Полярная правда. 1954, февраль.
№ 29 (7751) 3 феврали 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 я . а / ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС ИЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Заявление В. М. Молотова на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав 1 февраля 1954 года Мы п р и с т у п и т в обсуждению герман-. Наше совещание попало в довольно ве ской проблемы. В нашей повестке дня этот ловкое положение. Мы обсуждаем герман- вопрос назван «Германский вопрос и зада- скую проблему в Берлине без участия чи обеспечения ста». европейской безопасно- немцев. Присутствующие здесь министры Фран- 0 результатах настоящего Берлинского! цин, Англнп и Соединенных Штатов Аме- совещания будут судить, главным обра зом, по тому что даст обсуждение этого вопросг. Только такие решения по германскому вопросу имеют серьезное значение для на родов Европы и, в том числе, для самого германского народа, которые не на словах, а на деле будут отвечать интересам обес печения мпра и безопасности в Европе. рикп не захотели выслушать правительст во Германской Демократической Республи ки , ссылаясь на сопротивление правитель ства Аденауэра. Онп согласились с темп официальными лицами Западной Герма нпп, которые воображают, что будто онп выражают волю всего гермапского народа, хотя это совершенно не соответствует действительности. Этп самодовольные офп- Нашп решения должны служить основной циальные лица из Западной Германии пе цели— обеспечить мир в Европе, а зна- ‘ захотели сидеть за одним столом с члена- Л - чпт и предупредить опасность возрожде ния германского милитаризма. Согласны ли находящиеся здесь пред ставители Франции, Англии, Соединенных Штатов Америки с тем, что главную от ветственность за развязывание как пер вой, та к и второй ■мировой войны несет германский милитаризм? Надеюсь, что согласны Наша задача заключается в том, чтобы не допустить такого положения, когда агрессивный германский милитаризм мог бы снова нарушить мирную жизнь в Европе и развязать третью мировую войну. Советские люди всегда об этом помнят. Они-не могут забыть о тех неисчислимых жертвах, которые принес наш народ в прошлом и о которых приводимые цифры и факты дают лишь слабое представление. Особенно велики этп жертвы были в тя желые годы гитлеровского нападения на СССР, последовавшего вслед за нападением на Чехословакию, Польшу, Бельгию, Фран цию, Голландию, Данию, Норвегию, Югос лавию. * Можем ли мы забыть о том, что в ре зультате гитлеровского нападения пол ностью или частично былп разрушены п сожжены 1.710 городов п более 70.000 сел и деревряь в нашей'стране? Известно, что финансовые подсчеты потерь Со ветского Союза показали, что пря мой ущерб нз советской территории ми правительства Германской Демократи ческой Республики, призванными к вла- мула принудительного контроля», а в дру гом месте он говорил даже о «бессрочном контроле», либо «формула ассоциации». В данном случае имеется. однако, в виду со вершенно специфическая «ассоциация». Но смыслу сказанного видно, что Потс дамские соглашения в отношении Герма нии г-н Бпдо истолковывает как формулу «принудительного контроля». Прп этом он изображает дело так, будто кто-то пытает ся навязать Германии контроль других го сударств на бессрочное время. Но это, ко нечно, неправильное толкование. Между тем, если без конца не отклады вать заключение мирного договора с Гер манией, а приступить, — ка к это требует, например, Советский Союз, — к подготовке договора, то не потребуется долгого вре мени, чтобы мирный договор с Германией сти подавляющим большинством населения; был заключен без дальнейших проволочек. Восточной Германии, ка к это показали ; Заключили же мы мирные договоры со все- пмевшиеся здесь демократические парла ментские выборы и многие факты повсе дневной жпзпп. Этим продемонстрирована политическая близорукость указанных официальных кругов. Однако советская делегация считает возможным исправить допущенную ошиб ку . Для этого в дальнейшем мы моглп бы воспользоваться случаем, чтобы выслушать мп другими государствами Европы, вклю чая и такую страну,’ как Италия. Если министры четырех держав пе будут тянуть с этим делом, тогда п Германия бу дет иметь мирный договор, на основании которого она получит действительную сво боду рук в своих внутренних п внешних делах. А германский народ давно уже пмеет право на такую подлинную свободу. В представителей Восточной и Западной Гер - 1 противном случав нельзя иршшмать манлп, хотя бы по отдельным, наиболее важным вопросам германской проблемы. Это можно было бы сделать и по обсуждае мому сегодня вопросу. Советская делегация предлагает исхо дить пз того, что германская проблема, это, прежде всего, дело самого немецкого наро да, самих немцев. Немецкий народ не может быть просто каким-то объектом решений плп объектом действий других государств. Только он сам, только сами немцы могут по-настоящему решить германскую пробле му. Иное решение германского вопроса бы ло бы неразумным п несправедливым в от ношении германского народа. С другой стороны обстоятельства, свя занные со второй мировой войной, нривелп нас к такому положению, когда Советский всерьез разговоры о том, чтобы Германия жила «в условиях свободы». О свободе нельзя только говорить. Надо, чтобы гер манский парод имел, наконец, эту подлин ную свободу. С другой стороны, прибегая к туманной «формуле ассоциации», г-н Бпдо добивает ся создания «европейского оборонительного сообщества», то есть, проще говоря, соз дания западноевропейской армии с вклю чением в нее восстановленного германского вермахта. Получается совершенно своеоб разная «ассоциация», которую на простом языке можно назвать военной группиров кой иесколькпх западноевропейских госу дарств. направленной против других евро пейских государств. Иначе говоря, вместо заботы о мире между европейскими государствами, авто- Союз, Франция, Англия и Соединенные подвергшейся гитлеровской оккупации, j Штаты Америки не могут стоять в сторо- j ры формулы «ассоциации» своими руками определен по далеко не полным дан -1 не от решения этой проблемы, не могут j подготовляют не упрочение мира, а но- ныл, в 128 нлрд. долларов. Соответствую- • быть лишь пассивньош наблюдателями в вую и протон опаснейшую войну в Евро- ^ яиі „ „ „ „ шне подробные официальные данные были этом деле. Со времени окончания воины пм пе. Странным является то оостоятельство, | Почему бы п другим отказываться предпосылка — «если в то же время Ев ропу сделают более миролюбивой». Как раз эта оговорка и показывает, что Европу еще не сделали миролюбивой, и, значит, опасения Советского Союза не та к уж не основательны. Возникает и такой вопрос, ка к понять слова г-на Даллеса, что «европейское обо ронительное сообщество» будто бы «оздоро вит Европу, обеспечит ей большее процве тание». Известно, что в «европейское сооб щество» входят только шесть государств, включая в это число Люксембург. Известно также, что в Европе насчитывается не шесть, а 32 государства. Как же это так — 6 государств, входящих в «сообщест во», оздоровят всю Европу, где имеется 32 государства? Не надорвутся лп этп 6 го сударств в таком деле? Боннское н парижское соглашения на дело являются лишь частью большого аме риканского военного плана. Не только Люксембург, но и Франция, а также Ита лия рассматриваются в данном случае скорее как исполнители чужой воли, чу жих планов. Боннское и парижское соглашения пре вращают Западную Германию в основной плацдарм подготовки новой войны в Евро пе. Западная Германия станет при этом только главной, ио не единственной воен ной базой для новой агрессии. Она лишь будет дополнять сеть военных американ ских баз в Евроие, в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, на многих островах Атлантического океана. Широко известно, что американские военные базы существуют в Великобритании, Западной Германии, Франции, Испании, Италии, Греции, Норвегии, на острове Мальта, Ис ландии, Австрии, Португалии, Француз ском Марокко, Алжире, Лпвпп, Турции, иа острове Крите Саудовской Аравии, Ира ке, Адене. Сеть американских военных баз на чужих территориях дополняет сеть английских баз на чужих территориях, ко торые также насчитываются десятками. Число же американских баз на указанных чужих территориях, даже по неполным данным, достигает — 82. Дело дошло до того, что Соединенные Штаты Америки заключили специальный договор с франкистской Испанией. Без та кой помощи не мог обойтись в свое время опубликойаны. Можем ли мы забыть о том, что в ре зультате агрессии германского милитариз ма Советский Союз безвозвратно потерял в боях и вследствие безжалостного угона советских люіей за пределы Родины око ло 7 млн человек. Велики жертвы и дру гих народов Европы, и не только Европы. Но все знают, что СССР пострадал больше всех и вынзе. на своих плечах главную тя жесть борьбы против агрессин, за уста новление справедливого мира — - Выражая глубочайшие чувства и волю своего народа. Правительство СССР счита ет своим долгом сделать все возможное, чтобы не допустить новой мировой вой ны. Именно поэтому оно будет противить ся всяким попыткам возрождения герман ского милитаризма. .Тот, кто сегодня со действует возрождению германского ми литаризма. тот несет тягчайшую ответст венность з# судьбы/мира и, прежде всего, за судьбы народов Европы. В чем заключается позиция Советского Союза по германскому вопросу? Коротко говоря, позиция СССР заклю чается в том, чтобы наши страны — Франция, Англия, Соединенные Штаты и Советский Союз — руководствовались в этом вопросе темп основвымп принципами наших совместных решений, которые были единодушно приняты намо раньше и ко торые говоряі о необходимости обеспечить мир и предотвратить возможность повой агресспп германского милитаризма. В этпх соглашениях было установлено, что Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Англия будут совместно дейст вовать в том направлении, чтобы помочь германскому народу воссоздать свое госу дарство на іемократпческпх п миролюби вых началах. К эгпм решениям в свое время присоединилась и Франция, хотя ныне г-н Бидо то и дело отгораживается от этих согласованных решений. Полагаю, однако,. что Францпп этп соглашепия не менее нужны, чем, скажем, Советскому Союзу. Мы прнзнаем, что немало пунктов Пот сдамских соглашений уже устарело. Тем не менее,- основной смысл этих соглаше ний полностью остается в силе. Смысл этих соглашений заключается в том, что бы в решении германской .проблемы Фран ция, СССР, Англия и Соединенные Штаты Америки действовали вместе и чтобы на ши страны нашли общий язык с герман ским народом, именно — с его демократи ческими силами, дабы не допустпть новой войны в Европе. Упомянутые соглашения между че тырьмя державами указали ясные путп к обеспечению безопасности в Европе. Еслп мы в соответствии с этпмп соглашениями четырех держав совместными усилиями пе допустим возражения германского мили таризма. мы устраним ^главную опасность новой войны в Европе,”'п , тем самым, соз дадим серьезные преграды на путп подго товки и развязыёания новой мировой вой ны. Если же мы откажемся от совместных и погіасованных действий между четырь мя державами и допустим восстановление германского милитаризма, то при таком по ложении никакие международные соглаше ния не смогут дать нам достаточных га рантий для предупреждения новой всемир ной бойни. • Во всем этом германский народ не мень ше заинтересован, чем другие народы. На ходясь в Берлине, . мы особенно сильно • чувствуем тяжелые последствия войны и для германского народа. Развязывание новой мпровой войны в нынешних усло виях, помимо Bcefb прочего, вело бы к такому серьезному бедствию, как угроза братоубийственной войны между самими немцами. принадлежит активная и особо ответствен ная роль в решении германского вопроса. Конечно, ѳто относится только к настоя щему периоду, когда еще не заключен мир ный договор с Германией. Как только мир ный договор с Германией будет заключен— а об ускорении этого дела мы обязаны, на конец, позаботиться — Германия вступит в ряды равноправных государств Европы. что некоторые представители Францпп уверовали, будто бы Франции нужен не союз с СССР и другими миролюбивыми европейскими государствами, а военный .блок хотя бы с одной частью Германии — такой блок, который направлен против СССР, Польши, Чсхословакпи п других го сударств, хотя эти государства являются наиболее падежной опорой мпра и общеов- Мсжно но сомневаться в том, что высокий .ропейской безопасности и хотели бы быть уровень германской культуры и развитая мирная экономика обеспечат Германии до стойное место средп других великих дер жав мира. . Впредь же до заключения мирного до- ладежнымп союзниками Франции, заин тересованной в недопущении новой войны. В самом деле, еслп говорить о странах, представители которых участвуют па на стоящем совещании, то кто, как пе Фран- говора с Германией наши четыре государ- -ІІІЯ п значительная часть Советского Сою- ства должны действовать не врозь, а с о з -!за бьии по* оккупацией германского ми- местно, чтобы довести дело до заключения -штаризма всего несколько лет тому на- мирного договора с Германией и обеспечить Ь*0МУ как j !e Франции п Советскому германскому народу восстановление един- ^0ЮЗУ должно быть понятно, что они име- ства своего национального государства, °бЩие интересы в обеспечении евро- чтобы нашими совместными действиями и исІ^ К0“ безопасности. усилиями мпролюопвых сил самого герман ского народа создать условия, при которых восстановленная Германия не стала бы в дальнейшем новым очагом агрессии, а ста ла бы одним пз равноправных членов семьи миролюбивых народов Европы. Не' может быть сомнения в том, что если наши четы- ро государства будут действовать совместно и не будут пытаться использовать хотя- бы часть Германии для противопоставления одних европейских государств другим евро пейским государствам, то мы успешно ре шим германскую проблему. В этом случае не должны пострадать интересы какого-лн- бо нз четырех государств или каких-либо других миролюбивых государств, и, вместе с тем, это было бы наилучшим решением германской проблемы с точки зрения обес печения национальных прав и коренных интересов самого германского народа. На другой путь толкают Германию пла ны создания так называемого «европейско го оборонительного сообщества». Политиче ский смысл этих планов заключается в том, что трп государства — Соединенные Штаты Америки, Англия и Франция — пытаются вместе с официальными кругами нынешней Западной Германии сколотить военный блок, направленный протпв чет вертого государства — Советского Союза. Сейчас как раз такой момент, когда в этот блок, направленный протпв СССР, всячески втягивают Западную Германию, предоставляя ей возможность приступить к восстановлению гермапского милитаризма. Это вместе с тем значит, что три западных государства проводят не политику проти водействия возрождению германского мили таризма, а политику военного сотрудниче ства с нынешними официальными круга ми Западной Германпп, открыто рассчиты вающими на скорую легализацию герман ского милитаризма. . Нельзя не обратить внимания на то, что эту политику ныне проводит даже прави тельство Францпп. Не будет никакого пре увеличения, если сказать, что эта явно бесперспективная политика вызывает за конное удивление у большинства пародов Европы. В обоснование такой политики фран цузского правительства г-н Бидо ставил здесь вопрос таким образом, будто бы есть только две указанные им альтернативы. Каковы же этп альтернативы? Привожу слова г-на Бидо, сказанные нм на нашем совещании 25 января: «Важно не оставлять в середине конти нента изолированную Германию и в то же время предупредить возрождение любого агрессивного милитаризма. В этом отноше нии возможны две и только две формулы: формула принудительного контроля и фор мула ассоциации». Итак, согласно заявлению г-на Бндо, в отношении Германии возможны либо «фор- Нельзя но признать, что если Франция и Советский Союз будут иметь хорошие отношения между собой и будут ье врозь, а совместпо искать падежных путей для обеспечения своей внешней безопас ности. то в нынешних условиях никто по решится нарушить мігр в Европе, европей ская безопасность будет обеспечена. Раз личие в общественных системах не долж но быть препятствием, во всяком случае, ие должно создавать непреодолимых цро- град для достижения соглашения об обе спечении мирного развития обепх стран, что должно стать падежной .основой проч- лого мира и безопасности в Европе. Эю возможно в том случае, еслп п Франция п Советский Союз будут совместно и согла сованно противодействовать возрождению германского милитаризма. Советское правительство уверено в том, что такая политика нашла бы поддержку и у подавляющего большинства гермапского народа. Франция п Советский Союз долж ны проводить не политику изоляции в от ношении друг друга, а должны стремиться к последовательному укреплению франко советских отношений, а также к созданию условий нормального сотрудничества меж ду СССР, Францией и Германией и, вме сте с том, к изоляции германских милита ристов и реваншистов в Евіропе, да н в самой Германии. Такая политика не бу дет нравиться германским милитаристам, — но ведь, это небольшое, хотя н влиятель ное меньшинство в германском общество, — но вато эта полптпка найдет поддержку в широчайших кругах германского наро да. А это, в последнем счете, и решит де ло в пользу прочного мира п безопасности а Европе. Г-н Бпдо уверовал в боннское н париж ское соглашения с Западной Германией. Однако даже в самой Франции с каждым днем растет сопротивление принятию этих соглашений. И это вполне понятно. Самыми горячими сторонниками созда ния западно-европейской армии являются, как известно, американские министры. Им это проще делать, поскольку США не со бираются включать своп войска в эту армию. Г-п Даллес говорил здесь: «Советский Союз заявляет, что он опасается, что это вновь создаваемое со общество (имеется в вицу «европейское обороігптельиое сообщество») может пред ставлять для него опасность. В действи тельности жо это сообщество оздоровит Европу, обеспечит ей большее процвета ние п, такпм образом, сделает со более сильной; по всего этого не приходится опасаться, сслп в то же время Европу сде лают более миролюбивой». Итак, Советскому Союзу советуют «не опасаться» «европейского оборонительного сообщества» Тут же делается оговорка, что при этом имеется в виду следующая от такого известного союзника? Очевидно, все этп п многие вновь соз даваемые американские военные базы, рав но ка к боннское и парижское соглашения, имеют в виду то, что г-н Даллес назвал «оздоровлением» и «процветанием» Ев ропы. Нетрудно разглядеть, что дело здесь совсем не в оздоровлении и не в процвета нии Европы. Все это преследует цели, на плавленные против СССР и стран народной демократии. Следовательно, мы не можем не считаться с этим. Дело но ограничивается только меро приятиями чисто военного порядка со сто роны США п Англии. Кто не знает о том, что. кроме того, проводятся мероприятия, направленные на подрыв экономпкп и благосостояния населения, например, в странах народной демократии. В 1951 году в Соединенных Штатах был опубликован «закон о взаимном обеспече нии безопасности». По этому закону было ассигновано 100 миллионов долларов на всякого рода диверсии н подрывные дей ствия в Советском Союзе, Польше, Чехосло вакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Алба нии, а также в советских зонах Германии и Австрии. Поскольку такого рода шаг со стороны США вызвал законный протест во многих странах, рекламирование указанно го «закона» сократилось. В последнее вре мя об этом стараются поменьше говорить. Однако, если в 1951 году на подрывные действия в странах народной демократии было ассигновано 100 млн. долларов, оче видно, какие-то суммы были ассигнованы и в 1952 году, и в 1953 году и в 1954 году. Достигли ли ассигнованные за это время суммы полумпллпарда или миллиар да долларов — мы не знаем. Есть немало симптомов того, что ноток долларов на под рывные действия в странах народной де мократии продолжает расширяться. Еслп бы это было чисто внутренним де лом того или иного государства, можно бы ло бы об этом не говорить. Но ведь это не так. Нельзя пройти мпмо того факта, что и американский «закон о взаимном обеспече нии безопасности» является, прежде всего, элементом подготовки новой войны в Евро пе. Последующие поправкл к этому закону показали что цель этого закона — содей ствовать подготовке новой войны не толь ко в Европе, но п в Азин. Когда мы слушали речь г-на Даллеса в субботу, могло показаться, что она про никнута вполне миролюбивыми намере ниями. Г-н Даллес прямо советовал не пи тать опасений в отношении боннского п па рижского соглашений. Но, с другой сторо ны. неразумно не считаться с фактами. Факты же, о которых я только что привел соответствующие данные, говорят совсем другое, чем словесные успокоения г-на Даллеса. ч За последнее время много расточается слов в пользу боннского и парижского сог лашений, раскрывающих ворота перед гер манским милитаризмом. Эти соглашения рассчитаны на десятки лет. Впдпмо, нам хотят сказать — бросьте думать о мирном договоре с Германией. Достаточно, если мы соберем подписи шести правительств под боннским и парижским соглашениями. Эгпм, видимо, и хотят заменить мирный договор с Германией. Однако не следует недооценивать необ ходимости скорого заключения мирного до говора с Германией. Следует считаться и с тем, чтобы были учтены уроки Версаля. Когда-то, после первой мировой войны, на короткое время на Западе поверили в Версальский договор, будто он решил проб лему ограждения европейских государств саль не только не обеспечил безопасность в Европе, но был одной из основных пред посылок второй мпровой войны. Это объяс няется в значительной степени и тем, что это был угнетательский договор в отноше нии Германии, что он был ненавистен гер манскому народу, — и поэтому оп был об речен на неизбежный и позорный провал. Парижское и боннское соглашения от нюдь не лучше Версальского договора. Ре шает здесь то, что эти соглашения не имеют ничего общего нп с интересами обеспечения европейской безопасности, ни с иптересамп германского народа. Этп сог лашения — всего лишь придаток пресло вутой Северо-Атлантической военной груп пировки. ' • Согласно парижскому и боннскому сог лашениям, Западную Германию пытаются на 50 лет вперед оставить .в положении полуоккупнрованной страны, лишенной национальной самостоятельности и неза висимости в своих внешних делах. Нам предлагают, чтобы эти порядкп былп уста новлены во всей Германии, включая и ее восточную часть, по крайней мере,— как сказал сегсдня об этом г-н Бидо, — на перпод до заключения мирного договора, к подготовке которого все еще не согла шаются приступить. Но какой немец доб ровольно пойдет по этому пути? Даже Версальский договор не шел на такое гру бое лишение прав германского народа. Да и кто может поверить, что в течение неопределенно долгого времени немцы в Западной Германии будут терпеть такое положение, чтобы они не могли решать самостоятельно нп своих внутренних дед, іпі вопросов о свопх внешних отношениях с другими государствами. Как можно предста вить себе такое положение, чтобы в ка- кой-то части Германии, в данном случ.іо, в Западной Германпп, трп западные госу дарства — Соединенные Штаты Америки, А н гли я , Франция— могли в любой момент вмешиваться во внутреннюю жизнь, вве сти чрезвычайное положение, когда это им придет в голову, п вообще изображать из себя неограниченных хозяев этой ча сти Германии. Еслп какпе-то официальные лица нынешней Западной Германпп п со глашаются сейчас с этим, то делается это отнюдь не для того, чтобы, соблюдая вы нужденную покорность сеііодня, сколько- нибудь всерьез думать о 'возможности ос тавления такого положения на десятки лет вперед. Следовательно, ка к парижское, так и боннское соглашения построены на песке и поэтому онп недолговечны. Но онп под благовидным предлогом создания запад ноевропейской армпп фактически развязы вают рукп германским милитаристам и реваншистам в созданпп новой регулярной армии в Западной Германии. Сначала бу дут созданы 12 дивизий, как это преду смотрено парижским соглашением. А даль ше? А дальше — еслп не проявлять осо бой наивности, — каждый ил цае дога дается, что будет дальше. Но в таком слу чае скоро придет такой момент, когда гер манский милитаризм, пренебрегая интере сами германского народа, заговорит по-на стоящему своим агрессивным | языком. II мы знаем — оп не останавливается на полдороге. Войдя в «европейское оборонительное сообщество». Западная Германия открыто встанет на путь возрождения германского милитаризма. Всем известно, что миролю бивая Германская Демократическая Рес публика не пойдет по этому путп. Тем са мым осуществление боннского н парижско го соглашений ставит непреодолимые пре грады на путп объединения Германии, де лает восстановление единства Германского государства на какой-то срок невозмож ным. Есть еще одна общая черта между боннско-парпжскими соглашениями и Вер сальским договором. Новые соглашения та к же, как и Версаль, направлены своим острием протпв Советского Союза. Не все решаются об этом говорить открыто и честно, но мы, советские люди, не ошиб лись в свое время в оценке Версаля. Ду маем, что не ошибаемся и в оценке бонн ско-парижских соглашений, а также в соответствующих выводах пз этой оценки. Мы думаем, что судьба боннского и па рижского соглашений будет пе лучше, чем судьба Версаля. Либо боннское п париж ское соглашения не удастся осуществить л онп так п останутся мертвыми, уродли выми выкидышами, либо само начало осу ществления этпх соглашений будет, вме сте с тем. и началом разложения той меж дународной системы отношений, которую пытаются сделать базой этпх соглашений. От советского народа вы не можете ждать сочувствия этим соглашениям,' на правленным против СССР и других ми ролюбивых народов Европы. Видимо, авторы боннского и парижского соглашении не учли, что они живут в се редине ХХ-го столетия. Еще Версальский договор показал, что в наш вок пе следу ет равняться на худшие образцы неравно- нравных угнетательских договоров прош лых времен, в том число и ХІХ-го века. Т<‘м более это относится к договорам и со глашениям, которые обсуждаются в наши дни. Хотим мы этого плп не хотим,— а мы живем в новое время, — должны счи таться с событиями новой псторпи. Авто ры боннского и парижского соглашений думали, впдпмо, что это к ппм не отно сится. И в результате этого онп сочини ли такие проекты, которые не вяжутся с реальной обстановкой нашего времени. Если что есть реального в этпх проек тах, то следует признать, что это не в ин тересах мира, не в интересах безопасно сти народов Европы. Из этпх проектов из влекут выгоду только германские реван шисты, мечтающие поскорее приступить к восстановлению германского милитариз ма п к раздуванию своей военной промыш- от возрождения германского милитаризма! лонностн. Их агрессивные устремления и германской агрессии. Несостоятельность получат возможность осуществления, еслп п близорукость авторов Версальского дого-1 боннское и парижское соглашения иолу- вора обнаружились в короткий срок. Вер - 1 чат силу. Но это означает, что боннское и парижское соглашения служат не телу 1 мира и безопасности в Европе, а делу подготовки и развязыванию новой агрес спп, новой ВОЙНЫ: Где же выход? Выход, конечно, есть. Этот выход за-- ключается в том, чтобы наши четыре го сударства отказались от попыток проти вопоставления .себя друг другу, по край ней мере в том, что касается интересов мпра, интересов обеспечения безопасности в Европе. Выход но трудно найтп, если мы все согласны с тем, чтобы не допу стпть возрождения германского милита ризма. Именно в этпх целях необходимо решить вопрос о заключении мирного договора с Германией. Германскому народу нужны но боннское н парижское соглашения, кото рые усиливают угрозу войны, а мпрный договор. Только мпрный договор обеспечит германскому народу действительную свобо ду и независимость, обеспечит свободу решений как внутренних дел, та к и дел, относящихся к взаимоотношениям с дру гими государствами. • Еще два года тому назад Советское пра вительство представило правительствам Франции, Англии и США свой проект Ос нов мирного договора с Германией. Однако до спх пор трп западные державы не вы сказали своего отношения к этому проек ту и не внесли нпкакпх свопх предложс- ппГі по мирному договору с Германией. Такое отношенпе не может содействовать решению этого важного вопроса. Согласно представленному нами проек ту Основ мирного договора, Германия вос станавливается как единое и независимое, демократическое миролюбивое государство. Все вооруженные сплы оккупирующих держав должны быть выведены из Герма нии не позднее, чем через год со дня вступления в силу мирного договора. Во внесенный ранее проект мы счита ем нужным в разделе «Политические по ложения» добавить следующее: «На Германию не будет налагаться ка ких-либо обязательств политического плп воепного характера, вытекающих из до говоров пли соглашений, заключенных правительствами Германской Федеральной Республики и Германской Демократиче ской Респѵблпкп до подписания мирного договора с Германией и воссоединения Германии в единое государство». Такое предложение не должно было бы встретить возражений, еслп успокоитель ное заявление г-па Пдена на прошлом за седании отвечает мнению правительств за падных государств, представленных на этом совещании. Большое значение для Германии имеет то, что в договоре может быть предусмот рено для облегченпя п финансово-экономи ческого . положения. В связи с этим мы считаем желательным добавить в яаш>а проект следующее положение: «Германия полностью освобождается от уплаты США, Великобритании, Франции и СССР государственных послевоенных дол гов, за исключением задолженности по торговым обязательствам». Советский проект, мирного договора с Германией предусматривает, что демокра тическая Германия будет иметь свои на циональные вооруженные силы, необходи мые для обороны страны. В целях уточне ния этого вопроса мы предлагаем внести следующее дополнение в разделе: «Восн* ные положения», а именно: «Размеры этих вооруженных спл буду* ограничены в соответствии с задачами внутреннего характера, местной обороны границ и противовоздушной обороны». Такое положение будет соответствовать'! тому, что имеется в соответствующих мир- ных договорах, уже подписанных нашими правительствами. Когда заходит речь о необходимости ускорить подготовку мирного договора, обыкновенно находят разного рода возра жения протпв этого, которые ведут к за тягиванию дела. Говорят, что пе следует заниматься подготовкой мирного договора, пока не будет создано Общегерманское пра вительство. Но такого рода возражения нельзя признать обоснованными. Правительства США, Англии и Фран ции раньше считали возможным, чтобы четыре державы подготовили проект мир ного договора еще до создания Общегер манского правительства. Не кто иной, как мпнпстр иностранных дел Англии, выступая на совещании ми нистров иностранных дел 4-х держав в Лондоне в 1947 году, говорил: «То, что я стремился достигнуть — это достичь такого соглашения, чтобы эти два явления моглп происходить од новременно, т. е., чтобы подготовка создания германского правительства и подготовка мирного договора продолжа лись одновременно, и как только подго товка этого договора будет закончена, бу дет также па месте германское прави тельство, которое сможет изложить свои взгляды. Я имел в виду, что этп два де ла будут продолжаться одновременно». Эта нозпцпя правительства Англии раз делялась также правительствами США й Франции. Разумеется, мирный договор может быть подписан только Общегерманскпмі прави тельством, которое будет образовано пар ламентом, избранным на основе свободных выборов. Одна пз наших основных обя занностей заключается в том, чтобы уско рить проведение таких свободных выбо ров. Однако это вовсе не значит, что затя нувшиеся споры . вокруг этого вопроса должны быть поводом для отказа от под готовки мирного договора Подготовка мир ного договора зависит, прежде всего, от согласования позиций четырех держав, что пе следует без конца откладывать. Этим давно следовало заняться. (Окончание см. на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz