Полярная правда. 1954, август.

№ 169 (7921) 22 августа 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 Обеспечим корабли флота надежной сырьевой базой Участвуя в решении больших задач, по-1 шпх недостатков — это слабая работа по ставленных Советским правительством перед трудящимися рыбного Мурмана, эки­ паж поискового траулера «Кировск» стре- шітся обеспечить сырьевой базой промыс­ ловый флот н тем самым внести свои вклад в дело досрочного выполнения годо­ вого плана по вылову рыбы п обяза­ тельств. Коллектив нашего судна принял на .се­ бя повышенные социалистические обяза­ тельства — в 1954 году сделать 12 поис­ ковых рейсов, обнаружить 9 концентра­ ций рыбы, на которых могли бы работать корабли тралового флота. о Борясь за выполнение этих обяза­ тельств, личный состав «Кпровска» нара­ щивает темпы работы. Несмотря на то, что в первый рейс траулер вышел только в конце февраля, сделано уже 8 рейсов. Есть все возможности до конца года ,про­ вести еще 5 рейсов и, таким образом, пе­ рекрыть обязательство. На счету трауле­ ра уже сейчас 7 обнаруженных концент­ раций рыбы, в том числе две большие и 4 средние. Особенно успешно трудился экипаж в июле и августе, когда было об­ наружено 3 концентрации трески, на ко­ торых работала группа судов, бравших за сутки по 25— 30 тоіш рыбы. Моряки на­ шего судна сознают, что своей работой они способствовали успешному выполнению траловым флотом июльского плана.' Успеха мы добились благодаря дружно­ му труду коллектива Большая часть моряков только недавно пришла на судно, впервые познакомилась с промыслом. Но уже многие из новичков стали специалистами. Так, например, тт. Ильин, Санкаускас за короткое время сумели стать матросами 1-го класса, а сейчас работают засольщиками. Матрос тов. Терещенко выдвинут на работу ма­ стера по добыче рыбы. Хорошо трудятся на корабле старший мастер по добыче тов. Акулов, рыбмастер тов. Захаров, боцман тов. Титов, матросы тт. Лгалов, Лучиннн, Новицкий, П иявкин , консервный мастер тов. Деревенский. Благодаря тщательному уходу за меха­ низмами механики тт. Кузьменко, Фоки- чев п машинист тов. Пастухов обеспечи­ вают бесперебойную работу главной маши­ ны. Силами машинной команды проведено на 1600 нормочасов различных работ по ремонту механизмов, что позволило нам сделать ■ в этом году три безремонтных рейса. Однако, в нашей работе имеются еще серьезные недостатки. Один из важней- Н А В С Т Р Е Ч У Н О В О М У У Ч Е Б Н О М У Г О Л У обучению матросов-новпчков, что приво­ дит к задержкам в уборке рыбы. Имеются случаи пьяпства и нарушения дисциплины | со стороны некоторых матросов в порту.1 Но следует предъявить ряд серьезных претензии руководителям тралового флота. Начальник тралового флота тов. Киреев, начальник политотдела тов. Загладюк пе уделяют должного внимания работе по­ исковых кораблей. Это особенно заметно, когда на судно направляют новых работ­ ников. В мае этого года по управлению флота был издан очень хороший и пра­ вильный приказ о закреплении кадров на судах. Можно было ожидать, что наконец- то прекратится переброска моряков с од­ ного судна на другое. Одпако этого не случилось. На второй же день руководи- Всё готово к приему учащихся В этом году школы Печенгского района лучше подготовились к новому учебному году. Во всех школьных помещениях произведен текущий и капитальный ре­ монт: покрашены стены, потолки, полы. Светло, уютно п приветливо стало в клас­ сах. Отремонтировано и подготовлено так­ же школьное оборудование, значительно пополнились учебными и наглядными по­ собиями школьные кабинеты. Большая радость у детей поселка Луостари. В этом году в поселке выстрое­ но новое здание семилетней школы. Школьное помещение хорошо оборудовано, для учебных кабинетов на значительную сумму приобретаются наглядные пособия. В светлых и просторных классах школы будет заниматься больше ста детей. Для К АВГУСТОВСКИМ УЧИТЕЛЬСКИМ СОВЕЩАНИЯМ Повысить качество работы школ телп тралового флота тт. Киреев и Маев - 1 пнх государство создало наплучшпе уело- *.Гг ТТл ППѴГТТО ( .. скни нарушили свой приказ. На другие | ВШІ> корабли были направлены находившиеся в| резерве матросы с «Кировска» тт. Ели- сеенко, Заплатив, Хайретдинов, мастер по добыче тов. Гвоздев и другие. На мою просьбу вернуть этих людей на наш корабль тов. Киреев ответил, что комплектация промысловых кораблей важ­ нее. Это неправильно, так как на поиско­ вых кораблях, которые большую часть вре­ мени находятся в длительном плавании, нужны старые квалифицированные кадры. Недоработан вопрос и с оплатой труда на поисковых судах. Существующая си­ стема оплаты труда ставит команды поис­ ковых кораблей в худшее положение по сравнению с командами промысловых ко­ раблей. Большие претензии у наших морякоз. _________ есть к руководителям базового комитета | профсоюза тт. Иванову и его заместите - 1 ^ лю тов. Баринкову по культурному об- U O О С В б Щ е Н И И К Л З С С О В служнванпю моряков. В июле при возвра- Кроме имеющейся средней школы, в по­ селке Никель в этом году будет работать семилетняя школа. Сейчас в помещении ее закончены малярные работы, производится ремонт оборудования. С большим старанием, любовью и забо­ той отнеслись шефы к школам на 41-м километре, в поселке Липнахамарн. Здесь своевременно и хорошо подготовлены шко­ лы к новому учебному году. Силами хозяйственных организаций и общественности сделано все, чтобы школы района в хороших условиях и организо­ ванно начали новый учебный год. С. НИКОЛАЕВ. надо позаботиться с е й ч а с Оленпцкий сельсовет проявляет постоян- боты. щении в порт мы послали в базовый ко­ митет заявку па приобретение билетов в цирк, будучи в полной уверенности, что на­ ша просьба будет выполнена. Однако на­ ши ожидания не оправдались. Заявка бы­ ла подшита в дело, и о ней забыли. На , мой вопрос, почему не приобретены биле-1 ты, тов. Баринков заявил, что у базового подготовке школы комитета, мол, нет... связи с цирком и ду — в частности, отремонтированы печи, лучше всего будет, если оформят заявку побелены стены п потолки. На весь ото- сами моряки. Такое заявление заместителя' пительный сезон полностью заготовлены председателя базового комитета говорит за1дрова. В достаточном количестве имеются то, что здесь слабо занимаются органпза- письменные принадлежности. Задачи дальнейшего развития народ­ ного просвещения в пашей стране, на­ меченные в директивах XIX съезда партии, ярко свидетельствуют об огром­ ной заботе, которую проявляют Коммуни­ стическая партия и Советское правитель­ ство о неуклонном подъеме культурного уровня советских людей. Эта забота выра­ жается во всем и, прежде всего, в том, что из года в год увеличиваются ассигнова­ ния на школьное строительство, расши­ ряется сеть вечерних и дневных школ. Быстрыми темпами растет школьная сеть и нашей области. Так, общее количе­ ство школ в послевоенный период;увели­ чилось в 3,5 раза, в то же время число средних школ возросло в 5 раз. Только за последние три года в области построено и сдано в эксплоатацшо 35 школьных зда­ нии. Это — прекрасное здание на 880 мест в Североморске, на 400 мест в Ле­ нинском районе, в поселке Зеленоборский и др. II в нынешнем году вступает в строй 13 школьных зданий. Значительно возросло количество школ рабочей молодежи, где тысячи юношей и девушек без отрыва от производства полу­ чают прочные знания по основам наук в объеме семилетней и средней школ. Воз­ росло и общее количество учеников в школах, а в 8— 10 классах их обучается в десять раз больше, чем обучалось в 1948 году. В минувшем учебном году ряд педагоги­ ческих коллективов немало приложил уси­ лий для того, чтобы обеспечить учащимся прочные знания. Так, 26 школ области за­ кончили учебный год с полной успевае­ мостью, а 36 школ добились почти пол­ ной успеваемости учащихся. С неплохи­ ми показателями закончили учебный год педагогические коллективы школ Кнровска и Североморска. Итоги работы школ. Мур­ манска также свидетельствуют об улучше­ нии постановки учебно-воспитательной ра­ ла, умели хорошо пользоваться ими в уст­ ной п письменной речи. В этих целях не­ обходимо основное внимание уделить про­ ведению практических работ и разнообраз­ ных тренировочных упражнений. Изучая произведения художественной литературы, учитель должен раскрывать учащимся классовый характер литературы, ее партийность, дать представление о со­ циально-исторической обусловленности, 'о роли литературы на различных этапах ос­ вободительной борьбы парода. Учащиеся должны овладеть основными понятиями теории литературы (тема, идея произведе­ ния, его композиция, сюлсет, стиль, виды и жанры литературных произведений и т. д.). Учителям необходимо добиться от расгешш в определен- ростков, разные потребности воде, в минеральных солях в ные периоды развития их. Ребята должны знать, что представляет собою квадратно- гнездовой способ посадки картофеля, как изготавливаются торфоперегнойные гор­ шочки и т. п. Широкое развитие должны получить кружки юных натуралистов. В сельских школах следует организо­ вать посильное участие школьников в ра­ ботах животноводческой фермы и птице­ фермы. Учебно-тспитательпая работа школ мо- я;ет быть улучшена на основе повышения качества преподавания. В частности, учи­ телям физики, химии, астрономии и естест­ вознания следует позаботиться о том, что- учащихся четкого понимания того, что ху- бы учащиеся хорошо усвоили такие псти- дожествешгая литература пе копирует дей- пы, как вечность материи и закономер­ ность явлении в природе, чтобы онп зна­ ли теории о происхождении Земли, о про­ исхождении жизни на Земле и человека. ную заботу о школе. В течение лета здесь были проведены значительные работы по к новому учебному го- циеи культурного досуга моряков в порту. С. ЧЕРЕПАНОВ. Первый помощник капитана пои­ скового траулера «Кировск». Об однол\ забЬішоАѵ участке Дроздовский рыбозавод в Саамском районе явно обижен вниманием со сторо­ ны руководителей Кольского госрыбтреста. Плохо идут тут дела. Возьмем, к примеру, рыбообрабатывающий пункт в становшце Поной. Здесь не только не хватает кадров: двух рыбмастеров и 10 рыбообработчиков, но нет даже моторных судов для сбора рыбы от рыбаков. Единственная дора без­ действует из-за неисправности мотора. В свое время Еопрос о транспортных сред­ ствах ставился перед руководителями Кольского треста. Онп обещали, что рыбо­ обрабатывающий пункт в скором времени получит мотобот «Сальный», который будет капитально отремонтирован, снаб­ жен новой машиной. Но это обещание так и осталось пустыми словами С*мь месяцев шел ремонт мотобота. Корпус сделали, а вот машину заменить забылп._7-го авгу­ ста мотобот направили в Поной. Но судно так и не дошло до места: отказал двига­ тель. Сейчас оно находится в аварийном состоянии. По заявлению бухгалтера тов. Рудного за ремонт «Сального» предъяви­ ли счет на 44 тысячи рублей, а проку от ремонта. — ни на грош. Странно, и управ­ ляющий Кольским трестом тов. Чукчин, и главный инженер тов. Куликовский, от­ правляя мотобот в Поной, знали, что суд­ но не сможет выполнить своего назначе­ ния, п все же послали мотобот. Положение сейчас неблагополучное. 12 рыболовных участков, расположенных на расстоянии до 100 километров от рыбоза­ вода, обслуживаются плохо. Из-за отсутст­ вия транспортных средств рыба лежит по 3— 4 суток на участках, снижается ее Из года в год добивается хороших ре­ зультатов педагогический коллектив За- ствителыюсть, а обобщает явления жизни в типических образах, необходимо научить ребят ценить художественное произведе­ ние как искусство слова, понимать богат­ ство и разнообразие художественного слова. В период перехода к всеобщему средне­ му образованию и введения политехниче­ ского обучения к школе предъявляются но­ вые повышенные требования в областп математической подготовки. Изучение ма­ тематики должно подготовить учащихся к будущей практической деятельности не­ посредственно после окончания школы, для дальнейшего обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. В преподавании математики должно быть обращено внимание на то, чтобы привить учащимся практические навыки (учавшеся должны уметь пользоваться таблицами, измерительными и чертежными инструментами, определять расстояние п высоту с помощью равенства треугольни­ ков, определять глазомером расстояния н размеры фигур, вычислять объем различ­ ных хозяйственных сооружений п т. it.). В системе общего образования важная . роль принадлежит химии, которая пмеет шейковской средней школы. Плодотворно широкое применение во всех отраслях на- поработали учителя Полярной среднейшко-j РОДНОГО хозяйства и в быту. Химия проч- лы. Директор этой школы тов. Погодин с помощью партийной и профсоюзной орга- но вошла в сельское хозяйство. Занятия по этому предмету должны воспитывать у низаций поставил дело так, что с учащи-! школьников умение наблюдать, аналнзн- мпся проводилась разнообразная увлека- j Р°вать наблюдения и делать выводы, раз- В нынешнем году 21 учащийся поедет учиться в Умбскую среднюю школу. Сель­ совет организовал для родителей учащихся беседу о всеобщем десятилетнем образова­ нии в свете решений XIX съезда КПСС, разрешает вопрос об организованной от­ правке детей в поселок Лесной. Однако в подготовке школы к новому имеются сортность. От этого — ущерб и колхозам и государству. Так продолжается с начала учебному году в селе Оленица июня по настоящее время. Сколько было |‘недостатки, которые, кстати сказать, це-! (Апатитская средняя школа) и других. тельная работа, у ребят воспитывалось чувство ответственности за свои поступ­ ки, за выполнение школьных заданий. Среди учителей, добившихся хороших результатов в обучении и воспитании школьников, следует отметить заслужен­ ную учительницу школы РСФСР тов. Ко­ нюхову, тов. Ефимчук (Мончегорск), тт. Богданову и Степанова (Мурманск), Кудрявцеву (Кандалалшіа), Кульминскую послано в Кольский трест телеграмм,1ликом зависят от Терского рыбкоопа. Сель- сколько было разговоров по телефону, но совет рассчитывал произвести небольшой «воз и ныне там». Совсем недавно на тоне , Ремонт крыши, но в магазине пе оказа- Орлов бригадир тов. Матрехнн в течение;лось гвоздей, и Терскии рыбкооп пх не 3-х суток был вынужден хранить 2 тыся­ чи килограммов рыиы, а когда доставили ее на рыбообрабатывающий пункт, то ка­ чество рыбы снизилось до 3-го сорта. Можно ли винить здесь рыбака? Нет, ви­ новаты руководители Кольского треста и Дроздовского рыбозавода. Плохо обстоит дело с кадрами на Дроз- довском рыбозаводе. Правда, здесь есть два техника по добыче рыбы и ипліенер, но ловом никто не руководит. Тов. Юрьев, например, числится техником по добыче и аккуратно получает заработную плату техника, а на самом деле выполняет ра­ боту кладовщика пли снабженца. С вопро­ сами добычи рыбы он совершенно не зна­ ком и не занимается ими. Техник по до­ быче рыбы тов. Ященко дважды выезжала в колхозы для оказания помощи в орга­ низации промысла, но, как заявляют ру­ ководители колхозов, бригадиры и рыбаки, помощи не оказала ни в постройке орудия лова, ни в организации добычи рыбы. Директор рыбозавода тов. Чунин мирит­ ся с неразберихой, которая его окружила со всех сторон, и порядка не наводит. Кольскому госрыбтресту необходимо по­ мочь Дроздовскому рыбозаводу, укрепить его кадрами, немедленно направить транспортные средства для сбора рыбы в Поной. Е. ИВАНОВ. завозит. Для школы потребуется керосин. Но как это ни странно, на сегодняшний день в селах нет ни одного килограмма керосина. Руководители Терского рыбкоопа до сих пор не позаботились о своевременном за­ возе его. Они допускают ошибку прошлого года, когда жители ряда рыбацких сел пе имели возмолшости купить керосина и осветить свои дома. пос. Лесной. (Наш соб. корр.). В прошлом учебном году 114 учащихся закончили среднюю школу с золотой и се­ ребряной медалью. впвать пытливость и самостоятельность, вооружать навыками, необходимыми в бу­ дущей практической деятельности. Сейчас, когда наш народ под руководст­ вом Коммунистической партии борется за дальнейший подъем сельского хозяйства, особое место среди учебных дисциплин за­ нимает естествознание. При изучении кур­ са ботаники необходимо проводить больше работ на учебно-опытном участке, практи­ чески знакомить учащихся с вопросами агротехники, как, папример, различные сроки сева холодостойких и теплолюбивых растений, различная глубина заделки се- Учебники и пособия для школ города В магазин Книготорга поступила боль-. шая партия учебников и тетрадей. Для школ города и поселков получено более 25.000 различных учебников, 130.000 тетрадей, географические карты и атласы. Для учащихся седьмых, восьмых и де­ вятых классоз поступили вновь издан* ные учебники по русскому языку, лите­ ратуре, Конституции СССР и другим пред­ метам школьной программы. «Мончегорский рабочий». Однако в работе органов народного об- ] мян в почву в зависимости от пх велпчи- разовання, школ и педагогов имеется ряд! ны и характера развивающихся из них существенных недо------ ------------------------------------- ----------- статков. Об этом го­ ворит то, что окЬло 8 тысяч учащихся не справились с изу­ чением основ наук. Крайне низкая успе­ ваемость в Гремих- ской, Мурмашинской школах, в школах Л* 1 и X: 4 г. Мур­ манска. Большие про­ белы оказались по математике п по рус­ скому языку в зна­ ниях отдельных уча­ щихся 10-х классов Кольской и Ростин- ской средних школ. В этом году заня­ тия в школах будут проводиться по ново­ му учебному плану. Преподавание рус­ ского языка должно быть поставлено так, чтобы учащиеся соз­ нательно усвоили и твердо знали основ­ ные грамматические определения и прави- B связи с введением совместного обучения многие ребята переходят в другие школы. Новые учащиеся придут и в 10-ю базовую школу г. Мурман­ ска. некоторые наоборот — уйдут из этой школы. На снимке: дети знакомятся со списками, в которых указано, в какой школе они будут учиться. Фото Б. Внріша. Учителя истории. Конституции СССР, гео­ графии, литературы обязаны научить ре­ бят пошімать закономерность обществен­ ного развития, неизбежность победы ком­ мунизма, как высшей ступени обществен­ ного развития. Учащиеся должны получить также ма­ териалистическое объяснение реакционной сущности религии. Литература, как учеб­ ный- предмет, дает возможность показать ребятам на многочисленных образах хап- жество п лицемерие религиозной морали, ее классовый характер, познакомить с тем, как религия унижает и уродует че­ ловеческую личность. Показать абсолютную противополож­ ность, враждебность и непримиримость науки и религии, подвести учащихся к вы­ воду, что религия, как антинаучная идео­ логия, мешает строительству коммунизма — важнейшая задача всех учителей. Школа оказывает серьезное влияние на воспитание детей в семье. В то же вре­ мя она должна принять все меры, чтобы получать активную поддержку- и помощь со стороны родителей и всей общественно­ сти. Опыт некоторых школ показывает, что при содействии общественности удает­ ся хорошо организовать внеклассную ра­ боту, оборудовать учебно-опытные участ­ ки, учебные кабинеты, что можно привле­ кать из среды родителей квалифицирован­ ных руководителей кружков, более осно­ вательно знакомить учащихся с промыш­ ленными и сельскохозяйственными пред­ приятиями. В 1954— 55 учебном году работу в шко­ лах необходимо вести так, чтобы знако­ мить партийные и профсоюзные органы с успеваемостью и поведением учащихся, родители которых трудятся па данном предприятии. Надо систематически прово­ дить па предприятиях, МГС, в совхозах п учреждениях лекции по вопросам воспита­ ния детей, а также конференции по обме­ ну опытом, воспитания в семье. Особенно серьезное внимание должно быть об- . -------------- — ------ ------ ращено педагогиче­ скими коллективами школ на преодолеют буржуазных пере­ житков в быту от­ дельных родителей учащихся — алкого­ лизма, ругани, дра­ ки, суеверий и т. п. Всю свою работу по коммунистическо­ му воспитанию моло­ дого поколения шко­ ла должна строить п проводить, опираясь на помощь п под­ держку партийных, комсомольских п профсоюзных органи­ заций и советских органов. Задача со­ стоит в том, чтобы добиться резкого пе­ релома в работе школ, в деле воспи­ тания подрастающего поколения. Г. БОБРОВ. Заведующий област­ ным отделом парод- ного образования. новая эпоха в жизни румынского народа Десять лет назад, 23 августа 1944 го­ да, громя гитлеровские полчища, Совет­ ская Армия освободила Румынию от фа­ шистского ига. Этот день стал днем рож­ дения новой Румынии. Истекшее десяти­ летне насыщено событиями такого огром­ ного значения и вместило в себя столько попстине исполинских дел и свершений, что составляет целую эпоху в жизни ру­ мынского народа. Не так давно в долине реки Тазлэу, в чаще ледов, бродили олени, пробирались сквозь бурелом дикие кабаны. Теперь здесь выросли нефтяные промыслы, а на­ селенные пункты связаны усовершенст­ вованными дорогами. С помощью совет­ ских специалистов румынские нефтяники, вооруженные совершенной техникой, доби­ лись небывалых успехов. В 1953 году добыча нефти в Румынии составила свы­ ше девяти миллионов тонн, т. е. намного превысила довоенный уровень, а к концу первой пятилетки (1955 год) достигнет 11 миллионов тонн, т. е. почти в полтора раза превысит максимальную добычу при буржуазно-помещичьем режиме. А добыча нефтп на промыслах Майонештн увеличи­ лась в 1953 году по сравнению с 1949 годом более чем' в двадцать раз. В старой Румынии распространялись теории о том, что страна-де крайне бедна запасами каменного угля и что имею­ щиеся месторождения скоро должны ис­ сякнуть. Эти' лженаучные измышления ныне опровергнуты. Помимо основного каменноугольного бассейна в районе реки Жиу, ныне действуют десятки шахт в других районах страны. С открытием но­ вых и с реконструкцией старых шахт до­ быча угля в 1953 году превысила 6 мил­ лионов тонн, что в 2,4 раза больше до­ бычи в 1938 году. К концу пятилетки добыча угля возрастет почти до 8,5 мил­ лиона тонн. Непрерывно растет тяжелая промыш­ ленность, особенно машиностроение, соз­ данное за годы народно-демократического строя. Если буржуазно-помещичья Румы­ ния ввозила из-за границы 99 процентов необходимых машин и оборудования, то народно-демократическая Румыния произ­ водит различные станки для промышлен­ ности, сельскохозяйственные машины, электромоторы, турбины, шарикоподшип­ ники, оборудование для текстильного и пищевого производства, нефтяное, горное и строительное оборудование. По восходящей линии развивается п промышленность, производящая предметы широкого потребления. В 1952 году в стране было выпущено хлопчатобумалшых тканей на 90 процентов больше, чем в довоенное время, а шелковых — на 110 процентов; производство кожаной обуви увеличилось на 1С7 процентов. За годы народной власти объем промыш­ ленного производства в Румынии значи­ тельно превысил самый высокий уровень, достигнутый при капитализме В* 1953 году он был в 2,5 раза выше довоенного и в 3,5 раза выше, чем в 1948 году. Об уровне промышленного развития се­ годняшней Румынии красноречисо свиде­ тельствует характер ее внешней торговли. До войны Румыния вывозила сырье и пи­ щевые продукты п ввозила готовые изде­ лия. Ныне наряду с вывозом традицион­ ных товаров — нефти, зерна и древесины — все больший удельный вес в экспорте занимают готовые промышленные изделия, в том числе такие, как паровозы, паровые котлы, тракторы, дизельные моторы. В 1953 году объем внешней торговли Ру­ мынской Народной Республики в 14 раз превысил объем ее в 1946 году. К числу наиболее значительных дости­ жений Румынской Народной Республики относятся интенсивная электрификация страны, рост энерговооруженности ее промышленности и сельского хозяйства. Румыния располагает огромными энерге­ тическими ресурсами. Однако в старое время по уровню электрификации страна стояла на одном из последних мест в Европе. Накануне второй мировой войны •общая мощность ее электростанций едва достигала 510 тысяч киловатт. Разрабо­ танный по инициативе Румынской рабочей партии десятилетний план электрификации предусматривает в период с 1951 по 1960 год сооружение 24 гидроэлектро­ станций и 13 тепловых электростанций, которые позволят довести общую мощность всех электростанций в стране до 2 мил­ лионов 600 тысяч киловатт. Таким обра­ зом, за десять лет будут введены в строй электростанции в пять с лишним раз боль­ шей мощности, чем те, которые в старой Румынии создавались свыше 50 лет. Де­ сятилетний план электрификации в Румы­ нии выполняется успешно. За первые три ! года его реализации мощность электро- I станций достигла 1050 тысяч киловатт. Громадные изменения произошли в сель­ ском хозяйстве. Румынское крестьянство встало на социалистический путь раз­ вития. Вот село Бод — самое типичное для Ру­ мынии. Из поколения в поколение его обитатели гнули спину на помещика и жи­ ли впроголодь. Отчаявшись прокормить семью, они шли попытать счастья в город, а некоторые вовсе покидали страну... Те­ перь крестьянину села Бод нет нужды бросать деревню, чтобы прокормиться. Земля стала собственностью тех, кто на ней работает, и сторицей воздает за чест­ ный труд. Особенно больших успехов доби­ ваются те, кто объединяет усилия по ее обработке,— члены коллективных сельских хозяйств и товариществ. Успехи коллек­ тивного труда в хозяйстве села Бод очень характерны. В 1950 году, когда коллек­ тивное хозяйство здесь только создава­ лось, посевы производились на 285 гек­ тарах, а ныне—па тысяче с лишним:Трудя­ щееся крестьянство снимает богатые уро­ жаи. Доходы его непрерывно растут. Так, например, Ион Мартсофой вместе с семьей в 1953 году выработал 562 трудодня и по­ лучил около 1,5 тонны пшеницы, 1,6 тон­ ны кукурузы, много ячменя, подсолнуха, фуража,, овощей, фруктов и значительную сумму денег... Раньше о таком богатстве Ион Мартсофой и не мечтал. В настоящее время в Румынии сущест­ вует около двух тысяч коллективных хо­ зяйств и почти две тысячи товариществ по совместной обработке земли. Они объе­ диняют свыше 300 тысяч крестьянских семей. Вместе с государственными сельски­ ми хозяйствами коллективные хозяйства и товарищества обрабатывают почти чет­ верть всей пахотной площади страны. Румынская рабочая партия и народное правительство поставили перед народом j задачу, выдвинутую самой жизнью, — в кратчайший срок еще выше поднять уро­ вень сельского хозяйства и добиться зна­ чительного улучшения в снабжении тру­ дящихся продовольственными товарами. На постоянную работу в села поехали мно­ гие тысячи передовых рабочих, агрономов, врачей. Промышленность оснащает сель­ ское хозяйство самыми современными ма­ шинами. Создано свыше 200 машинно- тракторных станций. В нынешнем году на полях Румынии работает более 25 тысяч тракторов, сотни комбайнов и много дру­ гой техники. С ее помовіыо румынский на­ род успешно разрешает задачу дальнейше­ го подъема сельскохозяйственного произ­ водства. Важную роль в этом деле призваны сыг­ рать развернувшиеся работы по орошению земель в ранее засушливых районах. Об­ водняется не только Добруджа, как наибо­ лее засушливая часть Румынии. Новые оросительные каналы проводятся в бассей­ не Дуная, Ольта, Арджеша и в бассейнах других больших и средних рек. При круп­ ных гидроэлектростанциях создаются**водо- храпилища. Одно только водохранилище, создаваемое при гидроэлектростанции имени В. И. Ленина в Бнказе, обеспечит орошение 300 тысяч гектаров засушливых степей Северного Барагана. Растет благосостояние румынского наро­ да, повышается его культурный уровень. Реальная заработная плата промышленных рабочих с 1948 по 1953 год увеличилась в среднем на 37 процентов. Быстро ра­ стет потребление продуктов питания насе­ лением. Если принять уровень 1938 года за 100, то потребление хлеба одной рабо­ чей семьей в 1953 году в Румынии воз­ росло до 120, подсолнечного масла — до I 264, сахара — до 148 и т. д. Эти цифры, разумеется, дают лишь ограниченное пред­ ставление об' улучшении жизненных усло­ вии румынских трудящихся. В 1953 году в румынской деревне было продано в трп раза больше шерстяных тканей и одежды, чем в 1949 году, в трп с лишним раза больше кожаной обуви и т. д. За всю свою историю Румыния не зпала такого культурного подъема, как сегодня. За короткий срок в стране почти полностью ликвидирована неграмотность среди взрос­ лого населения. Введено всеобщее обяза­ тельное семплетпее образование. Количе­ ство факультетов в высших учебных заве­ дениях увеличилось почти в четыре раза. Чем ближе знакомишься с сегодняшней Румынией, тем более невероятным ка­ жется, что каких-нибудь десять лет назад она была страной, в которой над каждым трудящимся висела угроза стать безработ­ ным, каждый пятый ребенок умирал в ко­ лыбели и каждый четвертый был неграмот­ ным. Все это навеки ушло в прошлое. В успехах Румынии за истекшие десять, лет отражены энергия, разум и воля ее на­ рода и его авангарда — Румынской рабо­ чей партии, ведущей страну к социализ­ му. Эти успехи — результат тесного сот­ рудничества румынского народа с Совет­ ским Союзом ,и странами народной демо­ кратии. Слова признательности и благодар­ ности советскому народу за дружбу, по­ мощь и поддержку •слышатся сегодня во всех уголках Румынии. Истекшее десятилетие ознаменовалось также тем, что Румынская Народная Рес­ публика вышла па- международную арепу как подлинно независимое государство, проводящее действительно самостоятель­ ную политику. Острие этой политики на­ правлено па обеспечение мира п сотруд­ ничества между народами. Вместе со все­ ми странами лагеря мира и демократии Румыния прилагает все усилия к тому, чтобы обеспечить мирное развитие всем странам и народам. А. МЕРКУЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz