Полярная правда. 1954, апрель.

Вручение международной Сталинской превши „За укрепление мира между народами" американскому писателю Говарду Фасту (Окончание. Нач. см. на 1 стр.). столь огромное п столь героическое не быть трудным? У нас есть дети, и мы тревожимся за своих детей, ибо человече­ ская жпзпь настолько же в долгу у буду­ щего, ка к и у прошлого. Неужели мы ска­ жем нашим детям, что только потому, что путь к миру был трудным, мы прекратили борьбу и оставили им в наследие пепели­ ще? Я думаю, пет. Я думаю, мы будем бо­ роться за мир, и полагаю, что мы выигра­ ем борьбу за мир, ибо, добившись мира, мы добьемся всего, к чему когда-либо стреми­ лось человечество. Это пе просто мечта. Я знаю, что здесь, в Америке, есть дурные люди; которые за­ мышляют войну и готовят войну и кото­ рые не пощадят сил, чтобы удержать чело­ вечество в состоянии кризиса. Но эти дур­ ные люди замахиваются на жизнь и на­ дежды всего человечества. И не только на­ роды других стран, но и народ моей стра­ ны вновь и вновь заявляют им: «Нет! Мы не хотим войны! Мы будем жить в ыирсі». Такова наша эпоха, и поэтому вручение этой премии мира здесь, в Америке, имеет особое значение. Оно означает для нас, американцев, что брошен вызов во имя мира. Мы должны принять этот вызов и либо показать, что миллионы миролюби­ вых американцев имеют больший вес в на­ шей стране, чем атомные милитаристы, либо обмануть надежды всего человечества и допустить, чтобы позор и ужас стали нашим уделом па многие и многие поко­ ления. Не думаю, что мы согласимся на этот позор и ужас; я скорее считаю, что амери­ канский народ выступит вместе с народами всего земного шара против войны, за мир. ПРЕДМАЙСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ Предпраздничная вахта горняков В*"предмайском социалистическом сорев­ новании самоотверженно трудятся горня­ ки рудника имени С. М. Кирова. Пере­ выполнив квартальную программу, они в апреле еще выше подняли темпы и систе­ матически дают апатитовую руду сверх плана. Только за 1S дней апреля горня­ ки выдалп обогатителям свыше 27 эше­ лонов сверхплановой апатитовой руды. Высоко держит знамя предмайского социалистического соревнования коллектив второго горного участка, успешно завер­ шивший па днях выполнение пятимесяч­ ного задания. С каждым днем повышают производительность труда коллективы 6-го и 5-го горных участков. Высоко­ производительный труд дал возможность горнякам шестого участка 10 апреля за­ вершить выполнение своего четырех­ месячного задания. 16 апреля этого же добились горняки пятого участка. Успехи передовых горных участков — это результат широко развернутого со­ циалистического соревнования, умелого использования имеющихся резервов рос­ та производительности труда, творческой инициативы горняков р борьбе за осу­ ществление взятых социалистических обязательств. Кировск. (Наш соб. норр.) По призеру москвичей Развивая по примеру коллективов пе­ редовых предприятий Москвы социалисти­ ческое соревнование за дальнейший подъ­ ем производительности труда, труженики обогатительной фабрики комбината «Апа­ тит» одержали иовую победу: 14 апреля на 6 дней раньше, чем намечалось по обязательству, завершено выполнение за­ дания четырех месяцев по выпуску апа­ титового концентрата. Впереди технологических бригад апати­ тового цеха идет смена, возглавляемая коммунистом тов. Неустроевым. Ежеднев­ но, добиваясь улучшения технологии, изыскивая и приводя в действие все но­ вые и новые резервы, коллектив этой смены план 18-тп дней апреля выполнил на 116,2 процента. Извлечение апатита из руды повысилось на 1,2 процента против нормы. Следуя примеру передовой бригады, успешно работают коллективы других цехов фабрики. Труженики цеха 4 (начальник тов. Чуров) в эти ^ дни выполняют суточное задание на 165 — 175 процентов. Здесь особенно плодотвор­ но трудится коллектив бригады, которой руководит техник тов. Турылев. Бригада ежедиевио дает около двух сменных норм. С энтузиазмом трудятся ремонтники фабрики. Н. АХМАТОВ. Старший диспетчер обогатительной фабрики. Выполнили годовой план Стоял ясный, безветренный день. Мото- 'бот «Мираж» колхоза «Энергия» возвра­ щался в порт пз Мотовского залива с пол­ ным грузом. Экипаж судна принимал все меры, чтобы пе упустить драгоценного времени, полностью использовать благо­ приятную промысловую обстановку. Па лицах рыбаков играла ^радостная улыбка, в кубрике шел веселый разговор, слышались шутки.Да и ка к было не ра­ доваться промысловикам! В этот день онп завершили выполнение годового плана. Славно потрудилась вся команда мото­ бота. Промысловики с честью сдержали свое слово, досрочно выполнили предмаи- екпе соцпалпстпческпе обязательства. — В прошлом году, — говорит быва­ лый рыбак, капитан судна Василий Федо­ рович Луков, — экипаж нашего мотобота выполнил два годовых задания. В нынеш­ нем году мы будем работать еще лучше, дадим стране ие одну сотню тонн рыбы СЕерх плана. Пусть только коллективы ры­ боприемных пунктов организуют быструю разгрузку, судна. А факты длительных простоев в порту в ожидании уборки ры­ бы повторяются часто. Вот и в этот раз, когда мы пришли в Порт-Владимип, здесь ожидали выгрузки пять судов. П нам пришлось пойти в Сайда-губу, чтобы со­ хранить богатый улов и ускорить сдачу рыбы. М. НОСОВ. П А Р Т И Й Н А Я Ж И З Н Ь Рассказ пропагандиста — важный элемент занятия п о л я р н а я п р а в д а : Большое значение в учебном процессе кружка имеет рассказ пропагандиста. Рассказ, насыщенный богатым идейным содержанием, прсподнесенный с учетом особенностей состава слушателей и их за­ просов, оказывает огромное влияние на весь ход изучения марксистско-ленинской теории в кружко. Он помогает слушате­ лям четче уяснять и глубже усваивать основные идеи изучаемой темы, разобрать­ ся в сложпых вопросах, правильно орга­ низовать самостоятельную работу над ма­ териалом. А всо это. конечно, развивает интерес к изучению марксистско-ленин­ ской теории, повышает активность слуша­ телей. Поэтому в своей работе пропагандиста кружка основного типа второго года обу­ чения по изучению истории партии, в ко­ тором занимается средний медицинский персонал железнодорожной больницы г. Кандалакши, я уделяю большое внима­ ние рассказу. Регулярно посещаю семи­ нар пропагапдп-тов где получаю основ­ ное представленне о теоретических вопро­ сах предстоящей темы, о методике прове­ дения занятия Неоценимое значение имеет систематическое чтение газет, жур­ налов. В нпх можно найти не только ин­ тересные факты, но и иллюстрации, кар­ ты. Так, например на оіном из занятий, посвященном борьбе Коммунистической партии за завершение строительства со­ циалистического общества, я рассказала о подъеме благосостояния советского парода в результате досрочного выполнения вто­ рой пятилетки Я подчеркнула слушателям, что забота о благосостоянии народа яв­ ляется высшим законом для Коммунисти­ ческой партии. Как нельзя лучше это выражает нынешний этап развития Совет­ ского государства, когда решаются воп­ росы крутого подъема производства пред­ метов народного потребления с тем, чтобы в ближайшие 2 — 3 года создать их оби­ лие в стране В противоположность этому, на голод и нищету обречены трудящиеся капиталистических стран, задавленные бременем эксплуатапин и колоссальных налогов. Сделать эти мысли наиболее убедительными помогли мне географиче­ ские карты, схемы. На одной пз них. взятой нз централь­ ной газеты, обозначены пункты Советско­ го Союза, где строятся крупные предприя­ тия легкой промышленности, которые бу­ дут выпускать товары для советских лю­ дей. Другая, противоположная карта показывала агрессивную политику импе­ риалистов. На ней обозначены многочис­ ленные военные базы, построенные и строящиеся па территории Западной Гер­ мании и других сттззн. У нас — стрем­ ление к миру и благополучию людей, у них — подготовка к воине и обнищание трудящихся. Начиная рассказ, коротко останавли­ ваюсь на предыдущей томе, напоминаю полол:ения ее с тем, чтобы переход к изучению новой темы был последователь­ ным и логически вытекал из предшест­ вующего. Преподнося слушателям новый материал, главное внимание уделяю рас­ крытию основной идеи темы разъяснению наиболее сложных вопросов. Указываю также, на что надо обратить внимание при самостоятельной подготовке. Все ото за­ ранее продумывается и закрепляется в конспекте, который я составляю подробно. Но главным образом интерес кружков­ цев вызывается но вопросами пропаганди­ ста в ходе рассказа, а тем. насколько до­ ходчиво и интересно построен рассказ, насколько он увлекает слушателей. Для этого использую художественную литера­ туру. Так, при изучении темы: «Комму­ нистическая партия в борьбе за коллекти­ визацию сельского хозяйства (1930 — 1934 гг)» мной приводились выдержки из произведений Шолохова «Поднятая целина», Панферова «Бруски». Необходимо также тесно увязывать ма­ териал с конкретной исторической обста­ новкой. с задачами сегодняшнего дня. Важно иллюстрировать вассказ примера­ ми из жизни города и области, и которой живут слушатели. Практика показывает, что такое построение рассказа будит мысль слушателей, заставляет их глубже осознавать окружающую действительность, так ярко утверждающую неизмеримое превосходство социалистического строя над капиталистическим. Ведя занятпе по X II главе Краткого курса истории партии, разъясняя, что Со­ ветская Конституция не ограничивается Формальным провозглашением прав граж­ дан. а гарантирует их осуществление, я остановилась подробно нз тех вопросах, которые наиболее близки кружковцам. Рассказала, что право советских людей на получение бесплатной медицинской помо­ щи реальио обеспечивается широким раз­ махом советского здравоохранения. Совет­ ский Союз стоит на первом месте в мире но количеству кадров квалифицированных модицпнеких работников, обслуживающих население. Только врачей у нас насчиты­ вается около 300 тысяч и почти 900 ты­ сяч средних медицинских работников. В 1953 году количество мест в больницах возросло на 55 тысяч коек. Железнодо­ рожники узла станции Кандалакша имеют оборудованную поликлинику с Физиотера­ певтическим кабинетом, грязе-н водоле­ чебницами. Подчинение рассказа раскрытию основ­ ной идеи темы, построение его в плане раскрытия творческого характера разви­ тия марксистско-ленинской теории способ­ ствуют политическому росту слушателей. Если раньше, в начало учебного года от­ дельные кружковцы иа вопросы отвечали заученными Фразами из учебника или только указывали факты и цифры, не делая выводов, то сейчас они стремятся сделать обобщение сказанному, а факты все больше используют, как аргументы. Так, слушатель кружка тов. Егорова мате­ риал раньше не конспектировала, высту­ пала ио заученному тексту, вне связи с современностью. Сейчас сс совсем не узнать — говорит свободно, осмысленпо. Подготовка к рассказу требует от про­ пагандиста много .сил и времени. Попятно поэтому, что партийные комитеты долж­ ны повседневно помогать пропагандистам в этом. Но в действительности дело об­ стоит далеко не так. Если семинар пропа­ гандистов оказывает нам помощь в ра­ боте, то этого нельзя сказать о библиотеке узлового парткома. Упущением в ее дея­ тельности является отсутствие заботы о подборе для пропагандистов наглядных по­ собий, художественной литературы и т. д. Серьезные претензии у нас есть и к Кандалакшскому горкому КПСС. Отдел пропаганды и агитации горкома никак не может организовать чтение теоретических лекций для пропагандистов но произведе­ ниям В. И. Ленина. II. В. Сталина. Ра­ ботники горкома партип мало выступают перед пропагандистами с докладами, в ко­ торых бы разъяснялись хозяйственно-по- лптпчсские задачи, стоящие перед нашим городом, давалась характеристика работы предприятий. А. ШАБАЕВА. Пропагандист. Советский Союз вступил в Организацию Объединенных Надий по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО) • 97 (7819) 24 апреля 1954 г. На днях Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов направил через По­ сольство СССР во Франции Генеральному Директору ЮНЕСКО Л. Эвансу письмо, в котором сообщил, что правительство Со­ ветского Союза решило принять Устав Организации Объединенных ІІаций по вопросам просвещения, науки и культуры и поручило Послу СССР в Англии подпи­ сать этот Устав от имени Правительства СССР. 21 апреля с. г. Посол СССР в Англии , Я. А. Малик подписал в Лондоне Устав ЮНЕСКО. ВМИНИСТЕРСТВЕ ИНОСТРАННЫХДЕЛ ССР КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Большое событие в советской на у к е о море*) Изданный в конце 1953 года II том «Морского Атласа» оправдал надежды и требования широких кругов географов, преподавателей п учащихся высших учеб­ ных заведений, научных работников, ка­ питанов и штурманов морского флота. Как известно, в I томе «Морского Ат­ ласа». вышедшем в 1950 году и отмечен­ ном Сталинской премией, были помещены общие навигационно-географические ха­ рактеристики морей, океанов, отдельных морских районов и главнейших портов мира. Во II томе широко показаны основ­ ные физико-географические характери­ стики мирового океана. Второй том состоит из 76 основных цветных карт. В первом разделе, на 6 ли­ стах, показаны важнейшие морские пла­ вания п экспедиции, приводятся основ- ные..сведення по истории географических открытий, исследований океанов и морой. Второй раздел посвящен океанографии морей, океапов и отдельных морских рай­ онов, строению ложа океанов и вопросам биологии моря. В третьем разделе приве­ дены данные о климате Мирового океа­ на, показаны географическое распределе­ ние осповпых метеорологических элемен­ тов и климатообразующпх факторов и климатическое районирование земного шара. В четвертом разделе на 7 каргах содержатся обзорные данные и справоч­ ные сведения по земному магнетизму, картографии п астрономии. Содержание «Морского Атласа» охва­ тывает полностью главные черты и осо­ бенности Мирового океана, знания кото­ рых необходимы людям, связанным с корем. *) «Морской Атлас», том II, Физико- географический. Издание главного шга- ба военно-морских сил. 1953 г.- Огромный интерес представляют исто­ рические обобщения на ряде карт «Мэр­ ского Атласа», где показаны важнейшие морские экспедиции. Охватывая период от IX века до наших дней, данные на картах убедительно показывают, что пре­ вращение нашего государства в великую морскую державу является закономерным и естественным завершением дальних походов и экспедиций русских промыш- леппнков, моряков и ученых. ь Славяне па Балтийском, Черном и Азовском морях в IX и X веках, новго­ родцы на Балтике в XI веке, архангель­ ские поморы в Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях в XV веке, сибир­ ские казаки во всех наших арктических морях, в Охотском и Баренцовом морс в XYII веке и, наконец, появление русских на Аляске в середине XVII века — все это славпые страницы пашей морской истории до XV III века. История освоения Мирового океана русскими людьми в IX — XV III веках по своему героизму и прогрессивному значе­ нию превосходит значение плаваний и от­ крытий, совершаемых в этот же период испанскими, португальскими, английски­ ми и голландскими купцами. Нельзя за­ бывать, что на долю русских мореплава­ телей выпало открыть миру наиболее су­ ровые в природном отношении северные и дальневосточные области суши и морские районы. Особенный интерес представляют кар­ ты «Морского Атласа», на которых пока­ заны достижения русских мореходов в освоении дальневосточных побережий и северозападпых побережий Северной Аме­ рики в первой половине XIX века. Мор­ ские пути, проложенные мпогочислеииы- нымп кругосветными путешествиями рус­ ских, надежно связывали Архангельск и Петроград с Петропавловском на Камчат­ ке и портом Ново-Архангельск на Аляске. Славные морские традиции освоения и изучения Мирового океана с успехом продолжены в советское время. Однп пз крупных морских путей мира — Север­ ный морской пугь — стал надежной ма­ гистралью, соединяющей европейские со­ ветские порты с дальневосточными поспо­ собствует расцвету народного іозяйства северной Сибири. Моряки и ученые фло­ тилии «Слава» в наши дни являются до­ стойными преемниками Беллипгаузеиа и Лазарева в изучении Антарктики. Для ученых*мореведов большим под­ спорьем в научно-исследовательской рабо­ те являются листы «Морского Атласа», на которых даны физико-географические характеристики и особенности океапов, морей, важнейших проливов. Рельеф дна, размещение зон землетрясений п вул­ канов, дапные о геоморфологии материков и океанов, характеристика берегов, грун­ ты дна, температура поверхностных вод в различные сезоны, соленость поверхно­ стных слоев, плотность вод, данные о важнейших гидрологических разрезах, о распределении льдов, течения, приливы, волнения, данные о биологии морей, рас­ пространении рыб. морских птиц, мор­ ских водорослей — вот далеко цс полный перечень сведений, помещенных иа кар­ тах атласа. Будучи последовательной в создании комплексного морского пособия, редакция атласа уделила в нем надлежащее ме­ сто климату и рассмотрению климатооб- разующих факторов. Такие вопросы, как характеристика теплового баланса поверх­ ности пашей планеты, температура возду­ ха, давление воздуха и распределение воздушных масс, траектории циклопов и антициклонов, осадки, облачность и ту­ маны рассматриваются в а гласе широко и могут удовлетворить, как самые квали­ фицированные. так и общепознаватель­ ные требования. Все помещенные в атласе сведепия на­ ходятся па высоком научном уровне и в то же время нужны для решения важных практических задач. Некоторые частные замечания, которые можно сделать в ад­ рес некоторых карт, не могут снизить об­ щей высокой цеппостп пособия. Так, нам кажется, что па карте X* 14 обрывистый и скалистый северо-западный берег остро­ ва Врангеля неправильно отнесен по ти ­ пу к ровным берегам наносного проис­ хождения. Это правильно только в отпо- шепии срверо-посточпого берега этого ост­ рова. Карту 25 — «Полярные льды» — необходимо было снабдить надлежащим текстом и охарактеризовать мощность пловучнх льдов, так ка к у не специали­ стов может появиться представление о паковых льдах, ка к о льдах неподвижных. В карте, относящейся к распределению полярных льдов в нарте, необоснованно в зону пловучих льдов в арктических морях, включены п те зоны морей, которые в марте обычно покрыты неподвижным лс- дяпым покровом — припаем. В отношении оформления издания «Морской Атлас» является крупным до­ стижением советской литографии. Пре­ красная бумага, высокая художествен­ ность в подборе красок на картах, точ­ ность печати делают атлас доходчивым и долговечным пособием. Составители атласа проделали огром­ ную исследовательскую работу. Об эгом свидетельствуют тексты, которыми сопро­ вождаются карты. В этих текстах сжа­ то, по с богатейшим содержанием излага­ ются совремеппые паучные выводы о прпроде Мирового океана и процесса, происходящих в н#*м Широкое обобщение физико-географических открытий и пссле дований, выполненное авторами в атласе, является важным пособием для большого круга специалистов в самых различных отраслях практической и научной ’ дел тельпостн. Подобных изданий не было ни где за рубежом. Советская география может с полным основанием гордиться новым крупным до­ стижением — в СССР издан труд, в ко­ тором наиболее полно изложены основные сведения о Мировом океане. П ГОРДИЕНКО. \ Кандидат географических паук. 23 апреля Первый Заместитель Мини­ стра Иностранных Дел СССР А. А. Гро­ мыко принял Временного Поверенного в делах Австралии в СССР г-на Б. К. Хилла н вручил ему ноту Советского Правитель­ ства следующего содержания: «Правительство Союза Советских Со­ циалистических Республик считает необ­ ходимым заявить Правительству Австра­ лии следующее. 3 апреля с. г. третий секретарь По­ сольства СССР в Австралии В. М. Петров, выполнявший в Посольстве консульские и хозяйственные функции, выехав из Кан­ берры в Сидней в слу-жебную командиров­ ку , не возвратился в Посольство. 7 апреля Посольство обратилось в Ми­ нистерство иностранных дел Австралии с просьбой о принятии мер к розыску Пет­ рова. Несмотря на неоднократные напо­ минания Посольства, в течение почти не­ дели Министерство не давало ответа на обращения Посольства. Произведенной в связи с исчезновени­ ем Петрова тщательной ревизией было обнаружено, что Петров путем подлогов присвоил себе крупную сумму государст­ венных денег, совершив, таким образом, уголовное преступление. Требование По­ сольства, заявленное устно, а затем подт­ вержденное в ноте от 21 апреля, принять меры к задержанию Петрова, как уголов­ ного преступника, иі передать его По­ сольетву, Правительством Австралии до сих пор не удовлетворено. В то же время австралийские власти на­ чали широкую клеветническую кампанию против Советского Посольства в Австралии н объявили Петрова политическим эми­ грантом, ссылаясь при эрм на какне-то документы, переданные якобы Петровым, которые могли быть только фальшивками, сфабрикованными по заданию лиц, заин­ тересованных в ухудшении советско-авст­ ралийских отношений. Болес того, австралийские власти пред­ приняли ряд шагов, рассчитанных на дальнейшее обострение отношений с СССР и создание невозможных условий для нор­ мальной деятельности дипломатического представительства Советского Союза в Австралии. Так, австралийские власти предприняли шаги к организации похищения жены Петрова, которая хотела выехать в Совет­ ский Союз. Дело дошло до того, что нака­ нуне отъезда Е. А. Петровой в австралий­ ских газетах, в частности, в газете «Сан- дэй Тэлеграф», было опубликовано сооб­ щение, из которого было видно, что авст­ ралийские власти принимают меры, чтобы Насильственно задержать Петрову в Авст­ ралии. 19 апреля Посол Советского Союза Н. И. Генералов посетил исполняющего обязан­ ности Министра иностранных дел Мак­ брайда и, сославшись на это сообщение австралийской печати, потребовал принять надлежащие меры к предотвращению вся­ ких попыток помешать отъезду Петровой. При этом Посол заявил, что если при отъезде Петровой будут предприняты ка- кпе-лпбо действия, которые помешают ее нормальному выезду из Австралии, Со­ ветское Правительство будет рассматри­ вать такие действия, ка к насильственное задержание сотрудника Советского Посоль­ ства н вся ответственность за это ляжет на Правительство Австралии. Несмотря па это, 19 апреля вечером на аэродроме в Сиднее при отъезде из Авст­ ралии Е. А. Петровой, второго секретаря Посольства Ф. В. Кислицына и двух ди­ пломатических курьеров Ф. Н. ЗКаркова н В. В. Карпинского группа явно подобран­ ных лиц, действовавших в полном контак­ те с находившимися ііа аэродроме пред­ ставителями австралийской полиции, пы­ талась насильственно захватить Петрову и не дать ей возможности сесть в самолет. При этом некоторые из них, при прямом содействии австралийских властей, набро­ сились на первого секретаря Посольства А. Г. Вислых, его жену Р. В. Вислых, со­ ветскую гражданку II. И. Антонову, при­ бывших иа аэродром проводить указанных советских граждан, а также на Кислицы­ на и советских дипломатических курьеров и иримепили в отношенпп пх физическую силу. Присутствовавшая при этом авст­ ралийская полиция не только не оказала необходимой защиты советским диплома­ там от явного произвола и беззакония, но один нз полицейских сам нанес удар пер­ вому секретарю Вислых. Поскольку попытка похитить Петрову в Сиднее не удалась, и самолет проследовал в австралийский порт Дарвин, австралий­ ская полпция в этом порту сама прибег­ ла к насильственным мерам с целыо за- держапия Петровой. Ко времени призем­ ления самолета в Дарвине на аэродром прибыл Заместитель администратора Се­ верной Территории Австралии Р. Лейдин с отрядом австралийской полиции. После приземления самолета Петровой, Кислицы­ ну и двум советским дипломатическим курьерам было предложено выйтн из са­ молета, вслед за чем пх сразу же окружи­ ли полицейские, схватившие Петрову, ко­ торая затем была увезена с аэродрома на полицейской машине. Австралийские полицейские, организовавшие под руко­ водством упомянутого Лейдина похи­ щение Петровой, применили насилие в отношении второго секретаря Посоль­ ства Кислицына, подвергли принуди­ тельному с применением физической силы обыску советских дипломатических курье­ ров. Как видно из нескольких публичных заявлений Премьер-министра Австралии г-на Мензиса и других официальных представителей Австралийского прави­ тельства, план похищения Петровой был заранее разработан Австралийским прави­ тельством, решившим насильственно за­ держать Петрову. Так, по сообщению кор­ респондента агентства Рейтер в Канберре, в своем заявлении от 20 апреля г-н Меп- зис указал: «Мы организовали дело таким образом, чтобы па аэродроме Маскот (Сидней) находились представители наше­ го министерства иностранных дел, нашей службы безопасности п службы безопас­ ности этого штата... После и до отъезда г-жи Петровой положение было весьма тщательно рассмотрено министром юсти­ ции, исполняющим обязанности министра иностранных дел, и мной...» Как явст­ вует из заявления г-на Мензиса, в само­ лет, в котором следовали сотрудники Со­ ветского Посольства и советские дипло­ матические курьеры, был посажен спе­ циальный агент службы безопасности с целыо склонить Петрову остаться в Авст­ ралии. Г-н Мензнс заявил: «Я немедленно дал указание руководителю службы безо­ пасности, чтобы с командиром самолета, в котором уже следовал один агент, соглас­ но заранее принятым памп мерам, поддер­ живалась связь во время полета, н просил выяснить у г-жи Петровой... не хочет л и ^ она остаться в Австралии». • Правительству Австралии, как это вид­ но из заявления г-на Мензиса от 19 апре­ ля, переданного корреспондентом агентст­ ва Рейтер из Сиднея, было известно, что Петрова не имела намерения остаться в Австралии. В этом заявлении г-н Мензнс сказал, что «нет никаких доказательств того, что Петрова уехала пе по собственно­ му желанию». Учитывая это, Австралий­ ское правительство приняло дополнитель­ ные меры с тем, чтобы осуществить насиль­ ственное задержание Петровой в Дарвине. «Благодаря нашему предвидению,— зая­ вил г-н Мензпс 20 апреля,— в Дарвине уже находились представители наших ор-. ганов безопасности, которые должны были встретить самолет». Отметив, что указа­ ния правительства были выполнены За­ местителем администратора Северной Тер­ ритории Лейдиным и службой безопасно­ сти, австралийский премьер-министр под­ черкнул в своем заявлении 20 апреля, что «быстрая изоляция г-жи Петровой от двух курьеров, когда они сходили с са­ молета в Дарвине, * представляла собой часть плана». Провокационная шумиха, раздуваемая Австралийским правительством вокруг уго-. ловпого преступника Петрова, похищение австралийскими властями сотрудницы -Советского Посольства в Австралии Петро­ вой, нападение на советских .дипломатов и советских дипломатических курьеров, а также обыск дипломатических курьеров австралийской полицией, причем произве­ денный с применением физического воз­ действия. являются грубейшими наруше­ ниями общепризнанных норм международ­ ного права н недопустимы при наличии нормальных дипломатических отношений мел:ду государствами. В связп с этим Пра­ вительство СССР заявляет решительный протест против указанных беззаконий, от­ ветственность за которые несет в полной мере Австралийское правительство. Советское Правительство попрежнему настаивает на том, чтобы австралийские власти незамедлительно передали Совет­ скому Правительству уголовного преступ­ ника Петрова, веірпу.тп похищенную сот­ рудницу Посольства Петрову и чтобы ви­ новные в совершении перечисленных вы­ ше актов насилия были строго наказаны. Советское Правительство констатирует, что подобные действия Австралийского правительства, несовместимые с элемен­ тарными требованиями мелцународного общения, создают обстановку, не только исключающую возможность нормальной дипломатической деятельности Советского^ Посольства, но и представляющую угрозу’* для личной безопасности персонала По­ сольства.’ При создавшихся условиях Советское Правительство решило немедленно отоз­ вать Посла СССР в Австралии и весь пер­ сонал Советского Посольства. В свою оче­ редь Советское Правительство заявляет также о невозможности при таких усло­ виях дальнейшего пребывания в Москве персонала Посольства Австралии». Поверенный в делах Австралии в СССР заявил, что он немедленно передаст ука ­ занную ноту своему Правительству. • ІІІІІШ Ш ІІІІІІІІІІІІШ ІІ- Вечер, посвященнЬій В. В. /Чаяковсколѵу Трудящиеся поселка Кола собрались на днях в районном клубе нз литературно- художественный вечер, посвященный та­ лантливейшему поэту советской эпохи В. В Маяковскому. Лекцию о жизни и литературном твор­ честве В. В. Маяковского прочитала учи­ тельница Кольской средней школы тов. Розснквель. Участники художественной самодея­ тельности клуба и читатели районной библиотеки выступили с чтением произ­ ведений поэта. Опн прочитали отрывки пз поэмы «Владимир Ильич Ленин», сти­ хотворения «Во весь голос» п другие. Хорошо прочитал «Стихи о советском пас­ порте» Сергей Абросимов. А. ЧЕЖИНА. ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz