Полярная правда. 1954, февраль.

г **»•«Vft.'i П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А № 38 (7758) 12 февраля 1954 г. _ . а --. Об обеспечении безопасности в Европе Заявление В. М. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав 10 февраля 1954 года (Окончание. Нач. см. на 3 стр.). уже после создания Организации Объеди­ ненных Наций. Нпкто не считал это недо­ пустимый или липшим. Спрашивается — почему может иметь место межамериканский договор о взаим­ ной помощи, а не может существовать, скажем, европейский договор о коллек­ тивной безопасности в Европе?^ Нет ника­ ки х оснований отвергать такого рода пред­ ложение. Такой договор вполне совместим с существованием Организации Объеди­ нённых Наций. Будучи убежденпым в том, что решение вопроса об обеспечении безопасности в Европе, ка к п задач поддержания всеобще­ го мира, возможно только путем ' коллек­ тивных усилий всех миролюбивых госу­ дарств, Советский Союз считает необхо­ димым, чтобы вместо противопоставления одних .государств другим европейским го­ сударствам была бы создана общеевропей­ ская система коллективной безопасности. Эта система должна предусматривать тес­ ное . сотрудничество всех европейских го­ сударств в деле недопущения нарушения : мира в Европе, в деле необходимого отпора . в случае нарушения мира и, вместе с тем, должна предусматривать соответствующие конкретные обязательства государств, включая обязательства военного характе­ ра, чтобы сделать эту систему действен­ ной, эффективной. За несколько лет до второй мировой войны Советское правительство всячески подчеркивало значение вопроса о коллек­ тивной безопасности. Тогда главным про­ тивником идеи коллективной безопасности было гитлеровское правительство. Гитлер с его планами агрессии был, по понятным причинам, противником коллективной бе­ зопасности. Но чем будет плохо, с точкп зрения ин­ тересов укрепления мира, чтобы в нынеш­ них условиях европейские нации осуще­ ствили бы идею коллективной безопасно­ сти и заключили бы соответствующий об­ щеевропейский договор? Заключение общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе бу­ дет отвечать глубочайшим стремлениям народов Европы к укреплению мира. Это будет важным вкладом в дело упрочения мира во всем мире. Итак, перед нами не простая, но вполне осуществимая задача. Мы должны продолжить усилия, направ­ ленные к удовлетворительному разреше­ нию германского вопроса. Того, чего мы не достигнем в эти дни совещания, можем постараться достигнуть в ближайшее вре­ мя, отнюдь не откладывая мирного урегу­ лирования германского вопроса ради осу­ ществления тех и.тп иных сепаратных планов. Советское правительство считает, что ка к интересы урегулирования германского вопроса, та к и интересы обеспечения бе­ зопасности Европы в целом требуют того, чтобы с территории как Восточной, так и Западной Германии были бы выведены ок­ купационные войска, за исключением ог­ раниченных .контингентов, оставляемых для выполнения охранных функций, вы­ текающих пз контрольных задач четырех держав. Вывод оккупационных войск с территории Германии способствовал бы уменьшению напряженности в отношениях между европейскими государствами и не только между европейскими государства­ ми. Это уж само по себе пмело бы боль шое значение для укрепления мира в Ев­ ропе. Нам следует договориться о некоторых неотложных мероприятиях,— в частности, о тех мероприятиях, которые следуег осу­ ществить до заключения мирного договора с Германией и до воссоединения Германии на демократических и миролюбивых на­ чалах. Вместе с тем, четырем державам следо­ вало бы принят*, безотлагательные меры, чтобы содействовать заключению между европейскими государствами договора о коллективной безопасности. Такой договор должен предусматривать соответствующие гарантии против агрессии п нарушения мп0а в Европе. Создание системы коллективной безо­ пасности в Европе не может и не должно в какой бы то ни было степени умалять значение необходимости скорейшего урегу­ лирования германского вопроса в соответ­ ствии с требованиями поддержания мира в Европе. Более того. Осуществление систе­ мы коллективной безопасности может со­ действовать созданию более благоприятных условий для урегулирования германской вопроса, поскольку она исключает вовле­ чение той пли иной части Германии в военные группировки и устраняет, таким образом, одно пз главнейших препятствий па пути создания единого миролюбивого и демократического германского государства. Само собой разумеется, что при созда­ нии системы коллективной безопасности нельзя не считаться с тем, что Германия остается пока расколотой на две части. Из этого следует один важный вывод, а именно — интересы поддержания мира в Европе, ка к п интересы самого германско­ го народа, требуют того, чтобы, впредь до заключения мирного договора с Германией и воссоединения Германии в еднное госу­ дарство, участниками общеевропейской коллективной безопасности, наряду с дру­ гими государствами, были бы ка к Герман­ ская Демократическая Республика, та к н Германская Федеральная Республика чтобы они действовали в соответствии принципами и целями этой системы. Советская делегация считает, что на­ стоящее совещание сделало бы важный шаг в направлении укрепления мира в Европе, если бы его участники достигли соответствующего соглашения, исходящего из признания и д р п коллективной безопас­ ности в Европе. С этой целью советская делегация вносит на рассмотрение настоя­ щего совещания следующее предложение: Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав БЕРЛИН, 10 февраля. (Спец. корр. ровка шести государств, не представляю­ щих собой всю Европу, но так и не смог ТАСС). Сегодня под председательством В. 'M. Молотова состоялось очередное за­ седание министров иностранных дел четы­ рех держав. В начале заседания В. М. Молотов вы­ ступил с заявлением по вопросу об обес­ печении безопасности в Европе. (Заявле­ ние В. М. Молотова публикуется в этом номере газеты). По окончании своего заявления В. М. Молотов передал минист­ рам иностранных дел Франции, Англии и США тексты предложения советской деле­ гации. «Об обеспечении безопасности в Европе» п проекта основных принципов «Общеевропейского Договора о коллектив­ ной безопасности в Европе».» После того, ка к В. М. Молотов закончил свое заявление, Даллес попросил устроить перерыв для того, чтобы оп смог изучить заявление и предложения советской деле­ гации. По окончании перерыва Даллес заявил, что оп хочет сделать несколько кратких замечаний по существу предложений со­ ветской делегации. Даллес выразил согласие с той частью советского предложения «Об обеспечении безопасности в Европе», где говорится, что правительства Франции, Англин, США и СССР. берут на себя обязательство про­ должать усилия, направленные к удовлет­ ворительному разрешению германского вопроса. Затем он остановился на втором пункте упомянутого советского предложе­ ния, предусматривающем впредь до зак­ лючения мирного договора с Германией и ее воссоединения вывод с территории как Восточной, та к и Западной Германии од­ новременно, в шестимесячный срок, о кку- сделать этого, ограничившись туманной фразой о том, что участники этой, груп­ пировки не руководствовались «сепарат­ ными мыслями», а имели в виду «целый ряд различных обстоятельств, которые всем известны». - Бидо заверял, что он является сторон­ ником пдеп коллективной безопасности, но в то же время возражал против конкрет­ ных мер по созданию общеевропейской си­ стемы коллективной безопасности, предло­ женных советской делегацией. Он бездо­ казательно отрицал необходимость осу­ ществления пдеп коллективной безопасно­ сти государств Европы, заявив, что невоз­ можен якобы договор об обеспечении кол­ лективной безопасности в Европе без уча­ стия США. При этом он обошел вопрос о том, почему может иметь месю межамери­ канский договор о взаимной помощи, без участия европейских стран, а не можег существовать европейский договор о коллективной безопасностп в Евро­ пе без участия США. Бидо зая­ вил, что созданию системы коллективной безопасности должво предшествовать уре­ гулирование германского вопроса н зак­ лючение мирного договора. Однако он пов­ торил свой возражения против советского предложения о выводе пз Германии о кку ­ пационных войск, что содействовало бы разрешению германского вопроса и упро­ чению безопасностп Европы в целом. Французский министр иностранных дел далее повторил старые, несостоятельные доводы в защпту политики, направленной на раскол Европы, на создание группи­ ровки западноевропейских государств, с пацпонных войск, за исключением огра- участием Западной Германии и ее ревап- „Об обеспечении безопасности в Европе 1 і Правительства Франции, Англии, США н СССР берут на себя обязательство продолжать усилия, направленные к удов­ летворительному разрешению германского вопроса в соответствии с принципами со­ хранения мира н национальной свободы, а также в соблюдению прав всех других ев­ ропейских государств, заинтересованных в том, чтобы каким-либо государством пе было допущено нарушения их националь­ ных интересов и безопасности.' 2. Впредь до заключения мирного догово­ ра с Германией и воссоединения Германии на демократических и миролюбивых нача­ лах. осуществляются следующие * меро­ приятия: а) с территории ка к Восточной, та к и Западной Германии одновременно, в шести­ месячный срок, выводятся оккупационные войска,... за исключением ограниченных контингентов, оставляемых для выполне­ ния охранных функций, вытекающих пз контрольных задач четырех держав: для СССР — в отношении Восточной Герма­ нии, для США, А нглии и Франции — в отношенпп Западной Германии. Вопрос о численности -таких контин­ гентов подлежит согласованию между пра­ вительствами четырех держав: b ) в случае возникновения угрозы для безопасности в той или другой части Гер­ мании, за державами, осуществляющими в настоящее время оккупационные функ­ ции в Германии, предусматривается право ввода своих войск: для СССР — в отно­ шении Восточной Германии и для США. Англии и Франции — в отношенпп За­ падной Германпп. c) для поддержания внутреннего поряд­ ка п охраны границ Германская Демокра­ тическая Республика и Германская Феде­ ральная Республика будут пметь поли­ цейские части, .численность п вооружение которых должны быть установлены по соглашению четырех держав. Для наблюдения за-выполнением данно­ го соглашения в Восточной п Западной Германпп создаются инспекторские груп­ пы из представителей четырех держав. 3. В соответствии с изложенными вы­ ше положениями, осуществление которых обеспечивает нейтрализацию Германпп. и создание благоприятных условий для раз­ решения германской проблемы в интере­ сах укрепления мира в Европе, четыре державы примут безотлагательные меры, чтобы содействовать заключению между европейскими государствами’,. Договора о коллективной безопасностп, предусматри­ вающего соответствующие гарантии про­ тив агрессии и парушеппя мира в Евро­ пе. С этой целью четыре державы согла­ сились взять па себя инициативу в со­ зыве соответствующей конференции евро­ пейских государств». В соответствии с тем, что сказано в только что оглашенном мною документе, советская делегация представляет на рас­ смотрение настоящего совещания проект «Общеевропейского Договора о коллектив­ ной безопасностп в Европе». Вот содержание этого проекта: „Общеевропейский Договор о коллективной безопасности в Европе " В целях обеспечения мира и безопасно­ стп и - предотвращения агрессии против какого-либо. государства в Европе, в целях укрепления международного со­ трудничества в соответствии с принципа­ ми уважения независимости и суверени­ тета государств, а также невмешательства в пх внутренние дела, стремясь предотвратить создапие груп­ пировок однпхч европейских государств j против других европейских государств, вызывающих обострение п трения в отно­ шениях между странами, п, достигнуть со­ гласованности усилий всех европейских государств в деле обеспечения коллектив­ ной безопасности в Европе. европейские государства, руководст­ вуясь целями и принципами Устава ООН, ларлючают Общеевропейский Договор о коллективной безопасности в Европе на следующих основах: 1. Участниками Договора могут быть все европейские государства, независимо от пх общественного, строя, признающие цели п принимающие на себя обязательства, прс- х . дусматриваемые Договором. Впредь до создания единого, мпролюби- •. погр, демократического германского госу­ дарства, равноправными участниками До­ говора могут быть Германская Демократи­ ческая Республика и Германская Феде­ ральная Республика. При этом имеется в виду, что после объединения Германии участником Договора па общих основаниях может стать единое германское государ­ ство. . , . • Заключение Договора о коллективной безопасности в Европе не затрагивает компетенции четырех держав — СССР, США, Англпп п Франции б германском вопросе, который подлежит урегулирова­ нию в установленном ранее четырьмя дер­ жавами порядке. 2. Государства — участники Договора обязуются воздерживаться от всякого на­ падения друг па друга, равно ка к воздер­ живаться в своих международных отно- (Основныв принципы) шениях от угрозы силой пли ее примене­ ния, и, в соответствии с Уставом ООН, разрешать все споры, которые могут воз­ никнуть между нрмп мирными средства­ ми такпм образом, чтобы не ставить под угрозу международный мтір н безопасность в Европе. 3. Государства — участники Договора будут консультироваться между собой вся­ кий раз, когда, по .мнению любого из них, возникнет угроза вооруженного нападения в Европе на- одно или несколько госу­ дарств— участников Договора, в* целях принятия эффективных мер для устране­ ния подобной угрозы и для поддержания безопасности в Европе. 4. Вооруженное нападение в Европе на одно или несколько государств —- участ­ ников Договора со стороны какого-либо' го­ сударства пли группы государств будет рассматриваться ка к нападение на всех участников Договора. В случае такого на­ падения каждый участник Договора в по­ рядке осуществления права па индиви­ дуальную пли коллективную самооборону окажет помощь государству или государст­ вам, подвергшимся такому нападению, все­ ми доступными ему средствами, включая прпмененпе \ вооруженной силы, в целях восстановления и поддержания междуна­ родного мира и безопасности в Европе. 5. Государства — участники Договора обязуются в кратчайший срок совместно обсудить и установить порядок, которым определяется оказание помощи, в том чис­ ло военной, со стороны государств — уча­ стников Договора в случае возникновения в Европе ситуации, которая потребова­ ла бы коллективных усилий для восста­ новления п поддержания мира в Европе. 6. Государства — участники Договора бу­ дут немедленно направлять Совету Безо­ пасности ООН, в соответствии с положения­ ми Устава Организации Объединенных На­ ций, информацию о действиях, предприня­ тых пли намечаемых во исполнение права на самооборону или для целей поддержания мира и безопасности в Европе. 7. Государства — участники Договора обязуются не принимать участия ъ каких- либо коалициях пли союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых проти­ воречат целям Договора о коллективной безопасностп в Европе. 8. В целях осуществления предусмат­ риваемых Договором консультаций между государствами — участниками Договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с задачей обеспечения безопасности в Европе, предусмотреть: a) периодические и в необходимых слу­ чаях специальные совещания, на которых каждое государство будет, представлено членом правительства или другим особо назначенным представителем; b ) создание постоянно действующего консультативного политического комитета, обязанностью которого должна являться подготовка соответствующих рекомендаций Правительствам, государств — участников Договора; c ) создание военного консультативного органа, полномочия которого должны быть уточнены дополнительно. • • • 9. Признавая особую ответственность за поддержание международного мира и безо­ пасности, лежащую на государствах — постоянных членах Совета . Безопасности ООН, государства----- участники Догозорз пригласят Правительства Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики направить в создаваемые в со­ ответствии с Договором органы своих пред­ ставителей в качестве наблюдателей. 10. Настоящий Договор нп в какой мере пе ослабляет силы обязательств, содержа­ щихся в тех международных договорах и соглашениях между европейскими страна­ ми / принципы п цели которых находятся в соответствии с принципами и целями на­ стоящего Договора. 11. Срок действия Договора — 50 лет». Советская делегация надеется, что пред­ ставленные ею,, предложения будут с должт ным вниманием рассмотрены на настоящем совещании. нпченных контингентов, оставляемых для выполнения охранных функций. Даллес заявил, что его позиция в отношении предложения о выводе войск остается неизменной. Он указал, что делегация США не может принять этого предложе ішя, т. к. его осуществление оставило бы якобы Западную Германию и большую часть Западной Европы «беззащитными перед угрозой агрессии». Даллес высказался отрицательно п по поводу третьего пункта советского пред­ ложения, предусматривающего созыв кон­ ференции европейских государств с целью заключения между ппмп договора о кол­ лективной безопасностп. Даллес пе сказал, почему он против этого предложения. Единственный его «до­ вод» заключается в том, что нынешнее совещание «ведет к новому совещанию». Затем Даллес изложил свою позицию по поводу* советского проекта основных прин­ ципов «Общеевропейского Договора о кол­ лективной безопасности в Европе». Он сказал, что. т. к. США, согласно проекту, не являются участником этого договора, он ограничится только замечаниями, от­ носящимися не к тексту предложенного проекта, а к некоторым моментам, связан­ ным с этим проектом п затрагивающим ин­ тересы США. Даллес заявил, что, насколь­ ко он понимает статьи 7 и 10 упомяну­ того проекта, а также замечания Молотова по поводу Северо-Атлантического догово­ ра^ Общеевропейский договор о коллектив­ ной безопасности в Европе предназначен для замены Северо-Атлантического догово­ ра. Он заявил, что США «никак не могут обижаться на предложение представителя Советского Союза о том, чтобы европей­ ские страны собрались вместе без уча­ стия США». Даллес пытался представить дело так, будто США никогда не вмешива­ лись в европейские дела, и отрицал тот факт, что послевоенная политика США по отношению к Европе привела к ее расколу. Повторив известные басни американ­ ской пропаганды о том, будто создапие агрессивного Северо-Атлантического блока и «европейского оборонительного сообще­ ства» явилось следствием «угрозы» со стороны СССР, Даллес безуспешно пытал­ ся поставить под .сомнение цели советско­ го предложения о создаппп подлинной кол­ лективной безопасностп в Европе. Затем выступил Бидо. Оп заявил, что та часть советских предложений, которая касается германской проблемы, показыва­ ет, что • советская делегация остается па своей прежней точке зрения. Затем он остановился па советских предложениях, относящихся к организации коллективной безопасности в Европе. Он выразил несог­ ласие с мнением В. М. Молотова о тем, что раскол Европы и создание в пей раз­ личных противостоящих друг другу воен­ ных группировок держав бы.тп причина­ ми^ ка к первой, так и второй мпім/вых войн, и что для того, чтобы предотвратить новую войну в Европе, следует сделать все возможное дабы не допустить создания в Европе противопоставленных друг другу военных группировок. Бидо, как и преж­ де, пытался представить Северо-Атланти­ ческий , блок^ а также военную группи­ ровку шести западноевропейских госу­ дарств, известную под названием «езро- пейского оборонительного сообщества», как чисто «оборонительные» организации. Би­ до признал, что вопрос о европейской бе­ зопасности, как он выразился, «конечно, включает вопрос о безопасностп Советско­ го Союза» и что «нужно попять справед­ ливые заботы об этом Советского Союза». Одпако он продолжал отстаивать и защи­ щать плап создания «европейского оборо­ нительного сообщества», который неизбеж­ но ведет к возрождению германского ми­ литаризма и в созданию новой угрозы бе­ зопасностп всех народов Европы. Бидо пытался ответить на вопрос, для какой цели создается сепаратная группи- шпетекпх вооруженных сил в качестве ос­ новной ударной силы этой группировки. При этом Бидо отмстил, что французское правительство всегда рассматривало фран- ко-советский договор ка к «один пз необ­ ходимых элементов безопасностп» Фран­ ции. Он повторил также не новые и давно опровергнутые ! рассуждения о том, что план создания «европейского оборони­ тельного сообщества» с включением в него ремилитаризованной Западной Германии якобы не направлен против Советского Союза п стран народной демократии. Вме­ сте с тем, он заявил, что готов рассмот­ реть возможность орѴществления «допол­ нительной гарантии* Советскому Союзу, игнорируя прп этом тот факт, что ника­ кие гарантии безопасности в Европе не могут быть реальными, если они не пре­ дусматривают гарантии против возрожде^ ння германского милитаризма. Вслед за Бидо взял слово Иден. Он вы­ сказался против предложений советской делегации, направленных па то, чтобы предотвратить создание в Европе военных группировок государств, противопостав­ ленных друг другу, и заявил, что Северо- Атлантический союз является осповой по­ литики Англии. Не утруждая себя доказа­ тельствами. Иден попытался Представить советские предложения, ка к направлен­ ные против воссоединения Германии и ка к основанные на недоверии к ее демократи­ ческим силам. Иден, подобно Даллесу и Бидо. утверж­ дал, будто Северо-Атлантический союз но­ сит «оборонительный характер», и заявил, что советская делегация, предлагая ликви­ дировать Северо-Атлантический союз, в то же время хочет сохранить «советскую оборонительную систему и ее союзников». Идеи так и не сказал, о какой «оборони­ тельной системе» Советского Союза идет речь, да н не мог ѳтого' сказать, ибо из­ вестно, что Советский Союз не входит в какую-либо военную группировку госу­ дарств. а осповывает свою политику па стремлении жить в мире со всеми наро- дами. Затем слово взял В. М. Молотов. Он от­ ветил на возражения министров трех за­ падных держав против предложений, вне­ сенных на сегодняшнем заседании совет­ ской делегацией. В.- М. Молотов указал, что советская делегация предлагает продолжить обсуж­ дение II подготовку решений по германско­ му вопросу для .того, чтобы ускорить объе­ динение Германии на демократической и мирной основе п заключение мирного до­ говора с ней. Молотов отметил при этом тот факт, что три западных государства до сих пор не представили своего проекта мирного договора с Германией и отказыва­ ются приступить к обсуждению вопроса о нем. Поэтому создалось положение, когда надо решить, ка к быть в тот период, пока мирного договора с Германией не суще­ ствует. Молотов сказал, что уже теперь надо приступить к созданию системы кол­ лективной безопасностп в Европе. В связи с этпм Молотов указал па полож ения , ко­ торые внесены советской делегацией на сегодняшнем заседании, и подчеркнул важ- пое значение этих предложений, в част­ ности, ^основных принципов проекта обще­ европейского договора о коллективной безо­ пасности в Европе. Касаясь упоминания Бидо о франко­ советском договоре, Молотов спросил: Но что осталось от этого договора? С одной стороны, Франция и СССР являются союз­ никами по франко-советскому договору 1944 года но, с другой стороны, прп по­ мощи Франции создается «европейское оборонительное . сообщество» с участием ремилитаризованной Западной Германии, направленное против Советского Союза и стран народной демократии. Можно только удивляться тому, сказал Молотов, что Французское правительство заявляет о,сво­ ем желании придерживаться одновременно и франко-советского договора п договора о «европейском^ оборонительном сообществе^'. Можно удивляться и тому, что правитель­ ство Франции вдруг уверовало в то, , что оно может обеспечить безопасность Фран­ ции ' путем союза с ремилитаризованной Западной Германией, направленного протпв СССР. Молотов остановился затем на заявле­ нии Идена, согласно которому Англия го­ това продлить англо-сов'етский договор, заключенный в 1942 году. Молотов .ука ­ зал, чго. это предложение Идена находится в противоречии с политикой А н глии , стре­ мящейся закрепить такую военную груп­ пировку, ка к Северо-Атлантический блок, направленный протпв Советского Союза. В. М. Молотов показал несостоятельность утверждений о существовании так. наз. «восточного блока». Он сказал, что между Советским Союзом п странами народной ' демократии существуют дружественные политические, экономические и культур­ ные отношения. Однако между. Советским Союзом и любой пз стран народной демо­ кратии нет нп одного договора, который был бы направлен протпв какой-либо из стран, представленных на Берлинском со­ вещании министров. Все договоры Совет­ ского Союза со странами народной демо­ кратии имеют в виду только одну цель —* обеспечение европейской безопасностп, обеспечение мира и предотвращение новой агресспп со стороны германского милита­ ризма. . • \ В. М. Молотов отметил далее, что в вы­ ступлениях по поводу советских предло­ жений было уделено особое внимание воп­ росу о роли Соединенных Штатов Америки. Он указал, что при рассмотрении вопроса .о системе коллективной безопасности в Европе надо исходить из того, что.США являются американской, а не европейской страной., Касаясь роли, которую США сыг­ рали во второй мировой войне, Молотов сказал: Все, что советские деятели, на­ чиная с главы Советского правительства И. В. Сталина, говорили о высоких заслу­ гах Соединенных Штатов Америки в войне против пітлеровской агрессии, мы и сей­ час призкаем совершенно правильным. Со­ ветские люди единодушно выражают при­ знательность американскому народу н пра­ вительству Соединенных Штатов Америки за ту помощь, которая была ими оказана всем народам Европы, пострадавшим от гитлеровской агресспп в период мировой войны. Л инии политики Советского Союза и Соединенных Штатов Америки разош­ лись после войны только потому, что Сое- • дпненные Штаты Америки отказались от проведения той политики, которой . •они придерживались в период войны, в период совместной борьбы против агрессин. Молотов указал, что' только Иден прямо отклонил советское предложение по вопро­ су о коллективной безопасности в Европе. Советская делегация хотела бы знать, от­ клоняется лп другими министрами идея коллективной безопасности всех стран Европы. Затем выступил Даллес. Он заявил, .что советское предложение «Об обеспечении безопасностп в Европе» неприемлемо для США. Что же касается советского проекта общеевропейского договора о коллективной безопасностп в Европе, заявил Даллес, то, по мнению делегации США, от нее не тре­ буется ответа на этот проект, поскольку он пе предусматривает участия США в об­ щеевропейском договоре. Бпдо, выступивший вслед за Даллесом, сказал, что. идея общеевропейской систе­ мы безопасности вполне приемлема, но что, по мнению делегации Франции, эта систе­ ма может быть построена после оконча­ тельного разрешения германского вопроса п прп условии, что она не исключит дру­ гих, ка к он выразился, «оборонительных договоров и соглашений». В данной же своей форме, добавил Бпдо, текст совет­ ского проекта неприемлем для Французской делегации. Идеи’ заявил, что оп нпчего не может добавить к тому ответу, который он дал ранее. • В конце заседания был обсужден вопрос о дальнейшей работе совещания. В. М. Молотов предложил продолжить обсужде­ ние _внесенных сегодня советской делега­ цией предложений на одном из следующих заседаний. Он уточнил, что имеет в виду заседание в субботу 13 февраля, посколь­ к у на 11 февраля назначено закрытое за­ седание по первому пункту повестки дня, а в пятницу, 12 февраля, ка к было ус-, ловлено, должно начаться обсуждение воп­ роса об австрийском государственном .до-, говоре.* ѵ" Даллес предложил отложить решение по этому вопросу до заседания 12- февраля. Б . М^ Молотов внес предложение -— счи­ тать обсуждение вопросов, стоявших на сегодняшнем заседании, незаконченным и на заседании 12 февраля решить, когда будет продолжено «обсуждение этих воп­ росов. . Предложение Молотова не встретило везпажений. На этом заседание закончилось. • ; * ИЗВЕЩЕНИЕ / Сегодня в редакции «Полярной прав­ ды» с 19 до 21 часа проводится оче­ редная консультация редакторов, чле-. нов редколлегий стенных газет *н рабкоров. - Консультация состоится в помещении редакции «Полярной правды*: проспект Сталина, дом 45-а, второй этаж, ком­ ната 35. Редактор А. Т. ВОРОБЬЕВ. С Е Г О Д Н Я В КИНО. «Родина*. «Рассказ о зе­ леных квадратах*. Дом культуры име­ ни С. М. Кирова —- «Нашествие*. Мурманская автотранспортная контора ПРОИЗВОДИТ НАБОР • на курсы шоферов 3 класса. Обращаться: г. Мурманск, проспект им. Сталина, 15, с 9 до 18 час., телеф. 26-29. Башлачева Ирма Ивановна, прожи­ вающая в г. Североморске, ул. Сафо- I нова, 4, кв. 4, возбуждает дело о раз.- : воде с Башлачевым Серафимом Гри­ горьевичем, проживающим в г. Севе­ роморске. ул. нм. Саши Ковалева, 13. кв. 2. Дел 9 подлеж а расс.ѵютреппю в на­ родном суде г. Североморска. Адрес редакции: г. Мурманск, пр. Сталина, 45-а. Телефоны редакции: отдел писем — 28-95. отв. секретарь — 25-22, зам. отв. секретаря — 28*46, отделы: партийной ж и з н и — 32-63, пропаганды — 27-91. промышленности п транспорта — 24-58, л культуры нбыта—34-56, информации — 31-22. сельского хозяйства — 30-59, зам.редактора — 36-35 и.34-56. редактор — 25-23, бухгалтерия — 30-59; для районов — 45. Типография «Полярная правда*. З ак .' 727. Тир. 45.000 ПН 03031 . ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz