Полярная правда. 1954, февраль.

4 П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А * Лй 31 (7753) в февраля 1954 г. П у т ь к © б ъ е д и н е т и г о Г е р м а н и и Заявление В. М. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав 4 февраля 1954 года (Окончание. Начало см. на 3 стр.). ропы, за и не в интересах также Англии и Соединенных Штатов Америки. Мы должны договориться, прежде всего, по основному вопросу: согласны лп мы в том, что наша задача так же. ка к и зада­ ча демократических спл Германпп, сдпяа. Согласны лп мы, что эта задача заклю­ чается в необходимости обеспечить восста­ новление единства Германпп, как демокра­ тического п миролюбивого государства. Может быть есть сторонники такой по­ зиции: нам достаточно заняться организа­ ционно-техническими вопросами процеду­ ры выборов п нас не касается вопрос о том, куда приведут такие выборы. Возмож­ но, что такое мнение отразилось и на пред­ ставленном г-ном Иденом проекте. С такой позицией мы пе можем согла­ ситься. Мы счптаем, что с четырех держав не может быть снята ответственность за то, чтобы п после германских выборов Герма­ ния развивалась по мирному и демократи­ ческому пути. Именно по этому вопросу, в первую очередь, п следует договориться. Имеются две основных предпосылки обеспечения свободы объединенной Герма­ нии и, вместе с тем, се мирного п демокра­ тического путп дальнейшего развития. Эти предпосылки относятся, с одной стороны, к вопросам внутреннего порядка п, с дру­ гой — к вопросам внешнего порядка. Начнем с вопроса о внутренних предпо­ сылках для воссоединения Германпп на мирных и демократических началах. . Мы все стремимся к тому, чтобы выборы в Германпп былп свободными, демократи­ ческими. Из этого надо сделать вывод, что такие выборы должны проводиться руками самих немцев, а не руками иностранных оккупационных властей. Советский Союз, имеющий отношение к Восточной Герма­ нии, не боится того, чтобы выборы подго­ товлялись и проводились самими немцами, их деуократпчеекпми организациями. II в Восточной и в Западной Германии демо­ кратические силы стремятся к тому, что­ бы объединенная Германия была демокра­ тическим и миролюбивым государством. Если наши четыре государства сочувствуют этому п будут действовать согласованно между собой, то можно не сомневаться, что объединенная Германия твердо встанет на этот путь и общегермапекпе выборы будут соответствовать интересам демократии и вшра в Европе. План трех держав не отвечает этим це­ лям. - Серьезным недостатком этого плана яв­ ляется то, что он проникнут недоверием к германским демократическим сплам. Нельзя согласиться с тем, чтобы вопрос объедине­ ния Германии оказался фактически цели­ ком в руках оккупационных держав. Нельзя отстранить немцев от этого дела. Это бы­ ло бы оскорбительным для немецкого наро­ да, который имеет свои немалые демокра­ тические традпцпп. Оказывается, даже избирательный закон для общегерманекпх выборов не могут вы­ работать сами пемцы. Был же у немцев во времена Веймарской республики свой изби­ рательный закон, пе вызывавший особых возражений в демократических кругах. П имеются, ведь, и в Германской Демократи­ ческой Республике и в Германской Феде­ ральной Республике избирательные зако­ ны, которые, кстати сказать, признаются неплохими п г-пом Иденом. Неужелп немцы не могут выработать самп новый общегер­ манский избирательный закон, отвечающий современной обстановке? Неужелп такпе законы для германского народа нужно вы­ рабатывать в Англии? Плап г-на Пдена пдет в другом направ­ лении. По этому плану предлагается, чтобы Западной Германпп. Такое совещание выборы проводились под наблюдением че- могло бы договориться о порядке созда- тырех иностранных государств, имеющих ния Временного общегерманского прави- оккупацпонные войска на территории Гер­ мании. Получается дальнейшее расшире­ ние прав оккупационных войск за счет прав немецкого парода, что неправильно. Это предложение опять-таки пропитано недоверием к германским демократическим силам. Между тем, еслп бы мы позаботи­ лись о том. чтобы никакие действительно тельства, его составе, функциях, задачах и полномочиях. Все это сделало бы возможным в ближайшее время провести общегерман- окие выборы в условиях свободы. Тем самым, Германия получила бы возмож­ ность созвать избранное на свободных выборах общегерманское Учредительное демократические организации не отталки- і соиранпе. Этот оощегерманекпи парламент вались и не лишались возможности актив-1 С(шал Уже пе Временное правитель- ного участия в подготовке и проведении. СТВ0, а полноправное правительство, опп- выборов, то в таком иностранном коптро-, Роющееся на демократическую констпту- ле за общегермапекпмп выборами не бы- Чпю* ло бы никакой необходимости. Пусть лучше немцы самп решат, что пм сле­ дует сделать, чтобы обеспечить нормаль­ ный демократический порядок как при подготовке, так п во время проведения общегерманекпх выборов. Это соответст­ вовало бы принципам демократизма. В том случае, если мы договоримся, что проведение общегерманских выборов является делом самих немцев, мы должны сделать и соответствующие практические выводы. В этом случае мы не могли бы откладывать и дальше практические ша­ ги по осуществлению объединения Герма­ нпп. Нам следовало бы помочь немцам те- Советское правительство исходит из тпчеекп' направлено против объединения Германии Из этого следует, что оно на­ правлено п против мирного договора с Германией. Из сказанного можно сделать только один вывод: чтобы осуществить плап объединения Германпп п сделать воз­ можным заключение мирного договора с Германией, пе надо навязывать Западной Германпп участие в военной группировке западноевропейских государств. Тем более, что это пе только не в интересах герман­ ского народа, но п противоречит интере­ сам прочного мпра п безопасности в Европе. В сегодняшних словах г-на Бидо ска­ залось недовольство той критикой, кото- Европе, и прежде всего, угрозу безопас­ ности соседних с Германией государств. Советский Союз, вынесший на свопх Прием группы представителей английских фирм Министром внешней торговли СССР И. Г. Кабановым За время пребывания в Москве делега- плечах основное бремя воины против Тит- цпя английских деловых людей, возглав- леровской Германии, не может не считать-І ЛЯемая г-ном Дж. Б. Скотт, имела уже ся с тем, что прпход к властп тех спл в| многочисленные деловые встречи с совет- Германпп, которые вызвали войну против екпми внешнеторговыми организациями. миролюбивых государств в прошлом, оз­ начал- бы угрозу новых военных авантюр со стороны германского милитаризма. По вопросу со объединении Германпп п общегерманекпх свободных выборах Совет­ ское правительство вносит своп предложе­ ния. Главное в этпх предложениях заклю­ чается в том. чтобы этпм содействовать На этпх встречах представителями анг­ лийских Фирм былп высказаны пожелания о развитии торговых отношений с Совет­ ским Союзом и былп сделаны конкретные предложения на поставку английских то­ варов в Советский Союз и па покупку со­ ветских товаров. Этп переговоры продолжаются п проте­ кают в условиях, свидетельствующих о того положения, что все эти мероприятия рую советская делегация считала минп- проведены по соглашению между нашими 1мальнон, говоря об отрицательном харак- четырьмя государствами. Мы должны I тере «европейского оборонительного сооб- особенно внимательно отнестись к тому,! щества» для международных отношений в чтобы избежать в этом деле противопо- Европе. Не трудно будет показать_ всю ставленпя интересов наших государств друг другу. Разумеется, осуществление общегерман- екпх выборов должно происходить в усло­ виях свободной деятельности для всех демократических организации. Это не значит, что мы не должны принять мер против активизации деятельности фаши­ стских п милитаристских организаций. Необходимо также исключить возможность попыток давления со стороны крупных подготовку и проведение перь же приступить к созданию соответ-. монополий на ствующей общегерманской властп. Han- j выборов. лучший путь к этому образование1 Перейдем к вопросу о внешних пред- Временного общегерманского правительст- j посылках для обеспечения мирного и де­ ва парламентами Германской Демократ-1 мократпческ<;го развития объединенной ческой Республики п Германской Феде- Германии. Это связано с необходимостью ральной Республики с широким участием демократических организаций. Такое Вре­ менное общегермапское правительство мо­ жет быть создано по согласованию между обеспечить национальную независимость Германии. В этой связп мы снова упираемся в договор о «европейском оборонительном Восточной и Западной Гермаппей, либо сообществе», то есть в парижское и бонн- взамен двух существующих правительств в Берлине и Бонне, либо, еслп это ока­ жется затруднительным в настоящее вре­ мя, прп сохранении па некоторый срок этпх правительств. Можно не сомневаться, что самп пемцы не хуже, а лучше, чем оккупа­ ционные власти, могут подготовить и провестп свободные общегерманские выбо­ ры в соответствии с интересами герман­ ского народа, его свободы и укрепления национальной независимости Германии. Наши четыре правительства должны бы­ лп бы оказать немцам Восточной п За­ падной Германии все необходимое содей- ское соглашения, подписанные западно­ германскими властями. Нельзя пройти мпмо того, что париж­ ское соглашение об участии Западной Германии в «европейской армпп» несов­ местимо с интересами национальной неза­ висимости объединенной Германии. Оно несовместимо п с интересами европейской безопаспостл. поскольку ведет к восста­ новлению германское милитаризма. Чтобы обеспечить внешние предпосыл­ ки создания свободной п мноолюбивой Германии, как независимого государства, надо отказаться от навязывания Западной Германпп соглашения о «европейском неудовлетворительность приведенной нм прп этом аргументации. Нельзя защитить планы, которые ведут не к укреплению мира, а к подготовке новой войны в Ев­ ропе. Подведем некоторые итоги. Предложение Англии, поддержанное Соединенными Штатами Америки Францией, с которым выступил г-н Иден, неприемлемо по следующим при­ чинам. Такое предложение означает попытку передать проведение общегерманекпх выборов в рукп оккупационных властей п фактически отстранить немцев от орга­ низации и проведения общегерманских вы- образованпю объединенной Германии на возможностях заключения взаимовыгодных демократических и миролюбивых началах, коммерческих контрактов, п можно ожп- Этим целям должны быть подчинены сов­ местные усплпя четырех держав. Этих це­ лей мы можем добиться только в том слу­ чае, еслп будем опираться на демократиче­ ские силы гермапского парода. Для обеспечения действительно свобод­ ных общегерманекпх выборов необходимо, чтобы подготовка п проведение этих вы­ боров находились в руках самих немцев. дать, что переговоры приведут к положи­ тельным результатам. 4 февраля руководитель делегации ан­ глийских деловых людей г-н Скотт и все члены этой делегации были приняты Ми­ нистром внешней торговли Советского Союза И. Г. Кабановым. На этом приеме, который прошел ожив­ ленно, в дружественной п , непрпнужден- а не оккупационных властей. Для этого ной Остановке, Министр П. Г. Кабанов мы должны содействовать сближению Во- слелал сообщение относительно возможно- * сточной п Западной Германии п помочь им CTC1-j развития торговли между Советским в решении вопроса о создании Временного ^ --------- ~ • --------- — ---------- ---------- оищегерманского правительства, опираю­ щегося на все демократические силы Во­ сточной и Западной Германпп. Для того, чтобы исключить давление на выборы со стороны оккупационных вла­ стей, необходимо еще до проведения выбо- Союзом и Англией, что явилось ответом на вопросы, которые в о з н и к л и у англий­ ских деловых людей в результате пх встреч с советскими внешнеторговыми ор­ ганизациями. Мпнпстр в своем выступлении подчерк­ нул, что прп наличии серьезных намере- ров осуществить вывод оккупационных ний у деловых кругов Англии расширить войск с территории Восточной п Западной торговлю с СССР советскпе внешнеторго­ вые организации выражают готовность существенно увеличить объем торговых - V - л •» 4 tti ѵ 11 II Jl ѵ Ы І О І Ѵ Ѵ . ' ствпе, чтооы ускорить и облегчить соз - 1 оборонительном сообществе», об участии данпе такого оощегерманского центра. , Западной Германии в западноевропейской Если мы откажемся содействовать соз-1 арМПП> Если останется это соглашение, данпю Временного оищегерманского пра- j предусматривающее участие Западной вительства, мы только затрудним п за- j Германии в военной группировке западно- держпм восстановление единства герман- j европейских государств сроком на 50 лет, ского государства. В том же случае, еслп то это значит, чт<) имеется в виду рас- мы признаем необходимость созданпя боров. Из этого ничего хорошего не Германии. В этом случае на территории выйдет. ! Германии могли бы остаться только огра- Иредложепис трех держав не ооеспечн-, ничейные контингенты, необходимые для вает действительной свободы выборов п выполнения охранных функций, выте- нс предусматривает недопущение поли-1 кающих из контрольных задач четырех тического давления на выборы со сторо-, держав: для СССР — в отношении Восточ- ны иностранных государств. Это предло- ной Германии: для США, Англии п Фрап- лсепис исходит пз проведения выборов в ции — в отношении Западной Германпп. условиях сохранения нынешнего положе-1 Советская делегация представляет на ния оккупационных войск на территории ваше рассмотрение свои предложения по Германии, что неправильно ! вопросу «Об образовании Временного об- Предложение трех держав не только не щегерманского ивавительства и проведении обеспечивает свободы действий для обще-j свободных общегерманских выборов». При- германского правительства после выборов, j нягие этого проекта поставило бы нз твер-1 Л€й, оборудования для текстильной и пи- по, напротив, заранее ограничивает права дые рельсы вопрос об объединении Герма-1 щевой промышленности на 375 млн. руб* этого правительства, предусматривая, что ции на демократических и миролюбивых после общегерманских выборов Германия началах. операций с Англией. При соответствующих условиях в отно­ шении нормализации англо-советской тор­ говли советскпе внешнеторговые организа­ ции могли бы разместить в Англии зака­ зы на суда и оборудование с исполнением в 1955 — 1957 годах на сумму около 3 млрд. рублей, в том числе судов на 1.500 млн. ірублеп, энергосплового оборудования на 600 млн. рублей, кузнечно-прессового 1оборудования и станков на 400 млн. руб- будет связана условиями парижского и боннского соглашений, имеющими кабаль- Помимо всего прочего проект г-па Идепа имеет еще один существенный недостаток. Временного оощегерманского правитель­ ства, мы поможем не только осуществ­ лению законных прав гермапского паро­ да па создание единой, демократической, миролюбивой Германии Мы сделаем этпм возможным разрешение многих и мпогпх практических вопросов, что облегчпт уже сегодня жизиь германского населенпя, обеспечпт его права п, вместе с тем, раз­ витие экономических, торговых п куль­ турных связен между Восточной и За­ падной Германией. В целях обеспечения германскому на­ роду прав самому решать свои нацио­ нальные дела нам следовало бы рекомен­ довать правительству Германской Демо­ кратической Республики и правительству Германской Федеральной Республики незамедлительно созвать совещание пол­ номочных представителей Восточной и пространпть это соглашение и на оиъедп- ненпую Германию. Тем самым, хотят, чтобы путы «европейского оборонитель­ ного сообщества» связали не только За­ падную, по п Восточную Германию, что конечно, невозможно. ІІо парижскому соглашению Западная Германия только в том случае получат возможность объединиться с Восточной Германией, еслп опа сохранит верность своим обязательствам в отношении уча­ стия в западноевропейской армпи. Следо­ вательно, объединение Германии стано­ вится возможным только прп том усло­ вии, если вместе с Западной Германией удастся втащить в «европейское оборо­ нительное сообщество» н Восточную Гер­ манию, против чего решительно возражает Германская Демократическая Республика. Значит парижское соглашение о «евро­ пейском оборонительном сообществе» фак- іт ы и характер для германского народа и , Он толкает на бесконечные споры относи- содержащнмп обязательства участия Ге .і-! тельпо предложенных пм «пятп стадий» мании в западноевропейской армии и в объединения Германии. Все назревшие воп- лгрессивпой Северо-атлантической виен- росы, связанные с германской проблемой, иен группировке. фактически откладываются на пеопреде- Ирсдложеіпіо трех держав о порядке лепно долгий срок. Достаточно сказать, проведения общегерманских выборов ве- что, например, «подготовка переговоров но дет к созданию такого положения, нрп к о - мирному договору» начнется только на тором эти выборы могут быть нспользова-, так называемой третьей сталгп. Следова- ны германскими агрессивными кругами, тельно. даже «подготовку переговоров» по против интересов мира в Европе. — для поддержания и цроивпженпя к власти сто­ ронников возрождения германского мили­ таризма. Это особенно необходимо иметь в виду, поскольку в истории Германпп ужо имели место такие общегермапекпе выборы, особенно в период 1932 года, ког­ да германские милитаристы п Фашисты проложили себе путь к власти, сделав воз­ можным образование правительства Гит­ лера. Такпм образом, предложение трех дер- жав об общегерманекпх выборах в те­ перешнем его віце не только не обеспечи­ вает дальиейшего развития Германии на миролюбивых и демократических началах, но п открывает путь к властп тем эле­ ментам в Германии, которые уже теперь не скрывают своих агрессивных и реван­ шистских планов в Европе. Это представ­ ляет прямую угрозу поддержанию мира в этому договору нельзя будет долго еще на­ чать. В от.тпчпе от этого смысл советских предложений прост и ясеи. Если мы признаем необходимость теперь же создать ’Временное общегермапское пра­ вительство — это уже сегодня будет реальным шагом к объединению Германии. Пусть этот шаг будет несовершенен. Он поэтому и будет иметь лишь временный ха­ рактер. Образование Временного общегермапско- го правительства будет означать, что де­ мократические силы Восточной п Западной Германпп уже сегодня могут начать дейст­ вовать в интересах подлинного объедине­ ния Германпп.-Пемцы должны взять в свои руки подготовку и проведение общегерман- скнх выборов. Паши четыре правительства должны пм оказать и доверпе и поддержку. Об образовании Временного общегерманского правительства и проведении свободных общегерманских выборов Признавая необходимым положить ко ­ нец расколу Германии п в соответствии с имеющимися соглашениями четырех дер­ жав осуществить национальное воссоеди/ нение Германии на демократических и миролюбивых началах. Правительства Со­ ветского Союза, Францпп, Англпп и Сое­ диненных Штатов Америки прпш.ти к сле­ дующему соглашеппю: 1. Считать неотложной задачей образо­ вание Временного оищегерманского прави­ тельства парламентами Германской Демо­ кратической Республики п Германской Федеральной Республики с широким уча­ стием демократических органпзацпй. Временное общегермапское правительст­ во может быть создано взамен сущест­ вующих правительств Восточной и Запад­ ной Германпп плп, еслп это окажется за­ труднительным в настоящее время, при сохранении на некоторый срок этих пра­ вительств. 2. Главной задачей Временного общегер­ манского правительства является подго­ товка и проведение общегерманекпх сво­ бодных выборов, а именно: а) подготовка проекта оощегерманского избирательного ^закона, обеспечивающего действительно демократический характер общегерманекпх выборов, участпе в выбо­ рах всех демократических организаций и проведение выборов в условиях действи­ тельной свободы, исключающей давление на избирателей со стороны крупных мо­ нополий: б) проведение, еслп это будет им при­ знано целесообразным, проверки наличия во всей Германпп условий, необходимых для осуществления демократических вы­ боров, ка к и ирпнятпе мер по обеспечению таких условий: в) проведение свободных общегерман­ екпх выборов, в результате которых гер- ранпых государств решит вопрос об обще-| ствепном п государственном устройстве демократической Германии и на основе ко­ торых будет образовано общегерманское правительство. 3. Установить, что задачами Временно­ го общегерманского правительства также являются: а) представительство Германгн прп под­ готовке мирного договора, а также пред­ ставительство в международных органи­ зациях: б) недопущение вовлечения Германии в коалпцип плп военные союзы, направлен­ ные протпв любой державы, принимавшей участпе своими вооруженными спламп в войне протпв гитлеровской Германпп; в) вопросы германского гражданства; г) обеспечение свободной деятельности демократических партий и органпзацпй п недопущение существования фашистских, манекпн народ без вмешательства пност-| милитаристских и других органпзацпй, враждеоных демократии и делу сохране­ ния мира; д) развитие экономических, торговых и культурных связей между Восточной и Западной Гермаппей. вопросы транспорта, почтовой п телеграфной связи, вопросы свободного передвижения люзей и товаров по всей территории Германпп и другие вопросы, затрагивающие интересы всего германского народа, 4. В целях обеспечения за германским народом права самому решать своп на­ циональные дела, рекомендовать Прави­ тельству Германской Демократической Республики и Правительству Германской Федеральной Республики незамедлительно созвать совещание полномочных предста­ вителей Восточной п Западной Германии, чтобы договориться о порядке созданпя Временного общегерманского правительст­ ва, его составе, функциях, задачах и пол­ номочиях. 5. Правительства Советского Союза, Франции, Англии п США со своей сторо­ ны примут меры, направленные на созда­ ние условий, содействующих успешному выполнению Временным общегерманским правительством возложенных на ио'.о за­ дач п исключающих какое бы то нп было вмешательство и давление со стороны иностранных держав прп проведении об­ щегерманекпх выборов. В этпх целях пра­ вительства четырех держав согласились еще до проведения выборов осуществить вы­ вод оккупационных войск как с террпторпп Восточной Германии, та к п с территории Западной Германпп, за исключением ог­ раниченных контингентов, оставляемых для выполнения одонны х функции, вы­ текающих пз контрольных задач четырех держав: для СССР — в отношении Восточ­ ной Германии, для США, Англии и Фран­ ции — в отношении Западной Германии. лей п различного другого оборудования на 125 млн. рублей, а также закупить в те­ чение этпх лет сырьевых,' продовольст­ венных п промышленных потребительских товаров па сумму, примерно, 1,5 млрд. рублей, а всего на 4,5 млрд. рублей, и л и свыше 400 млн. фунтов стерлингов. Само ссбой разумеется, что советские внешнеторговые организации готовы соот­ ветственно увеличить продажу товаров, обычно импортируемых Англией пз Совет­ ского Союза. Прп продаже в Англию в указанные три года на соответствующие суммы со­ ветских товаров товарооборот между СССР и Англией мог бы достигнуть 3 млрд. руб­ лей в год, то есть превысить максималь­ ный довоенный объем англо-советскон торговли, который составил в 1937 году около 2,5 млра. рублей. Развитие торговли между СССР и Анг­ лией было бы во взаимных' интересах обеих стран, содействовало бы укреплению взаимопонимания п дружественных свя­ зей между двумя странами. Сказанное Министром было встречено присутствующими английскими деловы­ ми людьми с большим удовлетворением. Г-н Скотт в своем ответном слове по­ благодарил Министра за высказанные им соображения относительно возможностей развития англо-советской торговли. Вместе с тем, г-н Скотт подчеркнул заинтересо­ ванность английских фирм в получении советских заказов, а также в закупке в Советском Союзе нужных Англпп товаров. Представители фирм, входящие в деле­ гацию, обменялись мнениями с Министром П. Г. Кабановым по интересовавшим их вопросам, касающимся продажи и покупок товаров, и получили необходимые разъяс-. ненпя по этпм вопросам. Было условлено, что английские дело­ вые люди продолжат переговоры с совет­ скими внешнеторговыми организациями по конкретным коммерческим делам и вновь встретятся с Министром внешней торговли СССР для подведенпя некоторых итогов пребывания делегации английских деловых людей в .Советском Союзе. Берлинское совещание министров иностранных дел четырех держав БЕРЛИН, 4 февраля. (Спец. .корр. ТАСС). На состоявшемся сегодня десятом заседании министры иностранных дел четырех держав продолжали обсуждать второй пункт повестки дня «Гетман:*ий вопрос и задачи обеспечения европейской безопасности». Председательствовал А. Пден. Выступивший первым Ж. Бпдо заявил, что он намерен дать ответ на критические замечания В. М. Молотова по поводу бонн­ ского и парижского соглашении. Обойдя конкретную аргументацию, сотержащую- ся в заявлениях В. М. Молотова, Бидо вновь голословно утверждал, что сдипос германское государство будет якобы сво­ бодно прп решеипи вопроса о том, быть лп ему пли не быть членом «европейского оборонительного сообщества», хотя, как это показал В. М. Молотов, подобное ут­ верждение опровергается обязательствами, налагаемыми на Западную Германию бонн­ ским и парижским соглашениями. При этом Бпдо пытался затемнить действи­ тельный смысл седьмой статьи боннского соглашения, по которой три западные дер­ жавы и Западная Германия берут па себя обязательство «действовать совместно», чтобы обеспечить включение объединен­ ной Германии в «европейское оборони­ тельное сообщество», т. е. в военную группировку западных держав, направ­ ленную против СССР. Бпдо вновь пытался подтвердить свой тезис о том, что боннское соглашение якобы пе связывает на 50 лет объединен­ ную Германию и что иарижское соглаше­ ние будет действовать только до заклю­ чения мирного договора с Германией. Ка­ саясь статьп 128 парижского соглашения, согласно которой это соглашение заклю­ чено «на срок в 50 лет со дня вступ­ ления его в силу», Бидо изображал дело так, будто бы эта статья отражает «толь­ ко желанпе» западных держав, чтобы парижское соглашение действовало в те­ чение длительного срока. Бпдо заявил, что советская делегация сделала свои критические замечания по поводу бонпского и парижского соглаше­ ний и их влияния на свободу рук буду­ щего оощегерманского государства якобы с целью уйти от вопроса о проведении общегерманских свободных выборов. Столь же голословно оп пытался представить предложение о всенародном опросе-ре­ ферендуме по всей Германии, чтобы уз­ нать, за что стоит германский народ — за боннско-парижские соглашения плп за мирный договор, — как продиктованное стремлением «помешать свободным выбо­ рам». В конце своего выступления Бпдо пу ­ стился в рассуждения на гему о взаимо­ отношениях между Советским Союзом, Германской Демократической Республикой п восточпо-европейскпми странами на­ родной демократии. Эти отношения, ос­ нованные на равноправии и взапмпом сотрудничестве, Бидо изображал так, будто бы существует «восточный блок под управлением Советского Союза». Как из­ вестно. подобными не соответствующими действительности утверждениями офи­ циальные деятели западных держав пы­ тались и пытаются оправдать проводи­ мую ими политику раскола Европы и соз­ дания военной группировки шести госу­ дарств, направленной против Советского Союза и стран народной демократии. Выступивший затем А. Иден ограни­ чился заявлением о том, что он совершен­ но согласен с выступлением Бидо. Иден выразил желание, чтобы совещание пе­ решло к рассмотрению вопроса о проведе­ нии общегерманекпх свободных выборов. Далее взял слово В. М. Молотов, сде­ лавший заявление по вопросу о путп к объединению Германпп. (Заявление В. М. Молотова публикуется в этом номе­ ре газеты). По окончании своего заявлеппя В. М. Молотов передал министрам иност­ ранных дел Францпп, Аьглип и США текст предложения советской делегации «Об образовании Временного общегерман­ ского правительства и проведепип сво­ бодных общегерманекпх выборов». Затем выступил Д. Даллес. On выразил деланное недоумение по поводу того, что В. М. Молотов заявпл о неприемлемости для Советского правительства плана, предложенного Иденом. Даллес отстаивал содержащееся в плапе Идеиа предложение о том, чтобы выборы в Германии были проведены под наблюде­ нием четырех ииостранных государств, имеющих оккупационные войска на тер­ ритории Германпп. При эгом Даллес при­ вел следующий странный довод: без контроля оккупирующих держав над проведением выборов, сказал он, не мо­ Редактор А. Т. ВОРОБЬЕВ. С Е Г О Д Н Я В ОБЛДРАМТЕАТРЕ. — «Третья молодость». В КИНО. «Родина». — • «Призыв судьбы». Клуб «Строитель». — — «Призыв судьбы». жет быть выполнено выдвинутое совет­ ской делегацией требование о мерах про­ тив активизации деятельности антидемо­ кратических организаций и их попыток давления прп подготовке п проведении выборов. Даллес умолчал о том, что толь­ ко самп пемцы, только германские демо­ кратические силы могут обеспечить под­ линную свободу выборов в Германии. Даллес продолжал настаивать на том, что план Идена не навязывает якобы Германии участия в военной группировке западноевропейских государств, хотя это утверждение было опровергнуто в ходе дискуссии на предыдущих заседаниях. В заключение Даллес заявпл, что он тщательно изучит предложение советской делегации. Бпдо и вслед за ним Пден заявили, что они хотели бы перенести своп вы­ ступления на следующее заседание п что они также внимательно изучат внссепное В М Молотовым предложение. Выступивший вслед за тем В. М. Мо­ лотов снова подчеркнул важность внесен­ ных сегодня советской делегацией пред­ ложений. На этом заседание было закрыто. Для работы в отъезд СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ заведующие магазинами, экспедито­ ры, парикмахеры, сапожники, грузчи­ ки, закройщики, ст. бухгалтеры. Жилплощадь предоставляется. Обращаться: Кольское шоссе, 8-а, отдел кадров. Шувалов Анатолий Яковлевич, про­ живающий в г. Мурманске, ул. им. Фрунзе, 10/1, кв. 15, возбуждает де­ ло о разводе с Шуваловой Анной Пав­ ловной, проживающей в г. Бресте, ул. 1 Мая, 3, кв. 17. Дело подлежит рассмотрению в нар­ суде г. Бреста. Шишлов Иван Семенович, прожи­ вающий в г. Мурманске, пр. им. Ленина, 64, кв. 17, возбуждает дело о разводе с Шишловой Любовью Геор­ гиевной, проживающей в г. Ставропо­ ле, ул. нм. Пушкина. 27, кв.- 22. Дело подлежит рассмотрению в нарсуде по месту жительства ответ­ чицы. Адрес редакции: г. Мурманск, пр. Сталина, 45-а. Телефоны редакции: отдел писем — 28-95, отв. секретарь — 25-22, зам. отв. секретаря — 28-46, отделы: партийной жизни — 32-63, пропаганды — 27-91, промышленности и транспорта — 24-58, культуры н быта—34-56, информации — 31-22, сельского хозяйства — 30-59, зам.редактора — 36-35 и 34-56, редактор — 25-23, бухгалтерия — 30-59; для районов — 45. Типография «Полярная правда». Зак. 584 Тир. 45.000 ПН 03022

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz