Полярная правда. 1954, август.
№ 169 (7921) 22 августа 1954 г. П О Л Я Р Н А Я П Р А В Д А 3 Обеспечим корабли флота надежной сырьевой базой Участвуя в решении больших задач, по-1 шпх недостатков — это слабая работа по ставленных Советским правительством перед трудящимися рыбного Мурмана, эки паж поискового траулера «Кировск» стре- шітся обеспечить сырьевой базой промыс ловый флот н тем самым внести свои вклад в дело досрочного выполнения годо вого плана по вылову рыбы п обяза тельств. Коллектив нашего судна принял на .се бя повышенные социалистические обяза тельства — в 1954 году сделать 12 поис ковых рейсов, обнаружить 9 концентра ций рыбы, на которых могли бы работать корабли тралового флота. о Борясь за выполнение этих обяза тельств, личный состав «Кпровска» нара щивает темпы работы. Несмотря на то, что в первый рейс траулер вышел только в конце февраля, сделано уже 8 рейсов. Есть все возможности до конца года ,про вести еще 5 рейсов и, таким образом, пе рекрыть обязательство. На счету трауле ра уже сейчас 7 обнаруженных концент раций рыбы, в том числе две большие и 4 средние. Особенно успешно трудился экипаж в июле и августе, когда было об наружено 3 концентрации трески, на ко торых работала группа судов, бравших за сутки по 25— 30 тоіш рыбы. Моряки на шего судна сознают, что своей работой они способствовали успешному выполнению траловым флотом июльского плана.' Успеха мы добились благодаря дружно му труду коллектива Большая часть моряков только недавно пришла на судно, впервые познакомилась с промыслом. Но уже многие из новичков стали специалистами. Так, например, тт. Ильин, Санкаускас за короткое время сумели стать матросами 1-го класса, а сейчас работают засольщиками. Матрос тов. Терещенко выдвинут на работу ма стера по добыче рыбы. Хорошо трудятся на корабле старший мастер по добыче тов. Акулов, рыбмастер тов. Захаров, боцман тов. Титов, матросы тт. Лгалов, Лучиннн, Новицкий, П иявкин , консервный мастер тов. Деревенский. Благодаря тщательному уходу за меха низмами механики тт. Кузьменко, Фоки- чев п машинист тов. Пастухов обеспечи вают бесперебойную работу главной маши ны. Силами машинной команды проведено на 1600 нормочасов различных работ по ремонту механизмов, что позволило нам сделать ■ в этом году три безремонтных рейса. Однако, в нашей работе имеются еще серьезные недостатки. Один из важней- Н А В С Т Р Е Ч У Н О В О М У У Ч Е Б Н О М У Г О Л У обучению матросов-новпчков, что приво дит к задержкам в уборке рыбы. Имеются случаи пьяпства и нарушения дисциплины | со стороны некоторых матросов в порту.1 Но следует предъявить ряд серьезных претензии руководителям тралового флота. Начальник тралового флота тов. Киреев, начальник политотдела тов. Загладюк пе уделяют должного внимания работе по исковых кораблей. Это особенно заметно, когда на судно направляют новых работ ников. В мае этого года по управлению флота был издан очень хороший и пра вильный приказ о закреплении кадров на судах. Можно было ожидать, что наконец- то прекратится переброска моряков с од ного судна на другое. Одпако этого не случилось. На второй же день руководи- Всё готово к приему учащихся В этом году школы Печенгского района лучше подготовились к новому учебному году. Во всех школьных помещениях произведен текущий и капитальный ре монт: покрашены стены, потолки, полы. Светло, уютно п приветливо стало в клас сах. Отремонтировано и подготовлено так же школьное оборудование, значительно пополнились учебными и наглядными по собиями школьные кабинеты. Большая радость у детей поселка Луостари. В этом году в поселке выстрое но новое здание семилетней школы. Школьное помещение хорошо оборудовано, для учебных кабинетов на значительную сумму приобретаются наглядные пособия. В светлых и просторных классах школы будет заниматься больше ста детей. Для К АВГУСТОВСКИМ УЧИТЕЛЬСКИМ СОВЕЩАНИЯМ Повысить качество работы школ телп тралового флота тт. Киреев и Маев - 1 пнх государство создало наплучшпе уело- *.Гг ТТл ППѴГТТО ( .. скни нарушили свой приказ. На другие | ВШІ> корабли были направлены находившиеся в| резерве матросы с «Кировска» тт. Ели- сеенко, Заплатив, Хайретдинов, мастер по добыче тов. Гвоздев и другие. На мою просьбу вернуть этих людей на наш корабль тов. Киреев ответил, что комплектация промысловых кораблей важ нее. Это неправильно, так как на поиско вых кораблях, которые большую часть вре мени находятся в длительном плавании, нужны старые квалифицированные кадры. Недоработан вопрос и с оплатой труда на поисковых судах. Существующая си стема оплаты труда ставит команды поис ковых кораблей в худшее положение по сравнению с командами промысловых ко раблей. Большие претензии у наших морякоз. _________ есть к руководителям базового комитета | профсоюза тт. Иванову и его заместите - 1 ^ лю тов. Баринкову по культурному об- U O О С В б Щ е Н И И К Л З С С О В служнванпю моряков. В июле при возвра- Кроме имеющейся средней школы, в по селке Никель в этом году будет работать семилетняя школа. Сейчас в помещении ее закончены малярные работы, производится ремонт оборудования. С большим старанием, любовью и забо той отнеслись шефы к школам на 41-м километре, в поселке Липнахамарн. Здесь своевременно и хорошо подготовлены шко лы к новому учебному году. Силами хозяйственных организаций и общественности сделано все, чтобы школы района в хороших условиях и организо ванно начали новый учебный год. С. НИКОЛАЕВ. надо позаботиться с е й ч а с Оленпцкий сельсовет проявляет постоян- боты. щении в порт мы послали в базовый ко митет заявку па приобретение билетов в цирк, будучи в полной уверенности, что на ша просьба будет выполнена. Однако на ши ожидания не оправдались. Заявка бы ла подшита в дело, и о ней забыли. На , мой вопрос, почему не приобретены биле-1 ты, тов. Баринков заявил, что у базового подготовке школы комитета, мол, нет... связи с цирком и ду — в частности, отремонтированы печи, лучше всего будет, если оформят заявку побелены стены п потолки. На весь ото- сами моряки. Такое заявление заместителя' пительный сезон полностью заготовлены председателя базового комитета говорит за1дрова. В достаточном количестве имеются то, что здесь слабо занимаются органпза- письменные принадлежности. Задачи дальнейшего развития народ ного просвещения в пашей стране, на меченные в директивах XIX съезда партии, ярко свидетельствуют об огром ной заботе, которую проявляют Коммуни стическая партия и Советское правитель ство о неуклонном подъеме культурного уровня советских людей. Эта забота выра жается во всем и, прежде всего, в том, что из года в год увеличиваются ассигнова ния на школьное строительство, расши ряется сеть вечерних и дневных школ. Быстрыми темпами растет школьная сеть и нашей области. Так, общее количе ство школ в послевоенный период;увели чилось в 3,5 раза, в то же время число средних школ возросло в 5 раз. Только за последние три года в области построено и сдано в эксплоатацшо 35 школьных зда нии. Это — прекрасное здание на 880 мест в Североморске, на 400 мест в Ле нинском районе, в поселке Зеленоборский и др. II в нынешнем году вступает в строй 13 школьных зданий. Значительно возросло количество школ рабочей молодежи, где тысячи юношей и девушек без отрыва от производства полу чают прочные знания по основам наук в объеме семилетней и средней школ. Воз росло и общее количество учеников в школах, а в 8— 10 классах их обучается в десять раз больше, чем обучалось в 1948 году. В минувшем учебном году ряд педагоги ческих коллективов немало приложил уси лий для того, чтобы обеспечить учащимся прочные знания. Так, 26 школ области за кончили учебный год с полной успевае мостью, а 36 школ добились почти пол ной успеваемости учащихся. С неплохи ми показателями закончили учебный год педагогические коллективы школ Кнровска и Североморска. Итоги работы школ. Мур манска также свидетельствуют об улучше нии постановки учебно-воспитательной ра ла, умели хорошо пользоваться ими в уст ной п письменной речи. В этих целях не обходимо основное внимание уделить про ведению практических работ и разнообраз ных тренировочных упражнений. Изучая произведения художественной литературы, учитель должен раскрывать учащимся классовый характер литературы, ее партийность, дать представление о со циально-исторической обусловленности, 'о роли литературы на различных этапах ос вободительной борьбы парода. Учащиеся должны овладеть основными понятиями теории литературы (тема, идея произведе ния, его композиция, сюлсет, стиль, виды и жанры литературных произведений и т. д.). Учителям необходимо добиться от расгешш в определен- ростков, разные потребности воде, в минеральных солях в ные периоды развития их. Ребята должны знать, что представляет собою квадратно- гнездовой способ посадки картофеля, как изготавливаются торфоперегнойные гор шочки и т. п. Широкое развитие должны получить кружки юных натуралистов. В сельских школах следует организо вать посильное участие школьников в ра ботах животноводческой фермы и птице фермы. Учебно-тспитательпая работа школ мо- я;ет быть улучшена на основе повышения качества преподавания. В частности, учи телям физики, химии, астрономии и естест вознания следует позаботиться о том, что- учащихся четкого понимания того, что ху- бы учащиеся хорошо усвоили такие псти- дожествешгая литература пе копирует дей- пы, как вечность материи и закономер ность явлении в природе, чтобы онп зна ли теории о происхождении Земли, о про исхождении жизни на Земле и человека. ную заботу о школе. В течение лета здесь были проведены значительные работы по к новому учебному го- циеи культурного досуга моряков в порту. С. ЧЕРЕПАНОВ. Первый помощник капитана пои скового траулера «Кировск». Об однол\ забЬішоАѵ участке Дроздовский рыбозавод в Саамском районе явно обижен вниманием со сторо ны руководителей Кольского госрыбтреста. Плохо идут тут дела. Возьмем, к примеру, рыбообрабатывающий пункт в становшце Поной. Здесь не только не хватает кадров: двух рыбмастеров и 10 рыбообработчиков, но нет даже моторных судов для сбора рыбы от рыбаков. Единственная дора без действует из-за неисправности мотора. В свое время Еопрос о транспортных сред ствах ставился перед руководителями Кольского треста. Онп обещали, что рыбо обрабатывающий пункт в скором времени получит мотобот «Сальный», который будет капитально отремонтирован, снаб жен новой машиной. Но это обещание так и осталось пустыми словами С*мь месяцев шел ремонт мотобота. Корпус сделали, а вот машину заменить забылп._7-го авгу ста мотобот направили в Поной. Но судно так и не дошло до места: отказал двига тель. Сейчас оно находится в аварийном состоянии. По заявлению бухгалтера тов. Рудного за ремонт «Сального» предъяви ли счет на 44 тысячи рублей, а проку от ремонта. — ни на грош. Странно, и управ ляющий Кольским трестом тов. Чукчин, и главный инженер тов. Куликовский, от правляя мотобот в Поной, знали, что суд но не сможет выполнить своего назначе ния, п все же послали мотобот. Положение сейчас неблагополучное. 12 рыболовных участков, расположенных на расстоянии до 100 километров от рыбоза вода, обслуживаются плохо. Из-за отсутст вия транспортных средств рыба лежит по 3— 4 суток на участках, снижается ее Из года в год добивается хороших ре зультатов педагогический коллектив За- ствителыюсть, а обобщает явления жизни в типических образах, необходимо научить ребят ценить художественное произведе ние как искусство слова, понимать богат ство и разнообразие художественного слова. В период перехода к всеобщему средне му образованию и введения политехниче ского обучения к школе предъявляются но вые повышенные требования в областп математической подготовки. Изучение ма тематики должно подготовить учащихся к будущей практической деятельности не посредственно после окончания школы, для дальнейшего обучения в высших и средних специальных учебных заведениях. В преподавании математики должно быть обращено внимание на то, чтобы привить учащимся практические навыки (учавшеся должны уметь пользоваться таблицами, измерительными и чертежными инструментами, определять расстояние п высоту с помощью равенства треугольни ков, определять глазомером расстояния н размеры фигур, вычислять объем различ ных хозяйственных сооружений п т. it.). В системе общего образования важная . роль принадлежит химии, которая пмеет шейковской средней школы. Плодотворно широкое применение во всех отраслях на- поработали учителя Полярной среднейшко-j РОДНОГО хозяйства и в быту. Химия проч- лы. Директор этой школы тов. Погодин с помощью партийной и профсоюзной орга- но вошла в сельское хозяйство. Занятия по этому предмету должны воспитывать у низаций поставил дело так, что с учащи-! школьников умение наблюдать, аналнзн- мпся проводилась разнообразная увлека- j Р°вать наблюдения и делать выводы, раз- В нынешнем году 21 учащийся поедет учиться в Умбскую среднюю школу. Сель совет организовал для родителей учащихся беседу о всеобщем десятилетнем образова нии в свете решений XIX съезда КПСС, разрешает вопрос об организованной от правке детей в поселок Лесной. Однако в подготовке школы к новому имеются сортность. От этого — ущерб и колхозам и государству. Так продолжается с начала учебному году в селе Оленица июня по настоящее время. Сколько было |‘недостатки, которые, кстати сказать, це-! (Апатитская средняя школа) и других. тельная работа, у ребят воспитывалось чувство ответственности за свои поступ ки, за выполнение школьных заданий. Среди учителей, добившихся хороших результатов в обучении и воспитании школьников, следует отметить заслужен ную учительницу школы РСФСР тов. Ко нюхову, тов. Ефимчук (Мончегорск), тт. Богданову и Степанова (Мурманск), Кудрявцеву (Кандалалшіа), Кульминскую послано в Кольский трест телеграмм,1ликом зависят от Терского рыбкоопа. Сель- сколько было разговоров по телефону, но совет рассчитывал произвести небольшой «воз и ныне там». Совсем недавно на тоне , Ремонт крыши, но в магазине пе оказа- Орлов бригадир тов. Матрехнн в течение;лось гвоздей, и Терскии рыбкооп пх не 3-х суток был вынужден хранить 2 тыся чи килограммов рыиы, а когда доставили ее на рыбообрабатывающий пункт, то ка чество рыбы снизилось до 3-го сорта. Можно ли винить здесь рыбака? Нет, ви новаты руководители Кольского треста и Дроздовского рыбозавода. Плохо обстоит дело с кадрами на Дроз- довском рыбозаводе. Правда, здесь есть два техника по добыче рыбы и ипліенер, но ловом никто не руководит. Тов. Юрьев, например, числится техником по добыче и аккуратно получает заработную плату техника, а на самом деле выполняет ра боту кладовщика пли снабженца. С вопро сами добычи рыбы он совершенно не зна ком и не занимается ими. Техник по до быче рыбы тов. Ященко дважды выезжала в колхозы для оказания помощи в орга низации промысла, но, как заявляют ру ководители колхозов, бригадиры и рыбаки, помощи не оказала ни в постройке орудия лова, ни в организации добычи рыбы. Директор рыбозавода тов. Чунин мирит ся с неразберихой, которая его окружила со всех сторон, и порядка не наводит. Кольскому госрыбтресту необходимо по мочь Дроздовскому рыбозаводу, укрепить его кадрами, немедленно направить транспортные средства для сбора рыбы в Поной. Е. ИВАНОВ. завозит. Для школы потребуется керосин. Но как это ни странно, на сегодняшний день в селах нет ни одного килограмма керосина. Руководители Терского рыбкоопа до сих пор не позаботились о своевременном за возе его. Они допускают ошибку прошлого года, когда жители ряда рыбацких сел пе имели возмолшости купить керосина и осветить свои дома. пос. Лесной. (Наш соб. корр.). В прошлом учебном году 114 учащихся закончили среднюю школу с золотой и се ребряной медалью. впвать пытливость и самостоятельность, вооружать навыками, необходимыми в бу дущей практической деятельности. Сейчас, когда наш народ под руководст вом Коммунистической партии борется за дальнейший подъем сельского хозяйства, особое место среди учебных дисциплин за нимает естествознание. При изучении кур са ботаники необходимо проводить больше работ на учебно-опытном участке, практи чески знакомить учащихся с вопросами агротехники, как, папример, различные сроки сева холодостойких и теплолюбивых растений, различная глубина заделки се- Учебники и пособия для школ города В магазин Книготорга поступила боль-. шая партия учебников и тетрадей. Для школ города и поселков получено более 25.000 различных учебников, 130.000 тетрадей, географические карты и атласы. Для учащихся седьмых, восьмых и де вятых классоз поступили вновь издан* ные учебники по русскому языку, лите ратуре, Конституции СССР и другим пред метам школьной программы. «Мончегорский рабочий». Однако в работе органов народного об- ] мян в почву в зависимости от пх велпчи- разовання, школ и педагогов имеется ряд! ны и характера развивающихся из них существенных недо------ ------------------------------------- ----------- статков. Об этом го ворит то, что окЬло 8 тысяч учащихся не справились с изу чением основ наук. Крайне низкая успе ваемость в Гремих- ской, Мурмашинской школах, в школах Л* 1 и X: 4 г. Мур манска. Большие про белы оказались по математике п по рус скому языку в зна ниях отдельных уча щихся 10-х классов Кольской и Ростин- ской средних школ. В этом году заня тия в школах будут проводиться по ново му учебному плану. Преподавание рус ского языка должно быть поставлено так, чтобы учащиеся соз нательно усвоили и твердо знали основ ные грамматические определения и прави- B связи с введением совместного обучения многие ребята переходят в другие школы. Новые учащиеся придут и в 10-ю базовую школу г. Мурман ска. некоторые наоборот — уйдут из этой школы. На снимке: дети знакомятся со списками, в которых указано, в какой школе они будут учиться. Фото Б. Внріша. Учителя истории. Конституции СССР, гео графии, литературы обязаны научить ре бят пошімать закономерность обществен ного развития, неизбежность победы ком мунизма, как высшей ступени обществен ного развития. Учащиеся должны получить также ма териалистическое объяснение реакционной сущности религии. Литература, как учеб ный- предмет, дает возможность показать ребятам на многочисленных образах хап- жество п лицемерие религиозной морали, ее классовый характер, познакомить с тем, как религия унижает и уродует че ловеческую личность. Показать абсолютную противополож ность, враждебность и непримиримость науки и религии, подвести учащихся к вы воду, что религия, как антинаучная идео логия, мешает строительству коммунизма — важнейшая задача всех учителей. Школа оказывает серьезное влияние на воспитание детей в семье. В то же вре мя она должна принять все меры, чтобы получать активную поддержку- и помощь со стороны родителей и всей общественно сти. Опыт некоторых школ показывает, что при содействии общественности удает ся хорошо организовать внеклассную ра боту, оборудовать учебно-опытные участ ки, учебные кабинеты, что можно привле кать из среды родителей квалифицирован ных руководителей кружков, более осно вательно знакомить учащихся с промыш ленными и сельскохозяйственными пред приятиями. В 1954— 55 учебном году работу в шко лах необходимо вести так, чтобы знако мить партийные и профсоюзные органы с успеваемостью и поведением учащихся, родители которых трудятся па данном предприятии. Надо систематически прово дить па предприятиях, МГС, в совхозах п учреждениях лекции по вопросам воспита ния детей, а также конференции по обме ну опытом, воспитания в семье. Особенно серьезное внимание должно быть об- . -------------- — ------ ------ ращено педагогиче скими коллективами школ на преодолеют буржуазных пере житков в быту от дельных родителей учащихся — алкого лизма, ругани, дра ки, суеверий и т. п. Всю свою работу по коммунистическо му воспитанию моло дого поколения шко ла должна строить п проводить, опираясь на помощь п под держку партийных, комсомольских п профсоюзных органи заций и советских органов. Задача со стоит в том, чтобы добиться резкого пе релома в работе школ, в деле воспи тания подрастающего поколения. Г. БОБРОВ. Заведующий област ным отделом парод- ного образования. новая эпоха в жизни румынского народа Десять лет назад, 23 августа 1944 го да, громя гитлеровские полчища, Совет ская Армия освободила Румынию от фа шистского ига. Этот день стал днем рож дения новой Румынии. Истекшее десяти летне насыщено событиями такого огром ного значения и вместило в себя столько попстине исполинских дел и свершений, что составляет целую эпоху в жизни ру мынского народа. Не так давно в долине реки Тазлэу, в чаще ледов, бродили олени, пробирались сквозь бурелом дикие кабаны. Теперь здесь выросли нефтяные промыслы, а на селенные пункты связаны усовершенст вованными дорогами. С помощью совет ских специалистов румынские нефтяники, вооруженные совершенной техникой, доби лись небывалых успехов. В 1953 году добыча нефти в Румынии составила свы ше девяти миллионов тонн, т. е. намного превысила довоенный уровень, а к концу первой пятилетки (1955 год) достигнет 11 миллионов тонн, т. е. почти в полтора раза превысит максимальную добычу при буржуазно-помещичьем режиме. А добыча нефтп на промыслах Майонештн увеличи лась в 1953 году по сравнению с 1949 годом более чем' в двадцать раз. В старой Румынии распространялись теории о том, что страна-де крайне бедна запасами каменного угля и что имею щиеся месторождения скоро должны ис сякнуть. Эти' лженаучные измышления ныне опровергнуты. Помимо основного каменноугольного бассейна в районе реки Жиу, ныне действуют десятки шахт в других районах страны. С открытием но вых и с реконструкцией старых шахт до быча угля в 1953 году превысила 6 мил лионов тонн, что в 2,4 раза больше до бычи в 1938 году. К концу пятилетки добыча угля возрастет почти до 8,5 мил лиона тонн. Непрерывно растет тяжелая промыш ленность, особенно машиностроение, соз данное за годы народно-демократического строя. Если буржуазно-помещичья Румы ния ввозила из-за границы 99 процентов необходимых машин и оборудования, то народно-демократическая Румыния произ водит различные станки для промышлен ности, сельскохозяйственные машины, электромоторы, турбины, шарикоподшип ники, оборудование для текстильного и пищевого производства, нефтяное, горное и строительное оборудование. По восходящей линии развивается п промышленность, производящая предметы широкого потребления. В 1952 году в стране было выпущено хлопчатобумалшых тканей на 90 процентов больше, чем в довоенное время, а шелковых — на 110 процентов; производство кожаной обуви увеличилось на 1С7 процентов. За годы народной власти объем промыш ленного производства в Румынии значи тельно превысил самый высокий уровень, достигнутый при капитализме В* 1953 году он был в 2,5 раза выше довоенного и в 3,5 раза выше, чем в 1948 году. Об уровне промышленного развития се годняшней Румынии красноречисо свиде тельствует характер ее внешней торговли. До войны Румыния вывозила сырье и пи щевые продукты п ввозила готовые изде лия. Ныне наряду с вывозом традицион ных товаров — нефти, зерна и древесины — все больший удельный вес в экспорте занимают готовые промышленные изделия, в том числе такие, как паровозы, паровые котлы, тракторы, дизельные моторы. В 1953 году объем внешней торговли Ру мынской Народной Республики в 14 раз превысил объем ее в 1946 году. К числу наиболее значительных дости жений Румынской Народной Республики относятся интенсивная электрификация страны, рост энерговооруженности ее промышленности и сельского хозяйства. Румыния располагает огромными энерге тическими ресурсами. Однако в старое время по уровню электрификации страна стояла на одном из последних мест в Европе. Накануне второй мировой войны •общая мощность ее электростанций едва достигала 510 тысяч киловатт. Разрабо танный по инициативе Румынской рабочей партии десятилетний план электрификации предусматривает в период с 1951 по 1960 год сооружение 24 гидроэлектро станций и 13 тепловых электростанций, которые позволят довести общую мощность всех электростанций в стране до 2 мил лионов 600 тысяч киловатт. Таким обра зом, за десять лет будут введены в строй электростанции в пять с лишним раз боль шей мощности, чем те, которые в старой Румынии создавались свыше 50 лет. Де сятилетний план электрификации в Румы нии выполняется успешно. За первые три ! года его реализации мощность электро- I станций достигла 1050 тысяч киловатт. Громадные изменения произошли в сель ском хозяйстве. Румынское крестьянство встало на социалистический путь раз вития. Вот село Бод — самое типичное для Ру мынии. Из поколения в поколение его обитатели гнули спину на помещика и жи ли впроголодь. Отчаявшись прокормить семью, они шли попытать счастья в город, а некоторые вовсе покидали страну... Те перь крестьянину села Бод нет нужды бросать деревню, чтобы прокормиться. Земля стала собственностью тех, кто на ней работает, и сторицей воздает за чест ный труд. Особенно больших успехов доби ваются те, кто объединяет усилия по ее обработке,— члены коллективных сельских хозяйств и товариществ. Успехи коллек тивного труда в хозяйстве села Бод очень характерны. В 1950 году, когда коллек тивное хозяйство здесь только создава лось, посевы производились на 285 гек тарах, а ныне—па тысяче с лишним:Трудя щееся крестьянство снимает богатые уро жаи. Доходы его непрерывно растут. Так, например, Ион Мартсофой вместе с семьей в 1953 году выработал 562 трудодня и по лучил около 1,5 тонны пшеницы, 1,6 тон ны кукурузы, много ячменя, подсолнуха, фуража,, овощей, фруктов и значительную сумму денег... Раньше о таком богатстве Ион Мартсофой и не мечтал. В настоящее время в Румынии сущест вует около двух тысяч коллективных хо зяйств и почти две тысячи товариществ по совместной обработке земли. Они объе диняют свыше 300 тысяч крестьянских семей. Вместе с государственными сельски ми хозяйствами коллективные хозяйства и товарищества обрабатывают почти чет верть всей пахотной площади страны. Румынская рабочая партия и народное правительство поставили перед народом j задачу, выдвинутую самой жизнью, — в кратчайший срок еще выше поднять уро вень сельского хозяйства и добиться зна чительного улучшения в снабжении тру дящихся продовольственными товарами. На постоянную работу в села поехали мно гие тысячи передовых рабочих, агрономов, врачей. Промышленность оснащает сель ское хозяйство самыми современными ма шинами. Создано свыше 200 машинно- тракторных станций. В нынешнем году на полях Румынии работает более 25 тысяч тракторов, сотни комбайнов и много дру гой техники. С ее помовіыо румынский на род успешно разрешает задачу дальнейше го подъема сельскохозяйственного произ водства. Важную роль в этом деле призваны сыг рать развернувшиеся работы по орошению земель в ранее засушливых районах. Об водняется не только Добруджа, как наибо лее засушливая часть Румынии. Новые оросительные каналы проводятся в бассей не Дуная, Ольта, Арджеша и в бассейнах других больших и средних рек. При круп ных гидроэлектростанциях создаются**водо- храпилища. Одно только водохранилище, создаваемое при гидроэлектростанции имени В. И. Ленина в Бнказе, обеспечит орошение 300 тысяч гектаров засушливых степей Северного Барагана. Растет благосостояние румынского наро да, повышается его культурный уровень. Реальная заработная плата промышленных рабочих с 1948 по 1953 год увеличилась в среднем на 37 процентов. Быстро ра стет потребление продуктов питания насе лением. Если принять уровень 1938 года за 100, то потребление хлеба одной рабо чей семьей в 1953 году в Румынии воз росло до 120, подсолнечного масла — до I 264, сахара — до 148 и т. д. Эти цифры, разумеется, дают лишь ограниченное пред ставление об' улучшении жизненных усло вии румынских трудящихся. В 1953 году в румынской деревне было продано в трп раза больше шерстяных тканей и одежды, чем в 1949 году, в трп с лишним раза больше кожаной обуви и т. д. За всю свою историю Румыния не зпала такого культурного подъема, как сегодня. За короткий срок в стране почти полностью ликвидирована неграмотность среди взрос лого населения. Введено всеобщее обяза тельное семплетпее образование. Количе ство факультетов в высших учебных заве дениях увеличилось почти в четыре раза. Чем ближе знакомишься с сегодняшней Румынией, тем более невероятным ка жется, что каких-нибудь десять лет назад она была страной, в которой над каждым трудящимся висела угроза стать безработ ным, каждый пятый ребенок умирал в ко лыбели и каждый четвертый был неграмот ным. Все это навеки ушло в прошлое. В успехах Румынии за истекшие десять, лет отражены энергия, разум и воля ее на рода и его авангарда — Румынской рабо чей партии, ведущей страну к социализ му. Эти успехи — результат тесного сот рудничества румынского народа с Совет ским Союзом ,и странами народной демо кратии. Слова признательности и благодар ности советскому народу за дружбу, по мощь и поддержку •слышатся сегодня во всех уголках Румынии. Истекшее десятилетие ознаменовалось также тем, что Румынская Народная Рес публика вышла па- международную арепу как подлинно независимое государство, проводящее действительно самостоятель ную политику. Острие этой политики на правлено па обеспечение мира п сотруд ничества между народами. Вместе со все ми странами лагеря мира и демократии Румыния прилагает все усилия к тому, чтобы обеспечить мирное развитие всем странам и народам. А. МЕРКУЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz