Полярная правда. 1954, июль.
JA І72 (7894) 22 тол я 1354 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Тру ж е ник и ры б но го Мурмана ! ШИРЕ РАЗВЕРТЫВАЙТЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, БЕРИТЕ РАВНЕНИЕ НА ПЕРЕДОВИКОВ ПереходящиеКрасные знамена —лучшим рыболовным траулерам Рассмотрев птогп социалистического со ревнования промысловых кораблей трало вого п сельдяного Флотов, исполнительный комитет областного Совета депутатов тру дящихся и бюро обкома КПСС призпали победителем соревнования среди судов тралового флота экипаж траулера «Ере ван* (капитан тов. Маклаков А. Я», сек ретарь парторганизации тов. Трубоевскпй А. Т іі предсудкома тов. Беляев С* Г.), вы полнивший план во втором квартале по добыче рыбы на 1 2 2 процента, по выра ботке консервов — на 109 процентов, по выгреву рыбьего snpa — на 181,5 про цента. Экипажу передового корабля присужде но переходящее Красное знамя облиспол кома, обкома КПСС и облсовпрофа. Отмечена хорошая работа во втором квартале 1954 года экипажей траулеров «Нева», «Киров»* «Меркурий», «Кета», «Белуга», Победителем социалистического сорев* нования среди кораблей сельдяного флота по добыче сельди за второй квартал 1954 года признан экипаж среднего траулера За 837 (напитан тов 4 Земсков В. С.* сек ретарь комсомольской организации тов. Авдеев В. М.* предсудкома тов. Тычкпн А. С.), выполнивший йлан квартала по вьілову сельди на 183,2 процента и добив шийся повышения сортности продукции против плана на 3,7 процента. Экипажу среднего траулера 837 так же присуждено переходящее Красное зна мя облисполкома, обкома КПСС и облсов профа. Отмечена хорошая работа во втором квартале экипажей средних траулеров 438, 640. 154, 175, 34В. G81, 189 и яругах. ОНИ ОС ТАЮ ТСЯ НА Ф Л О ТЕ С о ТП П молодых патриотов откликну лись весной этого года на призыв ^комсомольски* организации — и д т и на jпредприятия рыбной промышленности, по дмочь рыбакам Мурмана дать стране больше высококачественных рыбных продуктов, ^полнее использовать богатства Барепцова моря и Северной Атлантики. Большая часть этой молодежи работает сейчас пД кораб лях промыслового флота, В трудных условиях суровых северных морей познакомились комсомольцы с про фессией рыбака. Перед многими из них впервые .открылась романтика морских бѵден — борьба со стихией, покорение и подчинение ее, п многие подумывали» а не остаться ли па корабле, на флоте. ... Раньше они не зналп друг друга. Егор Кипятков получал путевку на флот* в Мурманске, в Микояновском райкоме* ВЛКСМ, Борис Ворошіи — в Мончегор ском горкоме комсомола. Из Кнровска ііри- ■ехал слесарь-водопроводчик ВнКгср Лу- ІконьКнн. У них были неодинаковые ха рактеры и разные специальности. Но ;сближало и роднило их высокое звание комсомольца, стремление быть там, где сейчас всего труднее, и какая-тс еще не осознанная юношеская тяга к морю. Впервые встретились они на плавбазе «Атлантика», ИрНчеМ оказалось, что мо лодежь, прибившая на флот по призыву комсомола, составляет больше половины всей команды этого огромного океанского теплохода» На высоких широтах Родины (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ) 1 . М О С К В А — Д И К С О Н СТАРТ нпмаются в средней школе рабочей моло- лу. А здесь па помощь пришли опытные стоятельио укладывает в бочку сельдь,! причем делает это достаючно быстро и После ремонта Успешная работа траулера «Сталпп* . Долгое время траулер «Сталин» нахо дился в ремонте. Работы иа корабле ве лись очень медленно, н это привело к то* ну, что судно в этом году начало нромы- сел только 2 мая. К тому же команда Ко рабля в большинстве своем состояла нз молодых моряков, а часть па них вообще только недавно пришла в траловый Флот. Пз старых моряков па судве оставались лишь боцман тов. Замарин и кочегар тов. Задорожный. Однако молодой коллектив но испугался трудностей. Каждый иа членов экипажа знал, что траулер «Сталин» ъ прошлые годы имел хорошие традиции промысло вой работы, считался одним нз передовых судов тралового флота. «Таким он должен стать и теперь!» — решилй моряки в начале первого же рейса. Подсчитав своп возможности, команда првшла к выводу, что, несмотря на длительную сверхнормативную задерж ку траулера в ремонте, можно за остав шееся время полностью выполнить го довой план по добыче рыбы и выработке субпродуктов. Было принято обязательство годовой план, намеченный экипажу на 345 эксплоатацпонных суток, выполнить за 8 месяцев. Слово промысловиков не расходится с делом. Под руководством партийной н комсомольской организаций коллектив до- ‘ бивается успехов в работе. В трех рейсах мы сумели набрать пол ные грузы рыбы, что позволило в тече ние сорока одного дня выполнить двухме сячный план. Успешно идет работа и в этом рейсе. Особенно хорошо трудятся 'Коммунисты старшин штурман тов. Фомин, второй штурман тов.. ІПелѵдько. комсомолец тре тий механик тов. Пстомип машинист ры- бомучной установки тов. Куликов, мастер по жиротоплению тов. Летунов. Передовые морякп ведут 8 а собой весь коллектив. Пример высокопроизводительного труда показывают также матросы тт. Хоранов, Прохоров, кочегары тг. Задорояиый. По пов. Коллектив траулера «Сталин» борется сейчас за то, чтобы дать в июле как мож но больше рыбы сверх плапа. В. СОБОЛЕВ. Помполят траулера «Сталпп*. морякп. В смене рыбного мастера тов. Евстра- тенко, куда попали Воронин и Кипятков, из 36 человек лшпь шестеро имели опыт работы па плавбазах. Но дело спори лось, смепа справлялась с заданиями. Старые рыбообработчики охотно расска зывали молодежи о производственных -------------- о том, как лучше и быстрее сделать т у и.ти иную работу. Молодые мо рякп комсомольцы Малыгин, Дяденков, Качанов, Смирнов, Воронин, Ктшятков, Барыкин быстро ос воили новое дело и даже стали перекры вать задания. Давно ли бондарь Климент Апдросович Купченко показывал комсомольцу Смирно ву, как надо сбивать обруч, как закры вать бочку, не по вредил уторов? А те перь Смирнов сам стал заправски обра щаться с тарой — быстро, ловко. Тер пеливо учил комсо мольца Качанова своему делу бондарь тов. Фролов, я тоже сметливым, толковым учеником оказался Качанов. Спустя не которое время ребята уже сумели сдать экзамен на укупор щиков. Настоящими моря ками^-рыбообработ чиками стали Кп- пятков и Воронин. Для новичков многое на корабле оказа- Борпс увбренпо спускался в трюмы стояв- лось необычным. Надо было ис только ос ваивать новую специальность, но и учиться ходить, сидеть и есть во время качки. Впрочем, всех троих, как говорят, море приняло хорошо. Очень скоро ребята привыкли к морю, к качке и ко всем связанным с нею особенностям. шпх у борта ллавбазы средних траулеров, быстро и умело (раскатывал бочки. Совсем недавно, в случае если нужно было произ вести рядовую укладКу сельди в бочкп, ррдом с Кипятковым становился старший мастер смены тов. КарзіШ, помогая овла девать ему этим, на первый взгляд, не ловко. Ио-пному повернулась и жизнь Викто ра Лукопькпна. Однажды па палубе его остановил старший .механик Александр Афанасьевич Макаров: — Слышал, машиной интересуешься? А хочешь на моториста учиться? Этого Виктор не ожидал. Ему предста вилось огромное, светлое помещение ма шинного отделения «Атлантики», похожее на цех большого завода. — Хочу,— сказал он н пе ног скрыть своей радости. ...Первый рейс плавбазы в Северпую Атлантику подходил к копцу. Подходил к концу и срок командировки юношей во Флот. И все трос задумались над одним и? тем же — как быть дальше? Раньше Bcesj к определенному решеплю пришел Лу-rj копькин. Теперь уж он не мог расстаться! с машинным отделенном — сердцем огті ромного теплохода. П Лукопг.кші идет п Это было ранним весепппм утром. Мо сква еще спала. Кажется, бодрствовали лпшь дворники, убирая город-красавец, пока он еще не проснулся, да постовые милиционеры. В такой рапннй час было оживленно только на одном из подмосков ных аэродромов, где у взлетной дорол;ки выстроились самолеты, готовые в любую секунду взмыть в воздух. ІІа аэродроме людно, но парод все прп- бьЪает и прибывает. Настроение у всех приподнятое, на каждом лице отпечаток радостной взволнованности. Отсюда сейчас будет стартовать высо коширотная экспедиция 1954 года. Здесь — цвет полярных исследователей стра ны — ученые, авиаторы, мореплаватели. Одни уезжают, другие провожают. Вот по- жнмает кому-то руку и задорно смеется бывший «хозяин» Северного полюса Папа- нпп, рядом с ним высится могучая фигу ра Водопьянова. Где-то здесь должен быть его сын Владимир — отец п сын вместе летят. Отец — консультантом, сын —- бортмехаником. Приехал Мазурук — командир Флагманского корабля. В группе летчиков что-то веселое рассказывает Че- ревичный. У одного пз самолетов стоят ле нинградцы — работники Арктического ин ститута — Фролов, Волков, вместе с ними ученый секретарь экспедиции — самый уравновешенный и предупредительный че ловек па земле, Евгений Матвеевич Сюзю- мов. ...Шутки, смех. Радостные восклица ния давно не встречавшихся друзей. Про щание, лучшие пожелания... Словом все, как на проводах. Старт. Одна за другой машины взмы вают в московское небо. До свидания, Москва, через пару меся цев, когда зазеленеют твои бульвары и парки, снова встретимся! Все помыслы лю дей, летящих па этпх кораблях в широ кие просторы Арктики, направлены на то, чтобы с честыо выполнить задание Роди ны и сюда', в Москву, рапортовать об этом партии и правительству. ...Через три часа с минутами — Архан гельск. Ночлег, п утром снова к северу — на остров Дпксоп — место встречи всех участников экспедиции (большая группа ленинградцев туда прнбудкг непосредст венно пз Ленинграда). »* ДИКСОН Главным было— научптьо* новому де- * хитрым делом. Теперь Борпс уже само- К 1 октября выполним годовой план БОРТ ТРАУЛЕРА «ТБПЛПСП». (По ра дио). Прп годовой алане в 38.500 цент неров рыбы наш экипаж обязался выло вить в этом году не менее 45 тысяч цент неров рыбы. Уходя в очередной рейс, про мысловики подсчитали своп возможноеги И дали слово выполнить годовую програм му по вьмп»у рьл'ы к J октября. Особен но хорошо работают у нас на корабле мо рякп пахты* -«поругс возглавляет третий штіірмап тов. Щеглов. Старшина вахты коммунист тов. Бородин передает свой опыт молодым морякам, отлично работает с ^тралом. быстро разделывает рыбу. Мастер по добыче рыбы тов. Самойлов, засольшик тов. Кузнецов, матросы W. Бо родин. Жуков. Шубин, Свердлов п другие быстро обрабатывают пойманную рыбу. Коллектив корабля 10 июля выполнил го довой плап по выработке йонсервов п вы- грсву рыбьего жира. П. БАЗАНОВ. Капитал трауяара «Тбштся*. капитану плавбазы с заявлением:- «Прошу, оставить меня на флоте». | В своем кубрике как-то разговорились Воронин и Кипятков. I — А знаешь, Борпс,— сказал Кипят- ков, -— я решил остаться работать на ме ре. Воронин немного помолчал— речь шла о важном вопросе, по существу, менялась жизнь. — П я, пожалуй, тоже,— наконец про говорил он,— буду учиться на рыбного ма стера. Так онп решили остаться во Фярте, стать моряками. П трудно судить, что привело их к этому решению, тесная дружная семья товарищей по судну, мор ская лп романтика, то ли стремление быть на передовом краю, где непосредственно решаются большие задачи, поставленные партией п правительством, по созданию обилия продовольственных товаров в на шей стране. А вернее, все это вместе взя тое. На сшшках: 1. Теплоход «Атланти ка» подходит к причалу Мурманского рыбного порта. 2. Комсомольцы рыбо обработчики Е. Л. КИПЯТКОВ н Б. Н. ВОРОНИН. 3. Второй м е х а н и к Ю. В. ОДИНЦОВ знакомит моториста В. В. ЛУКОНЬКИНА с показателями глав ного двигателя. 4. Разгрузка. Текст А. Покровского. Фото Б. Виріша. Мойна вышла из строя ... Моряки тралового н сельдяного флотов, борясь за увелаченпе Добычи рыбы, не редко досрочно возвращаются в порт, до ставляя полный груз рыбы. Однако время, сэкономленное в море, часто теряется по вине работников рыбного порта и рыбо комбината. Суда, пришедшие со свежей рыбой, подолгу задерживаются в ожида нии выгрузки. Бывает так, что за это время рыба портится, сортность се сни жается. Разгрузка судов по вппс прежде всего руководителей приемочного цеха пропсхоінт медленно, корабли много из лишнего времени простаивают у причалов. 1 2 пюля у одного из причалов 7 часов ожидал разгрузки средний траулер Л И 65. Простаивала и бригада грузчиков из 8 человек. Опи ждали, когда будет отремон тирован вышедший из строя конвейер. Од нако ни начальник приемочного цеха тоз. Вербнн. ни сменпый мастер тов. Струнин пе торопились прислать сюда слесарей. На дагой хень на атом хе причале 3 часа простоял средний траулер 155. 14 пюля здесь же разгружался траулер «Акула». По опять па несколько часов ра боты- были прерваны по 'топ же причине — мойка вышла пз строя. Такие же слу чаи бывают и на других причалах. Так, па одном пз причалов сорвался лоток и десятиминутную работу приемочный цех не мог выполнить в течение двух часов. Не редко на ходе разгрузки сказывается и недостача тачек. Плохая работа приемочного цеха приво дит к задержке судов, к простоям грузчи ков рыбпого порта. Руководителям цеха и рыбокомГшиата пора, наконец, привести в порядок свое хозяйство и наладить рит- мпчігую приемку рыбы с кораблей. М. ГАГИН. Мастер-сдатчик «Мурманселыш». В . МИХАЛЕВ. Прораб 1 района рыбного аорта. За шесть тысяч центнеров рыбы ПОРТ ТРАУЛЕРА «МОРЖОВЕЦ». (По радио). Прн годовом плане в 45 тысяч Центнеров рыбы коллектив нашего кораб ля уже выловил более 32 тысяч центнеров трески, окуня, зубаткп. Морякп траулера «Моржовец» прилагают сплы к тому, что бы добыть в июле не менее 6 тысяч цент неров рыбы. Особенно хорошо работает коллектив третьей вахты, которой руководит старший штурман комсомолец тов. Карпенко. Отлично трудится консервный мастер тов. Чередниченко. В прошлом репсе он изготовил 13 тысяч банок консервов, на много перевыполнив задание. Хорошо работают рыбный мастер тов. Елсуков. засольщик тов. Скоблик, коче гар тоз. Лоенко, второй механик тов. Лог- вингок * В. СМИРНОВ. Капитан траулера «Моржовец». М. ФЕДОСЕЕНКО. Полшолпт. Вот и Дпксоп — небольшой островок в северо-восточной части Енисейского зали ва. От материка остров отделяют лпшь уз кие проливы — Вега. Лена и Превен, но сейчас снежная пелена сравняла все — не различить, где остров, где пролив, /де ма терик. Пе успели сойти с самолета, ка к к нам стремительно подъехали автомобиль и со бачья упряжка, управляемая статным ста риком, с лицом дс.іа -мороза. В меховой куртке без шапки (прн температуре минус двадцать пять), с окладистой бородой, он являл собой классический тип русского помора. Знакомимся. Это — известный во всей Арктике Григорий Моисеевич Кузне цов — архангельский помор. Сорок лет, как он почти безвыездно работает в арк тических просторах, где пет человека, ко торый бы не знал его личпо плп не слы шал о нем. Сейчас Кузнецов на Диксоне ведает собачьим питомником. Разговори лись. — Хочу как-нибудь па юг обязатель но съсздпть, на курорт •. что лп... — Подлечиться? — Лечиться мпе, собственно, не отче го, а вот обязательно хочу посмотреть, как яблоки растут. Однажды был на юге— но іпло это было весной и яблони только цвели. А так, чтобы как яблоко впепт на ветке — не приходилось видеть. Вот п хо чу посмотреть,— смеется старик. ...Диксон это уже пе зпмовка, состоящая из четырех домиков, каким его помнят де сятки участников экспедиции. Это — по лярный городок, один нз крупных портов па трассе Северного морского пути. Мор ской порт,^ мастерские, средняя школа, два клуба, .библиотека, больница, детские са ды и ясли, пе уступающие по своему обо рудованию лучшим детским учреждениям столицы, своя печатная газета, простор- пые двухэтажные дома, две гостиницы, магазины — словом здесь есть почти все; что полагается иметь каждому уважающе му себя портовому городу. Иа Диксоне на ходится полярная обсерватория, где рабо тают десятки метеорологов, астрономов, аэрологов, актппомстрпстов, радиотехни ков. Днксоповцы гордятся своими парника ми, где круглый год выращиваются све жие овощи. А давно лп это было, когда журналист, посетивший Диксон, писал: — На полярпоіі радиостанции острова Диксон каждый зимовщик, остерегаясь цынги, старался в темное зимнее время как можно больше находиться в движении. Лю ди боролись с сонливостью, переламыва ли себя... Сейчас об этом на Диксоне вспоминают, как о чем-то мало вероятном. Молодой па рень-физкультурник на Диксоне знает о цьшге только по книгам. Население Диксона не только много ра ботает. но и старательно учится — осо бенно молодежь. Только пз коллектива по лярной станции 18 юношей и девушек за- дежн, Это пе так-то легко, ибо школа на ходится за проливом, в бухте Дпксоп, там, где расположен морской порт, что отсюда километрах в пяти. Это расстояние прихо дится преодолевать в условиях полярной ночи п часто в пургу, а здесь — злю щие ветры. Нередко но местному радпоуз- лу можно услышать: «Ввиду пурги выход за пределы поселка категорически воспре щается. ІІо поселку можно ходить только группами». И люди, перебарывая все, учатся. Многие, как комсомолец Николай Сидоров, Александр Сачков, Апатолнй Бре шии, недавно перешедший из комсомола Н партию, учатся в заочных вузах. А ком сомолец Яков Фельдштейн, работающий магнитологом, во время отпуска сумел сдать кандидатский минимум и сейчас за кончил диссертацию. Таков Диксон, таковы его люди. ПЛАН ЭКСПЕДИЦИИ В гостинице па Диксоне день п ночь стоит толчея. Во всякое время суток в ко ридорах можно встретить людей в пилот ском одеянии: один только что прилетели и ищут «хозяйку» го с т и н и ц ы , чтобы запо- ■ лучить Компату, другие, наоборот, отдох нув, собираются лететь. Куда? Да, мало ліі куда — на Новую Землю, на мыс Челіо- екппа, в Тиксн — экспедиция своими ис следованиями охватывает гигантский тре угольник — от Кольского полуострова на западе, до острова Врангеля па востоке п Полюса па севере, — так что есть куда лететь. На Диксоне руководство экспедиции зна комит газетчпцов со своим планом. Схема тически план экспедиции выглядит так: группа летчика М. А. Тнтлова, базируясь на Тпкси и мыс Шмидта, должна высадить в восточном секторе Арктики дрейфующую станцию Толстикова; группа II. С. Кото ва, базируясь на Дпксоп, мыс Челюскина ц другпе береговые пункты, высаживает в районе Центральной Арктики дрейфую щую станцию Трсшпикова. Опять-такн, базируясь на Диксон, группа П. П. Чере пичного, создав промежуточный пункт 'в районе землп Фрапца-Носпфа п на льдинах, должна затем перебрасывать в район полю са со льдины на льдину две группы уче ных, кроме того, в указанном гнгаптском треугольнике почти по всему его перимет ру доллта совершать регулярные полеты «летающая обсерватория». В задачу со входят ледовая разведка, метеорологиче ские и аэрологические наблюдения. Здесь приведена лишь схема, в «пату- ре» же плап значительно сложней, ибо, как па берегу, так и па дрейфующих льдинах должна быть создана еще сеть промежу точных пунктов, куда необходимо перебро сить горючее для самолетов, питание для людей, палатки. Это, не считая большого количества самых различных грузов, ко-.-, торые необходимо перебросить на дрейфую щие льдины для научно-исследовательских Стапцнй. ...Следует учесть, что, как п во всяком сложном деле, каждое звено цепляется за другое, от выполнения одной операции за висит успешиый исход последующих опе-- раций. Следовательно, нужна исключи тельная точность в исполнении намечен ного графика. А тут вносит свои коррек тивы арктическая погода — эта коварная п злая ведьма. Вот она притворилась кра савицей: с голубого пеба ослепительно светит солнцо, мириадами алмазов иск рится снег, воздух чист и прозрачен, пс шелохнет... По не прошло и какой-нибудь пары — другой часов, как начинает зме иться поземка, солнце скрывается за свин цовой мглой, еще час, и Ноземка выраста ет в какой-то шабаш ведьм — ветер сви стит и завывает, валя с пог человека, не бо сливается с землей, снежная мгла тако-- ва, что, кажется, пе увидишь свою перчат ку на вытянутой руке. Не то что лететь, а рискованно отойти на несколько шагов от жилья — потом не найдешь его п по гибнешь. Но четко работают люди экспедиции, онп умудряются прп всем коварстве арк тической погоды так плп ипаче выполнять график. Поражаешься выдержке этих лю дей. их энергии и целеустремленности. — Две вещи нужны в Арктике, если ты хочешь быть победителем, *— говорят ста рые полярники. *— это’ уметь терпеливо пережидать непогоду (недаром Нансеп го ворил: «Как бедеп тот, у кого нет терпе ния»), по уж если только погода дала «от душину», то в этот промежуток нужно суметь сконцентрировать все своп мораль ные и физические силы и не жалеть их. Птак, в соответствии с графиком, Тпт- лов вылетел с Диксона на восток, взяв с собой группу Толстикова и часть ее гру зов. Остальное потом доставят. Туда же вылетел начальник экспедиции, чтобы па месте непосредственно руководить высад кой дрейфующей станции. Болыпипство корреспондентов решило принять участие в высадке трешипковской группы — стан ции СП-3 берем своп «сидоры» — так по лярники почему-то называют своп огром ные брезентовые мешки — п с очередны ми машинами летим па мыс Челгоскппа, откуда будет совершен прыжок па льдину в район Центральной Арктики. . И. АРТЕМОВ. ! (Спец. корреспондент ТАСС). ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЬЬ Под таким заголовком в «Полярной правде» была опубликовала корреспонден ция, в которой указывалось на некоторые недостатки в организации сенокоса в кол хозе «Моряк». Кандалакшского района. В ней, в частности, говорилось о нехватке брусков для заточки кос, выделенных Кандалакшской МТС колхозу на этот се- вои. В магазинах же района брусков нет в продаже. Заместитель председателя правления облрыболовпотребсоюза тов. Корзун сооб щил редакции, что Кандалакшский рыб кооп завез в магазины достаточное ко личество брусков для заточки кос. „Короткие сигналы1 правде» 1 пюля была Председатель Мурманского горисполкома тов. Мякпшев сообщил редакции, что па рикмахерская в поселке открыта. В «Полярной опубликована заметка, в которой говори лось о том, что в поселке у Ледового озера пет парикмахерской, хотя нужда в ней болыпан.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz