Полярная правда. 1954, декабрь.

№ 301 (8023) 21 декабря 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А S ДОСРОЧНО ВЫПОЛНИМ ПЯТУЮ ПЯТИЛЕТКУ! ДАДИМ БОЛЬШЕ РЫБНОЙ Важный резерв увеличения добычи рыбы По характеру промысловой обстановки j ковши, завод междурейсового ремонта и сырьевой базы год можно разделить на траулеров недоброкачественно произвел три периода. Первый^— время самых, электросварку. В результате от ударов о обильных уловов, богатой сырьевой базы — май, июнь, июль. В эти месяцы резер­ вы увеличения добычи рыбы заключаются в проведении скоростных рейсов, когда траулеры раньше намеченного срока возв­ ращаются в порт с полным грузом. Во втором периоде, который приходится на январь, апрель, август, ноябрь и де­ кабрь, сырьевая база удовлетворитель­ ная. Экипажи траулеров могут за свой обычный рейс, продолжающийся 18—20 суток, набрать полный груз рыбы. Третий период, охватывающий февраль, март, сентябрь и октябрь, отличается не­ большими уловами, неблагоприятной сырьевой базой. В это время резервом уве­ личения добычи рыбы является организа­ ция удлиненных рейсов, при которых за­ пасы угля, воды и промыслового снаряже­ ния на судах пополняются с лихтеров в губах побережья. Организация удлиненных рейсов в тре­ тий период дает хорошие результаты в тех борт они расползались по швам. Ковши оказались неприспособленными для опро­ кидывания, поэтому уголь из них часто приходилось выгребать лопатой. 16 ноября лихтер «Яренга» отправили в рейс только с одним исправным ков­ шом, да и тот в скором времени вышел из строя. В управление тралового флота было направлено три радиограммы с просьбой ускорить высылку в Тюва-губу, где тогда стоял лихтер, ковшей, оставленных для ремонта в порту. Эта просьба была выпол­ нена только через 6 суток. Лихтеры отправлялись в рейс без долк:- j ной подготовки — лишь бы не мозолили глаза в -порту. j Безответственно отнеслись к организа-] ции удлиненных рейсов в управлении Мур­ манского рыбного порта. Был такой слу­ чай. Лихтер «Яренга» закончил перегруз­ ку угля, и буксирный пароход «Мурман- рыба» (п. о. капитана тов. Мячев)' дол­ жен }ыл вести его в порт. Однако на «Яренге» оставалось 23.000 банок для случаях, когда _рыба сосредоточивается в ; консервов, в которых очень нуждались! приорежных районах на Мурманской, экипажи ряда траулеров. Я обратился к j и. о. капитана буксира «Мурманрыба», тов. Мячеву с просьбой, чтобы он перебро- Больше 70 тысяч центнеров рыбы выловил экипаж траулера «Но­ вороссийск». На снимке группа передовых людей траулера (слева направо): кон­ сервный мастер тов. С. ТЕРЕНТЬЕВ, мастер по добыче рыбы тов. П. РО- ЩАННИКОВ. плотник тов. А. ШИДЛОВСКИП, матрос тов. И. САФОНОВ. Фото Б. Внрнна. Н А П О Д Ъ Е М Е Цеховой комитет руководит f соревнованием рыбообработчиков Коллектив рыбообработчиков Лодейнин- ] бились рыбообработчики тг. Литвиненко, і спои фактории Териберского рыбокомбина- ^Зеленеева, Корюкшіа, Михайлова, Aitpocu- ! та досрочно завершил годовой план по при- лова н другие. j емко рыоы-сырца и по выпуску рыбной і Вместе с тем члены профсоюза вскрыли j продукции. В успешной работе фактории много недостатков. Местный комитет и ру- • немалая заслуга профсоюзной организации, ководптели фактории недостатотао боролись ! Местный комитет профсоюза направляет за укрепление производственной дпсципли- шшциативу рыбообработчиков на самоог- ны. Отдельные рыбообработчики опаздыва­ ли на работу, допускали прогулы. Выполняя критические замечания чле­ нов профсоюза, местный комитет усп.тил воспитательную работу среди рыбообработ- ____ ____ ____ ________________ чиков. Каяідый случай опоздания и невы- шить к 37-й годовщине Великого Октября, хода на работу стал предметом обсуждения Для успешного нретвореішя принятых обя-! коллектива. Нарушители трудовой дисцин- з.ітельств в жизнь профсоюзная организа- 1лины строго наказывались администрацией, ция вместе с администрацией предприятия 1Все это позволило значительно поднять наметила практические мероприятия ио по -: производительность труда. В третьем квар- вышению производительности труда. В не- тале большая часть рыбообработчиков пор- риод подготовки к массовой приемке рыбы і мы выработки систематически выполняла верженньш труд, широко организует со­ циалистическое соревнование. В начале текущего года коллектив фак­ тории принял обязательство: задашіе по приемке цыбы-сырца. и обработке ее завер-, на фактории был отремонтирован весь ин­ вентарь, оборудование, чановое хозяйство, завезеиы бочки и соль, для хранения рыб­ ной продукции оборудован навес. Во втором на 120— 150 процентов. Местный комитет уделяет серьезное вни­ мание гласности социалистического сорев­ нования. Результаты труда рыбообработчи- квартале была пущена в ход механизиро-! ков ежедневно отражаются на Доске пока- ванная линия для приемки и обработки j зателей. Производственная деятельность сельди. коллектива освещается в стенной газете Серьезное внимание уделялось улучгае- І ииіо организации труда. Это диктовалось Фгаімаркенской, Кильдинской и Канин- ской банках, у полуострова Рыбачий и острова Харлов. Именно так сложилась об­ становка в текущем году. Это позволило сил банки с лихтера «Яренга» на лихтер «Кия», стоявший на рейде в Тюва-губс. производить снабжение траулеров углем, j т ов Мячев не выполнил эту просьбу, но- водой и промысловым снаряжением с лих- : тнвируя свой отказ распоряжением на-1 теров в губах побережья и выиграть на . чалышка рыбного порта не выполнять ни- ’ этом в добыче. | какНх просьб представителей тралового | Подобный опыт проводился впервые и j флота. Консервные банки на лихтере! вполне себя оправдал. Траулеры возвра- «Яренга» были доставлены снова в порт, | щалнсь с промысла с богатым уловом, сок -1 а в то же время некоторые траулеры вы- ’ ратилось количество кораблей в порту,: шли в район промысла без консервных ба- ! уменьшилась напряженность с их обслу- j нок. Это — неправильный, негосударст-! живанием. Благодаря удлиненным рейсам і пенный подход к делу. ! моряки тралового флота значительно перс- j Мешают четкой организации снабжения, выполнили план по добыче рі^бы в сен- j рыболовных судов с лихтеров ведомствен-! тябре и октябре. Однако итоги были бы, ные споры. Лихтеры «Луда» и «Кия» j несравненно лучше, если бы дополннтель- принадлежат Архангельскому морскому ное снабжение промысловых судов с лих- <пароходству. Их арендует приемно-транс- «Рыбообработчик». К 37-й годовщине Великой Октябрьской Еще в начале ноября экипаж траулера ! иизмов, затратив в общей сложности 2500 тем, что раньше администрация фактории,! социалистической революции фактория «Сатурн» по количеству добытой с начала! нормочасов. Образцово несли вахту вто-. мастера, бригадиры несерьезно относились1приняла рыбы на 7000 центнеров больше, года рыбы был на седьмом месте в трало- ! рой механик тов. Передерни, машинист,: к расстадс-зке рабочей силы, допускали ча- чем предусматривалось годовым планом, да- вом флоте. В конце месяца он уже пере-; председатель судового комитета тов. Кора-1 стую перестановку рыбообработчиков с од- ла сверх задания 3000 центнеров рыбной шел на пятое место. Это — результат уме- , бейников. Они в числе первых приходили : ного объекта на другой. При таких уело- продукции. лого использования промысловой обстаиов- на помощь палубной команде. ки, результат спаянности в коллективе, чувства высокой ответственности у каждо­ го члена экипажа за товарищей, за общее дело. 12 ноября «Сатурн» вышел в очередной рейс. Судно находилось на промысле на виях тормозился рост производитсяьности Несмотря на то, что на палубу подннма-: труда. Местный комитет потребовал от ад- ли до 8 тонн рыбы за траление, экипаж! мнннстрании фактории устранения этих обычно справлялся с ее уборкой Смену вахт старались приурочить к подъему тра- недостатков. В текущем году все рыбообработчики бы­ ла'. Пока подвахта производила подъем и ли закреплены за бригадами. Упорядочена спуск его (в это время разделка рыбы пре- теров проходило более организованно, ес­ ли бы выявленные в этом деле недостатки без промедления устранялись. Большинство экипажей траулеров пра­ вильно поняли цели и задачи удлиненных рейсов и добились умелой организации труда при погрузке с лихтера на судно угля и других запасов. Например, на траулер «Киров» было принято с лихтера 66 тонн угля и 24 тон­ ны соли за 6 часов, на траулер «Поляр­ ный» — 77 тонн угля и 20 тонн соли за 9 часов. Однако на некоторых судах ка­ питаны и их помощники самоустранились от руководства погрузочными работами, от­ сиживались в каютах. Так получилось с траулерами «Плутон» (капитан тов. Голу­ бев), на котором погрузка 118 тонн угля продолжалась 30 часов, «Узбекистан» (капитан тов. Ландер), на который 68 тонн угля грузили в течение 24 часов. Большая доля вины за проволочки в снабжении промысловых судов лежит на командном составе некоторых лихтеров. 11а лихтере «Луда» (капитан тов. Быков) ор­ ганизация работ поставлена из РУк вон плохо. Палуба обычно завалена ненужным хламом, загораживающим проходы, грузы хранятся крайне небрежно. В порту полу­ чили для снабжения траулеров тралы и запасные части к ним. Все это было раз­ бросано, залито водой и занесено снегом. Подходящие к борту траулеры команда лихтера не встречала и иногда некому бы­ ло принять швартовый трос. Несерьезно подошёл к организации уд­ линенных рейсов технический отдел тра­ лового флота. По его недосмотру лихтеры были снабжены ковшами, большей частью непригодными к работе. Изготовляя эти портная контора. Если командованию лих­ тера нужно что-нибудь получить для сво­ его судна, начинаются мытарства. Ос­ новной «хозяин» далеко, в Архангельске. Приемно-транспортная контора присылает просителей с просьбами в траловый флот, ссылаясь на то, что экипаж лихтера рабо­ тает для этой организации, а из тралового флота посылают в приемно-транспортную коптору, поскольку, мол, она арендует лихтеры. Для успешной работы лихтеров нужно наладить механизированную перегрузку угля с помощью грейфера, а также уста­ новить у них на борту бункер, предложен­ ный капитаном «Яренги» тов. Гениевым, что значительно ускорит снабжение трау­ леров утлем. Лихтеры нужно обеспечить прорезиненными шлангами, так как име­ ющиеся шланги в зимних условиях не го­ дятся, они ломаются, и до 30 процентов пресной воды идет за борт. Еще в ноябре сырьевая база отодвину­ лась дальше от места стоянки лихтеров. Траулеры теперь теряют на переходы для пополнения запасов от 4 до 6 суток и фактически находятся на промысле 18— 20^ суток, как в обычном, а не удлиненном рейсе. Следовательно, в начавшийся с ноября период удлиненные рейсы уже не­ целесообразны. Однако на будущее они остаются важным резервом увеличения добычи рыбы. Руководители Главмурман­ рыбпрома и тралового флота должны про- анализировать практику удлиненных рей­ сов, учесть недостатки и ошибки текуще­ го года и в будущем году использовать этот резерв более полно и правильно. Г. ФОРОЩУК. Капнтан-наставпнк тралового флота. Гусинои банке, когда по радио было пере-, кращалась). члены вахты успевали покѵ- дано сообщение о том, что экипаж трауле-1 щать, и когда улов оказывался на палубе, ра «Касатка» одним из первых подхватил 0ІІІІ у-,-е заступали на подвахту. Отлично трудились на уборке уловов матросы первого класса тт. Бармин, Елисе­ ев, ІІажекин, Махров. Тов. Махров—непрев­ зойденный на корабле мастер разделки ры­ бы, опытный моряк тов. Бармин с охотой передавали свой опыт молодым матросам. После того как помполнт топ. Андреев; Оіиі понимали, что чем быстрее научат но- высказал соображения о полол:ениипИчков, тем лучше будут результаты труда дел на ^судне, о возможностях^ экипажа,: псего коллектива, повысятся заработки, старшин мастер по добыче рыиы комму-1 Учеба шла на пользу. Так, матрос тов. нист тов. ІІГестак, матрос тов. Бармин, кон -; Алексеев за два рейса научился быстро и сервный мастер тов. Іоловачев, исполняв-; правильно рубить рыбьи головы, четко вы­ шли обязанности старшего механика тов.. П0Лпять ряд операций при спуске и подъ- Сапельнпков предложили включиться в со -1 еме Храла. почин коллективов передовых предприятии города Москвы. Моряки «Сатурна» собра­ лись обсудить это начинание. Выступления были короткими. Каждый понимал, что пока промысловая обстановка благоприят­ ная, нельзя терять ни минуты. также выдача нарядов. Для доставки рыбо- Наряду с достигнутыми успехазгп в производствеішой деятельности фактории имеются и недостатки. Профсоюзная орга­ низация мало еще уделяет внимания повы­ шению качества рыбной продукции, рас­ ширению ее ассортимента. Так, план но выработке консервов нами обработчиков, проживающих в поселке Те- выполнен всего лишь на 6 процентов. С рнберка, к месту работы была выделена специальная дора. Местком профсоюза фактории направляет июля по 15 ноября консервный цех не ра­ ботал из-за отсутствия сырья для выработ­ ки консервов. Несмотря на неоднократные ревнование за досрочное выполнение пято­ го плтнлетнего плана. Р Моряки «Сатурна» взяліі* обязательство завершить программу пятой пятилетки по всем видам продукции к 1 октября 1955 года и дать дополнительно 12 тысяч цент­ неров рыбы, 50 тысяч банок консервов, 600 центнеров рыбьего жира. С удвоенной энергией, как рассказали нам руководители судна, принялись за рабо- свои усилия на развертывание сорезнова- наши просьбы, Терпберский рыбокомбинат ния за достижение высокой производитель-! и Кольский госрыбтрест не приняли мер ности труда. Этому частоі посвящаются р а -! для обеспечения консервного цеха сырьем, бочне собрания. Наш к<$лектив обсуждал не оказали достаточной сомощп в решении призыв экипажа траулера «Киров» и кол- ряда вопросов. В настоящее время на фак- хозников артели «Всходы.коммуішзма»— тории задерживается обработка 132 тонн, инициаторов соревнования за досрочное вы- сельди из-за отсутствия стандартной тары. На траулере «Сатурн» широко разверну­ лось соревнование между вахтами п от­ дельными членами .команды. Ежедневно в столовой вывешивались .таблицы с ре­ зультатами соревнования. Моряки близко к сердцу принимали неудачи, старались бы­ стрее исправлять недостатки. — Напряженный труд, активная борьба всего экипажа за высокие уловы привели полнение годового плана, подводил итоги социалистического соревнования рыбообра­ ботчиков за второй квартал, обсуждал по­ становление Совета Министров Союза ССР о мерах по увеличению добычи рыбы и улучшению качества и ассортимента рыб­ ных товаров в Мурманском бассейне, во­ прос о развертывают предоктябрьского социалистического соревнования и т. д. Па собраниях мы подводили результаты ра­ боты, вскрывали неиспользованные ре­ зервы. Так, при подведении итогов социалисти­ ческого соревнования за второй квартал на профсоюзном собрании отмечалось, что коллектив потрудился неплохо. В период Местному комитету мало уделяют внима­ ния заводской комитет профсоюза Терпбер- ского рыбокомбината (председатель тов. Се­ менова) и райком профсоюза рабочих про­ мышленности продовольственных товаров (председатель тов. Могучая). Тг. Семенова и Могучая на фактории бывают редко, на про<І>союзных собраниях не присутствуют, неудовлетворительно организуют культур­ но-массовое обслуживание , рыбообработ­ чиков. Рыбообработчики Додешппгской факто­ рии по призыву передовых коллективов предприятий Москвы активно включились в борьбу за досрочное выполнение пятого ПйИ W и , „I.D- раии- ~ б g неполные 19 суток рей_| мы сыиш иѵц. .і і,* JICU.IVAU. .и шцтѵ , пятилетнего плана и с каждым днем нара- ту в этом рейсе все члены экипажа. Веко- j 0' * перевыполнено по до-! ^ ового пм тУПлгагпя РЬіоы работа на ют производства, ре после принятия новых обязательств оы- г і - 1 ди ; фактории велась круглые сутки. Кварталь- „ быче рыбы н Быраиотке консервов почти і ^ п& выл0 ла одержана большая трудовая поиеда — команда более ч«?м иа месяц раньше срока выполнила годовой план по добыче рыбы. .Судоводители «Сатурна» сумели улуч­ шить режим траления, увеличив время траления за сутки, повысив уловы. Бесперебойную работу двигателей обес­ печила машинная команда. С начала года она своими силами произвела ремонт меха- вдвое, по изготовлению рыбьего л;ира бо­ лее чем в 3,5 раза. Экипаж траулера «Сатурн» увеличивает добычу рыбы. Моряки судна должны сейчас обратить самое серьезное внимание на ка­ чество продукции, чтобы и этот участок у них не отставал. В. ГЛАДКОВ. Есть 10.740 центнеров сельди! 19 декабря в порт вернулся средппй j 4 квартала. Сейчас переднюю часть мо- траулер Л: 682. Экипал; этого судна с на- ! стика траулера украшают четыре Красных чала года добился наибольшего по флоту «Мурмансельдн» вылова сельди. Па счету выполнено па 108 процентов, а по выпу­ ску рыбной продукции на 173 процента. Высоких производственных показателей до- Н. ТРИПОЛЬСКАЯ. Председатель местного комитета профсоюза Лодейнннскон факто­ рии. - У с п е х и п о р т о в и к о в корабля сейчас 10.740 центнеров сельди при плане 7.480 центнеров. Экипажу судна была вручена почетная Красная звезда за перевыполнение плана звезды, в том числе и за досрочное выпол­ нение годового плана. .**• Капитан корабля тов. Терентьев заявил, что команда не успокоится па достигнутых успехах и в новом году будет бороться за вылов 12 тысяч центнеров ссльдп. Коллектив второго участка рыбного порта, включившись по примеру коллек­ тивов передовых московских предприятий в соревнование за успешное выполнение пятилетки, дал слово досрочно обрабаты­ вать промысловые суда. Бригада грузчиков под руководством тов. Кикоть на днях закончила бункеров­ ку углем траулера «Пртыш» досрочно па 1 час 10 минут. Досрочно были в этот день обработаны также траулеры «Азер­ байджан» и «Челюскинец Павлов». Смен­ ное задание бригада выполнила на 226 процентов. Хорошо трудятся механизаторы участ­ ка крановщики тт. Ющенко, Ткаченко, Бурцева, транспортерщпкп тг. Локтев, Тюпышев и другие. Коллектив участка трудится в счет 1955 года. В. КУЗНЕЦОВ. Диспетчер второго участка рыб­ ного порта. За дальнейший рост производительности труда в траловом флоте Производительность труда, в конечном счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя, учил В. И. Ленин. Именно систематическое по­ вышение производительности труда яв­ ляется решающим условием дальнейшего развития производства, увеличения выпу­ ска продукции, досрочного выполнения го­ сударственных заданий, новых успехов в строительстве коммунизма. Социалистиче­ ская система хозяйства дает все возмож­ ности для непрерывного роста производи­ тельности труда, для невиданно высоких темпов этого роста. Возросла производи­ тельность труда за годы пятой пятилетки н в Мурманском траловом флоте. Перед работниками рыбной промышлен­ ности Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство поставили задачу — создать обилие рыбных продуктов. О зна­ чении Мурманского тралового флота в ре­ шении этой задачи говорит тот факт, что его уделыіый вес в общей добыче рыбы по стране должен был по плану 1954 года до­ стигнуть, примерно, пятнадцати процен­ тов, а фактически в нынешнем году он ра- Е е н уже почти двадцати процентам. Таким образом, продукция, даваемая на­ шими моряками, составляет пятую часть в балансе рыбных продуктов страны. Одно это обстоятельство уже налагает большую ответственность на весь коллектив трало­ вого флота. Программу 1954 года траловый флот вы­ полнил досрочно на 36 дней и к 26 нояб­ ря выловил на 7781 тысячу пудов рыбы больше, чем на ту же дату в 1953 году. Моряки флота за 10 ыесяиес нынешнего года значительно перекрыли зьданис по росту производительности труда, по добы­ че рыбы, например,— на 9,1 процента, по обработке — на 4 и по выработке консервов — на 18 процентов. Следует сказать, что наши показатели искусственно снизились из-за неправильной приемки рыбы на предприятиях рыбоком­ бината. Крупная рыба здесь зачастую оформлялась, как мелкая. Немалое количество выловленных палтуса, зубатки вообще не значилось в приемных актах. Рост добычи рыбы в немалой степени происходит за счет того, что траловый . флот все время пополняется новыми, осна- ’ шенными по последнему слову техники промысловыми кораблями, вооруженными современными навигационными приборами. Однако рост добычи происходит быстрее, чем рост флота. Годовой вылов рыбы в ны­ нешнем году по сравнению с 1951 годом повысился по предварительным подсчетам на 84 процента, а количество судов увели­ чилось на 40 процентов. Это означает, что каждый траулер стал вылавливать больше рыбы, во флоте возросла производитель­ ность труда. По сравнению с 1940 годом вылов на один траулер в 1951 году соста­ вил 120,4 процента, в 1952 — 124,5. в 1953 — 116,9, в 1954 году — 137,5 процента. Такой рост добычи на один траулер объясняется, с одной стороны, лучшей изу­ ченностью сырьевой базы Баренцова моря, открытием новых промысловых районов и, с другой стороны, переходом от стихий- I ного промысла рыбы к организованному , облову косяков. Раньше капитан вел трау- ' лер в тот или иной район по своему ус­ мотрению. К этому относились терпимо, ; когда флот количественно был невелик, а кораблями командовали опытные капита- ’ ны. Когда число судов значительно нырос- ’ ло, а на командные мостики траулеров пришли молодые, с недостаточным промыс­ ловым опытом судоводители, такую прак- I тику признали недопустимой. Было организовано оперативное руко­ водство непосредственно на промысле. По­ явились капитаны-флагманы, руководя­ щие расстановкой судов, облопом косяков рыбы. Сократились перебежки траулеров из района в район и по квадратам в пои­ сках рыбы. Добыча стала устойчивей, ритмичней. В повышении производительности труда немалую роль сыграла новаторская мысль передовиков тралового флота. Например, ка­ питан А. Я. Маклаков ввел в практику Флота свежьевые рейсы, капитаны К. А. Патон и С. Я. Сухопяткин — скоростные окуневые рейсы с заготовкой морского окуня в испоротом виде. Капитан С. Я. Сухопяткин и мастер по добыче рыбы А. С. Петровский предложили оправдавший себя способ облова косяков окуня и новую ос­ настку орудий лова для этого вида про­ мысла. Все это позволило увеличить добы­ чу ценной рыбы в несколько раз по срав­ нению' с довоенным временем. Капитан Н. М. Мошин и капитан-настав­ ник Г. С. Форощук разработали приемы об­ лова рыбы в трудных по рельефу и грун­ товым условиям прибрежных районах. Это дало возможность уменьшить спад промысла в осенние месяцы. Траловый флот добился заметного уве­ личения пе только уловов рыбы, но и вы­ пуска рыбьего жира, консервов нз треско­ вой печени и рыбной муки. Выработка рыбьего жира достигла в 1953 году 216,8, а в 19Г)4 году — 392,3 процента к выра- ; ботке 1946 года. Изготовление рыбной му­ ки по сравнению с 1946 годом возросло в 1953 году на 601 и в 1954 — на 97S,7 процента, копсервов в 1953 году — на 523 процента п в 1954 году — на 810,2. В значительной степени — это резуль­ тат оснащения флота техникой, например, I рыбомучными установками. Немалую роль сыграла также подготовка и переподготов­ ка кадров, распространение передового опыта таких мастеров своего дела, как ма­ шинисты рыбомучных установок тт. Чер­ касов и Баракшпн, консервные мастера тт. Ремезов, Маркелов. Это нашло свое вы­ ражение и в росте выработки на одного ра­ бочего. Например, производительность труда мастера жиротопления в среднем по отношению к 1951 году составила в 1954 году 130 процентов, а консервного масте­ ра — 151,6 процента. У тралового флота имеются еще круп­ ные резервы увеличения добычи рыбы и выработки рыбной продукции. О них сви­ детельствует работа передового траулера «Киров». Экипаж этого корабля за 3 года 10 месяцев выполнил пятилетшою про­ грамму добычи рыбы на 113 процентов, выловив к 1 декабря 1951 года свыше 200 тысяч центнеров рыбы. Пятилетнее зада­ ние по выработке консервов выполнено к 1 декабря текущего года на 116,5 про­ цента, по изготовлению рыбьего жира — на 1-10,3 процента, рыбной муки — па 132 процента. Ср_еднегодовой вылов этого корабля г. пятой пятилетке достиг 52,5 тысячи центнеров, на 13 тысяч центнеров боль­ ше среднегодового вылова на один траулер по флоту. Разрыв в 13 тысяч центнеров свидетельствует о том, какие возможности имеются еще у тралового флота, как силь­ но возрастет добыча рыбы, если работа других судов будет подтянута до уровня траулера «Киров». Мурманский траловый флот оснащен хорошей техникой. На судах имеются эхо­ лоты, радиопеленгаторы, механические лаги, гирокомпасы н т. п. На ряде кораб­ лей установлены рефрижераторные'уста­ новки для охлаждения трюмов, сепаратор­ ные установки для выработки рыбьего жира. Вся эта техника еще недостаточно освоена, она еще ждет своего освоения, что, бесспорно, скажется положительно на повышении производительности труда, на увеличении вылова рыбы, выработки рыб­ ной продукции. Вместе с этим надо отметить, что на ря­ де участков дело механизации отстает. Е сли механизация отдельных процессов работы по спуску и подъему трала в зна­ чительной степени зависит от нас, от то­ го, как скоро мы внедрим на все корабли разработанные нашими новаторами конст­ рукции стопор-блока и автоматов включе­ ния и выключения траловой доски, то в вопросе механизации обработки рыбы нам нужна большая помощь и главка, и Ми­ нистерства, и научно-исследовательских учреждений. Вопрос о механизации обработки рыбы на траулерах давно назрел, так как это самый ѵзкий участок производства на каждоъг промысловом корабле. Если в 1951 году потери вследствие лежания су­ дов в дрейфе из-за уборки рыбы состави­ ли 62 траулеро-суток, то за 10 месяцев нынешнего года они, только по учтенным данным, выросли до 567 траулеро-суток, а недолов по этой причине увеличился с 9,2 тысячи центнеров, в 1951 году до 98,8 тысячи центнеров в нынешнем году, т. е. более чем в десять раз. Рыборазделочная машина нам нужна, как воздух, так как отсутствие ее сдерживает рост добычи рыбы и повышение производительности труда. Сдерживается увеличение уловов пз-за применения на большегрузных судах тех же тралов, что и па всех остальных. ІІИНРО и экспериментальная база трало­ вого флота должны, наконец, разработать конструкцию специальных тралов для больших дизельных кораблей. Наши про­ мысловики тоже не должны оставаться в стороне от этого большого дела. Резервом^ улучшения производственных показателей тралового флота является так­ же сокращение междурейсовых стоянок судов. За последние годы их продолжн- 5 тельность не только не сократилась, но выросла. Если в 1951 году она составляла ; в среднем 3,8 суток, то за 10 месяцев ( 1954 года — 5,9 суток. Достигнув сно- , ва такой же средней продолжительности j междурейсовых стоянок, какая была в 11951 году, моряки тралового флота смог­ ли бы выловить дополнительно около 400 тысяч центнеров рыбы в год. Для сокращения междурейсовых стоя­ нок нужно в первую очередь привести мощность судоремонтных предприятий п рыбного порта в соответствие с возросши­ ми требованиями флота. К сожалению, руководители Главмурманрыбпрома не проявляют достаточной энергии, чтобы добиться этого. Необходимо широко внедрять агрегат­ ный метод ремонта кораблей, обеспечить предприятия запасными деталями и мате­ риалами; механизировать выгрузку и транспортировку рыбы в порту. Очень важно, и это зависит от управ­ ления тралового флота, укрепить трудо­ вую дисциплину среди моряков. Серьез­ ным недостатком в нашей работе являют­ ся случаи несвоевременного отхода судов на промысел пз-за отдельных разгильдя­ ев. Потери времени по этой причине еще значительны. 'Управление ^тралового флота все еще слабо организует распространение опыта экипажей передовых судов, таких, как «Киров», «Касатка», «Россия», «Новорос­ сийск», «Ереван». А это также является немалым резервом. Успешное решение задачи создания оби­ лия рыбных продуктов в стране находит­ ся в прямой зависимости от успехов ры­ баков в ' повышении производительности труда. Темпы роста производительности труда должны быть значительно более вы­ сокими, чем те, которых мы достигли. Де­ ло^за тем, чтобы выявлять и приводить в действие богатейшие внутренние резервы нашего производства на каждом траулере, разрабатывать и внедрять более совершен­ ные технологические процессы, настойчи- I во осуществлять механизацию тяжелых п трудоемких работ, широко распространять передовой опыт, добиваться систематиче­ ского роста технического и культурного уровня наших кадров. В. КИРЕЕВ. Начальник Мурманского трало­ вого флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz