Полярная правда. 1954, декабрь.
№ 290 (0020) 17 декабря 1Э54 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 КО ВТОРОМУ В С Е С ОЮЗ НОМУ С Ъ Е З Д У СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Тема, достойная большой литературы В Мурманской областной библиотеке всегда многолюдно, в свободное от работы время сюда приходят трудящиеся областного центра. На снимке: в читальном зале Мурманской областной библиотеки. Фото Б. Внрина. Полнее и красочнее отражать жизнь советских людей Книга — верный друг наших советских люден. Она является зеркалом, отражаю щим нашу советскую действительность, наши трудовые успехи, наши взаимоотно шения, моральные качесгва. Коллектив апатитовой обогатительной фабрлкгі любит книгу. В фабричной библиотеке насчиты вается свыше двух тысяч книг, их чита ют свыше G00 человек. Но книжные фон ды фабричной библиотеки далеко не обеспечивают запросов читателей. Многие обогатители являются постоянными посе тителями городской публичной библио теки. Книга прочно вошла в быт тружеников фабрики. Большой популярностью у нас на фабрике пользуются книги талантли вых советских писателей М. Шолохова, II. Эренбурга, Ф. Гладкова, Л. Леонова, А. Фадеева и многих других. С интересом читаются в коллективе фабрики произведения В. Каверина — «Два капитана», В. Кочетова — «Журбины». С большим вниманием коллектив фабри ки в последние три месяца следил за ходом подготовки ко Второму Всесоюзному съез ду советских писателей. Часто в коллекти ве возникали беседы по материалам пред съездовской дискуссии, публикуемым в «Литературной газете». В этих бсседах можно было слышать много прекрасных отзывов о нашей совет ской литературе, о ее лучших произведе ниях и много совершенно правильных критических замечаний в адрес советских писателей. Уж очень мало книг, говорят рабочие, написали наши советские писате^ ли о людях Крайнего Севера, о тех скром ных тружениках, которые по зову партии в разное время пришли в Заполярье и на стойчиво ведут работу по преобразованию ранее дппого края «непуганых птиц». Богатый материал для своего творчества ыог бы получить советский писатель на Кольском полуострове, превращенном ныне советскими людьми под руководством Ком мунистической партии и Советского прави тельства в крупнейший промышленный район страны. Здесь успешно развивается апатитовая, рыбная, лесная промышлен ность и другие отрасли хозяйства. Труже ники Кольского полуострова героически ра ботают, внося свой достойный вклад в ве ликое всенародное дело построения комму нистического общества в нашей стране. Однако жизнь и быт тружеников Запо лярья не нашли должного отражения в советской художественной литературе. II. Эренбург удостоил наш город только не сколькими страницами в своем романе «Буря». Посетил Кировск писатель лау реат Сталинской премии А. Чакоьский, но был он в Кнровске только несколько дней. Ознакомился с жнзныо города поверхност но. Поэтому трудно ожидать, чтобы его новое произведение было посвящено Коль скому полуострову. Хотелось бы, чтобы советские писатели отразили в своих произведениях и много- грапную деятельность тружеников апати товой промышленности, 25-летие создания которой будет отмечаться 31 декабря 1954 года. В первые годы создания Киров- ска многие ленинградские писатели часто посещали город. Но нельзя сказать этого сейчас. А желательно было бы. чтобы со ветские писатели почаще бывали у нас в Заполярье. Это позволило бы им полнее и красочнее отражать жизнь советских лю дей в своих произведениях, показать все богатство и красоту Крайнего Севера. Г. ЩЕКОЛДИН — секретарь партбюро апатитовой фабрики, В. БЕССМЕРТНЫЙ — начальник комсомольско-молодежной смены фабрики, Б. СОЛОДОВ — редак тор стенной газеты «Обогати тель», г. Кировск. Богата и многообразна жизнь советских людей — тружеников Крайнего Севера. Под руководством Коммунистической пар тии они борются за освоение природных богатств, за то, чтобы поставить их на службу социалистическому обществу. В этой борьбе, которая насыщает наши буд ни героикой, вырастают и воспитываются умельцы, мастера своего дела. Большие препятствия приходится пре одолевать им. Наши люди наступают на трудности и идут вперед к достижению цели. И их подвиги, дела обязана отражать наша литература. Достойна большой лите ратуры тема моря, жизни моряка, ры бака. Тему эту разрабатывали и развивали такие ныдаюншеся художники слова, как К. М. Станюкович, подаривший миру свои блестящие «Морские рассказы», А. С. Но- внков-Прииой, который в своем творче стве всесторонне отразил жизнь тружени ков моря, и другие. Этой же темы касался и классик русской литературы И. А. Гон чаров, давший ряд правдивых картин из морской жизни в своих очерках «Фрегат «Паллада». Жизнь и работа рыбаков Севера с их непрестанной борьбой с суровой стихией представляет богатейший материал для пи сателя, желающего показать лучшие ка чества, свойственные советскому челове ку, человеку-творцу, созидателю ком мунистического общества. Этот материал ждет художника слова и проходить мимо этого материала нельзя. А между тем на ша советская литература проходит мимо него. История развития рыбного Мурмана от времен новгородских пришельцев до на ших дней — большая история. А что мо гут знать читатели об этом, из каких источников они почерпнут знания, чтобы воссоздать всю славную многовековую эпо пею завоевания нашими людьми Крайнего Севера. Каждый рыбак, каждый моряк нашего края ждет таких книг, которые бы прав диво воспроизвели славное прошлое, ярко рассказали о доблестных подвигах наших моряков. Нельзя же считать книгу «Океан ский патруль», посвященную труженикам Севера, которую написал В. ІІикуль, на стоящим произведением искусства. Книга эта, имеющая S50 страниц, предстазляст собою собрание разрозненных фактов. В ней много ошибок, вызванных тем, чго ав тор не знает рыбацкой действительности, жизни рыбаков и многое выдумывает. На страницах периодической печати мы иногда встречаем те или иные материалы о жизни и труде рыбаков Севера. Но в большинстве своем — это статьи и незрелые очерки. А вот фундаментальных произве дении — романов, повестей или даже хо роших рассказов о рыбаках Севера в на шей литературе очень и очень мало. Хотелось бы, чтобы о них, наших со временниках, были такие книги, как ро ман ГО. Германа «Россия молодая». Герои этой книги являются прадедами тех, кто осваивал рыбные богатства Севера в пер вые годы после Великой Октябрьской со циалистической революции. Потомки их и сейчас живут и работают среди нас. Силь ный и цельный образ кормщика Рябова учит мужеству, верности Родине и уме нию, учит тому, что так необходимо на шим покорителям сурового Баренцова мо ря, Северной Атлантики. Побольше бы та ких книг, как «Россия молодая». Мы, труженики моря, ждем советских писателей и говорим им: приезжайте к нам, дорогие товарищи, изучайте нашу жизнь, глубже познавайте ее и дайте нам больше хороших романов, повестей, рас сказов о наших славных рыбаках и их больших делах. Г. ПОПОВ. Капитан промыслового флота. г. Мурманск. На каждом корабле тралового флота имеется судовая передвижная библиотечка из кннп политической и художественной литературы. На снимке: матрос траулера < Свет» тов. П. БОГДАНОВ в библиотеке тралового флота за подбором книг для передвижки. , • ^ Фото Б. Внрина. Приезжайте к заполярным строителям Советская литература богата и многооб разна. Наше социалистическое государство для развития ее не жалеет средств. Еже годно издается много книг. Мы, рыбаки- колхозники, как и все трудящиеся нашей страны, любим книги советских писателей, постоянно следим за новинками политиче ской и художественной литературы. На всех промысловых судах колхозного Флота имеются библиотечки-передвижки, книж ный Фонд которых все более пополняется. Л и другие рыбаки нашего колхоза с большим интересом за последнее время прочитали произведения: «Молодая гвар дия» А. Фадеева, «Счастье» П. Павленко, «Пловучая станица» В. Закрушша, «Жат ва» Г. Николаевой и другие. В этих произ ведениях ярко показаны героические дела советских людей как в годы Великой Оте чественной войны, так и в послевоенный период. Выражая большую благодарность совет ским писателям за то многообразие и пол ноту советской литературы, которую соз дали они, мне все же хочется сделать в их адрес несколько замечаний и предло жений. До последнего времени очень сла бо отражается в литературе жизнь трудя щихся Советского Заполярья. Правда, пи сатели приезжают в Мурманскую область, бывают на промысловых судах, но книг ночему-то не пишут, а ведь у нас есть много нового и интересного, о чем следова ло бы говорить литературе. Очень жаль, что нет книг о поморах побережья Коль ского полуострова. В прошлом поморы, опутанные сетями^ «покрута», постоянно боролись с нуждой и горем. Советская власть принесла помо рам новую жизнь, избавила их от кабалы. Они объединились в колхозы, трудятся коллективно на рыбном промысле. Совет ское государство обеспечивает рыбаков- колхозников хорошей техникой, они доби ваются высоких уловов рыбы. За успеш ную работу на рыбном промысле многие колхозники артели имени Ворошилова удо стоились участия во Всесоюзной сельско хозяйственной выставке в 1954 году. Если писатели большую и многообразную лсизнь тружеников Кольского полуострова отразят в своих произведениях, они сдела ют большое и полезное дело. Книги о Советском Заполярье нужны нашему читателю. Они не будут залежи ваться иа полках библиотек. А. ЖАРКОВ. Рыбак мотобота «Норд-Ост». Колхоз имени Ворошилова. У нас, в советской стране, книга, как нигде в мире, пользуется любовыо и ува жением. Советский читатель, воспитанный на лучших произведениях русской и миро вой классической Литературы, с помовіыо книг глубже познает жизнь, ее красоту, воспитывает в себе чувство долга перед Родиной и ненависть к ее врагам. Хорошая книга нужна каждому из нас, как хороший друг. Однако художествен ных произведений, заслуживших по праву всеобщее признание, за последние семь— восемь лет вышло из печати мень ше, чем хотелось бы нам, читателям. Мы ждем от советских писателей таких же хороших книг, как «Тихий Дон» и «Под нятая целина» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Любовь Яровая» К. Тренева. Пусть в этих новых произведениях бу дет нарисована живыми, сочными красками картина послевоенного строительства, по казаны его гигантский размах, трудовые будни советского человека, полные под линного героизма и самоотверженности. Материал для этого есть богатый. Наша просьба к писателям: приезжайте к нам, строителям Заполярья. У нас сейчас идет кипучая работа. Каждый год в Мурманске строятся новые кварталы жилых домов. В. их создании участвует много замечатель ных людей, которые заслуживают быть ге роями вдохновенных стихов, рассказов, по вестей, романов. Мы, строители Советского Заполярья, работаем в трудных условиях. Продолжи тельная зима, полярная ночь, сильные ветры с метелями усложняют и усиливают препятствия на пути к победе. Но передовые строители не боятся трудностей и, преодолевая их, перевыполняют нормы, повышают производительность труда. На стройках Мурманска есть немало труже ников, уже справившихся с программой пятоц „цятилеткн. Мы, советские читатели, хотим, чтобы созданные в нашей стране новые книги, не были сплошными описаниями техноло гических процессов. Пусть каждая из них будет простым взволнованным рассказом о советских людях, об их радости и печали, 0 жизни на производстве, в коллективе и дома в семье. Мы хотим, чтобы писатели в своих произ ведениях не скользили по поверхности, а, глубоко разобравшись в явлениях жиз- пп, помогли нам лучше попять их значе ние. Пусть папіа литература не трубит только хвалебные гимны победам, а смело вскрывает недостатки, в полный голос говорит о трудностях, которые тормозят наш рост, едко и беспощадно высмеивает бюрократов, головотяпов, вельмол:, разинь, но вине которых зачастую возникают эти трудности. В своем очерке «Па краю зем ли» великий художник слова А. М. Горь кий писал: «...в Мурманске особенно хоро шо чувствуешь широту размаха государст венного строительства. Размах этот, конеч но, видишь и понимаешь всюду в центрах и областных городах, где энергия рабочего класса, диктатора страны, собрана в гран диозный заряд. Но здесь, «на краю земли», на берегу сурового, «ядовитого» океана, под небом, месяцами лишенным солнца, здесь разумная деятельность людей резко подчеркнута бессмысленной работой с т и х и й н ы х с и л природы». Приезжайте, товарищи писатели, к нам «па край земли», чтобы потом в своих книгах показать эту деятельность, этот размах, создать образы славных советских тружеников, побеждающих стихию. П. ШИШКИН. Крановщик башенного крана 1 строительного управления Мур- I майского монского бассейна. 15 декабря 1954 года в столице нашей Родины — Москве от крылся Второй Всесоюзный съезд советских писателей. З а двадцать лет, прошедших со времени Первого Всесоюзного съезда советских писателей, наша литература обогатилась многими замечательными талантливыми произведениями, созданными писателями разных на циональностей советской Отчизны. Трудящиеся Мурманской области, -как и все советские люди, любят свою правдивую, высокохудожественную, реалистическую литературу, с увлечением читают произведения советских писателей. Но советский читатель взыскателен, его запросы растут. И со вершенно закономерно советские люди предъявляют к нашей лите ратуре все большие и большие требования. На этой странице публикуются письма читателей «Полярной правды», которые содержат в себе заявку к писателям от тружени ков Кольского полуострова. = =1...... -& & £? & Ждем пьесу о тружениках Заполярья Коллектив Мурманского областного теат ра, как и все работники советского искус ства., возлагает большие надежды на рабо ту Второго Всесоюзного съезда писателей. Исторические решения ЦК партии по идеологическим вопросам, непрерывно ра стущие культурные запросы советского зрителя ставят перед театром ответствен ную задачу — совершенствовать репер туар, показывать высокоидейные пьесы, разнообразные по тематике. К сожалению, можно назвать немало драматургических произведений, страдающих серьезными не достатками как по содержанию, так и по форме. Появление этих произведений, не отличающихся высокими качествами, ог раниченность тематики их затрудняет естественно выбор пьес, обедняет репер туар театра, особенно местных театров, призванных ставить в течение сезона не сколько спектаклей, рассказывающих о жизни советских людей. Драматурги мало интересуются жнзныо людей, которые преобразовали бывшие ок раины, хотя события здесь заполнены на стоящей романтикой, труд люден овеян героикой. Так, например, до сих пор не создано пьесы о тружениках рыбного Мур мана, о преобразовании «края непуга ных птиц» — Кольской земли. А ведь сколько нового, принципиально важного совершается у нас, в Заполярье! Круг тем в нашей драматургии значи тельно расширился бы, если кто-нибудь из видных советских драматургов уделил бы внимание заполярной тематике, изучил, скажем, жизнь промысловиков или рабог- ников апатитовой промышленности. 1 На зрительских конференциях, как пра вило, можно слышать справедливые упре ки в адрес театра, который не осуществил ни одной постановки, отражающей жизнь области, историю борьбы с интервентами. Исправляя этот недостаток, театр присту пил к работе с начинающим драматургом В. Мининым, располагающим интересным материалом, на основе которого может быть создана историко-познавательная пьеса. Большую помощь в процессе этой работы смог бы оказать опытный драма тург. Но, к сожалению, этой возможности мы лишены. Мурманские зрители хотят видеть на сцене образ промысловика, заполярного строителя — образ человека-творца. Это — их счет работникам театрального искусства. И. ПРОХОНОВ — директор Мур манского областного драматиче ского театра, С. ЯЩИКОВСКИИ — заслуженный артист Удмурт ской АССР, главный режиссер театра, В. ФИЛИППОВ — заслу женный артист РСФСР, секре тарь партийной организации театра. Большие перемены в жизни саами Много замечательных перемен произошло за годы Советской власти в жизни всех на родов и народностей нашей страны. Неуз наваемо изменилась и жизнь малых народ ностей Кольского полуострова — саами и коми. До Великой Октябрьской социалистиче ской революции наши люди в поисках про питания вынуждены были кочевать по необъятным просторам тундры. Летом, когда появлялась возможность промысла рыбы, саами и коми уходили на побережье Баренцова моря Зимой они вновь возвра щались в тундру, где для оленей много хо рошего подножного корма. Часть людей уходила на заработки в крупные населен ные пункты. Раньше у нас не было школ, поэтому почти все население было неграмотным. Темнотой и забитостью людей пользовались богатеи, они жестоко эксплоатировалн на род. Разительные изменения произошли в тундре в советское время. Нынче саами и коми живут в благоустроенных жилищах. Работают многочисленные школы. Все на селение саамн и коми стало грамотным. Выросла своя интеллигенция. Зажиточно зажили колхозники-саами. По-научному ве дется все наше хозяйство. В тундре пасут ся ныне тысячи голов оленей. У нас и коми имеются сейчас свои коровы. Мы выращи ваем в тундре картофель, капусту и дру гие овощи. Успехи нашего хозяйства были отображены недавно на Мурманской обла стной сельскохозяйственной выставке. Повседневная жизнь саами и коми дает нашим литераторам богатейший материал, чтобы показать, как наши люди использо вали предоставленные Советской властью возможности устроить новую жизнь. Давно пора отобразить эту жизнь в художествен ной литературе. С большим удовольствием саами и коми читают книги советских писателей о Севе ре. Такие произведения, как «Быстроногий олень» II. Шундика, «Алитет уходит в горы» Т. Сёмушкина и другие пользуются большой популярностью у наших читате лей. -Тепло писали в свое время о людях Мурмана поэты С. Щипачев, К. Симонов, А. Прокофьев и другие. И все же хороших книг о жителях Кольского полуострова и его коренных обитателях — саамн и коми — очень и очень мало. Писатели, которые приедут к нам, увидят немало чудесного. Это вдохновит их написать хорошие произ ведения о советских людях Заполярья. Е. КУЗЬМИН. Слушатель Мурманской сельско хозяйственной школы, колхозник артелн «Доброволец». Показать героичесний труд железнодорожников В послевоенные годы вышло из печати немало замечательных произведений совет ских писателей о героическом труде наше го народа в различных областях народного хозяйства. Но мы, железнодорожники, не встречаем сейчас ни одного сколько-ни будь выдающегося, интересного и содер жательного труда писателей о жизни и работе тружеников транспорта. Нашу страну называют великой же лезнодорожной державой. Бескрайные просторы любимой Родины покрыты стальными путями. Многомиллионная армия советских железнодорожников стоит на одном из ответственнейших участков коммунистического строительства и свои- км героическігм трудом вносит славный вклад в общенародное благородное дело. На железных дорогах в послевоенные годы зародилось много замечательных пат риотических начинаний. Многие новаторы транспорта удостоены почетного звания лауреатов Сталинских премий. Одним из самых ярких проявлений творческой инициативы, зародившейся на транспорте, является мощное движение машинистов-тяжеловесников. Об этом мы слышим сообщения, передаваемые по ра дио, изредка читаем короткие сообщения в периодической печати. А нам очень хо телось бы прочесть сердечные, теплые слова о новаторах транспорта, настоящее, захватывающее, глубоко раскрывающее существо этого замечательного движения произведение писателя. Сколько благодатного материала для произведений о советских железнодорож-. никах могли бы почерпнуть наши писате ли здесь, у нас, на «краю советской зеы- ли». Электрифицированный участок Ки ровской магистрали, своеобразная красота суровой полярной природы, героические дела железнодорожников Заполярья, ги гантские преобразования в культурной жизни мурманчан — все это может слу жить прекрасной темой для произведений любого литературного жанра. Если не крупные романы и повести, то хотя бы интересные рассказы и очерки хотелось бы увидеть нам в ближайшее время в нашей печати. В них должны найти отражение трудовые будни железно дорожников Заполярья, которые в непро глядную ночь и снежную пургу на высо ких скоростях водят тяжеловесные поезда двойного веса, смело ломают устаревшие нормы, умело осваивают и совершенствуют современную технику. А. ВИНОКУРОВ. Старший машинист электровоза Мурманского депо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz