуженной ар­ тистки Украинской ССР Т Пономаренко и народного артиста Украинской ССР И. Ве- линнпка, показавших прекрасную во­ кальную культуру в дуэте Оксаны и Анд­ рея из оперы «Запорожец за Дунаем» Гу- лак-Артемовского. С воодушевлением оркестр Большого те­ атра Союза ССР в составе 140 музыкан­ тов сыграл финал Четвертой симфонии Чайковского. С большим мастерством дири­ жировал оркестЬом заслуженный деятель искусств РСФСР К. Иванов. Мощпо и величаво прозвучала в испол­ нении духового оркестра Министерства Обороны СССР, которым дирижировал главный дирижер Советской Армии пол­ ковник П. Петров, увертюра к опере «Та- рас Бульба» Лысенко. Этот оркестр п объединенный хор художественной само­ деятельности частей Московского военного округа исполнили также торжественную увертюру «1812-Й год» Чайковского. Вы­ ступление этого замечательного коллекти­ ва произвело большое впечатление на собравшихся. Финал торжественной увертюры был исполнен вторично. Тонким _ лиризмом и артистичностью отличалось исполнение трио бандури­ сток в составе студенток Киевской госу­ дарственной консерватории Т. -Павленко, Н. Полищук и В. Третьяковой ук­ раинской народной песнп «Ой, дпвчнно, лнумить гай» и песни «При долине куст Фалины» Новикова. С большим успехом прошло выступление Белорусского государственного народного хора (художественный руководитель заслу­ женный деятель, искусств Белорусской ССР Г. Цптович, руковоіптель тапцеваль- ной группы П. Акуленок), исполнившего «Ой, шумят леса зеленые»'Семеняко и на­ родную песню «Вишенка», а также нацио­ нальный танец «Лявониха». Пародная артпетка СССР — солистка Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко Е. Чавдар проникновенно и задушевно тпела «Соловейко» Кропив- ницкого п «Две ласточки» Брусиловского. Снова раздаются горячие аплодисменты. Это выступает Государственный ансамбль нзродпого танца СССР (художественный руководитель народный артист СССР Пгорь Моисеев). Красочен и разнообразен по рит­ мам показанный ансамблем танец «Лето» пз хореографической сюиты «Времена года». Уральский государственный русский народный хор (художественный руководи­ тель Л. Христпапсен) выступил с русской народной песней «Как» по речке, по реке» и «Уральской рябинушкой» РодыгшЛ. Тепло приняли ‘зритзли в исполнении этого коллектива «Частушки про гармониста». Концерт закончился массовым танцем «Гопак» из украинской сюиты «Веенян- кп», с темпераментом исполненным Госу­ дарственным ансамблем народного танца СССР. , • Интермедии, в которых было иного остроумия -и сатирической метко'стп, ис­ полняли заслуженные артисты Украинской ССР 10. Тимошенко п Е. Березин. В кон­ церте дирижировали народный артист СССР А. Мелпк-Пашаев, заслуженный дея­ тель искусств РСФСР В. Небольсин, за­ служенный артист РСФСР К. Кондрашпп, Г. Рождественский, С. Гальперин. Режис­ сер концерта —- заслуженный деятель ис­ кусств РСФСР Л. Баратов, художник кон­ церта — заслуженный деятель искусств РСФСР М. Петровский. Программу концер­ та вел М. Балакшеев. Концерт прошел с болыппм успехом, на высоком' художественном уровне. На концерте присутствовали Г. М. Ма­ ленков, Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин, А. П. Микоян, М. Г. Первухин,. Н. М. Шверник, А. П. Кириленко, М. А. Суслов, П. Н. Поспелов,* Председатель Совета Ми­ нистров РСФСР А. М. Пузанов, Председа­ тель Президиума Верховного Совета РСФСР М. П. Тарасов, Председатель Сове­ та МиппстрОв * УССР Н. Т. Кальненко, Председатель Президиума Верховного Со­ вета УССР Д. С. ’ Коротченко, депутаты Верховного Совета РСФСР, министры СССР, РСФСР и УССР, делегация Украин­ ской ССР, делегации братских союзных республик, партийный п советский актив города Москвы, представители предприя­ тий, деятели науки, литературы п •ис­ кусства. Присутствовала делегация Сейма Польской Народной Республики. Среди присутствующих были члены дипломати­ ческого корпуса. (ТАСС). Надолго останутся в памяти у Тамары Костиной дни. проведенные в солнечном пионерском лагере на берегу Черного мо­ ря. В этом лагере Тамара познакомилась с пионерами, приехавшими со всех концов Советского Союза и стран народной демо­ кратии. Тамара Костина, мурманская школьни­ ца, дочь мастера судоремонтного завода Главмурманрыбпрома, побывала в «Арте­ ке» в прошлом году, но до сих пор перед ее глазами стоит прекрасная папорама Чер­ номорского побережья с раскинутыми на 71 нем белыми палатками, необъятная даль моря, чудесная зелень садов и парков, ок­ ружающих лагерь. Счастливое, безоблачное детство у на­ ших ребят. Им предоставлены все возмож­ ности для все&ороннсго развития, отдыха, открыты все дороги в жизнь. Коммунисти­ ческая партия и. Советское правительство неустанно заботятся о молодом поколении. И эта забота ярко проявляется в том, что пионеры п Школьники заполярной Мур­ манской области могу* отдыхать в пионер­ ских лагерях, расположенных в централь­ ных и южных районах страны. В прошлом году вместе-с Тамарой Ко­ стиной в «Артеке»чпобивали'также еще десять детей работников' рыбной промыш­ ленности Мурманска. Все они хорошо от­ дохнули, загорели, набрались сил для даль­ нейшей успешной учебы. В это'м году в «Артек» поедет 15 чело­ век. Все онп дети рядовых рабочих и ра­ ботниц. Детям предоставляются бесплат­ ные путевкп. М а л ы ш а е д у т н а д а ч у Детский сад Л: S тралового флота посе­ щают более ста ребят. Все они интересно и весело проводят здесь время. В помеще­ нии детсада всегда тепло, светло н уютно. Здесь много хороших, самых разнообраз­ ных игрушек В живом уголке есть белки, аквариум с рыбками На лето детсад ежегодно выезжает на дачу в Ярославскую область. 16 июня дети в седьмой раз поедут туда. В третий раз выезл;ают на дачу Маня Сергеева, мать которой работает дворником, пяти­ летняя Аля Мещерякова, у которой нет родителей, а детсад стал для нее родным домом. Не первый год отправляются па дачу Люба, Надя п Вера Стрелковы, Люоа и Галя Холонгот. Работники детсада тщательно готовятся к отправке детей. Ждут их и колхозники ближайших к даче деревень. — Колхозники,— рассказывает заве­ дующая детсадом тов. Захарикова, — всегда радушно 'встречают детей. — Они - • специально для нпх .сажают ранние сорта картофеля, моркови/ Уже -в начале июля ребята кушают свежие овощи. Родители, отправляющие своих ребят на дачу, могут не тревожиться за судьбу детей. За ними любовно, с материнской лаской ухаживают воспитательницы ■Зи- наида'Ивановна Шевнпцына, Евгения Ва­ сильевна Кучумова, няня Серафима Гри­ горьевна Кобелё^ва. О ( К 15 В списке имен величайших гениев, про­ славивших в веках русскую националь­ ную культуру, имя композитора Михаила Ивановича Глинки занимает одно из по­ четных мест. Подобно Пушкину в русской литературе. Глинка явился Основополож­ ником классического направления в оте­ чественной музыке, первым поднял ее на уровень лучших достижений мирового му­ зыкального искусства. Традиции Глинки, страстно боровшегося за народность, демо­ кратичность в музыкальном творчестве, легли в основу всего дальнейшего разви­ тия отечественной музыкальной классіши. Недаром выдающиеся русские -компознто- ры — от Даргомыжского и Серова до Бо­ родина, Рлмекого-Корсакова, Глазунова — считали себя убежденными «глнНкиаНца- ми», т. е. последователями н учениками великого Глинкп. Михапл Нвановпч Глинка родился сто пятьдесят лет тому назад, 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, близ города Ель­ ни, Смоленской губернии. Детство свое он провел в обстановке небогатой поме­ щичьей усадьбы. Первыми музыкальными впечатлениями Глинки явились русские народные песнп, услышанные пм от ок­ рестных крестьян. Значительную роль в идейном формиро­ вании великого музыканта сыграла его дружба с Пушкиным, Грибоедовым, Дель­ вигом И другими передовыми людьми этой эпохп. Он встречался также с некото­ рыми участниками «декабрьского восста­ ния 1825’ года; вольнолюбивые щей, гос­ подствовавшие в кругу декабристов, спо­ собствовали демократической направлен­ ности творчества Глинки, его усиленному интересу к народному искусству. Стремясь пополнить свои знания в об­ ласти музыки, композитор в 1830 году отправился заграницу. Около четырех лет провел он в прославленных музыкальных центрах Италии, где изучал теорию музы­ ки, с интересом слушал сладкозвучные итальянские оперы, общался с крупнейши­ ми композиторами Запада. Несмотря на То, что все это обогатило художественный О- л е т а ю со д н я р о ж д е н и я ) кругозор Г линки , композитор твердо убе­ дился в том, что «чувствительность» и искусственное «сладкогласие» тогдашней итальянской оперы чуждо его реалистиче­ ским устремлениям. Он еще сильнее ощу­ тил свою любовь. к России, почувствовал горячее желание творить для родного на­ рода на понятном ему языке. «Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать По-русскп»,— рассказывает компо­ зитор. ВсрнувшіісЬ в Россию, Глинка начал работать над'первой своей оперой, повест­ вующей о патриотическом подвиге русско­ го крестьянина Пвана Сусанина. Событпя, изображаемые в ней, относятся к началу XVII века, когда русское войско во глазе с Мининым и Цожарским разгромило ин­ тервентские войска польской шляхты. Ле­ гендарный образ костромского крестьяни­ на Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для блага родины, не раз привле­ кал внимание передовых русских худож­ ников (на эту же тему была написана пат­ риотическая «Дума» поэта-декабриста Рылеева, а также опера композитора Ка- воса). Идея создания отечественной героп- ко-трагической оперы об Пваце^ Сусанине целиком захватила Глинку; особенно вол­ новал его воображение кульминационный эпизод оперы, когда Сусанин заводит вра­ жеский отряд в глухой зим ний лес и гиб­ нет вместе с врагами, прославив своим подвигом любимую отчизну. Придворные круги постарались приспо­ собить патриотический замысел Глинки для целей .реакционной монархической пропаганды. В составлении либретто при­ нял участие малоспособный поэт, барон Розен, стремившийся внести в оперу чуж­ дые ей верноподданнические мотивы. По требованию Николая I опера была переи­ менована пз «Ивана Сусанина» в «Жизнь за царгі». Но саМа музыка Глинки, прони­ занная народным духом, во многом близ­ кая прекрасным напевам крестьянской русской песни, со всей силой патриотиче­ ского чувства воспевала величие духа и красоту подвига простого человека пз па­ рода, подвиг во имя родины. Недаром дво­ рянская знать, наполнявшая партер им­ ператорского театра в Петербурге, брез­ гливо морщилась, увидя На сцене просто­ го крестьянина в окружении скромного сельского быта. «Это кучерская музыка», — презрительно отзывались об «Иване Сусанине» аристократические снобы, пре­ клонявшиеся перед итальянской^ оперой. На это сам Глинка дал ответ в своих ме­ муарах: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ». Лучшие люди России увидели В опере «Иван Сусанин» рождение новой эры в мировом оперном искусстве. Ее высоко оценили Пушкин, Гоголь. В. Одоевский. В одной из своих статей П. В. Гоголь пи­ сал о том, что-«Ивап Сусанин» — прек­ расное начало русской-, национальной-опе­ ры. По его словам, Глинка «счастливо су­ мел слить в езоем творении две славян­ ски» музыки; слышишь, где говорит рус­ ский и где поляк: у одного дышит раз­ дольный мотив русской песни, у другого опрометчивый мотив польской музыки». С огромным уважением отнесся к новой опере выдающийся русский критик В. Одоевский: «С оперой Глинки,— писал он,— является то, что давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в ис­ кусстве, и начинается в его истории но­ вый период — период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку па сердце, есть дело не только таланта, по гения!». Первая постановка «Ивана Сусанина» 9 декабря 1836 года оказалась историче­ ской вехой в истории русской музыки, ознаменовав блистательно** рождение оте­ чественной музыкальной класспки. Последующие годы творчества Глннкн явились периодом яркого расцвета велико­ лепного дарования композитора. Он созда­ вал свои замечательные романсы, пора­ жающие глубиной чувства, пластичной выразительностью мелодии и топким про­ никновением в характер и стиль поэтиче­ ского материала. Наиболее популярны из них — романсы .на пушкинские стихи — «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», а также такие любимые народом произве­ дения, как «Сомнение», «Жаворонок», «Попутная песня», «Ночной смотр», п дру­ гие. Ж ивор ощущение современного музы­ кального быта н подлинное лиоическсе вдохновение отличает симфоническую пье­ су Глинкп «Вальс-Фантазия» (1839 г ). Глубоким драматизмом отмечена его музы­ ка к трагедии Н.~ Кукольника «Князь Холмскнй» (1840 г.). Композитор некото­ рое время работал в придворной певче­ ской капелле, выезжая па Украину для отбора одаренных певцов. Среди открытых пм талантов был украинский иевец, впоследствии автор классической оперы «Запорожец за Дунаем» — С. Гулак-Ар- темовскнй. Высшая знать Петербурга насмехалась над гениальным музыкантом, травила его. В противовес этому прогрессивные деятели искусства, среди которых были художник Брюллов, ряд видных актеров и лпгера- торов-разночипцев, горячо поддерживали композитора-патрнота. Опираясь на яту поддержку, оп взялся за создание второй своей оперы «Руслан и Людмила»— на сюжет поэмы Пушкина. Величавая, необычайно смелая музыка этой оперы была навеяна древнпм бога­ тырским эпосом русского народа. С небы­ валой силой воспев могучие образы род­ ной России, Глинка сумел в то же время отобразить и своеобразную прелесть брат­ ских музыкальных культД (Украины, Кавказа). От этих напевов идет богатая традиция творческого преломления музы­ кального творчества Востока в русской классической музыке. Опера «Руслан п Людмила», постанов­ ка которой была осуществлена в 1842 го­ ду, пе встретила сочувствия в среде при­ дворной зпатп. Она была объявлена «неу- давшейся». Над Глппкой зло пздевалпсь продажные писаки, журналисты реакци­ онного лагеря вроде Фаддея Булгарина. Все это'больно ущемпло самолюбие Глин­ ки. Многие годы после постановки своей второй оперы он пропел в скитаниях по свету, живя то б родной деревне под Смо­ ленском, то в Париже, то в Варшаве, то снова в Петербурге. С интересом провел оп два года (1S45— 1847) в Испании, где подробно изучал по­ любившуюся ему темпераментную п кра­ сочную испанскую народную музыку. Под впечатлением этой поездки композитор написал две блестящие симфонические увертюры, пронизанные мелодиями и рит­ мами испанских песен и плясок. Итогом многолетнего изучения родйой русской песни явилась замечательная сим­ фоническая фантазия Глинки «Камарин­ ская», основанная на мелодиях двух рус­ ских песен — свадебной «Пз-за гор, гор высокііх* а веселой плясовой. Из этой не­ большой пьесы, представляющей собой ма­ стерски сделанные вариации на народные русскш^мотивы, по словам П. П. Чайков­ ского, выросла «как дуб из жолудя» вся русская снмфонпческая музыка последую­ щих эпох. В своем высокоталантливом симфоническом творчестве Глинка стре­ мился быть доступным самой широкой аудитории плп, как он выразился, спи­ сать пьесы равно докладные знатокам и простой публике». ! В условиях травли со стороны ’ офи­ циальных кругов императорской России, гениальный композитор в последние годы своей жизни не смог создать новых круп­ ных произведений. Задуманные пм работы, в их числе епмфоппя «Тарас Бульба» на украинский темы — остались незавершен­ ными. Глинка умер вдали от родины, во время заграничной поездкп в феврале 1857 года. Все, что написано Глинкой, включая обе erojmepbi, несколько десятков роман­ сов, пье“с для оркестра* камерные сочлпе- ння,— составляют славу и гордость рус­ ской национальной культуры. Имя Глпйкп паппсано на 8 намснп всей передовой рус­ ской музыкальной класспкп, широко осу­ ществлявшей глпнкпнекие заветы народ­ ности, демократичности и реализма. Советский парод чтит память великого композитора наряду С Пушкиным п Гого­ лем, Реппныьі и Суриковым п другими величайшими людьми Росспп После побе­ ды Великого Октября геппальная опера Г линкп «Иван Сусанин» была бережно очищена от искусственных текстовых на­ слоений, чуждых подлинному патриотиче­ скому замыслу композитора, п стала од­ ним нз самых' любимых произведений оперной класспки. В годы Великой Отече-’ ственной'ВойнЫ образ русского патрио­ та Сусанина служил жпвым примером самоотверженности и геройства для мил ­ лионов советских воинов п партизан; Лучшие наши певцы, дирижеры, му­ зыканты отдают свой талант и Мастерство пропаганде музыкального наследия Глинки в массах советского народа. Данью глубо­ кого уважения советских людей к памяти великого композитора является создание превосходной книги о Глпнке академиком Б. В. Асафьевын (1947 г.), а также по­ становка двух художественных кинофиль­ мов, посвященных жизни и творчеству ав­ тора оперы «Руслан п Людмила»* Памятный день 150-летпя со дня рож­ дения М. П Глинкп является большим п радостным праздником отечественной му­ зыкальной культуры. И . НЕСТЬЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz