Полярная правда. 1954, июнь.
2 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Лга 128 (7850) 1 шоня 1954 г. Парад и демонстрация на Красной площади в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией (Окончание). Хмельницкого, Александра Невского, други ми боевыми наградами отмечены подвиги сынов нашего социалистического Отече ства. Восхищенным взглядом провожают зри тели славных героев Великоіі Отечествен ной войны. Многие пз нпх служили в Киевских, Днепровских, Житомирских, Полтавских, Львовских полках и диви зиях, других частях, боевая история кото рых связана с освобождением Украины. Это лм салютовала столица нашей Роди ны, в их честь взлетали разноцветные ракеты, рассыпаясь чудесным фейервер ком. Идут бывшие партизаны Украины — соратники Ковпака, Федорова, Руднева, •Сабурова, Бегмы. В украинских партизан ских соединениях были представлены 62 национальности, почти половина партизан — русские. С трибун тепло приветствуют пехотнн- цез, моряков, десантников, артиллеристов. Законную гордость вызывают погранич ники. -Нх знамя несет Герой Советского Союза Хомрач. Мощная техника прошла по Красной площади. Несколько минут рокотали мото ры автомобилей, тянувших орудия. Ма шины двигались по четыре в ряд.-Сначала пушки пехоты, затем длннностволые зе нитки, короткие гаубицы. Слегка пока чиваясь на толстых шинах, катились ору дия крупного калибра — дальнобойные. Всеобщий восторг вызвали гвардейские минометы «Катюши» п. их - совсем еще молодые боевые лодругиі Величественным был парад крылатой техники. На борту флагмана — мастера пилотажа Герой Советского Союза Хвосту- ноа и Рощіш. Мгновения - н е неба по слышался свистящий гул. Появились реактпвныо бомбардировщики. Группы этпх самолетов вели Герой Советского Союза. Кибалко, Лукин и Агафонов. С три бун горячо приветствовали наших летчи ков, конструкторов, самолетостроителей. Мелькнули реактивные истребители. Летчики Микоян, Бабаев, Келейников, пх товарищи показали высокое мастерство. Серебристые машины со сказочной ско ростьюпоявлялись и исчезали в голубых просторах. Парад на Красной площади еще раз по казал, что пашп Вооруженные Силы — надежный оплот мирного 'Груда советских людей, идущих к победе коммунизма. * * * s На мгновение затихла площадь. Но Вот уже громче радостный гул тысяч голосов. Начинается демонстрация трудящихся Москвы, посвященная всенародному вели чественному празднику — 300-летпю воссоединения Украины с Россией. К .денхру Красной площади прибли жается группа знаменосцев. Впереди’ 'гордо реет знамя Москвы, овеянное многовековой славой великого города — основы п ннп- цнатора образования Русского госухарст- ва. В Москве., в стенах древнего Кремля, Земский собор вынес историческое реше ние о ирппятнп Украины в состав Рос сийского государства. Буря восторга поднимается навстречу вступающим на площадь колоннам юных ленинцев. Радостно бьются пх сердЦа. Де та приветственно поднимают букеты цве тов, принесенных на Красную'площадь в честь праздника дружбы народов. Они с восхищением глядят на озаренные солнцем трибуны, на яркий национальный орна мент, на стяги, посвященные дружбе рус ского и украинского" народов. Несколько пионеров поднимаются на трибуну Мавзо лея и преподносят цветьі руководителям партии -и правительства. Море знамен алым шелком заливает площадь. Вокруг Государственного флага СССР флаги шестнадцати братских рес публик. От края п до края Красной пло щади протянулись стяги со словами при вета и дружбы, обращенными от лица всех народов Российской Федерации, от лица трудящихся Москвы к цветущей Украине, свершившей 300 лет назад исторический и животворный акт воссоединения с Рос сией. Арка из красных, сітапх, белых, сире невых цветов соединяет Государственный герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с гербом Украинской ССР. Эту красочную эмблему несут близ трибун Мавзолея трудящиеся Кировского района столицы. Пх шествие встречают приветственными возгласами нз многих языках народов СССР. ‘ Взоры привлекают возникающие на площади огромные буквы из цветов. Ряд за рядом онп образуют слова, близкие сердцу каждого советского человека: Славься, Отечество наше свободное, ' Дружбы народов надежный оплот! По залитым солнцем ликующим рядам демонстрантов прокатывается священная клятва: — На веки вместе! На віки разом! Да я;пвет и крепнет нерушимая вечная друж ба русского и украинского народов, всех народов Советского Союза! Участники триумфального шествия вы соко поднимают рортреты гениального ос нователя Коммунистической партии и Со ветского государства — Ленина, его со ратника великого Сталина. На стяге ле нинские строки: при едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина возможна, без такого единства о ней не может быть и речи. Далеко вокруг разносятся, повторяемые сотнями радиорупоров возгласы: «Ура!», «Да здравствует великий Советский Союз!» Идущие по площади москвичи и гости столицы славят родную Коммунисти ческую партию, вдохновляющую и руково дящую силу советского народа в борьбе за построение коммунизма. Трудящпося несут портреты руководи телей Коммунистической партпп и Совет ского правительства Г. М. Маленкова, В. М. Молотова, Н. С. Хрущева, К. Е. Ворошилова, Н. А. Булганина, Л. М. Кага новича, А. П. Микояна, М. 3. Сабурова, М. Г. Первухина. Перед трибунами проходят представите ли крупнейших заводов и Фабрик Фрун зенского, Пролетарского, Краснопреснен ского и других районов столицы. Над рядами рабочих* колонн, шагающих по площади, подняты алые с яркосиней полосой у древка знамена Российской Фе дерации, награжденной в эти дни орденом Ленина. Идет русский рабочий класс, идут сыны тех, кто вел на борьбу .за победу социалистической революции пролетариат Украины, всех трудящихся п эксплуати руемых. Российская Федерация явилась ядром, вокруг которого создавалось п крепло ве ликое многонациональное государство — Союз Советских Социалистических Респуб лик. Трудящиеся- Киевского,района Моск вы несут сотканную из зелени и цветов арку. ІІветЫ образуют Ерылатыс слова: сСоюз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь!». Как зе- ннЦу ока берегут советскпе люди испы танную в труде и боях нерасторжимую дружбу народов нашей страны. Празднова ние славного 300-летпя воссоединения Ук раины с Росспей вылилось в яркую де монстрацию братского единения всех паро дов пашей великой Родины. Могуче зву- Концерт для участников НМилеВяой сш н Верховного Совета РСФСР, в Большой театре Союза СР чпт над Красной площадью, пад осенепны- ин пышной зелепыо седымп стенами Кремля: — Да здравствует братская дружба меж ду народами нашей страны — источник силы и могущества многонационального социалистического государства! В оформлении праздничных колонн нашла яркое выражение решимость совет ских людей еще выше поднять могуще ство Отчизны, сделать жизнь народа еще более обеспеченной и прекрасной. В реиіе'- нпн этих задач велика роль трудящихся Российской Федерации, достигшей за пос левоенные годы выдающихся успехов в развитии промышленности, сельского хо зяйства, культуры. Об этом говорят яркие цифры и призывы на зпамснах и транспа рантах: — Выпуск промышленной продукции в РСФСР увеличился в 2,5 раза. *— В 1953 году в колхозах РСФСР ме ханизировано более 80 процентов всех но левых работ. — Российской Федерации выделено для МТС и совхозов в районах освоения це линных п залежных земель 60 тысяч тракторов. Москва, Ленинград, Урал, крупнейшие промышленные центры Российской Феде рации играют ведущую роль в развитии отечественного машиностроения. Рабочие московских станкостроительных заводоз «Красный пролетарий» и имени Серго Орджоникидзе вышли на праздничную демонстрацию с рапортами новых трудо вых побед, достигнутых в предпразднич ном соревновании. На одиом из транспа рантов написано: — Краснопролетарцы дали 160 станков сверх плана пяти ме сяцев! Заводское знамя несут новаторы производства лауреаты Сталинской пре мии токари Кузьмин и Шумилин. По Красной площади проходят ученые, архитекторы, художники, отдавшие много творческой энергии. чтобы сделать еще краше Украину, еще выше поднять ее производительные силы и умножить богат ство парода. Русский академик Никитин вместе с украинскими новаторами техни ки создал теорию сварочного оборудования. Велика заслуга русских ученых Терпн- горева и ПІевякова в механизации добычи угля на шахтах Донбасса. Тесная творче ская дружба связывает артистов и лите раторов Москвы с работниками искусств Киева. Всо новые и новые колонны вливаются на площадь и каждая из них вносит спою прекрасную деталь в общую картину вол нующего шествия. Вот группа девушек в национальных костюмах — русских и у к раинских — приветственно взмахивает пестрыми букетами полевых цветов. Им горячо аплодируют с трибун посланцы всех союзных республик, прибывшие на празднование славного юбилея. Участники демонстрации в день всена родного праздника обратились с Сердеч ным приветом к трудящимся великого Ки тая, стран народной демократии, ко всем народам, ведущим борьбу за мир, за демо кратию, за социализм. Ликующее шествие по традиции завер шают Физкультурники, славная советская молодежь. В ее рядах — студенты Москов ского университета, в котором обучается около 1S тысяч юношей и девушек 59 на циональностей Советского Союза. Демонстрация трудящихся на Красной плошадп прошла под знаком тесного спло чения всех народов советской страны во круг Коммунистической, партии и Совет ского правительства. Демонстранты горячо выразили свое непоколебимое стремление отдать все силы великому делу строитель ства коммунизма. (ТАСС). Вчеоа в Еодыпом театре Союза ССР со стоялся концерт дліі участников Юбилей ной сессии Верховного Совета РСФСР, по священной 300-летпю воссоединения У к раины с Росспей. Разнообразная, яркая программа состояла пз народных русских, украинских, белорусских песен и танцев, произведений музыкальной классики и со временных композиторов. Па празднично украшенной сцепе — объединенный хор в составе: хора Большо го театра Союза ССР, хора русской песни. Большого хора Всесоюзного радио и хора мальчиков Московского хорового училища, а также оркестр Большого театра Союза ССР. Иод сводами зала торл:ествеппо и ве личаво прозвучала кантата «Над Родиной нашей солнце сияет» Д. Шостакбвнча. Тепло встретили собравшиеся новую песшо «Украина и Россия» В. Мураделп, исполненную солистами Большого театра народной'артисткой РСФСР Н. Шппллер, В. Гагарипой. Е. Беловым, А. Григорьевым в сопровождении объединенного хора и ор кестра.* Со вппмацнем прослушали зрители от рывок пз поэмы «Владимир Ильич Ленин» В. Маяковского, прочитанный заслужен ным артистом РСФСР В. Аксеновым. Народный артист СССР Э. Гплельс ма стерски исполнил финал Первого концерта для фортеппано с оркестром Чайковского. Аплодисментами наградили зрители заслу женную артистку РСФСР Л. Масленнико ву, исполнившую в сопроволлеппп оркест ра Большого театра •«Вечернюю песню» Стеценко. • Выразительно п с подъемом исполнил заслуженный артист РСФСР П. Петров арпозо Димитрия Донского из симфонии- кантаты «На поле Куликовом» Шапорина н песню Еремки пз’ оперы «Вражья сила» Серова, сопровождавшуюся мужским хором Большого театра. Высокое и?полнптельское мастерство по казал ансамбль скрипачей — лауреатов всесоюзных и международных конкурсов, профессоров п учащихся Московской кон серваторш! имени П. П. Чайковского, сыг равший в сопровождении оркестра Большо го театра Прелюдию Баха. Под бурные аплодисменты прошло вы ступление известного украинского * певца народного артиста СССР М. Грпшко. Оп исполнил арніо Богдана пз оперы «Богдан Хмельницкий» Дапькевича. Заіушевностыо отличалось выступление заслуженной ар тистки Украинской ССР Т Пономаренко и народного артиста Украинской ССР И. Ве- линнпка, показавших прекрасную во кальную культуру в дуэте Оксаны и Анд рея из оперы «Запорожец за Дунаем» Гу- лак-Артемовского. С воодушевлением оркестр Большого те атра Союза ССР в составе 140 музыкан тов сыграл финал Четвертой симфонии Чайковского. С большим мастерством дири жировал оркестЬом заслуженный деятель искусств РСФСР К. Иванов. Мощпо и величаво прозвучала в испол нении духового оркестра Министерства Обороны СССР, которым дирижировал главный дирижер Советской Армии пол ковник П. Петров, увертюра к опере «Та- рас Бульба» Лысенко. Этот оркестр п объединенный хор художественной само деятельности частей Московского военного округа исполнили также торжественную увертюру «1812-Й год» Чайковского. Вы ступление этого замечательного коллекти ва произвело большое впечатление на собравшихся. Финал торжественной увертюры был исполнен вторично. Тонким _ лиризмом и артистичностью отличалось исполнение трио бандури сток в составе студенток Киевской госу дарственной консерватории Т. -Павленко, Н. Полищук и В. Третьяковой ук раинской народной песнп «Ой, дпвчнно, лнумить гай» и песни «При долине куст Фалины» Новикова. С большим успехом прошло выступление Белорусского государственного народного хора (художественный руководитель заслу женный деятель, искусств Белорусской ССР Г. Цптович, руковоіптель тапцеваль- ной группы П. Акуленок), исполнившего «Ой, шумят леса зеленые»'Семеняко и на родную песню «Вишенка», а также нацио нальный танец «Лявониха». Пародная артпетка СССР — солистка Киевского театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко Е. Чавдар проникновенно и задушевно тпела «Соловейко» Кропив- ницкого п «Две ласточки» Брусиловского. Снова раздаются горячие аплодисменты. Это выступает Государственный ансамбль нзродпого танца СССР (художественный руководитель народный артист СССР Пгорь Моисеев). Красочен и разнообразен по рит мам показанный ансамблем танец «Лето» пз хореографической сюиты «Времена года». Уральский государственный русский народный хор (художественный руководи тель Л. Христпапсен) выступил с русской народной песней «Как» по речке, по реке» и «Уральской рябинушкой» РодыгшЛ. Тепло приняли ‘зритзли в исполнении этого коллектива «Частушки про гармониста». Концерт закончился массовым танцем «Гопак» из украинской сюиты «Веенян- кп», с темпераментом исполненным Госу дарственным ансамблем народного танца СССР. , • Интермедии, в которых было иного остроумия -и сатирической метко'стп, ис полняли заслуженные артисты Украинской ССР 10. Тимошенко п Е. Березин. В кон церте дирижировали народный артист СССР А. Мелпк-Пашаев, заслуженный дея тель искусств РСФСР В. Небольсин, за служенный артист РСФСР К. Кондрашпп, Г. Рождественский, С. Гальперин. Режис сер концерта —- заслуженный деятель ис кусств РСФСР Л. Баратов, художник кон церта — заслуженный деятель искусств РСФСР М. Петровский. Программу концер та вел М. Балакшеев. Концерт прошел с болыппм успехом, на высоком' художественном уровне. На концерте присутствовали Г. М. Ма ленков, Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин, А. П. Микоян, М. Г. Первухин,. Н. М. Шверник, А. П. Кириленко, М. А. Суслов, П. Н. Поспелов,* Председатель Совета Ми нистров РСФСР А. М. Пузанов, Председа тель Президиума Верховного Совета РСФСР М. П. Тарасов, Председатель Сове та МиппстрОв * УССР Н. Т. Кальненко, Председатель Президиума Верховного Со вета УССР Д. С. ’ Коротченко, депутаты Верховного Совета РСФСР, министры СССР, РСФСР и УССР, делегация Украин ской ССР, делегации братских союзных республик, партийный п советский актив города Москвы, представители предприя тий, деятели науки, литературы п •ис кусства. Присутствовала делегация Сейма Польской Народной Республики. Среди присутствующих были члены дипломати ческого корпуса. (ТАСС). Надолго останутся в памяти у Тамары Костиной дни. проведенные в солнечном пионерском лагере на берегу Черного мо ря. В этом лагере Тамара познакомилась с пионерами, приехавшими со всех концов Советского Союза и стран народной демо кратии. Тамара Костина, мурманская школьни ца, дочь мастера судоремонтного завода Главмурманрыбпрома, побывала в «Арте ке» в прошлом году, но до сих пор перед ее глазами стоит прекрасная папорама Чер номорского побережья с раскинутыми на 71 нем белыми палатками, необъятная даль моря, чудесная зелень садов и парков, ок ружающих лагерь. Счастливое, безоблачное детство у на ших ребят. Им предоставлены все возмож ности для все&ороннсго развития, отдыха, открыты все дороги в жизнь. Коммунисти ческая партия и. Советское правительство неустанно заботятся о молодом поколении. И эта забота ярко проявляется в том, что пионеры п Школьники заполярной Мур манской области могу* отдыхать в пионер ских лагерях, расположенных в централь ных и южных районах страны. В прошлом году вместе-с Тамарой Ко стиной в «Артеке»чпобивали'также еще десять детей работников' рыбной промыш ленности Мурманска. Все они хорошо от дохнули, загорели, набрались сил для даль нейшей успешной учебы. В это'м году в «Артек» поедет 15 чело век. Все онп дети рядовых рабочих и ра ботниц. Детям предоставляются бесплат ные путевкп. М а л ы ш а е д у т н а д а ч у Детский сад Л: S тралового флота посе щают более ста ребят. Все они интересно и весело проводят здесь время. В помеще нии детсада всегда тепло, светло н уютно. Здесь много хороших, самых разнообраз ных игрушек В живом уголке есть белки, аквариум с рыбками На лето детсад ежегодно выезжает на дачу в Ярославскую область. 16 июня дети в седьмой раз поедут туда. В третий раз выезл;ают на дачу Маня Сергеева, мать которой работает дворником, пяти летняя Аля Мещерякова, у которой нет родителей, а детсад стал для нее родным домом. Не первый год отправляются па дачу Люба, Надя п Вера Стрелковы, Люоа и Галя Холонгот. Работники детсада тщательно готовятся к отправке детей. Ждут их и колхозники ближайших к даче деревень. — Колхозники,— рассказывает заве дующая детсадом тов. Захарикова, — всегда радушно 'встречают детей. — Они - • специально для нпх .сажают ранние сорта картофеля, моркови/ Уже -в начале июля ребята кушают свежие овощи. Родители, отправляющие своих ребят на дачу, могут не тревожиться за судьбу детей. За ними любовно, с материнской лаской ухаживают воспитательницы ■Зи- наида'Ивановна Шевнпцына, Евгения Ва сильевна Кучумова, няня Серафима Гри горьевна Кобелё^ва. О ( К 15 В списке имен величайших гениев, про славивших в веках русскую националь ную культуру, имя композитора Михаила Ивановича Глинки занимает одно из по четных мест. Подобно Пушкину в русской литературе. Глинка явился Основополож ником классического направления в оте чественной музыке, первым поднял ее на уровень лучших достижений мирового му зыкального искусства. Традиции Глинки, страстно боровшегося за народность, демо кратичность в музыкальном творчестве, легли в основу всего дальнейшего разви тия отечественной музыкальной классіши. Недаром выдающиеся русские -компознто- ры — от Даргомыжского и Серова до Бо родина, Рлмекого-Корсакова, Глазунова — считали себя убежденными «глнНкиаНца- ми», т. е. последователями н учениками великого Глинкп. Михапл Нвановпч Глинка родился сто пятьдесят лет тому назад, 1 июня 1804 года в селе Новоспасском, близ города Ель ни, Смоленской губернии. Детство свое он провел в обстановке небогатой поме щичьей усадьбы. Первыми музыкальными впечатлениями Глинки явились русские народные песнп, услышанные пм от ок рестных крестьян. Значительную роль в идейном формиро вании великого музыканта сыграла его дружба с Пушкиным, Грибоедовым, Дель вигом И другими передовыми людьми этой эпохп. Он встречался также с некото рыми участниками «декабрьского восста ния 1825’ года; вольнолюбивые щей, гос подствовавшие в кругу декабристов, спо собствовали демократической направлен ности творчества Глинки, его усиленному интересу к народному искусству. Стремясь пополнить свои знания в об ласти музыки, композитор в 1830 году отправился заграницу. Около четырех лет провел он в прославленных музыкальных центрах Италии, где изучал теорию музы ки, с интересом слушал сладкозвучные итальянские оперы, общался с крупнейши ми композиторами Запада. Несмотря на То, что все это обогатило художественный О- л е т а ю со д н я р о ж д е н и я ) кругозор Г линки , композитор твердо убе дился в том, что «чувствительность» и искусственное «сладкогласие» тогдашней итальянской оперы чуждо его реалистиче ским устремлениям. Он еще сильнее ощу тил свою любовь. к России, почувствовал горячее желание творить для родного на рода на понятном ему языке. «Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать По-русскп»,— рассказывает компо зитор. ВсрнувшіісЬ в Россию, Глинка начал работать над'первой своей оперой, повест вующей о патриотическом подвиге русско го крестьянина Пвана Сусанина. Событпя, изображаемые в ней, относятся к началу XVII века, когда русское войско во глазе с Мининым и Цожарским разгромило ин тервентские войска польской шляхты. Ле гендарный образ костромского крестьяни на Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для блага родины, не раз привле кал внимание передовых русских худож ников (на эту же тему была написана пат риотическая «Дума» поэта-декабриста Рылеева, а также опера композитора Ка- воса). Идея создания отечественной героп- ко-трагической оперы об Пваце^ Сусанине целиком захватила Глинку; особенно вол новал его воображение кульминационный эпизод оперы, когда Сусанин заводит вра жеский отряд в глухой зим ний лес и гиб нет вместе с врагами, прославив своим подвигом любимую отчизну. Придворные круги постарались приспо собить патриотический замысел Глинки для целей .реакционной монархической пропаганды. В составлении либретто при нял участие малоспособный поэт, барон Розен, стремившийся внести в оперу чуж дые ей верноподданнические мотивы. По требованию Николая I опера была переи менована пз «Ивана Сусанина» в «Жизнь за царгі». Но саМа музыка Глинки, прони занная народным духом, во многом близ кая прекрасным напевам крестьянской русской песни, со всей силой патриотиче ского чувства воспевала величие духа и красоту подвига простого человека пз па рода, подвиг во имя родины. Недаром дво рянская знать, наполнявшая партер им ператорского театра в Петербурге, брез гливо морщилась, увидя На сцене просто го крестьянина в окружении скромного сельского быта. «Это кучерская музыка», — презрительно отзывались об «Иване Сусанине» аристократические снобы, пре клонявшиеся перед итальянской^ оперой. На это сам Глинка дал ответ в своих ме муарах: «Это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ». Лучшие люди России увидели В опере «Иван Сусанин» рождение новой эры в мировом оперном искусстве. Ее высоко оценили Пушкин, Гоголь. В. Одоевский. В одной из своих статей П. В. Гоголь пи сал о том, что-«Ивап Сусанин» — прек расное начало русской-, национальной-опе ры. По его словам, Глинка «счастливо су мел слить в езоем творении две славян ски» музыки; слышишь, где говорит рус ский и где поляк: у одного дышит раз дольный мотив русской песни, у другого опрометчивый мотив польской музыки». С огромным уважением отнесся к новой опере выдающийся русский критик В. Одоевский: «С оперой Глинки,— писал он,— является то, что давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в ис кусстве, и начинается в его истории но вый период — период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку па сердце, есть дело не только таланта, по гения!». Первая постановка «Ивана Сусанина» 9 декабря 1836 года оказалась историче ской вехой в истории русской музыки, ознаменовав блистательно** рождение оте чественной музыкальной класспки. Последующие годы творчества Глннкн явились периодом яркого расцвета велико лепного дарования композитора. Он созда вал свои замечательные романсы, пора жающие глубиной чувства, пластичной выразительностью мелодии и топким про никновением в характер и стиль поэтиче ского материала. Наиболее популярны из них — романсы .на пушкинские стихи — «Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья», а также такие любимые народом произве дения, как «Сомнение», «Жаворонок», «Попутная песня», «Ночной смотр», п дру гие. Ж ивор ощущение современного музы кального быта н подлинное лиоическсе вдохновение отличает симфоническую пье су Глинкп «Вальс-Фантазия» (1839 г ). Глубоким драматизмом отмечена его музы ка к трагедии Н.~ Кукольника «Князь Холмскнй» (1840 г.). Композитор некото рое время работал в придворной певче ской капелле, выезжая па Украину для отбора одаренных певцов. Среди открытых пм талантов был украинский иевец, впоследствии автор классической оперы «Запорожец за Дунаем» — С. Гулак-Ар- темовскнй. Высшая знать Петербурга насмехалась над гениальным музыкантом, травила его. В противовес этому прогрессивные деятели искусства, среди которых были художник Брюллов, ряд видных актеров и лпгера- торов-разночипцев, горячо поддерживали композитора-патрнота. Опираясь на яту поддержку, оп взялся за создание второй своей оперы «Руслан и Людмила»— на сюжет поэмы Пушкина. Величавая, необычайно смелая музыка этой оперы была навеяна древнпм бога тырским эпосом русского народа. С небы валой силой воспев могучие образы род ной России, Глинка сумел в то же время отобразить и своеобразную прелесть брат ских музыкальных культД (Украины, Кавказа). От этих напевов идет богатая традиция творческого преломления музы кального творчества Востока в русской классической музыке. Опера «Руслан п Людмила», постанов ка которой была осуществлена в 1842 го ду, пе встретила сочувствия в среде при дворной зпатп. Она была объявлена «неу- давшейся». Над Глппкой зло пздевалпсь продажные писаки, журналисты реакци онного лагеря вроде Фаддея Булгарина. Все это'больно ущемпло самолюбие Глин ки. Многие годы после постановки своей второй оперы он пропел в скитаниях по свету, живя то б родной деревне под Смо ленском, то в Париже, то в Варшаве, то снова в Петербурге. С интересом провел оп два года (1S45— 1847) в Испании, где подробно изучал по любившуюся ему темпераментную п кра сочную испанскую народную музыку. Под впечатлением этой поездки композитор написал две блестящие симфонические увертюры, пронизанные мелодиями и рит мами испанских песен и плясок. Итогом многолетнего изучения родйой русской песни явилась замечательная сим фоническая фантазия Глинки «Камарин ская», основанная на мелодиях двух рус ских песен — свадебной «Пз-за гор, гор высокііх* а веселой плясовой. Из этой не большой пьесы, представляющей собой ма стерски сделанные вариации на народные русскш^мотивы, по словам П. П. Чайков ского, выросла «как дуб из жолудя» вся русская снмфонпческая музыка последую щих эпох. В своем высокоталантливом симфоническом творчестве Глинка стре мился быть доступным самой широкой аудитории плп, как он выразился, спи сать пьесы равно докладные знатокам и простой публике». ! В условиях травли со стороны ’ офи циальных кругов императорской России, гениальный композитор в последние годы своей жизни не смог создать новых круп ных произведений. Задуманные пм работы, в их числе епмфоппя «Тарас Бульба» на украинский темы — остались незавершен ными. Глинка умер вдали от родины, во время заграничной поездкп в феврале 1857 года. Все, что написано Глинкой, включая обе erojmepbi, несколько десятков роман сов, пье“с для оркестра* камерные сочлпе- ння,— составляют славу и гордость рус ской национальной культуры. Имя Глпйкп паппсано на 8 намснп всей передовой рус ской музыкальной класспкп, широко осу ществлявшей глпнкпнекие заветы народ ности, демократичности и реализма. Советский парод чтит память великого композитора наряду С Пушкиным п Гого лем, Реппныьі и Суриковым п другими величайшими людьми Росспп После побе ды Великого Октября геппальная опера Г линкп «Иван Сусанин» была бережно очищена от искусственных текстовых на слоений, чуждых подлинному патриотиче скому замыслу композитора, п стала од ним нз самых' любимых произведений оперной класспки. В годы Великой Отече-’ ственной'ВойнЫ образ русского патрио та Сусанина служил жпвым примером самоотверженности и геройства для мил лионов советских воинов п партизан; Лучшие наши певцы, дирижеры, му зыканты отдают свой талант и Мастерство пропаганде музыкального наследия Глинки в массах советского народа. Данью глубо кого уважения советских людей к памяти великого композитора является создание превосходной книги о Глпнке академиком Б. В. Асафьевын (1947 г.), а также по становка двух художественных кинофиль мов, посвященных жизни и творчеству ав тора оперы «Руслан п Людмила»* Памятный день 150-летпя со дня рож дения М. П Глинкп является большим п радостным праздником отечественной му зыкальной культуры. И . НЕСТЬЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz