Полярная правда. 1954, июль.

JA І72 (7894) 22 тол я 1354 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А Тру ж е ник и ры б но го Мурмана ! ШИРЕ РАЗВЕРТЫВАЙТЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, БЕРИТЕ РАВНЕНИЕ НА ПЕРЕДОВИКОВ ПереходящиеКрасные знамена —лучшим рыболовным траулерам Рассмотрев птогп социалистического со­ ревнования промысловых кораблей трало­ вого п сельдяного Флотов, исполнительный комитет областного Совета депутатов тру­ дящихся и бюро обкома КПСС призпали победителем соревнования среди судов тралового флота экипаж траулера «Ере­ ван* (капитан тов. Маклаков А. Я», сек­ ретарь парторганизации тов. Трубоевскпй А. Т іі предсудкома тов. Беляев С* Г.), вы­ полнивший план во втором квартале по добыче рыбы на 1 2 2 процента, по выра­ ботке консервов — на 109 процентов, по выгреву рыбьего snpa — на 181,5 про­ цента. Экипажу передового корабля присужде­ но переходящее Красное знамя облиспол­ кома, обкома КПСС и облсовпрофа. Отмечена хорошая работа во втором квартале 1954 года экипажей траулеров «Нева», «Киров»* «Меркурий», «Кета», «Белуга», Победителем социалистического сорев* нования среди кораблей сельдяного флота по добыче сельди за второй квартал 1954 года признан экипаж среднего траулера За 837 (напитан тов 4 Земсков В. С.* сек­ ретарь комсомольской организации тов. Авдеев В. М.* предсудкома тов. Тычкпн А. С.), выполнивший йлан квартала по вьілову сельди на 183,2 процента и добив­ шийся повышения сортности продукции против плана на 3,7 процента. Экипажу среднего траулера 837 так­ же присуждено переходящее Красное зна­ мя облисполкома, обкома КПСС и облсов­ профа. Отмечена хорошая работа во втором квартале экипажей средних траулеров 438, 640. 154, 175, 34В. G81, 189 и яругах. ОНИ ОС ТАЮ ТСЯ НА Ф Л О ТЕ С о ТП П молодых патриотов откликну­ лись весной этого года на призыв ^комсомольски* организации — и д т и на jпредприятия рыбной промышленности, по­ дмочь рыбакам Мурмана дать стране больше высококачественных рыбных продуктов, ^полнее использовать богатства Барепцова моря и Северной Атлантики. Большая часть этой молодежи работает сейчас пД кораб­ лях промыслового флота, В трудных условиях суровых северных морей познакомились комсомольцы с про­ фессией рыбака. Перед многими из них впервые .открылась романтика морских бѵден — борьба со стихией, покорение и подчинение ее, п многие подумывали» а не остаться ли па корабле, на флоте. ... Раньше они не зналп друг друга. Егор Кипятков получал путевку на флот* в Мурманске, в Микояновском райкоме* ВЛКСМ, Борис Ворошіи — в Мончегор­ ском горкоме комсомола. Из Кнровска ііри- ■ехал слесарь-водопроводчик ВнКгср Лу- ІконьКнн. У них были неодинаковые ха­ рактеры и разные специальности. Но ;сближало и роднило их высокое звание комсомольца, стремление быть там, где сейчас всего труднее, и какая-тс еще не­ осознанная юношеская тяга к морю. Впервые встретились они на плавбазе «Атлантика», ИрНчеМ оказалось, что мо­ лодежь, прибившая на флот по призыву комсомола, составляет больше половины всей команды этого огромного океанского теплохода» На высоких широтах Родины (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ) 1 . М О С К В А — Д И К С О Н СТАРТ нпмаются в средней школе рабочей моло- лу. А здесь па помощь пришли опытные стоятельио укладывает в бочку сельдь,! причем делает это достаючно быстро и После ремонта Успешная работа траулера «Сталпп* . Долгое время траулер «Сталин» нахо­ дился в ремонте. Работы иа корабле ве­ лись очень медленно, н это привело к то* ну, что судно в этом году начало нромы- сел только 2 мая. К тому же команда Ко­ рабля в большинстве своем состояла нз молодых моряков, а часть па них вообще только недавно пришла в траловый Флот. Пз старых моряков па судве оставались лишь боцман тов. Замарин и кочегар тов. Задорожный. Однако молодой коллектив но испугался трудностей. Каждый иа членов экипажа знал, что траулер «Сталин» ъ прошлые годы имел хорошие традиции промысло­ вой работы, считался одним нз передовых судов тралового флота. «Таким он должен стать и теперь!» — решилй моряки в начале первого же рейса. Подсчитав своп возможности, команда првшла к выводу, что, несмотря на длительную сверхнормативную задерж­ ку траулера в ремонте, можно за остав­ шееся время полностью выполнить го­ довой план по добыче рыбы и выработке субпродуктов. Было принято обязательство годовой план, намеченный экипажу на 345 эксплоатацпонных суток, выполнить за 8 месяцев. Слово промысловиков не расходится с делом. Под руководством партийной н комсомольской организаций коллектив до- ‘ бивается успехов в работе. В трех рейсах мы сумели набрать пол­ ные грузы рыбы, что позволило в тече­ ние сорока одного дня выполнить двухме­ сячный план. Успешно идет работа и в этом рейсе. Особенно хорошо трудятся 'Коммунисты старшин штурман тов. Фомин, второй штурман тов.. ІПелѵдько. комсомолец тре­ тий механик тов. Пстомип машинист ры- бомучной установки тов. Куликов, мастер по жиротоплению тов. Летунов. Передовые морякп ведут 8 а собой весь коллектив. Пример высокопроизводительного труда показывают также матросы тт. Хоранов, Прохоров, кочегары тг. Задорояиый. По­ пов. Коллектив траулера «Сталин» борется сейчас за то, чтобы дать в июле как мож­ но больше рыбы сверх плапа. В. СОБОЛЕВ. Помполят траулера «Сталпп*. морякп. В смене рыбного мастера тов. Евстра- тенко, куда попали Воронин и Кипятков, из 36 человек лшпь шестеро имели опыт работы па плавбазах. Но дело спори­ лось, смепа справлялась с заданиями. Старые рыбообработчики охотно расска­ зывали молодежи о производственных -------------- о том, как лучше и быстрее сделать т у и.ти иную работу. Молодые мо­ рякп комсомольцы Малыгин, Дяденков, Качанов, Смирнов, Воронин, Ктшятков, Барыкин быстро ос­ воили новое дело и даже стали перекры­ вать задания. Давно ли бондарь Климент Апдросович Купченко показывал комсомольцу Смирно­ ву, как надо сбивать обруч, как закры­ вать бочку, не по­ вредил уторов? А те­ перь Смирнов сам стал заправски обра­ щаться с тарой — быстро, ловко. Тер­ пеливо учил комсо­ мольца Качанова своему делу бондарь тов. Фролов, я тоже сметливым, толковым учеником оказался Качанов. Спустя не­ которое время ребята уже сумели сдать экзамен на укупор­ щиков. Настоящими моря­ ками^-рыбообработ­ чиками стали Кп- пятков и Воронин. Для новичков многое на корабле оказа- Борпс увбренпо спускался в трюмы стояв- лось необычным. Надо было ис только ос­ ваивать новую специальность, но и учиться ходить, сидеть и есть во время качки. Впрочем, всех троих, как говорят, море приняло хорошо. Очень скоро ребята привыкли к морю, к качке и ко всем связанным с нею особенностям. шпх у борта ллавбазы средних траулеров, быстро и умело (раскатывал бочки. Совсем недавно, в случае если нужно было произ­ вести рядовую укладКу сельди в бочкп, ррдом с Кипятковым становился старший мастер смены тов. КарзіШ, помогая овла­ девать ему этим, на первый взгляд, не­ ловко. Ио-пному повернулась и жизнь Викто­ ра Лукопькпна. Однажды па палубе его остановил старший .механик Александр Афанасьевич Макаров: — Слышал, машиной интересуешься? А хочешь на моториста учиться? Этого Виктор не ожидал. Ему предста­ вилось огромное, светлое помещение ма­ шинного отделения «Атлантики», похожее на цех большого завода. — Хочу,— сказал он н пе ног скрыть своей радости. ...Первый рейс плавбазы в Северпую Атлантику подходил к копцу. Подходил к концу и срок командировки юношей во Флот. И все трос задумались над одним и? тем же — как быть дальше? Раньше Bcesj к определенному решеплю пришел Лу-rj копькин. Теперь уж он не мог расстаться! с машинным отделенном — сердцем огті ромного теплохода. П Лукопг.кші идет п Это было ранним весепппм утром. Мо­ сква еще спала. Кажется, бодрствовали лпшь дворники, убирая город-красавец, пока он еще не проснулся, да постовые милиционеры. В такой рапннй час было оживленно только на одном из подмосков­ ных аэродромов, где у взлетной дорол;ки выстроились самолеты, готовые в любую секунду взмыть в воздух. ІІа аэродроме людно, но парод все прп- бьЪает и прибывает. Настроение у всех приподнятое, на каждом лице отпечаток радостной взволнованности. Отсюда сейчас будет стартовать высо­ коширотная экспедиция 1954 года. Здесь — цвет полярных исследователей стра­ ны — ученые, авиаторы, мореплаватели. Одни уезжают, другие провожают. Вот по- жнмает кому-то руку и задорно смеется бывший «хозяин» Северного полюса Папа- нпп, рядом с ним высится могучая фигу­ ра Водопьянова. Где-то здесь должен быть его сын Владимир — отец п сын вместе летят. Отец — консультантом, сын —- бортмехаником. Приехал Мазурук — командир Флагманского корабля. В группе летчиков что-то веселое рассказывает Че- ревичный. У одного пз самолетов стоят ле­ нинградцы — работники Арктического ин­ ститута — Фролов, Волков, вместе с ними ученый секретарь экспедиции — самый уравновешенный и предупредительный че­ ловек па земле, Евгений Матвеевич Сюзю- мов. ...Шутки, смех. Радостные восклица­ ния давно не встречавшихся друзей. Про­ щание, лучшие пожелания... Словом все, как на проводах. Старт. Одна за другой машины взмы­ вают в московское небо. До свидания, Москва, через пару меся­ цев, когда зазеленеют твои бульвары и парки, снова встретимся! Все помыслы лю­ дей, летящих па этпх кораблях в широ­ кие просторы Арктики, направлены на то, чтобы с честыо выполнить задание Роди­ ны и сюда', в Москву, рапортовать об этом партии и правительству. ...Через три часа с минутами — Архан­ гельск. Ночлег, п утром снова к северу — на остров Дпксоп — место встречи всех участников экспедиции (большая группа ленинградцев туда прнбудкг непосредст­ венно пз Ленинграда). »* ДИКСОН Главным было— научптьо* новому де- * хитрым делом. Теперь Борпс уже само- К 1 октября выполним годовой план БОРТ ТРАУЛЕРА «ТБПЛПСП». (По ра­ дио). Прп годовой алане в 38.500 цент­ неров рыбы наш экипаж обязался выло­ вить в этом году не менее 45 тысяч цент­ неров рыбы. Уходя в очередной рейс, про­ мысловики подсчитали своп возможноеги И дали слово выполнить годовую програм­ му по вьмп»у рьл'ы к J октября. Особен­ но хорошо работают у нас на корабле мо­ рякп пахты* -«поругс возглавляет третий штіірмап тов. Щеглов. Старшина вахты коммунист тов. Бородин передает свой опыт молодым морякам, отлично работает с ^тралом. быстро разделывает рыбу. Мастер по добыче рыбы тов. Самойлов, засольшик тов. Кузнецов, матросы W. Бо­ родин. Жуков. Шубин, Свердлов п другие быстро обрабатывают пойманную рыбу. Коллектив корабля 10 июля выполнил го­ довой плап по выработке йонсервов п вы- грсву рыбьего жира. П. БАЗАНОВ. Капитал трауяара «Тбштся*. капитану плавбазы с заявлением:- «Прошу, оставить меня на флоте». | В своем кубрике как-то разговорились Воронин и Кипятков. I — А знаешь, Борпс,— сказал Кипят- ков, -— я решил остаться работать на ме­ ре. Воронин немного помолчал— речь шла о важном вопросе, по существу, менялась жизнь. — П я, пожалуй, тоже,— наконец про­ говорил он,— буду учиться на рыбного ма­ стера. Так онп решили остаться во Фярте, стать моряками. П трудно судить, что привело их к этому решению, тесная дружная семья товарищей по судну, мор­ ская лп романтика, то ли стремление быть на передовом краю, где непосредственно решаются большие задачи, поставленные партией п правительством, по созданию обилия продовольственных товаров в на­ шей стране. А вернее, все это вместе взя­ тое. На сшшках: 1. Теплоход «Атланти­ ка» подходит к причалу Мурманского рыбного порта. 2. Комсомольцы рыбо­ обработчики Е. Л. КИПЯТКОВ н Б. Н. ВОРОНИН. 3. Второй м е х а н и к Ю. В. ОДИНЦОВ знакомит моториста В. В. ЛУКОНЬКИНА с показателями глав­ ного двигателя. 4. Разгрузка. Текст А. Покровского. Фото Б. Виріша. Мойна вышла из строя ... Моряки тралового н сельдяного флотов, борясь за увелаченпе Добычи рыбы, не­ редко досрочно возвращаются в порт, до­ ставляя полный груз рыбы. Однако время, сэкономленное в море, часто теряется по вине работников рыбного порта и рыбо­ комбината. Суда, пришедшие со свежей рыбой, подолгу задерживаются в ожида­ нии выгрузки. Бывает так, что за это время рыба портится, сортность се сни­ жается. Разгрузка судов по вппс прежде всего руководителей приемочного цеха пропсхоінт медленно, корабли много из­ лишнего времени простаивают у причалов. 1 2 пюля у одного из причалов 7 часов ожидал разгрузки средний траулер Л И 65. Простаивала и бригада грузчиков из 8 человек. Опи ждали, когда будет отремон­ тирован вышедший из строя конвейер. Од­ нако ни начальник приемочного цеха тоз. Вербнн. ни сменпый мастер тов. Струнин пе торопились прислать сюда слесарей. На дагой хень на атом хе причале 3 часа простоял средний траулер 155. 14 пюля здесь же разгружался траулер «Акула». По опять па несколько часов ра­ боты- были прерваны по 'топ же причине — мойка вышла пз строя. Такие же слу­ чаи бывают и на других причалах. Так, па одном пз причалов сорвался лоток и десятиминутную работу приемочный цех не мог выполнить в течение двух часов. Не­ редко на ходе разгрузки сказывается и недостача тачек. Плохая работа приемочного цеха приво­ дит к задержке судов, к простоям грузчи­ ков рыбпого порта. Руководителям цеха и рыбокомГшиата пора, наконец, привести в порядок свое хозяйство и наладить рит- мпчігую приемку рыбы с кораблей. М. ГАГИН. Мастер-сдатчик «Мурманселыш». В . МИХАЛЕВ. Прораб 1 района рыбного аорта. За шесть тысяч центнеров рыбы ПОРТ ТРАУЛЕРА «МОРЖОВЕЦ». (По радио). Прн годовом плане в 45 тысяч Центнеров рыбы коллектив нашего кораб­ ля уже выловил более 32 тысяч центнеров трески, окуня, зубаткп. Морякп траулера «Моржовец» прилагают сплы к тому, что­ бы добыть в июле не менее 6 тысяч цент­ неров рыбы. Особенно хорошо работает коллектив третьей вахты, которой руководит старший штурман комсомолец тов. Карпенко. Отлично трудится консервный мастер тов. Чередниченко. В прошлом репсе он изготовил 13 тысяч банок консервов, на­ много перевыполнив задание. Хорошо работают рыбный мастер тов. Елсуков. засольщик тов. Скоблик, коче­ гар тоз. Лоенко, второй механик тов. Лог- вингок * В. СМИРНОВ. Капитан траулера «Моржовец». М. ФЕДОСЕЕНКО. Полшолпт. Вот и Дпксоп — небольшой островок в северо-восточной части Енисейского зали­ ва. От материка остров отделяют лпшь уз­ кие проливы — Вега. Лена и Превен, но сейчас снежная пелена сравняла все — не различить, где остров, где пролив, /де ма­ терик. Пе успели сойти с самолета, ка к к нам стремительно подъехали автомобиль и со­ бачья упряжка, управляемая статным ста­ риком, с лицом дс.іа -мороза. В меховой куртке без шапки (прн температуре минус двадцать пять), с окладистой бородой, он являл собой классический тип русского помора. Знакомимся. Это — известный во всей Арктике Григорий Моисеевич Кузне­ цов — архангельский помор. Сорок лет, как он почти безвыездно работает в арк­ тических просторах, где пет человека, ко­ торый бы не знал его личпо плп не слы­ шал о нем. Сейчас Кузнецов на Диксоне ведает собачьим питомником. Разговори­ лись. — Хочу как-нибудь па юг обязатель­ но съсздпть, на курорт •. что лп... — Подлечиться? — Лечиться мпе, собственно, не отче­ го, а вот обязательно хочу посмотреть, как яблоки растут. Однажды был на юге— но іпло это было весной и яблони только цвели. А так, чтобы как яблоко впепт на ветке — не приходилось видеть. Вот п хо­ чу посмотреть,— смеется старик. ...Диксон это уже пе зпмовка, состоящая из четырех домиков, каким его помнят де­ сятки участников экспедиции. Это — по­ лярный городок, один нз крупных портов па трассе Северного морского пути. Мор­ ской порт,^ мастерские, средняя школа, два клуба, .библиотека, больница, детские са­ ды и ясли, пе уступающие по своему обо­ рудованию лучшим детским учреждениям столицы, своя печатная газета, простор- пые двухэтажные дома, две гостиницы, магазины — словом здесь есть почти все; что полагается иметь каждому уважающе­ му себя портовому городу. Иа Диксоне на­ ходится полярная обсерватория, где рабо­ тают десятки метеорологов, астрономов, аэрологов, актппомстрпстов, радиотехни­ ков. Днксоповцы гордятся своими парника­ ми, где круглый год выращиваются све­ жие овощи. А давно лп это было, когда журналист, посетивший Диксон, писал: — На полярпоіі радиостанции острова Диксон каждый зимовщик, остерегаясь цынги, старался в темное зимнее время как можно больше находиться в движении. Лю­ ди боролись с сонливостью, переламыва­ ли себя... Сейчас об этом на Диксоне вспоминают, как о чем-то мало вероятном. Молодой па­ рень-физкультурник на Диксоне знает о цьшге только по книгам. Население Диксона не только много ра­ ботает. но и старательно учится — осо­ бенно молодежь. Только пз коллектива по­ лярной станции 18 юношей и девушек за- дежн, Это пе так-то легко, ибо школа на­ ходится за проливом, в бухте Дпксоп, там, где расположен морской порт, что отсюда километрах в пяти. Это расстояние прихо­ дится преодолевать в условиях полярной ночи п часто в пургу, а здесь — злю­ щие ветры. Нередко но местному радпоуз- лу можно услышать: «Ввиду пурги выход за пределы поселка категорически воспре­ щается. ІІо поселку можно ходить только группами». И люди, перебарывая все, учатся. Многие, как комсомолец Николай Сидоров, Александр Сачков, Апатолнй Бре­ шии, недавно перешедший из комсомола Н партию, учатся в заочных вузах. А ком­ сомолец Яков Фельдштейн, работающий магнитологом, во время отпуска сумел сдать кандидатский минимум и сейчас за­ кончил диссертацию. Таков Диксон, таковы его люди. ПЛАН ЭКСПЕДИЦИИ В гостинице па Диксоне день п ночь стоит толчея. Во всякое время суток в ко­ ридорах можно встретить людей в пилот­ ском одеянии: один только что прилетели и ищут «хозяйку» го с т и н и ц ы , чтобы запо- ■ лучить Компату, другие, наоборот, отдох­ нув, собираются лететь. Куда? Да, мало ліі куда — на Новую Землю, на мыс Челіо- екппа, в Тиксн — экспедиция своими ис­ следованиями охватывает гигантский тре­ угольник — от Кольского полуострова на западе, до острова Врангеля па востоке п Полюса па севере, — так что есть куда лететь. На Диксоне руководство экспедиции зна­ комит газетчпцов со своим планом. Схема­ тически план экспедиции выглядит так: группа летчика М. А. Тнтлова, базируясь на Тпкси и мыс Шмидта, должна высадить в восточном секторе Арктики дрейфующую станцию Толстикова; группа II. С. Кото­ ва, базируясь на Дпксоп, мыс Челюскина ц другпе береговые пункты, высаживает в районе Центральной Арктики дрейфую­ щую станцию Трсшпикова. Опять-такн, базируясь на Диксон, группа П. П. Чере­ пичного, создав промежуточный пункт 'в районе землп Фрапца-Носпфа п на льдинах, должна затем перебрасывать в район полю­ са со льдины на льдину две группы уче­ ных, кроме того, в указанном гнгаптском треугольнике почти по всему его перимет­ ру доллта совершать регулярные полеты «летающая обсерватория». В задачу со входят ледовая разведка, метеорологиче­ ские и аэрологические наблюдения. Здесь приведена лишь схема, в «пату- ре» же плап значительно сложней, ибо, как па берегу, так и па дрейфующих льдинах должна быть создана еще сеть промежу­ точных пунктов, куда необходимо перебро­ сить горючее для самолетов, питание для людей, палатки. Это, не считая большого количества самых различных грузов, ко-.-, торые необходимо перебросить на дрейфую­ щие льдины для научно-исследовательских Стапцнй. ...Следует учесть, что, как п во всяком сложном деле, каждое звено цепляется за другое, от выполнения одной операции за­ висит успешиый исход последующих опе-- раций. Следовательно, нужна исключи­ тельная точность в исполнении намечен­ ного графика. А тут вносит свои коррек­ тивы арктическая погода — эта коварная п злая ведьма. Вот она притворилась кра­ савицей: с голубого пеба ослепительно светит солнцо, мириадами алмазов иск­ рится снег, воздух чист и прозрачен, пс шелохнет... По не прошло и какой-нибудь пары — другой часов, как начинает зме­ иться поземка, солнце скрывается за свин­ цовой мглой, еще час, и Ноземка выраста­ ет в какой-то шабаш ведьм — ветер сви­ стит и завывает, валя с пог человека, не­ бо сливается с землей, снежная мгла тако-- ва, что, кажется, пе увидишь свою перчат­ ку на вытянутой руке. Не то что лететь, а рискованно отойти на несколько шагов от жилья — потом не найдешь его п по­ гибнешь. Но четко работают люди экспедиции, онп умудряются прп всем коварстве арк­ тической погоды так плп ипаче выполнять график. Поражаешься выдержке этих лю­ дей. их энергии и целеустремленности. — Две вещи нужны в Арктике, если ты хочешь быть победителем, *— говорят ста­ рые полярники. *— это’ уметь терпеливо пережидать непогоду (недаром Нансеп го­ ворил: «Как бедеп тот, у кого нет терпе­ ния»), по уж если только погода дала «от­ душину», то в этот промежуток нужно суметь сконцентрировать все своп мораль­ ные и физические силы и не жалеть их. Птак, в соответствии с графиком, Тпт- лов вылетел с Диксона на восток, взяв с собой группу Толстикова и часть ее гру­ зов. Остальное потом доставят. Туда же вылетел начальник экспедиции, чтобы па месте непосредственно руководить высад­ кой дрейфующей станции. Болыпипство корреспондентов решило принять участие в высадке трешипковской группы — стан­ ции СП-3 берем своп «сидоры» — так по­ лярники почему-то называют своп огром­ ные брезентовые мешки — п с очередны­ ми машинами летим па мыс Челгоскппа, откуда будет совершен прыжок па льдину в район Центральной Арктики. . И. АРТЕМОВ. ! (Спец. корреспондент ТАСС). ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЬЬ Под таким заголовком в «Полярной правде» была опубликовала корреспонден­ ция, в которой указывалось на некоторые недостатки в организации сенокоса в кол­ хозе «Моряк». Кандалакшского района. В ней, в частности, говорилось о нехватке брусков для заточки кос, выделенных Кандалакшской МТС колхозу на этот се- вои. В магазинах же района брусков нет в продаже. Заместитель председателя правления облрыболовпотребсоюза тов. Корзун сооб­ щил редакции, что Кандалакшский рыб­ кооп завез в магазины достаточное ко­ личество брусков для заточки кос. „Короткие сигналы1 правде» 1 пюля была Председатель Мурманского горисполкома тов. Мякпшев сообщил редакции, что па­ рикмахерская в поселке открыта. В «Полярной опубликована заметка, в которой говори­ лось о том, что в поселке у Ледового озера пет парикмахерской, хотя нужда в ней болыпан.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz